Что значит крестный отец для ребенка. Как выбирают крестных для ребенка? Кому нельзя быть крестным? – А как мне выбрать крестных для своего ребенка

Тема «крестные и крестники», конечно, не сравнима с вечной темой «отцы и дети», но все-таки и она весьма актуальна в наше время. Ведь традиции восприемничества были прерваны. И часто получается так, что люди, далекие от Церкви, желающие все же крестить ребенка, выбирают для него крестного по чисто житейским соображениям. Да и в семьях воцерковленных людей, бывает, возникают преткновения в отношениях между крестными и крестниками. О некоторых подобных проблемах мы и хотим поговорить.

История вопроса
Роль крестных родителей у первых христиан невозможно понять, не зная условий, в которых они жили.
Общины первых христиан собирались по домам. Иногда дома даже специально перестраивали - сносили внутренние перегородки, устраивали крестильню. На фото - такой перестроенный дом III века. Баптистерий в "Доме собраний". Дура-Европос (Сирия).

Согласно императорским эдиктам, христианство было поставлено вне закона как вредная секта. Приобщение кого-либо к вероучению, которое отрицало божественность правящего Августа и запрещало приносить общеобязательные жертвы богам и изображениям императора, рассматривалось как государственное преступление и преследовалось по закону об оскорблении величия императора.
Для римских христиан было важно такое наставление и воспитание новокрещеных, которое помогло бы им стать настоящими членами Церкви. Особую сложность ситуации придавало то обстоятельство, что, в отличие от более поздних времен, основную часть крестившихся составляли не младенцы, а взрослые люди, приходившие к крещению сознательно. Это понуждало христиан сохранять для них длительный срок оглашения для усвоения сути вероучения и помогать им, удерживая от сомнений и отступлений.
В домах состоятельных римлян жили домашние рабы — прислуга, воспитатели, кормилицы детей. Фактически они были младшими членами семьи, причастными ко всем ее делам. Среди них постепенно распространялось христианство, и для человека, привязанного к детям, было естественно пытаться спасти ребенка для будущей жизни. Это дало основание для тайного обучения детей основам христианской веры и их крещения людьми, не состоящими с ними в кровном родстве. Эти люди становились их восприемниками, крестными родителями.
При крещении взрослого восприемник был свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. При крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, восприемники давали обеты и произносили Символ веры. 54-е правило Карфагенского собора предусматривало: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью».
В развитие 83-го и 72-го правил Карфагенского собора Трулльский собор в 84-м правиле установил, что найденные дети, о крещении которых нет достоверных сведений, также должны были быть крещены. В этом случае восприемники становились фактически наставниками детей.
Первоначально в крещении участвовал только один восприемник: при крещении женщины — женщина, мужчины — мужчина. Впоследствии на крещение была распространена аналогия с физическим рождением: в нем стали участвовать одновременно крестный отец и крестная мать.
Церковные правила (и в полном согласии с ними — гражданские законы принявшей христианство Империи) не допускали до восприемничества физических родителей крещаемого (людей и без того для него близких), малолетних (людей, не способных по возрасту осуществлять духовное наставничество) и монахов (людей, отрешившихся от мира).
В России XVIII-XIX веков в деревнях детей крестили во младенчестве спустя несколько дней, реже — недель от рождения. Последнее было связано не с какими-то особыми обычаями, а, например, с удаленностью деревни от храма.
Как правило (исключения были крайне редки), в крещении детей участвовали восприемники. Их старались выбирать среди хорошо знакомых людей, чаще — родственников.
Среди славянских народов, в том числе и среди русских, очень быстро распространился обычай иметь одновременно крестного отца и крестную мать. Они должны были быть совершеннолетними, способными ответственно относиться к своим обязанностям. В 1836 году Синод установил нижний возрастной предел для крестных — 14 лет. При совершении самого таинства в обязанности крестного отца входила оплата всех материальных расходов по его проведению и последующего празднества, а также забота о крестике для младенца. От крестной матери требовалось преподнести младенцу ризки — ткань, в которую его заворачивали, вынув из купели, одеяло и крестильную рубаху.
Часто крестных родителей старались найти среди кровных родственников, которые могли бы в случае смерти родителей взять на себя ответственность за воспитание детей. Эта практика не осуждалась: считалось, что родственные отношения только укрепляются.

Ярослав ЗВЕРЕВ

Свадебный генерал или фея-крестная?

