Евреи по-советски. Штрихи к портрету - Мнения

Cоветская космическая программа

Создатели — евреи Виталий Гинзбург и Илья Франк. Без них не смог бы размахивать своим кулаком Никита Хрущев, грозя Aмерике советскими ракетами. Антисемит, конечно же, не может не знать знаменитых слов Юрия Гагарина во время старта ракеты «Восток-1». Нет, нет. После знаменитого «Поехали». Спустя 30 секунд после старта Гагарина, раздался его голос: «Косберг сработал!»

Для несведущих в ракетах, этот возглас, услышь они его, был бы загадкой. Но для космодрома Байконур он означал, что сработала последняя, третья ступень ракеты, которая и вывела корабль на космическую орбиту. Создателем этой ступени был Семен Ариевич Косберг.

Подумаешь, скажут прилепины. Один Косберг! И без него советская космическая программа была бы лучшей в мире! Увы. Не была бы. Но дело не в нем одном. Идем прямо по алфавиту:

Айзенберг Яков Ейнович — Генеральный конструктор и гендиректор. ОАО » Хартрон», член 11 АН разных стран, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Разработал электронные системы управления космической и ракетной техники, в т.ч. для орбитальной станции «Мир», транспортной системы «Энергия», космического корабля «Буран».

Аким Эфраим Лазаревич — руководитель Баллистического центра и зам. директора Института прикладной математики РАН, создал системы автоматического управления космическими аппаратами (КА), в т.ч. кораблями Союз и Прогресс, орбитальными станциями Салют, КА Луна, Венера, Марс, Вега, Фобос, Астрон, Гранат.

Берлин Лев Абрамович — конструктор, заместитель главного конструктора ОКБ-586, лауреат Ленинской премии. Погиб 24.10.60 на космодроме Байконур при взрыве межконтинентальной ракеты во время её испытания.

Генин Абрам Моисеевич — профессор Центра подготовки космонавтов, разработал и провёл эксперименты на полётах животных в космос, в т.ч.и первый полёт с собакой Лайкой.

Грингауз Константин Иосифович — руководитель Лаборатории распространения радиоволн НИИ-885. Разработал радиопередатчик для первого искусственного спутника Земли.

Каган Борис Моисеевич — профессор, зав. кафедрой МИИТ. Участвовал в разработке систем обеспечении точности полётов первого искусственного спутника Земли и первого человека в космос.

Лавочкин Семён Айзикович — авиаконструктор, Ген. конструктор и руководитель авиационного КБ, член-корр. АН СССР, генерал-майор, дважды Герой Соцтруда, лауреат четырех Сталинских премий. Руководил разработкой стратегических крылатых ракет, ставших основой будущих космических ракет.

Корсунский Моисей Израилевич — физик, доктор физико-математических наук. Умер в 1976 году. Работал в областях строения атома, атомного ядра, изомерии атомных ядер. На похоронах, по рассказу очевидца, была выставлена его фотография в траурной рамке. На пиджаке пять орденов Ленина, медаль Героя Социалистического Труда. А в перечне официальных наград — медаль За трудовую доблесть и… грамота Верховного Совета Казахской ССР. Все.Значит, до сих пор его работы засекречены, засекречены и награды.

Будкер Герш Ицкович. В 1977 году появилась маленькая траурная колонка в газете «Известия». Известный физик. Директор института ядерной физики Сибирского отделения АН СССР. И все. За что ему дали ордена Ленина, Ленинские и Сталинские премии? В биографии перечислены импульсные безжелезные бетатроны и синхротроны, электронное охлаждение протон-антипротонных пучков, но я сомневаюсь, что Прилепин и сотоварищи могут понять в этом что-то. Да и зачем? Хоть Будкер и ушел на фронт в 1941-м, имея как ученый «броню», для них он все равно обычная жидовская морда, отсидевшаяся в Ташкенте, пока Сталин воевал с фашистами.

Бергельсон Лев Давидович — академик. Органическая химия полимеров.

Векслер Владимир Иосифович — академик. Ленинская и Государственная премии за синхротрон и синхрофазотрон.

Вольпин Марк Ефимович — академик. Ленинская и Государственная премии.

Список огромен, и в нем только самые выдающиеся. Большинство из них уже давно не с нами.

Во времена перестройки появился такой советский анекдот.

Один начальник другому:
— Вы евреев на работу берете?
— Берем.
— А где вы их берете?

Вот и сейчас — России их негде брать. Потомки и соплеменники Будкера, Ландау и Векслера уехали туда, куда их долго и упорно посылали ПАТРИОТЫ-АНТИСЕМИТЫ — в Израиль, в Америку, в Европу. Они запускают марсоходы на Красную планету, создают фантастические беспилотники нового поколения для израильской армии, а старые модели продают России, в которой не могут собрать такие аппараты, даже несмотря на наличие стыренных чертежей. Ведь чертежи надо уметь читать. А тех, кто учил их читать, тоже нет. Они погибли, умерли или уехали. Умерли Гольдман Александр Генрихович, Гринберг Александр Абрамович, Гуревич Исай Израилевич.

