Какого числа почаевская божья матерь. Слово в день почаевской иконы божией матери

* Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (ок. 284-305). *** Почаевской иконы Божией Матери (1675).
Священномучеников Аполлинария, епископа Равеннийского (ок. 75); Виталиана (Виталия), Папы Римского (672). Мучеников Аполлония; семи Карфагенских; от болгар замученных (ок. 802-811). Преподобной Анны Левкадийской (ок. 918-919). Праведного воина Феодора Санаксарского (1817). Иконы Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость" (с грошиками, 1888).

Почаевская икона Пресвятой Богородицы

Почаевская икона Пресвятой Богородицы находится в Почаевской лавре в волынской епархии на Почаевской горе. Сама гора получила свое название от села Почаева. В XIV в. в пещере Почаевской горы спасались два инока. В 1340 г. они однажды увидели Пресвятую Богородицу, стоявшую на камне на вершине горы в огненном столбе. Взойдя на гору, иноки увидели, что на камне, где стояла Пресвятая Богородица, остался вдавленный оттиск Ее правой стопы, наполненный прозрачной водой как будто камень растаял под стопой Богородицы и начал источать воду. Этот след сохраняется доселе, по-прежнему наполненный водой, которая никогда не убавляется и не переливается. У этого источника стали совершаться чудеса. В 1537 г. Константинопольский митрополит Неофит посетил дом некой панны Гойской и благословил ее иконой Богоматери. Скоро начали происходить чудеса от этой иконы. Тогда в 1597 г. Гойская отнесла икону на Почаевскую гору и отдала инокам, обитавшим там в пещере. На горе была выстроена церковь, число иноков стало увеличиваться, и таким образом была основана Почаевская лавра. В 1675 г. по молитве иноков перед иконой обитель была спасена от нападения турок. Почаевскую икону почитают не только православные, но и католики; на поклонение к ней приходят из отдаленных концов России. Икона богато украшена. Богородица и Богомладенец на ней в коронах, окруженные святыми, среди которых пророк Илия, первомученик Стефан, преподобная Параскева и др.

Мученики Трофим и Феофил , вместе с 13 христианами, пострадали при Диоклетиане в Ликии. Все они были усечены мечом после многих мучений.

Священномученик Аполлинарий

Священномученик Аполлинарий был учеником св. ап. Петра. Когда прибыли они в Рим, ап. Петр послал Аполлинария в г. Равенну проповедовать Евангелие, посвятив его туда в епископы. Здесь святой исцелил слепого сына одного воина, у которого остановился, затем исцелил жену трибуна; и воин, и трибун вместе с семьями приняли веру Христову. Жители Равенны, услышав о чудесах Аполлинария, начали приходить к нему слушать проповедь и крестились. Дом трибуна сделался церковью, где новообращенные совершали богослужение и причащались Тела и Крови Христовой. Начальник города призвал к себе Аполлинария и требовал поклонения идолам. Когда же Аполлинарий отказался, то предал его мучению, так что он едва остался жив. Оправившись, св. Аполлинарий снова начал проповедь, но его снова мучили: били и ставили на горячие уголья и затем вывели за город с запрещением входить обратно. Через некоторое время, возвратившись в Равенну, он крестил начальника города, за что император отнял власть у этого начальника, судил христиан, а св. Аполлинария после тяжких мучений сослал в заточение. Позже он снова возвратился в Равенну, жил и проповедовал здесь много лет, но однажды язычники избили святого до полусмерти, и он через несколько дней скончался. Это было около 75 г. по P. X. Двадцать восемь лет св. Аполлинарий управлял равеннской Церковью. Мощи его почивают в Равенне, а рука находится в Риме, в церкви, посвященной его имени.

Икона Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость"

«Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице...» - наименование чудотворной иконы Богоматери. На ней изображена Богоматерь, окруженная людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающих благодеяния от её имени. Этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал ее часовне деревни Клочки под Петербургом, находившуюся вблизи Петербургского стекольного завода. 23 июля 1888 года во время грозы в часовню ударила молния. После того, как потушили пожар, с удивлением увидели, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но обновилась, а лик Богородицы просветился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги и 12 «грошиков» (медных монет) прилепилось к иконе. Весть об этом немедленно разнеслась по Петербургу и толпы людей устремились к иконе, которая прославилась многими чудотворениями. В 1893 году император Александр III молился в часовне и пожертвовал деньги на строительство каменного храма, который был освящен 2 августа 1898 года (авторы проекта А. И. фон Гоген и А. И. Иванов). В 1930-е годы церковь на набережной Невы была снесена, и в настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
25.02.2019 -
26.02.2019 -
27.02.2019 -

Праздничные торжества, посвященные Почаевской иконе Божией Матери, начались 4 августа с крестного хода после поздней литургии, во время которого Почаевская чудотворная икона была перенесена из Успенского собора Лавры в новый Преображенский собор, который вмещает в себя намного больше людей. В 14:00 по полудни в Преображенском соборе было совершено чтение малой вечерни, после которой начался соборный акафист перед чудотворной иконой, возглавляемый Местоблюстителем Киевской Митрополичьей кафедры - Высокопреосвященнейшим Онуфрием, в сослужении собора архипастырей и духовенства. Акафист пели на распев три лаврских хора: верхний мужской и два братских. После акафиста были прочитаны кафизмы.

