Кому принадлежит акростих радость как плотвица быстрая.

στίχος - ряд, линия, стихотворная строка; славянское: краегране́сие краестро́чие ) - 1). осмысленный текст (слово , словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения; 2). литературная форма : стихотворение, в котором некоторые (как правило, первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово , словосочетание или предложение).

От античности и до средних веков выбор этой формы чаще связан с сакральными мотивами (читается имя Христа, Девы Марии и т. п.), или с обращением поэта (к своему покровителю, собрату по перу), или с подписью, встроенным в первый столбец букв авторским именем (считается, что именно так использовал акростих его изобретатель, древнегреческий поэт и драматург Эпихарм ; у истоков русского акростиха также стоят акростишные подписи жившего в XVII веке иеромонаха Германа , занимавшегося переложением псалмов : например, его переложение 140-го псалма показывает по первым буквам фразу «Герман монах моляся писах»). В функциональном отношении этим трём случаям соответствуют три типа акростиха:

  • акростих-ключ: читаемый по первым буквам текст в концентрированном виде выражает смысл произведения и, по авторскому замыслу, должен быть замечен всяким читателем; частный случай такого решения - стихотворение-загадка с разгадкой в первых буквах:
Д овольно именем известна я своим; Р авно клянётся плут и непорочный им, У техой в бедствиях всего бываю боле, Ж изнь сладостней при мне и в самой лучшей доле. Б лаженству чистых душ могу служить одна, А меж злодеями - не быть я создана. Юрий Нелединский-Мелецкий
  • акростих-посвящение: читаемый по первым буквам текст называет его адресата; часто этот адресат указан в тексте и другим способом (в названии, в эпиграфе , прямо в стихотворении), иногда других указаний нет, и тогда посвящение заметно только очень внимательному или подготовленному читателю:
Б ывало, я с утра молчу О том, что сон мне пел. Р умяной розе и лучу И мне - один удел. С покатых гор ползут снега, А я белей, чем снег, Н о сладко снятся берега Р азливных мутных рек. Е ловой рощи свежий шум П окойнее рассветных дум. Анна Ахматова , Песенка Р адость, как плотвица быстрая, Ю рко светит и в воде. Р уки могут церковь выстроить И кукушке и звезде. К айся нивам и черемухам, - У живущих нет грехов. И з удачи зыбы промаха В оют только на коров. Н е зови себя разбойником, Е сли ж чист, так падай в грязь. В ерь - теленку из подойника У лыбается карась. Сергей Есенин , 1919
  • акростих-шифр: читаемый по первым буквам текст не имеет прямого отношения к содержанию стихотворения и вводит в произведение новую, побочную информацию. Часто такой тип акростиха использовался как средство обойти цензурные или иные запреты. В различных мемуарах встречаются упоминания об акростихе Феликса Чуева с зашифрованным девизом «Сталин в сердце», об опубликованных в советской провинциальной периодике акростихах Николая Глазкова «Дорогому Леониду Ильичу» (само стихотворение носило невинный лирический характер, что делало иронию в адрес Л. И. Брежнева одновременно безобидной и едкой) и Евгения Шешолина «Христос воскрес». Особенно известна история воронежского поэта Павла Мелехина, продававшего свои стихи более удачливым советским авторам и однажды, вместо собственной авторской подписи, зашифровавшего в первых буквах акростиха своё отношение к поэту Михаилу Касаткину, купившему и опубликовавшему это стихотворение («И» в начале последней строки поставлено вместо «Ы»):
М есяц в городе ночью не виден, К ак над сквером - отдельный плафон. А х, зачем так безмолвен Никитин, С ловно морем огней напоён. А втоматы у входа в аллею Т оже будто бы странники тут, К ак слепцы - ни о чём не жалеют, И даяния медного ждут. Н ам-то кажется полночь пустою, Г рубоватым - неоновый свет. О н хоть движется, зренье - в застое: В от чего опасайся, поэт! Н у а чтоб глубоко, не парадно О ценить, как мы нынче живём, В стать на место Никитина надо - И не в сквере, а в веке былом…

Ещё один тип акростиха - алфавитный акростих (абецедарий), при котором каждый первые буквы стихов или строф образуют алфавитную последовательность. Примером такого акростиха является ветхозаветный Плач Иеремии , первые четыре песни которого состоят каждая из 22 строф , причём каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита .

