Для чего изучают основы православной культуры. Для чего российской школе "основы православной культуры"

МОСКВА, 29 ноя — РИА Новости. Минобрнауки заверяет, что предмет, посвященный изучению православной культуры, не будет вводиться в школьную программу на обязательной основе, а его введение как факультатива не является инициативой министерства.

СМИ узнали о новых попытках ввести в школах курс православной культуры Авторы программы намерены добиваться "становления православных христианских ценностных ориентаций" у детей. А свои поступки ученики должны будут оценивать "на основе нравственных норм православной христианской традиции".

Ранее газета "Коммерсант" написала, что в российских школах может появиться предмет "православная культура", рассчитанный на все время обучения детей — с первого по одиннадцатый классы.

"Программа предназначена не для обязательной части учебной программы, а для факультативных или дополнительных занятий, которые школа может вводить по запросу родителей и обучающихся. К оценке курса министерство сможет приступить только в случае положительного заключения ФУМО (Федерального учебно-методического объединения)", — говорится в сообщении Минобрнауки.

"Отдельная программа "Православной культуры", рассматриваемая в настоящее время федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, вносилась не министерством и не является инициативой министерства", — подчеркнули в Минобрнауки. Там пояснили, что первоначально программа поступила на рассмотрение от РПЦ в Российскую академию образования летом 2016 года, была рассмотрена федеральным учебно-методическим объединением и отправлена на доработку. Авторами программы являются Игорь Метлик и Герман Демидов.

В министерстве напомнили, что в обязательной учебной программе сейчас модуль "Основы православной культуры" присутствует как один из модулей курса "Основы религиозных культур и светской этике", предназначенного для учащихся четвертых классов. В состав курса входят шесть модулей: основы светской этики, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур.

"Учащиеся и их родители в начале учебного года самостоятельно выбирают любой из модулей для изучения, и министерство не будет отходить от предоставления самостоятельного выбора", — сообщили в Минобрнауки, добавив, что с 2015 года ведомство проводит масштабное исследование качества преподавания курса в школах России в том виде, в котором оно реализуется сегодня - в рамках программы четвертого класса: анализируется учебная литература курса, его эффективность в образовательном аспекте, качество подготовки учителей.

Глава информационной службы синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата иеромонах Геннадий (Войтишко) подтвердил РИА Новости, что "ни о какой обязательности курса "Православная культура" речи не идет и идти не может". Как пояснил Войтишко, существующая в федеральном государственном образовательном стандарте предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" "не предполагает обязательности модуля в рамках этой предметной области". "Школы сами самостоятельно определяют, какие программы им реализовывать в рамках данной области. Конечно же, школы принимают решение на основании мнения законных представителей детей - родителей", — отметил священник.

Россия православная

Православными у нас считают себя - по данным разных социологических исследований - 60-80% населения. А когда приходит время выбирать для своих детей, что им важнее узнать из "Основ религиозных культур и светской этики», только 20-30% отдают предпочтение «Основам православной культуры». Это притом, что % 90 утверждают, что к русской культуре относятся в целом позитивно, и никуда уезжать из России не намерены. В чем же тут дело?

Прежде всего в том, что подавляющее большинство людей, причисляющих себя к православным, о православии имеют весьма смутное понятие. Если Евангелие читали чуть более половины номинальных православных, то что говорить о знании богословия. Даже и желания с ним знакомиться не появляется, зачем мне знать, что Бог Един по природе и Троичен в Лицах? Или то, что Церковь понимается как Тело Христово? Или о том, что каждый человек несет в себе образ Божий? Какое это отношение к моей жизни имеет?

Самое непосредственное. Потому что вероучительные истины религии определяют культуру народа, который эту религию исповедует. Культуру в широком смысле, не в нынешнем упрошенном, когда ее воспринимают как собрание различных искусств. Культуру как совокупность всех проявлений человеческой деятельности, ценностных установок, навыков и умений. Как то, что предписывает человеку определенные способы мышления и самовыражения, определяет жизненную стратегию и образ жизни человека, формирует психологию и отдельного человека и народа в целом.

Религиозные корни культуры совсем не обязательно осознаются носителями этой культуры. "Скрытая религия" - это когда культура построена на идеях, которые изначально были религиозными, а сейчас стали светскими, и являются нормальным образом мыслей и жизни для членов этой культуры. В советские времена, когда вера в Бога была почти совсем исключена из общественной жизни, русский народ продолжал жить нравственными идеалами, проистекающими из Православия. Даже «Моральный кодекс строителя коммунизма» удивительно напоминал Заповеди Божии. Как сказал Патриарх Кирилл в своем слове на I Калининградском форуме Всемирного русского народного собора, сердцевиной нашей цивилизации «в духовном смысле... несомненно, является православное христианство, которое, собственно говоря, и сформировало единое централизованное государство на евразийском пространстве». Тот русский мир, в котором мы живем, «вырос» из Православия.

Составить портрет носителя русской культуры, осознать, что такое психология русского человека, точнее, психология «русскости», весьма непросто. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Это глубокая мысль поэта-философа Ф.Тютчева стала для многих расхожим объяснением «загадочной русской души». Которая одними воспринимается как вселенское чудо, другими - как некий абсурд, который являет собой Россия в мировом пространстве.

Самоощущение русского человека несет на себе печать церковной соборности. Мы ощущаем себя единым народом, слова «Россия», «русская цивилизация», «патриотизм» для нас - не пустой звук, кто бы и как бы не пытался их девальвировать. Для настоящих русских общественные интересы важнее личных: "Сам погибай - товарищей выручай". Именно поэтому "Друг познается в беде" - если в беде ближний предал тебя, оставил - он не друг, да и не настоящий русский! Настоящий русский человек никогда не предает ближних.

Русский человек всегда чувствует себя частью чего-то большего, чем он сам. Самому себя ему всегда не хватает. Удовлетворения собственных потребностей мало. Русскому всегда нужна большая общая цель. Без неё жизнь лишена смысла. Так проявляется православное представление о том, что смысл человеческой жизни - за пределами жизни земной, в Царствии Божием.

Русская культура в основе своей культура общинная, то есть построена не на идее разделения и противопоставления, конкуренции, а на идее объединения. Это не культура одиночек, это культура, строящаяся на взаимодействии со всеми ближними. В глубине души людей есть представление о том, что мы живем не только и даже не столько для себя, сколько для другого, и смысл жизни видится в служении другому. Русскому человеку свойственна открытость, доброта, доброжелательность по отношению к ближнему, желание послужить и помочь ему. В нашу психику накрепко вошли любовь и сострадание, жертвенность и ответственность, солидарность и взаимная выручка, стойкость в страданиях и смиренное отношение к смерти. Это действие «генетической» памяти, оставшейся с тех времен, когда русский православный народ стремился подражать Христу.

Русская культура строится по преимуществу на духовных основаниях, материальные ценности и приобретение земных благ не является главной целью и смыслом жизни. Для настоящего русского человека "бедность - не порок", а богатство нечто временное, непостоянное, иногда даже недоброе: "Богатому сладко естся, да плохо спится", "Без денег сон крепче" и т.д. Подавляющее большинство русских пословиц и поговорок говорит о богатстве как о горе и осуждает его. Это воплощение в повседневную жизнь евангельских строк: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21). Мы странники на земле, наш дом в духовном мире. А там, в Царствии Небесном, никакие материальные богатства не спасут человека, не верующего в Господа, не приступающего к причаст ию Его Тела и Крови - то есть не имеющего част и с Богом.