Тема о евреях, будь-то советских, израильских, американских и прочих – сложна и неоднозначна. Нет такого исследования, которое бы дало мало-мальски объективное представление о них. Очевидны лишь некоторые исторические факты, но и по ним нет возможности судить о национальных особенностях, величии или низости евреев. Изгнанные из «земли обетованной», они искали прибежища по всему миру, постепенно отрываясь от понимания своей избранности. Никто в мире, и сами евреи, не задумываются, в чём эта избранность. Евреи замешаны во всех, или почти во всех, значительных событиях в мире. Советские евреи в первую очередь ассоциируются с «октябрьской» революцией в России, хотя не принимали в ней непосредственного участия.

Надежда на справедливость

Возвращение и избранность

Казалось, что народ возвращается на землю предков, чтобы воссоединиться, ведь сказано:

«И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих и смилостивится над тобою, и вновь соберет тебя изо всех народов, среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой. Даже если будут заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Г-сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя»

Нелегко было Израилю принять, трудоустроить и удовлетворить запросы и амбиции приезжавших учёных, врачей, музыкантов, учителей. Стала проявляться нетерпимость между старыми олим и новоприбывшими евреями из разных стран. Вместо укрепления связи в реальной жизни шло отчуждение, неприятие и высокомерное отношение одних к другим, разделение на сабров, русских, эфиопов, румын и других. В земных заботах затерялась основная забота о цели воссоединения народа на земле предков, данной избранному народу для особой миссии.

Миссия Израиля

Во времена существования двух Храмов народ Авраама жил по внутренней сути Торы в ощущении управления высших сил Природы. Для сохранения связи народа в изгнании, памяти о его избранности и миссии – пророки и мудрецы оставили нам свои труды и постижения следующего духовного состояния человечества.

Выдающийся учёный, каббалист 20 века Иегуда Ашлаг, более известный под именем Бааль Сулам, выстроивший «лестницу» (сулам) духовного возвышения, оставил труды, раскрывающие нам внутреннюю часть Торы на языке, близком нашему поколению.

«…Ведь, если происходят какие-то несчастья, то это значит, что мы в результате своей внутренней борьбы, соотношением сил между желанием насладиться, которое переняли у народов мира, и всех сил отдачи, которое наследуем от праотцев, вызываем ситуацию, когда баланс этих сил сдвигается в плохом направлении, а не в сторону добра. Выходит, что все уничтожения и убийства происходят по вине Израиля»

Слова эти, кажущиеся нам жестокими, следует читать сердцем, ведь видим, что чем дальше, тем больше мир отворачивается от Израиля. В Израиль вернулся народ, рассеянный по всему миру, чтобы осознанно воплотить идеалы человеческого сообщества над всеми различиями. У советских евреев в Израиле есть возможность активно включиться и воплотить эти идеалы в противовес опыту их реализации в СССР путём насилия. Если станем единым народом в , то вызовем добрую силу единства, она нейтрализует силы агрессии и зла в мире.

Возможно, лучше, чем кто-либо другой в наше время, Эли Визель (Elie Wiesel) осознавал ужасную силу молчания. Он понимал, что невозможность говорить открыто об ужасах прошлого и бедах настоящего является наиболее эффективным способом сохранения на все времена страданий и поддержания у власти тех, кто их вызывает.

Поэтому главной целью жизни Визеля было сделать так, чтобы молчание не могло побеждать. В первую очередь, он совершил смелый и болезненный шаг, связанный с подробным рассказом о Холокосте, и он смог привлечь общественное внимание к этому вопросу так, как до него не удавалось никому. Его душераздирающая хроника «Ночь» (Night), которая первоначально называлась «А мир хранил молчание» (And the World Remained Silent), заставил читателей столкнуться с одним из наиболее ужасных событий в человеческой истории — он заставил людей вспомнить об этом, говорить об этом и сделать это частью своей жизни. Затем — как будто этого было недостаточно — он обратил свое внимание на настоящее и стал голосом миллионов евреев, проживавших по ту сторону железного занавеса. Хотя его справедливо хвалят за первое из перечисленных достижений, он надеялся на то, что именно за второе — он сам несколько раз говорил мне об этом — его будут помнить. Визель впервые посетил Советский Cоюз в 1965 году в качестве журналиста газеты Haaretz, и целью его поездки были встречи с евреями — он был шокирован увиденным. Люди, с которыми он разговаривал, очень боялись рассказывать о советских репрессиях, они были в ужасе от преследований со стороны режима, однако их глаза умоляли его сообщить об их бедственном положении. В результате появилась книга «Евреи молчания» (The Jews of Silence), которая являлась страстным призывом к евреям во всем мире отбросить безразличие и открыто высказаться в поддержку тех, кто лишен такой возможности. «Во второй раз за время жизни одного поколения мы совершаем ошибку молчания», — предупреждал Визель. Этот феномен был еще более тревожным для него, чем безгласное страдание самих советских евреев.

