Где будет труп там соберутся. Где труп, там соберутся орлы от луки толкование

Что означает «ГДЕ ТРУП, ТАМ СОБЕРУТСЯ ОРЛЫ»?

В одной из прощальных бесед Иисус открыл ученикам мрачную пер-
спективу будущего человечества, идущего в тупик. Он рассказал им, что
история войдёт в полосу времени с такой концентрацией событий, какой
не было в прошлом и не будет в будущем, Кульминацией их будет Вели-
кая Скорбь. Потрясённые и притихшие ученики только и сказали: «где
Господи» (Лук. 17:37). Трудно понять, что имели они в виду, но Христос
произнёс, как ответ: «Где труп, там соберутся орлы».

Ученики больше ни о чём не спрашивали. Или хорошо поняли значе-
ние фразы, или не поняли ничего, но промолчали, видимо, понимая, что
Иисус учит их думать и анализировать слышанное.

Эта фраза и доныне является крепким орешком, и я не слышал убе-
дительного объяснения. Прежде чем сказать, что я думаю об этом, хочу
предостеречь от легкомыслия в этом непростом занятии - толковании.

Один из примеров

«Орлы… орлы… это просто… Исайя говорил «Надеющиеся на Госпо-
да… поднимут крылья как орлы» Ис. 40:31. Значит, орлы - это мы веру-
ющие. А труп? Это умерший за нас Христос соберет вокруг себя Своих».

И поворачивается язык у этих горе - толкователей назвать Иисуса
трупом!

Попробуем без них разобраться. Можно было на вопросе «Где?» от-
ветить: «Везде» и на поле, и на постели, и в Иудее, и в России, и на борту
самолета, и в космическом корабле.

Где будет искра, там возгорится пламя. Где будут люди, там будут
и события. Где будет пища для орлов, туда они слетятся. Где будет, кого
предавать, там найдутся предатели. Где будет, кого прельщать, туда явятся
лжепророки. Где будут верные Господу, там будет восхищение.

Эта фраза говорит о масштабности и повсеместности событий послед-
него времени: «Соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес
до края их». (31 стих).

«Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада,
так будет пришествие Сына Человеческого». (27 ст).

«Где?» «Везде».

Еще буквальная трактовка

После такого объяснения можно позволить еще одну буквальную
трактовку. «И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он вос-
кликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине
неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать
трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней
и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих».
Откр. 19: 17-18.

«И все птицы напитались их трупами». (21 стих).

Погибающих в те дни будет так много, что некому будет их хоронить.
С этой задачей поручено будет справиться пернатым «санитарам». Не-
много цифр.

Нас сегодня 6 миллиардов. 1 миллиард может быть взят через восхи-
щение. 4 миллиарда погибнет, согласно Зах. 13:8. Из оставшегося милли-
арда исключите детей, стариков, инвалидов, больных. То, что осталось -
это раздавленное страхом и ужасом население. Им будет не до похорон,

Поэтому Ангел даёт поручение птицам. И они выполнят.

А. Ткаченко

Пророчества о кончине этого мира волновали читателей Евангелия во все времена. Описание признаков последних времен, данное в Священном Писании, никогда не оставляло равнодушными даже людей, считающих себя неверующими, и скептически относящихся к христианской религии. Ведь все мы – и верующие, и неверующие – живем под одним небом на одной, общей для нас земле. И хотя наша жизнь в историческом масштабе так коротка и мимолетна, наверное, любой человек, узнав из Евангелия о признаках грядущего конца света, все-таки пытался осмыслить прочитанное применительно к своему времени.

