Икона собор архангела михаила кто изображен. Собор архистратига михаила и прочих небесных сил безплотных

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым,” ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый,” и тогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” ().

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства () владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы () исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (; ) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала () начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы () благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы () наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом». (Академик , Москва, Синод. Тип., 1910, стр. 226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

…Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5–6).

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил (с еврейского – муж Божий ).

Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете – о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан – от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Упоминается в канонических книгах:

Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало» (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия .

Архангел Варахиил

Архангел Варахиил (благословение Божие ).

Библии

Переводится на русский язык имя сего Небесного посланника Варахиил – Благословение Божие .

В книге «Руководство к писанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном» (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.

«Поелику благословения Божии различны, – пишет Святитель Иннокентий Херсонский , – то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие» (Цит. соч., стр. 14).

Архангел Салафиил

Архангел Салафиил (молитва к Богу ).

«И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил» (Цит. соч., стр. 11–12).

В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся» (Фарусов, стр. 226–227).

Архангел Иегудиил

Архангел Иегудиил (хвала Божия ).

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия , ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам» (Фартусов, стр. 227).

«Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, – пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию» (Цит. соч., стр. 13).

Архангел Рафаил

Архангел Рафаил (помощь Божия ).

Упоминается в неканонической книге: .

«Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим», – наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр. 9).

Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие .

В «Руководстве к написанию икон» вкратце поясняется, что: «Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран» (Фартусов, стр. 226).

Архангел Уриил

Архангел Уриил (огнь Божий ).

Упоминается в неканонической книге: .

Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий .

По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень» (Фартусов, стр. 226).

«Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные», поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский (Цит. соч., стр. 10).

Архангел Иеремиил

Архангел Иеремиил (высота Божия ).

Упоминается в неканонической книге: .

«В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)», – пишет архимандрит Никифор в «Библейской энциклопедии» (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие . Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной (см. ). Изображается он, держащим в правой руке весы.

В начале 4-го века, за несколько лет до Первого Вселенского Собора, был созван Лаодикийский Собор, на котором было установлено православное почитание ангелов.

Ангел – означает в переводе с греческого «вестник». Через них Бог передает свою волю, они также ходатайствуют перед Господом о людях. У некоторых ангелов впереди есть приставка “архи”, которая показывает на их более высокое положение, по сравнению с другими ангелами.

В день памяти бесплотных сил прославляются архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.
Самый главный и известный из них – архангел Михаил.

У ангельских чинов есть три иерархии — высшая, средняя и низшая. В каждой иерархии существует три чина.
Высшая иерархия: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Пламенеющие и Огненные шестокрылатые Серафимы . Они ближе всех предстоят к Пресвятой Троице и побуждают всех любовью к Богу.
Имя Херувимы (Быт. 3:24) означает излияние премудрости и просвещения. Именно через них, которым открыты тайны Божии, передается просвещение для настоящего Богопознания.
Престолы (Кол. 1:16), следующие за Херувимами, таинственно и непостижимо носящие Бога, служат правосудию Божию.

Средняя Ангельская иерархия — это Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1:16) – владыки следующих за ними чинов Ангелов. Их роль — в наставлении поставленных от Бога земных властителей мудрости. Господства научают владению чувствами, укрощению греховных желаний и искушений, управлению своей воли.

Силы (1 Пет. 3:22) — исполнители Божией воли. Им дано творить чудеса, они наделяют благодатью чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы – помощники людям в их послушании, они помогают укрепиться в вере.

Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) – помощники людей в укрощении сатанинских искушений и в борьбе со злыми помыслами, это они утверждают подвижников и оберегают их.

Низшая иерархия — Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1:16) – у них в подчинении находятся низшие ангелы, которых они направляют к исполнению Божественной воли. Это они управляют миром, странами, народами. Начала наставляют и учат людей воздавать каждому честь, согласно его званию. Людей. Которые наделены властью, Начала направляют к идее выполнения своих обязанностей не для личной выгоды, но ради славы Божией и пользы людям.

Архангелы (1 Сол. 4:16) – именно они являются благими вестниками о преславных событиях, они помогают разумению воли Божией, с их помощью укрепляется святая вера.

Ангелы (1 Пет. 3:22) – самые близкие бесплотные силы к людям, которые наставляют нас к святости и добродетели, поддерживают людей при падении, помогают встать при падении. Ангелы всегда с нами, они всегда готовы помочь, если мы, конечно, желаем этого.

