«Взлом креатива»: как мыслят гении и почему интеллект – не главное. Они имеют тенденцию находить несколько разных путей решения

Как гении приходят к своим идеям? Что общего между умом, который создал «Мону Лизу» и умом, который сумел породить теорию относительности? Что отличает стратегии мышления Эйнштейна, Эдисона, Да Винчи, Дарвина, Пикассо, Микеланджело, Галилео, Фрейда, Моцарта? Чему мы можем у них научиться?

Многие годы учёные и исследователи пытались изучить гениев с помощью статистики, как будто куча данных каким-либо образом может открыть секрет гениальности. В своём исследовании от 1904 года, посвящённом гениям, Хэвлок Эллис (знаменитый английский писатель и психолог; прим. mixednews.ru) заметил, что большинство гениев имели отцов старше тридцати лет; матерей моложе 25 и обычно много болели, будучи детьми. Другие исследователи отмечали, что многие из гениев придерживались обета безбрачия (Декарт), другие росли без отцов (Диккенс) или матерей (Дарвин). В конце концов, стало ясно, что статистика не проясняет ничего.

Учёные также пытались измерить зависимость между интеллектом и гениальностью. Но выяснилось, что одного лишь интеллекта недостаточно. Мэрилин вос Савант, чей IQ в 228 единиц является высочайшим из когда-либо зафиксированных, не принесла особого вклада ни в науку ни в искусство. Вместо этого она работает обычным колумнистом в журнале Parade. Обычные физики имеют IQ намного выше, чем обладатель Нобелевской премии Ричард Фейнман, которого многие считают последним величайшим гением Америки (его IQ составлял едва ли выдающиеся 122 единицы).

Быть гениальным – это не значит набирать 1600 очков в SAT, знать четырнадцать языков в семь лет, закончить задания Менса в рекордное время, иметь фантастически высокий IQ, и даже не значит вовсе быть умным. После продолжительных дебатов, инициированных в шестидесятые годы Д.П.Гилфордом, ведущим психологом, который призывал сфокусировать внимание науки на креативности, психологи пришли к заключению, что креативность это не то же самое, что интеллект. Человек может быть гораздо более креативным, нежели умным, или гораздо более умным, чем креативным.

Большинство людей со средним интеллектом, будучи поставлены перед некоторым вопросом или проблемой, в состоянии найти ожидаемый конвенциональный ответ. К примеру, будучи спрошены «Сколько составит половина от тринадцати?» большинство из нас немедленно ответит – шесть с половиной. Вы, скорее всего, нашли ответ в течение считанных секунд и вновь вернулись к чтению этого текста.

Чаще всего, мы мыслим репродуктивно, то есть на основании схожих проблем, с которыми мы уже сталкивались в прошлом. Сталкиваясь с проблемой, мы фокусируемся на каком-то решении из нашего прошлого, которое уже работало прежде. Мы спрашиваем себя «Что мне известно из моей жизни, учёбы или работы, что может решить эту проблему?» Затем мы аналитически выбираем наиболее многообещающий подход, основанный на прошлом опыте, исключаем все другие подходы, и начинаем работать в чётко определённом направлении в сторону решения этой проблемы. В силу разумности действий, основанных на прошлом опыте, мы становимся высокомерно уверенными в правильности наших решений.

В противоположность такому методу, гении мыслят продуктивно, а не репродуктивно. Столкнувшись с проблемой, они спрашивают себя «Сколькими разными способами я могу взглянуть на эту проблему?», «Как я могу посмотреть на неё под другим углом?», и «Сколькими путями я могу решить её?» Они имеют тенденцию находить несколько разных путей решения, некоторые из которых являются неконвенциональными и возможно даже уникальными. Продуктивный мыслитель может, например, сказать, что есть несколько путей представить себе число «тринадцать» и много разных способов разделить что-либо. Вот несколько примеров.

6.5
13 = 1 и 3
XIII = 11 и 2
XIII = 8

(Примечание: Как вы можете видеть, помимо шести с половиной, представив «тринадцать» разными способами и разными способами разделив его, кто-нибудь может сказать, что половина от 13 это 6.5, 1 и 3, 11 и 2, или 8, и так далее). С помощью продуктивного мышления, человек в состоянии сгенерировать столько разных подходов, сколько только может. Он принимает во внимание как наименее очевидные, так и наиболее вероятные подходы. Здесь играет свою роль желание исследовать все подходы, которые кажутся важными, даже после того, как найден наиболее многообещающий. Эйнштейну однажды задали вопрос, в чём заключается разница между ним и обычным человеком. Он ответил, что если вы попросите обычного человека найти иголку в стоге сена, этот человек остановится, как только найдёт эту иголку. Он же перевернёт весь стог в поисках всех возможных иголок.

Как креативные гении генерируют столь много альтернативных вариантов и догадок? Почему столь многие их идеи оказываются такими глубокими и многообещающими? Как они продуцируют «слепые» вариации, которые ведут к новым и оригинальным открытиям? Всё большее число учёных предоставляет свидетельства того, что они могут охарактеризовать способ мышления гениальных людей. Изучая дневники, записные книжки, корреспонденцию, записи бесед и идеи величайших мыслителей человечества, они выделили некоторые общие стратегии и стили мышления, которые позволяют гениям генерировать множество новых и оригинальных идей.

Стратегии

Ниже приведено краткое описание стратегий, которые оказались характерны для стиля мышления креативных гениев в науке, искусстве и промышленности на протяжении всей истории человечества.

Гении смотрят на проблему множеством разных способов . Гении часто находят новую точку зрения, которую до тех пор никто не исследовал. Леонардо да Винчи считал, что для получения знания о форме проблемы, вам следует начать с попытки реструктурировать её множеством различных способов. Он чувствовал, что его первое впечатление от проблемы слишком традиционно для его обычного способа смотреть на вещи. Он реструктурировал свою проблему, последовательно глядя на неё с разных перспектив. С каждым новым шагом, его понимание углублялось, и он начинал понимать суть этой проблемы. Теория относительности Эйнштейна, фактически, представляет собой описание взаимодействия между различными перспективами. Аналитические методы Фрейда были разработаны для того, чтобы находить детали, которые не укладывались в традиционную перспективу, с целью найти абсолютно новую точку зрения.

Чтобы творчески решить проблему, мыслящий человек должен оставить свой изначальный подход, который исходит из прошлого опыта и ре-концептуализировать проблему.

Гении делают свои мысли видимыми. Взрыв креативности в эпоху Ренессанса был тесно связан с записыванием и передачей огромного объёма информации параллельным языком – языком живописи, рисунков и диаграмм – таким например, как знаменитые диаграммы Да Винчи и Галилео. Галилео революционизировал науку, начав придавать своим мыслям видимую форму с помощью диаграмм, карт, и рисунков, в то время как его современники продолжали использовать традиционную математическую и словесную форму.

Как только гении осваивают минимальные вербальные навыки, они, по всей видимости, начинают развивать мастерство в визуальных и пространственных способностях, что даёт им возможность гибко представлять информацию множеством разных способов. Когда Эйнштейн обдумывал какую-либо проблему, он всегда находил необходимым сформулировать её предмет столькими различными способами, сколькими только возможно, включая диаграммный. У него был очень визуальный ум. Он мыслил в категориях визуальных и пространственных форм, вместо того, чтобы думать чисто математически или с помощью словесных логических цепочек. Фактически, он считал, что слова и числа, не важно, были ли они записаны или сказаны, не играли сколько-нибудь значительной роли в его процессе мышления.

