Лавриненко философия наука о науке. Владимир лавриненко - философия

Философия

Под ред. проф. В. Н. Лавриненко

Рецензенты:

А. К. Уледов – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;

А. В. Федотов – доктор философских наук, профессор.

Г. И. Иконникова – доктор философских наук, профессор;

В. Н. Лавриненко – доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации;

В. П. Ратников – доктор философских наук, профессор, академик Российской академии социальных наук;

М. М. Сидоров – кандидат философских наук, доцент.

Работая над книгой, мы стремились полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в контексте современности. Видимо, пришло время для создания нового поколения учебников по философии. Их основной особенностью должен стать отказ от идеологизированного подхода к освещению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.

Жизнь доказала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом суть творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.

Наши представления о современном учебнике нашли отражение в его структуре, прежде всего в сочетании историко-философского и проблемного изложения материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, а также данных современной общественной практики. Излагаются точки зрения, которые воспринимаются нами как научные.

Мы стремились к тому, чтобы содержание учебника и стиль изложения поднимаемых в нем проблем отражали тот факт, что философия в России становится все более самостоятельной дисциплиной, освобождается от идеологической заданности и конъюнктурных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений. Насколько это удалось, судить читателям. Предполагая продолжить работу над учебником, авторы будут благодарны за полезные замечания и пожелания по его улучшению.

Что такое философия?

Вместо введения

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI – нач. V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427-347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384-322 до н. э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341-270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX-XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т. д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.


Раздел первый. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.
Философия и мировоззрение.
Вопросы философии.
Философия как методология.
Функции философии.
Философия и наука.
Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ.
Глава I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.
2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике.
Глава II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.
1. Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке.
2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития.
3. Средневековая арабоязычная философия.
Глава III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
1. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения.
Глава IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени.
2. Основные проблемы (онтология и гносеология).
3. Социально-философские концепции.
Глава V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.
1. Просветительский характер философии XVIII в.
2. Онтологические и гносеологические проблемы.
3. Социально-философские воззрения.
Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
1. Общая характеристика.
2. Философия Канта.
3. Философия Фихте.
4. Философия Шеллинга.
5. Философия Гегеля.
6. Философия Фейербаха.
Глава VII. ПОЗИТИВИЗМ.
Глава VIII. НЕОИДЕАЛИЗМ .
Глава IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ .
Глава X. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ.
1. Развитие русской философии в XI–XVII вв.
2. Русская философия XVIII в.
3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.).
4. Русская философия конца XIX – первой половины XX вв .
Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ.
1. Главные направления современной философии.
2. Основные современные модели философского мышления.
3. Ведущие философские течения 60–70-х гг. XX в.
4. Философские школы 70–90-х гг. XX в .
Раздел третий. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА.
Глава I. БЫТИЕ.
Глава II. МАТЕРИЯ.
Глава III. СОЗНАНИЕ .
Глава IV. ДИАЛЕКТИКА.
Глава V. ПОЗНАНИЕ.
Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ .
Раздел четвертый. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА.
1. Предмет социальной философии.
2. Материализм и идеализм в социальной философии.
3. Социальная философия как методология общественных наук .
Глава II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В XIX–XX вв.
1. Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики.
2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики.
3. Психологическое направление.
4. Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н.Михайловского.
5. Неокантианство.
6. Социальная философия М. Вебера.
7. Теория круговорота локальных цивилизаций.
8. Теоретическая социология П. Сорокина.
9. Эмпирическая социология и структурно-функциональный анализ.
10. Современная социобиология.
11. Технологический детерминизм .
Глава III. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.
1. Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества.
2. Основные сферы жизни общества.
3. Социальная структура общества.
4. Политическая система общества.
5. Духовная жизнь общества .
Глава IV. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА .
Глава V. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.
1. Философское осмысление проблемы.
2. Экологическая проблема.
3. Народонаселение .
Глава VI. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры и цивилизации.
2. Человеческое измерение культуры.
3. Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре.
4. Культура и цивилизация.
5. Технические цивилизации .
Раздел пятый. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
Глава I. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
1. Философия Древнего Востока о человеке.
2. Проблема человека в философии Древней Греции.
3. Средневековая христианская концепция человека.
4. Человек Нового времени в европейской философии.
5. Немецкая классическая философия о человеке.
6. Антропологическая проблема в русской философии .
Глава II. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА.
1. Проблема антропогенеза.
2. Сущность и существование.
3. Биологическое и социальное в человеке.
4. Бессознательное и сознательное.
5. Индивид и личность.
6. Смысл и цель жизни .
Глава III. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.
1. Понятие и природа ценностей.
2. Социальные ценности и социализация личности .

