Храм гроба господня находится в. История и этнология

Подземный храм Обретения Животворящего Креста , храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов . На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей , он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Храм разделен между шестью христианскими обществами представляющими три основные вероисповедания представленные в Святой Земле - Православное , римо-католическое , антихалкидонское . Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся status quo, определяемый хатт-и-шерифом года, подтвержденным фирманами и годов. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждым религиозным обществом, строго оговорены (ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны без общего согласия). Камень помазания находится в общем владении. «Стражами и хранителями дверей храма» является с года мусульманское семейство Нусейбе.

Разпределение частей храма

Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля , на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня . По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь .

В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне , служившей вестибюлем Голгофского придела . Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков », иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской .

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому . Соответствующий евангельский текст (Ин 19, 38 -40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Господа Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена по благословению патриарха Диодора в году В. Цоцонисом . Над Камнем - 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская).

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с века в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Часовня Гроба Господня (Кувуклия)

Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти . В году, по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти были заменены новыми, изготовленными по современной технологии ростовской фирмой А. Рудника.

Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела . Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу (северное – для православных, южное – для армян). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы , справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес ».

Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в году. Максим Симеос , последним видевший в году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса , замученного турками в Константинополе на Пасху года.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы , принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол . Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте . В году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши , сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.

Ротонда

Храм Воскресения Господня (Кафоликон)

Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас . С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» - «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73, 12), но это сооружение появилось в храме не ранее года. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божией Матери , святого Иоанна Предтечи , архангелов Михаила и Гавриила , 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов . Мозаичные работы в куполе кафоликона были завершены в году.

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата , почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского , у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие . Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Галереи кафоликона

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в которых размещаются несколько приделов .

В северной галерее храма находится место, называемое Аркады Девы : огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между которыми выделяется беломраморный фрагмент постройки императора Адриана . Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

В восточном конце галереи расположена православная часовня , обозначенная на старинных планах как часовня Уз или Темница Христова , впервые упоминаемая в источниках на этом месте не ранее века. Это не археологическая реконструкция, а архитектурно оформленная «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы. Перед входом в нее под престолом находится каменная плита с 2 отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, сделанная по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории. Греки обычно называют это помещение часовней святых жен-мироносиц , а русские богомольцы с недавнего времени - часовней Богородицы Плачущей, по находящейся в ней иконе Богоматери «Умиление» XIX века, которая с года почитается чудотворной. Первоначальное назначение этого помещения неизвестно; предположительно к времени Распятия здесь находилась древнееврейская гробница; по другой версии, сюда, в заброшенную пещеру, приходили cвятые жены-мироносицы.

В амбулатории , позади алтарной апсиды кафоликона, находятся еще 3 придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику . На его мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий » (Мф 27, 54).

Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской церкви и посвящен Разделению риз (Ин 19, 23 -24); согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды (при этом на Голгофе существует римо-католический престол того же посвящения).

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви святой Елены, помещается придел Тернового венца . В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию , на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом (Мф 27, 29). По свидетельству русских паломников середины XIX века, тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца .

Подземные храмы

Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой - у эфиопов . Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю . Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении . Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста , расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом . В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале века, «составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в г. здесь стоял греческий престол » . В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания , именуемая парусией : крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся .

Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна » . В году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в году.

Голгофа

Важнейшее из мест поклонения во всём Храме Гроба Господня - церковь Голгофы, которая заключает в себе место распятия Христа . Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа , разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католичские приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.

Православный престол , высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).

Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам . Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово » на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи . Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.

Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в ).

Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы , иначе известный как придел Мелхиседека , по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого . Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.

Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу , где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.

Двор и его постройки

Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, под его куполами шесть христианских конфессий оберегают святые места, где Иисус был распят, а затем воскрес.

Армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви разделили между собой приделы Храма и часы молитв. Кувуклия, место ежегодного схождения Благодатного Огня, находится в совместном использовании. Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

Итак, Вы на площади перед Храмом.

Позади у Вас окажется Гефсиманское подворье (метох) и минарет мечети Омара.

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков. Когда-то давно это был отдельный вход на Голгофу.

Под ней Вы увидите неприметную дверь в часовню Марии Египетской.

Правее дверь в армянскую капеллу апостола Иоанна.

Храм Гроба Господня на видео

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а право пользоваться этими ключами – закрывать и открывать Храм имеет право только один человек, представитель другой мусульманской семьи. Это право передается в семьях по наследству из поколения в поколение уже девять веков.

Нужно сказать, что борьба между конфессиями за влияние и контроль над христианскими святынями Иерусалима и в частности находящимися в Храме Гроба Господня в Израиле продолжались веками. Дело не ограничивалось доносами и упреками, но иногда доходило и до драки между монахами.