Гении продуктивны . Отличительной особенностью гениев является их невероятная продуктивность. Томас Эдисон владел 1093 патентами, что до сих пор является непревзойдённым рекордом. Он обеспечивал высокую продуктивность, устанавливая для себя и своих помощников норму идей. Его собственная норма была – одно мелкое изобретение каждые десять дней и одно значительное изобретение каждые полгода. Бах писал по кантате каждую неделю, даже когда был болен или истощён. Моцарт написал более шести сотен музыкальных произведений. Эйнштейн наиболее известен своими работами по теории относительности, но он опубликовал также 248 других работ. В своём исследовании 2036 различных учёных на протяжении всей человеческой истории, Дин Симонтон из Университета Калифорнии обнаружил, что наиболее уважаемые учёные создавали не только великие работы, но и немалое количество «плохих». Из их впечатляющего общего количества возникало качество. Так что, гении продуктивны. Точка.

Гении придумывают новые комбинации. Дин Симонтон в своей книге 1989 года «Научный гений» предположил, что гении являются гениями потому, что они придумывают больше новых сочетаний и комбинаций, чем просто талантливые люди. Как очень игривый ребёнок с кучей деталей ЛЕГО, гений постоянно комбинирует и рекомбинирует идеи, образы и мысли в различные сочетания в своём мозгу и подсознании. Возьмите знаменитое уравнение Эйнштейна E=mc2. Эйнштейн не открыл концепции энергии, массы, или скорости света. Вместо этого, скомбинировав эти концепции в новом сочетании, он сумел взглянуть на тот же самый мир, что видит каждый, и увидеть его по-новому. Законы наследственности, на которых базируется современная генетика, являются результатами работ Грегора Менделя, который скомбинировал математику и биологию, создав новую науку.

Гении ищут взаимосвязи. Если какой-либо особый образ мышления и выделяет креативного гения – так это способность сопоставлять не связанные объекты. Именно эта способность соединять несоединённое даёт им возможность видеть вещи, которых совершенно не замечают другие. Леонардо Да Винчи связал в своём воображении звук колокола и след от брошенного в воду камня. Это позволило ему сделать заключение, что звук распространяется волнами. В 1865 году Ф.А.Кекуле интуитивно открыл кольцеобразную форму молекулы бензола, связав её с приснившимся ему образом змеи, кусающей собственный хвост. Самюэль Морзе бился над проблемой передачи телеграфного сигнала с одного побережья океана на другое. Однажды он увидел, как меняют лошадей на почтовой станции, и связал почтовые станции и телеграфные сигналы. Решением было давать сигналу периодические усиления. Никола Тесла увидел связь между Солнцем и электродвигателем, которая позволила создать электродвигатель переменного тока, в котором магнитное поле двигателя вращалось внутри него, подобно тому, как вращается (с нашей точки зрения) Солнце.

Гении мыслят от обратного . Физик и философ Дэвид Бом считал, что гении способны мыслить иным образом, потому что они могли вытерпеть амбивалентность между противоположностями или двумя несовместимыми объектами. Доктор Альберт Ротенберг, известный исследователь процесса творчества, отметил эту способность у большого числа гениев, включая Эйнштейна, Моцарта, Эдисона, Пастера, Джозефа Конрада, и Пикассо в своей книге 1990 года «Явление богини: творческий процесс в искусстве, науке и других областях». Физик Нильс Бор считал, что если вы сможете удержать противоположности вместе, то вы приостановите свои мысли и ваш разум начнёт работать на новом уровне. Приостановка мысли позволяет интеллекту, который стоит за ней, действовать и создавать новые формы. Вихрь противоположностей создаёт условия для того, чтобы новая точка зрения свободно всплыла из глубины вашего разума. Способность Бора представить свет одновременно как волну и как частицу, привела его к открытию принципа взаимозависимости. Изобретение Томасом Эдисоном практичной системы освещения включало в себя комбинирование параллельного соединения с высокорезистивной нитью накаливания в его лампах, а это сочетание считалось невозможным обычными мыслителями, а фактически, его не рассматривали вообще, потому что считали невозможным. Поскольку Эдисон оказался способным стерпеть амбивалентность между двумя этими несовместимыми вещами, то он сумел увидеть связь, которая привела его к великому прорыву.

Гении мыслят метафорично . Аристотель полагал метафору признаком гения, считая, что человек, который способен почувствовать сходство между двумя различными областями бытия и связать их друг с другом, это личность с особым даром. Если несхожие вещи сходятся в каких-то определённых аспектах, возможно, они также сходятся и в других. Александр Грэхем Белл заметил сходство между внутренней работой человеческого уха и колебательной способностью твёрдой мембраны, и пришёл к идее телефона. Томас Эдисон изобрёл фонограф через день после того, как провёл аналогию между игрушечной трубой и движениями бумажного человечка и звуковыми колебаниями. Подводные работы стали возможны после наблюдений за корабельными червями, которые вгрызаются в корабельную древесину, сперва проделав в ней трубки. Эйнштейн получил и объяснил многие из своих абстрактных принципов, проводя аналогии с повседневными событиями, такими например, как движение лодки или нахождение на железнодорожной платформе, когда мимо неё проходит поезд.

Гении готовят себя к случайности . Всякий раз, когда мы пытаемся сделать что-то и терпим неудачу, мы заканчиваем тем, что делаем что-то ещё. Как бы просто не выглядело это выражение, это первый принцип творческой случайности. Мы можем спросить себя, почему мы потерпели неудачу в том, что намеревались сделать, и это разумный и ожидаемый подход к делу. Но творческая случайность провоцирует другой вопрос: «Что же мы сделали?» Ответ на этот вопрос новым, неожиданным способом – ключевая часть акта творчества. Это не просто удача, а творческое озарение высшего порядка. Александр Флеминг не был первым врачом, который заметил во время своих исследований смертоносных бактерий, что на поверхности открытой внешней среде культуры образуется плесень. Менее одарённый врач, скорее всего, выбросил бы этот кажущийся незначительным случай из головы, но Флеминг посчитал его «интересным» и захотел понять, есть ли у него какой-нибудь потенциал. Это «интересное» наблюдение привело к созданию пенициллина, который спас миллионы жизней. Томас Эдисон, размышляя над тем, каким образом сделать угольную нить накаливания, бездумно играл с кусочком шпаклёвки, крутя и сворачивая её в своих пальцах, и когда он опустил глаза на свои руки, то ответ оказался прямо перед его глазами: скрутить угольную нить как верёвку. Б.Ф.Скиннер сформулировал первый принцип научной методологии: когда вы находите что-то интересное, бросьте всё и займитесь изучением этого. Слишком многие не слышат, когда удача стучится в дверь, потому что слишком заняты исполнением задуманного наперёд плана. Творческие гении не ждут подарка судьбы; вместо этого, они активно ищут случайное открытие.

Обобщение

Знакомство с распространёнными стратегиями мышления творческих гениев и их применение может сделать вас более креативным в вашей работе и личной жизни. Творческие гении являются гениями, потому что они знают «как» думать, вместо того, чтобы знать «что» думать. Социолог Гэрриет Цукерман опубликовала интересное исследование обладателей Нобелевской премии, которые жили в Соединённых Штатах в 1977 году. Она обнаружила, что шесть студентов Энрико Ферми получили премии. У Эрнста Лоуренса и Нильса Бора у каждого было по четыре. Д.Д.Томпсон и Эрнест Резерфорд вдвоём обучили семнадцать нобелевских лауреатов. И это вовсе не случайность. Совершенно очевидно, что эти нобелевские лауреаты не только были креативны сами по себе, но также были способны научить других мыслить креативно.

Эрик Вейнер

Писатель, журналист, мыслитель и путешественник.

Не так-то просто понять, что мы находимся в компании гения. Иногда и потому, что мы не знаем, что же это слово значит.

Например, в Древнем Риме гением называли дух, покровительствующий человеку или местности. В XVIII веке появилось современное значение этого слова - человек с особенными, практически божественными способностями.

Сегодня мы с лёгкостью назовём кого-то гением маркетинга или политическим гением, не задумываясь, что настоящему гению не требуется таких уточнений. Истинная гениальность выходит за пределы одной области. Поэтому-то мы не должны использовать это слово так расточительно. Давайте вспомним основные заблуждения о гениальности.

