Бог наказывает или нет. Путь богопознания

Люди, сталкиваясь с несчастьем, часто задаются вопросом: "За что наказывает бог?" Что бы ни произошло, смерть близкого человека, несчастный случай или внезапная болезнь, многие убеждены в том, что это наказание от Бога. Так ли это на самом деле? Всегда ли в наших страданиях виновен Бог?

Причины для наказания

На примере евреев мы можем увидеть, за что наказывает бог. Вспоминая историю жизни древних израильтян, когда Бог избрал их особой нацией, можно увидеть причины, из-за которых они лишались божьего расположения. Всякий раз, когда евреи совершали против Бога тяжелые грехи и не проявляли искреннего раскаяния, они терпели неудачу.

Есть ли у Бога право негодовать, гневаться на нечестивых людей? Он имеет на это полное право, как Создатель, как Творец всей Вселенной! Причем, такие качества, как любовь и справедливость, присущие ему, помогают не наказывать людей до тех пор, пока их грех не доходит до предела.

Плохие поступки и речь непослушных людей, вот причины для наказания. И если люди, поступающие незаконно, не всегда наказываются государством, от божьего взгляда им не убежать. Рано или поздно, делающие зло, будут наказы божьим судом. Яркое тому подтверждение, стих из Библии 1 Тимофея 5:24.

Всех ли Бог наказывает

А, наказывает ли бог тех, кто меняет свой образ жизни? Нет! Совершение ошибки не является для бога существенной причиной для наказания. Он смотрит на отношение человека к совершенному греху. Если у него есть возможность измениться, делает ли он это? Не перекладывает ли он свою вину на других людей? Беспокоит человека больше репутация перед людьми или чистая совесть перед Богом? Взвесив все обстоятельства грешника, Бог решает наказывать его или простить. Такому Богу приятно служить!

Но, как быть с нашим несовершенством? Ведь именно наша греховная плоть принимает решения, которые влекут за собой плохие последствия. А нам может казаться, что это наказание от Бога. Не будем забывать, что часто наша собственная недальновидность и приводит нас к страданиям. Виноват ли будет бог, если мы купим дом в сейсмонеустойчивой зоне и пострадают наши близкие? Или мы получили травму по неосторожности, разве бог виновен в переломе или растяжении? Не мы ли ответственны за немудрые решения или спешку?

Почему бог наказывает?

И все же, давайте разберемся, почему бог наказывает? Чтобы понять это, в лице бога представляйте своих родителей, которые очень любят вас и пекутся о вашем благополучии. Так вот, прежде чем наказать ребенка за непослушание, родители несколько раз предупредят его об опасности. Объяснят, почему стоит прислушаться к их совету. Поэтому наказание происходит, когда исчерпаны словесные предупреждения.

Но, главное, наказание - это любящая мера. Ведь, "кого любит бог, того и наказывает".

Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме.

С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира.

Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности.

Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю.

Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.

Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Это не гнев Божий, а наша глупость казнит нас вдали от Бога. Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.

Человек сам несет ответственность за свой выбор, за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвященном его жизни. Страницы своей хартии мы пишем сами, сию секунду, под вежливым взором переживающего за нас Христа. Гнев – это вещь, совершенно не приложимая к Богу.

Когда не было Христа и апостола Павла, не было и слов о Любви, то люди справедливо решили, что Бог – это некто вроде Небесного Царя и Судьи. Этому Судье зачем-то потребовалось создать мир. В нем Он утвердил правила. Благо – следование Его Закону. Грех – преступление перед Законом, беззаконие. Преступление предполагает наказание. Все как у людей: Царь, суд, тюрьма или санаторий.

Но у Бога все не как у людей. Он благ. Он пребывает в абсолютном покое. То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. «Гнев Божий» – это Промысл, криво отраженный в нашей душе.

Безобразничает человек – Господь лишает его силы к греху. Безумствует и приносит горе – связывает, как больного в клинике. Не потому что строг и зол, а потому что желает спасения безумцу.

Читаем в Евангелии о больном:

И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Отметим три важных момента, которые не уловили фарисеи.

Во-первых, его принесли к Богу. Бывает, Бог Сам пытается привлечь к себе загулявшего сына. А тут Его работу сделали люди. Значит, любовь где-то теплилась рядом с больным, и он мог ей научиться. Это частично приклонило внимание Христа к этой компании среди моря народа.

Второе – «видя веру их». Мы тоже водим своих немощных родственников по больницам, имея на руках полис или деньги. А эти пришли и без страховки, и без денег. На что они надеялись? На чудо! Ничего себе. Так вот быть уверенным, что если подергать Бога за край ризы, то вот тебе Он и даст. Для того чтобы потребовать чуда, нужно иметь абсолютную уверенность в Его любви. Нужно знать Бога. А в этом и есть вера. Ведь не делами закона они пришли покупать здоровье товарищу.

Этим поступком друзья больного исповедали новое, сказать точнее, забытое качество Бога – благость и любовь. И свидетельство было публичным, что в данном случае тоже было важно.

И, в-третьих, Христос, зафиксировав первые два момента, учит больного: «Делай точно так же, как твои друзья: люби ближнего и знай, что Бог благ. Бог называет тебя чадом, уясни, что Он не царь, не судья, а Отец тебе!»

«Дерзай » – так говорят ребенку, делающему первые шаги.

«Прощаются тебе грехи » – в этом диалоге означает, что если заблудший сын меняет вектор движения от погибели к Богу, то он больше не грешен.

Не случайно в Слове Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, написано:

«… любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

Потрясающие откровение святого: и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит.

То есть Богу не так важны дела, как цель, к которой стремится душа.