Во времена османского владычества чтобы не допустить кровопролития и даже разрушения храма правительству и паше лично приходилось постоянно вмешиваться и регулировать отношения между конфессиями. Известны указы паши от 1604, 1637, 1757 и 1852 годов. Последние два указа представляют собой свод правил и разделения прав и имеют название Статус-кво Святой Земли. Эти правила соблюдаются до сих пор.

О разногласиях между конфессиями Вы сразу вспомните, как только подойдете к Храму Гроба Господня. Об этом красноречиво напоминает лестница, стоящая на фасаде второго этажа и прислоненная к правому окну.

О том что она стоит там давно свидетельствует гравюра Эдварда Файндена от 1834 года. В том же месте она находится и по сей день. Сегодня эта обычная лестница – символ соблюдения Статус-кво – ничто в Храме не может быть изменено, передвинуто или отремонтировано без согласия всех шести конфессий.

Как же она попала туда и для какой цели использовалась? Скорее всего по ней пробирались в Храм монахи не желавшие платить находящимся внутри у входа турецким стражникам. На схеме Храма Гроба Господня это место обозначено №4 – диван турецкой гвардии стоящий слева от входа.

Второе напоминание о распри между конфессиями Вы так же увидите не успев войти. Это Колонна Святого Огня находящуюся слева от входа в Храм. По преданию в 1579 году армяне подкупили османов и те заперли Храм на Пасху, в Великую Субботу 6-го апреля.

Православные стояли в растерянности у запертого входа когда налетела туча и из нее ударила молния в эту колонну. Благодатный Огонь сошел и в этот раз.

Увидев горящую колонну, один из потрясенных турецких стражников стоявших сверху, спрыгнул вниз к христианам с криками, прославляющими христианскую веру. Ступни его ног после прыжка вошли в мраморную плиту как в воск. Его следы перед входом в Храм Гроба Господня в Иерусалиме можно увидеть и сегодня.

Первая церковь на месте распятия Христа была построена св. царицей Еленой. Затем Храм неоднократно подвергался разрушениям и восстанавливался в виде стоящих отдельно часовен. Под одной крышей места казни и воскрешения Христа Храм объединил в 1147 году.

Пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

План - схема Храма Гроба Господня

1 Площадь перед Храмом. 2 Место, где пресвятая Дева и св. Иоанн стояли во время распятия. 3 Дверь входа в церковь. 4 Диван турецкой гвардии. 5 Место, где стояли три Марии. 6 Гробница Иосифа Арифамейского. 7 Коптская часовня. 8 Гробница Спасителя. 9 Придел Ангела. 10 Алтарь явления Пресвятой Богородицы. 11 Место, где стояла Мария Магдалина. 12 Место, где Христос явился Марии Магдалине. 13 Пещера, где Иисус ожидал казни. 14 Часовня Лонгина. 15 Придел Деления Риз. 16 Часовня святой Елены. 17 Пещера обретения Креста. 18 Место, где молилась святая Елена. 19 Пуп Земли. 20 Камень Миропомазания. 21 Вход в капеллу Адама. 22 Место, где стоял крест. 23 Голгофа. 24 Алтарь Stabat Mater, место, где стояла Богоматерь при распятии. 25 Место, где Иисус был пригвожден к Кресту.

Как уже упоминалась в статье о Виа Долороса, последние пять остановок Крестного пути Иисуса находятся под сводами Храма.

Десятая остановка отмечена часовней Разоблачения, придел Деления Риз. Стражники, приведя Иисуса, бросая жребий, делят между собой его одежду. В часовне ведет службу армянская церковь.

Одиннадцатая остановка . Здесь Иисуса пригвоздили к кресту. На этом месте алтарь, над ним изображено происходившее тут. На плане №25 .

Двенадцатая остановка. Смерть Иисуса на кресте. Серебряный диск под алтарем обозначает место, где стоял крест и где умер Иисус.

Голгофа

На Голгофе Вы увидите католический и православный придел, под алтарем которого есть отверстие в земле. Тут стоял крест. Через отверстие, обозначенное серебряным кругом можно ладонью прикоснуться к Голгофе.

Два черных круга это места, где стояли кресты разбойников, казненных вместе с Иисусом.

К горе Голгофа (№23 ) ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

По приданию под этой горой был похоронен Адам , тот самый прародитель рода человеческого, потерявший бессмертие и изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность потомкам, то есть всему человеческому роду.

Гора Голгофа получила название от арамейского Гальголет - гора Череп.

На некоторых иконах изображен распятый на кресте Иисус, а под крестом череп Адама.

Как известно Иисус был распят в пятницу и в тот же день умер. Чтобы убедиться, что Христос мертв, Лонгин протыкает его тело копьем. В этот миг начинается землетрясение и Голгофа раскалывается. Начавшийся дождь смывает кровь с тела распятого и эта кровь вместе с водой через расщелину устремляется в глубь норы. Кровь Иисуса омывает череп Адама, смывая первозданные грехи со всего человечества.

