Философия и наука. Роль философии в жизни человека Чем знание философии может помочь в жизни

"Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру", - говорил Луций Анней Сенека.

К сожалению, в современном мире сложилось мнение, что философия - наука второго сорта, оторванная от практики и жизни в целом. Этот печальный факт наводит на мысль о том, что для развития философии необходима ее популяризация. Ведь философия - это не абстрактные, не далекие от реальной жизни рассуждения, не смесь различных концептов, выраженных заумными фразами. Задачами философии являются в первую очередь передача информации о мире в определенный момент времени и отображение отношения человека к миру вокруг него.

Понятие философии

Философия каждой эпохи, как говорил Георг Вильгельм Фридрих Гегель, заключена в сознании каждого отдельного индивидуума, зафиксировавшего эту эпоху в своем мышлении, сумевшего вывести основные тенденции своей эпохи и представить их на всеобщее обозрение. Философия всегда в моде, ведь она отображает современный взгляд на жизнь людей. Мы всегда философствуем, когда задаемся вопросами о мироздании, своем предназначении и так далее. Как писал в своей книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл, человек всегда находится в поиске собственного «я», своего смысла жизни, ведь смысл жизни - это не то, что можно передать, как прожеванную жвачку. Проглотив такую информацию, можно так и остаться без собственного смысла жизни. работа каждого над самим собой - поиск того самого заветного смысла, ведь без него наша жизнь не представляется возможной.

Зачем нужна философия?

В повседневной жизни, озаботившись проблемой межличностных отношений и самопознания, мы приходим к пониманию того, что задачи философии реализуются на нашем пути ежедневно. Как сказал Жан-Поль Сартр, «другой человек для меня всегда - ад, так как оценивает он меня так, как ему это будет удобно». В противовес его пессимистичному взгляду Эрих Фромм высказал мнение, что только в отношениях с другими мы узнаем, что наше «я» представляет собой в действительности, и это величайшее благо.

Понимание

Очень важным для нас является самоопределение и понимание. Понимание не только себя, но и других людей. Но «как же сердцу высказать себя, другому как понять тебя?». Еще античная философия Сократа, Платона, Аристотеля говорит, что только в диалоге двух думающих, стремящихся к поиску истины людей может родиться некое новое знание. Из теорий современности можно привести в пример «теорию идолов» Фрэнсиса Бэкона, который говорит довольно пространно на тему идолов, то есть предрассудков, что довлеют над нашим сознанием, которые мешают нам развиваться, быть собой.

Тема смерти

Табуированная тема, которая будоражит сердца многих и остается самой загадочной, начиная с древних времен вплоть до нашей современности. Еще Платон говорил, что человеческая жизнь - это процесс умирания. В современной диалектике можно встретить такое высказывание, что день нашего рождения - это уже день нашей смерти. Каждое пробуждение, действие, вздох приближает нас к неизбежному концу. Человека нельзя отделить от философии, ведь именно философия строит человека, невозможно помыслить человека вне этой системы.

Задачи и методы философии: основные подходы

Существует два подхода к пониманию философии в современном обществе. Согласно первому подходу, философия - это элитарная дисциплина, которая должна преподаваться только на философских факультетах, которые выстраивают элиту интеллектуального общества, которые профессионально и скрупулезно устанавливают научные философские изыскания и метод преподавания философии. Приверженцы данного подхода считают невозможным самостоятельное изучение философии посредством литературы и личного эмпирического опыта. Данный подход предполагает использование первоисточников на языке тех авторов, которые их пишут. Таким образом, всем остальным людям, принадлежащим к какой-либо узкой специализации вроде математики, юриспруденции и т. д., становится непонятно, зачем нужна философия, ведь эти знания для них практически недосягаемы. Философия, согласно данному подходу, лишь отягощает мировоззрение представителей данных специальностей. Поэтому нужно исключить ее из их программы.

Второй подход говорит нам о том, что человеку необходимо испытывать эмоции, сильные чувства, чтобы не терять чувство того, что мы живы, мы не роботы, что нам необходимо испытывать всю гамму эмоций на протяжении всей нашей жизни и, конечно же, думать. И тут, безусловно, философия как нельзя кстати. Никакая другая наука не научит человека думать, и думать при этом самостоятельно, не поможет человеку ориентироваться в безграничном море тех концепций и взглядов, которыми щедро изобилует современная жизнь. Только она способна обнаружить внутренний стержень человека, научить его делать самостоятельный выбор и не быть жертвой манипуляций.

Нужно, нужно изучать философию людям всех специальностей, ведь только через философию можно обрести свое истинное "я" и оставаться самим собой. Отсюда вытекает, что в необходимо избегать сложных для понимания категориальных оборотов, терминов и дефиниций для других специальностей. Что и подводит нас к главной мысли о популяризации философии в обществе, что значительно бы снизило ее менторско-наставительный тон. Ведь, как сказал Альберт Эйнштейн, любая теория проходит всего лишь один тест на жизнеспособность - она должна быть понята ребенком. Всякий смысл, говорил Эйнштейн, утерян, если дети не поняли вашу идею.

Одной из задач философии является объяснение сложных вещей простым языком. не должны остаться сухой абстракцией, совершенно ненужной теорией, которую можно забыть после курса лекций.

Функции

"Философия есть не что иное, как логическое прояснение мыслей", -пишет австро-английский философ в своей крупнейшей и прижизненно изданной работе "Логико-философский трактат". Основная идея философии заключается в очищении разума от всего напускного. Никола Тесла, радиотехник и великий изобретатель 20-го столетия, сказал, что для того, чтобы ясно мыслить, необходимо обладать здравым рассудком. Эта одна из важнейших философских функций - вносить ясность в наше сознание. То есть эту функцию еще можно назвать критической - человек учится мыслить критически, и перед тем, как принять чужую позицию, он должен проверить ее достоверность, целесообразность.

