Абстрагирование пример. Абстрагирование от времени

Абстрагирование (этот термин произошел от латинского слова abstractio, что обозначает отвлечение) определяет взгляд на ситуацию, человека или предмет с отстраненной точки восприятия. Таким образом, происходит отвлечение от конкретики и способность оценить ситуацию вообще. Понятие абстрагирования сыграло важнейшую роль в развитии множества наук.

Абстрагирование - пример

Любое абстрагирование требует двух действий: первое – это мелких и незначительных деталей, второе – сосредоточение внимания на явлении в общем и важных, значимых деталях.

Например, для того, чтобы изучить движение, сначала отбрасывают криволинейное движение во всех его разновидностях, затем – ускоренное движение, и в итоге для рассмотрения остается наиболее чистая и простая его форма, отражающая саму его суть. Таким образом, абстрагирование являет собой тенденцию фокусировки на идеальных условиях.

Не смотря на то, что это кажется элементарным, именно абстрагирование позволило вычленить и изучить важнейшие понятия – скорость, время, расстояние и т.д. Отсюда получаем, что абстрагирование - метод познания.

Этот метод позволяет отбросить менее значимое, вторичное, и сконцентрироваться на важнейшем. Не секрет, что в жизни человека нередко возникают ситуации, в которых важно определиться с главным направлением и не растрачивать силы попусту, распыляясь по мелочам. Определиться с этим первостепенным делом и поможет абстрагирование. Абстрагирование и конкретизация

У каждого понятия есть и своя противоположность. Абстрагирование и конкретизация – это как взгляд вблизи и издали. Стоя близко, вы рассмотрите все в мелочах (конкретизация), а стоя далеко, вы сможете оценить понятие в целом, не отвлекаясь на мелочи (абстрагирование). Таким образом, это два противоположных понятия.

Это легко проиллюстрировать примером. Если вы говорите «я буду худеть» - это абстракция. А если вы говорите «Я откажусь от сладкого и буду делать утренние пробежки» - это уже конкретика.

Метод абстрагирования и его цели

Абстрагирование в психологии и других науках позволяет достичь целого спектра целей, которые помогают более глубоко познать сущность явления, предмета или человека. Этот аналитический метод позволяет отбросить ряд конкретных ситуаций и взглянуть в целом, благодаря чему достигаются следующие цели:

Использовать абстрагирование можно в самых разных ситуациях. Отдаляясь от незначащих деталей, гораздо проще сконцентрироваться на самой сути интересующего явления.

Познание – важная составляющая жизни человека. Человек познает мир вокруг, чувства, саму жизнь. Издревле люди стремились познать природу, космос, любые явления жизни на Земле.

Человека интересует все – лепестки цветка, птица, порхающая на небе, волны океана, другие планеты. Стремление к познанию – это естественное качество человека.

Стремление познавать мир подвигло человечество к созданию все новых и новых орудий труда и предметов быта. Стремление к познанию привело к созданию и развитию цивилизации.

Процесс познания не был бы столь интересным без абстрагирования. С помощью абстрагирования древние люди стремились увидеть со стороны Землю и космос, а также роль человечества в этом мире.

Абстрагирование в повседневной жизни

Абстрагирование позволяет человеку увидеть со стороны не только происходящие события и окружающую действительность, но и себя. Дает увидеть свои действия и свое поведение с другого ракурса, помогает понять свои устремления и причины тех или иных поступков.

Абстрагироваться – значит, увидеть реальность в качестве зрителя, ощутить себя вне всех событий. При таком подходе снимается эмоциональная зависимость от происходящего. Человеку открываются новые грани, которые он раньше не замечал.

При абстрагировании проблема предстает в ином свете. Становится возможным увидеть ситуацию со всех сторон. И поэтому приходит понимание того, почему это произошло, и как эту ситуацию исправить.

Например, возникла трудная ситуация, которую срочно нужно разрешить. Человек, вовлеченный в проблему, не видит возможные пути решения. Он думает, что находится в тупике. Абстрагировавшись от проблемы, человек поймет, как надо поступить в этой ситуации.

Роль абстрагирования

Абстрагирование помогает человеку в полном объеме познать себя, мир, и все, что ему интересно. И главное – абстрагирование позволяет познать суть жизни на Земле, тайну мироздания, познать собственную роль в этой жизни.