Формальными разновидностями акростиха можно считать более редкие телестих и месостих , в которых дополнительный текст читается не по первым, а соответственно по последним и по средним буквам стихотворной строки, а также акротелестих . В XX веке был опробован ряд усложнений формы, начиная с двойных и тройных акростихов (первые, третьи и пятые буквы в каждом стихе), встречающихся в поэтической переписке Михаила Лозинского и Константина Липскерова . Крупнейшим современным мастером русского акростиха является Валентин Загорянский , в чьих стихотворениях (автор называет их акрограммами ) дополнительный текст может читаться сразу во многих направлениях (по первым, последним и средним буквам, обеим диагоналям и т. п.).

Изредка аналогичная акростиху форма встречается и в прозе: так, известен относящийся к самому началу XX века фельетон Александра Амфитеатрова , в котором антиправительственный лозунг читался по первым буквам слов. Последний абзац англоязычного рассказа Владимира Набокова «Сёстры Вейн» (англ. The Vane Sisters , ) также организован таким образом: первые буквы всех слов выстраиваются во фразу, представляющую собой ключ к рассказанной в основном тексте истории. В этих случаях, однако, правомернее рассматривать такое проявление акронимии не как самостоятельную форму, а как литературный приём , поскольку речь идёт об организации лишь определённого фрагмента текста, а не произведения целиком.

στίχος - ряд, линия, стихотворная строка; славянское: краегране́сие краестро́чие ) - 1). осмысленный текст (слово , словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения; 2). литературная форма : стихотворение, в котором некоторые (как правило, первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово , словосочетание или предложение).

История акростиха

От античности и до средних веков выбор этой формы чаще связан с сакральными мотивами (читается имя Христа, Девы Марии и т. п.), или с обращением поэта (к своему покровителю, собрату по перу), или с подписью, встроенным в первый столбец букв авторским именем (считается, что именно так использовал акростих его изобретатель, древнегреческий поэт и драматург Эпихарм ; у истоков русского акростиха также стоят акростишные подписи жившего в XVII веке иеромонаха Германа , занимавшегося переложением псалмов : например, его переложение 140-го псалма показывает по первым буквам фразу «Герман монах моляся писах»).

Типология акростиха

В функциональном отношении этим трём случаям соответствуют три типа акростиха:

  • акростих-ключ: читаемый по первым буквам текст в концентрированном виде выражает смысл произведения и, по авторскому замыслу, должен быть замечен всяким читателем; частный случай такого решения - стихотворение-загадка с разгадкой в первых буквах:
Д овольно именем известна я своим; Р авно клянётся плут и непорочный им, У техой в бедствиях всего бываю боле, Ж изнь сладостней при мне и в самой лучшей доле. Б лаженству чистых душ могу служить одна, А меж злодеями - не быть я создана. Юрий Нелединский-Мелецкий
  • акростих-посвящение: читаемый по первым буквам текст называет его адресата; часто этот адресат указан в тексте и другим способом (в названии, в эпиграфе , прямо в стихотворении), иногда других указаний нет, и тогда посвящение заметно только очень внимательному или подготовленному читателю:
Б ывало, я с утра молчу О том, что сон мне пел. Р умяной розе и лучу И мне - один удел. С покатых гор ползут снега, А я белей, чем снег, Н о сладко снятся берега Р азливных мутных рек. Е ловой рощи свежий шум П окойнее рассветных дум. Анна Ахматова , Песенка Р адость, как плотвица быстрая, Ю рко светит и в воде. Р уки могут церковь выстроить И кукушке и звезде. К айся нивам и черемухам, - У живущих нет грехов. И з удачи зыбы промаха В оют только на коров. Н е зови себя разбойником, Е сли ж чист, так падай в грязь. В ерь - теленку из подойника У лыбается карась. Сергей Есенин , 1919
  • акростих-шифр: читаемый по первым буквам текст не имеет прямого отношения к содержанию стихотворения и вводит в произведение новую, побочную информацию. Часто такой тип акростиха использовался как средство обойти цензурные или иные запреты. В различных мемуарах встречаются упоминания об акростихе Феликса Чуева с зашифрованным девизом «Сталин в сердце», об опубликованных в советской провинциальной периодике акростихах Николая Глазкова «Дорогому Леониду Ильичу» (само стихотворение носило невинный лирический характер, что делало иронию в адрес Л. И. Брежнева одновременно безобидной и едкой) и Евгения Шешолина «Христос воскрес». Особенно известна история воронежского поэта Павла Мелехина, продававшего свои стихи более удачливым советским авторам и однажды, вместо собственной авторской подписи, зашифровавшего в первых буквах акростиха своё отношение к поэту Михаилу Касаткину, купившему и опубликовавшему это стихотворение («И» в начале последней строки поставлено вместо «Ы»):
М есяц в городе ночью не виден, К ак над сквером - отдельный плафон. А х, зачем так безмолвен Никитин, С ловно морем огней напоён. А втоматы у входа в аллею Т оже будто бы странники тут, К ак слепцы - ни о чём не жалеют, И даяния медного ждут. Н ам-то кажется полночь пустою, Г рубоватым - неоновый свет. О н хоть движется, зренье - в застое: В от чего опасайся, поэт! Н у а чтоб глубоко, не парадно О ценить, как мы нынче живём, В стать на место Никитина надо - И не в сквере, а в веке былом…

