Слышат ли наши молитвы умершие и что чувствуют когда за них молятся. Есть ли смысл молиться за умерших

Благочестивый обычай молиться за умерших ведет свое начало из глубокой древности. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господня, была внесена молитва за умерших.

Св. Дионисий Ареопагит в книге «О церковной иерархии» пишет: «Священник со смирением должен молить благодать Божию, да отпустит Господь усопшему грехи, происшедшие от человеческой немощи, и да вселит его в стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова».

Тертуллиан в книге «О венце воина» говорит: «Мы творим приношение за умерших каждогодно в тот день, в который они скончались».

Св. Киприан, епископ Карфагенский, в пятом поучении, в котором изъясняет литургию, говорит: «Мы творим память прежде почивших: во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, дабы их молитвами и молениями Бог принял наши молитвы; потом молимся об умерших св. отцах и епископах и, наконец, о всех между нами скончавшихся, крепко веря, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва святой и страшной жертвы, на алтаре предложенной».

Ориген, в толковании на книгу Иова, говорит: «Мы творим память святых и родителей наших или чтим благочестно память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончатия».

Св. Василий Великий, по освящении св. Даров, в молитве, помещенной в его литургии, обращается к Господу с словами: «Помяни, Господи, всех прежде усопших в надежде воскресения вечныя жизни».

Св. Иоанн Златоуст в одном из своих поучений наставляет, что умершему не слезами мы можем помогать, а молитвами, милостынею и приношениями.

Блаженный Августин говорит: «Внемлите, братие: не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей, но постараемся оказывать оную и умершим…, молитесь за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе».

Кроме помянутых св. отцев и учителей церкви, о спасительной пользе молитв, приносимых за умерших, свидетельствуют: Афанасий Великий, Кирилл, архиепископ Иерусалимский, Григорий Двоеслов и многие другие.

Из св. угодников Божиих и архипастырей нашей православной церкви назидают, просят и настаивают молиться за умерших: св. Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Филарет, митрополит московский, Иннокентий, архиепископ херсонский и др.

Св. Димитрий Ростовский говорит: «Молитва церковная и приношение бескровной жертвы ходатайствуют и умоляют Преблагого Бога об усопших» (Ч. V, стр. 110).

Что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о покойниках проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога покойникам, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о покойниках!

Правда, многие по смерти близких им — друзей ли то, родных своих, или знакомых, желая сохранить о них память, хранят некоторые вещи их, особенно любимые ими, сохраняют их изображения (портреты, фотографические карточки), устрояют дорогие памятники, обсаживая могилы их цветами или деревьями. Но это ли им нужно? Эта ли дорога им память? Ведь это вполне похоже на то, как если бы умирающему от голода вместо хлеба кто-либо поднес цветок с приятным запахом.

Покойники нуждаются единственно в нашей молитве, в благотворении за их души. Мы же, изъявляя разные знаки нашей памяти к ним, самое главное забываем — молиться о них.

Ставя дорогие памятники и украшая их, как только может подсказать изобретательный ум, затрачивая на них сотни и тысячи рублей, в то же время жалеем подать нищему на фунт хлеба или прикрыть наготу голому ради души покойника.

Ужели в самом деле не тронулось бы наше сердце сострадательностью, если бы мы увидали, как ребенок, завязши в грязи, тонул в ней, и не вынули бы его? У ребенка не хватает сил самому вылезти из грязи, и вот мы подаем ему руку помощи.

Точно так же покойники, находясь в греховной тьме, на месте мучения, лишены сами по себе возможности очиститься от грехов, освободиться от горькой участи, так как после смерти нет покаяния. Кто же им может помочь, как не живые? А между тем живые, часто близкие, даже родные, забывают о них, забывают дети своих родителей, родители детей, братья сестер, сестры братьев. У всех большей частью одна забота о внешности и о показной стороне, о том, что могут видеть другие, а душа их, тяжкая участь — это в стороне.

Мы должны верить, что, молясь о покойниках, молимся в то же время о самих себе, потому что за нашу милость к умершим Господь нам посылает Свою милость, за нашу молитвенную память о них Господь и о нас помнит, по Своему милосердию. Мы должны верить, что никакое добро не забывается, не пропадает даром. Особенно, когда мы молимся за души усошпих, поминая их в нашей домашней или в церковной молитве, сопровождая эту память милостынею за них — это добро наше бывает особенно приятно Всемилостивому Богу, и Он, по Своей премудрой и всемогущей благости, устрояет так: кто молится о покойниках, за того и после смерти непременно тоже будут молиться.

Если бы даже у кого из нас после смерти не осталось ни души из родных или друзей, то все-таки найдутся, по благости Божией, молитвенники, которые будут творить, поминовение за него. И наоборот: если кто не молится за покойников, забывает их, не думает о загробной участи их, того самого забудут все после его смерти, не будут молиться и о нем, и он будет для всех чужд, он будет стонать и вопиять, и никто из мира живых не поможет ему, все его забудут, даже дети его забудут; такой уж необъяснимый, неизменный мировой порядок: все взвешено, сочтено и измерено — в нюже меру мерите, возмерится вам (Мк. 4, 24.).

Вот несколько примеров, из которых видно какую незаменимую пользу получают умершие, когда о них молятся.

Вечные муки верховного жреца

Однажды великий подвижник св. Макарий Египетский, идя в пустыне, увидел человеческий череп на дороге. «Когда я, — говорит он, — дотронулся до черепа пальмовою палкою, то он что-то сказал мне. Я спросил его:

— Кто ты?

Череп отозвался:

— Я был начальником языческих жрецов.

— Каково вам, язычникам, на том свете? — спросил св. Макарий.

— Мы в огне, — отвечал череп, — пламя охватывает нас с ног до головы, и мы не видим друг друга; но когда ты молишься о нас, тогда мы начинаем видеть несколько один другого, и это доставляет нам отраду» (Хр. Чт., ч. 2-ая, 1821 г.).

О монахе, избежавшем посмертного наказания

Св. Григорий Двоеслов рассказывает такой случай. Один брат, бывший в его монастыре, за нарушение обета нестяжания, на страх другим, лишен был по смерти церковного погребения и молитвы в продолжение 30 дней, а потом, из сострадания к его душе, 30 дней приносима была за него бескровная жертва с молитвою. В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: «Доселе я жестоко страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете, ибо сегодня вступил в общение». Таким образом, чрез спасительную бескровную жертву усопший брат избег наказания («Беседы Григория Двоеслова», кн. IV, гл. 55).

О послушнике, жившем в беспечности

Один из богоносных отцев, говорит св. Иоанн Дамаскин, имел ученика, жившего в беспечности. Когда сей ученик в таком нравственном состоянии застигнут был смертью, то человеколюбивый Господь после молитв, принесенных старцем со слезами, показал ему ученика его, объятого пламенем до шеи. Когда же старец его много подвизался и молился о прощении грехов усопшего, то Бог показал ему юношу, стоящего в огне по пояс. Потом, когда благостный муж приложил к трудам своим новые труды, то Бог в видении явил ученика старцу совершенно избавленным от мучений («Слово о почивших в вере» — Хр. чтение, 1827, ч. 26).

История двух болтливых постниц

Во время жизни преподобного Венедикта, рассказывает св. Григорий Двоеслов, были две постницы, которые, славясь святостью жизни, имели несчастную страсть говорить много, и много ложного и вредного. Святой старец умолял их удерживать свой язык и за непослушание угрожал им даже отлучением от Церкви. Но страсть ко лжи так вкоренилась, что и угроза не остановила их. Спустя некоторое время, они умерли. Погребены были сии постницы в церкви. Когда диакон во время литургии возглашал: оглашении изыдите, они, как отлученные, выходили вон из церкви, что видели некоторые благочестивые из христиан. Когда сообщили об этом преподобному Венедикту, то сей святой муж послал в церковь, где они были погребены, просфору, приказавши вынуть из нее часть за упокой душ их и поминать их. После сего уже никто не видел, чтобы они выходили из церкви, и верные поняли, что молитвы за них умилостивили Бога, и они получили от Него прощение («Беседы Григория Двоеслова», кн. II, гл. 23).

