Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века

Всем привет, решил начать публиковать статьи о том, что еще кроме монет чаще всего попадается на копе и что имеет порой бо́льшую ценность, чем заветные кругляшки, не считая конечно золотых и серебряных колец. Начну с нательных крестиков и их датировки, так как их история и типология думаю будет очень интересна для тех, кто копает по старине.

Типы крестиков

Нательным называют крест, носимый на шее в знак принадлежности к христианской церкви. По традиции его получают при крещении. Считается, что предшественниками крестов-тельников были энколпионы – миниатюрные нагрудные ковчежцы, внутри которых хранились частицы мощей святых или освященных просфор. Православный инетернет-магазин Святцы

Первые упоминания о крестиках, носимых на теле под одеждой, встречаются в документах начала IV века. На Руси обычай носить подобные украшения распространился с принятием христианства – в конце X столетия.

Популярные в православии формы крестов

Хоть писаных правил относительно того, как должен выглядеть нательный крест, в православии нет, мастера в разные времена все-таки старались придерживаться определенных негласных канонов. На форму и внешний вид изделия, помимо церковной традиции, влияли художественные тенденции, характерные для той или иной эпохи, личные пристрастия автора. Женские нательные крестики отличались от мужских, ниже старообрядческий женский нательный крест.

Художественные техники, используемые при оформлении изделий, зачастую имели региональные особенности. Яркий тому пример – новгородские кресты, напоминающие тамплиерский тип, дополненный окружностью. Примечательно, что в других древнерусских землях подобная форма практически не встречается.

Чаще всего встречаются следующие типы нательных крестов:

  • Иммисса – четырехконечный крест с поперечиной, расположенной выше середины вертикальной линии. Данная форма считается одной из древнейших, но в настоящий момент больше распространена среди католиков.

  • Крест греческий или «корсунчик» – разновидность четырехконечного креста, имеющая равные стороны. Такая форма была традиционной для Византии. Именно оттуда она и перекочевала в Киевскую Русь. Во времена Российской империи греческий крест лег в основу знаков отличия.

  • Крест лепестковый – еще одна вариация четырехконечного креста, отличающаяся плавными линиями и отсутствием углов. Изделия, в основе которых лежит иммисса, очертаниями напоминают лист. Символ с равными сторонами больше похож на цветок. Лепестковые кресты считаются женскими.

  • Каплевидный четырехконечный крест – популярная форма у христиан всех направлений. Распознать этот тип можно по характерным элементам в виде капелек, расположенным по краям лучей. Подобный декор символизирует капли Христовой крови.

  • Шестиконечный православный крест имеет ту же форму, что и иммисса, однако в его нижней части есть перекладина. Данная деталь изображает весы, на одной чаше которых находится добро, на другой – зло.

  • Восьмиконечная форма – наиболее каноническая с точки зрения православной церкви. Выглядит такой крест как шестиконечный, но вверху есть короткая поперечина, символизирующая табличку, на которой значилось «Иисус Назорей, Царь Иудейский». На некоторых изделиях изображен распятый Христос или терновый венец в центре.

Древнерусские нательные кресты

Согласно археологическим находкам на территории древнерусских городов, первые нательные крестики были греческого типа – четырехконечными, с равными лучами. Некоторые изделия на концах имеют расширение или трехлопастное завершение ветвей, другие – по краям украшены круглыми медальонами. Среди меднолитной пластики XI–XIII столетий часто встречаются энколпионы. На крестиках-мощевиках изображали страдающего Спасителя, по бокам от него – Иоанна Богослова и Богородицу. Образами святых и архангелов украшали, как правило, вертикальные ветви изделий. Во многом древнерусские нательные крестики были похожи на византийские. Вот только славяне нередко христианскую символику дополняли языческой, например, заключали крест в полумесяц (Луна) или круг (Солнце).


Особенности крестов-тельников XIV — XVII веков

Мастера XIV–XV веков, создающие нательные крестики, за образец часто брали монументальные кресты, играющие главную роль в убранстве известных храмов. На смену четырехконечной форме приходит восьмиконечная. Распростаненными техниками становятся инкрустация оловом, как и домонгольского нашествия вновь крестики украшают перегородчатой эмалью и наносят чернение. Изменения претерпевает и иконография крестов. На «тельниках» все чаще изображают демоноборцев. Особой популярностью пользуется образ архангела Михаила, украшающий металлические, костяные и деревянные крестики воинов.

К XVI веку на Руси сложилась традиция дополнять изображения на изделиях бувенными обозначениями, текстами молитв.

Как выглядели нательные кресты в эпоху Петра I — Николая II

По мере проникновения барокко в русское искусство форма нательных крестов усложняется. Линии становятся более изысканными и вычурными. Изображение распятого Христа исчезает, а на средней перекладине появляется терновый венец.

Старообрядческие нательные кресты XVIII–XIX веков в основном восьмиконечные. Если же и встречаются четырехконечные изделия, то на них присутствует вписанный восьмиконечный крест. «Тельники» староверов зачастую отделаны многоцветной эмалью, с обратной стороны содержат отрывок молитвы.