Крестный или, иначе говоря, восприемник — это человек, который берет на себя обязательства по церковному воспитанию ребенка. Он дает за крестника обеты Христу, отрекается от сатаны, читает Символ веры во время Таинства Крещения. После того как младенца трижды погружают в купель, священник передает его на руки крестному, который и воспринимает его от купели — поэтому «восприемник».
Но вот Таинство Крещения совершилось, его отпраздновали, жизнь потекла дальше, и через некоторое время у родителей крещеного младенца возникают претензии: «крестный (ая) нас забывает» — мало общается с ребенком, редко звонит, вплоть до того, что вообще исчезает из жизни крестника. Расстраивает даже не то, что крестный редко появляется (это, конечно, неприятно, но можно понять, учитывая, насколько сегодня все загружены). Обидно формальное отношение к восприемнику. Например, одна девушка рассказывала, что ей в крестные отцы пригласили авторитетного для них воцерковленного человека, но за всю жизнь он так и не пытался наладить с ней контакта. Однажды давно в детстве он подарил ей букетик цветов — это ее единственное воспоминание о нем. Конечно, крестный молился за нее — эта обязанность восприемника при любых обстоятельствах, — но ребенку этого было явно недостаточно.
Говоря об обязанностях крестного, трудно перечислить: мол, должен выполнять то-то и то-то. Все — кроме молитвы — зависит от ситуации. Часто крестные видят свою помощь только в «транспортировке» ребенка в храм и обратно. Но если родителям крестника нужна помощь, а у крестного есть свободное время, то сходить погулять с ребенком или посидеть с ним дома — долг любви. Многие «расчетливые» (в хорошем смысле этого слова) родители, думая о том, кого попросить стать крестным, выбирают именно таких восприемников, на которых можно положиться.
Кроме того, крестным нужно помнить, как важно для любых детей — из церковных и нецерковных семей — ощущение праздника, дружеского общения. Например, одна молодая женщина вспоминала о том, что в детстве крестная всегда после причастия водила ее в кафе «Шоколадница» или рыбный ресторан «Якорь». Посещение храма переходило в дружеское общение за праздничным столом, от всего вместе осталось в памяти впечатление волшебной сказки. Конечно, этим общение не ограничивалось. Крестная и возила ее по монастырям, и читала хорошие книги, например Никифорова-Волгина (причем именно сама читала вслух, а не дарила «правильную» книжку для галочки), и делала запоминающиеся подарки. Крестной всегда можно было позвонить перед трудным экзаменом с просьбой о молитвенной помощи — и быть уверенной, что она будет молиться за тебя.

Невоцерковленная семья: настаивать или отступиться?
Крестные, рассказывая о сложностях в отношениях с крестниками, чаще всего упоминают ситуации, связанные с тем, что родители крестника невоцерковлены. Например, сначала обещали не препятствовать воцерковлению ребенка, даже проявляли интерес к Церкви, но вскоре после крещения про все обещания забыли. На словах вроде бы возможность общения сохраняется, но реально... Летом надо на дачу, зимой — эпидемия гриппа. В остальное время то насморк, то бабушку надо навестить, то на рынок за комбинезоном съездить, да и вообще воскресенье — единственный выходной, когда выспаться можно. И если получается выбираться в храм с крестником хотя бы два раза в год — это хорошо.
Вообще, прежде чем соглашаться стать крестным ребенка из невоцерковленной семьи, необходим совет с духовником. Но что делать, если ребенка уже крестили, а родители, несмотря на свои обещания, остаются индифферентными к Церкви?
Крестные, знакомые с такой ситуацией, советуют не возить ребенка в храм, расположенный далеко от дома крестника. Лучше пойти в ближайшую церковь, предварительно узнав, когда начинается служба и в какое время удобней причастить ребенка. Если около дома несколько храмов, то лучше узнать, где менее многолюдно, где спокойнее и приветливее атмосфера.
Стоит ли крестному, которому не дают выполнять его прямые обязанности, настаивать на своих правах? Можно предположить, что агрессивная проповедь скорее всего вызовет отторжение. Значит ли, что надо отступиться? В ответ на этот вопрос хорошую историю рассказал протоиерей Феодор БОРОДИН, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке: «Со своей будущей крестной мы с сестрой познакомились, казалось бы, случайно. В наш дом переезжала какая-то женщина, и отца попросили перенести ей мебель. Отец увидел у нее иконы. Поэтому, когда позже зашла речь о том, чтобы крестить детей, родители обратились к ней — к Вере Алексеевне. Эта нечаянная встреча изменила всю наша последующую жизнь. Все думали, что мы покрестимся — и все, но Вера Алексеевна стала нас просвещать и, видимо, очень крепко за нас молилась. Водила нас в храм. Мне это было очень тяжело. Все мое детское воспоминание от храма — это только боли в спине и бутерброды, которые она нам давала, когда мы, усталые и голодные, выходили после причастия из церкви.
Бывает, что некоторые крестные молятся, переживают за ребенка, но боятся быть навязчивыми.
А она настаивала, говорила: “Вы же мне обещали”, предупреждала: “Через две недели я возьму Аню и Федю в храм, пожалуйста, пусть они не едят с утра”. Спрашивала: “Аня и Федя, а вы читали молитвы?” Я помню, она подарила нам молитвослов и отметила три молитвы, которые надо читать. Через две недели пришла к нам: “Ну как, Федя, ты читал молитвы?” Я говорю: “Да”. Она взяла молитвослов и сказала: “Если бы ты его читал, то первая обложка бумажная была бы вот такой чертой отдавлена, этого нет, значит, ты редко его открывал. Нехорошо обманывать крестную”. Мне стало стыдно, и с тех пор я начал читать молитвы.
А еще мы были втянуты в круг христианского просвещения, который был у крестной дома. У нее было несколько десятков крестников. Она пыталась достучаться до их сердец через вечера чтения, христианского переосмысления поэзии, музыки, литературы. Благодаря этому мы совершенно по-новому открывали веру. Мы узнавали, что Православие — это не старушки в церкви, что наследие всей русской культуры по существу своему православно. Ей удалось по-настоящему воцерковить очень большое количество людей. Среди ее крестников три священника, много людей, живущих полноценной церковной жизнью. При том что большинство из нас было из семей, абсолютно далеких от Церкви».
Если все же получилось так, что отношения с нецерковными родителями крестника зашли в тупик и ваши жизненные пути разошлись, а ребенок еще слишком мал, чтобы общаться самостоятельно, то превращаться в «свадебного генерала» не следует. Честнее будет просто сердечно молиться за этого ребенка.

