Кто такие православные хоругвеносцы.

Союз православных хоругвеносцев (СПХ) – организация ультраправославных фундаменталистов-монархистов. Лидер – Леонид Симонович (именующий себя «Симонович- Никшич»), председатель Союза православных братств.

СПХ выступает за реставрацию монархии и превращение России в православное теократическое государство. Ведет борьбу против атеистов, современного искусства, представителей сексуальных меньшинств и прочей «западной заразы». В реальности является преимущественно карнавальной организацией, знаменит театрализованными уличными акциями и экзотическими одеждами своих членов.

Члены Союза не чужды насилию, в частности, провоцировали драки с оппонентами во время митингов, пикетов и т.п.

СПХ наладил бизнес по массовому производству футболок с различной православно-фундаменталистской и монархической символикой. Союз использует большое количество символов, из которых наиболее известны «Православие или смерть!» и «Будь верен до смерти». Официальная эмблема организации не получила широкого распространения. «Православие или смерть!» содержит изображение глядящих на три стороны «голов Адама» (то есть черепов с кинжалами в зубах) со скрещенными костями под ними – символ стремления бороться до конца. Головы окружены надписями «Православие или смерть!» по-русски и по-гречески, изображение увенчано православным крестом. «Головы Адама» были отличительным знаком «батальонов смерти» царской армии в Первой мировой войне и в Белой армии во время Гражданской войны. «Будь верен до смерти» представляет собой крест, собранный из свастического меандра, вписанный в круг из слов (что воспроизводит структуру кельтского креста). Сверху изображение увенчано короной Российской империи, снизу размещена монограмма НII, то есть «Николай II». Под кругом – «голова Адама».

Союз Русского Народа

Фотография оригинального значка образца начала века Союз русского народа (СРН) – ультраправая православно-монархистская антисемитская организация, создана в ноябре 2005 года. Провозглашает себя преемником дореволюционной черносотенной организации Союз русского народа (1905–1917). По сравнению с идеологией дореволюционного СРН идеология ныне действующей организации обогатилась более выраженным расизмом и «антимондиализмом» (агрессивным неприятием западной цивилизации и глобализации). Первым руководителем СРН был избран известный в праворадикальных кругах скульптор-монархист, лидер «Соборного движения» Вячеслав Клыков, после его смерти в 2006 году СРН возглавил генерал Леонид Ивашов. В ноябре 2006 года группа радикалов во главе с Леонидом Симоновичем, лидером Союза православных хоругвеносцев (см.), и Николаем Курьяновичем, в тот момент – депутатом Государственной Думы (избран по списку Либерально-демократической партии России, ЛДПР, исключен из партии и фракции в октябре 2006 года), откололась от СРН и создала организацию под названием «Свято-Сергиевский Союз русского народа». Свято-Сергиевский СРН отличается более высоким уровнем ксенофобии и агрессивностью. Осенью 2006 года внутри СРН возникла фракция во главе с радикально настроенным православным публицистом, автором знаменитого антисемитского «письма пятисот» Михаилом Назаровым и издателем антисемитской газеты «Русь Православная» Константином Душеновым. В марте 2007 года эта фракция организационно оформилась, захватив Московское отделение СРН, председателем которого стал М. Назаров. На МО СРН стали ориентироваться сторонники фракции в других городах. Фактически сейчас СРН расколот на две части: «умеренных» антисемитов-государственников, сторонников президента во главе с Л. Ивашовым и
радикальных антисемитов и ксенофобов, считающих, что власть в России захвачена «сионистским кагалом», во главе с М. Назаровым. «Умеренная» часть мало склонна к насилию, предпочитая взаимодействие с официальными структурами, радикалы более агрессивны. Наибольшую склонность к насилию проявляют члены Свято-Сергиевского СРН. Все три группы используют в качестве эмблемы организации значок дореволюционного Союза русского народа: изображение Георгия-Победоносца, поражающего копием змия; над изображением помещены императорская корона и православный крест. В качестве флага принят императорский черно-желто-белый штандарт.