Нательные крестики никониан более разнообразны, в оформлении имеют позаимствованные на Западе элементы. В XIX–начале XX века в Российской империи становятся популярны крестики с «католическим» распятием и надписью «Спаси и сохрани».

Что обозначают надписи и буквы на кресте?

На этом все, у кого будут какие-либо дополнения,пишите ниже в комментариях, буду рад дополнить статью.

Please enable JavaScript to view the

КРЕСТ - ГЛАВНЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ СИМВОЛ

Изображения креста встречаются повсеместно с древнейших времен. Крест в квадрате, символ земли и стабильности, олицетворяет четыре стороны света или четыре области мира. Крест в круге означает солнце, огонь. Крест - центр Вселенной, космическая ось, космическое Древо, осуществляющее связь Неба с Землей. В кресте выражался заложенный в природе дуализм и единство противоположностей. Линия вертикальная - небесная, духовная, активная, мужская. Горизонтальная - является земной, рациональной, пассивной, женской. Неразрывно с крестом связано и значение распятия как жертвы спасителя, бога или богочеловека.

Второе значение креста, где он выступает как орудие позорной казни, преобладало в первые века христианства и затеняло древний символизм креста.

На христианском Востоке изображения Распятия появляются не ранее VI века. Наиболее известное - иллюстрация к полемическому сочинению греческого монаха Анастасия Синаита. Здесь впервые изображен восьмиконечный крест. Верхняя перекладина заменяет титло, к средней пригвождены руки, к нижней - обе ноги. Христос изображен умершим, склонившим главу. Надпись на кресте – IC XC Эта миниатюра стала в дальнейшем прообразом большинства византийских и русских Распятий.

КРЕСТ ВСЯКОЙ ФОРМЫ ЕСТЬ ИСТИННЫЙ КРЕСТ

Существует несколько видов крестов различающихся по своему назначению. Это простой монолитный нательный крест (тельник), нагрудный или наперстный, энколпион или крест-мощевик, состоящий из двух створок с полостью внутри, киотный крест и напрестольный.

Тельный крест . Самым распространенным с древних времен до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. С помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. В основном изготовляются из меди и ее сплавов и отличаются небольшими размерами (2.5-5 см).

Наперсные кресты . При ношении креста поверх одежды главным становится символизм христианского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поэтому нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископского сана, а также обязательными предметами княжеского и царского облачения, применялись и как награда для священнослужителей. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти.

Энколпион. Крест-мощевик . Этот тип креста пришел из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священ¬ных книг. В дальнейшем он приобрел крестообразную форму. В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеского и царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники.

Киотный крест . Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура. Помещались на специальных полочках (киотах) среди святых икон в красном углу, прикрепляли на косяки дверей жилища. Ими венчали домашние иконостасы, брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей.

Напрестольный крест . Являются необходимой принадлежностью христианского храма. Располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием. Применяются при проведении церковных служб. Отличаются от наперсных и киотных крестов большими размерами - от 30 см и выше.


Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен. В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских тельных крестов XI-XIII веков.

Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем существует множество публикаций, посвящённых этой теме. Условно их можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышел целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно – случайность подбора описываемого материала и отсутствие классификационного принципа. Если второе связано с научной неразработанностью темы, то первое свидетельствует лишь об отсутствии серьёзных, репрезентативных собраний, которые могут быть предоставлены их владельцем для публикации. Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, хотя и не вполне удачно, систематизировать все известные ему типы домонгольских нательных крестов и крестовидных привесок. Работа эта страдает очевидной неполнотой и крайней субъективностью автора, относящего почему-то к тельным крестам крестовидные накладки и даже пуговицы, и включившего в свой каталог некоторое количество подделок. Можно надеется, что приятным исключением станет подготавливающийся ныне к печати каталог собрания тельных крестов XI-XIII вв. С.Н. Кутасова - обширность собрания предоставляет авторам широкие возможности для построения типологии домонгольских нательных крестов.

Статьи, посвящённые археологическим находкам, и в то же время не являющимися сводами таких находок, по своей природе не могут сколько-нибудь полного представления о типах крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как домонгольские кресты (пример тому – известное вологодское издание).

И, тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать всё обилие известных на данный момент домонгольских крестов, выделив несколько больших групп предметов.


К самой малочисленной группе относятся тельные кресты с изображениями. Если на энколпионах и тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен – мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены – то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов - переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.1) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.


Редкость «сюжетных» тельных крестов на Руси в домонгольское время является вопросом, требующим разъяснения. На территории Византии, от Причерноморья до Ближнего Востока, кресты с изображениями – чаще всего Распятия или Богоматери Оранты – встречаются не реже, чем кресты орнаментальные, на Руси же в этот период мы видим совершенно иное соотношение встречаемости. Тельные кресты с изображением Богоматери, насколько нам известно, на Руси встречаются достаточно редко. (Рис.2) При этом нужно учитывать популярность тельных иконок и энколпионов с изображением Богоматери и святых, а так же тот факт, что среди типов крестов конца XIV в. – начала XVII в. преобладают кресты с фигурными изображениями.


