Как правильно просить у бога благословения. Нужно ли просить благословение священника на улице? В чем смысл благословения

(21 голос : 4.67 из 5 )

свящ. Андрей Дудченко

Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ().

Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.

Существует мнение, что «манерничать ни к чему», так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами. Безусловно, что за блестящим обхождением могут скрываться ужасающие намерения, что связано со знаковым характером нашего поведения, когда, скажем, жест может открывать истинное наше состояние или желание, но может и скрывать. Так, Понтий Пилат в одном современном романе, умывая руки на суде над Христом, дает такое толкование своему жесту: «Пусть хоть жест будет элегантен и символ безупречен, коль поступок бесчестен». Подобные способности людей с помощью многозначности жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного «хорошего тона». «Плохой тон» в храме может стать претыканием малоцерковного человека на его пути к Богу. Вспомним стенания и жалобы новообращенных, которые приходят в храмы и встречают там порой просто варварское отношение к себе со стороны тех, кто считает себя воцерковленным. Сколько грубости, примитивного менторства, неприязни и непрощения можно встретить в иных общинах! Скольких людей – в особенности из числа молодежи и интеллигенции – утеряли приходы из-за этого! И когда-то они, эти ушедшие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послужил таким соблазном на пути к храму?!

Богобоязненный и церковно воспитанный человек, если и видит что-либо неблагопристойное в поведении иного, лишь с любовью и уважением исправляет брата или сестру.

Показателен в этом отношении случай из жития преподобного :

«Старец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно – иногда он, садясь, полагал ногу за ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братия видели это, однако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии:

«Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я не хорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправим и старца».

Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку» (Жития святых. Месяц май. День восьмой).

Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством, привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не только искусство проявлять внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми, к которым мы не имеем расположения. Что это – ханжество, лицемерие? Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего и внутреннего, вежливость может стать средством на пути стяжания и развития смирения.

Известно выражение одного подвижника: делай внешнее, а за внешнее Господь даст и внутреннее, ибо внешнее принадлежит человеку, а внутреннее – Богу. При появлении внешних признаков добродетели сама добродетель постепенно возрастает в нас. Вот как мудро писал об этом епископ : 1 «Кто предупреждает приветствия других своим приветствием, выражает ко всем услужливость, почтительность, всех предпочитает всюду себе, молчаливо терпит разные огорчения и всемерно напрягается мысленно и практически и в самоуничижении ради Христа, тот первое время переживает немало тяжелых и трудных для личной гордости минут.

Но за безропотное и терпеливое исполнение заповеди Божией о смирении на него свыше изливается благодать Святого Духа, смягчает его сердце для искренней любви к Богу и к людям, и горькие переживания его сменяются сладостными.

Так действиями любви без соответствующих чувств любви, в конце концов, вознаграждается излиянием в сердце небесной любви. Смирившийся начинает чувствовать в окружающих лицах родных во Христе и располагается к ним благожелательностью».

Порядок трапезования на приходе зачастую копирует монастырский: если это будничный стол, то учиненный чтец, стоя за аналоем, после благословения священника для назидания собравшихся громко читает житие или наставление, которое со вниманием выслушивается. Если это праздничная трапеза, где поздравляют именинников, то звучат духовные пожелания, тосты; желающим их произносить хорошо бы продумать заранее, что сказать.

За столом соблюдают меру во всем: в ястии и питии, в разговорах, шутках, продолжительности застолья. Если имениннику преподносятся подарки, то это чаще всего иконы, книга, предметы церковной утвари, сладости, цветы. Виновник торжества в завершении застолья благодарит всех собравшихся, которые поют ему затем «Многая лета». Хваля и благодаря (в среде верующих принято произносить полную, не усеченную формулу благодарения: не «спасибо», но «спаси Бог» или «спаси, Господи») устроителей обеда, всех тех, кто потрудился на кухне, также соблюдают меру, ибо «Царствие Божие не ястие и питие, но радость о Дусе Святе».

О поведении прихожан, несущих церковное послушание.

Поведение прихожан, несущих церковное послушание (торговля свечами, иконами, уборка храма, охрана территории, пение на клиросе, прислуживание в алтаре) – особая тема. Известно, какое значение придается в Церкви послушанию. Делать все во Имя Божие, преодолевая своего ветхого человека, – задача очень трудная. Она осложняется еще тем, что быстро появляется «привыкание к святыне», чувство хозяина (хозяйки) в церкви, когда приход начинает казаться своей вотчиной, а отсюда – пренебрежение ко всем «внешним», «приходящим». Между тем святые отцы нигде не говорят, что послушание выше любви. И если Бог есть Любовь, как можно уподобиться Ему, самому не являя любви?

Братья и сестры, несущие послушание в храмах, должны быть образцом кротости, смирения, незлобивости, терпения. И самой элементарной: культуры: например, уметь отвечать на телефонные звонки. Кому приходилось звонить в храмы, знает, о каком уровне культуры говорится, – порой звонить больше не хочется.

С другой стороны, людям, идущим в храм, надо знать, что Церковь – это особый мир со своими правилами. Поэтому нельзя идти в храм вызывающе одетым: женщины не должны быть в брюках, коротких юбках, без головного убора, с помадой на губах; мужчины не должны приходить в шортах, теннисках, от них не должно пахнуть табаком. Это вопросы не только благочестия, но и этикета, потому что нарушением норм поведения можно вызвать справедливую отрицательную реакцию (пусть даже только в душе) у окружающих.

Всем же, кто имел по каким-то причинам неприятные минуты общения на приходе, – совет, вы пришли к Богу, Ему и принесите ваше сердце, а искушение преодолейте молитвой и любовью.

В монастыре

Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря.

Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.

Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.

Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братии выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь {отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам.

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре.

К наместнику можно обратиться с указанием его должности («Отец наместник, благословите») или с употреблением имени («Отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят:«отец наместник», «отец Гавриил». К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя) «. К духовнику обращаются с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят, «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)»,«батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре.

Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом:«мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка «. (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому если говорят. «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются:«сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение«матушка»). Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т. п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).

О монастырских правилах.

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.

Поскольку этот материал предназначен для мирян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.

  • Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
  • Из монастыря без благословения выходить нельзя.
  • Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
  • Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова – «прости» и «благослови».
  • Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
  • Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
  • Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
  • При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси, Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
  • Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
  • К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
  • Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Как вести себя на приеме у епископа

Архиерей – ангел Церкви, без епископа Церковь теряет свою полноту и самою сущность. Поэтому церковный человек всегда с особой почтительностью относится к епископам.

Обращаясь к архиерею, его величают «Владыко» («Владыко, благословите»). «Владыко» – это звательный падеж церковнославянского языка, в именительном падеже – Владыка; например: «Владыка Варфоломей благословил вам…».

Восточная (идущая из Византии) торжественность и многоречивость в обращении к епископу на первых порах даже смущает сердце малоцерковного человека, который может видеть здесь (на самом-то деле не существующее) умаление его собственного человеческого достоинства.

В официальном обращении употребляются иные выражения.

Обращаясь к епископу: Ваше Преосвященство; Преосвященнейший Владыко. В третьем лице: «Его Преосвященство рукоположил во диакона…».

Обращаясь к архиепископу и митрополиту: Ваше Высокопреосвященство; Высокопреосвященнейший Владыко. Если вы захотите вступить в разговор с незнакомым вам архиереем и вам неизвестно, на какой иерархической ступени он находится, – обратите внимание на головной убор архиерея: в современной Русской Право-славной Церкви архиепископ, в отличие от епископа, носит на клобуке или скуфие небольшой четырехконечный крестик из прозрачных ограненных камней; кроме того, у митрополита, в отличие от епископа и архиепископа, клобук белого цвета. Вообще же отличительная особенность архиерея – ношение им поверх священных одежд круглой панагии с изображением Спасителя или Божией Матери. В третьем лице: «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам…».

Обращаясь к Патриарху: Ваше Святейшество; Святейший Владыко. В третьем лице: «Его Святейшество посетил… епархию».

У епископа берут благословение таким же образом, как у священника: ладони складывают крестообразно одна на другую (правая наверху) и подходят к архиерею для благословения.

Телефонный разговор с епископом начинают словами: «Благословите, Владыко» или «Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)».

Письмо можно начать словами: «Владыко благословите» или «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите».

При официальном письменном обращении к епископу придерживаются следующей формы.

В правом верхнем углу листа пишут, соблюдая строчность:

Его Преосвященству

Преосвященнейшему (имя),

Епископу (название епархии),

Прошение.

При обращении к архиепископу или митрополиту:

Его Высокопреосвященству

Высокопреосвященнейшему (имя),

архиепископу (митрополиту),

(название епархии),

Прошение.

При обращении к Патриарху:

Его Святейшеству

Святейшему Патриарху Московскому и всея

Руси Алексию

Прошение.

Заканчивают прошение или письмо обычно такими словами: «Испрашиваю молитв Вашего Преосвященства…».

Священники, находящиеся, по сути, на церковном послушании, пишут:«Смиренный послушник Вашего Преосвященства…».

Внизу листа ставят дату по старому и новому стилю с указанием святого, память которого Церковь чтит в этот день. Например: 5/18 июля 1999 г. по Р. X. (Рождестве Христове). Прп. Сергия Радонежского.

Придя на прием к епископу в епархиальное управление, подходят к секретарю или заведующему канцелярией, представляются и сообщают, по какой причине просят о приеме.

Входя в кабинет епископа, творят молитву. «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», крестятся на иконы в красном углу, подходят к архиерею и просят его благословения. При этом не надо от, чрезмерного благоговения или страха становиться на колени или падать ниц (если вы, конечно, не пришли с повинной в каком-то грехе).

В епархальном управлении обычно много священников, но необязательно у каждого из них брать благословение. Кроме того, существует четкое правило: в присутствии архиерея не берут благословения у священников, но лишь приветствуют их легким наклоном головы.

Если епископ выходит из кабинета в приемную, под благословение к нему подходят по чину: вначале священники (по старшинству), затем миряне (мужчины, потом женщины).

Разговор епископа скем-либо не прерывают просьбой о благословении, но дожидаются окончания беседы. Свое обращение к архиерею обдумывают заранее и излагают его кратко, без лишних жестов и мимики.

В конце беседы вновь просят благословения у архиерея и, перекрестившись на иконы в красном углу, степенно удаляются.

В дни скорби

Наконец, несколько замечаний о времени, когда отказываются от всех празднеств. Это время траура, то есть наружного выражения чувства печали по усопшему.

Различают глубокий траур и обыкновенный траур.

Глубокий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери продолжается один год. По деду ибабушке – шесть месяцев. По мужу – два года, по жене – один год. По детям – один год. По брату и сестре – четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику – три месяца. Если вдова вопреки приличию вступает в новый брак ранее окончания траура по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью остающиеся в этой земной юдоли получили особое благословение от умирающего, ибо к предсмертному благожеланию, благословению (в особенности родительскому) относятся с почтением и благоговением.

Вообще в православных семьях без благословения родителей или старших не принимают никакие важные решения. Дети с ранних лет навыкают даже на повседневные дела просить благословения отца и матери: «Мамочка, я ложусь спать, благослови меня». И мать, перекрестив дитя, говорит: «Ангела хранителя тебе на сон». Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) – на всех путях его хранит родительское благословение.