Абстрагирование как сознательный процесс познания и самопознания присущ человеку, осознавшему себя личностью. С другой стороны, маленькие дети тоже иногда рассказывают о себе с третьего лица, как будто наблюдают за собой со стороны. Возможно, для детей процесс абстрагирования является неосознанным. И в какой-то степени для них это механизм самозащиты.

Таким образом, абстрагирование для человека – ключевое свойство познания мира и жизни. Оно позволяет наиболее полно познать реальность. И это свойство заложено в человеке самой природой.

Стремление к высшей духовности, развитию души человека свойственно многим людям и из разных соображений. Но в первую очередь познание высших миров подразумевает серьезную работу над собой. Практические правила дает Рудольф Штайнер в книге «Как достичь познания высших миров ». Таинственных приемов здесь нет, это обычная методичная работа с сознанием, мыслями и чувствами.

Инструкция

Воспитывайте жизнь чувств и мыслей. Направляйте внимание души на процессы окружающего мира. Отдавайтесь своим чувствам и мыслям, запечатлевайте любые, не давая им проскользнуть мимо вашего восприятия. В то же время запрещайте себе мелочную чувствительность, превратные и похотливые думы. Также анализируйте звуки, живые и не живые, учитесь понимать, что несет в себе звук, если он издается живым существом. Учитесь слушать людей и безмолвствовать при этом, подавляя в себе желание соглашаться или противоречить говорящему.

Развивайте свое внутреннее, духовное око. Для этого учитесь концентрироваться, рассматривая и сравнивая между собой объекты (живые и неживые) внешнего мира. При этом ваши мысли должны сопровождаться чувствами, т.е. вы должны фиксировать свое внимание на них и учиться определять и в них. Таким образом у вас открывается и тренируется дополнительный канал приема информации – ваши чувства и «видение» с их помощью.

Старайтесь развивать ваше чувственное восприятие и того, что не видимо с помощью глаза. Во многих объектах, например, в семени, имеется скрытая сила, которая затем даст развиться этому семени в растение. Но эта сила не видна взору. Ваша мысль об этом должна быть образной и убедительной и сопровождаться неким чувством, которое необходимо культивировать.

Развивайте и совершенствуйте характер, боритесь с раздражением и прочими негативными эмоциями – гневом, и т.д. Желания и вожделения не должны управлять вами на пути познания высших миров . Сначала получайте радость от самого познания и упражнений, потом уже руководствуйтесь желаниями. Учитесь владеть собою и отбрасывать любые страхи, и мысли, если они противоречат логике. Так же следует поступать с , .

Воспитывайте в себе терпение, невозмутимость, умейте довольствоваться малейшим успехом. Делайте много попыток и давайте время, чтобы новые чувства закрепились в душе.

Видео по теме

Источники:

  • Рудольф Штайнер. Как достичь познания высших миров. в 2019

Одной из самых чувствительных эмоций для человека является переживание. Одному человеку свойственны глубокие и сильные, а другому менее выраженные по своему характеру, переживания.

Инструкция

Посредством переживаний человек не только учится оценивать собственные действия, но и познает свой внутренний мир. Однако, переживания могут повлечь не только обстоятельно положительные, но и неблагоприятные, отрицательные последствия.

Так, достаточно банальные переживания ребенка при возможности получения неудовлетворительной оценки, влекут за собой навыки обучения. Переживая, ребенок на подсознательном уровне дает возможность своему сознанию учиться правильно. В дальнейшем переживания теряют смысл, но пи этом остается самое главное - умение правильно организовать процесс обучения, выполнения домашнего задания и выработанная дисциплина во время проведения классных занятий.

В приведенном примере мы наблюдаем внутренние переживания как средство достижения социально значимой цели в самовоспитании не до конца сформировавшейся индивидуальной личности.

В подростковом возрасте переживания имеют наиболее яркие оттенки. В это время формируется эмоциональное восприятие окружающего мира. Эмоции подростка характеризуются амбициозностью и желанием стать взрослее и самостоятельнее. Переживание окружает ребенка, который становится взрослым человеком, практически на каждом шагу. Это и первая влюбленность, и сложности обучения в школе, и не удачное общение со сверстниками.

