Церковные грехи для исповеди список. Молитва домашняя и церковная

На вопросы отвечает насельник Даниловой обители иеромонах Киприан (Сафронов).

– Батюшка, многие люди сейчас жалуются на то, что они не могут как следует исповедаться, у них не получается.

– Да, подавляющее большинство людей исповедоваться не умеют. Некоторые по десять лет ходят в храм, а так и не научились правильно исповедоваться. Почему? Проблема даже не в том, что они не могут понять, как правильно исповедоваться, проблема в том, что они не интересуются по-настоящему этим, не читают литературу, хотя сейчас много издается книг, недорогих брошюр, не знают до сих пор, как надо правильно в храме себя вести, как вообще должен вести себя православный человек. Есть же кодекс поведения православного человека! Иногда забывают даже, что они – православные люди. И как следствие – не могут правильно к таинству Исповеди подойти. Отсюда и проблемы возникают. Такой человек приходит на исповедь как на обычную процедуру, предшествующую причащению. А ведь это же таинство, великое таинство Церкви, только через таинство Исповеди человек может исправиться, исправить свою жизнь, научиться правильно жить. Больше никак. Благодать Божия дается непосредственно только через таинства. Каждое церковное таинство дает свою благодать: таинство Венчания дает благодать на супружескую жизнь, таинство Рукоположения – на священническое поприще, а таинство Исповеди дается человеку на то, чтобы он был духовно и физически здоров, чтобы он рано или поздно научился правильно жить, то есть не грешить. И если человек сам не может перестать грешить, не может исправиться, то Господь попускает болезнь, чтобы он хотя бы через нее перестал грешить. Болезни – это милость Божия, даются нам по нашей немощи и неразумию, болезнями Господь смиряет нас, и мы к грехам, которые любим повторять, когда здоровы, начинаем во время болезни относиться более чем прохладно, смиряемся.

– Многие, приходя на исповедь, надеются, что священник сам их расспросит обо всем…

– Священник на исповеди не должен обязательно выспрашивать у исповедуемого что-либо… Человек обязан научиться исповедовать свои грехи самостоятельно, заранее подготовить исповедь, проанализировав свое поведение, выявить грех, прийти и сказать батюшке: я грешен. Часто исповедуемый начинает рассказывать, как он с кем-то, скажем, сильно повздорил, что тот ему сказал, и что он ответил, и как тот на это отреагировал; кто виноват – уже не разберешь. Тогда приходится спрашивать исповедуемого, в чем же твой-то грех, лично твой, и напоминать ему, что он пришел исповедоваться, а не жаловаться на другого.

– А если человек не может сам правильно оценить ситуацию и рассказывает ее священнику, чтобы батюшка помог?

– Человек должен знать, что в любой ситуации он обязан в первую очередь винить себя самого. Почему? Потому что, обидевшись, не пошел на уступки, не прекратил инцидент, хотя мог бы. Православный должен искать свою вину в любой ситуации, ведь в любой жизненной ситуации часть вины всегда на нас лежит. Если же на нас совсем вины нет, то мы должны чувствовать себя спокойно, совесть у нас должна быть спокойной.

– Но на человека напраслину возвели, а он не делал то, что ему ставят в вину…

– Тогда это не его проблемы.

– Так обидно же ему…

– А вот это уже большой грех, и надо сразу на исповедь идти. Проблема здесь в том, что ты обижаешься, значит, в том, в чем тебя оговорили, есть доля правды. Если у тебя какое-то беспокойство, если ты начинаешь жаловаться – это показатель, что есть и твоя вина. Наша обида говорит нам, что у нас что-то неблагополучно. Это неблагополучие сначала копится внутри, понемногу, и не сразу выходит наружу, но потом, переполнив нас, обязательно выявляется. И человек, если не исповедуется как следует, начинает искать свои способы выхода обиде: строит планы личной мести, идет к психологу, колдуну, а то и подумывает, как нанять киллера…

Бывает так, что человек, скажем, наступил другому на больную мозоль и не заметил. Обладатель больной мозоли начинает кричать на него, мол, смотри, куда идешь, а то и по макушке даст – обидно, что его больную мозоль не заметили. Человек, зная, что на нем вины никакой нет, в недоумении – за что получил, но тем не менее не обижается. Какой же итог? Пострадавший, мало того, что ему на больную мозоль наступили, так он еще и нагрешил и теперь должен каяться на исповеди. То есть получается, что потерпевшая сторона больше и нагрешила. А с того, кто наступил, с него спроса нет, он получил по макушке ни за что, ему и каяться не в чем. Пострадавший, если претерпел бы, мучеником бы стал, и любовь бы у него появилась к человеку от того, что простил его.

– Часто люди из-за болезни или из-за каких-то других уважительных причин пропускают воскресные службы в храме, и, может быть, трудно винить их в этом…

– Раньше православный человек мечтал умереть в храме, а после Причастия – тем более за счастье почитал умереть, потому несмотря ни на какую болезнь, шел на службу в храм, постился, причащался. Он не задумывался над тем, больной он или здоровый, может идти в храм или не может. Надо идти в храм – шел в храм, надо идти работать – шел работать. Почему? Потому что верил в Бога, старался жить в Его произволении. А в наше время человек по 40 лет лечится и вылечиться не может, и все 40 лет только этим и озабочен, покупает и читает множество «здоровой» литературы, консультируется со множеством специалистов, пьет огромное количество медицинских препаратов, а толку никакого. И помереть по-Божески тоже никак не может, хотя, может быть, и желает – срок наступил. Грехи не пускают. Как раньше помирали? Человек работал-работал в поле, почувствовал, что устал, сел отдохнуть, вздохнул, перекрестился и отдал Богу душу. А сейчас мучается, а грехи не пускают… Не исповедуются, как следует, не причащаются по полгода, когда же случается какое-либо несчастье с ними, сразу бегут в церковь на исповедь. Придут, исповедуются и опять на полгода исчезают… Так вот и крутятся по немощи своей – то одно несчастье, то другое, то третье, и получается – и к Богу не повернуты, и миру не принадлежат.

– Что же делать?

– Вовремя исповедоваться, причащаться, не нарушать постов – строго исполнять свои обязанности. А строгость должна определяться батюшкой, как он определит каждому человеку отдельно.

Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.

Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости.

Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога.

Часто вместо исповеди своих грехов происходит самовосхваление, обличение близких и жалобы на трудности жизни.

Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь — говорят общие фразы: «во всем грешна» или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно — малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полней мелких, ставших привычными слабостей и грехов.

Грех — это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

Есть грехи против Бога и Церкви Его. В эту группу входят многочисленные, соединенные в непрерывную сеть духовные состояния, к числу которых относится, наряду с простыми и очевидными, большое число скрытых, на первый взгляд невинных, а на самом деле наиболее опасных для души явлений. Обобщенно эти грехи можно свести к следующим:

1) маловерие, 2) суеверие, 3) кощунство и божба, 4) немолитвенность и пренебрежение к церковной службе, 5) прелесть.

Маловерие. Это грех, пожалуй, самый распространенный, и бороться с ним приходится непрерывно буквально каждому христианину. Маловерие часто незаметно переходит в полное безверие, причем страдающий им человек зачастую продолжает посещать богослужение, прибегать к исповеди. Он не отрицает сознательно бытия Божия, однако, сомневается в Его всемогуществе, милосердии или Промысле.