Вторая функция философии - историко-мировоззренческая, она всегда принадлежит какому-то отрезку времени. Эта функция помогает человеку формировать тот или иной тип мировоззрения, тем самым создавая отличное от других "я", предлагая целую кипу философских течений.

Следующая - методологическая, которая рассматривает причину, по которой автор концепции доходит до нее. Философию невозможно заучить, ее нужно только понимать.

Еще одна функция философии - гносеологическая, или познавательная. Философия - это отношение человека к этому миру. Она позволяет раскрывать необычные интересные вещи, которые еще не были проверены ни одним опытом в силу нехватки до определенного периода научных знаний. Неоднократно происходило так, что идеи опережали развитие. Взять, к примеру, того же Иммануила Канта, цитаты которого известны многим. Его концепция относительно того, что Вселенная образовалась из газовой туманности, концепция полностью умозрительная, через 40 лет была подтверждена доказательно и продержалась на протяжении 150 лет.

Стоит вспомнить еще Николая Коперника, польского философа и астронома, который усомнился в том, что он увидел. Он сумел отказаться от очевидного - от системы Птолемея, в которой Солнце вращалось вокруг Земли, которая была неподвижным центром мироздания. Именно благодаря своему сомнению он совершил великий коперниканский переворот. История философии богата такими событиями. Так далекое от практики рассуждение способно стать классикой науки.

Немаловажна и философии - вне прогноза невозможно сегодня выстраивать любое мало-мальски претендующее на научность знание, то есть в любой работе, исследовании, мы должны изначально прогнозировать будущее. Именно это и присуще философии.

На протяжении веков люди всегда задавались вопросами будущего обустройства жизни человечества, философия и общество всегда шли нога в ногу, потому что самым главным в жизни человека является реализоваться творчески и социально. Философия - это квинтэссенция тех вопросов, что из поколения в поколение люди задают себе и другим, набор бессмертных вопросов, которые действительно возникают у любого человека.

Основатель немецкой классической философии, Иммануил Кант, цитатами которого пестрят социальные сети, задал самый первый важный вопрос - "Что я могу знать?", предвосхищая вопрос "Какие вещи люди могут с наибольшей степенью вероятности рассказать, что же должно остаться в поле зрения науки, а какие вещи должны быть лишены внимания науки, какие вещи всегда будут загадкой?". Кант хотел очертить границы человеческого познания: что подвластно людям для познания, а что знать не дано. И третий кантовский вопрос - "Что я должен делать?". Это уже практическое применение полученных ранее знаний, непосредственно опыт, реальность, создаваемая каждым из нас.

Следующий вопрос, волнующий Канта, - это "На что я могу надеяться?". Это вопрос затрагивает такие философские проблемы, как свобода души, ее бессмертие или смертность. Философ говорит, что такие вопросы уходят скорее в сферу морали и религии, ведь доказать их не представляется возможным. И даже спустя годы преподавания философской антропологии самым сложным и неразрешимым вопросом для Канта является следующий: «Что такое человек?»

Согласно его взглядам, люди являются самыми большими загадками Вселенной. Он говорил: «Всего две вещи поражают меня - это звездное небо над моей головой и моральные законы внутри меня». Почему люди являются такими удивительными существами? Потому что они принадлежат одновременно двум мирам - физическому (объективному), миру необходимости со своими абсолютно конкретными законами, обойти которые невозможно (закон гравитации, закон сохранения энергии), и миру, который Кант иногда называет интеллигибельным (мир внутреннего «я», внутреннего состояния, в котором мы все абсолютно свободны, ни от чего не зависим и самостоятельно вершим свою судьбу).

Кантовские вопросы, бесспорно, пополнили сокровищницу мировой философии. Они по сей день остаются актуальными - общество и философия неразрывно контактируют меж собой, создавая постепенно новые удивительные миры.

Предмет, задачи и функции философии

Само слово "философия" означает «любовь к мудрости». Если его разобрать, можно увидеть два древнегреческих корня: filia (любовь), sufia (мудрость), - что дословно еще обозначает «любомудрие». Философия зародилась в эпоху античной Греции, а придумал этот термин поэт, философ, математик Пифагор, вошедший в историю своим оригинальным учением. Античная Греция демонстрирует нам совершенно уникальный опыт: мы можем наблюдать отход от мифологического мышления. Мы можем наблюдать за тем, как люди начинают думать самостоятельно, как они пытаются не соглашаться с тем, что видят в своей жизни здесь и сейчас, не концентрируют свое мышление на философско-религиозном пояснении мироздания, а стараются базироваться на собственном опыте и интеллекте.

Сейчас есть направления современной философии вроде неотомической, аналитической, интегральной и т. д. Они предлагают нам новейшие способы преобразования поступающей извне информации. К примеру, задачи, которые перед собой ставит философия неотомизма, - показать дуальность бытия, что все двойственно, но мир материальный теряется при величии торжества духовного мира. Да, мир материален, но эта материя считается лишь малой толикой проявленного духовного мира, где бога проверяют «на прочность». Как Фома неверующий, неотомисты жаждут материального проявления сверхъестественного, что отнюдь не представляется им взаимоисключающим и парадоксальным феноменом.

Разделы

Рассматривая основные эпохи философии, можно отметить, что в античной Греции философия стала царицей наук, что совершенно оправданно, ведь она, как мать, принимает под свое крыло абсолютно все науки. Аристотель, будучи прежде всего философом, в своем известнейшем четырехтомном собрании произведений описал задачи философии и все ключевые науки, существовавшие на тот момент. Все это составляет невероятный синтез античного знания.

Со временем от философии отпочковались другие дисциплины и появились многочисленные ответвления философских течений. Сама по себе, независимо от других наук (права, психологии, математики и т. д.), философия включает в себя много собственных разделов и дисциплин, поднимающих целые пласты философских проблем, которые волнуют все человечество в целом.