Переживание в подростковом возрасте должны находить поддержку со стороны родных и знакомых. Пережить такие моменты, значит дать возможность ребенку стать сильнее и обрести житейскую мудрость. Отстранение от подростковых проблем, в свою очередь, может повлечь более серьезные препятствия в социальном становлении ребенка как личности, углубить чувства от переживания до депрессии. Если подросток самостоятельно не находит единственно верный путь, то он начинает делать неправильные и безрассудные шаги, в том числе, ведущие к суицидальному настрою.

Во взрослом возрасте переживания, прежде всего, являются средством получения своеобразных житейских навыков. Переживая за детей, родители не устают их воспитывать. А переживания во время рабочего процесса, влекут за собой познание, умение и профессионализм.

Видео по теме

Обратите внимание

Все переживания носят временный характер. Поверхностные и выраженные посредственно, быстро забываются и исчезают из памяти человека. Но совершенно по другому оцениваются глубокие и пиковые переживания, которые, в качестве блага, не дают человеку совершить повторных ошибок. С другой стороны, наиболее чувственные натуры, несут отпечаток таких красочно выраженных эмоций, на протяжении всей своей жизни.

Полезный совет

Переживание может стать неподъемным грузом или, наоборот, привести человека к неземной эйфории. В любом случае, нужно научиться переживать правильно и уметь контролировать свое поведение.


Для того, чтобы работа была в удовольствие, а информация запоминалась почти мгновенно, необходимо правильно обустроить место, где вы планируете заниматься. Уберите все лишние элементы, протрите пыль, откройте окна. Поставьте на стол только самое необходимое: принадлежности для письма, тетрадь и пособия. Избавьтесь от каких-либо отвлекающих звуков.


Сокращайте конспекты


Оказывается, длинные конспекты - это вовсе не признак того, что человек действительно много знает. Современные студенты акцентируют свое внимание на коротких записях, где заключены только самые важные тезисы. Очень полезно делать таблицы, рисовать иллюстрации к тексту и делать дополнительные заметки на полях. Компактные конспекты полезны тем, что их можно быстро повторить и выучить необходимую информацию за минимальное время.


Связывайте информацию


Нельзя допускать того, чтобы знания в вашем сознании существовали как разнородные элементы, которые не имеют одной общей логической связи. Все в мире взаимосвязанно: все науки, труды и исследования. Поэтому всегда ищите что-то схожее с уже имеющимися знаниями, и тогда успех от процесса познания будет вам гарантирован.


Мотивируйте себя


Каждый раз находите стимулы для того, чтобы учиться лучше. Используйте в качестве примера для подражания гениев науки и культуры, знаменитых личностей или же станьте для самого себя. Правда, для этого нужно во многом преуспеть. Ставьте весомые цели и достигайте их, несмотря ни на что.


Расставляйте приоритеты


В зависимости от вашего склада ума и профессиональной деятельности вам необходимо научиться правильно определять для себя те компоненты знаний, которые вам пригодятся в или же в качестве богатого жизненного опыта. Поставьте конкретный вопрос: "Что для меня наиболее важно и интересно?". Запишите те дисциплины, которые сразу же пришли на ум и впоследствии уделяйте их изучению как можно больше личного времени.

Абстрагирование - это мыслительная деятельность, направленная на получение абстракций - идеальных (не существующих в действительности) предметов, которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории и другие, так и их системы (см. ). Абстрагирование представляет собой одну из наиболее важных операций мышления (см. ) и необходимое условие познания мира путём формирования «вторичных образов» действительности (которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории, модели и другие абстрактные сущности, так и их системы).

Абстрагирование - универсальный приём познания, без которого немыслимы как научное, так и обыденное познание. Вместе с тем, будучи широко представленным в человеческом познании вообще, он приобретает статус метода только в научно-познавательной деятельности, наряду с другими методами научного познания (см. ). В европейской философии, науке и логике абстрагирование трактуется как логическая операция поэтапного мысленного членения рассматриваемого объекта или явления, продуцирующая понятия, которые, в свою очередь, образуют всё более общие образы действительности. В методологии науки процесс абстрагирования понимается как теоретическое обобщение, образуемое в результате отвлечения от несущественных сторон рассматриваемого объекта или явления для выявления наиболее существенных его черт. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения , образования понятий и категоризации (см. ).