Контекст

Нобелевский лауреат Эли Визель защищает Ходорковского

Русская служба BBC 25.06.2010

Мусульманский антисемитизм в Европе

fronda.pl 27.02.2015

Эстония: насмешка над памятью о Холокосте

Delfi.ee 11.02.2015 Это был поворотный пункт в борьбе советских евреев. В то время как большинство американских еврейских организаций, осознавая свою ответственность, отдавали предпочтение методам тихой дипломатии и не хотели раздражать Советы и вызывать чувство отчуждения у неевреев в Соединенных Штатах, книга Визеля стала знаменем для активистов, студентов и других людей, отказывавшихся хранить молчание. Он понял, что советский режим хотел, прежде всего, добиться того, чтобы все его подданные чувствовали себя отрезанными от других людей и забытыми остальным миром. И, действительно, я могу утверждать, что даже спустя 15 лет советские власти делали все возможное, пытаясь убедить нас — тех из нас, кто находился в тюрьмах, а также тех, кто был на свободе — в том, что мы были одиноки, что никто не может нас спасти и что единственный способ выживания состоит в том, чтобы принять их диктат.

Визель, как никто другой, осознавал, что без своей способности порождать страх и изоляцию вся советская система может развалиться, и он пророчески призывал остальной мир напомнить советским евреям о том, что они не одиноки. История Советского Союза, вероятно, была бы совершенно иной, если бы борьба в поддержку советских евреев не включала в себя такого рода искреннего, массового активизма, к которому Визель призывал в своей книге. Без общественных кампаний и осведомленности, которую они порождали, тихая дипломатия не обеспечила бы получения нужных результатов. Каждое достижение в борьбе за советское еврейство в последующие 25 лет — от проделывания первых дыр в железном занавесе до выхода на свободу политических узников и активистов в области прав человека и до возможности, в конечном счете, миллионов советских евреев иммигрировать — все это было результатов активизма и дипломатии, и ни одно из этих направлений не могло быть успешным без другого.

Со временем Визель, естественно, стал важной частью истеблишмента еврейской жизни. Каждая еврейская организация хотела его пригласить для выступления или поддержать его дело. Однако он продолжал оставаться глубоко связанным с дюжиной семей отказников, которые он, по сути, считал своими. Начиная с 1965 года, сказал он однажды, не было ни одного дня, когда бы он не занимался судьбой советских евреев, многих из которых он считал членами своей семьи.

И он был искренним в своем отношении к каждому делу, до последнего сражения в нашей борьбе — до марша советского еврейства в Вашингтоне в декабре 1987 года. Вместе с Эли мы впервые обсуждали идею подобного марша годом ранее, в середине 1986 года. Однако спустя шесть месяцев после нашего разговора я уже жаловался ему на то, что еврейский истеблишмент слишком противится этой идее, опасаясь связанных с его проведением логистических сложностей и возможности быть названными врагами новорожденной разрядки. Эли тогда сказал: мы не должны ожидать от представляющих истеблишмент организаций того, что они будут играть главную роль, а вместо этого, нам следует мобилизовать студентов, которые будут оказывать давление снизу и заставят их таким образом принять участие. После этого за несколько месяцев до проведения марша я посетил 50 американских университетов, поддерживая активистов, желавших принять в нем участие. И, конечно же, все главные еврейские организации, как он и предсказывал, в конечном итоге поддержали эту идею. Когда мы шли вместе с ним во время марша, лидеры истеблишмента не без оснований поздравляли себя с этим великим достижением. Эли в тот момент посмотрел на меня с огоньком в глазах и сказал: «Да, они это сделали». Вместо того чтобы заниматься мелочными разборками и выяснять, кто является более влиятельным, он отдал должное силе еврейского мира в целом.

Мы правильно действовали, создавая шум и настаивая на проведении изменений с помощью нашей собственной решительной кампании, однако нам был необходим истеблишмент для того, чтобы наши усилия оказались успешными. Эли исключительно хорошо понимал, как объединить эти две силы ради общего блага.