Именно разное понимание греха и породило конфликт фарисеев и Христа. Фарисеи были возмущены УДО – условно-досрочным освобождением больного. Ведь им казалось, Бог такой же, как они – судья, прокурор, охранник в одном лице. Мы часто приписываем Богу свои немощи.

Вот на преступника наложено наказание, внесен приговор, назначен срок. От народа Израиля такому преступнику позор и изоляция. Для фарисеев грех – статья Закона. Для Христа грех – вектор, движение от Бога. То есть грех – все, что сделано без Бога. А благо – все, что сделано во имя Бога. Очень просто, если положить в основу любовь. Для фарисеев основа закона – страх. Для Христа – любовь. В глазах фарисеев пришел некто, ломающий Закон и вводящий новые правила.

Покушение на Закон в их глазах было покушением на основы мироздания, на основы договоренностей Бога и человека. Бог ранее ничего им не говорил о любви по их жестокосердию. Но когда в Израиле накопилась критическая масса людей с чистым и милостивым сердцем, новый этап откровения стал возможен.

И самая главная тема конфликта – присвоение Христом Себе полномочий Бога: оставлять грехи. Для иудеев Бог был подобен какому-то грозному, великому, непостижимому существу. Его слава лишь отчасти была видима ими в светлом грозном облаке, блистающем молниями и водившем Израиль по пустыне.

Вот тут-то и проходит очень важная грань познания Бога в истории человечества. Поступок Христа был молнией личного откровения. Бог Сам приподнял завесу Своей таинственности. Сам, желая мира, постарался устранить отчуждение. Сам напомнил о Своей феноменальной близости. Он дал новую трактовку греха как нежелания человека любить Бога. Он показал, что не хочет общаться со своим творением посредством договора. Мы ведь не бизнес-партнеры, а родня.

Этим исцелением Христос напомнил забытые слова о том, что сказал Бог в день творения Адама:

Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.

Ясно, что не по внешнему подобию, а по внутреннему. А внутренняя печать и есть часть Бога, живущая в нас. Печать Бога в душе – это не мертвый штамп на бумаге. Душа – не бумага, а образ – не мертвый оттиск. Это отражение в живом зеркале живого Образа. Он не только внешний! Он и внутри человека. Он всеобъемлющий. Живая печать Бога вообще видна на всем, что есть в мире. Бог рядом.

Христос, по сути, не сказал ничего нового. Просто фарисеи забыли о главном, о божественных дарах, об отцовском перстне на руке: о свободе, родстве и любви. И это оказалось страшным в своих последствиях. Не потому был разрушен Иерусалим, что иудеи распяли Христа и кричали:

– Кровь Его на нас и на наших детях.

Христос жалел город и плакал, глядя на Иерусалим, готовящийся рухнуть в бездну. Христос не мстил. Это люди распявшие Христа, отведя руки Бога, сами прошли ворота Мордора и отдали себя во власть разрушения.

Что можно было сделать, если и слезы, и радость Христа не смогли их остановить: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

Никто не желал смерти Иерусалиму, кроме него самого. Народ перестал соображать, что Закон и жизнь в Боге есть разные вещи. Грехом Иерусалима стало то, что вектор его движения стал направлен не в сторону Бога, а в сторону механического Закона, прочь от Замысла Бога, реализованного во дни творения.

Этот диалог с фарисеями был попыткой напоминания о существе отношений между Богом и человеком. Христос не гневался и укорял фарисеев довольно мягко. Вообще, они были единственными оппонентами, с кем он считал нужным говорить. Он призывал их посмотреть не на букву закона, а на свое сердце, которое должно были ликовать, находясь рядом с Господом. А оно не дрогнуло и осталось недвижимым. Христос тщетно пытался разбудить их сердца. Он остался верен Своему доброму, неожиданному для них отцовскому чувству:

Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Он считал нужным говорить с ними. Он считает нужным говорить и с нами добрыми словами, ожидая, когда мы повернемся к Нему лицом.

Как хорошо об этом обращении сказано в восьмой молитве Иоанна Златоустого вечернего правила:

«Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива» .

Драматургия тех дней и сегодня актуальна для каждого человека, живущего в мире. Мы можем сами выбирать, кто нам Бог: Судья или Друг, Отец или некто внешний. Сами устанавливаем с Ним отношения: договор или любовь. Сами решаем, что нам думать о Боге – зол Он или благ. Человек может даже решить, что Бог ему не нужен. Решение быть с Богом или без Него – главное решение в жизни. А следующее решение – кем мы хотим видеть Бога.

Ему хочется, чтобы мы были Ему чада. Ему хочется быть родным Отцом.

Главное – не ошибиться, как уже однажды ошиблись люди, спорящие со Христом. Им хотелось, чтобы он был Царем и Судьей, жить с ним по Закону, выключив сердце, вытолкнув Бога на небо. Им хотелось что-то отдать Богу, а что-то оставить себе. Зажать.

Бог оставил человеку некоторое пространство свободы внутри его личности. А человек, пользуясь свободой, решил его существенно расширить. Что, собственно, и было предметом первородного греха. Человеку захотелось иметь свое собственное пространство, в которое бы Бог не входил по договоренности, по Закону. Вот мир Бога и Церкви, а вот мой личный мир, в котором хозяин только Я. И законы в нем только мои.

Знакомая всем нам история.

Такая поврежденная душа похожа на разбитое зеркало, которое отражает осколки. Поэтому оно видит часть мира с Богом, а часть – без Него. Только в кривом и разбитом зеркале в Боге виден дух гнева.

А Он – Любовь. Это ж Господи зрячему видно, а для нас повтори:

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы.

