Гавриил белостокский рассказы о святых для детей. Молитва святому мученику младенцу Гавриилу Заблудовскому, Белостокскому чудотворцу

Cвятой младенец мученик Гавриил Белостокский

Память мученика младенца Гавриила отмечается: 20 апреля \ 3 мая (в годовщину его мученической кончины), в 3-ю неделю по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых), а в Польской Автокефальной Православной Церкви также 9\22 сентября (в годовщину обретения и перенесения его мощей из Гродно в Белосток). В прошлом его память отмечалась также в день Святого Духа.

В сонме исчислимых лишь только Господом святых Православной Церкви мы находим имена множества мучеников, добровольно принесших себя в «жертву живую». Это они, пребывая в готовности быть всецело преданными Христу даже до смерти, мученически свидетельствовали о Том, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14,6), о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом.
Среди мучеников всех времен определенное место в православном календаре занимают дети. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14).
Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.
Личность святого младенца Гавриила является образом современного мученичества. Он не просто страдает перед судом язычников или еретиков за исповедание веры, но страдает безвинно и умирает, не сопротивляясь злу, чтобы таким образом последовать примеру Христа. Он- отроча чистейшее(как поется в акафисте), плод спокойной и даже радостной готовности терпеть страдания «даже до крове» за Пострадавшего нас ради. Вместе с земной мученической кончиной младенца Гавриила и одновременным его рождением для новой, лучшей жизни мы получили особенного ходатая за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.
Мученик младенец Гавриил родился, жил и пострадал на территории нынешней Польши. Поэтому Польская Православная Церковь относится к нему с особенным почитанием. В его честь строятся православные храмы, он является небесным покровителем Братства Православной молодежи в Польше, а также считается особенным целителем детей. После исторически обусловленных взлетов и падений в почитании Святого мученика в настоящее время его память отмечается также всеми Православными Церквами.
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22марта 1684 года в селе Зверки Заблудовского прихода Белостокского уезда Гродненской губернии. Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию.
Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.
В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.
Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.
При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30лет.
В начале 18 века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.
В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены В Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила, и вновь покрылась кожей.
В 1752 году архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак младенцу.
9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита, архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь Минской губернии и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 верст. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны.
В 1820 году младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.
Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особам образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака.
В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана Служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).
В том же году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток.
Перенесение креста и мощевика, в котором до 1897 года почивали мощи святого мученика, началось 31мая. Святыни были перенесены из города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери. С 1 по 12 июня через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды святые мощи были перенесены из Жировицкого монастыря в Белосток. Таким образом, почти через 150 лет святыня вернулась на свою отчизну.
Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Свято-Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.
В Слуцке, где остались мощи, находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.
В 1915 году во время Первой мировой войны епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади.
После октябрьского переворота 1917 года в России начались кровавые гонения на православных.
Врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце. Так, защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, привлекался большевиками в качестве обвиняемого и впоследствии был расстрелян.
Решением Совета Народных Комиссаров от 29июля 1920 года было постановлено: «планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей…». Это распоряжение не обошло и святые мощи мученика младенца Гавриила.
В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.
Во время Второй мировой войны репрессии стали слабеть и в 1942 году в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось поместить святые мощи мученика младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе преображения Господня в Минске,настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).
В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошло до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Свислочи отца Алеския Зноско. Отец Алексий за короткое время написал акафист святому мученику Гавриилу, используя более 40 акафистов, которые служили ему образцом. Акафист был утвержден церковной властью в 1943-1944 годах и введен в церковное употребление.
9-10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно, в церковь Покрова Божией Матери, где они и находились до 21 сентября 1992 года.
Послевоенная судьба этой святыни покрыта завесой тайны. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне неблагоприятных условиях. Однако они не пострадали, что в очередной раз свидетельствует об их святости.
21-22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданского Саввы (ныне митрополита Варшавского и всея Польши) святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Свято-Николаевский собор г.Белостока. На белорусско-польской границе их встречало несколько тысяч верующих, которые сопровождали мощи до самого Белостока через все города и села. Мощи младенца мученика Гавриила перевозились на автомобиле в дубовой раке. По пути следования верующие осыпали ее цветами. В каждом городе или деревне, где есть храм, делали остановку. Святые мощи вносились с крестным ходом в храм, где служились молебны и акафисты. Верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме для молитвы перед святыми мощами младенца Гавриила.
В самом Белостоке святые мощи встретили на окраине города и пронесли по главным улицам крестным ходом в Николаевский собор. Крестный ход продолжался около трех часов. В нем участвовало около 60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей.
Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь. Утром 27 сентября была также отслужена Божественная литургия. После нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора. Еженедельно по вторникам перед ракой со святыми мощами читается акафист мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.
С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.