Представителям русской культуры свойственна нравственная чистота, его глубинная потребность верить в нечто значительное, в добро, в благородство, потребность послужить чему-то возвышенному. Он стремится к духовному совершенству, поскольку сказано в Евангелии: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.6:48). Для русского мира, если сравнивать его с цивилизацией Запада, характерна надмирность, инаковость, преобладание духовной жизни над жизнью плотской.

Привлекательный портрет получился, правда? Только вот он уже не актуален для нынешних времен, с этим согласится каждый россиянин. Совсем другие люди нас окружают, да и сами мы далеко не таковы.

И неудивительно. Культура усваивается человеком, когда он проживает в этой культуре. А у нас традиционное общество, основанное на Православии, прекратило свое существование век назад. Конечно, ценностные ориентации Христианства не сразу исчезли из общественной жизни. Еще несколько десятилетий дети воспитывались в семьях, сохраняющих укоренившийся в Православии жизненный уклад. Поэтому к Великой Отечественной войне подошло общество, в котором живы были идеалы Православия. Вот как на вопрос о том, что было причиной победы Советского Союза в этой страшной войне, отвечает историк Сергей Перевезенцев: «Русский характер, воспитанный в православной традиции, когда твой главный враг находится не вовне, а в тебе самом, так как главный твой враг - враг внутренний. Победи врага в себе, то есть трусость, боязнь, то дьявольское, что в человеке живет - и это главная твоя битва. Победив в ней, ты победишь и внешнего врага. Даже погибнув, даже понимая, что твоя жизнь прекратится в эту секунду, ты все равно победил, потому что победил врага в себе. Иначе говоря, главная победа носит духовный характер. Это и есть основа русского подвига - духовная победа, абсолютная внутренняя свобода и христианское понимание, что земная жизнь в какие-то моменты не играет никакой роли, поскольку идет битва за жизнь вечную. Такое восприятие подвига было воспитано в нашем народе столетиями, и надеюсь, что и у нас это тоже сохраняется»

Сохраняется ли? С тех пор в отрыве от православных корней выросло три поколения. Только в последние десятилетия мы начинаем заново открывать Православие. Почти с нуля, потому что за нашей спиной нет поколения бабушек, воцерковленных в детстве, которые могли бы передать внукам свой опыт духовной жизни. Не зря наше время порой называют постхристианской эпохой.

И если бы только эта беда. В конце концов, опыт - дело наживное. И знания о вере сейчас, к счастью, общедоступны. Справились бы.

Европа протестантская

С началом перестройки, началось внедрение в Россию западных цивилизационных установок, современной американо-европейской культуры, основанной на католических и протестантских представлениях о Боге и мире. Той культуры, которую в СССР наблюдали только в щелочки в «железном занавесе». Атеистически настроенная часть населения культуру эту признавала ужасно прогрессивной и завидовала ее носителям. И вот, дождались: «Вы еще сохраняете свою культурную идентичность? Тогда мы идем к вам!»

Первый перестроечный министр образования РФ Э. Днепров в начале 90-х годов прямо сформулировал задачу-новацию тогдашних проамериканских реформаторов: «школа должна стать инструментом изменения менталитета общества», призвана формировать «рыночную культуру и рыночное сознание»! Образование по-реформаторски должно было стать «одним из главных источников новой социальной идеологии, способной изменить менталитет общества, новой культурной матрицей, которая будет определять тип личности, тип народа». Это был, по сути, открытый предательский призыв отвращать детей от своей национальной идентичности, культуры, истории, духовности.

Уже почти три десятилетия на нашей территории и на наших глазах происходит битва двух цивилизаций, русской и западной, американской, европейской - названия разные, а суть одна. И наша победа в этой духовной войне что-то не просматривается.

Западная цивилизация выросла на почве католичества и протестантизма - других деноминаций Христианства. И глубинная суть культуры Запада кроется в католическом и протестантском вИдении Бога, в их вероучительных доктринах.

Католическое вероучение, прежде всего восприятие католиками догмата о Пресвятой Троице, привело к тому, что католичество оказалось гораздо более чем Православие, ориентировано на внешнюю, земную человеческую жизнь. Именно католические страны являются родиной таких культурных феноменов, как эпохи Возрождения и Просвещения. Там зародилась схоластика, целью которой было возвести веру в степень знания. В недрах католичества сформировалось представление о высокой значимости индивидуальности человека. Бог как бы отходит на второй план, преобладает интерес к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство. Человек отныне сам выступает как творец, хозяин своей судьбы и вершитель судеб мира. Возник культ универсальной и самостоятельной личности. Нынешнее понимание гуманизма родом оттуда.

Протестантизм, возникший в Европе в первой половине 16-го века как отрицание и оппозиция Римско-католической церкви, продолжил отделение людей от Бога. Ключевой для вероучения реформаторов стала мысль о том, что Господь не вмешивается в людские дела. Бог создал людей, заранее предопределил участь каждого - кому суждено спасение, а кому погибель, и отошел в сторону... И человек вынужден свои земные проблемы решать самостоятельно. Это представление в значительной степени и определило пути развития цивилизации Запада.

Как понять - избран человек Богом или отвержен? В качестве критерия был выбран уровень преуспевания человека в обществе, уровень его богатства в первую очередь. Теперь те, кто хотел спастись для вечной жизни, занялись сколачиванием капиталов в жизни земной. На этой основе сформировался капитализм, который должен был, по представлениям протестантов, играть роль Царствия Божия на земле. Свелось же все к построению гедонистической цивилизации, ориентированной на безграничное потребление.

Каждому хочется войти в число спасенных, поэтому люди начинают стремиться к земному преуспеянию, расталкивая других локтями. И здесь - один из корней индивидуализма, который стал уже визитной карточкой европейской культуры. Протестанты спасаются поодиночке, православные - в Церкви Христовой.

Практически все протестанты настаивали на том, что спасение души, возможно, только благодаря личной вере. Это значит, что человек может спасти свою душу только собственными усилиями. Здесь - еще одна причина атомизации современной европейской культуры, отсутствие там человеческого единства, которое еще сохраняется в России.

Такие реалии современного западного общества, как демократия, либеральные ценности, толерантность, права человека и пр. также базируются на учениях католицизма и протестантства. Но, когда вожделенный «рай» на земле был, хотя бы «в первом приближении», построен, религиозные устои европейского общества оказались лишними. Религиозность, даже такая «облегченная», как у протестантов, требует от человека напряжения внутренних сил, определенного самоограничения. А в обществе потребления требование самоограничения стало «дурным тоном». Постепенно и незаметно грех перестал быть злом, греховная жизнь стала считаться добропорядочной. В европейцах что-то сломалось, у них как бы атрофировался тот орган, который отвечает за богообщение.. Как говорит французский культуролог Жак Бодрийяр: «у нас теперь поистине царство свободы - всеобщей ни-к-чему-не-привязанности, никому-не-обязанности, ни-во-что-не-верия».

