Божьей матери аз есмь с. Явление Божией Матери «Аз есть есмь с вами, и никтоже на вы» на остановке

Явление чудотворных икон

«О преславного чудесе: небеси и земли Царица, от святых сродников наших умоляемая, доныне землю Русскую покрывает и лика Своего изображение милостивно обогащает...» (Из службы в честь иконы Богородицы «Державная»).
Во время своей земной жизни Спаситель наш засвидетельствовал Свою Божественную сущность многочисленными чудесами Своей милости, о которых «если бы написать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). С тех пор как Сам Спаситель в лице Своего возлюбленного ученика Иоанна Богослова поручил нас при Кресте попечению Своей Пречистой Матери, не прекращаются чудеса милости Божией, явленные Ее ходатайством о нас, грешных, пред Престолом Всевышнего. На протяжении всей истории нашего православного отечества, именуемого Домом Пресвятой Богородицы, Матерь Божия покрывала Святую Русь Своею милостию, явленною через многочисленные изображения Ее Пречистого лика, которые прославились как чудотворные. Трудно перечесть все случаи явления икон и обретения их в самых неожиданных местах: на деревьях (Елецкая, Леснянская, Жировицкая и т. д.), на воде (Иверская), сокрытых в земле (Казанская), в подвалах (Державная), на чердаках (Избавительница), на поле в траве (Озерянская). О своей благодатности обретенные иконы свидетельствовали чудотворениями и случаями скорой благодатной помощи. Как следствие, при явлении или обретении икон на местах, где они хранились, сооружались часовни, храмы, основывались монастыри. Часто икона сама указывала место, где она желала бы пребывать (случай с Иверской Вратарницей). Подобные благодатные явления икон возбуждали новый подъем духовной жизни; фимиамом возносились молитвы верующих к Небесным чертогам. Чудотворные иконы Божией Матери являли себя в связи с определенной необходимостью либо событиями, и впоследствии определенный образ Богоматери становился как бы носителем определенного рода помощи, и к нему прибегали в сложившейся определенной ситуации - как, например, во время войны к образу Казанской и образу Владимирской Богоматери. Но никогда, даже при важнейших исторических обстоятельствах, в дар не посылались сами чудотворные иконы. Обычно с образа делали копию «в меру и подобие», поручая это искуснейшим мастерам. В случаях большой отдаленности списки почитали с не меньшей верою, нежели сам образ, всю историю которого отныне несла его копия (подобное произошло на Руси с первой Московской Иверской - Вратарницей). Нам выпало жить в непростое, но благословенное Богом время воскрешения духовной жизни. Не обошлось и без испытаний. Первое десятилетие возрождения духовной жизни омрачилось церковным расколом на Украине. Обличением раскольников и свидетельством истинности нашей Церкви явились знаки свыше в новоявленных иконах Божией Матери. Первой из них стала Боянская Плачущая, из глаз которой истекают слезы. Она плачет о Своих неразумных детях, раздирающих хитон Господень (церковь с. Бояны Черновицкой обл.). Второй иконой стал образ Богородицы «Призри на смирение», который негативом отпечатался на стекле собственного киота (в 1992 г. во Введенском храме Киева). Замечательно, что именно во время страшного раскола в Киево-Печерскую Лавру была передана икона, ранее чудесным образом полностью обновившаяся на пустом полотне и определенная как «Избавительница», - она стала третьей новоявленной иконой времен нового раскола на Украине. Эти новоявленные иконы засвидетельствовали свою особую благодатную силу чудесными исцелениями, скорым заступлением в бедах и скорбях. Воистину, Господь «вчера и днесь тойже и вовеки» (Евр. 13, 8).

«Аз есмь с вами и никтоже на вы»

Кронштадтский пастырь, всероссийский молитвенник и печальник, и поныне наш усердный ходатай пред Престолом Божиим, прозревал духовными очами грядущее время смуты, которое ожидало нашу православную родину, прозревал и час ее восстания от греховного сна, возрождение веры. В самое сложное и тяжелое для Церкви время на духовных рубежах нашего отечества стояло ее духовное воинство - монашествующие, молившиеся о приближении этого благословенного часа возрождения. Не случайно святой праведный Иоанн Кронштадтский благословил образ Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», названный им «Спасительницей России», в будущем одному из наиболее сильных и опытных духовных воинов, носителю благодати священства и высшего монашеского чина - старцу иеросхимонаху Серафиму (Вырицкому). На небе в услужении Царицы Небесной состоят ангельские Небесные Силы. Ангелы земные (монашествующие) оказались в молитвенном услужении на земле пред святым Ее образом «Аз есмь с вами и никтоже на вы», причем двое из них с именами высших ангельских чинов (Серафим и Херувим) и в высшем монашеском чине - схиме. В почетном молитвенном услужении образу Богородицы состояли монахиня Варсонофия (духовная дочь старца Серафима и хранительница иконы) и схиигумения Александра, получившая от Царицы Небесной откровение о дне своей кончины. Так управил Господь, так соблаговолила Его Пречистая Матерь. Когда закончилось время пребывания образа в сокрытии, он открыто явился теперь уже в монашескую обитель, возрождающуюся после запустения и разрухи, в древнюю обитель святого великомученика Георгия Победоносца на Черниговской земле. Своею небесною помощию Матерь Божия помогает ей восстанавливаться, и это стало особо ощущаться с прибытием святого образа. Здесь пожелала пребывать святая икона, здесь она впервые открыто заявила: «Аз есмь с вами». Икона явлена именно нашему времени, следовательно - она для нас и наших детей, живущих в это смутное время. Время беззакония, время, когда государство перестало быть опорою своим гражданам, когда царят социальная незащищенность, экономическая нестабильность, безработица, разгул преступности. Общество перестало воспитывать своих детей в нравственных категориях, не говоря уже о духовных ценностях. Телевидение, газеты, журналы, книги продолжают уродовать сознание людей, и особенно беззащитны юные души. Только свет Христовой веры способен пробить эту тьму. Его необходимо зажечь в сердцах, еще пребывающих в греховной полутьме. По этой-то причине святой образ Богородицы, именуемый «Аз есмь с вами и никтоже на вы», не ограничился пребыванием в стенах обители. Царица Небесная возжелала явить его в помощь страждущему миру. Необходимо также заметить, что насельницы монастыря не сразу осознали, какая благодать их посетила и какое сокровище они хранят. Они просто следовали по течению событий, уготованных им Промыслом Божиим. Старец Китаевской пустыни Схиархимандрит Феофил (Россоха, ум.1996 г.) молился такими трогательными словами: «Господи, покори всех Своею благостию», «Владычице, всех покори Своею благостию». В истории иконы, когда по просьбе настоятеля Свято-Введенского мужского монастыря архимандрита Дамиана и по благословению блаженнейшего владыки Владимира (Сабодана), митрополита Киевского и всея Украины, образ Богородицы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» был впервые вывезен из стен обители для поклонения, именно это и произошло. Матерь Божия покорила сердца всех притекающих к Ее святому образу. Первый Божий Дом, который посетила Владычица, был Введенский храм в Киеве - хранитель чудотворной иконы Божией Матери «Призри на смирение». В этот храм нередко привозились на поклонение древние чудотворные иконы - такие, как Почаевская, «Споручница грешных», Рудненская и др. В сравнении с другими изображениями Царицы Небесной образ «Аз есмь с вами и никтоже на вы» выглядит очень просто. Ничем не выделено Ее царское достоинство. Скромная одежда, на голове - легкая белая накидка. Строгий, участливый взгляд очей проникает в душу. На руках Богомладенец, Который протягивает навстречу вам Свои ручки, как бы желая заключить в Свои объятия. Одна из служащих Введенского храма чисто по-женски выразила чувства, которые вызвал у нее образ Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Она произнесла такую фразу: «Наш храм посетило немало величественных чудотворных икон Царицы Небесной, но перед этим образом мне почему-то хочется пасть ниц и умереть у Ее ног». Шествие образа было похоже на крестный ход, который не планировался заранее людьми, но уготован был свыше. Как во время Своей земной жизни юная Приснодева посетила Свою сродницу по плоти праведную Елисавету, так и теперь Она благоизволила посетить град, небесной покровительницей которого является праведная Елисавета, - Кировоград (бывший Елисаветград). Нужно было видеть ту трогательную встречу, которую устроили верующие во главе с владыкой Пантелеймоном, епископом Кировоградским и Александрийским. Несмотря на зимнее время (декабрь 1998 г.), женщины сплели для украшения образа большой венок из живых цветов. Похоже было, что сама праведная Елисавета приветствовала свою «благословенную в женах» сродницу. Надо было видеть, с какой верою и надеждою люди доверяли Ей свои сердца: это было полное доверие детей к Своей Матери, бессомненное упование на то, что Она, как никто другой, поймет, поможет, защитит. Существует такое выражение - намоленность иконы. Это явление за пределами материального ведения, на уровне ощущений души. Возможно, благодатный огонь молитв праведников, ранее молившихся у иконы, тоже оставил свой неизгладимый след. Как огонь от горящей свечи возжигает лампаду, так и этот невещественный огонь помогает нам возжигать свою молитвенную лампаду перед образом Владычицы. Из известных уже теперь случаев благодатной помощи от образа Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» можно определить, что этот дивный образ предназначен помогать во всякой нужде. Засвидетельствована помощь, полученная от небольших литографий иконок, и даже случай обновления самой такой иконки. Всемилостивая Владычица помогала в судебных тяжбах, в личных неурядицах, исцеляла в болезнях, разрешила производственную проблему, исполняла благие желания, возбуждала чувство истинного покаяния, привела из неверия в веру - всего просто не перечесть, а извещения о Ее помощи продолжают поступать. Маленькая, не особо высокого качества иконка «Аз есмь с вами и никтоже на вы» была привезена священником из Свято-Георгиевской обители в Запорожье. Вот что пишет по этому поводу раба Божия Мария из Запорожья: «Нужно было видеть, с какой надеждою и любовью прикладывались люди к маленькой иконке Божией Матери! Какие чудные проповеди произнесли наши священники! А простые люди, не спрашивая, прославлена икона или нет, собрали средства для написания копии этой чудной иконы. Она теперь находится в Свято-Никольском храме рядом с храмовой иконой «Взыскание погибших». Читая эти строки, понимаешь, что тут нечто большее, чем желание человеческое, тут - Божие благоволение. Достаточно вспомнить, что сам образ впервые прибыл в Георгиевскую обитель в канун праздника Похвалы Божией Матери и перед ним в этот день читался Акафист в похвалу Богородице. Везде, где появляется образ Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», происходит духовный подъем. Царица Небесная, как добрый полководец, идущий впереди своего войска, поднимает молитвенный дух, вдохновляет священников на проповедь (так было не только в Запорожье, но и в Киеве и Кировограде), в честь Ее сложился акафист (именно сложился, как об этом свидетельствует его автор). Ей посвящают стихи:
Я пред иконой чудной помолюсь
И за себя, и за Святую Русь.
Грядет времен последних суета,
А здесь я – как в объятиях Христа.
Я грешен, Боже! Но прости, прости!
И от лукавых козней защити.
Ведь если с нами Бог и Божья Мать,
Кто сможет нам вовек противостать?!
... И чист и тверд Марии Девы взор,
А Иисус к нам руки распростер:
Сам Свет ладошки протянул во тьму.
...Приидем же в объятия к Нему!