Если это возможно, родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, святые мощи, Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.

Неисчерпаемо бездонное море церковной жизни. Понятно, что в этой небольшой книге приведены лишь некоторые начертания церковного этикета.

Игумен Аристарх (Лохапов)

Православный взгляд на церковное благословение

Каждый христианин просит благословения у священника или епископа на важные события в своей жизни. Также верующие просят благословения при встрече со священнослужителем. Кроме того, благословение в той или иной форме присутствует в церковном богослужении. Сейчас, к сожалению, в сознании многих верующих сложилось превратное понимание благословения как разрешения или даже повеления на совершение каких-либо действий…

Большинство священников сегодня при просьбе о благословении осенит человека крестным знамением и, скорее всего, не произнесет при этом никаких слов либо скажет нечто вроде: «Бог благословит». Хотя нужно было бы сказать: «Бог благословен» или что-либо подобное. У греков священник при благословении говорит: «О Кириос», т.е. «Господь». Это сокращенный вариант ответа: «Господь благословен».

Чтобы увидеть, как понимается благословение в церковном Предании, которое выражается в том числе в предании литургическом, обратимся к нашему богослужению.

В конце вечерни и утрени хор поет, обращаясь к предстоятелю: «Благослови». Вслед за этим служащий священник произносит возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…» (кстати, здесь священник называет Бога священным Ветхозаветным именем «Яхве» – «Сый» – «Сущий». Это же имя пишут на иконах Христа).

Преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института М. Желтов говорит по этому поводу (ниже цитирую конспект его лекций из Интернета): «Видите, как велико дерзновение в христианской религии: в Ветхом Завете первосвященник только это слово произносил раз в году, а в Новом Завете каждый батюшка в конце службы произносит это возглашение: «Сый благословен!..» У нас слово «благослови» часто ассоциируется с просьбой к священнику: «Батюшка, благословите!» И батюшка благословляет.

На самом деле, если мы посмотрим святоотеческие толкования и саму Библию, то основное значение слова «благословлять» является «благословлять Бога». И хор поет: «Благослови!», а священник говорит: «Сый благословен Господь», – благословляет Господа. И здесь соблюдается эта древняя традиция: не нас благослови, поет здесь хор, а «благослови» имеется в виду «Бога».

И священник благословляет: «Сый благословен Христос Бог наш», тем самым, исповедуя Христа Богом. Благословение в библейском понимании этого слова – это благословение Бога. Такое понимание сохранялось довольно долго. Вспомним пример из жития преподобной Марии Египетской. Когда Зосима встречается с ней, то они долго спорят о том, кто должен кого благословить. Наконец, преподобная Мария уступает и говорит: «Благослови Бог», т.е. благословляет Бога.

Благословляя Бога, человек вступает с Ним в особые духовные отношения, и на него переходит это благословение. Такова библейская модель. Вслед за благословением Бога Сам Бог благословляет человека.

Когда священника или епископа просят дать благословение кому-либо, это чаще всего понимают так: священнослужитель благословляет человека, и это значит, что его благословляет и Бог. На самом же деле Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога. Именно такая модель используется в Библии.

Таким образом, когда священника просят о благословении, он должен, осеняя крестным знамением просящего, благословить БОГА, а Господь уже Сам даст благословение просящему его. Или не даст – Бог свободен в Своем решении. И Он вправе не дать благословения тому, кого благословляет священнослужитель.

Теперь представим следующую ситуацию. Я попросил благословения на какое-либо дело и получил его. Значит ли это, что я непременно должен сделать то, что задумал? Нет, не значит. Я попросил благословения Божие – а значит, я попросил Бога вмешаться в мою ситуацию. И если это дело ко благу – Бог устроит все так, чтобы дело совершилось. Если же оно не ко благу – Господь каким-то образом укажет мне это. Во всяком случае, я не должен руководствоваться принципом во чтобы то ни стало сделать то, что мне благословили.

Однажды задали вопрос: «Связано ли как-то благословение с молитвой? В Русской Церкви достаточно канонизировано: на всякое дело ты должен просить благословение… Какая связь: что Божие, а что нет? Всегда есть этот очень трудный момент: а может быть это Богу не угодно… У меня такая самость, что я часто просто забываю об этом, просто делаю и все. Но и это может быть механически: попросил благословения, и пошел, а ты отвечай, раз ты благословил. У меня есть опыт; я, если хочу, все равно сделаю, если и не разрешили, и я заплатил за это в той степени, как мне обещали. Есть в этом момент: накликать на себя беду…»

Владыка Антоний на это ответил: «Когда мы маленькие дети, мы спрашиваем папу или маму: можно я поиграю, можно то или другое?.. Когда мы делаемся немножко взрослее, мы понимаем, что сейчас нам не до игры, сейчас нам надо что-то другое делать, и тогда уже не просим: папа, позволь, мама, позволь, – а знаем, что сейчас время, я это буду делать с Божиим благословением, если это не плохое дело по себе. А дела бывают большей частью средние в том смысле, что оно, может быть, и не плохое, а может быть, и не особенно хорошее, ничего особенного в этом нет, я могу этим заняться.

А если все превращать в такую ситуацию, что о каждой вещи надо просить благословения, то во-первых, не у кого, во-вторых, еще хуже, когда есть у кого, что у него смекалки или ума или опыта хватит или он тебя будет останавливать и говорить: нет, надо непременно так, а не иначе. Надо как-то по-взрослому уметь сделать выбор, иногда подумав, иногда посоветовавшись, и как-то внутренне сказав: Господи, благослови, я это сделаю, как умею!»