ВНЕПАРТИЙНЫЕ СИМВОЛЫ



Кельтский крест и легионерский салют

Кельтский крест используется многими праворадикальными организациями, равно как и нацистское приветствие (некоторые организации, такие как ДПНИ, несколько замаскировали этот жест, заменив раскрытую ладонь кулаком).

«Мертвая голова»

Эмблема дивизии СС «Мертвая голова» (Totenkopf) в различных вариациях. Некоторые ультраправые, открещиваясь от прямых ассоциаций с нацистами, утверждают, что символ перенят у сербских националистов-четников.

Руны

Мьелльнир («Молот Тора»)

Также популярен как эмблематический и орнаментальный элемент, в том числе в татуировках.

Солярные символы

Воин белого сопротивления

Воин белого (арийского) сопротивления – различные изображения вооруженного человека в маске, классический образ борца с «сионистским оккупационным правительством» (ZOG). Заимствован отечественными ультраправыми в англо-саксонском мире. Популярен в среде наци-скинхедов.

Татуировки

Подавляющее большинство татуировок русских наци-скинхедов носит орнаментальный характер (так называемый кельтский стиль), но у наиболее идеологизированных в ходу и идеологически нагруженные татуировки, такие как свастика, кельтский крест, тевтонский крест, отдельные руны (обычно Зиг или Одал), портрет Гитлера, криптонимы (88, 14/88, 18), надписи Skinhead, White Power, True till death, Gott mit uns, RAHOWA (Racial Holy War), изображение сжатого кулака, волчьей головы и т.п. Часто надписи выполняются славянской вязью или готическим шрифтом. Популярны и символы субкультуры скинхедов вообще, не обязательно нацистского варианта субкультуры: изображение бульдога, шнурованного ботинка на толстой подошве, аббревиатуры A.С.А.В. (All cops are bastards, «Все менты – ублюдки»).

В новостных сообщениях время от времени упоминается «Союз православных хоругвеносцев» — его участники выступают против гей-парада и «Гарри Поттера», сжигают портрет Чикконе-Мадонны. Насколько действия этого союза поощряются Русской Православной Церковью? Действуют ли хоругвеносцы полностью самостоятельно или же их действия получают общецерковное одобрение?

Протоиерей Всеволод Чаплин разъясняет, что организация хоругвеносцев имеет церковное одобрение, однако не со всеми действиями Союза он согласен:

Союз православных хоругвеносцев имеет церковное одобрение, эта организация входит в состав Совета православных церковных объединений при Отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества.

Я не могу подписаться под каждым их действием и каждым выступлением. Организация творческая, она любит откликаться на разные события общественной и культурной жизни общества. Состоит, в основном, из классических интеллигентов, хотя и предстает в «простонародном» обличии.

Находимся с ними в диалоге, иногда по каким-то вопросам с ними спорим. Но, как известно, в нашей Церкви есть совершенно разные люди — от крайне консервативных до крайне либеральных. Надеюсь, что все эти люди, несмотря на разницу позиций и отношения к тем или иным явлениям общественной жизни, будут едины в главном – в вере и в братском духе, будут действовать вместе перед лицом тех вызовов, с которыми сталкивается Церковь.

Протодиакон Александр Агейкин , комментируя акцию СПХ против политического молебна у храма Христа Спасителя, сказал корреспонденту Правмира : «У них любимые акции - возле храма. Головные уборы красивые, прочая атрибутика - для них это важно. Важнее мира в сердце, наверное» .

Протоиерей Алексий Уминский
Фото Анны Гальпериной

Протоиерей Алексий Уминский о сожжении хоругвеносцами портрета певицы Мадонны: «Иначе, как глупость, плохое воспитание, дурной тон, я такие поступки назвать не могу. Это одна из форм выражения обычной животной агрессии, одно из проявлений загнанного в подсознание агрессивного поведения. Когда человек сжигает чей-то портрет, на самом деле он подсознательно желает уничтожить другого, поэтому говорить, что они выступают против греха - лукаво.

Другое дело, когда человек выражает свою позицию даже в пикете - тогда можно сказать, что он протестует против греха.