Доступно и четко излагаются основные положения системы философского знания, раскрываются мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии, основные исторические этапы и направления ее развития от античности до наших дней. Отдельные разделы посвящены основам философского понимания мира, социальной философии (предмет, история и анализ основных вопросов общественного развития), а также философской антропологии. По сравнению с первым изданием (М.: Юристъ. 1997) включена глава, раскрывающая реакцию так называемого нового идеализма на классическую немецкую философию и позитивизм, расширены главы, в которых излагаются актуальные проблемы современной философской мысли, философские вопросы информатики, а также современные проблемы философской антропологии.
Адресован студентам и аспирантам вузов и научных учреждений.
2-е издание, исправленное и дополненное.


Философия
Под ред. проф. В.Н. Лавриненко

Рецензенты:
А.К. Уледов – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;
А.В. Федотов – доктор философских наук, профессор.

Авторы:
Г.И. Иконникова – доктор философских наук, профессор;
В.Н. Лавриненко – доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации;
В.П. Ратников – доктор философских наук, профессор, академик Российской академии социальных наук;
М.М. Сидоров – кандидат философских наук, доцент.

Изложен полный курс учебной дисциплины «Философия». Как и в предыдущих изданиях (1-е изд., 2-е изд. - ЮНИТИ, 1998, 2001) раскрываются предмет философии, ее содержание и основные функции, показывается роль и значение философии в жизни общества, его духовной культуре, развитии общественного сознания. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, диалектически сочетаются историко-философское и проблемное изложение рассматриваемых вопросов, касающихся природы, общества и человека. Особое внимание уделено методологии их научного познания, как она представлена в различных направлениях современной философии. Рассматриваемые проблемы излагаются доступно, содержательно и интересно.
Учебник призван способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни.
Для студентов и аспирантов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии и современного развития общества.

Что такое философия?
Смысл философии - поиск истин и познание?
Термин «философия» происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. Любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Необходимо попытаться найти ответ на вопрос «Что же такое мудрость?»
Сами философы отвечали на него по-разному, мудрствуя каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал немецкий философ И.Г. Фихте: «...даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия»1.

Первым, кто попытался объяснить слово «философ», был древнегреческий ученый и мыслитель Пифагор (вг. пол. VI в. - нач. V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно Пифагору принадлежит высказывание:

Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины.
Итак, согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия, Лавриненко В.Н., Ратников В.П., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

3- е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. - 622 с.

Изложен полный курс учебной дисциплины «Философия». Как и в предыдущих изданиях (1-е изд., 2-е изд. - ЮНИТИ, 1998, 2001) раскрываются предмет философии, ее содержание и основные функции, показывается роль и значение философии в жизни общества, его духовной культуре, развитии общественного сознания. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, диалектически сочетаются историко-философское и проблемное изложение рассматриваемых вопросов, касающихся природы, общества и человека. Особое внимание уделено методологии их научного познания, как она представлена в различных направлениях современной философии. Рассматриваемые проблемы излагаются доступно, содержательно и интересно. Учебник призван способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни. Для студентов и аспирантов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии и современного развития общества.

Формат: pdf (2010 , 3-е изд., 622с.)

Размер: 9,7 Мб

Скачать: 15

Формат: doc / zip (2004 , 2-е изд., 511с.)

