Что такое картина мира определение. Что такое картина мира человека? Список использованной литературы

КАРТИНА МИРА

КАРТИНА МИРА

Система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К. м. К. м. древних индийцев не похожа на К. м. средневековых рыцарей, а К. м. рыцарей не похожа на К. м. их современников-монахов. В свою очередь, К. м. монахов-доминиканцев не похожа на К. м. францисканцев и т. д. В то же время, можно выделить универсальную К. м., свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная оппозиция (основной инструмент при описанииили реконструкции К. м.) белого и черного, но у одних групп белое будет соответствовать положительному началу - жизни, а черное - отрицательному началу - смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления будут различными У отдельной личности К. м. будет детерминирована прежде всего его характером (см. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ): у сангвиника-экстраверта и реалиста К. м будет явно противоположной К. м. шизоида-интроверта и аутиста (см. АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ). Своя К. м. будет у параноика и у больного шизофренией и психозом. К. м. будет меняться при измененных состояниях сознания. Человек, погруженный в виртуальную реальность, также будет видеть мир совершенно по-своему. К. м. опосредована тем культурным языком, на котором говорит данная группа (см. ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ). Термин К. м. был введен впервые Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском трактате", но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера. Можно ли описать К. м. ХХ в.? Прежде всего ясно, что будут очень различаться К. м. начала, середины и конца века; К. м. венской культуры начала века будет не похожа на К. м. петербургской культуры "серебряного века" и т. д. Свои К. м. у символизма, акмеизма, сюрреализма, постмодернизма. И всеже ХХ в. не был бы единством, если бы нельзя было хоть в общих чертах обрисовать его К. м. в целом. Для этого сравним К. м., характерную для ХIХ в., и – по контрасту - К. м. ХХ в. В целом, если сопоставить представления о мире ХIХ и ХХ вв., то надо будет вспомнить самое фундаментальное традиционное философское противопоставление бытия и сознания. В ХIХ в. это противопоставление было действительно очень важным и в целом картина была позитивистской, или материалистической, то есть бытие представлялось первичным, а сознание вторичным. Конечно, большую роль в ХIХ в. играли идеалистические и романтические представления, где все было наоборот, но в целом К. м. ХIХ в. видится именно такой - позитивистской. Что в этом смысле можно сказать о ХХ в.? Наверное, то, что здесь вся эта оппозиция перестала играть роль: противопоставление бытия и сознания перестало играть в ХХ в. определяющую роль. Действительно, уже логический позитивизм (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ) отменил проблему соотношения бытия и сознания как псевдопроблему традиционной философии и на ее место поставил другое противопоставление - языка и реальности. Поэтому термин "язык" остался у философов и лингвистов, а наиболее фундаментальной оппозицией К. м. ХХ в. стало противопоставление текст - реальность. Причем, мифологически (см. МИФ) сняв предшествующую оппозицию бытия и сознания, новая оппозиция заменила ее инвертированно то есть пропорция - бытие - сознание I I реальность - текст не состоялась. В целом для К. м. ХХ в. характерно представление о первичности Текста (см. СИМВОЛИЗМ , ЭКСПРЕССИОНИЗМ , АКМЕИЗМ , МОДЕРНИЗМ , НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ , ПОСТМОДЕРНИЗМ) или же вопрос о первичности и вторичности подобных категорий вообще снимался, как это было в аналитической философии и феноменологии. Из этого главного различия следуют все остальные различия: три кита культуры начала ХХ в. - кино, психоанализ и теория относительности - резко сдвинули К. м. ХХ в. в сторону первичности, большей фундаментальности сознания, вымысла, иллюзии ((см. ФИЛОСОФИЯ ВЫМЫСЛА), сам факт возникновения которой говорит сам за себя). Развитие и фундаментальность интровертированных "шизоидных" культурных направлений мысли и искусства - мы уже перечисляли их - усугубило эту картину. Если рассматривать К. м. ХХ в. динамически, то наиболее важным в этой динамике, как кажется, будет проблема поиска границ между текстом и реальностью. Радикальный метод решения - все, что мы принимаем за реальность, на самом деле текст, как это было у символистов, обэриутов (см. ОБЭРИУ) и в постмодернизме, - в целом не удовлетворяет среднему сознанию ХХ в. Не надо забывать, что именно ХХ в. характеризуется повышенным вниманием к среднему сознанию, отсюда важность массовой культуры, которой, кстати, почти небыло в ХIХ в. Для среднего сознания ХХ века, привыкшего к чудесам техники и массовым коммуникациям, характерна противоположная постановка вопроса: все - реальность. И то и другое решение проблемы мифологично. Что значит "все реальность"? Человек, который смотрит триллеры и фильмы ужасови играет в компьютерные игры, понимает, что это не "на самом деле". Но в совокупной реальности ХIХ в.; включающей в себя и вымысел как языковую игру, пусть даже просто необходимую для того, чтобы расслабиться, всего этого не было. Поэтому мы и говорим, что для рядового сознания человека ХХ в. холодильник и триллер в каком-то смысле равным образом предметы реальности. В ХХ в. очень многое изменилось по сравнению с ХIХ в. - понятие о пространстве, времени, событии. Все это интериоризовалось, то есть стало неотъемлемой частью неразрывного единства наблюдателя и наблюдаемого (см. СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ). Это еще одно фундаментальное отличие ХХ в. от ХIХ в И пожалуй, третье и не менее важное - это то, что ХХ в. понял, что ни одна К. м. в принципе, взятая по отдельности, не является исчерпывающей (см. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ), всегда нужно посмотреть на то, как выглядит обратная сторона медали - только так можно более или менее адекватно судить о целом.