Ещё один тип акростиха - алфавитный акростих (абецедарий), при котором каждый первые буквы стихов или строф образуют алфавитную последовательность. Примером такого акростиха является ветхозаветный Плач Иеремии , первые четыре песни которого состоят каждая из 22 строф , причём каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита .

Формальными разновидностями акростиха можно считать более редкие , в чьих стихотворениях (автор называет их акрограммами ) дополнительный текст может читаться сразу во многих направлениях (по первым, последним и средним буквам, обеим диагоналям и тому подобном).

Изредка аналогичная акростиху форма встречается и в прозе: так, известен относящийся к самому началу XX века фельетон Александра Амфитеатрова , в котором антиправительственный лозунг читался по первым буквам слов. Последний абзац англоязычного рассказа Владимира Набокова «Сёстры Вейн» (англ. The Vane Sisters , ) также организован таким образом: первые буквы всех слов выстраиваются во фразу, представляющую собой ключ к рассказанной в основном тексте истории. В этих случаях, однако, правомернее рассматривать такое проявление акронимии не как самостоятельную форму, а как литературный приём, поскольку речь идёт об организации лишь определённого фрагмента текста, а не произведения целиком.

Р адость, как плотвица быстрая,
Ю рко светит и в воде.
Р уки могут церковь выстроить
И кукушке и звезде.
К айся нивам и черемухам,-
У живущих нет грехов.
И з удачи зыбы промаха
В оют только на коров.
Н е зови себя разбойником,
Е сли ж чист, так падай в грязь.
В ерь - теленку из подойника
У лыбается карась.

Примечания

Поминки - первая публикация в газете «Вечерняя Москва», 1926, 12 апр., № 83. Под заглавием: «Акростих Есенина» с посвящением Рюрику Ивневу (с неточностью).

Рюрик Ивнев в «Комментарии к акростиху Есенина „Радость, как плотвица быстрая..“» писал: «Часть зимы 1918-19 гг. Есенин, Гусев-Оренбургский, Борис Тимофеев и я жили в Козицком переулке, уг. Тверской, образовав „писательскую коммуну“.
Вечером 20 января 1919 г. у нас собралось много гостей. Так как в ту пору было плохо с транспортом, все, жившие далеко, остались ночевать, разместившись в трех комнатах. Есенину и мне осталась четвертая.
После шумных споров нам не спалось, и мы в эту ночь долго беседовали.
Не помню, по какому поводу, но мы решили объясниться акростихами.
Утром 21 января, когда все разошлись, мы исполнили свое намерение.
Таким образом и возник акростих Есенина. Кстати, это единственный, написанный им, акростих» (Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук ).

