Как появились первые иконы. вражия бо сети сокруши

Всем известно, что при посещении христианского храма верующие ставят свечи и молятся перед иконами.

Людям, не посвященным в религию, иногда кажется, что они возносят молитвы именно образу, нарисованному на полотне, но в действительности христиане воспринимают иконы как некое воображаемое окно, помогающее заглянуть в высший мир и обратиться непосредственно к Богу. Что же такое иконы на самом деле?

Что означает слово «икона»?

Термин «икона» связывают с древнегреческим словом εἰκών , означающим «изображение, образ» . Самые первые иконы появились в христианстве во II столетии нашей эры и представляли собой живописные картины с изображением святых и библейских сцен.

Уже к IV веку ими украшали стены всех христианских церквей, хотя еще долгое время появлялись отрицательные высказывания в отношении такой практики. В VIII–IX столетиях в Византии даже существовало движение иконоборцев, не приветствовавших иконы, однако в 787 году догмат об иконопочитании был принят и окончательно утвержден на Вселенском соборе.

Что такое икона?

В широком смысле слова иконой называют изображение Господа, Христа, Богоматери и праведников, обладающее священным характером. Она является культовым предметом и используется в качестве средства познания Всевышнего и пути к объединению с Ним.


Иконы обычно можно увидеть в христианских храмах, причем в католицизме чаще встречаются скульптурные изображения, а в православии – живописные. Есть они и в буддизме, но носят название «танка» и выполняются на хлопчатобумажных или шелковых тканях.

В более узком понимании православные иконы – это изображения святых на твердой поверхности (чаще – на доске из липы), дополненные особыми знаками и надписями. Изготавливаются они по определенным иконописным канонам, то есть для того, чтобы изображение на доске стало иконой, оно должно быть освящено путем молитвы и окропления святой водой.

Многие старинные иконы, наравне с живописью, представляют не только духовную, но и высокую материальную ценность.

Какие бывают иконы?

Иконы различают по сюжетам, технике исполнения, масштабности и многим другим параметрам. В частности, по размеру известны такие изображения, как листоушка, пядница, осьмерик. По технике выделяют живописные, литые, вышитые, резные и типографские иконы.

Особняком стоят так называемые сводчатые , представляющие собой конструкцию из нескольких образов с различными изображениями. Кроме того, иконы рассматривают в зависимости от школы живописи или конкретных иконописцев.

Так, в России хорошо известны образы Андрея Рублева и его учеников. Встречаются среди икон и чудотворные, история которых связана с какими-либо необычными явлениями – исцелением, мироточивостью, чудесным обретением.

Что такое мироточивая икона?

Мироточивые иконы относятся к числу наиболее почитаемых. От других образов они отличаются тем, что время от времени выделяют миро – маслянистое вещество с удивительным благоуханием. Верующие воспринимают его как настоящее чудо, а в храмы, где хранятся мироточивые иконы, стекаются тысячи паломников.

В разные времена такие образы существовали во многих уголках мира. Среди современных можно упомянуть Иверско-Монреальскую икону Божьей Матери. Создана она была в 1981 году на горе Афон и мироточила с 1982 по 1997 год. Ее возили по многим храмам Европы, а верующие собирали миро на ватки и рассказывали о чудесных случаях исцеления. В 1997 году иконописец Иосиф Муньос, возивший образ по храмам, был убит в Греции, сама же икона бесследно исчезла.

Зачем нужна икона?

Большинство верующих воспринимают икону как образно выраженную молитву. Она содействует обращению к Богу и может без слов сделать более близкими такие понятия, как истинность и духовность.

В иконах христианская церковь выражает свое учение и основные религиозные догматы, демонстрирует духовный опыт святых, посвятивших свою жизнь служению Господу.


На каждой иконе изображается не столько человек или предмет, сколько сама идея, внутренний смысл изображения, то есть образ праведников призван возводить мысли молящихся к божественному архетипу и воплощать в себе слово Божье.

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы – на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России,- названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку – временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба – он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: “Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам – тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители”.

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: “Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет”.

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса – Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне – Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. “…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону”.

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. “И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…”13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им – Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской – как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны – и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Тропарь, глас 4: От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая.

В Византии к XI–XII векам сформировался иконописный канон – совокупность правил и норм, которые регламентировали творчество иконописца. Этот канон использовала и Русская Церковь. Создавая икону, иконописец должен был подчеркнуть сверхъестественный характер ее образов, отделить их от реальных событий. Этой цели служили принцип неподвижности, статичности фигур, золотой фон изображаемого, обязательный нимб над головой, изображающий сияние света и славы Божией, и др. Особо прославились такие иконописцы, как Андрей Рублев (его знаменитая икона «Троица»), Феофан Грек (росписи Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др.), Дионисий, апостол Лука (писал иконы Божией Матери) и др. Иконы писали на липовых досках (иногда – на холсте) особыми красками, которые разводили святой водой. Прежде чем приняться за работу, иконописец постился, очень много молился и просил у Господа благословения.

На иконах изображали Самого Бога, Божию Матерь, ангелов, святых угодников. Изображение непременно освящалось святой водой, при этом иконе сообщалась благодать Святого Духа. С этого момента икона чтилась как святая. Бывают иконы чудотворные, прославившиеся своими чудесами. Например, Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» находится на Афоне в Ватопедском монастыре и прославилась тем, что Богородица спасла царевича Аркадия, который во время сильной бури упал в море с корабля (в 395 году). Корабль с большим трудом пристал к Афонской горе. Сойдя на берег, спутники Аркадия увидели его спокойно спавшим под кустом. Проснувшись, царевич рассказал о своем чудесном спасении. С тех пор монастырю дано название Ватопед, т. е. «куст отрока» (по-гречески). Алтарь храма устроен на том самом месте, где был найден царевич. Чудотворная икона стоит в приделе, посвященном ее имени.

Молясь перед иконой, надо помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь их изображение. Поэтому не иконе надо молиться, а Богу, Богородице или святому, которые на ней изображены. На святой иконе мы благоговейно созерцаем святые лики, которые поднимают наш ум к Богу и святым угодникам, воспламеняют сердце любовью.

Подойдя к иконе, например, Святителя Николая, произнесите про себя: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас». Затем зажгите свечу, приложитесь к иконе с теми же словами и, стоя перед иконой с зажженной свечой, произнесите свою горячую молитву.

Святую Троицу изображают в виде трех ангелов с крыльями, сидящих за столом. Бога Отца отдельно изображают в виде старца, потому что Он так являлся некоторым пророкам. Бога Сына изображают в том виде, каким он был, когда сошел на землю: младенцем на руках у Божией Матери, учащим народ и совершающим чудеса, страдающим на кресте, лежащим в гробу, воскресшим и вознесшимся. Бог Дух Святой изображается в виде голубя или огненных языков.

Божией Матери, святым ангелам и святым угодникам, изображаемым на иконах, надо молиться не так, как Богу. Надо просить их, чтобы они по любви к нам молились за нас перед Богом, потому что они близки Богу и он скорее услышит их молитвы о нас, чем нас самих.

Молитва, например, святой блаженной Ксении Петербургской:

Святая блаженная Ксения,

Царствие тебе небесное.

Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас.

Молитва святой великомученице Варваре:

Варвару святую почтим:

вражия бо сети сокруши

и яко птица избавися от них помощию

и оружием Креста, всечестная.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу:

Иже добродетелей подвижник,

яко истинный воин Христа Бога,

не страсти вельми подвизался еси в жизни

временней, в пениих, бдениих же и пощениих

образ быв твоим учеником;

темже и вселися в тя Пресвятый Дух,

Егоже действием светло украшен еси.

Но яко имея дерзновение ко Святей Троице,

поминай стадо, еже собрал еси мудре,

и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад

твоих, Сергие преподобне, отче наш.