Словарь культуры XX века . В.П.Руднёв .


Смотреть что такое "КАРТИНА МИРА" в других словарях:

    В отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс). Можно выделить чувственно пространственную картину мира, духовно культурную, метафизическую.… … Философская энциклопедия

    КАРТИНА МИРА - КАРТИНА МИРА. 1. Совокупность знаний и мнений субъекта относительно реальной или мыслимой действительности. 2. Отраженные в языковых формах и категориях, текстах концепты, мнения, суждения, представления народа, говорящего на данном языке, о… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    Картина мира - сформированная в сознании человека и словесно оформленная система сведений о различных сферах окружающей жизни. Картина мира – это целостная система знаний и представлений о мире, выполняющих функцию ориентировочной основы действий человека. Эта… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    КАРТИНА МИРА - – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Термин «картина мира» появился благодаря немецкому физику Г. Герцу, когда… … Философия науки и техники: тематический словарь

    КАРТИНА МИРА - общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основаниям: 1) степени общности и 2) средствам моделирования реальности. По первому основанию классификация картин мира… … Философия науки: Словарь основных терминов

    КАРТИНА МИРА - в широком смысле глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе. В узком смысле это научная картина мира, включающая представления о Вселенной (о живой и неживой природе, об общественной… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Картина мира - существуют вещи и понятия, которые, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные. Вещи это все то, что существует независимо от познающего субъекта: материя, пространство, время, вселенная (мир), движение. Понятия это механизм познания мира,… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

КАРТИНЫ МИРА

Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали такихочевидных вещей.

1.1. Разные способы видеть мир, мировоззрение.

Одной из важнейших характеристик человека, отличающей егоот животного, является то, что он в своих действиях опирается наразум, на систему знаний и их оценку. Поведение людей, степеньэффективности решаемых ими задач, конечно, зависит от того,насколько адекватно и глубоко их понимание реальности, в какоймере они могут правильно оценивать ту ситуацию, в которой имприходится действовать и применять свои знания.

С давних пор в человеческой жизни большое значение приобретали не только те знания, которые имели непосредственноепрактическое значение, но и те, которые относились к общимпредставлениям о природе, обществе и самом человеке. Именнопоследние как бы скрепляют в единое целое духовный мир людей.На их основе возникали, формировались и развивались традицииво всех сферах человеческой деятельности. Важную роль при этомиграет то, как человек представляет устройство мира. Человеческое самосознание стремится представить себе окружающий мир,т.е. увидеть мысленным взором то, что называют Вселенной, инайти свое место среди окружающих вещей, определить свое положение в космической и природной иерархии. С древних временлюдей беспокоят вопросы об устройстве мироздания, о возможности его познания, его практического освоения, о судьбах народови всего человечества, о счастье и справедливости в человеческойжизни. Без стремления постичь мир в его целостности, желанияпонять природу и общественные явления человечество не создалобы ни науки, ни искусства, ни литературы.

Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира , изображая ее как взаимосвязанную "сеть бытия".В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человеквоспринимает как данность, как объективность, существующуюнезависимо от наших личных мнений. Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной , взглянув на которую, можно понять и увидетьсвязи действительности и свое место в ней. Она подразумеваетпонимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается . Поэтомупонятие "картина мира" занимает особое место в структуре естествознания.

Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают какв рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельностичеловеческих сообществ. Различают несколько картин мира.

Обыденная картина мира , возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность - этомир, где он является главной фигурой.

Научная картина мира , или научный взгляд, создаваемыйучеными-специалистами. Научная картина мира строится вокругобъектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия . Наука хочет видеть мир "таким, каким онесть".

Религиозные представления о мироздании , сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного.

Эзотерическая концепция Вселенной - знания, полученныепутем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, отучителя к ученику (эзотерия - совокупность знаний и духовныхпрактик, закрытых от непосвященных).

Философский подход к человеку и космосу . Философские картины мира многообразны, но все они строятся вокруг отношениямир - человек.

Каждая из этих картин дает свою версию того, каков мир насамом деле и какое место занимает в нем человек. Отчасти этикартины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы испособны составлять целое.

Мы будем рассматривать только научный взгляд на мир,который возник в рамках естественных наук и называетсяестественнонаучной картиной мира . Существенный вклад вэту картину дает физика. С каждым естественнонаучным открытием система научных представлений о мире становится всеполнее. С развитием науки на смену одной картине мира приходит другая. Это называют научной революцией , понимая под нейкоренную ломку прежних представлений о мире. Каждая картина мира сохраняет от своих предшественниц лучшее, важнейшее,отвечающее объективному устройству Вселенной. Новая картинасложнее старой. С философской точки зрения мир есть действительность, взятая как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Однако мир как целое не дан нам непосредственно, поскольку мы занимаем конкретную позицию; мы частичны иограничены небольшим сегментом реальности.