Подросток
Многие священники и педагоги предупреждают, что в переходном возрасте ребенок почти неминуемо будет восставать против родительского авторитета и искать поддержку вне семьи. «Такова возрастная особенность у подростков — им обязательно нужен кто-то вне семьи, авторитетный взрослый человек, на которого можно было бы положиться. И крестный может стать таким авторитетом, — говорит преподаватель воскресной школы при храме святителя Николая в Кузнецах педагог Елена Владимировна ВОСПЕННИКОВА. — Как готовить себя к этому? Во-первых, крестный с детства должен принимать участие в жизни ребенка, в любых вопросах, не только касающихся Церкви. Общение с крестным должно быть разносторонним — это и помощь в домашнем задании, и совместные походы в театр, и обсуждение того, что интересно и вам, и ребенку. Во-вторых, крестный должен быть авторитетом для ребенка. А это возможно только тогда, когда ребенок видит, что вы занимаетесь им искренне, не по долгу службы».
Но важно не просто сохранить хорошие отношения. Главное — помочь подростку не потерять веру. Как это сделать? Только личным примером. Елена Васильевна КРЫЛОВА, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия: «Если ребенок видит, что для крестного невозможно в воскресенье остаться дома вместо того, чтобы идти на Литургию, что жизнь крестного не существует без храма, только тогда слова крестного могут быть услышаны. Если ребенок почувствует благодаря участию в церковных таинствах, благодаря общению с крестным, что существует другая жизнь, то, даже если он отпадет в мытарствах переходного возраста, он потом вернется в Церковь. А привлечь подростка в храм можно через общие дела. Сейчас в молодежном мире вне Церкви все ограничивается тусовкой, дискотеками, а подростку нужны и реальные дела».
Таких дел в Церкви очень много: поездки в детские дома, помощь людям, миссионерские походы, восстановление старинных храмов с молодежью из «Реставроса» в самых живописных местах и еще очень много чего!



Крещение в детском доме
В древней Церкви младенцев не крестили без восприемников, поскольку в языческих семьях нельзя было гарантировать христианское воспитание. И сейчас нельзя крестить ребенка без взрослого восприемника. Но как быть с детьми в детских домах и домах ребенка? Ведь здесь ситуация совершенно особая. Крестным младенца (если их удается найти) проследить дальнейшую судьбу своего крестника очень трудно
Повод ли это для того, чтобы вообще отказываться от крещения брошенных младенцев? Светлана ПОКРОВСКАЯ, руководитель Попечительского совета свят. Алексия: «Раз в месяц мы ходим в детскую больницу, где лежат новорожденные брошенные дети с тяжелыми пороками сердца. Дети, как правило, безымянные. Батюшка нарекает им имена и крестит. Впоследствии мы не можем проследить судьбу этих детей, администрация больницы таких сведений не дает. Многие из них умирают, не дожив до трех-четырех месяцев. И выжившим малышам гарантировать христианское воспитание мы не можем. Поэтому наша деятельность вызывает противоречивое отношение. Бывало так, что я обращалась с просьбой о крещении к священнику, но он отказывался крестить без крестных, причем таких крестных, которые понесли бы свои обязанности полностью вплоть до усыновления. Но многие другие священники считают, что нельзя лишить благодати младенцев только потому, что нет восприемников. Ведь крестный может молиться за ребенка, писать его имя в записках, чтобы в алтаре вынималась частица за больного страдающего малыша, а это же очень важно. Поэтому тех, кто соглашается быть крестным, мы просим прежде всего молиться за детей».
Ситуация, когда детдомовского ребенка крестят в сознательном возрасте, значительно отличается от предыдущей. Здесь крестный должен понимать, что дети очень привязываются к взрослым, которые проявляют к ним внимание, и поэтому оставить ребенка, раз начав с ним общаться, будет нельзя. Многие боятся такой ответственности, боятся, что ребенок захочет, чтобы его взяли в семью. Марина НЕФЕДОВА (она в числе других прихожан храма Благовещения в Федосьине помогает ближайшему детскому дому крестить детей), опираясь на свой опыт, говорит: «Дети старше семи лет понимают, что крестный водит в храм, навещает, но не становится усыновителем. Мне кажется, было бы очень хорошо, если бы у детдомовских детей были крестные, которые бы общались с ними на протяжении многих лет».
Бывает так, что крестным просят стать слишком часто. Но есть разумные человеческие пределы. По мнению многих духовников, следует трезво оценить свои возможности и в тех отношениях, которые уже есть, стараться быть постоянными. Ведь с нас спросят, что мы делали и как заботились о воспринятых нами от купели.