Миф №1. Гениальность обусловлена генетикой

Эта идея появилась давно. Ещё в 1869 году британский учёный Фрэнсис Гальтон опубликовал книгу «Наследственность таланта», в которой утверждал, что гениальность напрямую зависит от нашей наследственности. Но гениальность вовсе не передаётся генетически как цвет глаз. У гениальных родителей не рождаются гениальные дети. Наследственность - всего лишь один из факторов.

Другой фактор - трудолюбие. Кроме того, влияет и отношение к своему делу. Это подтверждает исследование, проведённое среди детей, занимающихся музыкойIdentity and practice: The motivational benefits of a long-term musical identity. . Оно показало, что успех ученика определяет не количество часов, потраченных на репетиции, а отношение к в долгосрочной перспективе.

Иными словами, чтобы быть гением, нужны определённый образ мышления и упорство.

Миф №2. Гении умнее остальных людей

Это опровергается примерами из истории. Так, у большинства выдающихся исторических фигур был достаточно скромный уровень интеллекта. Например, IQ Уильяма Шокли, нобелевского лауреата по физике, всего 125. Такой же результат и у известного физика Ричарда Фейнмана.

Гениальность, особенно творческая, определяется не столько умственными способностями, сколько широтой видения. Гений - тот, кто приходит к новым неожиданным идеям.

Также гениальность не обязательно требует энциклопедических знаний или отличного образования. Многие гении бросали учёбу или вообще официально не учились, как, например, известный британский учёный Майкл Фарадей.

В 1905 году, когда Альберт Эйнштейн опубликовал четыре статьи, изменившие представление о физике, его собственные знания этой науки уступали знаниям других исследователей. Его гениальность заключалась не в том, что он знал больше других, а в том, что он мог делать выводы, которые не мог сделать никто другой.

Миф №3. Гении могут появиться в любое время в любом месте

Обычно мы считаем гениев чем-то вроде падающих звёзд - явлением удивительным и крайне редким.

Но если нанести на карту появление гениев во всём мире за всю историю человечества, можно заметить любопытную закономерность. Гении появляются не вразнобой, а группами. В определённых местах в определённое время рождают выдающиеся умы и новые идеи. Вспомните древние Афины, Флоренцию эпохи Возрождения, Париж 1920-х годов и даже сегодняшнюю Силиконовую долину.

Места, где появляются гении, хоть и отличаются друг от друга, имеют общие характеристики. Например, практически всё это города.

Высокая плотность населения и ощущение близости, возникающие в городской обстановке, способствуют развитию творчества.

Для всех этих мест характерна атмосфера терпимости и открытости, а это, по мнению психологов, особенно важно для творчестваThe relationship between intelligence and creativity: New support for the threshold hypothesis by means of empirical breakpoint detection. . Так что гении больше похожи не на падающие звёзды, а на цветы, естественно появляющиеся в подходящей окружающей среде.

Миф №4. Гений - угрюмый одиночка

В массовой культуре множество подобных персонажей. И хотя гении, особенно писатели и художники, более склонны к психическим расстройствам, в частности к депрессии, они редко бывают одиночками. Они хотят быть в обществе единомышленников, которые могут успокоить их и убедить, что они не сошли с ума. Поэтому у гениев всегда появляется «группа поддержки».

У Фрейда было Венское психоаналитическое общество, собиравшееся у него по средам, у Эйнштейна - «Олимпийская академия». Художники-импрессионисты каждую неделю собирались и вместе писали на природе, чтобы поддерживать бодрость духа в ответ на неприятие критиков и публики.

Конечно, гениям необходимо иногда оставаться в , но часто они переключаются с уединённой работы на общение с окружающими. Например, шотландский философ Дэвид Юм неделями сидел в кабинете и работал, но потом всегда выходил и отправлялся в местный паб, чтобы жить и общаться, как все остальные люди.

Миф №5. Сейчас мы умнее, чем раньше

Число выпускников вузов и уровень IQ сейчас высоки, как никогда, поэтому многие думают, что мы живём в эпоху гениев. Это заблуждение настолько популярно, что у него даже появилось название, - эффект Флинна .

Но люди во все времена считали, что их эпоха - это пик развития. И мы не исключение. Конечно, мы стали свидетелями огромного прорыва в сфере цифровых технологий, но вопрос о нашей гениальности пока остаётся открытым.

В науке сейчас сделано много монументальных открытий. Хоть они и впечатляющие, но не настолько важные, чтобы изменить наше представление о мире. Открытий, подобных эволюционной теории Дарвина и теории относительности Эйнштейна, сейчас нет.

За последние 70 лет публиковалось значительно больше научных исследований, чем раньше, однако процент по-настоящему новаторских работ остался неизменным.

Да, сейчас мы производим рекордное количество данных, но не стоит путать это с творческой гениальностью. Иначе каждый владелец смартфона был бы новым Эйнштейном.

Доказано, что окружающий нас поток информации только препятствует крупным открытиям. И это действительно тревожно. Ведь если у гениев и есть одна общая черта, так это способность видеть необычное в обыденном.

Самые умные люди в истории. Их работы определили наше видение мира. Результаты их интеллектуального труда впечатляют и мотивируют заниматься наукой.

  • Лао-Цзы. Китай (VI век до н.э.)

«Знающий не говорит, говорящий не знает».
Полулегендарный китайский мыслитель, основатель даосизма.
Лао-Цзы переводится как «старый ребенок». По легенде, мать носила Лао-Цзы в утробе 81 год, на свет он появился из её бедра.
Ла-Цзы считается автором ключевого трактата даосизма «Дао де цзин». «Дао» - путь, одна из основных категорий китайской философии. «Дао» бессловесно, безымянно, бесформенно и недвижимо. Никто, даже Лао-цзы, не может дать определения «Дао». В Китае сформировался культ Лао-Цзы, который стал почитаться как один из «трех чистых» - высших божеств даосского пантеона.

  • Пифагор. Древняя Греция (570—490 гг. до н. э.)

«Числа правят миром».
Философ, математик и мистик, создатель пифагорейской школы. По преданию, имел золотое бедро. Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Пифагор 22 года жил в Египте, 12 лет в Вавилоне. Был допущен там к участию в таинствах.
По Пифагору, в основе вещей лежит число, познать мир — значит познать управляющие им числа. Знаменитую теорему Пифагора о квадрате гипотенузы математик, вероятно, принес от вавилонян, где она была известна за 1000 лет до него.

  • Гераклит. Древняя Греция (544—483 гг. до н. э.)

«Природа любит прятаться».
Основатель диалектики. Единственный труд, сохранившийся фрагментарно - «О природе». Гераклиту приписывают авторство крылатой фразы «Всё течет, всё меняется».
Первоначалом всех вещей философ считал огонь. Всё из него произошло и постоянно пребывает в состоянии изменения. Вёл уединенный образ жизни. Диоген Лаэртский писал, что Гераклит, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами».

  • Конфуций. Китай (551 до н.э.- 479 до н.э.)

«Если ты ненавидишь — значит тебя победили».
Древний китайский философ, идеи которого стали основанием для развития конфуцианства - философской системы, мировоззрения, общественной этики, научной традиции Китая.
Философия Конфуция стала популярной и за пределами Поднебесной, даже в Западной Европе. В частности, о конфуцианстве писал Николя Мальбранш и Готфрид Лейбниц. Особо почитаемой книгой этого учения является «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), составленная учениками Конфуция на основании высказываний учителя.

  • Парменид. Древняя Греция (515 до н. э. — ок. 470 до н. э.)

«Мыслить и быть — одно и то же».
Один из основоположников метафизики и основатель элейской школы, наставник Зенона.
Сократ в диалоге Платона «Теэтет» говорил про Парменида, что он «мыслитель действительно необыкновенной глубины». Гегель писал, что с Парменида «началась философия в собственном смысле этого слова». Парменид считал, что в основе всего лежит Бытие, кроме которого ничего нет. Небытия нет, и о нем даже невозможно мыслить и говорить, поскольку всё, о чем можно мыслить - уже существует, но нельзя мыслить о том, чего нет. Бытие же одно и имеет форму шара.