Рюрик Ивнев «объяснился» следующими строками:

Сергею Есенину
(Акростих)

С урова жизнь - и все ж она
Е лейно иногда нежна.
Р аз навсегда уйди от зла,
Г ори, но не сгорай дотла.
Е сть столько радостей на свете,
Ю нее будь душой, чем дети.
Е два ли это не судьба, -
С егодня мы с тобою вместе,
Е ще день, два, но с новой вестью
Н ам станет тесною изба.
И гра страстей, любви и чести
Н есет нам муки, может быть.
У мей же все переносить.

1919 Москва
(Рюрик Ивнев . Избранное. М., 1985, с. 159).

Примером может послужить следующее стихотворение:

С ветит Солнце, люди отдыхают, О блака по небу плывут Т олпы пчёл на поле летают, А цветы всё цветут и цветут.

От античности и до средних веков выбор этой формы чаще связан с сакральными мотивами (читается имя Христа, Девы Марии и т. п.), или с обращением поэта (к своему покровителю, собрату по перу), или с подписью, встроенным в первый столбец букв авторским именем (считается, что именно так использовал акростих его изобретатель, древнегреческий поэт и драматург Эпихарм ; у истоков русского акростиха также стоят акростишные подписи жившего в XVII веке иеромонаха Германа , занимавшегося переложением псалмов : например, его переложение 140-го псалма показывает по первым буквам фразу «Герман монах моляся писах»). В функциональном отношении этим трём случаям соответствуют три типа акростиха:

  • акростих-ключ: читаемый по первым буквам текст в концентрированном виде выражает смысл произведения и, по авторскому замыслу, должен быть замечен всяким читателем; частный случай такого решения - стихотворение-загадка с разгадкой в первых буквах:
Д овольно именем известна я своим; Р авно клянётся плут и непорочный им, У техой в бедствиях всего бываю боле, Ж изнь сладостней при мне и в самой лучшей доле. Б лаженству чистых душ могу служить одна, А меж злодеями - не быть я создана. Юрий Нелединский-Мелецкий
  • акростих-посвящение: читаемый по первым буквам текст называет его адресата; часто этот адресат указан в тексте и другим способом (в названии, в эпиграфе , прямо в стихотворении), иногда других указаний нет, и тогда посвящение заметно только очень внимательному или подготовленному читателю:
Б ывало, я с утра молчу О том, что сон мне пел. Р умяной розе и лучу И мне - один удел. С покатых гор ползут снега, А я белей, чем снег, Н о сладко снятся берега Р азливных мутных рек. Е ловой рощи свежий шум П окойнее рассветных дум. Анна Ахматова , Песенка Р адость, как плотвица быстрая, Ю рко светит и в воде. Р уки могут церковь выстроить И кукушке и звезде. К айся нивам и черемухам, - У живущих нет грехов. И з удачи зыбы промаха В оют только на коров. Н е зови себя разбойником, Е сли ж чист, так падай в грязь. В ерь - теленку из подойника У лыбается карась. Сергей Есенин , 1919
  • акростих-шифр: читаемый по первым буквам текст не имеет прямого отношения к содержанию стихотворения и вводит в произведение новую, побочную информацию. Часто такой тип акростиха использовался как средство обойти цензурные или иные запреты. В различных мемуарах встречаются упоминания об акростихе Феликса Чуева с зашифрованным девизом «Сталин в сердце», об опубликованных в советской провинциальной периодике акростихах Николая Глазкова «Дорогому Леониду Ильичу» (само стихотворение носило невинный лирический характер, что делало иронию в адрес Л. И. Брежнева одновременно безобидной и едкой) и Евгения Шешолина «Христос воскрес». Особенно известна история воронежского поэта Павла Мелехина, продававшего свои стихи более удачливым советским авторам и однажды, вместо собственной авторской подписи, зашифровавшего в первых буквах акростиха своё отношение к поэту Михаилу Касаткину, купившему и опубликовавшему это стихотворение («И» в начале последней строки поставлено вместо «Ы»):
М есяц в городе ночью не виден, К ак над сквером - отдельный плафон. А х, зачем так безмолвен Никитин, С ловно морем огней напоён. А втоматы у входа в аллею Т оже будто бы странники тут, К ак слепцы - ни о чем не жалеют, И даяния медного ждут. Н ам-то кажется полночь пустою, Г рубоватым - неоновый свет. О н хоть движется, зренье - в застое: В от чего опасайся, поэт! Н у а чтоб глубоко, не парадно О ценить, как мы нынче живём, В стать на место Никитина надо - И не в сквере, а в веке былом…