В сонме исчислимых лишь только Господом святых Православной Церкви мы находим имена множества мучеников, добровольно принесших себя в «жертву живую». Это они, пребывая в готовности быть всецело преданными Христу даже до смерти, мученически свидетельствовали о Том, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14,6), о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом.
Среди мучеников всех времен определенное место в православном календаре занимают дети. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14).
Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.
Личность святого младенца Гавриила является образом современного мученичества. Он не просто страдает перед судом язычников или еретиков за исповедание веры, но страдает безвинно и умирает, не сопротивляясь злу, чтобы таким образом последовать примеру Христа. Он- отроча чистейшее(как поется в акафисте), плод спокойной и даже радостной готовности терпеть страдания «даже до крове» за Пострадавшего нас ради. Вместе с земной мученической кончиной младенца Гавриила и одновременным его рождением для новой, лучшей жизни мы получили особенного ходатая за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.
Мученик младенец Гавриил родился, жил и пострадал на территории нынешней Польши. Поэтому Польская Православная Церковь относится к нему с особенным почитанием. В его честь строятся православные храмы, он является небесным покровителем Братства Православной молодежи в Польше, а также считается особенным целителем детей. После исторически обусловленных взлетов и падений в почитании Святого мученика в настоящее время его память отмечается также всеми Православными Церквами.
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22марта 1684 года в селе Зверки Заблудовского прихода Белостокского уезда Гродненской губернии. Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию.
Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.
В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.
Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.
При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30лет.
В начале 18 века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.
В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены В Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила, и вновь покрылась кожей.
В 1752 году архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак младенцу.
9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита, архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь Минской губернии и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 верст. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны.
В 1820 году младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.
Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особам образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака.
В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана Служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).
В том же году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток.
Перенесение креста и мощевика, в котором до 1897 года почивали мощи святого мученика, началось 31мая. Святыни были перенесены из города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери. С 1 по 12 июня через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды святые мощи были перенесены из Жировицкого монастыря в Белосток. Таким образом, почти через 150 лет святыня вернулась на свою отчизну.
Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Свято-Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.
В Слуцке, где остались мощи, находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.
В 1915 году во время Первой мировой войны епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади.
После октябрьского переворота 1917 года в России начались кровавые гонения на православных.
Врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце. Так, защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, привлекался большевиками в качестве обвиняемого и впоследствии был расстрелян.
Решением Совета Народных Комиссаров от 29июля 1920 года было постановлено: «планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей…». Это распоряжение не обошло и святые мощи мученика младенца Гавриила.
В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.
Во время Второй мировой войны репрессии стали слабеть и в 1942 году в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось поместить святые мощи мученика младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе преображения Господня в Минске,настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).
В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошло до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Свислочи отца Алеския Зноско. Отец Алексий за короткое время написал акафист святому мученику Гавриилу, используя более 40 акафистов, которые служили ему образцом. Акафист был утвержден церковной властью в 1943-1944 годах и введен в церковное употребление.
9-10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно, в церковь Покрова Божией Матери, где они и находились до 21 сентября 1992 года.
Послевоенная судьба этой святыни покрыта завесой тайны. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне неблагоприятных условиях. Однако они не пострадали, что в очередной раз свидетельствует об их святости.
21-22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданского Саввы (ныне митрополита Варшавского и всея Польши) святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Свято-Николаевский собор г.Белостока. На белорусско-польской границе их встречало несколько тысяч верующих, которые сопровождали мощи до самого Белостока через все города и села. Мощи младенца мученика Гавриила перевозились на автомобиле в дубовой раке. По пути следования верующие осыпали ее цветами. В каждом городе или деревне, где есть храм, делали остановку. Святые мощи вносились с крестным ходом в храм, где служились молебны и акафисты. Верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме для молитвы перед святыми мощами младенца Гавриила.
В самом Белостоке святые мощи встретили на окраине города и пронесли по главным улицам крестным ходом в Николаевский собор. Крестный ход продолжался около трех часов. В нем участвовало около 60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей.
Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь. Утром 27 сентября была также отслужена Божественная литургия. После нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора. Еженедельно по вторникам перед ракой со святыми мощами читается акафист мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.
С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.
Память мученика младенца Гавриила отмечается:20 апреля \ 3 мая (в годовщину его мученической кончины), в 3-ю неделю по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых), а в Польской Автокефальной Православной Церкви также 9\22 сентября (в годовщину обретения и перенесения его мощей из Гродно в Белосток). В прошлом его память отмечалась также в день Святого Духа.

Святый мучениче Гаврииле, моли Бога о нас! Аминь

О мученической смерти младенца Гавриила говорится в знаменитой книге Владимира Даля

3 мая по новому стилю Православная Церковь чтит память святого мученика младенца Гавриила Белостокского. Гавриил, сын благочестивых крестьян Петра и Анастасии, родился 22 марта 1684 года в селе Зверки Гродненской губернии. Родители младенца Гавриила хранили православную веру, несмотря на притеснения, которым подвергались православные Белой Руси, не желавшие принимать унию с латинянами. Их единственный ребенок - любящий родителей, невинный мальчик стал жертвой жидовского изуверства.

11 апреля 1690 года, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался иудей-арендатор. Он тайно увез дитя в Белосток, где младенца предали пыткам. Иудеи посадили младенца Гавриила в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После чего младенец мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. Когда через девять дней мучений ребенок скончался, жиды тайно вывезли его бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса, вблизи села Зверки.

Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, на их лай сошлись жители и обнаружили жертву иудейского изуверства. Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, которое совершили иудеи, они были найдены и наказаны - в архивах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись. Тело замученного младенца Гавриила при стечении народа предано было земле близ кладбищенского храма в Зверках и пребывало там около 30 лет.

В начале 18-го века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика и тело обнаружили нетленным. Весть об этом разнеслась среди верующего народа. Это было в 1720 году. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика младенца Гавриила и окончанием эпидемии, что послужило поводом его почитания.

9 мая 1755 года мощи Святого мученика младенца Гавриила были перенесены в монастырь в Слуцкий Свято-Троицкий в Минской губернии. Крестный ход со святыми мощами величественно прошествовал более 300 верст. В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Православной Церковью. В 1855 году была составлена молитва мученику младенцу Гавриилу, в 1893 году власти Литовской епархии распорядились, чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского Антония Храповицкого, будущего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана “Cлужба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают”, составленная архиепископом Антонием.

В Слуцке находилась специальная книга, в которой записывались достоверные чудесные случаи связанные с находящимися там мощами Святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.

О мученической смерти младенца Гавриила упоминается в изданной в 1913 году книге Владимира Даля “Записка о ритуальных убийствах”: “в Минской губернии, у Слуцка, в Свято-Троицком монастыре, почиют мощи младенца Гавриила, замученного в 1690 году жидами. В надписи рассказаны все подробности этого происшествия; злодейство совершено в Белостоке, труп найден в густом хлебе, с обычными в сих случаях знаками. Собаки открыли лаем своим тело младенца, признанного впоследствии местным угодником. В честь ему сложены молебные песни, известные под названием тропаря и кондака. Еврей-арендатор Шутка был главный убийца”. В 1912 году на суде по делу о ритуальном убийстве Андрюши Ющинского, совершенного иудеями накануне праздника Св.Пасхи, сторона обвинения предъявляла мощи св.мученика Гавриила как аргумент в судебном споре.