Большинство домонгольских тельных крестов украшено орнаментами. К числу не орнаментальных, простейших с технической и художественной точки зрения могут быть отнесены лишь небольшие свинцовые кресты, датируемые началом XI века. Классификация орнаментальных крестов – задача непростая. Естественнее всего из основной массы выделяются типы со «скандинавским» и «византийским» орнаментом. На основе сличения с северным материалом можно выделить не более нескольких десятков «скандинавских типов», которые, однако, были достаточно широко распространены. (Рис.3) Ситуация с «византийским» орнаментом более сложная. На многих крестах, происходящих с византийской территории, можно видеть орнамент, состоящий из вдавленных в поверхность окружностей. (Рис.4)


Существуют различные объяснения этого узора, наиболее известные из которых сводятся к тому, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, которое затем превратилось в элемент декора, либо это обережная символика, защищающая своего носителя от «злого глаза». На русских крестах, за исключением, одной, но достаточно многочисленный группы, такой орнамент встречается редко, но в то же время, он почти всегда украшает поверхность очень популярных славянских амулетов, изображающих «рысь», а так же амулетов-топориков, и встречается на щитках большой группы колец, влияние на тип которых со стороны византийских предметов личного благочестия представляется весьма сомнительным. Так что «византийским» этот орнамент может именоваться весьма условно, хотя с формальной стороны параллели между группой древнерусских и византийских крестов кажутся очевидными.


Основная же масса орнаментальных украшений, едва ли не более 90 процентов, имеет исконно русское происхождение. Но прежде чем охарактеризовать их, необходимо обратить свой взгляд к самой форме крестов. Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения. Но прежде чем говорить об этом, необходимо хотя бы кратко описать наиболее характерные формы «ветвей» домонгольских тельных крестов. Естественнее всего было бы ожидать доминирование прямоконечной формы «ветвей», как это мы находим в Византии. Однако это не так – прямоконечная форма встречается относительно редко по сравнению с другими формами ветвей. Крестов «мальтийского типа», с «ветвями», расширяющимися к оконечности, которые были достаточно популярны в Византии, на Руси известно лишь несколько типов, и то достаточно редко встречаемых. Основную же массу составляют кресты, ветви которых завершаются «криновидным», то есть подобным цветку лилии окончанием. Было бы неверным утверждать, что такая форма «ветви» креста – чисто русская специфика. Эта форма встречается и в Византии, но в очень небольшом пропорциональном отношении к равноконечным крестам, и по преимуществу – на Балканах. (Рис.5)

Строго говоря, нельзя утверждать, что «криновидный» тип «ветвей» доминирует на тельных крестах XI-XIII веков в своём чистом виде. «Идеальный» криновидный тип охватывает, быть может, не более четверти от всех типов тельников этой эпохи. Однако принципиальное влияние «криновидной» формы на морфологию домонгольского креста-тельника мне представляется очевидным. Помимо «идеального» криновида мы находим следующие формы завершения «ветвей»: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. На первый взгляд округлое завершение «ветви» креста едва ли может быть сведено к криновидному, однако, если построить типологический ряд, с лёгкостью может быть видна морфологическая трансформация, превращающая криновид в окружие или в бусину.

Таким образом, выявляя доминирование криновидного типа «ветвей» креста, мы можем предположить, что и характер декора креста, который неотделим от его формы, будет определяться именно этой формой. Этим, по-видимому, и объясняется самобытность декора древнерусских тельных крестов.


Особую, и весьма многочисленную группу, составляют так называемые крестовидные привески. Их семантика до конца не ясна – в равной степени они содержат в своей форме элементы, как христианского креста, так и языческого амулета. Сложность в их отнесении к христианским предметам заключается ещё и в том, что мотив креста не чужд и язычеству. Когда мы видим переплетённые крестовидным образом овалы, четыре круга, соединённые крестовидным образом, ромб с шариками на конце или криновидную привеску, напоминающую формой крест, мы не можем с уверенностью утверждать, отразилось ли в такой композиции христианское влияние, или же это чисто языческая символика. На основании археологических находок можно лишь утверждать, что эти предметы бытовали в той же среде, что и кресты-тельники, что и даёт некоторые основания для рассмотрения их в контексте предметов личного благочестия, пусть и с некоторыми оговорками. (Рис.6)

Основным аргументом для разделения крестовидных привесок на «христианскую» и «языческую» группу (и то и другое обозначение условно) может служить наличие или же отсутствие многочисленных аналогичных предметов, происходящих с византийской территории. В случае с «крестовключёнными» привесками мы должны признать их в большей степени предметами христианской культуры, чем языческой, так как существуют многочисленные аналоги, происходящие со всей византийской территории, а в Херсоне этот тип, насколько можно судить, был одним из самых распространённых типов крестов-тельников. В то же время нельзя не заметить, что на подвесках этого типа практически все кресты, включённые в круг, имеют криновидные, или же близкие к криновидным завершения. Таким образом, даже в отношении этого типа, имеющего множество аналогий сред византийского материала, мы не можем говорить о полном заимствовании формы из Византии.