Своими поступками, привязанностями, всем укладом своей жизни он противоречит исповедуемой им на словах вере. Такой человек никогда не углублялся даже в самые простые догматические вопросы, боясь потерять те наивные представления о христианстве, часто неверные и примитивные, которые он когда-то приобрел. Превращая Православие в национальную, домашнюю традицию, набор внешних обрядов, жестов или сводя его к наслаждению красивым хоровым пением, мерцанием свечей, то есть к внешнему благолепию, маловеры утрачивают самое главное в Церкви — Господа нашего Иисуса Христа. У маловера религиозность тесно связана с эмоциями эстетическими, страстными, сентиментальными; она легко уживается с эгоизмом, тщеславием, чувственностью. Люди этого типа ищут похвалы и хорошего мнения о них духовника. Они подходят к аналою, чтобы пожаловаться на других, они полны собой и стремятся всячески продемонстрировать свою «праведность». Поверхностность их религиозного воодушевления лучше всего доказывается их легким переходом от приторно-показного «благочестия» к раздражительности и гневу на ближнего.

Такой человек не признает за собой никаких грехов, даже не утруждает себя попыткой разобраться в своей жизни и искренне считает, что не видит в ней ничего греховного.

На самом деле такие «праведники» часто проявляют к окружающим бездушие, эгоистичны и лицемерны; живут только для себя, считая воздержание от грехов достаточным для спасения. Полезно напомнить себе содержание главы 25-й Евангелия от Матфея (притчи о десяти девах, о талантах и, особенно, описание Страшного суда). Вообще религиозное самодовольство и самоуспокоенность — главные признаки отдаления от Бога и Церкви, и это наиболее ярко показано в другой евангельской притче — о мытаре и фарисее.

Суеверие. Часто в среду верующих проникают и распространяются там всевозможные суеверия, вера в приметы, ворожба, гадание на картах, различные еретические представления о таинствах и обрядах.

Подобные суеверия противны учению Православной Церкви и служат развращению душ и угасанию веры.

Особо следует остановиться на таком достаточно распространенном и губительном для души учении как оккультизм, магия и т. д. На лицах людей, продолжительное время занимавшихся так называемыми оккультными науками, посвященных в «тайное духовное учение», остается тяжелый отпечаток — знак неисповеданного греха, а в душах — болезненно искаженное сатанинской рационалистической гордыней мнение о христианстве как об одной из низших ступеней познания истины. Заглушая детски искреннюю веру в отеческую любовь Божию, надежду на Воскресение и Жизнь Вечную, оккультисты проповедуют учение о «карме», переселении душ, внецерковный и, следовательно, безблагодатный аскетизм. Таким несчастным, если они нашли в себе силы покаяться, следует объяснить, что, кроме прямого вреда для душевного здоровья, занятия оккультизмом вызываются любопытствующим желанием заглянуть за закрытую дверь. Мы должны смиренно признать существование Тайны, не пытаясь проникнуть в нее нецерковным путем. Нам дан верховный закон жизни, нам указан путь, прямо ведущий нас к Богу, — любовь. И мы должны идти по этому пути, неся свой крест, не сворачивая на окольные дороги. Оккультизм никогда не способен открыть тайны бытия, на что претендуют их приверженцы.

Кощунство и божба. Эти грехи нередко уживаются с церковностью и искренней верой. Сюда в первую очередь относится кощунственный ропот на Бога за Его немилосердное якобы отношение к человеку, за страдания, которые ему кажутся чрезмерными и незаслуженными. Иногда дело доходит даже до хулы на Бога, на церковные святыни, таинства. Часто это проявляется в рассказывании непочтительных или прямо оскорбительных историй из жизни священнослужителей и монахов, в насмешливом, ироническом цитировании отдельных выражений из Священного Писания или из молитвословий.

Особенно распространен обычай божбы и поминовения всуе Имени Божия или Пресвятой Богородицы. Очень трудно отделаться от привычки употреблять эти священные имена в бытовых разговорах в роли междометий, которые используются для придания фразе большей эмоциональной выразительности: «Бог с ним!», «Ах ты, Господи!» и т. д. Еще хуже — произносить Имя Божие в шутках, и уж совсем страшный грех совершает тот, кто употребляет священные слова в гневе, во время ссоры, то есть наряду с ругательствами и оскорблениями. Кощунствует и тот, кто грозит гневом Господним своим недругам или даже в «молитве» просит Бога наказать другого человека. Большой грех совершают родители, в сердцах проклинающие своих детей и угрожающие им карой небесной. Призывание нечистой силы (чертыхание) в гневе или в простом разговоре также греховно. Употребление любых бранных слов также является кощунством и тяжким грехом.

Пренебрежение к церковной службе. Этот грех чаще всего проявляется в отсутствии стремления участвовать в таинстве Евхаристии, то есть долговременное лишение себя Причастия Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа при отсутствии каких-либо обстоятельств, мешающих этому; кроме того, это вообще отсутствие церковной дисциплины, нелюбовь к богослужению. В качестве оправдания обычно выдвигается занятость служебными и бытовыми делами, отдаленность храма от дома, длительность богослужения, непонятность литургического церковнославянского языка. Некоторые достаточно аккуратно посещают богослужения, но при этом лишь присутствуют на литургии, не причащаются и даже не молятся во время богослужения. Иногда приходится сталкиваться с такими печальными фактами, как незнание основных молитв и Символа веры, непонимание смысла совершаемых таинств, а главное, с отсутствием интереса к этому.

Немолитвенность , как частный случай нецерковности, — грех общераспространенный. Горячая молитва отличает искренне верующих от верующих «теплохладных». Надо стремиться не отчитывать молитвенное правило, не отстаивать богослужения, надо стяжать дар молитвы у Господа, полюбить молитву, ждать с нетерпением молитвенного часа. Постепенно входя под руководством духовника в молитвенную стихию, человек научается любить и понимать музыку церковнославянских песнопений, их несравненную красоту и глубину; красочность и мистическую образность литургических символов — все то, что называют церковным благолепием.

Дар молитвы — это и умение владеть собой, своим вниманием, повторять слова молитвы не только губами и языком, но и всем сердцем и всеми мыслями участвовать в молитвенном делании. Прекрасным средством для этого является «Иисусова молитва», которая заключается в равномерном, многократном, неторопливом повторении слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Об этом молитвенном упражнении существует обширная аскетическая литература, собранная в основном в «Добротолюбии» и в других отеческих творениях.

«Иисусова молитва» особенно хороша тем, что не требует создания специальной внешней обстановки, ее можно читать идя по улице, во время работы, на кухне, в поезде и т. д. В этих случаях она особенно помогает отвлечь внимание наше от всего соблазнительного, суетного, пошлого, пустого и сосредоточить ум и сердце на сладчайшем Имени Божием. Правда, не следует начинать занятия «духовным деланием» без благословения и руководства опытного духовника, поскольку подобное самочинение может привести к ложному мистическому состоянию прелести.