Еще один тип акростиха - алфавитный акростих (абецедарий), при котором каждый первые буквы стихов или строф образуют алфавитную последовательность. Примером такого акростиха является ветхозаветный Плач Иеремии , первые четыре песни которого состоят каждая из 22 строф , причем каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита .

Формальными разновидностями акростиха можно считать более редкие телестих и месостих , в которых дополнительный текст читается не по первым, а соответственно по последним и по средним буквам стихотворной строки, а также акротелестих . В XX веке был опробован ряд усложнений формы, начиная с двойных и тройных акростихов (первые, третьи и пятые буквы в каждом стихе), встречающихся в поэтической переписке Михаила Лозинского и Константина Липскерова . Крупнейшим современным мастером русского акростиха является Валентин Загорянский , в чьих стихотворениях (автор называет их акрограммами ) дополнительный текст может читаться сразу во многих направлениях (по первым, последним и средним буквам, обеим диагоналям и т. п.).

М адам, А ты бы Р ыбы Т амадам. А ргентина краше Р ока, но она, К ореш, А рканит Н егра.

Изредка аналогичная акростиху форма встречается и в прозе: так, известен относящийся к самому началу XX века фельетон Александра Амфитеатрова , в котором антиправительственный лозунг читался по первым буквам слов. Последний абзац англоязычного рассказа Владимира Набокова «Сёстры Вейн» (англ. The Vane Sisters , ) также организован таким образом: первые буквы всех слов выстраиваются во фразу, представляющую собой ключ к рассказанной в основном тексте истории. В этих случаях, однако, правомернее рассматривать такое проявление акронимии не как самостоятельную форму, а как литературный приём, поскольку речь идёт об организации лишь определённого фрагмента текста, а не произведения целиком.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Акростих" в других словарях:

    Акростих … Орфографический словарь-справочник

    Стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое либо слово или фразу, напр.: «Лазурный день Угас, угас, Ночная тень, Ах, скрыла нас» Луна. А. пишется обычно в стихах с посвящением (начальные буквы строк и составляют имя того, к кому … Литературная энциклопедия

    - (греч. akrostichos, от akros крайний, и stichos строка). Такое стихотворение, в котором начальные буква каждой строки, взятые вместе, составляют имя или слово. Напр., вот старинный акростих «росы»: Родясь от пламени, на небо возвышаюсь, Оттуда на … Словарь иностранных слов русского языка

    Акростих - АКРОСТИХ (ακρος крайний, στιχος стих) стихотворение, крайние буквы которого (большею частью начальные) складываются в слова. Обычно слова эти составляют наименование лица, которому акростих посвящен. Так, в сонете В. Брюсова начальные буквы… … Словарь литературных терминов

    акростих - АКРОСТИХ, АКРОСТИШ а, м. acrostiche m. < , гр. 1585. Лексис. лит. Стихотворение, в котором определенные (обычно начальные или конечные) буквы строк образуют слово, фразу или имя, часто служащие посвящением. СИС 1985. Акростихис, а по вашему… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АКРОСТИХ, акростиха, муж. (от греч. akros крайний и stichos стих) (лит.). Стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое нибудь слово. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АКРОСТИХ, а, муж. Стихотворение, в к ром начальные буквы строк составляют какое н. слово или фразу. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж., греч. стихотворение, где начальные буквы стихов составляют имя, слово или речь; краестишие, иместишие. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сущ., кол во синонимов: 2 парастих (1) стихотворение (58) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    АКРОСТИХ - [греч. ἀκροστιχίς, ἀκροστίχιον, ἀνακλώμενον, ἀκροτελεύτιον], формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии. Суть А. состоит в том, что начальные буквы строф или глав… … Православная энциклопедия

Книги

  • Энциклопедия славянской филологии. Вып. 4. 3. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма , М.Н. Сперанский. Книга русского филолога М. Н. Сперанского Сперанский М. Н. посвящена исследованию различных систем тайнописи Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письменности Памятник…

Тягостный. Кр. ф . (не) тягостен . ● И не тягостен этот мне плен "Хулиган".