Вероника БУЗЫНКИНА

“Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…”

(Из письма читательницы)

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные. А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь? Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих “отце с матерью”, которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.
Кому не знакома такая картинка? Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают. Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на “сопровождающих его лиц”, среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
– Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:
– Крест носите?
– Молитвы читаете?
– Евангелие читаете?
– Праздники церковные чтите?
И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту. Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.
Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем “грозит” нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие”.
Серьезными словами – “хранители веры и благочестия” – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы “Отче наш”, “Богородице Дево”, “Да воскреснет Бог…”, они должны знать “Символ веры”, читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.
Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова “Символа веры”, и слова отречения от сатаны.
– Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.
– Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.
На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: “Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…” Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.
На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.
… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи. Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.
Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.
Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть “мирись, мирись, мирись” двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.
Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной. Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды. Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам. Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный. Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание “восприемник”, как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит. Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово “крестный” почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:
– Я хочу сказать, как крестный отец невесты…
Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
– Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.
Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.

Крещение ребенка - ответственный шаг. Родители должны не только быть уверены в том, что это нужно малышу, но также и правильно подобрать крестных родителей. Ведь от этого, согласно предназначению крестных, зависит воспитание ребенка в вере и благочестии.

О крестном

Если женщины чаще более ответственно относятся к такому событию, как крещение, то мужчины могут некоторые детали и моменты пускать на самотек. Делать этого не стоит, ведь каждый крестный отец должен помнить, что за свои деяния он будет нести в итоге ответственность перед Богом. Поэтому предварительно крестный отец обязанности свои должен хорошенько выучить, чтобы знать, что делать в той или иной ситуации.

Подготовка

Должны помнить, что если им предложили такую ответственную роль, отказываться нельзя, это считается плохим знаком. Согласившись со своим новым статусом крестных родителей, они должны хорошенько уяснить, что же им нужно будет делать или не делать, желая подготовиться к церемонии. Так, за несколько дней до крещения малыша крестные должны соблюдать пост, не жить половой жизнью. Стоит также помнить, что крестными не могут быть атеисты, а также люди, состоящие в браке. Что должны себе уяснить крестная мама и крестный отец? Обязанности, возложенные на них, необходимо строго выполнять, нравится им это или нет. Раньше у ребенка крестным был только один человек, одного с ним пола, сегодня же это немножко изменилось, но главным считается тот крестный родитель, который является такого же пола, как и малыш. Стоит также помнить, что все расходы на подготовку церемонии крестные должны взять на себя. Мужчина покупает крестик, а также оплачивает услуги церкви (фотографа), женщина покупает крестильную рубашку и полотенце - крыжму. Также крестная мама должна подготовить угощения для гостей, которые пришли поздравить ребенка в такой важный день, как крещение.

Церемония

Крестная мама должна помнить, что на церемонию крещения нельзя краситься, т.е., пользовать любой косметикой. Не приветствуются также какие-либо украшения, но можно и даже нужно надеть свой Обязанности крестного отца при крещении ничего трудного не предполагают. Нужно всего лишь держать малыша и выполнять все, что скажет батюшка. Также лучше предварительно выучить молитву «Символ веры», ее нужно будет произносить во время церемонии крещения. во время церемонии такие же.

Жизнь

Стоит еще раз напомнить, что главным крестным для ребенка является тот человек, который с ним одного пола. Если был крестный отец обязанности свои должен хорошенько уяснить. Ведь именно ему придется рассказывать малышу, кто такой Бог, какой веры ребенок и как правильно вести себя при различных церковных обрядах. Зная обязанности крестного отца, мужчина должен вести честную, благочестивую жизнь, ведь на него ребенок также будет равняться, присматриваться к манере его поведения. Заблуждением является мнение, что крестные должны всего лишь дарить на многочисленные праздники подарки малышу, но этого недостаточно. Именно крестная мама и крестный отец, обязанности которых - духовное воспитание ребенка, отвечают за то, каким человеком станет дитя, как в дальнейшем устроится в обществе.