О молодом монахе, тайно навещавшем родителей

В житии преп. Венедикта, приведен еще один случай, свидетельствующий, как много значит для умерших поминовение. Так, в монастыре, где жил преп. Венедикт, был один довольно молодой монах, который, по излишней любви к своим родителям, почти ежедневно тайно оставляя монастырь, уходил без благословения начальника. И вот постигло, наконец, его наказание Божие. Придя, по обыкновению, в дом родительский, он умер скоропостижно. Дали знать об этом в монастырь, и братия похоронила умершего. Но что же? На другой день утром увидели тело покойника выброшенным из гроба. Опять похоронили, и опять на другой день тело оказалось вне гроба. Тогда сказали св. Венедикту, и он велел принести за него бескровную жертву и, положив часть св. Даров на перси умершего, предать земле. Действительно, после этого тело умершего уже не извергалось из гроба, что ясно свидетельствовало о даровании ему милости Божией по молитвам монастырской братии (Житие св. преп. Венедикта, 14 марта).

Если молитвенное поминовение усопших приносит отшедшим душам отраду и спасение, то еще более приносит пользы та молитва, которая сопровождается делами милосердия, как-то: милостынею, приношанием в св. храм свеч, елея, ладана и т. под.

Вот несколько примеров, свидетельствующих о благотворности милостыни в память усопших.

О монахе, нарушившем обет нестяжания

В прологе повествуется, что у блаженнаго кир Луки был родной брат, который и по вступлении в монашеский чин мало заботился о душе своей. В состоянии такой беспечности постигла его смерть. Блаженный Лука, скорбя, что брат его не приготовился, как должно к смерти, молил Бога открыть его участь. Однажды видит старец душу брата во власти злых духов и тотчас после сего видения послал осмотреть келью его. Посланные нашли там деньги и вещи, из чего старец заключил, что душа его брата страдает, между прочим, за нарушение обета нестяжания. Все найденное старец раздал нищим за упокой души его. После сего, во время молитвы, старцу открылось в видении судилище, на котором Ангелы света спорят с духами злобы о душе усопшего брата. Старец слышит вопль злых духов: «Душа наша, она творила дела наши!» Но Ангелы говорят им, что она избавлена от их власти милостынею, розданною за нее. На это духи злобы возразили: «Разве усопший роздал милостыню? Не этот ли старец?» указывая на блаженного Луку. Подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Поруганные духи, услышав ответ старца, разорялись, и старец, успокоенный видением, перестал скорбеть об участи брата (Пролог, 12 Августа).

О нерадивых сестрах

В житии преподобной игуменьи Афанасии мы находим следующее повествование. Игуменья Афанасия перед смертью своей завещала сестрам своего монастыря кормить нищих в память ее до 40 дней. Между тем сестры приглашали нищих лишь в течение 10 дней, а затем, по нерадению, не исполняли завещания своей бывшей начальницы. И что же? Игуменья Афанасия явилась из загробного мира и укоряла, что сестры преступили ее просьбу, говоря: «Да будет всем известно, что творимые до сорока дней за душу усопшего милостыни и питание алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то чрез сие они получают от Господа отпущение грехов; а если праведны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям» (Чет. Минеи, 12 Апреля).

Много есть примеров, из которых видно, что сами усопшие ожидают от живых молитв за себя, являются им во сне или в бодрственном состоянии, уверяя, что они имеют нужду в молитвенном поминовении их, просят о том, показывая это в различных знамениях или образах.

Таинственный банщик

Св. Григорий Двоеслов рассказывает, что некий пресвитер имел обыкновение мыться в теплицах Однажды, пришедши в баню, он застал там какого-то незнакомого ему мужа, который стал ему помогать раздеваться. Незнакомец снял с пресвитера сапоги и взял его одежду на хранение. Когда пресвитер вышел из бани, то он подал ему полотно отереть пот, помог ему одеться и все это делал с великим почтением.

Так повторялось нисколько раз, т. е. пресвитер этот, приходя в баню, встречал незнакомого человека, который молча делал ему услужение. Желая выразить ему свою благодарность за его усердие, пресвитер однажды, идя в баню, взял с собою две просфоры, чтобы дать их незнакомцу; и вот, по обыкновению, он здесь встретил его. Затем, когда выходил из бани, просил принять просфоры в знак любви к нему. Незнакомец с плачем сказал ему:

— Отче! для чего ты мне даешь это? Я есть не могу. Я был некогда хозяином этого места, но за грехи мои здесь осужден. Если желаешь сделать для меня что-нибудь, то принеси за меня сей хлеб Всемогущему Богу, и помолись о грехах моих, и знай, когда придешь мыться сюда и не найдешь меня более здесь, то это будет означать, что твоя молитва услышана Богом.

Сказавши это, незнакомец мгновенно стал невидим. Тогда пресвитер понял, что незнакомый человек, доселе являвшийся в баню для услуги ему, был дух. Пресвитер провел по нем целую неделю в слезах и молитве о прощении его грехов, принося каждый день бескровную жертву Чрез неделю он пришел снова в баню и уже более не нашел здесь незнакомца и после никогда не встречал его («Беседы Григория Двоеслова», кн. IV, гл. 55).

История диакона Пасхазия

Был в Римской церкви, повествует Григорий Двоеслов, диакон, по имени Пасхазий, муж примерной жизни, милостивый к нищим и строгий к самому себе. Когда в его время на место умершего папы Римского представлены были избирательному собору два лица — Лаврентий и Симмах и когда последний был единодушно избран и возведен на епископский престол, то Пасхазий, приверженный к Лаврентию, вознегодовал на избрание соборное, почитая оное неправильным, и в сем грехе негодования на пастырей, посвящавших Симмаха, скончался.

Спустя некоторое время после своей кончины, Пасхазий является епископу Герману и говорит ему: «Я нахожусь на месте наказания за то, что, держась Лаврентия, думал против Симмаха; но ты помолись Господу, и если чрез несколько дней я не явлюсь тебе снова, то знай, что молитва твоя услышана».

Благочестивый епископ исполнил просьбу; и так как нового явления не последовало, то он уверился, что его смиренная молитва снискала душе Пасхазия вечное успокоение («Слово о почивших в вере» — Хр. чтение, 1827, ч. 26).

Еще несколько примеров из весьма близкого к нам времени.

Видение вечных мучений

Один из афонских подвижников открыл святогорцу, известному отцу Серафиму, следующее: «Причиною моего вступления в монашество было видение во сне загробной участи грешников. После двухмесячной болезни я пришел в сильное изнеможение. В этом состоянии я увидел двух юношей, вошедших ко мне. Они взяли меня за руки и сказали:

— Следуй за нами!

Я, не чувствуя болезни, встал, оглянулся на свою постель и увидел, что тело мое лежало спокойно на постели. Тогда я понял, что оставил земную жизнь и должен явиться в загробный мир. В лице юношей я узнал Ангелов, с которыми и отправился. Мне показаны были огненные места мучений; слышал там вопли страдальцев. Ангелы, показывая мне, за какой грех какое назначено огненное место, прибавили:

— Если и ты не бросишь своих привычек к греховной жизни, то — вот и твое место наказания!

Вслед за тем один из Ангелов восхитил из пламени одного человека, который был черен, как уголь, весь обгорел и с ног до головы окован. Тогда оба Ангела приступили к страдальцу, сняли с него оковы — и вместе с ними исчезла вся его чернота: он стал чист и светел, как Ангел. Потом Ангелы облекли его в блестящее одеяние, подобное свету.

— Что значит это изменение сего человека?, — решился я спросить Ангелов.

— Это грешная душа, — отвечали Ангелы, — быв отлучена от Бога за свои грехи, должна бы вечно гореть в этом пламени; между тем родители этой души подавали много милостыни, делали частые поминовения за литургиями, отправляли панихиды, и вот ради родительских молитв и молитв св. Церкви, Бог умилостивился, и грешной душе даровано совершенное прощение. Она избавлена вечного мучения и теперь предстанет пред лицо своего Господа и будет радоваться со всеми Его святыми.

Когда видение кончилось, я пришел в себя и что же увидел? Вокруг меня стояли и плакали, приготовляя тело мое к погребению» («Странник», 1862 г., Май).

Об архиерейском певчем

В 1871 году в моем хоре умер от эпидемической холеры певчий, имея от роду не более 24-х лет, так сообщал архиепископ Нил. Чрез девять дней после смерти, именно утром 16 июля, он явился мне во сне. После некоторых вопросов, сделанных святителем явившемуся, архиепископ спросили:

— Как ты себя чувствуешь?

— Я тоскую, — отвечал певчий.

— Чем же этому помочь? — спросил архиерей.

— Молитесь за меня: вот доныне не совершаются заупокойные обо мне литургии.

При сих словах душа моя возмутилась, рассказывает преосвященнейший, и я стал пред покойником извиняться, что не заказал сорокоуста, но что непременно сделаю. Последние слова видимо успокоили явившегося из другого мира собеседника» («Душеполезные размышления» (1878 — 1879 гг.), стр. 131 и 132).

