Пятая неделя поста…. Что можно готовить и есть в пятую неделю великого поста

Вконтакте

Первое житие преподобной Марии было написано Софронием Иерусалимским, а канон Симеоном Метафрастом. Многие из мотивов жития Марии Египетской оказались перенесены в средневековых легендах на Марию Магдалину.

неизвестен , Public Domain

Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме имеется часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения.

Жизнеописание

Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Более семнадцати лет предавалась она этому занятию. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату ». В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей -

«Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни:

«Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню».

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело ».

неизвестен , Public Domain

Встречи с Аввой Зосимой:

  • Первая встреча

Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия, чтобы прикрыть наготу. Он увидел, как во время молитвы она поднялась на локоть от земли и цитирует чудесным образом узнанные ею тексты Писания. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.

  • Вторая встреча

Через год, как и сказала Мария, Зосима по причине болезни не смог, следуя монастырскому уставу, покинуть монастырь и только в Великий четверг, взяв Святые Дары, пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку, не имея лодки, но Мария пошла по воде, как по суше, и подошла к изумлённому Зосиме, который причастил её. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи, а потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.

  • Третья встреча - погребение преподобной Марии

По просьбе Марии Зосима возвратился ровно через год на место их первой встречи и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн ». Зосима понял, что после того как год назад он причастил преподобную, она чудом перенеслась в это место, куда он шёл 20 дней, и умерла. Не зная, как вырыть могилу, он увидел рядом льва, которому сказал: «Великая подвижница повелела мне погрести её тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной ». Лев исполнил повеление Зосимы, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках.

Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.

Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Считается, что по молитвам к преподобной Марии верующие могут избавляться от блудной страсти.

Богослужебное почитание Марии Египетской

«Мариино стояние»

Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название «Мари́ино или Ма́рьино стояние » (в некоторых областях Украины носит название «Андреево стояние») по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии, которое разделяется пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона прп. Марии Египетской. Тропари канона преподобной добавляются также к Покаянному канону Андрея Критского в среду и четверг первой седмицы Великого поста. Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три «метания» (крестные знамения с небольшим поклонением). Из-за этого в прежние времена можно было услышать: «Идём на поклоны». Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, почитаемой церковью как образец истинного покаяния, является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.

Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах (старообрядцы понимают «метания» как земные поклоны) во время богослужения.

неизвестен , Public Domain

Православные молитвы

Тропарь (восьмой глас)

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Тем же и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак (третий глас)

Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, Ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная

Кондак (четвёртый глас)

Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Молитва

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена ), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос, Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Вторая молитва

О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребыв ающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим — утешение, недугующим — исцеление, падшим — возстание, заблуждщим — укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития — вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Фотогалерея






Имя

Преподобная Мари́я Еги́петская
в старообрядческом написании - Ма́рия Еги́птяныня;

Годы жизни

Память

В искусстве

В русской иконописи середины - второй половины XVII века получили распространение патрональные иконы с изображением Марии Египетской и Алексия, человека Божия - небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской. Милославская считала её своей небесной покровительницей, и культ Марии стал более важным в период её жизни.

Единственным храмом преподобной Марии в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке.

«С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: „Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)“. В 1651-1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону „Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская“ для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года».

Идет пятая неделя Великого поста. Эта неделя воспринимается с особым чувством, а связано оно с самой мыслью о покаянии. О его реальном воздействии на личность грешного человека. Как постигнуть, чем объяснить происходящую перемену в самом человеке? Как он признал свои грехи и покаялся в них? Какую боль или страдания претерпел? Возвысился именно примером для последующих поколений своей исправленной жизни.

На пятой седмице в храмах совершается «Стояние св. Марии Египетской». Примером покаяния называют жизнь святой. И в этот же день читается полностью и Великий покаянный канон Святого Андрея Критского. Напомним, что этот канон произносили с понедельника по четверг на первой седмице Великого поста.

