День памяти зачатия праведною анною пресвятой богородицы. Зачатие богородицы

Зачатие Праведной Анною Пресвятой Богородицы.

22 декабря (9 декабря по старому стилю) Святая Церковь празднует зачатие Святой праведной Анною Пресвятой Богородицы. На Востоке этот праздник известен с VII века. Первым письменным свидетельством установления празднования является канон, написанный преподобным Андреем Критиским, а также проповеди Георгия Никомидийского и Иоанна Эвбейского.

О значимости этого праздника для Православной Церкви писал Владимир Николаевич Лосский: «Вся библейская история раскрывается как приуготовление человечества к Воплощению, к той «полноте времен», когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из ее уст согласие человечества на то, чтобы «Слово стало плотью». Однако исполнение обетований Божиих не является чем-то автоматическим. История Ветхого Завета, история зачатия праведной Анны показывают нам, как человеческая личность в своей свободе, находясь в своих реальных жизненных обстоятельствах, в скорбях и борениях, предоставляет Богу условия, необходимые для того, чтобы Искупление стало возможным. Как Дева Мария стала соработницей Божией в домостроительстве спасения, так и ее родители своим смирением и любовью к Богу дали возможность осуществиться чуду: «Неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея».

Повествование о зачатии святой Анной Пресвятой Богородицы, согласно «Житиям святых» святителя Димитрием Ростовским.

Пресвятая Богородица была рождена от святого Иоакима из колена Иудина, из дома Давидова святой Анной из колена Левиина, из рода Ааронова. Имея богатство вещественное, они не были лишены и богатства духовного. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части, — одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим.

И, так как праведной жизнью Иоаким и Анна угодили Богу, Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, Святейшей из святых, Честнейшей херувимов. И хотя можно было найти тогда на земле многих, живущих праведно и угождающих Богу, Иоаким и Анна превзошли всех своими добродетелями и явились пред Богом самыми достойными, чтобы от них родилась Божия Матерь. Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. И если Скиния, которую Бог велел Моисею сделать из багряной и червленой материи и из виссона, прообразовала Деву Марию, то материя, из которой была сделана скиния, прообразовала родителей Божией Матери. Она родилась от целомудрия и воздержания, как бы от багряной и червленой одежды, и совершенства их в исполнении всех заповедей Господних, как бы от виссона.

Иоаким и Анна, по особому Божиему изволению, долгое время были бездетны - и в том явилась сила Божией благодати, и честь Рожденной, и достоинство родителей, потому что само зачатие и рождение от неплодной женщины невозможно иначе, как по силе благодати Божией. Зачатие произошло действием не природы, но Бога, побеждающего законы природы и уничтожающего узы неплодия.

Благочестивые родители Пресвятой Девы уподобились Аврааму и Сарре, которые после долгого неплодства родили, по обетованию Божьему, Исаака в старости. Насколько сама рожденная Дева выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они достигли не сразу, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и сердечной скорби они умолили Бога, и скорбь обратилась в радость, а бесчестие их (которому подвергались все неплодные в иудейском обществе, которое подозревало их в тайных грехах) явилось предвестником великой чести.

Скорбя о своей бездетности и о поношении от соплеменников, благочестивые супруги не ослабевали в своем уповании на Бога. Когда священник в Иерусалиме отказался принять дар Иоакима, укоряя того в бездетности, он удалился в пустыню, где пробыл сорок дней в посте и молитве.

Не буду есть, - говорил он, - и в дом свой не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом, до тех пор, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев.

Точно также и жена его, будучи дома и услыхав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в бесплодии, и что муж ее от великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами.

Когда Анна с плачем взывала к Богу, прося отнять от них поношение и даровать ей чадо, как даровал Господь Иосифа неплодной Сарре и Самуила — Анне. Явился ей ангел Господень и сказал:

Анна, Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария.

Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала:

Жив Господь Бог, если родится у меня дитя, я отдам его на служение Богу. Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни.

После сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там с молитвою воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение.

В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:

Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию, и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое.

И зачала святая Анна от мужа своего Иоакима в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Начало и Ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо и земля. Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения, и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия.

