Все как об стенку горох. Что означает выражение «как об стенку горох

Русский язык богат образными фразеологизмами. Они нужны для того, чтобы обогатить и украсить речь, помочь точнее высказать мысль. Выражение «Как об стенку горох» знакомо с детства, тем интереснее узнать, почему так говорят.

Инструкция

Когда не могут что-то объяснить другому, донести до него мысль, говорят «Как об стенку горох», это означает, что бесполезно распинаться, втолковывать, слова не воспринимаются, а отлетают как горошины, человек ассоциируется со стеной, а слова с горохом. Часто эту фразу говорят детям, когда они не слушаются или плохо усваивают какую-либо информацию. Но почему именно горох и зачем им ударять о стену?

Эта растительная культура появилась на Руси из Средней Азии и прижилась, стала распространенным продуктом, горох ели варенным, паренным, сырым, пекли пироги, из него готовили кисели. Переселенцы, осваивавшие новые земли, высевали его вдоль дорог для путников, следовавших за ними. По Сибирскому тракту тянулись гороховые посевы, с первопроходцами зернобобовые пришли на Урал и в Сибирь.

Горох – растение неприхотливое, дает хороший урожай в любых климатических поясах, блюда из него сытные, поэтому он так полюбился крестьянам. Женщины лущили его мешками. Возможно, они механизировали этот процесс, обрабатывали его цепами, иные горошины отлетали, бились о стенки, целые и невредимые падали назад. Есть предположение, что бобы просто кидали в стену, чтобы створки раскрылись, при этом горошины отскакивали от нее. Данное действие породило выражения: «Ему говорить, что в стену горох лепить» или «Как об стену горох». Эти меткие фразы приобрели популярность, их употребляют и поныне.

Любили играть с горохом мальчишки, стреляли им из трубочек, при этом взрослые, глядя на эти забавы, могли прийти к выводу, что стену горохом не пробить. Поэтому, когда человек не пробиваемый, не прислушивается к чужим советам, делает по-своему, говорят, что ему все «как об стенку горох».

Выражение можно встретить и в литературных произведениях. У Н.В. Гоголя в «Повести о капитане Копейкине» есть сроки: «Но Копейкин мой, можете вообразить себе, и в ус не дует. Слова-то ему эти как горох к стене…».

Обратите внимание

Язык – это история и культура народа, в языке отражается мир, окружающий человека, вся его жизнь, обычаи, менталитет, национальный характер, путь от истоков до современности.

Используйте в своей речи фразеологические обороты, благодаря своей выразительности крылатые выражения делают лексику эмоциональнее, экспрессивнее. Фразеологизмы – это составная часть богатого русского языка. Надо знать родной язык, сохранять и приумножать его богатство. Метким словосочетанием можно точно выразить свою мысль.

Горох об стенку

Выражение «как об стенку горох » значит, что кому-то бесполезно что-то объяснять, это все мы знаем. Но вот история его происхождения довольно туманна: зачем бросать горох об стенку, с какой целью?

И это неудивительно, ведь сегодня мы знакомы лишь с гороховым супом, иные ещё видели вживую стручок. Между тем, на Руси, из этого продукта готовились различные яства, от пирогов и сыра, до похлёбок и киселей. Горох ели во всех видах: пареный, тёртый, жареный, печёный и т.д. К тому же, жёсткие маленькие плоды использовались для наказания школьников. В общем, с горохом были знакомы все.

Мальчишки воровали аппетитные стручки на чужих огородах. Вот и проясняется цель кидания гороха об стенку – дети во все времена любили поиграть с едой.

Но забава – это не единственный повод бросать горошины. Учитывая огромную сферу надобности продукта, русским женщинам доставался исполинский объём работы – отшелушить каждую съедобную бусинку, а количество стручков измерялось мешками. Если чистить всё пальцами, деятельность становится уж слишком кропотливой и не оставляет времени на другие занятия. Поэтому изобретательный русский ум нашёл выход – кидать зернобобовые плоды об стену. При ударе верхняя лузга отслаивалась, и горошины бойко отскакивали обратно. Процедуру можно было повторять многократно.

При такой масштабной очистке стоял характерный шум, сравнимый со звуками, что издают мячики для пинг-понга, бьющиеся об стену.

Таким образом, история происхождения фразеологизма берёт своё начало в процессе обработки популярного продукта. Женщины, насмотревшись за день на скачущие горошины, сравнивали с непробиваемой стеной своих нерадивых чад, а стремительный горох – со своими речами. Дескать, ни одна полезная мысль в голову ребёнку не попадает, всё без толку. Впоследствии, выражение приобрело широкую популярность.

Выражение "как об стенку горох " применяют,когда видят, что человек не хочет прислушиваться к полезным советам,пропускает их мимо ушей. Сказать откуда произошло это выражение,наверное ни сможет ни кто,кроме историков.Ведь какой смысл в бросании гороха об стену,зачем вообще это делать?