Молитва святому великомученику и целителю Пантелеймону:

Страстотерпче святый и целебниче

Пантелеимоне, моли милостиваго Бога,

да прегрешений оставление

подаст душам нашим.

Ближе всех к Богу Богородица. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог многое нам прощает и во многом помогает. Она великая, скорая и милосердная заступница за всех нас.

В России много храмов, посвященных Божией Матери и много Ее чудотворных икон: «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Путеводительница», «Всецарица», «Целительница», «Взыскание погибших», «Державная», «Слово плоть бысть», «Достойно есть», «Троеручица», «Семистрельная», «Неопалимая Купина», «Умиление», «Воспитание», «Аз есмь с вами и никтоже на вы», «Неисчерпаемая Благодать», «Неупиваемая Чаша», «Скоропослушница» и многие-многие другие. Есть иконы Богородицы, названные по тому месту, где они находились: Владимирская, Казанская, Иерусалимская, Минская, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Почаевская, Волоколамская, Грузинская, Жировичская, Ченстоховская, Черниговская и др. В месяцеслове Русской Православной Церкви таких икон упомянуто более 200. Почитаемых же образов Богородицы значительно больше, и они продолжают появляться.

Мы называем Богородицу Царицей небесной, поэтому Ее иногда изображают на иконах с царской короной на голове.

К каждой иконе Богородицы нужно обращаться со своей молитвой.

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой «Утоли моя печали »:

Утоли болезни многовоздыхающия души моея,

Утолившая всяку слезу от лица земли;

Ты бо человеком болезни отгониши

и грешным скорби разрушаеши;

Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,

Пресвятая Мати Дево.

Молитва Пресвятой Богородице перед Иверской иконой:

От святыя иконы Твоея,

о Владычице Богородице,

исцеления и цельбы подаются обильно

с верою и любовию приходящим к ней.

Тако и мою немощь посети,

и душу мою помилуй, Благая,

и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Молитва Божией Матери перед иконой «Знамение»:

Яко необоримую стену

и источник чудес стяжавше

Тя раби Твои, Богородице Пречистая,

сопротивных ополчения низлагаем.

Темже молим Тя:

мир граду Твоему даруй

и душам нашим велию милость.

Молитва Божией Матери перед иконой «Скоропослушница»:

К Богородице притецем сущии в бедах,

и ко святей иконе Ея ныне припадем,

с верою зовуще из глубины души:

скоро услыши наша моления, Дево,

яко Скоропослушница нарекшаяся.

Тебе бо раби Твои в нуждах готовую

Помощницу имамы.

Есть святые угодники, к которым обращаются за помощью. Им можно заказать молебен.

При болезнях можно молиться: святому великомученику Пантелеймону (от всех недугов), преподобному Феодору Студиту (при болезнях желудка), святой великомученице Параскеве (об исцелении младенцев). О счастливом браке молятся своему Ангелу-Хранителю, святому апостолу Симону (Зилоту), при слабом учении детей – преподобному Сергию Радонежскому, при входе в новый дом – своему Ангелу-Хранителю и праведнику Иосифу (целомудренному), от пожара – Божией Матери перед ее иконой «Неопалимая Купина», при засухе – пророку Илие. В отчаянии обращаются с молитвой к святому Иоанну Златоусту, о покровительстве воинов – к святому великомученику Георгию и т. д.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божиих изображают на иконах нимб, сияние. В нимбе Спасителя иногда ставят три буквы: ??? – это греческое слово, в переводе означает «сущий». Над головой Божией Матери ставят буквы: MP ??. Это первые и последние буквы греческих слов: Матерь Бога, Божия Матерь.

Дома тоже должны быть иконы Спасителя, Богоматери, cвятителя Николая, именная икона, т. е. образ святого с таким именем, как у вас. Можно купить иконы с изображением тех святых, что вам ближе по душе и сердцу. Принято считать, что в доме не должно быть больше 33 икон.

Текст: Валерия Посашко, фотографии: Юлия Маковейчук

Недавно специально для британской королевы Елизаветы II в Букингемский дворец была привезена сделанная по заказу на Урале икона Божьей Матери «Умиление». Теперь она красуется в монарших покоях главы англиканской церкви, и королева даже молится перед образом. Объяснили члены августейшей семьи такой нетрадиционный для англикан шаг просто: «От ваших икон исходит удивительная сила».

«В иконе есть нечто, что позволяет понять реальность Божества», – говорят сами иконописцы, люди, которые соприкасаются с этой тайной плотнее кого бы то ни было. Знакомство с мастерством иконописи изнутри – не поможет ли оно прикоснуться к этому чуду и понять слова священника и ученого Павла Флоренского : «Если есть «Троица» Рублева, значит, есть Бог»?

365 дней одной иконы

Открывается дверь одной из мастерских Православного Свято-Тихоновского Богословского университета – и нас «встречает» святой . Почему-то этого святого невозможно не узнать, хотя на большом рисунке, сделанном с его иконы, он изображен в совсем непривычных декорациях: святой Георгий на своем коне перевозит через море маленького человека (по размеру он в несколько раз меньше святого), держащего в руках сосуд с вином.

Это рисунок дипломница Надежда Степанова сделала с фотографии киприотской иконы конца 13-го века, которая изображает сказание о местном чуде. Один юноша был захвачен в плен агарянами прямо в церкви великомученика Георгия во время торжества в день памяти святого. Ровно через год, точно в тот день, когда молодой человек был пленен иноверцами, по молитвам его матери он был чудесным образом возвращен домой. Юноша прислуживал агарянскому князю за столом, а перед пораженными родителями явился прямо с сосудом для вина в руках. Рассказывая о том, что произошло, юноша сказал: «Я налил вино, чтобы подать князю, и вдруг поднят был светлым всадником, который посадил меня к себе на коня. Я держал в одной руке сосуд, а другой держался за его пояс, и вот очутился здесь…».

Икона, судя по всему, будет необыкновенная. Но она должна быть готова через пару месяцев, а образ лишь намечен карандашом, хотя студентам отводится целый год на подготовку такой работы. Дело тут не в нерадивости, а просто в технологии написания современных образов: прежде чем взяться за кисточку, за что только не приходится браться иконописцу…

Малярно-столярные работы

На одну икону уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, иногда и больше. Скажем, если это образ с элементами резьбы по дереву – такое чудо тоже есть в мастерской – то, конечно, он потребует к себе «повышенного внимания». Все зависит от размера, сложности, а еще от опыта мастера.

Прежде чем взяться за кисточку, иконописец вынужден несколько дней посвятить подготовке. Нет, речь не о тысяче поклонов или десятке акафистов, и даже не о строжайшем посте. До кисточки в руках ремесленника побывает шкурка, резец, шпатель и множество разных инструментов и приспособлений, в том числе самодельных.

Да, любая икона, конечно, начинается с молитвы. Но технологически – с доски.

«Еще в 90-е годы была настоящая проблема: где доску взять? – вспоминает Екатерина Дмитриевна Шеко, зав. кафедры иконописи факультета церковных художеств СТПГУ. – Доходило до того, что мы отыскивали какие-то обрезки и на них писали ».

Сегодня вопрос решается гораздо проще: изготовлением основы под иконы занимаются специализированные мастерские, где доски определенным образом склеивают, просушивают. Самый распространенный материал – липа: она плотная и легкая в обработке – что называется, дешево и сердито. Иногда – например, для более дорогих икон – используют бук, дуб или кипарис, а, если уж совсем ничего нет, на худой конец можно взять и смолистую сосну.

Вот доска ложится на стол перед иконописцем – и тут-то он перевоплощается скорее в ремесленника, нежели в художника…

Для начала вырезается «ковчег» – углубление на лицевой стороне доски, место для будущего изображения. Это элемент необязательный, образ «с чистой совестью» можно создавать и на одноуровневой доске.

Теперь можно писать икону? Увы, нет – рано.