Спрашивают читатели газеты: «Почему особая Утреня посвящена житию Марии Египетской?» Как блудница стала праведницей? После озарения, она на многие годы изолировала себя от людей, ушла в пустыню. Там она молилась, покаялась.

Обратим внимание на то, какое пристальное внимание обращается Церковью на людей заблудших, которые очистили душу молитвой и получили духовное прозрение. Совсем недавно мы говорили о Ефреме Сирине. Помните, он попал в темницу после напрасного обвинения. Да, он возмущался, протестовал. Но вдруг он понял, что заточение произошло не зря, как ничего не происходит случайно. Это расплата за прежние грехи, легкомысленные поступки, которые ранили и обижали людей. Ефрем Сирин после того, как его выпустили из темницы, последующий отрезок жизни посвятил покаянию. Его молитва теперь читается каждый день в Великий пост.

Человек как говорят, покатился по наклонной плоскости, на него будут показывать пальцем, осуждать, отвернутся в какой - то момент. И в грязь втопчут, чтобы самим возвыситься - это делается, только оступись. И это испытание свыше, так говорят, потому что человек может измениться, подняться над самим собой. Представляете, какая точная подсказка: надо не оправдываться, мол, обстоятельства подтолкнули. Не искать виновных в своем падении, не сетовать на жизненные обстоятельства. Самому понять, что пора пришла меняться и покаяться за то, что сделал, что натворил, как заставил страдать мать, детей, родных и близких. Такое просветление возможно и оно не выдумка, а подтверждением этому реальные люди и их судьбы.

Еще есть значительная деталь. Из глубины веков покаянный пример подвижничества помогает поразмыслить над своей жизнью. Чтение канона святого Андрея Критского и жития Марии Египетской на пятой седмице установлено в 692 году.

Цитируем:

«Смысл установленного святыми отцами богослужения в том, чтобы в период Великого поста…. еще и еще раз вспомнить о своих грехах и необходимости покаяния».

Что можно есть в пятую седмицу, чем питаться? Пост - то продолжается. Кто свернул с пути, дал себе послабление, надо признаться самому себе в этом. И подняться на высоту первых дней, начать сначала. Постараться держать себя в строгости.

Вновь спрашивают читательницы, мол, а как это? Не угождать себе. Попытаться готовить салаты без заправок. Вот когда есть возможность испытать себя: питаться отварными овощами, крупами, простыми супами. А что же пить? Воду, компоты, травяные отвары.

От этой малости и скудости может самая толика дополнительных приправ, добавленных в суп или щи, которые сварим в выходные, показаться особенной. Непременно задумаешься вновь о том, что, в сущности, человеку так мало надо, чтобы острее почувствовать смысл жизни.

Великий пост, как считает Церковь, это борьба каждой отдельно взятой личности со своими страстями, тайными и явными, с вредными привычками. Пост - это желание понять на личном опыте, что ты можешь, если захочешь измениться.

Фото с сайта pravoslavie.ru

Пятая седмица Великого поста – самая необычная неделя святой Четыредесятницы. Именно на этой неделе совершаются две уникальные великопостные службы – Мариино стояние, Суббота Акафиста. С историей и особенностями этих служб давайте разберемся.

Мариино стояние

Мариино или Андреево стояние, Стояние Марии Египетской – это народное название закрепилось за службой, которая совершается на утрени четверга пятой седмицы Великого поста. Назвали ее так, потому что «главные действующие лица» этой службы – святитель Андрей Критский и преподобная Мария Египетская. На службе читается Великий канон св. Андрея Критского и Житие Марии Египетской.