В ЧЕМ ПОМОГАЮТ АРХАНГЕЛЫ

Архангелы помогают людям в битве со злом и с бедами.Обращаясь с молитвой к архангелу Михаилу, или к другим архангелам, можно быть уверенным, что она будет услышана.

Архангела Михаила почитают за покровителя воинов. Он является защитником христиан от разного зла и действий злых духов. Молитвы Архангелу способствуют исцелению от болезней, ему молятся при строительстве и освящении дома. Архангел Михаил является надежным защитником во сне, а также защищает души умерших на пути ко Престолу.
Ему можно молиться абсолютно во всех житейских вопросах, если молитва искренняя – помощь обязательно прийдет.
В утреннем и вечернем молитвенных правилах есть молитвы ангелу. Их, конечно же необходимо читать ежедневно. Но кроме чтения, в первую очередь, нужно исключить из своей жизни лукавство, воровство, лень, злость и другие тяжкие грехи. Начните сами исправлять свою жизнь, тогда ангелам и святым гораздо легче будет помочь вам в ваших молитвах.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

СОБОР АРХАНГЕЛОВ ВО ГЛАВЕ С АРХИСТРАТИГОМ МИХАИЛОМ

21 ноября (8 по ст. стилю) православной Церковью установлен праздник прославления архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Архангел Михаил — «Кто как Бог» - такой перевод с еврейского этого имени.
Об этом святом ангеле написано много и в Ветхом и в Новом Завете. Он считается “князем”, “вождем воинства Господня”, главным борцом против диавола и его козней.
После восстания падших ангелов во главе с сатаной, архангел Михаил первым вступил на битву с ними, и с того времени он получил звание “архистратиг” — старший воин.

«И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною».

Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола.

Архангел Гавриил . С еврейского – муж Божий, а по-русски Крепость Божия или Сила Божия. Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете – о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. На иконах он изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.

Архангел Рафаил — по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие. Он является целителем человеческих недугов.
В «Книге Товита» Священного писания, описывается, как Архангел Рафаил, в образе юноши, помогал праведному Товии, он защищал его от напастей в пути, освободил от злого духа Асмодея Сарру, дочь Рагуилову, дал ее в жены Товии, сыну Товитову, снял бельма у Товита (Тов.3, 16-17; 5,4-6; 6,8-9; 7,2-3; 11, 6-7, 10-13; 12, 6-7; 14, 15, 18). С помощью рыбы, которую Товия поймал в реке Тигр, были изгнаны злые духи, а ее желчью Товия, по совету Рафаила вернул зрение своему отцу.
На иконе святой Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран.”

Архангел Уриил — огонь или свет Божий, просветитель.Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий.
Архангел Уриил был послан Господом к Ездре (3 Езд. 4, 1-50; 5) и предсказал тому скорый приход Спасителя к людям. Это было около 500 лет до Рождества Христова.
По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел Уриил изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень.

Архангел Селафиил- молитвенник Божий, побуждающий людей к молитве. На иконе святой Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве, изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся. Он показывает нам пример того, как правильно нужно молиться Господу Богу.
“И вот господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил.” (Цит.соч.,стр.11-12).

Архангел Иегудиил — в переводе на русский язык его имя значит Славитель Божий или Хвала Божия. Он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, “имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние”. Архангел Иегудиил считается покровителем монашествующих и вообще, всех, кто трудится во славу Божию. Он является этим людям заступником и помощником в таких их делах.
В Священном Предании указывается, что святой Архангел Иегудиил – один из семи Архангелов, покровительствовавший, по Велению Божиему, израильтянам в пути их во время 40-летнего странствования, а также имя Иегудиила усваивают тому Ангелу, который в столпе огненном и облачном предшествовал израильтянам при выходе из Египта, охраняя их от преследователей (Исх. 14, 19-20).
Бог послал в помощь Моисею и его народу архангела Иегудиила: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх. 23, 20-21)
Архангел Божий Иегудиил изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.

Архангел Иеремиил — Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной. (см. Ин. 12:24). Изображается он, держащим в правой руке весы.

НЕКОТОРЫЕ ЧУДЕСА АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Описание некоторых чудес, связанных с именем архангела Михаила:

Чудо в Хонех

По преданиям, рядом с Иераполем, который находится во Фригии, находился источник, водами которого дочь одного из жителей была исцелена от немоты.
Ночью сам архангел Михаил явился отцу этой девушки и сообщил, что его дочери нужно испить воду из источника, и она сможет говорить. Так и случилось – девица выпила воды и обрела дал речи. Увидев такое чудо, вся семья этого человека крестилась (до этого они не были христианами) и, в благодарность такому Божиему чуду, счастливый отец построил возле источника храм в честь святого архангела Михаила.