Теперь на доску клеят паволоку – льняную или хлопчатобумажную ткань (иногда – просто марлю), играющую роль подстраховки: даже если дерево потрескается, изображению это не повредит. В самых древних русских иконах, как правило, паволокой заклеивали всю поверхность доски, однако века с XIV-го ткань научились приспосабливать лишь на места, наиболее подверженные растрескиванию – стыки многочастной иконной доски, локальные дефекты (сучки, свили).

Манипуляции, еще более напоминающие малярные и столярные работы, продолжаются… В мастерской постоянно звучат «инородные», режущие непросвещенный слух слова «левкас», «левкасить». «Я, например, люблю это дело, – признается Екатерина Дмитриевна. – Когда вечером после работы напряженно думать уже тяжело, можно и полевкасить». Оказывается, левкас – это что-то вроде шпаклевки, он варится из животного клея и мела. Когда паволока высохнет, доска покрывается этим самым левкасом – теплым и густым, обычно в несколько слоев, с обязательной просушкой каждого. Дело серьезное: чем тоньше и равномернее наносимые слои, тем лучше сохранится левкас, а значит и вся икона.

В древности подготовкой доски под иконопись часто занимался особый мастер – левкащик, а сегодня его функции делят между собой специализированные мастерские и сами иконописцы. Самая «новая» технология, которая тут появляется – это зашкуривание доски наждачной бумагой: средневековый иконописец шлифовал бы высохший левкас стеблями хвоща.

Воображению: быть

Когда доска стала гладкой, как слоновая кость, должно быть, можно, наконец, приниматься за написание иконы?.. Нет, рано.

Сначала делается точный и аккуратный карандашный рисунок на бумаге, размер в размер с будущей иконой – он перепроверяется, прорисовывается и совершенствуется, в общем, добросовестно доводится до идеала. Как раз такой эскиз для образа святого Георгия бросился мне в глаза в одной из мастерских. На мой взгляд, так его хоть сейчас можно на выставку, а это, оказывается, только лишь «черновик» для будущего маленького шедевра – иконы.

Принципиальные различия труда художника и труда иконописца начинаются уже здесь, на этапе подготовки эскиза, потому что иконописец, в отличие от собрата по цеху, просто так взять из головы наобум придуманный сюжет и перенести его на бумагу не может.

В древности иконописцы обучались в артелях с детства и к 18-20 годам превращались в настоящих мастеров, способных писать образы, никуда не подглядывая и ничего не копируя. Секрет в том, что они долго и целенаправленно учились иконописному искусству, не отвлекаясь ни на ненужные предметы, ни на другие виды графики или лишнюю визуальную информацию – перед глазами этих счастливцев была только природа и конкретные образцы, которым они следовали.

Современные студенты таких возможностей лишены, потому они обязательно пишут с какого-то образца – фотографии, древнего образа. А как же воображение?

«Воображать можно, если ты автоматически представляешь себе, как пишется, например, молодая девушка, а как старица; какой тип одежды должен быть у мученицы, какой у царицы, а какой у преподобной, – объясняет Виктория Викторовна Солянкина, преподаватель кафедры. – Если четко этим владеешь, то можешь рисовать, просто взглянув на описание и отталкиваясь от него. Но не все этого достигают, поэтому, как правило, нужен образец, на который можно опираться».

И тут мастер сталкивается с проблемой выбора этого самого образца, первоисточника. Можно вообразить, какое невероятно множество разных икон было написано во всем мире за 2000 лет христианства: есть более условные изображения, есть, наоборот, более объемные, с академическим уклоном; бывают очень простые, «аскетичные» образы, а бывают даже вычурные, излишне узорчатые. Студенты ПСТГУ придерживаются классики, в основном предпочитая всем образцам русские иконы 15 века (Дионисий, Андрей Рублев) и византийские иконы 14 века, периода культурного расцвета империи.

НЕиспорченный телефон

Отношение к выбору образца – часть традиции. Удивительно, как она вообще не исчезла за 70 с лишним лет безбожной власти, провозгласившей новое искусство! Принципиальные основы иконописи передавались буквально из уст в уста и так перешли от дореволюционных мастеров к современным. К примеру, непрерываемая цепочка преемственности идет от известной (1899 – 1981), духовной дочери и основательницы иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре, обученной на традициях дореволюционных мастеров. Ее преемники и ученики воспитали нынешних преподавателей иконописи в Московской Духовной Академии, в Свято-Тихоновском православном университете, в Богословском институте и т.д.

Вот и Екатерина Дмитриевна постигала мастерство у И.В. Ватагиной, ученицы и помощницы матушки Иулиании. У нее же завкафедры научилась никогда не ругаться, что бы ученик ни делал – об этом мне уже рассказывали сами студенты.

«Мы пытаемся изучать наиболее сохранные и классические с точки зрения рисунка, цвета образцы », – продолжает посвящать нас в мастерство иконописи Екатерина Дмитриевна. Помимо книг есть целая база данных, время от времени она пополняется новыми фотографиями, специально привезенными из Греции, Кипра, Сербии, Македонии и т.д.

Верность традициям – из упрямства?..

Написанный с образца рисунок – это уже полдела. Затем он переносится на доску и… пора браться за кисточки? Нет, не пора.

Далее подходит почти что «кулинарная» стадия: иконописцы принимаются за изготовление красок. Чего, казалось бы, проще в век прогресса и потребления – пошел в магазин, да купил! Но древняя традиция самостоятельного изготовления натуральных красок сохраняется и сегодня – и отнюдь не из упрямства ее хранителей. Самодельные краски хоть и хранятся не более недели, зато, как минимум, дают такое единство колорита, которого акриловыми добиться невероятно трудно.

В иконописи используются темперные краски, история использования которых насчитывает более 3 тысяч лет – еще саркофаги египетских фараонов расписывались таким письмом. В России эта техника преобладала в искусстве вплоть до конца XVII века.

Сегодня процесс изготовления темперы почти не отличается от древнего: основные ингредиенты – яичный желток и пиво или вино. А я-то подумала, что холодильник в мастерской – только для «подкрепления братии»!

Итак, яичный желток смешивается с приготовленным на паровой бане пивом (из 4 бутылок после этой процедуры получается осадок толщиной порядка 10- 15 см) – вот она, готовая эмульсия. Иногда в эту композицию добавляют еще и уксус, чтобы краска дольше хранилась. Если она нужна на один день, желток просто разводится водой.

Полученную эмульсию растирают с цветовыми пигментами – все почти как в старину, с той лишь разницей, что пигменты сейчас как раз можно везде купить. Только вот незадача: российские пигменты тусклые, потому что земля за короткое лето не получается достаточно света. На помощь приходит яркие пигменты из более обласканных солнцем стран, например из Италии. Вот так вот щедрая католическая итальянская земля становится основой для удивительной православной русской иконы!

Самовыражение иконописца

Цвета красок – красный, оранжевый, фиолетовый, желтый, зеленый, голубой, синий, красно-коричневый, коричнево-черный, черный. Тут вольность тоже сильно ограничена, так, например, серый в иконописи никогда не использовался и никому в голову не придет пробовать в этом деле, скажем, розовый или цвет морской волны.

Что ж получается – сплошные запреты, минимум творчества и самовыражения?! Иконописец тем и отличается от художника, что он не столь свободен в своем творчестве. Но здесь важна оговорка: икону-то можно лишь отчасти назвать само выражением. Ведь это отражение веры не только личной, но и веры соборной – перед образом будет молиться, может быть, не одна сотня людей.

Так что если разобраться – ничего удивительного в том, что мастера свои иконы не подписывают и не подписывали никогда, испокон веков. «Автор – Церковь», – в один голос говорят студенты, и совсем эта фраза не декоративна. Напротив, это, может быть, как раз ключик к тайне иконописи.

Да ведь и цель этого творчества несколько другая, нежели представить свой богатый внутренний мир на суд критика или любопытствующего зрителя.