Как правило, в глазах крестника крестный отец или крестная мать — человек особенный. Мне много раз приходилось слышать, с какой любовью и нежностью люди произносят слово «крестный», будто прикасаются к чему-то сокровенному в своей жизни. Сами восприемники чаще всего гордятся этим «статусом». Но вот умеем ли мы реально соответствовать званию крестных, имеем ли представление о тех обязательствах, которые взяли на себя? И вообще, что значит быть крестным?

Во время таинства Крещения я как крестная мать поручилась перед Церковью за веру крещаемого. Значит, теперь я должна эту веру в своем крестнике взрастить. Если вдуматься, то просто опускаются руки. А с чего это я взяла, что справлюсь? Ведь я в ответе даже не за жизнь этого маленького человечка, а за его спасение. И как мать чувствует нужду младенца в ее заботе, так я должна почувствовать острую необходимость моей помощи на его пути к Богу. Церковь вручила мне попечение о душе человека, и вот я исполняю его со всеми своими недоумениями, слабостями, глупостями, на ощупь, спотыкаясь и прихрамывая. Но ведь у моих двух крестников есть только такая крестная. Значит, не время сомневаться, значит, не справиться я не имею права?!

Почитав специальную литературу, можно хотя бы в общих чертах узнать, какие у крестных родителей существуют обязанности, помогающие им воспитывать крестников в православной вере. Но при практическом исполнении этих обязанностей все равно возникают вопросы, требующие разъяснений. Лучше всего в таких случаях обращаться к священнику. На мои вопросы я попросила ответить клирика саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» иеромонаха Дорофея (Баранова).

— Самая первая и главная помощь крестного родителя своему крестнику состоит, конечно, в молитве. Какой должна быть эта молитва, о чем надо просить Бога?

— Если крестный — человек церковный, то ему и не нужно никаких особых молитв, потому что он регулярно молится за своих ближних на Божественной литургии, подает записки о здравии, чтобы о них соборно помолилась Церковь, поминает своих крестников на домашней молитве утром и вечером. Таким образом, все зависит от степени воцерковленности крестного. Насыщенность церковной жизни восприемника отражается на жизни его подопечного, даже если их разделяет большое расстояние. Ведь то духовное родство, которое возникает в Таинстве между крестным и крещаемым, является таким же тесным, как родство по плоти.

— Крестный должен заботиться о том, чтобы как можно чаще причащать крестника Святых Христовых Таин. А что делать, если родители это запрещают?

— Вопрос сложный. Конечно, духовная ответственность лежит на крестном — но он эту ответственность делит с родителями. В материальном смысле ребенок полностью от них зависит, и эту ситуацию изменить невозможно. Надо, конечно, увещевать родителей: не уговаривать, а именно убеждать. Ведь нежелание причащать ребенка всегда имеет конкретные причины. От самой банальной — нехватка времени — до такой серьезной причины, как неверие. Если дело действительно в неверии, то для крестного это поле для ненавязчивой проповеди при общении с родителями. Ведь однажды они приняли решение крес¬тить своего малыша, и это означает, что хоть в самом зачаточном состоянии вера в их сердце присутствует.

Конечно, все намного проще, когда родители ребенка сами регулярно посещают богослужения, молятся дома, живут церковной жизнью, прибегают к таинствам Церкви. Тогда их сын или дочь органично воспринимают христианские традиции, само понятие о существовании Бога.

— А если родители далеки от жизни Церкви? Ведь недостаточно, что моя крестница просто слышит имя Божие в устах родных, знает праздники Рождества и Пасхи; недостаточно того, что я дарю иконы и книги, а ее замечательная бабушка иногда приводит девочку в храм на Причастие. Она взрослеет, и ее знание о Боге, о православной вере должно становиться все более осознанным, глубоким. Что и как я, крестная, должна делать для этого? Как говорить с ребенком о Боге?

— Дарить книги очень важно. Тем более, если непосредственное общение ограничено. Сейчас много детских книг, где рассказывается о христианских ценностях через какие-то ситуации; есть замечательные детские молитвословы, красочные, хорошо иллюстрированные. Я бы посоветовал связывать книжные подарки с церковными праздниками, с памятью каких-то особо почитаемых святых, с именинами, чтобы ребенок уже входил в сакральную жизнь Церкви через событие. Понимал, что он получает подарки на праздник Рождества не потому, что наступило 7 января, но оттого, что мы хотим в день рождения Спасителя сделать приятное своим близким. И, конечно, не менее важно с детства прививать любовь к чтению. Надо дать понять ребенку, что в книге главное не картинки — она существует для того, чтобы ее читать.

А говорить о Боге надо самыми простыми словами. О том, что Он есть везде, что Он Творец. И главное, ребенок должен чувствовать, что человек, который ему о Боге рассказывает, сам в Него верит. Найти неформальный подход к сердцу ребенка это большое искусство, большой труд. Конечно, зачастую даже у родителей это не всегда получается. В любом случае, взрослый должен быть бдительным: если ребенок не воспринимает то, что ему говорят, если его внимание рассеяно — надо перевести свой рассказ в форму более доступную его пониманию. А если удалось завладеть вниманием ребенка, контакт произошел, то можно начинать строить разговор на более серьезном уровне. И если у крестного есть возможность привнести свой вклад в душевное, а потом и в духовное воспитание, слава Богу!