ПЛЕСЕНЬ

Сизая. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. "Край ты мой заброшенный…"

ПЛЕСК

Голубиный. Пусть не я тот нежный отрок В голубином крыльев плеске, Сон мой радостен и кроток О нездешнем перелеске. "Колокольчик среброзвонный…"

ПЛЕТЕНЬ

Гуменный. Выходили парни бравые За гуменные плетни. А девчоночки лукавые Убегали, – догони! "По селу тропинкой кривенькой…"

Старый. Пляшет гасница, Прыгает тень. В окна стучится Старый плетень. "Вечер, как сажа…"

Сухой. В том краю, где желтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. "В том краю, где желтая крапива…"

ПЛЕЧИ

Жесткие. ● Сельский часослов.

Изогнутые. Где-то в поле чистом, у межи, Оторвал я тень свою от тела. Неодетая она ушла, Взяв мои изогнутые плечи. "День ушел, убавилась черта…"

Круглые. Сам чайханщик с круглыми плечами, Чтобы славилась пред русским чайхана, Угощает меня красным чаем Вместо крепкой водки и вина. "Улеглась моя былая рана…"

Надломленные. Все тот же вздох упруго жмет Твои надломленные плечи О том, кто за морем живет И кто от родины далече. "В зеленой церкви за горой…"

Овсяные. ● Сельский часослов.

Погибшие во мраке. Мирно грезит родимый очаг О погибших во мраке плечах. "Нощь и поле, и крик петухов…"

Ржаные. ● Сельский часослов.

ПЛОД

Горький. Для меня было все тогда новым, Много в сердце теснилось чувств, А теперь даже нежное слово Горьким плодом срывается с уст. "Этой грусти теперь не рассыпать…"

ПЛОСКОГОРЬЕ

Далекое. "Ладно, – молвил им [волкам] Егорий, – Я вас поведу Меж далеких плоскогорий, Укрочу беду". Егорий.

ПЛОТВИЦА

Быстрая. Радость, как плотвица быстрая , Юрко светит и в воде. Руки могут церковь выстроить И кукушке и звезде. "Радость, как плотвица быстрая…"

ПЛОТЬ

Разумная. Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть. Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод. "Закружилась листва золотая…"

ПЛЯС

Веселый. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. "Гой ты, Русь, моя родная…"

Панихидный. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. "Я последний поэт деревни…"

ПОБАСКА

Маковая. "Маковые побаски" – назв. раздела книги "Радуница" (1916 г.).

Побаска (обл. ) – короткий забавный, занимательный рассказец.

ПОБЕРЕЖЬЕ

Зеленое. У побережья зеленого , Наклонив головки нежные, Перешептывались лилии С ручейками тихозвонными. Лебедушка.

ПОБРЯКУШКА

Желтая. ● "Быть поэтом – это значит то же…"

Смешная. "Быть поэтом – это значит то же…"

ПОВЕРИЕ

Родное. Храня завет родных поверий – Питать к греху стыдливый страх, Бродил я в каменной пещере, Как искушаемый монах. Город.

ПОВЕСА

Беспокойный. Это золото осенье, Эта прядь волос белесых – Все явилось, как спасенье Беспокойного повесы. "Дорогая, сядем рядом…"

Забулдыжный (прост .). ● "Дорогая, сядем рядом…"

Уличный. Не злодей я и не грабил лесом, Не расстреливал несчастных по темницам. Я всего лишь уличный повеса, Улыбающийся встречным лицам. "Я обманывать себя не стану…"

ПОВЕСТЬ

Любимая. И сердце, остыть не готовясь И грустно другую любя, Как будто любимую повесть С другой вспоминает тебя. "Я помню, любимая, помню…"

ПОВЕТЬ

Золотая. Вьются паутины с золотой повети. Где-то мышь скребется в затворенной клети… "Задымился вечер, дремлет кот на брусе…"

Поветь (обл. ) – помещение под навесом в крестьянском дворе для хранения хозяйственного инвентаря.