Иоанн Рутенин

Рассказ игуменьи

5 марта 1997 г. я приняла возрождающийся Свято-Георгиевский женский монастырь Черниговской епархии. Собор, жилые корпуса, монастырская ограда - все в разрушенном состоянии. Священнослужителей нет, насельников нет, за исключением двух трудниц, желающих подвизаться в монастыре, работника и пономаря. В хозяйстве монастыря - корова, куры, сенокос, огород; впридачу - долги и отсутствие финансовых средств. Начало было очень трудное: надо было где-то достать денег хотя бы на самое необходимое. Но прихода не было, т. к. службы и требы не совершались из-за отсутствия священников, которые и в дальнейшем долго не задерживались ввиду бытовых неудобств и мизерных доходов. Свято-Георгиевский монастырь находится в 7 км от Козельца, рейсового сообщения нет, и добраться до монастыря можно либо пешим ходом, либо на попутке. Все, что было в моих возможностях и силах, было сделано по налаживанию богослужения и жизнедеятельности монастыря. Но существенных результатов не было видно. Я очень скорбела и в скорби утешалась лишь мыслью: Господь ведь знает, что все, что могла - сделала, остальное выше моих сил. Он не оставит - поможет. И помощь явилась дивным образом. Накануне праздника Похвалы Божией Матери я зашла в церковь Пресвятой Троицы и, подходя к церковным иконам Пресвятой Богородицы, решала, перед которой из них читать акафист. Мы все любим Божию Матерь, чтим все Ее изображения на иконах. Но я так и не приняла решения, перед какой именно иконой будет прочитан акафист. «Ничего, - подумала, - до праздника еще день. Господь управит». Вечером того же дня в монастырь из поездки в Китаеву Пустынь возвратился пономарь и сказал, что в автобусе встретил отца Херувима, который просил приехать забрать икону Божией Матери, которую он дарит в монастырь. На следующий день, уезжая за иконой в Чернигов, я благословила всех живущих в монастыре (4 человека) с хлебом-солью и пением тропарей встречать икону у монастырских ворот, т. к. священника не было. Вспоминая тот день, я сейчас удивляюсь, почему сразу отправилась в поездку. Ведь каждый знает, что накануне праздника всегда бывает много церковных хлопот. Кроме того, удивительным сейчас кажется и благословение - встречать икону хлебом-солью, с пением тропарей. Ведь, отправляясь за иконой, я и не предполагала, что она может оказаться какой-то особенной. В Чернигов езды машиной немногим более часа, у о. Херувима я была минут 30. Итого - на поездку за иконой Божией Матери ушло около трех часов. Дивной красоты икону Божией Матери с еще более дивным названием «Аз есмь с вами и никтоже на вы» в Свято-Георгиевский монастырь сопровождали святые апостолы Иаков и Иоанн - вторая икона, подаренная монастырю о. Херувимом... Подъехали к монастырским воротам, а навстречу с хлебом-солью вышли живущие в монастыре и... о чудо!.. с ними священник о. Борис, который милостью Божией приехал из Шостки (Сумской обл.) посетить наш монастырь. Слава Всемилостивому Богу, Который устроил достойную встречу Царице Небесной. Сегодня икону привезли, а назавтра читали перед ней акафист, также была совершена Божественная литургия. Это первое чудо, а всех их - несть числа. Матерь Божия Своею иконою утешила меня в моей скорби по устроению обители, говоря: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». И действительно, с приходом в обитель сего образа Божией Матери и дела монастырские начали поправляться, и батюшка приехал служить в монастырь, и певчих Богородица прислала, и материально стало легче, так что даже начали выполнять строительные работы. И захотелось мне более подробно узнать все, что связано с этой иконой: кто написал, когда, как она оказалась на Черниговщине - всю ее историю до мельчайших подробностей. По моей просьбе о. Херувим собственноручно написал, что знал об иконе. А более подробно я записала сама под его диктовку в один из моих к нему приездов. Вот что поведал о. Херувим об иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Свидетельство схиигумена о. Херувима