  • Демокрит. Древняя Греция (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.)

«Жить дурно, неразумно, невоздержанно — значит не плохо жить, но медленно умирать».
Демокрита называли «смеющимся философом». Он растратил на путешествия по миру доставшееся ему наследство, за что был даже привлечен к суду. Однако его оправдали, когда он зачитал отрывок из своего труда «Великий мирострой». Демокрит любил уходить от людей на кладбища и там размышлять. К нему даже подослали для проверки его рассудка Гиппократа. Он не только признал Демокрита вменяемым, но и назвал его одним из умнейших людей.
Сенека называл Демокрита «самым тонким из всех мыслителей».

  • Платон. Древняя Греция (428 или 427 до н. э. — 348 или 347 до н. э.)

«Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях».
Платон - от слова plato «широта». Так Платона назвал его учитель Сократ. Настоящее имя философа Аристокл. Был в Персии, Ассирии, Финикии, Вавилоне, Египте, а возможно и в Индии. В Афинах Платон основал философскую школу — Академию, которая существовала почти тысячу лет. Дважды побеждал в соревнованиях по панкратиону.
Платон считается основателем идеалистической философии, развивал учение о душе, политико-правовое учение, диалектику. Верил в бессмертие и переселение душ. Самыми популярными трудами Платона до сих пор являются его диалоги. Почти во всех них главным персонажем является Сократ.

  • Аристотель.Древняя Греция(384 до н.э. Стагира, Фракия—322 до н.э)

«Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь - молчать».
Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского, основатель перипатетической философской школы, анатом. Труды Аристотеля охватывали фактически все отрасли знания.
По мнению греческих биографов, Аристотель страдал дефектами речи, был «коротконогий, с маленькими глазами, носил нарядную одежду и подстриженную бороду».
Платон и Аристотель, по сути, заложили основы всей мировой философии. Вся формальная логика до сих пор базируется на учении Аристотеля.

  • Птолемей. Александрия (ок. 100 — ок. 170)

«Сопротивляйся прихотям твоим в молодости, ибо в старости никак не сможешь себя исправить, чтобы от них отвыкнуть».
Позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Равных ему в астрономии не было на протяжении 1000 лет. В его классической монографии «Альмагест» содержатся практически все знания об астрономической науке его времени. Птолемей - автор восьмитомного труда «Руководство по географии», трактатов по механике, музыке, оптике и астрологии, изобрел астролябию и квадрант.

  • Плотин. Римская империя (204/205 — 270)

«Сбрось с себя все».
Не путать с Платоном. Философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Довел до логического завершения учение Платона об идеальном. Главное в неоплатонизме — учение о потусторонности и сверхразумности первоначал мироздания. По мнению Плотина, началом и основой мироздания является некое Единое — бесконечное и нематериальное. Основная жизненная задача человека — «воссоединение с Единым», что он может совершить, благодаря наличию собственной души. Плотин оказал значительное влияние на средневековую философию, а особенно на мыслителей Возрождения.

  • Прокл. Древняя Греция (412 — 485)

«Всякий Бог есть мера сущего».
Философ-неоплатоник, руководитель Платоновской Академии. При Прокле неоплатонизм достиг своего последнего расцвета. Алексей Лосев ставил Прокла даже выше основателя школы неоплатоников Плотина и называл его «гением рассудка»; с рассудочностью, доведенной «до музыки, до пафоса, до экстаза». Сочинениям Прокла, которые касались всех аспектов греческой философии и науки, присуща аналитичность и системность.

  • Аль Бируни (973-1048)

«Если бы люди знали, сколько благоприятных возможностей рассыпано вокруг и сколько чудесных даров таится в них самих, они навсегда бы оставили уныние и лень».
Аль Бируни был одним из самых энциклопедически образованных ученых. Он освоил почти все науки своего времени. Один только перечень работ, сотавленный его учениками, составляет 60 страниц мелким шрифтом.
Аль Бируни - автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и другим наукам. Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, тюркским, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди.

  • Ибн Сина. Государство Саманидов, Аббасидский халифат (980-1037)

«Чем реже рука поднимает застольную чашу вина, Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она».
Авиценна - самый известный и влятельный философ средневекового мусульманского мира, персидский учёный и врач, представитель восточного аристотелизма. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.
В основном Авиценна прославился на ниве медицины, написав множество трактатов на эту тему, однако также внес вклад и в другие науки. Так, он открыл процесс перегонки эфирных масел, писал работы по астрономии, теории музыки, механике, психологии и философии. Прославился также как поэт. В виде поэм он писал и некоторые научные работы.

  • Маймонид (1138-1204)

«Научитесь говорить «Я не знаю», и это уже будет прогресс».
Выдающийся еврейский философ и богослов — талмудист, раввин, врач и разносторонний учёный своей эпохи, кодификатор законов Торы. Маймонид признан духовным руководителем религиозного еврейства как своего поколения, так и последующих веков. Он оставил серьезный вклад в астрономии, математике, физике, медицине. Значение Маймонида лучше всего выражается популярной фразой: «от Моше до Моше не было такого Моше».

  • Уильям Оккам. Англия (1285-1357)

«Не должно множить сущее без необходимости».
Английский философ, францисканский монах, Оккам считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен. Философия Оккама, особенно его расссуждения об универсалиях, серьезно повлияли на развитие философской мысли, а методологический принцип, так называемая «бритва Оккама», стал одной из самых популярных философских сентенций.

  • Николай Кузанский. Священная Римская империя (1401-1464)

«Всякий человек, желающий подняться до познания чего-либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться».
Кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Как философ стоял на позициях неоплатонизма.
Основой философии была идея единства противоположностей в Едином, где нивелируются все противоречия. Ратовал за веротерпимость, которая в то время была не самой популярной позицией, и даже признал за исламом некоторую правдивость и право на существование. Кузанский изобрел рассеивающую линзу для очков, писал трактаты по астрономии, математике, философии и теологии.

  • Марсилио Фичино. Италия (1433-1499)

«Всякая вещь в природе является либо причиной, направленной на нас, либо следствием, идущим от нас».
Философ, гуманист, астролог, основатель и глава флорентийской Платоновской академии. Один из ведущих мыслителей раннего Возрождения, наиболее значительный представитель флорентийского платонизма.
Фичино сделал перевод на латынь всех трудов Платона. Главный труд Фичино - трактат «Платоновское богословие о бессмертии души». Также он занимался астрологией (трактат «О жизни»), из-за чего имел проблемы с духовенством. Труды Фичино способствовали возрождению платонизма и борьбе со схоластическим аристотелизмом.

  • Леонардо да Винчи. Флорентийская республика (1452-1519)

«Когда я думал, что учусь жить, я учился умирать».
«Универсальный человек» Западного Возрождения, гений. Несмотря на то, что самую большую известность да Винчи приобрел как художник, живопись он считал скорее хобби, так же как музыку и искусство сервировки стола. Основным своим призванием да Винчи считал инженерию. В ней он, действительно, добился больших высот, предвосхитив развитие техники на века вперед.
Сегодня в масскультуре Леонардо признается изобретателем чуть ли не всего, что существует. Серьезно занимаясь анатомией, да Винчи сделал тысячи рисунков по строению тела, обогнав свое время на 300 лет. Во многом «анатомия Леонардо» превосходила знаменитую «Анатомию Грэя».

  • Парацельс. Швейцарский союз (1493-1541)

«Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным».
Знаменитый алхимик, астролог и врач швейцарско-немецкого происхождения, один из основателей ятрохимии, медицинской алхимии. Дал название металлу цинку.
Парацельс считал человека микрокосмом, в котором отражены все элементы макрокосма. В одной из своих книг «Оракулы», содержащей 300 страниц и множество пророчеств для всего мира до конца III тысячелетия, сделал несколько сенсационных предсказаний.