«Прочитал в сборнике афоризмов слова Иисуса Христа “Где будет труп, там соберутся орлы”. Фраза меня заинтересовала. Я нашел ее в Евангелии от Матфея и с удивлением обнаружил, что эти слова сказаны Христом о признаках конца света. Пожалуйста, не могли бы вы рассказать об этом подробнее. Я человек нецерковный, но мне это очень интересно».
Владимир, студент, Калуга

Пророчества о кончине этого мира волновали читателей Евангелия во все времена. Описание признаков последних времен, данное в Священном Писании, никогда не оставляло равнодушными даже людей, считающих себя неверующими, и скептически относящихся к христианской религии. Ведь все мы – и верующие, и неверующие – живем под одним небом на одной, общей для нас земле. И хотя наша жизнь в историческом масштабе так коротка и мимолетна, наверное, любой человек, узнав из Евангелия о признаках грядущего конца света, все-таки пытался осмыслить прочитанное применительно к своему времени. Этот мир – наш дом. А когда человек вдруг узнает, что в его доме может случиться пожар, он обязательно проверит – не тянет ли дымом из какого-нибудь укромного уголка. Просто так, на всякий случай, даже если не очень верит в реальную возможность пожара. Поэтому интерес к теме конца света вполне оправдан даже с позиций обыкновенной житейской логики.

Однако любые попытки рассматривать евангельские пророчества вне контекста, в котором они были произнесены, заранее обречены на неудачу. Евангелие – не сборник афоризмов. Это описание событий земной жизни Иисуса Христа, составленное апостолами, скорее – как документ, чем – как поэтическое произведение. И всякое событие в Евангелии неразрывно связано с обстоятельствами, предшествовавшими этому событию.

Фраза Христа “где будет труп, там соберутся орлы” действительно стала афоризмом. Но для того, чтобы открылся пророческий смысл этих слов, необходимо вспомнить, где, когда и по какому поводу Христос их говорил.

О чем спрашивали Апостолы?

За два дня до праздника иудейской Пасхи Иисус последний раз посетил Иерусалимский храм. Там Он очень жестко обличил иудейских начальников за лицемерие и искажение самой сути Закона, а закончил свою речь словами, смысл которых тогда не поняли даже Его ученики: “Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст”. После этого Христос вышел из Иерусалимского храма, чтобы никогда больше туда не возвращаться.

А когда ученики, смущенные категоричностью слов Учителя, попытались обратить его внимание на великолепие и монументальность храмовых зданий, Он сказал им еще более страшное определение о восхищавшем их Храме: “…Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено”. Христос и Его ученики вышли из города и расположились на склоне Елеонской горы, откуда открывался великолепный вид на Святой Город. Прямо перед ними возвышался огромный храм, сияющий на солнце золотом украшений и белизной мраморных плит. Потрясенные словами Христа о разрушении храма, ученики приступили к Нему и стали спрашивать: “…Скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?” Апостолы объединили эти два вопроса, так как полагали, что лишь конец света может стать причиной разрушения Иерусалимского храма. Христос не стал их в этом разубеждать. Грядущая судьба Иерусалима была Ему открыта, но это была настолько страшная судьба, что ученики вряд ли смогли бы вынести подробный рассказ о ней. И Христос просто ответил на заданный вопрос, искусно вплетая в рассказ о приметах последних времен признаки падения Иерусалима. Тогда и прозвучала знаменитая фраза о трупе и орлах.

Существует много мнений о знамениях конца света. Все они в той или иной степени спорны, поскольку это событие в истории человечества еще не наступило. Однако, есть все основания утверждать сегодня, что фраза “где будет труп, там соберутся орлы” в речи Христа к кончине века не относилась. Эти слова предвещали величайшую трагедию еврейского народа – разрушение Иерусалима.

То, что для апостолов было малопонятным пророчеством, для современного человекаисторический факт, многократно описанный разными авторами, и засвидетельствованный современниками описываемых событий. О нем рассказывали не только церковные писатели, но и такие известные нехристианские историки, как Тацит и Флавий.

Словами о трупе и орлах Христос прикровенно ответил на вопрос учеников об уничтожении Иерусалимского храма. А чтобы понять эти слова, нужно хотя бы немного узнать об истории его создания и выяснить – что же представлял собой Иерусалимский храм в евангельские времена.