Размер: 515Кб

Скачать / Download файл 15 .07.2017г, файлы удалены по требованию изд-ва "Юрайт" (см. примечание)

ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 11
Раздел I. Предмет и специфика философского знания 13
Что такое философия 14
Основные понятия 32
Вопросы для размышления 32
Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли 33
Глава 1. Восточная философия 34
1.1. Философия Древней и Средневековой Индии 35
1.2. Философия Древнего и Средневекового Китая 47
Основные понятия 55
Вопросы для размышления 56
Глава 2. Античная философия 57
2.1. Становление древнегреческой философии 58
2.2. Классический век древнегреческой философии 63
2.3. Эллинистическо-римская философия 71
Основные понятия 76 Вопросы для размышления 77
Глава 3. Средневековая философия. Проблема соотношения разума и веры 78
3.1. Средневековая христианская философия стран Западной Европы 79
3.2. Арабская средневековая философия 90
3.3. Историческая роль философии Средневековья 93 Основные понятия 95 Вопросы для размышления 95
Глава 4. Философия эпохи Возрождения 96
4.1. Своеобразие духовной культуры Ренессанса: развитие индивидуализма и гуманизма 96
4.2. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 97
4.3. Эпоха Возрождения и Реформация 100
4.4. Социально-философская мысль эпохи Возрождения 102
4.5. Натурфилософия эпохи Возрождения 107 Основные понятия 111 Вопросы для размышления 111
Глава 5. Философия Нового времени 112
5.1. Индуктивный метод Ф. Бэкона 112
5.2. Рационалистическое направление: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В.Лейбниц 115
5.3. Сенсуалистическое направление и критическая реакция на него 121
5.4. Социально-политические концепции 126
Основные понятия 130
Вопросы для размышления 131
Глава 6. Философия эпохи Просвещения 132
6.1. Философия Французского Просвещения 132
6.2. Идеи нравственного прогресса в Немецком Просвещении 143 Основные понятия 145 Вопросы для размышления 146
Глава 7. Немецкая классическая философия 147
7.1. Традиции и новаторство немецкой классической философии 147
7.2. Философия Иммануила Канта 148
7.3. Философия Иоганна Фихте 156
7.4. Философия Фридриха Шеллинга 159
7.5. Философия Георга Гегеля 163
7.6. Философия Людвига Фейербаха 169
7.7. Историческое значение немецкой классической философии 172 Основные понятия 173 Вопросы для размышления 174
Глава 8. Марксистская философия 175
8.1. Теоретические предпосылки марксистской философии 175
8.2. Диалектический материализм - философия марксизма 179 Основные понятия 193 Вопросы для размышления 193
Глава 9. Западная философия конца XIX-XX вв. 194
9.1. Особенности современной западной философии 194
9.2. Философия науки 196
9.3. Философия жизни 203
9.4. Философские аспекты психоанализа 211
9.5. Философия существования, или экзистенциализм 213
9.6. Философская герменевтика 218
9.7. Постмодернизм 222
9.8. Современная религиозная философия 225 Основные понятия 231 Вопросы для размышления 232
Глава 10. Русская философия 233
10.1. Основные этапы развития русской философской мысли и ее особенности 233
10.2. Развитие русской философии в XI-XVII веках 235
10.3. Русская философия XVIII века 241
10.4. Славянофилы и западники XIX в. 246
10.5. Материализм в русской философии середины XIX в. 255
10.6. Русское почвенничество 259
10.7. Русский консерватизм 267
10.8. Русский космизм 275
10.9. Философия всеединства Владимира Соловьёва 284
10.10. Русская религиозно-идеалистическая философия первой половины XX в. 290
Основные понятия 203
Вопросы для размышления 203
Раздел III. Проблемы онтологии и гносеологии 305
Глава 11. Проблема бытия 306
11.1. Суть философской проблемы бытия 306
11.2. Проблема бытия в истории философских учений 309
11.3. Формы бытия 313 Основные понятия 315 Вопросы для размышления 315
Глава 12. Философское понимание материи 316
12.1. Философское понятие «материи» 316
12.2. Системный характер организации материального мира 319
12.3. Движение материи 323
12.4. Диалектика - учение о развитии 326
12.5. Синергетика - учение о самоорганизации материальных систем 333
12.6. Пространство и время как формы бытия материи 335
12.7. Единство материального мира 341 Основные понятия 342 Вопросы для размышления 343
Глава 13. Идеальное бытие сознания 344
