Святые страстотерпцы романовы. Молитва святые царственные мученики

17 июля — день памяти Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.

В 2000 году последний российский император Николай II и его семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев. Их канонизация на Западе — в Русской Православной Церкви Заграницей — произошла еще раньше, в 1981 году. И хотя святые князья в православной традиции не редкость, эта канонизация до сих пор у некоторых вызывает сомнения. Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Говорит ли его жизнь и жизнь его семьи в пользу канонизации, и какие существовали доводы против нее? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность?

Об этом говорим с секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым.

Смерть как аргумент

— Отец Владимир, откуда такой термин — царственные страстотерпцы? Почему не просто мученики?

— Когда в 2000 году Синодальная комиссия по канонизации святых обсуждала вопрос о прославлении царской семьи, она пришла к выводу: хотя семья государя Николая II была глубоко верующей, церковной и благочестивой, все ее члены ежедневно совершали свое молитвенное правило, регулярно причащались Святых Христовых Тайн и жили высоконравственной жизнью, во всем соблюдая евангельские заповеди, постоянно совершали дела милосердия, во время войны усердно трудились в госпитале, ухаживая за ранеными солдатами, к лику святых они могут быть причислены прежде всего за свое по-христиански воспринятое страдание и насильственную смерть, причиненную гонителями православной веры с неимоверной жестокостью. Но все же нужно было ясно понять и четко сформулировать, за что именно была убита царская семья. Может быть, это было просто политическое убийство? Тогда их мучениками назвать нельзя. Однако и в народе, и в комиссии было сознание и ощущение святости их подвига. Поскольку в качестве первых святых на Руси были прославлены благоверные князья Борис и Глеб, названные страстотерпцами, и их убийство также не было прямо связано с их верой, то явилась мысль обсуждать прославление семьи государя Николая II в этом же лике.

— Когда мы говорим «царственные страстотерпцы», имеется в виду только семья царя? Пострадавшие от рук революционеров родственники Романовых, Алапаевские мученики, к этому лику святых не относятся?

— Нет, не относятся. Само слово «царственные» по своему смыслу может быть отнесено только к семье царя в узком смысле. Родственники ведь не царствовали, даже титуловались они иначе, чем члены семьи государя. Кроме того, великая княгиня Елизавета Федоровна Романова — сестра императрицы Александры — и ее келейница Варвара могут быть названы именно мучениками за веру. Елизавета Федоровна была супругой генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича Романова, но после его убийства не была причастна к государственной власти. Она посвятила свою жизнь делу православного милосердия и молитве, основала и построила Марфо-Мариинскую обитель, возглавила общину ее сестер. Разделила с нею ее страдание и смерть келейница Варвара, сестра обители. Связь их страдания с верой совершенно очевидна, и они обе были причислены к лику новомучеников — за рубежом в 1981 году, а в России в 1992 году. Впрочем, это теперь подобные нюансы стали важны для нас. В древности не делали различия между мучениками и страстотерпцами.

— Но почему именно семья последнего государя была прославлена, хотя насильственной смертью окончили свою жизнь многие представители дома Романовых?

— Канонизация вообще совершается в наиболее очевидных и назидательных случаях. Не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств совершена была с политической целью или в борьбе за власть. Их жертвы не могут считаться пострадавшими за веру. Что касается семьи государя Николая II, то она была так невероятно оболгана и современниками, и советской властью, что необходимо было восстановить истину. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа.

— А каковы были критерии канонизации? Какие были доводы «за» и «против»?

— Комиссия по канонизации очень долго работала над этим вопросом, очень педантично проверяла все доводы «за» и «против». В то время было много противников канонизации царя. Кто-то говорил, что этого нельзя делать потому, что государь Николай II был «кровавым», ему в вину вменяли события 9 января 1905 года — расстрел мирной демонстрации рабочих. В комиссии была проведена специальная работа по выяснению обстоятельств Кровавого воскресенья. И в результате исследования архивных материалов оказалось, что государя в это время вообще не было в Петербурге, он никак не был причастен к этому расстрелу и не мог отдать такого приказа — он даже не был в курсе происходящего. Таким образом, этот довод отпал. Подобным образом рассматривались и все остальные аргументы «против», пока не стало очевидно, что весомых контрдоводов нет. Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без противления. Они могли бы воспользоваться теми предложениями о бегстве за границу, которые были сделаны им заблаговременно. Но сознательно не захотели этого.

— Почему нельзя назвать их убийство чисто политическим?

— Царская семья олицетворяла идею православного царства, и большевики не просто хотели уничтожить возможных претендентов на царский престол, им был ненавистен этот символ — православный царь. Убивая царскую семью, они уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового православия. Это становится понятным в контексте византийской интерпретации царской власти как служения «внешнего епископа церкви». А в синодальный период, в изданных в 1832 году «Основных законах Империи» (статьи 43 и 44) говорилось: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. И в сем смысле император в акте о престолонаследии (от 5 апреля 1797 года) именуется Главой Церкви».

Государь и его семья были готовы пострадать за православную Россию, за веру, они так и понимали свое страдание. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал еще в 1905 году: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Отречение: слабость или надежда?

— Как понимать тогда отречение государя от престола?

— Хотя государь и подписал отречение от престола как от обязанностей по управлению государством, но это не означает еще его отречения от царского достоинства. Пока не был поставлен на царство его преемник, в сознании всего народа он по-прежнему оставался царем, и его семья оставалась царской семьей. Они сами так себя осознавали, так же их воспринимали и большевики. Если бы государь в результате отречения потерял бы царское достоинство и стал бы обычным человеком, то зачем и кому нужно было бы его преследовать и убивать? Когда кончается, например, президентский срок, кто будет преследовать бывшего президента? Царь не добивался престола, не проводил предвыборных кампаний, а был предназначен к этому от рождения. Вся страна молилась о своем царе, и над ним был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все.

Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных (практически все командующие фронтами генералы и адмиралы) и потому что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила (при условии его помазания на царство) успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира.

— Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах?

— Да, но это видно и из самих его поступков. Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министра иностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!»