Но здесь мы видим, как совершается акт сожжения, что сразу напоминает костры инквизиции, фашистские костры. Это уже акты патологического мышления, с которыми надо обращаться к психиатру.


Мне кажется, если человек проявляет своё православие именно таким образом, его нужно лечить. Более того, если быть последовательным, получается, что тогда надо реагировать подобным образом на каждую передачу по телевидению, на каждую книгу. Это же несерьёзно.

Единственное, что я могу посоветовать - побороться со своим собственным грехом. Те, кто начинает проявлять агрессию вовне, словно заявляют, что у них никаких грехов уже нет, раз вместо того, чтобы бороться со своими грехами, они борются с грехами другого человека. А обратить внимание следует в первую очередь на себя».

Справка


Союз Православных Хоругвеносцев создан в 1992 году по благословению приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

Главная цель деятельности – «укрепление и распространение Православной Веры, восстановление Самодержавной Монархии, возрождение Русского Национального Самосознания и Имперского Российского Патриотизма на всей территории Российской Империи». «Мы сражаемся на духовном фронте, то есть ведем борьбу через Крестные Ходы, Православные шествия, Народные Собрания на площадях, у памятников, молебны с участием как можно большего числа Русских людей, объединенных идеей Православия, Самодержавия и Народности».

Главой и основателем Союза Православных Хоругвеносцев является Леонид Донатович Симонович-Никшич:

20 декабря 2006 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил Леонида Симоновича-Никшича орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского третьей степени.

К сожалению, даты создания первого Общества православных хоругвеносцев в Российской империи найти не удалось. В Google история этого этого общества начинается, кажется, с 1992 г., несмотря на то, что государства с таким названием – Российская империя – в указанном году не существовало. Костюм

Движение хоругвеносцев зародилось в России в первой половине XIX века; до 1917 года было создано более 100 обществ хоругвеносцев по всей империи.
Общие сведения нашла в книге «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Александра II и Александра III» :
Церковным старостам из крестьян придумали кафтан – длинный, отрезной по талии, с застежкой по центрцу. Черный бархатный воротник, обшлага и борта (до талии), а также околыш фуражки были обшиты серебряным галуном. Талию украшали серебряная бахрома и две кисти.
Похожие костюмы имели хоругвеносцы – сначала лишь те, кто выполнял почетные функции несения хоругвей во время крестных ходов, а затем – члены обществ хоругвеносцев, популярных в конце XIX – начале XX века . Описание первых официально установленных кафтанов относится к 1864 году: «Государь Император соизволил Высочайше разрешить: хоругвеносцам Московских соборов Успенского, Благовещенского, Архангельского, церкви Двунадесяти Апостолов и монастырей Чудова и Вознесенского носить при крестных ходах избранную ими с общего согласия форму кафтанов со стоячими воротниками и с галунами на воротниках и обшлагах, на груди до пояса и с пояса по бокам и позади с кисточками; но с тем, чтобы хоругвеносцы соборов и церквей придворного ведомства имели галун золотой, а епархиального – серебряный».

Костюм хоругвеносцев из книги

В статье «ГРАЖДАНСКИЕ ЗНАКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Новые сведения» Т.В. Петерс, ученый секретарь Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, г. Москва читаем:
Особую большую группу составляют знаки обществ хоругвеносцев, которых было не менее 100. Больше всего таких знаков существовало в Москве и Московской губернии. Так, знак «Военно-Сергиево-Пантелеймоновского братства хоругвеносцев в Москве» был утвержден императором 20 мая 1868 г.


(Патрикеев, № 1527), знак общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя в Москве был Высочайше утвержден 7 ноября 1881 года (рис. проекта из архива).

По документам Центрального Исторического Архива Москвы известно, что на 31 мая 1883 г. всего было выдано 152 знака общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя.
Московский генерал-губернатор Великий Князь Сергий Александрович 8 апреля 1894 г. утвердил серебряный знак Сергиевского общества хоругвеносцев в г. Богородске. Это общество было основано в 1892 г. в память 500-летия представления Сергия Радонежского; его знак размером 1 вершок на 3/4 вершка - «окруженная венком хоругвь с ликом Преподобного Сергия, под которой помещены цифры «1392-1892-500 лътъ» и ниже них на металлической пластинке надпись «Сергiевское Общество хоругвеносцовъ въ г. Богородскъ».

