Cалемские ведьмы: позорная страница истории человечества. Салемские ведьмы

Мало кто из интересующихся миром непознанного не слышал об истории Салемских ведьм. Это мракобесие, запечатленное в истории занимало и занимает умы многих литераторов и кинематографистов и не зря, ведь власти американского города Салем (Массачусетс) начали настоящую охоту на ведьм в средневековой , причем происходило все это в «просвещенном» XVII веке. Хотя, степень "просвещенности" каждой эпохи весьма и весьма относительна, даже сейчас когда все вокруг онлайн - онлайн цветы , онлайн мечты, онлайн любовь, морковь и кровь... ну вы поняли.. Итак, величайший пример человеческого варварства и невежества, а так же проявление массового помешательства... Впрочем, сделайте свой вывод сами.

Салемские ведьмы. Начало.

Штат Массачусетс. Городок Салем. 1692 г.

В январе 1692 года девятилетняя Элизабет Парис и одиннадцатилетняя Эбигель Вильямс были уличены в довольно странном поведении. Они корчились от боли, жаловались на жар в теле и прятались за мебелью. Между тем, Элизабет была дочью местного священника преподобного Парриса, а Эбигейл была его племянницей.

Через некоторое время точно такие же «симптомы» были замечены в поведении подруг Элизабет и Эбигейл. Через месяц безуспешного лечения местный доктор(!) Уильям Григгс выдвигает предположение, что девочки пострадали от колдовства.

Стоит заметить, что общественность Новой Англии той эпохи была весьма пуританской и религиозной. Тогда всерьез верили , что охотится за детьми христиан.

Время шло и «околдованных» девочек в Салеме стало уже семь. Все они корчились от боли, жаловались, что их кусают и щиплют , а также принимали странные противоестественные позы. Кроме того они говорили, что видят ведьм, которые летают в зимнем небе. Теперь уже никто не сомневался, что девочки стали ведьмовских чар, а по поселку бродит сам .

Поиск ведьм

Вскоре девятилетняя Элизабет Парис под давлением горожан и священников обвинила в колдовстве чернокожую служанку Титубу, которая до этого пыталась помочь одержимым девочкам при помощи «ведьмовского пирога». Такой пирог из ржаной муки и мочи «одержимых» девочек был скормлен собаке для того, чтобы противодействовать злому колдовству.

Служанка много рассказывала детям о обрядах родного Барбадоса, и . Все это совсем не пошло на пользу ее репутации в глазах общественности и обвинение в колдовстве очень легко "прилипло" к Титубе.

Кроме того по указанию девочек обвинения пали и на деревенскую слабоумную нищенку Сару Гуд, а также пожилую Сару Осборн соседку Паррисов. На свою беду Сара Осборн по каким-то причинам не посещала церковь более года, что "прямым текстом" говорило о ее связи с Сатаной.

29-го февраля 1692 года все подозреваемые были арестованы. Вскоре был проведен тщательный досмотр. Американские « » искали на телах несчастных женщин так называемые ведьмины сосцы – бородавки или родинки, которые по всеобщему мнению используются ведьмами, чтобы кормить демонов.

Одновременно с этим другие жители Салема стали «припоминать», как портились масло и сыр после визитов подозреваемых, а скотина давала больной приплод.

Допрос велся в лучших традициях . Женщинам задавали одни и те же наводящие вопросы, вроде того являются ли они ведьмами и общались ли они с Сатаной. Для «прояснения памяти» применялись старые добрые пытки.

Судебный процесс над Салемскими ведьмами

Первой раскололась Титуба. Та самая чернокожая служанка, которая готовила ведьмин пирог, чтобы противостоять злому колдовству. Сначала она очень долго отрицала свою вину, но, в конце концов, начала рассказывать, как к ней приходил человек высокого роста из Бостона, причем иногда он мог принимать вид собаки или свиньи. Этот свино-собако-человек якобы предлагал Титубе поставить подпись в какой-то книге и хотел, чтобы служанка помогала ему в его делах. Конечно же, всем сразу стало ясно, что это был сам .

Кроме того, Титуба подтвердила, что занималась колдовством, причем делала это не одна, а в компании с четырьмя ведьмами. В числе своих «коллег» Титуба указала и Сару Осборн и Сару Гуд, которые ранее были «уличены» околдованными девочками в колдовстве. Все эти признания значительно подхлестнули энтузиазм обвинителей, и началась настоящая охота на ведьм .

Мракобесие продолжается

Это сейчас вы можете колдовать, хоть обколдоваться, а в обществе той эпохи считали, что ведьме место только на виселице.

Следующими подозреваемыми стали Ребекка Нерс и Марта Кори. Их незамедлительно подвергли осмотру и допросу. Арестовали даже четырехлетнюю дочь Сары Гуд Доркас Гуд, так как девочки заявили, что их кусает ее бестелесный .

Ребенок провел в тюрьме 8 месяцев и стал свидетелем того, как вздернули на виселице ее мать .

В апреле 1692 года в колдовстве обвинили Сару Клойс и Элизабет Проктор, которые пытались защитить Ребекку Нерс, приходившуюся им родной сестрой. Сара и Элизабет были задержаны и подвергнуты все тем же процедурам. Джон Проктор, муж Элизабет попытался воспротивиться, чтобы его жену подвергли унижениям, но и ему было предъявлено обвинение в колдовстве. Таким образом, Джон Проктор стал единственной Салемской ведьмой мужского пола .

В это же время одна из «околдованных» Мэри Уоррен призналась, что она лгала и точно так же лгали и другие девочки , но запущенную машину уже было не остановить. Аресты продолжались один за другим.

Все это привлекло внимание широкой общественности, а вернувшийся из Англии губернатор Уильям Фиппс, даже созвал особое судебное заседание для слушания по данному делу, которое имело обвинительный уклон еще на стадии формирования судейского состава.