Когда после октябрьского переворота 1917 года начались кровавые гонения на православных, врагам Христа сильно мешала память об уподобившемся Ему младенце. В 1919 году в Москве большевицкой властью было возбуждено судебное дело “об антисемитской агитации” в соборе Василия Блаженного в связи с обнаружением в нем усыпальницы св.мученика Гавриила. Как гласит протокол: “26 октября 1919 года в собор зашли члены РКП(б) ротный и взводный командир Первых московских пулеметных курсов РККА Антонов и Баскаков с просьбой показать им достопримечательности собора. В качестве экскурсовода выступила сторожиха Мошкова; она на нижнем этаже собора показала красноармейцам усыпальницу-ящик, на вопросы о происхождении дала следующее объяснение: “Здесь находится половина мощей отрока Гавриила, которого евреи зарезали. Ведь им нужна русская кровь… Они ее пьют. Наши все священники это знают и нам сказывали. Это дело изучил наш священник, протоиерей Кузнецов. Сам протоиерей мне это сказывал”.

27 октября 1919 года собор посетила член РКП(б) Клемент; сторож Мошков, показывая ей на ту же гробницу, сказал: “Отрок Гавриил, замучен жидами… Они его убили и из жилы кровь пили”. Настоятель храма Иоанн Восторгов, который был расстрелян в 1918 году, поставил раку с мощами в храме, украсил ее цветами, служил возле нее молебны и произносил погромные антисемитские проповеди. Кроме того, в соборе открыто с прилавка распространялись многочисленные листовки Восторгова, по мнению суда, радикально черносотенного и контрреволюционного содержания. Священники Кузнецов и Ковалевский служили молебны перед мощами, а на ковчеге с мощами написан тропарь и кондак Гавриилу. По постановлению суда ящик с мощами Гавриила был отправлен в Уголовный музей при Главмилиции. По отношению к тропарю и кондаку суд вынес следующее постановление: “Употребление тропаря гл. 5 и кондака гл. 6 в честь отрока Гавриила, как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного характера, развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности за контрреволюционные деяния”.

Часть мощей святого младенца, хранившихся в Троицком Слуцком монастыре, в 30-е годы была перенесена в музей атеизма в Минске. Возможно, святыня погибла бы, но во время советско-германской войны почитание отрока Гавриила было восстановлено. В 1941 году его мощи из музея были перенесены в кафедральный Преображенский собор Минска. В селе Заблудове на немецкие деньги была построена церковь, где разместили часть мощей. В 1944 году при отступлении вермахт помог организовать перевозку мощей из Минска в Гродно в церковь Покрова Божией Матери, где они находились в подвале до 1992 года, после чего были переданы Польской православной церкви. В крестном ходе при встрече святых мощей мученика-младенца в ныне польском Белостоке приняли участие до 60 тысяч человек.

При этом польские СМИ обошли тогда это событие полным молчанием. Ведь всенародное почитание святого младенца по сей день доставляет немало хлопот еврейским потомкам арендатора Шутко. Еще в 1975 году известный либеральный “священник” Александр Мень выражал надежду, что Гавриил Белостокский и некоторые другие будут когда-нибудь деканонизированы. Еврейские организации бывшего СССР обратили внимание на возрождение в Белоруссии почитания Гавриила Белостокского еще в 1997 году. Возрождение почитания Гавриила Белостокского упоминается как нарушение религиозных свобод в докладах Конгресса США по антисемитизму в 2003, 2004, 2005 и 2006 годах, а также подкомитета Конгресса США по иностранным делам.

В щекотливом положении находятся и функционеры чекистской Московской патриархии. “Деканонизировать” святого, по молитвам к которому по сей день продолжаются чудесные исцеления, и который почитается в народе покровителем болящих детей, они не решаются. Поэтому в МП корректировке постепенно подвергается житие святого отрока. Так, в одной из последних его редакций не сообщается ни единого слова ни о каких убийцах-евреях, смерть младенца наступила якобы в результате “удара молнии”.

СВЯТЫЙ МУЧЕНИК ГАВРИИЛ ЗАБЛУДОВСКО-СЛУЦКИЙ, УРОЖДЕНЕЦ ЗВЕРКОВСКИЙ, деревни Зверков, Заблудовского прихода, Белостокский страстотерпец — замученный в г. Белостоке, Заблудовский Божий угодник, коего святые мощи благочестно пребывали в храме Заблудовского монастыря — в м. Заблудове, Белостокского уезда - до переведения его в гор. Слуцк, — Святый Гродненской губернии.