Научная картина мира - это наши теоретические представления о мире . Она не только итог развития знания, но и самое общее теоретическое знание - система важнейших понятий, принципов, законов, гипотез и теорий, лежащих в основе описанияокружающего нас мира. Картина мира не только обобщает все ранее полученные знания о природе, но и вводит в естествознаниеновые философские принципы и гипотезы, которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания. Термин"картина мира" указывает, что речь идет не о части или фрагментезнания, а о целостной системе. Поэтому она позволяет нам видетьмир, не полагаясь на опыт и не зная многих его деталей, а такжекачественно объяснять и не охваченные теориями явления.

Когда мы говорим "картина мира", то предполагаем, что естьмир и есть еще его картина, точно так же, как считается, что естьсобытия и есть еще восприятие событий. Это означает, что мы"видим" мир не потому, что существует картина мира, а наоборот,картина мира возникает потому, что существует мир, сущность которого мы воспринимаем теоретически. Она указывает на отнесенность наших знаний к объекту - миру в целом - и свидетельствуетоб относительности человеческого знания. Картина мира является необходимым элементом современного естественнонаучногомышления.

С понятием "картина мира" сопряжено понятие "мировоззрение" , которое, в отличие от картины мира, подчеркивает субъективный ракурс рассмотрения и отражает общий взгляд на месточеловека в реальной действительности. В узком смысле слова "мировоззрение" - это мои собственные представления об окружающем мире, сложившиеся на основе восприятия моими органамичувств. В широком смысле - это мои накопленные суждения обовсем, что воспринимают мои органы чувств и чем заняты моимысли, основные цели и ценности. Мировоззрение указывает нена мир сам по себе, а на наше отношение к нему. Это своеобразная"рамка", через которую мы смотрим на мир и которая определяетполе нашего зрения и тем самым характер и направление нашейдеятельности. Мировоззрение - комплекс представлений человека о мироздании, природе, обществе, о себе, выраженное в понятиях, образах, ощущениях, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему . Оно реализуется в системеценностей и идеалов личности, социальной группы, общества .Это понятие содержит в себе позицию субъекта, его отношениек действительности, цели, идеалы и ценности. В реальной жизниобъективное и субъективное тесно связаны, поэтому картина мира органически переходит в мировоззренческие представления и,как говорят, сопряжена с ними.

В основе мировоззрения лежит мировосприятие , которое представляет собой совокупность определенных знаний, имеющихважное значение для целостного восприятия как объективного,так и субъективного мира, как материальной действительности,так и ее образа, который возникает в нашем индивидуальном иобщественном сознании. В него входит система ценностей, управляющих поведением человека, и ее обоснование.

В мировоззрение входит также и миропонимание , выраженноев образах реальности, которые формируются в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Миропонимание придает наглядность нашим мировоззренческим установкам, которыемы вырабатываем.

Мировоззрение всегда исторично . Оно тесно связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью техпроблем, которыми непосредственно живет общество, и т.п. Каждой эпохе свойственно свое мировоззрение. На современном этапе развития выработка правильного мировоззрения имеет первостепенную важность для человечества .

Формирование мировоззрения - очень сложный процесс, происходящий под действием множества факторов (но не по приказу!).Это и семья, и обычаи, и общение с людьми, и чтение книг, исоприкосновение с искусством и природой, и реальная повседневность и т.п. Среди многих факторов формирования мировоззрениявыделяют три основных источника. Прежде всего - это традиции и мифы , которые создавались в течение тысячелетий, когдалюди жили в условиях, которые им диктовала природа. Сейчастрадиции играют заметную роль лишь в процессе семейного воспитания, но их игнорировать нельзя. Второй источник - религия ,или идея Бога, которая возникла на более позднем этапе развитиячеловечества. Во многих странах даже в наше время она являетсяне только системой верования, но и образом жизни, например, шариат в некоторых мусульманских странах. Любая религия - этофеномен истории. Она возникает в определенных условиях, поддействием различных причин и определяется особенностями цивилизации. Считается, что потребность в вере в нечто Высшее,недоступное человеческому сознанию, видимо, вечна. Эти два источника мировоззрения относятся к сфере гуманитарных знанийи связаны с духовным, эмоциональным миром человека, с его алогичным восприятием действительности.

Третий источник мировоззрения современного человека - этоидея природы , которую дает наука, прежде всего, естествознание. Считается, что общение с природой играет особую роль в формировании миропредставления, и поэтому мировоззрение должновключать знания об окружающем мире, в котором мы живем, знания, связанные со способностью предвидеть последствия принятых нами решений. Научное мировоззрение есть определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного изыскания . Новая информация неизбежно изменяет наше видениеположения человека в мире, она будет изменять традиции, цивилизационные установки и даже само представление об истине. В настоящее время человечество уже стоит перед необходимостью пересмотра самых глубинных основ своего мировоззрения, понимания своего места в природе, своих взаимоотношений с окружающим миром .

1.2. Механическая и электромагнитная картины мира

Физическая картина мира создается благодаря фундаментальным экспериментальным исследованиям, на которых основываются теории, объясняющие факты и углубляющие наше понимание природы. XX в. стал веком коренной смены парадигм научного мышления и радикального изменения естественнонаучной картины мира .

Вплоть до нашего столетия в науке господствовала возникшаяв Новое время ньютоновско-картезианская парадигма - система мышления, основанная на идеях Ньютона и Декарта . Последнему принадлежала идея принципиальной двойственности реальности : материя и ум (сознание) являются различными, независимыми, параллельными субстанциями или мирами . Другими словами, мир существует независимо от воли людей. Поэтому материальный мир можно описать объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с его специфической позицией, его субъективностью. Таким образом, идея строго объективнойнауки вытекает из декартовских онтологических построений (онтология - теория бытия).