Салемский процесс. Итоги

За время Салемского процесса было повешено 19 человек , один человек был задавлен камнями до , четыре человека умерли в тюрьме и около 200 человек оказались за решеткой по обвинению в колдовстве. Кроме того были убиты две собаки. Их признали «приспешниками» ведьм.

Прошло уже больше чем 300 лет, но и сейчас не существует единого мнения о том, ЧТО ЭТО БЫЛО? Кто во всем этом виноват? Сам ли решил развлечься или глупые девочки очень неудачно пошутили? Кто ответственен за это?

Часть священников до сих пор думает, что Салемские ведьмы действительно существовали и на самом деле предались Врагу человечества за что и были «справедливо» наказаны, другие уверены, что произошла чудовищная по своим масштабам ошибка.

В 1867 году появилась гипотеза о том, что «околдованные» девочки были в сговоре и придумывали все намеренно . Это мнение доминировало как общепринятое довольно долгое время, пока вину не перенесли на общество той эпохи в целом. Пуританские нравы и педагогические методы той эпохи были признаны катализаторами массовой истерии.

Сегодня расскажу вам . Ведьмы очень интересные персонажи и внимание к историям про всегда особое, тем более, если эта подтверждена историей письменно.

Все наверно видели фильм салемские ведьмы, в котором рассказывается история про ведьм, живших в Салеме. Но думаю мало, кто знает, что история про салемских ведьм имела место быть в истории. И если сюжет фильма о ведьмах выдуман, то основан он на случаи произошедшем в 1692 году.

Салемские ведьмы.

От Бостона в сорока милях, на берегу залива Массачусетс, расположен маленький провинциальный городок Салем. Больше трехсот лет назад в этом городке произошло ужасное событие. В один из дней января 1692 года в 11-летнюю Абигайл и в 9-летнюю Бетти вселились бесы.

Пассивность девочек периодически сменялась раздражением, которое нельзя было объяснить. Они могли без причин упасть на землю или пол, безумно кричать, биться в судорогах, потом, то плакать, надрываясь, то смеяться неистово.

Негритянка Титуба, служанка в доме девочек, решила проверить, не вселился ли случайно в них нечистый? Она взяла кусочек мяса обмочила его мочой девочек, потом сожгла, а остатками накормила собак. За свои благие намерения Титуба вскоре была жестоко наказана. О гадании узнали. Бетти синея, прохрипела: «Титуба – ведьма!». Служанку тут же арестовали. Скоро в ее камеру посадили фермершу Сару Осбон и нищенку Сару Гуд. Одержимые бесом девочки в припадке так же назвали их имена и обвинили в колдовстве, назвав ведьмами. Этот случай послужил повальным обвинениям в ворожбе.

Предполагалось, что девочки попросту забавляются, разыгрывая такие сценки, корчась на земле. Но вот не детский, грубый голос, каким они выкрикивали свои обвинения, говорил об обратном, в девочек кто – то вселился и теперь руководит их действиями.

Через некоторое время та же хворь овладела еще несколькими девочками. Они, как и Абигайл с Бетти стали биться в припадках и обвинять жителей городка в колдовстве. Позже, ведьмами и колдунами стали провозглашаться не только жителей Салема среднего класса, богатые тоже начали входить в их число. Местная тюрьма быстро переполнилась. Маленьких истеричек начали вывозить в соседние районы. Там совершенно неизвестных им людей они обвиняли в ужасных преступлениях, которые обвиненные якобы совершали в единении с нечистой силой. Чтобы добиться признания людей пытали, а потом вешали на деревьях.

В конечном итоге, когда очередь дошла до знатных особ, власти постановили немедленно прекратить беспорядки.

Абигайл и Бетти, а также их подружек взяли под стражу и допросили с «пристрастием», упрямились девочки недолго и очень быстро сознались, бессовестно заявив: «Это мы делали для потехи!»

Невинная «потеха» девочек стала поводом для заключили под стражу сотни неповинных жителей, которых пытали и мучили.

После признания около сотни заключенных по обвинению девочек были освобождены. Результат забавы печален: 19 человек были повешены, одного подозреваемого замучили в камере. Фермера решившегося вступиться за свою жену, которую обвинили в колдовстве и ведьмачистве. Мужа пытали пока он не умер от боли, так как не соглашался с обвинением в пособничестве темным силам. Пытали его старой пыткой. На грудь ложили гири и от боли человек начинал говорить. Четыре человека в тюрьме умерли от антисанитарии и от тесноты, а одна девочка сошла с ума…

Вот такая злая , которая была всего лишь безобидной потехой для девочек и стала страшным испытанием для жителей Салема обвинённых в колдовстве и признанных ведьмами и колдунами. Печальная история.

http://prankerazazel.mypage.ru/

О.БУЛАНОВА

В истории человечества было несколько позорных страниц, вспоминать которые стыдно и страшно. Одна из самых позорных – это охота на ведьм. Пик популярности этого мрачного и страшного явления пришелся на XV-XVII века. Тогда в Западной Европе происходили массовые расправы над огромным количеством людей, которых считали еретиками, ведьмами или колдунами, вступившими в сговор с дьяволом. Но еретиков и ведьм не убивали просто так, без суда и следствия, как на суде Линча.

Нет, несчастных, как правило, подвергали жестоким и изощренным пыткам, в ходе которых люди признавались виновными в сговоре с Князем тьмы. Решающими в судебном процессе являлись признание обвиняемых или показания свидетелей, и практически во всех случаях обвиняемые были осуждены на смертную казнь. Существуют только приблизительные подсчеты погибших в те времена людей в результате прокатившихся в течение нескольких столетий по Европе ведьмовских процессов. Число погибших колеблется в разные периоды времени от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек.

К сожалению, Европой дело не ограничилось, и одним из самых страшных и кровавых судов историки считают события в конце XVII века в небольшом американском городке Салеме (штат Массачусетс).

Начиналось все, впрочем, вполне невинно. У местного пастора, преподобного Сэмюеля Пэрриса была девятилетняя дочь Элизабет и племянница Абигайл Уильямс примерно тех же лет. Долгие зимние вечера обе девочки коротали с черной рабыней Пэрриса Титубой, вывезенной им с Барбадоса. Делать девочкам было решительно нечего, и словоохотливая рабыня развлекала их рассказами о своей родине.