Преподобная Мария Египетская – ярчайший образ покаяния. Ее житие составлено, скорее всего, в VII веке (в VIII в. его упоминает святой Иоанн Дамаскин). Автором традиционно считается святой Софроний Иерусалимский. Почему это житие читается на службе в четверг 5-й седмицы поста, сказать довольно трудно. Очевидно, это связано с тем, что временем действия большей части жития является Великий пост, а темы покаяния, используемые в житии, тесно переплетаются с читаемым в этот день Великим покаянным каноном святого Андрея Критского

Поговорим о Великом каноне. Его автор – живший в VII веке святитель Андрей Критский и Иерусалимский, церковный писатель и автор множества песнопений. Как считают исследователи, святитель Андрей написал Великий канон не для церковного употребления, а для личной молитвы. Собственно, он и не сразу начал называться каноном, в древних рукописях встречаются названия «Великая стихира», «стихиры святоградца», «последование песней святоградца» и т. д.

Впервые за богослужением этот канон был исполнен во время страшного константинопольского землетрясения в 740 году. Святой Феодор Студит, живший в то же время, скорее всего, его отредактировал и включил в состав созданной им Постной Триоди. С тех пор он начал исполняться во время Великого поста. Однако первоначально не было точно установлено время его исполнения. Его пели или по частям с понедельника по пятницу 5-й седмицы, или в 5-е воскресенье Великого поста, или в четверг 5-й седмицы. Последняя практика существует до сегодняшних дней.

Великий канон состоит из более 200 тропарей, объединенных в 9 песней. Также с Великим каноном связаны 24 стихиры, которые поют на службе накануне Марииного стояния (это самое большое количество стихир, одновременно исполняющееся за богослужением), и тропари, которые поются вместе с евангельскими блаженствами. (Таких циклов тропарей с блаженствами всего два – для Стояния Марии Египетской и для Великой Субботы).

Интересно отметить, что так любимый многими кондак «Душе моя, востани, что спиши» напрямую с Великим каноном не связан. Он был написан гораздо раньше и принадлежит перу святого Романа Сладкопевца, известного песнописца V века.

Суббота Акафиста

Рассмотрим вторую уникальную службу Великого поста – Субботу Акафиста. В этот день по нашему Уставу единственный раз в году во время богослужения читается Акафист Пресвятой Богородице.

Немного об Акафисте. Мы сейчас называем акафистом целый жанр песнопений, но на протяжении многих веков Акафист был один – Божией Матери, написанный в VII веке. И только в XIV веке (то есть только через семь веков) появились другие акафисты – Иисусу Сладчайшему, Святителю Николаю и т. д.

Авторство Акафиста Богородице до сих пор не установлено. Некоторые его приписывают еретику-монофелиту патриарху Сергию, некоторые – его секретарю, многие думают, что он написан раньше – святым Романом Сладкопевцем.

Может показаться странным, но самая известная часть Акафиста – кондак «Взбранной Воеводе», с которого он и начинается, с основным содержанием Акафиста не связан, а был добавлен позднее, в VIII веке. Также многие исследователи считают, что и многочисленные «радуйся» были добавлены уже после его написания.

Акафист состоит из 24 строф , в славянской традиции мы их называем кондаки и икосы, в греческой же традиции они именуются икосами. Такое количество строф обусловлено количеством букв греческого алфавита . В оригинале первая строфа начинается со слова «Ангел», первое слово каждой новой строфы – со следующей буквы алфавита, таким образом получается алфавитный акростих.

Первоначально этот акафист употреблялся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее его стали петь в субботу пятой недели Великого поста. Это, во-первых, связано с тем, что в субботу в Константинополе еженедельно совершали праздник и торжественный крестный ход в честь Богородицы, а во-вторых, с тем, что, по преданию, после прочтения Акафиста в 5-ю субботу Великого поста была снята осада Константинополя аварами в 626 году.

Таким образом, службы пятой недели поста действительно уникальны. Многое теряют те, кто забывает о них. Давайте ходить на эти службы, молитвенно приобщаясь к вершинам византийского гимнотворчества – Великому Канону и Акафисту Богородице.