Зимой 1962 г. я приехал в Санкт-Петербург и остановился у монахини Зиновии (ул. Канал Грибоедова - напротив Никольского собора). В гости к себе меня пригласила Зинаида Георгиевна, которая жила недалеко от Театральной площади (при митрополитах Никодиме и Антонии она работала алтарницей в Никольском соборе). К ней в гости пришла и монахиня Варсонофия (Лидия - мирское имя), также пригласившая меня зайти к ней (она жила недалеко от дома Зинаиды Георгиевны; у обеих квартиры коммунальные). Когда я зашел в квартиру монахини Варсонофии, то увидел на столе икону Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», которая мне очень понравилась. Об этой иконе монахиня Варсонофия рассказала следующее. Икона написана по благословению дорогого батюшки отца Иоанна Кронштадтского монахинями Леушинского монастыря. И дорогой батюшка сам освятил эту икону. Иоанн Кронштадтский молился перед этой иконой и называл ее Спасительница России. Впоследствии Иоанн Кронштадтский благословил на духовный подвиг и молитву мирянина, а впоследствии иеросхимонаха Серафима (Вырицкого) этой иконой Божией Матери - «Аз есмь с вами и никтоже на вы» и сказал: «Будешь схимником Александро-Невской Лавры. Молись о спасении России перед сей иконой». Он же предсказал ему грядущие на Россию бедствия и завладение иноплеменными властями, разорение церквей и монастырей и множество святых исповедников и мучеников, начиная от высших духовных чинов - митрополитов и мирского царя - и кончая малыми детьми. Он же предсказал, что не скоро, но свет православия в России воссияет и Россия возродится правоверным православным царем. И повелел ему (Серафиму Вырицкому) перед сей иконой повторить подвиг преп. Серафима Саровского: молиться Царице Небесной, чтобы Господь умиротворил нашу страну. Когда Серафим Вырицкий и его жена ушли в монастырь, икону Божией Матери о. Серафим забрал в Александро-Невскую Лавру. Она была у него келейной иконой. Перед закрытием Лавры, иеросхимонах взял благословение у епископа Григория, впоследствии митрополита Петербургского, поехать на лечение в Вырицу. Он же спросил владыку, как быть с сей иконой. Епископ Григорий ответил: «Раз вы получили себе ее в благословение от святого, то возьмите с собой икону на сохранение». Вырицкий иеросхимонах Серафим молился о спасении России перед сей иконой тысячу дней и ночей. Когда люди в Вырице обращались за помощью к о. Серафиму во всех своих нуждах, батюшка всегда с молитвой обращался к этой иконе Божией Матери. Люди получали помощь и благодарили батюшку, а он говорил: «Это помощь Царицы Небесной, благодарите Ее». Множество чудес творилось от сей иконы. Однажды муж и жена с больным ребенком приехали из Петербурга помолиться о здравии ребенка. Но когда зашли к о. Серафиму, ребенок уже был мертв. Родители плакали и просили о. Серафима помолиться. Он помолился перед иконой Божией Матери, и дитя ожило. Слух об этом широко распространился, и пошла слава об этой иконе. Власти, узнав, постановили изъять икону. В это время к о. Серафиму пришла Лидия - его духовное чадо. Он совершил ей монашеский постриг с именем Варсонофия и сказал: «Какая радость, что у нас есть такая икона, на ней особая благодать, но я больше не могу держать ее у себя и хранить, иначе у меня ее отберут. Возьми и храни ее у себя». Лидия (монахиня Варсонофия) тайно вывезла икону в Петербург и все время хранила у себя. Когда я стал просить икону, монахиня Варсонофия сказала: «Я батюшку Серафима (Вырицкого) спрашивала, куда девать икону, когда я буду умирать, и он ответил: «Не беспокойся, отдашь Херувиму. Икона будет в монастыре. Она будет принадлежать святому Георгию Победоносцу». «Я старая и очень слабая и ввиду того, что никогда не встречала человека с таким именем, отдаю икону вам, с тем чтобы, когда будут открывать монастыри, отдать в монастырь», - сказала мать Варсонофия. Но Зинаида Георгиевна воспротивилась передаче иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Тогда монахиня Варсонофия сказала, что посоветуется с другими монахинями, своими духовными сестрами: схимонахиней Боголепой, схимонахиней Богданой, схимонахиней Серафимой, монахиней Зиновией, монахиней Питиримой (несла послушание у владыки Питирима). Они дали согласие отдать мне икону. Вместе с иконой Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» монахиня Варсонофия подарила мне и икону Ангела Хранителя, которая тоже была ее благословением Серафима Вырицкого... Выполняя благословение Иоанна Кронштадтского, Вырицкий молитвенник совершил в 1937 г. свое первое молитвенное предстояние в 1000 дней и ночей, умоляя Царицу Небесную о том, чтобы Господь умиротворил нашу страну. Второй молитвенный подвиг в 1000 дней и ночей (более известный) был совершен им в 1942 году, во время Великой Отечественной войны, перед иным образом. После того как в 1962 году образ Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» был привезен на Украину, перед ним, как бы принимая молитвенную эстафету, молится 1000 ночей схиигумения Александра, которая незадолго до своей смерти (1978 г.) услышала от иконы Царицы Небесной извещение о дне своей кончины - в день своего Ангела.