Прямо под горой Голгофа, под тем местом, где стоял крест, находится капелла Адама (№21 на схеме). Расщелина, образовавшаяся при землетрясении и через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама, сохранилась. Вы увидите ее на стене закрытую стеклом. В находящейся рядом греко – православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

В часовне Адама трещина в скале, возникшая при землетрясении, закрыта стеклом.

Лонгин, римский солдат, ударивший распятого Иисуса копьем под ребро, впоследствии проповедовал учение Христа и был убит по приказу Пилата. Придел святого Лонгина обозначен на плане №14 .

Тринадцатая остановка обозначена латинским алтарем. Снятие с креста.

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами.

Это место обозначенно на карте – схеме №24 – над статуей скорбящей Девы Марии написано «Stabat Mater dolorosa» - стояла Мать скорбящая.

"... и Тебе Самой оружие пройдет душу..." Из пророчества Семеона Богоприимца (Лук.2.35)

Камень миропомазания

Здесь Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания (№20 ) , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами. Они упоминают его как богатого, но доброго человека, принявшего веру Иисуса и после казни упросившего Пилата отдать ему тело Христа.

Гробница Иосифа Арифомейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского (№6 на плане Храма) расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив придела коптов, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, сильно пострадавший во время пожара в Храме Гроба Господня в 1808 году. Справа от алтаря есть вход в маленькую пещеру. Это и есть место погребения Иосифа Аримафейского и Никодима.

Четырнадцатая остановка . Положение во гроб. На этом месте Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса в принадлежащий ему новый, высеченный в скале гроб, а ко входу привалил камень.

Кувуклия в Храме Гроба Господня

Над Гробом Господним стоит Кувуклия , мраморная часовня, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный Огонь. Она состоит из двух частей – придела Ангела(№9 на плане) и пещеры Гроба Господня (№8 ).

Гроб Господень подвергался воздействию землетрясения и пожара. Поэтому Кувуклия усилена снаружи металлической конструкцией.

Резная сень с изображениями Апостолов над входом в Кувуклию, к концу прошлого века требовала реставрации. За работу взялись греческие мастера, но им не удалось детально воспроизвести оригинал. После чего сень была изготовлена в 2005 году русскими художниками в Ростове.

Коптский придел (№7 ) не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена. Считается, что после реконструкции Кувуклии, она именно в этой части уменьшилась в размерах и теперь придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В Храме Гроба Господня в приделе Обретения Креста (№17 на плане) установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Как гласит предание, крест, на котором распяли Христа, был найден св. царицей Еленой в 326-м году. Поиски привели ее на Голгофу, где неподалеку была обычная свалка. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). Как известно на двух из трех крестов были распяты разбойники. Желая узнать, какой именно крест принадлежал Иисусу, стали их поочередно прикладывать к умершему человеку. При прикосновении креста, на котором был распят Иисус, человек ожил.

Царица Елена, мать римского императора Константина, сделала очень много для развития христианства. Она организовала раскопки, в результате которых были обретены Животворящий Крест и Гроб Господень. Она построила Храм Гроба Господня в Иерусалиме, где сходит Благодатный Огонь, Храм Рождества Христова в Вифлееме, храм на Елеонской горе, где Иисус вознесся на Небо. Царицу Елену причислили к лику святых как равноапостольную.

В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены. (№16 )

Храм Воскресения Христова – одна из трех важнейших частей Храма Гроба Господня.

Пуп Земли

В центре его, прямо напротив входа в Кувуклию, стоит скромная каменная ваза, называемая « Пуп Земли

За право обладать святыми реликвиями Палестины, несколько веков велась ожесточенная борьба среди самых сильных стран христианского мира: Англии, Франции, Австро-Венгрии, России. Неоднократно, в крестовый поход по освобождению Гроба Господня от исламских завоевателей, ходили европейские рыцари.

В 1053 году, началось разделение христианской религии на две самостоятельных ветви: католическую и православную. Внутрицерковные разногласия не устранены до сих пор.

Статус-кво. Договор о прекращении вражды

Каждая ветвь христианства желала получить божественные святыни в свое личное владение. Межрелигиозные разногласия урегулированы в 1855 г., заключением договора о совместном управлении храмом и допуске в него представителей всех конфессий - status quo.

Главой храма является православный Патриарх Иерусалимский. Весь храм разделен на зоны влияния - пределы. Решения об изменениях и улучшениях принимаются достижением общего согласия.

Символом незыблемости status quo стала, неизвестно когда оставленная на главном фасаде, недвижимая деревянная лестница.

Сколько и какие конфессии в храме Гроба Господня

Совершать молитвенные обряды в церкви вольны любые христиане, даже те, за кем нет закрепленного владения. 6 основных конфессий делят между собой помещения храма, поочередно проводят литургии, управляют единолично своими пределами.