— Многие усматривают в отречении обыкновенную слабость…

— Да, некоторые видят в этом проявление слабости: человек властный, сильный в обычном понимании слова не отрекся бы от престола. Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть — да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ — после семидесяти лет безбожия — считает себя православным. К сожалению, большинство — не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники. Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик.

Революция: неизбежность катастрофы?

— То, как жили, как верили последние Романовы, повлияло на их канонизацию?

— Безусловно. О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, — дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками. Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин. В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля». Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны.

— Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину?

— Я думаю, что самым опасным признаком тяжелого состояния многих наших современников является отсутствие всякого отношения к мученикам, к царской семье, вообще ко всему. К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится.

— Что можно ответить на такое заявление: жертва царя была совершенно необходима, и благодаря ей была искуплена Россия?

— Подобные крайности звучат из уст людей, богословски неосведомленных. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю. Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости.

— Но говорят, что подвиг новомучеников много значил для России…

—Только подвиг новомучеников один и смог противостоять тому разгулу зла, которому подверглась Россия. Во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. Это такие великие образы! И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее их величие и их значение.

Я думаю, что сейчас, в наше время, мы можем более адекватно оценить то, что произошло в начале ХХ столетия. Знаете, когда бываешь в горах, открывается совершенно удивительная панорама — множество гор, хребтов, вершин. А когда удаляешься от этих гор, то все хребты поменьше уходят за горизонт, но над этим горизонтом остается одна огромная снежная шапка. И понимаешь: вот доминанта!

Так и здесь: проходит время, и мы убеждаемся в том, что эти наши новые святые были действительно исполины, богатыри духа. Я думаю, что и значение подвига царской семьи со временем будет открываться все больше, и будет понятно, какую великую веру и любовь они явили своим страданием.

Кроме того, спустя столетие видно, что никакой самый мощный вождь, никакой Петр I не смог бы своей человеческой волей сдержать то, что происходило тогда в России.

— Почему?

— Потому что причиной революции было состояние всего народа, состояние Церкви — я имею в виду человеческую ее сторону. Мы зачастую склонны идеализировать то время, но на самом деле все было далеко не безоблачно. Народ наш причащался раз в год, и это было массовое явление. На всю Россию было несколько десятков епископов, патриаршество было отменено, самостоятельности Церковь не имела. Система церковноприходских школ по всей России — огромная заслуга обер-прокурора Святейшего Синода К. Ф. Победоносцева — была создана только к концу XIX века. Это, безусловно, великое дело, народ стал учиться грамоте именно при Церкви, но произошло это слишком поздно.

Многое можно перечислять. Ясно одно: вера стала во многом обрядовой. О тяжелом состоянии души народной, если можно так сказать, свидетельствовали многие святые того времени — прежде всего, святитель Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они предвидели, что это приведет к катастрофе.

— Сам царь Николай II и его семья эту катастрофу предчувствовали?

— Конечно, и мы находим об этом свидетельства в их дневниковых записях. Как мог не чувствовать государь Николай II, что происходит в стране, когда прямо у Кремля бомбой, брошенной террористом Каляевым, был убит его дядя, Сергей Александрович Романов? А революция 1905 года, когда бунтом были охвачены даже все семинарии и духовные академии, так что пришлось их временно закрыть? Это ведь говорит о состоянии Церкви и страны. На протяжении нескольких десятков лет перед революцией в обществе происходила систематическая травля: травили в печати веру, царскую семью, совершались покушения террористов на жизнь правителей…

— Вы хотите сказать, что невозможно обвинять исключительно Николая II в свалившихся на страну бедах?

— Да, именно так — ему суждено было родиться и царствовать в это время, он уже не мог просто напряжением воли изменить ситуацию, потому что она шла из глубины народной жизни. И в этих условиях он избрал путь, который был ему наиболее свойственен, — путь страдания. Царь глубоко страдал, душевно страдал еще задолго до революции. Он старался добром и любовью отстоять Россию, делал это последовательно, и эта позиция подвела его к мученичеству.

Какие же это святые?..

— Отец Владимир, в советское время, очевидно, канонизация была невозможна по политическим причинам. Но и в наше время для этого потребовалось восемь лет… Почему так долго?

— Вы знаете, после перестройки прошло больше двадцати лет, а пережитки советской эпохи еще очень сильно сказываются. Говорят, что Моисей потому сорок лет со своим народом бродил по пустыне, что нужно было умереть тому поколению, которое жило в Египте и было воспитано в рабстве. Чтоб народ стал свободным, нужно было тому поколению уйти. И тому поколению, которое жило при советской власти, не очень-то легко изменить свой менталитет.

— Из-за определенного страха?

— Не только из-за страха, скорее, из-за штампов, которые насаждались с самого детства, которые владели людьми. Я знал многих представителей старшего поколения — среди них священники и даже один епископ, — которые еще застали государя Николая II при жизни. И я был свидетелем того, что они не понимали: зачем его канонизировать? какой же он святой? Им трудно было примирить образ, который они с детства восприняли, с критериями святости. Этот кошмар, который мы сейчас себе и не можем представить по-настоящему, когда немцами были оккупированы огромные части Российской империи, хотя Первая мировая война обещала закончиться победоносно для России; когда начались страшные гонения, анархия, Гражданская война; когда наступил голод в Поволжье, развернулись репрессии и т. д. — видимо, как-то оказался увязан в молодом восприятии людей того времени со слабостью власти, с тем, что не было настоящего вождя у народа, который мог бы противостать всему этому разгулу зла. И некоторые люди до конца жизни оставались под влиянием этого представления…

И потом, конечно, очень трудно сопоставить в своем сознании, например, святителя Николая Мирликийского, великих подвижников и мучеников первых веков со святыми нашего времени. Я знаю одну старушку, у которой дядю-священника канонизировали как новомученика — он был расстрелян за веру. Когда ей об этом сказали, она удивилась: «Как?! Нет, он, конечно, был очень хороший человек, но какой же он святой?» То есть людей, с которыми мы живем, принять как святых нам не так-то легко, потому что для нас святые — «небожители», люди из другого измерения. А те, кто с нами вместе ест, пьет, разговаривает и переживает — какие они святые? Трудно образ святости приложить к близкому тебе в быту человеку, и это тоже имеет очень большое значение.