Каждая великая цивилизация в среднем прожила от 1,5 до 2 тысяч лет. Древняя Греция, Древний Рим, Вавилон, индейцы Майя, племена ацтеков. Крушение цивилизаций происходит по одному и тому же сценарию: достижение материального благополучия, начало больших катаклизмов и появление варваров. Европейской цивилизации сейчас 2015 лет от Рождества Христова и она исчерпала себя, отвернувшись, по сути, от Христа. Сейчас мы наблюдаем «Закат Европы», который, согласно предсказанию немецкого философа Освальда Шпенглера, сделанного им в начале 20-го века, придется на 2018 год. Глобальный исторический процесс смены цивилизаций идет своим путем.

«Перестройка» в России одной из главных своих целей ставила смену традиционной культурной парадигмы на западную. Результаты описывать не нужно, они видны каждому, кто умеет видеть. Сейчас уже совершенно понятно, что если мы потеряем тот фундамент, на котором стоит наша цивилизация, мы потеряем Россию. И протестовать против изучения «Основ православной культуры» в школе - значит смириться с тем, что Россия уже очень скоро встанет в ряд периферийных европейских государств, «недотягивающих» до либерально-демократического идеала. Вместо того чтобы укреплять свою мощную и глубокую культуру, естественную и целостную, культуру подлинного человеческого бытия.

Но и это не самый страшный исход для России в случае утраты нами культурной идентичности, которая зиждется на православной вере. «Это только присказка, сказка впереди».

Общемировая экспансия ислама

Европа уже сейчас пасует перед мусульманами. Численность приверженцев ислама в европейских странах составляла 6-8% еще до нашествия мигрантов из стран Ближнего Востока, интенсивно идущего в последние годы. Кроме того, рождаемость в среде мусульман в несколько раз превышает рождаемость в Европе. Интеграции мусульман, даже во 2-3 поколениях, в европейскую культуру не происходит. Изучавший эту проблему датский психолог Николай Сеннельс на вопрос: « Возможна ли интеграция людей мусульманского происхождения в западные общества?» отвечает решительное «нет»: «Психологическое объяснение на самом деле просто. Мусульманская и западная культуры фундаментально очень разные. Это означает, что мусульманам нужно претерпеть серьёзные изменения в своей идентичности и ценностях для того, чтобы стать способными принять ценности западных обществ. Изменение базовых структур в одной личности - это сложный психологический и эмоциональный процесс. Очевидно, совсем немногие мусульмане ощущают мотивацию, чтобы пройти его» . То есть интегрироваться мусульмане вовсе не собираются, они сохраняют свою культурную идентичность. Согласно опросу, проведенному в 2013 г. Берлинским центром социологии среди 12 тыс. мигрантов в Нидерландах, Германии, Франции, Австрии и Швеции, две трети мусульман в Европе ставят религиозные предписания выше законов тех стран, в которых они проживают. По некоторым прогнозам численность мусульман в Европе к 2030-му году приблизится к 50-ти процентам населения. Как утверждает Михаил Делягин, директор института проблем глобализации, Соединенные Штаты Америки планируют к 2030 году создание на территории Европы исламского халифита (государства). Таково вкратце положение дел в мировом общественно-политическом пространстве.

Ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. Ни в одной другой религии нет такого количества верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере. Ислам ощущается ими как основа жизни и мера всех вещей. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, ее способность дать верующим целостную и понятную картину мира, общества и устройства вселенной - все это делает ислам притягательным для новых приверженцев. Несмотря на обилие в исламе различных течений, среди всех мусульман существует стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями и общими интересами в современном мире.

Догматика ислама проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один Бог - Аллах. Аллах абсолютная ценность, но нечто внешнее по отношению к человеку.

Ислам не знает благодати Божией, подаваемой Святым Духом, с помощь которой православный человек может бороться с грехами и проявлять искренне послушание Богу. Он не знает способа сказать искушению "нет", как делает православная аскетика. Значит, искушения должны быть физически исключены из человеческой жизни. Поэтому для ислама характерно нормативное регулирование всей жизни человека - начиная от его рождения и до смерти. Это регулирование осуществляется с помощью шариата («надлежащий путь») - свода норм морали, права, культурных предписаний, определяющих всю жизнь мусульманина. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. Ислам для мусульман - это не просто религия, а их образ жизни.

«Ближним» в исламе принято считать только единоверца - в отличие от православия, где это понятие распространяется на всех нуждающихся в помощи, какой бы веры они ни были. Причина этого различия в том, что ислам не знает животворной идеи богосыновства, наполняющего отношения Бога и человека истинной теплотой и любовью. Все, кто исповедует другие религии, для мусульманина - неверные (себя они называют правоверными). В традиции ислама - высокомерное чувство превосходства и нетерпимости к неверным. Согласно исламскому праву не-мусульмане не являются полноправными гражданами в исламских странах, даже если они коренные жители этих стран. Исламское государство обязано проводить различие (т.е. дискриминацию) между мусульманами и не-мусульманами. Шариат все же гарантирует неверным некоторые оговоренные права, в обмен на которые они не имеют права вмешиваться в дела государства, поскольку не поддерживают его идеологию. Правда, неверный может и стать полноценным гражданином - если примет ислам, вместе с мусульманским образом жизни (многоженство, бесправие женщин, пятикратный намаз и пр.). Но обратного пути не будет - отказ от ислама карается смертью.

В Европе, где традиционные религии - католичество и протестантизм, ослабевают и сменяются идеологией постмодерна, уже начинается реализация тщательно разработанной шариатской концепции построения "Всемирного исламского халифата". Значительная часть полутора миллиардов мусульман разделяет позицию египетского муллы Салем Абу аль-Фута: "Нация Ислама" вернется и завоюет новые позиции, не смотря не на что, не на кризис, не смотря на высокомерие Запада. Запад не может не быть уничтожен. В свое время Аллах уничтожил Византийскую империю, уничтожил Персидскую, так же Аллах уничтожит и Запад. Это недвусмысленное обещание. Ислам не просто завоюет страны Запада, они обязательно будут исламскими....». «Закат Европы» уже начался.

Ислам в России

Возраст русской цивилизации - около тысячи лет. Еще лет 500 - 1000 должно бы быть у нас в запасе. Но отход народа от своих православных корней, принятие постхристианских европейских ценностей, делает и нас уязвимыми для активно распространяющейся исламской цивилизации.

Процессы исламизации населения уже запущены в России «в промышленных масштабах». Экспансия мусульман в Россию идет уже давно, причем районы проживания выбираются явно не случайно. Их численность растет, например, в Ханты-Мансийском автономном округе, части Тюменской области, на которую приходится более половины всей нефтедобычи России. Там уже наблюдается массовое принятие радикального ислама русскими подростками, учащимися средних учебных заведений. Изучением этой проблемы более 10-ти лет занимается монах Иоанн (Изяслав Александрович Адливанкин), ведущий специалист Душепопечительского Православного Центра святого Иоанна Кронштадтского. Далее - несколько цитат из его аналитического исследования. Полный текст можно найти по ссылке http://dpcentr.cerkov.ru/pravoslavie-i-islam/ Очень стоит почитать тем родителям, кто считает, что знать основы православной культуры их детям не обязательно.