Данное разделение позволило ученым рассматривать материюкак нечто неживое и полностью отдельное от них самих, а материальный мир - как огромный и сложный агрегат, состоящий измножества различных частей. Эти идеи оказали огромное влияниена развитие общества и в наше время еще полностью не изжиты.Это проявляется в том, что такое разделение отражает наш взглядна "внешний" мир, который мы воспринимаем как множество отдельных вещей и событий. К природной среде относятся так, какесли бы она состояла из независимых частей, используемых группами людей с различными интересами. Это разделение распространяется и на общество, которое мы делим на нации, расы, религиозные и политические группировки. По-видимому, это однаиз основных причин ряда социальных, экологических и культурных кризисов современности. Такое разделение настраивает наспротив природы и других людей, порождает несправедливое разделение природных богатств, повинно в возникновении экономических и политических беспорядков, ведет к непрерывному ростунасилия, загрязнению окружающей среды и т.д.

Картезианское разделение и механистическое мировоззрение всвое время оказали благотворное влияние на развитие классической механики, но они во многом отрицательно воздействовалина нашу цивилизацию. Современная наука пытается преодолетьограниченность этого разделения и возвращается к идее единства , которая высказывалась еще древними философами Грециии Востока. Ее суть состоит в том, что все чувственно воспринимаемые предметы и явления есть различные взаимосвязанные аспекты единой реальности , поэтому изучать явления природынеобходимо в их совокупности и взаимодействии. Только при этомусловии мы можем представить картину мировых процессов, верноотражающую реальное положение вещей.

Наше стремление разделить мир на отдельные самостоятельныевещи - это всего лишь иллюзия , которая порождена нашим оценивающим и анализирующим сознанием. Ряд фактов говорит о том,что современную цивилизацию ожидают качественные перемены.Существует множество примеров - предупреждений, что возможности порядка, существующего тысячелетия, уже исчерпаны. Внастоящее время людям нужны новые знания и новое мировоззрение. Этому способствует современная естественнонаучная картина мира .

В своем развитии физика прошла длинный путь: от первыхшагов, которые начинались в лоне древнегреческой философиидве с половиной тысячи лет назад, до современных представленийо мире. Однако основные открытия были сделаны в последние300 лет. Мы остановимся лишь на трех наиболее крупных этапахразвития: XVII - середина XIX вв., середина XIX в. - 1930 г. ипериод с 1885 по 1905 гг. Именно в это время были сформулированы представления об окружающем мире, которые теперь называют механической (механистической) и электромагнитной картинами мира . Коротко рассмотрим период, когда произошлакоренная ломка представлений о мире, который, по определениюВ. Ленина, называют "новейшей революцией в естествознании" ,для того, чтобы показать, что в развитии науки неизбежны сменыконцепций или парадигмы развития.

Становление механической картины мира связывают с именами Г. Галилея, И. Кеплера, и особенно И.Ньютона. Формированиемеханической картины мира потребовало нескольких столетий;практически оно завершилось лишь в середине XIX в. Механическая картина мира возникла на основе классической механики,обобщении законов движения свободно падающих тел и движенияпланет, а также создания методов количественного анализа механического движения в целом. Эту картину следует рассматриватькак важную ступень в познании человеком окружающего мира.

Рассмотрим основные ее черты. Основу механической картинымира составляет идея атомизма , т.е. все тела (твердые, жидкие,газообразные) состоят из атомов и молекул, находящихся в непрекращающемся тепловом движении. Взаимодействие тел происходит как при их непосредственном контакте (трение, силы упругости), так и на расстоянии (силы тяготения). Все пространствозаполняет всепроникающий эфир - среда, в которой распространяется свет. Атомы рассматриваются как некие цельные, неделимые"кирпичики"; сцепляясь друг с другом, они образуют молекулы ив конечном счете все тела. Природа этого сцепления не исследовалась, не было понимания сущности эфира.

Эта картина мира основана на четырех принципиальных моментах.

1. Мир в этой картине построен на едином фундаменте - назаконах механики Ньютона . Все наблюдаемые превращения вприроде, а также тепловые явления сводились на уровне микроявлений к механике атомов и молекул - их перемещениям, столкновениям, сцеплениям, разъединениям. Открытие закона сохранения и превращения энергии, казалось, окончательно доказываломеханическое единство мира - все виды энергии можно свести кэнергии механического движения.

С такой точки зрения мир выглядел стройной гигантской машиной, построенной по законам механики и по тем же законамфункционирующей. В это время развернулись исследования электрических и магнитных явлений, которые сначала не подрывали, алишь только усложняли и дополняли механическую картину мира. Например, под этим углом зрения рассматривалось внешнеесходство закона Кулона с законом всемирного тяготения.

2. Механическая картина мира исходила из представлений, чтомикромир аналогичен макромиру .