В рассказах присутствовали не столько увлекательные приключения, прекрасные пейзажи и достойные люди, сколько волнующий и загадочный мир магии вуду, и этот красочный мир настолько увлек девочек, что им захотелось поиграть во все эти таинственные вещи. Девочки поделились чарующими рассказами черной няньки и с другими подругами, и вот уже и готова новая игра: девочки соорудили примитивный магический шар из яйца, погрузив его в стакан с водой, и попытались на этом “оборудовании” предсказывать будущее.

Во время одного из сеансов одной из девочек привиделся гроб, а это, как известно, означало скорую смерть. Девочки перепугались, прекратили свои занятия, но колесо судьбы уже завертелось: невинные детские шалости породили начало самого, пожалуй, громкого процесса.

Хронология событий такова: в январе 1692 года у Бэтти Пэррис начались непонятные припадки: она стала прятаться по темным углам, под мебелью, оставаясь там подолгу, издавать странные звуки, кривляться. Девочка жаловалась на какие-то страшные видения, а также будто бы на уколы булавками и ножом, которые ей наносил кто-то невидимый. Вскоре болезнь обнаружилась и у других юных участниц оккультных занятий, в том числе и у младшей дочери друзей Пэрриса, Анны Путнам. У нее наблюдались те же симптомы.

В феврале пострадавшие обратились к деревенскому врачу Уильяму Григгсу. Но что мог сделать в этом случае какой-то деревенский врач? Особенно с учетом уровня медицинский знаний того времени. Григгс, не в состоянии объяснить странное поведение детей, смог поставить только один диагноз: дети околдованы, на них напустили порчу. А девочкам с каждым днем становилось все хуже и хуже. Способ лечения был однозначным: чтобы избавиться от наведенной порчи, необходимо изловить и уничтожить ведьму, которая ее напустила. И этот момент можно считать началом объявления охоты на ведьм в Салеме.

Что касается доктора, то его даже нельзя обвинять: он был продуктом своего времени. Тем более что незадолго до болезни салемских детишек Григгс прочитал известную в ту пору книгу пастора Каттера, живущего в Бостоне. Книга называлась Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions и была опубликована в 1689 году.

В книге Каттер подробно описал случай, произошедший в Бостоне годом раньше. Ирландская прачка была обвинена в колдовстве и по приговору суда повешена. Ее вина состояла в том, что она навела порчу на детей своего хозяина, Коттона Матера, выпускника Гарвардского колледжа, священника Северной церкви Бостона. Сравнив симптомы, Григгс пришел к выводу, что салемские девочки страдают от схожего с описанным недуга. Ну как тут было не увериться в том, что болезнь салемских девочек – тоже происки дьявола и результат колдовства, но уже местных ведьм? Да и местная салемская элита в лице священника и вице-губернатора поддержала горе-доктора и объявила, что болезнь девочек – именно колдовство.

С девочек начали снимать показания. “Волшебницы”- недоучки утверждали, что их терзают злые духи. На основании таких показаний 29 февраля 1692 года были подписаны ордера на арест первых трех жертв: черной няньки Титубы, городской нищенки Сары Гуд и сварливой соседки Пэррисов, старухи Сары Осборн.

Почему подозрение пало на эту троицу? Все трое не ходили в церковь, а это было из ряда вон выходящим явлением, поэтому не заподозрить их в колдовстве было попросту невозможно. Так что с выбором именно этих несчастных женщин вопросов не возникает, возникает другой вопрос: что же было все-таки с девочками? А девочки просто заигрались. Необходимо учесть и уровень культуры тех времен, и неуемное детское воображение, распаленное красочными рассказами Титубы, и желание привлечь к себе внимание. А когда они, возможно, и поняли, что игры кончились и началась жизнь, то попросту побоялись сознаться, что все эти припадки и видения – обычное детское притворство и игра.

Возможен, правда, и другой вариант: все они стали просто инструментами в чьих-то умелых руках, кто решил воспользоваться ситуацией для сведения счетов с неугодными односельчанами. Этого нам уже не узнать. Не узнать нам и того, что заставило зловещую последовательницу культа вуду Титубу не только признаться в колдовстве, но и выдать двух других женщин как своих пособниц, входящих в тайную общину ведьм.

Хотя догадаться можно: под пытками и не такое расскажешь, а пытки при дознании активно применялись, это было разрешено законом. Титуба рассказывала, что она и эти несчастные женщины вместе летали на метлах и терзали невинных девочек. Все подозреваемые подвергались унизительному осмотру, который применялся для выявления на теле обвиняемых ведьмовских отметин.

С этого момента обвинения стали нарастать как снежный ком, “видения” девочек приводили на скамью подсудимых все новых обвиняемых. Население Салема охватила массовая паранойя, в колдовстве начали подозревать каждого второго горожанина. Тень колдовского заговора упала не только на заключенных под стражу женщин, но и на их родственников, а также на других “неудобных” обывателей. В результате аресты приобрели массовый характер.

В марте 1692 года арестованы малолетняя дочь Сары Гуд, Марта Кори и Рэйчел Клинтон. Дочь нищенки Сары Гуд, чтобы быть ближе к матери, сама признала себя ведьмой. До вынесения приговоров все обвиняемые томились в бостонской тюрьме, закованные в кандалы. И если поначалу среди заключенных встречались в основном представители низов общества, то в конце процесса в заключение стали попадать уже и вполне добропорядочные прихожане, а также те, у которых хватало смелости протестовать против этого мракобесия и идиотизма: так случилось с супругами Элизабет и Джоном Проктор, открыто возмущавшимися происходящим беспределом – выражаясь современным языком.