В память о том, как друзья принесли больного ко Христу, и я прошу молитв о р.б. Сергии, которому кроме всего прочего, нужно чудо.

Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться. Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам.

Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме.

С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы

И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира.

Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности.

Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю.

Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.

Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Это не гнев Божий, а наша глупость казнит нас вдали от Бога. Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.

Человек сам несет ответственность за свой выбор , за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвященном его жизни. Страницы своей хартии мы пишем сами, сию секунду, под вежливым взором переживающего за нас Христа. Гнев – это вещь, совершенно не приложимая к Богу.

Когда не было Христа и апостола Павла, не было и слов о Любви, то люди справедливо решили, что Бог – это некто вроде Небесного Царя и Судьи. Этому Судье зачем-то потребовалось создать мир. В нем Он утвердил правила. Благо – следование Его Закону. Грех – преступление перед Законом, беззаконие. Преступление предполагает наказание. Все как у людей: Царь, суд, тюрьма или санаторий.

Но у Бога все не как у людей. Он благ. Он пребывает в абсолютном покое . То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. «Гнев Божий» – это Промысл, криво отраженный в нашей душе.

Безобразничает человек – Господь лишает его силы к греху. Безумствует и приносит горе – связывает, как больного в клинике . Не потому что строг и зол, а потому что желает спасения безумцу.

Читаем в Евангелии о больном:

И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Отметим три важных момента, которые не уловили фарисеи.

Во-первых, его принесли к Богу. Бывает, Бог Сам пытается привлечь к себе загулявшего сына. А тут Его работу сделали люди. Значит, любовь где-то теплилась рядом с больным, и он мог ей научиться. Это частично приклонило внимание Христа к этой компании среди моря народа.

Второе – «видя веру их». Мы тоже водим своих немощных родственников по больницам, имея на руках полис или деньги. А эти пришли и без страховки, и без денег. На что они надеялись? На чудо! Ничего себе. Так вот быть уверенным, что если подергать Бога за край ризы, то вот тебе Он и даст. Для того чтобы потребовать чуда, нужно иметь абсолютную уверенность в Его любви. Нужно знать Бога. А в этом и есть вера. Ведь не делами закона они пришли покупать здоровье товарищу.

Этим поступком друзья больного исповедали новое, сказать точнее, забытое качество Бога – благость и любовь. И свидетельство было публичным, что в данном случае тоже было важно.

И, в-третьих, Христос, зафиксировав первые два момента, учит больного: «Делай точно так же, как твои друзья: люби ближнего и знай, что Бог благ. Бог называет тебя чадом, уясни, что Он не царь, не судья, а Отец тебе!»

«Дерзай» – так говорят ребенку, делающему первые шаги.

«Прощаются тебе грехи» – в этом диалоге означает, что если заблудший сын меняет вектор движения от погибели к Богу, то он больше не грешен.

Не случайно в Слове Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, написано:

«… любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

Потрясающие откровение святого: и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит.

То есть Богу не так важны дела, как цель, к которой стремится душа.

Именно разное понимание греха и породило конфликт фарисеев и Христа. Фарисеи были возмущены УДО – условно-досрочным освобождением больного. Ведь им казалось, Бог такой же, как они – судья, прокурор, охранник в одном лице. Мы часто приписываем Богу свои немощи.

Вот на преступника наложено наказание, внесен приговор, назначен срок. От народа Израиля такому преступнику позор и изоляция. Для фарисеев грех – статья Закона. Для Христа грех – вектор, движение от Бога. То есть грех – все, что сделано без Бога. А благо – все, что сделано во имя Бога. Очень просто, если положить в основу любовь. Для фарисеев основа закона – страх. Для Христа – любовь. В глазах фарисеев пришел некто, ломающий Закон и вводящий новые правила.

Покушение на Закон в их глазах было покушением на основы мироздания, на основы договоренностей Бога и человека. Бог ранее ничего им не говорил о любви по их жестокосердию. Но когда в Израиле накопилась критическая масса людей с чистым и милостивым сердцем, новый этап откровения стал возможен.

И самая главная тема конфликта – присвоение Христом Себе полномочий Бога: оставлять грехи . Для иудеев Бог был подобен какому-то грозному, великому, непостижимому существу. Его слава лишь отчасти была видима ими в светлом грозном облаке, блистающем молниями и водившем Израиль по пустыне.

Вот тут-то и проходит очень важная грань познания Бога в истории человечества. Поступок Христа был молнией личного откровения. Бог Сам приподнял завесу Своей таинственности. Сам, желая мира, постарался устранить отчуждение. Сам напомнил о Своей феноменальной близости. Он дал новую трактовку греха как нежелания человека любить Бога. Он показал, что не хочет общаться со своим творением посредством договора. Мы ведь не бизнес-партнеры, а родня.

Этим исцелением Христос напомнил забытые слова о том, что сказал Бог в день творения Адама:

Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.

Ясно, что не по внешнему подобию, а по внутреннему. А внутренняя печать и есть часть Бога, живущая в нас. Печать Бога в душе – это не мертвый штамп на бумаге. Душа – не бумага, а образ – не мертвый оттиск. Это отражение в живом зеркале живого Образа. Он не только внешний! Он и внутри человека. Он всеобъемлющий. Живая печать Бога вообще видна на всем, что есть в мире. Бог рядом.

Христос, по сути, не сказал ничего нового. Просто фарисеи забыли о главном, о божественных дарах, об отцовском перстне на руке: о свободе, родстве и любви. И это оказалось страшным в своих последствиях. Не потому был разрушен Иерусалим, что иудеи распяли Христа и кричали:

– Кровь Его на нас и на наших детях.

