Можно ли детям кушать перед причастием. Можно ли перед Причастием смотреть телевизор? Для чего надо причащаться

О причащении детей


П ричастие – это тайна. Но без приобщения этой тайны мы не сможем быть полновесными членами Церкви, духовно расти и, в конечном счете, не причащаясь Святых Христовых Тайн, мы не сможем стать наследниками Царства Небесного (Ин). Причащаясь, человек получает всю полноту благодати Пресвятого Духа, т.е. всё самое лучшее, что он только способен получить на земле для своей жизни, для своего развития.


Практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Господь наш Иисус Христос: "Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие... И обняв их, возложил руки на них и благословил их" (Мк. 10, 13-16).

Господь показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами "истин о Боге" не препятствует действительной близости с Богом.

Причащая детей, нужно учитывать, что для малышей от одного до трех лет никакой подготовки перед Причастием нет, их можно даже кормить. Важно также настраивать ребенка на Причастие. Говорить, что мы идем в храм, что батюшка будет тебя причащать, что ты откроешь ротик.

Причем, примерно к двум годам, ребенку, особенно если он не привык причащаться, необходимо объяснить, что такое Причастие и как приступать к Таинству. Не нужно употреблять кощунственные формулировки вроде: "Вот батюшка тебе вкусненького компотика даст" и подобные. Лучше сказать: "Батюшка тебе Причастие даст – святое, хорошее...". Или: "Мы причастимся Тела и Крови Господа". Так постепенно, благодаря отношению взрослых к ребенку-причастнику – как его поздравляют, целуют, стараются в этот день одеть по-праздничному, – он начинает понимать, что Причастие – это радостное, торжественное, святое событие.

Если младенец никогда не причащался, то, когда его подносят к Чаше, он может испугаться. Он не понимает, что с ним пытаются сделать или, например, думает, что его хотят напоить лекарством, или может быть другая причина. В таких случаях не нужно причащать ребенка насильно. Лучше пусть он посмотрит, как причащаются другие дети, дать ему кусочек просфоры, поднести к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что его причастят в следующий раз.

Годам к трем-четырем можно и нужно объяснять детям смысл Таинства Причастия. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных, ласкал маленьких детей. И вот, когда Он узнал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними. И когда они расположились за столом, Он взял хлеб, разломил и раздал им, сказав: "Этот хлеб – Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами". Потом Он взял чашу с вином и сказал им: "В этой чаше Я вам даю самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами". Так Иисус Христос первый раз причастил людей и завещал, чтобы все, кто Его любят, также причащались.

Начав с простого объяснения, подрастающим детям можно рассказывать о Тайной Вечери подробнее и полнее, следуя евангельскому тексту. За литургией они услышат слова: "Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов" и "Пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за много изливаемая во оставление грехов". И к этому их надо приготовить. Но как бы мы ни упрощали евангельские рассказы, важно, чтобы не искажался их смысл.

Маленький ребенок может расплакаться на службе, что будет мешать молящимся, да и родителям с ребенком нелегко выстоять всю службу. Поэтому лучше приходить в храм минут за 10-15 до Причастия. Это может касаться и некоторых детей старше 3-х лет. Детей к Храму нужно приучать постепенно, не принуждать отстаивать всю службу, так как в будущем это может произвести обратный эффект, и ребенок вовсе не захочет идти в церковь.
Постепенно, годам к четырем нужно уже приучать ребенка причащаться натощак. Этот литургический пост – прекрасная подготовка к принятию Таинства, и чем раньше ребёнок к нему привыкает, тем лучше, и тем легче это даётся.

Лет с пяти детки уже могут поститься день перед причастием. Не строго: воздерживаться от мяса, конфет, от просмотра мультфильмов, стараться вести себя лучше, быть послушнее и т. п. Хорошо прочитать с ними вслух одну или несколько молитв ко Святому Причащению.