В тюрьму попала даже уважаемая жительница Салема Ребекка Нурс. Она была арестована вместе со своей четырехлетней дочерью, которая тоже обвинялась в колдовстве, и ее тоже заковали в кандалы. Потом, впоследствии, эта девочка, просидевшая в тюрьме с матерью восемь месяцев, провожала ее на смертную казнь. В апреле 1692 прошла вторая волна арестов: были заключены в тюрьму Сара Клойс, сестра Ребекки Нурс, муж Марты Кори Джайлс Кори и еще несколько человек.

Официально судебный процесс по делу салемских ведьм начался в мае 1692 года. Судей назначал губернатор Фиппс. За судебным процессом следил наблюдатель – тот самый Коттон Матер, герой книги, которая сподвигла врача Григгса вынести “диагноз”. Судьями выступили друзья Матера и вице-губернатор. Председателем суда назначили Уильяма Стаутона – несмотря на то, что он не имел юридического образования. Но это не являлось недостатком, тем более что у него имелось достоинство, которое искупало все: Стаутон был яростным сторонником охоты на ведьм.

На судебных заседаниях велись нескончаемые жесткие теологические споры. Суд в лице друзей Матера считал подозреваемых виновными, потому что они позволили дьяволу использовать в его коварных планах их человеческий облик. Доказательством служили показания несчастных больных девочек.

Оппоненты судей с пеной у рта доказывали, что дьявол мог воспользоваться телами и душами подсудимых без их волеизъявления, они настаивали на том, что Князю тьмы не требуется разрешение для похищения человеческой души. Суд отстаивал свою позицию, споры продолжались, а истерия все нагнеталась и нагнеталась. И чем дальше, тем все более и более страшнее: в тюрьму угодил даже бывший салемский священник, преподобный Джордж Берроуз. В свое время он не сошелся с некоторыми прихожанами, покинул “пост”, и теперь прошлые конфликты ему активно аукнулись. Обвинители представили Берроуза руководителем той самой мистической общины ведьм, которая, как выяснилось, мучила не только девочек, но и терзала все окрестное население, наводила порчу и болезни на домашнюю скотину.

Самой первой осужденной на смертную казнь стала Бриджет Бишоп. Несмотря на то, что она была в уже довольно преклонных годах, ее все равно обвинили в сговоре с дьяволом. А так как у нее был достаточно сварливый нрав, то большинство обвинителей даже не сомневались в ее виновности. Да и муж ее сестры подтвердил, что Бишоп – ведьма. Это мнение родственника было вполне обоснованным, ведь в глазах общества эта особа вела себя слишком эксцентрично и редко платила по счетам вовремя, что не подобало духу того времени. Да еще она имела несчастье принести однажды городскому красильщику свои кружева. Позднее на суде этот красильщик заявил, что кружева, принесенные Бишоп, не должны находиться в гардеробе приличной женщины. Казнь свершилась 10 июня 1692 года на Висельном холме.

А что же девочки? О, они был на пике славы! Успех и всеобщее внимание кружили им головы, их уже приглашали для выявления колдунов в окрестные деревни. Там, правда, у них возникли некоторые сложности: они не могли назвать обвиняемых по именам, потому что просто их не знали. Но выход был найден: “колдунов” начали искать, методично обходя все населенные пункты.

Если у ворот дома у девочек начинались корчи, то это считалось равносильным приговору: виновного немедленно волокли в тюрьму, а затем приводили в зал суда, заседания которого были больше похожи на какие- то безумные представления театра абсурда. Несчастных судили на основании “видений” и “припадков” девочек. Тех же, кто начинал сомневаться в правомочности таких методов, ждало место рядом с жертвами.

Так, Джон Уиллард, который ранее участвовал в арестах, попал в число обвиняемых после того, как отказался подписать несколько ордеров, задумавшись об абсурдности всего происходящего. Еще одной жертвой здравомыслия стал сам судья Солтонстолл, засомневавшийся в объективности методов следствия. Однако многие обвиняемые от страха или под пытками подписывали признания и давали показания против своих же товарищей по несчастью, тем самым еще больше множа число “ведьм” и укрепляя авторитет девочек. Все это, заметим, происходило в конце “века Просвещения”, уже практически в новейшую эпоху.

29-30 июня 1692 года был вынесен смертный приговор еще пяти женщинам, обвиненным в колдовстве. 19 июля того же года состоялась их казнь. Были повешены Реббека Нурс, Сусанна Мартин, Сара Уайлдс, Сара Гуд и Элизабет Хоув. И даже тогда, когда столько “ведьм” были казнены, а их “главарь” пойман, остановить лавину было уже невозможно.

5 августа 1692 года суд приговорил к казни через повешение еще шесть человек, многие из этих людей были послушными прихожанами, соблюдающие посты и следовали всем церковным канонам: Джордж Джакобс-старший, Марта Кэриер, Джон Вилард, Джон и Элизабет Проктор. Шестым был “глава” общины ведьм, бывший пастор Джордж Берроуз. Перед казнью он без запинки прочитал “Отче наш”, надеясь на спасение. В пору разгара охоты на ведьм считалось, что человек, подверженный дьявольскому влиянию, не сможет прочитать молитву, ни разу не запнувшись. Берроуз прочел, но это ему не помогло.

22 сентября 1692 года состоялась последняя казнь в деле салемских ведьм. Были казнены Марта Ккотт, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Вильмотт Редд, Сэмюель Вардвелл, Мэри Паркеори и Маргарет Серр.

Видя, что ситуация выходит из-под контроля, наблюдатель судебного процесса Коттон Матер призвал судей не опираться на спектральные доказательства и быстрее завершить дошедший до абсурда процесс. Он заявил: “Лучше пусть десять ведьм избегут наказания, чем будет наказан один невиновный человек”. Ему вторил и его отец, преподобный Инкриз Матер, глава Гарвардского колледжа.

Однако судьи вняли только просьбе Коттона Матера о скорейшем завершении дела, поэтому приговоры по-прежнему выносились, все так же основываясь на забавах больных детей.