Интереснейшим примером языческо-христианского синтеза могут служить , включающие в себя крест. Зная множество дохристианских типов лунниц, можно без сомнения утверждать, что крест, возникший на некоторых типах линниц (впрочем, достаточно редких) – элемент чисто христианский, и является следствием возникшего «двоеверия» - то есть органического соединения языческих и христианских представлений в рамках единой модели мира. Хорошо известно, что «двоеверие» на Руси в пределах народной культуры сохранялось до самого позднего времени, и существование , которые должны быть включены как в своды домонгольских тельных крестов, так и языческих амулетов – ярчайшее его проявление. (Рис.7)

Подробнее о лунницах и других славянских оберегах можно прочитать в статье " ".

Параллельно очерченной мной семантической типологии крестов-тельников можно выделить и несколько типологических групп, основываясь на материале и технике изготовления крестов. У серьёзного историка, стремящегося к предметам «первого уровня», не может не возникнуть вопрос – а существуют ли золотые кресты-тельники? Предметы такие, конечно же, существовали, но, по-видимому, лишь в княжеском обиходе. Известны лишь единицы золотых крестов, происходящих с территории Руси. В то же время на территории Византии такие предметы не являются абсолютной редкостью. Тельные кресты из листового золота с полудрагоценными камнями встречаются как на западном антикварном рынке, так и в археологических отчётах, однако же полновесные золотые кресты кресты достаточно редки, и на Западе, так же как и в России, их практически невозможно встретить на антикварном рынке.

Серебряные тельные кресты XI-XIII веков представляют собой достаточно немногочисленную группу предметов. Основную их массу составляют небольшие кресты простых форм, с «ветвями», оканчивающимися бусинами, и достаточно крупные кресты со «скандинавским» орнаментом. Серебряные кресты необычных форм единичны. В археологических публикациях фигурируют погребальные кресты из листового серебра, но на практике они встречаются крайне редко.


Отдельную группу составляют каменные тельные кресты. Их отличает простота формы, отсутствие резьбы. Лишь в некоторых случаях они обрамлены в серебряную оправу. В основном они сделаны из шифера, реже – из мрамора. Кресты из мрамора имеют византийское происхождение. Несмотря на то, что объективной редкостью они не являются – их часто находят во время раскопок на византийской территории - реально их не так много, что объясняется просто: они не могут быть найдены металлодетектором, и являются лишь случайной находкой.

Очень многочисленна группа эмалевых крестов. Стандартный «киевский» тип эмалевого креста относится к наиболее встречаемым типам домонгольских крестов. Разнообразие подтипов внутри общего типа простейшего эмалевого креста достаточно велико. Помимо самого базового разделения на два подтипа по количеству шариков, которыми заканчивается «ветвь», они различаются цветами эмали, а также декором оборотной стороны: если в большинстве своём эти кресты двухсторонние, то к более редкому типу могут быть отнесены односторонние кресты с гладкой оборотной стороной, с гравированным крестом на оборотной стороне или же с надписью, чаще всего нечитаемой из-за качества отливки.


Помимо типа эмалевого креста с криновидными завершениями «ветвей», существует более редкий «прямоконечный» тип, и тип с закруглением на конце ветвей. К ним примыкает достаточно многочисленная группа крестов, или же крестовидных привесок очень необычных форм, не имеющей аналогов ни среди византийский, ни среду русских предметов. В качестве аналогии может быть приведён лишь крестовидный орнамент на достаточно многочисленной группе крупных домонгольских пуговиц, также украшенных эмалью. (Рис.8)


Отдельную, достаточно немногочисленную группу составляют кресты, украшенные чернью. На данный момент нам известно не более десятка типов крестов с чернью, один из которых относительно распространён, остальные же - достаточно редки. (Рис.9)

Переходя к «технической» стороне описания интересующего нас материала, нельзя обойти молчанием два вопроса, волнующие любого заинтересованного человека, а именно: степень редкости предметов, к которым он обращает свой взгляд, и проблема подлинности этих предметов. Часто при общении с разного рода специалистами приходится слышать утверждение о том, что тот или иной домонгольский крест «уникален». Между тем опытный исследователь знает, что многочисленные кресты, помеченные в публикациях наивысшим знаком редкости, зачастую встречаются в десятках экземпляров. Дело здесь, конечно же, не в некомпетентности составителей подобных таблиц редкости, а в самой природе рассматриваемого нами изделия. За редким исключением, все тельные кресты изготавливались литьевым методом, что подразумевает наличие многих десятков, а иногда и сотен совершенно идентичных предметов. Мы знаем множество случаев повторной отливки, при которой качество изделия, конечно, может несколько ухудшатся, но сам тип, и даже его мелкие детали сохраняется. Насколько можно судить, кресты, по крайней мере, в домонгольское время, не переплавлялись, так что все экземпляры, попавшие в землю, ждут своего часа находки. Иными словами, действительно уникальный литой крест – явление почти невероятное. Практическая же редкость может объясняться просто: в отличие от Византии, где существовали большие центры массового литья, из которых кресты распространялись по всей территории империи, на Руси литьевые мастерские были рассредоточены по всей территории государства. Произведения этих локальных мастерских в большинстве своём не уходили за пределы своего изначально небольшого региона бытования, и в том случае, если место производства какого-либо необычного типа крестов ещё не найдено, он может рассматриваться как очень редкий, но едва лишь будет обнаружен центр производства, и поятся десятки одинаковых или схожих предметов. Иными словами, редкость медных крестов-тельников всегда относительно. Серебряные кресты объективно достаточно редки, но часто ввиду своей внешней не эффектности, малого размера и отсутствия интересного декора они не привлекают серьёзного внимания заинтересованных лиц. К сказанному можно добавить лишь, что наибольшую, хотя опять-таки относительную редкость могут представлять кресты необычной формы, имеющие необычное орнаментальное оформление, и тем более – мелкие разновидности.