После этого от источника произошло множество исцелений не только христиан, но и язычников, которые благодаря таким чудесам крестились и обратились в Христову веру.
Во времена христианских гонений, в течение 60 лет при этом храме служил преподобный Архипп Херотопский. Он был хорошим проповедником и очень раздражал языческих правителей своей благочестивой жизнью. По его трудам многие язычники обращались в христианство.
Чтобы уничтожить церковь и погубить Архиппа, язычники соединили две реки и направили воду на храм. Но по молитвам святого Архиппа на помощь им пришел архистратиг Михаил, который ударил своим жезлом в гору, в ней образовалась большая щель, куда и отправились потоки воды. Храм был спасен.
Это чудо получило название «Чудо в Хонех». Хоны – означает «отверстие», «расселина».

Чума в Риме

Папа Григорий Великий во время чумы в Риме в 590 году проводил молебен и во время шествия он увидел на вершине мавзолея Адриана святого архангела Михаила, который вкладывал свой меч в ножны, символизируя окончание битвы с напастью. После этого эпидемия стала отступать.
На вершине этого мавзолея поставили статую архангела Михаила, а в десятом веке этот мавзолей стал замком Святого Ангела.

Спасение Сипонта , итальянского города от осады германских племен в 630 году. По воле Божией и помощи архангела Михаила, начался страшный гром, и образовалось огненное облако, в котором сверкали молнии. Это облако устремилось на нападавших, которые бежали от него.

Спасение Новгорода от нашествия хана Батыя в 1239 году произошло из-за того, что архистратиг Михаил явился хану и запретил ему воевать с Новгородом.

Жанне д’Арк архангел Михаил покровительствовал с самого детства. Именно с его помощью были разгромлены англичане при Орлеане. Без помощи архистратига и других сил небесных войска Орлеанской девы не смогли бы одержать эту победу.

Сохранилось множество описаний того, что архангел Михаил оказывал помощь жителей побережья Эгейского моря в пиратские времена. Только молитвы святому военачальнику помогали избегать участи людям быть убитыми, ограбленными или угнанными в рабство.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Вас, Архангели, и Ангели и вся Воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.

ВИДЕОФИЛЬМ

С вятые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним. Над всеми ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Её явлениями с воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества; Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов; Уриил — огонь или свет Божий, просветитель; Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве; Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, ходатай, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил — возвышение к Богу.

Блаженство Ангелов состоит в лицезрении Бога, в созерцании Его славы. Не выходя за пределы разумения, им назначенного, они предстоят благоговейно пред Престолом Божиим и непрестанно славословят дивное Имя Его. В этом славословии состоит вся жизнь их по отношению к Богу.

Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всём своём блеске и сиянии не проникают грубейших тел, так в мире невидимом Ангелы Божии, заимствующие свой свет от Самого Источник Света, являются лишь чистым душам. Как огонь возжигается от огня, так и духовное соприкосновение к нам Ангельского света делается ощутительным только тогда, когда в духе нашем возгорается огонь чистой любви к Богу и свет веры. Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога. И как для нашего внешнего благосостояния необходимо, чтобы одни были руководителями других, чтобы мудрые вразумляли неразумных, так и для устроения нашего внутреннего состояния необходимо, чтобы Ангелы облегчали наше шествие к Богу, ограждали нас от нападений духов злобы.

Человеческая природа, как и ангельская, обладает разумом и волей. Мы имеем все возможности для достижения совершенства. Если человек, исполняя повеление Творца, направляет свою волю к добру, славит Господа всей своей жизнью, всем существом своим радостно служит Богу и людям, то уже в этой жизни он становится ангелоподобным.


21 ноября большой православный праздник, веселый и светлый – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – ангелов, сотворенных Богом прежде человека и обычно недоступных земному зрению. Этот праздник – главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми.

Собор – соединение, совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, которые все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.

Архистратиг Михаил – вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке – меч или копье. Под ногами – пораженный им дракон. С кем же воюет этот отважный предводитель? Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного богу. С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога. Может ли меч Архистратига Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии? Конечно, нет! Он не перестает воевать с ангелами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков.