Экспертная оценка автора: численность исламского населения и выходцев из Кавказа в одном из городов - 20-25 процентов от общего количества жителей, а в образовательной среде - порядка 40%... Аналогичная статистика и в регионе в целом.

«История показывает, что исламизация страны начинается тогда, когда появляется значительное число мусульман, и они начинают отстаивать свои религиозные права и требовать привилегий. И когда политкорректное, толерантное и культурно разрозненное общество начинает идти на поводу у мусульман в их требованиях, начинают появляться уже некоторые иные тенденции.

При достижении уровня 2-5 % населения, мусульмане начинают заниматься прозелитизмом среди маргинальных слоёв населения, этнических меньшинств, в тюрьмах.

При достижении 5% они начинают пытаться оказывать влияние на социально-культурную атмосферу соразмерно со своей процентной долей в обществе. А именно: начинают продвигать понятие «халяль», производить и продавать продукцию для мусульман, тем самым обеспечивая рабочие места для себя, организуют торговые сети, рестораны «для своих», культурные центры. На этом этапе они также пытаются налаживать контакты с государственными структурами, пытаясь выторговать для себя наиболее благоприятные условия для исполнения шариатских норм ».

Когда же мусульманское население достигает 10%, они начинают прибегать к незаконным методам достижения своих привилегий.

При достижении 20% местным гражданам следует быть готовым к началу исламских рейдов на улицах, джихадистским патрулям, поджиганию церквей и синагог.

После отметки в 40% остатки народа, возможно, станут жертвой периодического террора. Когда мусульман станет большинство - более 60%, граждане - немусульмане - начнут подвергаться преследованиям, гонениям, этническим чисткам, будут урезаны в правах, начнут платить дополнительные налоги, и всё это юридически будет основываться на шариатских положениях.

При достижении 80% - государство уже полностью во власти мусульман, христианские и иные религиозные меньшинства будут подвергаться регулярным запугиваниям, насилию, будут проводиться санкционированные государством чистки с целью изгнания из страны «неверных» или принуждения их к принятию ислама.

И когда эти проверенные историей методы дадут свои плоды, государство приблизится к тому, чтобы стать полностью исламским - на 100%, оно станет «Дар-аль-ислам» (дом, земля ислама). Тогда, как верят мусульмане, у них наступит полный мир, поскольку все станут мусульманами, медресе - единственным учебным заведением, а Коран - единственным писанием и руководством к действию одновременно»

«Еще три-четыре года назад в среде учащихся городов Югры, которые я посещал, я наблюдал определенное противостояние - вполне естественное противостояние разной ментальности и культур, но в последние год-два - почти нет. Не потому, что его нет, а потому, что статус-кво сил уже достаточно определен. Сегодня уже можно утверждать: однозначно не в пользу славянского, русского населения. Подчеркну: речь идет именно о мире детей и подростков»

«Подростковые «диспуты» на религиозные темы, как правило, кончаются полным фиаско русских, очень мало знающих о своей вере и культуре. Не только постсоветская индифферентность к религиозной проблематике играет свою роль, но даже у верующих православных христиан не принято выводить свои внутренние убеждения на внешнее обсуждение, в отличие от представителей ислама. Его юные последователи так же не владеют какими-то богословскими знаниями, но пользуются терминологией своих реакционных полемистов, разными путями вложивших в их неокрепшие умы рубленные антихристианские фразы и понятия. В конкретных условиях все это приобретает сугубо этнические значения. Уже сегодня в сознании исламских подростков понятие «русский» полностью отождествлено с «православный» и «христианин». Это классика ненависти исламских радикалов. Конечно, особо отличаются агрессией именно те русские, славянские подростки, которые были обращены в ислам - радикальный, в абсолютном большинстве случаев»

«Процессы, о которых идет речь - часть глобального противостояния. Это известная тактика, отработанная тысячелетиями: янычары были, как известно, выращенными в исламе детьми православных греков и славян. Можно без всякой метафоры утверждать, что в тихих, «упорядоченных» городах Сибири уже живут и действуют сотни таких «янычар» - молодых людей из русских семей, принявших радикальный ислам и яро ненавидящих своих бывших единоплеменников и некогда родную страну. Их число неизменно увеличивается, ибо именно на них сделана политическая ставка...»

«Современному молодому человеку, воспитанному бесконечным насилием с экранов телевизоров, обделенному вниманием родных и окруженному непониманием - нужна опора, СИЛА. И эта «сила» призрачно мерещится замутненному сознанию некоторых таких искателей в исламе: агрессивная самость, умноженная на сакральную идею и групповую поддержку, может представиться идеальным вариантом. Но это все же не ислам, не религия, давшая миру великую культуру с ее врачами, зодчими, мыслителями и мистиками. Речь идет не о вере, а о самоутверждении. Молодые люди идентифицируют себя в этих условиях тождественно членам бандформирований - что в итоге часто и получается»

«Особую роль играют сегодня даже подсознательно действующие механизмы «толерантности» и «либерализма», экспортируемые всеми возможными средствами в сознание молодого поколения. Либерализм, отстаивающий сугубое право человека на самостоятельный выбор, приводит современных молодых людей к позиции, фатально умаляющей общественно-государственный институт преемственности и воспитания. А прилагаемая к этому модель «толерантности» распространяет это право на все, даже на то, что в разумном цивилизованном обществе этого права в принципе не имеет. Сформированный всем этим апломб юной личности готов к «эксклюзиву» даже в религиозности.

И даже потрясающая сегодня устои традиционного семейного мира «ювенальная юстиция», представляющая собой органическую часть пакета либеральных ценностей, - провоцируя управляемый бунт детей против родителей, трансформирует его в итоге в бунт против религиозной традиции. А эта новая «культура взаимоотношения поколений» требует и новую онтологическую базу - религиозную основу. Наше время переставило все наоборот: вначале религия формировала культуру, сейчас культура религию. Ваххабизм, как и многие другие неадекватные формы религиозности, вполне удовлетворяют данному запросу»

«Перспектива социальных претензий масс переселенцев вполне прогнозируема, она так или иначе исходит из тех религиозных воззрений, которые являются определяющими в превалирующих исламских течениях. Можно говорить о двух глобальных и оба они «части одного»: создание исламского халифата и запрет благоверным мусульманам жить на территории неисламского государства. Реализацию первого в виде ваххабизма мы уже знаем, а второе в современной интерпретации предполагает просто быструю исламизацию вновь открывшихся жизненных пространств».

Происходит все это не где-то далеко и не когда-то в завтрашнем времени, а здесь и сейчас. В современной России формируются центры, из которых будет исходить грядущая исламизация страны. Вы уверены, что к вам это не относится? А к вашим детям? Вам все еще хочется по-европейски толерантно рассуждать о правах мигрантов?

Монах Иоанн пишет: «Я не смею предлагать здесь мелкие меры для решения глобальных вопросов. Да это и невозможно, я хорошо понимаю - обозначенная ситуация тупиковая. Но тогда, может быть, следует использовать иные потенции и вспомнить, что Россия - православная страна, как о своей вере всегда помнят представители ислама?!»

А тем временем в наших школах...