В марте 1894 г. были учреждены знаки Суздальского, Ковровского и Коломенского обществ хоругвеносцев. 24 апреля 1894 г. генерал-губернатор утвердил серебряные знаки общества хоругвеносцев Московского Казанского собора и Воскресенской церкви в городе Павлово-Посад. Как следует из архивных документов, «знак представлял собой белую хоругвь с золоченым в середине ея Святым Крестом, окруженную золоченым венком с надписью на банте под хоругвью «Общество Хоругвеносцевъ Павловского Посада».

В начале XX века количество знаков обществ хоругвеносцев, представляемых для рассмотрения Николаем II, достигло большого количества. Повелением императора от 10 ноября 1906 г. право утверждения этих знаков было предоставлено Святейшему Синоду.
Один из первых знаков, утвержденных Синодом согласно этому повелению, принадлежал обществу хоругвеносцев города Иваново-Вознесенска Владимирской губернии. Определением Святейшего Синода от 24 мая-15 июня 1913 г. (№ 4898) был утвержден такой же знак Московского Чудова монастыря.

Каждое Общество хоругвеносцев имело свой Устав, утверждавшийся Святейшим Правительствующим Синодом.
В Москве, по имеющимся на сегодняшний день сведениям, было 21 общество:
Кремлевские (7 обществ): при Успенском, Благовещенском, Архангельском, Верхоспасском, соборе Двенадцати апостолов, Чудовом и Вознесенском монастырях;
При Покровском и Казанском соборах; при Храме Христа Спасителя; при Владимирском соборе Епархиального Дома;
При Новоспасском и Даниловом монастырях;
Военное Сергиево-Пантелеймоновское братство хоругвеносцев; Общество при полковом храме Самогитского полка. Фактически военным можно считать Общество хоругвеносцев при соборе Успения на Крутицах (все здания подворья, кроме самого собора, были в XVIII веке переданы военному ведомству);
Старообрядческое общество хоругвеносцев при храмах Рогожского кладбища;
Приходские церкви: Петра и Павла в Лефортово; Василия Кесарийского на Тверской; Василия Исповедника; Иерусалимской иконы что на Бойнях (открыто в 1917 году).

Ниже привожу пример проекта Устава Общества Хоругвеносцев при церкви Святого Василия Исповедника, что в Новой Деревне, у Рогожской заставы в гор. Москве .

§1. Общество Хоругвеносцев учреждается в г. Москве, при церкви Св. Василия Исповедника, что в Новой Деревне, в ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ В РОССИИ ДОМА РОМАНОВЫХ и состоит в ведении Московского Епархиального Начальства.

§2. Общество учреждается: а) для ношения членами оного хоругвей и святых икон при крестных ходах, из церкви Св. Василия Исповедника и из других ближайших церквей; б) для устроения на средства Общества, с надлежащего разрешения, новых и исправления пришедших в ветхость хоругвей, а также фонарей, крестов, киотов для икон, носимых в крестных ходах, а по мере умножения средств и вообще для поддержания благолепия в храме; в) для поддержания порядка при богослужении в Василие-Исповеднической церкви в высокоторжественные и праздничные дни посредством особого наряда из членов Общества; г) для оказания помощи и призрения членам Общества, пришедшим почему-либо в бедственное положение, а равно и их семействам; причем при умножении своих средств, Общество заботится об основании при Василие-Исповеднической церкви благотворительных учреждений и школ.

§3. Членами Общества могут быть лица православного вероисповедания, мужского пола всех сословий, достигшие совершеннолетия и неопороченные в поведении.

§4. Поступление в члены Общества допускается во всякое время по заявлению о том одному из членов правления Общества и по предъявлению, в случае неизвестности, письменного вида и удостоверения полиции о поведении.

§5. Общество состоит из членов: а) почетных, б) действительных и в) пожизненных.