13.1. Возникновение и сущность сознания 344
13.2. Что такое идеальное? 349
13.3. Социальная идеальность 350
13.4. Психика, сознание, идеальное 352 Основные понятия 356 Вопросы для размышления 356
Глава 14. Познание как предмет философского анализа 357
14.1. Что есть знание? 357
14.2. Структура и динамика процесса познания 358
14.3. Проблема истины 366 Основные понятия 369 Вопросы для размышления 370
Раздел IV. Социальная философия 371
Глава 15. Общество как объект познания 372
15.1. Познание мира, общества, человека 372
15.2. Специфика социального познания 375
15.3. Предмет и функции социальной философии 380
15.4. Социальная философия и другие общественные науки 383
15.5. Социальная философия как самосознание человечества 386
15.6. Историческое развитие социальной философии 390
15.7. Социальная философия о характере исторического процесса 417
Основные понятия 420
Вопросы для размышления 420
Глава 16. Природные основы общественной жизни 421
16.1. Вопрос о взаимоотношении природы и общества в истории философской мысли 421
16.2. Природа как основа жизнедеятельности общества. Взаимовлияние общества и природы 423
16.3. Экология, современные глобальные экологические проблемы и пути их решения 436
Основные понятия 437
Вопросы для размышления 438
Глава 17. Общество как целостная, саморазвивающаяся система 439
17.1. Социальная система как единство элементов и их взаимоотношений 439
17.2. Динамика общества и его развитие 451
Основные понятия 458
Вопросы для размышления 458
Глава 18. Философские проблемы экономической жизни общества 459
18.1. Основные проявления экономической жизни общества 459
18.2. Роль способа производства в жизни общества 462
18.3. Объективные экономические законы 465
18.4. Экономические отношения и экономические интересы 467
18.5. Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества 469
Основные понятия 475
Вопросы для размышления 475
Глава 19. Политическая жизнь общества 476
19.1. Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества 477
19.2. Роль государства в политической жизни общества 480
19.3. Политический режим 484
19.4. Проблема политического сознания 487 Основные понятия 489 Вопросы для размышления 490
Глава 20. Правовая сфера жизни общества 491
20.1. О сущности права 491
20.2. Происхождение и основные особенности развития правовой сферы 494
20.3. О правовом состоянии общества 496
20.4. Правосознание 499 Основные понятия 500 Вопросы для размышления 500
Глава 21. Духовная жизнь общества 501
21.1. Социальная природа и содержание духовной жизни 501
21.2. Наука как система знаний и вид духовного производства 508
21.3. Искусство - важнейший вид духовного производства 517
21.4. Мораль как регулятор социального поведения 526
21.5. Религия 534 Основные понятия 546 Вопросы для размышления 547
Глава 22. Смысл и направленность истории 548
22.1. Проблема смысла истории в философской мысли до Нового времени 548
22.2. Социальная философия Нового времени и эпохи Просвещения о направленности развития общества 550
22.3. Современные концепции о смысле и направленности человеческой истории 553
Основные понятия 564
Вопросы для размышления 564
Раздел V. Философская антропология 565
Глава 23. Проблема человека в истории философии 566
23.1. Философия Древнего Востока о человеке 566
23.2. Проблема человека в философии Древней Греции 568
23.3. Средневековая христианская концепция человека 571
23.4. Человек в философии Возрождения и Нового времени 572
23.5. Немецкая классическая философия о человеке 574
23.6. Антропологическая проблема в русской философии 576 Основные понятия 578 Вопросы для размышления 578
Глава 24. Философские проблемы человека 579
24.1. Осмысление и разработка проблемы антропогенеза 579
24.2. Биологическое и социальное в развитии человека 583
24.3. Сущность и существование человека 589
24.4. Бессознательное и сознательное в человеке 592
24.5. Индивид и личность 595
24.6. Смысл и цель жизни 598 Основные понятия 601 Вопросы для размышления 602
Глава 25. Ценности и личность 603
25.1. Ценности: понятие и природа. Теории ценностей 603
25.2. Социальные ценности и социализация личности 607 Основные понятия 614 Вопросы для размышления 614
Библиографический список 615