Получая отраду и облегчение от молитв живых, покойники являются иногда и благодарят своих молитвенников или же стараются чем-либо в свою очередь, помочь им.

Благодарность отца

В одном селе скоропостижно умер дьячок — старик. У него был сын — чиновник. Нечаянная смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну почти целый год. Зная, что в литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения: «Тебе поем, Тебе благословим…», печальный сын, находясь в это само время в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник он видит во сне отца своего, который три раза поклонился ему до земли и, при последнем поклоне, сказал: «Благодарю тебя, сын мой» («Странник», 1864, Декабрь).

Просьба скончавшейся родственницы

Возвратясь от заутрени в первый день Пасхи, я, передает А.Е.Б., легла спать, и едва забылась, как услышала у самого своего изголовья, что кто-то горько плачет. Сердце сжалось у меня от жалости: боясь открыть глаза, я робко спросила: «Надя, это ты, моя родная?» — и боялась услышать ответ, ибо мне пришло в голову, что, может быть, сестра моя Надя, давно скончавшаяся, не получив блаженства в вечной жизни, явилась мне для испрошения молитвы, но на мой вопрос нежным, грустным девичьим голосом, дрожащим от рыдания, послышался ответ: «Нет, я не Надя».

— Кто же вы? — спросила я. — Скажите, что вам нужно? Я все сделаю.

Тогда рыдания усилились и плакавшая отвечала:

— Я Варвара П., ради Бога помолитесь обо мне, помяните за литургией.

Я обещалась, и рыдания утихли. Я открыла глаза, в комнате уже было светло и никого не было.

Когда приехал к нам родственники П., я спросила зятя мужа моего, как звали его сестру, скончавшуюся недавно в Москве. Он отвечал: «Варварой Николаевной». Тогда я передала мое видение. Он был поражен рассказом и немедленно озаботился о поминовении сестры своей («Душеполезные размышления» 1882 г., вып. 5).

История утонувшего драгомана

В 1851 году в ноябре наши певчие отправились от нас в Иерусалим, рассказывает святогорец о.Серафим. В драгоманы (переводчик с восточных языков) дан был им монах Н., который немного ранее этого хотел оставить обитель. Бог весть, какова была жизнь его, и особенно в Иерусалиме; только впоследствии было открыто его злоупотребление именем обители: он сделал ложную подпись игумена на листе с казенной монастырской печатью и с этим листом производил сбор в Палестине. Счастливо кончился срок их странствования; протекла Пасха; наши певчие уехали из Яффы на Синай, и Н. в числе русских поклонников сел на корабль, отправлявшийся из Яффы к нам на Афон.

В первую ночь, когда улеглись все по местам на корабле, в ночной темноте, во время качки, Н., одетый в русскую шубу, зачем-то пробрался на переднюю часть корабля и, Бог весть как оборвался и полетел в море… Раза три доносился до корабля умоляющий его голос: «Спасите! Спасите!», но через несколько минуть эти слова замерли в отдалении, и самый звук голоса слился с воем ветра и бури. Н. утонул.

Спустя неделю после этого несчастия, именно в конце ноября, один из монашествующей братии С. вдруг был поражен видением. Утопленник Н. входит в его келью и, только что переступил порог, сказал:

— Не пугайся меня, я не привидение, а действительно Н.

Брат С. всмотрелся в лицо покойного и с недоверчивостью спросил:

— Да не бес ли ты?

— Нет, — отвечал явившийся, — я истинно Н.

— А прочитай: «Да воскреснет Бог», — сказал ему С. — и перекрестись, тогда поверю, что ты не бес.

— Ты перекрести меня, — заметил на это явившийся, — ты и прочитай Да воскреснет Бог, тогда в убедишься, что я точно Н.

С. перекрестился и начал читать молитву. Когда дошло до слов: Тако да погибнуть беси от лица любящих Бога, Н. перебил его и прочитал: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся» и, глубоко вздохнув, задумался. Потом он смиренно начал просить, чтобы помолились о нем.

— Разве ты нуждаешься в наших молитвах? — спросил С.

— Ах, и как еще нуждаюсь! — отвечал он со вздохом и, взявши С. за руку и крепко сжавши, продолжал:

— Помолитесь пожалуйста обо мне.

— Да я и о себе-то не знаю, как молиться, — возразил С., — об этом надо просить духовника.

— И попроси, — сказал явившийся, — попроси и всю братию, чтобы помолились обо мне.

— Да садись же, — сказал ему С.

— Ах нет, мне ведь дано немного времени, и я издалека летел сюда и спешил…

Тут вдруг пришло на мысль С. просить Н. о том, чтобы он примирился с братиею.

Н. задумался, потом вздохнув, с печалью произнес:

— Не то уж теперь время.

Между тем С. заметил, что у покойника пробить череп.

— Это что у тебя? от чего? — спросил он явившегося, указывая на пробитое место.

— А когда принесло меня по волнам к берегу, голова моя разбилась о камень.

Затем еще попросив, чтобы молились о нем, Н. торопливо произнес, что ему уже время возвращаться, и исчез (Соч. Святогорца. — Письмо к друзьям, т. III).

Чудесная икона погибшего офицера

2 июля 1893 года к преосвященному Мартиниану, епископу таврическому и симферопольскому явились настоятель Петропавловской церкви о.Димитрий Койко и один из членов местной интеллигенции, человек с высшим образованием, и доложили владыке о нижеследующем.

В ночь под 30-е июня означенному лицу приснился сон, что к нему подошел какой-то офицер с окровавленной повязкой на голове и просил его передать священнику Петропавловской церкви вопрос: «Почему тот не молится за него, а равно не молится тем угодникам Божиим, мощи которых находятся в пожертвованной им иконе, причем прибавил, что на Илию образу этому исполнится 200 лет».

Видевший этот сон немедленно утром отправился к настоятелю Петропавловской церкви и сообщил ему свое сновидение. На это о. Димитрий заметил, что в церкви нет 200-летней иконы, так как самая церковь существует лишь с 1805 года, а равно нет икон с частицами мощей, но что его удивляет явление офицера во сне, так как в церкви есть икона, которую, как рассказывал ему предместник его, протоиерей Руднев, ныне уже умерший, во время Крымской кампании привез какой-то офицер и оставил в церкви под условием, что если он возвратится из Севастополя, то возьмет обратно икону, если же не возвратится, то жертвует ее в храм. Неизвестный офицер не возвратился, и икона осталась в церкви.

Это совпадение сна об офицере с вышесказанной иконой побудило о. Димитрия Койко осмотреть эту святыню, причем о. Димитрий как лицу, передававшему сон, так впоследствии и владыке засвидетельствовал, что, состоя 14 лет при церкви, он ни разу не открывал того образа. Немедленно послали за дьяконом, и все три лица отправились в церковь для осмотра иконы. Икона представляла кипарисную доску, на которой старинной живописью изображена Пресвятая Троица, а также лики нескольких угодников. В особом углублении помещался серебряный крест. Когда его с большим трудом вынули, то оказалось, что он раздвигается, и в середине его нашли мощи св. Лазаря, св. великомуч. Феодора Стратилата, св. ап. и ев. Луки и св. первомуч. и архид. Стефана. Надписи указывали, что тут были еще и другие частицы, в том числе первомуч. Феклы. Но осматривающих ожидало еще большее удивление: внизу креста чуть заметною славянскою вязью стояла вырезанная надпись, гласящая 7201 г. от сотворения мира, а следовательно — в том году исполнилось иконе 200 лет.

Когда об этом было доложено преосвященному Мартиниану, то владыка сделал распоряжение, чтобы в этой церкви ежедневно были совершаемы заупокойные ектении о воинах, павших на поле брани за Веру, Царя и Отечество («Свет», 1893 г., № 189).

Окованный священник

В одном приходе, по случаю смерти священника, место его занято было другим. Но, к прискорбию прихожан, вновь назначенный иерей через несколько дней после первого богослужения, совершенного им в церкви, отошел в вечность. Назначен был новый священник. По приезде в приход он вступил в должность и в первый же воскресный день отправился в церковь для богослужения. Войдя в алтарь, священник невольно остановил свой взор на одном страшно поразившем его предмете: вблизи престола стоял незнакомый ему священник в полном облачении, скованный по рукам и ногам железными цепями. Не понимая, что это значит, новый священнослужитель, однако, не потерял духа и приступил к совершению божественной литургии.