Духовная прелесть существенно отличается от всех перечисленных грехов против Бога и Церкви. В отличие от них этот грех коренится не в недостатке веры, религиозности, церковности, а, напротив, в ложном ощущении избытка личных духовных дарований. Человек, находящийся в состоянии прельщения, мнит себя достигшим особых плодов духовного совершенства, подтверждением чему служат для него всевозможные «знамения»: сновидения, голоса, видения наяву. Такой человек может быть весьма одарен мистически, но при отсутствии церковной культуры и богословского образования, а главное, из-за отсутствия хорошего, строгого духовника и наличия среды, склонной легковерно воспринимать его россказни как откровения, такой человек приобретает часто многих сторонников, вследствие чего и возникло большинство сектантских антицерковных течений.

Обычно начинается это с рассказа о загадочном сне, необыкновенно сумбурном и с претензией на мистическое откровение или пророчество. В следующей стадии находящемуся в подобном состоянии, по его словам, уже наяву слышатся голоса или являются сияющие видения, в которых он распознает ангела или какого-нибудь угодника, или даже Богородицу и Самого Спасителя. Они сообщают ему самые невероятные откровения, часто совершенно бессмысленные. Это случается с людьми и малообразованными, и с весьма начитанными в Священном Писании, святоотеческих творениях, а также с теми, кто отдался «умному деланию» без пастырского руководства.

Чревоугодие — один из целого ряда грехов против ближних, семьи и общества. Оно проявляется в привычке неумеренного, чрезмерного употребления пищи, то есть объедания или в пристрастии к утонченным вкусовым ощущениям, услаждении себя пищей. Конечно, разным людям требуется разное количество пищи для поддержания своих физических сил — это зависит от возраста, телосложения, состояния здоровья, а также от тяжести работы, которую выполняет человек. В самой пище нет никакого греха, ибо это дар Божий. Грех заключается в отношении к ней как к вожделенной цели, в поклонении ей, в сладострастном переживании вкусовых ощущений, разговорах на эту тему, в стремлении тратить как можно больше денег на новые, еще более изысканные продукты. Каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода, всякий глоток влаги после угашения жажды, просто для удовольствия, — это уже чревоугодие. Сидя за столом, христианин должен не дать увлечь себя этой страсти. «Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств — тем яростнее похоть» (Авва Леонтий). «Чревоугодие — мать любодеяния», — сказано в одном древнем патерике. А св. Иоанн Лествичник прямо предостерегает: «Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало».

Блаженный Августин сравнивает тело с яростным конем, увлекающим душу, необузданность которого следует укрощать уменьшением пищи; для этой цели главным образом и установлены Церковью посты. Но «берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи,- говорит св. Василий Великий. — Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако же, не перестает грешить». Во время поста необходимо — и это главное — обуздать свои мысли, чувства, порывы. Лучше всего о смысле поста духовного говорится в одной великопостной стихире: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». Как бы ни был труден пост в условиях нашей жизни, к нему надо стремиться, его необходимо сохранять в быту, особенно пост внутренний, духовный, который у отцов называется — целомудрием. Сестра и подруга поста — молитва, без которой он превращается в самоцель, в средство особой, утонченной заботы о своем теле.

Препятствия к молитве происходят от слабой, неправильной, недостаточной веры, от многозаботливости, суеты, занятости мирскими делами, от грешных, нечистых, злых чувств и мыслей. Эти препятствия помогает преодолеть пост.

Сребролюбие проявляется в форме расточительности или противоположной ей скупости. Второстепенный на первый взгляд,- это грех чрезвычайной важности — в нем одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Оно порождает злобу, окаменение, многозаботливость, зависть. Преодоление сребролюбия есть частичное преодоление и этих грехов. Со слов Самого Спасителя мы знаем, что богатому трудно войти в Царство Божие. Христос учит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-2!). Св. апостол Павел говорит: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего… Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6, 7-11; 17-19).

«Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20). Гневливость, раздражительность — проявление этой страсти многие кающиеся склонны оправдывать причинами физиологическими, так называемой «нервностью» вследствие страданий и невзгод, выпавших на их долю, напряженностью современной жизни, трудным характером родных и близких. Хотя отчасти эти причины и имеют место, однако они не могут служить оправданием этой, как правило, глубоко укоренившейся привычки вымещать свое раздражение, злость, дурное настроение на близких. Раздражительность, вспыльчивость, грубость в первую очередь разрушают семейную жизнь, приводя к ссорам из-за пустяков, вызывая ответную ненависть, желание отомстить, злопамятство, ожесточают сердца в целом добрых и любящих друг друга людей. А как тлетворно действует проявление гнева на юные души, разрушая в них Богом данную нежность и любовь к родителям! «Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали» (Кол. 3, 21).

В аскетических творениях отцов Церкви содержится немало советов для борьбы со страстью гнева. Один из самых действенных — «праведный гнев», иными словами,- обращение способности нашей к раздражению и злости на саму страсть гнева. «Не только допустимо, но впрямь спасительно гневаться на свои собственные грехи и недостатки» (св. Димитрий Ростовский). Св. Нил Синайский советует быть «кротким с людьми», но браннолюбивым с врагом нашим, так как в том и состоит естественное употребление гнева, чтобы враждебно противоборствовать древнему змию» («Добротолюбие», т. II). Тот же писатель-подвижник говорит: «Кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей».

По отношению же к ближним следует проявлять кротость и терпение. «Будь мудр, и уста тех, которые говорят о тебе злое, заграждай молчанием, а не гневом и руганием» (св. Антоний Великий). «Когда злословят тебя, смотри, не сделал ли ты что-либо достойное злословия. Если не сделал, то злословие почитай улетающим дымом» (св. Нил Синайский). «Когда почувствуешь в себе сильный приток гнева, старайся молчать. А чтобы самое молчание принесло тебе больше пользы, обращайся мысленно к Богу и читай мысленно про себя в это время какие-либо краткие молитвы, например, «Иисусову молитву»,- советует святитель Филарет Московский. Даже спорить надо без ожесточения и без гнева, так как раздражение тут же передается другому, заражая его, но ни в коем случае не убеждая в правоте.

Очень часто причиной гнева бывает высокомерие, гордыня, желание показать свою власть над другими, обличить его пороки, забывая о своих грехах. «Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек много ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам обиды никогда не приведут нас в раздражение» (св. Василий Великий).

На исповеди надо рассказать, не питаем ли мы злобы на ближнего и примирились ли с тем, с кем ссорились, а если кого не можем увидеть лично, то примирились ли с ним в сердце своем? На Афоне духовники не только не разрешают инокам, имеющим злобу на ближнего, служить в церкви и приобщаться Святых Тайн, но, читая молитвенное правило, они должны в молитве Господней опускать слова: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», дабы не быть лжецами перед Богом. Этим запрещением инок как бы на время, до примирения с братом, отлучается от молитвенного и евхаристического общения с Церковью.
Существенную помощь получает молящийся о тех, кто часто вводит его в искушение гнева. Благодаря такой молитве в сердце вселяется чувство кротости и любви к людям, которых еще недавно ненавидели. Но на первом месте должна быть молитва о даровании кротости и отгнании духа гнева, мести, обиды, злопамятства.

Одним из самых распространенных грехов является, бесспорно, осуждение ближнего. Многие даже не отдают себе отчета в том, что бесчисленное число раз согрешали им, а если и сознают, то полагают, что это явление столь распространенно и обыденно, что даже не заслуживает упоминания на исповеди. На самом деле этот грех является началом и корнем многих других греховных привычек.