Праздничное Всенощное бдение началось в 17:00. Во время пения величания чудотворная Почаевская икона была спущена со своего места над Царскими вратами и поставлена в центре храма для молитвенного поклонения. Сначала паломников помазывали святым елеем возле чудотворной иконы архиереи, а потом их сменили братия Лавры в священном сане. Богомольцы непрерывном потоком шли на поклонение к чудотворной иконе до самого утра. Священники сменяя друг друга служили молебны перед иконой.

Многие паломники для отдыха располагались на прямо на территории Лавры на траве под открытым небом. Также для ночлега были открыты несколько лаврских храмов, которые были переполнены паломниками.

В самый день праздника Божественную Литургию возглавил Высокопреосвященнейший Онуфрий, митрополит Черновицкий и Буковинский - Местоблюститель Киевской Митрополичьей кафедры. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Иов (на покое), митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим, митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, митрополит Винницкий и Барский Симеон, митрополит Почаевский Владимир - наместник Лавры, архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан, архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей, архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, архиепископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор, архиепископ Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, архиепископ Уманский и Звенигородский Пантелеимон, епископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, епископ Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон, епископ Антоний, епископ Северодонецкий и Старобельский Никодим, епископ Львовский и Галицкий Филарет, епископ Конотопский и Глуховский Роман, епископ Ирпенский Климент, братия Лавры в священном сане, а также священники, приехавшие на праздник.

После чтения Евангелия к богомольцам со словом назидания обратился Высокопреосвященейший митрополит Онуфрий. Во время Литургии была прочитана молитва о восстановлении мира в Украине.

По окончании литургии начался соборный молебен перед чудотворной Почаевской иконой, которая крестным ходом была перенесена обратно в Успенский собор на свое место. Там же была прочитана молитва Пресвятой Богородице. По окончании молебна было провозглашено Многолетие. Местоблюститель Киевской Митрополичьей кафедры, митрополит Онуфрий, поздравил с праздником всех паломников, прибывших на торжества, посвященные Почаевской иконы Божией Матери, и пожелал, чтобы христиане всегда обращались в своих молитвах к Божией Матери и Она никогда никого не оставит без заступления.

Все желающие имели возможность еще раз приложиться к чудотворной иконе, после чего она была поднята на свое место в иконостасе Успенского собора.

Для всех паломников был организован благотворительный обед.

Спать было некогда - в разгаре была пора рабочей страды (Фото: BestPhotoByMonikaGniot, Shutterstock)

В церковном календаре этот день обозначен как дата памяти святых Трофима, Феофила и с ними тринадцати мучеников, которые пострадали во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (конец 3 – начало 4 веков). Когда мужчин привели на суд, они отказались принести жертву языческим идолам и отречься от христианства. Мучеников долго истязали, а после, перебив им голени, бросили в огонь, откуда они вышли на своих ногах и совершенно невредимыми. Отчаявшись сломить волю христиан, язычники обезглавили их.

Бессонником этот день прозвали потому, что в разгаре была пора рабочей страды. «Долго спать - добра не видать», - подмечали в народе. Существовали и другие поговорки на ту же тему: «В страду одна забота - не стояла бы работа»; «Жать - не дремать»; «Хорошему хозяину и день мал»; «Идет работа - спать неохота».

На Трофима начинали собирать калину и малину, а сам день поэтому называли Калинники-Малинники. Крестьяне говорили: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».

Калину наши предки ценили, во-первых, за то, что она является хорошим медоносом, а во-вторых, конечно, за целебные свойства. В народной медицине настои из коры калины применяли при нервных заболеваниях, судорогах, а также в качестве кровоостанавливающего средства. Ягоды использовали при желудочных заболеваниях, авитаминозе; кроме того, это хорошее общеукрепляющее и мочегонное средство. Настоем цветов лечили кожные заболевания. Кроме того, сок ягод калины обладает желирующими свойствами; хозяйки этим пользовались и, добавив яблочное пюре, варили из него мармелад и пастилу.

