Легенды кенигсберга. сказание о святом адальберте

"Адальберт родился в Либице в 955 году и при рождении получил имя Войцех. Учился в Магдебурге и к 26 годам стал пражским епископом Адальбертом. Однажды Адальберт оставил службу и решил посвятить жизнь миссионерской деятельности. Весной 997 года в сопровождении двух попутчиков-монахов он оказался в Пруссии с единственной целью - окрестить пруссов. Однако те не оценили его благородных устремлений, и после недолгих теологических споров попросту убили миссионера.
В июне 999 года Римская церковь канонизировала Войцеха Адальберта. С этого времени частицы его святых мощей хранятся в соборах Германии, Италии, Чехии. Адальберт особо почитается в Польской республике, являясь одним из ее духовных покровителей. Считается покровителем Пруссии.
Уже в XI веке на месте его гибели появилась небольшая капелла, построенная датским королем Канутом. В последующие века здесь возводили новые храмовые здания.
В XV веке глава Римско-католической церкви папа Евгений призвал христиан совершить паломничество к месту гибели Адальберта. Каждому, кто посетил этот край и внес пожертвования в пользу церкви, на три месяца отпускали все грехи. Торжественные шествия с участием тысяч людей поражали воображение современников. Участвовал в них и последний великий магистр Тевтонского ордена - основатель Кенигсбергского университета герцог Альбрехт.
В 1822 году, при содействии чиновников кенигсбергского магистрата, на месте гибели Адальберта, недалеко от крепости, у деревни Тенкиттен (Летное) поставили небольшой дубовый крест, обнесенный металлической оградой. В 1830 году здесь поднялся величественный крест святого Адальберта. Он был изготовлен из чугуна, высотой около девяти метров, по заказу польской графини Випольска. Крест стоял на четырёх гранитных тумбах и имел надпись: «Бишоф святой Адальберт пал здесь мученической смертью в 997 году, отдав свою жизнь за свет веры христовой». К середине XIX века вокруг десятиметрового чугунного креста, украшенного коваными дубовыми листьями и виноградной лозой, вырос лес, названный «крестовым». В 1897 году, в ознаменование 900-летней годовщины, крест святого Адальберта был обновлен. Он был окружен изящной железной оградой с рoскошными цветниками по периметру.В ожесточенных боях весной 1945 года крест был сильно разрушен.
К 1000-летию со дня гибели святого Адальберта администрация Балтийска и мэрия Эльблонга (Польша) приняли решение о восстановлении креста. Его форма, отлитая по специально подготовленным чертежам на польском заводе «Эльзам», отвечает и канонам православия.
В церемонии открытия десятиметрового стального креста Святого Адальберта 23 апреля 1997 года вместе с многочисленными гостями приняла участие и делегация города Эльблонга. Установленный на морском побережье, крест хорошо виден с кораблей, идущих Балтийским морем."

Юность

По происхождению Войтех принадлежал к сильному чешскому княжескому роду Славниковичей . Его отец, князь Славник, был независимым правителем Зличанского княжества , богатым и, по утверждению хрониста Козьмы Пражского , счастливым человеком. У Войтеха было шесть братьев, один из которых, Радим (он же Гауденции), тоже стал известным религиозным деятелем и первым епископом Польши. Семья Войтеха жила в городе Либице над Цидлиною . Славниковичи были конкурентами Пржемысловичам в Богемии, и феодальная усобица между двумя княжескими домами обострилась как раз при жизни Войтеха.

В 970-973 гг. Войтех поехал учиться в г. Магдебург. Его духовным наставником был Адальберт Магдебургский , который и дал ему при миропомазании имя своего небесного покровителя. Получив прекрасное образование в соборной школе Магдебурга и в школе монастыря св. Морица у знаменитого Оттериха, Адальберт-Войтех вскоре стал известен во всей Европе.

Религиозная деятельность

Самые известные биографы св. Адальберта, написавшие первые версии его жития:

  • Иоанн Канапариус (999 г.);
  • Бруно Кверфуртский в (1001-1004 гг.).