Механика макромира была хорошо изучена; считалось, что точно такая же механика описывает движение атомов и молекул. Какдвижутся и сталкиваются обычные тела, точно так же движутсяи сталкиваются атомы. Также считалось, что и неживая, и живая материя "сконструированы" из одних и тех же "механическихдеталей", различающихся только размерами. Как человек конструирует разные механизмы из относительно крупных деталей, так иБог конструирует живые объекты, используя более мелкие детали. Но в основе мира одни и те же "механические детали". Такимобразом, механическое мировоззрение видело в малом то же, что и в большом, но лишь в меньших размерах . Это порождало представление о мире, похожем на вставленных одна в другуюматрешек.

3. В механической картине мира отсутствует развитие , т.е.мир считался в целом таким, каким он был всегда. Ф. Энгельсотмечал, что для данной психологии было характерно мировоззрение, центром которого являлось представление об абсолютнойнеизменности природы. Ведь все наблюдаемые процессы и превращения сводились только к механическим перемещениям и столкновениям атомов. Поэтому в биологии данного периода господствовала концепция преформизма , согласно которой в яйцеклетке любого живого существа уже содержится в миниатюре будущий взрослый организм; в зародышах заключены свои зародыши ит.д. (матрешечная теория). Таким образом, механическая картинафактически отвергала качественные изменения, сводя их к чистоколичественным. И в этом виделся залог незыблемости природы.

4. В механической картине мира все причинно-следственные связи - однозначные , здесь господствует лапласовский детерминизм, согласно которому, если известны начальные данные системы, то можно точно предсказать ее будущее. В результатемир функционирует с точностью отлаженного часового механизма:огромный космический механизм подчинен законам классическоймеханики, которые и управляют движением всей Вселенной. Хотя в середине XIX в. Д. Максвелл, а затем Л. Больцман, ввели вфизику вероятность , но ученые это не считали принципиальным,полагая, что использование вероятностей связано лишь с нашимнезнанием всех деталей сложного механизма природы.

Данная парадигма господствовала в естествознании до середины второй половины XIX в. По своей сути эта картина мира является метафизической , поскольку в ней отсутствуют внутренние противоречия и качественное развитие, все происходящее в мире жестко предопределено, а все разнообразие мира сведено к механике . В механической картине мира понимание сводится кпостроению механической модели: если я могу представить такуюмодель - я понимаю, если не могу - значит, не понимаю его.

Рационально-механический образ этого мира демонстрируетнам мир как единый и единственный: мир твердой материи, который подчинен жестким однозначным законам. Сам по себе онлишен духа и свободы. Жизнь и разум в механической картинемира не обладают никакой качественной спецификой. Такая действительность не несет в себе никакой необходимости появлениячеловека и сознания. Человек в этом мире - ошибка, курьезный случай, побочный продукт звездной эволюции. Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется егосудьбой, его целями и ценностями, которые выглядят смешнымив грандиозной машине Вселенной, похожий на огромный полностью детерминированный часовой механизм, в котором действуетнепрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий.

Электромагнитная картина мира начала формироваться вовторой половине XIX в. на основе исследований в области электромагнетизма. Основную роль здесь сыграли исследованияМ. Фарадея и Д. Максвелла, которые ввели понятие физического поля . В процессе формирования этого понятия на сменумеханической модели эфира пришла электромагнитная модель: электрическое, магнитное и электромагнитные поля трактовалисьпервоначально как разные "состояния" эфира. Впоследствии необходимость в эфире отпала. Пришло понимание того, что электромагнитное поле само есть определенный вид материи и для егораспространения не требуется какая-то особая среда-эфир.

Электромагнитная картина мира продолжала формироваться втечение трех десятилетий XX в. Она использовала не только учение о магнетизме и достижения атомистики, но также и некоторые идеи современной физики (теории относительности и квантовой механики). После того как объектом изучения физики нарядус веществом стали разнообразные поля, картина мира приобрелаболее сложный характер, но все равно это была картина классической физики.

Основные ее черты следующие. Согласно этой картине материясуществует в двух видах - веществе и поле , между которымиимеется непроходимая грань: вещество не превращается в поле инаоборот. Известны два вида поля - электромагнитное и гравитационное , соответственно - два вида фундаментальных взаимодействий. Поля, в отличие от вещества, непрерывно распределяются в пространстве. Электромагнитное взаимодействие объясняет не только электрические и магнитные явления, но и другие -оптические, химические, тепловые. Теперь все стремятся свестик электромагнетизму. Вне сферы господства электромагнетизмаостается лишь тяготение.

В качестве элементарных "кирпичиков", из которых состоит всяматерия, рассматриваются три частицы - электрон, протон и фотон . Фотоны - кванты электромагнитного поля. Корпускулярно-волновой дуализм "примиряет" волновую природу поля с корпускулярной, т.е. при рассмотрении электромагнитного поля используются, наряду с волновыми, и корпускулярные (фотонные) представления. Элементарные "кирпичики" вещества - электроны ипротоны. Вещество состоит из молекул, молекулы из атомов, атомимеет массивное ядро и электронную оболочку. Ядро состоит изпротонов. Силы, действующие в веществе, сводились к электромагнитным. Эти силы отвечают за межмолекулярные связи и связимежду атомами в молекуле; они удерживают электроны атомнойоболочки вблизи ядра; они же обеспечивают прочность атомногоядра (что оказалось неверным). Электрон и протон - стабильныечастицы, поэтому атомы и их ядра тоже стабильны. Картина, напервый взгляд, выглядела безупречно. Но в эти рамки не вписывались такие, как считалось тогда, "мелочи", например, радиоактивность и др. Скоро выяснилось, что эти "мелочи" являютсяпринципиальными. Именно они и привели к "краху" электромагнитной картины мира.