«Икона все-таки создается для того, чтобы перед ней молиться,объясняет Екатерина Шеко. – Я не знаю, как это происходит, но хорошая икона – по духу хорошая – приближает человека к тому первообразу, который на ней изображен».

Выходит, каноны и рамки оправданы огромной ответственностью цели. Поэтому-то в иконописи не может быть случайных или спонтанных элементов, которыми изобилует академический рисунок, особенно современный, где все зависит от вкуса и выбора художника.

Взять, к примеру, ракурс: как правило, поясное изображение должно быть обращено к зрителю, а на деисусных иконах (где в центре изображается Христос) святые, изображаемые со Спасителем, обязательно обращены к Нему. Таков канон. А вот ставшие популярными в 18-19 веках под влиянием западной живописи запрокинутые головы, профильные положения и т.п. не прижились в русской иконописи: слишком бросалась в глаза их нарочитость и некоторая искусственность, а точнее, неуместность.

«Не было соблазна заняться академической живописью? Может быть, вы дома что-то рисуете?» – безуспешно спрашиваю я и студенток с разных курсов, и их преподавателей, предвкушая интересный разговор. Есть ведь и религиозная живопись, в конце концов. Оказалось, даже дома девушки пишут…иконы. Несмотря на то, что в иконопись все они пришли самыми разными путями, создается непреодолимое чувство, что это стало каким-то мощным переворотом, ясно и бескомпромиссно расставившим все точки над i .

«Я увидела, как иконы пишут, – рассказывает пятикурсница Ольга, – и поняла, что никем другим, кроме иконописца, быть не могу». О чем тут еще спрашивать?

А ведь это удивительно: такой столп в искусстве, как вожделенная свобода самовыражения, отходит в тень, когда дело касается иконы…

Окончание следует…

Павел Флоренский (1882-1937) – русский религиозный философ и учёный, православный священник. Расстрелян в годы репрессий.



Господь -Вседержитель

Икона Христа - воплотившегося Бога Слова занимает главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.
Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."
В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии - Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.
Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко - благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.
Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб - символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".
Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.
Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества - Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос - "совершенный человек по человечеству". Нимб передает то, что Христос и "совершенный Бог по Божеству".


Спас Нерукотворный


Во дни явления Иисуса Христа на земле в Едессе, городе Сирийском по ту сторону реки Евфрата, жил князь Авгарь. Страдая от болезни, он, слышавший о чудесных исцелениях, творимых Христом, написал Спасителю письмо с выражением веры в Него, как сшедшего с небес Бога. Он приглашал Господа прибыть в свою столицу Едессу, предлагал Ему свою резиденцию для проповеди слова Божия и просил даровать ему исцеление и разделить с ним царство. Но Господь отклонил приглашение, уведомив царя письмом, что Его земная миссия закончена и Он восходит к Отцу Своему и по воскресении Своем обещал послать к нему одного из учеников, который его исцелит. Тогда Авгарь послал своего художника написать лик Иисуса Христа, но тот м в силах был выполнить своей задачи вследствие чудесного сияния от лика Спасителя. По Своему человеколюбию Господь, чтобы не опечалить князя, умыл руки, омочил лицо, приложил к нему плат, и запечатленный образ на убрусе (плате), принесенный к Авгарю, дал исцеление. А почитаемый плат положен в иконографии и именуется Нерукотворенным Образом.

Икона Божией Матери " Иверская"


В IX в., когда в христианских странах свирепствовало иконоборчество и одурманенные этим святотатцы всюду разыскивали и уничтожали почитаемые образы, одна христианка, спасая свою святыню, спрятала икону в челноке, пустив его в море. На протяжении двух веков икона считалась погибшей, но вдруг чудесным образом приплыла на Афон. Один из иноков местного монастыря, взявшийся доставить ее из волн морских, сумел пройти по воде, как по суше. В XVII в. из Иверского монастыря на Афоне в Россию были присланы три копии этой иконы, и каждая прославилась чудесами. С тех пор и установлены празднования в честь Иверской иконы. О том, насколько она почиталась и была дорога, говорит тот факт, что в 1812 г. перед вступлением в Москву наполеоновских войск она была вывезена в числе других главных святынь русской церкви - вместе с Владимирской и Смоленской иконами. В дальнейшем копии Иверской иконы распространились по храмам многих епархий.
Пред иконой Пресвятой Богородицы Иверская молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.
Дни памяти: 12 (25) февраля.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»


История иконы связана с одним из афонских монастырей Дохиар, в котором первый раз была явлена благодатная сила этого чудотворного образа. Предполагают, что икона была написана в X веке, при основателе дохиарской обители преподобном Неофите. Чудотворный первообраз Божией Матери «Скоропослушница» и в настоящее время находится на Афоне в монастыре Дохиар. Списки этого чудотворного образа находятся во многих православных храмах, и многие из этих икон доныне источают благодатную силу прибегающим к ним с верою и сокрушенным сердцем.
В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовкой Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Дни памяти: 9 / 22 ноября
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» молятся при многих недугах - слепоте, болезни глаз, хромоте, расслаблении и параличе, находящиеся в плену и тюремном заключении, попавшие в кораблекрушение, о духовном прозрении, за детей, в просьбе родить здоровых детей, об исцелении от падучей болезни и беснования, болезней рук и ног, а также те, кому нужна быстрая и неотложная помощь, при раковой болезни.

Икона Божией Матери "Умягчение злых сердец"


На иконе Умягчение злых сердец ("Семистрельная") Пресвятая Богородица изображается пронзенной семью стрелами. Долгое время она находилась на повороте лестницы колокольни церкви в честь апостола Иоанна Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой ходили, пока не было видения расслабленному в городе Кадникове, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. Перед обретенной иконой отслужили молебен, после чего больной выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. В дореволюционном издании «Чудотворные иконы" Божией Матери» указывается различие между иконами «Умягчение злых сердец» (называемой также «Симеоново проречение») и «Семистрельная», которое состоит в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены по-разному: на иконе «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение») - по три справа и слева, а один (седьмой) снизу; а на иконе «Семистрельной» - три с одной и четыре с другой стороны. Здесь также указываются разные дни празднования: иконе «Умягчение злых сердец» - 2/15 февраля и в неделю Всех Святых; иконе «Семистрельной» - 13/26 августа. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято считать перечисленные иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни празднования - 2/15 февраля, 13/26 августа и в неделю Всех Святых.

Икона Божией Матери "Утоли моя печали"


Предание XVII в. повествует, что одной женщине, страдавшей упадком сил, явилась во сне Богородица и посоветовала найти в церкви св. Николая в Москве икону "Утоли моя печали". Когда больная добралась туда, этой иконы в храме не оказалось. Но женщина верила, что найдет святой образ, и действительно нашла ветхую икону, невесть почему оказавшуюся на колокольне. Молитва перед иконой сразу вернула силы больной, а списки с этого образа стали популярны во всей России.
иконе Божией Матери «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» - молятся об избавлении от болезней и скорбей телесных; от греховных страстей, обуревающих сердце человека.
День памяти: 25 (7) января.



Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» - Корчемная


Предание гласит, что в Рязани жила вдова, одержимая недугом пьянства. Когда у нее в доме все было продано, она принесла в корчму образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и просила за него вина. Корчемник, поддавшись уговору, взял святой образ и поставил в своей божнице. Когда вдова протрезвела и осознала свой грех, собрала денег и поспешила к корчемнику, умоляя отдать икону. Корчемник исполнил ее желание, но утром женщина не нашла принесенной домой иконы. Икона оказалась на прежнем месте в божнице корчемника. В слезах возвратилась вдова домой, но молитвами Пресвятой Богородицы с этого времени уже более не вкушала вина. С тех пор икона стала именоваться в народе «Явленною Корчемною» и пребывала в корчемнице до ее закрытия в 1850 году. Много чудес и исцелений произошло по молитвам пред этой иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Корчемная.
Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Корчемная совершается 27 ноября /10 декабря.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Корчемная молятся о наставлении в Православной вере, об избавлении от ереси и расколов, об исцелении болезней рук и ног, от пьянства, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуждших в Церковь.
Чудотворный образ Божией Матери «Знамение» - Корчемная ныне пребывает в Свято-Иоанно-Богословском монастыре.