— В 1991 году останки царской семьи были найдены и захоронены в Петропавловской крепости. Но Церковь сомневается в их подлинности. Почему?

— Да, была очень долгая полемика о подлинности этих останков, было проведено множество экспертиз за границей. Одни из них подтверждали подлинность этих останков, а другие подтверждали не очень очевидную достоверность самих экспертиз, то есть была зафиксирована недостаточно четкая научная организация процесса. Поэтому наша Церковь уклонилась от решения этого вопроса и оставила его открытым: она не рискует согласиться с тем, что недостаточно проверено. Есть опасения, что, заняв ту или иную позицию, Церковь станет уязвима, потому что нет достаточного основания для однозначного решения.

Конец венчает дело

— Отец Владимир, я вижу, у Вас на столе среди прочих лежит книга о Николае II. Каково Ваше личное отношение к нему?

— Я вырос в православной семье и с самого раннего детства знал об этой трагедии. Конечно, всегда относился к царской семье с почитанием. Неоднократно бывал в Екатеринбурге…

Думаю, если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами — государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца — мирное, целомудренное. Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик — и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» — говорит Священное Писание от лица Бога.

Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего — за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, — в этом их неповторимое величие.

Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля года, святой патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21 июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве , он сказал:

"На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе ".

Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев. Тем временем их почитание крепло и в среде русской эмиграции, где стали известны случаи благодатной помощи по их молитвам. Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвой к государю Российскому - и невероятным образом вышли из окружения. В Сербии в году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России - через несколько месяцев сын вернулся домой. Царственные мученики стали почитаться как святые в Сербской Православной Церкви .

Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля года и освященный 1 октября года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.

По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга , отпевание возглавил настоятель собора.

Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла "возможным поставить вопрос о причислении [царской семьи ] к лику святых страстотерпцев " в году . Постановлением Священного Синода от 10 октября того года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля года данная позиция была одобрена.

Вопрос этот получил большой резонанс в русском обществе за пределами церковной ограды. Канонизации предшествовала длительная дискуссия в Церкви и обществе. В частности, в числе противников канонизации царской семьи был профессор МДА А.И. Осипов , известный публицист и апологет.

Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе года, согласно решению от 14 августа. Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев-соборян, которые говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Сомнение в выразил только Брюссельский архиеп. Симон (Ишунин) , который сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, но разделяет его паству . Голосовали вставанием, решение было принято единогласно.

Единственным из церковных иерархов, не подписавшим акт о канонизации царской семьи, стал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов) :

«Но видите ли, я не стал предпринимать никаких шагов, потому что если уж составлена икона, где, так сказать, царь-батюшка сидит, что же выступать? Значит, вопрос решен. Он без меня решен, без вас решен. Если царь-батюшка включен в общий список, то я не могу голосовать против Кирилла Казанского, Агафангела (Преображенского) и других. Но, когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. ... он государственный изменник. ... он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Что он должен был делать? Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено» .

Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:

"В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия . В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры ".

По единодушному мнению обозревателей, прославление Царственных страстотерпцев стало ключевым событием Собора - именно этой теме в последующие несколько дней были посвящены главные сюжеты теленовостей и первые полосы газет и журналов России.

На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник "на крови" во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - 23 сентября года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту. На иконе Собора новомучеников и исповедников , написанной по случаю прославления, Царственные страстотерпцы были изображены в центре переднего плана средника, а также в восьмом клейме (в нижней части правого поля) соотносящемся по горизонтали с изображением святого патриарха Тихона , а по вертикали - с изображениями преподобномученицы Елисаветы и города Тобольска . Клеймо изображает убиение Царственной семьи и отличается симметрией композиции - Царственные мученики изображены в центре, на лестнице-пьедестале, обрамленные подвальным сводом-триумфальной аркой; их неуклюже стоящие убийцы в грязно-зеленых формах также симметрично обрамляют сплочённую семью жертв-победителей в облачениях ярких и чистых цветов.

В последующие годы во имя Царственных страстотерпцев были освящены многочисленные храмы и часовни, им было написано множество икон и молитвословий. Многие христиане стали обращаться к царственным страстотерпцам с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

Стоит отметить, что с 1990-х годов получили некоторое распространение искажённые формы почитания святого венценосного семейства и в особенности царя Николая, получившие общее название "ереси царебожия ".

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м/ седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец,/ Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь:/ Никола́я и Алекса́ндру,/ Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю./ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся,/ от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша/ и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша./ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м:/ о святи́и страстоте́рпцы,/ гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те,/ зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те,/ от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те,/ мир ми́рови у Бо́га испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Последний Российский Император Николай II был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны (дочери датского коро­ля Христиана VII). Он родился 6 мая 1868 года. Император Николай Александрович восшел на престол после смерти своего отца - Императора Александра III - 20 октя­бря 1894 года. Коронование на Царство совершилось 14 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Супругой Николая Александровича стала принцесса Алиса Гессенская, внучка англий­ской королевы Виктории. Родилась принцесса Алиса - будущая Российская Императ­рица Александра Феодоровна - 25 мая 1872 года в Дармштадте. Венчание Николая Александровича и Александры Феодоровны совершилось 14 ноября 1894 года. В Царской Семье родились четыре дочери: Ольга (3 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая 1897 года), Мария (14 июня 1899 года), Анастасия (5 июня 1901 года). 30 июля 1904 года у Цар­ской четы родился долгожданный сын, наследник Российского престола Цесаревич Алексий.

Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу. Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто бо­лее 250 новых монастырей. Император лично участвовал в закладке новых храмов и в других церковных торжествах. В царствование Императора Николая II церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созы­вавшегося. Личное благочестие Государя проявилось в канонизации святых. В годы его царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 год), преподобный Серафим Саровский (1903 год), святая княгиня Анна Кашинская (восста­новление почитания в 1909 году), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Ермоген Московский (1913 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год), святи­тель Иоанн Тобольский (1916 год). Император вынужден был проявить особую настой­чивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины Царь повелел совершать всенарод­ное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

Император, от природы замкнутый, чувствовал себя спокойно и благодушно прежде всего в узком семейном кругу. Знавшие семейную жизнь Императора отмечали удивитель­ную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной Семьи. Центром ее был Цесаревич Алексий, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. Обстоятельством, омрачавшим жизнь Императорской Семьи, была неизлечимая болезнь наследника. Приступы гемофилии, во время которых ребенок испытывал тяжкие страдания, повторялись неоднократно. Характер болезни являлся государственной тайной, и родители часто должны были скрывать переживаемые ими чувства, участвуя в обычном распорядке дворцовой жизни. Императрица хорошо понимала, что медицина была здесь бессильна. Но ведь для Бога нет ничего невозможного. Будучи глубоко религиозной, она всей душой предавалась усердной молитве в чаянии чудесного исцеления. Подчас, когда ребенок был здоров, ей казалось, что ее молитва услышана, но приступы снова повторя­лись, и это наполняло душу матери бесконечной скорбью.

Императорская чета отличалась глубокой религиозностью. Императрица не любила светского общения, балов. Религиозным духом было проникнуто воспитание детей Импе­раторской Фамилии. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов были неотъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием традициям. Царская чета посе­щает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли Императора и Императрицу. Специально для них совершаются службы в Царскосельском Феодоровском соборе, построенном в древнерусском стиле. Императрица Александра молилась здесь перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за службой.

Как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из своих религи­озно-нравственных принципов. С началом Первой мировой войны Государь регулярно выезжает в Ставку, посещает воинские части действующей армии, перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы - одним словом, делает все, что было важно для ве­дения этой войны. Императрица с самого начала войны посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия вместе со старшими дочерьми - Великими Княжнами Ольгой и Татьяной, - она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Император рассматривал пребывание на посту Верховного Главнокомандующего как исполнение нравственного и государственного долга перед Богом и народом, впрочем, всегда предоставляя ведущим военным специалистам широкую инициативу в решении всей совокупности военно-стратегических и оперативно-тактических вопросов.

2 марта 1917 года представители Государственной Думы и предатели из высшего воен­ного командования вынудили Николая II отречься от престола. Отрекаясь от Царской власти, Государь надеялся, что желавшие его удаления сумеют довести войну до побед­ного конца и не погубят Россию. Он боялся, чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду неприятеля. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови. Государь, приняв, как ему казалось, единственно правильное решение, тем не менее переживал тяжелые душевные мучения. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину», - говорил Государь. Духовные мотивы, по которым последний Российский Государь, не желав­ший проливать кровь подданных, отрекся от престола во имя внутреннего мира в России, придают его поступку подлинно нравственный характер. Не случайно при обсуждении в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора вопроса о заупокойном помино­вении убиенного Государя святитель Тихон, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как Императора.

В жизни Императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода - время его царствования и время пребывания в заключении.

Император Николай Александрович часто уподоблял свою жизнь испытаниям стра­дальца Иова, в день церковной памяти которого родился. Приняв свой крест так же, как библейский праведник, он перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в последних днях жизни Императора.

Большинство свидетелей последнего периода жизни Царственных мучеников говорят об узниках тобольского губернаторского и екатеринбургского Ипатьевского домов как о людях, страдавших и, несмотря на все издевательства и оскорбления, ведших благочести­вую жизнь. В Царской Семье, оказавшейся в заточении, мы видим людей, искренне стре­мившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. Вместе с родителями все унижения и страдания с кротостью и смирением переносили Царские дети. Протоиерей Афанасий Беляев, исповедовавший Царских детей, писал: «Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи - страстной и греховной - меня привело в изумление». В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа. Их истинное величие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравственной высоты, на которую они постепенно поднялись.

В ночь с 3 на 4 июля 1918 года в Екатеринбурге совершилось злодейское убийство Царской Семьи.

Вместе с Императорской Семьей были убиты их слуги, последовавшие за своими госпо­дами в ссылку: доктор Е. С. Боткин, комнатная девушка Императрицы А. С. Демидова, придворный повар И. М. Харитонов и лакей А. Е. Трупп, а также убиенные в различных местах и в разные месяцы 1918 года генерал-адъютант И. А. Татищев, гофмаршал князь В. А. Долгоруков, «дядька» Наследника К. Г. Нагорный, детский лакей И. Д. Седнев, фрейлина Императрицы А. В. Гендрикова и гофлектрисса Е. А. Шнейдер.

Почитание Царской Семьи, начатое уже святителем Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному Императору через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось на протяжении всего советского периода русской истории, несмотря на жестокие преследования от безбожной власти. Священно­служители и миряне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, чле­нов Царской Семьи. В домах в красном углу почитатели Царственных страстотерпцев, рискуя жизнью, помещали их фотографии. Особая ценность - публикации, содержащие свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к Царственным страстотерп­цам. Речь в них идет об исцелениях, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников. Особенно обильны свидетельства о мироточении икон с изобра­жениями Императора Николая II и Царственных страстотерпцев, о благоухании и чудесном проступании на иконных ликах Царственных страстотерпцев пятен кровавого цвета.

Из Деяния Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в Москве 13-16 августа 2000 года, о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века

3. Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем право­славном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатерин­бурге в ночь на 4/17 июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, пре­терпевших гонение за Христа в XX веке.

5. Честные останки новопрославленных святых именовать святыми мощами. Когда местонахождение их известно - воздавать им достодолжное почитание, когда неизве­стно - оставить на Божие произволение.

7. Службу Собору новомучеников и исповедников Российских составить особую. Благословить составление отдельных служб каждому из прославляемых святых.

8. Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Рос­сийских совершать 25 января/7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет - то в ближайшее воскресенье после 25 января/7 февраля.

9. Память новопрославленным святым праздновать также и в день их кончины или в иной день, связанный с жизнью святого.

10. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения согласно определе­нию VII Вселенского Собора.

11. Напечатать жития новопрославляемых новомучеников и исповедников Российских для назидания в благочестии чад церковных.

12. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости про­славления новых святых всероссийской пастве.

13. Сообщить имена новопрославленных святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.

Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам Свое благословение. Аминь.

Полное собрание и описание: молитва святые царственные мученики для духовной жизни верующего человека.

Молитва Царственным Страстотерпцам Николаю, Александре, Алексию, Марии, Ольге, Татьяне и Анастасии

Память: Память в воскресный день 25 января / 7 февраля, либо в ближайший воскресный день, предшествующий или последующий 25 января (Новомученики и исповедники Российские), Третья неделя по Пятидесятнице (Собор Петербургских святых), 4 / 17 июля

Семья Царственных Страстотерпцев: император Николай, императрица Александра, царевны Мария, Ольга, Татьяна и Анастасия и царевич Алексей – удивительная и благочестивая семья, которая смогла достойно и мужественно пронести свой "ипатьевский" крест. Им молятся о семейном благополучии, любви между супругами, о правильном воспитании детей, о сохранении целомудрия и чистоты, о доброй невесте или женихе. Царственную семью просят о молитвенной помощи в болезнях, скорбях, гонениях, заточении.

Царственные Страстотерпцы: император Николай, императрица Александра, царевны Мария, Ольга, Татьяна и Анастасия и царевич Алексей. Икона

Тропарь первый Царственным Страстотерпцам, глас 4

Днесь, благовернии людие, светло почтим седмерицу честную царственных страстотерпец, Христову едину домашнюю Церковь: Николая и Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся, от богоборных смерть и поругание телес прияша и дерзновение ко Господу в молитве улучиша. Сего ради к ним с любовию возопиим: о святии страстотерпцы, гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите, землю Российскую в любви к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость.

Кондак первый Царственным Страстотерпцам, глас 8

Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих от рода царей Российских, благовернии мученицы, муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии и венцы Небесными увенчавшиися, к вам, яко покровителем нашим милостивым, с любовию благодарне вопием: радуйтеся, царственнии страстотерпцы, за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

Тропарь второй Царственным Страстотерпцам, глас 5

Царства земнаго лишение, узы и страдания многоразличныя кротко претерпел еси, свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев, страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае, сего ради мученическим венцем на небесех, венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог, Егоже моли помиловати страну Российскую и спасти души наша.

Кондак второй Царственным Страстотерпцам, глас 6

Надежда царя мученика с царицею и чады и слуги укрепи, и к Твоей любви окрыли, будущий им покой предвозвестивши, тех молитвами, Господи, помилуй нас.

Величание Царственных страстотерпцев

Величаем вас, святии царственнии страстотерпцы, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва первая Царственным Страстотерпцам

О, святая седмерице, царственнии страстотерпцы, Николае, Александро, Алексие, Марие, Ольго, Татиано и Анастасие!

Вы, союзом любве Христовы связуеми, дом ваш, яко малую церковь, благочестно устроили есте и смирением себе посреде земнаго величия украсили есте. В годину же братоубийственныя брани и гонений безбожных во отечестве нашем, все упование на Бога возложивше, образ терпения и страдания всей земли Российстей явили есте и, молящеся о мучителех, клевету, узы и изгнание, глумление, насмеяние и оболгание, убиение и телес поругание мужественне претерпели есте. Сего ради от земнаго царствия к Небесному прешли есте и теплии ходатаи о нас явилися есте.

О, святии угодницы Божии! Молитеся о нас Богу, да Церковь в единомыслии и твердей вере соблюдет, страну нашу миром и благоденствием оградит и от междоусобныя брани и разделения избавит, власть предержащую умудрит, воинство мужеством украсит, народ от разорения сохранит, супруги христианския в верности и любви укрепит, чада в благочестии и послушании возрастит, и вся ны купно с вами сподобит воспевати Пречестное и Великолепое имя Живоначальныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь страстотерпцу царю Николаю, глас 5

Царства земнаго лишение, узы и страдания многоразличныя кротко претерпел еси, свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев, страстотерпче великий Боговенчанный Царю Николае. Сего ради мученическим венцем на небесех венча тя с Царицею, чады и слуги твоими Христос Бог. Его же моли помиловати страну Российскую и спасти души наша.

Кондак страстотерпцу царю Николаю, глас 3

Мирликийскому предстателю подражатель, благоверный Царю Николае Вторый чудотворец показался еси. Христово бо Евангелие исполнив, положил еси душу твою за люди твоя и спасл еси неповинныя, паче же повинныя от смерти. Сих ради мученическою кровию освятился еси, яко великомученик Церкви Христовы.

Молитва первая страстотерпцу царю Николаю

О, святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину приемь, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая страстотерпцу царю Николаю

О святый великий Российский Царю и страстотерпче Николае! Вонми гласу моления нашего и вознеси ко Престолу всевидящаго Господа стенания и воздыхания народа Русскаго, некогда богоизбраннаго и благословеннаго, ныне же падшаго и от Бога отступившаго. Разреши клятвопреступление, доселе тяготеющее над народом Русским. Тяжко бо согрешихом, отступивше от Царя Небеснаго, оставльше веру православную на попрание нечестивых, преступльше клятву соборную и не возбранивше убиению твоему, Семьи твоея и верных слуг твоих.

Не бо послушахом повеления Господня: "Не прикасайтеся помазанным Моим" паки же Давиду глаголющу: "Иже прострет руку на Помазанника Господня, не Господь ли поразит его?" И се ныне достойная по делом нашим приемлем, тяготеет бо даже до дне сего на нас грех царския крови пролития.

Доныне оскверняются святыни наши. Блуд и беззаконие не оскудевают от нас. Чада наши преданы на поругание. Вопиет к небу кровь невинная, на всякий час в земле нашей проливаемая.

Но виждь слезы и сокрушение сердец наших, каемся бо, якоже киевляне некогда пред князем Игорем, ими умученным; якоже владимирцы пред князем Андреем Боголюбским, ими убиенным, и просим: умоли Господа, да не отвратится от нас до конца, да не лишит народ Русский великаго избранничества Своего, но да подаст нам разум спасения, во еже восстати нам из глубины падения сего.