Подрастающую Деву Марию родителя Ее берегли, как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением естества человеческого. Посему они воспитывали Ее с такою тщательною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали, как госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться. Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатью и своих родителей. Подобно тому, как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и богоизбранная Мария, как солнце, озаряла лучами данной ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия, и твердо веровали в исполнение ангельских слов.

В.Селюминов
По «Житию святых праведных богоотец Иоакима и Анны»
святителя Димтрия Ростовского

Тропарь, глас 4:

Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакими бо и Анну услышав Бог, паче надежды, родити тем яве обещавает богоотроковицу, из неяже сам родися неописанный, человек быв, ангелом повелев вопити ей: радуйся благдатная, Господь с тобою.

Кондак, глас 4:

Празднует днесь вселенная Аннино зачатие, бывшее от Бога: ибо та породи паче слова Слово рождшую.

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы - древний православный праздник, посвященный истории зачатия Пресвятой Богородицы ее родителями - праведными Иоакимом и Анной.

Дата празднования 9/22 декабря установлена исходя из даты Рождества Пресвятой Богородицы , которая отстоит на положенные 9 месяцев назад - 8 сентября (по ст.ст.). Об этом событии известно из апокрифического Протоевангелия Иакова 1 , датируемого II веком. Еще оно упоминается в каноне Андрея Критского, известного с VIII - IX веков и читаемого в первую неделю Великого поста, а также в толковании мест из Священного Писания Иоанном Эвбейским, проповеди Георгия Никомидийского.

Счастливое событие - зачатие святой Анной дочери Марии - будущей Богородицы, случилось в семье святых Иоакима и Анны, когда святому Иоакиму было уже 77 лет, а святой Анне - 74 года. Возраст родителей Богородицы свидетельствует о том, что Зачатие святой Анной Пресвятой Девы, Невесты Неневестной есть промысел Божий.

Святую праведную Анну почитают как покровительницу будущих мам, ей молятся, чтобы беременность протекала ровно, без осложнений, а младенец родился здоровым. Также в случаях, если существуют какие-то проблемы с зачатием, святым Иоакиму и Анне молятся о даровании потомства.

Святые Иоаким и Анна жили на территории Галилеи, в Назарете. Они были скромны, боголюбивы, воздержанны в быту, а две трети своих доходов отдавали в храм Иерусалима и раздавали бедным. Но получилось, что до старости Бог не дал им детей. В те времена у иудеев бездетность считалась за особое Божие нерасположение и наказание. В глазах общества этим бесчадием они были обесчещены, но постоянно и с горячими слезами молились о даровании Богом им потомства.

Зачатие святой Анной Пресвятой Богородицы - событие в истории христианства беспрецедентное. Через нее и ее святого супруга родилась она, Царица Небесная, наша Матушка-Заступница, родившая в мир Бога-Слово, с Которым пришло в мир истинное Бессмертие. В Рождестве Ее было уже заложено Рождество Его, Сына Божия, с Которым нам уже открылась будущая Великая Пасха, мысль о которой дает нам силы быть бесстрашными особым, христианским бесстрашием даже перед лицом физической смерти, ибо Он - смертию смерть попрал для всякого, кто уверует в Него. Но и еще ранее, в книге «Бытие», упоминалось о том, что, проклиная змея-искусителя, Бог говорил о Той, что будет попирать змия (Быт: 3, 15).

Зачатие Пресвятой Богородицы родителями Ее в преклонном возрасте, конечно, чудо. Но величайшее чудо все-таки - это стройность и гармония Божия промысла, Который от адамовых времен уже привел мир в творческое соответствие, и, согласно пророку Исайе, о Рождении Богоматери было возвещено в самые давние до-христовы времена (Ис. 7: 14). И чем менее будет принесено нами в мир греха, чем более к этой гармонии будут стремиться души людей, тем скорее наступит Царствие Небесное, которое, как известно, находится, прежде всего, внутри нас.

________________________________________
1 Протоевангелие Иакова - апокрифическое евангелие апостола Иакова; в нём изложено земное житие Девы Марии в ее ранние годы и рассказано о событиях во время Рождества Иисуса Христа.