Икона Божией Матери "Ватопедская "


Ватопедская икона Божией Матери находится в древнем Ватопедском монастыре на Афоне, в храме Благовещения. Название Ватопедской она получила от того, что близ этого монастыря упал в море с корабля юный царевич Аркадий и чудным заступлением Божней Матери был перенесен на берег целым и невредимым. Здесь нашли его стоящим под кустом, недалеко от обители. От этого события и произошло название "ватопед" ("куст отрока"). Святой царь Феодосий Великий в благодарность за чудное избавление сына украсил и щедро одарил Ватопедский монастырь. На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с лицом, обращенным к правому плечу, в память того, что она в 807 году, 21 января, обратила Свое лицо к игумену монастыря, стоявшему на молитве близ святой иконы, и предупредила его о намерении разбойников ограбить обитель. Игумен предпринял меры предосторожности, и обитель была сохранена. В память этого чудесного события перед чудотворной иконой горит неугасимая лампада. На Афоне эта икона называется также "Отрадою" или "Утешением".
День памяти: Февраль 3.

Икона Божией Матери " Боголюбская "


"Родоначальницей" пяти известных в России икон, названных Боголюбскими, была древнейшая икона Владимирской Божией Матери (см.). До 1157 г. и она именовалась "Боголюбской", поскольку находилась в Боголюбском родовом замке суздальского князя
Андрея Юрьевича, внука Владимира Мономаха, Образ Божией Матери, изображенной на ней, всегда потрясал современников и вдохновлял лучших иконописцев создавать его копии. Эти замечательные творения появились и в Москве, и в Рязанской епархии, и в церкви святого царевича Дмитрия в Угличе, а одним из них владел сам Петр Великий. Последняя икона особенно прославилась, причем не только чудесами и исцелениями, но и способностью останавливать страшные эпидемии. В 1771 г., когда эта икона находилась уже в храме села Юрьевское Боровского уезда Калужской губернии, население с ее помощью избавилось от вспышки моровой язвы, в 1848 г. - от начавшейся было холеры, а в 1853 г. - от такой же эпидемии в Боровске и Малоярославце. Впрочем, чудотворными оказались все четыре упомянутых списка с Владимирской иконы, называемых "Боголюбскими". В день 1 июля чтится главная икона, что в Боголюбове Владимирской области, а также списки - Зимаровский и Московский.
Перед иконой Божией Матери «БОГОЛЮБСКАЯ»
- молятся при эпидемиях моровой язвы, чумы, холеры.
Дни памяти: 18 (1) июня.

Икона Божией Матери "Взыскание погибших"


"Взыскание погибших" была заказана иконописцу по данному обету крестьянином Обуховым, который чудом не замерз на сильном морозе. В 1871 г. она находилась в Борске, когда в Серпухове вспыхнула эпидемия холеры. Перенесенный туда чудотворный образ остановил распространение болезни.
Перед иконой Божией Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»
- молятся при головной и зубной боли, лихорадке, болезни глаз, о вразумлении отпавших от веры православной, погибающих детях, о благодатном браке
и от пристрастия к винопитию.
Дни памяти: 5 (18) февраля.

Икона Божией Матери "Тихвинская"


Эта святая реликвия известна на Руси с 1383 г., хотя написана икона гораздо раньше и когда-то находилась в столице Византийской империи. Но, исчезнув из Царырада, эта икона чудесным образом явилась рыбакам, промышлявшим на Ладожском озере. С нею связаны и другие необъяснимые явления. Так, из часовенки, построенной для нее в тамошних лесах, она чудом перенеслась в Тихвинский монастырь. По сию пору Тихвинская икона удивляет тем, что рука изображенной на ней Богородицы излучает тепло, ощутимое при прикосновении. Икона, кроме того, обладает исцеляющим воздействием. Из церковной литературы известно также, что в 1614 г. она спасла монастырь от набега шведских войск, в 1670 г. дала знать молящимся перед ней о замыслах разбойников, готовившихся ограбить церковь, а в 1763 г. осталась нетленной в огне пожара.
Перед иконой Божией Матери «ТИХВИНСКАЯ»- молятся о прозрении слепых, исцелении бесноватых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, падучей болезни, от нашествия
иноплеменных.
Дни памяти:26 (9) июня.



Икона Божией Матери "Отчаяных единая надежда"




ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ«ТРОЕРУЧИЦА»


Связана с именем приверженца почитания икон св. Иоанна Дамаскина, который был оклеветан перед калифом в Дамаске и наказан отсечением руки. Но Иоанн вымолил у Богородицы отсеченную руку и, в благодарность за это чудо, приписал к Ее иконе изображение серебряной руки. Эта икона была в XIII в. привезена в Сербию св. Саввой, а потом находилась на Афоне. В России ее список появился в 1661 г. и был помещен в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим). Точный ее список появился также в мужской Белобережской пустыни в Орловской губернии. Празднование чудотворному образу совершается дважды: 28 июня и 12 июля.
Перед иконой Божией Матери «ТРОЕРУЧИЦА» - молятся при болезнях рук, ног, душевном неспокойствии, при пожаре.
Дни памяти: 28 (11) июня (12 (25) июля.

Икона Божией Матери " Феодоровская"


Была обнаружена во время охоты князем Василием Костромским. А во время его отсутствия жители Костромы опознали в воине, шедшем через город с иконой в руках, образ вмч. Феодора Стратилата (в его честь здесь еще ранее был возведен собор). Эти два чуда и стали причиной названия найденной иконы. В 1260 г. икона спасла город от татарской осады. Примечательно, что именно этой иконой был благословлен на царствование в 1613 г. первый царь новой династии - Михаил Романов.
Перед иконой Божией Матери «ФЕОДОРОВСКАЯ»
- молятся при трудных родах.
Дни памяти: 14 (27) марта.

Икона Божией Матери "Остробрамская"


По преданию, чудесным образом явилась 27 апреля 1431 г. на "острых воротах" крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище "Остробрамская" ("брам" - "ворота"). В 1829 г. при реставрации на иконе была выявлена славянская надпись - хвалебная песнь Богородице. Эта исключительно красивая и богато украшенная икона почитается как православными, так и католиками.



Икона Божией Матери "Владимирская"


Владимирской икона названа потому, что долгое время находилась во Владимире, признанном некогда центре Русского государства. По преданию, она была написана еще в I в. апостолом Лукой, причем исполнена на доске от стола из жилища самой Богоматери. Еще о ней известно, что из Иерусалима ее перевезли в Царьград, а оттуда в XII в. - в Киев в качестве дара константинопольского патриарха князю Юрию Долгорукому. Из Киева ее увез князь Андрей Боголюбский, построивший в ее честь храм в селе Боголюбове, но икона вскоре была перенесена во Владимир. Свою чудотворную силу эта святая реликвия проявила дарованием побед над врагами, а также умиротворением усобиц и мятежей. Так, при осаде Москвы войсками Тамерлана в 1395 г. эта икона, перенесенная сюда, уберегла город от штурма и с тех пор находится в столице России. При Иване Грозном перед ней молился сам Василий Блаженный, и его молитвой город был спасен от разорения ордами хана Гирея. Этому последнему событию и посвящено празднование 3 июня.
Чтимые списки с Владимирской иконы: Псково-Печерская "Умиление", Заоникиевская, Красногорская, или Черногорская, и Оранская.
Перед иконой Божией Матери «ВЛАДИМИРСКАЯ» - молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, об укреплении православной веры, о сохранении от
ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.
Дни памяти: 23 (6) июня.