Имаши бо, Царю Николае, дерзновение велие, ты бо кровь свою пролиял еси за народ свой, и душу положил еси не токмо за други, но и за враги своя. Сего ради предстоиши ныне в Невечернем Свете Царю Славы, яко верный слуга Его. Буди нам ходатай и заступник, и охранитель. Не отвратися от нас, и не остави нас на попрание нечестивых. Даруй нам силы на покаяние, и правосудие Божие приклони на милосердие, да не погубит нас до конца Господь, но да вся простит и милостивно помилует, и спасет землю Русскую и народ ея. Да избавит же Отечество наше от постигших бед и напастей, возродит веру и благочестие, восставит же престол Царей православных, еже сбытися пророчествам угодников Божиих. И да прославят люди Русские по всей вселенней всехвальное имя Господне и верно послужат Ему до скончания века, воспевая славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание страстотерпцу царю Николаю

Величаем тя, страстотерпче святый Царю Николае, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Акафист Царственным Страстотерпцам:

Канон Царственным Страстотерпцам:

Житийная и научно-историческая литература о страстотерпцах императоре Николае, императрице Александре, царевиче Алексие, царевнах Марии, Ольге, Татьяне и Анастасии:

  • Благоверный царь Николай Александрович и его семья – Московские епархиальные ведомости
  • Мифы о святом Царе-Страстотерпце Николае II – Юлия Комлева
  • Императрица Александра Федоровна: ее любовь найдет еще отклик – Андрей Мановцев
  • Кто убил Государя? – диакон Владимир Василик
  • Чтобы правильно понимать царя Николая II, надо быть православным . Ответы православного англичанина на недоуменные вопросы о святом императоре Николае II – протоиерей Андрей Филипс
  • Религиозно-мистический смысл убиения царской семьи – архиепископ Аверкий Таушев
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Романовы на иконах и молитвы святым Царственным страстотерпцам (д/ф "Убийство царской семьи Романовых")

Где-то там далеко на Урале,

Там, где в небо уперся гранит,

Темной ночью, как жертва, в подвале

Был Помазанник Божий убит.

Был убит Он с детьми и женою,

С горстью верных до гроба служак,

И с тех пор над несчастной страною

Льется кровь и сгущается мрак.

Много лет за железной завесой

Заперта, как колодник страна, -

Там глумится за черною мессой

Над распятым Христом сатана.

Так свершилась правительства смена

И раздел Твоих царственных риз.

Как Ты, прав, - только ложь и измена

Заменили наш старый девиз.

Сатана стал у власти кормила,

Заметая Твой царственный след,

Много горя страна пережила,

А „свободы" и мертвому нет.

Мы грешны, Русский Царь, перед Богом,

Пред Тобою мы тоже грешны,

У Тебя должники мы во многом.

Пострадал Ты за правду и „ны".

Но всему есть и время и мера, -

После ночи наступит заря,

И Господь посрамит изувера

За убийство Руси и Царя.

Будет проклят свобод провокатор,

Будет проклят семнадцатый год,

И Тебя, Государь Император,

Будет чтить, как святого, народ.

И в лесу, на далеком Исете,

Он воздвигнет из мрамора храм,

Чтобы знали все люди на свете,

Что замучен был праведник там.

(В. А. Петрушевский 1930)

Не знаю, как сейчас обстоят с этим дела, т.к., как мы помним, в 2007 году был подписан совместный акт о каноническом общении двух церквей и, следовательно, видимо и святые теперь общие. Так ли это? Ответа найти не удалось. Святость и мученичество Романовых многие до сих пор не принимают, но тем не менее это уже свершившися факт, который нашел отражение и в иконописи, и в существующих акафистах и молитвах к царственным мученикам.

Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.

Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона "Собор Святых Новомучеников Российских от безбожников избиенных"

Но сначала я сделаю маленькое отступление и касается оно тех, кто же по праву стал новыми святыми по объединенной версии. Это погибшие при расстреле в Ипатьевском доме: император Николай Александрович, 50 лет; императрица Александра Федоровна, 46 лет; их дочери – Ольга, 23 лет; Татьяна, 21 года; Мария, 19 лет; Анастасия, 17 лет; и наследник престола цесаревич Алексей, 14 лет. И их верные подданые: Евгений Боткин, лейб-медик; Иван Харитонов, повар; Алексей Трупп, камердинер Анна Демидова, горничная. А также погибшие в шахте под Алапаевском: Великая княгиня Елизавета Федоровна; Великий князь Сергей Михайлович; князья – Иоанн Константинович; Константин Константинович; Игорь Константинович; Владимир Павлович Палей; (сын великого князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс); келейница Елизаветы Федоровны Варвара (Яковлева); управляющий делами великого князя Сергея Михайловича Федор Семенович Ремез (с ним ситуация не очень понятна, якобы даже РПЦЗ его не признала мучеником, но почему.). Такой официальный скорбный список, в который не вошли еще несколько имен тех людей, которые также находились в последние дни при царской семье и были уничтожены большевиками. На приведенной выше иконе западного письма как раз все из списка представлены в виде святых мучеников.

Икона "Мученики Ипатьевского дома и мученики Алапаевской шахты"

Августейшие сестры милосердия – Татьяна, Ольга и Александра

Лейб-медик царской семьи Евгений Сергеевич Боткин и свита последовавшая с царской семьей в Тобольск

Маленькая икона " "Царственные мученики"

Икона "Святой благоверный царь-мученик Николай"

Икона "Святой мученик Николай в житиях"

Икона "Царь-мученик святой Николай" (западное письмо)

Каемся, яко некогда киевляне пред умученным ими князем Игорем, как владимирцы пред убиенным ими великим князем Андреем Боголюбским, и просим дерзновенно: за кровь святых Твоих даруй покаяние нам, свободи Отечествие наше от постигших бед и напастей, возроди землю Русскую, осени ю славою Своею и даруй ей Царя Православного, да сбудутся пророчества святых Твоих и да воспоет народ русский славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иконографические образы царя-мученика Николая II