22 декабря (9 декабря по старому стилю) Церковь празднует зачатие Пресвятой Богородицы святыми Иоакимом и Анной.

Праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы, происходила родом из мессианского колена Левина (по отцу) и мессианского колена Иудина (по матери). Дочь Матфана, она была супругой праведного Иоакима, потомка царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомства родится Спаситель мира.

После двадцати лет брачной жизни праведные Иоаким и Анна не имели детей и глубоко скорбели об этом, потому что бесплодие у древних иудеев считалось позором. После того как однажды во время большого иудейского праздника дары праведного Иоакима, принесенные Богу в ветхозаветный храм в Иерусалим, были отвергнуты израильским книжником Рувимом на том основании, что у Иоакима нет потомства, праведный Иоаким удалился в пустыню.

Здесь он постился 40 дней и ночей, пребывая в молитве. Праведная Анна в это время также молилась Богу, умоляя Его даровать ей ребенка. Внезапно ей явился ангел Господень и сказал: «Не бойся, Анна, ибо твой отпрыск предрешен Богом и то, что родится от тебя, будет в почитании во все века, до окончания их».

В то же время ангел Господень явился святому Иоакиму со словами:
«Знай о твоей жене, что она зачнет Дочь, Которая пребудет в храме Бога, и Дух Святой почиет на Ней, и благословение Ее будет на всех святых женах… и Сама Она будет благословенна и станет Матерью вечной благодати».

И зачала святая Анна в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо, и земля.

Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все с веселием прославляли Бога.

Праведный Иоаким преставился в 80-летнем возрасте, через несколько лет после введения во Храм Пресвятой Девы Марии. Правед­ную Анну в возрасте 70 лет Бог сподобил провести два года при Иерусалимском храме, где она воспитывала свою Дочь. По преданию, праведная Анна мирно почила о Господе в Иерусалиме через два года после блаженной кончины праведного Иоакима.


Мощи праведной Анны почивают в Константинополе

Святая праведная Анно, моли Бога о нас!

Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами.

Праздник Зачатия имеет отдельную историю на Востоке и на Западе. На Западе праздник Зачатия Богородицы святой Анной прошел большую эволюцию. Отмечая этот праздник, Восток обращает главное внимание на сам чудесный факт зачатия от старых и бесплодных родителей, а Запад в этом празднике сделал акцент не на самом факте зачатия, а скорее на примете того зачатия.

Впоследствии рождается наука о непорочном зачатии Божьей Матери, которая учит, что Пречистая Дева Мария от первой минуты своего зачатия была свободна от первородного греха. Наука о непорочном зачатии Божьей Матери больше всего развилась при Папе Пие IX (1846-1878), который своей буллой от 8 декабря 1854 года провозгласил непорочное зачатие догматом веры.

Восточные Православные Церкви не принимают догмата о непорочном зачатии.

Украинская Греко-Католическая Церковь после провозглашения догмата о непорочном зачатии праздник Зачатия Богородицы святой Анной стала называть Непорочным зачатием Пресвятой Богородицы.

Львовский Синод (1891) принял решение праздновать его как великий Богородичный праздник.

О значимости этого праздника для Православной Церкви писал Владимир Николаевич Лосский:
“Вся библейская история раскрывается как приуготовление человечества к Воплощению, к той “полноте времен”, когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из ее уст согласие человечества на то, чтобы “Слово стало плотью”. Однако исполнение обетований Божиих не является чем-то автоматическим. История Ветхого Завета, история зачатия праведной Анны показывают нам, как человеческая личность в своей свободе, находясь в своих реальных жизненных обстоятельствах, в скорбях и борениях, предоставляет Богу условия, необходимые для того, чтобы Искупление стало возможным. Как Дева Мария стала соработницей Божией в домостроительстве спасения, так и ее родители своим смирением и любовью к Богу дали возможность осуществиться чуду: “Неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея”.

Богослужение
В это утро богослужение в церквах проводится торжественнее, чем в обычные дни, ибо 22 декабря – это день, «егда зачат Пресвятую Богородицу».