Икона последних времен

Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 13.1), сказал пророк. Господу было угодно, чтобы чудотворная икона «Аз есмь с вами и никтоже на вы» долгие годы оставалась сокрытой, пока в конце XX века не начала являть себя миру. В ее истории четко различаются три этапа: 1-й этап - сокрытый (прошлое), 2-й этап - обретения (настоящее) и 3-й этап - всенародное почитание (будущее). Фактическое прославление этого образа началось несколько лет назад в Свято-Георгиевском монастыре. Здесь отпечатаны репродукции с иконы, зафиксированы некоторые чудеса. Икону возили на поклонение в другие города, где она оказывала благодатное воздействие на людей. Перед образом днем и ночью теплится неугасимая лампада. Протоиерей Михаил Макеев, чья церковь в с. Селище Киевской области также освящена в честь великомученика Георгия Победоносца и имеет престол Архистратига Божия Михаила, пожертвовал новоявленной иконе Честнейшей Херувим красивый перламутровый крест, который сегодня украшает святыню. Иконе написан акафист. Создан акафист чудесным образом: матушка игумения долго искала человека, который бы взял на себя труд написать акафист иконе Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Обратилась к одному диакону, имеющему опыт в этом деле, тот обещал приехать посмотреть, но время шло, а его все не было. Однажды матушка работала в игуменской. На столе стояла репродукция иконы. Вдруг в голове неожиданно сложились слова - она записала их. Получился первый кондак. «Может, и икос получится?» - и тут же записала икос. Затем и второй кондак и икос, третий... «Ну все, сейчас выдохнусь», - подумала она, но слова все приходили и приходили. Писалось легко, без особой правки, как будто действительно диктовалось свыше. А потом произошло все, как в случае с апостолом Петром, который ступил на воду и, пока не задумывался, бежал по волнам, а когда осознал, что совершает невозможное, и усомнился, сразу стал тонуть. Уже половина была написана, когда матушка спохватилась: «Господи, я же никак акафист пишу? Но ведь я не умею писать акафисты?!») И все, небесная диктовка прекратилась. С просьбой написать акафист Пресвятой Богородице матушка игумения обращалась еще к одному рабу Божиему, из-под пера которого вышло немало хороших духовных книг, но акафист не получился таким, как хотелось. И тогда она сама дописала уже начатый акафист и представила владыке. Его высокопреосвященство Антоний, митрополит Черниговский и Нежинский, благословил читать его в монастыре перед ликом дивной Богоотроковицы. Акафист получился радостный, доступный, полный сердечного чувства и главной мысли: мы - дети, Она - наша Мать, Она всегда с нами. Левый придел Свято-Георгиевской церкви, доселе не наименованный, владыка по прошению игуменьи благословил для иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» - это будет первый в мире придел в честь этой иконы. Праздник ей установлен в день Похвалы Божией Матери, когда образ Пренепорочной Девы благоволил явиться в обитель. Иконы являются каждая в свое время, смотря по нужде и насущной потребности мира. Так, икону Державной Божией Матери оставили в селе Коломенском инокини одного из московских монастырей, бежавшие от пожара 1812 г. Святыня около ста лет пылилась в подвале Вознесенской церкви, пока не явилась в сонном видении рабе Божией Евдокии с повелением обрести ее. Обретение случилось 2/15 марта 1917 г., когда царь-мученик Николай II отрекся от престола - в знак, что теперь страной будет править Сама Державная Владычица. Честной образ «Аз есмь с вами и никтоже на вы» для нашего времени то же, что «Державная» для охваченной революционной смутой России. Эта икона существует почти целое столетие, но мало кто прежде слышал о ней. Пробил час, и она явилась, до времени сокрытая,- пришло ее время именно сегодня, когда мир на грани катастрофы, когда войны, катаклизмы, смертельные болезни стали нашей скорбной реальностью, когда повсеместно вводятся зловещие коды, - именно в этот страшный час Царица Небесная предстала нам в образе утешения и ободрения: «Не бойся, малое стадо! Аз есмь с вами и никтоже на вы». Она явилась для поднятия духа верных. Когда ставим тесто, то подогреваем воду, кладем дрожжи, подсыпаем соль и сахар, чтобы пышнее взошло. Так и икона, чтобы иметь силу помогать людям, должна быть намолена могучими молитвенниками. Честной образ «Аз есмь с вами и никтоже на вы» обрел силу через благодать связанных с ним людей. Первоначальная благодать была дана от Господа через благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского. Икона писалась в монастыре, где подвизались его духовные чада. Иконописцы-инокини работали молясь и постясь - и через них подавалась иконе благодать. Подвигами иеросхимонаха Серафима Вырицкого она восходила от силы в силу. Если бы не молитвы этих праведников, это было бы просто красивое изображение, без своей спасительной силы. Сегодня упадническое время, многие унывают, отчаиваются, теряют веру в человеческую справедливость, разочаровываются в священниках, часто не полагаются даже на самих себя. В дни всеобщего духовного расслабления Обрадованная крылатым Вестником пришла собрать соль земли пред Своим всеблаженным ликом. Если Всевышняя Игумения с нами, кто против нас? Уверенность в Ее благодатной близости так нужна сегодня христианам - горсточке верных, брошенных в чужой, враждебный мир. Не ошибемся, если скажем, что приближается время всенародного почитания иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» - иконы Божией Матери последнего времени.

http://kotlovka.ru/

Образ был создан и прославлен в 20 в. С ним ассоциируется определенный исторический период в жизни нашей страны. Леушинская икона Божией Матери имеет и другое название - «Я с вами и никто против вас». Он напоминает о постоянном молитвенном предстательстве Божией Матери за всех христиан.


История иконы

Перед тем, как вознестись к Своему Отцу, Христос обещал невидимо оставаться со своими последователями. Постоянны и молитвы святых, Девы Марии за всех, кто терпит лишения в жизни, различные искушения. Образ отражает почитание как Царя Небес, так и его Матери, которая при жизни отличалась особой святостью. Леушинская икона Божией Матери получила свое обиходное название по месту создания.

Была написана икона в монашеской обители, которая имеет собственную историю. Село Леушино расположено недалеко от г. Череповец, тамошний женский монастырь назывался «женской лаврой», то есть считался центром духовной жизни. До сих пор свято хранится память о настоятельнице - игуменье Таисии. Она вложила множество трудов в развитие монастыря. Здесь нашли приют 700 подвижниц, работала иконописная мастерская, воспитывались девицы.

Здание собора было выстроено по образцу собора Печерского монастыря. Молится не утихали здесь с момента создания, но большевики остановили подвиги благочестия. Монастырь не просто закрыли, а полностью уничтожили - он был затоплен.


Почитание

На берегу образованного водохранилища уже в начале нашего столетия возвели часовню во имя Леушинской иконы Божией Матери. Здесь молятся о защите от врагов, исцелении, успехах в делах. Небольшой храм каждую весну оказывается окружен водой. Почитание образа увеличивается, не только в России - знают его на Украине, в Белоруссии, Европе.

Помогает Леушинская икона примирить тех, кто враждует. Образ очень нравится праведному Иоанну Кронштадтскому, он считал, что эта икона Божией Матери спасет страну. Молится стоит не только о собственном благополучии, но и о других - своих недоброжелателях, духовенстве, единстве Православной церкви.


Описание и значение

Любая икона Богородицы имеет определенный богословский смысл, Леушинская - не исключение. Основной смысл - духовное соединение Бога и человека (Дева Мария олицетворяет собой всех верующих). В православии есть термин - «обожение», то есть состояние приближения души к Богу, готовность к изменениям, которые совершает Дух Святой.

Божия Матерь на образе изображена стоя, она держит Христа прямо перед собой. Правая рука служит Сыну опорой, левая придерживает. Младенец в белых ризах благословляет молящихся, широко разведя руки. Взгляды обоих устремлены прямо. Леушинская икона имеет очень много копий, выполненных в различных стилях. На большинстве Царица Небесная в синей накидке, красной тунике и белом платке. Обычно цвета на классических образах представлены по-другому - синяя туника и красно-коричневый омофор.

В некоторых вариантах облачение Христа золотое, белое с зеленым или коричневым. Фон тоже разный - от традиционной позолоты до небесного. Не так давно образ был выполнен в классическом древнерусском стиле. Его планируется установить в возрожденной обители в качестве главной иконы. Но пока все это только планы… Сегодня же действует подворье Леушинского монастыря, расположено оно в Санкт-Петербурге. Благословил его создание святой Иоанн Кронштадтский.

Подворье дало приют монахиням, когда обитель в Леушино была закрыта. Однако, многие их них вскоре были арестованы. Здание монастыря отдали под медицинские нужды. Служение здесь было возобновлено лишь в начале 2000-х годов. Возможно, Господь благословит и возрождение обители недалеко от утерянной. Пока же остается молиться за страну, за свое спасение перед образом Леушинской иконы Божией Матери.

Молитва Леушинской иконе

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная.

О Всеблагая Заступнице рода христианского, Мати вся держащего десницею Свою Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты Его, и да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Сохрани истинную святую Православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей и положи начало покаяния людей русских. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный; да поживем в благочестии и чистоте, всегда хранимы Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора, от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, Иже и Сам рече верным Своим: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Леушинская икона божией матери - в чем помогает was last modified: Июнь 18th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

События из истории иконы «Аз есмь с нами и никтоже на вы»

В пятую субботу Великого поста православный мир совершает празднество иконы «Похвала Пресвятой Богородице». Это празднование установлено в IX веке в честь Пречистой за Ее многократное заступление и избавление от врагов Константинополя, города, основанного Константином Великим и посвященного им Божьей Матери. Богоматерь для святого царя Константина, при котором наконец пошли на убыль гонения на христиан, была его покровительницей – так он считал, и им и его матерью равноапостольной царицей Еленой было совершено много добрых дел во славу Господню. Икона Богородицы, принадлежавшая кисти апостола и евангелиста Луки, хранилась во Влахернском храме Нового Афона. Когда с суши и с моря на Константинополь двинулись неприятельские войска, внезапно разразилась страшная буря, и оглушенный и испуганный натиском стихии враг отступил, а суда его были потоплены. Все, кто были тогда во Влахернском храме, поняли, Кто встал на защиту города, и прозвучала молитва, которую по сей день возглашают в субботу пятой седмицы Великого поста: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»

Исторически Леушинская икона Божьей Матери связана с Влахернским образом, хотя изображение ее сильно отличается от типа Одигитрии – по значению они обе воплощают заступническую миссию Богоматери перед лицом врагов истинной веры – и внешних и внутренних, и потому празднование Одигитрии и Леушинской иконы объединены и одним праздником, и единым молитвенным обращением. Вот цепочка событий этой связи, берущей свое начало в IV веке от Рождества Христова.