Христос жалел город и плакал, глядя на Иерусалим, готовящийся рухнуть в бездну. Христос не мстил. Это люди распявшие Христа, отведя руки Бога, сами прошли ворота Мордора и отдали себя во власть разрушения.

Что можно было сделать, если и слезы, и радость Христа не смогли их остановить: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

Никто не желал смерти Иерусалиму, кроме него самого. Народ перестал соображать, что Закон и жизнь в Боге есть разные вещи. Грехом Иерусалима стало то, что вектор его движения стал направлен не в сторону Бога, а в сторону механического Закона, прочь от Замысла Бога , реализованного во дни творения.

Этот диалог с фарисеями был попыткой напоминания о существе отношений между Богом и человеком. Христос не гневался и укорял фарисеев довольно мягко. Вообще, они были единственными оппонентами, с кем он считал нужным говорить. Он призывал их посмотреть не на букву закона, а на свое сердце, которое должно были ликовать, находясь рядом с Господом. А оно не дрогнуло и осталось недвижимым. Христос тщетно пытался разбудить их сердца. Он остался верен Своему доброму, неожиданному для них отцовскому чувству:

– Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Он считал нужным говорить с ними. Он считает нужным говорить и с нами добрыми словами, ожидая, когда мы повернемся к Нему лицом.

Как хорошо об этом обращении сказано в восьмой молитве Иоанна Златоустого вечернего правила:

«Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива».

Драматургия тех дней и сегодня актуальна для каждого человека, живущего в мире. Мы можем сами выбирать, кто нам Бог: Судья или Друг, Отец или некто внешний. Сами устанавливаем с Ним отношения : договор или любовь. Сами решаем, что нам думать о Боге – зол Он или благ. Человек может даже решить, что Бог ему не нужен. Решение быть с Богом или без Него – главное решение в жизни. А следующее решение – кем мы хотим видеть Бога.

Ему хочется, чтобы мы были Ему чада. Ему хочется быть родным Отцом.

Главное – не ошибиться, как уже однажды ошиблись люди, спорящие со Христом. Им хотелось, чтобы он был Царем и Судьей, жить с ним по Закону, выключив сердце, вытолкнув Бога на небо. Им хотелось что-то отдать Богу, а что-то оставить себе. Зажать.

Бог оставил человеку некоторое пространство свободы внутри его личности. А человек, пользуясь свободой, решил его существенно расширить. Что, собственно, и было предметом первородного греха. Человеку захотелось иметь свое собственное пространство, в которое бы Бог не входил по договоренности, по Закону. Вот мир Бога и Церкви, а вот мой личный мир, в котором хозяин только Я. И законы в нем только мои.

Знакомая всем нам история.

Такая поврежденная душа похожа на разбитое зеркало, которое отражает осколки. Поэтому оно видит часть мира с Богом, а часть – без Него. Только в кривом и разбитом зеркале в Боге виден дух гнева.

А Он – Любовь. Это ж Господи зрячему видно, а для нас повтори:

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы. опубликовано .

Протоиерей Константин Камышанов

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

(Статья Сергей Амаланова) .

Почему Бог не наказывает плохих людей? Если мы подробнее разберёмся в том как это происходит, то мы получим также ответы на вопросы: «Почему Бог наказывает хороших людей» и «Почему меня наказывает Бог».

Мы часто можем видеть, что человек с плохими качествами, который унижает других, или просто ворует, или совершает другие аморальные, или просто отвратительные поступки, живёт лучше многих из нас. Неужели всё то плохое, что он делает никак не влияет на его жизнь. Почему Бог не наказывает плохих людей? Этот вопрос часто возникает в голове.

Мы разберёмся в этом вопросе с двух точек зрения.

О том, что живое существо, то есть — душа, переселяется из одного материального тела в другое, говорит ещё один эпизод Библии:

Ещё один эпизод из Библии: 3. Иисус Христос говорит: (Матфей гл. 11 ст. 14)

«И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти».
4. Ученики у Него спрашивают: «Как же книжники говорят, что Илия должен придти прежде?»

Иисус сказал им в ответ: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели.».

Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. (Матфей 17;10-13).

Согласно своему развитию в понимании окружающего мира, душа человека может воплотиться на высших («райских») планетных системах, или на низших («адских»). В священном писании «Шримад – Бхагаватам» подробно изложена информация о строении нашей вселенной. Описано - где находятся планеты «ада», где расположены планеты «райской» (высокоразвитой) цивилизации. Даётся описание растений, среды и особенности жизни на этих планетных системах. (Более подробно об этой информации изложено в статье сайта:- страничка открывается в новом - дополнительном «ОКНЕ»).

2. С ПОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕРВНО — ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Если рассматривать вопрос о том, почему Бог не наказывает плохих людей, с позиции духовных знаний, то Бог — наказывает плохого человека только в следующей жизни? А в этой жизни он может безнаказанно совершать плохие поступки? Но последние исследования учёных, доказали, что это не так.

Если подробно разобраться в особенностях работы головного мозга человека, в тот момент, когда он совершает тот или иной плохой поступок, то мы увидим непосредственную связь между таким действием и состоянием его сознания.

Для ясности, определим кого мы подразумеваем под «плохим» человеком. Это человек, который постоянно и целенаправленно совершает плохие поступки. Под плохими поступками мы подразумеваем: оскорбление, унижение, обман, поступки считающиеся аморальными, и конечно уголовные преступления.

Для точного анализа этих «плохих» действий, нам нужно коротко выделить некоторые особенности нашего организма.