Молитвы
праведным Богоотцам Иоакиму и Анне

Молитва первая

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь

Молитва вторая

О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!
К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Ему же, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.Аминь

Молитва третья

Благоугодный корень, израстивший былие благоплодное и вечноцветущее — препетую Богородицу, из Нея же произыде Начальник жизни и Совершитель веры Иисус Христос, многоточный источник, из неяже произыде, яко поток сладости и река мира Благословенная в женах, источающая бездну благ и неизреченное море благости и бесконечного блаженства. Предопределенная чревоносити несравненно Светлейшую лучей солнечных, Еяже прозреша и проповедаша пророческие трубы. Познанная от Плода ея, Царицы Ангелов и вышшей сущей небес, яко сосуд избранный Святаго Духа и вместилище благодати яснейшее. Образ праведности и непорочного жительства и мудрости луг благоуханный и сладкоблаговонный. Исполняющая законная повеления в правости сердца и горящем благоговении и всяким тщанием со блаженным своим супругом и богоносцем Иоакимом. Божественным волением зачавшая в старости маститей и рождшая прежде век предопределенную родитися Матерь Божию. Прамати всемилостивого и всещедраго Бога, готовое заступление и предстательство с верою прибегающих к тебе, утешение страждущих и покой скорбящим, благодатию Внука твоего показующая безчадных и неплодных жен благочадны, приими и моление нас грешных и преложи печаль безчадия молящихся тебе в радость.
Даждь плод чрева призывающим тя, разрешая мрак их безплодия и, яко разрешение безплодия, безчадных жен благочадны сотвори ублажающих тя и славословящих Богочеловека — Внука твоего и Создателя и Господа.
Ей, блаженная и благодатная Анна, всем, яко луна пресветлая, посылающая мирный и тихий свет богоданных в тебе дарований, показавшаяся Сарры честнейшая, Анны матери Самуила светлейшая, Елисаветы славнейшая и всех праведных жен, ихже закон прославляет, честнейшая и яко от сего многой чести и благодати удостоенная, исполни радости и веселия сердца к тебе прибегающих и даждь благодать твою рабе твоей, приемлющей твою скорую помощь, отверзая ей чрево, да твоим предстательством и заступлением улучит зачатие чада и прославит всесвятое Имя Богочеловека – Внука Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и пресвятым и благим и животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь

Величание Зачатию Анною Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим зачатие Твое.

Частично материал взят с сайта: http://www.you-woman.com/bio/virgin/virgin-zachatie-bogorodicy.htm

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь (Лк. 8, 16-18).

Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал. 4, 22-31).

Сегодня Святая Церковь празднует Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы, той Жены, Семя Которой - Спаситель мира Христос - сотрет главу змия. Помимо радости исполнения пророчества, данного людям еще в раю, этот праздник учит нас верить, надеяться и не сдаваться в духовной брани, даже если нам кажется порой, что мы духовно бесплодны. Ведь св. прав. Иоаким и Анна состарились в молитвах, терпя от окружающих поношения за бесчадность, прежде чем Бог услышал их мольбу. Зато дарованный им за терпение в вере плод чрева превзошел в славе и совершенстве не только всех живших на земле людей, но и бесплотных Ангелов, ибо от их Дочери, Которую ублажают все роды, произошло спасение миру.

Мы же, идущие духовным путем, когда вдруг увидим, что из мира обычных людей, из Египта страстей мы уже вышли, а в Землю Обетованную еще не пришли, застряв где-то в бесплодной пустыне, начинаем унывать и завидовать тем, кто преуспел в мирских делах. От этого наша надежда ослабевает, вера колеблется, а враг, пользуясь моментом, всевает различные сомнения.

Но не надо забывать, что наши цели неизмеримо выше и требуют больше сил, трудов и великого терпения, причем терпеть надо не только других, но и себя. Как небо отстоит от земли, так и духовное совершенство превосходит по ценности все мирские цели. Да оно и вообще недостижимо своими силами без Бога, а чтобы получить Его помощь, надо тысячу раз смириться, иначе Он не будет жить и действовать в нас.