  • Николай Коперник. Польша (1473 -1543)

«Я предпочитаю довольствоваться тем, за верность чего могу поручиться».
Польский и прусский астроном, математик, экономист, каноник. Положил начало первой научной революции, разработав гипотезу гелиоцентрической системы мира. Кроме того, Коперник одним из первых высказал мысль о всемирном тяготении.
Главное произведение Коперника - «О вращении небесных сфер». Занятия математикой и астрономией Коперник совмещал с работой в сфере экономической теории и медицинской практикой, которой занимался на добровольных началах.

  • Ицхак Лурия. Османская империя (1534-1572)

«…И сжался свет, и удалился,
Оставив свободное, ничем не заполненное пространство.
И равномерным было сжатие света вокруг центральной точки,
Так, что место пустое форму окружности приобрело,
Поскольку таковым было сокращение света...
И вот, протянулся от бесконечного света луч прямой,
Сверху вниз спустился, внутрь пространства пустого того.
Протянулся, спускаясь по лучу, свет бесконечный вниз,
И в пространстве пустом том сотворил все совершенно миры…»

Иудейский богослов, раввин, создатель так называемой лурианской каббалы. На иврите Лурию обычно сокращенно называют Ари («благославовенна его память»).
Лурианская каббала, созданная Ари, является основой как сефардской каббалы с XVI века, так и хасидской каббалы, появившейся в XVIII веке. Практически все современные каббалистические направления изучают Лурианскую каббалу. Кроме занятий каббалой, Лурия также занимался поэзией и наукой. Некоторые считают, что в приведенном стихотворении Лурия описал процесс возникновения Вселенной из Большого взрыва.

  • Джордано Бруно. Неополитанское королевство (1548-1600)

«Страх смерти хуже самой смерти».
Итальянский монах-доминиканец, пантеист, поэт и философ. Бруно пытался дать интерпретацию идей Коперника, занимая при этом позиции неоплатонизма в духе возрожденческого натурализма. Бруно высказывал научные теории, опередившие время. О том, что во Вселенной есть много схожих с Солнцем звезд, о неизвестных в его время планетах Солнечной системы.
Джордано Бруно обладал великолепной памятью и развивал мнемонику, помнил наизусть тысячи книг, начиная от Священного писания и заканчивая арабскими алхимическими трактатами. Искусству мнемоники он учил Генриха III и Елизавету I.

  • Джон Ди. Англия (1527-1609)

«Волей Божьею, я есть Круг, в чьих руках двенадцать Царств. Шесть Престолов дыхания Жизни. Остальные острые серпы или рога Смерти».
Математик, географ, астроном, алхимик, герметист и астролог. Джон Ди был одним из самых образованных людей своего времени, у него была самая большая библиотека в Англии. В 1561 году он дополнил и расширил знаменитую книгу по математике Роберта Рекорда «Основы искусств».
В 1564 году подтвердил свой статус «великого волшебника», издав свою самую известную и амбициозную книгу по Каббале и геометрической магии, озаглавленную Monas hieroglyphica. По мотивам дневников Джона Ди Густав Майринк написал роман «Ангел западного окна». Некоторые авторы приписывают Джону Ди авторство мистификации, известной как «рукопись Войнича».

  • Фрэнсис Бэкон. Англия (1561-1626)

«Знание-сила».
Бэкон - один из виднейших ученых-универсалов. Философ, политик, историк, основоположник английского материализма, эмпиризма. Бэкон был первым мыслителем, в основе философии которого лежало опытное знание. Им был составлен свод английских законов; он трудился над историей страны при династии Тюдоров, над третьим изданием «Опытов и наставлений».
В своем утопическом романе «Новая Атлантида» Бэкон предвосхитил многие открытия будущего, например, создание подводных лодок, улучшение пород животных, передачу на расстояние света и звука.

  • Иоганн Кеплер. Священная Римская империя (1571-1630)

«Я предпочитаю резкую критику одного умного человека, чем бездумное одобрение масс».
Немецкий математик, астроном, механик, оптик, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы. Альберт Эйнштейн называл Кеплера «несравненным человеком». Действительно, Кеплер практическти в одиночку, не пользуясь ни поддержкой, ни пониманием, сделал массу открытий как в астрономии, так и в математике, физике, механике и оптике, серьёзно занимался астрологией, полагая, впрочем, что она «глупая дочка астрономии».

  • Михаил Сендивогий. Речь Посполитая (1566-1646)

«Ежели вы спросите, кто я: я - Космополит, гражданин мира. Ежели вы со мной знакомы и желаете оставаться добрыми и благородными людьми, сохраните мое имя в тайне».
Величайший польский алхимик «эпохи Роезнкрейцеров», владевший секретом трансмутации, автор множества алхимических трудов. Кроме алхимии также занимался медициной и даже лечил короля Сигизмунда III, у которого также был дипломатическим советником. Был придворным алхимиком у императора Священной Римской империи Фердинанда III. В книге «Новый химический свет...» Сендивогий впервые описал кислород.
Слава Сендивогия порождала и народные легенды - по сей день в его родном городе, как утверждают, в канун каждого Нового года на рыночной площади появляется его призрак.

  • Рене Декарт. Франция (1569-1650)

«Я мыслю, следовательно, я существую».
Декарт - философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии и теории аффекта. Великий русский физиолог Иван Павлов поставил около своей лаборатории памятник-бюст Декарту, считая его своим предшественником.

  • Пьер Ферма. Франция (1601-1665)

«Природа всегда действует наиболее короткими путями».
Один из создателей аналитической геометрии, математического анализа, теории вероятностей и теории чисел. По профессии Пьер Ферма был юристом, был советником парламента в Тулузе. Старейший и самый престижный лицей этого города носит имя ученого.
Ферма был блестяще образован, знал множество языков. В том числе и древних, на которых даже писал стихи. Наиболее известен формулировкой Великой теоремы Ферма. Окончательно доказана она была только в 1995 году Эндрю Уальсом. Текст доказательства содержит 129 страниц.

  • Готфрид Лейбниц. Священная Римская империя (1646-1716)

«Настоящее время чревато будущим».
Создатель комбинаторики и основатель математической логики, философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Лейбниц основал Берлинскую Академмию науки и был первым её президентом. Независимо от Ньютона он создал математический анализ, описал двоичную систему счисления, сформулировал закон сохранения энергии и ввел в механику понятие «живой силы» (кинетической энергии).
Лейбниц также изобрел арифмометр, ввел в психологию понятие «малых перцепций», развил учение о бессознательной психической жизни. Также он вдохновил Петра Первого развивать концепцию Российской академии наук. Русский царь даже назначил Лейбницу премию в 2000 гульденов.

  • Исаак Ньютон. Англия (1642-1727)

«Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении».
Исаак Ньютон - один из величайших ученых в истории. Физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Главный труд - «Математические начала натуральной философии». В нем он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.
Ньютон входил в Палату лордов, регулярно на протяжении многих лет присутствовал на её заседаниях, но молчал. Однажды он все же попросил слова. Все ожидали услышать грандиозную речь, но Ньютон в гробовой тишине провозгласил: «Господа, я прошу закрыть окно, иначе я могу простудиться!».

  • Михаил Ломоносов. Россия (1711-1765)

«Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется».
Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк. Вклад Ломоносова в различные науки невозможно переоценить. Он открыл наличие атмосферы у Венеры, заложил основы науки о стекле, развил молекулярно-кинетичекую теорию тепла, корпускулярную теорию, занимался исследованиями электричества, определил ход развития русского языка.