Прежде всего, грех этот находится в тесной связи со страстью гордости . Осуждая чужие недостатки (действительные или кажущиеся), человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого. К подобным людям обращены слова аввы Исаии: «У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны» («Цветник духовный»).

Осуждающие забывают, что Сам Спаситель заповедал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 1-3). «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 13),- учит св. апостол Павел. Нет греха, соделанного одним человеком, которого не мог совершить и всякий другой. И если ты видишь чужую нечистоту, то, значит, она уже проникла в тебя, ибо невинные младенцы не замечают разврата взрослых и тем сохраняют свое целомудрие. Потому осуждающий, даже если он прав, должен честно признаться себе: а не совершил ли он сам того же греха?

Наш суд никогда не бывает беспристрастным, ибо чаще всего основан на случайном впечатлении или совершается под влиянием личной обиды, раздражения, гнева, случайного «настроения».

Если христианин услышал о неблаговидном поступке своего близкого, то, прежде чем возмутиться и осудить его, он должен поступить по слову Иисуса сына Сирахова: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет… Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего» (Сир. 19, 6-8; 13-19).

Грех уныния чаще всего происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами и, как результат, — угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, зависть. Основа и корень нашей духовной жизни и силы — любовь ко Христу, и ее нужно в себе растить и воспитывать. Всматриваться в Его образ, прояснять и углублять его в себе, жить мыслью о Нем, а не о своих мелких суетных ударах и неудачах, отдавать Ему свое сердце, — это и есть жизнь христианина. И тогда в сердце нашем воцарятся тишина и мир, о котором говорит св. Исаак Сирин: «Умирись с собой, и мирятся с тобою небо и земля».

Нет, пожалуй, ни одного более распространенного греха, чем ложь. К этой категории пороков следует также причислить неисполнение данных обещаний, сплетни и празднословие. Этот грех так глубоко вошел в сознание современного человека, так глубоко укоренился в душах, что люди даже не задумываются о том, что любые формы неправды, неискренности, лицемерия, преувеличения, хвастовства являются проявлением тяжелого греха, служением сатане — отцу лжи. По словам апостола Иоанна, в Небесный Иерусалим «не войдет никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21, 27). Господь наш сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), и потому прийти к Нему можно, лишь идя по дороге правды. Только истина делает людей свободными.

Ложь может проявляться совершенно беззастенчиво, открыто, во всей своей сатанинской мерзости, становясь в таких случаях второй природой человека, постоянной маской, приросшей к его лицу. Он так привыкает лгать, что не может выражать свои мысли иначе, нежели облекая их в заведомо не соответствующие им слова, тем самым не проясняя, а затемняя истину. Ложь незаметно закрадывается в душу человека с детских лет: часто, не желая кого-либо видеть, мы просим близких сказать пришедшему, что нас нет дома; вместо прямого отказа от участия в каком-либо неприятном для нас деле, мы притворяемся больными, занятыми другим делом. Такая «бытовая» ложь, кажущиеся невинными преувеличения, шутки, основанные на обмане, постепенно развращают человека, позволяя ему впоследствии ради собственной выгоды идти на сделки со своей совестью.

Как от диавола не может быть ничего, кроме зла и погибели для души, так и от лжи — его детища — не может последовать ничего, кроме растлевающего, сатанинского, антихристианского духа зла. Не существует «спасительной лжи» или «оправданной», сами эти словосочетания кощунственны, ибо спасает, оправдывает нас только Истина, Господь наш Иисус Христос.

Не менее чем ложь, распространен грех празднословия , то есть пустого, бездуховного пользования Божественным даром слова. Сюда же относятся сплетни, пересказ слухов.

Часто люди проводят время в пустых, бесполезных разговорах, содержание которых тут же забывается, вместо того, чтобы поговорить о вере с тем, кто страдает без нее, ищет Бога, посетить больного, помочь одинокому, помолиться, утешить обиженного, поговорить с детьми или внуками, наставить их словом, личным примером на духовный путь.

В молитве св. Ефрема Сирина говорится: «…Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Во время Великого поста и говения надо быть особенно сосредоточенными на духовном, отказаться от зрелищ (кино, театра, телевидения), быть осторожными в словах, правдивыми. Уместно еще раз напомнить слова Господа: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37).
Надо бережно, целомудренно обращаться с бесценными дарами слова и разума, ибо они роднят нас с Самим Божественным Логосом, Воплощенным Словом, — с Господом нашим Иисусом Христом.

Страшнейшим грехом во все времена считалось нарушение шестой заповеди — убийство — лишение другого величайшего дара Господня — жизни. Такими же страшными грехами являются самоубийство и убийство во чреве — аборт.

Очень близки к совершению убийства те, кто во гневе на ближнего допускает рукоприкладство, нанося ему побои, раны, увечья. Виновны в этом грехе родители, жестоко обращающиеся со своими детьми, избивающие их за мельчайшую провинность, а то и без всякого повода. Повинны в этом грехе и те, кто сплетнями, наговорами, клеветой вызывал озлобление в человеке против кого-либо третьего и тем более — наущал его физически расправиться с ним. Часто этим грешат свекрови по отношению к своим невесткам, соседи, возводящие напраслину на женщину, временно разлученную с мужем, намеренно вызывая сцены ревности, которые кончаются избиениями.

Своевременное неоказание помощи больному, умирающему — вообще равнодушие к чужим страданиям тоже следует рассматривать как пассивное убийство. Особенно ужасно подобное отношение к престарелым больным родителям со стороны детей.

Сюда же относится неоказание помощи человеку, попавшему в беду: бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения.

Но мы убиваем ближнего не только руками или оружием, но и жестокими словами, бранью, издевательством, насмешкой над чужим горем. Св. апостол Иоанн говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). Каждый на себе испытал, как ранит и убивает душу злое, жестокое, язвительное слово.

Не меньший грех совершают и те, кто лишают чести, невинности молодые души, растлевая их физически или нравственно, толкая их на путь разврата и греха. Блаженный Августин говорит: «Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности». Приглашать на пьяное сборище юношу или девушку, подстрекать к отмщению обид, соблазнять развратными зрелищами или рассказами, отговаривать соблюдать пост, заниматься сводничеством, предоставлять свое жилище для пьянства и развратных сборищ — все это соучастие в нравственном убийстве ближнего.

Убийство животных без нужды в пропитании, истязание их — это тоже нарушение шестой заповеди. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивого жестоко» (Притч. 12, 10).

Предаваясь чрезмерной печали, доводя себя до отчаяния, мы грешим против той же заповеди. Самоубийство — величайший грех, ибо жизнь есть дар Божий, и только Ему принадлежит власть лишить ее нас. Отказ от лечения, намеренное неисполнение предписаний врача, сознательное нанесение вреда своему здоровью чрезмерным употреблением вина, курением табака — тоже медленное самоубийство. Некоторые убивают себя чрезмерным трудом ради обогащения — это тоже грех.

Святая Церковь, ее святые отцы и учители, осуждая проведение абортов и считая это грехом, исходят из того, чтобы люди не пренебрегали бездумно священным даром жизни. В этом заключается смысл всех церковных запрещений по вопросу об абортах. При этом Церковь напоминает слова апостола Павла, что «жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 14. 15).