Два храма

Существует распространенное мнение, согласно которому Иерусалимский храм во времена Христа был точной копией храма, построенного царем Соломоном. Это не совсем верно. И, хотя изначально второй храм действительно был задуман как повторение первого, различий между ними было намного больше, чем сходства.

Храм Соломона был, по современным меркам, не так уж велик: 27 метров в длину, 9 метров в ширину и 13,5 метра в высоту. Но при столь скромных размерах храм был невероятно дорогим сооружением, поскольку практически весь был покрыт золотом и резными панелями из дорогих пород дерева. Внутреннее убранство составляли литые украшения из золота и драгоценных камней. Все богатство израильского народа в эпоху его величайшего расцвета было использовано Соломоном для этого строительства. Но, конечно же, не роскошь отделки была главной ценностью храма. Главной святыней Дома Божия был Ковчег Завета, в котором хранились скрижали – каменные доски, на которых были высечены заповеди, данные Богом народу Израиля через пророка Моисея. Ковчег находился в Святая Святых – самой главной части храма. При освящении храма происходили удивительные явления. Вот как об этом говорит Библия: “Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом. И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа…” Облако славы Божией стояло над ковчегом несколько столетий. Первосвященники, обращавшиеся к Богу, слышали голос с неба, возвещавший волю Господа. Любой человек, войдя в храм, построенный Соломоном, ощущал реальность Божьего присутствия. Так продолжалось до тех пор, пока грехи израильского народа не отвратили от него милость Господа. В 587 г. до Р.Х. войска вавилонского царя Навуходоносора захватили Иерусалим и разрушили Храм Соломона. Большинство жителей Израиля были угнаны в рабство, и находились там почти пятьдесят лет, пока персидский царь Кир не позволил иудеям вернуться из Вавилона в Иерусалим, разрешив им восстановить Храм. Израильтяне тотчас же принялись за работу, но вскоре их энтузиазм угас. Только упреки пророков Аггея и Захарии побудили их продолжить строительство, и в 515 г. до Р.Х. второй Храм был построен. Он во всем повторял планировку первого, но конечно же, уступал ему в роскоши. Народ, вернувшийся после многолетнего пленения на свою разоренную и опустошенную землю, был не в силах украсить свой Храм так, как сделал это при Соломоне, во времена своего расцвета и благоденствия. Иудеи очень печалились о скудости строящегося ими Дома Божия, но Господь утешил их, возвестив через пророка Аггея: “ …Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего”.

Пять столетий храм простоял без существенных изменений. Но в 19 г. до Р.Х. царь Ирод Великий начал грандиозную реконструкцию храмового комплекса. Незаконно захвативший иудейский престол Ирод, который даже не был евреем по крови, хотел завоевать симпатии народа и всем показать свое усердие к главной иудейской святыне. Основное здание храма было перестроено уже около 9 г. до Р.Х., но работы продолжались еще несколько десятилетий. Обновленный храм вдвое превосходил предыдущие по размерам и высоте, а по количеству украшавшего его золота вряд ли уступал храму Соломона. Самая впечатляющая деталь нового храма – платформа площадью 14 гектаров – частично сохранилась до наших дней. На ней собирались паломники и приносились жертвы. Для устройства платформы Ирод расширил вершину храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Один из его углов, вероятно, и был тем “крылом храма”, с которого сатана, искушая Христа, предлагал Ему броситься вниз.

Ирод щедро отпускал на строительство средства из царской казны, и даже римский император жаловал храм своими дарами – из Рима для храма были доставлены огромные плиты белого мрамора. Некоторые из них достигали колоссальных размеров. Вероятно, на них и обращали Апостолы внимание Спасителя, говоря: “Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!” Этим строительством Ирод хотел укрепить свой авторитет среди иудеев. И, наверное, достиг цели. Обновленный храм стал предметом гордости и восхищения всего еврейского народа, так как действительно превосходил своим великолепием даже роскошный храм Соломона. Но не в размерах и не в богатстве убранства было главное отличие храма, перестроенного Иродом, от первого Иерусалимского храма.