Родители призваны научить детей, как подходить к причастию: сложив руки на груди, а подходя к Чаше, не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Чашу. Следует назвать священнику свое имя. После причастия нам дают съесть кусочек просфоры и выпить немножко вина с водой - это называется "запивка". Все это внешние правила, и нельзя их смешивать со смыслом и значением таинства, но установленное традицией поведение в храме имеет немалое значение. Детям важно почувствовать в торжественные минуты, что они умеют держать себя как взрослые.

Говоря о частоте Причастия, отметим, что маленьким детям можно причащаться часто, но начиная с шести-семи лет благоразумнее будет согласовать этот вопрос с духовником. Или с любым батюшкой, который будет в курсе Ваших обстоятельств.

С семи лет ребенка необходимо приводить на исповедь, к чему его тоже следует подготовить: рассказать о том, что в этом таинстве сам Господь прощает грехи. Конечно же, мы еще раньше учим детей анализировать, что хорошо, а что плохо, поэтому возраст исповеди может и уменьшаться, если ребенок понимает, что это за Таинство, и отдает отчет своим поступкам. Важно, чтобы ребенок не боялся этого Таинства, а поэтому нужно постараться предупредить священника, что у Вашего ребенка первая исповедь.

С семи лет постепенно ребенка нужно приучать и к остальным требованием ко Причастию. Но важно помнить, что это внешняя подготовка к Причастию, а важна еще и внутренняя. Самим родителям надо стремиться любить храм, любить Бога и исполнять Его святые заповеди. Помнить, что мы в Таинстве Причастия встречаемся со Христом и должны стремится к этой встрече, радоваться ей, желать ее (как мы желаем встречи с любимым человеком). Важно эту любовь привить и ребенку. А поэтому здесь необходима во всем постепенность и самое главное – личный пример, иначе мы можем только отторгнуть ребенка от Церкви и Бога. Господь принимал детей и радовался им, не обременял их. Так должны и мы с постепенностью и любовь приводить детей ко Христу. Стремясь сами быть примером не просто формального исполнения церковных предписаний, но примером любви, понимания, отдаляясь сор, гнева и злости. Ведь ребенок судит о вере, взирая на нас, и если мы живем не по христиански, то едва ли механическое Причащение детей даст плоды. Только с понимания сути Таинства, только с желанием и с любовью к нему, а значит и к Богу, Причастие будет приносить пользу для человека, будет врачеванием и духовных, и телесных недугов. И конечно необходима твердая вера в Бога и вера в Его любовь к Нам. "Я отдаю себя Христу, а Христос входит в мою жизнь". Его жизнь во мне - вот в чем состоит таинство Святого Причастия, и в этом раскрывается смысл и цель нашей жизни.

Вопрос о подготовке детей к причастию освещается во многих книгах и на многих православных сайтах. Однако ему уделяется внимание лишь в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Ввиду большого отличия физиологического и психологического устроения взрослого человека и ребенка, автор статьи предлагает найти особый подход к рассматриваемому вопросу, который бы учитывал возрастные особенности детей и исходя из этого позволял принимать решения относительно выбора условий подготовки к Таинству Причастия.

Мы расскажем о подготовке к Таинству для детей:

  • До года
  • От года до трех лет
  • От трех лет до семи.

О проблемах и вопросах

Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца. Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными. Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту. Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть. Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.

Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает: «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша. Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях. В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие”. То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.

Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей. И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.

В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка. Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает. И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.

Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.

Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность семьи, а также собственные семейные традиции.

Маленькие детки – маленькие бедки

Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так, конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка, – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками. Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали. Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать. Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.

Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия. Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется. В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.

т года до трех лет

С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».

Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное. Во-первых, в этом возрасте большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот. С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».

Разговор с ребенком является предметно-наглядным, понятным, доступным и ситуативным. Это важно и можно использовать и при подготовке ребенка к причастию. По моему – может быть, ошибочному – мнению, в этом возрасте подготовка ребенка к причастию заключается в том, что мама или папа вместе с ребенком собираются и идут в храм, причем ситуация проигрывается именно на речевом уровне: «Сейчас мы встанем, умоемся, и пойдем в храм» и так далее. Каждое действие по возможности комментируется простыми предложениями, ласково, ненавязчиво и, что самое главное, без всякой ложной умильности в голосе. Не надо играть в благочестие. Если уж нет сил «щебетать» с утра, лучше совсем помолчать, чем взять фальшивую ноту. Сам поход в храм, причастие ребенка – также по возможности проговаривается.