История самой Леушинской Божьей Матери началась на рубеже XIX– XX веков в Леушинском монастыре – одной из крупнейших женских обителей России. Существовавший под покровительством и по неустанным молитвам преподобного Иоанна Кронштадтского и трудами подвижницы игуменьи монастыря Таисии, Леушинский монастырь называли вместе с такими монастырями, как Дивеевская и Шамординская обители. Игуменья Таисия, которую почтительно именовали «сотрудницей о. Иоанна», прикладывала столько усилий в попечении о своем монастыре, что он стал образцом для возникновения целой череды женских обителей на Севере России: Иоанновский в Санкт-Петербурге, Воронцовский на Псковщине, Черноезерский и Парфеновский в Новгородской губернии, Ферапонтовский в Вологодской, Сурский на родине о. Иоанна. Историки Русской Православной Церкви даже говорят о школе русского женского монашества, основанной игуменьей Таисией.

Итак, в 1862 году купцом Гавриилом Медведевым из Гатчины, что под Санкт-Петербургом, – а сам Медведев родом был из Леушино, – строившемуся на его родине храму был пожертвован чтимый образ «Похвала Божьей Матери». В это время уже собиралась женская община, которая была учреждена официально в 1875 году в честь этой святыни. Матушка Таисия возглавила общину в 1881 году. В 1885 году общину преобразовали в монастырь, где игуменьей стала мать Таисия, а годом спустя она основала Свято-Похвальский собор, постройка которого длилась с 1886 под 1889 годы. Дарованная купцом икона стала его главной святыней. От него и Леушинский монастырь стали также называть Похвальским, поскольку именно со времени освящения этого величественного собора начала прирастать очень скорыми темпами Леушинская женская обитель.

В монастыре, где было около 700 насельниц, а также в нем содержались воспитанницы из семей, желавших для своих дочерей благочестивого воспитания, был организован странноприимный дом.

Среди документальных материалов о монастыре прихожанка Леушинского подворья Тамара Федоровна Литвинова нашла списки леушинских сестер. Во время постройки собора игуменье Таисии пришла идея создания иконописной мастерской, чтобы храм был расписан силами сестер-насельниц. Для этого игуменья Таисия направила нескольких сестер и послушниц в Санкт-Петербургскую академию художеств. Наиболее талантливой оказалась молодая послушница Анна Ильинична Герасимова, из крестьян, которая жила при монастыре с 9 лет. В монастыре ее послушание состояло в пении на клиросе и иконописании – она принимала участие в росписи иконостасов Свято-Похвальского собора, церкви Спаса Нерукотворного – келейной церкви игуменьи Таисии и основанной Иоанном Кронштадтским маленькой пустыни Крестик.

Послушницей она стала в 1897 году, примерно тогда же ее назначили руководить иконописной мастерской. Монашеский постриг со святым именем Алипия она приняла в феврале 1906 года. Имя Алипия было выбрано в честь первого русского иконописца – преподобного Алипия Киевско-Печерского. Постриг произвел духовник монастыря игумен Илларион.

Эта удивительная икона была написана в мастерской, возглавляемой матерью Алипией, судя по всему, ею же самой, один из списков ее был подарен преподобному Иоанну Кронштадтскому. На нем, по благословению игуменьи Таисии, была выведена знаменательная надпись «Аз есть с вами и никтоже на вы», которая сделала этот список уникальным.

Путь этой иконы в волнах тяжких и не лучших для веры Христовой российских перемен XX века был под стать самому времени. Но «Спасительница России» – «Аз есмь с вами и никтоже на вы» охраняла Россию, ибо в ней была милость Божия, подкрепленная молитвами Всероссийского батюшки – отца Иоанна Кронштадтского.


В его провидческой заботе о России, предвидя, какие горькие испытания выпадут на ее долю, незадолго до своего ухода он благословил ею петербургского купца Василия Муравьева. Благословляя, святитель предсказал Василию и его постриг, и моление на камне, подвиг, который он совершит во спасение России, повторив молитвенный подвиг одного из любимейших святых земли Русской – преподобного Серафима Саровского. Все сбылось: после революции 1917 года Василий Муравьев в Александро-Невской лавре принял постриг с именем Серафим. В 1937 году в Вырице он повторил подвиг своего небесного покровителя – батюшки Серафима. Тысячу дней он молился на камне перед образом Богоматери «Аз есмь с нами и никтоже на вы», и никто не знает, что было бы с нашей Родиной, если бы не эти молитвы и молитвы всех, кто в те тяжкие дни возносили Богу свои молитвы о судьбе Отчизны. Это не умаляет подвигов наших воинов, их самоотверженности и беспримерного мужества, но, кто знает, какова мера молитв за них, духовной поддержки, которая позволила совершить почти невозможное в борьбе с лютым, хорошо обученным, подготовленным и всячески обеспеченным врагом, который завоевал полмира, но споткнулся о Святую Русь, а таких примеров в нашей истории – несть числа. И каждый раз объяснение этому историческому феномену одно – помощь Свыше по воззванию наших усердных молитвенников, каким был и Серафим Вырицкий.

В советские времена икону хранили родственники о. Серафима Вырицкого, но этот период уже так оброс рассказами и разногласиями, что лучше не уточнять частности ее судьбы. Скажем только, что в 1997 году тот самый список, перед которым молился о. Серафим Вырицкий, был принесен в Козелецкий Свято-Георгиевский монастырь. Тогда же был учрежден праздник – в пятую субботу Великого поста, в день Похвалы Божьей Матери, написаны тропарь и кондак.

Леушинский Иоанно-Предтеченский
женский монастырь

Вся драматическая история иконы Богоматери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» привиделась в сновидении матушке Таисии, когда она только приняла игуменский чин.

Рыбинское водохранилище, в 1940-х годах поглотившее город Мологу – славный и богатый купеческий город с его церквами, домами, фабриками, лабазами, с окрестными зажиточными селами, стало свидетельством одного из преступлений, совершенных в те годы над духом и историей. Долго возвышались над водой кресты затопленных церквей, пока их стены не истлели, и все свидетельства существования Мологи исчезли из глаз. С Мологой исчез и стоявший на реке Шексне Леушинский монастырь – место рождения иконы «Спасительница России».

А игуменья Таисия видела такой сон. Ей привиделось, что она подходит к ржаному полю, но сжать это густое, плодородное поле ей надо в одиночку – так иносказательно было ей заповедано о периоде ее революционного служения. Затем она увидела море, огромное, но не естественное, не природное, а наливное, уничтожившее луга, поля, все вокруг. И игуменья вошла в него, медленно, постепенно – так шло и затопление бассейна Шексны, которое длилось с 1940 по 1946 годы.