На постоянной основе присутствуют:

  • Греко-православная;
  • Римско-католическая;
  • Сирийская;
  • Коптская;
  • Армянская;
  • Эфиопская.

Ключи от храма Гроба Господня

Во избежание межрелигиозных споров о первенстве и старшинстве, ключи больше тысячи лет хранят арабы. Ключником, ежедневно открывающим и запирающим церковь Гроба Господня в Иерусалиме, работает член семьи Нусайба.

Древняя история Распятия и Воскрешения сына Божьего Иисуса

Римская империя относилась толерантно к раздробленным религиозным культам завоеванных народов, прославлявшим многобожие и язычество. Небольшая, на тот момент, община христиан, верила в Единого Бога, ставила интересы духовные выше интересов государства, чем вызывала опалу и недовольство властей.

Иисус из Назарета перед мученической смертью на Кресте пообещал свое воскрешение, в качестве доказательства истинности христианской веры и надежды на спасения человечества в Царствии небесном.

Смерть и захоронение Спасителя

По пыльной дороге Виа Долороса, сын Божий взошел с крестом на гору Голгофа, принося свою жизнь в жертву, ради искупления людских грехов. Тело Спасителя ученики захоронили в пещере-усыпальнице на личной земле сподвижника - Иосифа Арифамейского.

Три дня жены-Мироносицы, во главе с Марией-Магдаленой, бывали у Гроба Господня. Первыми получив от ангела благую весть о чудесном Воскрешении.

В честь этих женщин, не отвернувшихся от Иисуса даже после смерти, в 16 веке была написана икона «Жены мироносицы у Гроба Господня», она хранится в Софийском соборе Новгорода.

Когда построен Храм Гроба Господня

Христианство, после чуда Воскрешения Спасителя, получило толчок к дальнейшему распространению, но из-за запретов и гонений место где находится Гроб Господень, на триста лет, было предано забвению, строить молитвенные сооружения, открыто славить Бога, первым христианам категорически запрещали римские власти.

В 320-326 гг. Император Константин I, сделал христианство официальной религией Рима, его мать, Царица Елена, совершила паломничество в Иерусалим. На горе Голгофа, к тому времени стоял языческий храм Афродиты.

С помощью местных жителей и епископа Макария I, Елена осуществила раскопки. Тогда же обнаружены материальные свидетельства казни Христа: Крест, 4 гвоздя, трехдневная усыпальница в заваленном камнями горном склепе.

Кто построил Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Царица, с помощью сына, к 335 г., возвела над усыпальницей первый Храм Гроба Господня.

Он неоднократно разрушался, следуя за драматической судьбой региона: крушением Римской и Византийской империй, захватом Иерусалима персами и арабами.

В 12 веке, молитвенный комплекс отстроили крестоносцы, соединив под купольной крышей, все места связанные с распятием и воскресением Спасителя.

В начале 19 в. после сильного пожара, церковь пережила глобальную реконструкцию, деньги на которую давала Россия.

Гроб Господень в Иерусалиме в настоящее время

Двойной входной портал для посетителей находится с южной стороны, один из проемов заложен кирпичной кладкой во времена арабского завоевателя Салах-ад-Дина.

Для какой религии священен Храм Гроба Господня

Израильское святилище - Гроб Господень, самая великая реликвия. В нем сосредоточены главные доказательства жизни и Воскресения Спасителя.

Согласно еврейскому Ветхому завету, созданному задолго до рождения Христа, на землю должен снизойти мессия, сын Божий - установитель Царства Небесного на земле.

Внутреннее устройство храма

Под общей кровлей храма действуют монастыри, есть служебные залы, тайные ходы. Пределы конфессий занимают подземные и надземные части сооружения.

  • в храме Гроба Господня. Лежит недалеко от центрального входа. Именно на нем ученики готовили тело Христа к вознесению: мазали мирой и алоэ, обертывали в льняную ткань - плащаницу.
  • Место казни - По преданию, там находится могила ветхозаветного первого человека Адама. Серебряным кругом отмечено место распятия сына Божьего.
  • . Часовня построена в центральной ротонде над пещерой-усыпальницей, состоит из двух пределов: Ангела и места Вознесения сына Божьего - погребального ложе. В 1555 г. оно было накрыто белой мраморной плитой для защиты от порчи паломниками и пилигримами.

Православная служба начинается 23-00, длится 4 часа;
Армянская литургия: с 3 часов ночи до 6 утра;
Католическая месса: с 6-00 до 9-00.

Вконтакте

Гроб Господень - главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём в .

Согласно традиции гробница находилась за городскими стенами, на северо-запад от Иерусалима, недалеко от . В начале IV века над нею была возведена Кувуклия Храма Гроба Господня.

В переносном смысле, в особенности в относящихся к Средневековью исторических источниках, - вся (), где находилось это святое для христиан место.