§6. Звание Почетных членов усвояется лицам, оказавшим особые заслуги или покровительство. Почетные члены освобождаются от членских взносов и ношения хоругвей.

§7. Действительные члены вносят в кассу Общества единовременно два рубля и затем ежегодно по одному рублю. Примечание: 1) Недоставивший в течение года членского взноса считается выбывшим из Общества.

§8. Внесший единовременно двадцать пять руб. признается пожизненным членом общества.

§9. Каждому члену Общества выдается от старшины Общества, за его подписью, книжка с обозначением в оной времени вступления в Общество и количества полученного от него взноса, а также для отметки ежегодных взносов. Почетным и пожизненным членам выдается о том свидетельство.

§10. При ношении хоругвей, каждому несущему святые иконы и хоругви члену Общества присвояется особый знак для ношения на груди и форменный кафтан, однообразного покроя из сукна темно-синего цвета с отложным темно-лилового бархата воротником, с бархатными, того же цвета, обшлагами. Воротник, обшлага, карманы, борт и подол кафтана кругом должны быть обшиты серебряным галуном с серебряной под ним бахромой, длиной в полтора вершка, по бокам талии над карманами должно быть пришито по одной серебряной кисти, и поверх кафтана по плечам должен быть пропущен серебряный шнур, имеющий в диаметре четверть вершка, спускающийся на груди и на спине на пол-аршина и оканчивающийся серебряной кистью.

§11. Форменные кафтаны изготовляются членами Общества, каждый для себя на наличные средства, но по накоплении средств у Общества могут быть изготовляемы, с распоряжения общего собрания членов, и на средства Общества. Хранятся все кафтаны в указанном старшиной месте при храме.

§12. Форменные кафтаны и особый нагрудный знак могут быть носимы хоругвеносцами только при исполнении принятой ими на себя обязанности, в дни крестных ходов хоругвеносцы могут присутствовать в них и в храме во время богослужения.

§13. Управление делами Общества вверяется правлению из 4-х лиц: старшины, его помощника, казначея и делопроизводителя, избираемых на 3 года закрытой баллотировкой. На случай выбытия кого-либо из них до срока выбираются 4 кандидата. Члены правления и кандидаты к ним представляются на утверждение Епархиального Преосвященного.

§14. Сроки выборов старшины и членов правления могут быть изменены в случае личного отказа служить в должности, или если выборные лица будут признаны Епархиальным Преосвященным несоответствующими своему назначению. Члены правления могут быть избираемы и на следующее трехлетие.

§15. На обязанности членов правления лежит: принятие заявлений от лиц, желающих поступить в Общество; принятие единовременных и годовых взносов; расходование средств по определению общего собрания; заблаговременное извещение членов, которые должны принять участие в несении священных предметов в крестном ходе; наблюдение за порядком во время шествия крестного хода, по расписанию местного благочинного; суждение о проступках членов Общества при исполнении принятых на себя обязанностей и возникающих при этом между ними недоразумениях и представление общему собранию, а за сим и Епархиальному Епископу, годового отчета о деятельности Общества. Правление решает дела большинством голосов, причем старшина имеет два голоса; свои постановления правление записывает в особую протокольную книгу. Примечание: Правлению Общества предоставляется право в потребных ему случаях, временно, лишать кого-либо из членов Общества права ношения хоругвей и икон или вовсе увольнять из Общества.

§16. Правление Общества должно иметь: а) приходо-расходную книгу с соответствующими графами как для наличных денег, так и для процентных бумаг; б) книгу для записей поступления, как случайных единовременных сумм, так и взносов годовых членских, с приложением в книге квитанций для выдачи таковых вносящим в Общество деньги; в) книгу протоколов заседаний правления Общества и г) книгу для алфавитного списка членов Общества. Все сии книги должны быть скреплены шнуром и печатью благочинного.

§17. Общие собрания созываются раз в год, а в случае надобности, по требованию причта церкви, при коей утверждено Общество хоругвеносцев, или членов правления, и во всякое время. Председательствует на общих собраниях старший священник церкви. Общее собрание считается состоявшимся при наличности 2/3 членов, проживающих в этой местности. Если в собрание явится меньшее число членов, то собрание считается несостоявшимся и назначается новое собрание, которое считается состоявшимся при наличности явившихся в собрание членов. Постановления общего собрания записываются в книгу протоколов (п. в §16).