Но затем случилось чудо – сверху ей в руку падает посох настоятельницы и голос говорит, что, опершись на этот посох, она не утонет, что созвучно известному: «Аще бо и пойду посереде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси; жезл Твой и палица (посох) Твоя, та мя утешиста» (Пс. 22). Она пошла дальше, и вода стала мелеть, показался зеленый луг, ограда белого камня, монастырские строения, ворота, оттуда выходит крестный ход, а хор поет молитву Богородице «Достойно есть». Это видение говорило, что Леушинский монастырь непременно возродится. Когда и как вернется игуменья Таисия в возрожденный монастырь? Неисповедимы пути Господни, но останки ее, нашедшие упокоение на дне Рыбинского водохранилища, когда-то будут открыты, возродится святая Леушинская обитель, ибо ничто не забыто у Господа от преданных ему служителей.

Материально Леушинской обители сегодня нет, но существует Леушинское подворье в Санкт-Петербурге как духовная предтеча обители, которая непременно возродится, когда Господь сочтет, что – пора…

Чудеса от Леушинской иконы Богоматери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»

Киевский бизнесмен Александр рассказывает, что с какого-то момента у него начались большие неприятности на работе. Чтобы защититься от неправомерных действий его недоброжелателей, он постоянно молился перед иконой Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Его жене был сон, голос сказал, чтобы она предупредила мужа: пусть тот не переживает, Богоматерь все устроит. Так и получилось, все проблемы разрешились наилучшим образом. Но на нервной почве у него на груди возникла опухоль, которая мучила его так, что он даже не мог носить одежду. Он решил идти к врачам, а на ночь прочел акафист Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», положил книгу акафиста себе на грудь. Утром, проснувшись, он увидел, что ни опухоли, ни покраснения не было. Мужчина говорил, что даже не удивился, ибо нет невозможного для нашей Заступницы и Молитвенницы за нас к Сыну Ее.

Киевлянка Анна говорит, что по молитвам к этой иконе ее дочь излечилась от родинки-меланомы, рост и операция на которой могли привести к необратимым последствиям.

Значение иконы

Все события, связанные с уникальной иконой Богоматери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», так близки к нам, что цепочка их пронизана чудесными историософическими закономерностями. Ведущая свой род от Влахернской Одигитрии, она, уже не имея прямого типологического сходства, сохранила другую преемственность – защиты и спасения от врагов Отчизны, в которой была рождена. Имена же всех, кто выполнил снова лик Божьей Матери, кто принимал участие в заповеданной Свыше судьбе образа, чтобы так исполнить волю Царицы Небесной и Сына Ее о России, как пример духовного приоритета над физическим останутся славными навеки. Не забудутся ни мать Таисия, ни мать Алипия, из-под чьей любящей и творческой кисти вышел этот образ. Тем более вечны духовная память о святителе Иоанне Кронштадтском и о. Серафиме Вырицком, как и недоброе воспоминание о безликих тех, кто решил за природу, как ей надо себя вести, и затопил водами Рыбинского моря часть нашей истории. Взамен они получили потерянные угодья, прогрессирующую переработку берегов и огромные расходы на их укрепление, оползни – множество неприятных последствий самоуверенных человеческих решений.

Но с нами и другое – видение игуменье Таисии, где ей было предсказано возрождение Леушинской обители после окончания всех перипетий безбожного времени. Драматический период сбылся полностью. Значит, будет и время возрождения. Ведь чего опасаться нам, тем, кто, стоя перед святым списком снова и снова, произносит для себя слова великой духовной надежды: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Леушинская икона Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» помогает во всех делах, во всех вопросах, просьбах, с какими бы Вы к ней не обратились. Перед образом молятся о защите от врагов и недоброжелателей, о покровительстве в семейной жизни. Икона действует примиряюще во всех раздорах и распрях.

Дословно название иконы звучит как: «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

Дословно название иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» звучит как: «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит». Само звучание названия чудесного образа наполняет сердце благостью и несокрушимой надеждой: Бог с нами, милость Богородицы всегда покрывает нас. В самых, казалось бы, безвыходных ситуациях жизни мы не оставлены, даже если никого рядом видимо нет. Но присутствие этой Божественной помощи - в сердце каждого.

Икона Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» одна из икон, которые написаны в позднее время - это первая икона, прославленная в XX веке, поэтому у этой ипостаси Царицы Небесной нет четко прописанных особых молитвенных назначений. Однако это все равно образ, за которым стоит первообраз Пречистой, нашей главной Помощницы и Заступницы перед Сыном Ее. Молитва перед этой иконой защитит Вас от всех скорбей и печалей, какие бы Вас не посетили. Но что очень важно - Ваше молитвенное прошение об устранении всякого раскола и разлада, как в стране, так и в семье, и в коллективе, и главное - о сохранении единства в Православной Церкви, поскольку самый опасный для любого общества раскол - раскол духовный.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» помогает во всех делах, во всех вопросах, просьбах, с какими бы Вы к ней не обратились. Перед образом молятся о защите от врагов и недоброжелателей, о покровительстве в семейной жизни. Икона действует примиряюще во всех раздорах и распрях.

Известно, что назвал ее «Спасительница России» во время военных конфликтов, и это определение святителя сохранилось за ней, став еще одним ее именем собственным. Помощь Божьей Матери по молитвам Ей перед Ее Леушинской иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы» известна из истории о 1000-дневном молитвенном стоянии старца Серафима Вырицкого на камне, который повторил святой подвиг дважды, в 1937 и в 1942 годах. На этот духовный подвиг в предчувствии испытаний России в Великой Отечественной войне святитель Иоанн Кронштадтский благословил старца, передавая ему написанную для святителя икону.

Молитвы перед Леушинской иконой Божьей Матери

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная.

О Всеблагая Заступнице рода христианского, Мати вся держащего десницею Свою Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты Его, и да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Сохрани истинную святую Православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей и положи началопокая ния людей русских. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный; да поживем в благочестии и чистоте, всегда хранимы Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора, от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, Иже и Сам рече верным Своим: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит
(свт. Игнатий /Брянчанинов/. Творения. СПб. 1905. Т.V. С.73)
1

1. В последнее время (начиная с весны 2009 года) развернулась дискуссия относительно иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» и человека, которому она принадлежала в советские годы, схиархимандрита Херувима /Дегтяря/ . Данная статья преследует цель очистить от сомнительных, непроверенных и откровенно ложных сведений почитаемую на Украине икону Божией Матери, которую связывают с именами таких святых, как св. прав. Иоанн Кронштадтский, прп. Серафим Вырицкий. В ходе подготовки статьи была проведена широкая исследовательская работа с привлечением архивных документов (ГАРФ, ЦГИА СПб., ГАВО, ГАНО), литературных источников, письменных документов, опубликованных источников по истории Леушинского монастыря Череповецкого уезда Новгородской епархии, жития прп. Серафима Вырицкого, предоставленных Ярославской и Вологодской епархиями делопроизводственных документов.

Проанализированы статьи, книги и брошюры про икону «Аз есмь с вами и никтоже на вы», стенограммы радио и телевизионной беседы схиархимандрита Херувима с протоиереем Геннадием Беловоловым (2006), коллекция фильмов про Леушинские стояния 2004 - 2006 г.г., новостные блоки (НТВ, Канал-12 (Череповец), Вологодское областное телевидение).