Александр Адоменас

Вот и еще одно воскресенье Великого поста наступило, еще ближе подошли мы к светлому и радостному празднику Воскресения Христова – к Пасхе. Сегодня празднуется память преподобной Марии Египетской. А в среду вечером в память о великом подвиге покаяния преподобной Марии читался Великий канон преподобного Андрея Критского, которого Церковь Православная чтит как учителя покаяния.

Великий канон, как считают некоторые ученые, впервые стал читаться на богослужении через пятьдесят лет после смерти святителя Андрея, и читался он как молитва о помощи в дни сильного бедствия. В 790 году в Константинополе случилось страшное землетрясение, от которого негде было укрыться, негде было спастись. И тогда монахини монастыря преподобного Патапия извлекли рукопись, которая давно хранилась в монастыре, и стали читать этот канон, в полном смысле слова вопия к Богу о помиловании и спасении. И в последующие века читался этот канон во время великих бедствий, а затем вошел в круг церковных богослужений как покаянный канон, читаемый на первой Неделе Великого поста по частям, а на пятой – целиком, в память о святых, явивших беспримерные подвиги покаяния.

И вот, в этом году случилось так, что в среду на этой неделе Великий канон преподобного Андрея читался не только как покаянный канон, но и как канон бедствия. Вы знаете, какие бедствия и страсти обрушились на народы братской Югославии (проповедь произнесена в 1999 году. – Прим. ред.). И может быть, Господь этим совпадением дает и нам, и сербам образ противостояния внешним бедствиям. Мы молимся и будем молиться о том, чтобы Господь смилостивился над нашими братьями во Христе и сохранил им жизнь, города, храмы, всю страну.

В среду вечером мы слушали житие преподобной Марии и ужасались и восхищались ее беспримерным подвигом покаяния. Что же сейчас можно сказать кратко о самом главном – о том уроке, который дает нам великая святая? Почему так по-особенному чтит ее Святая Церковь, отдавая ее памяти одно из воскресений Великого поста – такого важного времени в жизни православного христианина? Посмотрите, с какой решимостью осталась она в пустыне после молитвы в Храме Гроба Господня, где праздновалось Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, какой силы вера и покаяние были у этой вчерашней грешницы, которая и через много лет, проведенных в пустыне, называла себя позором всех людей. И какие испытания и искушения выдержала она в своей борьбе с грехом, семнадцать лет не отпускавшим ее душу и ее изможденную пустыней плоть.

Семнадцать лет! Она могла уйти, отказаться от взятого на себя подвига в любой день, в любое мгновение из этих семнадцати лет. Вернуться к людям, к нормальной жизни – уже новой, исполненной благочестия и покаяния, к жизни в Боге и с Богом, доступной покаявшемуся грешнику. Но она провела эти семнадцать лет в пустыне, почти ничего не вкушая, терпя ночной холод и дневной зной. Семнадцать лет! Какая сила покаяния была дана ей, какое устремление к Богу! И какова сила греха, которым опутана душа человека, если для полного освобождения от него потребовалось семнадцать лет такой борьбы. Вспомните, как падала она на землю и каталась по ней, как в отчаянном изнеможении призывала она свою Небесную Поручительницу и Путеводительницу, Которая одна только и могла облегчить ее страдания. И не думайте, что преподобная была много грешнее всякого из нас, что наши грехи не требуют такой меры покаяния. Она бы тоже могла срубить верхушку, надземную часть греха, как это часто делаем мы. И такое покаяния принял бы Милосердный Господь, как принимает наше немощное покаяние. Но для полного очищения от греха нужна сила покаяния, превышающая, попаляющая силу греха. И этому научила нас преподобная Мария: семнадцать лет жила она в грехе – и семнадцать лет боролась за возвращение чистоты своей души и тела.

И еще семнадцать лет прожила она в пустыне, но это была уже жизнь почти неземная, почти бестелесная. Мир, тишина и ведение Бога и Его Божественных установлений, дары чудотворения и прозорливости были ей небесной наградой в эти годы.