Гуманизм Эли Визеля, его активная забота о безгласных отнюдь не ограничивались только лишь его собратьями евреями. Он выступал против кровавых событий в Боснии, Камбодже и Судане, против апартеида в Южной Африке, а также против сожжения черных церквей в Соединенных Штатах. Он стал, по словам других людей, совестью мира. Однако он никогда не прекращал заботиться о еврейском народе, и ни на йоту не отступал от этого дела. Он не считал, что он должен отказаться от своей еврейской идентичности или национальной гордости для того, чтобы еще эффективнее выступать в защиту интересов других людей. Наоборот: именно трагедия его народа породила эту заботу обо всем мире — о мире, от которого, как он считал, Бог отказался, — и именно его вера в универсальные идеи помогла ему, в конечном счете, примириться с его Еврейским Богом.

Да будет благословенна память о нем.

Натан Щаранский является активистом в области прав человека; он был политическим заключенным в Советском Союзе, а в настоящее время он возглавляет Еврейское агентство для Израиля (Jewish Agency for Israel)

Опасная тайна Мухин Юрий Игнатьевич

СОВЕТСКИЕ ЕВРЕИ - «ВРАГИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА»

А пока давайте зададимся тем же вопросом, что и в случае с нацистами: как к сионизму должны были отно­ситься политики во всем мире? Даже если исключить, что политики во всех «цивилизованных» странах - очень часто евреи либо те, кто занял выборные должности в стране благодаря еврейскому лобби и контролируемым этим лобби СМИ.

Нет никаких причин для того, чтобы политики всех стран, исключая довоенную Британскую империю, о чем сказано выше, протестовали против еврейского государ­ства, посему сионисты могли чувствовать себя уверенно во всем мире, кроме СССР.

Отношения коммунистов и сионистов были сложны­ми, поскольку долгое время им приходилось решать со­вместные задачи. В состав сионистского движения вхо­дило много социалистических партий, по духу близких коммунистам. В результате в своих отношениях к СССР сионизм долго не имел определенного курса. В ходе Граж­данской войны в России еврейская бригада (легион) В. Жаботинского, сионистского «ястреба», высадилась в 1918 г. в Мурманске вместе с английскими войсками для борьбы с большевиками, но в то же время в 20-х го­дах сионизм помогал СССР получать льготные кредиты и безвозмездную помощь. Но по мере того, как в сио­низме побеждала линия откровенных еврейских раси­стов, враждебность коммунистов и сионистов нараста­ла. В 1928 г. большевики закрыли легально работавшую в СССР сионистскую партию «Паолей Цион» (при этом большая группа видных членов партии попросила кол­лективно принять их в ВКП(б)). А к началу Великой Отечественной войны со всеми подпольными сионист­скими организациями на своей территории СССР борол­ся самым решительным образом.

Определенность политики СССР не могла не сбивать пестрота политических партий, объединенных сиониз­мом, из-за чего политическую окраску сионизма трудно было определить до момента, пока сионизм не материа­лизовал свои идеи в государстве Израиль. Если с Герма­нией было все ясно - там была единственная партия и единственная враждебная коммунистам и СССР идеоло­гия, - то в числе первых переселенцев в Палестину было много коммунистически и интернационально настроен­ных евреев.

Хотя СССР относился к сионизму с превосходством самодостаточного государства, силу сионизма в СССР понимали. И, по гипотезе историка Г. Смирнова, в тяже­лейшем для СССР 1942 г. советское правительство пред­приняло попытки отколоть сионистов от Германии и за­ключить с ними союз. Судя по последовавшим событиям, такой союз действительно мог быть заключен, но позже, когда сионисты поняли, что их основной союзник - Гит­лер - решить проблемы сионизма уже не сумеет. Одна­ко отношения СССР и сионизма не выходили из рамок тактики, поскольку в принципиальном вопросе сионизм обязан был ненавидеть СССР, особенно советских евре­ев - тех самых, сотня которых дешевле дойной коровы в Палестине.

Еще раз вернемся к основной проблеме сионизма - ему нужны были евреи, которые согласны были зани­маться производительным трудом. Таких в мире было до чрезвычайности мало, а у тех, кто был, появилась аль­тернатива, где таким трудом заниматься, - в Палести­не или в СССР. Советский Союз стал мощнейшим кон­курентом сионизма.

Выше я писал, что советские планы создания еврей­ских колхозов провалились, но они провалились не на 100%. Такие колхозы были созданы, и евреи в них ра­ботали и на юге Украины, и в Биробиджанской облас­ти. Я приводил факты, что СССР импортировал евре­ев из Польши и Румынии, но заметьте - у тех евреев был выбор, куда ехать: в Палестину или в Биробиджан.