— А если время упущено и контакт с ребенком не найден? К тому же часто бывает, что вообще связь потеряна и ничего не известно о судьбе крестника. Как восприемнику себя реабилитировать?

— Тут, к сожалению, придется говорить о грустном, потому что, скорее всего, никак. Если крестник уже стал взрослым, то пусть он, по крайней мере, знает, что у него есть крестный и что вы готовы наладить с ним отношения. Когда крестник еще маленький, то искать контакта нужно с родителями. Надо, чтобы они чувствовали вашу готовность прийти на помощь в любую минуту. И пусть для них крестный будет просто хороший, надежный друг семьи. Это уже много.

Но если совсем нет никакого контакта, то, как мы уже сказали, нужно просто молиться. Эти слова «просто молиться» часто употребляются мимоходом. Отсутствие веры в силу молитвы является одной из самых больших проблем современного христианина. Когда у человека есть вера в силу молитвы, то в душе он будет спокоен, понимая, что сделал все возможное в данной ситуации, когда даже контакт потерян. Польза от такой молитвы обязательно будет.

— То есть получается, что все-таки молитва является для восприемника самым главным, от чего нельзя отступать ни при каких обстоятельствах?

— Безусловно. Зачастую мы о другом молимся горячее, чем о себе, особенно если он в тяжелых обстоятельствах. Антоний Великий видел, что весь мир опутан сетью греха. А что мы, христиане, можем этому противопоставить? Между нами есть связи родственные и духовные, и мы должны создавать свою «систему защиты», которая складывается из молитвы друг за друга.

…А еще молитва друг за друга — это выражение нашей любви. В книге «Об обязанностях крестной матери» издательства «Благо» я прочитала, что при современном дефиците любви в мире крайне важно дать почувствовать крестнику, что он любим. Это подарит радость и свет детской душе. При этом надо учить его любить самому. Ведь как сказал апостол Иоанн Богослов: Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). А моя главная задача, как крестной, сделать все, чтобы в жизни маленького человека, которого мне Церковь вверила на попечение, состоялась его главная встреча — встреча с Богом.

Как правильно выбирать крестных родителей для ребенка, и кто не может стать крестным? Какие требования к ним предъявляет Православная церковь, и что необходимо знать крестным перед обрядом? Как не ошибиться с выбором духовных наставников для ребенка? Давайте разбираться.

Крещение – не обычная традиция, передающаяся через века. Это таинство, особый обряд, знаменующий второе, духовное рождение человека. Считается, что на того, кто принимает крещение, сходит благодать, и с этого момента христианин обретает ангела-хранителя, под защитой которого он будет всю жизнь.

Кто такие крестные родители?

Крещение, как и другие православные обряды, требует соблюдения определенных правил, главное среди которых – выбор крестных родителей. Многие стараются крестить ребенка в младенчестве. Обычно обряд проводят после того, как с момента рождения прошло 40 дней, но для больных или слабых младенцев церковь делает исключение и разрешает крестить их в любое время.

Без крестных может пройти таинство крещения только тот, кому исполнилось 18 лет, это не возбраняется церковью. Но для детей младше этого возраста они присутствуют обязательно. Крестные родители становятся духовными наставниками ребенка, берут на себя обязательство быть рядом с крестником и поддерживать его всю жизнь. Если же кровные родители уйдут из жизни, именно крестные должны взять на себя ответственность и заботу о ребенке. Как же правильно выбрать тех, на кого можно возложить такие серьезные обязанности?

Крещение ребенка: кого нельзя назначить крестным

Выбирая из друзей или близких того, кто примет эту почетную обязанность, необходимо учитывать правила, принятые Православной Церковью, которые не всех допускают к обряду крещения.

  1. Есть указ Священного Синода, согласно которому крестной матерью может стать девушка старше 13 лет, а крестным отцом – молодой человек, которому исполнилось 15 лет.
  2. Не могут становиться крестными отцом и матерью супруги.
  3. Нельзя передавать такие обязанности неверующим людям или людям другой веры.
  4. Недопустимо, чтобы крестными становились ведущие неправедный образ жизни: алкоголики, наркоманы, разгульные женщины, безумные личности.
  5. Не могут выступать крестными настоящие родители.
  6. По народным поверьям не берут в крестные матери беременных, хотя православные каноны этого и не запрещают.
  7. Еще одна народная примета – у крестника и крестного не должно быть одно и то же имя.

В идеале, каждый должен иметь двух воспреемников. Но если случилось, что выбрать пару невозможно, то допускается, что крестный будет один: у девочки – женщина, у мальчика – мужчина. Согласно приметам, незамужней девушке первой лучше крестить мальчика.