Икона Божией Матери "Иерусалимская"


Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании (48).
В 463 году образ был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, то святой Владимир отправил им этот образ. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинник исчез и заменен верным списком.
Перед иконой Божией Матери «ИЕРУСАЛИМСКАЯ» - молятся при пожаре, эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота,
об исцелении от слепоты, паралича.
Дни памяти: 12 (25) октября.

Икона Божией Матери "Теребинская"


еребинская икона Богородицы находится в Теребенской пустыни во имя свт. Николая Чудотворца Тверской епархии. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена по пояс, с поднятыми руками; Богомладенец изображается в полный рост стоящим на шаре с распростертыми руками. Эта икона упоминается вместе с другими чудотворными иконами в разных записях очень давно, но подробных сведений о ней не имеется. Известно, что явилась она в 1654 году рядом с Теребенской пустынью, от которой и получила свое название.
Икона, которая находится в настоящее время в Теребенской обители - копия, где же находится подлинная, неизвестно. По некоторым сведениям она была взята в Новгородский Софиийский Собор.
Николаевская Теребенская обитель расположилась в живописных местах Бежецкого верха на берегу реки Мологи (ныне деревня Слобода Максатихин-ского района). Монастырь был основан в 1641 году на месте деревянной церкви, построенной в 1492 году помещиком Михаилом Обутковым в селе Теребени и посвященной святителю Николаю. Обутков перенес в нее свои самые ценные иконы, в том числе Теребинскую икону Божьей Матери и чудотворную икону свят. Николая.
После Октябрьской революции монастырь продолжал действовать. В начале 1930-х гг.. монастырь был упразднен, большевики конфисковали все имущество, а на территории монастыря устроили склад сельскохозяйственных удобрений.
В 1992 году церковная жизнь в монастыре возродилась. В 1995 году началась реставрация храмов. Летом 1999 года в обители вновь зазвенели колокола.
Дни памяти: 14/27 мая.

Икона Божией Матери " Неупиваемая чаша"


Явилась в 1878 г., когда крестьянину Тульской губернии Стефану, одержимому пьянством, было во сне видение прп. Варлаама, повелевавшего отправиться в Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы и отслужить там молебен перед чудотворным образом. Монахи помогли бедному паломнику в розысках иконы, которую он узнал по изображению на ней виденного во сне старца. Молитва и впрямь совершила чудо: Стефан забыл о вине. Популярность серпуховской иконы стала такова, что здесь до революции было создано Александре- Неве кое братство трезвости, возрождаемое ныне в серпуховском Высоцком монастыре,
Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» совершается 5/18 мая.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении одержимых недугом страсти пьянства и запоя, наркомании и табакокурения, а также для примирения раздоров в семье и решения квартирных вопросов.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»


Вид этой иконы напоминает православным христианам о покаянии, о милосердии Господа Иисуса Христа. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19), - поет пророк Давид. «Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения» (святитель Иоанн Златоуст). Так, Пришедший «признать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13) спасает нас молитв раж Пречистой Своей Матери и всех святых, «яко Благ и Человеколюбец».
В настоящее время чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» находится в храме пророка Илии в Обыденном переулке города Москвы (м. «Кропоткинская»).
Этот образ до революции пребывал в Кремлевской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Житном дворе, и прославился многочисленными чудотворениями. В Ильинский храм икона была передана в 1944 году.
Также чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» (XIX в.) с мощами мученика Трифона есть в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще города Москвы (м. «Белорусская», «Рижская», «Цветной бульвар», далее автобусом).
Чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» есть в храмах Москвы: в храме мучеников Адриана и Наташи в Бабушкине у станции Лосиноостровская, в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе (м. «Тульская»), в храме Спаса Преображения на Песках (м. «Смоленская»),
Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» совершается дважды: 9/22 декабря и 1/14 мая.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» молятся об обращении заблуждших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о возвращении отпавших от веры Православной в Церковь.

Икона Божией Матери "Семистрельная"


На иконе Семистрельная Пресвятая Богородица изображается пронзенной семью стрелами. Долгое время она находилась на повороте лестницы колокольни церкви в честь апостола Иоанна Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой ходили, пока не было видения расслабленному в городе Кадникове, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. Перед обретенной иконой отслужили молебен, после чего больной выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. В дореволюционном издании «Чудотворные иконы" Божией Матери» указывается различие между иконами «Умягчение злых сердец» (называемой также «Симеоново проречение») и «Семистрельная», которое состоит в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены по-разному: на иконе «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение») - по три справа и слева, а один (седьмой) снизу; а на иконе «Семистрельной» - три с одной и четыре с другой стороны. Здесь также указываются разные дни празднования: иконе «Умягчение злых сердец» - 2/15 февраля и в неделю Всех Святых; иконе «Семистрельной» - 13/26 августа. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято считать перечисленные иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни празднования - 2/15 февраля, 13/26 августа и в неделю Всех Святых.
В настоящее время есть мироточивая икона Божией Матери Семистрельная в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле (город Москва, м. «Спортивная», «Фрунзенская»).
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец» молятся об исцелении от холеры, хромоты и расслабления, об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.

Икона Божией Матери " Тамбовская"


В 1684 году святитель Питирим был назначен на Тамбовскую кафедру
и рукоположен во епископа. Святитель Питирим, епископ Тамбовский,
сразу по прибытии в Тамбов привез с собой иконы Божией Матери. При¬
везенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы
Божией Матери была поставлена в Преображенском кафедральном соборе
в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская и
Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы,
прославились чудотворениями.

Икона Божией Матери "Умиление"


Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону "Умиление" - "Всех радостей Радость", и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима Саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону "Всех радостей Радость" сестрам Дивеевской Серафимовской обители.
Перед иконой Божией Матери «УМИЛЕНИЕ»
или «РАДОСТИ ВСЕХ РАДОСТЕЙ» - почитаемая икона преподобным Серафимом Саровским, по вере просящих дает им исцеления.
Дни памяти: 19 (1) июля 28 (10) июля.

Икона Божией Матери " Казанская"


Это случилось в 1579 г. Девятилетняя девочка, дочь стрельца, жившая в Казани, увидела однажды во сне Пресвятую Богородицу и узнала от Нее, что под пепелищем сгоревшего дома находится чудотворная икона, которую надо откопать. Рассказу девочки никто не поверил, но сон повторялся снова и снова, и тогда Матрена сама принялась раскапывать пепелище и действительно обрела находку. Примечательно, что первый священник, который принял святыню из рук ребенка, был будущий патриарх Московский Ермоген, один из наиболее прославленных святых Русской Православной Церкви. Вскоре икона явила первые чудеса (исцеления. Тогда на месте ее обретения был возведен монастырь (в нем, кстати, Матрена постриглась потом в монахини). В XVII в. с чудотворной Казанской иконы была списана копия для Москвы, и этот образ дважды спасал столицу от врагов и даровал русским победу. Есть копии Казанской иконы в Петербурге и некоторых других городах.
В этот день чтятся списки с Казанской иконы, имеющиеся в Москве, Казани и Петербурге, а также - Ярославский, Вязниковский, Нижнеломовский, Тобольский, Каплуновский, Тамбовский, Высочиновский, Вышенский, Богородско-Уфимский.
Перед иконой Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» - молятся о прозрении слепых очей, об избавлении от нашествия иноплеменных, является заступницей в тяжелые времена, ей благословляют вступающих в брак.
Дни памяти: 8 (21) июля 22 (4) октября.