Курсивом цитируется литература про икону, текст стенограмм, официальных документов. Наиболее важные места выделены жирным шрифтом (реже - подчёркиванием). Изложение строится по тематическому принципу. В статье приводятся новые факты искажения действительности, лжи и подтасовок или конкретизируются уже заявленные ранее в брошюре В.П.Филимонова «Икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы". Правда и вымыслы. - Вологда, "Вектор", 2010». Принята во внимание брошюра Ю.Ю.Рассулина "Слово в защиту иконы Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы" и её хранителя доброго пастыря схиархимандрита Херувима. - М., Царь-колокол, 2010", которая, к сожалению, повторением постулатов прот. Геннадия Беловолова ситуацию с иконой не прояснила, а в отношении схиархимандрита Херувима /Дегтяря/ породила новые вопросы и недоумения (отсутствуют конкретные сведения: даты диаконской и священнической хиротоний, схимнического пострига, а также имена архиереев, рукополагавших в сан и награждавших иерархическими наградами: саном игумена, архимандрита). Хотя история иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» и личность о.Херувима находятся в прямой зависимости - схиархимандрит Херувим - единственный свидетель и рассказчик истории - его личность и дискуссия о принадлежности или непринадлежности его к катакомбной Серафимо-геннадьевской («секачёвской») группировке из-за обилия фактического материала здесь не рассматривается. Впоследствии этот вопрос может быть удостоен отдельной публикации, как и стенограммы бесед с о.Херувимом. Официальные документы из Вологодского и Ярославского епархиальных управлений, Справка по материалам заседания Синодальной комиссии по канонизации святых от 5 июля 2004 года по иконе Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (текст), опубликованы с разрешения правящих архиереев на сайте Вологодской епархии, сайте, посвящённом памяти прп. Серафима Вырицкого. Представлена также устная информация от правнука прп. Серафима Вырицкого Г.А.Муравьёва и опубликованное на упомянутых сайтах письменное обращение родственников преподобного.

2. Когда схиархимандрит Херувим /Дегтярь/ подарил икону "Аз есмь с вами и никтоже на вы" в женский монастырь с.Данёвка Черниговской епархии, то написал на отдельном листочке её историю. С этим листочком настоятельница обители монахиня Пелагея в 1999 году приехала в Санкт-Петербург, предложив писателю В.П.Филимонову, готовящему житие преп. Серафима Вырицкого и материалы для его канонизации, включить повествование об иконе в житие. Матушке Пелагее было отказано, поскольку родственники преподобного Серафима заявили, что такой иконы у него никогда не было (16, с.30). Об этом пишет А.Ильинская так:

Потом матушку Пелагею кто-то смутил, встревожил, и она стала сомневаться, что эта икона принадлежала Серафиму Вырицкому, и она попросила меня узнать, сказав: "Ты много ездишь, может, что-нибудь услышишь о ней. Один Херувим не свидетель, надо 2, а лучше 3, чем больше, тем лучше". Какое-то время она молчала об этой иконе. Но уже начались какие-то исцеления, чудеса, приезжали паломники (1, с.24).

Стремление матушки Пелагеи найти ещё свидетелей только похвально, но иных свидетелей, кроме схиархимандрита Херувима /Дегтяря/, нет. Сам о. Херувим неоднократно заявляет, что не вникал подробно в историю иконы (так же не вникала и его мать Александра Евстратиевна - схиигумения Александра) . Процитируем выдержки из монолога о.Херувима ("Беседы со старцем Херувимом"; DVD-диск, Леушинское подворье. Январь, 2006):

Год, конечно, я не могу сказать, потому что во всё это не вникнул хорошо, не знал, что это нужно кому будет, кто-то будет интересоваться;

Старец Серафим и сказал, что, вот, Лидию будем постригать в монашество. Игумения Александра не знала этого: как и что. А Серафим вызвал и сказал: вот, ты будешь монахиня и забираешь образ в Петербург и будешь его хранить. Он так рассказал. Матушка Александра, конечно, она не припомнила всего этого, как впоследствии оказалось, она даже не приметила и какая икона;

При этом рассказчик допускает противоречия: знала ли его мать, свидетельница описываемого события (чудо воскрешения отрока, если таковое имело место), перед какой же всё-таки иконой произошло чудо, или нет:
О.Херувим: Я когда привёз, это, икону в Чернигов [не в Киев - ред.! См. ниже] , вот эта самая схиигумения Александра, когда я рассказал, какая икона всё, она говорит: "Ой, так я её знаю". Она приезжала 2 . Они друг друга узнали.
О.Геннадий: Варсонофия и схиигумения Александра.
О.Херувим: Да, они же друг друга узнали, всё вспомнили хорошо. Но Александра только не приметила, какая была икона.

Видимо, чудотворения и благодатная помощь от Богородицы, а также авторитет митрополита Черниговского Антония /Вакарика/ послужили удостоверением для настоятельницы в подлинности истории, рассказанной о. Херувимом. Впоследствии в монастырском храме с.Данёвка Черниговской епархии был освящён придел в честь иконы, установлено празднование на 5-й седмице Великого поста (Суббота Акафиста) постановлением Синода УПЦ МП 23 апреля 2002 года (Журнал №3). Не отрицая благодатной помощи, чудес и милости, которая оказывает Богородица нам через сей образ - "По вере вашей да будет вам" (Мф. 9, 29) - следует констатировать, что история, сообщённая схиархимандритом Херувимом, требует тщательной проверки, которая, к сожалению, не была проведена перед подачей материалов о прославлении иконы на Украине. Подлинная история иконы до 1997 г. остаётся до сих пор неизвестной.

Настоятель храма в честь апостола Иоанна Богослова (бывшее подворье Леушинского монастыря) протоиерей Геннадий Беловолов приложил немало усилий, чтобы икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" получила общецерковное прославление, то есть не только на местном уровне в пределах УПЦ МП, но и на всей канонической территории РПЦ МП. Его заверения в том, что он только перепечатывает некоторые истории об иконе из книг, которые издаются силами приходов и монастырей УПЦ МП, не основательны, ибо сам о. Геннадий дополнил сказание схиархимандрита Херувима собственными измышлениями и предположениями, о чём уже говорилось (16) и будет сказано ниже. У о. Геннадия хорошо поставлена издательская деятельность, про Леушинскую икону он написал не одну книгу. Между прочим, нуждающиеся в серьёзной проверке истории о Леушинской иконе подхватили авторитетные издания, например, изданный Сретенским монастырём справочник по истории РПЦ ХХ века: Православная Церковь. ХХ век. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. С.316; книга Великие старцы ХХ столетия. М.: Артос Медиа, 2008. С.с. 246 - 248; Православная Энциклопедия. Т.XIII. М.: ЦНЦ "Православная Энциклопедия", 2006. С.723 . Несомненно, есть и другие издательства, которые слово в слово передают то, что необходимо подтверждать свидетельствами очевидцев или архивными документами. Интернет наполнен историями про Леушинскую икону в исполнении о. Херувима /Дегтяря/. В статье в "Православной Энциклопедии" про икону отсутствует научно-справочный аппарат, предлагаются ссылки на книгу А.Ильинской и сайт "Леушино.ру". В литературе про икону говорится:

Ещё одним этапом, приближающим прославление иконы, стало включение статьи о ней в официальную "Православную Энциклопедию, издаваемую Московской Патриархией к 2000-летию христианства" (4, с.156). Разве есть неофициальная Православная Энциклопедия? В книгах используются и другие штампы: официальный список чтимых чудотворных икон Православной Церкви (4, с.5) и т.п. То, что официальная Православная Энциклопедия публикует сведения об иконе "Аз есмь с вами и никтоже на вы" наряду с другими официальными и авторитетными издательствами, ссылаясь только на книгу А.Ильинской и сайт "Леушино.ру", свидетельствует только о том, каких размахов достигло распространение неправды и сведений, нуждающихся в серьёзной проверке.