Люди, выбранные на эти ответственные роли, должны быть очень близки к его настоящим родителям, а степень их родства не важна. Бабушка, дедушка, тетя или дядя – всем им не запрещается крестить родственника. Но родных сестер или братьев на это роль чаще всего не назначают.

Считается, что отказаться от звания крестного нельзя, поэтому, прежде чем предложить принять эту роль на крестинах, лучше узнать, пожелают ли претенденты сами принять на себя почетную обязанность.

Обязанности крестных родителей

Они не просто должны участвовать в крестинах, главная их обязанность – помогать крестнику на протяжении всей жизни, не просто периодически с ним встречаться и дарить подарки, но и учить его добру, нравственности и любви.

Крестные после окончания обряда получают свидетельство-памятку, в которой написано о том, что они должны стать крестнику или крестнице помощниками, учителями и наставниками.

Если же у крестных нет возможности часто встречаться со своим крестным сыном или дочкой, они должны молиться за ребенка. В идеале православные воспреемники должны посещать храмы, жить церковной жизнью и соблюдать пост, но это условие никак не обязательное.

Что должно быть у крестных во время крестин?

После того, как будущие крестные определены, надо выбрать ребенку церковное имя, дату крестин и храм. Обычно детей в церкви крестят по субботам, но делать это можно и в любой другой день, посты тоже не препятствуют проведению крещения.

Перед крещением крестные родители приходят за крестником, "забирают" его. Перед этим в доме крестника они не должны садиться. В церковь идут все вместе: родители с малышом и крестные.

До крестильного обряда для малыша крестными покупаются вещи, список которых обычно дают в церкви:

  1. нательный крестик традиционной формы – покупает крестный отец;
  2. иконка, желательно (но необязательно) того святого, чьим именем будет окрещен ребенок – покупает крестная мама;
  3. крестная покупает и крыжму – материю, необходимую для таинства, может быть с украшениями, но чаще обычная белая ткань;
  4. крестильная рубашка, а девочке еще косыночка или чепчик – не обязательно покупать, можно заменить чистой распашонкой и платочком из имеющегося гардероба.

К внешнему виду крестных во время крестин специальных требований нет, соблюдаются обычные для посещения церкви правила. Оба крестных должны быть с нательными крестиками, мужчина без головного убора, а женщина с покрытой головой, с закрытыми плечами и локтями и в юбке или платье ниже колен.

Комментировать статью "Как правильно выбирать крестных для ребенка"

Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство. Но там только про то, что супругам нельзя, а я супруга и не собираюсь в церковь звать, ну то есть он...

Обсуждение

Нам разрешили без проблем:) я очень рада, теперь мои девочки крещеные и я их мама!

У нас только будет крещение, выбираю из своего прихода. Все они люди верующие и наставят, если что и помогут, но основной критерий- не дай Бог что с нами, чтобы смогли забрать ребёнка себе и не допустить его пребывание в дд. Если крёстный в принципе на это не готов, то смысла в таком крёстном не вижу.
Тем, кому я крёстная, не приведи Бог что- заберу сразу, это определённое обязательство, поэтому я соглашалась быть крёстной всего 2 раза в жизни.

При чём тут крёстные родители? Ведь крёстные отвечают за духовное воспитание) Кстати, Церкви важно, чтобы крёстные родители не были парой друг с другом (например, муж и жена)...

Обсуждение

Старшую дочь крестила институтская подруга и друг семьи, который был свидетелем на нашей свадьбе. С крестной мамой наши пути разошлись, мы не виделись лет пять, хотя живем в одном городе. Крестный отец не воцерковленный человек, но принимает активное участие в жизни дочери, они с ней хорошие друзья. У него нет своей семьи, поэтому наша дочь ему очень дорога.
Младших крестили в эти выходные. Крестными стали мой родной брат и его жена, а также моя подруга с которой мы знакомы с первого класса школы и друг семьи. Все крестные просто обожают малышей и активно участвовали в их жизни не зная, что будут крестными. Эта их активная помощь мне и натолкнула на мысль сделать их крестными. Мы с мужем не особо верующие люди и никаких надежд на активное воцерковление наших детей крестными не возлагаем. Нам важно чтобы они их любили как своих или почти как своих и этого будет достаточно.
Вот к месту крещения я подошла основательно и мы крестили детей не в городе, где прям чувствуется, что там важны деньги. Мы крестили за городом в мужском монастыре, все очень бедненько, простенько, но атмосфера такая, что даже я, человек далекий от церкви, была одухотворена. Батюшка замечательный добрый человек, весь обряд крещения он улыбался девчонкам, а они улыбались ему, очень все было трогательно.
Ниже даю ссылку, где я прочитала про обряд крещения, все очень доступно, есть молитвы и разъяснения к ним, почитайте.

" А мне важно, чтоб крестные были частью жизни моих детей. Чтобы были частью семьи. И хотели ими быть"

Напыщенно как звучит.И подарки должны дарить дорогие?
Мне понравился ответ одного священника-"Крестные должны молиться за крестника.И все."