И они выбрали Биробиджан. Эмиграция евреев из СССР не только иссякла (до середины 30-х выезд из СССР был свободным), - начался страшный для сионистов процесс. Г. Костырченко сообщает: «В то время еврейская колони­зация Палестины вследствие обострения экономических и национальных проблем в этом регионе заметно про­буксовывала. По темпам она в четыре раза отставала от еврейского землеустройства в России. Дело дошло до того, что в 1927 году реэмиграция из Палестины превы­сила иммиграцию на 87%. 16 мая 1926 г. в Яффе бывшие российские подданные даже организовали некий «Союз воз­вращения на родину». И хотя 3 января 1927 г. комиссия Совета Труда и Обороны СССР приняла постановление, в котором «содействие массовой эмиграции евреев из Па­лестины» было признано нецелесообразным, тем не ме­нее, например, в следующем году группе в 100 человек уда­лось переселиться оттуда в Крым и создать там комму­ну «Войя нова» .

Уже только по этой причине сионизм должен был люто ненавидеть советских евреев - это люди, которые труду на благо еврейского государства предпочли труд на благо гойского СССР. Это были предатели, это были пре­датели, отказывающиеся от своего еврейства.

Вот в журнале «Алеф» интервью с кинодокументали­стом Е. Цымбалом, снявшим фильм «Красный Сион», с использованием советского довоенного документально­го фильма «Евреи на земле». Корреспондент «Алеф» за­дает Цымбалу вопрос:

«- В вашем фильме есть очень забавный эпизод, как я понимаю, из картины «Евреи на земле» о том, как евреи выращивают свиней. Чья эта была вообще идея - заставить евреев выращивать свиней? Сове­тов? Это что - была попытка таким способом «разъевреить» евреев?

- Немало евреев сами были не прочь «разъевреиться». Многие хотели быть не евреями, а, прежде всего, «советскими людьми». И, надо сказать, это им удалось. Некоторые меняли имена и фамилии на бо­лее благозвучные для славянского уха. Могу напом­нить мой фильм «Дзига и его братья» о великих ки­нематографистах, братьях Кауфман. Старший брат - Дзига Вертов - называл себя Денис Аркадьевич, хотя настоящее его имя было Давид Абрамович (Вертов - псевдоним, заменивший фамилию); его брат - вели­кий кинооператор, переименовал себя из Моисея в Михаила, и таких случаев было множество.

Причащение к «советским людям» требовало ве­сомых, решительных поступков, символизировавших разрыв с прошлым. Одним из таких поступков, с точ­ки зрения коммунаров, было общение со свиньей. Че­ловек словно говорил себе: «Если я начинаю общать­ся с этим некошерным животным, я переступил через что-то унизительное, рабское, старозаветное в самом себе». Свинья для них стала символом освобождения от диктата традиций» .

А я еще раз хочу напомнить, что отцы-основате­ли сионизма были фанатиками, т.е. людьми, думающи­ми о будущих поколениях не просто евреев, а израиль­тян. Даже те из евреев, кто этой цели просто не служили, были для сионистов хуже неевреев, - они были ниче­го не значащим мусором, и их жизнь в глазах сионистов ничего не стоила. Первый премьер-министр государства Израиль Бен-Гурион заявил без обиняков перед сиони­стскими руководителями поселенцев:

«Если бы я знал, что можно спасти всех детей Германии и вывезти их в Англию или лишь полови­ну и вывезти их в Эрец Израиль, я выбрал бы вто­рое, потому что мы должны принимать во внимание не только жизнь этих детей, но и судьбу народа Из­раиля» .

А Анатолий Пинский сообщает: «Хаым Вейцман как-то выразился о евреях, уцелевших в лагерях смерти и при­бывших в Палестину (то есть о тех, кто прибыл в Па­лестину, практически вопреки своей воле. - Ю.М.), как о «пыли человеческой». Амнон Рубинштейн, бывший ми­нистром просвещения в правительстве Рабина, ко всему этому адекватно отнесся: «Такие высказывания трудно не только оправдать, но и просто охватить разумом» . А что здесь трудного? Вейцман, первый президент Израи­ля, был фанатик этого государства, он для его создания жизнь положил, а те евреи, кто не хотел жить в Израи­ле, были для него ничтожными предателями, и только... Тут-то как раз все понятно.

А уж советские евреи, смеющие отказываться не толь­ко от Израиля, но и от своего еврейства! Цымбал сооб­щает о судьбе председателя еврейской коммуны «Войя ново», в переводе с эсперанто: «Новый путь» (выделе­но мною):

«- Мендель Элькинд был яркой и решительной личностью. В Израиле он долгое время считался вра­гом народа, потому что вначале привез в Палестину эмигрантов из России, соблазнив новой прекрасной жизнью, а потом - около сотни человек - увез об­ратно в Крым, решив, что Палестина, в которой шла перманентная война с арабами, не лучшее место, что­бы начать новую жизнь на собственной земле» .