Затем разговор с владыкой Антонием продолжился: «Можно, я Вас повеселю немножко? Я в России дошла с этим благословением, я хотела машину купить, пришла к батюшке: Мне надо, чтобы вы меня благословили машину купить… Он говорит: Я вообще, знаете, как-то больше духовным занимаюсь, а насчет машины надо посоветоваться с тем, кто машинами занимается, кто в них что-то понимает… С тех пор я разделила более или менее, но иногда путаюсь.

Слава Богу, вот, разумный человек оказался! Всегда можно сказать: Господи, по моему разуму это не плохое дело – благослови! Если оно не по Тебе, положи какую-нибудь преграду, чтобы это не случилось…

Надо помолиться, и почувствуешь!

Я думаю, что такие абсолютные правила рискованны. Сейчас у тебя настроение такое-то и душа открыта, и ты чувствуешь: вот, да!.. А в другой момент ты завял и у тебя нет такого живого чувства, что Бог тебя благословляет или нет. Я думаю, что тогда надо подумать: это хорошее дело, правильное? Или даже «среднее» в том смысле, что в нем ничего нет особенно ни хорошего, ни плохого, просто житейское какое-то дело. Молитесь о нем и дайте Богу что-то делать, чего вы сами не умеете.

Не всё мы можем делать и не обо всем можем просить: Господи, наставь меня!.. – и вот Бог на душу тебе уже положил ответ. Иногда бывает так – я сейчас не о детях думаю, но о взрослых: человеку что-то нужно, и ты не можешь ему помочь. Есть в одном письме очень замечательное место, где он говорит: иногда бывает, что у человека есть нужда или боль, ему нужно что-то и никто ему не может помочь, потому что Бог знает, что он не созрел для того, чтобы принять эту помощь. Он, может, ее примет – механически: «Ах, освободился», а потом снова вернется к той же проблеме, потому что он ее не изжил в себе. Так что не обязательно всегда можно всякую проблему решить. Это не утешение, скажем, священнику, который ни на какие вопросы никаких ответов не находит, но это значит, что иногда чувствуешь, что нет, я мог бы формально что-то сказать, но это ответ не этому человеку и не тот ответ».

свящ. Андрей Дудченко

Верующие люди часто просят благословения у батюшки. Зачем это делается? В чем смысл такого мероприятия? Да и как просить благословения у батюшки, что при этом говорить? Давайте поговорим подробно. Просто разобраться не получится, так как дело уж слишком важное для души верующего. В религии нет технических моментов, которые возможно оправлять походя, без того, чтобы обдумать и порассуждать над сутью. Выясняя, как правильно просить благословения у батюшки, необходимо понять смысл этого действия, почему возникло такое правило. Еще не мешает разобраться, как следование ему влияет на верующего. Вот этим и займемся.

Что такое благословение?

Начать необходимо с философской стороны, понятной любому верующему. В храм мы приходим для обретения постоянной связи с Господом. Она появляется на уровне сердца. Человек ее ощущает, как единение со Святым Духом. Каждое действие верующего направлено на милости. В этом смысле полезно общение с тем, кто служит Господу. Благословение - это особая молитва. Батюшка ее произносит для просящего. Текст, как правило, зависит от обращения самого человека. Именно поэтому желательно понимать, как просить благословения у батюшки. Ведь можно выразить свою надобность общей фразой, или конкретизировать ее. Батюшка несет ответственность за свою молитву. Это означает, что ему необходимо понимать обращающегося. Люди зачастую не задумываются об этой стороне вопроса. Здесь проявляется гордыня, то есть уверенность в собственной мудрости и правоте. А ведь настоящая религиозность заключена в доверии Господу. Оно проявляется и тогда, когда прихожанин просит благословение у батюшки. Давайте рассмотрим указанные моменты подробнее.

Смысл традиции

Пытаясь выяснить, как правильно просить благословения у батюшки, надобно заглянуть в свою душу. Отчего вы хотите, чтобы священнослужитель помолился за вас? Как можете описать намерение? Дело не простое. Ведь одним нужна поддержка, другим - уверенность в своих силах, третьи желают получить помощь Господа. И это разные вещи. Верующий всегда направляет свои труды на стяжание Духа Святого. Как учил Серафим Саровский, делать это надобно постоянно. Ведь Дух Святой подобен богатствам земным, только он не материален, оттого вечен. Накапливая мы создаем себе «небесный капитал», ценнее которого нет ничего на свете. Когда мы просим у батюшки благословение, тем самым выражаем намерение труды направить на стяжание Духа Святого, то есть обозначаем истинную цель своей деятельности. К примеру, многие интересуются, как просить благословения у батюшки на поездку или новую работу. Ниже опишем технику процесса. Не в ней дело. Чтобы прийти к мысли об обращении к священнослужителю, нужно осознать простую вещь. То, что мы собираемся предпринять, является стяжанием Духа Святого, то есть делается ради обретения благодати. Цель любой деятельности верующего - это стать ближе к Господу, сделать еще один шаг по этой дороге. И любое дело он посвящает Богу. Наверное, так следует сформулировать духовную часть ответа на вопрос о том, как просить благословения у батюшки. Без глубоких размышлений сама традиция теряет смысл. Но есть и другая сторона проблемы.