Сегодня мы чтим память и другой святой Анны, матери пророка Самуила, житие которой не менее поучительно и говорит о том же. Она была второй женой своего мужа и, в отличие от первой, много лет не могла дать ему детей, но не унывала и продолжала молиться с верой. Один раз, когда она молилась на ступенях храма, беззвучно шевеля губами и обещая посвятить Богу будущего ребенка, священник Илий даже подумал, что она пьяна. Так выглядит наша вера в глазах рационального рассудка. Но она, будучи пророчицей, ответила: «Нет, я не пьяна, но изливаю душу свою Господу». Бог щедро вознаградил ее твердую веру и надежду, даровав ей не только небесный плод - славу Израиля, последнего судью и пророка Самуила, - но и земную радость, ибо после она родила мужу еще троих сыновей и двух дочерей.

Поистине, «возвеселись неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами , - как говорит сегодня апостол Павел словами пророка Исаии, - потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа ». Господь иногда намеренно оставляет Своих чад, чтобы они научились действовать самостоятельно. Духовный плод требует больше времени для созревания, но достоинство его в очах Божиих несравненно выше. Да, христианский и, особенно, монашеский подвиг не виден снаружи и непонятен людям мира, но рано или поздно он проявится и засияет.

Об этом как раз говорит сегодняшнее Евангелие: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет ». Так и Бог, призвав нас на этот путь, позаботится, чтобы свет наших душ был виден, здесь ли, или в Царстве света. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным… » Это относится и к скрытой добродетели, которой суждено обнаружиться, и к тайным грехам. Если с ними не бороться и не каяться в них, они окрепнут и когда-то станут явными всем. Евангелие дня напоминает об Иуде, который настолько был ослеплен страстью сребролюбия, что не постыдился предать своего Друга и Учителя, погубив свою душу и став самым презренным в истории человеком.

Итак, Господь призывает нас не ослабевать в вере и в духовном подвиге, надеясь на Бога и не обращая внимания на насмешки, непонимание людей мира. Но что говорить о занимающихся «землей» или язычниках, если даже представители главных монотеистических мировых религий не вмещают своим умом сути и величия православия?! В апостольском чтении на Зачатие св. Павел проводит глубокую аналогию между двумя Заветами Бога с человеком и детьми патриарха Авраама. Один его сын, Исмаил, был рожден от рабыни Агари, а другой, Исаак, - от свободной, т.е. от Сарры. Первый рожден по плоти и обречен быть рабом плоти и буквы, а второй появился чудесным образом по обетованию, чтобы наследовать свободу. К чадам Агари Апостол относит иудеев, пребывающих в рабстве закону и плоти, чад нынешнего Иерусалима, к которым позднее присоединились и собственно агаряне - мусульмане, которые в своей религиозности тоже ограничиваются исполнением определенных обрядов, пребывая в узах плоти.

Мы же, чада Нового Завета, свободны от буквы закона и не привязаны к плоти, потому что Христос освободил нас, сделав духовными. Наша мать - Вышний Иерусалим, Святая Церковь - рождает детей не для мира сего, в глазах которого она выглядит неплодной и нерождающей, бесполезной, а для Неба. И чад этих гораздо больше, потому что они святы и славны пред Богом, а это условие вечной жизни, в то время как большие по численности чада земли, удалившись от Бога, не реализовали себя в вечности.

Что же советует Апостол чадам света? Словами Писания он говорит: «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной ». Т.е. изгони из своей души страсти как рабство плоти, изгони формализм и юридизм как рабство форме, букве и преданиям человеческим. Все это мертвит, уводит от жизни, в то время как дух животворит. Стань духовным, а значит, подлинно свободным, и тогда будешь многоплодным и многочадным и наследуешь Божие достояние, вечное Царствие Христово, уготованное мудрым, верным, терпеливым и твердо уповающим на Бога, спасающего возлюбивших Его. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

    О Русской духовной миссии История Миссии Образование и просвещение Персоналии
  • Проповеди
  • Пресса о нас

Расписание богослужений и требы

ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме...