Сколь бы кратким не был этот набросок типологического описания крестов тельников домонгольской эпохи, он ставит перед вдумчивым читателем целый ряд вопросов, принципиальных для понимания не только данной узкой темы, но и истории христианизации Руси в целом. Не может не поражать факт иконографической и типологической обособленности древнерусских крестов-тельников от византийских образцов. Византийская традиция, сформировав русский тип креста-энколпиона, фактически не затронула формирование типов крестов-тельников. Ранее, когда единственным источником обретения предметов металлопластики являлись археологические раскопки, бытовало широко распространено мнение, что энколпионы носились лишь представителями элиты. Сейчас, благодаря массовым находкам энколпионов на селищах, стала ясна неправомерность этого утверждения. Речь идёт не о разделении типов крестов – тельников и энколпионов – по «сословному принципу», но лишь о выделении двух принципиально различных типов носимых крестов: одни тип полностью ориентирован на византийские образцы, на привозные экземпляры из «культурной метрополии» (это кресты-энколпионы), другой же тип – то есть небольшие кресты-тельники – практически полностью ориентирован на местную, славянскую культуру.

Славянская культурная ориентация – это, прежде всего ориентация на язычество. Однако это ни в какой степени не означает противостояния язычества и христианства, скорее наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине, как предмет личного благочестия оказался наделённым народным сознанием амулетной семантикой. Крест-тельник получил совершенно иной смысл, чем тот, каким он обладал в Византии – наряду со славянскими лунницами, коньковыми привесками, амулетами- ложками, ключиками, топориками, он превратился в инструмент взаимодействия человека – своего хозяина – с силами внешнего мира. По-видимому, тельный крест имел охранительные функции – не случайно орнаментальное оформление домонгольских крестов, не имеющее соответствий среди византийского материала, находит множество параллелей в оформлении щитков перстней, имевших, бесспорно, охранительный смысл.

«Двоеверие» как один из основополагающих фактов русской культуры изучено ещё недостаточно хорошо, ввиду скудности источников, и здесь древнерусская металлопластика может являться одним из интереснейших и богатейших источников нового знания. Человек, обративший на неё свой взгляд, соприкасается с самой историей в её ещё нетронутом, ещё непознанном обличии, перед ним – предмет исследования, богатый и интересный, а что как не стремление к непознанному является той силой, что движет сердце и будит страсть увлеченного искателя истины?!

Художественную реконструкцию женского костюма, иллюстрирующую способ ношения нательных крестов и крестовключенных подвесок, можно увидеть в статье .

С примерами русских нательных крестов более позднего периода можно познакомиться в статье " " и статье " ".

Купить старинные бронзовые кресты и старинные распятия.

Всем известно, что крест существовал и в дохристианскую эпоху, символизируя в разные периоды солнце, землю, центр вселенной, огонь, четыре стороны света и даже стилизацию изображения человека. С появлением христианства крест становится одним из его основных символов. Ведь именно на кресте был распят Иисус. Причем даже на Руси, несмотря на то, что здесь после крещения долгое время жили языческие традиции, преломившиеся к христианским и родившие своеобразное русское православие, крест был и остается главным символом веры. Неспешно полистайте подобранный нами каталог старинных крестов. Здесь вы найдете старинные бронзовые распятия различного предназначения и в разнообразном исполнении. Итак, у нас вы сможете купить, в частности, большое бронзовое распятие христово с предстоящими. Это композиция, часто отливавшаяся из медного сплава, украшавшаяся серебром и разноцветной эмалью, в центре которой располагается бронзовый крест, вокруг него - изображения разных святых поодиночке или в группах. Нельзя не заметить в нашем каталоге старинных крестов богослужебный напрестольный крест, который вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью Святого Престола в алтаре Православной церкви. Он используется при особо торжественных молебнах, для благословения верующих в конце литургии, им освящается вода на Богоявление. При архиерейском богослужении напрестольный крест на подносе с покровцем выносят, встречая епископа. Несомненно, что довольно обширным отделом нашего каталога старинных крестов является раздел крестов, носившихся на шее. В частности, это наперсные кресты, кстати, в средневековье носившиеся и духовенством, и мирянами на груди, поверх одежды. В современном мире наперсный крест - обязательный атрибут одеяния духовенства. Самый распространенный крест - это нательный крест. Старинные нательные крестики делали и из меди, и из серебра, и из золота - все зависело от статуса его владельца. Носились они прямо на теле, под одеждой, поэтому получили название «тельник», были небольшие по размеру и, как правило, с незатейливой иконографией. Он возлагается на грудь каждого крещаемого при обряде крещения, и должен носиться каждым христианином на протяжении всей его жизни. Конечно, довольно часто нательный крест терялся, но позволительно заменять его на новый, поскольку крест должен сопровождать христианина всю жизнь. Конечно, каталог старинных крестов был бы неполным, не включи мы в него старинный бронзовый крест энколпион, который еще именуют крестом мощевиком. Вначале это были маленькие коробочки с изображением креста на крышечке, в которых помещали мощи святых. А вот к 11 в. коробочки обрели крестообразную форму, и именно в таком виде кресты энколпионы появились на Руси.