И это несмотря на то, что суд в большинстве своем располагал только лишь спектральными доказательствами – выявить действительную принадлежность подозреваемых к темным силам было невозможно. Кроме того, продолжали подвергаться преследованию и арестам люди, выступающие против судебного процесса и отдельных его приговоров. Так, один из противников был даже объявлен серийным убийцей.

Прежде чем всеобщая истерия затихла, в Салеме было повешено двадцать человек из ста сорока одного обвиняемого, а вообще в тюрьму попало около двух сотен человек. Еще как минимум тринадцать умерли в тюрьме, не дождавшись приговора суда. Но самой ужасной была смерть восьмидесятилетнего землевладельца Джайлса Кори, который отказался признать правомочность суда, так как очень боялся конфискации имущества. За это суд приговорил Кори к “строгой и мучительной” казни.

Его привезли на его же поля, положили на землю, а сверху придавили доской, на которую стали складывать камни, пытаясь таким образом “выдавить” из него признание. Вскоре у Кори вывалился язык, но шериф Джордж Корвин тростью запихал его обратно. При этом несчастному все задавали и задавали вопросы, но он оказался крепким орешком, так что палачи все увеличивали груз. Так продолжалось до того, пока несчастный не был раздавлен насмерть. Такую смерть “команда” обвинительниц сочла вполне справедливой, они объявили, что Кори согласился подписать договор с дьяволом в обмен на обещание, что он никогда не попадет на виселицу. По всему выходило, что дьявол свое слово сдержал…

Конец этому массовому помешательству положил губернатор Фиппс, после того как вконец заигравшиеся девочки обвинили в колдовстве его супругу. Фиппс издал указ, согласно которому суд был распущен и создан новый состав Верховного суда штата Массачусетс.

История наделала много шуму, и в октябре 1692 года многие из судейских начали сомневаться в верности принятых решений. Губернатор Фиппс приказал больше не использовать спектральных доказательств, он также запретил и “проверку прикосновением” (то есть пытки) заключенных на принадлежность к “темным силам” и отменил аресты. Через несколько дней он приказывает отпустить двадцать восемь из тридцати трех оставшихся под следствием подозреваемых. Свой поступок он мотивировал тем, что в арестах этих двадцати восьми человек фигурировали только спектральные доказательства.

Вице-губернатор же Стаутон все никак не мог успокоиться и продолжал мечтать об осуществлении казни тех ведьм, которых вынуждены были отпустить в связи с тем, что женщины находились в положении. Губернатор Фиппс на замечание Стаутона отреагировал резко и категорически запретил применять казнь. Стаутону ничего другого не оставалось, как подать в отставку. Ровно через год после начала процесса, в мае 1693 года, губернатор Фиппс помиловал оставшихся в тюрьме подозреваемых.

14 января 1697 года было назначено в Салеме Днем скорби. В это время процесс над салемскими ведьмами уже считали ужасной трагедией. Один из судей и несколько присяжных публично раскаялись. Пастор Пэррис, однако, раскаиваться не спешил, он решил, что в его предвзятости были замешаны другие люди, которые просто сбили его с толку.

Прошло несколько лет, и в 1702 году решение суда от 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным. В 1711 году всех оставшихся в живых пострадавших по этому делу законодательно восстановили в гражданских правах, погибшим же вернули доброе имя и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии.

В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал. Многие исследователи, историки и ученые впоследствии неоднократно исследовали феномен “салемской истерии” в частности и охоты на ведьм вообще.

Выдвигались самые различные версии массовой паранойи и поведения девочек: начиная от продолжения практики искоренения ереси в лоне церкви и заканчивая массовыми отравлениями спорыньей – плесенью на хлебных злаках. Последствия этого отравления как раз вызывают различные галлюцинации и похожие на имевшие место припадки. Но эта версия вскоре была опровергнута: слишком уж “избирательным” было отравление! Никого больше оно не коснулось, только девочек, а так, как известно, не бывает.

Были сторонники и такой версии, что все дело в пасторе Пэррисе. Мол, заболевшие девочки под давлением пастора Пэрриса, солгав первый раз, уже не могли остановиться, потому что находились в сговоре с заинтересованными личностями. Долгое время эта версия была самой расхожей, ее активно поддерживали. Но о каком сговоре может идти речь между “заинтересованными личностями” и девяти- десятилетними детьми? Да и в чем заинтересованность личностей? Ведь погибли совершенно разные люди.

Имелась и политико-религиозная версия: в то время в Новой Англии шли активные войны с индейцами, причем незадолго до трагедии проигрывались сражения в пользу коренных жителей. На волне этого якобы и возникла массовая истерия, связанная с ведьмами, которая активно подогревалась католической церковью. Многие проблемы глобального масштаба списывали именно на ведьминские злодеяния.

Выдвигали и сугубо медицинскую версию. Долгое время медики считали, что девочки страдали болезнью Ханттингтона. Другой вариант медицинской версии: заболевание девочек особой формой энцефалита. Но и она не объясняет массовость.

Впрочем, исследователи “салемского феномена” задались даже таким вопросом: а может быть, в Салеме на самом деле имелись настоящие ведьмы? И вопрос этот возник не на пустом месте: перед казнью так и не признавшейся Сары Гуд, что попала в первую “тройку” обвиняемых, один из судей Нойес призвал ее покаяться. На что Сара ответила: “Я не больше ведьма, чем ты клоун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставит тебя пить собственную кровь”. Эти слова оказались пророческими: Нойес умер в 1717 году от внутреннего кровоизлияния, захлебнувшись собственной кровью.

Совпадение? Или на самом деле пророчество? В любом случае, если уж искать в Салеме ведьм как исчадия ада, то на эту роль куда больше подходят сами девочки. Неужели они не видели, что игра в итоге привела к массовой расправе над жителями родного городка? Ведь они не пощадили даже собственных родителей: в числе прочих обвиняемых под суд попали родители Абигайль Уильямс.