Пустой дом

Святое Святых, главное помещение второго храма, было отделено от мира плотной завесой из тяжелой ткани. Никто не смел входить туда, и лишь первосвященник один раз в году имел право молиться за таинственной завесой. По античному миру ходили самые нелепые слухи о том, что же находится в самом сакральном месте иудейской религии. Язычники были уверены, что там находится статуя иудейского Бога. И когда в 63 г. до Р.Х. римский полководец Гней Помпей захватил Иерусалим, он на правах победителя потребовал, чтобы его отвели в Святое Святых. Но войдя туда, Помпей был поражен и разочарован. Он ожидал там увидеть что угодно, кроме того, что ему вдруг открылось. Святое Святых оказалось небольшой пустой комнатой без окон, в которой вообще ничего не было. Это и было главное отличие второго храма от первого.

Освящение второго храма не было отмечено проявлением сверхъестественного могущества, как это происходило в первом храме. Огонь с неба не уничтожил жертву на жертвеннике. Облако славы Божией не сошло, чтобы наполнить новое святилище. Оно больше не покоилось между золотыми херувимами во Святом Святых; там не было ни Ковчега Завета, ни престола благодати, ни скрижалей. И голос с Неба не раздавался в ответ на слова священника, вопрошавшего о воле Господа. Но в чем же тогда была слава второго храма?

Первый храм мечтал построить царь Давид-псалмопевец и не смог сделать этого. Вот его горькие слова: “Но Бог сказал мне: не строй дома имени Моему, потому что ты человек воинственный и проливал кровь”. Если уж пророк Давид был признан Господом недостойным строить храм, то что можно сказать о царе Ироде, который в поисках родившегося Христа залил город Вифлеем кровью малолетних детей и на все времена сделал свое имя символом убийства и бессмысленной жестокости? Не богатые дары языческого императора и щедрость царя-детоубийцы должны были сделать второй Иерусалимский храм более славным, чем первый. Главной святыней нового храма должен был стать Тот, о ком Бог через пророка Аггея сказал: “…и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф”. Этот храм был построен для того, чтобы по исполнении времен в него вошел Христос, воплотившийся Бог, которому полтора тысячелетия поклонялся народ Израиля.

Иудеи гордились своим храмом, но гордость и стремление к земному величию ослепили их разум, а истинное значение пророческих слов осталось для них неразгаданным. Второй храм был освящен не облаком славы Господней, но непосредственным присутствием Того, в Ком обитала вся полнота Божества, Кто был Богом во плоти. “Желаемый всеми народами” пришел в храм и, как Муж из Назарета, учил и исцелял в его святых дворах. Только Божественное присутствие Христа делало второй храм более славным, чем первый.

Но Израиль отверг предлагаемый Небом дар. В тот день, когда Учитель навсегда покинул Иерусалимский храм, вместе с Ним от храма отошла и слава Его. При этом исполнились слова Спасителя: “Се, оставляется вам дом ваш пуст”.

Через три дня Желаемый всеми народами был распят по беззаконному приговору иудейских старейшин. В то мгновение, когда Спаситель умер на кресте, завеса в Иерусалимском храме разодралась пополам и открыла всему миру пустоту иудейского святилища, так поразившую когда-то Помпея.