Из книги Кукловоды Третьего рейха автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

17. Кто такие враги народа? Пик советских трудностей и бедствий пришелся на конец 1932 - начало 1933 гг. Ударным трудом строились промышленные гиганты, государство выбиралось на передовой уровень. Но средства и ресурсы для индустриализации выкачивали из сельского хозяйства.

Из книги «Еврейское засилье» – вымысел или реальность? Самая запретная тема! автора

О Союзе еврейского народа У русских тоже была организация, вполне аналогичная сионистам. Называлась она «Союз русского народа», или «Союз» еще называл себя «Черной сотней». Черная - то есть «народная, от земли», т. к. черный цвет в России - традиционно обозначал цвет

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 1 Дорога в советские евреи Националисты социально опасны всюду, где обитают. Они досаждают окружающим, излучают ненависть и калечат детей. Д. Хмелевский Разные пути из местечекВ какой бы стране ни жил еврей-ашкенази, выйти в современную жизнь он мог, только

Из книги Опасная тайна автора Мухин Юрий Игнатьевич

ПРЕДАТЕЛИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА Холокост евреев в годы Великой Отечественной вой­ны в первую очередь касается советских евреев, и я в на­чале 2007 года написал письмо председателю редакцион­ного совета «Международной еврейской газеты» Т. Голенпольскому, распространяемой

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

Глава 1 Рассказы о родоначальниках (патриархах) еврейского народа 1. Древний Восток и семиты В отдаленные времена, около четырех тысяч лет тому назад, в странах Азии, примыкающих к Средиземному морю, господствовали народности, которые по своему происхождению и языку

Из книги Древний Восток и Азия автора Миронов Владимир Борисович

Появление еврейского народа в истории Вот мы и подошли к «избранному народу Божьему», к описанию племени иудеев. Кем же на деле являются евреи – нацией торговцев, ростовщиков или народом философов, поэтов и писателей? Грек Феофраст называл евреев «расой философов», и

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги «Крестовый поход на Восток». Гитлеровская Европа против России автора Мухин Юрий Игнатьевич

Сионизм и советские евреи А пока давайте зададимся тем же вопросом, что и в случае с нацистами: как к сионизму должны были относиться политики во всем мире? Даже если исключить, что политики во всех «цивилизованных» странах – очень часто евреи либо те, кто занял выборные

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

112. Лексическая история сталинизма. Пятая колонна, враги народа и народы-враги - Как менялось в тридцатые представление о социализме? Шло речевое оформление нового коллективного бессознательного. Разбуди меня мальчиком в двадцатые ночью и спроси: что такое социализм? Я

Из книги Почему евреи не любят Сталина автора Рабинович Яков Иосифович

Биробиджанская сказка - великое переселение еврейского народа Неумолимые годы все дальше уносят нас от происходивших с начала XX в. отношений Сталина и его единомышленников к кардинальному решению так называемого еврейского вопроса. Эта политика была нацелена на

Из книги История российского сыска автора Кошель Пётр Агеевич

Зиновьев и Каменев - враги народа?

Из книги Еврейский вопрос Ленину автора Петровский-Штерн Йоханан

Разоблаченные враги народа Хотя Меньшиков, Шульгин и Дикий были запрещены в СССР, политика коммунистических вождей в отношении советских евреев немало поспособствовала позднейшему успеху ультраправых расистских теорий в среде советской партийной и государственной

Из книги Нюренберг предостерегает автора Гофман Иосиф

11 Геноцид еврейского народа Никакое другое преступление Третьего рейха не исследовалось так скрупулезно, не обсуждалось так досконально, как это.Антисемиты и так называемые «историки-ревизионисты» изо всех сил стараются опорочить, бросить тень на трагедию еврейского

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе (1918–1952) автора Шварц Соломон Меерович

Уклоняются ли евреи от тяжелого труда? - Формирование еврейского пролетариата Если аргументы о «еврейском засильи» в компартии и в органах государственной власти и о жилищном кризисе, порождаемом притоком евреев в крупные городские центры (или резко усиливающемся

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Молоко волчицы автора Губин Андрей Тереньтьевич

ВРАГИ НАРОДА Давно собирался Михей Васильевич к егерю Игнату Гетманцеву - была еще одна думка - и наконец выбрался. Домик егеря стоял в самом сердце Чугуевой балки - одной из многочисленных промоин, сбегающих в Подкумскую долину. Сверху балка похожа на рыжий хвост

Л.Д.Троцкий

С первых лет революции в России реальная высшая власть в стране принадлежала весьма узкому кругу лиц - партийной верхушке. К этой партийной верхушке всегда относились члены и кандидаты в члены Политического бюро (Политбюро) ЦК, секретари ЦК, члены и кандидаты в члены Организационного бюро (Оргбюро) ЦК. Перечень евреев, входивших в состав этих органов за все годы, приведен ниже.