Основные разделы философии включают в себя антологию (учение о бытии - ставятся такие вопросы, как: проблема субстанции, проблема субстрата, проблема бытия, материи, движения, пространства), гносеологию (учение о познании - рассматриваются источники знания, критерии истины, концепции, раскрывающие разные грани познания человечества).

Третий раздел - философская антропология, которая изучает человека в единстве его социокультурных и духовных проявлений, где рассматриваются такие вопросы и проблемы: смысл жизни, одиночество, любовь, судьба, «Я» с большой буквы и многие другие.

Следующий раздел - социальная философия, в качестве фундаментального вопроса рассматривающая проблемы взаимоотношений личности и общества, проблемы власти, проблема манипулирования сознанием человека. Сюда относятся теории общественного договора.

Философия истории. Раздел, рассматривающий задачи, смысл истории, ее движение, ее цель, проговаривающий основное отношение к истории, регрессивную историю, прогрессивную историю.

Есть еще ряд разделов: эстетика, этика, аксиология (учение о ценностях), история философии и некоторые другие. На самом деле история философии показывает довольно-таки тернистый путь развития философских идей, потому что не всегда философы возносились на пьедестал, иногда их считали изгоями, иногда их приговаривали к смертной казни, иногда изолировали от общества, не давали распространять идеи, что показывает нам лишь значимость тех идей, за которые они боролись. Конечно, таких людей, отстаивающих свою позицию до смертного одра, было не так много, ведь в течение жизни философы могут менять свое отношение и мировоззрение.

На данный момент отношение философии к науке является неоднозначным. Довольно спорным считается тот факт, что философия имеет все основания называться наукой. А сформировалось это вследствие того, что в середине 19-го столетия одним из основоположников марксизма, Фридрихом Энгельсом, было сформулировано одно из таких наиболее пришедшихся ко двору понятий философии. По мнению Энгельса, философия является наукой о наиболее общих законах развития мышления, законах природы, общества. Таким образом, этот статус философии как науки продолжительное время не подвергался сомнению. Но с течением времени появилось новое восприятие философии, что уже накладывает некую обязанность на наших современников не называть философию наукой.

Родство философии с наукой

Общим для философии и для науки является категориальный аппарат, то есть ключевые понятия, такие как субстанция, субстрат, пространство, время, материя, движение. Эти фундаментальные краеугольные термины находятся в распоряжении как науки, так и философии, то есть и та, и другая оперируют ими в разных контекстах, гранях. Еще одна черта, которая характеризует общность и философии, и науки, заключается в том, что такой феномен, как истина, рассматривается как абсолютная совокупная тотальная ценность сама по себе. То есть истина не рассматривается как средство для обнаружения иного знания. Философия и наука возводят истину на невероятную высоту, делая ее наивысшей ценностью как таковой.

Еще один момент роднит философию с наукой - теоретические знания. Это означает, что формулы в математике и понятия в философии (добро, зло, справедливость) мы не сможем обнаружить в нашем конкретном эмпирическом мире. Эти умозрительные размышления ставят науку и философию на одну ступень. Как сказал Луций Анней Сенека, римский философ-стоик и воспитатель императора Нерона, гораздо полезнее постичь несколько мудрых правил, которые всегда могут послужить тебе, чем выучиться множеству полезных вещей, для тебя бесполезных.

Различия философии и науки

Существенным различием является присущая научному подходу строгая фактология. Любое научное исследование ориентируется на строгий фундамент фактов, которые многократно были подтверждены и доказаны. Наука, в отличие от философии, не голословная, а доказательная. Философские же утверждения очень трудно доказать или опровергнуть. Еще никто не смог изобрести формулу счастья или идеального человека. Фундаментальное различие в этих сферах еще состоит в философском плюрализме мнений в то время, как в науке существовали три вехи, вокруг которых обвивалась общая идея науки: система Эвклида, система Ньютона, система Эйнштейна.

Задачи, методы и цели философии, кратко изложенные в этой статье, показывают нам, что философия наполнена различными течениями, мнениями, зачастую противоречащими друг другу. Третье отличающее свойство заключается в том, что науку интересует объективный мир сам по себе, такой, какой он есть, поэтому бытовало мнение, что наука бесчеловечна в прямом смысле слова (исключает человека, его эмоции, пристрастия и т. д. из сферы своего анализа). Философия не есть точная наука, она есть учение об общих фундаментальных принципах, мышлении и реальности.

Содержание предмета философии формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах существования философии оно включало в себя всю совокупность знаний о природе, космосе и человеке. Не случайно философы античности были учеными-универсалами, учеными-энциклопедистами. Первую попытку выделить философию в особую область теоретического знания сделал древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Философия, по его мнению, - это знание, лишенное чувственной конкретности, знание ≪о причинах и начале≫, ≪о сущности≫, ≪о сущем как таковом вообще≫.

Радикальные изменения в определении предмета философии обозначились в конце XVI - в начале XVII столетия, когда возникло экспериментальное естествознание и начался процесс отпочкования от философии конкретных наук - сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, затем физики, химии, биологии и т. д. В этих условиях философия оказалась в положении шекспировского короля Лира, который в старости раздал дочерям свое царство, а они выгнали его на улицу, как нищего.

Но размежевание между философией и специальными науками в свою очередь способствовало формированию специфического предмета философии. Эту специфику можно определить путем сравнения философии с предметами конкретных наук.

Они подобны и вместе с тем имеют отличия. Выделим ряд аргументов.

1. Философия, равно как и наука, является знанием общего; и философия, и наука отображают мир в понятиях и категориях. Другие науки, ограниченные своими предметами, способны к обобщению лишь в их границах. Для философии же характерно наличие категорий, которые имеют предельно широкий уровень обобщения, таких, как ≪закон≫, ≪бытие≫, ≪дух≫, ≪сознание≫, ≪причинность ≫ и т. п.