3. Наличие иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" у преп. Серафима Вырицкого не подтверждается ни рассказами его близких родственников, которые были опрошены в 1990-е годы, ни фотографиями кельи, ни многочисленными устными и письменными свидетельствами его духовных чад, представленных в книгах писателя В.П.Филимонова, составителя жития преподобного, подвергаемых критике писателем Ю.Ю.Рассулиным (18, 19). На основании агиографических трудов В.П.Филимонова и его помощников прп. Серафим Вырицкий был канонизирован на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Эти труды отличаются от многочисленной литературы про икону "Аз есмь с вами и никтоже на вы" не только глубиной проработки, подачей материала, но и множеством ссылок на конкретные источники (архивные документы, дневники, письма, воспоминания, свидетельства лиц описываемых событий и т.д.). Синодальная комиссия по канонизации святых в 2004 году, рассматривая вопрос об общецерковном прославлении иконы, приняла решение о невозможности этого в силу отсутствия документальных материалов, проливающих свет на историю иконы (31).

В брошюре в защиту иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" Ю.Ю.Рассулин подвергает сомнению число опрошенных В.П.Филимоновым свидетелем - 200 человек (17, с.18-19). Действительно, когда происходил опрос (в середине 1990-х г.г.), тема иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" специально не поднималась. Однако всем многочисленным респондентам В.П.Филимоновым задавался один и тот же вопрос: что, связанное с о.Серафимом /Муравьёвым/, Вам запомнилось больше всего? Икону "Аз есмь с вами..." не назвал никто. Казалось бы, такая святыня, а ни родственники, ни иные свидетели её не вспоминают. На вопрос, заданный о.Геннадием о.Херувиму на "Православном радио Санкт-Петербурга", почему родственники преподобного не видели эту икону в келье у о.Серафима, отец Херувим уклонился от прямого ответа, а в "Беседах со старцем Херувимом" сам о.Геннадий лишь вскользь коснулся этого вопроса без внятного ответа (13, 14 стенограммы).

4. Протоиерей Геннадий заявляет, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" - список с чтимой в Леушинском монастыре иконы Похвалы Богородицы, который, правда, не является её точной копией (3, с.9; 4, с.12).

Главной чтимой святыней Леушинской обители был благодатный образ Похвалы Божией матери. Есть предположение, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" была списком с него (3, с.7; 8, с.26).

Так же осторожно высказывается и А.Ильинская в ранних (начало 2000-х г.г.) брошюрах:

Предполагают, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы", написанная в Леушинской обители по благословению игумении Таисии, была одним из списков с неё (2, с.35).

Главной святыней Леушинской обители был чтимый образ Похвалы Божией Матери. Икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" была списком с него (4, с.8); Главной святыней Леушинской обители был чтимый образ Похвалы Божией Матери. Икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" была списана именно с него (5, с.12).

Благодатный образ Божией Матери «Аз есмь в вами и никтоже на вы» был создан именно в Леушинском монастыре (3, с.7).

Икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы" является списком образа Похвалы Божией Матери, почитавшегося в Иоанно-Предтеченском Леушинском монастыре в XIX в. (9, с.20).

Действительно, как следует из "Исторического описания Иоанно-Предтеченского первоклассного Леушинского монастыря Череповецкого уезда Новгородской губернии", икона Похвалы Божией Матери, пожертвованная гатчинским купцом Гавриилом Медведевым в строящуюся деревянную церковь в селе Замошье-Леушино, являлась местной святыней ещё до учреждения монашеской женской общины. К большому сожалению, после закрытия монастыря она оказалась утрачена, поэтому никто с уверенностью не может сказать, как она выглядела. Имеющиеся же иконы Похвалы - Киевская и Московская из Успенского собора Кремля - отличаются от "Леушинской". На Киевской Богородица изображена в окружении ангелов и Киево-Печерских святых, на Московской - 12 клейм (по числу кондаков акафиста). В "Историческом описании", которое неоднократно переиздавалось и дополнялось, подробно указаны почитаемые иконы и святыни Леушинской обители: "достопримечательные святые иконы" Николая Чудотворца, Успения Божией Матери, копия с Тихвинской чудотворной иконы, Архангела Михаила, праведного Симеона Богоприимца, свт. Тихона Задонского, Иоанна Предтечи, Иверская, вмч. Пантелеимона с частицей мощей, присланная с Афона, "Достойно есть" (написана для обители в Пантелеимоновом монастыре на Афоне), Похвалы Богородицы, копия с Соловецкой иконы Божией Матери "Запечная", а также кипарисовый крест, мощи святителей Новгородских (24, с.88 - 86, с.99 - 100) 3 . И ни слова об иконе "Аз есмь с вами и никтоже на вы": ни о том, что это список с Похвалы, ни о том, что она подарена дорогому Батюшке Иоанну Кронштадтскому, ни о том, что это чтимый им образ и т.д., хотя, если следовать хронологии о.Геннадия, икона "Аз есмь с вами" должна была уже существовать к 1907 году без малого 17 лет. Нет никаких сведений об этой иконе и в Государственном архиве Новгородской области, содержащем самый большой материал по Леушинскому монастырю (Ф.480. Новгородская Духовная консистория), но говорится о других иконах: "Запечной", Похвальской, "Достойно есть", о чём свидетельствует подробная архивная справка (32).

К сожалению, в архивах не сохранилось описания внутреннего убранства церквей и соборов Леушинского монастыря, церкви св. Иоанна Предтечи с. Леушино, что влечёт определённые сложности в изучении истории иконы.

Прот. Геннадий пишет, что до революции делалось немало списков Леушинской иконы (4, с.55). Позвольте спросить: где они? Все утрачены, как и Похвальская икона? Несмотря на активную деятельность о.Геннадия по распространению иконы, нет ни одного отклика, что где-либо обрёлся список Леушинской иконы с надписью "Аз есмь с вами и никтоже на вы" 4 . По непонятным причинам прот. Геннадий называет похожую, но ростовую икону из придела св. Иоанна Предтечи в Петропавловском соборе г.Гатчины наиболее ранним списком иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», конец XIX века, хотя данная икона надписи «Аз есмь с вами не имеет» (3, с.110; 4, с.158; 5, с.174-175). Также не имеет такой надписи и икона из иконостаса приделам вмц. Варвары Леушинского подворья (тиражируется фото К.Буллы 1894 г.) о чём прямо свидетельствуют архивные документы (ЦГИА СПб. Ф.7384. Оп.33. Д.311. Л.11).

Неизвестно, на каком основании заявляется, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" называлась в Леушинском монастыре "Объятия Отча" (3, с.10; 4, с.12). Никаких письменных или устных свидетельств этому, несмотря на тщательные поиски, нами не обнаружено, а Уссурийская икона хоть иконографически очень похожа на "Аз есмь с вами...", но является другим образом Божией Матери с совершенно самостоятельной историей.

Догадка протоиерея Геннадия отражена в акафисте:
Радуйся, «Объятия Отча» нарицаемая,
Радуйся, «Уссурийскою» на востоце называемая,
Радуйся, «Данёвскою» в Малой России сказуемая,
Радуйся, «Леушинскою» в Великой России именуемая (икос 5; 9, с.7).

========================================================================

1. Цит. по: Носители духа святителя Игнатия (Духовные советы современным христианам) /Сост. А.И.Осипов. - М.: Изд-во «Форма-Т», 2009. С.5.
2. Монахиня Варсонофия, как следует из рассказа, приезжала домой к о.Херувиму в Чернигов после того, как о.Херувим был у неё на ленинградской квартире.
3. В данном случае используется издание 1907 года, 3-е, дополненное.
4. Прот. Геннадий Беловолов предполагает, что надпись "Аз есмь с вами и никтоже на вы" была сделана только на том образе, который был подарен о.Иоанну Кронштадтскому (12, с.266), а на прочих списках надписи не было. Но подобные предположения требуют конкретных свидетельств, порождают новые вопросы, заводят в дебри и дают повод к безрезультатным дискуссиям.

Loading...Loading...