В процедуре абстрагирования очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли абстрагирования: либо оно рассматривается как значимый источник поступления знаний о мире, либо как процедура, приводящая к их искажению и обеднению. Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них «посторонними» - по сути главный вопрос оперирования с абстракциями.

Применение абстрагирования в качестве метода научного познания, определяется типом ситуации, с которой сталкивается исследователь, и перечнем процедур, необходимых или допустимых в данной ситуации. Ситуация характеризуется задачей (целевая характеристика метода) и спецификой изучаемого объекта (онтологическая характеристика). С точки зрения онтологии абстракция связана с представлением об относительной независимости явлений и их свойств и с отделением существенных свойств от несущественных. Предписываемые процедуры сводятся, как правило, к перестройке предмета исследования, к эквивалентному, с точки зрения данной ситуации, замещению первоначального предмета другим. Перестройка касается либо образа изучаемого объекта (отбрасывание его несущественных свойств), либо эмпирического материала, либо программы наблюдения и описания (отказ от свойственной ему несущественной информации).

Целевая характеристика абстрагирования может быть различной, но всегда связана с указанием на те или иные познавательные задачи и с включением её в более широкий контекст познавательной деятельности. На различении целевых характеристик строится и классификация типов абстракций:

  1. изолирующая абстракция соответствует цели вычленения и чёткой фиксации исследуемого явления;
  2. обобщающая абстракция соответствует цели получения общей картины явления;
  3. идеализация соответствует цели замещения реальной, эмпирически данной ситуации идеализированной схемой для упрощения изучаемой ситуации и более эффективного использования существующих методов и средств исследования.

Реализация процесса абстрагирования включает два типа операций:

  1. оценка возможности и целесообразности замещения;
  2. акт замещения.

Продуктами процесса абстрагирования являются соответствующим образом преобразованные представления об исследуемом объекте или явлении. Обоснование абстракции осуществляется как с точки зрения её правомерности (это достигается установлением несущественности отдельных явления), так и с точки зрения её целесообразности (которая определяется поставленной задачей).

Абстрагирование - это способ замещения некоторого чувственно данного объекта его мысленным конструктом, моделью, образом (абстрактным объектом). Это замещение осуществляется с помощью двух мыслительных процедур: 1) посредством фиксации только некоторых наблюдаемых свойств чувственно данного объекта и отвлечения от остальных его свойств как «несущественных» в данном познавательном контексте; 2) путем объективации выделенного содержания и придания ему статуса самостоятельного существования, независимого от других свойств наблюдаемого объекта и самого объекта. Результаты абстрагирования называются абстрактными объектами или абстракциями. Необходимо отметить, что содержание многих абстракций, особенно научных, может «поставляться» не только чувственной ступенью познания, но и рациональной. Например, конструктивной деятельностью воображения («продуктивного воображения», по Канту) и мышления, либо аналитической деятельностью мышления, когда могут создаваться абстракции от абстракций различной степени общности. Если на начальной стадии эмпирического познания в науке методом образования общих понятий является фиксация отдельных свойств и отношений содержания чувственного опыта («дерево», «стол», «тяжелый», «тяжесть», «громкий», «светлый», «цвет», «свет» и т.д.), то на зрелой стадии эмпирического познания используется уже метод мысленного конструирования «абстракций от абстракций». С его помощью переходят от менее общих абстракций к абстракциям более общим, вплоть до наиболее общих понятий науки и философии. Например: «береза -> дерево -» растение», или «пять -> натуральное число -» число», или «повторение -» последовательность -> закон» и т.д. Одной из главных