В Белостокском уезде, Гродненской губернии, между городом Белостоком и местечком Заблудовым, по большой дороге прямолинейно расположено селение Зверки, Заблудовского прихода, в 5 верстах от Заблудова, подлежавшее и в давние времена к "Ключу Заблудовскому"(Жития святых, чтимых Православною церковию — Филарета, архиепископа Черниговского, 1835 г., апрель: 146).
В сих Зверках, во второй половине 17 века жили Православные, благочестивые поселяне Петр Гавдел и супруга его Анастасия, — при всех невзгодах жизни от вторжения злосчастной унии и от напоров латинства с еврейством и несмотря на все невзгоды того тяжелого вообще в тех местах времени, сохранившие свято и блюдшие твердо свое Православное исповедание Веры Спасителя Христа, как наследовали ее от благочестивых предков своих. У сих благочестивых Петра и Анастасии Гавделей 20 марта (Жит. святых. - Филар: 146. А у описателя «древне-рус. гор. Слуцка и его святынь, 1896 г. означается день рождения 22 марта: 26, Тоже и в "Русск. Паломн." 1891 года, № 27: 418).
1684 года родился сын, наименованный во святом таинстве крещения Гавриилом, которого благочестивые родители и воспитывали во святом своем благочестии по святой Православной своей Bере. Произошло, когда мальчику сему Гавриилу было шесть лет, мать его отлучилась на значительное время из дома, понесши обед мужу, пахавшему в поле землю, оставив сына дома. В это время Зверковский арендатор еврей Шутко, заманив мальчика, увлек его в свой дом и увез в Белосток, 11 апреля 1690 года. Там сшедшиеся иудеи мучили сего малютку Гавриила без всякого милосердия, ужасно: внеся его в темное подвальное место, прежде всего понемногу из боков пускали кровь, а потом, распяв на кресте и уставив оный в большом корыте, разными инструментами коля истощали кровяные токи из всех мест нежного тела, пока не источили всей крови из юного страдальца. Из Береста прибывшие иудеи выжимали и последние остатки священной крови мученика. Когда же совершенно истощили тело уже умершее, в конец истекшее кровью, ставшее бескровным, не раздробляя его, вывезли в поле и выбросили там в жито на пашню, покрытую ржаною зеленью, вблизи того же родного для мученика селения Зверков, на Зверковское житное—ржаное—поле.
Вот относительно сего старинные Польские стихи — Михаила Козачинского:
Gdie sie zydzi wnet insi pozbegali,
Ktorzy bez miloserdzia tam mnie mordowalie.
Narzod do zbyt ciemnego lochu mnie wniesiono.
I wycignowscy krzyrzem krew z bocn pocziono,
Potym instrumentami roznemi dreczyli.
A z poki do ostatka krwie nie wysgcyli.
(Жития свят. — Филар. 1885 г., апр.: 238).
Само собою, к лежащему трупу слетелись птицы хищные, плотоядные, готовые терзать тело. Но сряду сбежались и голодные псы, чуя и для себя готовый корм. Между тем ни те, ни другие не трогали мученического тела: собаки лаем отгоняли птиц даже близко тела садиться, а и сами, отвлекаемые от тела стремящимися к нему птицами, постоянно кружились около оного. И так продолжалось трое суток. По лаю псов сошлись наконец Заблудовские жители и сами родители мученика прибыли. По ране в боку и другим знакам на теле было очевидно, что все это дело изуверства евреев и таковая страдальческая кончина страстотерпца Христова тогда же занесена была в книгу Заблудовского правления актуально, — совершившие вопиющее злодеяние расследованием уличены в преступлении и получили достойное возмездие, — о чем „кто хочет ведати пространнее, отсылаем до книг правных Заблудовской магдебургии", говорит старинная записка.
Жит. святых — Филарета, 1885 г., апр.: 147. — Вообще, в это время была в Заблудовско-Зверковской местности безмерно великая сила жидовства — царство еврейское, царящее над местным христианским населением. Вот, между прочим, 1681 — 1688 г.г. супилика жителей местечка Заблудова, поданная княжне Людвике-Каролине Радивил, маркграфине Бранденбургской: «Жители Заблудова — бурмистры, рада и все поспольство — жалуются на усиление жидов в их городе, которые забрали в свои руки все ремесла и торговлю, но и вытеснили их со всех главных улиц. Они не довольствовались Суражскою улицей, предоставленною им для поселения, а завладели большею половиною Хворовской улицы, начиная от рынка по обе стороны. Теперь уже начинают завладевать третьей улицей — Бельской (жид Шандер и другой П(?Н)ин(?п)кас селятся, строясь под самым домом Божиим, т. е. церковью); а между тем эта улица была у князей Радивилов в особом уважении, так как во время пребывания их в Заблудове на ней жили придворные. Они просят воспретить это жидам, потому что они: 1)должны уступать место жидам и, ютясь на закоулках из-за жидов, не имеют никаких средств к жизни; 2) между тем подати они платят наравне с жидами, а теперь жидов уже больше, чем христиан. Кроме того от солодовен, пивоварен и винокурен жидов грозит городу постоянная опасность пожаров". Вил. Археогр. сборник, т. VII, № 125: 157—158. — 17 апреля 1659 года письмо Слуцкого протопопа Иоанна Бакачича к Литовскому конюшему князю Богуславу Радзивилу. Доносит, что между евреями Слуцкими, чем далее, тем более неожиданные факты объявляются. «И то христианское дитя в Докторовичах - десять лет тому назад — ими убитое и еще до сих пор остается без погребения". Вил. Арх. сборн., т. VII, № 85: 112.