23 октября 1917 для политического руководства вооруженным восстанием было впервые создано Политбюро из 7 человек, в состав которого вошли 4 еврея: Л.Д.Троцкий, Л.Б.Каменев, Г.Е.Зиновьев и Г.Я.Сокольников. Это Политбюро просуществовало всего несколько дней и лишь в марте 1919 было воссоздано как постоянный орган ЦК партии, предназначенный фактически не только для политического руководства партией,но и для общего руководства страной в целом.

В состав первого постоянного Политбюро, состоявшего из 5 человек, вошли Л.Д.Троцкий и Л.Б.Каменев. В числе трех кандидатов в члены Политбюро был Г.Е.Зиновьев. В марте 1921 Г.Е.Зиновьев был введен в состав членов Политбюро, и в результате в 1921-1922 из пяти членов Политбюро трое были евреями (остальные двое были В.И.Ленин и И.В.Сталин). В 1922-1926 в составе Политбюро были 7 человек, в том числе те же 3 еврея. В июне 1924 в состав кандидатов в члены Политбюро был введен Г.Я.Сокольников.


При жизни Ленина бесспорно вторым человеком в государстве был Троцкий. На торжественных собраниях, когда члены Политбюро направлялись в Президиум, их встречали неизменными бурными аплодисментами и возгласами из зала: "Да здравствует вождь мирового пролетариата Ленин!" и "Да здравствует вождь Красной Армии Троцкий!", остальных при этом не упоминали.

Г.Е.Зиновьев


После смерти Ленина вскоре отошел в тень и Троцкий, а на первое место на короткий срок (во всяком случае внешне) выдвинулся Зиновьев. Он делал политические отчеты ЦК на Х111 (1924) и Х1У (1925) съездах партии.

В процессе последовавшей за смертью Ленина жестокой схватки в борьбе за власть победил Сталин, и к концу 1926 все "строптивые" евреи, входившие при Ленине в Политбюро, были изгнаны сначала из Политбюро, а затем из ЦК и из партии. В результате евреи потеряли свои ведущие позиции в верхнем эшелоне власти. Взамен изгнанных членом Политбюро с 1930 (в 1926-1930 кандидат) стал "послушный" еврей Л.М.Каганович, который все последующие годы был самым верным приверженцем Сталина.

Я.М.Свердлов

С 1917 непосредственное руководство партийной работой осуществлял Секретариат ЦК. С августа 1917 вплоть до своей смерти в 1919 первым (ответственным) секретарем ЦК был Я.М.Свердлов. В дальнейшем среди секретарей ЦК были Е.М.Ярославский (1921-1922), И.А.Зеленский (1924) и Л.М.Каганович (1924-1925 и 1928-1939).

В 1919 наряду с Политбюро было создано Оргбюро ЦК, задачей которого было руководство организационной работой в партии. Члены Оргбюро по своему положению были выше, чем рядовые члены ЦК. В состав Оргбюро наряду с указанными выше членами Политбюро и секретарями ЦК входили: М.Л.Рухимович (1929-1930), Я.Б.Гамарник (1929-1937) и Л.З.Мехлис (1938-1952). Кадидатом в члены Оргбюро в 1934-1939 был М.М.Каганович, старший брат Лазаря Кагановича.

Всего за все годы в состав высшего Руководства СССР входили 12 евреев: с 1917 по 1926 - 8 чел., с 1926 по 1941 - 5 чел., с 1941 по 1952 - 2 чел., с 1952 по 1957 - 1 чел. (Л.М.Каганович). С 1957 в высшее Руководство СССР евреи не входили.

Л.Б.Каменев


На фоне быстро сменявшихся соратников уникальна карьера Лазаря Кагановича. Будучи избранным секретарем ЦК партии в 1924, когда еще сильны были позиции Троцкого, Зиновьева и Каменева, Каганович сделал ставку на Сталина и сумел не только уцелеть в бурные 30-е годы, но и укрепить свое положение.

Деятели, входившие в состав высшего Руководства СССР, всегда особо выделялись в прессе. В отчетах о многочисленных торжественных собраниях, приемах, встречах эти деятели упоминались под общей рубрикой "товарищи" без указания должностей и званий, а остальные деятели - без слова "товарищи", но с обязательным указанием должностей и званий. При этом всегда был установлен определенный порядок очередности перечисления всех деятелей. В последние годы существования СССР он был таков: сначала Генеральный секретарь ЦК, затем по алфавиту члены Политбюро, затем по алфавиту кандидаты в члены Политбюро, затем в порядке очередности назначения секретари ЦК, не входившие в состав Политбюро.