Первые кресты, появившиеся на Руси, были привозными, но постепенно русские православные мастера освоили производство мелкой религиозной пластики в Киеве, а затем и в других местах. Древние меднолитые кресты были очень маленькими, и это понятно: слишком дорог и дефицитен был металл, а потому, чтобы сделать крест-тельник доступным всем, и отливали крестики маленькими.
Интересно, что первые кресты не несли на себе изображений и были односторонними, то есть скромный узор украшал только лицевую сторону креста-тельника, потому что отливались они в одностороннюю форму. Древние крестики встречаются и с разноцветными эмалями, они прекрасно сохранились до наших дней!
Постепенно производство меднолитых крестов разрасталось, а открытые собственные месторождения меди позволили не только разнообразить ассортимент продукции медниц (литейных мастерских), но и увеличить размеры изделий.
Не стоял на месте и процесс усложнения форм старинных крестов, икон, медальонов, панагий, складней. Ранее применявшиеся лишь изредка двухсторонние формы для литья теперь использовались повсеместно, благодаря чему старинные кресты тельники получили рельефные изображения на лицевой поверхности и на оборотной стороне! Кресты тельники и старинные распятия украшали разноцветными эмалями, что делало их очень красивыми, эстетичными, привлекательными.
Но несовершенство гайтана - нити для подвешивания крестиков-тельников и активный крестьянский образ жизни людей приводили к тому, что крестики часто терялись.
Настоящий расцвет производства меднолитых крестов и икон происходит после церковного раскола. Именно раскольники, староверы, уходя в труднодоступные места, прячась от преследований и пытаясь сохранить истинную веру, осваивают в своих общежительствах и скитах производство бронзовых крестов, бронзовых икон, бронзовых складней.
В своей работе они руководствуются чрезвычайно скрупулезным подходом к качеству продукции, доводят внешний вид даже обыкновенных крестов-тельников до совершенства.
Удивителен факт, который свидетельствует нам о том, что практически все старинные кресты тельники, старинные бронзовые иконы, старинные бронзовые кресты-распятия были изготовлены в медницах расколькников, то есть никонианская Церковь в этом сегменте не препятствовала распространению среди православных христиан религиозных предметов, произведенных староверами.
Форма и рельефные узоры старинных крестиков-тельников не случайны, и благодаря изобразительным тенденциям, присущим определенным периодам, мы сейчас можем с большой точностью определять принадлежность старинного крестика или распятия к конкретному временному отрезку, в который он был изготовлен. Религиозные предметы из мелкой и крупной меднолитой пластики можно отличать и по своему виду, с достаточной вероятностью устанавливая и региональную привязку и даже предоставляется возможность выявлять конкретных мастеров-литейщиков, мастеров-изготовителей матриц, что делает собирательство металлопластики увлекательнейшим занятием!
Благодаря этому на нашем сайте Вы можете оценить работу древних мастеров и купить старинные бронзовые нательные кресты, купить старинные бронзовые кресты-распятия, в том числе и красивейшие эксклюзивные экземпляры, несущие на себе многоцветные горячие эмали и индивидуальные клейма мастеров-резчиков и мастеров-литейщиков.
Во времена, когда старообрядчество не подвергалось гонениям, возникли и крупные центры по производству медного литья не только в отдаленных губерниях России, но и в Москве. Район нынешней Преображенской площади, Большой Черкизовской улицы славился своими мастерами литейщиками, но как оказывается, мало было быть хорошим мастером по литью. Важнейшей частью меднолитейного производства было наличие качественной матрицы - образца иконы, крестика-тельника, или распятия. Именно в несуществующем ныне, селе Черкизове и в окрестностях работали талантливые мастера-резчики, к которым за эталонными матрицами приезжали со всех краев мастера или посланники, ведь от качества матрицы зависело качество продукции, спрос на нее. А знаменитый мастер Родион Хрусталев работал в нынешнем районе Лефортово, старинные бронзовые распятия, имеющие клеймо этого мастера, ценятся особенно высоко!
В XVIII веке старообрядцы доводят производство религиозной пластики до наивысшего совершенства. Великолепные образчики: старинные бронзовые крестики-тельники, старинные наперсные кресты, старинные кресты-распятия поражают зрителя тончайшей проработкой рельефа, узорами, искрятся многоцветными эмалями.
Медница - часто производство семейное, где все, от мала до велика заняты на определенном этапе изготовления религиозных предметов, где каждый - специалист своего дела.
Каждый день старообрядческая медница (в зависимости от своей мощности) могла производить до пятиста крестов-тельников, сотню пядничных икон и десяток крупных крестов-распятий, или крупных бронзовых икон.
Работа тяжелая, с раннего утра и до поздней ночи, даже детям находилось дело. Удивительно, что древний мастер пользовался при изготовлении старинных бронзовых крестов и икон самыми простыми средствами. Наиболее ответственный этап - подготовка формы под отливку. Сегодня трудно себе представить, глядя на сложнейший рельеф старинного креста-распятия, что он отливался в форму, изготовленную из… песка и глины, смешанных в особой пропорции! Даже при нынешнем развитии технологий повторить старинные образцы в полной мере не удается!
В XIX веке складывается и особая культура ношения крестов-тельников. Четко проводится граница между женскими и мужскими нательными крестами. Нет, никто специально не ограничивает православных в ношении тех, или иных тельников, просто одни из них приобретают более ажурный (женский) орнамент, особую характерную форму, ныне их именуют «крестиками-листиками», другие же выдерживаются в строгой изобразительной манере, и именуются мужскими прямоугольными крестами, хотя смысловое (религиозное) наполнение у них абсолютно одинаковое.
Очень красивы крупные кресты распятия. Присмотритесь, как тонко мастер резчик проработал тело Христа, а мастер-литейщик воспроизвел образец и украсил его эмалями! Тяжелые старинные бронзовые кресты распятия с Предстоящими сосредотачивают нас на сцене Распятия Господа, дают уникальную возможность увидеть это Великое событие глазами древних верующих.
Часто оборотную сторону распятий украшал текст молитвы «Крест Спаситель Всей Вселенной…», или замысловатым цветочным узором, нитяная тонкость которого была визитной карточкой мастерской и самого мастера.
Сегодня мы ценим старинные кресты тельники, старинные кресты распятия, ценили их и тогда, когда они были изготовлены. Посланники старообрядческих общин развозили продукцию медниц по округе и даже привозили ее в столицу, и всегда на красивые изделия был спрос.
Старинные большие бронзовые кресты украшали стены жилищ, их размещали над входом в дом, на внешней стене дома или даже над воротами, их брали с собой в дальний путь.
Привлекательность медной старинной пластики понятна: все эти изделия можно с полной уверенностью назвать вечными, столь не властно над ними быстротекущее время. И сегодня мы удивляемся творениям литейщиков домонгольской Руси, восхищаемся старинными бронзовыми крестами XVIII, XIX веков.
У Вас есть отличная возможность стать обладателем одного из этих бессмертных художественных и религиозных произведений, ассортимент нашего антикварного интернет салона позволяет без труда выбрать великолепный образец меднолитой пластики и начать собирать свою собственную коллекцию древностей, или развить уже существующее собрание.
Мы уверены, что каждый православный христианин почувствует особое духовное настроение, прикоснувшись к любому старинному кресту, будь то маленький крест-тельник, или огромное многоэмальное распятие!
Старинные бронзовые кресты - украшение любого дома, утешение в любой беде, помощь в любой проблеме!