Со смертью Христа умерла и сама религия иудеев, так как все, что она обещала миру – оказалось исполненным. С Воскресением Христовым в мир пришла новая вера, в которой уже все народы Земли могли соединиться со своим Создателем. А мертвую веру иудеев и их храм, из которого ушел не принятый ими Господь, ожидала участь всякого мертвого тела. Ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Труп

Иудея после распятия Христа уже никогда не жила спокойно. Религиозные представления иудеев начали вырождаться в политические амбиции. Одно восстание следовало за другим, внутри еврейского народа то и дело возникали различные партии, враждующие между собой и не щадящие собственного народа ради политической выгоды. Иерусалим сотрясали непрерывные вооруженные столкновения, провоцируемые мятежниками. Даже в храме люди погибали от мечей своих же соотечественников. В городе вспыхивали эпидемии, в окрестностях Иерусалима огромная армия разбойников ожидала удобного момента, чтобы захватить город, раздираемый междоусобицами. В прокураторство Гессия Флора в Иерусалиме вспыхнуло давно назревавшее восстание. Осенью 66 года римский гарнизон был перерезан, и мятеж охватил всю Иудею и соседние области. Попытка сирийского легата Цестия Галла вновь овладеть святым городом потерпела неудачу. Но в это время Иерусалим в очередной раз сделался жертвой партийных раздоров и террора. Первосвященник Анания и все вожди священнической аристократии были перебиты мятежниками; разбойники и фанатики оспаривали друг у друга храм и укрепления; всюду царила анархия, пожары, убийства. Это был уже не святой город…

И тогда вокруг Иерусалима собрались орлы. Их было всего шесть, но это означало верную гибель иудейской столицы.

Орлы

В конце второго века до Р.Х. консул Гай Марий произвел широкомасштабную военную реформу. Армия стала профессиональной, а основой ее сделались – легионы. До реформы легионами назывались отряды ополченцев, которые каждый город собирал при нападении врагов на Рим. При Гае Марии легион превратился в мощную войсковую единицу, сопоставимую по ударной силе с современной дивизией. Это были, по сути – маленькие армии, в составе которых насчитывалось 5-6 тысяч хорошо обученных солдат, спаянных воедино железной дисциплиной.

Именно в легионах Гая Мария возник удивительный феномен войсковой религии, отличавший легионеров от прочих граждан Рима. Основу армейского культа составляло почитание главного божества империи – Юпитера. Каждый год третьего января, в день принесения присяги, на легионном плацу торжественно устанавливали новый алтарь в честь Юпитера, а старый алтарь зарывали в землю. Немало таких алтарей обнаружено при раскопках военных лагерей в Британии. Юпитеру приносилась главная жертва в день рождения легиона. Символом Юпитера был легионный орел – самая большая святыня, потеря которой вела к расформированию легиона и казни каждого десятого солдата. Легионного орла в сражении охраняла первая – тысячная когорта под руководством центуриона-примипила. Орлы отливались из бронзы и покрывались либо позолотой, либо серебром. В эпоху принципата легионный штандарт представлял собой прикрепленную к длинному древку фигурку орла в вертикальном положении, с распростертыми крыльями и удлиненным хвостом (повторенным впоследствии на германском гербе). После реформ орлы на римских штандартах сохранились, но их стали изображать горизонтально (как впоследствии на гербе США).

Римский легион был страшной силой, которой почти невозможно было противостоять в бою. Двух легионов, как правило, было достаточно, чтобы обеспечить победу в любом сражении. Если этого оказывалось недостаточно, что бывало крайне редко, приходил третий легион и снимал все вопросы.

Но в 70-м году сын Римского императора Тит привел к Иерусалимским стенам шесть легионов. Шесть золотых орлов стояли на длинных древках вокруг Святого города. И ни малейших шансов на победу у защитников Иерусалима не осталось. Город был обречен.

Гибель Иерусалима

Римское войско никогда не устраивало резню ради резни. Главной задачей легионов в Иудее было наведение порядка. Тит много раз пытался убедить иудейских вождей сдать город, чтобы сохранить жизнь огромному количеству мирных жителей Иерусалима. Но ослепленные сознанием своей “богоизбранности” мятежники продолжали держать оборону. Они не понимали, что распяв Христа, иудеи отвернулись от своего Бога, и все их молитвы были обращены в пустоту. Упорство вождей дорого стоило жителям Иерусалима. В городе начался страшный голод. Озлобленные бессмысленным сопротивлением, римляне беспощадно уничтожали тех смельчаков, которые, рискуя жизнью, пытались добыть за пределами городской стены жалкие крохи съестного. Их подвергали бичеванию и распинали. Десятки тысяч крестов с распятыми на них иудеями были воздвигнуты вокруг осажденного города. На трупы несчастных слетелось огромное количество стервятников. Так пророчество о трупе и орлах получило еще одно, страшное в своей буквальности, исполнение.