§18. На годовом общем собрании рассматривается отчет о деятельности Обществаза истекший год и смета на предстоящий год и производятся избрания почетных членов и должностных лиц Общества.

§19. Суммы Общества должны храниться в отделении Государственного банка или в сберегательной кассе и должны быть вынимаемы оттуда не иначе, как по особым отношениям правления Общества, за подписью старшины и члена делопроизводителя.

§20. Для проверки сумм и имущества Общества ежегодно назначается общим собранием ревизионная комиссия из трех членов Общества.

§21. Общество имеет печать с надписью: «Печать Общества Хоругвеносцев при церкви Василия Исповедника, что в Новой Деревне, в память 300-летия царствования в России Дома Романовых».

§22. Общество считается прекратившим свое существование, если за закрытие его на годичном или экстренном собрании выскажутся 2/3 всего наличного числа действительных членов Общества. По закрытии Общества, принадлежащее ему имущество и капиталы поступают в собственность церкви, при коей это Общество учреждено.

Рисунок Общества хоругвеносцев храма прп. Василия Исповедника.
Утвержден Святейшим Синодом в 1913 году

В 1902 г. в Осташкове, славившемся своим глубоким почитанием церкви было открыто Общество хоругвеносцев Преподобного Нила Столобенского чудотворца. Для заведывания делами Общества хоругвеносцев, на общем собрании 25 января 1902 года были избраны и состояли на службе: помощник старшины куп. В.М. Савин, старшина Общества хоругвеносцев Василий Матвеевич Савин, заступающий старшину Нил Александрович Савин .

На приведенной ниже фотографии члены Общества хоругвеносцев Преподобного Нила Столбенского чудотворца. Она замечательно тем, что в статье Династия Савиных, из которой взята эта фотография, перечислены все члены общества на ней представленные. Фотографию можно рассмотреть в бОльшем разрешении, кликнув по ней мышкой.

Руководитель - О.Г.Шерстнева.

Начало XXI века это время когда российское общество осознанно возвращается к духовно-нравственным ценностям, а национальной идеей вновь становятся православие. Россия очнулась от 70 летнего безбожия, люди повернулись лицом к Церкви, к своим истокам, ко всему, что было утрачено и забыто. Начали восстанавливаться храмы, развивается духовное образование, возрождаются традиции крестных ходов. Каждый год арзамасские верующие совершают крестные ходы в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша", в память преподобного Серафима Саровского, покаянный крестный ход в память царских мучеников и др.

Участвуя в подобных крестных ходах, я не раз задумывался, кто и когда положил начало этим традициям? Частично ответ на этот вопрос я получил, изучая жизнедеятельность нашего арзамасского летописца и историка - краеведа Н. М. Щеголькова. Его жизнь и события нашего родного города меня очень заинтересовали, я решил продолжить изучать материалы о Николае Михайловиче, о Арзамасе и в частности об Обществе хоругвеносцев , в котором делопроизводителем был наш знаменитый земляк.

Арзамасское общество хоругвеносцев создано при Арзамасском Воскресенском соборе в 1903 году по многочисленным пожеланиям православных жителей города и уезда. Названо было общество в честь канонизированного святого князя Александра Невского и учреждено в память уничтожения 19 февраля 1861 года крепостного права.

Я представил себе, в марте месяце с открытием Арзамасского Александра - Невского общества хоругвеносцев , десятки тысяч богомольцев шествуют от Воскресенского собора к Всесвятскому кладбищу, погода то в то время стоит очень тёплая, как всё это должно быть торжественно и празднично! Движимые Православной Верой, с иконами и хоругвями шёл православный народ со своими молитвами, отдать долг чести и памяти тем людям, которые положили свои головы в памятном 1812 году.