Кроме того, ребенок в этом возрасте уже, хотя бы в фоновом режиме, «слышит», что делают родители. Поэтому можно читать правило ко Причастию в комнате, где играет или засыпает ребенок. И вы рядом, и слова молитв не покажутся ему когда-нибудь позже чем-то совершенно дикими.

Также нужно отметить и то, что частое причащение имеет не только духовную пользу и смысл, но и психологически «закрепляет» в памяти эту ситуацию: «Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей».

Однако частое причастие не должно стать самоцелью, и, конечно, всегда надо решать вопрос о том, сколько, когда и как причащать собственного ребенка, исходя не из информации, предлагаемой в книжках и интернет статьях, а из его самочувствия, его психотипа, его способности переносить нагрузки, его настроения, в конце концов. Нет ничего мучительнее, чем смотреть, как мама с папой скручивают вырывающееся чадо за руки – за ноги, а священник пытается попасть лжицей в рот извивающемуся младенцу. Все это похоже на какую-то неравную борьбу, где ребенок заранее обречен на роль проигравшего.

Причастие ребенка от трех до семи лет

Об этом благодатном возрасте познания мира писали многие психологи и родители. Это время, когда ребенку все интересно,
когда он ищет новых интеллектуальных и эмоциональных впечатлений, когда он может не только слушать, но и ему есть, что сказать. Иными словами, ребенок начинает осмысливать происходящее, связывать разрозненные кусочки своего опыта в единую мозаику, он начинает складывать свою картину мира. И задача родителей – помочь гармонично и красиво эту картину мира «нарисовать».

Во-первых, в этом возрасте можно уже разговаривать, читать и обсуждать. Конечно, читали и разговаривали мы и раньше, но теперь наш разговор переходит на новый уровень, да и книжки можно читать посерьезнее колобка и мойдодыра. Причем читать нужно хорошие книжки – обратите внимание: не православные, а хорошие. К сожалению, это не одно и то же. В последнее время разве что детская серия «Настя и Никита» от «Фомы» может назваться хорошей православной литературой, а если быть точным, хорошей современной детской литературой, лежащей в силовом поле православного бытия.

Почему я так настаиваю на чтении книг родителями детям? Потому что эта, казалось бы, незамысловатая семейная традиция имеет массу положительных сторон. Это и возможность побыть вместе с ребенком, посидеть бок о бок, уделив время только друг другу, это особая атмосфера душевного тепла, единой семьи, покоя и любви. Это и разговор после книжки – кто и как поступил, почему так, а не иначе. И здесь вы не только прививаете ребенку навыки пересказа, развиваете его речь, но и расставляете нужные нравственные акценты, формируете иерархию ценностей. Это та литературно-нравственная и эмоционально-мотивационная база, на которой будут строиться его знания о Церкви – именно так, а не наоборот.

Кроме чтения, как ни странно, важным, вернее, даже главным элементом подготовки ребенка к причастию является… его воспитание – обсуждение его поступков, создание нравственного компаса, усвоение понятий плохо/хорошо. Причем это должны быть нравственные понятия именно в общечеловеческой системе ценностей, а не так, что мы, православные, хорошие, а остальные, язычники, грешники, и общаться с ними нельзя, потому что они, как тот бычок из переделанного на православно-шутливый манер стихотворения, попадут в ад:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу,

И если не покается,

Ради чего ты водишь детей на Причастие?

Самое важное — это встреча ребенка с Богом. Кроме того, чадо постепенно приучается ходить в храм. Вы потом никогда не услышите от повзрослевшего ребенка: «Меня мама не приучила ходить в церковь…»

И ещё… Много раз родители убеждалась в том, что после причастия чадо не заболевало, хотя по анализам или внешним признакам болезнь казалась неизбежной. Гораздо спокойнее ведут себя и детки с неврологией, лучше едят и спят чада с любыми проблемами со здоровьем...