Лишь только окончена была служба, к новому удивленно служившего обедню, привидение вдруг исчезло. Священнодействующий иерей понял, что виденный им священник есть обитатель загробного мира; но что означало необычайное явление его в таком устрашающем виде, не мог разгадать. Одно только заметил, что незнакомый ему узник и собрат, в продолжение всей Службы не вымолвил ни слова и только время от времени, приподнимая скованные руки, указывал на одно место помоста в алтаре, на котором, по-видимому, ничего особенного не было. То же самое повторилось и в следующую затем службу, с тою лишь разницей, что новый священник, по входе в алтарь, прежде всего обратил внимание на то место, на которое указывало привидение. В углу на полу, поблизости жертвенника, он заметил старый небольшой мешок Когда он развязал его, то нашел в нем немалое число записок с именами умерших и живых лиц, какие обыкновенно подаются для поминовения на проскомидию.

Как бы по внушению свыше, священник понял, что записки эти при жизни стоявшего тут скованного собрата его, бывшего настоятелем этой же церкви, вероятно, остались не прочитанными им в свое время. Посему, начавши службу, он первым долгом помянул на проскомидии имена живых и умерших, сколько было их в записках, и тут же увидел, какую важную услугу он оказал загробному обитателю исполнением того, что должен был сделать последний во время своей земной жизни, ибо едва только успел окончить чтение помянутых записок, как железные оковы в одно мгновение спали с рук и ног узника, а сам он подошел к служащему священнику и, не говоря ни слова, поклонился ему в ноги до лица земли. Затем вдруг ни его, ни железных оков не было видно. После этого существо загробное не являлось уже более во время божественной службы («Странник», 1867 г., т. I).

Загробный вестник

В 1831 году 28-го февраля скончался в Москве генерал от инфантерии Степан Степанович Апраксин. В молодых летах он коротко познакомился с князем Василием Владимировичем Долгоруковым. Оба они служили в одном полку: первый в чине полковника, второй — майора. Долгоруков умер в 1789 году в совершенной бедности, так что не было средств похоронить его. Друг его Степан Степанович Апраксин устроил на свой счет погребение и поминовение князя; казалось, он отдал последний долг как бы родному брату.

На третий день после похорон умерший Долгоруков явился к своему благодетелю, с тем чтобы принести ему свою благодарность. Таинственный гость предсказал неизменному и сердобольному другу долгую и благополучную жизнь на земле и обещался явиться незадолго до его кончины.

После того добрый Апраксин был особенно внимателен к нуждам бедных и радовался всякий раз, когда представлялся ему случай к благотворительности.

Прошло 42 года, и, верный своему обещанию, князь Долгоруков вторично посетил старца-генерала, в десять часов вечера. Прежде всего князь счел нужным напомнить о себе и о том благодеянии, какое ему было оказано много лет тому назад, потом увещевал своего друга готовиться к смерти, имеющей последовать чрез 20 дней, обещался еще раз посетить его за три дня до его кончины и вдруг вышел из комнаты.

Апраксин поверил словам загробного вестника: исповедался, причастился и освятился елеем. За три дня до смерти он пригласил к себе на ночь одного своего друга. В 11 часов ночи явился Долгоруков и вступил в беседу со старцем Апраксиным. Присутствовавший его друг после рассказывал многим, что во время разговора Апраксина с Долгоруковым он ощущал невольный страх, хотя явившегося князя не видал, но голос его слышал.

Через три дня Апраксин скончался. После его смерти в Москве долго носилась молва о его свиданиях с покойным Долгоруковым («Душеполезное чтение», 1867 г., ч. I).

Сон святителя московского Филарета

Один священник с особенным усердием поминал за литургией покойников, так что, если кто раз подавал ему записку о поминовении, он выписывал имена усопших в свой синодик и, не говоря о том подавшему, поминал всю жизнь. При соблюдении такого правила у него составился синодик с таким многотысячным перечнем имен, что пришлось ему разделить его на отделы и поминать по очереди.

Случилось, что он впал в какую-то погрешность, так что ему угрожало устранение от прихода. Дело было передано московскому митрополиту Филарету, и когда преосвященный уже собирался положить резолюцию об устранении его, вдруг почувствовал какую-то тяжесть в руке. Митрополит отложил подпись журнала до следующего дня. Ночью он видит сон: перед окнами собралась толпа народа разного звания и возраста. Толпа о чем-то громко толкует и обращается с какою-то просьбою к митрополиту.

— Что вам нужно от меня, — спрашивает архипастырь, — и что вы за просители?

— Мы отшедшие души и явились к тебе с просьбой: оставь нам священника и не отстраняй его от прихода.

Впечатление этого сновидения так было велико, что Филарет не мог отделаться от него по пробуждении и велел позвать к себе осужденного священника. Когда тот явился, митрополит спросил его:

— Какие ты имеешь за собою добрые дела? открой мне.

— Никаких, владыко, — отвечал священник, — достоин наказания.

— Поминаешь ли ты усопших? — спросил его митрополит.

— Как же, владыко, у меня правило: кто подаст раз записку, я уж постоянно на проскомидии вынимаю частички о них, так что прихожане ропщут, что у меня проскомидия длиннее литургии, но я уж иначе не могу.

Преосвященный ограничился переводом священника в другой приход, объяснив ему, кто был ходатаем за него («Странник», 1862, Май).

«Но кто может исчислить, — восклицает св. Иоанн Дамаскин, — все свидетельства, находящиеся в жизнеописаниях святых мужей, в описании мученичеств и в божественных откровениях, ясно показывающие, что по смерти приносят величайшую пользу усопшим совершаемые о них молитвы и раздаваемая милостыня» («Слово о почивших в вере» — Хр. чтение, 1827, ч. 26.).

Строка поиска: усопшие

Найдено записей : 36

Здравствуйте. Я первый раз столкнулись со смертью родного человека. 26 октября будет 40 дней, как бабушки нет. Подскажите, пожалуйста, что надо сделать? Я совсем в этом ничего не понимаю. Заранее спасибо.

Надежда

Надежда, прежде всего, усопшие нуждаются в нашей молитвенной поддержке. Скорее всего, после смерти бабушки Вы уже заказали сорокоуст об упокоении (то есть поминание на Литургии в течение сорока дней). Теперь, если есть желание и возможность, можно заказать литургию на год или полгода. В сороковой день придите в храм, помолитесь за бабушку на литургии, закажите панихиду. Посетите кладбище, а потом устройте поминальную трапезу. На трапезе обычно подаются блины с медом и кутья - рис с медом и изюмом. От спиртного лучше отказаться.

иерей Владимир Шлыков

Вопрос отцу Александру Здравствуйте, батюшка. А как могут усопшие нас не видеть и молитвы наши не слышать, если они живы и после смерти, и правильно ли я считаю, что они знают, что происходит у нас, в здешнем мире?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Зачем гадать, мы с Вами в свое время каждый узнаем каково "там". Так же, как мы в своем теперешнем естественном состоянии не видим душ - ни живых, ни умерших, так и души умерших не видят нас. А молитвы наши воздействуют на души усопших не непосредственно, а через милосердие Божие, Который принимает наш труд ради близких и облегчает их участь. То, что мы слышим сообщения о каких-то явлениях "потустороннего" характера, не нарушает этого правила, а относится к другого рода реальности. Некоторым святым, которые составляют одну миллионную долю от всего человечества, были некие видения, о которых очень хорошо сказал Апостол: "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12.2-4). Видеть видел, но сказать нечего. Иная реальность нашими понятиями не может быть описана. А то, что описывается нашими понятиями принадлежит нашему миру, т.е. земле, а мы знаем, что на землю был низвержен диавол и аггелы его. Оставим...

иерей Александр Белослюдов

По определенным обстоятельствам не отпели моего брата (он умер17.08). Тело нельзя было держать в морге долго, т.к. была жара и очень много покойников. Знаю, что нужно "запечатать" землю до 40 дней, т.е. до 25.09. На кладбище ехать боюсь, т.к. на пути есть блокпост, который периодически обстреливается. Что я могу сделать в этой ситуации? Как соблюдать все правила в такой обстановке? Крик души. Помогите!