Какой удивительный подвиг, какая удивительная жизнь! И как много людей с такими же грехами могли бы так же поступить – и не поступили. А она смогла – и стала для нас ярким примером, образцом покаяния нелицемерного, борьбы с грехом бескомпромиссной, верности обету, данному Пресвятой Богородице, и силы устремления к Богу. Потому мы так чтим преподобную Марию именно Великим постом, когда Святая Церковь призывает нас к сугубому покаянию, посвящаем ей чтение Великого канона на пятой неделе и ее именем в обиходе называем службу, за которой канон читается: стояние Марии Египетской, и пятое воскресенье Великого поста посвящаем ее памяти. Мы просим у нее помощи в борьбе с нашими страстями и грехами.

Сегодняшнее евангельское чтение – о том, что Господь все уже совершил, все сказал, все объяснил и уже не требовалось дальнейшей проповеди, чтобы и его ученики – Апостолы, и все люди поняли, что пришел Сын Божий на землю для спасения всех людей. Оставалось главное дело, на которое послал Его Отец Небесный, – Крест и Воскресение.

И сказал Господь Своим ученикам: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на , и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк. 10, 33–34). И после этого откровения великой тайны Искупления подошли к Нему Апостолы Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, и просили у Господа, чтобы Он посадил их справа и слева от Себя, когда будет во славе Своей.

По другому евангелисту, это мать их просила об этом Господа. А кто такая их мать – Саломия Зеведеева? Это близкая родственница Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, и Пресвятой Богородицы. И уж если в наше время принято везде всех своих родственников устраивать, то материнскую заботу Саломии о своих сыновьях можно понять и не осуждать. Так проста и откровенна эта ее забота: «Господи, я верю, что Ты – Господь. Ну так устрой же моих сыновей, чтобы они были справа и слева от Тебя». По-человечески она так понятна и трогательна в своей заботе, как и ее сыновья, еще не просвещенные Духом Святым, еще не понимавшие великих слов Спасителя и всей безмерности предстоявшего Ему подвига, мысливших по-земному и по-земному стремившихся к славе.

Но что сказал им Господь? Он сказал: «Лишь в этом мире тот, кто хочет быть большим, ищет силы, и первенства, и власти. А у Бога не так: у Него тот, кто хочет быть больше всех, тот должен быть всем слугой. Кто хочет быть первым из вас, тот пусть будет всем раб». И тут же, сразу сказал о Себе: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). И вот это должно быть для нас всегда главным ориентиром в жизни, когда мы вдруг поймаем себя на том, что стремимся к чему-то почетному, важному. Пусть в этот момент вспомнятся нам эти слова Господа нашего Иисуса Христа и попалят в наших душах неправедное желание не заслуженной истинным подвигом славы и почета. Будем помнить, что человек смиренный, считающий себя последним, рабом неключимым, – ближе всех к Богу, «первее» всех остальных, даже и тех, кто восседает на троне. И русский народ принял в сердце этот завет Христов. Вот почему так почитал он всегда юродивых и блаженных, которые на земле действительно последние из всех людей, но на Небе могут стать первыми.

Господь сказал братьям Зеведеевым: …а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 40). А кому – уготовано? Мы не знаем до сего дня, и Господь об этом открыто никому не сказал. Но по церковному установлению в иконостасах справа от Господа Иисуса Христа изображается Пресвятая Богородица, а слева – Иоанн Предтеча. Ибо кто на земле превыше Пречистой Матери Господа нашего и того, кого Он Сам назвал большим из всех рожденных женами (Мф. 11, 11)?