Но еще больше на Руси любили малину - вкусную, сладкую и очень красивую ягоду, которая содержит множество полезных веществ. О химическом составе ягод наши предки, конечно, не знали, но активно использовали ее как потогонное и антисептическое средство при простудах. Малину крестьяне употребляли в самом разном виде: свежую, в варенье, в джемах, в компотах; из нее делали и вино.

Именины в этот день

Андрей, Анна, Аполлинарий, Виталий, Михаил, Трофим, Федор, Феофил

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери (1675).

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь русской Православной Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий.

В Почаевской Лавре (обители), древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Почаевская икона Божией Матери

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Почаевская икона Божьей матери известна в православном мире. 5 августа и 21 сентября во всех приходах совершаются торжественные богослужения в её честь. Это одна из святынь народов славянских государств. Вместе с православными к ней приходят на поклонение люди и других вероисповеданий.

Исторические сведения о появлении Святого Лика Богородицы

Шел 1559 год, когда греческий митрополит Неофит посетил Волынь на пути к патриарху Московскому. Никогда священник не покидал Константинополь без заветной святыни, родового изображения Богоматери с Младенцем, дарующей благословение на дальний путь.

Дворяне Гойские оказали иерарху теплый прием, за их чистосердечное гостеприимство он благословил хозяйку Анну Гойскую, вдову, образом Святой Матери с Младенцем, с которым до сих пор никогда не расставался.

Родовая молельня Гойских почти 30 лет хранила святой лик. Обитатели поместья неоднократно замечали дивное свечение, исходящее от святого изображения.

1597 год стал знаменательным для семьи Гойских. Филипп Козинский, родной брат дворянки Анны, полностью прозрел, страдая перед этим врожденной слепотой. После этого чудотворный лик несколько раз посылал знамения, исцеления приходящим к нему с молитвами членам семьи.

Благочестивая дворянка поняла, что святое изображение должно служить многим людям, она передала икону в Почаев по дарственной.

Через некоторое время Андрей Фирлей, ставший наследником иконы, после смерти богобоязненной Анны предъявил права на святой лик, забрал его из монастыря на целых 20 лет. Бог не простил такого глумления над изображением Богородицы, поразил супругу Фирлея душепомешательством.

100 лет Почаевский монастырь храним Царицей Небесной, пока не началась Збаражская война 1675 года. Турки плотным кольцом окружили монастырь, забрасывая его тучами стрел. Внезапно небо озарилось образом Божией Матери, окруженной полчищами ангелов, рядом стоящим Преподобным Иовом. Все стрелы, пущенные турками в Царицу Небесную, ангелов, стали возвращаться обратно, поражая врага его же оружием.

Турецкие полки позорно бежали от гнева Богородицы. Это было 5 августа, день, который поныне отмечается, как праздник иконы Божией Матери «Почаевская».

Наступил 1721 год, католики - униаты стали обладателями Святого образа Богоматери Почаевской. Будучи под покровом униатов, Почаевская икона Божией Матери была коронована в 1773 году. Над головами Святой Марии и Младенца появились золотые короны.

1831 год принес православной церкви праздник - чудотворная святыня была возвращена под покров Почаева, Успенский собор Лавры освящается изображением Богородицы с Младенцем, окруженных святыми.

Украшения ризой из золота, инкрустирование драгоценными камнями, звездообразным киотом окончательно преобразовали святыню. С 1869 года изображение стало таким, каким его можно увидеть над царскими воротами Лавры.

Под сводами Лавры, которая принадлежит Московскому патриархату, по субботам звучит акафист Почаевской иконе Божьей Матери, воспоминание о чудесном возвращении зрения слепой от рождения девочки.

Икона «Почаевская» в чем помогает, от чего защищает

На обычной липовой доске лик Пречистой Богородицы написан масляными красками в византийском стиле. Изначально святыня была покрыта сверху тоненькой пластиной из серебра, но по истечении времени она потерялась, а на замену ей украсили образ ризой из мелких жемчужинок.

На образе изображение Богоматери с Богомладенцем, Которого Она держит на правой руке. Ноги и спина Христа прикрыты платом, правой рукой Он благословляет, а левую руку держит на плече Матери. Она склонила к Сыну голову – что есть символом безграничной любви.

На той горе, где сейчас расположена Лавра, жили два инока. Однажды после молитвы пошел один из них на вершину горы и увидел там, словно объятую пламенем, стоявшую на камне Пречистую Богородицу. Монах позвал другого инока, а третьим свидетелем чудесного явления стал обычный пастух. Поднявшись на гору, они втроем стали прославлять Господа и Деву Марию.