О смирении

Давайте порассуждаем, зачем просить благословения у батюшки. Одни говорят, что так принято в их приходе, другие пытаются разъяснить, как это поможет в выполнении задуманного дела. Однако суть традиции намного глубже. Тот же Серафим Саровский часто обращал внимание верующих на такой грех, как гордыня. Нужно понять, что все наши способности и таланты - от Бога. Вероятно, мы навыки и опыт сами нарабатываем, но лишь с его благословения. Когда беремся за новое занятие, опираться стараемся на имеющиеся качества. А это не совсем правильно, вернее, их не стоит ставить во главу угла. Первой нашей надеждой является Господь. Он позволит - справится человек со своей задачей, будет против - провалит все, сколь бы талантлив тот ни был. Эту тему священнослужители развивают во время проповедей, о ней говорили святые. Позабыть Господа, опереться лишь на свои навыки и способности - значит проявить гордыню. Негоже верующему человеку так поступать. Иисус говорил о смирении. Каждому Господь отмерил свой путь, его следует принять и пройти. Вот зачем просят благословения батюшки, оно является своеобразной демонстрацией духовного смирения. Но только следует отличать это чувство от преданности или уважения к самому священнослужителю. Ничего общего они не имеют. Через молитву батюшки приходит благодать от Господа. Он - только посредник в этих сложных отношениях. И даже его помощь принять - означает проявить искреннее смирение.

Об ответственности

В церковной литературе пишется, что благословение является даром и выражением Божественной любви. В самом процессе есть два участника. Сами задумайтесь, зачем нужно благословение у батюшки просить, в чем его смысл, коли не говорите о своем деле? Нужно понять: на том, кто передает дар, ответственность лежит великая перед Господом. Батюшка же от Его имени действует. А как ему думать, если прихожанин не называет причину просьбы, как благословлять невесть на что? Еще батюшка отвечает за свою молитву и перед просящим. Он же ему дает добро на какую-то деятельность, открывает дорогу к цели. Сами священнослужители по-разному описывают свою ответственность. Некоторые говорят, что не обязательно обозначать цель. Это практикуется тогда, когда батюшка хорошо знает члена паствы. Он уверен, что тот не задумает ничего дурного. Если вы пока еще не установили со священнослужителем доверительных отношений, лучше обозначать причину, заодно поймете, на какие дела можно просить благословение батюшки. Хотя последний вопрос можно назвать пустым. Батюшка не откажет в беседе, постарается помочь разобраться с планами. А вот благословляет не всегда.

Практические вопросы

С философией мы немного разобрались. Но это еще не совсем ответ на вопрос о том, как просить благословения у батюшки. Людей интересует практика, то есть когда подойти, что говорить и тому подобное. Мы и это разберем. Первое, о чем стоит помнить: не нужно отрывать священнослужителя от его трудов. Подождите, пока человек освободится. С одной стороны, необходима в этом, как и в любом другом, общении, вежливость, с другой - это серьезное мероприятие, хоть времени занимает немного. Увидели, что свободен батюшка, тогда спокойно направляйтесь в его сторону. Не торопитесь, дайте ему время вас заметить. А пока идете, еще раз продумайте, можно ли просить благословения батюшки именно в вашей ситуации. Если не уверены, просто задайте священнослужителю вопрос на эту тему. К примеру, не вызывает сомнений, что новая работа, путешествие, женитьба, сватовство, роды, учеба - дела благие. В их благословении батюшка, как правило, не отказывает. Но стоит ли просить молиться за вечеринку, к примеру? Есть ли смысл в том, чтобы батюшка благословил на развлечение? Два последних предложения не являются утверждениями, это вопросы. Ситуации у людей бывают разные. Их нужно обдумывать. Еще пример: допустим, вы не желаете делать операцию, на которую есть все медицинские показания, как просить благословение у батюшки на отказ? Даст ли он его? Ведь ответственность очень велика! В каждом конкретном случае необходимо подробно разбираться, лучше с самим духовником.

Что делать и говорить?

Еще один момент не забудьте: посмотрите на себя в зеркало, когда отправитесь в храм. Надобно одеться скромно. Это нет означает отсутствие косметики или украшений, коли привыкли и к тому, и к другому. Одежда должна выказывать ваше состояние смирения и скромности, то есть быть приличной, не вызывающей. Правило, ныне считающееся ненужным... Однако внутреннее состояние всегда отражается вовне, в том числе и в нарядах. Подойдя к священнослужителю, поклонитесь, протяните ему сложенные вместе руки, ладонями вверх. Сказать при этом надобно так: «Батюшка, благословите на…». Вот и все, что требуется от верующего. Священник оценит вашу просьбу. Как бы быстро он ни отреагировал, этот человек никогда не забывает от ответственности. Если просьба кажется ему нормальной, то перекрестит руки, особым образом сложа персты. Ответ его звучит так: «Бог да благословит». Это короткая молитва именно для такого случая. Иногда батюшка призывает Бога: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Молитва может быть другой, соответствующей вашему случаю. Внимательно и смиренно выслушайте.

Что делать дальше?

На этом традиционное общение не заканчивается. Батюшка благословляет человека молитвой и рукой (крестит). Далее полагается выказать ему благодарность. Принято брать его руку в свои и целовать. Людей, редко посещающих храм, подобное поведение может покоробить. Прислушайтесь к своим чувствам обязательно. Если есть внутри недовольство тем, что нужно руку поцеловать, значит, гордыня говорит громче совести. Из этого следует один вывод: надобно помолиться о смирении. Видать, пока еще вы не готовы к тому, чтобы получить благословение Господа. На самом деле это довольно серьезный момент. Монахи, к примеру, почти на каждое дело благословения просят. Эти люди решили работать со своей душой, идти к Господу всеми силами. С них и надобно пример брать. Когда говорите с батюшкой, в нем следует видеть посланника Господа, а не обычного человека. Он же передает вам наивысшую ценность, которую мы можем получить на земле - дар Божественной любви. Кстати, иногда священник спрашивает о подробностях дела, на которое просите благословение. Нужно рассказать. Он не из любопытства интересуется - как уже сказано, на нем лежит великая ответственность.

Как просить благословения у батюшки на роды?