Страдальческое тело св. мученика, невредно сохранившееся и от псов, и от птиц, и от воздушных влияний, и от внутреннего своего естественного бы разложения, было перенесено на церковный погост и благочестно погребено близ „благочестивой" — Православной церкви, стоявшей у леса в версте расстояния от селения Зверков, влево от дороги, идущей из Белостока в Зверки и Заблудово, в полуверсте расстояния от оной.
В 1720 году, т. е. чрез 30 лет после смерти и погребения сего тела, случилось погребать там же некоего тоже младенца при самой могилке Гаврииловой и тут открылось, что тело мученика Гавриила есть нетленно и святые мощи так обретенные изнесли из земли и поставили в храмовом склепе.
В 1746 году св. мощи перенесены в Заблудовскую обитель и помещены в трапезной монастырской церкви у св. алтаря. Поводом к сему было то, что церковь, где находились св. мощи, сгорела, причем святое тело св. мученика ни мало не повредилось: „Милость Божия и в огне его сохранила, когда место и церковь горели", как сообщается в стихах знаменитого Михаила Козачинского, написанных в 1755 году (Жит. св. — Филар. 1885 г., апр.: 147).
В 1755 году, мая 9 дня, нетленные святые мощи св. Гавриила перенесены в Слуцкий или по древнему именованию Случеский монастырь Всесвятыя Троицы, при настоятеле сего монастыря архимандрите Михаиле Козачинском, с благословения Киевского митрополита Тимофея Щербацкого(Древне-русск. гор. Слуцк и его святыни - Ф. Ф. Серно-Соловьевича, Вильна, 1896 г.: 15. Рус. Паломн., 1891 г., № 22: 313).
Белостокская область графства Заблудова принадлежала в то время Слуцкому или Случецкому княжеству (Там же). Слуцк — „единственный из городов Северо-западного края, в продолжение двух столетий многотерпеливо выдержал весь гнет латинства и непоступно был сильною твердынею Православия, сохранив целость, чистоту и неприкосновенность оного, благодаря многим своим монастырям и церквам, ведшим свое происхождение от ближайших потомков первого просветителя Русской земли — князей Православных, русских»(Историко-статистич. описание церквей и приходов Минск. епарх. — архим. Николая, 1879 г., т. III. Древне-рус. гор. Слуцк и его святыни — Ф. Соловьевича: 4. В 1748 году в г. Слуцке было 15 Православных церквей. Там же: 7).
От начала своего основания, которое восходит к 10 веку (Древне-рус. г. Слуцк — Ф. Солов.: 3. 10), он во все время крепко и высоко держал. знамя Православия. Ни один езуит не осмеливался показаться туда для своей проповеди и между населением ни один из Случан не изменил своей Православной Вере, не перешел в унию или в латинство (Там же. Рус. Паломник, 1891 г., № 7: 107).
Там, в 1610 году, когда на Северо-западной русской окраине появились миссионеры новой, неведомой религии унитской, в которую совращались Православные, основывается при Спасо-Преображенском монастыре Православное братство, чтобы во чтобы то ни стало твердо отстаивать святую свою Веру. Этому братству от Польского короля дается грамота, воспрещавшая „благочестивых", т. е. Православных, „принуждать к унии» (Др.-рус. г. сл. - Ф. Солов: 5. Дана по настоянию Православной княгини Софии Олелько, муж которой князь Иоанн Радзивилл и исходатайствовал у короли эту грамоту, хотя сам был латинянин), а Иерусалимским патриархом Оеофаном, благословившим монастырь братский крестом, дана, в 1620 году, грамота, освобождающая его от подчинения местной иерархии и ставившая его в зависимость от одного только патриарха Константинопольского (Там же: 7), — грамота, воспрещавшая введение унии в княжестве Слуцком, вместе и Копыльском, дана была также и Слуцкою княжною Людвигою-Каролиною Радивил в 1690 году (Там же: 14. В грамоте этой прямо говорится, что «церкви Греко-Российского исповедания фундованы и еригованы — основаны и воздвигнуты - суть от века и время непамятного»).
Это братство нарочито приглашало к себе из Киева для проповеди Слова Божия знаменитого иеромонаха Димитрия — впоследствии святого митрополита Ростовского, который и жил там, более года — с 6 декабря 1677 по 29 января 1679 года (Там же. Здесь св. Димитрий писал, между прочим, свои «Четьи-Минеи». На погосте тамошнего Свято-Троицкого монастыря он вырыл колодезь и на верхней доске сруба вырезал стих: "Почто нам в Самарию за водою ходити, Егда и зде в Случеске, лепо ее пити», — этот стих сохраняется на одной из св. икон этого монастыря. Там же: 5—6).
В 1709 году Слуцкое духовенство подведено под ведение Киевского митрополита - Иоасафа Кроковского, с подтверждения, в 1718 году, Польского короля Августа II (Там же, 14) . В 1751 г. архимандрит Троицкого Слуцкого монастыря Михаил Козачинский исходатайствовал у князя своего Иеронима Радзивилла запрещение христианкам служить у евреев, так как они забывают чрез службу в еврейских домах свои христианские обязанности и привыкают к обрядам еврейского закона (Там же: 15). Вот этот-то радетель Православия, печальник о бедных Православных и озаботился в наибольшее подкрепление своей почтенной деятельности перенесением священных мощей св. великомученика Гавриила, замученного злобными иудеями, из Заблудова в свой Слуцкий Свято-Троицкий монастырь, охраняя сим оные и от латин, в Белостокском повете сильных, изымая и от опасности оказаться им в принадлежности униатам, перенес благочестно в свой крепко и стойко Православный, твердо и ревностно благочестивый Слуцк, поместив их в большом соборном храме своего монастыря (Там же: 15. Архимандрит сей Михаил Козачинский (1748-1755 г.г.) был особенно знатный, известный по выдающейся в разных отношениях деятельности: ему, во уважение доблестей, в 1752 г., Сибирский митрополит Сильвестр Гловацкий прислал в дар архимандричий посох из слоновой кости, состоящий ныне в ризнице Минского Свято-Духова монастыря).

Этому, само собою, пособствовало обнищание Заблудовского храма после пожара и при оном самого Заблудовского монастыря, непоступно пребывавшего в Православии во все время унии (См. изложенное при Заблудовской церкви под 15 августа, здесь В 1793 году монастырь Заблудовский оставлен за штатом, служа приходскому положению для окружающей его местности, а в 1824 году окончательно упразднен, причем церковь его обращена в исключительно приходскую), и при трудности боевого своего положения среди иноверия и инославия, со всех сторон неприязненно напиравших на него, само собою, бедствовавшего с опасностью и падения от сего бедствования. Перенесение это состоялось собственно по ходатайству князя Иеронима Радзивилла с разрешения Польского короля и Константинопольского патриарха, с тем, чтобы сии св. мощи положены были в храме этого Свято-Троицкого монастыря при гробнице почиющей там блаженной княгини Софии Юрьевны Радзивилл-Олелько, князь так и ходатайствовал об этом пред королем и патриархом, когда Православные храмы в Заблудове от поджога погорели, а св. мощи св. мученика чудесно сохранились невредно, — графство же Заблудовское, входившее в район прежней Белостокской области, стало принадлежать Слуцким владетельным князьям и резиденциею князя Слуцкого был г. Слуцк с его древним Троицким монастырем, наиболее других обителей и храмов города видным (Др.-рус. г. Слуцк и его святыни — Ф.Ф. С.-Соловьевича, 1896 г.: 28. Княгиня София Олелько считается блаженною, — в народе она признается покровительницей больных женщин, — женщины тамошнего - Слуцкого околотка — обыкновенно ежегодно делают общую складчину и на собранные пожертвования приготовляют шелковое или атласное платье для блаженной княгини, в которое сами — в лице избранных, признаваемых особенно добродетельными и усердными по святыне женщин — переодевают ее, при обязательном неприсутствовании при этом ни настоятеля монастыря, ни кого бы то ни было из мужчин. Мощи ее в деревянном гробе, вставленном в металлический — цинковый, окрытый футляром из дубового дерева, — они всегда закрыты, открываются только для лиц особенных. Тело замечательно сохранилось: цвета светло-желтого воска, палевого, — губы, зубы, глаза, волосы, брови, ресницы совершенно целы, даже глазные яблоки выпукло не повреждены тлением. Преставление ее 17 марта 1612 года. Там же: 31—33. Рус. Паломник 1891 г., № 28: 138—439).