Равноап. кн. Ольга


Равноап. кн. Ольга (X в.). Родом была знатной псковитянкой. Выйдя за Рюриковича Игоря, стала княгиней, а после убийства мужа восставшими данниками древлянами - единовластной правительницей Киевской Руси. Большую часть жизни княгиня поклонялась языческим богам, но, согласно летописным источникам, осознала великие достоинства православия и в 50-х гг. X в. приняла решение о своем крещении, которое состоялось в Царьграде при духовном восприемстве императора Константина Багрянородного и константинопольского патриарха. Обратить в христианство и взрослого уже сына Святослава Ольге не удалось, зато, воспитывая внука Владимира, она привила ему интерес и уважение к своей религии. При крещении Ольга, видимо, не случайно взяла имя Елена, которое, как известно, носила равноапостольная мать Константина Великого. Будучи до крещения довольно деспотичной, даже жестокой, Ольга всю оставшуюся жизнь проповедовала учение Христа и старалась подтвердить проповедь личными примерами благочестия и милосердия. (Память - 24.07.)
День памяти: Июль 11, 24.

Святая Ангелина


Дочь князя Георгия Албанского и супруга Стефана, короля Сербии, святая Ангелина претерпела изгнание вместе со своим мужем и разделила все трудности жизни в Албании и Италии. Двух сыновей своих, святых Максима и Иоанна, воспитала в духе истинно христианском. По смерти супруга, приняв монашеский постриг, святая Ангелина посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Верная жена, добрая мать и совершенная христианка, она воистину заслужила имя «матери Ангелины», которым ее наградил народ. Ее чудотворные мощи сохраняются вместе с мощами ее праведного супруга - святого Стефана и их благочестивых детей Максима и Иоанна в монастыре Крушедол. Святая Ангелина обрела покой и вечную жизнь в начале шестнадцатого столетия.

Св. муч. Татьяна


Св. Татиана родилась в Риме, в семье знатного сановника, и была воспитана в христианском благочестии. Достигнув брачного возраста, она отказалась от замужества, решив посвятить себя всецело служению Церкви, и была поставлена диаконисой. За свою веру и отказ принести жертву идолу Аполлона была подвергнута пыткам. В мученичестве св. Татианы Господь Иисус Христос показал Свое всемогущество, ибо по ее молитве трижды разрушались статуи богов, а Диавол, обитавший в идолах, с громким криком и рыданием бежал оттуда. Зверские мучения не причиняли ей вреда, а раны и язвы от них бесследно исчезали. Св. Татиана молилась за своих мучителей и просила Господа, чтобы Он отверз им свет истины и молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех Ангелов, окружающих святую, и услышали Божественный глас с небес. Потрясенные стойкостью мученицы и чудесами Христовыми, восемь палачей, истязавших святую, уверовали во Христа и после мучений были усечены мечом. Святую же обнажили и бритвами стали резать девственное тело. Тогда из ран вместо крови истекло молоко и распространилось великое благоухание. Затем святую мученицу крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами. Но Ангелы Божий невидимо стояли около святой и наносили раны бичующим, так что несколько из них умерло, пораженные десницей ангельской, а остальные упали на землю в сильном изнеможении. Наконец мученицу Христову привели в цирк и выпустили на нее голодного льва, но свирепый зверь сделался кротким и лизал святой ноги. Уставшие судьи прекратили жизнь св. мученицы ударом меча, вместе с нею казнили и ее отца, и оба они сподобились от Господа получить нетленные венцы.
День памяти: 12(25) января.

Икона "Св.Бл. МАТРОНА"


Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви - вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.
Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка - так ласково называют ее многие. Она - так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.
Дни памяти: Май 2, Сентябрь 2 (Моск.)

Икона Св. княгиня Ольга


Равноап. кн. Ольга (X в.). Родом была знатной псковитянкой. Выйдя за Рюриковича Игоря, стала княгиней, а после убийства мужа восставшими данниками древлянами - единовластной правительницей Киевской Руси. Большую часть жизни княгиня поклонялась языческим богам, но, согласно летописным источникам, осознала великие достоинства православия и в 50-х гг. X в. приняла решение о своем крещении, которое состоялось в Царьграде при духовном восприемстве императора Константина Багрянородного и константинопольского патриарха. Обратить в христианство и взрослого уже сына Святослава Ольге не удалось, зато, воспитывая внука Владимира, она привила ему интерес и уважение к своей религии. При крещении Ольга, видимо, не случайно взяла имя Елена, которое, как известно, носила равноапостольная мать Константина Великого. Будучи до крещения довольно деспотичной, даже жестокой, Ольга всю оставшуюся жизнь проповедовала учение Христа и старалась подтвердить проповедь личными примерами благочестия и милосердия. (Память - 24.07.)

Икона Святой мученик Уар


Св. Уар был воином и жил в царствование императора Максимиана в Египте, в Александрии. Придя однажды в темницу к семи мученикам - учителям христианским и «тех лобзав узы с любовию», он исполнился «дерзновения Божественного», исповедал себя ^христианином и добровольно отдался на мучения. Его "повесили на древе и предали тяжким пыткам, в которых святой, терпеливо перенося ради Христа «пламень нестерпимых болезней», в мучениях скончался. Семь же учителей христианских, наставившие св. Уара ни путь спасения, после мучений были ^сечены мечом. Некая благочестивая вдова из Палестины по имени Клеопатра, хранила у,себя мощи святого
Уара как великое сокровище. Когда умер ее единственный сын Иоанн, скорбящая мать была утешена дивным видением. Ей явился св. Уар вместе с Иоанном, украшенный венцом вечного блаженства, и возвестил, что он помнит о всех ее благодеяниях, всегда внимает ее молитвам и что он умолил Христа о ее умерших сродниках, а теперь *взял ее сына на служение Христу в Его Небесное Царство. Когда повелит Христос Господь, они придут и за ней. Блаженная Клеопатра раздала свое имение нуждающимся и, отрекшись от мира, поселилась при храме св. мученика Уара, служа Богу постом и молитвой. Через 7 лет она преставилась и вместе со своим сыном удостоилась единой небесной обители с мучеником Уаром, так что и память их совершается в один день с ним.
День памяти: 19 (1) октября.


Св.вел.кн.Игорь


блж. Игорь, вел кн. Черниговский и Киевский (XII в.). Сын черниговского князя Олега Святославича. Нашел в себе силы отрешиться от усобиц и безропотно взирал на разграбление его имений другими князьями. Мечтал только о посвящении себя Богу. Убит настроенной против него алчными князьями и боярами толпой киевлян в монастыре во время богослужения. (Память - 18.06.)

Икона Святой мученик Трифон


мч. Трифон (III в.). Целитель и праведник из Фригии. Пострадал за Христову веру при императоре Декии в 250 г. в Никее. Родился в селении Кампсада недалеко от г. Апамеи, во Фригии. Еще ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и запрещал вредоносным насекомым вредить посевам. Особенно прославился святой изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана. Желая увериться в том, что именно Трифон изгнал беса из его дочери, император просил святого показать ему беса видимым образом. После шестидневной молитвы и строгого поста святой приказал нечистому духу явиться зримо, и бес явился в виде мерзкого пса. На вопрос святого, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над истинными христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, кто следует своим похотям и творит дела, угодные бесам. Во время гонения при императоре Декии св. Трифон за проповедь христианской веры был приведен в г. Никею, где претерпел жестокие мучения, темничное заключение и был приговорен к усечению мечом. Перед смертью он в молитве благодарил Христа Бога, укрепившего его в страданиях, и просил Его о милости ко всем, кто будет чтить его память. Мученик отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава. Из посмертных чудес святого наиболее известно следующее. При царе Иоанне Грозном, во время охоты, у сокольничего Трифона Патрикеева улетел любимый царский кречет. Царь приказал в три дня найти птицу и пригрозил смертью. Усердные поиски не привели ни к чему, и утомленный и отчаявшийся сокольничий стал усердно просить помощи у своего небесного покровителя - св. мч. Трифона. Во сне ему явился святой и вручил потерянного кречета. Проснувшись, тот увидел, что на руке у него действительно сидит пропавшая птица.
Дни памяти: 1(14) февраля.