В своих рядах общество объединило людей всех сословий, от известных арзамасских купцов и почетных людей, проживающих во многих городах России, до простых мещан и крестьян близ лежащих сел и деревень. Этих людей объединяла и влекла одна общая цель горячее желание служить благому делу на пользу Отечеству под знаменем православной веры. В деятельности общества, кроме заботы о развитии духовной жизни народа, было еще и воспитание чувства патриотизма и любви к родной истории через устройство крестных ходов в память особо важных отечественных и местных событий. Главная цель деятельности общества хоругвеносцев - укрепление и распространение Православной Веры, восстановление, возрождение русского самосозидания Российского Патриотизма. Арзамас с марта 1903 года с возрождением общества хоругвеносцев действительно ожил на виду у всех.

Просуществовало общество до середины 1918 года. И не возможно оценить все хорошее и полезное, что было сделано обществом за 15 лет своего существования. В святые минуты праздников и в трудное время для России члены общества всегда и радость и горе делили со своим народом. Добрым словом и личным примером они показывали, что жить надо в дружбе, по братски и с пользой для родного Отечества, чтобы приумножать богатство Родины и добрую славу наших отцов и дедов. Мы не должны забывать старых обрядовых традиций. А надо возрождать их по - новому. Наши предки, достопамятные арзамасцы плохому нас не учили, а только доброму и благочестивому. И я хочу закончить словами Н. М. Щеголькова... « Дай Бог, чтобы примеры прошлого руководили арзамасцев в будущем, добрые заветы предков наших не забывались, ошибок их мы научились бы избегать. Православие до скончания века да сияет в Арзамасе и под сенею величественных святых храмов арзамасских да процветает благочестие. Аминь».

В 1903 году свыше 700 хоругвеносцев в форменных кафтанах участвовали в Саровских торжествах прославления в лике святых батюшки Серафима. И вот теперь, спустя 115 лет, в крестном ходе, который впервые прошел в Сарове в ночь столетия убиения Царской семьи, приняли участие члены Н ижегородского Свято-Георгиевского обще ства хоругвеносцев. Мы побеседовали с одним из учредителей общества, председателем правления общества историком Игорем Кузнецовым.

Справка.

Нижегородское Свято-Георгиевское общество хоругвеносцев существовало в Нижнем Новгороде с 1889 по 1923 год. В настоящее время по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия оно возрождается в Нижегородской епархии. Проект получил поддержку междун ародного грантового конкурса «Православная инициатива».

Игорь Александрович, как возникла идея возрождения дореволюционного общества хоругвеносцев?

Идея возникла давно, но реально она стала воплощаться в жизнь в прошлом году при подготовке к празднованию 200-летия Спасо-Преображенской (Карповской) церкви Нижнего Новгорода, которое широко отмечалось 19 августа 2017 года. Это — один их трех храмов нашего города, которые не закрывались в советское время. И сегодня это храм с крепкими приходом и традициями. И вот, прекрасная традиция, которую мы решили возродить, это — общество хоругвеносцев. Попечением настоятеля Карповской церкви протоиерея Михаила Сторонкина были пошиты церемониальные кафтаны хоругвеносцев, которые в прошлом году впервые надели мужчины-прихожане во время празднования Преображения Господня.

Учредительное собрание общества хоругвеносцев прошло 21 апреля 2018 года. И отец Михаил стал его духовным руководителем. У нас 17 учредителей, а членов общества мы пока не набирали, хотя уже есть заявления от желающих. Будем принимать в общество по рекомендации священников и членов-учредителей общества». Можно сказать, что мы делаем только первые шаги.

Какие цели у общества хоругвеносцев?

Повышать благолепие крестных ходов. Мы шьем кафтаны, жертвуем средства на хоругви, хотим собирать деньги на иконы, и в первую очередь — икону основателя нашего города св. блгв. князя Георгия Всеволодовича. Ведь Нижегородское Свято-Георгиевское общество хоругвеносцев было образовано в 1889 году в честь 700-летия со дня его рождения.

Я помню, что лет двадцать тому назад на больших церковных праздниках присутствовали члены Союза православных хоругвеносцев: в черном, с развевающимися хоругвями и надписями «православие или смерть».