Слово «ангел» означает «вестник». Такое наименование имеют бесплотные духи, потому что они возвещают людям волю Божию. Ангелы обитают везде, но, преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию – нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится доступной и нам. Вот ангелы и являются этими посредниками, без которых мы никогда бы не смогли ощутить и воспринять, даже в малой степени, Божественный свет. Ангелы посылаются на землю для служения людям.

Человеку, принявшему святое крещение, Богом дается на всю жизнь ангел-хранитель. Поэтому праздник этот считается вторым днем ангела всех православных христиан.

По мнению некоторых учителей Церкви, человек должен восполнить число отпавших ангелов. Значит, мы должны войти в Собор Ангелов. Как же чиста и свята тогда должна быть наша жизнь! Как еще здесь, на земле, мы должны подготавливать себя к вхождению в светлое и святое собрание Ангелов! Для этого мы должны приобрести мысли и чувства ангельские, очистить сердце для любви. Жить по заповедям евангельским.

История празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных такова. Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах. Среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, почитая их выше Христа. Это учение было настолько опасно, что в начале IV века святые отцы были вынуждены созвать в Лаодикии поместный собор (Лаодикийский Поместный Собор), на котором было осуждено и отвергнуто еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и установлено благочестивое почитание Ангелов как служителей Божиих, охранителей человеческого рода, и повелено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 8 ноября по старому стилю (21 ноября – по новому).

Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь – это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре – 9-м месяце – установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах – праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда.


Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – "кто как Бог") – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими павшими духами. По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу.(Дан. 3, 92 – 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).


Число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав Ангельскую иерархию. Ангелы отличаются друг от друга просвещенностью.

У каждого чина Ангелов есть свое предназначение. Ближе всего к людям стоят Ангелы и Архангелы. Архангелов всего семь.

На иконах их изображаются в соответствии с родом их служения:

Архангел Михаил (его имя означает «Кто яко Бог») – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Архангел Гавриил («Сила Божия») – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Архангел Рафаил («Помощь, исцеление Божие») – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Архангел Уриил («Огонь и свет Божий») – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – "пламень огненный".

Архангел Салафиил («Молитва к Богу») – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Архангел Иегудиил («Хвала Богу») – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Архангел Варахиил («Благословение Божие») – на его одежде множество розовых цветов.

Среди Ангелов находится и Ангел-Хранитель каждого из нас. По учению Церкви каждому из нас во время Крещения Господь дает Ангела-Хранителя. Он всегда находится около нас, охраняя на всем жизненном пути. Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. Но мы знаем и верим, что они всегда с нами. Ангелы-Хранители занимают самый последний чин в ангельской иерархии, но это не должно нас смущать. Хотя они и удалены больше других от Бога, их служение велико в очах Божиих, т.к. они предназначены охранять и спасать нас, людей, а человек, как известно, венец творения Божия.

Все, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, доброе дело, молитва, покаяние – все это в нас рождается и совершается по внушению нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, он удерживает нас от греха и соблазна, помогает бороться с искушениями.

Когда Ангел-Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески старается нас ободрить, утвердить на этом пути. Если мы уклоняемся с истинного пути, он всеми силами старается вернуть нас на него. Но если мы совсем перестаем слушать своего Ангела-Хранителя и впадаем в грех, Ангел отходит от нас, плачет, и со стороны наблюдая за нами, просит Бога, чтобы Он потерпел и помедлил с наказанием. И в то же время он не оставляет попыток достучаться до нашей совести и пробудить покаяние.

Все это обязывает нас с благоговением чтить своего Ангела-Хранителя и все прочие Небесные Силы и молиться, чтобы они охраняли, укрепляли нас и помогали на нашем нелегком земном пути.


С древних времен архистратиг Михаил известен своими чудесами. Это особо почитаемый на Руси святой. Архистратиг Михаил – духовный заступник России, покровитель ряда полков и кораблей. Святой архангел Михаил был покровителем такого рода оружия, как инженерные войска русской армии. Его изображение было на гербе Киева, в честь него назван Архангельск. В почитании архистратига Михаила строились по России многочисленные храмы, в том числе Архангельский собор Московского Кремля, его скульптура венчает Александрийский столп в Санкт-Петербурге.

Православные христиане веруют, что Архангел Михаил, преславный победитель диавола («денницы»), не оставит и всякую христианскую душу, проходящую, по исходе своем из тела, воздушные мытарства.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему.


| |

Собор – это совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом. Они восславляют Святую Троицу и служат Богу.

История празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах.
Среди христиан были еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, и почитать их надо выше Христа.В начале IV века было осуждено поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утверждено православное их почитание. Тогда же было принято решение о праздновании Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Этот праздник – главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии, он именуется — Михайлов день.

Архистратиг Михаил. Что мы знаем?

Из истории:

Давно, еще до сотворения человека и всего видимого мира весь ангельский мир был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей.

В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного богу. С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается.

Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей.

  • В православии Архангел Михаил – это самый известный ангел, который упоминается в библейских книгах. Его еще называют Архистратиг Михаил. Он самый главный ангел среди святого воинства всех Архангелов и Ангелов.
  • Архангелу Михаилу приписывают самую главную роль в битве добра со злом. Именно он одержал победу над Сатаной и всей его нечистью.
  • Архангел Михаил выступает в роли стражника у ворот рая и встречает души умерших людей.
  • Архангел Михаил выступает в роли судьи на Страшном суде и призывает все души к ответу. Люди издавна считают Архангела Михаила покровителем всех умерших и молятся ему, чтобы он защитил их, а не карал на том Суде.
  • Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем, низвергающим Диавола.

Каких архангелов мы знаем?

В этот праздник вспоминаются все чудесные явления Архистратига Михаила и других Архангелов – Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила, Иеримиила.

На иконах попирает ногами Диавола. В левой руке держит зеленую финиковую ветвь. В правой руке – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Из Священного Писания и Священного Предания известны Архангелы:

Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества. На иконах изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов. На иконах держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – огонь или свет Божий, просветитель. На иконах в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве. На иконах изображается в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги. На иконах в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий. На иконах на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – возвышение к Богу. На иконах держит в руке весы или Писание.

Небесные силы. Что мы знаем?

Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами.

Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Ангелов в духовном мире огромное множество, во много раз больше, чем людей на земле. Отличаются они своей просвещенностью, но задача у них одна — служение Богу.

Человеку, принявшему святое крещение, Богом дается на всю жизнь ангел-хранитель. Поэтому праздник этот считается вторым днем ангела всех православных христиан.

Ангелы отличаются друг от друга просвещенностью и делятся на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы .

  • Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы . Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
  • После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы . Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
  • За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы , таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти .

  • Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
  • Силы творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
  • Власти имеют власть укрощать силу Диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы .

  • Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
  • Архангелы открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
  • Ангелы наиболее близки к людям. Они наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Ангел — Хранитель. Что мы знаем?

Согласно библейским учениям, во время Крещения каждому из нас Господь дает Ангела–Хранителя. На всем жизненном пути Ангел-Хранитель находится около нас. Видеть их могут только святые люди. Наше зрение не позволяет их видеть, но это не должно нас смущать. Главное верить и знать, что они всегда с нами и охраняют нас на всем жизненном пути.

По учению Церкви каждому из нас во время Крещения Господь дает Ангела-Хранителя. Он всегда находится около нас, охраняя на всем жизненном пути. Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. Но мы знаем и верим, что они всегда с нами.

Служение Ангелов-хранителей велико в очах Божиих, поскольку предназначение у них охранять и спасать людей. А человек, как известно, венец творения Божия.

Всякая хорошая мысль, всякое доброе дело, молитва, покаяние — все это в нас рождается и совершается по внушению нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, он удерживает нас от греха и соблазна, помогает бороться с искушениями.

Когда Ангел-Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески старается нас ободрить, утвердить на этом пути.

Если мы уклоняемся с истинного пути, он всеми силами старается вернуть нас на него.

Но если мы совсем перестаем слушать своего Ангела-Хранителя и впадаем в грех, Ангел отходит от нас и, со стороны наблюдая за нами, просит Бога, чтобы Он потерпел и помедлил с наказанием. И в то же время он не оставляет попыток достучаться до нашей совести и пробудить покаяние.

Православные и народные традиции тесно переплетаются у нашего народа.

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в народе называют Михайлов день.

О традициях и обычаях празднования можно прочитать в статье:

А хотели бы вы увидеть Архангела Михаила? Нет ничего невозможного в кинематографе. — рассказывает вымышленную историю о возвращении архангела Михаила на землю в ХХ веке. Жанр фильма мелодраматичный, комедийный. Если вы относитесь строго к религиозной теме, этот фильм не для вас…
Посмотреть фильм онлайн вы сможете в нашем Кинозале .

Эта статья о достопримечательностях города, непосредственно связанных с Архангелом Михаилом.

Loading...Loading...