И пошел Господь с учениками – в одном Евангелии сказано: обходя селения стороной (см.: Мк. 9, 30). Мимо селений шел Господь, чтобы набраться сил и внутреннего стремления закончить служение Свое среди людей, как заповедал Ему Отец Небесный. И шел Он сначала по Галилее, потом по пустынной Иудее. И вот, на этой неделе Церковь Святая заканчивает как бы общее приготовление к посту и теперь вступает в конкретное соответствие с последовательностью времени перед крестными страданиями Господа. И предстоящая неделя – особая. Называется она в церковном календаре седмицей ваий, то есть седмицей ветвей.

Каждый день этой недели нам сохранили апостолы. Святой Иоанн Богослов описывает, как подошли они к Вифании и там остановились на целый день. Господь не шел в селение – Он ждал, пока умрет Лазарь, чтобы явить в его воскрешении Свою Божественную силу. Все это будет вспоминаться в церкви буквально по дням, и когда в среду вечером мы с вами соберемся на соборование, в тот день и Лазарь умрет, и сестры его будут плакать и горевать, что Учитель не пришел исцелить Своего любимого друга. И в субботу придет Господь в Вифанию, чтобы воскресить четверодневного Лазаря. И все это в дивных песнопениях вспоминается на церковных службах, и мы, присутствуя в храме, в то же время как бы сшествуем Христу, приближаясь к великим дням страданий и Воскресения Господа. У Церкви Божией есть удивительное свойство: тем, кто любит Бога, кто чтит Его, дается такая благодать и сила – присутствовать при всем, что было с Господом Иисусом Христом. Слушая пение, чтение молитв, апостольские и евангельские чтения, человек, стоящий в храме, благодатью Божией, можно сказать, поставляется на грани времени и вечности, вне времени и пространства, и присутствует при всех событиях истории нашего спасения. Это центр нашей жизни, главное, что есть в ней. И дай нам Бог прожить и пережить эти великие дни вместе со Христом, оставив житейские попечения и всю суету мира сего, потому что это самые главные дни для христианина, для его будущей, вечной жизни. Аминь.

Человек отличается от животного умением содержать свое тело - духовный храм Бога Живого, в чистоте. Воздержание от приема пищи для преобразования своего ума и восприятия Бога - качества, присущие истинным христианам. Питание пятой недели Великого поста является еще одним способом доказать себе, что человек может управлять своей плотью во имя достижения духовных целей.

В чем духовная сущность пятой недели Великого Поста

Цель любого православного поста - обуздать свои желания согласно разуму по слову Божьему, не теряя рассудительности, не впадая в фанатизм, чтобы не навредить организму.

Некоторые христиане, никогда не постившиеся, относятся к Великому Посту, как к пытке. Наполниться духовной поддержкой в строгом воздержании поможет воспоминание о покаянии Марии Египетской, памяти которой посвящена пятая неделя Великого Поста.

С детских лет Мария была отдана мужчинам на утеху. Позорная женщина через покаяние стала Святой Марией. Сатана легко может растлить человека, после чего постоянно внушать мысли о невозможности покаяния.

Ложь сатаны разбивается о любовь Христа. Великая блудница прибыла в Иерусалим с разгульной компанией, не была допущена в храм неведомыми силами, пока не покаялась в своем блуде.

Истинное покаяние, раскаяние за свою похотливую жизнь престали перед престолом Всевышнего. Получив прощение, звучащее от иконы Богородицы, Мария удалилась в пустыню на 47 лет, где питалась маленькими кусочками хлеба и дикими травами.

Мария Египетская

Преподобный Зосим встретил женщину в пустыне, одел в свой плащ и попросил у нее благословения. Он был свидетелем, как сила веры помогала святой отшельнице переходить Иордан поверх воды.

Их встреча происходила раз в год, пока однажды преподобный Зосим не нашел прекрасную женщину мертвой, лежащую на берегу реки со крещенными на груди руками и счастливой улыбкой на устах.

Важно! Нет такого греха, который бы Бог не простил, если человек просит с искренним раскаянием, пребывая в посте и молитве.

О покаянии:

Меню на пятую неделю Великого поста

Время Великого поста не является голодовкой или диетой, это правильно сбалансированное питание без применения продуктов животного происхождения.