Икона-портрет "Императрица Александра Федоровна"

Иконографические образы царицы-мученицы Александры Федоровны

Икона "Благоверный мученик царевич Алексей"

Иконографические образы царевича-мученика Алексея

Икона "Святые царственные страстотерпцы"

Иконографические образы мучениц-дочерей Анастасии, Татьяны, Марии, Ольги

О, святая новомученице благоверная царевно российская Ольго (Татиана; Мария; Анастасия); ты душею на небесех у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию различные совершаеши исцеления; призри убо милостиво на предстоящие люди и молящиеся пред пречистым образом твоим и помощи твоея просящия; прости ко Господу святые молитвы твоя о нас и испроси нам – оставление согрешений, недужным – исцеление, скорбящим и бедствующим – скорую помощь, умоли Господа, да подаст нам христианскую кончину и добрый ответ на страшном судище своем, да сподобимся и мы купно с тобою и всеми новомученики и страстотерпцы земли нашея, славити Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона "Новая мученица Елизавета" (западное письмо)

Икона "Святая мученица Елисавета"

О святыя новомученицы Российския, Великая Княгине Елисавето и сестро ея крестовая, пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, Евангельския заповеди делом во обители Милосердия совершившия, веры ради Православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко Победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и Отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякого зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Иконографические образы святой мученицы Елизаветы Федоровны

Икона с портретами семьи царственных мучеников

Иконы "Царственные мученики"

Как мы видим все очень нестандартно и далеко от канонов. Выработает ли наша церковь когда-то единый вид икон царственных страстотерпцев покажет время, а пока еще несколько интересных иконографических работ на эту тему.

Икона "Святой царь-искупитель Николай"

Почти целый век, 98 лет отделяют нас от страшной даты — 17 июля 1918 года в Ипатьевском доме Екатеринбурга была расстреляна семья последнего российского императора. Сам Николай ІІ, его жена Александра и пятеро их детей причислены к лику святых и известны нам как царственные страстотерпцы и мученики.

В православии принято отличать страстотерпцев от мучеников. Страстотерпцы — это в первую очередь те, кто смиренно и безропотно принимает скорби (страсти). Причиной их мученической кончины является не исповедание христианской веры, а деятельное исполнение Божьих заповедей.

Отличительная черта страстотерпцев — это их беззлобие. Как раз в дневниковых записях представителей царской семьи есть много подтверждений их беззлобия.

Поэтому во время богослужений Церковь поминает канонизированную семью последнего императора именно как царственных страстотерпцев, но в народе их все чаще называют мучениками. За что? Явно не только за то, что их расстреляла советская власть.

Мученики, страстотерпцы или предатели?

Отношение к личности последнего правителя из династии Романовых всегда характеризовалось впадением в крайности.

Одни укоряли его за мягкосердие и обвиняли в отречении от престола, другие же активно призывали всех к покаянию в грехе цареубийства. Не один священник столкнулся с исповедью, во время которой верующие каялись не в своих грехах, а в том, что на них и их детях лежит кровь убитого царя.

Одни вспоминали императору все его ошибки во внешней и внутренней политике и ставили в укор общение с Григорием Распутиным, другие же устраивали крестные ходы с призывом «Боже, Царя храни».

Но как между этими крайностями разглядеть истину? Очень просто и сложно одновременно. Чтобы составить объективные портреты всех членов императорской семьи, стоит обратиться к житию святых, задокументированным свидетельствам очевидцев и собственно к дневниковым записям самих царственных страстотерпцев. Но мы все же попробуем сделать главные акценты. И они будут относиться не к политической деятельности, а к личностным качествам и религиозному мировоззрению.

Благословенный брак?

Император Николай II родился 19 мая 1868 года в семье влиятельного правителя Александра III. На протяжении всей жизни последний правитель из династии Романовых часто вспоминал о дате своего рождения. В этот день Церковь чтит память Иова Многострадального — одной из самых известных фигур ветхозаветной истории.

Как и святому Иову, Николаю II пришлось пережить много скорбей и потерь. Но они духовно закалили его.

Его жена — императрица Александра (в Германии ее звали Алисой, второе имя получила после принятия православия) — была дочерью герцога Гессенского Людвига IV и внучкой английской королевы Виктории. Немка по происхождению и лютеранка по вероисповеданию, она осознанно приняла православие и искренне полюбила страну своего мужа.

Ноябрь 1894 года был для них знаковым: Николай II стал императором, а через 25 дней они вместе с Александрой повенчались.

На протяжении 1895-1901 годов у них родились четыре дочери: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия . Но сами родители и народ ждали наследника.

В 1904 году родился долгожданный сын Алексей . Это произошло ровно через год после того, как император Николай прославил в лике святых преподобного Серафима Саровского.

Вместе со своей семьей государь совершил паломничество в Саров, во время которого молились особо усердно. Нетрудно догадаться о чем так просили Бога и Серафима Саровского царственные мученики. Рожденный сын и был ответом на их молитвы.

Откуда появился Распутин?

Мальчику по материнской линии перешел тяжелейший недуг — гемофилия (несвертываемость крови). Даже малейший удар мог угрожать ему кровоизлиянием и смертью.

Но разве можно представить бойкого по натуре мальчика, сидящего сложа руки? Приходилось ли вам видеть ребенка, который ни разу не упал, не разодрал локти и не поцарапал коленки? Вряд ли. Вот и Алексей был таким же обычным мальчиком, не застрахованным от падений или царапин.

Болезнь Алексея с повторяющимися обострениями повлияла не только на отца и мать, но и на все семейство. Старшие сестры, видя страдания брата, знали, что такое боль и скорбь. Кроме того, по всей стране служили молебны о цесаревиче, но особо усердно молилась императрица.

Поскольку врачи оказались бессильны перед этим недугом, дверь в дом государя была открыта для всех, кто мог облегчить страдания цесаревича. Так в кругу близкого общения императора оказался Григорий Распутин , которого одни принимали за «человека Божьего», а вторые — за шарлатана и младостарца. Как свидетельствуют приближенные к семье, он действительно помогал цесаревичу Алексею переживать приступы гемофилии, вследствие чего этот крестьянин с неоднозначной репутацией имел особое влияние на Николая II и принятие политических решений.