Вера — мощный источник спокойствия и уверенности для человека. А во время Крестного Знамения улучшается ритм сердцебиения и выравнивается дыхание.

Позже, когда чадо начнет исповедоваться, причастие и разговор с батюшкой, возможно, уберегут повзрослевшее чадо от чувства безнаказанности и вседозволенности, увы, свойственного подростковому возрасту.

Причащать ребенка нужно обязательно - это важно для его духовного и душевного развития, здоровья, для того, чтобы Небесный Покровитель, в честь которого окрещен ребенок, был близок к ребенку, охранял и оберегал его от всех неприятностей, которые подстерегают малыша на его жизненном пути.

Когда первый раз Причащать ребенка

К причащению мы допускаем детей с момента крещения, потому что в крещении они как бы таинственно погружаются во Христа и начинают жить Его жизнью. И наша принадлежность ко Христу не зависит от количества нашего знания. Ребенок душой может знать больше, чем его родители или чем взрослые люди. Поэтому вопрос не в том, что он столько не знает, не понимает и поэтому может ли он причаститься… Его душа ожила благодатью Христовой, и он с Ним общается.

Во время богослужения выносится Чаша, в которую предварительно положили нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и налили разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы, которые Вы, естественно, будете слышать, призывается святой дух Иисуса Христа и таким образом святой дух нисходит в эту чашу и считается что в ней невидимо кровь и плоть Христовы.

Сразу всех успокоим. Ни один человек не заболел от этого. Ни один малыш не получил ухудшения. Наоборот, детям как можно чаще нужно причащаться.

Первый приход в храм превратите в настоящий праздник! Если ребенок постарше, ему понравится ставить свечи, выбирать памятную иконку. Можно подарить интересную православную книгу, кассету; после церкви — где-нибудь вкусно поесть, а может, и погулять в веселой компании малышей, которых всегда много у Храма.

Как объяснить смысл Таинства малютке

Хорошо бы объяснить смысл Таинства в доступной для каждого малыша форме: двухлетней дочке или сыну объясните, что это встреча с Богом. Малышам не надо говорить о Теле и Крови Спасителя - дети к этому осознанию не готовы в силу своего возраста и они это поймут со временем или Вы со временем сможете уже сами это объяснить ребенку в доступной форме. Тут может помочь воскресная школа для деток или добрый разговор с Батюшкой, когда малыш немного подрастет и начнет больше понимать. Но не стоит говорить ребенку про "вкусненькое", если речь идет о Причастии. Что сказать? - Это Причастие. Вот и говорим мы нашим детям: солнышко, погляди, это - хлеб. Это - каша. Это сахар. Даем попробовать. И ребенок на всю жизнь усваивает полученную информацию.

Внешний вид, одежда родителей и деток
Для мамы - желательно в храм надеть длинную юбку, платок и кофту с длинными рукавами (в жару подойдет и рукав «три четверти»).Для монастыря эти условия строго обязательны. Но одежда может быть и красивой, и праздничной, по канонам «в чёрном» только вдовы ходят в Храм Божий.

Для деток - девочка должна быть в шапочке или платочке, а сын — без головного убора. Кстати, следует в церкви выключить сотовый телефон. Зимой в храме нужно снять варежки. Верхнюю одежду можно снять или расстегнуть.

Можно ли кормить детей перед Причастием

До 3-х лет ограничений в пище нет. Грудничков можно спокойно кормить, но желательно немного заранее (хотя бы за 30 мин., хотя, если есть возможность, лучше за 1,5 часа до Причастия), чтобы малыш не срыгнул после Причастия.

После трех лет дети причащаются на голодный желудок. Нельзя пить даже святую воду (вопрос о приеме лекарств можно задать Священнику).

Но после Таинства кормить деток нужно не обильно, особенно если вы добираетесь до дома на машине.