Все мои знакомые выбирали по принципу "Побогаче чтоб был"-подарки дорогие нужны.
И столько претензий и требований к крестным-ужас.Они и на крещение должны все покупать и крестики золотые дарить,иначе кислая мина родителей-"Они же КРЕСТНЫЕ!!!ОНИ ДОЛЖНЫ!

Подскажите про выбор крестного. Мы с мужем никак не можем выбрать крестного, крестную я уже нашла, это моя близкая подруга, она Гришу любит, она верующая (конечно без фанатизма)...

Обсуждение

а на сколько он верующий - друг мужа? крестные нужны, чтоб заботиться о душе и духовном воспитании малыша! упоминать своих крестников в своей молитве.
я, например, не могу посещать свою крестницу, так как живу в другой стране, но я всегда ее упоминаю в записках о здравии в церкви и ставлю свечи

Вот если бы у меня на работе была хорошая подруга и я _решила_ позвать её крёстной, а муж бы мне сообщил, что он не согласен... я бы не поняла своего мужа.
С другой стороны, я свою крёстную в последний раз видела на своё десятилетие (это была мамина подруга).... поэтому у моих детей все крёстные - родственники:)

Крестные родители. Крестины. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до Вопрос к ним: как вы выбираете крестных родителей ребенку и чего от них в последующем...

Обсуждение

ничего не жду. отношусь к ним как к обязательной части программы:)
сама я крестная у дочкиной подруги и меня это стало страшно напрягать, потому что подруга оказывается предполагала, что я буду какую-то особую роль играть в их жизни, а у меня, если честно, и со своими двумя девицами развлечки достаточно. так что я свою крестницу вижу раз в год и немного расстраиваюсь за подругу, что она ошиблась сильно с выбором крестной (т.е. меня).

Вот расскажу.
Старшему по-молодости позвали своих друзей хороших.
Для меня ассоциация с крестной моей - приятный человек с подарками, которая и через много лет всегда приходит на выручку. Ощущение надежного тыла. Что всегда поможет-подскажет.
Вот и для ребенка мечтала о таком же.
Итог: крестный сказал - я в этом ничего не понимаю. С днем рождения не поздравляет. Не надо подарков. Можно по телефону позвонить.
Крестная вроде верующая, но узнала у батюшки, что для мальчика важнее крестный и...тоже пропала. Позвонила мне с этой радостной вестью и все - ни телефонного звоночка, ничего.
Очень обидно.
Хочу в вот на днях сесть с Темочкой и подписать им открытки с НГ, пусть он там нарисует что-нибудь, пару слов вместе напишем.
Поэтому для Софьюшки в крестные позвала свою сестру - ближе только стали. А крестного не позвала, почему-то была категорично настроена, что надо было только своих. Хотя теперь думаю, что можно было все ж кого-нибудь позвать.
Такая история.
От крестных ожидаю - чтобы мой ребенок знал, что есть в мире еще люди, кроме родителей, к которым он может обратиться.

Крестные родители - как их выбирают? Я понимаю так - что это мало того, что люди должны быть близкие мне (маме-папе), так они еще и ребенка должны любить, правильно?

Обсуждение

Мужа и жену в крестные брать одновременно, действительно, недьзя, т.к. это запрещено церковным уставом. Это Вам скажут в любом Храме. Все остальные Ваши вопросы из области народных примет, но если Вам это интересно, то считается, что: женщина первым должна крестить мальчика (т.к. если первой покрестит девочку, то отдаст ей свое женское счастье), а мужчина первой должен крестить девочку; насчет того, что крестники должны чередоваться первый раз слышу, по-моему, это не имеет значения; насчет близких родственников, когда я крестила своих детей, то батюшка в Храме мне сказал, что, близкие рдственники всегда будут больше любить ребенка, чем посторонние люди, пусть даже и очень хорошие друзья, поэтому брать близких рдственников крестными МОЖНО ТОЧНО; насчет количества детей которым Вы можетей стать крестной, то тут нет ограничений 3 или больше, или меньше. Просто, если у человека много крестников, то навряд ли он сможет в полной мере выполнить свои обязанности крестного. С этой точки зрения, надо иметь столько крестников в судьбе скольких Вы сможете реально принимать участие (это участие, конечно, не включает в себя подарки на день рождения и т.д.). Вы с этого момента перед Богом отвечаете за душу ребенка, став крестным Вы принимаете на себя обязанность помогать родителям воспитывать ребенка в духе православия. Крестный за каждого своего крестника отвечает перед Богом, поэтому лучше иметь одного крестника, но исполнять свои обязанности полностью, чем несколько,но кроме подарков и поздравлений ничем больше себя не обременять. Если человек не уверен, что справится с ролью крестного, то лучше отказать, чем стать крестным просто для галочки. Извините, что длинно. Если есть еще какие-то вопросы можете спрашивать по электронной почте.

14.05.2006 01:50:41, Миа
Loading...Loading...