Электромагнитная картина мира представляла огромный шагвперед в познании мира. Многие ее детали сохранились и в современной естественнонаучной картине: понятие физического поля,электромагнитная природа сил, отвечающих за различные явления в веществе (но не в самих атомах), ядерная модель атома, дуализм (двойственность) корпускулярных и волновых свойств материи и др. Но и в этой картине мира также господствуют однозначные причинно-следственные связи, все таким же образомжестко предопределено. Вероятностные физические закономерности не признаются фундаментальными и поэтому не включаютсяи в нее. Эти вероятности относили к коллективам молекул, а самимолекулы все равно следовали однозначным ньютоновским законам. Не менялись представления о месте и роли человека во Вселенной. Таким образом, и для электромагнитной картины миратакже характерна метафизичность мышления , где все четко разграничено, внутренние противоречия отсутствуют.

Её следует определить как:

  • систему образов (и связей между ними) - наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;
  • порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.

В соответствии с этими особенностями картина мира :

Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

Картина мира - сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента - мировоззрение , мировосприятие и мироощущение . Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи , этноса или субкультуры образом .

Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) - это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

Особенности различных картин мира

Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:

  • масштабность;
  • чёткость;
  • эмоциональная окрашенность;
  • свет и мрак;
  • присутствие прошлого, настоящего и будущего;
  • аналитизм и синтетизм;
  • выделенность субъекта из внешней среды;
  • активность-пассивность;
  • знаковость (символичность);
  • рефлексивность;
  • насыщенность межчеловеческими отношениями;
  • конформность;
  • детерминированность мироустройства;
  • степень общей развитости;
  • особенности развития репрезентативной системы.

Субкультурная картина мира

Мир не хорош и не плох, - утверждали ещё мудрецы древности, - он таков, каким мы его воспринимаем. Что же определяет восприятие мира, а следовательно, и отношение к нему, человеком?

Издавна известно, что даже самые добросовестные свидетели, наблюдавшие один и тот же эпизод, часто дают о нём противоречивые показания. Происходит это потому, что у свидетелей могут более или менее существенно отличаться картины мира. Скажем, у одних в ней преобладают светлые, у других - мрачные тона, у одних в её центре прошлое, у других - будущее, у одних она насыщена человеческими отношениями, у других основное место отведено природе; одни картины мира сложны и красочны, другие просты и бесцветны и т. д. И, проецируя эпизод в сложившуюся у него картину мира, свидетель непременно подвергает его при этом трансформации. Картина мира служит чем-то вроде координатной сетки, определяющей смысл и содержание любых воспринимаемых объектов и образов. Это происходит потому, что люди чувствуют и действуют не в соответствии с некими «объективными фактами», но исходя из своих всегда субъективных представлений о них. А эти последние определяются многими обстоятельствами. Исследованиями установлено, что, например, «представления о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно расходиться не только у разных народов и культур, но и у представителей разных поколений или разных субкультур внутри одной культуры, одного народа» . Главная причина этого - наличие у разных народов, этносов и субкультур да и, пожалуй, у каждого человека своей индивидуальной картины мира, в соответствии с особенностями которой каждый человек и ведёт себя так или иначе .

Своеобразная картина мира присуща любой социальной общности - от нации или этноса до социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Мало того, каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Другими словами, любое достаточно крупное человеческое сообщество имеет дифференцированные картины мира как по горизонтали (различные социальные группы современников), так и по вертикали: картины мира - это не нечто застывшее, но исторически изменчивый процесс приспособления к меняющимся реалиям. Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора. Но точно так же сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаются картины мира у католика и православного, у мусульманина и буддиста. Подобные различия хорошо иллюстрирует искусство. Например, Париж в изображении китайских художников отличается от Парижа Писсарро и Моне . А природа у современных пейзажистов разительно отличается от её изображения XIII-XIV веков. Не случайно также говорят, к примеру, о Петербурге Гоголя и Достоевского или о булгаковской Москве.

Литература

  • К.Айдукевич Картина мира и понятийный аппарат (Das Weltbild und die Begriffsapparatur // Erkenntnis. 1934. Bd. 4. S. 259–287.)
  • Яковлева Е. С.. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, времени и восприятия. М.: Гнозис, 1994.

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Картина мира" в других словарях:

    В отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс). Можно выделить чувственно пространственную картину мира, духовно культурную, метафизическую.… … Философская энциклопедия

    КАРТИНА МИРА - КАРТИНА МИРА. 1. Совокупность знаний и мнений субъекта относительно реальной или мыслимой действительности. 2. Отраженные в языковых формах и категориях, текстах концепты, мнения, суждения, представления народа, говорящего на данном языке, о… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы от нации или этноса до какой либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому… … Энциклопедия культурологии

    Картина мира - сформированная в сознании человека и словесно оформленная система сведений о различных сферах окружающей жизни. Картина мира – это целостная система знаний и представлений о мире, выполняющих функцию ориентировочной основы действий человека. Эта… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    КАРТИНА МИРА - – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Термин «картина мира» появился благодаря немецкому физику Г. Герцу, когда… … Философия науки и техники: тематический словарь

КАРТИНА МИРА, образ мира, модель мира (английский - world view, немецкий - Weltanschauung), система представлений о реальности (от мироздания в целом до ближайшего окружения, сиюминутного контекста деятельности), характерных для индивида или социальной группы (профессиональной, этнической, религиозной, сословной, языковой и др.). Картина мира синтезирует представления (часто неосознаваемые) человека о природе, духовном мире, обществе, о самом себе и предопределяет восприятие и оценку отдельных явлений, ценностные, мировоззренческие и поведенческие установки. Картина мира составляет одну из основ культуры; целостность картины мира обеспечивается такими системообразующими началами культуры, как язык, религия, наука, идеология, искусство, а также рядом психологических механизмов. Различные науки о человеке вкладывают в понятие «картина мира» разное содержание.