Кувуклия - небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды в Иерусалиме, заключающая в себе Гроб Господень, величайшую христианскую святыню.

В Кувуклии имеются два помещения: Гроб Господень и Придел Ангела.

По Евангелиям

Про гроб говорят все евангелисты: Мф. 27:60-28:8, Мк. 15:46-16:8, Лк. 23:53-24:24, Ин. 19:41-20:11. По их рассказу он принадлежал Иосифу Аримафейскому , находился в саду недалеко от и был новым, то есть в нём ещё никто не был похоронен.

Данное место упоминается в следующих евангельских эпизодах:

  • Положение во гроб
  • Стража у гроба - власти поставили её из опасения, что ученики похитят тело.
  • Воскресение Христово
  • Явление ангела Женам-мироносицам
  • «Не прикасайся ко Мне» - первое явление воскресшего Иисуса Христа (Марии Магдалине)

История открытия Гроба Господня

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV в. по указанию императора Константина. В 326 г. его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий:

«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня».

Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает в своём труде «Жизнь Константина». Он сообщает, что на месте пещеры, где был погребён Иисус римлянами был построен языческий храм:

«Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».

Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36

По приказу Константина насыпь храма была срыта и

«вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».

К 335 г. над пещерой императором Константином (Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена: «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом») был построен храм Гроба Господня, который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию - часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

Описание

Гроб Господень это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода .

Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю.

С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году).

Несколько столетий назад плита треснула поперек. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.

Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 г. по приказу фатимидского . Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа.

Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно.

Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.

Иконы, лампады и отделка

Все внутри отделано белым и желто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа.

Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе.

Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами, от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день.

На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери, за которой устроена ниша.

По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина:

«Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».

Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, 13 из которых принадлежат православным, ещё 13 католикам, 13 армянам и 4 коптам. В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники. В потолке имеется отверстие для вентиляции.

Первое описание на русском языке

- «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли».

Придел Ангела

Придел Ангела это небольшое помещение (3,4 х 3,9 м) в восточной части Кувуклии, попасть в Гроб Господень можно только пройдя через него.

Согласно Евангелию на этом месте, на камне отваленном от двери Гроба, сидел Ангел возвестивший женам-мироносицам Воскресение Христа:

«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь»

Согласно преданию, мироносицам о Воскресении Христа возвестил Архангел Гавриил. Именно его имя начертано на беломраморном барельефе, который украшает вход из придела Ангела в Святой Гроб.

Слева от входа на барельефе изображены небольшие фигуры жен-мироносиц, а справа фигура простирающего к ним руку Ангела. Между ними над входом вдоль мраморных складок идет надпись по гречески:

«Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

В приделе Ангела, в северной и южной стенах устроены два овальных отверстия диаметром примерно 30-40 см, они используются в Великую Субботу для передачи из часовни наружу. Через северное отверстие Патриарх подает огонь православным, через южное армянский священнослужитель армянам.

Гроб Господень соединяется с приделом Ангела низким арочным входом (всего 112 х 72 см).

Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с Кафоликоном ее соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен Коптский придел.

Камень отваленный от двери Гроба

Согласно Евангелию этот камень был «весьма велик» (Мк. 16:4), но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, потому что он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 г.

Кроме того, позднее, по словам русского купца-путешественника XVI в. Трифона Коробейникова, паломники «тот камень для благословения брали на мощи», то есть попросту уносили его по кусочкам.

Сегодня одна из частей этого священного камня хранится под стеклом в специальном мраморном постаменте в центре придела Ангела. Этот постамент служит также местом для установки переносного святого престола при совершении архиерейской православной литургии.

Другая сохранившаяся часть камня помещена в престоле церкви Спасителя армянского Сионского монастыря, который стоит, по преданию, на месте дома , вне стен , справа от .

Кувуклия

Кувуклия - это небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

История

Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325–335 гг. и была полностью разрушена мусульманами в 1009 г.

Вторично Кувуклию отстроил в 1042–48 гг. византийский император Константин Мономах, затем в XII в. её обновили крестоносцы.

В 1555 г. Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский и она простояла до 1808 г., когда была уничтожена опустошительным пожаром.

Существующая Кувуклия восстановлена в 1809–10 гг. по проекту греческого архитектора Николая Комина (Κομιανός, 1770-1821) из Митилини.

При восстановлении Кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли).

Впоследствии она пострадала при землетрясении 1927 г. и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

Когда великий князь Сергей Александрович погиб от рук террористов, император Николай II пожертвовал в его память лампаду и она висела перед иконой Воскресения, которая расположена над входом в Кувуклию. Находится ли эта лампада сейчас на своем месте, неизвестно.