«Образование» - термин, происходящий от слова «образ». Образ Божий. Цель жизни человека - пробудить в себе Образ Божий, уподобиться (насколько это возможно) Господу. Как писал святитель Василий Великий: «Наш мир - училище разумных душ». Школьное обучение формирует мировоззрение человека.

В последние десятилетия Россия стремится стать частью Запада. Свои традиционные ценности мы отбрасываем ради того, чтобы перекроить все сферы жизни на западный манер. Особенно болезненно реформирование сказалось на воспитании детей и молодежи. Воспитание прав стало важнее воспитания обязанностей.Мультикультурализм и толерантность заслонили уважение и дружбу. Взращивание лидерства, насаждение конкурентного типа взаимоотношений, почти свели не нет заботу и милосердие. Взаимовыручку заменили потребительством, ощущение единения со своим народом - стремлением к эгоистической самодостаточности, коллективизм - индивидуализмом, патриотизм вообще объявили пережитком «совка»...

Система советского образования - которое, если кто не помнит, признавалось лучшим в мире, перекраивается под западные стандарты. Отечественное образование, с его многовековой традицией энциклопедизма и фундаментальности, перестраивается в образование сугубо прикладное, в подготовку либо специалистов узкого профиля, либо вообще «квалифицированных потребителей». Вот выдержка из документа, определяющего стратегию реформ российского образования: рекомендуется установить «минимальные стандарты гражданственности», которые сводятся к «способностям правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций», «любви к российскому искусству и литературе, а также терпимости к другим социальным группам».

Реформа образования нанесла сильнейший удар по исторической и культурной преемственности русской школы, в результате чего произошла деформация исторической памяти и русской самобытности, смена русского менталитета и изменение общественного сознания. Резкое падение уровня образования и его качества - под видом его повышения - привело (уже привело, оглянитесь вокруг!) к оглуплению и культурно-психологической примитивизации молодёжи, формированию «осколочного», «фрагментарного» мышления, крайне узкого взгляда на жизнь, ориентированного на приспособление и поиск успеха. В итоге катастрофически быстро сокращается число людей, умеющих аналитически и масштабно мыслить, а уж тем более способных подняться до уровня осмысления государственных интересов. Зато такими людьми легко управлять в условиях нынешней информационной войны. Посмотрите на украинцев, которые в реформе образования нас перегнали - как легко удалось им «задурить мозги».

Как говорил главный идеолог современной российской школьной политики: «Каждый человек имеет право на такое образование, которое, в конце концов, обеспечит ему способность вырабатывать собственный моральный кодекс» . В западном мире это уже «проходили». И получили общество узаконенных бородатых девок, узаконенных лёгких наркотиков, законно платящих налоги публичных домов, узаконенной эвтаназии, узаконенных «семей» с тремя родителями и прочей мерзости «свободного» мира.

Сейчас, когда обостряется международная напряженность, нам совершенно необходимо возрождение национально-ориентированного образования, такой школы, которая бы формировала носителей русской культуры, патриотов своего Отечества, созидателей русской цивилизации. Причем делать это нужно срочно - «точка невозврата», если еще не пройдена, то очень близка. Русскому миру грозит опасность «досрочно» прекратить свое существование. Наша цивилизация, ослабленная принятием европейских либеральных ценностей, основанных на доктрине «прав человека», будет поглощена активно распространяющей свое влияние цивилизацией ислама. Противостоять этой экспансии может только государство, построенное на базе традиционной для нас православной культуры, государство, идеологию которого будут определять христианские нравственные ценности. Так что Православие нужно преподавать и детям, и взрослым, и не как культурологическую, а как мировоззренческую дисциплину, нравится это кому-то, или нет. Только так можно обеспечить высокий духовный и интеллектуальный потенциал нашего народа, который сейчас является необходимым условием выживания нации.

Но увы, не получится. У нас же светское общество, религия отделена от государства, права человека нарушатся... Ну-ну... Запасаемся попкорном.

Галина Руссо , кандидат геолого-минералогических наук, катехизатор

Изучение ОПК в светских школах не вступает в противоречие с законодательством России и полностью отвечает Конституции РФ. Так, в ст. 44, пункте 3 сказано: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия».

Изучение ОПК в светских школах не вступает в противоречие с законодательством России и полностью отвечает Конституции РФ. Так, в ст. 44, пункте 3 сказано: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия». Православие является религией, которую исповедуют 74% верующих. Культурное наследие РПЦ многогранно. Но как можно беречь, передавать в наследие то, чего не знаешь?
В 2007 году в Закон об образовании внесены существенные поправки. Ст. 9, пункт 6: «образование должно обеспечивать духово - нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Ст. 14, пункт 2: «содержание образования должно обеспечить … формирование духовно - нравственной личности». Предмет ОПК в полной мере способствует реализации этих статей Закона.

Олимпиада Российского православного университета включена в Перечень школьных олимпиад на 2016/2017 учебный год. Посвящена она роли православия в истории и культуре России.

Олимпиада Российского православного университета включена в Перечень школьных олимпиад на 2016/2017 учебный год. Посвящена она роли православия в истории и культуре России. Получается абсурдная ситуация: предмет в школе изучаться не будет, а олимпиада по нему будет проводиться. В соответствии с действующими правилами победители будут иметь льготы при поступлении в ВУЗ. Например, зачитывание 100 баллов вместо фактического результата ЕГЭ по предмету. Но поскольку ОПК изучаться не будет, то и ЕГЭ по нему проводить не имеет смысла.

Введение ОПК никоим образом не ущемляет права представителей других религий, поскольку предметом изучения являются именно духовно-нравственные аспекты Православия.

Введение ОПК никоим образом не ущемляет права представителей других религий, поскольку предметом изучения являются именно духовно-нравственные аспекты Православия. Как отметил на Поместном Соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «… у нас и у представителей нехристианских религий - разные представления о Боге и о Его отношении к человеку, разные традиции, отличающийся образ жизни. Но основные нравственные представления традиционных религий во многом близки, что позволяет им сообща противостоять вызовам морального нигилизма, агрессивного безбожия, межнациональной, политической и социальной вражды. Не случайно участники межрелигиозного диалога совместно осуждали терроризм, высказывались в поддержку традиционной семьи, выступали за возврат нравственности в экономику, критиковали порочную политику некоторых средств массовой информации, отстаивали интересы религиозных общин в дискуссиях с государственной властью».

Во всем мире ученики в школах изучают культуру той страны, в которой живут. В становлении российской государственности и развитии культуры ключевую роль сыграло именно православие.

Во всем мире ученики в школах изучают культуру той страны, в которой живут. В становлении российской государственности и развитии культуры ключевую роль сыграло именно православие. Церковнославянский язык оказал мощнейшее влияние на формирование современного русского языка. Понять отечественное искусство, литературу, историю, то, чем жили наши предки, каким нравственным законам подчинялись можно только в контексте духовной традиции православия. ОПК не является религиозным предметом, курс основан на нравственных традициях и представлен с альтернативой с другими традиционными религиями и со светской этикой. Поэтому ни о каком насильственном обращении в веру, как представляют ОПК некоторые СМИ, речь не идёт

Необходимость знакомства детей с религией доказывает успешный опыт зарубежных стран. В Англии согласно действующему Акту об образовании и Акту о школьных стандартах все школьные программы обязывают содержать религиозный компонент.