  • Иммануил Кант. Пруссия (1724-1804)

«Мудрый может менять мнение; глупец — никогда».
Родоначальник немецкой классической философии, один из величайших мыслителей XVIII века, оказавший огромное влияние на развитие философии.
Даже у пунктуальным немцев склонность Канта к дисциплине и строгому распорядку дня стала притчей во языцех. По гуляющему по Кенигсбергу Канту сверяли часы.
Кроме философии Кант занимался и естественными науками. Он разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности, наметил идею генеалогической классификации животного мира, выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас, изучал роль приливов и отливов.

  • Иоганн Гете. Священная Римская империя (1749-1832)

«Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим».
Гете сегодня известен в основном как гениальный писатель и поэт, однако он был ещё и видным ученым. Он стоял у истоков физиогномики, серьезно занимался хроматикой (наукой о красках и цветах), химией, ботаникой и биологией. Гете писал много работ по философии, геологии, астрономии, литературе и искусству. 14 из 133 томов полного собрания сочинений Гете посвящено научным темам.

  • Джеймс Максвелл. Шотландия (1831-1879)

«…Для развития науки требуется в каждую данную эпоху не только, чтобы люди мыслили вообще, но чтобы они концентрировали свои мысли на той части обширного поля науки, которое в данное время требует разработки».
Максвелл - физик-теоретик и математик, заложивший основы электродинамики, создавший теорию электромагнитных волн и фотоупругости. Он придумал метод цветной фотопечати и был одним из основоположников молекулярной физики. Помимо физики и математики также внес большой вклад в астрономию и химию.

  • Дмитрий Менделеев. Россия (1834-1907)

«Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями».
Русский Да Винчи, гениальный отец периодической таблицы элементов, Менделеев был разносторонним ученым и общественным деятелем. Так, он внес значительный и неоценимый вклад в нефтяную деятельность.Благодаря Менделееву, Россия смогла не только отказаться от экспорта керосина из Америки, но и экспортировать нефтепродукты в Европу. Менделеева трижды выдвигали на Нобелевскую премию, но он так ее и не получил.

  • Никола Тесла. Австрийская империя (1856-1943)

«Вам знакомо выражение «Выше головы не прыгнешь»? Это заблуждение. Человек может всё».
Теслу называли «человеком, который изобрел XX век». Уже ранние его работы проложили путь современной электротехнике, его открытия имели инновационное значение. В США по известности Тесла мог конкурировать с любым изобретателем или учёным в истории или популярной культуре. Гений Теслы был особого свойства. Изобретатель вечно хотел блага, но создавал приборы, способные уничтожить человечество. Так, изучая резонансные колебания Земли, изобретатель создал прибор, фактически провоцирующий землетрясения.

  • Альберт Эйнштейн. Германия (1879-1955)

«Какая печальная эпоха, когда легче разбить атом, чем отказаться от предрассудков».
Эйнштейн - один из самых известных и популярных в массовом сознании ученых, физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года.
Эйнштейн - автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, автор общей и специальной теорий относительности, заложил основы квантовой теории и стоял у истоков новой теории гравитации взамен ньютоновской.

  • Карл Густав Юнг. Швейцария (1875-1961)

«Все, что не устраивает нас в других, позволяет понять самих себя».
Юнг - ученик Зигмунда Фрейда, во многом превзошедший своего учителя, основоположник аналитической психологии. Именно Юнг ввел в психологию понятия интроверсии и экстраверсии для определения типа направленности личности, развил ассоциативный метод психотерапии, учение о коллективном бессознательном, теорию архетипов, сделал большой прорыв в теории толкования сновидений.

  • Нильс Бор, Дания (1885-1962)

«Если тебя квантовая физика не испугала, значит, ты ничего в ней не понял».
Лауреат Нобелевской премии по физике, Нильс было был членом Датского королевского общества и его президентом с 1939 года. Был почетным членом советской Академии наук.
Бор - создатель первой квантовой теории атома и активный участник разработки основ квантовой механики. Также он внёс значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.

  • Вернер Гейзенберг. Германия (1901-1976)

«Первый глоток из стакана естествознания делает атеистом, но на дне стакана ожидает Бог».
Гейзенберг - великий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Лауреат Нобелевской премии по физике 1932 года. Гейзенберг заложил основы матричной механики, сформулировал соотношение неопределённостей, применил формализм квантовой механики к проблемам ферромагнетизма и аномального эффекта Зеемана. Ряд его работ посвящён также физике космических лучей, теории турбулентности, философским проблемам естествознания.
Во время Второй мировой войны Гейзенберг был ведущим теоретиком немецкого ядерного проекта.

Леонардо да Винчи считал: чтобы обрести знания о форме проблемы, нужно сначала понять, как преобразовать ее максимально разными способами. Он полагал, что первый взгляд на проблему, по определению, слишком предубежденный, потому что это обычный способ видеть вещи. Мастер смотрел на задачу сначала под одним углом зрения, а потом под несколькими другими. С каждым разом его понимание становилось все более глубоким, и он начинал видеть суть дела. Такую мыслительную стратегию Леонардо называл saper vedere, то есть «знать, как смотреть». Гениальность часто проявляется в том, чтобы найти новый подход. Теория относительности Эйнштейна - по сути, описание взаимодействий различных перспектив. Фрейд «переформулировал» проблему, чтобы изменить ее смысл, - поместить не в тот контекст, в котором ее привыкли воспринимать. Например, определив бессознательное как «инфантильную» часть разума, Фрейд помог пациентам изменить способ мышления и реакции на собственное поведение.

Один из многих способов, которыми наш разум пытается облегчить жизнь, - создание первого впечатления о ситуации. Как и первые впечатления о людях, наши беглые взгляды на проблемы и ситуации обычно узкие и предубежденные. Мы видим только то, что привыкли видеть, и стереотипное мышление препятствует ясному рассмотрению задачи и работе воображения. При этом не возникает сомнений в правильности подхода, поэтому мы так и не понимаем, что именно происходит. Утвердившись в одной точке зрения, мы отсекаем все остальное. У нас возникают идеи определенного рода, но только они, а не какие-то другие. Представьте, что парализованный человек, который изобрел инвалидное кресло, определил свою задачу фразой «Чем занять время, пока я лежу в постели?», а не идеей «Как выбраться из постели и передвигаться вокруг?»

Нужно освободиться и научиться видеть то, чего вы не ищете

Присматривались ли вы к колесам железнодорожного состава? У них есть фланцы, то есть выступы изнутри, препятствующие соскальзыванию поезда с рельсов. Изначально таких фланцев в вагонах не было. Вместо этого ими были снабжены рельсовые пути. Проблема железнодорожной безопасности звучала так: «Как сделать пути безопаснее для прохода вагонов?» Сотни тысяч миль железнодорожного полотна были выпущены с ненужными стальными выступами. Только после того, как постановка вопроса изменилась и стала звучать иначе: «Какими нужно делать колеса, чтобы они более твердо соприкасались с полотном?» - было изобретено колесо с фланцами. Начнем с того, что вообще полезно формулировать проблемы определенным образом. Запишите задачу, стоящую перед вами, в виде вопроса. Используйте фразу «Какими способами я могу...» для начала предложения: это называется пригласительным шаблоном и помогает не зациклиться на формулировке проблемы, допускающей единственное толкование. Например, вычеркните из абракадабры, приведенной ниже, шесть букв, чтобы получилось обычное слово.

Ш Т В Е С О Т Р И Ь Б Т У К Ь В

Если сформулировать проблему словами «Как вычеркнуть шесть букв, чтобы получить существующее слово?», решить это упражнение будет нелегко. Однако если поставить вопрос так: «Какими способами я могу вычеркнуть шесть букв, чтобы получить существующее слово?» - на вас, возможно, снизойдет вдохновение, и вы подумаете о целом ряде альтернативных решений, в том числе и о вычеркивании букв, составляющих слова «шесть букв», чтобы получилось слово ТВОРИТЬ.