Хронология

Саркофаг св. Адальберта в Гнезно

  • 955 - Рождение в городе Либице (956 г.)
  • 962 - Первая конфирмация в Либице
  • 970 - Начало учёбы в Магдебурге (973 г.)
  • 980 - Окончание учёбы, служба в Праге ксендзом
  • 981 - Смерть отца
  • 982 - Введение в сан епископа Праги
  • 983 - Утверждение епископом Праги на сейме в Вероне; Дружеские отношения с императором Отгоном II
  • 987 - Смерть матери
  • 989 - Отъезд из Праги в Рим, пребывание в римском монастыре Сант-Алессио ,
  • 993 - Возвращение в Прагу (992 г.); Вторичный отъезд в Рим, беседы с императором Оттоном II; Основание Бревновского монастыря
  • 995 - Гибель четырёх братьев, захват Либице пражанами
  • 995-996 - Кратковременная миссия в Венгрию (или 994 г., или 997 г.)
  • 996 - Приезд в Чехию, поездка в Германию и Францию
  • 997 - Прибытие в Польшу и в Пруссию (или прибытие в Польшу в декабре 996 г. через Венгрию). Смерть в Пруссии 23 апреля.
  • 999 - Канонизация

Ссылки

  • Козьма Пражский. Чешская хроника. М., 1962.
  • Титмар Мерзебургский. Хроника. В 8 кн. / Пер. с лат. И. В. Дьяконова. М.: «SPSL»-"Русская панорама", 2005.
  • Житие св. Адальберта на официальном сайте мэрии г. Калининград

Wikimedia Foundation . 2010 .

КНИГА ЛЕГЕНД ПРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

(1868-1871гг.)



СКАЗАНИЕ О СВЯТОМ АДАЛЬБЕРТЕ
СВЯЩЕННЫЙ ДУБ РОМОВЫ

ЗАМОК КРОЙЦБУРГ

БЕЛАЯ ДЕВА ЗАМКА БАЙЕРБУРГ

РЫЦАРИ И МОНАХИНИ
ДВЕ ЛИПЫ БЛИЗ ДЕРЕВНИ ЯУНИНЕН

ЖЕРТВЕННЫЙ КАМЕНЬ ГОРЫ РОМБИНУС

ЛЕТАЮЩИЕ МЕРТВЕЦЫ
ГИГАНТСКИЕ КОЛБАСЫ И БУЛКИ КЕНИГСБЕРГА

КОЛОННА ЧЕТЫРЕХ БРАТЬЕВ

Одним из основных преданий Восточной Пруссии является предание о мученической кончине Адальберта Пражского. Это католический святой, особо почитаемый в Богемии, Польше и Венгрии, где известен также под своим первоначальным именем Войтех. Он погиб в 997 году во время своего путешествия в Земландию, где он пытался проповедовать христианство среди языческих племен пруссов.

Две легенды о нем - на этой странице.

"Первым христианским священником, принесшим в Пруссию свет христианства, был святой Адальберт. Он пришел из Польши, где он проповедовал учение Христово, а затем принес слово Божье в Помезанию. Оттуда он перешел в Данциг 1 , а затем в Земландию 2 .

Король Польши отослал им золото, в количестве, явно достаточном, чтобы удовлетворить это требование. Мертвого святого положили на одну чашу весов, а на другую поместили все золото, переданное королем, - но чаша весов с телом осталась неподвижной .


Рельеф на бронзовых дверях собора в Гнезене (польск. Гнезно, нем. Gnesen), где находится могила Св.Адальберта.

Тогда посланники короля бросили на чашу с золотом и свое золото тоже – все было напрасно. Пришли прусские священники, которых крестил Адальберт, и отдали свое золото – никакого результата. И была там и маленькая старушка, которая увидев, что люди бросают свое золото на чашу весов, захотела тоже внести свою скромную лепту в сбор выкупа за тело святого. У нее было только два пфеннига, их-то она и подбросила к золоту на чаше. В то же мгновенье чаша под тяжестью лежащего на ней золота опустилась, а другая чаша с останками святого резко поднялась в высоту. Чтобы уровнять весы, золото с нижней чаши, стали потихоньку убирать, и только когда на дне остались лежать два пфеннига, которые бросила маленькая старушка, чаши весов уравновесились, и это и была цена за убитого святого" .

Иоганн Георг Грессе.

Легенда о святом Адальберте

из книги легенд Прусского государства.

А вот легенда о святом Адальберте из книги "Легенды Прусской Земландии" , немецкого писателя и историка Рудольфа Фридриха Ройша.