Необходимость знакомства детей с религией доказывает успешный опыт зарубежных стран. В Англии согласно действующему Акту об образовании и Акту о школьных стандартах все школьные программы обязывают содержать религиозный компонент. В государственных школах обязательно не только религиозное образование, но и коллективная христианская молитва. В Гамбурге (Германия) религиозный предмет является обязательным для изучения. В Канаде религиозные и светские учебные заведения финансируются из одного бюджета. В Польше изучение Закона Божьего является столь же обязательным предметом, как математика и польский язык. В Греции уроки Закона Божьего, как и молитва перед началом занятий, обязательны. Подготовку преподавателей уроков религии осуществляет Афинский национальный университет.

ОПК – не чисто информативный курс, а предмет, который позволяет школе, в первую очередь, решать воспитательные задачи. Выхолощенная информация без моральных и нравственных устоев, в том числе и религиозных, не может сделать из учащегося полноценную личность.

ОПК - не чисто информативный курс, а предмет, который позволяет школе, в первую очередь, решать воспитательные задачи. Выхолощенная информация без моральных и нравственных устоев, в том числе и религиозных, не может сделать из учащегося полноценную личность. О том, к чему может привести знания без морали, ещё в 1964 году предупреждал в своём рассказе «День гнева» Север Гансовский. В эпиграф произведения вынесен вымышленный диалог с отарком: «Председатель комиссии: - Вы читаете на нескольких языках, знакомы с высшей математикой и можете выполнять кое-какие работы. Считаете ли вы, что это делает вас человеком? Отарк: - Да, конечно. А разве люди знают что-нибудь ещё?».

Предложить свой факт

Доводы за то, что преподавание ОПК в светских школах должно быть запрещено.

Ректор МГПУ, руководивший экспертизой новых программ, отметил, что образовательные результаты, на которые направлена программа ОПК, уже реализуются другими предметами.

Ректор МГПУ, руководивший экспертизой новых программ, отметил, что образовательные результаты, на которые направлена программа ОПК, уже реализуются другими предметами. В той или иной мере изучение культуры, включая православную, этики, влияния православия на историю страны, художественное наследие православия реализуется на уроках литературы, истории, словесности, предметах художественно-эстетического цикла. ОПК будет дублировать те темы, которые изучаются в рамках других предметов.

Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин считает, что изучение данного предмета противоречит концепции единой гражданской нации.

Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин считает, что изучение данного предмета противоречит концепции единой гражданской нации. У школьников будет возникать ощущение «чуждости» по отношению к тем ученикам, которые исповедуют иную религию или воспитываются в семье в духе атеизма. Также данный предмет может привести к подростковым конфликтам на религиозной почве.

Московский городской педагогический университет, проводивший экспертизу новых программ по ОПК, пришел к выводу, что нельзя вводить этот предмет как обязательный.

Московский городской педагогический университет, проводивший экспертизу новых программ по ОПК, пришёл к выводу, что нельзя вводить этот предмет как обязательный. Существующие стандарты составлены в соответствии с медицинскими нормами нагрузки на учащихся. Дополнительный предмет можно ввести только за счёт уменьшения часов на изучение других дисциплин. Для этого придётся перекраивать все апробированные и уже использующиеся учебными заведениями планы.

До настоящего времени Министерством образования не определено, кто из учителей должен преподавать ОПК. Ни один педагогический вуз не готовит учителей по данному предмету, а в школах им «догружают» до ставки и математиков, и биологов, и языковедов.

До настоящего времени Министерством образования не определено, кто из учителей должен преподавать ОПК. Ни один педагогический вуз не готовит учителей по данному предмету, а в школах им «догружают» до ставки и математиков, и биологов, и языковедов. Качество такого преподавания вызывает сомнение. На сегодняшний день существует только один учебник (автор - отец Андрей Кураев), официально рекомендованный МОН. Рассчитан он на детей 10-11 лет. Для среднего и старшего звена учебных пособий нет.

Представители регионального фонда «Здравомыслие» отмечают огромные психологические проблемы, которые могут возникнуть в семьях школьников.

Представители регионального фонда «Здравомыслие», инициировавшие сбор подписей о запрете преподавания ОПК в школах России, кроме нарушения ст. 14 Конституции и ст. 2 Федерального Закона об образовании, отмечают огромные психологические проблемы, которые могут возникнуть в семьях школьников. Семейный уклад, ценности, образ жизни может не совпадать с тем, что изучается на уроках ОПК. В результате ученик, отлично усвоивший школьную программу, в собственной семье может подвергнуться порицанию за «неверное» понимание добра и зла, основ мироздания и т. д. У ребёнка возникает дезориентация в системе нравственных ориентиров, что, по мнению психологов, может привести к развитию ранних психологических патологий подростков.

60% родителей школьников выступили против введения ОПК, выбрав более общие направления для культурного развития своих детей.

Проведённые опросы показали, что большинство родителей отказались выбирать в качестве одного из предметов обучения «Основы православной культуры». Так, за ОПК проголосовало лишь 30% родителей. Большинство (42%) выбрало предмет «Основы светской этики». Ещё 18% проголосовало за введение предмета «Основы мировых религиозных культур». То есть, 60% родителей отказались от нового предмета ОПК. Удивительна реакция на такой выбор родителей школьников. То, что родители отказались поддержать ОПК, возмутило Русскую православную церковь. Так, патриарх Кирилл поспешил заявить, что предмет «светская этика» является атеистической моралью. По мнению родителей, отказавшихся от преподавания им детям ОПК, введение этой дисциплины может спровоцировать ссоры детей на религиозном уровне. Если раньше учеников младших классов не волновал вопрос того, какую веру исповедуют в семье его соседа по парте, то теперь ребёнок серьёзно задумается. Такое положение дел может в дальнейшем упростить работу экстремистских организаций по вербовки молодёжи, ведь теперь уже с раннего детства начнётся разделение детей по вере.

Программа ОПК способна разрушить уважительное отношение подрастающего поколения к школе – может пострадать авторитетность учебного процесса в целом.

Религиозные постулаты нередко принципиально расходятся с современным миропониманием, основанным на научных исследованиях. На ОПК преподаватели рассказывают школьникам о божественном сотворении мира и первородном грехе, на биологии - о кислородном фотосинтезе и кембрийском взрыве. На занятиях ОПК дети усваивают, что «на всё воля Божья», а из литературного произведения выносят, что каждый человек - сам кузнец своего счастья. Педагог по православной культуре утверждает, что христианину полагается воскресный день начинать с молитвы, службы и причастия, а учитель физкультуры - со стакана воды, зарядки и пробежки. Согласно православной вере, человеческая жизнь - это результат воли Всевышнего, а в теме для старших классов «Анатомия человека» почему-то описан лишь процесс оплодотворения. Преподаватели ОПК невольно критикуют положения учебников по традиционным предметам и опровергают тезисы, с которыми учащихся знакомят другие педагоги. Использование авторитета школы для религиозной пропаганды недопустимо! К тому же, некоторые религиозные этические нормы могут стать причиной детских психологических травм, сузить потенциал школьников при их будущей самореализации, при поиске личного предназначения в мире.