В языкознании широкую популярность приобрело представление об определяющей роли языковых факторов в формировании глубинных пластов картины мира: структуры родного языка выступают для его носителя как априорные формы организации его опыта и мировосприятия (К. В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, выдвинутая Э. Сепиром и Б. Уорфом гипотеза лингвистической относительности). В исследованиях языковой картины мира (термин введён И. Л. Вайсгербером), играющих важную роль в семантике и когнитивной лингвистике, наряду с поиском универсальных свойств естественных языков (синтаксическое членение реальности на активный субъект, действие-процесс и пассивный объект, использование антропоморфных метафор для описания невещественных явлений и т.п.) выявляются их индивидуальные особенности (специфический характер таксономических систем, например, при обозначении цвета и др.).

Реконструкция языковой картины мира (например, русской языковой картины мира в работах Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, А. Вежбицкой и др.) проводится на основании комплексного анализа ключевых (часто не имеющих эквивалента в других языках) понятий (смотри Концепт) того или иного языка и культуры. Другим распространённым приёмом является анализ метафор, используемых носителями языка в повседневной речи (например, уподобление спора войне, тоски - хищному зверю: «гложет тоска», «тоска заела», «тоска напала» и т.п.).

В антропологии термин «картина мира» начал широко употребляться с 1950-х годов под влиянием американского антрополога Р. Редфилда, считавшего, что для изучения культуры того или иного народа необходимо взглянуть на мир с точки зрения носителя этой культуры. Картина мира не является статичной и в равной мере присущей всем носителям культуры; народ обладает комплексом взаимосвязанных картин мира: так, в традиционном обществе Редфилд выделял картину мира крестьянина и картину мира горожанина, или картину мира «школ и храмов» («большая традиция») и картину мира деревенской общины («малая традиция»). Эта концепция оказалась близка французской «истории ментальностей» (М. Блок, Л. Февр), делавшей акцент на изучении обыденного мировосприятия людей прошлых эпох (смотри «Анналов» школа, Историческая антропология), немецкой «психологии народов» (В. Вундт) и «описательной психологии» (В. Дильтей), стремившихся через истолкование продуктов культуры понять людей, принадлежащих к этой культуре (смотри Герменевтика). В русле этих идей выросли современные школы реконструкции картины мира людей других культур - в когнитивной антропологии и других направлениях культурной антропологии (например, бинарные оппозиции «сырое - варёное», «земля - небо», «белый - чёрный» и т.п. как базовые категории этнических картин мира в работах К. Леви-Стросса), культурологии (например, работы Ю. М. Лотмана о русском дворянстве 19 века, использующие в качестве источника такие символические системы культуры, как этикет или правила игр), истории (например, работы М. Фуко о становлении психиатрии, труды А. Я. Гуревича о средневековой культуре), исторической психологии и этнопсихологии.

М. Хайдеггер, подчёркивая исторический характер самого понятия картины мира, предполагающего дистанцию между человеком и миром (когда «бытие в мире» трансформируется в репрезентацию мира), считал невозможным говорить о «картине мира» традиционных культур, поскольку они не воспринимают мир как картину, то есть как нечто противопоставленное им и находящееся в их распоряжении.

В психологии картина мира рассматривается как сеть интерпретаций и категорий, накладываемых на реальность и опосредующих любые взаимодействия с ней (смотри Категоризация). Это многоуровневое образование, содержащее множество схем восприятия и действия: например, когнитивные карты страны, города, квартиры, индивидуальные теории психики окружающих людей, представление человека о самом себе (смотри Идентичность), нормы и «сценарии» поведения, смыслы, оценки и т.д. Выделяют разные формы ментальных репрезентаций, из которых и состоит картина мира; например, различают семантический (абстрактный, понятийно-схематический, словесно оформленный) и фреймовый (ориентированный на конкретные ситуативные контексты, состоящий из целостных образов) способы организации картины мира, связанные с особенностями работы левого и правого полушарий головного мозга (смотри Межполутарная асимметрия).

В российской психологии введённое А. Н. Леонтьевым понятие «образ мира» обозначает «идеальный мир» значений и смыслов, сквозь призму которого воспринимается реальный мир и который связывает данный момент с прошлым и будущим (встроенные в образ мира модели желаемого будущего и др.). Образ мира первичен по отношению к данным восприятия, он опосредует также память, воображение, мышление и другие психические процессы, выступая как глубинная основа по отношению к чувственно оформленной картине мира. Реконструкция образа мира как системы значений осуществляется методами экспериментальной психосемантики.