Всю жизненную энергию человека, благодаря которой наш организм функционирует, можно разделить на две части.

Физиологическая энергия – это энергия, которая поступает после расщепления молекул глюкозы, то есть, в процессе переваривания пищи.

Нервно – психическая энергия – это энергия, благодаря которой наш головной мозг обрабатывает информацию, и с помощью управляющих нервных импульсов управляет движениями и всеми внутренними процессами (работа внутренних органов, обменные процессы).

Источником физиологической энергии является глюкоза. Может также быть этиловый спирт (алкоголь).

Источником нервно – психической энергии является глюкоза, и ещё один вид энергии, который пополняется организмом во время сна. Учёные биохимики убеждены, что этот вид энергии пополняется из вне (только во время сна). Именно поэтому, даже когда мы сыты, и глюкозы в крови достаточно, мозг всё равно может плохо работать и быть переутомлённым.

Наш головной мозг представляет собой биологический компьютер. И качество его работы, зависит от количества этой управляющей жизненной энергии.

Показателем количества жизненной энергии, является скорость обработки информации нашим мозгом.

Чем выше эта скорость обработки информации или управляющая жизненная энергия, тем выше наш тонус, общий физический тонус. Ощущения – яркие, восприятие мира – отчётливое. С помощью этой управляющей жизненной энергии, мы ощущаем гормоны удовольствия в крови. Поэтому, получаемое нами удовольствие от наличия эндорфина и серотонина (так называемые гормоны «счастья»), также зависит от этой жизненной энергии . Когда головной мозг быстро обрабатывает поступающую информацию от глаз, от ушей, кожи, мы полны сил, легко справляемся с решением возникающих вопросов, пребываем в хорошем настроении. Именно – хорошее настроение говорит о том, что жизненная энергия находится на высоком уровне.

По своей сути, эта управляющая жизненная энергия (или скорость обработки поступающей в мозг информации) является показателем ценности самой жизни с её ощущениями.

И наоборот. Если мы раздражаемся по пустякам, злимся, чувствуем себя «не в тонусе», это всё является показателем низкого уровня управляющей жизненной энергии.

Более подробно о том от каких действий зависит жизненная энергия человека, и почему происходит замедление скорости работы мозга, описано в статье . Мы с вами рассмотрим основные принципы этой работы.

Бывает так, что настроение было хорошее, но с кем то произошёл конфликт, и настроение а значит уровень жизненной энергии – резко понизился. Мы стали более раздражительны. В дальнейшем, если мы увидим этого человека, то настроение тоже упадёт. Даже, если мы просто вспомним об человеке с которым произошёл конфликт. Так работает наш мозг.

Головной мозг – биологический компьютер. И его работу, также как и в обычном компьютере, определяют программы, которые записаны в нашей памяти.

Главная задача головного мозга – обеспечение безопасного выживания организма в окружающем мире. Поэтому главные программы, которые будут постоянно сканироваться, учитываться мозгом при решении текущих задач, это программы с информацией, касающейся – выживания индивидуума!

После произошедшего конфликта с кем либо, в нашу память записана информация о «потенциальном противнике». Это важная информация. «Потенциальные противники» – могут мешать нашему успешному существованию. Поэтому, мозг будет тратить некоторое количество сканирующей, жизненной (нервно – психической) энергии, учитывая эту информацию в решении текущих задач и вопросов. Даже, если мы встретим человека, чем – то похожего на нашего «потенциального противника», мозг тут же приходит в возбуждение, и тратит больше своей нервно – психической (жизненной) энергии. Таким образом, чем больше в нашей памяти записано информации о наших «потенциальных противниках», тем больше жизненной (управляющей) энергии мозг расходует на сканирование этих данных, считая их важными для выживания!

Этот факт подтвердили английские учёные ещё в 90-е годы прошлого (ХХ) века. Они обнаружили, что когда человек обманывает другого человека, его мозговая активность (расход управляющей жизненной энергии) может увеличиваться в разных ситуациях, до 10-15 раз!

Наши учёные из «Института мозга» РАН, также изучали работу головного мозга человека, в момент, когда человек говорит неправду. Они обнаружили группу нейронов, которая приходила в возбуждение в тот момент, когда человек пытался выдать «неправильную» информацию (попросту – обманывал). Помимо этого, происходило «торможение» в области мыслительной деятельности головного мозга. Это было реакцией мозга на «неправильную» информацию. То есть, как на ошибку в своей работе. Говоря проще, когда человек обманывает, он начинает сильно растрачивать свою жизненную энергию, а также начинает тормозить мыслительный процесс (во избежании новых ошибок).

Что происходит в головном мозге, когда человек обманывает другого человека, с точки зрения логики работы мозга (выживания организма).

Мозг записывает ещё одну программу о новом «потенциальном противнике»!

В конечном результате, обманщик попросту – обкрадывает себя жизненной энергией, которую нельзя купить даже за очень большие деньги!! Причём, информация о «потенциальном противнике» остаётся навсегда.

Обратите внимание: мы рассмотрели вариант (обман), когда обманутый — «потенциальный противник» только может стать реальным противником. На сколько же процессы торможения мыслительного процесса, и быстрого растрачивания жизненной энергии — более выражены, — когда человек в результате своих действий приобретает реального противника, например во время конфликтов, унижения другого человека, подавляя кого-либо, оскорбляя и прочее.

Рассмотрим ситуацию с супружеской изменой.