«философских тайн» процесса абстрагирования, ставшей одной из причин идеализма, была онтологизация, или объективирование содержания различных абстракций, особенно абстракций высокого уровня («абстракций от абстракций»). В результате абстракциям более высокого уровня неправомерно придается статус, равнозначный объективному статусу менее общих абстракций, из которых они были получены, а иногда и объективному статусу самой материальной действительности. В логике и методологии науки эта познавательная ситуация известна как проблема отношения вещи и ее свойств, или как проблема «вещь - свойство - отношение». Правильное решение этой проблемы состоит в понимании того, что категории «вещь», «свойство» и «отношение» - это абстракции разных уровней, что абстракция «вещь» является исходной по отношению к абстракциям «свойство» и «отношение». Хотя различение онтологического статуса абстракций весьма полезно, необходимо, однако, помнить, что любое такое различение всегда относительно и конкретно, а его целесообразность и правильность в каждом конкретном случае зависят как от познавательных задач, так и от конструктивной свободы мышления и возможностей языка. Необходимость и методологическую эффективность различения абстракций разных уровней убедительно продемонстрировал в свое время в отношении языка математики видный британский философ, математик и логик Б. Рассел. Он разработал семантическую теорию типов (или уровней) математических абстракций для теории множеств, распределив все основные понятия этой теории, такие как «множество», «элемент множества», «свойство множества», «множество нормальных множеств», «множество множеств», «множество всех множеств», но различным уровням абстрактности (абстракции нулевого уровня - имена объектов, абстракции первого уровня - имена свойств объектов, абстракции второго уровня - имена свойств свойств объектов и т.д.). Рассел показал, что распределение абстракций теории множеств по разным уровням позволяет избежать образования в этой теории предикативных функций, т.е. таких функций, элементом которых является сама эта функция. Это делает невозможным образование в теории множеств таких предикативных понятий, как «множество множеств» или «множество всех множеств». Наличие последних неизбежно приводило теорию множеств к логическим парадоксам типа парадокса «наибольшего кардинального числа» или «множества всех множеств», или к формулированию семантических парадоксов типа «лжец». Именно не различение в философии и теоретическом естествознании абстракций разных уровней лежало в основе возникновения таких неверных концепций, как энергетизм, релятивизм, тепловая смерть Вселенной, а также философского иррационализма, разного рода социальных утопий типа коммунизма, технократизма и т.п. Все эти концепции основаны на отождествлении онтологического статуса объекта и его свойств и придания свойствам объектов самостоятельного и первичного по отношению к ним онтологического статуса.

Необходимо помнить, что любая абстракция (понятие) и любая концепция (а последняя состоит из определенного множества абстракций) всегда имеет ограниченную сферу своей применимости или, лучше сказать, своей эффективной и корректной применимости. Это касается и всех философских концепций и теорий. Дело в том, что любой отдельный объект, не говоря уже о реальности в целом, имеет (как показывает опыт познания, в том числе и научного) неограниченное число свойств, аспектов, отношений как внутри себя, так и во взаимодействии с другими объектами. Любые же понятия именно благодаря своей определенности имеют ограниченное содержание и, как следствие, конечную разрешающую силу по отношению к «высвечиванию» тех или других сторон познаваемой с их помощью действительности. В литературе по логике и методологии науки ограниченная сфера эффективной (и разумной) применимости любых понятий получила название «интервал абстракции» |6]. С позиций интервального подхода любые попытки объявить какое-либо конкретное (всегда конечное по своему содержанию) описание познаваемого объекта абсолютно полным, универсальным или единственно адекватным являются методологически неправомерными. К этому, правда, надо добавить, что как отдельная абстракция, так и теория не являются и абсолютно адекватным, абсолютно истинным описанием объекта даже в своем интервале, так как ни одно понятие не обладает абсолютной определенностью своего содержания. Все понятия и теории так или иначе всегда опираются в своем содержании на некую интуитивную и не до конца артикулируемую основу, имеющую контекстуальный характер и статус «неявного знания» (неважно при этом - личного или коллективного). В развитии физического познания эта ситуация гносеологической неполноты любой теории была четко зафиксирована в квантовой механике Н. Бором введением принципа дополнительности в отношении корпускулярного и волнового описания поведения электрона и других элементарных частиц. В математике это стало фактом после доказательства К. Геделем принципиальной неполноты любых формализованных представлений математических теорий. Из признания ограниченной области применимости любой абстракции и теории следуют два важных методологических вывода: 1) необходимо фиксировать для каждого понятия и теории конкретную область их эффективной применимости; 2) необходимо считать вполне естественным и закономерным явлением в развитии науки плюрализм научных построений, оказывая всемерную поддержку процессу пролиферации научных концепций и теорий как важнейшему ресурсу развития науки и повышения ее информационной емкости в целом (П. Фейерабенд). При этом важно еще раз подчеркнуть, что ограниченную область своей эффективной применимости имеют не только конкретно-научные абстракции, но и все философские понятия, включая самые общие категории (мир, объект, субъект, сознание, бытие, система, материя и др.).