Есть женщины, отчаянно страшащиеся предстоящего таинства появления ребеночка. Смешно, правда? Куда малышу деваться, если мама его не выпустит? Нервничать в такой ситуации не просто непродуктивно, но и опасно. Именно поэтому женщины идут в храм, благословения у батюшки просят. Это успокаивает и настраивает на конструктивный лад. Делать все надобно, как описано выше. Только помните о скромности и искренности веры. Бояться родов - значит проявлять неверие, отказываться от Господа. Он же уже благословил вас на зачатие, даже если не просили. Без Его воли не происходит ничего в этом мире. Когда к батюшке обращаетесь, он отвечает специальной молитвой на благоприятное разрешение. Получается, что женщина уже не одна в своей заботе, а вместе с Господом. Очень многим помогает. Хорошо еще свечи поставить за здравие, свое и малыша. И ничего, что он не крещен пока. Господь все равно поддержит чадо Свое. А когда батюшка благословил, надо страхи откинуть. Верующим помогает молитва. Женщинам рекомендуют посмотреть, сколько сил и времени они тратят на переживания, да посвятить его обращению к Господу или Богородице. Все равно ничего продуктивного не делаете, так лучше помолиться, откинув гордыню. Так легче станет, да и ребенок внутри перестанет беспокоиться, чувствуя мамины страхи.

К чему снится просить благословение у батюшки?

Душа человека всегда к Господу устремлена, даже если его эго сопротивляется. Иногда она дает некие знаки во сне, подталкивающие к размышлениям. Если вы не собирались в храм, то сюжет с батюшкой намекает на необходимость советоваться с совестью. Не секрет, что мы иногда совершаем не самые моральные поступки, они вредят окружающим. Кто-то обиделся, другой разозлился, третий гневается, в результате стараемся сорваться на близких или коллегах. Чистая душа во снах подсказывает, что так делать не нужно. Когда вредите другому, сами переживаете. Батюшка в ночном видении - это знак страшащейся страданий совести. Она не шепчет таким способом, а кричит уже, что настало время переоценить свое поведение, изменить отношение к проблеме или человеку. О ком или о чем конкретно идет речь - предстоит разобраться самостоятельно. Но такое сновидение пропускать нельзя. Обязательно поразмышляйте над его смыслом. Иногда оно имеет иную цель. Господь посредством сна подсказывает, чем стоит заняться в ближайшее время. Припомните, на что хотели благословение получить. Именно это и сделайте своей главной заботой.

Знаете, порой бывает так сложно разобраться в себе, понять, что важно, а от чего нужно отказаться... Это самое обычное для человека состояние. Но оставаться в растерянности на всю жизнь - значит провести ее напрасно. Наверное, это тот самый случай, когда необходимо как воздух благословение. Ведь нашей первой задачей является понять, для чего в мире появились, как сделать его лучше во имя Господа. Вы как думаете? Никогда не просили благословения у батюшки, вот вам повод получить первый опыт. Тем более он полезен тем, кто стремится идти к Господу, стяжать Дух Святой. Поверьте, не в сети информацию нужно искать о том, как и что делать, а с поговорить об этом. И не думайте, что священник не поймет или слушать откажется. Паства - его самая важная забота на земле. Обязательно выслушает и поможет, подскажет, посоветует.

В жизни каждого верующего человека есть дни, когда он посещает церковь и приходит к духовному очищению . Православные люди довольно часто ведут разговоры с Богом через свои мысли или через батюшку. Именно батюшка является проводником к Богу и к истине для каждого верующего. Но задумывались ли вы о том нужно ли вам просить у батюшки благословение на ту или иную требу.

Представьте на мгновение, если батюшка – это проводник к Богу, а вы хотите попросить одобрения на совершение особого дела у Бога, то соответственно вам необходимо обратиться к батюшке для того, чтобы он дал вам это одобрение – Божью благодать от лица батюшки. Тогда, конечно, вы задумаетесь над вопросом, как и при каких обстоятельствах это нужно делать. Эта статья как раз будет полезной для всех православных и верующих пришедших рано или поздно к этому вопросу.

Что такое благословение и как просить благословение у батюшки

– это действия батюшки направленные на пожелание добра человеку, который пришёл к нему с просьбой о благословении. Другими словами, это особая молитва, слова которой зависят от обращения человека. А также это считается одобрением Бога, какого-либо дела в лице батюшки.

Очень многие прихожане церкви, встречая на своём пути батюшку , хотят попросить у него благословения. Но зачастую они делают это неправильно. Конечно, нет обязательных канонов как просить благословение у батюшки, но всё же чтобы ответить на вопрос о том, как получить благословение у батюшки, нужно знать определённые правила. В первую очередь, все просящие должны знать, что просить нужно о действительно существующем. Просить Божью благодать на женитьбу, к примеру, нельзя в том случае, если у вас ещё нет жениха или невесты. Рассмотрим пример получения одобрения у священника на женитьбу:

  1. Перед тем как получить одобрение вам нужно обзавестись женихом (невестой), всё согласовать, а потом прийти к батюшке и попросить напутствие на то, чтобы все было хорошо в этом деле.
  2. У вас спросят не относиться ли ваш избранник к другой вере и совершается ли это по согласию обоих.
  3. После этого он одобрит и произнесёт: «Бог благословит».

Сам обряд тоже происходит определённым образом. Для того, чтобы получить благословение нужно подойти к батюшке, положить правую руку на левую, при этом ладони должны направляться к небу. После сказать: «Благословите, батюшка!» Затем последует крестовое знамение.

Священнослужитель проводит этот обряд рукой, складывая пальцы так, чтобы они изображали IC XC – Иисус Христос. Тем самым нас благословляет сам Господь, через священника. После обязательно нужно поцеловать руку священнику, это будет означать, что мы как бы целуем невидимую руку Бога.