Наталья

Дорогая Наталья, не обязательно до сорока дней высыпать землю с заочного отпевания на могилу усопшего. Никакое земное действо не может помешать или поспособствовать действию милости Божией. То, в чем действительно нуждаются усопшие – это наша молитва. Когда мир установится, тогда можно будет поехать на кладбище и доделать, что сейчас не можете. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Моя история началась, когда отец мой начал болеть. Его болезнь сильно напугала меня. Его страдания были мучительные не только для него, но и для меня. И я начала ходить часто в храм, чтобы молиться за его здоровье. Но Господь забрал моего папочку. Моя жизнь перевернулась. Для меня так важно, чтобы отец видел мою любовь к нему. Не только, когда он был жив. Больше всего я боялась, что мой отец не сможет увидеть Рая. При жизни он был не сильно верующим человеком, но часто он рассказывал, что к нему приходили ангелы, и тогда он исповедовался и причастился накануне смерти. Я знаю, что на 40 день после смерти его душу Бог определит. Но я хочу повлиять на его участь. Я так люблю своего отца, что каждый день я прихожу в храм, и заказываю проскомидии, панихиды... Для меня важно, где будет обитать его душа. Его телесные боли - это пустота по сравнении с адом, там нет смерти... Я очень переживаю за отца. Я не нахожу себе места, потому что боюсь, что папа попадет в ад. Я так хочу сделать его счастливым, я так хочу, чтобы он радовался вечно, попал в Рай, где нет боли и печали. Я знаю, что я должна молиться за него всю жизнь. И своими делами показать любовь к Богу. Но у меня вопрос. Видят ли нас усопшие? Чувствуют ли наши молитвы? Знает ли отец, как я его люблю? И стоит ли мне верить снам? Ведь он приходит ласковый в мой сон. Сегодня 40 дней. Моя душа болит и радуется, я не хочу плакать, потому что мой папа рядом с Господом, но я так хочу его видеть. Я боюсь, что после 40 дней настанет Вечность, и я не знаю, какая она. Я не люблю ходить на его могилу, потому что там лишь символ - победа над смертью. Я желаю, чтобы отец жил Вечно в моих молитвах. И только в храме я чувствую с ним диалог, я чувствую, как он смотрит. Я знаю, что сегодня очень важный день, сегодня он снова восстанет перед Богом, но я искренно надеюсь, что Господь помилует его душу и я приобрету покой вместе с папой.

Олеся

Здравствуйте, Олеся. Примите мои соболезнования. Смерть - общий удел всех людей. И нас с Вами отпоют и похоронят. Но тот, кто не умрет, не сможет воскреснуть. Господь победил смерть смертью. Смерть телесная полагает грань существованию греха. Продолжайте поминовение усопшего. Ваши молитвы помогают отцу. Он не видит и не слышит Вас, но связь между Вами остается - это молитва. На сны не обращайте внимания, Вы видите не отца, а свою память о нем. Мы же просим у Господа, чтобы он дал усопшим вечную память, вот, Господь исполняет наши прошения и не дает нам забыть близких. Мы их помним, поэтому молимся о них и видим во сне. Святые называли сон бредом души. Так и Вы к снам относитесь. Это не откровения и не явления, просто естественная реакция души. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! У меня умерли мама и папа. Маме 7 сентября год, а папе - 11 сентября 40 дней. Можно ли все сделать в один день? И когда именно?

Ирина

Ирина, поминальную трапезу можно сделать в любой удобный для Вас день. Но в сами дни памяти родителей пойдите в храм, закажите литургию об упокоении и панихиду. Молитва -это главное, чего ждут от нас усопшие.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, до рождества Христова все люди попадали в ад? Правильно ли я поняла? Читаю Закон Божий, там написано, "Когда тело Спасителя лежало во гробе, Душею своею Он сошел в ад, к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада." Значит, все праведники, святые, благочестивые люди за малейший грех попадали в ад? Объясните, пожалуйста! И еще вопросик, мы с мужем не венчаны, он не хочет, брак зарегистрирован, является ли наша жизнь блудом? Нужно ли исповедовать мне этот грех постоянно? Если муж никогда не захочет венчаться? Спасибо.

Валентина

Валентина! 1. До пришествия Спасителя усопшие праведники находились на лоне Авраамовом. По учению Православной Церкви - это место в аду, куда до Воскресения Христова шли души ветхозаветных праведников. В этом месте не было адских мучений, но не было и райской радости. На состояние человека в этом месте указывает Авраам, когда говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь утешается»(Лк.16.25). Не «наслаждается», как в раю, но лишь «утешается» тем, что, в отличие от немилосердного богача, мучающегося в аду, избежал адских мук; что обрёл здесь общение с прародителями и праотцами еврейского народа; что из уст оных получил подтверждение древнего обетования о будущем пришествии в мир Мессии, Который спасет род человеческий и изведёт из ада в рай души праведников, что и произошло по Воскресении Христовом. 2. Православная Церковь признает законность брака, зарегистрированного в государственных органах. Такой брак не является блудным сожительством. Просто молитесь за мужа, чтобы он пришел к вере и осознал важность таинства венчания для православных супругов как Божьего благословения и Его благодатной помощи на пути семейной жизни.

иерей Владимир Шлыков

1. В моем молитвослове в молитве о живых написано:"...спаси, Господи, и помилуй Святейшего Вселенского Архиерея (имя)" и т.д. Какое имя у Вселенского Архиерея? 2. Нужно ли креститься при входе на кладбище, при выходе и у могилки? Нужно ли читать при этом какую-нибудь молитву?

Татьяна

1. Здесь имеется в виду Вселенский Патриархат, он же Константинопольский. В наше время Патриархом Константинопольским является Варфоломей. 2. А это – дело Вашего произволения и желания: если душа просит, почему бы не перекреститься, доставьте себе эту радость. Молитв особых при входе на кладбище не положено, однако, из благочестивого чувства можно прочесть тропарь «Со святыми упокой» или, учитывая, что сейчас – дни Пасхальные, «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне», «Плотию уснув» и другие песнопения Пасхи. Да и «Христос воскресе» усопшим можно сказать. В житиях святых говорится о Киево-Печерском святом, преподобном Дионисии, который однажды спустился в пещеры, к усопшим братиям, и воскликнул им: «Христос воскресе!» И усопшие братия ответили ему: «Воистину воскресе!» В этот момент преподобного овеяла такая благодать, что он попросил позволения настоятеля более никогда не выходить из пещер и остаток дней провел там в подвиге и молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Христос воскресе! Мой папа умер некрещеным. Знаю, что можно поминать его в домашней молитве. А в храме, когда служится панихида или поминаются усопшие на литургии, могу ли я про себя молиться о его упокоении?

Татьяна

Да, Татьяна, можно, и даже очень хорошо! Господь милостив, и примет Вашу молитву, как благоприятную жертву, молитесь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня умер папа, умер скоропостижно, шок и горе непередаваемое. Но самое главное, что меня мучит сильно, что я не успела сказать ему главных слов о том, как люблю его, не смогла попросить прощения за какие-то обиды и непонимание. Сейчас плачу, прошу прощения, молюсь за его душу. Он меня слышит, простил?

Наталья

Наталья, очень часто после смерти близких мы понимаем, как много мы не успели им вовремя сказать. Сейчас Ваша любовь к папе должна проявляться в усердной молитве за него. Усопшие чувствуют нашу молитву, она очень облегчает их посмертную участь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, у меня накануне умерла бабушка, а через месяц у меня день рождения. Скажите, мне можно праздновать или нет?

Александр

Александр, нет особых правил по этому вопросу. Но лично я думаю, что дни поминовения усопших важнее, чем день рождения. Усопшие за себя не могут сами помолиться, и поэтому они надеются на нашу и церковную молитву. Так что мой совет - пока 40 дней не пройдет, справлять день рождения не нужно. В этот период лучше усиленно помолиться за Вашу бабушку, заказать ей поминовение в Церкви. А день рождения справите потом – немного с опозданием, но ничего страшного.

иеромонах Викторин (Асеев)

Уважаемые батюшки, в Ветхом и Новом Заветах, житиях святых мы часто встречаем, что знамения и откровения приходят к людям во снах. Но в то же время, во многих духовных книгах сказано, что снам нельзя верить, т. к. мы люди грешные и не способны распознать природу этих явлений. Как же все-таки относиться к этому современным людям? Ведь иногда нам снятся наши дорогие усопшие, или мы видим "как на яву" какие-то события. Благодарю за ответ.

Татьяна

Татьяна, заметьте, сколько в Священном Писании описывается таких значимых, вещих снов? Всего несколько. А сколько нам всего снится? Целый поток! Так вот, сны от Бога – вещь очень и очень редкая, и распознавать их Святые отцы учат так: если сон приводит тебя в глубоко-покаянное чувство, в сознание своих грехов и своего бедственного духовного положения, то, возможно, он – от Бога, хотя возможно, что и нет. А во всех остальных случаях, даже когда снятся усопшие родственники, но сон не меняет нас духовно, он никакого отношения к Богу не имеет.