Святые мощи святого великомученика Гавриила почивают в деревянной раке—гробике, открыто, в Слуцком Свято-Троицком монастыре, — с праздника Светлого Воскресения Христова до 22 октября они помещаются на особом катафалке под сенью у левого клироса главного монастырского соборного храма, а на зиму переносятся в теплую домовую церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, состоящую в каменном двухэтажном здании для общежития монастырской братии. Особенно торжественное церковнослужение святому совершается на месте в праздник Сошествия Святаго Духа, — святые мощи в этот день обносятся вокруг храма и потом ставятся среди церкви для всеобщего поклонения и лобызания, — особенно много на этот день стекается крестьян из окрестных уездов — святой Гавриил признается покровителем малолетних болящих детей. — Обе ручки его обхватывают небольшой металлический напрестольный крест, — пальцы все исколоты и между мякотью видны рваные раны, ногти целы, — голова отделена от туловища. Он канонизован (Рус. Паломн. 1891 г., № 27: 418. Древне-рус. гор. Слуцк и его святыни — Ф. Ф. Соловьевича, 1896 г.: 25—26).
Изображение его и раки святых мощей его — в «Русском Паломнике» 1891 года (№ 22: 337 и № 27: 417) и в книге «Древне-русский город Слуцк и его святыни» — Ф. Ф. Серно-Соловьевича, 1896 года (25 и 37) . В книге „Жития святых, чтимых Православной церковью" — преосвящ. Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского, 1885 года, с изображениями святых академика Ф. Г. Соли(?н)цева, под 20 апреля (147) он представлен распятым на четыреконечном толстом кресте, прибитым ко кресту четырьмя гвоздями раздельно в ногах, — крест утвержден в корыте, в которое каплет струйками кровь из ран гвоздинных в руках и ногах и из прободенного бока, а также и из тела, иссеченного ранами, — все тело — в кровавых пятнах, — рубашка - ниже пояса до колен спущена, — корыто — на глухой подставке, на полу изображены молоток, клещи, два ножа, из них один с острым концом, — лик — милый, в нимбе. Вообще изображается святой в стоячем виде, со сложенными накрест при груди руками, подпоясанным веревкой, без обуви, как это и на св. иконе в сиянии над гробницей его святых мощей.
Над ракой его святых мощей в Слуцком храме, за стеклом, означена такая биография его: «Надгробок
Младенца Гавриила Говделючелка из села Зверков, графства Заблудовского, рожденного 1684 года, месяца марта 22 дня, а умученного от жидов в Белом Стоке 1690 года, апреля 11 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг Магдебургии Заблудовской правных. Мощи его святые перенесены из Заблудова до архимандрии Слуцкой 1775 года, мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшего князя Гиеронима Радзивилла.
Аще кто мя вопрошает:
Кто есмь и откуда —
Прочитай и узнаешь
Истину отсюда.
Греко-Российския веры
Родители быша
В ню же мя крещением
Святым окрестиша.
В тысяща шесть сотний рок
Осемьдесят четвертый
Гавриилом назван:
Грех отеческий стертый.
Тысяча ж шестьсот прииде
Рок девять десятый
Отец мой Петро Говдель
Изыде орати.
Мати Анастасия,
Мене шестилетняя
Оставивши в дому,
Несла обед бедна.
Аредарь— жид из Зверков,
Выбравши годину,
Апреля одинадцатого
Схватил мя детину
На свой воз и завезли
До Белаго Стоку,
Где первее кровь мою
Пущали из боку;
А потом мя вкинувши
До темнаго лиоху
Пуцадлами стощали
Кровь с мене потроху.
Жид арендарь из Зверков,
Шутко прозывался.
Мучили поки с Бресця
Весь кагал собрался.
Собравшися шайками
Везде мя ранили
Аж даже конечнее
Кровь с мене стащили.
Умертвивши, на части
Недробили тело,
Но на ниву у жито
Выкинули цело,
Иде же слетешася
Птицы плотоядны,
Но абие прибегли
И псы зело гладны.
Натуру свою песью
Вскоре пременили,
От птича терзания
Мне стражею были.
Знашедшаж родители,
Мя презентовали
В Заблудовской Магдебургии
В книги записали,
Что жиды умучили
Мя отрока суща,
Шесть лет от роду
Больше не имуща;
По такой презентации
На цвинтарь тело внесено
Близ церкви благочестивой
Чинно погребено;
Идеже и под спудом
Лежал час не малый,
Аж в тридцать лет другого
Там же погребали.
Узнавши мя цела,
В склеп церкви вложили,
Дондеже в Заблудове
Церкви погорели.
Тысяща ж семьсотого"
Сорок шестого года
Только сия на монастырь
Сталася пригода,
Взяща мя из склепу,
До трапезной церкви
И вложили в алтарь
При бескровной жертве;
Тысяща ж седмьсотого
Пятьдесят пятого
Из Заблудова до Слуцка
С телом трупа взята.
Храняй младенца спуд,
Хранит мя и ныне:
Буди честь и слава
Его благостыне» .
(Рус. Палом. 1891 г., № 27: 418—419. Древне-рус. г. Слуцк и его святыни — Серно-Соловьев. 1896 г: 26—27. Лит. Епарх. Вед.1885 г., № 35: 346. Имеются еще и Польские стихи, приписываемые архимандриту Михаилу Козачинскому, приведенные выше на стр. 716 в примечании. — Что злодеяние, учиненное над св. мучеником — Гавриилом далеко вообще неединичное со стороны евреев см. между прочим "Свет" 1899 года, №№ 249: 3 и 250: 1. «Новое Время" 1899 г. № 8465).