Наконец, 9-10 числа месяца Авы 70-го года, в тот же самый день, когда и Навуходоносор взял Иерусалим, Тит ворвался в город. Происшедшие затем события представляют собой страшную бойню, устроенную римлянами в городе, в результате которой, помимо мужского населения были истреблены тысячи женщин и детей. Всего же при осаде города и последовавшей затем жесточайшей битве погибло более миллиона человек; а около ста тысяч оставшихся в живых были уведены в плен, проданы как невольники; отправлены в Рим, чтобы служить позорным украшением триумфальной процессии завоевателя; брошены в амфитеатры на растерзание диким зверям; иные, как бездомные скитальцы, рассеялись по всей земле. И город, и великолепный Иерусалимский храм были разрушены до основания в буквальном смысле слова. Приказ императора гласил не оставить от иудейской столицы камня на камне. Так сбылось еще одно горькое пророчество Христа. Римские солдаты вспахали даже само место, где раньше стоял Иерусалим.

В 130 г. император Адриан распорядился построить на развалинах Святого города римское поселение и назвать его Элия Капитолина. Так погиб ветхозаветный Иерусалим. А на месте Иерусалимского храма был воздвигнут храм Юпитера, украшенный изображениями… орлов. Грозовых птиц, приносящих молнию.

Не конец, а начало

Где будет труп, там соберутся орлы. Эти слова были сказаны о падении Иерусалима. Но в ряду примет последних времен они оказались совсем не случайно. Пророчество, уже сбывшееся в истории, свидетельствует и об истине слов, сказанных Спасителем о кончине мира. Не Господь погубил Иерусалим, напротив, Он все сделал, чтобы спасти его. “…И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего”.

Причиной гибели Иерусалима стала полная утрата духовных ориентиров вождями ветхозаветного иудаизма. После отвержения пришедшего Мессии-Христа духовные вожди народа почти сорок лет вели Израиль в пустоту. Кончилось это катастрофой.

Последние времена, по христианскому вероучению, наступят при сходных обстоятельствах. Люди отвернутся от своего Творца и попытаются жить по своим законам. Но не Бог уничтожит этот мир. Ведь Бог не палач, карающий нарушителей Его воли. Отвергающих Его милосердие Господь просто предоставляет их собственной воле. Конец света будет результатом полного отпадения людей от Источника своей жизни. И не так уж важно, какие орлы соберутся тогда над погибшим человечеством.

Гораздо важнее помнить, что конец света – это не гибель мира, а всего лишь уничтожение того, что уже мертво. А потом – через конец нынешнего, “ветхого” мира и Суд Божий – наступит новая эпоха в истории человечества. В новом мире, где уже не будет зла, не будет болезней и обид; где будет обитать лишь любовь людей к своему Создателю и друг ко другу. И это не прекрасные мечты. Это обещание Христа, произнесенное одновременно с Его пророчеством о гибели Иерусалима, которое с буквальной точностью уже сбылось в истории.

«Где будет труп, там соберутся орлы» (Матф. 24:28)

Павел Бегичев

Одни считают, что смысл этой фразы в том, Будто бы люди, приверженные плотскому, земному существованию, на небо не попадут; они, подобно стервятникам, питающимся мертвечиной, будут есть не «хлеб жизни» в Царстве Божием, а поедать «мертвую плоть» своих «мертвых дел».