Предложить свой факт

Православие в этом году в топе новостей. Но пока митрополиты рвутся определять репертуарную политику театров, а активисты саном пониже - музыкальных клубов, некогда не менее резонансный инфоповод - преподавание в школе основ православной культуры (ОПК) - как будто бы забыт. Но проект ОПК вполне жив и, более того, работает уже не первый год.

Что же происходит на православных уроках - религиозная пропаганда или знакомство с одним из столпов национальной культуры? Попробуем разобраться в одном из самых громких феноменов не только национальной системы образования, но и всей российской действительности постсоветского периода.

Что такое ОПК?

Основы православной культуры - не самостоятельный школьный предмет. Это один из модулей, которые вместе составляют предмет «основы религиозных культур и светской этики» (ОРКИСЭ). Предмет рассчитан на преподавание в четвёртом классе, введён во всех регионах России с 2012 года. Кроме православия представлены также другие основные религии нашей страны: буддизм, ислам и иудаизм. Есть модуль, охватывающий историю всех религий, и конфессионально нейтральные «основы светской этики». Таким образом, школьники или их родители имеют выбор из шести модулей.

Но преподавание религиозной культуры в школе - вовсе не локальный виток мракобесия. Некоторые из стран СНГ и ближнего зарубежья тоже ввели этот образовательный блок. Европа и другие страны Запада после двух мировых войн стали постепенно возвращаться с секулярного пути на более компромиссный, и религиозные предметы во многих странах являются общеобязательными, что бы там ни разглагольствовал Дмитрий Киселёв. Лишь во Франции образование полностью секуляризовано; в Германии, в частности в Баварии, преподавание религии обязательно во всех общеобразовательных школах, уроки религии существуют также в Испании, Бельгии, а в Польше влияние католицизма настолько велико, что Закон Божий изучается наравне с математикой и польским языком. Попробуйте угадать, с какого года преподаётся православие в Бельгии? Возможно, сам факт преподавания основ православия в этой стране удивителен, но эта практика берёт начало в далёком 1989 году.

Предыдущие попытки

История попыток внедрить дисциплину, затрагивающую духовно-нравственную и культурную области в образовательную среду постсоветской России, началась ещё задолго до появления ОПК. Мало кто знает, что в 1990-е годы разрабатывалась образовательная программа «Истоки», в частности как попытка дать общее представление о культуре России, её традициях и обычаях. Православную часть эта программа, естественно, предполагала - репрезентация базовых элементов культуры без освещения культурной доминанты просто невозможна. Сначала «Истоки» были рассчитаны на дошкольников и выполняли скорее воспитательную, чем образовательную задачу. Но люди, которые её делали, взялись за разработку основательно - главный идеолог был в прошлом членом сайентологической секты и представление о дисциплине и целеустремлённости имел что надо. Программа имеет чётко сформированную концепцию и ставит задачей всестороннее развитие ребёнка. Под «всестороннестью» понимается, что развиваться должны не только интеллектуальные, но и моральные, нравственные, духовные и тому подобные качества. Кроме дошкольного варианта, программа предполагала образовательные блоки и для младших школьников, и далее вплоть до 11 класса. Проводились семинары для учителей, велась подготовка, однако в итоге у тех, кто продвигал «Истоки», так и не получилось выбить из государства финансирование, и программа была реализована лишь частично. Осваивать бюджет предстояло другим людям.

После того как «Истоки» не удалось ввести в массовый обиход, попытки внедрения духовно-нравственного компонента в школьном образовании не прекратились. Основы православной культуры как часть предмета ОРКИСЭ тоже разрабатывали и пытались пропихнуть через министерство довольно давно. С середины нулевых этот предмет включался в школьную программу в некоторых регионах, а в Смоленской области существовал аж с 1991 года. Изначально, на экспериментальном этапе, предмет «основы религиозных культур и светской этики» назывался менее нейтрально - «духовно-нравственное воспитание». Такое название ясно указывает, что этот предмет возник на месте пустыря, оставшегося после истории КПСС и пионерии, и что долго этот пустырь существовать не мог.

Много агитации, мало подготовки

Большая часть сил была потрачена лоббистами ОПК на выдвижение инициативы снизу. Пока активисты от православия пробивали изменения в школьной программе через министерство, представители остальных деноминаций сидели и писали учебники. Это не могло не отразиться на качестве методических материалов и преподавательского состава ОПК. Когда ОРКИСЭ утвердили на федеральном уровне, перед ликующими лоббистами выросла новая серьёзная проблема - как, кто и что будет преподавать. Выяснилось, что компетентных преподавателей катастрофически не хватает. Все усилия были потрачены на то, чтобы провести административные и законодательные изменения. Даже повсеместно организованные курсы повышения квалификации не спасают ситуацию. Как итог - о православии порой рассказывают такое, что сами православные родители зачастую предпочитают записывать своих детей на светскую этику, которая и является самым популярным выбором после ОПК. Сейчас, несмотря на заявленную РПЦ цель расширить временной промежуток курса и ввести его преподавание с первого по 11-й класс, даже православные, занимающиеся этим вопросом, понимают, что эта цель недостижима при нынешней нехватке грамотных учителей.

При этом преподавание т. н. светской этики выглядит ещё более сомнительным. Этика - философская дисциплина, она предполагает некий уровень рефлексии и культуры философствования, такого уровня просто нет у детей в четвёртом классе. Почему надо быть хорошим? Потому что это хорошо. Подобная тавтология, конечно, только занимает время, которое детям хочется провести на улице. Подобную проблему как-то затрагивали создатели «Южного парка» - в одной из серий детям как раз из четвёртого класса стали преподавать основы сексуальной культуры - причиной было нежелание родителей воспитывать своих детей в семье, объяснять вопросы сексуального плана им было просто неловко. В СССР сложилась схожая ситуация, только изменения проводились сверху: желая упразднить семью как институт, советские реформаторы делегировали воспитательную функцию семьи институту начального образования, воспитание стало задачей государства - отсюда и растут ноги всех этих «основ нравственности», преподаваемых в школах сегодня.

Государство, в свою очередь, подхватило идею православных активистов и явно пытается использовать предмет в своих целях - тенденция патриотического воспитания в школах в последнее время очевидна. Первая глава и в учебнике Кураева по ОПК, и в учебнике по светской этике начинается с понятия Родины. Привлекает внимание противоречие, которое кроется в стремлении государства использовать пресловутую духовность и семейные ценности как идеологический инструмент. Разглагольствуя устами Мизулиных о семейных ценностях, идеологическая машина на деле пытается прибрать к рукам основную функцию семьи - воспитательную. Налицо двойное послание по Бэйтсону: по отношению к субъекту на разных коммуникативных уровнях реализуются противоположные, противоречащие друг другу установки. Вспоминается фраза из классической серии вышеупомянутого «Южного парка»: «Сила великой страны в том, чтобы говорить одно, а делать совершенно другое». На вербальном уровне воспевается традиционная семья - на уровне практическом семья, по сути, ущемляется.

На словах этот предмет должен знакомить учеников с культурой православия,
а на практике ведётся катехизация.