c. 20 ¦ На протяжении многих веков крест был и остается главным символом христианства. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и декора крестов, в особенности меднолитых.

Кресты различались по типам и назначению. Существовали кресты поклонные (каменные и деревянные), стоявшие в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные, в средокрестия которых часто вставляли предметы меднолитой мелкой пластики; кресты напрестольные, аналойные и воздвизальные, предназначенные для церковных служб; нательные и наперсные кресты - самые многочисленные.

Древнейшие кресты X–XII веков, найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. В XIX веке такой тип крестов получил в специальной литературе название «корсунский».

Одним из наиболее распространенных видов древнерусской меднолитой пластики XI–XV веков являются кресты-энколпионы.

Как правило, на лицевой створке крестов-энколпионов, производившихся на территории Киевской Руси, изображали распятого, страдающего Христа с повязкой на чреслах и изогнутым телом. В медальонах, расположенных в поперечных ветвях креста, помещали изображения Богородицы и Иоанна Богослова.

В вертикальных ветвях креста изображения могли меняться, но чаще всего это были архангелы, святители или избранные святые. Оборотные створки крестов киевского производства также имели много общих черт с греческими энколпионами. Наиболее часто в их средокрестия помещали изображения Богоматери следующих типов - Одигитрия, Оранта, Влахернетисса и Агиосоритисса. Иногда в средокрестии оборотной створки встречается фигура святого в рост, чаще всего апостола. В боковых ветвях, как правило, располагали изображения четырех Евангелистов либо избранных святых, реже херувимов.

Основные формы крестов-энколпионов: четырехконечные с равными или чуть расширяющимися концами, с трехлопастным завершением ветвей, с круглыми медальонами на концах и капельками металла в местах соединения медальонов с ветвями креста.