игумен Никон (Головко)

Здраствуйте. Скажите, надо ли делать поминки за умершего, 11 лет?

Елена

Елена, за умершего необходимо молиться независимо от того, сколько ему лет и как давно он умер. Усопшие всегда ждут нашей молитвы за них. В годовщину усопшего нужно обязательно помолиться за него в церкви, и по окончании службы попросить священника отслужить панихиду. Другое дело поминальный стол – это далеко не так важно, хотя и не будет лишним.

иеромонах Викторин (Асеев)

Как отсчитывать 40 дней? Со дня кончины?

Юрий

Юрий, день смерти считается первым днем, с него нужно отсчитать 3, 9 и 40 дней. Крайне важно помнить, что усопшие нуждаются в молитве. Сами за себя молиться они уже не могут, поэтому мы, живые, должны за них молиться. 3, 9 и 40 дни - это особые поминальные дни для усопших. В эти дни нужно сугубо за них молиться, служить панихиды и заказывать церковное поминовение для крещеных усопших. Самый важный день – 40-й, когда определяется, куда отправится душа, в рай или в ад.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! 10 августа заказала папе сорокоуст, была литургия и панихида, но 9 дней папе будет 14 августа. Мне сказали в церкви, что можно заказать заранее. Это правильно? Не сделала ли я ошибки, очень переживаю.

Елена

Елена, поминовение новопреставленного очень важно для его души. Усопшие сами молиться за себя не могут. Особые поминальные дни - это 3, 9 и 40. Эти дни не следует переносить на другую дату. Нужно поминать именно в эти дни. Самый же важный день для усопшего - это 40-й день, когда определяется его посмертная участь. Поэтому придерживайтесь точной даты.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, уважаемый батюшка! 29 июня будет 1 год, как умерла моя мамочка. Поминки мы делаем дома, скажите, пожалуйста, постные они или мясные?

Светлана

Светлана, больше нужно уделять внимания не застолью, а молитвенному поминовению усопших. Усопшие не могут молиться сами за себя, они очень надеются на нас, живых, и на церковную молитву. 29 июня будет суббота, в этот день необходимо помолиться в церкви за Литургией и помянуть свою маму, по окончании службы нужно отслужить панихиду. Петров пост начинается с 1 июля, 29 июня нет поста, и поэтому на поминальный стол можно поставить любые продукты, в том числе и мясные.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли справлять свадьбу в день смерти давно умершего деда?

людмила

Людмила, в принципе, можно, но не стоит забывать, что ваш дед нуждается в молитве - а кто еще за него помолится, как не близкие родственники? Усопшие надеются на нашу молитву за них.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли мужу идти на похороны бабушки, если в доме новорожденный?

Алена

Алена, а причем вообще здесь новорожденный?! Все это какие-то суеверия. Идти на похороны бабушки Вашему мужу можно безо всякого сомнения. А вот за усопших нужно молиться, и дома, и в церкви. Поминовение усопших - это наша прямая обязанность перед умершими сродниками. Усопшие сами за себя молиться не могут, и поэтому мы должны им помогать своей молитвой.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки! От чего произошло, что поминать усопших и ходить на кладбище нужно на Радоницу? И по поводу остальных дней в году особого поминовения усопших. В этот день нас лучше видят и слышат наши близкие? А разве в другие дни не видят и не слышат? И почему именно принято ходить на кладбище, разве именно там видят нас наши близкие, а в другом месте нет? Я думала, что на небе они нас везде видят. Тогда почему эти дни ведут нас на кладбище? И интересно, каким образом они нас на самом деле видят и слышат - так же, как мы, живые, здесь? Или это сделано больше для нас живых, чтобы мы помнили о наших близких, молились? Но ведь, как говорится по поводу мучительной музыки, которая провожает в последний путь, - кому горько и так плачут, а кому все равно - и музыка ничего не изменит. Ведь близкие именно по духу люди, а не просто по обязанности, и так постоянно помнят и молятся.

Людмила

Людмила, видят ли нас усопшие или не видят – на это существует множество мнений, но однозначно сейчас, живя на земле, мы сказать не можем. Понятно лишь одно: незримая духовная связь, безусловно, существует всегда. В отношении того, почему после Пасхи принято ходить на кладбище лишь на Радоницу, можно сказать, что эта традиция носит уставной характер: ради торжества, радости и величия Пасхи некоторое время Церковью не совершаются гласные моления о усопших, а только лишь тайные, в алтаре. Но на Радоницу мы все идем на кладбища, чтобы и усопшим возвестить пасхальную радость приветствием "Христос воскресе!" Эта традиция не связана с тем, что усопшие, как Вы говорите, нас в этот день видят лучше, чем в другие дни, нет, это сделано, чтобы подчеркнуть торжественность праздника. Но помнить о своих усопших мы должны всегда, и православный христианин, беря пример с Матери-Церкви, которая каждый день поминает усопших, тоже ежедневно, даже в пасхальный период, дома на молитве поминает своих ушедших из жизни сродников.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У моей доченьки День рождения (1 год) 12 мая, можно ли праздновать его? Или неделю после Пасхи нельзя (перед поминовением усопших)? Спасибо!

Ольга

Ольга, 12 мая будет воскресенье на Фоминой неделе. И очень хорошо в этот день справить день рождения. В этот день нет поста. С поминовением усопших это связывать не нужно. У нас у всех есть усопшие родственники, за которых мы обязаны молиться, а 14 мая будет Радоница. Радоница - это Пасхальная радость для усопших. Нисколько не сомневайтесь, и справляйте день рождения спокойно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Недавно умер мой дедушка. Он был не верующим, но его похоронили как православного, прочитали молитвы. Я стала очень переживать о том, как пройдет он воздушные мытарства... В интернете я прочла, что для того, чтобы моя молитва была угодна Господу, надо возложить на себя некие ограничения, совершить душевный подвиг. Меня все время мучили блудные мысли, но здесь я решила во чтобы то ни стало на 40 дней прекратить о них думать. Я нашла в интернете огромную молитву за умершего ("Акафист за единоумершего") и каждый день в течении двух недель старалась читать ее, не отвлекаясь. Но недавно я сильно заболела, и блудные мысли окутали меня с новой силой. Но как только мне станет лучше, надеюсь снова взять себя в руки и продолжить молится. Но меня волнует, будет ли такая молитва угодна Богу, после семидневного перерыва? Смогу ли я такой молитвой помочь моему дедушке пройти мытарства? Если, не приведи Господь, душа попадет в ад, можно ли ее от туда вымолить? И еще, можно ли молится о душе после 40 дней, и поможет ли это ей?

Анна

Анна, для того и существует Церковь, чтобы человек приходил и каялся в своих грехах. От грехов можно очиститься только при жизни, через покаяние. После смерти нет покаяния, после смерти - воздаяние, которое человек получает за свою жизнь. Как сказано в Евангелии, «праведник едва спасается», а что же будет с грешником, который ушел из жизни без покаяния? Конечно, можно вымолить своих усопших сродников, но для этого недостаточно молиться только 40 дней. Этому нужно посвятить всю свою жизнь. Нужно отказаться от всех греховных начинаний, вести свою жизнь благочестиво, регулярно ходить в церковь, исповедаться и причащаться, молиться за своих усопших и за себя. И так всю жизнь. Если Вы так проживете, то сами спасетесь, и по вашей молитве Господь помилует и вашего дедушку. Усопшие не могут за себя молиться, они надеются на нас и на церковную молитву. Бог всегда нас слышит, когда мы искренне молимся. Даже если и случился перерыв в молитве, не следует опускать руки, нужно продолжать.

иеромонах Викторин (Асеев)

1

Когда умирает кто-нибудь из близких, живым хочется знать, слышат или видят ли нас умершие после физической смерти, можно ли с ними связаться, получить ответы на вопросы. Существует много реальных историй, подтверждающих эту гипотезу. В них рассказывается о вмешательстве потустороннего мира в нашу жизнь. Разные религии тоже не отрицают того, что души мертвых находятся рядом с близкими.

Что видит человек, когда умирает

О том, что видит и ощущает человек, когда умирает физическое тело, можно судить только по рассказам тех, кто пережил клиническую смерть. Рассказы многих пациентов, которых врачи смогли спасти, многое объединяет. Все они говорят о похожих ощущениях:

  1. Человек наблюдает за другими людьми, склонившимися над его телом со стороны.
  2. Сначала чувствуется сильная тревога, как будто душа не желает покидать тело и прощаться с привычной земной жизнью, но потом наступает успокоение.
  3. Пропадает боль и страх, меняется состояние сознания.
  4. Человеку не хочется возвращаться обратно.
  5. После прохождения длинного тоннеля в круге света появляется существо, которое зовет за собой.