Фотогалерея





















Полезная информация

Гроб Госпо́день
или Свято́й Гроб
греч. Αγιος Τάφος
Кувуклия
греч. Κουβούκλιον
досл. «покой, царская опочивальня»
лат. Cubiculum
Придел Ангела
греч. παρεκκλήσιον τοϋ Αγγέλου

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 5.00–20.00 апр–сент, ежедневно
  • 4.30–19.00 окт–март
  • Как правило, Храм закрывается несколько позже указанного времени.
  • В дни христианских праздников доступ к святыням может быть затруднён.
  • Лучшее время посещения: с 16.00–17.00 до закрытия, когда меньше паломнических и экскурсионных групп.

Адрес и контакты

Иерусалим, Старый город, Христианский квартал, Храм Гроба Господня

☎ 02 627 3314

Богослужение на Святом Гробе

Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова. Регулярные христианские службы на Святом Гробе начались самое позднее в 335 году и продолжаются по настоящее время. Известен перерыв в богослужении с 1009 года по 1020 год, после разрушения Храма Гроба Господня .

Сегодня только православные, армяне и католики имеют право поочередно служить здесь, поскольку именно эти вероисповедания сообща владеют Гробом Господним. Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии. Первыми служат литургию православные, в полночь, они имеют право совершать богослужение с 11 вечера до 3 часов утра. За греками служат литургию армяне, с 3 до 6 часов утра. Католическая литургия совершается с 6 до 9 часов утра.

Особенности богослужения

В обычные дни православные совершают литургию непосредственно на верхней плите Гроба, поверхность которого служит престолом, а его левая сторона жертвенником. В этом случае священник всю литургию совершает коленопреклоненно, вставая только на каждение, на Малый и Великий входы, на чтение Евангелия и на вынос Святых Даров.

Малый и Великий входы совершаются вокруг всей Кувуклии, а чтение Евангелия на священном камне в приделе Ангела.

В торжественных случаях, при совершении архиерейской православной литургии, престол помещают в приделе Ангела, закрепляя его на постаменте со священным камнем, в этом случае Святой Гроб служит жертвенником.

Архиерейская литургия служится три-четыре раза в неделю, во время этих служб Храм открыт для молящихся; в остальные дни недели литургия служится иерейским чином, это закрытые службы и присутствовать на них могут только члены святогробского братства.

Армяне при совершении литургии обязаны приносить и возлагать на святое Ложе особую деревянную доску.

Католики ставят для литургии на гробный камень особый стол, а иногда, при совершении торжественной мессы, престол располагают прямо перед входом в Кувуклию.

Католики имеют в храме орга́н и постоянно используют его в богослужении.

Доступ к Святому Гробу

Гроб Господень свободно доступен для любого паломника или посетителя в те часы, когда храм открыт и непосредственно на Гробе не совершается какая-либо служба. У Святого Гроба постоянно дежурит православный греческий монах. В том случае, когда желающих много и образуется очередь (то есть почти всегда), этот монах поторапливает паломников и не позволяет провести у Гроба более минуты. Существует устоявшийся православный обычай поклонения Святому Гробу. Согласно ему, сначала надо помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Потом, поцеловав низкий вход и читая про себя лучше всего молитву: «Воскресение Христово видевше …» медленно и благоговейно входить в Живоносный Гроб. Войдя, поставить свечи, затем преклонить колена и молиться. Можно положить на Ложе для освящения принесенные с собой иконы, крестики, медальоны и прочее. Многие стараются, по возможности, непременно коснуться устами и челом головной, западной, дальней от входа части Ложа. Обратно принято выходить пятясь назад, чтобы не оборачиваться спиной ко Гробу.

Наилучшие дни для самостоятельного посещения Гроба Господня - это те, которые не совпадают с большими христианскими праздниками. Наилучшее время с 16-17 часов и до закрытия Храма, когда схлынет основная масса паломнических и экскурсионных групп. Храм Гроба Господня открыт ежедневно, официальные часы посещения: в весенне-летний период - 5:00-20:00, в осенне-зимний период - 4:30-19:00 (однако, как правило, Храм закрывается несколько позже указанного времени).

Борьба за освобождение Святого Гроба

С 637 года Палестина находилась под властью мусульман и в течение веков христиане не имели сил, чтобы вернуть её себе. Однако настало время, когда идея о вооруженном освобождении от неверных Святой земли и Гроба Господня распространилась среди западных христиан.

На официальном уровне она была озвучена 24 ноября 1095 года в Клермоне папой Урбаном II, который призвал к вооруженному походу на восток. Его призыв породил Первый Крестовый поход, принесший освобождение Святого Гроба в 1099 году.

Однако успех Крестовых походов был временным и ограниченным, поскольку спустя 88 лет, в 1187 году, Иерусалим был утерян. И хотя крестоносцы ещё возвращали себе Святой город на короткое время, в сентябре 1244 года они лишились его окончательно.

С этих пор Палестина была под властью мусульман вплоть до 1918 года, когда её заняли английские войска в ходе Первой мировой войны.