Владимир Николаевич Лавриненко Философия

Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004

Аннотация

Доступно и четко излагаются основные положения системы философского знания, раскрываются мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии, основные исторические этапы и направления ее развития от античности до наших дней. Отдельные разделы посвящены основам философского понимания мира, социальной философии (предмет, история и анализ основных вопросов общественного развития), а также философской антропологии. По сравнению с первым изданием (М.: Юристъ. 1997) включена глава, раскрывающая реакцию так называемого нового идеализма на классическую немецкую философию и позитивизм, расширены главы, в которых излагаются актуальные проблемы современной философской мысли, философские вопросы информатики, а также современные проблемы философской антропологии.

Адресован студентам и аспирантам вузов и научных учреждений.

2-е издание, исправленное и дополненное.

Философия Под ред. проф. В. Н. Лавриненко

Рецензенты:

А. К. Уледов – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; А. В. Федотов – доктор философских наук, профессор.

Г. И. Иконникова – доктор философских наук, профессор; В. Н. Лавриненко – доктор философских наук, профессор, академик Международной

академии информатизации; В. П. Ратников – доктор философских наук, профессор, академик Российской академии

социальных наук; М. М. Сидоров – кандидат философских наук, доцент.

Работая над книгой, мы стремились полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в контексте современности. Видимо, пришло время для создания нового поколения учебников по философии. Их основной особенностью должен стать отказ от идеологизированного подхода к освещению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.

Жизнь доказала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом суть творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.

Наши представления о современном учебнике нашли отражение в его структуре, прежде всего в сочетании историко-философского и проблемного изложения материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, а также данных современной общественной практики. Излагаются точки зрения, которые воспринимаются нами как научные.

Мы стремились к тому, чтобы содержание учебника и стиль изложения поднимаемых в нем проблем отражали тот факт, что философия в России становится все более самостоятельной дисциплиной, освобождается от идеологической заданности и конъюнктурных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений. Насколько это удалось, судить читателям. Предполагая продолжить работу над учебником, авторы будут благодарны за полезные замечания и пожелания по его улучшению.

Что такое философия? Вместо введения

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него поразному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое

философия».1

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI – нач. V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы,

1 Фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии.

М., 1993. С. 5.

между тем как философы – до единой только истины»2 . Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427-347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384-322 до н. э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и

представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».3 Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-

историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341-270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не

существуют».4 Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том,

чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX-XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому

2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 309.

3 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 69.

4 Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 403.

знанию вообще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т. д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух,

а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Такое понимание философии определило структуру данного учебного издания.

В Разделе первом раскрываются более конкретно обозначенные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философские системы – материалистические, идеалистические, религиозные и их разновидности. В связи с этим решаются такие проблемы, как соотношение философии и мировоззрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого себя, ее критическая, прогностическая, социальная и другие функции.

В Разделе втором рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в философии средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также в различных направлениях современной философии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.

В Разделе третьем излагаются основы философского понимания мира. Рассматриваются фундаментальные философские проблемы: бытия, материи, сознания, диалектики, познания, а также философские проблемы информатики, указывающие на современные способы и средства познания мира.

В Разделе четвертом раскрываются основные положения социальной философии, т. е. философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направления социальной философии. Показано ее значение как теории и методологии познания общественных явлений. Рассматривается взаимодействие основных элементов

общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы, как взаимодействие общества и природы, культура и цивилизация.

В Разделе пятом учебника освещаются основные положения философской антропологии – философского учения о человеке. Показано решение проблемы человека в истории философской мысли, включая современные философские учения. Всесторонне раскрываются сегодняшние проблемы существования человека в обществе и их решение в современной антропологии.

Данный учебник подготовили:

доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации В. Н. Лавриненко – руководитель авторского коллектива (Разд. четвертый,

доктор философских наук, профессор Г. И. Иконникова (Разд. второй, гл. I-IX, XI, разд. четвертый, гл. VI);

Доктор философских наук, профессор, академик Академии социальных наук В. П. Ратников (Вместо введения; Разд. первый; Разд. второй, гл. X, Разд. пятый);

Кандидат философских наук, доцент М. М. Сидоров (Разд. третий).

Раздел первый.

Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции

Философия и мировоззрение

Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т. д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозное и т. д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Наконец, отметим еще один – исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия – это самый поздний в историческом плане

вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

Вопросы философии

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись – это вопрос «что такое философия?» В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т. д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Остановимся более подробно на вопросе о материализме и идеализме.

Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. «Материализм, – писал он, – все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа,

объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»5 . Таким образом, философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции – это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес. Левкипп. Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Eepoпe. В его основе лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри. К. Гельвеций и др.). Диалектический

5 Шлегель Ф. Эстетика Философия. Критика: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 104-105

материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Существуют и такие разновидности материализма, как, например, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм (от лат. deus – бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин, М. В. Ломоносов и др.). Далее, различают научный и вульгарный материализм. Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus – один, единственный и ipse – сам). Согласно последнему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм (от греч. pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т. д., асамо бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения. Одна из них состоит в том, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии. Согласно другой – «история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против

идеализма…»6 . На наш взгляд, такая «борьба», причем вполне сознательная, безусловно имела место в истории философии. Достаточно вспомнить противостояние материализма и идеализма в античный период или воинствующий идеализм Беркли в Новое время, или, наконец, можно обратить внимание на позицию «воинствующего материализма» в нашем столетии. Но вместе с тем эту «борьбу» не следует абсолютизировать и полагать, что она всегда и везде определяет развитие философии. Указывая на сложность взаимоотношений материализма и идеализма, известный российский философ В. В. Соколов пишет: «Такая сложность состоит в том, что материализм и идеализм далеко не всегда составляли два „взаимонепроницаемых лагеря“, а в решении некоторых вопросов соприкасались и даже

перекрещивались»7 . Примером сопряжения материализма и идеализма может служить

6 Зотов А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений//Вопросы философии. 1991. № 12 С. 21.

7 Соколов В. В. Основной вопрос философии в его историческо-философской конкретике и развитии//Философские науки. 1990. № 8. С. 83.

позиция деизма. Не случайно к деизму примыкали мыслители и материалистического (Ф. Бэкон, Дж. Локк), и идеалистического (Г. Лейбниц), и дуалистического (Р. Декарт) направлений. Но еще более наглядно единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель).

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопросо монизме, дуализме и плюрализме. Монизм (от греч. monos – один, единственный) – философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов – материалистический и идеалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным, духовным. Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках современной науки положительно решена быть не может.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или

о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, – агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления – скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

Философия как методология

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos – путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и фактического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, конечно, только к такой философии, которая опирается на науку.

Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф. Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь. Однако различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем – это теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и законах.

Переходя к более конкретному рассмотрению вопроса о методах философии, следует прежде всего указать на материализм и идеализм. Об их содержании речь шла выше. В

данном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т. е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности; во втором – как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию.

Следующий аспект дифференциации философских методов – диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.

Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т. е. прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором

– как идеалистическая диалектика. Классическим представителем идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) является Г. В. Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей

способом мышления и познания8 . Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т. д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас». При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной.

Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей9 . Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического

8 Понятие «метафизика» имеет и другое, не затрагиваемое здесь значение, а именно – философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия.

9 Такой методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть сведены к низшим и объяснены на основе их закономерностей, называется редукционизмом (от лат. reductio – отодвигание назад, возвращение к прошлому состоянию). Редукционизм бывает самых различных видов: механистический – сведение высших форм материи к механической; биологический – сведение социальной формы материи к биологической: психологический – объяснение законов развития общества только психологическими факторами и т. д.

материализма, который, в свою очередь, является проявлением метафизического материализма.

Необходимо отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление», «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статикой – динамика, а за деревьями – лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый момент диалектического познания. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится в абсолют. В этом, кстати, гносеологические корни всех односторонних теоретических концепций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание, идея) отрывается от материального, абсолютизируется и противопоставляется материальному в качестве абсолютно автономного демиурга (творца) бытия. При этом забывается, что в конце концов, мышление, идеальное возникает на базе материального.

Следует, однако, отметить, что плохую услугу познанию оказывает не только абсолютизация покоя, но и абсолютизация его противоположности – движения. И то и другое есть выражение метафизического способа исследования. И если в первом случае мы встаем на путь, ведущий к догматизму, то во втором – на путь, ведущий к абсолютному

релятивизму10 . Для подлинной диалектики нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие.

Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее, по нашему мнению, значение. Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) – методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).

Рационализм (от лат. ratio – разум) – метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).

Иррационализм – философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).

Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механизмы, логика и организация знания. В частности, рассматриваются критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, структура научных революций и другие.

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как уже говорилось, и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следует смешивать.

10 Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, заключающийся в абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной устойчивости.

Loading...Loading...