2. Научное знание является точным, однозначным и поэтому общепринятым для всех людей. Философское же знание является полифоничным, плюралистачным. Это означает, что на одни и те же вопросы в различных философских школах даются разные (неодинаковые) ответы, которые, что существенно важно, имеют равноценное значение. Иначе говоря, в философии не существует однозначных и общепринятых положений. Именно поэтому философия является особым видом знания - это ≪софийное≫ знание, понимаемое как мудрость.

3. Сближает науку с философией и то обстоятельство, что философия, как и наука, стремится логически обосновать свои положения, доказать их, выразить в теоретической форме. Но научное знание объективно, нейтрально по отношению к человеческим целям и ценностям. Физические и химические формулы не подлежат моральной оценке. Философский же взгляд на мир всегда субъективен, ≪небезразличен≫: истины философии преломлены сквозь призму жизненных интересов и целей людей. Другими словами, философское мышление связано с целенaпpaвленностью и формированием ценностей, а научное мышление реализует уже поставленные задачи, цель или систему ценностей. Наука отвечает на вопрос: ≪почему≫, а философия - на вопрос: ≪для чего, с какой целью≫.


4. Специфической формой знания являются законы науки как отражение объективных связей, отношений, имеющие постоянный характер при определенных обстоятельствах. Знание законов химии, физики, биологии дает возможность человеку эффективно строить свою практическую деятельность и даже прогнозировать ее последствия. Так, без знания законов физики и механики были бы невозможны современные космические исследования, а без знания законов физиологии человека - современная практическая медицина. В отличие от науки, в особенности естествознания, у философии нет эмпирических законов. Нет у философии и методов познания, экспериментальных или же математических. Не владеет она и специфическими, конкретными средствами проверки вырабатываемых ею утверждений: философские проблемы, как правило, не имеют единых критериев решения (в особенности в рамках жизни отдельного человека).

5. Если наука является формой познания объективных, независимых от деятельности человека, инвариантных к ней структур материального мира, т. е. направлена на познание внешнего относительно человека мира, то философия является формой рефлексии человека и направлена на изучение внутреннего опыта развития его духовности. Рефлексия - специфическое явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает с познанием. Предмет рефлексии - отношение внутреннего мира к внешнему. Философия, таким образом, - это систематизированная, рациональная рефлексия человека на отражение общих основ человеческой деятельности, учение, которое обобщает опыт развития человеческой духовности. Философия является особым измерением человеческой духовности, для которого не свойственно оперирование законами. Ведь нет ≪законов≫ действия совести человека, овладения им мировой культурой и искусством.

Взвесив приведенные выше факты и аргументы о соотношении философии и науки, можно сделать вывод, что философия - это своеобразная, особая форма человеческого миропонимания, форма, которая не дублирует другие направления и формы интеллектуальной деятельности. Ее предметом является мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект - объектного отношения, иначе говоря, отношения ≪человек - мир≫. Таким образом, философия исследует:

1) природу и сущность мира;

2) природу, сущность и назначение человека;

3) систему ≪человек - мир≫ в целом и состояние, в котором она находится. Рассмотрим вкратце эти направления.

1. Философское исследование природы и сущности мира. Философов интересуют не детали (подробности), а общие принципы существования и развития мира. Решение этой проблемы возможно двоякое. Мир может восприниматься человеком как существующий вне и независимо от него, никем не созданный, существующий вечно. В таком случае речь идет о материальном принципе. Если же человек идет к пониманию мира через свою практическую целенаправленную деятельность, мир может восприниматься им в другом свете. Любая вещь в таком случае появляется благодаря деятельности человека. Человек ставит перед собой цель, которая в процессе деятельности реализуется, вследствие чего возникает определенный результат. То есть до появления какого-либо результата должна появиться его идеальная модель (человек -> цель-* деятельность -> результат). Чтобы выстроить, например, дом, сначала возникает идея дома; прежде чем построить дорогу, появляется идея дороги и т. п. Рассматривая мир в целом, человек приходит к выводу, что и мир в своем конечном бытии возник как результат какой-то идеи. На основании названных подходов к миру был сформулирован основной вопрос философии: вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи. То есть вопрос о том, что же является первичным - мышление или бытие, природа или дух, кто кого порождает и определяет.

В зависимости от решения этого вопроса в истории философии выделяют два основных направления - материализм и

идеализм.

Материализм в решении основного вопроса философии исходит из того, что природа, бытие, материя являются первичными, а сознание, мышление, дух - вторичными. В соответствии с материализмом мир является материальным, т. е. существует сам по себе, никем не созданный и не уничтожимый, закономерно изменяется, развивается в силу своих собственных причин; он составляет единую и последнюю реальность, которая исключает любую сверхъестественную силу, а сознание, мышление, дух являются свойством материи и ее идеальным отражением. Материализм в различные исторические эпохи приобретал разные формы и виды: наивный и зрелый, стихийный и научно обоснованный, метафизический и диалектический.

Идеализм в решении основного вопроса философии стремится доказать, что дух, сознание - это первичное, а природа, материальный мир - вторичное. В зависимости от того, как идеализм понимает духовное первоначало, он делится на объективный идеализм и субъективный идеализм. В противоположность субъективному идеализму, который первоосновой считает сознание отдельного индивида, объективный идеализм первоосновой провозглашает абсолютное идеальное начало (мировой дух, ≪абсолютную идею≫ и т. п.), существующее вне индивидуального сознания и независимо от него. Объективный идеализм рассматривает материальный мир как продукт деятельности объективного духа (разума, идеи), как ≪инобытие духа≫.

Наряду с материализмом и идеализмом - монистическими направлениями философии (греч. monos - один) - в истории философии есть направление, которое стремилось преодолеть такую противоположность материального и духовного мира. Оно получило название дуализма (лат. duo - два), поскольку рассматривало материю и сознание как две независимые одна от другой, параллельно сосуществующие основы мира. Это была попытка компромисса.