Если человек изменил своей супруге (супругу) или близкому человеку, то «потенциальным противником» становится супруга (супруг). Именно в её обществе мозгу необходимо учитывать информацию об измене, чтобы случайно не проговориться не выдать информацию об измене. Поскольку «потенциальный противник» (супруг(а)) может находиться в течении длительного времени рядом, мозг расходует очень много жизненной энергии. Нехватка жизненной энергии, выражается в напряжённом состоянии, нервозности, плохом настроении, низком физическом тонусе мышц и т. д. «Изменщик» своим поступком сам себя лишил своей жизненной энергии. Зачастую такое состояние приводит к разладу в отношениях, из-за невозможности нормального общения друг с другом после самого факта измены.

Интересно, что даже мысленное осуждение человека – во многих религиях считается греховным поступком. И действительно, даже мысленно осуждая кого — либо, мозг сохраняет, и в дальнейшем учитывает эту информацию, о «потенциальном противнике» — как важную для выживания . Так работает наш мозг. Чем хуже ты сделал человеку (или даже просто подумал о нём плохо), тем важнее эта информация как о «потенциальном противнике» для нашего мозга. Тем больше жизненной энергии мозг будет тратить на её сканирование в решении повседневных дел. Соответственно, человек будет чувствовать недостаток этой нервно–психической (жизненной) энергии.

Таким образом, плохой человек своими поступками (аморальными и безнравственными) постепенно переполняет свою память информацией о «потенциальных противниках», многие из которых стали реальными противниками. Всё больше жизненной (нервно – психической) энергии затрачивается на сканирование этих данных. Всё меньше её остаётся для организации всех процессов в организме и мышлении. Человек, ощущая её нехватку, постоянно пребывает в плохом настроении, постоянно раздражается. В таком состоянии он совершает всё больше и больше плохих поступков по отношению к людям. В итоге жизненной энергии остаётся настолько мало, что неминуемо возникают проблемы со здоровьем, так как управляющей жизненной энергии недостаточно для организации всех жизненных процессов в организме. Понятно, что и в отношениях с людьми, в том числе и с близкими, — появляются реальные проблемы.

У человека в таком состоянии возникает естественное желание «простимулировать» свою нервно – психическую энергию, при помощи никотина, алкоголя, или более сильных стимуляторов. Но все искусственные стимуляторы не повышают нашу жизненную энергию, а лишь увеличивают её расход на некоторое время. После чего, её уровень падает, для восстановления. Стимулируя жизненную энергию подобным образом, мы просто берём её взаймы у самих себя.

Наше материальное тело и ум, созданы по божественному закону. И согласно этому закону, если человек совершает плохие поступки, он лишает себя божественной жизненной энергии, тем самым – наказывает сам себя. Всё уже изначально создано энергиями Верховной божественной Личности именно таким образом. Так работает этот высший закон справедливости. Даже, если человек об этом ничего не знает, или не хочет знать!

(Сергей Амаланов).

Мира всем! С. Амаланов

Читайте онлайн книги Сергея Амаланова на сайте: (страница откроется в новом «ОКНЕ»).

КНИГА С. АМАЛАНОВА

В последнее время все больше и больше распространяется учение о том, что Бог Нового Завета никого никогда не наказывает.

Об этом пишут публицисты, говорят на лекциях преподаватели богословских курсов. Так как в ветхозаветных текстах слишком много свидетельств о карах, приходящих на грешников с неба, то последователи данного учения акцентируют внимание именно на Новом Завете, где сказано: Бог есть любовь (1Ин.4:8).Обычно говорится, что в христианскую эпоху беззаконник наказывает сам себя, мучаясь от последствий своего греха.

Бог же просто делает шаг в сторону, не мешая ему погибать. Такой вот, своего рода, деизм. Что же касается ветхозаветных жестокостей Яхве, то они уже в прошлом. После прихода Христа наказание людей при их жизни от Всевышнего невозможно.Все получается очень красиво, гуманно, всем нравится это слушать. Толерантному обществу симпатичен толерантный «бог», который всем все разрешает, всех жалеет, никого не трогает. Неудивительно, что данное учение приобретает все большую и большую популярность.

В чем опасность такого взгляда? Во-первых, это искажение образа Божьего, данного в Священном Писании. Во-вторых, в данной системе ветхозаветные книги представляются «злыми», а Бог, о Котором в них написано, каким-то ущербным по сравнению с Богом новозаветным. Помимо того, что подобные взгляды нарушают цельность и единство Священного Писания, они очень опасно работают в жизни.

Скажем, в споре об отношении Библии к гомосексуализму уже не получится сослаться на Содом и Гоморру. Вам тут же заявят: а это Ветхий Завет! (что синонимично тезису: «вы пользуетесь устаревшей информацией») Вот, скажут, гей-парады проходят во всех цивилизованных странах, и на них сера с огнем не падают. Значит, Бог-Любовь теперь принимает каждого человека таким, как он есть, лишь бы веровал в Него. А бывшая в Ветхом Завете «нетерпимость» Бога к мужеложству уже неактуальна. Теперь Бог есть любовь, и только любовь.
***
Надо признать, в Писании и святоотеческом наследии действительно есть идея о том, что Бог способен наказывать грешника как бы «пассивно» - отнимая Свою защиту и помощь. Достаточно вспомнить знаменитую «Песнь о винограднике» пророка Исаии, где Господь обещает неверному Израилю (винограднику) следующее наказание: Отниму у него ограду, и будет он опустошаем (Ис.5:5). Однако кроме идеи «пассивного наказания», Библия полна примеров жестких прещений от Всевышнего через Его прямые действия. И в Ветхом, и в Новом Завете Бог карает грешников, вторгаясь в ход земной истории. Нравится нам это или нет, но Библия не оставляет «теории ненаказания» никакого права на существование. Обратимся именно к новозаветным книгам, на которые обычно ссылаются любители обсуждаемого нами учения.