После исчезновения явления на том камне, где стояла Богородица, был отпечаток Ее стопы. Этот отпечаток и ныне там, всегда наполнен водой. И несмотря на то, что множество паломников набирают эту воду для исцелений, она чудесным образом появляется снова.

О чем молятся иконе «Почаевской» Божией Матери

Святой образ помогает укрепить дух и веру, направляет на праведный путь. Приходят к Ней верующие с сердечными молитвами:

  • о здравии своих близких, исцелении от болезней видимых и невидимых;
  • с просьбами даровать покой и мир в доме и семье, избавить от несчастия и ссор;
  • о защите обители своей от гостей незваных, воров;
  • просят вразумления грешникам и избавления от нечистых помыслов.

Молитвы иконе Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Молитва первая

О, Всемилостивая Госпоже, Царице и Владычице, от всех родов избран­ная, и всеми роды небесными и зем­ными ублажаемая!

Воззри милостивно на предстоящий пред святою иконою Твоею и усердно к Тебе моля­щийся народ сей, и сотвори предстательством и заступленном Твоим у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже изыдет отсюду упования своего тощ и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся, по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе своей, во спасе­ние души и во здравие телу.

Призри благосердием, Всепетая Богородице, и на обитель сию, Твоим именем нарицающуюся, юже от лет древних возлюбила еси, избравши ее в достоя­ние себе, и неоскудно источающи токи исцелений от чудотворныя иконы Твоея и от приснотекущаго источни­ка, в следе стопы Твоея, нам открытаго, и сохрани ю от всякаго прилога и навета вражия, якоже древле сохра­нила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго, да выну воспевается и славит­ся в ней Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое преславное успение, во веки веков.

Молитва вторая

Царице наша Преблагая, Владычи­це Преблагословенная, Надеждо на­ша Богородице!

К Тебе умиленно ны­не притекаем, и сокрушенною душею и смиренным сердцем молим Тя, Все­петая, пред Пречистым Твоим обра­зом:

помяни щедроты Твоя древния, яже от Тебе зде бывшия, и якоже иногда явилася еси на скале Почаевстей, в столпе огненнем, от камене цельбоносную воду источающи, сице и ныне предстани нам, Мати многомощная, и теплотою Богоматерния любве Твоея согрей сердца наша окамененная, слезы любве и покаяния нераскаяннаго от очей наших исторгающи.

Ты бо едина еси Заступница наша Богодарованная:

Тя убо молим, избави от всех бед, от всякия напасти, болезни и скорби, рабы Твоя, предстательством великаго о нас ходатая и молитвенника Твоего, всеблаженнаго отца нашего Иова, угодника Тво­его Почаевскаго, егоже молитве яве внимала еси на воздусе иногда, егда всеславным и страшным явлением Твоим избавила еси обитель Твою от нашествия и обложения агарянскаго.

Призри благосердием, Всепетая, призрением милостиваго Твоего заступления и на все царство и страну нашу, и на вся люди Твоя излей богатыя Твоя милости:

разсеянные со­бери, неверныя же и иноверныя, во странах наших, на путь истинный настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати и со­причти их Святей Твоей Православней и Кафоличестей Церкви;

в семей­ствах наших мир утверди, старость поддержи, юныя настави, младенцы воспитай, сирыя и вдовицы заступи, плененныя свободи, болящия уврачуй, на судищи и в темницах, и в заточениих, и в горьких работах сущих помяни, ограждающи ны выну, посещающи и утешающи токами чудес и знамений многоразличных, яже при­сно изливаеши всем от святыя иконы Твоея цельбоносныя.

Даруй, Всебла­гая, земли плодородие, воздуха благорастворение и вся, яже на пользу нашу дары благовременныя и благопотребныя, молитвами избранных угодников Твоих, благодатный Твой лик на святей иконе Твоей окружа­ющих:

Илии богоглаголиваго, святаго архидиакона Стефана первостра-дальнаго, преподобнаго Авраамия всеблаженнаго, и богомужнаго Мины мученика многоименитаго, и с ними купно святых и праведных жен:

Па­раскевы прехвальныя, Ирины преблаженныя и святыя Екатерины велико­мученицы многострадальныя, и всех святых.

Егда же приспеет наше от жития сего отшествие и к вечности переселение, сице предстани нам, Преблагословенная, якоже иногда благопоспешила еси обители Твоей во спа­сение во время брани Збаражской, и Твоим теплым ходатайством даруй нам христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдно, мирну и Святых Таин причастну;

да якоже в сей жизни, сице и в будущем веце сподобимся вси, молитвами Тво­ими, безконечныя небесныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Тво­его, Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, Ему же подобает вся­кая слава, честь и поклонение, во веки веков.

Loading...Loading...