Все эти направления объективно имеют право на существование, ведь они отображают результаты познания материального и духовного миров, материи и сознания, взаимосвязанных и в определенной степени противоположных. Но такая противоположность существенна лишь в том случае, если мы хотим выяснить их отношения, взаимосвязь, реально существующие в повседневной практической деятельности людей. В действительности же объективно и материя, и сознание (как свойство определенным образом организованной материи - человека) неразрывны. Материализм и идеализм не могут быть противоположными, а тем более ≪воинствующими≫, враждующими направлениями философии, если их представители не забывают об этой взаимосвязи тела и духа, материи и сознания.

2. Философское исследование природы, сущности и назначения человека. Без преувеличения можно сказать, что проблема человека занимает центральное место в философии. Конечно, человекаизучают биология, анатомия, языковедение, антропология,психология и другие науки. Однако всесторонне, как биосоциальнуюцелостность, человека не рассматривает ни одна другая,кроме философии, система знаний. На протяжении многих вековфилософы анализируют природу и возможности человеческогоразума, особенности ощущений, соотношение биологического исоциального в человеке, а также разнообразные проявления духовногомира человека: язык, искусство и т. п.

Подчеркнем, что проблема человека, как и проблема мира вообще, решается сквозь призму практического овладения. Осознавая себя в этом мире как живое существо, рождая себе подобных, человек ощущает себя частью природы и исходит из признания своей материальности. Но, с другой стороны, принимая во внимание то, что всякому действию предшествует его идеальное выражение в сознании, человек приходит к выводу, что и он возникает, как и весь мир, благодаря сознанию, идеально. Значит, проблему человека можно тоже решать как с позиции материализма, так и с позиции идеализма.

Исследуя природу и сущность человека, философия обращает внимание и на другой важный вопрос: способно ли мышление человека познавать реальный мир? Значительная часть философов положительно отвечает на этот вопрос, т. е. считает мир познаваемым.

Прежде всего к ним принадлежит большинство философов-материалистов, поскольку их тезис о производном от материи характере сознания логически приводит к идее отражения материи сознанием. Если сознание порождается материей, то оно не может быть принципиально ≪чуждым≫ материи и должно в своих основных содержательных характеристиках совпадать с тем, что ее порождает. Не отрицает познаваемость мира и большинство идеалистов (главным образом - объективных), считая логичным ≪совпадение≫ мысли с ≪действительностью≫, поскольку сама действительность, будучи идеальной, ≪родственна≫ с разумом.

Однако познаваемость мира рассматривается объективными идеалистами уже не как отображение реальности разумом, а как их тождественность (≪слияние≫). В то же время есть философы, которые стоят на позиции непознаваемости фундаментальных основ реальности (прежде всего материи, сознания, причинности), называя свою позицию агностицизмом (греч. a - не, gnosis - знание). Принципиально агностическую позицию занимает большинство субъективных идеалистов, которые считают единственно доступными познанию лишь ощущения, переживания, опыт, составляющие начальную, первую степень человеческого познания. Человек, утверждают субъективные идеалисты, не способен выйти ≪за границы≫ своих ощущений, опыта, поэтому объективный мир, если он вообще существует, недосягаем для человеческого познания.

Итак, проблема возможностей человека как мыслящего существа исследуется в рамках философии. (Подробнее о природе, сущности и предназначении человека речь пойдет в разделе 12.)

3. Философское исследование системы ≪человек - мир≫ и состояний, в котором эта система находится. В самом деле, философское,мировоззренческое знание - это не только мир или самчеловек, а соотношение ≪человек - мир≫. Для философии принципиальноважно рассматривать эти противоположности не в отдельности,а соотносить их: как ≪человек≫ относится к ≪миру≫ и влияет на него; как ≪человек≫ воспринимает влияние ≪мира≫; как≪мир≫ воспринимает влияние ≪человека≫. Дело в том, что субъект,рассматриваемый вне отношения к объекту, теряет свои

свойства, перестает быть субъектом, превращаясь просто в биологическое, психологическое или иное существо.

В центре исследования системы ≪человек - мир≫ всегда стоит вопрос: изменяется, движется ли мир или находится в состоянии покоя, в неизменном состоянии? А если мир изменяется, развивается, то тогда как и по какой причине, в каком направлении происходят движение и изменения в мире? Эти вопросы, как и вопрос о соотношении сознания и материи, также являются мировоззренческими и имеют методологическое значение. В зависимости от ответа на них в философии сложилось два основных взгляда на состояние и развитие мира: диалектический и метафизический.

Диалектики считают, что все предметы и явления взаимосвязаны, движутся, развиваются; развитие они понимают как качественное преобразование одних вещей и явлений в другие, как уничтожение старого и утверждение, развитие нового. Источником развития считается внутренняя противоречивость, присущая всему миру, т. е. признается самодвижение, саморазвитие природы и общества. С точки зрения метафизического метода и в природе, и в обществе, и в духовной сфере объекты, процессы, явления существуют обособленно, без взаимной органической связи.

Хотя в них и происходят определенные изменения, они не приводят к возникновению качественно нового. Источником изменений метафизики считают внешний толчок или столкновение различных предметов.

Диалектика как учение об изменчивости и развитии объективного и субъективного мира приобрела статус философского метода познания. Как рациональная методология диалектика включает в позитивное понимание всего сущего понимание его отрицания, неминуемой гибели. Такая черта диалектической философии реализуется в ее критическом (а не апологетическом) отношении ко всему, что развивается, к результатам познания и человеческой деятельности.

Что касается метафизики как метода познания, то и она является отражением определенных особенностей процесса познания: его начала, эмпиризма, поверхностности, абсолютизации относительной истинности знаний, их неполноты, т. е. отражением таких характеристик бытия и его познания, которые охватываются диалектикой или составляют ее некоторые элементы.