Например, про нечестивого тетрарха Ирода книга Деяний говорит: Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер (Деян.12:23). Разве это не очевидное свидетельство Божьего возмездия грешнику? В той же книге сообщается, как через апостола Павла Господь ослепил лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса (см.Деян.13:6-11), а через Петра умертвил Ананию и Сапфиру (см.Деян.5:1-12).

История с Ананией и Сапфирой требует уточнения. Один известный публицист, сторонник «теории ненаказания», написал в авторитетном периодическом издании об инциденте с Ананией и Сапфирой следующее. Оказывается, умерщвляет их… не Бог! Он просто делает все тот же шаг в сторону, и отдает несчастных обманщиков в руки… сатаны! Ананию и Сапфиру убивает враг рода человеческого, с согласия Господа.

Однако если открыть толкования любого из святых отцов, мы увидим совершенно противоположное мнение: именно Бог через апостола Петра отнимает жизнь у супружеской четы за особо ненавистные Ему грехи: сребролюбие и лицемерие (по Златоусту – святотатство). Автор статьи, пытающийся показать себя любвеобильнее святых, не мог этого не знать. Он даже привел цитату из блаженного Феофилакта: «жизни лишил их обоих, как одинаково согрешивших, имеющий власть над жизнию и смертию Дух Святой».

Но тут же автор «толкует» самого Феофилакта – оказывается, «когда блаженный Феофилакт говорит о том, что Святой Дух лишил жизни двух лжецов, он подразумевает лишь одно: животворящий Податель жизни не стал насильно сохранять жизнь в людях, которые давно от нее отказались и по сути - уже были мертвы». Прекрасно, не правда ли?

Прямая и ясная фраза блаженного Феофилакта «Святой Дух лишил жизни» значит у современного писателя обратно противоположное: «диавол лишил жизни». Умертвил обманщиков лукавый – а Дух просто «не стал насильно сохранять жизнь». И думается: до какого предела можно дойти, продвигая СВОЮ точку зрения на библейские тексты?

Словно предугадывая будущие искажения слова Божьего, святитель Кесарий Арльский еще в 6 веке написал, толкуя это место: «Чтобы мы опрометчиво не предполагали, что такое (наказание грешников Богодухновенными людьми) происходило только в Ветхом Завете, давайте внимать блаженнейшему и кротчайшему апостолу Петру, и посмотрим, как действовал через него Святой Дух в отношении Анании и Сапфиры. Как бы то ни было, это совершилось не для того, чтобы блаженный апостол отомстил за себя, ибо он не претерпел от них никакого оскорбления, но Святой Дух устами Петра вырвал с корнем начавший давать побеги дурной пример неверности» .
***
Отдельного взгляда заслуживают наказания книги Апокалипсис. Иоанн Богослов изображает несколько седмеричных циклов страшных казней, имеющих обрушиться на грешное человечество в конце времен. Многие кары несут смерть, а некоторые оказываются даже хуже смерти.

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Отк.6:8).

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки (Отк.8:10-11).

И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Отк.9:3-6). Подобные места: Отк.9:13-18, 11:13, 6:8, 8:10-11.

Примеры можно умножать. Но и без того понятно: и в Новом Завете Бог также способен наказывать человека. Творец способен наказать не только в будущей, но и в настоящей жизни, вплоть даже до умерщвления. Причем здесь мы употребляем слово «наказание» не только в смысле «научения», но и в значении заслуженной кары.
***

Библия – очень цельная книга. Все части библейского текста находятся в неразрывной связи. Поэтому нельзя примитивно делить дохристианские и новозаветные действия Бога на «плохие» и «хорошие».

Нужно сказать, разделение Бога Ветхого и Нового Завета как бы на двух разных богов (злого и доброго) было известно еще в древности. Подобные взгляды входили в разнообразные гностические системы, осужденные Церковью. Но христианство всегда исповедовало единого Бога двух Заветов, Святого и Неизменяемого, и обе части Библии считала богодухновенными. Да, в отношениях Творца с людьми прослеживается некая божественная педагогика. В Новом Завете Он являет Себя несколько иначе, чем в Ветхом. Но все же это один и тот же Бог, Который Себе не противоречит.

Вообще стоит обратить внимание на то, что в Ветхом Завете Господь часто являет Себя как Бог Нового Завета, а в Новом – как Бог Ветхого. По Своей природе Творец неизменен, просто в разных библейских текстах проявляются разные аспекты Его природы. Мы можем найти в ветхозаветных книгах образ Господа любящего, сострадательного, человеколюбивого, а в новозаветных: жесткого, грозного, гневающегося, неумолимо-справедливого. И все это – единый Господь! Дадим некоторые примеры.

Ветхий Завет. Книга Исход придает Богу такие качества, как: человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (Исх.34:6). Второзаконие называет Бога Отцом (см.Втор.32:6). Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15) – восклицает Господь через Исаию. Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез.33:11) – передает слова Божии Иезекииль. Эти стихи, характеризующие ветхозаветного Бога, вполне уместны были бы и в Новом Завете.

Отдельного внимания стоит закон, данный Богом через Моисея. Мы найдем в нем настолько высокие по своей нравственности установления, что их вполне можно отнести к новозаветной морали и этике.

Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним (Исх.23:4-5).

Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его (Втор. 24:14-15).

Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове (Втор.24:19). То же касалось сбора маслин и винограда (см.Втор.24:20-21).

Когда же приступаете к сражению… Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее. И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой (Втор.20:2,5-8).