Домонгольские меднолитые энколпионы можно разделить на несколько типов: с рельефными изображениями (известны на Руси с XI века); с центральной рельефной фигурой и плоскими изображениями на концах (получили распространение с первой половины XII века); с перегородчатой эмалью (вторая половина XII века); с гравировкой и плоскостными изображениями, исполненными чернью либо инкрустацией оловом (вторая половина XII века). Отдельную группу составляют кресты с мелкими рельефными фигурами и литыми зеркальными надписями, матрицы которых появились не ранее конца XII - первой трети XIII века.

Кресты-тельники часто копировали монументальные формы в уменьшенном варианте. Так, рельефные изображения крестов в круге на наружных стенах новгородских храмов XIV–XV веков нашли повторение в мелких нательных крестах того же времени. Образцом для ажурных крестов с сомкнутыми концами послужили, вероятно, монументальные новгородские деревянные и каменные кресты XIV века, и прежде всего Людогощенский крест. c. 20
c. 21
¦

Кресты, в центре которых находилось рельефное изображение восьмиконечного креста, с копьем и тростью, окруженные пышными цветами и травами, ажурными сквозными узорами, получили название «процветших», или «Процвете древо креста», что было связано прежде всего с «Древом Жизни» - прообразом креста в Ветхом Завете [Троицкий Н. Крест Христа - «Древо жизни» // Светильник. 1914, № 3. С. 8–10].

В XVII–XVIII веках фантазия русских золотых и серебряных дел мастеров в украшении крестов-тельников не знает границ. Особым узорочьем в этот период отличались нательные кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера - Великом Устюге и Сольвычегодске. Они расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками всевозможных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром. В подражание серебряным стали отливаться медные кресты таких же форм.

На крестах-тельниках часто можно встретить изображения демоноборцев - Никиты-бесогона, архангела Сихаила и других. Наибольшее количество тельных крестов с образом Никиты, побивающего беса, принадлежит к новгородско-тверскому кругу памятников XIV–XVI веков. Особенно богаты такими находками были Новгород, Тверь, Старица.

Например, в Старице найдено множество мелких красномедных крестиков (высотой 1,0–4,5 см) с изображением на них Спаса Нерукотворного, святых Николы и Никиты, а также архангела Михаила [Романченко Н. Ф. Образцы старицкого медного литья // Материалы по истории русского искусства. - Л., 1928. Т. I. С. 37–42]. По всей видимости, это были детские крестики, надевавшиеся на умерших младенцев.

В XV–XVI веках на деревянных, костяных и металлических крестах помещали образ архангела Михаила, предводителя небесного воинства. Видимо, такие кресты носили на себе воины вместе со складными иконами и металлическими змеевиками-оберегами.

Начиная с XVI века возле изображения горы Голгофы на многих русских крестах воспроизводились следующие буквы: М. Л. Р. Б. Г. Г., что означает «Место лобное рай [либо «распят»] бысть. Гора Голгофа»; возле черепа - Г. А., то есть «Глава Адамова», а также К. Т., то есть «Копие. Трость», и другие. На обороте крестов помещался, как правило, текст молитвы.

Помимо нательных и наперсных крестов, на Руси были широко распространены меднолитые напрестольные и киотные кресты крупного формата.

Разработка и утверждение новых форм и иконографии меднолитых крестов тесно связаны со старообрядцами-поморцами, признававшими за истинный только восьмиконечный крест. Исключение составляли нательные четырехконечные кресты, на которых, однако, всегда присутствовало изображение креста с восемью концами.

Поморцы отрицали также изображение на крестах Господа Саваофа и Духа Святого в виде голубя, признавая лишь образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции в медном литье. Другие толки старообрядцев (например, поповцы) изображали Господа Саваофа и Духа Святого в верхней части напрестольных крестов, что, безусловно, восходит уже к западной традиции.

Техника медного литья позволила изобрести и такую крупную многосоставную форму, как крест восьмиконечный, окруженный клеймами с изображением праздничных сцен и избранных икон. c. 21
¦

Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XIV–XVI вв.
Крест нательный XIV–XVI вв.
Крест нательный XIV–XVI вв.
Крест нательный XIV–XVI вв.
Крест нательный XVII в.
Крест нательный XVII в.
4 Крест-энколпион XII в.
5 Крест-энколпион XII в.
6 Створка креста-энколпиона XII в.
7 Крест-энколпион XII в.
8 Крест-энколпион XII - начало XIII вв.
9 Крест-энколпион Конец XII в.
10 Крест-энколпион XII - начало XIII вв.
11 Створка креста-энколпиона XIII в.
12 Створка креста-энколпиона XIII в.
13 Крест-энколпион Вторая половина XIII - начало XIV вв.
14 Створка креста-энколпиона XIV - начало XV вв.
15 Крест-энколпион XIV в.
16 Крест-энколпион XVIII в.
17 Створка креста-энколпиона XV–XVI вв.
18 Крест-энколпион XVI в.
19 Крест-энколпион XVI в.
20 Крест «Архангел Михаил» XVIII в.
21 Створка (оборотная) креста-энколпиона XVI в.
22 Крест двусторонний XVI в.
23 Крест «Распятие Христово» XVI в.
24 Створка креста-энколпиона XVIII в.
25 Крест двусторонний XVIII в.
26
Loading...Loading...