Но эти вопросы уже относятся к политическому портрету последнего российского императора. Церковь же канонизировала царственных мучеников не за их государственную деятельность, а за их веру, любовь и милосердие, смирение и безропотное терпение скорбей.

Отрекся престола ради блага страны?

Можно годами анализировать все «ошибки» внешней и внутренней политики Николая ІІ, обвинять его за то, что слушал Распутина, а 2 марта 1917 года так легко отрекся от престола.

Можно часами говорить о том, что император был настолько слабохарактерным, что во всем слушал жену, жил прошлым веком и не хотел принимать того, что Россия выросла из абсолютного самодержавия. Но оставим эти вопросы для рассмотрения историков и политологов.

Как бы там ни было, последний император поступал так не ради себя. Если бы он спасал «свою шкуру» и семью, то на следующий же день оказался бы в Европе. С немецкими и британскими корнями императрицы, а также и его пестрой родословной было бы не так уж трудно найти себе приют в «теплой загранице».

На самом деле Николая ІІ убедили в том, что без его правления народу будет лучше. Но даже отказавшись от престола, он не смог покинуть страну. Да и его супруга потом написала в дневнике:

Без веры невозможно было бы жить... Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] все переживаем.

Что такое «русская Голгофа»?

С 22 марта 1917 года начинается арест царской семьи, который продлится до 17 июля 1918-го. За эти почти полтора года семья духовно проживет больше, чем за предыдущие десятилетия. Этот тяжелый путь многие называют русской Голгофой. Почему? Об этом дальше.

Почти пять месяцев семья провела в Царском Селе. Тогдашние стеснения были не особо ощутимы. Супруги могли видеться только за трапезой и общаться обязательно на русском. Но вместе с тем все члены семьи совместно молились, присутствовали на службах. Хватало времени для прогулок и чтения книг.

В этот период Временное правительство пыталось расследовать деятельность императора, но ничего безнравственного и порочного так и не нашло. Вполне логично было бы отпустить семью, но вместо этого их перевезли в Тобольск.

Уменьшилось количество писем и визитов в храм. Но, как свидетельствуют дневниковые записи, ни родители, ни дети не переставали молиться, время от времени исповедовались и причащались, а главное — смиренно переносили свое заточение.

Единственное, с чем не мог смириться Николай II, так это с последствиями его отречения. Дневники и свидетельства очевидцев частично передают глубину его переживаний.

На апрель-май 1918-го выпало начало последнего этапа их восхождения на русскую Голгофу. Семью перевезли в Екатеринбург, где поселили в Ипатьевском доме. По воспоминаниям очевидцев, все члены семьи понимали, чем закончится их заключение. Даже младший Алексей как-то сказал: Если будут убивать, хоть бы не мучили.

14 июля 1918 года состоялась последняя их Литургия, а в ночь с 16 на 17 июля — трагическое убийство. Вместе с членами императорской семьи расстреляли и людей, которые помогали им и разделяли горечь ссылки, — доктора, горничную, лакея, повара…

Начало народного почитания

Тогдашний патриарх Тихон благословил служить панихиды об упокоении царской семьи. Фактически с этого момента началось еще не официальное почитание царственных страстотерпцев.

Лишь в 1981 году Зарубежная Церковь причислила их к лику святых, а РПЦ еще позднее — только в 2000 году. Среди многих верующих не было сомнений в их святости: исцелялись больные, мироточили иконы. Некоторые же ставили в упрек политическую деятельность императора.

В комиссии по канонизации оставались вопросы по поводу мощей. Как известно, святых не просто расстреляли, а еще и подожгли. Только в 1991-м недалеко от Екатеринбурга нашли останки пятерых людей. В ходе следствия стало известно, что они действительно принадлежат расстрелянным в доме Ипатьева. Лишь через 16 лет, в 2007-м, были найдены останки еще двух членов императорской семьи — Алексея и Марии. Сегодня останки покоятся в Петропавловском соборе Петербурга.

К святым царственным мученикам все чаще обращаются верующие с разнообразными молитвами. Количество историй об удивительной помощи свидетельствует о том, что в лице царственной семьи верующие обрели себе надежных молитвенников.

Интересные факты об императорской семье

В жизни святых мучеников есть много подтверждений их глубокой религиозности и высокой нравственности. Вот лишь несколько историй, о которых знают далеко не все православные.

  1. За несколько лет правления императора Николая к лику угодников Божьих причислили больше святых, чем за XVIII и XIX века. Среди прославленных — Серафим Саровский, Ефросиния Полоцкая, Иоанн Тобольский и другие. За менее 25 лет императорства Николая Александровича было открыто свыше 250 монастырей и 10 тысяч приходских церквей.
  2. Во время войны императрица Александра и старшие дочери были сестрами милосердия, ухаживали за ранеными. Они не отличались от других сестер, поэтому больные часто даже не знали, кто о них так заботится.
  3. Советская власть пыталась всячески очернить царственных мучеников, но не находила в их поведении ничего безнравственного. Наоборот, даже не стала публиковать дневники и переписку членов семьи якобы из-за того, что если бы люди почитали это, сами назвали бы их святыми.
  4. О высокой моральности всей семьи, нравственности и христианской любви свидетельствуют дневники и переписка всех членов семьи. Даже в тяжелое время испытаний они пытались жить по Евангелию, до конца пройти путь, который потом назвали русской Голгофой. В одном из писем вторая дочь, Ольга, писала: Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь.
  5. В октябре 1977 года советские власти снесли Ипатьевский дом. Согласно неофициальной версии, которую подтверждают многие очевидцы того времени, на протяжении годов на стенах этого дома проступали красные пятна. Чтобы ни делали, как бы ни красили стены, кровавые знаки появлялись вновь и вновь. В наше время на этой территории построили огромнейшую церковь высотой 75 метров и назвали ее «Храм-на-Крови» царственных страстотерпцев.

Интересные факты из жизни императорской семьи, а также истории их помощи вы узнаете из этого фильма:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Loading...Loading...