ПОВИЛИКА

Лесная. Я одену тебя побирушкой, Подпояшу оструганным лыком. Упираяся толстою клюшкой, Уходи ты к лесным повиликам. "Я одену тебя побирушкой…"

ПОВОД

Бреговой. Небо ли такое белое Или солью выцвела вода? Ты поешь, и песня оголтелая Бреговые вяжет повода. "Небо ли такое белое…" ≈ Бреговой – от брег (берег).

Желтый. Дымом половодье Зализало ил. Желтые поводья Месяц уронил. "Дымом половодье…"

Повод – прикрепленный к удилам длинный ремень, посредством которого всадник управляет лошадью и за который водят лошадь.

ПОВЯЗКА

Мокрая. Встал и вижу: что за черт – вместо бойкой тройки… Забинтованный лежу на больничной койке. И заместо лошадей по дороге тряской Бью я жесткую кровать мокрою повязкой. "Годы молодые с забубенной славой…"

ПОГОДА

Бесшумная. Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Собаке Качалова.

Осенняя. Унеслася та ночка весенняя, Ей не скажешь: "Вернись, подожди". Наступила погода осенняя , Бесконечные льются дожди. Что прошло – не вернуть.

Синяя. Ах, у луны такое, – Светит – хоть кинься в воду. Я не хочу покоя В синюю эту погоду. "Море голосов воробьиных…"

Тихая. Собаке Качалова.

ПОГОНЯ

Раздольная. ● По метели в раздольной погоне Колокольчик хохочет до слез. "Эх вы, сани! А кони, кони!.."

ПОГОСТ

Покрытый грязью. Вечная даль перед нами, Путь наш задумчив и прост. Даст нам приют за холмами Грязью покрытый погост. На память Мише Мурашову.

Простой. Месяц на простом погосте На крестах лучами метит, Что и мы придем к ним в гости, Что и мы, отжив тревоги, Перейдем под эти кущи. "Дорогая, сядем рядом…"

ПОДАЯНЬЕ

Скромное. Под черед за скромным подаяньем Ищут странницы отпетую могилу. И поет дьячок за поминаньем: "Раб усопших, господи, помилуй". Поминки.

ПОДДЕВКА

Дырявая. Иду, застегнутый веревкой, Сажусь под копны на лужок. На мне дырявая поддевка, А поводырь мой – подожок. "Без шапки, с лыковой котомкой…"

ПОДНЕБЕСЬЕ

Закатное. Там с закатных поднебесий Скочет враг – силен, Как на эти ли полесья Затаил полон. Егорий.

ПОДОЛ

Красный. Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол. Лижет теленок горбатый Вечера красный подол. "Снег, словно мед ноздреватый…"

Обветшалый. Здесь все так же, как было тогда, Те же реки и те же стада. Только ивы над красным бугром Обветшалым трясут подолом. "Нощь и поле, и крик петухов…"

ПОДРУГА

Ветреная. ● Не жаль друзей и ветреных подруг "Отговорила роща золотая…"

Изменчивая. ● Там же.

Легкая. Хорошо в черемуховой вьюге Думать так, что эта жизнь – стезя. Пусть обманут легкие подруги, Пусть изменят легкие друзья. "Жизнь – обман с чарующей тоскою…"

ПОДРУЖКА

Ласковая. Я надену красное монисто, Сарафан запетлю синей рюшкой. Позовите, девки, гармониста, Попрощайтесь с ласковой подружкой. Девичник.

ПОДУШКА

Жесткая. Как случилось-сталось, сам не понимаю. Ночью жесткую подушку к сердцу прижимаю. Песня ("Есть одна хорошая песня у соловушки…").

ПОЁМ

Луговой. ● Теплый вечер грызет воровато Луговые поёмы и пни. "Гаснут красные крылья заката…"

Поём (обл .) – пойма.

Loading...Loading...