Метафизика - это исторически неизбежная философская теория развития, метод познания, занимающий определенное место в развитии философии. При этом следует подчеркнуть, что вместо ≪доказательства≫ их абсолютной противоположности и полного отрицания метафизики, что было характерным для марксистской философии советского образца, следует говорить об их дополняемости, об учете возможностей обоих философских методов познания.

В процессе исторического развития философии предметом

исследования стал человек в его отношении к естественному и общественному миру. Таким образом, философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, выяснение разнообразных форм отношения человека к миру. (Под общим понимают закономерную связь вещей и процессов в составе целого, в данном случае - мира.). За долгие годы своего развития философия стала весьма разветвленным знанием. Однако в этой разветвленное есть свой порядок. Для структуры философского знания характерно выделение тех сфер реальности, опираясь на которые человек может эти ориентиры выделить, обозначить и исследовать. Соответственно с этими сферами формируются и основные философские дисциплины, или основные разделы философии.

На основе осмысления природы, Вселенной возникают и формируются: онтология - это отдельная область философского знания, которая исследует сущность бытия мира, основы всего сущего; философия природы, или натурфилософия - разновидность онтологии, поскольку сосредоточивает внимание преимущественно на том, что такое естественное бытие и природа в целом; теория развития - философское учение об универсальных законах движения и развития природы, общества и мышления.

Философское осмысление общества и его истории приводит к формированию следующих философских дисциплин: социологии - учению о фактах социальной жизни (разных по сложности социальных систем, форм общностей, институтов, процессов);

социальной философии, исследующей закономерности развития общества, связи общества и природы, общества и человеческой индивидуальности;

философии истории - области философского знания, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, выяснение смысла и направленности истории человечества;

философии культуры, исследующей специфику становления культуры, ее сущность и значение, а также особенности и закономерности культурно-исторического прогресса, человеческого бытия;

аксиологии (теории ценностей) - философскому учению о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи разных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Философское осмысление человека приводит к формированию:

философской антропологии, анализирующей человека как целостную личность и стратегию ее жизнедеятельности; антропософии, претендующей на то, чтобы не просто изучить человека, но и постичь смысл его появления в мире.

И наконец, на основе изучения и осмысления духовной жизни человека возникает целый комплекс философских наук о духовных явлениях и процессах. Сюда входят: гносеология (сегодня более широко используется термин ≪эпистемология≫), которая исследует познавательное отношение субъекта к объекту, природу и возможности познания человеком мира и самого себя, общие предпосылки, средства и закономерности познания, критерии его истинности; логика - учение о формах мышления; этика, объектом изучения которой является мораль; эстетика, которая обосновывает закономерности художественного отображения действительности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, исследует природу искусства и его роль в развитии общества; философия религии, которая осмысливает определенную религиозную картину мира, исследует причины исторического происхождения религии, ее конфессионального разнообразия и др.; философия права, исследующая основания правовых норм, человеческую потребность в правотворчестве; история философии, которая изучает возникновение и развитие философской мысли, осмысливает перспективы ее развития.

К этому комплекту философских дисциплин иногда добавляют также философские проблемы информатики, т. е. исследование современных способов и средств познания мира.

Итак, философия - сложное, неоднородное, гетерогенное образование, в котором существует совокупность относительно самостоятельных дисциплин, коим присуща своя специфика; она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека, поэтому ее нельзя сводить к науке.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей и познанием, а потому выполняет разнообразные функции (лат. functio - выполнение). Функции философии - это отношение философии к другим областям человеческого знания и сферам жизни, на которые она оказывает определенное влияние. Важнейшие из них такие.

Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. Отражая отношения человека к миру, взгляды на цель и смысл жизни, на связь его интересов и потребностей с общей системой социальной и природной действительности, философия является основой социальной ориентации людей. Она определяет мировоззренческий подход людей к оценке явлений и вещей, осмысливает и обосновывает мировоззренческие идеалы, подчеркивает стратегию их достижения. В категориях философии происходит рефлексия мировоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инструментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззрений.

Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека.

Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной деятельности. Метод и методология познания - это та ≪нить Ариадны≫, которая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта проблем познания, - а их всегда предостаточно. Однако методологическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в

бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. Овладение философскими знаниями имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и практических задач.

Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах.

Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. Она прививает интерес и вкус к самовоспитанию, усиливает стремление человека к самосовершенствованию, содействует творческому подходу к жизни, поиску жизненных приоритетов.

Аксиологическая функция. Аксиология - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, которые определяют выбор людьми направления их деятельности, характер поступков. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. И ценность философии в этих поисках состоит не в том, что она дает готовые ответы на острые вопросы современности, а в том, что, обобщая практический, интеллектуальный и более широкий духовный опыт человечества как настоящую мудрость поколений, с одной стороны, предостерегает, а с другой - предлагает.

Интегративная функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление - необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. Выполняя эту функцию, философия в идеале стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и отрицательный исторический опыт.

Критическая функция. Формирование нового мировоззрения, решение философских вопросов, конечно, сопровождается критикой всяких предрассудков, ошибок, стереотипов, которые возникают на этом пути. Задача критического мышления - разрушать, расшатывать догмы и устаревшие взгляды. Это означает, что в системе культуры философия осуществляет критическую ≪селекцию≫, аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи

последующим поколениям.

Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.

Названные функции имеют как индивидуально-личностное, так и общественное значение.

Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности. Однако различные направления философии реализуют эти функции по-разному в зависимости от своего содержания, и результат их реализации для общества может быть как положительный, так и отрицательный.