"Между Фишхаузеном 3 и Пиллау 4 , где со всех сторон, подобно песчаной пустыне, видны только однообразные волны дюн, близ деревушки Тенкиттен, высится высокий черный крест, воздвигнутый здесь в память о святом Адальберте. Крест стоит на морском берегу, на том самом месте, где святой был убит 23 апреля 997 года. Высота этого креста из черного чугуна 26 футов, он был поставлен в 1831г. на средства графини Виелопольской (Wielopolska) на основании старой часовни, разрушенной штормами еще в 17 веке 5 . Предание гласит, что часовня Святого Адальберта при ее постройке отстояла от морского берега примерно на милю, а сейчас это место удалено от моря едва ли на две сотни шагов. Вот так все эти столетия море наступало на сушу 9 .

Обломки бывшей часовни скрыты сейчас под толщей намытого морем песка. Алтарь же был перенесен в церковь соседнего замка Лохштедт 6 . Створки алтаря украшены четырьмя сценами из жизни святого.

Адальберт в сопровождении своих верных спутников Гауденция и Бенедикта высадился в устье реки Прегель 7 и пытался в нескольких местах проповедовать христианство. Однако эти попытки кончались неудачами: проповедников оскорбляли, унижали и угрожали расправой, да что там - самой смертью. И только спасаясь бегством от преследователей, мог Адальберт со своими спутниками, сохранять свою жизнь. Как-то раз он высадился на юго-западном берегу Земландии и провел в одном поселении пять дней, решая со своими спутниками, не лучше ли оставить земли этих языческих племен и уехать отсюда обратно на родину..

И приснился в это время верному спутнику Адальберта Гауденцию сон. Увидел он в нем кубок, наполовину наполненный вином. Кубок стоял на алтаре. И только Гауденций собрался отпить из этого кубка, подошел к нему церковный служитель и сказал, что этот кубок предназначен для Адальберта, завтра он будет пить из него. Тут Гауденций проснулся и, дрожа, рассказал Адальберту свой сон, но тот ответил ему: "Все в руках Божьих: и сон, и явь! Не стоит верить обманчивым снам!" 8.

На следующий день отправились они с молитвой своей дорогой дальше и, пройдя через густые безлюдные леса, очутились близ возделанного поля, где расположились на отдых. Они не знали того, что попали они на священную для пруссов землю, вступать на которую непосвященным было запрещено под страхом смертной казни.

Убийство Св.Адальберта язычниками

С дикими криками налетела вскоре на путников группа язычников и связала их. И тут Адальберт вспомнил о виденном накануне сне и начал утешать своих товарищей, говоря им: "Что благороднее, чем отдать свою жизнь за Иисуса Христа!" В это время накинулся из толпы на Адальберта языческий священник Сигго и со всей силы воткнул ему в грудь острое копье. Тут подоспели и остальные язычники и топили свой гнев в крови подвижника. Его проткнули семью копьями, и, раскинув руки, Адальберт упал в форме креста на землю, где скончался. Но и бездыханное тело не оставила в покое безумствующая толпа и, отделив голову от тела, водрузила ее на шест. Тело же осталось лежать на земле.

Когда герцог Болеслав польский узнал об ужасном конце мученика, то решил любой ценой выкупить у пруссов тело Адальберта. Пруссы же потребовали столько серебра, сколько весили сами останки святого. И герцог согласился на это условие.

Легенда рассказывает нам, что тело мученика, когда его взвесили, оказалось таким легким, что не весило и фунта...

Рудольф Фридрих Ройш.

"Легенды Прусской Земландии".

№90. "Святой Адальберт"


ПРИМЕЧАНИЯ.

4.Современный Балти́йск (до 1946 года — Пилла́у, нем. Pillau; польск. Piława; лит. Piliava — Пилява)

5. Тенкиттен - совр. Танкетино (pol. Tenkity, нем. Tenkitten)

6. Лохштедт (Lochstädt) — рыцарский замок в городе Балтийск, Россия. Ныне в руинах.
7.Современное название Прего́ля (прусск. Preigara, Preigile, нем. Pregel) — река в России, впадающая в Балтийское море, точнее в Калининградский (Вислинский) залив.