Ученые считают, что эти впечатления не относятся к тому, что чувствует ушедший в мир иной. Они объясняют такие видения гормональным всплеском, воздействием лекарственных препаратов, гипоксией мозга. Хотя разные религии, описывая процесс отделения души от тела, говорят о таких же явлениях – наблюдение за происходящим, появление ангела, прощание с близкими.

Правда ли, что умершие люди видят нас

Чтобы ответить, видят ли нас умершие родственники и другие люди, нужно изучить разные теории, рассказывающие о потусторонней жизни. Христианство рассказывает о двух противоположных местах, куда может попасть душа после смерти, – это рай и ад. В зависимости от того, как жил человек, насколько праведно, он награждается вечным блаженством или обрекается на бесконечные страдания за свои грехи.

Рассуждая, видят ли нас умершие после смерти, следует обратиться к Библии, где говорится о том, что души, покоящиеся в раю, помнят свою жизнь, могут наблюдать за земными событиями, но не испытывают при этом страстей. Люди, которые после смерти были признаны святыми, являются грешникам, пытаясь наставить их на истинный путь. Согласно эзотерическим теориям, дух умершего имеет тесную связь с близкими только тогда, когда у него остались невыполненные дела.

Видит ли душа умершего человека своих близких

После смерти заканчивается жизнь тела, но душа продолжает жить. Перед тем как отправиться на небо, она­ присутствует еще 40 дней возле близких, старается утешить их, облегчить боль утраты. Поэтому во многих религиях принято назначать поминки на это время, чтобы проводить душу в мир мертвых. Считается, что предки даже через многие годы после смерти видят и слышат нас. Священники советуют не рассуждать, видят ли нас умершие после смерти, а постараться поменьше скорбеть об утрате, потому что страдания родственников тяжелы для ушедшего.

Может ли душа умершего приходить в гости

Когда связь между близкими была прочна при жизни, эти взаимоотношения сложно прервать. Родственники могут ощущать присутствие ушедшего в мир иной и даже видеть его силуэт. Такое явление получило название фантом или призрак. Другая теория говорит о том, что дух является в гости для общения только во сне, когда наше тело спит, а душа бодрствует. В этот период можно попросить помощи у умерших родственников.

Может ли умерший человек стать ангелом хранителем

После потери близкого ­боль утраты бывает очень велика. Хочется знать, слышат ли нас умершие родственники, чтобы рассказать о своих бедах и печалях. Религиозное учение не отрицает того, что умершие люди становятся ангелами-хранителями для своего рода. Однако чтобы получить такое назначение, человек при жизни должен быть глубоко верующим, не грешить и следовать божьим заповедям. Часто ангелами-хранителями семьи становятся дети, ушедшие рано, или люди, посвятившие себя богослужению.

Есть ли связь с умершими

По мнению людей с экстрасенсорными способностями, связь между реальным и загробным миром существует, причем очень прочная, поэтому возможно выполнить такое действие, как поговорить с умершим. Чтобы связаться с усопшим из потустороннего мира, некоторые экстрасенсы проводят спиритические сеансы, на которых можно пообщаться с умершим родственником и задать ему вопросы.

В христианстве и многих других религиях возможность вызвать упокоенный дух с помощью каких-то манипуляций полностью отрицается. Считается, что все души, которые приходят на землю, принадлежат людям, совершавшим при жизни много грехов либо не получившим покаяние. По православной традиции, если снится родственник, ушедший в иной мир, то нужно поутру пойти в церковь и поставить свечу, молитвой помочь обрести покой.

Видео

В воспоминаниях свт. Николая, Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ:
Однажды Владыка, отвечая на вопрос, слышат ли умершие наши молитвы, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется».
Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.

Священник Владимир Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу.

Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку. «Что вам угодно?» - «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного». Тот удивляется еще больше. «Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!» Изумлен и священник. «Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает. «Позвольте все же войти к вам». - «Пожалуйста!»

Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки. «Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» - восклицает он. «Помилуйте! - возражает хозяин квартиры. - Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!»

Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет. «Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», - решает он наконец.

Исповедь была долгая, искренняя - можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн.

Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн.

Это тоже урок, который всем нам преподносит сегодня Святая Христова Церковь. Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца.

Святый Григорий Двоеслов представляет примечательный опыт действия молитвы и жертвоприношений за усопшаго, обета нестяжания, случившийся в его монастыре. Один брат за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковнаго погребения и молитвы въ продолжение тридцати дней, а потом из сострадания к его душе тридцать дней приносима была безкровная жертва с молитвою за него. В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен; ибо сегодня получил приобщение (Беседы, книга 4, глава 55).

Златоуст также учит: «если язычники вместе с умирающими сожигают их имение, то кольми паче ты, верующий, вместе с верующим, должен предпослать его имение не для того, чтобы оное превратилось в пепел, подобно тому, но дабы чрез него доставить большую славу усопшему; и если умерший был грешник, то дабы Бог отпустил ему прегрешения, а если праведник, дабы увеличил награды… Постараемся же оказывать чрез милостыни и приношения возможную помощь отшедшим, и это для них весьма спасительно, приносит великую пользу, ибо иначе напрасно и безрассудно было бы учреждено и Церкви Божией предано от премудрых апостолов, чтобы священник при страшных тайнах приносил молитву об усопших в вере, если бы святые апостолы не знали, что от сего произойдет великая польза, великое благо».

Есть ли смысл молиться за умерших? Знают ли наши умершие родственники все о нас и просят ли они за нас у Бога? Людмила.

Здравствуйте, Людмила!

Все, что имеется в общепринятой церковной практике, имеет какое-то основание и смысл.

Молитва за умерших проистекает от любви к ним и веры в милость Божию. Если мы молимся о живых, то почему нет смысла в молитве за усопших?

Ап. Павел говорит, что настоящая любовь никогда не перестает (1Кор.13:8), а, значит, и даже со смертью. Понятное дело, что все мы несовершенны, наши усопшие тоже имели какие-то грехи, поэтому в милости Божией и прощении они так же нуждаются, как и живущие. Богу же угодно, чтобы между людьми была любовь. Ему угодно, чтобы мы молились друг за друга. В Библии достаточно много мест, где говорится о том, что Господь подает все по вере. Исходя из исторической практики, мы видим, что Церковь всегда молилась и о живых, и об усопших, потому, что веровала в необходимость и пользу таких молитв.

Конкретно, о молитве за умершего говорится в тех библейских книгах, которые протестанты выкинули из Библии, потому, что они не отвечали их вероучению. Например, книга Маккавеев вторая, глава 12, ст. 30-45.

Если Богу это угодно, умершие могут о нас знать и просить за нас. Например, из истории с богачом и Лазарем (Лк 16, 27), мы видим, что богач знал о беспечной жизни братьев и заботился, просил о них.

С уважением, священник Павел Ильинский.

Почему грех самоубийства тяжелее убийства? Кому молиться о самоубийцах и некрещеных умерших? Вообще не знаю, можно ли делить грехи на более тяжелые и менее, но за убийц молятся, а за самоубийц - нет. Еще слышал, есть святой Увар, которому как раз молятся за самоубийц, так ли это и почему именно этому святому? Антон.

Уважаемый Антон!

Самоубийство является самым страшным грехом против шестой заповеди, так как в нем грех убийства отягощается отчаянием, ропотом, дерзким восстанием против промысла Божия. То есть самоубийство становится формой богоборчества. Человек подобно Иуде предает Бога, Его благой промысел о себе. Самоубийца отказывается от Бога, как управителя собственной жизни. И, самое главное, самоубийство, в отличие от убийства, исключает возможность покаяния.

О разной степени важности различных заповедей говорит Сам Господь, обличая фарисеев: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять". (Мф.23,23). Значит, тяжесть греха тоже бывает различной.

Молиться за лишивших себя жизни запрещает устав Церкви. В Номоканоне при Большом Требнике сказано: "аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают его". Исключение - доказанное умственное расстройство.

Святому мученику Уару молятся не о самоубийцах, а о некрещеных умерших. Из его жития мы знаем, что он имел особую благодать вымолить прощение грехов некрещеным родственникам благочестивой Клеопатры - вдовы, похоронившей его в своей семейной усыпальнице. Но, даже практика молитвы о некрещеных не может быть признана бесспорной, так как в житии нет однозначного указания на то, что предки Клеопатры не были христианами. Поэтому, и за некрещеных, и за самоубийц можно молиться только дома, а не общецерковно.

Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: "Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя".

Преподобный старец Амвросий Оптинский писал одной монахине: "По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом".

С уважением, священник Михаил Самохин

У нас с папой в семье большое горе! Умерла наша любимая мама! Это случилось так быстро, что мы до сих пор не верим в это. Мне самой очень тяжело, но нужно поддерживать папу! Подскажите, как я могу ему помочь? И правда ли что люди, которые умирают в течение 40 дней после Пасхи, попадают в Рай? Если вам будет не трудно, подскажите каким святым нужно молиться о прощении грехов мамочке? Анна

Уважаемая Анна, конечно, потеря матери и жены - такая потеря, от которой сердцу легко никогда не бывает. И ничего такого сказать Вам, что бы сделало вашу жизнь бесскорбной, никто не может. Да и неправильно это было бы, но только важно, чтобы скорбь эта, скорбь от разлуки, боль расставания не была унынием и отчаянием, как у неверующих, а соединялась бы крепкой верой, что земная смерть есть только разлучение, и что нас ждет встреча в вечности. И именно этой верой себя и папу своего поддерживайте.

Находите утешение в молитве за вашу новопреставленную маму. Очень хорошо, если вы вместе будете читать Псалтирь о упокоении ее души, в больших молитвословах есть указания о том, как следует читать ее за усопших, там вы найдете подсказку, как нужно это делать.

Что касается смерти в дни празднования святой Пасхи, то смысл народного верования о том, что умирающие в эти дни сподобляются лучшей участи следует понимать так, что это лучшее время умереть для тех, кто до того говел Великим Постом, исповедовался, очистил душу свою Таинством покаяния, встретил верой и радостью Христа Воскресшего; конечно, в это время душе человеческой легче всего отрешиться от земного и устремиться к небу. Надеюсь, что именно так мама ваша приготовилась к жизни вечной.

Молитесь Спасителю, Божией Матери, святой, имя которой носит ваша мама о том, чтобы Господь даровал ей со святыми упокоение, а Владычица Неба и земли и ее святая предстательствовали о ней и помогали ей. И живите достойно ее памяти, так, чтобы из-за ваших грехов и ошибок ни в коем случае временное разлучение не растянулось на вечность. Живите так, чтобы встреча эта состоялась. Бог вам в помощь! Протоиерей Максим Козлов.

Попадают ли в Рай люди умершие на Пасхальной седмице (кроме некрещеных и самоубийц)? Димитрий

Уважаемый Димитрий, есть церковное предание о том, что люди праведной жизни в качестве награды могут сподобиться кончины на Светлой неделе, в дни сугубого празднования светлого Христова Воскресения, очистив свою душу в Таинстве покаяния во время Великого поста до того. Конечно, о такой молитве может молиться православный христианин. По отношению ко многим благочестивым людям мы знаем, что они стремились к ней и получали ее как награду от Бога. Но чисто арифметически причислять к части спасаемых всех умерших в светлые пасхальные дни было бы, конечно, духовно нетрезво. Протоиерей Максим Козлов

Увидела сюжет о панихиде по Марине Цветаевой в одном из московских храмов. Было сказано, что в день ее смерти такие панихиды служатся уже много лет. Как относиться к подобным вещам, если по правилам Церкви запрещено отпевать самоубийц?

Уважаемая Светлана! Для того чтобы понять смысл того снисхождения, которое оказывает Церковь, молясь за Марину Цветаеву, важно понять смысл запрещения поминовения самоубийц. Он состоит в том, что сознательный самоубийца (поэтому, кстати, Церковь никогда не отказывалась молиться за бессознательных самоубийц, скажем, умалишенных) актом самоубийства сам за себя решает, что со своей жизнью делать и отказывается от дара спасения, принесенного ему искупительной жертвой Господа нашего на Голгофском Кресте. Он, по сути, говорит Господу: "Господи, мне Твоя жертва, здесь за нас приносимая не нужна. Моя жизнь, что хочу с ней, то и делаю". Он сам от вечности и от любви Божией отказывается: "Не могу терпеть, не хочу, не буду".

Поэтому, конечно, растратчик казенных денег, от малодушия не имеющий смелости смотреть наутро в глаза тем, чьи деньги он растратил (или собственной жене, которую он обрек на позор), не имеет оправдания, пустивши себе пулю в лоб. Не имеет оправдания и бездарный военачальник, загубивший множество солдат и, вместо того, чтобы испить чашу позора в плену или, вернувшись в отечество, смотреть в глаза всем тем, кто будет, может быть, в них плевать, находит путь, который кажется ему полегче: разделаться со всем этим ужасом, пустив себе пулю.

Так прекращая путь своей земной жизни, в вечности он никуда не денется от этих глаз. Можно ли говорить о таких людях, как имеющих путь к спасению? Церковь никогда не относилась как к самоубийцам к тем мученицам древности, которые ради сохранения своих монашеских обетов или обетов девства при осаждения града варварами бросались со стены города с тем, чтобы не претерпеть поругания от язычников.

Церковь не осуждала, как самоубийцу, воина, который своим телом прикрывал других от вражеских пуль и снарядов, хотя формально это тоже самоубийство. Исходя из этого, мы можем понять, что есть ситуации таких тяжелейших жизненных испытаний, таких особых нравственных коллизий, когда вынести однозначный вердикт, сказать, что этот человек ушел из жизни, как малодушный трус, может только тот, кто без греха. И вот там, где можно иметь снисхождение, Церковь, конечно же, имеет снисхождение к усопшим. Мы помним, что обстоятельства жизни Марины Цветаевой в конце ее земного пути были исключительными по скорбности и тяжести. И поэтому мы уповаем на милосердие Божие по отношению к ней. Протоиерей Максим Козлов

У меня недавно умер родной дядя. Можно ли мне стричься до 40 дней? Лиза.

Примите мои искренее соболезнования в связи со смертью Вашего дяди.

Что касается того, что до истечения 40 дней родственникам умершего нельзя стричь волосы - это суеверие, волосы стричь можно и никаких новых смертей это не вызовет. Но душа вашего дяди нуждается в Вашей усиленной молитве за него. Если дядя был крещен, то обязательно закажите в храме сорокоуст - поминовение на 40 службах, и по возможности читайте за него Псалтирь. Если же Ваш дядя крещен не был, то молитесь за него дома.

Помоги Вам Господи!

Священник Александр Ильяшенко

У моего жениха умер отец. Сколько длится траур по родителям и в течение какого времени можно будет венчаться? Даша

Дорогая Даша! Святая Церковь учит, что душам усопших требуется усиленная молитва их близких, а не траур. Поэтому Вы можете выбрать ту дату, которая устраивает Вашего жениха, Вас и Ваших родственников.
Дай Бог Вам счастья! Священник Александр Ильяшенко

Дорогая Ольга, церковная традиция говорит нам, что об усопших надо читать псалтирь. Можно читать подряд кафизму за кафизмой псалтири. В православных молитвословах находиться устав о чтении псалтири. Псалтирь составлена три тысячи лет назад, а акафисты возникли сравнительно недавно. На мой взгляд, предпочтительнее читать псалтирь.

Опираясь на строгость церковных канонов, действительно за таких людей не полагается подавать записочки в алтарь, но если бы мы руководствовались в своей жизни всей строгостью канонов, то, наверное, в церкви остались бы единицы. Сейчас жизнь решительно изменилась. Надо помнить, что древние каноны - некий идеал, к которому мы должны стремится! Но смотреть на вещи надо реально и не ударяться в излишнюю строгость, которая не уместна в нашем и без того жестоком мире. С уважением, священник Александр Ильяшенко

Можно ли отпевать в церкви крещеного молодого человека умершего от наркотиков? Ирина

Здравствуйте, Ирина!

Поскольку наркомания есть сознательное причинения смертного вреда своему здоровью и жизни в погоне за удовольствием, то существует обоснованное мнение, что наркоман, умерший от передозировки, подобен самоубийце. Но, Господь милостив и милостива Церковь - и в этом вопросе существует возможность милосердного снисхождения! Однако мера его зависит от установленных в той или иной епархии порядков и правил: где требуется благословение правящего архиерея, где нет. Чаще требуется, но в любом случае это надо спрашивать у местного духовенства, которое непосредственно знакомо с правилами своей епархии! Священник Алексий Колосов

По материалам ask.pravmir.ru и st-tatiana.ru

http://www.pravmir.ru/article_1037.html

Loading...Loading...