С 1922 года англичане управляли здесь на основании Британского мандата.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, под его куполами шесть христианских конфессий оберегают святые места, где Иисус был распят, а затем воскрес.

Армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви разделили между собой приделы Храма и часы молитв. Кувуклия, место ежегодного схождения Благодатного Огня, находится в совместном использовании. Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

Итак, Вы на площади перед Храмом.

Позади у Вас окажется Гефсиманское подворье (метох) и минарет мечети Омара.

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков. Когда-то давно это был отдельный вход на Голгофу.

Под ней Вы увидите неприметную дверь в часовню Марии Египетской.

Правее дверь в армянскую капеллу апостола Иоанна.

Храм Гроба Господня на видео

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а право пользоваться этими ключами – закрывать и открывать Храм имеет право только один человек, представитель другой мусульманской семьи. Это право передается в семьях по наследству из поколения в поколение уже девять веков.

Нужно сказать, что борьба между конфессиями за влияние и контроль над христианскими святынями Иерусалима и в частности находящимися в Храме Гроба Господня в Израиле продолжались веками. Дело не ограничивалось доносами и упреками, но иногда доходило и до драки между монахами.

Во времена османского владычества чтобы не допустить кровопролития и даже разрушения храма правительству и паше лично приходилось постоянно вмешиваться и регулировать отношения между конфессиями. Известны указы паши от 1604, 1637, 1757 и 1852 годов. Последние два указа представляют собой свод правил и разделения прав и имеют название Статус-кво Святой Земли. Эти правила соблюдаются до сих пор.

О разногласиях между конфессиями Вы сразу вспомните, как только подойдете к Храму Гроба Господня. Об этом красноречиво напоминает лестница, стоящая на фасаде второго этажа и прислоненная к правому окну.

О том что она стоит там давно свидетельствует гравюра Эдварда Файндена от 1834 года. В том же месте она находится и по сей день. Сегодня эта обычная лестница – символ соблюдения Статус-кво – ничто в Храме не может быть изменено, передвинуто или отремонтировано без согласия всех шести конфессий.

Как же она попала туда и для какой цели использовалась? Скорее всего по ней пробирались в Храм монахи не желавшие платить находящимся внутри у входа турецким стражникам. На схеме Храма Гроба Господня это место обозначено №4 – диван турецкой гвардии стоящий слева от входа.

Второе напоминание о распри между конфессиями Вы так же увидите не успев войти. Это Колонна Святого Огня находящуюся слева от входа в Храм. По преданию в 1579 году армяне подкупили османов и те заперли Храм на Пасху, в Великую Субботу 6-го апреля.

Православные стояли в растерянности у запертого входа когда налетела туча и из нее ударила молния в эту колонну. Благодатный Огонь сошел и в этот раз.

Увидев горящую колонну, один из потрясенных турецких стражников стоявших сверху, спрыгнул вниз к христианам с криками, прославляющими христианскую веру. Ступни его ног после прыжка вошли в мраморную плиту как в воск. Его следы перед входом в Храм Гроба Господня в Иерусалиме можно увидеть и сегодня.

Первая церковь на месте распятия Христа была построена св. царицей Еленой. Затем Храм неоднократно подвергался разрушениям и восстанавливался в виде стоящих отдельно часовен. Под одной крышей места казни и воскрешения Христа Храм объединил в 1147 году.

Пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

План - схема Храма Гроба Господня

1 Площадь перед Храмом. 2 Место, где пресвятая Дева и св. Иоанн стояли во время распятия. 3 Дверь входа в церковь. 4 Диван турецкой гвардии. 5 Место, где стояли три Марии. 6 Гробница Иосифа Арифамейского. 7 Коптская часовня. 8 Гробница Спасителя. 9 Придел Ангела. 10 Алтарь явления Пресвятой Богородицы. 11 Место, где стояла Мария Магдалина. 12 Место, где Христос явился Марии Магдалине. 13 Пещера, где Иисус ожидал казни. 14 Часовня Лонгина. 15 Придел Деления Риз. 16 Часовня святой Елены. 17 Пещера обретения Креста. 18 Место, где молилась святая Елена. 19 Пуп Земли. 20 Камень Миропомазания. 21 Вход в капеллу Адама. 22 Место, где стоял крест. 23 Голгофа. 24 Алтарь Stabat Mater, место, где стояла Богоматерь при распятии. 25 Место, где Иисус был пригвожден к Кресту.

Как уже упоминалась в статье о Виа Долороса, последние пять остановок Крестного пути Иисуса находятся под сводами Храма.

Десятая остановка отмечена часовней Разоблачения, придел Деления Риз. Стражники, приведя Иисуса, бросая жребий, делят между собой его одежду. В часовне ведет службу армянская церковь.

Одиннадцатая остановка . Здесь Иисуса пригвоздили к кресту. На этом месте алтарь, над ним изображено происходившее тут. На плане №25 .