Святой равноапостольный великий князь Владимир


Равноап. вел. кн. Владимир (X-XI вв.). Праправнук легендарного Рюрика, сын великого князя Святослава Игоревича и внук равноапостольной княгини Ольги князь Владимир прожил бурную и деятельную жизнь. Не будучи прямым наследником Святослава (по обычаю стол великого княжения в Киеве перешел к старшему сыну Ярополку), Владимир начал княжить в Новгороде и, готовясь к схватке с братом за Киев, создал сильную дружину, которая и добыла ему великокняжеский титул. С нею же он совершил ряд походов против сопредельных стран и племен, значительно расширив границы Руси. Для укрепления ее международного авторитета Владимир попросил у византийского императора Василия II руки его сестры Анны, но тот поставил условие, чтобы русские войска помогли остановить победоносное наступление на Царьград византийского военачальника Варда Фоки, восставшего и объявившего себя новым императором. Когда же Фока был разгромлен, а Василий нарушил обещание, Владимиру пришлось осадить и взять Херсонес, а затем "подарить" императору его собственный город как выкуп за невесту. Следующим шагом Владимира к укреплению позиции своего государства было историческое Крещение Руси, начатое в 988 г. Князь понимал, что языческое многобожие с его поклонением стихиям и отсутствием идеологии тормозит формирование единой нации, задерживает развитие культуры, и этим пониманием необходимости сделать выбор в пользу православия Владимир во многом был обязан княгине Ольге, крестившейся за 30 лет до него. В указе о крещении удалой и могущественный князь, чья воинская слава гремела по Руси, недвусмысленно предупреждал, что тот, кто не примет крещения, "противен мне да будет". Тем не менее, летописи свидетельствуют, что Владимир управлял княжеством "с великим христианским смирением", был "заступником обижаемых, обогатителем убогих", а историки не без основания считают, что годы княжения Владимира Святославича были временем расцвета Древней Руси.
День памяти: Июль 28.

Икона "Александр Невский"


Сын великого князя Ярослава Всеволодовича, правнук Мономаха. Отрочество и юность Александр провел большей частью в Новгороде. Когда наступило для земли Русской время тяжких и продолжительных страданий со стороны иноземцев, то Всемогущий Бог, ради спасения Руси, взыскал избранного Своего - великого князя Александра, молитвенника и строителя земли Русской. Помощью Христовой благоверный князь в 1240 г. разгромил шведов, в 1242г. вернул Псков и на Чудском озере разбил тевтонских рыцарей. Это были исторические победы. Князь заключил союз с Батыем и оградил Русь с Востока. В Орде у князя был друг и побратим - принявший христианство Сартак, сын Батыя. Под их влиянием хан отошел от Монголии и стал главной силой во всей Великой степи. Князь не шел на связь с Западом и хранил верность Православию. Объединяя Русскую землю, он силой удерживал удельных князей от выступления против татар. В 1256 г. после смерти Батыя князь установил мирные отношения с ханом Берке и, мудро направляя события, внушил хану Берке отказаться посылать дань в Монголию, и Берке объявил Золотую Орду самостоятельным государством. Стараниями святого князя и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, в 1261 г. была учреждена Епархия Русской Православной Церкви. Собиратель и защитник земли Русской, утешитель и умиротворитель, возвращаясь из Орды, почувствовав близкую свою кончину, отложил все земное и в Городецком монастыре, под Владимиром, принял монашескую схиму с именем Алексий. А вскоре, 14 ноября 1263 г., предал свою чистую душу в руки Христовы. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку из гроба за разрешительной молитвой.
Дни памяти: 30 (12) августа.

Икона "Св. Георгий Победоносец"


(303 г.). Св. Георгий был родом из Каппадокии, вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец пострадал мученически за Христа, мать, владевшая имением в Палестине, переселилась туда с сыном и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, мужественный Георгий был замечен императором Диоклетианом и возвышен. При усилении гонения на христиан св. Георгий раздал свое наследство нищим и, придя в сенат, исповедовал себя христианином, обличил лживость языческих богов и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об истине». «Что есть истина?» - повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», - отвечал святой. Изумившись дерзновению любимого воина, император просил его не губить своей молодости, славы и чести и отречься от Христа. После отказа его заключили в темницу, где забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, св. Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда Диоклетиан повелел подвергнуть мученика самым изощренным пыткам. Его и сажали в ров, засыпав негашеной известью, и надевали на него железные раскаленные сапоги, и били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, и травили чародейственными травами. Но святой, уповая на Христа, остался невредим. Мало того, перенося тяжелые мучения, св. Георгий творил чудеса и исцеления, воскресил умершего. Великомученика укреплял Сам Господь, являясь ему в сонном видении. Подвиги и чудеса его приводили язычников к познанию истины, и многие уверовали во Христа. Образ Георгия Победоносца столетиями не сходил со знамен и гербов России и ее древней столицы.
Дни памяти: 23(6) апреля.

Икона "Св. целитель Пантелиимон"


вмч. и целитель Пантелеймон (IV в.). С 303 по 311 г. христианская церковь пережила бесчеловечные гонения от ее врагов во главе с императором Диоклетианом и его преемниками после добровольного отказа этого деспота от власти. В городе Никомидии они не пощадили даже известного всей округе и любимого горожанами врача по имени Пантелеймон, глубокого приверженца Христовой веры. Однако мученическая смерть целителя не деморализовала христиан, а лишь укрепила их стойкость от сознания того, что они выступают за правое дело.
Дни памяти: Август 9.

Икона св. равноапостольного Кирилла


Родные братья, Константин (в схиме Кирилл) и Мефодий происходили из знатной христианской семьи, жившей в греческом городе Солуни. Младший брат, св. Кирилл с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. По окончании учения принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии в Константинополе. Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, проводя время в непрестанной молитве и чтении духовных книг. На Олимпе блаженный Константин впервые стал заниматься изучением славянского языка.
Вскоре святые братья были отправлены к хазарам для евангельской проповеди. Они скоро научили хазар вере Христовой и, утвердив их в правоверии, возвратились в Константинополь. Св. Кирилл остался в столице, а св. Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, неподалеку от горы Олимп.
По просьбе славянских князей, святые братья отправились в Моравию и там, переведя предварительно греческие богослужебные книги на славянский язык (для какой цели ими была изобретена славянская азбука), стали распространять христианскую веру. Это было в 863 году. Проповедь эта имела громадный успех: в течение нескольких лет светом евангельского учения просветилась Моравия, Болгария, Паннония и другие страны. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они подали жалобу в Рим. Одобрив переведенные братьями книги, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке.
Находясь в Риме, Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, св. Кирилл скончался в возрасте 42 лет.
День памяти: 11 мая.


свт. Николай Чудотворец


свт. Николай Чудотворец (IV в.). Полулегендарный духовный деятель, будущий Архиепископ Мир Ликийских, покровитель страждущих и чудотворец родился в городе Патры. Согласно преданию, еще младенцем отказывался от материнского молока по средам и пятницам (то есть в дни христианских постов). С юных лет ему был ниспослан дар чудотворения, поэтому его имя и окружено множеством легенд, в которых истина переплетается с домыслами и фантазией. Тем не менее церковная литература считает достоверными не только отказ ребенка от молока, но и, например, события чудесного свойства при избрании Николая епископом в городе Миры, его заступничестве за трех мужей в Мирах, спасении им девиц от разврата, чудесным - явление его перед Константином Великим (см.), в Константинополе и ряд других широко известных деяний, сопровождавшихся необьяснимими происшествиями и знамениями. Непреложно также, что святой Николай участвовал в историческом Никейском соборе христианских церквей в 325 г. Дар чудотворения остался за душой святого и после его смерти. Он глубоко почитается не только во всем христианском мире, но даже нередко в среде язычников и мусульман. С 1807 г., когда его мощи были перевезены из города Бари в Миры Ликийские, это событие торжественно празднуется у христиан повсеместно, а в России отмечается еще и день преставления святого Николая, которого у нас еще называют "Угодником", потому что все его деяния были угодны Богу. (Память - 22,05.)
Loading...Loading...