Женщину, находящуюся вне Церкви, предостерегают от этого поступка медицинские работники, разъясняя опасность и моральную нечистоту этой операции. Для женщины, признающей свою причастность к Православной Церкви (а таковой, по-видимому, следует считать всякую крещеную женщину, приходящую в храм для исповеди), искусственное прерывание беременности недопустимо.

Некоторые считают нарушением заповеди «не укради » только явное воровство и грабеж с применением насилия, когда отбираются крупные денежные суммы или другие материальные ценности, и поэтому, не задумываясь, отрицают свою виновность в грехе хищения. Однако хищением является всякое незаконное присвоение чужого имущества как собственного, так и общественного. Хищением (воровством) следует считать невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время. Не менее предосудительно тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости, при возможности самому зарабатывать на пропитание. Если человек, пользуясь несчастьем другого, берет с него больше, чем следует, то он совершает грех лихоимства. Под понятие лихоимства подпадает также перепродажа пищевых и промышленных продуктов по завышенным ценам (спекуляция). Безбилетный проезд в общественном транспорте — это тоже поступок, который следует считать нарушением восьмой заповеди.

Грехи против седьмой заповеди по самой природе своей являются особенно распространенными, живучими, а потому и наиболее опасными. Они связаны с одним из сильнейших человеческих инстинктов — половым. Чувственность глубоко проникла в падшую природу человека и может проявляться в самых разнообразных и изощренных формах. Святоотеческая аскетика учит бороться со всяким грехом с самого его малого появления, не только с уже явными проявлениями плотского греха, но с похотливыми помыслами, мечтаниями, фантазией, ибо «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Вот примерная схема развития в нас этого греха.

Блудные помыслы, развивающиеся от воспоминаний прежде виденного, слышанного или даже испытанного во сне. В уединении, часто ночью, они особенно сильно одолевают человека. Здесь лучшим лекарством являются аскетические упражнения: пост в пище, недопустимость лежания в постели после просыпания, регулярное чтение утреннего и вечернего молитвенного правил.

Соблазнительные разговоры в обществе, непристойные истории, анекдоты, рассказываемые с желанием понравиться окружающим и быть в центре их внимания. Многие молодые люди, чтобы не показать свою «отсталость» и не быть осмеянными товарищами, впадают в этот грех. Сюда же надо отнести пение безнравственных песен, писание похабных слов, а также употребление их в разговоре. Все это приводит к порочному самоуслаждению, которое тем более опасно, что, во-первых, связано с усиленной работой воображения, а во-вторых, так неотступно преследует несчастного, что он постепенно становится рабом этого греха, который разрушает его физическое здоровье и парализует волю к преодолению порока.

Блуд — неосвященное благодатной силой таинства Брака совокупление холостого мужчины и незамужней женщины (или нарушение целомудрия юношей и девушкой до брака).

Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности одним из супругов.

Кровосмешение — плотская связь между близкими родственниками.

Противоестественные половые связи: мужеложство, лесбизм, скотоложство.

Об отвратительности перечисленных грехов вряд ли следует подробно распространяться. Всякому христианину очевидна их недопустимость: они ведут к духовной смерти еще до физической кончины человека.

Всем мужчинам и женщинам, приносящим покаяние, если они состоят в связи, не освященной Церковью, следует настойчиво рекомендовать освятить свой союз таинством Брака, в каком бы возрасте они ни были. Кроме того, и в браке следует соблюдать целомудрие, не предаваться неумеренности в плотских удовольствиях, воздерживаться от сожительства в посты, накануне воскресных и праздничных дней.

Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Но спрашивают, как это возможно, как я могу обещать себе и своему духовнику, что я не повторю своего греха? Не будет ли ближе к истине как раз обратное — уверенность в том, что грех повторяется? Ведь на опыте своем каждый знает, что через некоторое время неизбежно возвращаешься к тем же грехам; наблюдая за собой из года в год, не замечаешь никакого улучшения.

Было бы ужасно, если бы это было так. Но к счастью, — это не так. Не бывает случая, чтобы, при наличии искреннего покаяния и доброго желания исправиться, с верой принятое Святое Причастие не произвело в душе благих перемен. Дело в том, что, прежде всего, мы не судьи самим себе. Человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше, поскольку и он сам, и то, что он судит, — величины меняющиеся. Возросшая строгость к себе, усилившееся духовное зрение могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились. На самом деле они остались те же, может быть, даже ослабели, но раньше мы их не так замечали. Кроме того, Бог, по-особому Промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего греха — тщеславия и гордости. Часто бывает, что грех еще остался, но частые исповеди и причащения Святых Тайн расшатали и ослабили его корни. Да сама борьба с грехом, страдание о своих грехах — разве это не приобретение?! «Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих, стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение», — говорил св. Иоанн Лествичник.

И даже если нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты, слезами омыть ее от черноты и скверны. Стремящийся к этому всегда достигнет того, чего ищет.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (32599) раз


Периодически исповедоваться, раскаиваться в своих грехах необходимо каждому верующему человеку. Во время исповеди человек очищает свою душу, разум и тело от негатива.

Искреннее сознание о содеянных неправильных поступках подразумевает связной текст, подкрепленный настоящими чувствами, эмоциями.

Обратите внимание ! Грехи на исповеди основываются на 7 главных грехов, описанных в Библии. Раскаиваясь в произошедших поступках, человек обязуется далее не повторять своих ошибок.

Православная церковь предлагает перечень возможных грехов для исповеди. Все они делятся на мужские, женские, детские.

Ниже будет рассмотрен краткий основной список грехов для женщин и мужчин :

Женские Мужские
Нарушение поведения в храме, несоблюдение правил чтения молитв Отлынивание от работы, невыполнение обязанностей
Допущение половой жизни до брака Допущение разговоров в храме во время службы
Совершение абортов и допущение мыслей о них Уклонение от армейской службы
Чтение книг, просмотр фильмов порнографического содержания Отказ от помощи нуждающимся людям
Создание сплетен, чувство зависти, обиды, лени Смех над убогими, нежелание им помочь
Пристрастие к пагубным привычкам, еде Соблазн на грехи – чревоугодие, блуд, пьянство
Избегание оказания помощи другим людям Осуществление краж
Обращение к магии, ворожбе Отказ от веры, сомнения
Боязнь старения, появление мыслей о самоубийстве Ненависть, оскорбление, участие в драках
Чрезмерное обнажение тела для привлечения внимания Презрение, наглость, излишнее хамство

Не стоит подряд перечислять все содеянные грехи. Если составить полный список для раскаяния – исповедь станет формальной отчетностью.

Важно говорить от чистого сердца , по-настоящему раскаиваясь в совершенных поступках.

Подготовка к исповеди и с каких слов ее начать перед батюшкой?

Решившись посетить храм для осуществления исповеди, важно правильно к ней подготовиться. Первое, что необходимо сделать – кратко написать список своих грехов на листке.

Стоит отметить , что перед батюшкой не нужно зачитывать перечень по бумаге – его нужно помнить мысленно. Большинство священников не любят подход заранее сформулированных слов.