Когда приезжать на Причастие с детками

Лучше всего, конечно, заранее узнать расписание служб. Чаще всего литургия (Причащают только на литургиях) начинается в будни и по субботам — в 8, а в воскресение и в праздники — в 7 и в 9 или 10 утра.

Впрочем, в каких-то храмах может быть немного иначе: в 7, 7.30 или 6.30 утра…

Когда же приводить деток ко Причастию. Взрослые могут смотреть по состоянию ребенка, если он ведет себя спокойно можно постоять и на Службе. Обычно маленьких деток приносят перед самим Причастием, что происходит после молитвы «Отче наш», обычно через 50 минут, через час после начала Богослужения, но нужно быть готовыми, что служба будет длиннее. Расписание всегда вывешивается заранее. Детки до 7 лет могут быть на Службе со взрослыми или же гулять возле Храма.

Причастие

Перед тем как идти к Чаше (ко Причащению), возьмите Благословение у батюшки, который исповедует (стоять в очереди с детьми не нужно). Если батюшки нет - идите ко Причащению и скажите об этом Священнику, который Причащает.

Причастие — самая большая святыня, Сам Господь Бог! Кстати, именно поэтому перед Чашей не крестятся.

Дети постарше складывают на груди ручки крестообразно (правая — поверх левой). Малышей взрослые сажают на правую (!) руку, а грудничков кладут на правую руку головкой. Соску перед Чашей не дают. Это делается, чтобы ни единая капля Причастия не пролилась на одежду.

Алтарники во время причастия держат особую красную ткань — плат, да и ротик малышу обязательно промокнут.

И обязательно объясните малышу, что Частичку необходимо проглотить. А лучше — проследите сами, особенно в первый раз.

Если капелька Причастия попала на одежду или ребенок срыгнул после Причастия - подойдите к Батюшке и скажите об этом.

Сначала причащают детей. После слов батюшки: «Причащается раб Божий…» — нужно четко назвать церковное имя ребенка (имя, с которым крестили ребенка). За младенцев имя называет взрослый, а детки постарше называют свои имена самостоятельно.

После Причастия, не разговаривая сами и не позволяя разговаривать деткам, ведите их к специальному столику —запить причастие и взять кусочек просфоры.

Затем малыша можно приложить к Распятию либо же дождаться конца Службы и приложиться к Кресту, который вынесет священник в самом конце Службы.

Дожидаться конца Службы не обязательно - смотрите по состоянию ребенка.

До семи лет дети не исповедуются.

Статья подготовлена редакцией сайта "Детская"

по материалам статьи "Детское Причастие"
клуба православных литераторов "Олимпия"

Но детская подготовка ко причастию она особенная, индивидуальная

Как Вы знаете, ко Причастию и Исповеди нужно готовиться, но детская подготовка и детская исповедь совершенно особенная, не сравнимая со взрослой. Задача христианина, в том числе и юного, – получить пользу от Исповеди и Причастия, поэтому важно, чтобы подготовка к таинству и сама исповедь прошли эффективно и неперегруженно. Если священник опытный, этот вопрос можно обговорить в индивидуальном порядке, если священник требует вычитывания всех канонов, строгого поста для ребенка, то большой вопрос полезно ли это...На данном этапе, на мой взгляд, важен индивидуальный подход, если ребенок с младенченства в Храме – это одно, если от случая к случаю - другое.

С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком

Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию. Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого. И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете. Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет. Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.

Как вариант, подготовка может быть такова, но важно обсуждать индивидуально с приходским священником

По всем вопросам, касающимся поста, отмечу, что, на мой взгляд, будет правильным отказаться первые два дня от сладкого, на второй день отказаться от мяса, но оставить возможность кушать рыбу и молочное, а на третий день отказаться от рыбы и молочного. Если ребенок пока мал, то третий день отказываемся от рыбы, а молочное оставляем в рационе. По большому счету, это все индивидуально и обсуждается с конкретным духовником. Поэтому мои рассуждения в данном случае больше рассуждения, нежели рецепт.