В истории философии и методологии науки издавна обсуждается вопрос о том, чем определяется характер абстрагирующей деятельности познания и содержание эмпирических (абстрактных) объектов и понятий. На этот вопрос были даны два альтернативных ответа, которые и поныне остаются предметом философских разногласий. Первый ответ известен как позиция сенсуализма и материализма. Эта позиция состоит в утверждении, что единственным фактором, детерминирующим содержание эмиирических понятий, является чувственный опыт (сенсуализм) или содержание «вещи в себе» (материализм): Аристотель, Дж. Локк, сторонники трактовки процесса познания как отражения. Второй ответ гласит: содержание эмпирических понятий и объектов детерминируется не только чувственным опытом субъекта и взаимодействием познающего сознания с миром объектов (миром «вещей в себе»), но и всей структурой сознания познающего субъекта. Она включает: а) некоторые априорные формы чувственного восприятия (пространство и время) и мышления (категории) как необходимые условия осуществления самого акта научного познания (Г. Лейбниц, И. Кант, Э. Гуссерль); б) накопленный ранее запас знаний, а также цели, задачи и установки познания (культурно-исторические концепции познания, деятельностная трактовка сознания, постструктурализм, постпозитивизм и др.); в) интуицию познающего субъекта как некий интеграл всего наличного опыта познающего сознания (Р. Декарт, А. Пуанкаре, Л. Брауэр, А. Гейтинг, Г. Вейль и другие). Гносеологической максиме сенсуалиста Дж. Локка - «В мышлении человека нет ничего, что бы раньше не содержалось в чувствах» - рационалист Г. Лейбниц противопоставил глубокий и неопровержимый ответ: «Кроме самого мышления». С нашей точки зрения более правы сторонники второго ответа, отрицающие сенсуа- листекую трактовку сознания познающего субъекта как tabula rasa («чистую доску»). Дело в том, что любому акту чувственного познания, по крайней мере в науке, всегда предшествует некоторое ранее накопленное рациональное знание. Можно, в принципе, согласиться с эпистемологической позицией таких философов, как Кант, Гуссерль и другие, которые утверждают, что бесструктурного сознания не может быть но определению, как не может быть бесструктурных вещей вообще, иначе о какой-либо их качественной специфике и идентификации говорить просто абсурдно. Видимо, и целостность сознания во всем богатстве его содержания, представленного интуицией, оказывает существенное влияние на формирование абстракций и особенно - на процесс сортировки всей информации на существенную, менее существенную, несущественную или вообще не имеющую никакого отношения к данной познавательной задаче. Антисенсуалистская теория эмпирического познания привела к разработке достаточно богатой архитектоники сознания познающего субъекта. Она включает в себя такие элементы, как априорное знание, категориальная апперцепция, когнитивная установка, предвосхищение, предпонимание, горизонт ожидания и т.д.

В терминах современной эпистемологии и философии науки две отмеченные выше альтернативы в трактовке природы образования абстракций на уровне эмпирического познания известны, с одной стороны, как концепция наивного реализма, а с другой - как противостоящая ей концепция предпонимания. Для наивных реалистов сознание познающего субъекта абсолютно прозрачно для воздействующего на него объекта и никак не опосредовано миром человеческой субъективности, накопленным субъектом знанием, в том числе и имеющимися у него теоретическими представлениями и идеями, окружающей познающего субъекта социокультурой и т.н. Точку зрения наивного реализма когда-то активно отстаивали и обосновывали французские материалисты XVIII в. (Ж. Ламетри, П. Гассенди и другие), позднее - позитивисты и некоторые представители марксистско-ленинской теории познания как отражения (Т. Павлов, Ф. Георгиев и другие). В современной западной эпистемологии точка зрения наивного реализма представлена сторонниками эволюционной эпистемологии, такими как Г. Фоллмер, Э. Ойзер и другие. Однако подавляющее большинство современных эпистемологов и философов науки не разделяют позицию наивного реализма по вопросу образования эмпирических понятий. Эту позицию резко критикуют сегодня представители других эпистемологических направлений: сторонники радикального конструктивизма (П. Вацлавик, Е. Глазерфельд, У. Матурана и другие), постструктурализма (Ж. Деррида, Ж. Лакан, Р. Барт, Ю. Кристева и другие), постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, Ст. Тулмин, М. Полани, П. Фейерабенд), социокультурной и деятельностной интерпретации результатов процесса научного познания (В. Лекторский, М. Мамардашвили, В. Библер, Н. Мотроши- лова, П. Гайденко и другие). Все они, так или иначе, но разделяют теорию «предпонимания», согласно которой познание любого фрагмента бытия, осуществляемого как индивидуальным, так и коллективным субъектом, всегда опирается на некоторое предшествующее знание. Предпо- нимание, в отличие от понимания, дорефлексивно и часто бессознательно, в его основе лежат некоторые объективные структуры, данные субъекту либо вместе с его генотипом, либо усваиваемые субъектом в процессе его обучения и социализации через язык и поведение. Структуру предпонимания образуют такие элементы, как «пред-мнение», «пред-рассудок», «нред-видение», «предвосхищение» и др. В своей главной функции пред- понимание выступает как соотнесение и оценка любого нового объекта, попадающего в горизонт жизненного мира субъекта, со всем имеющимся у познающего субъекта внутренним миром и жизненным опытом. Их содержание во многом определяет сам способ отношения субъекта к познаваемому объекту, постановку вопросов к объекту, тем самым во многом предопределяя и его истолкование.