Через четырнадцать лет после завершения трагедии Анна Путнам, дававшая показания наряду с остальными подружками, сказала: “Я совершила этот поступок по недомыслию, введенная в заблуждение Сатаной”. Довольно слабое оправдание, как ни крути…

Возникает и такой вопрос: ладно дети, какой с них спрос, а вот о чем думали взрослые люди, подчиняясь указаниям детей, в нормальности которых стоило бы усомниться? Или так сильна оказалась жажда крови? Или это сказался пресловутый “эффект толпы”?

К сожалению, салемский процесс – далеко не самый масштабный и уж точно не единственный пример массовой слепоты и агрессивности, которые известны истории. И возникает неизбежный вопрос: сколько же еще потребуется кровавых расправ, чтобы люди научились делать соответствующие выводы из уроков, данных нам историей?

Социальный фон

Девочки указали на предполагаемую ведьму - служанку-рабыню в доме Пэррисов по имени Титуба. По одним источникам, Титуба была африканского происхождения, по другим - индианкой . По словам детей, служанка рассказывала им о колдовстве. Вскоре число заболевших девочек и девушек увеличилось, в частности, заболела 12-летняя Анна Путнам.

1 марта 1692 года по их показаниям было арестовано три женщины: Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн. Подозреваемые были допрошены и подвергнуты осмотру в поисках признаков, которые бы указывали на то, что они являются ведьмами. Все три женщины были удобными целями для обвинений: у Титубы была другая национальность, Сара Гуд была нищенкой, Сара Осборн - одинокой тяжелобольной вдовой, вовлечённой к тому же в судебный спор с Путнамами. Против них говорил тот факт, что женщины длительное время не посещали церковь . У них не было защитников, и общественное мнение склонялось к тому, что обвинения справедливы.

В марте произведены другие аресты: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Марта Кори с самого начала не доверяла словам девочек и с насмешкой относилась к суду, тем самым обратив на себя внимание. 4-летняя Дороти Гуд в силу своего возраста сделала высказывания, которые были истолкованы против Сары Гуд. Чтобы быть ближе к матери, она призналась в том, что является ведьмой, и была помещена в тюрьму. Однако эти обвинения уже обеспокоили общество, так как Кори и Нёрс были прихожанками церкви.

В апреле были арестованы Сара Клойс (сестра Ребекки Нёрс), Элизабет Проктор и её муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и ещё несколько человек, в том числе бывший пастор Джордж Берроуз. 10 мая в тюрьме умирает Сара Осборн.

Суд

В мае 1692 года начинается суд (Court of Oyer and Terminer ). Губернатор Фипс назначил судей, трое из которых были друзьями Коттона Матера, а один - вице-губернатором. Председателем суда назначен Уильям Стаутон, не имеющий юридического образования. За судебным процессом следит Коттон Матер.

Главным доказательством служили показания пострадавших о том, что они видели дух обвиняемого, который являлся к ним. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли был человек давать согласие Дьяволу на использование своего образа. Оппоненты считали, что Дьявол может использовать образ человека без его согласия, тогда как суд утверждал, что обязательно требуется согласие человека.

2 июня суд признал виновной пожилую женщину Бриджет Бишоп, 10 июня она была повешена. По словам некоторых девочек, дух Бишоп являлся к ним. Другие свидетели показали, что её посещал дьявол. 19 июля 1692 года были повешены Ребекка Нёрс, Сара Гуд и ещё несколько женщин. Примечательно, что перед казнью, уже с петлёй на шее, Сара Гуд обратилась к священнику Николасу Ноесу, вовлечённому в судебный процесс, со словами: «Ты - лжец. Я не бо́льшая ведьма, чем ты - колдун. Отбери у меня жизнь - и Господь напоит тебя кровью». Слова оказались пророческими: через 25 лет Ноес, поражённый кровоизлиянием в мозг, умер, захлебнувшись собственной кровью.

19 августа 1692 года повешены ещё несколько человек, включая бывшего пастора Берроуза. Около 30 жителей подали ходатайство о смягчении приговора Берроузу, однако приговор был оставлен без изменения. У виселицы Берроуз, не запинаясь, прочитал молитву , надеясь на спасение (считалось, колдуны не способны прочитать молитву без запинки).

19 сентября к 80-летнему фермеру Жилю Кори, который отказывался давать какие-либо показания, применена особая процедура peine forte et dure . На грудь Кори положили тяжёлые камни, чтобы «выдавить» признание вины. По одной из версий, отказ давать показания был связан с тем, что имущество колдунов, давших любые показания, подлежало конфискации. Кори хотел сохранить свою ферму и земли для семьи, поэтому отказывался говорить и после применения процедуры. Через два дня он умер во время пытки под давлением тяжёлого груза.

Среди обвиняемых были не только жители деревни Салем, но и жители соседнего Топсфелда, а также Бостона. Судебные процессы над ведьмами велись также в Андовере, куда по приглашению местного жителя Джона Балларда приехали девушки из Салема для разоблачения ведовства.

В Бостоне был осуждён за ведовство Джон Олден, который является героем поэмы «Сватовство Майлза Стэйндиша» Лонгфелло . Олден был одним из самых уважаемых граждан города, морским капитаном и участником войн с индейцами. Он бежал из тюрьмы после 5 недель заключения.

Окончание суда

Между тем, отец Коттона Матера - Инкрис Матер, глава Гарвардского колледжа , заявил, что суд не должен рассматривать в качестве доказательств «видения» жертв. Инкрис Матер, в частности, сказал, что «пусть лучше десять ведьм избегут наказания, чем один невиновный будет наказан». Другой священник указал на то, что дьявол может специально являться в виде духа, принимая образ невиновного человека, чтобы обвинили последнего. После ознакомления с этими мнениями губернатор приказал не использовать «видения» как доказательства, прекратить аресты и отпустить 28 из 33 оставшихся обвиняемых (так как они были арестованы на основании «видений»).

Для суда над оставшимися обвиняемыми был учреждён Верховный суд штата Массачусетс, действующий по настоящее время. В мае 1693 года губернатор помиловал обвиняемых.