Когда просить благословение у батюшки

Раньше, ни один верующий не уезжал далеко и не совершал никаких важных дел без благословения священнослужителя. Считалось, что именно молитва и Божья благодать защищают человека от бед и грехов. Сейчас же к этому перестали относиться так серьёзно. Так, когда же брать благословение у священника? В последнее время верующие обращаются за благословением:

  • На дорогу.
  • На хорошую сдачу экзаменов.
  • На выполнение работы.
  • На верное воспитание детей.
  • На совершение какой-то покупки и так далее.

Если вы отправляетесь или только планируете поехать в дальнюю дорогу, то лучше всего получить напутствие у батюшки. Всё это делается для того чтобы дорога была спокойной , без происшествий и приносила только радость.

При подготовке к сдаче экзаменов или выполнению работы, вы можете брать одобрение для того, чтобы все задуманное получилось и ничего не мешало вам на вашем пути.

Чтобы не сомневаться в правильности своих методов воспитания детей вам также поможет священник. Подскажет, покажет и благословит. После останется лишь маленькая вероятность того, что вы можете сделать что-то не так.

Божью благодать можно и нужно просить по поводу и без повода. Для тех, кто является постоянным посетителем храма, вместо слов «Здравствуйте» и «До свидания» священник благословляет вас. Кстати, здороваться с помощью рукопожатия с батюшкой тоже нельзя, на это имеют право только отдельные лица.

Для того, чтоб ваша покупка приносила вам пользу и никаких проблем с ней не возникало, вы тоже обращаетесь в церковь. Нет ограничений на то, по каким именно вопросам и делам просить Божьей благодати. Важно помнить, что креститься перед и после обряда не нужно.

Священник, вправе благословлять находясь не только в Храме и священной рясе, но и находясь за пределами церкви в гражданской одежде, но только в конкретных случаях. Просите и вы будете услышаны, а ваши слова и действия будут благословлены. Не забывайте и об ответственности. Как говорится: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Нужно ли получить благословение на пост

Пост в православии это время воздержания. При возможности разрешение или благословение на пост необходимо брать. Но если у вас нет возможности по каким-либо причинам пойти в церковь и сделать это, то вы, конечно же, можете держать пост самостоятельно. Благословением на Великий пост, к примеру, является день Прощёного воскресенья. В этот день все православные собираются в храме и просят прощение как друг у друга, так и у священства о вольных и невольных обидах. Пост является нашей жертвой Богу. А Великий несёт в себе значение сорокадневного поста Иисуса в пустыне.

Хотя церковные посты необязательно должны держать все верующие, но важно просить благословение на то, чтобы отказаться от поста по тем или иным причинам, например, по причине болезни.

Как правильно просить благословения у батюшки на роды или операцию

Для того чтобы вам было спокойнее при родах или при скорой операции обратитесь к батюшке. Закажите молебен перед родами, пусть священник вас и вашего ребёнка благословит на лёгкие роды. Нет установленного времени на то, чтобы взять благословение на будущие роды или операцию. Вы можете обратиться в церковь с эти в любое время как за неделю, так и за несколько дней.

Не стоит забывать о том, что надо бы ещё и причаститься. Конечно, священство спросит вас о том, когда состоится ваше событие, а также другие подробности. Не стоит бояться, что вас не благословят, батюшка найдёт на вас время, выслушает и поможет разобраться с планами. Вы не останетесь без Божьей благодати. Сам обряд благословения будет проходить по такой же схеме, как в вышеописанном примере с благословением на женитьбу. Впрочем, в основном, все благословения даются таким способом.

Многие считают, что благословение это «благое слово». Но если смотреть глубже, то благословение скорее является «словом благодати». Я думаю, что каждый знает что благодать, это некоторая энергия (божественная), дающая силы, энергию и удачу в благих делах. Благословение — это сильное духовное действие, преподаваемое в молитвенно-словесной форме (часто с ритуальных действий руками) которое придаёт благодать, помощь и защиту от Бога. Просящий благословение у Бога или Его посредника тем самым являет свое смирение, упование и надежду на помощь Божию и нужду в ней.

Так вот, благословение бывает «нескольких видов».

  1. Благословение на какое-то дело.
    Взять благословение у батюшки на то либо иное действие. В древности никакое доброе дело люди не начинали, не получив благословение у священника. От зачатия ребенка и до самой смерти — все этапы жизни человека сопровождались священническим благословением. Например: Дмитрий Донской шел за Благословением к Сергею Радонежскому перед Куликовской битвой, многие путешественники берут благословение на дорогу, миряне берут благословение на строительство дома и т.д.В православной христианской практике, каждый человек должен взять благословение практически на любое дело, не сказывающиеся негативно на духовной жизни: на долгую дорогу, на молитвенное правило, работу, на строительство/ремонт жилья, операцию в больнице, на свадьбу, на зачатие ребенка….т.е. на всех важных жизненных событиях.

Зачем нужно брать благословение на то или иное дело?
Ответ: чтобы благодать, данное от Бога через священника отогнала неудачи и помогала в добром деле. Но помните, что по вере вашей и будет вам. Взять благословение это не какой-то ритуал-оберег, а помощь и усиление сил верующего человека. То есть если человек не верит в Бога, то. Автоматически и не верит в Благословение – в данном случае благословение брать практически не имеет смысла (хотя, бывают случаю, что через Благословение и успех в деле человек обретал/усиливал веру).
Как взять благословение у батюшки?
Придите в церковь и в свечной лавке спросите как и когда можно найти батюшку. При встречи с батюшкой так и скажите «Батюшка, хочу взять бзять благословение на «такое притакое дело»». Расскажите вкратце суть дела (учтите, что на худое дело брать благословение – грех, приводящий к неудачам), скажите «Батюшка, благословите» и, склонив голову, сложите ладони правая на левую ладонью вверх.
Батюшка прочитает краткую молитву, перекрестит вас и или даст руку (её надо поцеловать) или просто дотронется до вашей головы. Считается, что при благословении Божьем на человека снисходит Святой Дух, который проводит определенную работу, в зависимости от того, на что мы попросим благословения.
Кстати, священник может благословить человека в любое время вне зависимости от того, в храме находится священнослужитель или нет, при этом, облачение иерея или епископа в духовные одежды так же не относится к акту благословения.