Не нарушая правил и требований Церкви относительно строгого воздержания, составим меню поста таким образом, чтобы организм не голодал без употребления скоромной пищи.

Обязательными перекусами между приемом пищи в дни сухоядения по понедельникам, средам и пятницам являются орехи и сухофрукты, энергетический объем которых подавляет чувство голода и позволяет достойно прожить эти дни при минимальном приеме пищи.

Понедельник

Начиная новую неделю, разнообразим сухоядение вкусными и полезными блюдами.

Приготовленный на завтрак рулет из лаваша даст заряд энергии и витаминизирует организм на целый день.

Купленный в магазине или приготовленный заранее лаваш покрыть намазкой.

Рулет из лаваша с маковой начинкой

Маково-ореховую смесь следует готовить непосредственно перед намазыванием, чтобы сохранить все полезные свойства:

  • мака;
  • изюма;
  • орехов;
  • меда.

Все ингредиенты пропустить через блендер или мясорубку и приготовить вкусные рулетики на завтрак, подавая их с чашкой ароматного травянистого настоя.

На обед предлагаем салат из 2-3 груш твердых сортов с добавлением следующих ингредиентов:

  • ½ стакана очищенных орехов;
  • 1 пучка рукколы;
  • 50 г изюма.

Изюм предварительно замочить в воде, дать набухнуть, после чего просушить.

Груши порезать кусочками, орехи измельчить, рукколу порвать руками на небольшие куски.

Для заправки салата приготовить соус из 100 мл сока грейпфрута, 1 ст.л. яблочного уксуса, ½ ч.л. сахара, соль, перец добавить по вкусу.

Смешать все ингредиенты и сразу подавать на стол. К салату можно предложить хлебцы из разных сортов муки.

Ужин украсят роллы из водорослей нории с начинкой из смеси репы, моркови, яблок, приправленной чесночным соком. Соевый соус - пикантная изюминка вечера.

Вторник

Зарядиться с утра энергией поможет пшенная каша, приготовленная в глубокой сковороде.

Квашеную капусту промыть и выложить на скороду, тушить в воде 20 минут. Добавить в сковороду предварительно пассированный лук и морковь, засыпать замоченную в воде крупу, все закрыть крышкой и тушить до готовности каши.

Наваристый рассольник украсит обеденный стол.

Перловую крупу (1/2 стакана) предварительно замочить в воде, 3 шт. картофеля порезать кубиками, залить 2 л воды и поставить на огонь до полного приготовления.

Рассольник с перловой крупой

В это время на сковороде пассировать:

  • натертую на крупной терке морковь;
  • 3-4 соленых огурцов, порезанных мелкими кубиками;
  • 30 мл томатной пасты;
  • 1 зубчик измельченного чеснока.

Сковороду с приправой накрыть крышкой и оставить томиться до полной готовности картофеля и крупы, после чего все составляющие смешать, прокипятить с добавлением соли, черного перца и добавлением лаврового листа. Подать на стол с зеленью и бутербродами с авокадо, посыпанными семенами кунжута.

На ужин можно приготовить картофель, порезанный кружечками, переложенный дольками помидор и грибов, запеченный в духовке. Добавкой к ароматному блюду могут быть любые соленья, приготовленные на зиму.

Среда

Овсяные хлопья на завтрак, предварительно залитые молоком кокоса, с добавлением меда и сухофруктов удивят самых опытных христиан, держащих пост.

Церковь для мирян позволяет в период сухоядения предварительно запечь несколько картофелин, которые пригодятся для приготовления окрошки на обед.

Пропорции холодного супа могут быть самыми разнообразными, также можно изменять и ингредиенты, добавив в нее перец болгарский или томаты.

Для приготовления окрошки необходим квас, в который следует:

  • порезать кубиками печеный картофель;
  • редьку натереть на крупной терке;
  • укроп, зеленый лук измельчить;
  • огурцы подать в виде соломки.