Двенадцатая остановка. Смерть Иисуса на кресте. Серебряный диск под алтарем обозначает место, где стоял крест и где умер Иисус.

Голгофа

На Голгофе Вы увидите католический и православный придел, под алтарем которого есть отверстие в земле. Тут стоял крест. Через отверстие, обозначенное серебряным кругом можно ладонью прикоснуться к Голгофе.

Два черных круга это места, где стояли кресты разбойников, казненных вместе с Иисусом.

К горе Голгофа (№23 ) ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

По приданию под этой горой был похоронен Адам , тот самый прародитель рода человеческого, потерявший бессмертие и изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность потомкам, то есть всему человеческому роду.

Гора Голгофа получила название от арамейского Гальголет - гора Череп.

На некоторых иконах изображен распятый на кресте Иисус, а под крестом череп Адама.

Как известно Иисус был распят в пятницу и в тот же день умер. Чтобы убедиться, что Христос мертв, Лонгин протыкает его тело копьем. В этот миг начинается землетрясение и Голгофа раскалывается. Начавшийся дождь смывает кровь с тела распятого и эта кровь вместе с водой через расщелину устремляется в глубь норы. Кровь Иисуса омывает череп Адама, смывая первозданные грехи со всего человечества.

Прямо под горой Голгофа, под тем местом, где стоял крест, находится капелла Адама (№21 на схеме). Расщелина, образовавшаяся при землетрясении и через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама, сохранилась. Вы увидите ее на стене закрытую стеклом. В находящейся рядом греко – православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

В часовне Адама трещина в скале, возникшая при землетрясении, закрыта стеклом.

Лонгин, римский солдат, ударивший распятого Иисуса копьем под ребро, впоследствии проповедовал учение Христа и был убит по приказу Пилата. Придел святого Лонгина обозначен на плане №14 .

Тринадцатая остановка обозначена латинским алтарем. Снятие с креста.

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами.

Это место обозначенно на карте – схеме №24 – над статуей скорбящей Девы Марии написано «Stabat Mater dolorosa» - стояла Мать скорбящая.

"... и Тебе Самой оружие пройдет душу..." Из пророчества Семеона Богоприимца (Лук.2.35)

Камень миропомазания

Здесь Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания (№20 ) , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами. Они упоминают его как богатого, но доброго человека, принявшего веру Иисуса и после казни упросившего Пилата отдать ему тело Христа.

Гробница Иосифа Арифомейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского (№6 на плане Храма) расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив придела коптов, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, сильно пострадавший во время пожара в Храме Гроба Господня в 1808 году. Справа от алтаря есть вход в маленькую пещеру. Это и есть место погребения Иосифа Аримафейского и Никодима.

Четырнадцатая остановка . Положение во гроб. На этом месте Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса в принадлежащий ему новый, высеченный в скале гроб, а ко входу привалил камень.

Кувуклия в Храме Гроба Господня

Над Гробом Господним стоит Кувуклия , мраморная часовня, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный Огонь. Она состоит из двух частей – придела Ангела(№9 на плане) и пещеры Гроба Господня (№8 ).

Гроб Господень подвергался воздействию землетрясения и пожара. Поэтому Кувуклия усилена снаружи металлической конструкцией.

Резная сень с изображениями Апостолов над входом в Кувуклию, к концу прошлого века требовала реставрации. За работу взялись греческие мастера, но им не удалось детально воспроизвести оригинал. После чего сень была изготовлена в 2005 году русскими художниками в Ростове.

Коптский придел (№7 ) не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена. Считается, что после реконструкции Кувуклии, она именно в этой части уменьшилась в размерах и теперь придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В Храме Гроба Господня в приделе Обретения Креста (№17 на плане) установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Как гласит предание, крест, на котором распяли Христа, был найден св. царицей Еленой в 326-м году. Поиски привели ее на Голгофу, где неподалеку была обычная свалка. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). Как известно на двух из трех крестов были распяты разбойники. Желая узнать, какой именно крест принадлежал Иисусу, стали их поочередно прикладывать к умершему человеку. При прикосновении креста, на котором был распят Иисус, человек ожил.

Царица Елена, мать римского императора Константина, сделала очень много для развития христианства. Она организовала раскопки, в результате которых были обретены Животворящий Крест и Гроб Господень. Она построила Храм Гроба Господня в Иерусалиме, где сходит Благодатный Огонь, Храм Рождества Христова в Вифлееме, храм на Елеонской горе, где Иисус вознесся на Небо. Царицу Елену причислили к лику святых как равноапостольную.

В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены. (№16 )

Храм Воскресения Христова – одна из трех важнейших частей Храма Гроба Господня.

Пуп Земли

В центре его, прямо напротив входа в Кувуклию, стоит скромная каменная ваза, называемая « Пуп Земли

Loading...Loading...