  1. Получить благословение при виде батюшки, не озвучивая своего дела.
    Вы, наверно, видели, что когда батюшка входит в храм, некоторые прихожане подходят к нему со словами «батюшка благословите». Батюшка говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!»
    В данном случае прихожане берут общее благословение на укрепление душевных сил, которые помогают бороться с искушениями и вести православный образ жизни. Конечно же и это благословение помогает в благих делах, то есть и в данном случае вы получаете частичку благодати за своё смирение.
    Также можно попросить «Батюшка, благословите ребенка», то есть дайте благодать от Господа к ребеночку.

Получив благословение от батюшки, мы целуем благословляющую нас руку. Тем самым мы целуем невидимую руку Самого Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами» . Поэтому от священника вы можете услышать «Бог благословит! ».

Вывод по 1,2,3 пунктам. Сила Благословения нисходит на просящего благословение через слова, а иногда через возложение рук благословляющего. Священник осеняет крестным знамением просящаго благословение, после чего кладет свою руку на ладони верующему. Христианин должен принимать это благословение как от Самого Господа Иисуса Христа. Поэтому православный верующий целует руку священнику (будто прикладывается к длани Спасителя). Некоторые священнослужители не дают целовать свою руку, но после благословения возлагают ее на голову просящего.

  1. Господи благослови.
    К этим словам мы прибегаем перед началом какого-либо дела или принятия решения, когда не смогли или по какой-то другой причине не спросили благословение у батюшки. В данном случае «по вере вашей да будет вам». Как вы верите в Бога, такое усиление сил и удачи через благословение вы получите. Я же рекомендую все же за благословение пойти в церковь к батюшке.
    Также попросить благословение у Бога словами «Господи, благослови» можно перед менее важными делами, например приём пищи.

Вывод: Попросить благословение – это попросить благодать!

Церковь – это своего рода дом, который содержит множество традиций и законов. Получение благословения так же имеет свои . Итак, как просить благословения у батюшки,какие правила нужно соблюдать и в каких случаях лучше отложить свою просьбу на более благоприятный день?

Понятие «благословение» содержит две составляющие: «благо» и «слово». «Благо» в данном контексте несет в себе Божье начало. Бог единый имеет наивысшую благость, то есть чистоту. «Слово» означает Божье действие, ведь всем верующим известно, что «вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Из этого мы можем сделать вывод, что сам термин «благословение» означает Божью благодать, помощь, одобрение человеку, который просит благословить его.

Благословения стоит просить лишь в том случае, если человек уже имеет то, на что просит благословить. Например, если вы хотите получить одобрение вашего желания создать семью, то вы должны уже иметь договоренность о браке, только потом идти за благословением. Если вы хотите быть благословленным на покупку квартиры, то сначала присмотрите новое жилье, только потом просите на него благословение. То же самое касается работы, поступления в вуз на какую-либо специальность, переезда в другой город и прочего.

Не пугайтесь, если служитель церкви спросит, не будет ли то, на что вы просите благословения, плохо для вас. К примеру, в случае женитьбы священник узнает, не является ли ваш жених (или невеста) неверующим человеком или не относится ли он (она) к иной вере.

Основные правила

  • Благословляя, священнослужитель должен сложить пальцы рук так, чтобы они образовали буквы Ic и Xc, что означает Иисус Христос. Это положение руки означает, что через священника нас благословит сам Иисус Христос.
  • Если, будучи в храме, вы слышите слова общего благословения, обязательно необходимо поклониться.
  • Человеку, который желает быть благословленным, необходимо сложить руки специальным образом: крестом, правую сверху левой, ладони должны смотреть вверх.
  • После получения благословения человек целует руку батюшке, тем самым он символически целует руку самого Христа.

Если перед вами стоит не один священник, а несколько, у которого из них просить благословить вас? В первую очередь стоит обратить внимание на их чин. Соответственно, благословение нужно получать у того, кто чином выше остальных.

Можно ли просить благословить вас вне церкви? Даже когда священник не в церковных одеяниях и находится вне церкви, вы можете попросить у него благословения. Но это вовсе не значит, что стоит подходить к незнакомому священнослужителю на улице с такой просьбой.

Нежелательно подходить за благословением, когда батюшка проводит службу, причащает, то есть в неурочный час. Даже если абстрагироваться от , мешать человеку, который чем-то занят, просто невежливо.

Не нужно подходить к священнику несколько раз в день и просить благословить вас. За благословением стоит идти только в добром настрое, когда в голове нет других проблем и мыслей. Вы должны настроиться лишь на получение благословения от Господа, ведь ваше отношение к происходящему – это самое важное.

Бывают также случаи, когда требуется снятие благословения. Если вы просили священника благословить вас на продажу квартиры, но в скором времени обстоятельства поменялись, и вы передумали, то необходимо прийти к батюшке и известить его об этом, попросить снять с вас благословение. Ибо благословение – Божий дар, которым нужно дорожить.

Приняв к сведению простые правила, как просить благословения у батюшки,вы будете благословлены на любое дело!

Loading...Loading...