У маленького Эйнштейна был любимый дядюшка Якоб, который учил его математике, меняя внешний вид заданий. Например, из алгебры он делал игру - охоту на маленькое загадочное животное (Х). В результате выигрыша (если задача решалась) Альберт «ловил» зверя и называл его истинное имя. Изменив содержание задач и превратив математику в игру, Якоб учил мальчика подходить к проблемам как к игре, а не как к работе. Впоследствии Эйнштейн концентрировался на своих занятиях с той же интенсивностью, которую большинство приберегают для игр и хобби. Рассмотрим последовательность букв FFMMTT. Возможно, вы определите ее как три пары букв. Если предложат строку KLMMNOTUV, вы, скорее всего, посчитаете ее тремя тройками букв. В каждом случае буквы ММ будут восприниматься по-разному - как члены одной или разных групп. Если написать только буквы ММ, у вас не возникнет никаких причин не рассматривать их как пару букв. Именно информационный контекст влияет на решение и порой убеждает отказаться от изначального варианта в пользу какого-то другого.

Чем чаще удастся ставить вопрос иным образом, тем больше шансов на то, что понимание проблемы изменится и обретет глубину. Когда Эйнштейн решал какую-либо задачу, он считал нужным переформулировать ее максимальным числом способов. Однажды на вопрос, что бы он сделал, если бы узнал об огромной комете, которая через час врежется в Землю и полностью разрушит ее, Эйнштейн ответил, что потратил бы 55 минут на формулировку задачи и пять минут - на решение. Утверждения Фрейда о подсознательном кажутся большим научным открытием, но ведь на поверку это просто представление темы иным способом. Коперник или Дарвин открыли не новую теорию, но прекрасную новую точку зрения. Прежде чем приступить к мозговому штурму задачи, переформулируйте ее по меньшей мере пятью или десятью способами, чтобы исследовать с разных углов зрения. Акцент нужно делать не столько на правильном, сколько на альтернативном определении проблемы. Рано или поздно вы найдете устраивающее решение.

Думать так, как не думают другие

Каждый раз, когда мы пытаемся что-то сделать и терпим неудачу, в итоге делаем что-то другое. Каким бы очевидным это утверждение ни казалось, это первый принцип творческой случайности - так называемой серендипности. Можно спрашивать себя, почему не получилось то, что мы хотели, и это вполне разумно и ожидаемо. Но творческая случайность побуждает задать другой вопрос: что же мы сделали? Новый, неожиданный ответ на этот вопрос - это, по сути, акт творчества. Это не удача, но креативная идея высшего порядка.

Серендипность - интуитивная прозорливость; способность делать глубокие выводы из случайных наблюдений, находить то, чего не искал. Кроме того, этим термином обозначают сам факт неожиданного открытия, а также психологическое состояние в этот момент.

Открытие электромагнитных законов произошло по творческой случайности. Отношения между электричеством и магнетизмом впервые усмотрел в 1820 году Ганс Эрстед - как ни странно, на публичной лекции, где он демонстрировал «хорошо известный факт» того, что электричество и магнетизм - совершенно независимые феномены. Эксперимент в тот день провалился: электрический ток дал магнитный эффект. Эрстед был достаточно наблюдателен, чтобы заметить эффект; достаточно честен, чтобы его признать, и достаточно прилежен, чтобы изучить и опубликовать его. Максвелл использовал эти эксперименты для распространения ньютоновских методов моделирования и математического анализа в видимом механическом мире на невидимый мир электричества и магнетизма и вывел некоторые законы (теперь они носят его имя), открывшие дверь в современный мир электричества и электроники.


© Fless Collective

Даже когда мы пытаемся сознательно и рационально сделать что-то, порой совершаем то, чего делать не намеревались. Джон Уэсли Хайятт, печатник и механик из Олбани, долго и упорно работал над созданием материала для бильярдных шаров, поскольку слоновая кость становилась редкостью. В итоге он, однако, изобрел целлулоид - первую коммерчески успешную пластмассу. Б.Ф. Скиннер советовал всем, кто, работая над своей задачей, наткнулся на нечто интересное, оставить первоначальный замысел и изучать это нечто.

Собственно, он возвел эту идею в ранг первого принципа научной методологии. Так поступили Уильям Шокли и междисциплинарный коллектив лаборатории Bell. Изначально эта команда была создана для работы над МОП-транзистором, в итоге они разработали контактный плоскостной транзистор, а попутно создали новую науку - физику полупроводников. Эти достижения в результате все же привели к созданию МОП-транзистора, затем к интегральным микросхемам и новым прорывам в области электроники и компьютеров. Уильям Шокли описал этот процесс как «методологию творческих неудач».

Прежде чем приступить к мозговому штурму, переформулируйте задачу по меньшей мере пятью или десятью способами

У Ричарда Фейнмана был любопытный практический тест, которым он оценивал новую идею: открывает ли она что-то, не относящееся к исходной проблеме? То есть: «Можно ли объяснить что-то, что вы не собирались объяснять?» и «Открыли ли вы что-то, что не собирались открывать?» В 1938 году двадцатисемилетний Рой Планкетт намеревался придумать новый хладагент. Вместо этого у него получился шарик белого воскового материала, который проводил тепло и не прилипал к поверхностям. Завороженный этим необычным материалом, он отказался от первоначальной идеи исследования и стал проводить эксперименты с новым веществом, которое впоследствии получило известность как тефлон. В принципе, неожиданное событие, провоцирующее внеплановое изобретение, мало чем отличается от внезапно сломавшегося автомобиля, из-за которого приходится ночевать в незнакомом интересном городе; от книги, присланной по ошибке, но которая нам очень понравилась; от закрытия ресторана, подтолкнувшего попробовать другую кухню. Но в поиске идей и творческих решений многие не обращают внимания на неожиданное, а следовательно, теряют возможность превратить подвернувшийся шанс в творческую возможность. Нужно освободиться и научиться видеть то, чего вы не ищете.

В 1839 году Чарльз Гудьир искал способы облегчить работу с резиной и случайно пролил жидкость, которая затвердела, но не потеряла своих качеств. Подтолкнув свою мысль в этом непредсказуемом направлении, он изобрел процесс вулканизации; сконцентрировавшись на «интересных» аспектах идеи, открыл ее потенциал. Александр Флеминг не первым из врачей при изучении мертвых бактерий заметил, что на культуре, не помещенной в должные условия, формируется плесень. Менее одаренные специалисты отбросили в сторону этот, казалось бы, малозначительный факт, но Флеминг отметил его как любопытный и предположил наличие в нем потенциала. Это наблюдение привело к появлению пенициллина, спасшего миллионы жизней. Томас Эдисон, обдумывая, как лучше реализовать идею углеродной нити накаливания, играл с куском замазки, перекатывая его в руках и скручивая; когда он взглянул на свои руки, ответ пришел сам собой: нужно скрутить нить, как веревку.

Что общего между умом, который создал «Мону Лизу» и умом, который сумел породить теорию относительности? Что отличает стратегии мышления Эйнштейна, Эдисона, Да Винчи, Дарвина, Пикассо , Микеланджело, Галилео, Н. Теслы, Фрейда, Моцарта? Чему мы можем у них научиться?

Чаще всего, мы мыслим репродуктивно,

то есть на основании схожих проблем, с которыми мы уже сталкивались в прошлом.

Сталкиваясь с проблемой, мы фокусируемся на каком-то решении из нашего прошлого, которое уже работало прежде. Мы спрашиваем себя «Что мне известно из моей жизни, учёбы или работы, что может решить эту проблему?»

Затем мы аналитически выбираем наиболее многообещающий подход, основанный на прошлом опыте, исключаем все другие подходы, и начинаем работать в чётко определённом направлении в сторону решения этой проблемы. В силу разумности действий, основанных на прошлом опыте, мы становимся высокомерно уверенными в правильности наших решений.

В противоположность такому методу, гении мыслят продуктивно, а не репродуктивно.

Столкнувшись с проблемой, они спрашивают себя:

  • Сколькими разными способами я могу взглянуть на эту проблему?
  • Как я могу посмотреть на неё под другим углом?
  • Сколькими путями я могу решить её?