Современная философия приобретает новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального теоретического и практического содержания. Это связано с дальнейшей разработкой собственно философских проблем, преодолением бездуховности, утилитарного технократического мышления, узкого практицизма и формализма. Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире относительно постиндустриальной эпохи и соответствующего ей уровня достижений науки. Она является теоретической моделью нарождающейся информационно-технологической цивилизации и способствует решению глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.

Формирование современной философии имеет необходимые предпосылки. К основным из них следует отнести: а) социальные, которые обусловлены становлением информационно-технологического производства, изменением характера общественных отношений и социальной структуры, ростом во всем мире ≪средних≫ слоев населения. Становление постиндустриального общества связано с возникновением нового типа работника, в котором

соединены высокий уровень профессионализма и культуры со знанием основ нового философского мышления; б) научные, связанные наук (синергетика, теория вакуума, антропный принцип, микроэлектроника и т. п.), определившими разработку современной картины мира; в) теоретические, обусловленные новыми разработками в области самой философии, ее связями с практикой.

Современная философия получила реальные возможности для позитивных контактов с различными школами. И такое взаимодействие изменяет ее мировоззренческие позиции, обеспечивает возможность творческой разработки фундаментальных теоретических проблем и социальной практики.

ВЫВОДЫ

1. Поскольку потребность в жизненном самоопределении характерна для всех людей, но не все люди являются философами, то первейшей формой ориентации человека в жизни является мировоззрение, которое является совокупностью представлений о месте человека в мире.

2. Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности.

3. Ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в ≪потрясении≫ сознания. Потрясение - пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

Сказанное выше позволяет заключить, что философия помогает человеку в постижении себя, других людей и мира в целом. В этом случае она выполняет ряд важных функций.

Во-первых, философия выполняет мировоззренческую функцию, поскольку всегда является взглядом на мир в целом. Есть мир, есть человек, который живет в мире, пытаясь постичь его. Важной формой постижения мира как раз и является философия. Она помогает человеку осознать свое место в мире, сформулировать свое отношение к нему. При этом философия является теоретическим уровнем мировоззрения, поскольку помогает упорядочить различные представления о мире, представить их в систематизированном виде.

Во-вторых, философия выполняет познавательную (или гносеологическую) функцию. Философствуя, человек познает сущность вещей, событий, процессов, происходящих в мире. При этом в философии обращается внимание на то, что процесс познания бесконечен. Приобретенное знание всегда ставит перед человеком новые вопросы. Это хорошо понимал Сократ. Ему принадлежат слова: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». После того, как Сократ произнес их, его учении в недоумении спросили: «Учитель, ты старше нас и знаешь неизмеримо больше нас, но говоришь, что ничего не знаешь. Мы младше, знаем меньше, но нам кажется, что мы знаем многое». «Ничего в этом удивительного нет», – ответил Сократ и стал чертить на песке круги. Он нарисовал небольшой круг и сказал: «То, что внутри круга – это область моего знания, то, что снаружи – область моего незнания. И смотрите, чем больше круг, тем возрастает область знания, но увеличивается и окружность, т. е. область незнания. Поэтому получается так: чем человек больше знает, тем он больше не знает». Другими словами, чем человек больше знает, тем он больше знает того, чего не знает. Именно на этот момент и указывал Сократ.

Отсюда, кстати сказать, напрашивается важный вывод, имеющий актуальное практическое значение. Когда человек становится руководителем, то он должен отдавать себе отчет в том, что есть много вещей, которых он не знает. Поэтому для того, чтобы принять ответственное решение, он должен собрать на совещание специалистов в тех или иных областях проблемы и попросить их высказать свое мнение по вопросу и его решении. Выслушав всех, он должен сказать: «Спасибо, я выслушал всех. Теперь послушайте, что мы будем делать». И, опираясь на разумные предложения, явить свою волю. Только так можно попытаться избежать крупных ошибок.

В-третьих, философия выполняет методологическую функцию. Метод – это путь познания, способ решения проблем. Важным методом исследования действительности является диалектика. Диалектический метод познания, предполагая рассмотрение предмета в развитии, диалектическом отрицании (с удержанием всего положительного), позволяет совершить восхождение от абстрактного к конкретному, обеспечивая единство исторического и логического, анализа и синтеза. Иначе говоря, диалектика позволяет всесторонне рассмотреть проблему.

Вместе с тем диалектика как общий метод исследования не исключает конкретных методов, позволяющих эффективно решать те или иные исследовательские задачи. Так, для изучения истории вопроса целесообразно использовать историко-генетический метод, предполагающий рассмотрение вопроса в его исторической перспективе. В свою очередь, данный метод с необходимостью должен быть дополнен сравнительно-историческим и системным анализом. Метод актуализации, который помогает поставить в «повестку дня» те или иные проблемы прошлого и способы их решения, подчеркивает их важность для сегодняшнего момента. Для исследования проблем чрезвычайно продуктивен метод аналогии, который дополняется методом экстраполяции, позволяющим распространить выводы, полученные из одной части исторического материала, на другую его часть. По нашему мнению, широкое использование различных методов позволяет обогатить философское исследование и решить поставленные в задачи.

В-четвертых, философия выполняет прогностическую функцию. Философия помогает предвидеть возможный ход развития событий, предложить различные варианты решения проблем. Это становится возможным потому, что все взаимосвязано и взаимозависимо в этом мире. Одно не просто существует, а оказывает влияние на другое. Философия помогает увидеть существующие причинно-следственные связи и тем самым смоделировать возможные варианты развития событий.

Возьмем жизненный пример. Молодая женщина, одна, ближе к вечеру заходит в кафе, подходит к стойке бара, берет чашечку кофе, пересаживается к столику. Что произойдет дальше? К ней скорее всего подойдет молодой человек. Почему? Причинно-следственные связи! Молодая женщина все сделала для того, чтобы случилось это: одна, ближе к вечеру, кафе – скучает! И наверняка найдется кто-то, кто захочет скрасить ее одиночество. Если это нужно было молодой даме, то она поступает правильно, если же нет, то она получит проблему.