Всего за время антиведовской истерии в тюрьме оказалось 150 человек. Осужден был 31 человек. Из них повесили 19 человек, двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти, семеро получили отсрочку приговора, одну держали без суда в тюрьме, затем продали в рабство за долги, одна бежала.

В 1697 году судьи признали свою ошибку, в 1702 году решение суда было признано незаконным. В 1706 году обвинительница Анна Путнам заявила, что была обманута дьяволом, давая показания против невинных людей.

В 1957 году Содружество Массачусетса окончательно постановило отменить приговоры всем осуждённым во время этих процессов.

В 1992 году в городе был установлен памятник жертвам охоты на ведьм. В 2001 году губернатор штата Джейн Свифт подтвердила невиновность обвиняемых.

Последующая жизнь

Только одной из девочек-начётчиц удалось впоследствии выйти замуж .

Объяснения

Существует несколько материалистических версий, объясняющих произошедшее, - истерия , сговор детей, особенности психологии пуритан, отравление ядовитым веществом.

Прочие факты

Салемский судебный процесс в искусстве

Суду над ведьмами в Салеме были посвящены произведения писателей и режиссёров.

  • Драма Генри Лонгфелло «The New England Tragedies» (1868).
  • Пьеса драматурга Артура Миллера «Суровое испытание» (1952).
  • Фильм «Суровое испытание» (1996), в главной роли Вайнона Райдер .
  • Роман Робина Кука «Грань Риска» (англ. Acceptable Risk ) (1995).
  • Повесть Кэтрин Ласки «За полыхающим временем» (1996).
  • Салемская «охота на ведьм» упоминается в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта «Жизнь Чарльза Декстера Варда», «Наследство Пибоди» и «Праздник».
  • Песня «The Lords of Salem» исполнителя Rob Zombie из альбома Educated Horses (2006).
  • Строки «If she floats than she is not, a witch like we had thought. A down payment on another, one at Salem’s Lot» (в переводе на русский язык: «Если она плывет, значит она не ведьма, как думали мы. И мы отплатим наличными ещё одному из Салемской компании») песни «Serve the Servants» исполнителя Nirvana из альбома In Utero (1993).
  • Салемские ведьмы упоминаются в произведениях Лизы Джейн Смит «Тайный круг», «Дневники вампира»
  • В телесериале True Blood событие упоминается как случай некромантии , когда ведьмы могли заклинать вампиров как других мертвых.
  • Эбигейл Уильямс в исполнении Николь Эхингер появляется в фильме «Ученик чародея» (2010). Является ведьмой, пытавшейся освободить Моргану (Элис Криге).
  • В компьютерной игре «Ведьмак » (The Witcher, 2007 год) ведьму из первой главы зовут Эбигейл.
  • В телесериале Lie To Me в третьем сезоне 9 серии упоминается судебный процесс над салемскими ведьмами. В сериале говорится, что причиной был зараженный спорыньёй хлеб. Героя эпизода отравляли домашними кексами на протяжении 5 лет, из-за чего его не выпускали из психиатрической больницы.
  • В книге по сериалу Баффи - истребительница вампиров «Ночь заново прожитой жизни» (А. Б. Кавер) Баффи и др. снится судебный процесс над салемскими ведьмами.
  • «Салемские колдуньи» (Les sorcières de Salem) -французский фильм 1957 года, снятый по мотивам пьесы Артура Миллера «Суровое испытание» с Ивом Монтаном, Симоной Синьоре и Милен Демонжо в главных ролях
  • Спекуляции на тему салемских ведьм составляют часть сюжета аниме-сериала Witch Hunter Robin
  • В одной из книг Анн и Сержа Голон об Анжелике, «Анжелика в Квебеке» также упоминается о салемских ведьмах.
  • В серии книг Алисон Ноэль «Бессмертные» упоминается процесс над салемскими ведьмами.
  • Суд над ведьмами в Салеме упоминается в серии произведений Норы Робертс «Остров ведьм»
  • Песня "Abigail" группы MOTIONLESS IN WHITE из альбома "Creatures" (2010)
  • Дебора Гаркнес упоминает о салемском процессе в своей книге «Исповедь ведьм».

См. также

  • Дело Анны Гельди - последний в Европе официальный смертный приговор за ведьмовство.

Ссылки

  • Salem Witchcraft Trials of 1692 (англ.)
  • Документальный архив (англ.)
  • University of Virginia: Salem Witch Trials (англ.)
  • Diseases Can Bewitch Durum Millers. Article about ergot-infected grains, ergotism and how it is prevented today (англ.)
  • PBS Secrets of the Dead: The Witches Curse (concerning the Salem trials and ergot) (англ.)