Они имеют тенденцию находить несколько разных путей решения.

С помощью продуктивного мышления, человек в состоянии сгенерировать столько разных подходов, сколько только может. Он принимает во внимание как наименее очевидные, так и наиболее вероятные подходы. Здесь играет свою роль желание исследовать все подходы, которые кажутся важными, даже после того, как найден наиболее многообещающий. Эйнштейну однажды задали вопрос, в чём заключается разница между ним и обычным человеком. Он ответил, что если вы попросите обычного человека найти иголку в стоге сена, этот человек остановится, как только найдёт эту иголку. Он же перевернёт весь стог в поисках всех возможных иголок.

Как креативные гении генерируют столь много альтернативных вариантов и догадок?

Почему столь многие их идеи оказываются такими глубокими и многообещающими?

Как они продуцируют «слепые» вариации, которые ведут к новым и оригинальным открытиям?

Всё большее число учёных предоставляет свидетельства того, что они могут охарактеризовать способ мышления гениальных людей .
Изучая дневники, записные книжки, корреспонденцию, записи бесед и идеи величайших мыслителей человечества, они выделили некоторые общие стратегии и стили мышления , которые позволяют гениям генерировать множество новых и оригинальных идей .

Стратегии

Ниже приведено краткое описание стратегий , которые оказались характерны для стиля мышления креативных гениев в науке, искусстве и промышленности на протяжении всей истории человечества.

Гении смотрят на проблему множеством разных способов.

Гении часто находят новую точку зрения, которую до тех пор никто не исследовал. Леонардо да Винчи считал, что для получения знания о форме проблемы, вам следует начать с попытки реструктурировать её множеством различных способов. Он чувствовал, что его первое впечатление от проблемы слишком традиционно для его обычного способа смотреть на вещи. Он реструктурировал свою проблему, последовательно глядя на неё с разных перспектив. С каждым новым шагом, его понимание углублялось, и он начинал понимать суть этой проблемы. Теория относительности Эйнштейна, фактически, представляет собой описание взаимодействия между различными перспективами. Аналитические методы Фрейда были разработаны для того, чтобы находить детали, которые не укладывались в традиционную перспективу, с целью найти абсолютно новую точку зрения.

Чтобы творчески решить проблему , мыслящий человек должен оставить свой изначальный подход, который исходит из прошлого опыта и ре-концептуализировать проблему.

Гении делают свои мысли видимыми.

Взрыв креативности в эпоху Ренессанса был тесно связан с записыванием и передачей огромного объёма информации параллельным языком - языком живописи, рисунков и диаграмм - таким например, как знаменитые диаграммы Да Винчи и Галилео.

Галилео революционизировал науку, начав придавать своим мыслям видимую форму с помощью диаграмм, карт, и рисунков, в то время как его современники продолжали использовать традиционную математическую и словесную форму.

Как только гении осваивают минимальные вербальные навыки, они, по всей видимости, начинают развивать мастерство в визуальных и пространственных способностях, что даёт им возможность гибко представлять информацию множеством разных способов.

Когда Эйнштейн обдумывал какую-либо проблему, он всегда находил необходимым сформулировать её предмет столькими различными способами, сколькими только возможно, включая диаграммный.
У него был очень визуальный ум. Он мыслил в категориях визуальных и пространственных форм, вместо того, чтобы думать чисто математически или с помощью словесных логических цепочек.
Фактически, он считал, что слова и числа, не важно, были ли они записаны или сказаны, не играли сколько-нибудь значительной роли в его процессе мышления.

Гении продуктивны.

Отличительной особенностью гениев является их невероятная продуктивность.

Томас Эдисон владел 1093 патентами.

Бах писал по кантате каждую неделю, даже когда был болен или истощён.

Моцарт написал более шести сотен музыкальных произведений.

Эйнштейн наиболее известен своими работами по теории относительности, но он опубликовал также 248 других работ.

Наиболее уважаемые учёные создавали не только великие работы, но и немалое количество «плохих». Из их впечатляющего общего количества возникало качество.

Так что, гении продуктивны. Точка.

Гении придумывают новые комбинации.

Дин Симонтон в своей книге 1989 года «Научный гений» предположил, что гении являются гениями потому, что они придумывают больше новых сочетаний и комбинаций, чем просто талантливые люди .

Как очень игривый ребёнок с кучей деталей ЛЕГО, гений постоянно комбинирует и рекомбинирует идеи, образы и мысли в различные сочетания в своём мозгу и подсознании.

Гении ищут взаимосвязи.

Если какой-либо особый образ мышления и выделяет креативного гения - так это способность сопоставлять не связанные объекты. Именно эта способность соединять несоединённое даёт им возможность видеть вещи, которых совершенно не замечают другие.

Леонардо Да Винчи связал в своём воображении звук колокола и след от брошенного в воду камня. Это позволило ему сделать заключение, что звук распространяется волнами.

В 1865 году Ф.А. Кекуле интуитивно открыл кольцеобразную форму молекулы бензола, связав её с приснившимся ему образом змеи, кусающей собственный хвост.

Гении мыслят от обратного.

Физик Нильс Бор считал, что если вы сможете удержать противоположности вместе, то вы приостановите свои мысли и ваш разум начнёт работать на новом уровне. Приостановка мысли позволяет интеллекту , который стоит за ней, действовать и создавать новые формы. Вихрь противоположностей создаёт условия для того, чтобы новая точка зрения свободно всплыла из глубины вашего разума.

Гении мыслят метафорично.

Аристотель полагал метафору признаком гения , считая, что человек, который способен почувствовать сходство между двумя различными областями бытия и связать их друг с другом, это личность с особым даром.
Если несхожие вещи сходятся в каких-то определённых аспектах, возможно, они также сходятся и в других.

Александр Грэхем Белл заметил сходство между внутренней работой человеческого уха и колебательной способностью твёрдой мембраны, и пришёл к идее телефона.

Томас Эдисон изобрёл фонограф через день после того, как провёл аналогию между игрушечной трубой и движениями бумажного человечка и звуковыми колебаниями.

Эйнштейн получил и объяснил многие из своих абстрактных принципов, проводя аналогии с повседневными событиями, такими например, как движение лодки или нахождение на железнодорожной платформе, когда мимо неё проходит поезд.

Гении готовят себя к случайности.

Всякий раз, когда мы пытаемся сделать что-то и терпим неудачу, мы заканчиваем тем, что делаем что-то ещё. Как бы просто не выглядело это выражение, это первый принцип творческой случайности .

Мы можем спросить себя, почему мы потерпели неудачу в том, что намеревались сделать, и это разумный и ожидаемый подход к делу. Но творческая случайность провоцирует другой вопрос: «Что же мы сделали?» Ответ на этот вопрос новым, неожиданным способом - ключевая часть акта творчества .

Это не просто удача, а творческое озарение высшего порядка. Слишком многие не слышат, когда удача стучится в дверь, потому что слишком заняты исполнением задуманного наперёд плана. Творческие гении не ждут подарка судьбы; вместо этого, они активно ищут случайное открытие.

Знакомство с распространёнными стратегиями мышления творческих гениев и их применение может сделать вас более креативным в вашей работе и личной жизни.

Творческие гении являются гениями, потому что они знают «как» думать, вместо того, чтобы знать «что» думать.

Социолог Гэрриет Цукерман опубликовала интересное исследование обладателей Нобелевской премии, которые жили в Соединённых Штатах в 1977 году. Она обнаружила, что шесть студентов Энрико Ферми получили премии. У Эрнста Лоуренса и Нильса Бора у каждого было по четыре. Д.Д. Томпсон и Эрнест Резерфорд вдвоём обучили семнадцать нобелевских лауреатов. И это вовсе не случайность. Совершенно очевидно, что эти нобелевские лауреаты не только были креативны сами по себе, но также были способны научить других мыслить креативно.

Loading...Loading...