8.В Средневековье считалось, что пить во сне церковное вино - очень плохая примета.


9. Уже в XI веке на месте гибели Адальберта Святого появилась небольшая часовня, возведенная по приказу датского короля Канута.

В 1831 году здесь был сооружен величественный крест Св. Адальберта. Он был чугунным, высотой в восемь метров.

Во время Второй мировой войны крест был разрушен. В 1997 году, к тысячелетию со дня гибели святого Адальберта городские власти города Балтийска и польского города-побратима Эльблонг (Нем. Elbing - Исторический прусский город, центр древнепрусской области Помезания) приняли решение о восстановлении креста. Новый крест выполнен из стали, его высота - десять метров. Установленный на морском побережье, крест хорошо виден всем проходящим мимо кораблям.

Имя при рождении: Войтех Рождение: (0955 )
Либице-над-Цидлиноу Смерть: (0997 )
Приморск или Балтийск

Память о св. Адальберте

Самые известные биографы св. Адальберта, написавшие первые версии его жития:

  • Бруно Кверфуртский в (1001-1004).

См. также

Напишите отзыв о статье "Адальберт Пражский"

Ссылки

  • Козьма Пражский . Чешская хроника. - М ., 1962.
  • Титмар Мерзебургский . Хроника. В 8 кн. / Пер. с лат. И. В. Дьяконова. - М .: «SPSL»-«Русская панорама», 2005.

Отрывок, характеризующий Адальберт Пражский

«Тем лучше! посмотрю вблизи», подумал он.
Он поехал почти по передней линии. Несколько всадников скакали по направлению к нему. Это были наши лейб уланы, которые расстроенными рядами возвращались из атаки. Ростов миновал их, заметил невольно одного из них в крови и поскакал дальше.
«Мне до этого дела нет!» подумал он. Не успел он проехать нескольких сот шагов после этого, как влево от него, наперерез ему, показалась на всем протяжении поля огромная масса кавалеристов на вороных лошадях, в белых блестящих мундирах, которые рысью шли прямо на него. Ростов пустил лошадь во весь скок, для того чтоб уехать с дороги от этих кавалеристов, и он бы уехал от них, ежели бы они шли всё тем же аллюром, но они всё прибавляли хода, так что некоторые лошади уже скакали. Ростову всё слышнее и слышнее становился их топот и бряцание их оружия и виднее становились их лошади, фигуры и даже лица. Это были наши кавалергарды, шедшие в атаку на французскую кавалерию, подвигавшуюся им навстречу.
Кавалергарды скакали, но еще удерживая лошадей. Ростов уже видел их лица и услышал команду: «марш, марш!» произнесенную офицером, выпустившим во весь мах свою кровную лошадь. Ростов, опасаясь быть раздавленным или завлеченным в атаку на французов, скакал вдоль фронта, что было мочи у его лошади, и всё таки не успел миновать их.
Крайний кавалергард, огромный ростом рябой мужчина, злобно нахмурился, увидав перед собой Ростова, с которым он неминуемо должен был столкнуться. Этот кавалергард непременно сбил бы с ног Ростова с его Бедуином (Ростов сам себе казался таким маленьким и слабеньким в сравнении с этими громадными людьми и лошадьми), ежели бы он не догадался взмахнуть нагайкой в глаза кавалергардовой лошади. Вороная, тяжелая, пятивершковая лошадь шарахнулась, приложив уши; но рябой кавалергард всадил ей с размаху в бока огромные шпоры, и лошадь, взмахнув хвостом и вытянув шею, понеслась еще быстрее. Едва кавалергарды миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!» и оглянувшись увидал, что передние ряды их смешивались с чужими, вероятно французскими, кавалеристами в красных эполетах. Дальше нельзя было ничего видеть, потому что тотчас же после этого откуда то стали стрелять пушки, и всё застлалось дымом.
В ту минуту как кавалергарды, миновав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно было. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек.
«Что мне завидовать, мое не уйдет, и я сейчас, может быть, увижу государя!» подумал Ростов и поскакал дальше.
Поровнявшись с гвардейской пехотой, он заметил, что чрез нее и около нее летали ядры, не столько потому, что он слышал звук ядер, сколько потому, что на лицах солдат он увидал беспокойство и на лицах офицеров – неестественную, воинственную торжественность.
Проезжая позади одной из линий пехотных гвардейских полков, он услыхал голос, назвавший его по имени.
– Ростов!
– Что? – откликнулся он, не узнавая Бориса.
– Каково? в первую линию попали! Наш полк в атаку ходил! – сказал Борис, улыбаясь той счастливой улыбкой, которая бывает у молодых людей, в первый раз побывавших в огне.
Ростов остановился.
– Вот как! – сказал он. – Ну что?
– Отбили! – оживленно сказал Борис, сделавшийся болтливым. – Ты можешь себе представить?
И Борис стал рассказывать, каким образом гвардия, ставши на место и увидав перед собой войска, приняла их за австрийцев и вдруг по ядрам, пущенным из этих войск, узнала, что она в первой линии, и неожиданно должна была вступить в дело. Ростов, не дослушав Бориса, тронул свою лошадь.
– Ты куда? – спросил Борис.
– К его величеству с поручением.
– Вот он! – сказал Борис, которому послышалось, что Ростову нужно было его высочество, вместо его величества.
И он указал ему на великого князя, который в ста шагах от них, в каске и в кавалергардском колете, с своими поднятыми плечами и нахмуренными бровями, что то кричал австрийскому белому и бледному офицеру.
– Да ведь это великий князь, а мне к главнокомандующему или к государю, – сказал Ростов и тронул было лошадь.
– Граф, граф! – кричал Берг, такой же оживленный, как и Борис, подбегая с другой стороны, – граф, я в правую руку ранен (говорил он, показывая кисть руки, окровавленную, обвязанную носовым платком) и остался во фронте. Граф, держу шпагу в левой руке: в нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари.
Берг еще что то говорил, но Ростов, не дослушав его, уже поехал дальше.
Проехав гвардию и пустой промежуток, Ростов, для того чтобы не попасть опять в первую линию, как он попал под атаку кавалергардов, поехал по линии резервов, далеко объезжая то место, где слышалась самая жаркая стрельба и канонада. Вдруг впереди себя и позади наших войск, в таком месте, где он никак не мог предполагать неприятеля, он услыхал близкую ружейную стрельбу.
«Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск? Не может быть, – подумал Ростов, и ужас страха за себя и за исход всего сражения вдруг нашел на него. – Что бы это ни было, однако, – подумал он, – теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели всё погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе».
Дурное предчувствие, нашедшее вдруг на Ростова, подтверждалось всё более и более, чем дальше он въезжал в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом.
– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.
– Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь.