Многих людей, желающих покаяться, интересует вопрос, с каких слов начать исповедь. Не существует определенного текста, который нужно заучить.

Формулировка начала происходит своими словами. Они должны исходить от чистого сердца и тревожить внутренние чувства человека.

Подготовка к процедуре содержит такие моменты :

  1. Чтение литературы . Чтобы лучше понимать, как происходит процесс, для чего он необходим – изучите церковную литературу о таинстве исповеди и причащении.
  2. Не ищите оправдания грешным поступкам . Лучше признаться в содеянном грехе священнику и больше не возвращаться к старым делам.
  3. Тщательно вспомните каждый свой день – не был ли он омрачен негативными поступками. После этого запишите все основные грехи на листок – это будет своеобразная памятка.
  4. Перед тем, как исповедаться, необходимо простить всех , кто причинил обиду. Также важно попросить прощение у людей, которые подверглись оскорблению и хамству.
  5. В течение нескольких дней перед процедурой , необходимо на ночь читать молитвы Богородице и Ангелу Хранителю.
  6. Если возникают затруднения при составлении списка – обратитесь в церковную лавку.

    Там можно найти специальную книгу, где указано перечисление главных грехов по заповедям с объяснением по каждому. Самые распространенные из них представлены и насчитывают 473 штуки.

Образец списка , слова для покаяния можно также найти в данной книге. Приходить на исповедь нужно с чистыми помыслами и пожеланиями покаяться.

Нельзя осуществлять покаяние в грехах, которые считаются основными: важно учесть все проступки и рассказать о них.

Не стоит выражаться общими фразами перед батюшкой , лучше сформулировать речь, используя конкретные выражения.

Как проходит исповедь?

Наиболее частые вопросы, которые задают люди, желающие исповедаться, состоят из незнания правил поведения на процедуре. Незнание последовательности исповеди порождает страх и стыд сделать что-то неправильно.

  1. Стоит отметить , что к исповеданию допускаются все взрослые люди и дети, достигшие возраста 7 лет. Малыши младше данного возраста допускаются только к причастию.
  2. Посещая храм человеку необходимо подойти к тому месту, где проходит исповедь. Может быть так, что образовывается очередь, которую необходимо заблаговременно занять.
  3. Ожидая очереди , еще раз продумайте свои грехи, о которых пойдет речь. Мысленно вспомните о содеянных поступках, чтобы при покаянии упомянуть все из них.
  4. Не стоит слушать чужую исповедь – это недопустимо. Когда предыдущий человек исповедуется перед батюшкой, лучше немного отойти в сторону.
  5. Подойдите к священнику , назовите свое имя, склоните голову над крестом и Евангелием.

    В православии принято упоминать свои грехи, обращая внимание к Господу, но не к батюшке. Поэтому важно сделать заметки на листке или попросить священника о наводящих вопросах.

  6. В завершении перечисления , человек должен обратиться к Богу, попросить прощение за грехи. Если священник разорвет листок с грехами — человек допускается к молитве.
  7. Некоторые храмы по завершению молитвы обязывают человека целовать руку священнослужителю.

    Если исповедание происходит впервые – необходимо узнать у батюшки заранее о нормах и последовательности процедуры.

  8. После прочтения молитвы батюшка разрешает исповедующемуся человеку причаститься. Помощь кающемуся придет, если он действительно осознает ошибку совершенных проступков.

Во время исповедания батюшка накрывает голову человека частью своей одежды. Он читает молитву и может назначить наказание за содеянные грехи, а также дать наставления.

Важно ! Таинство совершается бесплатно. Никто не может заставить человек исповедаться – это его личное решение.

Для некрещенных людей исповедь имеет свои особенности, о которых стоит заранее уточнить в церкви, перед тем как принять веру.

Полезное видео

    Похожие записи

Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам буду мерить» Осуждая человека за ту, или иную слабость, мы можем впасть в такой же грех. Воровство, скупость, аборты, воровство, поминание усопших спиртными напитками. 3. Грехи против своей души. Лень. Не ходим в храм, сокращаем утренние и вечерние молитвы. Занимаемся празднословием, в то время как нужно работать. Ложь. Все плохие дела сопровождаются ложью. Недаром сатану называют отцом лжи. Лесть. Сегодня это стало оружием для достижения земных благ. Сквернословие. Этот грех сегодня особенно распространен среди молодых людей. От сквернословия душа грубеет. Нетерпение. Мы должны учиться сдерживать свои негативные эмоции, чтобы не нанести вред своей душе и не обидеть близких. Маловерие и неверие.

Как составить записку с грехами?

Часто открывала рот, чтобы похвастаться золотыми зубами, носила очки в золотой оправе, обилие перстней и золотых украшений.209. Спрашивала совета у людей, не имеющих духовного разума.210.
Перед чтением слова Божия не всегда призывала благодать Святого Духа, заботилась о том, чтобы только побольше прочесть.211. Передавала дар Божий чреву, сладострастию, праздности и сну.

Не трудилась, имея талант.212. Ленилась написать и переписать духовные наставления.213. Красила волосы и подмолаживалась, посещала салоны красоты.214.

Подавая милостыню, не соединяла её с исправлением сердца своего.215. Не уклонялась льстецов, и не останавливала их.216. Имела пристрастие к одежде: заботу как бы не запачкать, не запылить, не замочить.217.

Не всегда желала своим врагам спасения и не заботилась об этом.218. На молитве была “рабом необходимости и долга”.219.

Матушки.ру

Именно эти уточнения помогут ему разобраться в причине вашей слабости. Закончить исповедь можно словами «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй мя грешную!» Как правильно называть грехи на исповеди: что делать, если стыдно Стыд во время исповеди – это вполне нормальное явление, ведь нет таких людей, которым было бы приятно рассказывать о не самых приятных своих сторонах.

Инфо

Но с ним нужно не бороться, а постараться пережить, перетерпеть его. Прежде всего, вы должны понимать, что вы исповедуете свои грехи не священнику, а Богу.


Внимание

Поэтому стыдно должно быть не перед священником, а перед Господом. Многие думают: «Если я все расскажу священнику, он, наверное, будет меня презирать».

Это абсолютно не важно, главное, выпросить прощение у Бога. Вы должны четко решить для себя: получить избавление и очистить душу или же продолжать жить в грехах, погружаясь в эту грязь все больше.

Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке?

Ленилась работать, перекладывая свой труд на плечи других.93. Не всегда бережно обращалась со словом Божиим: пила чай и читала Св.


Евангелие (что есть неблагоговение).94. Принимала Богоявленскую воду после принятия пищи (без нужды).95. Рвала на кладбище сирень и приносила домой.96. Не всегда хранила дни причастные, забывала вычитывать благодарственные молитвы. Объедалась в эти дни, много спала.97. Согрешала праздностью, поздним приходом в храм и ранним уходом из него, редким хождением в храм.98. Пренебрегала чёрной работой при крайней нужде в ней.99.