В-пятых, прагматическая функция. Слово «прагматический» происходит от слова «прагма», что означает «дело, действие». Человеку важно не просто знание, а знание, приносящее пользу, выгоду, помогающее ему в жизни. Английский мыслитель Т. Гоббс писал: «Цель, или назначение философии заключается в том, что, благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний, по мере сил и способностей, планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ».

Действительно, философия может иметь прикладное значение в жизни человека. Показательным в этом отношении может быть тот факт, что в августе 1998 г. в Бостоне (США) состоялся 20-й Всемирный философский конгресс. Его основная тема: «Paideia: Философия в воспитании человечества». Paideia в переводе с греческого означает воспитание, обучение, взросление. Понятие paideia предполагает одновременно и способ воспитания, обучения, и совокупность средств, необходимых для этого. Paideia – это то, что «работает» на развитие человека – взрослого и ребенка, профессионала и широкой публики. Не случайно конгресс проходил в США – стране, являющейся родоначальницей философии прагматизма.

Таким образом, философия играет важную роль в жизни человека. Через неё и благодаря ей человек постигает себя и тот мир, в котором он живет. Философствуя, человек реализует себя как познающее и самопознающее существо. Поэтому полезно прислушаться к словам Эпикура, который более двух тысяч лет тому назад писал: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».

Проблемы Философии в современном обществе это, по сути, проблемы отсутствия формирования адекватного мировоззрения подрастающего поколения! Мировоззрения, которое может являться основой сильной успешной , достойного гражданина и счастливого во всех отношениях человека.

Ранее, в периоды расцвета различных культур, особенно в Греции, философия была Царицей Наук, сейчас же философия отправлена на задворки. В лучшие времена философия давала человеку основы мировоззрения, нравственного воспитания, отвечала для человека на самые важные жизненные вопросы: “Кто я?”, “Ради чего стоит жить?”, “Что достойно, а что не достойно?” и др. Сейчас философия – это сотни, чаще всего, не жизнеспособных теорий, систем взглядов, с которыми человек (студент) поверхностно знакомится в теории, но в жизни практически ничего не применяет. Философия уже давно не служит человечеству и не помогает людям.

Реальная философия, которая приносит какую-то пользу – это философия успеха , она доступна для людей благодаря книгам и лекциям бизнесменов и успешных людей, но это лишь часть тех жизненно важных вопросов, которые необходимы абсолютно каждому человеку. Кроме того, философия успеха от известных людей и бизнесменов, которые по своей сути практики, не признана традиционной наукой, не обладает достаточным статусом, чтобы войти как обязательный предмет в систему образования, в том числе по тому, что её создатели являются прежде всего бизнесменами, а не учёными.

Можно сделать вывод, что философия в современном мире вообще не выполняет свою важнейшую задачу – не готовит человека к жизни!

Основные проблемы философии в современном мире

Современная философия:

1. Не формирует полноценное адекватное мировоззрение успешного и счастливого человека. Формирование мировоззрения, жизненных представлений, целей, ценностей, убеждений у большинства людей происходит хаотично (семья, телевизор, окружение, др.).

2. Это сотни противоречивых теорий и взглядов, которые оторваны от реальной жизни и, чаще всего, вообще не применимы для достижения . Это формирует в сознании “кашу”, и никак не способствует формированию целостного, не противоречивого и эффективного для жизни мировоззрения.

3. Не даёт ответов на самые важные жизненные вопросы, по сути это и есть главные вопросы Философии: “Кто такое Человек?”, “Как жить?”, “Ради чего жить?” . Реально, наиболее адекватными философскими учениями являются мировые Религии, которые дают ответы на эти вопросы и имеют миллиарды последователей, то есть наивысшие результаты. А философские теории и учения не имеющие последователей, реальных школ, людей, которые исповедуют соответствующие взгляды – должны быть признаны несостоятельными и бесполезными. А зачем они нужны обществу, если они бессильны перед жизнью и не приносят никакой пользы?

4. Не практичность и не применимость соответствующих философских теорий в реальной жизни. Философия должна быть практичной, она должна помогать людям достигать успеха, счастья, внутренней гармонии и материального благополучия. А если это иллюзорная теория, кому она нужна?

5. Безнравственные, примитивные и слабые новые философские теории. Зачем нужна система знаний и взглядов, которая делает человека слабым, порочным, безнравственным, бесполезным, злым, делает его эгоистичной пиявкой на теле общества? Таким, делает человека, например “Постмодернизм”. Философия должна помогать человеку различать, что достойно, а что не достойно, где верх, а где низ, куда идти и что делать, чтобы становиться умнее, сильнее, успешнее и счастливее. Философия должна давать человеку чёткий вектор развития и ясное понимание последствий выбора!

6. Не даёт адекватной методологической базы для развития Личности. В идеале, адекватная философия должна давать человеку не только знания и представления (мировоззрение), но и эффективные методы работы над собой. Например, техники работы с жизненными целями, методы формирования внутренних убеждений и взглядов, методики устранения внутренних заблуждений и проблем.

Чтобы было легче выработать отношений к данным вопросам, спросите себя:

  • Должна ли философия помогать человеку становиться достойнее или способствовать его развращению и порочности?
  • Должна ли она делать Личность сильной или плодить его слабости и недостатки?
  • Должна ли философия раскрывать в душе источники радости или ввергать человека в страдания принося ему максимум боли?
  • Должны ли философские знания вести человека к успеху или их задача плодить разочарованных жизнью обозлённых неудачников?
  • Должна ли философия обучать каждого искусству жизни на Земле или способствовать размножению иллюзий, отрывать человека от реальности и вести к сумасшествию?
  • Какого мировоззрения вы бы пожелали своим детям?

Успеха вам в поиске мудрых ответов:)

Loading...Loading...