Следующим методом эмпирического познания (после формирования эмпирических объектов и их именования с помощью соответствующих терминов) является описание наблюдаемых свойств и отношений объектов на определенном языке.

Сегодня статья будет не очень обычной. Вообще – я планировал опубликовать статью о контейнерах, которые есть в . Тема интересная, надо будет обязательно ее разобрать. Но днем я решил написать совершенно о другом. Мне стало очень интересно – что же такое абстракция и абстрагирование.

Тема эта мне пришла на ум тогда, когда я услышал разговоры начальников наших. Они разговаривают не так, как с простыми программистами. Как-то по другому. Абстрактно. Так что и я решил про это узнать более подробно.

У слова абстракция есть несколько трактовок, но перечислить их надо будет обязательно:

«Отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование.

Теоретическое обобщение как результат абстрагирования.

Что-л., утратившее определенность, конкретность, реальность.»

Спасибо Википедии.

Есть еще несколько трактовок слова абстракция, но нам будет достаточно знать три вышеописанных. Так что двинемся дальше.

Именно абстрактное мышление позволяет выявить существенные свойства объекта наблюдения. Но это мышление приходит от чувств, то есть - нужно попытаться понять (прочувствовать) объкт наблюдения. После такого прочувствования можно выделить самое главное. Именно для того, чтобы лучше выделять самые главные свойства объектов - я и решил более подробно изучать абстракцию и абстрагирование. В процессе работы над разработкой автоматизированной системы (в самом начале) - важно отвлечься от несущественных ее элементов и сконцентрироваться на самых главных. Это получается не всегда, но если получится - то будет очень хорошо!

Процесс абстрагирования можно обозначить так:это мыслительный процесс, при котором из некоторого множества свойств объекта мы выбираем только некоторые - и полностью концентрируемся на них. А если грубо сказать, то процесс абстрагирования можно приравнять к мечтанию. Тогда, когда мы мечтаем - мы представляем себе только что-либо одно и делаем с этим все, что захотим. Как было сказано, абстрагирование - это мыслительный процесс, результатом абстрагирование может быть только мысль, а не что-то материальное.

Есть два подхода к абстрагировании:

Абстрагирование эмпирической психологии - такое учение говорило о абстрагировании, как только о чувственном;

Абстрагирование реалистической психологии - наоборот, убирало из этого процесса чувственное, говорило, что абстрагирование порождается мыслью.

Примеры абстрагирования - гору можно представить в форме тетраэдра. Человека - в совокупности его элементов (кости, мышцы и тд). Кстати, абстрацией является алгоритм (который очень популярен в программировании).

Да, немного сумбурная статья получилась. Пожалуй, абстракция и абстрагирование - это более сложные понятия, в начале написания данной статьи я думал, что они проще. Так как я программист, то у меня есть абстрактное мышление. Я с детства мог концентрироваться только на некоторых свойствах объекта (забывая о остальных). Но надо как-то улучшить этот процесс, чтобы можно было полностью контролировать его. Так что, с сегодняшнего дня - буду учиться этому. Как я почитал в интернете - есть специальные упражнения, которые помогают абстрактно мыслить. Попробую их найти. Следите за обновлениями - будет очень интересно!

Loading...Loading...