Другие полагают, что труп — это Израиль, а Орлы — римские войска, которые окружили Иерусалим во главе с генералом Титом.

Третьи утверждают, что подобно тому, как орлы слетаются к трупу, так и христиане в момент восхищения Церкви соберутся к Христу.

Четвертое толкование сводится к тому, что мы способны будем ясно увидеть пришествие Христа. Подобно тому, как высоко парящие орлы видят труп.

Наконец пятое толкование состоит в том, что знамения второго пришествия будут столь же очевидными, как несомненно то, что где собрались орлы, там — труп.
Другими словами, Христос использовал распространенную в те времена фразу, наподобие поговорки. Люди тогда были ближе к природе, нежели мы теперь. Они часто видели, как вьются стервятники над тем местом, где есть труп… Возможно, со временем эта фраза стала использоваться для обозначения чего-то несомненного. Как человек, увидевши кружащих в небе стервятников, знает, что там где-то обязательно есть труп, так люди без всякого сомнения сразу узнают пришедшего Христа, потому что Его пришествие будут сопровождать ясные знаменья.

Мне представляется наиболее логичным последнее, пятое толкование.

Первые две точки зрения интересны, но абсолютно игнорируют контекст. Третья и четвертая версии толкования основаны на очень неприятном сравнении Христа с трупом.

А вот пятое толкование вполне уместно.

Во-первых, оно учитывает контекст, где Христос говорит об очевидности своего пришествия, сравнивая с ним два природных явления: блеск молнии и кружение стервятников над трупом.

Во-вторых, оно очень просто. Оно позволяет нам уйти от ненужной аллегоризации текста.

В-третьих, оно вполне согласуется с контекстом, в который поместил эту фразу Лука (Лук. 17:37). Тогда как другие толкования либо лучше подходят к контексту Матфея, либо вписываются в богодухновенный замысел Луки.

Как бы то ни было, нам важно знать, что пришествие Господа не будет тайным. Он не будет нуждаться в средствах массовой информации, чтобы сообщить о Своем пришествии. Поэтому можно смело назвать лжецами тех "христов", которые заявляют о своем «втором пришествии» в газетах и по телевизору…

http://www.protestant.ru/news/analitiks/?id=1116

Спрашивает Марина.
Отвечает Александр Серков, 16.04.2013


В Евангелии от Матфея более подробно описан контекст, связанный с этими словами. Давайте проанализируем 24 главу Евангелия от Матфея.

"И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.

Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века"? (1-3 стихи).

Ученики задают сначала два вопроса: "Когда..." и "Какой признак..."?

Отвечая ученикам, Христос прежде всего, говорит:"Чтобы кто не прельстил вас".

И начинает им раскрывать, что еще будет то-то и то-то прежде кончины века (читайте 24 главу Матфея). В "4 главе Христос приводит слова о трупе и об орлах без предварительного вопроса со стороны учеников, поэтому давайте снова вернемся к 17 главе Евангелия от Луки, чтобы увидеть эту картину в том объеме, какой мы имеем в двух Евангелиях.

В повествовании Евангелия от Луки ученики ставят еще один вопрос. На этот раз: "Где, Господи"?(37 стих).

Что побудило учеников задать такой вопрос, реакцией на какие слова Христа был этот вопрос?

Берем повествование выше по Евангелию от Луки:

Христос приводит в пример людей дней Ноя: "И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого" (26 стих).

Потом людей во дни Лота: "Так же, как было и во дни Лота" (28 стих).

И наконец, переводит взор от прошлого к будущему:

"Сказываю вам: в ту ночь будут двое на постели: один возьмется, а другой оставится;

две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;

двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится" (34-36 стихи).

Какая была бы у вас реакция в данной ситуации? Христос приводит в пример два события из прошлого, когда Божья кара внезапно постигла людей: при потопе и огнем на города Содом и Гоморру. И переходит к тому, что что-то грандиозное вновь постигнет нашу землю и при том внезапно. Естественная реакция учеников сразу же: "Где же, Господи, на этот раз это произойдет? В какой местности, в каком городе"? Ученикам очень любопытно было это узнать.