Согрешала равнодушием, молчала при чьём-либо богохулении.100. Не точно соблюдала постные дни, в посты пресыщалась постной пищей, соблазняла других объядением вкусного и неточного по уставу: горячим батоном, постным маслом, приправою.101. Увлекалась негою, расслабленностью, беспечностью, примеркой нарядов и драгоценностей.102.
Главная » Дом » Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке? Желание исповедаться появляется не только у людей, преклоняющихся перед законом Божьим. Даже грешник не потерян для Господа. Ему предоставляется возможность измениться через пересмотр собственных взглядов и признание совершённых грехов, правильного раскаяния в них. Очистившись от грехов и встав на путь исправления, человек не сможет вновь пасть. Потребность исповедоваться возникает у того, кто:

  • совершил тяжелейший грех;
  • неизлечимо болен;
  • желает изменить греховное прошлое;
  • решил повенчаться;
  • готовится к причастию.

Причащаться впервые без исповеди могут малыши до семилетнего возраста, и, окрестившиеся в этот день прихожане.
Обратите внимание! Прийти на исповедь разрешается при достижении семи лет.

Как написать батюшке записку на исповедь

Уважайте других исповедующих, не теснитесь рядом со священником и ни в коем случае не опаздывайте к началу процедуры, иначе рискуете быть не допущенными к священному Таинству. 8 На будущее выработайте ежевечернюю привычку анализировать события прошедшего дня и ежедневно каяться перед Богом, а самые серьезные прегрешения записывайте для будущей исповеди. Обязательно просите прощения у всех ближних, кого обидели, пусть и ненароком.

Обратите внимание Женщинам нельзя исповедоваться и посещать храм вообще в период месячного очищения. Полезный совет Не воспринимайте исповедь как допрос с пристрастием, а особо интимные детали личной жизни не рассказывайте священнослужителю в красках.

Достаточно краткого упоминания о них. Исповедь – очень серьезный шаг. Бывает трудно признаться в своих негативных поступках не только постороннему человеку, но даже самому себе.

Это разговор со своей совестью.

Как правильно написать батюшке записку о грехах на исповеди

Баловала детей своих, не обращала внимания на их дурные поступки.407. Имела страх сатанинский за тело, боялась морщин, седины.408.

Обременяла других просьбами.409. Делала заключения о греховности людей по их несчастьям.410. Писала оскорбительные и анонимные письма, говорила грубости, мешала людям по телефону, допуская шутки под вымышленным именем.411. Садилась на кровать без разрешения хозяина.412. На молитве воображала Господа.413. Нападал сатанинский смех при чтении и слушании Божественного.414.

Спрашивала совета у несведущих в том деле людей, верила лукавым людям.415. Стремилась к первенству, соперничеству, побеждала в собеседованиях, участвовала в конкурсах.416.

Обращалась с Евангелием как с гадательной книгой.417. Срывала ягоды, цветы, ветки в чужих садах без разрешения.418. В пост не имела доброго расположения к людям, допускала нарушения поста.419.
Не пугайтесь собственных грехов, они никоим образом не должны стоять между вами и визитом в церковь на исповедь. Помните, что Богу угодно само стремление души к покаянию. 5 Не переживайте, что священник будет неприятно удивлен или даже поражен списком ваших неправедных деяний. Поверьте, церковь видела и не таких грешников, кающихся в содеянном.

Священник, как никто другой, знает, что люди слабы и без божьей помощи не могут справиться с демоническим искушением. 6 Если есть сомнения в репутации священника, совершающего Таинство исповеди, учтите, что исповедь остается в силе независимо от того, насколько грешен священнослужитель, при условии, что вы каялись на самом деле искренне. 7 Для первой исповеди выбирайте буднее время, когда в храме не так много людей. Можно заранее спросить совета знакомых, к какому священнику и в какой храм лучше всего обратиться с первой исповедью.

Нежила плоть душем, ванной, баней.183. Путешествовала бесцельно, скуки ради.184. При уходе посетителей не старалась молитвой освободиться от греховности, а пребывала в ней.185. Позволяла себе льготы в молитвенном деле, услаждения в мирских утехах.186. Угождала другим в угодность плоти и врагу, а не на пользу духа и спасения.187. Грешила недушеполезной привязанностью к друзьям.188. Гордилась собой при совершении доброго дела. Не унижала, не укоряла себя.189. Не всегда жалела грешных людей, а бранила и укоряла их.190. Была недовольна своею жизнью, бранила её и говорила: “Когда только смерть возьмёт меня”.191.

Бывали случаи, что назойливо звонила, громко стучала, чтобы открыли.192. При чтении не вдумывалась в Святое Писание.193. Не всегда имела радушие к посетителям и память Божию.194.

Делала дела по пристрастию и трудилась без нужды.195. Часто разжигалась пустыми мечтаниями.196.

Никаких развлечений и легкомысленной литературы, лучше вспомните о Священном Писании. Исповедь проходит в следующем порядке:

  • дождитесь своей очереди на исповедь;
  • повернитесь к присутствующим со словами: «Простите меня, грешную», услышав в ответ, что Бог простит, и мы прощаем, и только тогда подходите к священнику;
  • перед высокой подставой – аналоем склоните голову, перекрестившись и поклонившись, начинайте правильно исповедоваться;
  • после перечисления грехов, выслушайте священнослужителя;
  • затем, перекрестившись и поклонившись дважды, целуем Крест и святую книгу Евангелие.

Заранее продумайте, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке.

Пример, определение грехов, можно взять из библейских Заповедей. Начинаем каждую фразу со слов, что согрешила и в чем точно.

Тяготилась службой, ожидала конца, спеша скорее к выходу, чтобы успокоиться и заняться делами житейскими.236. Редко делала самоиспытания, вечером не читала молитву “Исповедую тебе…”237.

Редко размышляла о том, что слышала в храме и читала в Писании.238. В злом человеке не отыскивала черты доброты и не говорила о его добрых делах.239. Часто не видела своих грехов и редко осуждала себя.240. Принимала противозачаточные средства. Требовала от мужа предохранения, прерывания акта.241. Молясь о здравии и упокоении, часто перебирала имена без участия и любви сердца.242. Выговаривала всё, когда лучше было бы промолчать.243. В беседе пользовалась артистическими приёмами. Говорила неестественным голосом.244. Оскорблялась невниманием и пренебрежением к себе, была невнимательна к другим.245. Не воздерживалась от излишеств и удовольствий.246. Без разрешения носила чужую одежду, портила чужие вещи.

Исповедь – это таинство, когда верующий исповедуются в своих грехах священнику. Представитель церкви наделён правом прощать грехи от имени Господа и Иисуса Христа.

По библейским сказаниям, Христос наделил такой возможностью апостолов, что после передалось священнослужителям. Во время покаяния человек не просто рассказывает о своих прегрешениях, но и даёт слово больше не совершать их.

Что такое исповедь?

Исповедь – это не только очищение, но и испытание для души. Она помогает снять груз и очиститься перед лицом Господа, примириться с ним и преодолеть внутренние сомнения. Ходить на исповедь необходимо раз в месяц, но если вы хотите делать это чаще, стоит следовать позывам души и каяться в любое время, когда вы захотите.

За особо тяжёлые грехи представитель церкви может назначить особое наказание, которое называется епитимья. Им может стать долгая молитва, пост или же воздержание, являющиеся способами очиститься. Когда человек нарушает законы Бога, это негативно сказывается на его душевном и физическом состоянии. Покаяние помогает набраться сил и бороться с соблазнами, толкающими людей на грех. Верующий получает возможность рассказать о своих проступках и снять груз с души. Перед исповедью необходимо составить список грехов, с помощью которого можно правильно описать грех и подготовить правильную речь для покаяния.