У святых мощей св. икона св. Гавриила — список, в увеличенном виде, с св. иконы его, имеющейся в иконостасе Виленского Свято-Духова монастырского храма с давнего времени (Приношение общника И. П. Трутнева, заведующего Виленской рисовальной школой, в 1891 году) .
Место происхождения и жительства святого Гавриила — в памяти местных жителей, — в последнее время, в Зверках и именно где был дом поселян Гавделей сооружена особым довольно значительным по величине зданием с куполом и красивого рисунка часовня - деревянная, собранными пожертвованием суммами, во имя святого, с большою его иконою среди многих в ней других икон там. — Вот наше обращение к Высокопреосвященнейшему Архиепископу Литовскому и Виленскому Донату от 19 мая 1892 года за № 454, вызвавшее устройство этой часовни: „С Архипастырского благословения Вашего Высокопреосвященства от 2 сего мая отправясь на день святых Кирилла и Мефодия в селы Пухлы и Тростяницу ради церковнослужения в храмовой праздник одной из тамошних церквей 11 мая, я 10 числа проезжал чрез селение Зверки, Заблудовского прихода, Белостокского благочиния, где родился, жил и взят был на мучение святой мученик Гавриил в 1690 году, коего святые мощи ныне в Слуцком монастыре, благочестно перенесенные туда из Заблудова в 1755 году после пожара в 1746 году. В этом селении - Зверках жители его — старые и малые, мужчины и женщины — встретили нас благочестно. В беседе с ними я узнал, что память священная о св. мученике Гаврииле сохраняется у них, указывали и место жительства Православных, благочестивых родителей святого — поселян Петра и Анастасии Гавделей, — сообщали, что там, где повергнуто было тело святого страдальца, оставшееся непричастным тлению и повреждению от псов, птиц и огня, было у них кладбище, ныне закрытое. Между тем ни в селении сем, ни на кладбище нет знака соответственного священной памяти святого. На Зверковском кладбище помнят крест на месте могилы, — теперь все это кладбищное место пусто, поросло сосенником и можжевельником, так что могил и не заметить, лишь ходя по этому густо поросшему месту только ногами можно признать могильные неровности и верность сообщения, что там священное место. Не может, полагаю, не быть желательным, чтобы в селении Зверках была часовня с видною св. иконой св. Гавриила Заблудовского, ныне Слуцкого, также — по меньшей мере — видный и прочный крест на священном месте бывшего тамошнего кладбища, находящегося в лесу. Священнику Заблудовской церкви, в посещение мною этого храма в тоже число при проезде мимо, мною рекомендовано устройство сего. Приглашение же его или и прихожан его к устроению чего-либо там большего и более надежное и действительное к осуществлению желаемого и нужного зависит уже от Архипастырского благоусмотрения Вашего Высокопреосвященства". — Впоследствие сего, священником Заблудовской церкви о. Петром Четыркиным на средства прихожан в селении Зверках и устроена названная часовня, торжественно освященная 19 апреля 1891 года. Часовня и торжество освящения ее так описаны очевидцем в местных Губернских Ведомостях (Гродн. Губ. Ведом.11894 г., № 41: 1-2): «Часовня деревянная, на каменном фундаменте, имеет вид квадрата, сторона которого равна 6 аршинам, с куполообразною крышей, увенчанной крестом. Окрыта железом, — в стенах обита досками и вся окрашена в светло зеленый цвет, — внутри вся выклеена обоями. У входа в часовню под небольшим навесом — крыльцо. Часовня обнесена деревянною решетчатою оградой. В день освящения часовни за обедней Заблудовская церковь была наполнена молящимися из местных прихожан и жителей соседних приходов. После обедни священником было объявлено, что в 5 часов вечера последует крестный ход в Зверки. В 4 часа ударили в большой колокол и народ толпами хлынул в церковь. В 5 часов начался молебен св. мученику Гавриилу. Затем, при пении кондака, при звоне колоколов с пением „Христос Воскресе", крестный ход медленно направился через базарную площадь в Зверки. Вся Белостокская улица была занята народом разного возраста и пола. Впереди шли девочки и бросали по пути из корзинок зелень. За ними несли крест, а по сторонам его иконы св. мученика Гавриила и других святых; за иконами следовали хоругви и братство со свечами в руках, певцы и священник, а за ними свыше 2000-ная масса народа. Пройдя местечко, священное шествие остановилось; здесь священником прочитано евангелие, с окроплением св. водой при крестоосенении на все четыре стороны, — после чего крестный ход тронулся далее при непрерывном, несмолкаемом пении пасхальных песнопений (То был вторник Светлой недели). День был солнечный, жаркий. Поднявшаяся облаком пыль осыпала всех и каждого с ног до головы, но это нисколько не уменьшало числа участвовавших в шествии. В половине седьмого часа вечера крестный ход приближался уже к Зверкам: Здесь на встречу шла новая масса богомольцев, сошедшихся заблаговременно в Зверки и присоединилась к общему песненному шествию, — матери с детьми на руках ползли на коленах на встречу св. образу Божия угодника и крестному ходу, который, наконец, остановился пред убранной зеленью часовней. Пред часовней уже стояли: аналогий, подсвечники и прочие необходимые при церковнослужении принадлежности. По совершении водоосвящения, последовало освящение часовни и установка в ней двух св. икон св. мученика Гавриила: одна из них, большая, помещена внутри часовни, а меньшая — над дверью, под навесом; — затем, началось пасхальное всенощное бдение при ярких лучах заходящего солнца. После всенощной, кончившейся уже в глубокие сумерки, священник на крыльце часовни прочитал народу о страдании св. мученика Гавриила и судьбе его святых мощей, присоединив и свое прочувствованное слово. В заключение торжества розданы предстоявшим образки св. мученика Гавриила. С великим стремлением, с сильным духовным подъемом двинулась вся эта народная масса к высокому крыльцу часовни, с которой священник вручал сии образки, благоговейно осеняя ими каждого получающего, жаждавшего получить святыню себе, чтобы поместить ее у себя в доме. — На следующий день, 20 апреля, в день памяти св. мученика Гавриила, в Заблудовской церкви, имевшей особенно праздничный вид, при множестве вплотную наполнявших ее людей, была совершена литургия с молебном св. мученику Гавриилу. Таким образом, заключает хроникер, торжество из торжеств христианской церкви усугубилось в Заблудовском приходе чествованием местного святого, благотворно отразившись на всем местном крестьянском населении, которое особенно сочувственно и благоговейно отнеслось к памяти св. мученика, вышедшего из его среды» (Древне-рус. г. Слуцк и его святыни — Ф. Ф. Соловьевича, 1896 г.: 29— 30). — С этого времени и ежегодно в 20 число апреля таковой же крестный ход из Заблудовской церкви в Зверковскую Гаврииловскую часовню совершается с подобным же торжеством, при массе участвующего в нем народа.
Св. иконы св. мученика Гавриила имеются вообще во всех церквах губернии, как это циркулярным распоряжением Литовского Епархиального Начальства предложено в 1893 году, — особенно удачно исполненными можно видеть иконы его в Афанасиевской церкви Гродненского Борисо-Глебского монастыря, а также в крестовой церкви Гродненского архиерейского дома, на последней иконе святой Гавриил изображен вместе с св. преподобно-мучеником Афанасием Берестским. — Во имя св. мученика Гавриила храм — в м. Друскениках, Гродненского уезда, устроенный особым зданием вновь, торжественно освященный архиерейским служением 11 июля 1895 года (Гродн. Губ. Вед. 1895 г., № 58: 1-2. Лит. Епарх. Ведом., № 32: 300—302).