Но вот Христос им отвечает на их вопрос: "Где труп, там соберутся и орлы". Вот только теперь мы можем поговорить о трупах и об орлах: что же это все значит? и где же это будет?

Во-первых, это не орлы, а быстрей всего грифы, так как орлы не живут стаями и не питаются падалью (мертвечиной).

Кузнецов и Слово Жизни переводят: "Где труп, туда соберутся стервятники". Вообще, это была общераспространенная поговорка того времени. Христос имел обычай пользоваться теми оборотами речи, которые были хорошо известны Его современникам.

Что хотел Христос сказать этими словами? Будет ли это какой-то определенный город или какая-то локальная местность?

Книга Откровение рисует картину: что, как и где будет на этот раз в эсхатологических событиях: "А прочие убиты мечем Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами" ().

С уважением, Александр.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

«Ибо, где будет труп, там соберутся орлы». (Мф. 24:28)

Вот еще одна, понятная с виду фраза, смысл которой затеняется ее простейшим толкованием.
Глубже копать никто уже не хочет. Но меня заинтересовали некоторые моменты.
Почему Господь не сказал, например: «и где будет труп, туда сползутся червяки»? Или: «слетятся мухи», и даже не вороны, а именно орлы? Ведь в городах (где проживает большинство населения), да и в деревнях орлы над трупами никогда не кружатся, а вся остальная вышеперечисленная живность присутствует. Про орлов же правильно пишет Иов в гл.39:
27 По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое?
28 Он живет на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных;
29 оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко;
30 птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он.
Орел - это как бы царь среди птиц. Вспомните хотябы эмблему Римской империи, империи уничтожавшей морально устаревшие государственные образования.
Т.е. орлы живут далеко от людей и сидеть над трупом в городе, высматривая орла, можно «до второго пришествия». Значит, Христос имел ввиду какую-то другую аллегорию, упоминая именно «орлов».
Про труп тоже не все ясно. Орлы ведь упоминаются в сравнении с молнией (Второго пришествия), видимой отовсюду. А как может быть виден орел сидящий на трупе? Очевидно имелось ввиду кружение орлов над местом их будущего пира, т.е. над местом, куда еще только ползет «будущий труп». Разобраться помогает церковно-славянский и греческий тексты: В Лк. 17:37 используется греческое слово soma – “тело”, а в Мф. 24:28 – греческое слово ptoma – "труп", но тот, который (по тексту) только будет.
«ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада,
так будет пришествие Сына Человеческого;
ибо, где будет труп, там соберутся орлы.»
Под телом некоторые толкователи подразумевали тело Христа. Не буду спорить. Лишь напомню, что сейчас называют «телом Христовым». А ведь Пророк всегда говорит тем людям и для того времени, в котором Он будет понят.
Итак, «Орлы».
Лучшие умы, искатели и гении всех времен брались за те области человеческого существования, где они видели наихудшее положение. Догмы, которые уже нежизнеспособны и разлагаясь тянут человечество в погибель. Именно эти трупы притягивали «орлиные» взоры пытливых умов и желание уничтожить, очистить место для чего-то нового и сильного. Именно о таких «орлах» говорил Спаситель. Именно их призывал он кружить над телом лицемерной (фарисейской) церкви. Перечитайте Мф.23 главу. В 7 стихе вместо «учитель» читай: «батюшка». Ведь вся эта глава про ныне правящую бал церковь.
Иисус говорил о наших днях.
Крупицы Его Учения несовместимы с их роскошной жизнью и отторгаются жирными телами ее жрецов, как инородное «тело».
Он говорит о тех, кто готов стать «Орлами», рвущими и уничтожающими сгнившие бредни, ради освобождения и торжества Его Учения.

Увидим ли мы Вас, Орлы?

Loading...Loading...