Проповедь или просвещение

Акцент на духовно-нравственной стороне ОРКИСЭ не идёт на пользу последнему. Несмотря на то что ОПК не предмет, а всего лишь один модулей, который может быть выбран или не выбран родителями, общество болезненно реагирует именно на православный блок. Исламский блок, например, не вызывают такой реакции, хотя репутация у мусульман в последние годы тоже не из лучших.

Во-первых, имидж православия, созданный в СМИ, даёт скорее негативное представление. Во-вторых, лоббирование православного предмета различными активистами ведётся порой довольно грубыми методами и действительно производит впечатление навязывания определённых взглядов. РПЦ, по заявлению митрополита Калужского и Боровского Климента, собирается расширить курс с первого по 11-й класс - в ответ на это уже создана петиция , направленная на запрещение такого предмета, как ОРКИСЭ, в принципе.

На словах этот предмет должен знакомить учеников с культурой православия и феноменологической стороной религии, а на практике ведётся катехизация, что, конечно, противоречит Конституции, провозглашающей страну светским государством, и в этом инициаторы петиции правы. В некоторых случаях учебник по основам православной культуры был составлен попросту путём переписывания «Закона Божьего» авторства Слободского, что не соответствует заявленным задачам предмета - ознакомлению школьников с историей, культурой и основными ценностями православия. На практике зачастую происходит не ознакомление, а попытка обращения в веру, учителя на местах явно перегибают палку в своём рвении привить детям нужные ценности - во многом сказывается опять же советский менталитет. Хотя европейский опыт в ряде случаев предполагает даже катехизацию - например, в Германии, где согласно протестантским принципам катехизацией должно заниматься именно государство. Но в большинстве европейских стран, имеющих практику преподавания предметов, рассказывающих о религии, делается упор на ознакомление с её историей, преподавание ведётся в культурологических, а не в прозелитических и проповеднических целях.

Учитывая вышесказанное, уместнее проводить разделение не на атеистов и православных, а на сторонников и противников культурологического характера религиоведческого предмета. Проблема, строго говоря, сводится к формулировке, изменение которой кардинально меняет и суть предмета: религиозный и религиоведческий - это две большие разницы. Несмотря на петицию, к которой присоединились многие маститые деятели науки и даже нобелевские лауреаты, большинство населения, согласно опросу «Левада-центра», в 2009 году поддерживало идею такого предмета. Однако к 2013 году поддержки поубавилось даже среди оптимистично настроенных родителей. Это говорит о негативном опыте преподавания. Люди изначально были готовы к тому, что их дети будут изучать религию в школе, но «духовно-нравственная» и «этическая» методика преподавания оказалась неудачной, что и оттолкнуло общество от этой идеи.

Границы конфликта, который со стороны выглядит как полемика между православной, религиозной частью общества с одной стороны и светской, атеистической частью - с другой, на самом деле проходят немного в другом поле. Это скорее полемика между сторонниками преподавания религии в историческом и культурологическом ключе, которые есть и в научном сообществе, и сторонниками воспитания и преподавания этической части. Сторонники преподавания феноменологической стороны религии и культурологического подхода существуют и среди православных. Сторонники преподавания религии в школах - это зачастую грамотные профессионалы, а не только одиозные личности вроде Цорионова-Энтео.

Последний является представителем той части фасада православия, которая наиболее часто мелькает в СМИ, и адекватному представлению о задачах религиозного образования только мешает. Православное сообщество по вопросу целей преподавания ОПК разделено. Годный учебник Кураева, направленный именно на ознакомление с культурой, а не навязывание абстрактных «скреп», некоторые православные деятели вообще призывают запретить , видимо, считая Закон Божий лучшим вариантом. Церковь, к сожалению, делает вид, что не замечает лишь портящих ее имидж активистов, а порой и вовсе их поддерживает.

Религия - это не только факт современной социально-гуманитарной реальности, но и исторически основа большинства феноменов культуры. Огромную часть культурного наследия невозможно понять, не зная религиозного контекста, в котором создавались те или иные артефакты культуры. Религия давно стала объектом изучения со стороны науки, религиоведческое знание накоплено в достаточном количестве, чтобы его можно было транслировать на школьном уровне. Но эту трансляцию не смогли организовать, не взбаламутив общество. Возникло множество проблем самого разного характера.

Вместо заключения

В организации процесса подвижек за десять лет почти нет. Стандарты оговариваются только последние пять лет. По общеобразовательному стандарту можно увидеть, какого выпускника школы планируется получить. Какого ученика планируют получить православные на выходе - непонятно. Нет единого обязательного учебника и единого мнения, нужен ли вообще единый учебник. В результате учителя, пользуясь ситуацией, пересказывают Закон Божий. Нет единой концепции сверху, нет компетентных преподавателей снизу. Хорошие учебники имеются, но против них порой выступают сами активисты. Православием пытаются заткнуть дыры в идеологическом поле - ежу понятно, что на 9 Мая далеко не уедешь, в результате складывается впечатление, что православных хлебом не корми, дай только попропагандировать.

В нашей культуре ни шагу сделать нельзя даже в разговоре о современном искусстве вне контекста религии. Наталья Гончарова рисовала на библейские сюжеты картины, похожие на иконы, Сергей Пахомов изучал в молодости иконопись. Все даже в Советском Союзе знали, что есть Пасха и Рождество, это общее место. В этом смысле изучение культуры в России нереально без основ православия, и наоборот - православие можно изучать только в контексте культуры.

Идея преподавать культуру - абсолютно корректна. Пересказывать вместо этого Слободского - методическая некомпетентность и моральная ошибка. Нежелание видеть православие с человеческим лицом и ужасная реализация неплохой в целом идеи образовательного проекта (образованный человек всё-таки должен знать, что такое Библия, не обязательно быть при этом религиозным) в итоге приводят к тому, что лишь еще больше настраивают против этой затеи активную часть общества.

Текст: Андрей Елисеев

В конце июля Российская академия образования (РАО) предложила провести экспертизу примерного образовательного курса для школьников «Основы православной культуры». До этого данный курс являлся одним из модулей «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), решение о выборе которого предоставлялось родителям учеников 4-5-х классов. Заключение экспертного совета должно было быть вынесено до 22 августа. Как сообщили в пресс-центре РАО, проверку стандарта проводили две организации, одна из которых — МГПУ, а о другой представителю пресс-службы не было известно.

Также до сих пор остается непонятным, кто из учителей должен вести курс по нравственному воспитанию, не считая тех, кто преподает в младших классах. Пока еще ни в одном педагогическом вузе страны не выпускают учителей религии или «духовно-нравственных основ». Московский институт открытого образования (МИОО) в блоке социально-гуманитарных наук предлагает каждому учителю вне зависимости от преподаваемого предмета освоить дополнительную профессиональную программу по ОРКСЭ, в рамках которой есть «Основы православной культуры».

Свое видение Игорь Реморенко представил так: «Разные люди бывают: учителя истории, учителя мировой художественной культуры. Здесь все зависит от кругозора, интересов, способностей каждого учителя. Тут я бы не требовал наличия жестких квалификаций. В нашей школе курс по этике преподавал биолог, потому что он действительно об этом думал, писал статьи».

Loading...Loading...