Наше главное отличие от них состоит в том, что мы не занимаемся политикой, а стремимся возродить то хорошее, что было до революции. И нам есть с кого брать пример. С тех же членов общества хоругвеносцев, которые впоследствии стали новомучениками, пострадали за веру, прошли лагеря и ссылки. Среди них многие остались нам не известны.

Этим людям нравилось служить Господу Богу в форме участия в крестных ходах, которые, как известно, являются одним из видов богослужения. Костяк хоругвеносцев до революции составляли участники Оранского крестного хода, носившие Оранскую Владимирскую икону Божией Матери по обету. Этот крестный ход основали в память избавления Нижнего Новгорода в 1771 году от эпидемии чумы.

Если нам хотя бы удастся возродить дореволюционную ежегодную систему крестохождения, которая была в Нижнем Новгороде, с более чем двенадцатью крестными ходами, это уже будет великим свершением. В настоящее время проходят крестные ходы только на Рождество, Пасху и 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери. Крестный ход с Оранской иконой пока еще не столь популярен, как он того заслуживает.

Расскажите об участии хоругвеносцев в Саровских торжествах 1903 года.

Как историк я специально занимался этой темой, собирая исторические сведения. Надеюсь написать и издать книгу, подробно рассказывающую об участии 21 общества хоругвеносцев именно в Саровских торжествах. Тогда вся Россия съехалась к батюшке Серафиму. 400-500 хоругвеносцев было только из Москвы, причем, далеко не из всех обществ, а только от Храма Христа Спасителя и Нов оспасского монастыря». Из губернских городов было по двадцать хоругвеносцев, а, например, из небольшого уездного города Коврова — все сорок.

Особенно запомнился крестный ход 17 июля из Дивеево в Саровскую пустынь. Возглавлял шествие с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой коленопреклоненно скончался прп. Серафим, архиепископ Тамбовский Иннокентий (Беляев). Его можно увидеть на историческом фото от 17 июля 1903 года. По бокам от иконы идут члены общества хоругвеносцев Сергиева посада» в кафтанах, а сразу за ней — автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и инициатор открытия мощей прп. Серафима архимандрит Серафим (Чичагов), который теперь входит в собор Дивеевских святых.

На следующий день, 18 июля, во время вечернего богослужения крестный ход с мощами батюшки Серафима про шел от храма прпп. Зосимы и Савватия к Успенскому собору Саровского монастыря, и члены Царской фамилии несли носилки с мощами. А 19 июля после Божественной литургии в Успенском соборе был совершен еще один крестный ход с мощами Преподобного вокруг храмов обители. Дубовую раку с мощами опять несли члены Царской фамилии во главе с Государем Императором.

Я очень рад, что впервые попал в Саров и воочию увидел монастырскую колокольню, через Царские врата под которой прох одил крестный ход в 1903 году; храм прпп. Зосимы и Савватия, из которого выносили раку с мощами прп. Серафима, возрождающийся величественный Свято-Успенский собор. Мы немного прошли по тому же маршруту, что и наши предшеств енники 115 лет назад, только в обратном направлении.

Хотелось бы подумать о дальнейшем сотрудничестве с верующими Сарова, в лице которых мы видим своих единомышленников...

А мне подумалось после разговора с Игорем Александровичем, что мы еще не до конца понимаем, что крестный ход это — богослужение. Нередко отвлекаемся на посторонние разговоры, радуясь встрече со знакомыми. А, надевая футболки с надписями, думаем не о благолепии крестного хода, а о том, как нам удобнее. Как будто о таких участниках крестных ходов писал А. С. Пушкин : « Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют...» А на исторических фото мы видим хоругвеносцев в кафтанах, надетых поверх обычной одежды. Как же они переносили жару? А как ее переносят священнослужители, шагающие рядом с нами в своем многослойном облачении?

И другая мысль: на современных крестных ходах женщины несут иконы, хоругви, крест и фонарь. Женщины впереди. А где же мужчины? Их нет в природе? Или мы сами, православные женщины, настолько активны, что оттираем их на второй план? Давайте, ответим каждый сам себе на эти вопросы.

Loading...Loading...