В истории и методологии науки важное место занимает понятие «научная картина мира» - единая система представлений о природе, сложившаяся в Новое время в результате синтеза концепций различных естественных наук и выполняющая эвристическую функцию, позволяя отбирать правдоподобные гипотезы и интерпретации и направлять научный поиск. В основе научной картины мира лежит определённое мировоззренческое ядро (например, представление о «естественной» причинности, не допускающее возможности чуда), однако базовые представления, входящие в это ядро (научная парадигма), время от времени изменяются в результате научных революций (Т. Кун).

Первый этап научной картины мира представлен сложившейся под влиянием галилеевской физики во 2-й половине 17 века «механистической картины мира», согласно которой мир состоит из неделимых корпускул, их взаимодействие строго детерминировано и осуществляется в абсолютном времени и абсолютном пространстве. Переход от механистической к электродинамической (в конце 19 века), а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (1-я половина 20 века) привёл к пересмотру этих представлений (например, под влиянием квантовой механики и теории относительности возникло представление о невозможности «объективного наблюдения» без учёта позиции наблюдателя; под влиянием концепции «большого взрыва» возникло представление о конечном времени существования Вселенной). Аналогичная смена парадигм происходила и в других науках; например, в биологии представление о неизменности видов сменилось учением Ч. Дарвина об их эволюции. В дальнейшем с учётом достижений генетики возникла синтетическая теория эволюции и, наконец, получили развитие представления о самоорганизации целостных живых систем, таких как организм, популяция, биогеоценоз, биосфера. Для гуманитарных наук не характерна единая научная картина мира (установка многих учёных-гуманитариев нередко выражается афоризмом «карта - это не территория»).

Лит.: Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988; Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993; World views, from fragmentation to integration. Brussel, 1994; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996; она же. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999; Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. М., 1996; Язык. Человек. Картина мира. Омск, 2000; Языковое сознание и образ мира. М., 2000; Smart N. Worldviews: crosscultural explorations of human beliefs. 3rd ed. Upper Saddle River, 2000; Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М., 2002; Naugle D. К. Worldview: the history of а concept. Grand Rapids, 2002; Кун Т. Структура научных революций. М., 2004; Аошуан Т. Китайская картина мира. Язык, культура, ментальность. М., 2004; Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004; Цветущая сложность: Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. СПб., 2004; Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд. СПб. и др., 2005; Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005; Вонсовский С. В. Современная естественнонаучная картина мира. М.; Ижевск, 2006; Языковая картина мира и системная лексикография. М., 2006; Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. М., 2007.

А. В. Константинов.

Понятие научная картина мира используется в разных интерпретациях. Это особая форма знания, основанная на научных данных, соответствующих определенному историческому периоду.

Понятие научная картина мира часто используется в значении образа и модели мира при характеристике мировоззренческих позиций кого-либо. Но чаще термин «научная картина мира» обозначает ту систему знаний, которая приобретается в результате теоретических основ, заложенных в естественных науках, которых является природа и общество в единой связи и через фундаментальные понятия.

Научная картина мира рассматривается в трех разновидностях:

  1. Общее научное представление о Вселенной и обществе на основе всех знаний, заключенных в разных дисциплинах.
  2. Естественная картина мира в научном ракурсе преставлений, сложившихся об обществе и природе и обобщающих научные сведения, сложившиеся вследствие развития естественных и социально-гуманитарных дисциплин.
  3. Дисциплинарное видение мира, выражающееся в термине «онтология» и понимаемое в свете определенной науки, например, физическая или химическая картина мира.

Научная картина мира кардинально отличается от ненаучных тем, что она основывается на теории научно обоснованной, доказанной и потому не вызывающей сомнений. Но это не означает, что научная картина мира тождественна Первая отражает объект в целом, в отрыве от процесса получения знаний, а теория одновременно несет в своем содержании и логически обоснованные доказательства.

Научная картина мира выполняет три, тесно взаимосвязанные между собой, функции, выполняемые в процессе исследования. Первая из них заключается в систематизации имеющихся научных знаний, образуя сложное, но понятное и единое целое. Вторая функция состоит в определении стратегии будущих научных познаний, когда НКМ выступает как исследовательская программа. И третья задача, которую она призвана выполнять, заключается в обеспечении объективности научных знаний и включении их в копилку культурного наследия человечества.

Философская и научная картина мира тесно связаны между собой. Они обе представляют человеком окружающей действительности. Однако философская картина имеет и свою специфику. Она рассматривает, в первую очередь, с точки зрения основания бытия. И во вторую очередь, философию интересует картина мира со стороны устройства общей структуры и состояния, в котором он находится. В зависимости от этого и формировались два основных понятия в философии, известны как Если материализм признает основанием бытия материю, то идеализм на первый план выдвигает

При всей несхожести между собой философская и научная картина мира сходятся в том, что и ученый, и философ, анализируя любую ситуацию, должны сделать выбор в сторону материалистической или идеалистической позиции. То есть, философское обоснование своей позиции при рассмотрении вопросов вселенского значения становится обязательным. Исключить субъективные моменты полностью, к сожалению, невозможно.

Стремится приблизить знания к реальному состоянию действительности и признает актуальность проблемы получения объективных знаний только на основании многократной практической проверки. Ученые понимают невозможность создания картины мира полностью и уделяют большое внимание при исследованиях явлений действительности характеристике общих черт, сочетая объективное и субъективное. Даже такие фундаментальные открытия об основах мироздания, как и электронов, будет дорабатываться еще многими поколениями любознательных умов.

Loading...Loading...