По календарю начало зимы.
Зима устанавливается окончательно.
Анна зиму устанавливает окончательно.
*
*

Анна зимняя.
Анна Зимняя, она же Тёмная – зимнее солнцестояние, самый короткий день в году.
Самый короткий день в году - день зимнего солнцеворота, который в народных поговорках неправильно относится к 12/25 декабря, Спиридону Солновороту.
На Анну - зимнее солнцестояние, рождение Солнца.
Самый короткий день в году и самая длинная ночь.
Со следующего дня день начинает увеличиваться, но вступает в силу астрономическая зима.
День зимнего противостояния.
День зимнего солнцестояния- начало зимы, приметили:
"На зачатие святой Анны осень кончается, зима начинается".
Зима силу набирает, а солнце на весну поворачивает.
С этого дня солнце идет на лето, а зима - на мороз.
*

По этому дню определяют погоду на пол года вперед: по зиме и лето.
Если сегодня идет снег, то лето будет дождливое, если мороз - к ясной, солнечной погоде.
Каков сегодня день, таков будет и на 31 декабря.
Какая погода в этот день, такая и 31 декабря.
Если на Анну зимнюю лучисто и светло - к ясному и морозному 31 декабря, хмуро и на деревьях иней - к пасмурному и теплому новогодью.
Какая Анна до полудня, такая и зима до декабря.
Какая Анна до ночки, такая зима до весны.
--

Народ приметил:
Большой иней на деревьях в этот день предсказывает хороший урожай на следующий год.
"На Анну большой иней на деревьях - к урожаю".
На Анну большой иней на деревьях – к урожаю.
Иней на деревьях в этот день - к урожаю.
Снег в буграх – к урожаю.
"Опока на деревьях - к урожаю".
Опока (кружевина) на деревьях на Зачатие Анны к урожаю.

Замечали, что
"В этот день волки стадятся, а разбегаются после выстрелов на святое Крещение", волки в стаях были особенно опасны.
На Зачатие Анны волки стадятся - в стаи собираются, - а разбегают­ся после выстрелов на Крещение
Волки сбиваются в стаи, становятся особенно опасными.
*

Метеорологическим явлениям, сопровождающим солнцеворот, придается большое значение, по ним судят о предстоящей погоде, о весеннем посеве, о будущем урожае.
С этого времени отмечается постепенный, хотя в начале весьма медленный, прирост дня, к концу месяца не более как "на куриный шаг".
В последующие Дни, как и в течение всего декабря и даже во всю зиму, особенно наблюдают за выпадением инея, который повсеместно считается предвестником урожая.
Если в эти дни и ночи ясно, небо звездно, погода холодная - ожидают благословенного года, урожая, благополучия для людей и скота.
*

Затем наступают Сочельник, Рождество, Святки.
Тут опять время праздничного веселья и разгула, но вместе с тем и время важнейших во всю зиму наблюдений, которые кладутся в основу предсказаний.
Столь же благоприятны на святках обильные снега, которые для хлебов навоза стоят.
Святки богаты не только разными приметами, но и множеством различных суеверий, в частности среди многочисленных святочных гаданий есть немало и таких, которые якобы предсказывают будущий урожай и будущую погоду. Важное значение придается тому, в какие фазы луны, в какие дни недели приходит Рождество.

Почитая в высшей мере Пресвятую Богородицу, Церковь празднует не только рождение, но и зачатие Ее.
Зачатие Пресвятой Богородицы празд­нуется 22 декабря.
А поскольку матерью Пресвятой Девы Марии была свя­тая Анна, то в народе и день Зачатия стали называть Анна Зимняя.

Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы.
Мать Пресвятой Девы Марии святая праведная Анна долго была бесплодной и уже в зрелом возрасте зачала от мужа своего святого праведного Иоакима будущую Богородицу.
Память святой праведной Анны чтится несколько раз в году.

Святую пророчицу Анну, мать пророка Самуила

(1100 до Р. Х.).
У Анны долго не было детей.
Тогда она дала обет Богу: если у нее родится ребенок, она отдаст его в храм.
Господь услышал ее мольбы и ниспослал ей сына, которого назвали Самуилом, что означает «испрошенный у Бога».
Самуил стал последним судьей Израильским и пророком.