Л.М.Каганович

В 30-50-е годы члены Политбюро перечислялись не по алфавиту, а в соответствии с фактически занимаемым в данный момент положением. Так, в 30-е годы был такой порядок перечисления: Сталин, Молотов, Каганович и т.д. Это означало, что на тот период Л.М.Каганович был по своему положению третьим человеком в стране. В дальнейшем он был отодвинут с этого места, но неизменно входил в состав первых 5-7 человек вплоть до 1957, когда Н.С.Хрущев низвергнул "антипартийную группу" в составе Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова. С тех пор Л.М.Каганович, имя которого гремело многие годы (недаром он был прозван "железным наркомом"), был в забвении. Он умер в 97-летнем возрасте, но до последнего дня категорически отказывался давать интервью и считал, что под гениальным руководством великого Сталина с помощью таких его верных соратников как Л.М.Каганович, СССР шел верным путем к строительству коммунизма. Бог ему судья!

СУДЬБА РУКОВОДЯЩИХ ДЕЯТЕЛЕЙ - ЕВРЕЕВ

Судьба 75 деятелей - евреев, входивших в состав Руководства СССР, сложилась следующим образом:
- умерли своей смертью на руководящем посту - 7 чел (М.К.Владимиров, С.И.Гусев, Р.С.Землячка, Я.Г.Крейзер, Я.М.Свердлов, А.М.Штейнгарт, Е.М.Ярославский);
- умерли, будучи на значительно меньшем посту или на пенсии -15 чел;
- репрессированы, но впоследствии реабилитированы - 35 чел;
- расстреляны и не реабилитированы - 3 чел (деятели НКВД Г.Г.Ягода, Я.С.Агранов и М.Д.Берман);
- покончили жизнь самоубийством - 3 чел (А.А.Иоффе, Я.Б.Гамарник, М.М.Каганович);
- убиты - 3 чел (Л.Д.Троцкий, Э.М.Склянский и М.С.Урицкий - убит левым эсером);
- были арестованы и сосланы, но впоследствии освобождены и реабилитировааны - 3 чел (Г.И.Бройдо, Б.Л.Ванников, П.С.Жемчужина);
- эмигрировали из СССР - 2 чел (И.З.Штейнберг - в 1922, А.Л.Шейнман - в 1928);
- в настоящее время на пенсии - 1 чел (Л.Б.Шапиро);
- вышел из КПСС и, соответственно, из ЦК КПСС - 1 чел (Гельман А.С.);
- находится на своем посту генерального директора производственного объединения - 1 чел (О.О.Бурденко - член последнего ЦК бывшей КПСС).

Среди похороненных на самом почетном в Советском Союзе месте - на Красной площади у Кремлевской стены - 1 еврей (Я.М.Свердлов). В Кремлевской стене похоронены 7 чел - Б.Л.Ванников, М.К.Владимиров, С.И.Гусев, Р.С.Землячка, Л.З.Мехлис, А.М.Штейнгарт, Е.М.Ярославский.

Памятник М.М.Литвинову

на Новодевичьем кладбище

12 крупных деятелей - евреев похоронены на почетном Новодевичьем кладбище в Москве - Н.М.Анцелович, Г.Д.Вейнберг, П.С.Жемчужина, А.А.Иоффе, Л.М.Каганович, М.М.Каганович, Я.Г.Крейзер, М.М.Литвинов, М.Б.Митин, Д.Я.Райзер, Э.М.Склянский, И.И.Шварц. Еще троим репрессированным, но не захороненным там, установлены на Новодевичьем кладбище памятники в память - С.А.Лозовскому, М.М.Харитонову и Б.З.Шумяцкому.

Перечень евреев, входивших в высшее Руководство СССР

Фамилия И.О. Члены Кандидаты в члены
______________________________________________________________________

Политбюро ЦК

Зиновьев Г.Е. 1917, 1921-1926 1919-1921
Каменев Л.Б. 1917, 1919-1926 1926
Сокольников Г.Я. 1917 1924-1925
Троцкий Л.Д. 1917, 1919-1926
Каганович Л.М. 1930-1957 1926-1930

Секретариат ЦК

Свердлов Я.М. 1917-1919 (ответственный секретарь) -
Ярославский Е.М. 1921-1922
Зеленский И.А. 1924
Каганович Л.М. 1924-1925, 1928-1939

Оргбюро ЦК

Свердлов Я.М. 1919
Каменев Л.Б. 1919-1920
Троцкий Л.Д. 1919-1920, 1923-1924 -
Ярославский Е.М. 1921-1922
Зеленский И.А. 1924 1922-1924
Зиновьев Г.Е. 1923-1924
Каганович Л.М. 1924-1925, 1928-1946
Рухимович М.Л. 1926-1930
Гамарник Я.Б. 1930-1937
Каганович М.М. 1934-1939
Мехлис Л.З. 1938-1952

Из книги Жозефа Тартаковского

"Евреи в руководстве СССР (1917-1991)".

Loading...Loading...