Ложечка готового хрена со свеклой, лимонный сок, соль, перец придадут особый вкус ароматному холодному супу.

Вкусные конфеты из сухофруктов - находка для ужина второго дня сухоядения.

Для приготовления витаминизированного ужина необходимы финики без косточек и набор цукатов, взятых в равных пропорциях, пропущенных через мясорубку.

Конфеты из сухофруктов

Готовую смесь разбавить медом, хорошо вымешать, скатать в виде шариков, обмакнуть в кокосовую стружку и подать с узваром, приготовленным без сахара.

Четверг

Сытным завтраком четверга станет постная пицца, приготовленная на основе дрожжевого теста. В качестве наполнителя пиццы приготовить:

  • 2 шт. томатов, порезанных кольцами;
  • мелко порезанную зелень;
  • грибы;
  • оливки.

Из дрожжевого теста испечь заготовку, выложить на нее все ингредиенты, начиная и заканчивая томатным кетчупом. Выпекать в духовке 10-15 минут.

Фаршированный картофель - вкусное и калорийное блюдо, которое часто можно подавать на обед в пост, меняя начинку.

Питание других недель поста:

При помощи чайной ложечки или специального приспособления выскоблить в картофелине отверстие, которое наполнить начинкой. Сегодня это будет тушеная капуста с рисом.

Сырые фаршированные картофелины выложить на противень и покрыть заливкой.

Фаршированный картофель

Заливку приготовить на сковороде. В небольшое количество воды добавить 2 ст.л. муки, 1ст.л. томатной пасты,1 зубчик чеснока, специи, довести до состояния сметаны, тушить до закипания. Далее влить столько воды, чтобы вся подлива покрыла картошку.

Запекать в духовке 20-30 минут.

Пятница

Всего 2 недели осталось до Страстной пятниц ы. Истинно постящиеся люди в этот день практически не принимают пищу, миряне могут подобрать меню из предыдущих дней сухоядения.

Подвигом этого дня является максимальное ограничение в пище.

Суббота

Вареники с капустой - прекрасное блюдо на завтрак выходного дня.

Приготовленный на обед щавелевый суп будет сытным и густым, если в него положить немного риса, который варится вместе с картошкой. Параллельно пассируется лук, морковь, чеснок в небольшом количестве воды с добавлением 1 ст. л. томата и специй.

В картофельно-рисовый отвар добавить свежезамороженный или соленый щавель и заправку, кипятить 5 минут.

При приготовлении субботнего ужина начинаешь по-настоящему ценить растительные масла, позволяющие расширить меню пятой недели Великого Поста.

Из предварительно сваренного картофеля и муки приготовить мягкое тесто с добавлением соли.

Фасолевый фарш с добавлением лука, моркови, специй заложить в предварительно подготовленные картофельные шарики, сформировать зразы, обвалять их в сухарях и обжарить.

Воскресенье

Овсяные оладьи с вареньем - лучшее начало воскресного утра, если к ним подать ароматный чай из имбиря с мятой и медом.

Овсяные оладьи

Очищенное от кожуры яблоко, натереть на крупной терке, смешать со стаканом овсяных хлопьев и добавить пару ложек любого сиропа или меда. Настоять 10-15 минут. Из готовой смеси сформировать оладьи, которые обжарить в небольшом количестве масла.

При приготовлении грибного супа на обед, не забудьте позаботиться о хрустящих гренках, с которыми организм скорее насытится.

Вечерним блюдом воскресенья станут макароны с томатно-луковой подливой и салатом из квашеной капусты.

Основный путь воздержания пройден, впереди 2 недели. В вечерней молитве православные христиане благодарят Бога за силу веры, позволившую пройти 5 недель Великого Поста, и просят благословение на следующие дни.

Меню питания по дням в Великий пост

Loading...Loading...