День зачатия Святой Анны отмечался беременными женщинами и пчеловодами.
Анна на Руси считалась покровительницей беременных женщин, на которых в этот день возлагалось много запретов.
Беременным запрещалось в течение суток приниматься за какую-либо существенную работу.
Крестьяне верили: чтобы будущая мать ни делала в этот день, все мистическим образом отражается на ребенке.
· Беременным женщинам в этот день нельзя делать тяжелой работы.
Если она начнет раздувать огонь в печи, то оставит на тельце младенца красную отметину.
Если начнет шить и у нее запутаются нитки – ребенок будет обвит пуповиной.

В этот день для беременных женщин был пост -
"На зачатие святой Анны беременным бабам пост".
22 декабря беременная женщина должна была поститься и стараться не грешить.
Беременная на Анну не могла выйти на улицу, где господствовала «злая» тьма.
Нельзя было встречаться с нищими и убогими, чтобы те не передали ребенку своего несчастья.
· Чтобы не родить урода, беременным не следует смотреть на некрасивых людей.
Следует помнить, что беременным женщинам нельзя становится крестной матерью, так как крестник будет недолговечен.

К беременным женщинам на Руси было двоякое отношение.
С одной стороны, такая женщина почиталась как олицетворение плодородия, ей приписывалась магическая сила.
Беременная женщина могла вылечить от бесплодия, вызвать дождь и унять пожар.
С другой стороны, беременность считалась опасным и нечистым состоянием, отсюда многие запреты, которые были призваны защитить женщину и еще не родившегося ребенка.
Издревле все капризы беременных старались выполнять.
Запрещено было в присутствии беременной кричать или ругаться, чтобы не напугать ее и будущего ребенка.
Беременная женщина не должна была посещать нечистых мест: сидеть на пороге или на меже, стоять на перекрестке, подходить к строящемуся дому или к мельнице, выходить на улицу после захода солнца.
Чтобы беременность была легкая, нельзя было переступать острые предметы и упряжь (чтобы «не причинить боль» или «не замкнуть» беременность).
Женщина не брала в руки веревку, опасаясь, что ребенок может родиться обвитый пуповиной.
Не расчесывала волос, стараясь не обидеть Параскеву Пятницу, которая должна была помогать во время родов.
Чтобы не родились близнецы (бедные дети, у которых одна судьба на двоих), беременная старалась не есть сдвоенных (сросшихся) плодов.
Верили, что от беременной исходит опасность, так как она носит сразу две души и стоит на пороге между человеческим миром и миром духов (загробным миром).
Такое отношение к беременным появилось не случайно, учитывая высокую смертность в те времена во время беременности и родов.

Приметы и обычаи:

крестьяне считали этот день самым темным и коротким в году.
Существовало поверье, что 22 декабря идет страшная битва между силами тьмы (всевозможными злыми духами) и силами света (Божьими легионами).
Свет всегда побеждает тьму, и на следующий день рождается первый солнечный луч – символ новой жизни и скорого обновления.

Рецепты
*
Рыба, запеченная в фольге
рыбное филе – 500 г,
укроп или тмин – 1 ст. ложка,
черный молотый перец, растительное масло и соль – по вкусу.
Фольгу смажьте жиром, положите размороженное рыбное филе, посолите, посыпьте зеленью, приправами.

Каждый кусок обильно полейте растительным маслом.

Тщательно заверните, положите на противень и поставьте в хорошо нагретую духовку. Запекайте около 1 часа, подавайте с вареным картофелем.

В этот день посуда бьется не на счастье.
Не желательно также сегодня готовить блюда из птицы.
Если сегодня на улице вас облает или попытается укусить собака, это можно считать предупреждением об опасности потери должности из-зи происков тайных врагов.

Беременные должны в этот день позаботиться о себе.
Перепишите этот оберег, прочитайте его три раза и носите его постоянно при себе.
" Господи, благослови меня на всякий час, на всякую минуту.
Крест - креститель, души моей спаситель,
Душу, чрев мой спасаеш, от врагов оберегаеш.
Ангел - Спаситель со мной, Ангел - Хранитель передо мной.
Богородица позади, Господь впереди.
Чур мое тело, чур мой живот, чур мой чрева плод.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь"
Постарайтесь этот день пересидеть дома.

Loading...Loading...