В этом нет ничего странного,ведь в наше время широко известно только одно блюдо из гороха,это гороховый суп.Те кто бывал в деревне,могли видеть сам гороховый стручок,некоторые садоводы любители высаживают горох,что бы употреблять его прямо на месте.
Знаете ли вы,что в древней Руси из этого прекрасного продукта могли приготовить всевозможные кисели,похлебки,пироги и даже сыр.Более того из гороха делали различные яства.Горох употребляли во всех видах,печеный,жареный,тертый,пареный и так далее.Школьники в те времена были знакомы с горохом не по наслышке.Провинившихся учеников ставили на колени на сухой горох,что причиняла большие неудобства.Собственно с этим продуктом были знакомы все граждане великой страны.
Детвора лазила по чужим огородам,что бы украсть сочные стручки.Бывало,что украв столько,что уже не лезло в рот,они начинали кидаться этими вкусными шариками.Так и возникло это выражение.

Однако забава с этим продуктом,не единственное его применение.Поскольку спрос на горох был в России колоссальным,то русским женщинам доставался огромный объем работы,разобрать каждый стручок и достать из них аппетитные бусинки.Если чистить горох своими пальчиками,то это займет уйму времени,но пытливый женский ум нашел выход из положения.Дамы стали кидать стручки об стену,тогда от удара лопалась верхняя лузга и горошины бодро вылетали наружу.Подобная процедура выполнялась до полного опустошения стручков.

Если бы вы присутствовали при работе русских барышень,занятых этим нелегким трудом,вы бы услышали звук,похожий на тот,что издают мячики от пинг понга попадающие в стенку.

Именно от этой нудной работы и произошла эта идиома "как горохом об стену ". Дамы за целый день насмотревшись,на отскакивающий горох сравнивали своих благоверных со стеной,а легкий и быстрый горох со своими речами.Мол ни одна нужная мысль не попадает в голову к моему муженьку,нет от него никакого толка.Уже гораздо позже,эта крылатая фраза обрело нынешнюю популярность.

В некоторых регионах нашей страны выражаются несколько иначе "Ему что то говорить,как горох в стену лепить ". Эта поговорка ведет происхождение от той же женской работы,ведь горох не может прилипнуть к стене,он от нее отскакивает.

Читайте еще .

Священник Александр Ильинский
Источник: «Протоинфо»

Каждое отпевание я вижу одну и ту же картину. В храме или морге, где совершается последнее прощание с усопшим, гроб заваливают гвоздиками и розами, и скорбящие родственники тесно встают вокруг. Женщины в чёрных платочках промачивают салфетками глаза. Мужчины моложе тридцати с выражением зубной боли на лице переминаются с ноги на ногу.

На лицах стариков часто можно прочесть почти торжество: «Это не я, не я здесь в гробу!». Лица старух непроницаемы, словно вырезанные из дерева маски. А в центре всего – восковой лик покойника. Ни звука. Лишь редкое покашливание. Никто не молится. Никто не крестится. Все стоят, как пни.

И ничего их не пробивает. Ни проникновенное и тихое пение хора, ни бессмертные стихи преподобного Иоанна Дамаскина. Ни строки апостольского или евангельского чтения, которые в некоторых храмах специально для родственников читают по-русски. Ни молитвы священника. Всё – как об стенку горохом.

Люди просто отбывают тягостную повинность. Вдвойне тягостную, потому что – они ничего не понимают, словно находятся на лекции по тригонометрии. Ведь большинство в храме, если были – то так, походя: свечку поставить. А впереди ещё кладбище или долгая дорога домой. Вот и скучают люди, машинально думая о своём: я туда поеду, я то куплю, я то сделаю…

На поминках, как полагается по советскому обычаю, выпивают по первой, вздыхают и говорят: «Отмучался (отмучалась). Наверное, там, у Бога – ему (или ей) – покойнику или покойнице - теперь хорошо. Царствие Небесное!». А как может быть «хорошо»?! Какое Царствие Небесное?! Если человек всю свою жизнь, словно губка впитывал злобу, алчность, похоть и зависть? Если он лба не перекрестил в жизни?

Что он Богу-то принесёт? Шурупы с завода? Или пачку макарон? Богу это не нужно! Ведь Бог – Абсолютная Правда, Абсолютная Чистота, Абсолютное Добро. Как будет душе, пропитанной злом, столкнуться с Этой Чистотой и Правдой лоб в лоб? Да ведь всё наносное, лживое и лукавое перед Лицом Божиим мгновенно должно вспыхнуть жарким пламенем! И гореть, гореть вечно…

Ты говоришь, что будешь жить долго и счастливо? Состаришься, выйдешь на пенсию и вот тогда-то пойдёшь в церковь? Пойди на кладбище, посмотри на фотографии на могильных крестах и плитах. Сколько молодых лиц. Сколько детей. Горькая правда состоит в том, что большинство жителей России до старости не доживают. Тебе и в голову не приходит, что пролетит месяц, год или два – и ты будешь лежать здесь же. Можно только гадать, что с каждым из нас будет завтра.