Тропарь св. мученику Гавриилу, глас 4-й:
Мученик Твой, Господи, Гавриил, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего, терпением мучителей низложи и смирением немощны сотвори их дерзости, — Того молитвами спаси души наша".
К о н д а к:
„Святе младенче Гаврииле, Ты за Прободеннаго нас ради от иудей люте от тех же в ребра прободен был еси и за Истощившаго кровь свою о нас все тело Твое на истощание крове в лютыя язвы предал еси. Ныне же во славе вечней с Ним веселишися. Тем же поминай тамо и нас, молим, зде чтущих Тя, прося нам здравие телесем и спасение душам нашим» (Жит.святых, чт. Правосл. ц. — архиеп. Филарета, апр. Сиб. 1885 г.: 147).

Оригинал взят у

3 мая (н.ст.) Православная Церковь чтит память святого мученика младенца Гавриила Белостокского (Заблудовского). Гавриил, сын благочестивых крестьян Петра и Анастасии, родился 22 марта 1684 г. в селе Зверки Гродненской губернии. Родители младенца Гавриила, находясь под гнетом иноверцев свято хранили православную веру, несмотря на притеснения, которым подвергались православные Белой Руси, не желавшие принимать унию с латинянами. Своего единственного ребенка они воспитывали в духе служения Богу, соблюдения Его заповедей, хранения святой православной веры. Младенец Гавриил - религиозный, любящий родителей, невинный мальчик стал жертвой жидовского изуверства.

В 1690 г. семью постигло величайшее горе: 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался иудей- арендатор. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучению. Иудеи посадили младенца Гавриила в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После чего младенец мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови.

Когда через девять дней мучений ребенок скончался, жиды тайно вывезли его бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса, вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но охраняли даже от птиц. На доносившийся лай сошлись жители и обнаружили жертву иудейского изуверства. Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, которое совершили иудеи, они были найдены и наказаны; в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись. Жители Заблудова, еще ранее жаловавшиеся на "усиление жидов в их городе" признали, что погиб младенец в результате ритуального убийства, совершенного иудеями в Белостоке. Тело замученного младенца Гавриила при стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ кладбищенского храма в Зверках и пребывало здесь около 30 лет.

В начале XVIII века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православного верующего народа, усиливая почитание мученика младенца Гавриила. Это было в 1720 г. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика младенца Гавриила и окончанием эпидемии, что послужило поводом его почитания.

9 мая 1755 г. мощи Святого мученика младенца Гавриила были перенесены в монастырь в Слуцкий Свято-Троицкий в Минской губернии. Крестный ход со святыми мощами — раку несли на руках — величественно прошествовал более 300 верст. К дороге, по которой проходил крестный ход, пришел многочисленный православный люд, православные христиане стоя по обе стороны дороги на коленях, со слезами на глазах просили святого о помощи и дарования им силы на сохранение Святого Православия.

В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Православной Церковью. В 1855 году была составлена молитва мученику младенцу Гавриилу, в 1893 году власти Литовской епархии распорядились, чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского Антония (Храповицкого). В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана “ Cлужба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают” , составленная архиепископом Антонием.

В Слуцке находилась специальная книга в которой записывались известные духовным и государственным властям властям чудесные случаи связанные с находящимися там мощами Святого мученика младенца Гавриила.

Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников. Об одном из таких дней торжественного народного величия журнал “ Русский инок” писал в 1914 году: "В печати появилось в высшей степени интересное сообщение о посещении древнего Свято-Троицкого монастыря в городе Слуцке, где покоятся мощи святого мученика младенца Гавриила. Мощи младенца мученика лежат в гробике совершенно открытыми. Обе ручки младенца обхватывают маленький наперсный крест. Пальцы на руках исколоты и видны рваные раны. Мощи мученика сохранились замечательно”.

Когда после октябрьского переворота 1917 года начались кровавые гонения на православных, то врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце. Так защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, был расстрелян большевиками. Он был обвинен в “антисемитизме”, на основании того, что служил частые молебны перед мощами младенца Гавриила, ковчег с частицей которых находился в храме Василия Блаженного.

В 1919 году безбожные власти запретили употребление тропаря и кондака мученику младенцу Гавриилу, как “определенно человеконенавистнического и контрреволюционного, развращающего правосознание трудящихся”. Нынешние россиянские власти, оставаясь духовными и юридическими наследниками большевицкого режима, пение тропарей и кондаков к уголовно наказуемым деяниям из соображений политкорректности не причисляют. Однако, принародно демонстрируя свои симпатии приверженцам того же изуверского культа, жертвой которого стал святой мученик младенец Гавриил, они открыто изобличают себя как враги Христа и Его Церкви.

Loading...Loading...