Охота на ведьм - одна из самых позорных страниц в истории человечества. Прокатившиеся в течение нескольких столетий по Европе ведьмовские процессы унесли жизни более ста тысяч человек. Однако одним из самых кровавых судов историки считают события в Салеме (США, штат Массачусетс).Колдовство - опасная забаваТрагические события в Салеме начались невинно. Бэтти -девятилетняя дочь преподобного Пэрриса и его племянница Абигайль Уильямс долгими зимними вечерами находились под присмотром черной рабыни Титубы, вывезенной с Барбадоса. Она развлекала девочек рассказами о своей родине, магии вуду, и этот красочный мир настолько увлек девочек, что им захотелось применить новые знания на практике. Вместе с другими подругами они соорудили примитивный магический шар, погрузив яйцо в стакан с водой, и попытались предсказывать будущее. Во время таких сеансов одной из молодых ведуний привиделся гроб, что означало скорую смерть, и после этого невинные детские шалости начали приобретать совсем другой оборот.В январе 1692 года у Бэтти Пэррис начались необъяснимые припадки, девочка стала подолгу прятаться в темных углах, издавать странные звуки, кривляться. Вскоре подобные симптомы появились и у других юных участниц оккультных занятий. В феврале пострадавшие обратились к деревенскому врачу Уильяму Григгсу. Следует вспомнить об уровне медицины в то время: не умея объяснить странное поведение детей, врач поставил диагноз - околдованы. Меры для лечения были предложены соответствующие: чтобы избавиться от наведенной порчи, необходимо изловить и уничтожить ведьму, напустившую ее. С этого момента была объявлена охота на ведьм.Найдены виновницы болезнейНа основании показаний девочек, которые утверждали, что их терзают злые духи, были подписаны ордера на арест первых трех жертв: самой Титубы, городской нищенки Сары Гуд и старухи Осборн. Все три не ходили в церковь, так что не заподозрить их в колдовстве было попросту невозможно. Что заставило девочек зайти в своих играх так далеко? Неуемное детское воображение, распаленное красочными рассказами Титубы, боязнь сознаться, что все эти припадки и видения - обычное притворство, или они стали инструментами в умелых руках кого-то, кто решил воспользоваться ведьмовским процессом для сведения счетов с неугодными односельчанами? Этого мы не узнаем, так же как не узнаем, что заставило Титубу не только признаться в колдовстве, но и выдать двух других женщин как своих пособниц, входящих в тайную общину ведьм. С этого момента обвинения стали нарастать как снежный ком, видения девочек приводили на скамью подсудимых все новых обвиняемых. До вынесения приговоров все они томились в бостонской тюрьме, закованные в кандалы. В заключение стали попадать уже не только «асоциальные элементы» общины, но и вполне добропорядочные прихожане, а также те, у которых хватало смелости протестовать против этого беспредела: так случилось с супругами Проктор, открыто возмущавшимися происходящим. Уважаемая жительница Салема, Ребекка Нурс, была арестована вместе со своей четырехлетней дочерью, которая тоже обвинялась в колдовстве, и ее тоже заковали в кандалы!Авторитет «охотниц на ведьм» растетДальше - больше: в тюрьму попал бывший салемский священник, преподобный Баррафс. В свое время он не сошелся с некоторыми прихожанами и теперь прошлые конфликты обернулись против него. Баррафса представили как руководителя той самой мистической общины ведьм, которая терзала окрестное население, наводила порчу и болезни на домашнюю скотину Уже были казнены несколько «ведьм», их «главарь» пойман, но остановить лавину было невозможно. Успех и всеобщее внимание кружили девочкам головы, их уже приглашали для выявления колдунов в окрестные деревни. Там у них возникли некоторые сложности: они не могли назвать обвиняемых по именам, поэтому искать «колдунов» приходилось, методично обходя поселки. Если у ворот дома у девочек начинались корчи, то это считалось равносильным приговору- виновного немедленно заключали в тюрьму, а затем приводили в зал суда, заседания которого были больше похожи на какие-то безумные театральные представления. Людей судили на основании видений девочек, которые при появлении подсудимых начинали биться в припадках, что считалось доказательством их вины. Тех же, кто начинал сомневаться в правомочности таких методов, ждало место рядом с жертвами. Джон Уиллард, который ранее участвовал в арестах, попал в число обвиняемых после того, как отказался подписать несколько ордеров; судья Солтонстолл, засомневавшийся в объективности методов следствия, также был обвинен в колдовстве. Но многие обвиняемые от страха подписывали признания и давали показания против своих же товарищей по несчастью, тем самым еще больше укрепляя авторитет девочек.Суды и казниПрежде чем истерия стихла, в Салеме было повешено 19 человек из 141, проходивших по этому делу, еще двое умерли в тюрьме, не дождавшись приговора суда. Но самой ужасной была смерть 80-летнего землевладельца Джайлса Кори, который отказался признать правомочность суда. За сопротивление суд приговорил его к «строгой и мучительной» казни. Его привезли на салемские поля, положили на землю, а сверху придавили доской, на которую стали складывать камни, пытаясь таким образом «выдавить» из него признание. Вскоре от таких испытаний у Кори вывалился язык изо рта, но шериф Джордж Корвин тростью запихал его обратно.Джайлс Кори оказался упрямым человеком и на все вопросы отвечал требованием увеличить груз, что палачи и делали до тех пор, пока несчастный не был раздавлен насмерть. Такую смерть команда обвинительниц сочла вполне справедливой, они объявили, что Кори согласился подписать книгу дьявола в обмен на обещание, что он никогда не попадет на виселицу. По сему выходило, что дьявол свое слово сдержал.Конец этому массовому помешательству положил губернатор Фипс, после того как зарвавшиеся девочки обвинили в колдовстве его жену. Указом губернатора суд был распущен, а новый состав выносил уже лишь оправдательные приговоры.Настоящие ведьмыУченые неоднократно исследовали феномен «салемской истерии» в частности и охоты на ведьм вообще. При этом выдвигались самые различные версии: начиная от продолжения практики искоренения ереси в лоне церкви и заканчивая массовыми отравлениями спорыньей - плесенью на хлебных злаках, вызывающей галлюцинации. Но сегодня ни одно из объяснений не кажется достаточно убедительным.Были ли в Салеме настоящие ведьмы? Один из эпизодов этой истории навевает подобное мистическое настроение. Перед казнью так и не признавшейся Сары Гуд Нойес призвал ее покаяться, на что она ответила: «Я не больше ведьма, чем ты клоун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставит тебя пить собственную кровь». Эти слова оказались пророческими: Нойес умер о 1717 году от внутреннего кровоизлияния, захлебнувшись собственной кровью...Если считать ведьм исчадиями ада, то куда больше на эту роль подходят самидевочки. Как могла прийти им в голову мысль устроить такую массовую расправу над односельчанами, не щадя даже собственных родителей: в числе прочих обвиняемых под суд попали родители Абигайль Уильяме? А о чем думали взрослые люди, подчиняясь указаниям детей, в нормальности которых стоило бы усомниться?К сожалению, салемский процесс -это далеко не самый масштабный и уж точно не единственный пример массовой слепоты и агрессивности, которые известны истории.Сколько же еще потребуется кровавых расправ, чтобы люди научились делать соответствующие вы воды из уроков, данных нам историей?Наталья ИВАНОВА

Loading...Loading...