Духовная подготовка ребенка тоже важна

Важно, помимо телесной подготовки готовить ребенка к таинству и духовно, чаще читая молитвы, читая детскую Библию, меньше смотреть мультиков, а например, заменить их на просмотр Закона Божиего, он есть в нашей галерее.

Все постепенно, и молитвы тоже

По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.

Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно. Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению». Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы.

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

«Должен ли ребенок перед причастием пост соблюдать?»

– Опять: если для родителей пост в тягость, то возникает проблема и с ребенком. А если это естественная жизнь семьи, то и вопросы такие даже не возникают. Ребенок ест, что дают ему взрослые. Пост ведь это не голодовка. Это изменение своих привычек, образа жизни. Главное в нашей жизни не количество молитв, не пост – все это лишь средство.

Нужно не запрещать, не заставлять, а чтобы ребенок добровольно принимал такой образ жизни. Если его заставили – он вырвется из-под родительского крыла и все равно сделает по-своему, вот что ужасно. Святые отцы советуют ребенка так растить, чтобы, когда вырастет, когда в 7 лет впервые сам на исповедь пойдет, он себя сам ощущал христианином, чтобы взял иго Христово добровольно.

Заставить сделать это невозможно. Красоту такой жизни можно только показать. И когда дети увлекутся духовной жизнью, то они открывают такое богатство, которое несравнимо со всеми богатствами мира. Как в Евангелии: нашел жемчужину, пошел и ради нее все продал. Так и духовная жизнь: нашел ее – от всего откажешься, чтобы этой жизнью жить. Нужно помочь ребенку это богатство внутри себя открыть, чтобы он не думал, что это все лишь внешнее.

«Если ребенок еще без исповеди причащается – он уже должен как-то готовиться к причастию?»

– Особых правил нет, но если возможно, чтобы он не вкушал перед причастием, – это будет хорошо. Надо приучать ребенка, чтобы он с малых лет готовился к походу в храм, собирался.

«Когда ребенок готовится к первой своей исповеди, нужно подсказать, какие грехи у него есть, как в них каяться?»

– Мы привыкли обращать внимание детей на то, что они плохо делают. Но ведь главная-то беда не в том, что плохое делают, а в том, что не стараются делать хорошее. Самый большой грех заключается в том, что человек не делает того, что должен делать. Его ругают, и человек понял, что он – плохой. Но грех в том, что он хорошим не становится. Главная греховность – несоответствие идеалу, святости.

Что такое покаяние? Это изменение жизни в сторону идеала, святости. Я должен исправлять себя. Если у меня есть только видение отклонения, а не движение к идеалу – это самое плохое. Нужно видеть цель христианской жизни – Богоугождение. Чем я Богу не угодил, должен был угодить, а не угодил? Это не сделал, это не сделал... Самые наши грехи - не в делании, а в неделании. Не выполнил свои обязанности ребенка. Какие? Послушания родителям, помощи, смирения, свои обязанности как ученика... Когда взрослый человек приходит и говорит, что грехов у него особых нет, то это свидетельство непонимания им цели своей жизни.

«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»

– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.

Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.

«Можно расспрашивать ребенка, что ему батюшка сказал?»

– Тайна исповеди заключается не только в том, что священник не может рассказывать об услышанном на исповеди, но и тот, кто исповедовался, тоже должен ее хранить. Праздное любопытство о тайне духовной жизни греховно. Поэтому родители должны научить себя смиряться, не задавать таких вопросов.

«А если ребенок сам хочет рассказать, потому что он привык делиться во всем с родителями?»

– Тогда молчать и слушать. Со священником потом посоветоваться. Но не разжигать этот разговор, не поощрять. Все-таки разговор на исповедальные темы должен быть только на исповеди. И ребенок тоже должен уметь хранить свой внутренний мир.

«Родители могут подсказать священнику: ребенок, мол, то не делает или другое?»

– Можно посоветоваться по вопросам, смущающим родителей.

Loading...Loading...