Бывает, придёт человек с работы, станет ему плохо, сядет на диван, и – нет его, душа отлетела. Или выпьет на празднике, а потом его инсульт хватит. И впадёт человек в детство, или вообще сознания лишится. Какая тогда церковь, какое покаяние? Никому из нас неведомо от чего и когда он умрёт: съест ли его рак, разорвёт сердце инфаркт или машина задавит. Одно известно точно: никого из людей ворот смерти не минует. Ни ты, ни я. Кто-то раньше в них войдёт, кто-то позже. Но войдут все.

Сейчас каждому из нас дано время. Надо подчеркнуть – ещё дано время: день, месяц, год или несколько лет. Но часы тикают, тикают безостановочно, приближая самый важный день в жизни любого человека. Смерть – итог всей жизни, её экзамен. Как студенты готовятся к экзаменам? Да они ночи не спят! А мы - ты и я - как готовимся к самому важному Экзамену? Как ты готовишься к смерти?

Увы, люди пытаются выкинуть её из головы, пытаются оставить неприятные мысли о смерти на «потом». Мы крутимся по жизни, словно белки в колесе. Едим для того, чтобы работать, и работаем, что бы есть. А когда смерть приходит, всё это оказывается неважно. А важно то, что у тебя внутри.

А ведь всем дан воскресный день, что бы остановиться от этого бесконечного бега и взглянуть на Небо. К каждому приходит Господь. Он стал Человеком для того, что бы ты, именно ты, вошёл в Его семью через таинство Крещения, отринул зло через Покаяние и пропитался Его Плотью и Кровью в Таинстве Причащения. Зачем? Затем, чтобы пропитываясь Им, мы пропитались и Его Воскресением. Чтобы каждый – воскрес, как Он. Чтобы стать, если хочешь, родственником Бога по благодати. Чтобы ты рос в Нём, а Он - в тебе. Чтобы путём христианской жизни, пропитавшись евангельской радостью, безболезненно войти в Радость Бога Отца, которая станет не огнём поедающим, а Светом и Ликованием.

Господь не требует от тебя ничего сверхъестественного. Он просто стоит рядом. Буквально в двух трёх шагах от двери твоей души. Просто позволь Ему войти в эту дверь, а затем – в каждый уголок твоей жизни. Приходи в храм! Исповедуйся и Причащайся, неси любовь, милосердие и добро окружающим.

И только тогда, прохождение через врата смерти станет для тебя не опытом ада, где «плач и скрежет зубов», а Раем, в котором Бог отрёт всякую слезу с твоих очей. Не будь пнём! Будь христианином! Используй своё время!

Как об (в) стенку (стену) горох (горохом) Разг. Неодобр. Не воздействует, не оказывает никакого влияния на кого-либо (что-либо сказанное). [Каверин ] сегодня признался мне в новых шалостях, о которых я ничего не знал. Советы ему, кажется, как в стену горох (Н. И. Тургенев. Дневник, 26 мая 1811). - Я просто растерялся. Говорить с этим Уордом - как об стенку горохом. Всё иначе, чем у нас (Ю. Герман. Дорогой мой человек).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Как об (в) стенку (стену) горох (горохом)" в других словарях:

    ГОРОХ - Травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых с круглыми семенами горошинами; семена этого растения, употребляемые в пищу. Как огородная культура в России известен с XVII в., хотя, вероятно, культивировался и ранее. Выращивался… … Лингвострановедческий словарь

    ГОРОХ - ГОРОХ, а (у), муж. 1. Растение сем. бобовых, а также его круглые семена, зёрна. Рассыпался г. на семьдесят дорог (погов.). Как об стену (об стенку) г. кому н. что н. (бесполезны, не доходят слова, уговоры, внушения; разг. неод.). В г. или в… … Толковый словарь Ожегова

    проявлять невосприимчивость - ▲ проявлять, ся отсутствие, восприимчивость невосприимчивость отсутствие восприимчивости. нипочем (все ему #). как ни в чем не бывало. себе (идет #, ничего не замечая). знай (# пишет). хоть бы что (разг). хоть бы хны (прост). все трын трава. в… … Идеографический словарь русского языка

    горо́х - а (у), м. 1. Травянистое полевое и огородное растение сем. бобовых, с круглыми семенами (горошинами). 2. собир. Семена этого растения, употребляемые в пищу. ◊ как об стену (стенку) горох; как в стену (стенку) горох; как от стены (стенки) горох… … Малый академический словарь

Loading...Loading...