Как начать исповедь перед батюшкой с каких слов?

Семь смертных грехов, являющиеся основными пороками выглядят так:

  • чревоугодие (обжорство, чрезмерное злоупотребление пищей)
  • блуд (распутная жизнь, неверность)
  • гнев (вспыльчивость, мстительность, раздражённость)
  • сребролюбие (жадность, стремление к материальным ценностям)
  • уныние (лень, депрессия, отчаяние)
  • тщеславие (эгоизм, чувство самовлюблённости)
  • зависть

Считается, что при совершении этих грехов человеческая душа может погибнуть. Совершая их, человек всё дальше отдаляется от Бога, но все они могут быть отпущены во время искреннего покаяния. Считается, что именно мать – природа заложила их в каждого человека, и только наиболее сильные духом могут сопротивляться соблазнам и бороться со злом. Но стоит помнить, что каждый человек может совершить грех, переживая нелёгкий период в жизни. Люди не застрахованы от несчастий и сложностей, которые могут довести до отчаяния каждого. Нужно научиться бороться со страстями и эмоциями, и тогда никакой грех не сможет одолевать вас и сломать вам жизнь.

Подготовка к исповеди

К покаянию необходимо подготовиться заранее. Для начала нужно найти храм, в котором проводятся таинства и выбрать подходящий день. Чаще всего они проводятся в праздничные и выходные дни. В это время в храме всегда находится много людей, и не каждый сможет открыться, когда рядом находятся посторонние люди. В таком случае необходимо обратиться к священнику и попросить его назначить встречу в другой день, когда вы сможете остаться наедине. Перед покаянием рекомендуется прочесть Покаянный канон, что позволит настроиться и привести мысли в порядок.

Необходимо знать, что существует три группы грехов, которые можно записать и взять с собой на исповедь.

  1. Пороки, направленные против Бога:

К ним относятся хула и оскорбление Господа, кощунство, интерес к оккультным наукам, суеверие, размышление о самоубийстве, азарт и прочее.

  1. Пороки против души:

Леность, обман, употребление нецензурных слов, нетерпение, неверие, самообольщение, отчаяние.

  1. Пороки против ближних:

Неуважение к родителям, клевета, осуждение, злопамятство, ненависть, воровство и так далее.

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале?

Прежде чем подойти к представителю церкви, выбросьте из головы плохие мысли и приготовьтесь раскрыть душу. Начать исповедь можно так, как правильно исповедоваться что говорить батюшке пример: « Господи, согрешил перед тобой», и уже после этого можно перечислять свои прегрешения. Нет никакой необходимости рассказывать священнику о грехе в мельчайших подробностях, достаточно лишь сказать « Совершил прелюбодеяние» или признаться в другом пороке.

Но к перечислениям прегрешений можно добавить «Согрешил завистью, постоянно завидую своему соседу….» и так далее. Выслушав вас, священник сможет дать ценный совет и помочь правильно поступить в той или иной ситуации. Подобные уточнения помогут выявить ваши наибольшие слабости и бороться с ними. Заканчивается исповедь словами «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй мя грешного!».

Многим исповедующимся очень стыдно рассказывать о чём – либо, это абсолютное нормальное ощущение. Но в момент покаяния нужно преодолеть себя и понимать, что не священник осуждает вас, а Бог, и что именно Богу вы рассказываете о своих грехах. Священник – всего лишь проводник между вами и Господом, не стоит об этом забывать.

Список грехов для женщины

Многие представительницы прекрасного пола, ознакомившись с ним, принимают решение отказаться от исповеди. Выглядит он таким образом:

  • Редко молилась и приходила в храм
  • Во время молитвы думала о насущных проблемах
  • Вступала в половые связи до замужества
  • Имела нечистые мысли
  • Обращалась за помощью к гадалкам и магам
  • Верила в суеверия
  • Боялась старости
  • Злоупотребляла спиртными напитками, наркотиками, сладостями
  • Отказывала в помощи другим людям
  • Совершала аборты
  • Надевала откровенную одежду

Список грехов для мужчины

  • Хула на Господа
  • Неверие
  • Насмешки над теми, кто слабее
  • Жестокость, гордость, лень, жадность
  • Уклонение от армейской службы
  • Оскорбления и применение физической силы против других
  • Клевета
  • Неумение противостоять соблазнам
  • Отказ в помощи родным и другим людям
  • Воровство
  • Хамство, презрение, жадность

Мужчине необходимо более ответственно подходить к данному вопросу, так как он является главой семьи. Именно с него дети будут брать пример для подражания.

Существует также список грехов для ребёнка, который можно составить после того, как он ответит на ряд определённых вопросов. Он должен понять, насколько важно говорить искренне и честно, но это уже зависит от подхода родителей и их подготовке своего чада к исповеди.

Важность исповеди в жизни верующего

Многие святые отцы называют исповедь вторым крещением. Это помогает наладить единение с Богом и очиститься от скверны. Как гласит Евангелие, покаяние – это необходимое условие для очищения души. На протяжении всего жизненного пути человек должен стремиться побороть соблазны и не допустить порока. Во время этого таинства человек получает освобождение от оков греха, а все его прегрешения прощаются Господом Богом. Для многих покаяние – это победа над самим собой, ведь только истинно верующий человек может признаться в том, о чём люди предпочитают молчать.

Если вы исповедовались ранее, то не стоит заново рассказывать о старых грехах. Они уже отпущены и каяться в них больше нет смысла. Когда вы закончите исповедоваться, священник скажет свою речь, даст советы и наставления, а также произнесёт разрешительную молитву. После этого человек должен перекреститься два раза, поклониться, приложиться к распятию и Евангелие, затем перекреститься ещё раз и получить благословление.

Как исповедоваться в первый раз - пример?

Первая исповедь может показаться таинственной и не предсказуемой. Людей пугает ожидание того, что они могут быть осуждены священником, испытать чувство стыда и неловкости. Стоит помнить, что представители церкви – это люди, живущие по законам Господа. Они не осуждают, никому не желают зла и любят своих ближних, стараясь помочь им мудрым советом.

Они никогда не выскажут личную точку зрения, поэтому не стоит бояться того, что слова батюшки могут вас каким - то образом задеть, обидеть или пристыдить. Он никогда не выявляет эмоций, говорит негромким голосом и очень мало. Перед покаянием можно подойти к нему и попросить совета, как правильно подготовиться к этому таинству.

В церковных лавках существует масса литературы, которая также может помочь и дать много важной информации. Во время покаяния не стоит жаловаться на других и на свою жизнь, нужно говорить только о себе, перечисляя пороки, которым вы поддались. Если вы придерживаетесь поста, то это лучший момент для исповеди, ведь ограничивая себя, люди становятся более сдержанными и совершенствуются, способствуя очищению души.

Многие прихожане заканчивают свой пост исповедью, что является логичным завершением длительного воздержания. Это таинство оставляет в душе человека самые яркие эмоции и впечатления, которые никогда не забываются. Облегчая душу от грехов и получая их прощение, человек получает шанс начать жизнь заново, противостоять соблазнам и жить в согласии с Господом и его законами.Статья найдена на alabanza.ru

Loading...Loading...