Вспомним, что многолетнее нечестие Ниневии Бог прощает всего лишь за 40 дней покаяния (см. книгу пророка Ионы). Уже в Ветхом Завете Господь исцеляет больных и воскрешает мертвых (см.3Цар.17:19-23, 4Цар.4:32-37, 4Цар.13:20-21, 4Цар:5,14, 4Цар.20: 2-7). Через царя Соломона Господь еще до Нагорной проповеди говорит о любви к врагам: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою (Прит.25:21).

Можно приводить множество других ветхозаветных текстов, где Бог являет себя как любящий Отец, заботливый и внимательный Владыка мира и человека. Мы не говорим сейчас о жестокостях дохристианского времени, ибо они гораздо более известны и обговорены, чем те места, которые мы сейчас приводим. Важно понять, что Бог Авраама, Исаака и Иакова не только убивает, гневается, карает. Он любит, переживает, милует, терпит, исцеляет, воскрешает.

А теперь посмотрим на Новый Завет. Новозаветный Бог способен не только любить, миловать, исцелять, воскрешать – но и гневаться, ненавидеть, наказывать, воздавать по заслугам, умерщвлять. На примере засохшей смоковницы Христос показывает, что в некоторых случаях Его сила может действовать разрушительно (см.Мф.21:19).

На фарисеев Он взирает с гневом (Мк.3:5), дважды изгоняет торговцев из храма (см.Ин.2:13-16, Мф.21:12-13). В послании к Римлянам апостол Павел пишет: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим.1:18). Бог наш есть огнь поядающий (Евр.12:29); страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр.10:31) – читаем в послании к Евреям. В Новом Завете Господь, как и в Ветхом Завете, все так же ненавидит грех: Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Отк.2:6).

Особо апостол Павел предупреждает о возможности наказания от Бога в послании к Евреям. Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр.10:26-29)

Еще одно место: Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него] (Евр.2:2-3; подобные места: 12:25, 6:4-8). Здесь апостол имеет в виду непослушных евреев Исхода, которые были наказаны Богом еще в этой жизни, умерев в пустыне. Согласно мысли апостола, подобные наказания ожидают и нас, если мы пренебрежем новозаветными дарами Господа.

Говоря о возможности недостойного причащения, апостол Павел сообщает коринфянам: От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор.11:30).

Можно было бы приводить множество фрагментов из апостольских посланий, написанных по-ветхозаветному – с той же логикой, теми же интонациями, теми же предупреждениями. И так же, как в дохристианскую эпоху, Господь напоминает о Своем праве наказывать и карать как во время земной жизни грешника, так и после нее.

Кстати, Сам Христос в Новом Завете изображается не только как кроткий Агнец. В Апокалипсисе Он представлен скорее в ветхозаветном, нежели новозаветном образе: Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый (Отк.1:12-17, ср.Дан.10:5-6).
***

Не потому привожу все эти жесткие тексты Писания, что получаю наслаждение от чьих-то мучений. И вовсе не желаю, чтобы справедливые кары Божии достигли всех тех, кто их заслужил – в том числе и меня. Я хочу от Господа милости, и мое сердце привлекает к Всевышнему именно любовь Божия, а не Его наказания. Но искажение образа Божьего, данного в Писании, не есть дело любви. Да, в Библии имеются стихи, в отношении которых нам бы хотелось, чтобы их не было. Но они есть, и нам необходимо менять себя по Библии, а не Библию по себе.

Современный мир как раз хочет видеть Бога этаким добреньким дедушкой, который всем улыбается, все разрешает, все прощает. Востребована мода на толерантного «бога». Расслабленная цивилизация рождает образ расслабленного «господа», с которым легко иметь дело. «Ты твори что хочешь, а «бог» тебя любит и заведомо все прощает – только веруй в него» - проповедует мир. Наше развращенное сердце очень хотело бы согласиться с этим! Однако Священное Писание не знает такого «бога». Наш Бог не такой, и Его любовь не такая!

Все сложней и интересней. Мы имеем дело с живым Господом, Творцом неба и земли, Который не вмещается в рамки человеческих рассуждений! Да, Бог есть любовь. Но, как мы уже увидели, любовь Божия отличается от представлений грешного человека о ней. Она ничего общего не имеет с пониманием любви как переодетого эгоизма, которое предлагает наша цивилизация. Также любовь Божия – это не вздохи на скамейке, не сентименты и не кипение страстей. Она – святая, и потому до конца нам не понятная. Она ведет ко спасению грешного и непослушного человека, и на этом пути может проявляться очень непредсказуемо: быть жесткой, строгой, ревностной, жестокой, сверхлогичной, иррациональной – все это в ней каким-то образом соединяется.

Сам Бог в Библии представлен антиномично. С одной стороны, Он справедлив, а с другой – милостив. Он трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Мф.12:20), и в то же время о Нем сказано: страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр.10:31) Любящий людей Всевышний поражает в Ветхом Завете города Содом и Гоморру, а в Новом Завете грешников Ананию, Сапфиру, Ирода. Он любит и милует, но в то же время кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр.12:6).

Как это в Нем сочетается? Мы не знаем, и вряд ли когда-нибудь сможем понять. Но наш Бог точно не такой примитивный «добряк», каким Его пытаются представить поборники теории «пассивных наказаний».

Не лучше ли вместо того, чтобы искажать библейский образ Бога, просто познавать Его таким, как Он есть? Но для этого необходимо внимать Его откровению, а не создавать собственные экзегетические теории, проецируя на священный текст свои личные предпочтения. Давайте читать Библию честно! – хочется сказать адептам «теории ненаказания». И вряд ли стоит пытаться выглядеть «добрее», чем святые и Сам Господь.

Loading...Loading...