Святой Войтех (Адальберт Пражский) (лат. Adalbertus Pragensis, чеш. Vojtech) — чешский епископ (982—989, 993), католический святой. Особо почитаем в Богемии, Польше и Венгрии. Считается автором известных старых чешских духовных песен — «Господи, помилуй нас!» и «Богородицы» (Bogurodzica). Войтех родился около 955 года, в Либице-над-Цидлиноу. По происхождению Войтех принадлежал к чешскому княжескому роду Славниковцев, которые были в конце 10 столетия одним из самым могущественным родом в Чехии после Пржемысловичей. Это вызывало некоторое трение между родами,особенно потому, что род Славниковцев имел амбиции к получению власти,они даже издавали свои деньги. Его отец, князь Славник, был независимым правителем Зличанского княжества. У Войтеха было шесть братьев, один из которых, Радим (он же Гауденций), тоже стал известным религиозным деятелем и первым епископом Польши.

Его имя славянское и означает спокойствие, усиление войска. Войтех был воспитан сводным братом Радимом и был первоначально предназначен для светского пути, но однажды он серьезно заболел, его положили на алтарь Девы Марии и молились за его выздоровление. После его выздоровления, его отец поставил на духовный путь развития. В 972 году он пошел в знаменитую школу в Магдебурге, где он провел девять лет под влиянием архиепископа Адальберта. Молодой Славниковец Войтех, получил второе имя эквивалентное немецкому Адальберт. После смерти архиепископа в 981 году, как протодьякон вернулся в Чехию, и был в рядах капитулы духовенства Праги. Так стал свидетелем смерти первого епископа Праги Детмара. В неполных тридцать лет в 982 году в городке Левый Градец на пржемысловской стороне при участии князя Болеслава II. избран вторым епископом Праги. Первоначально, эту функцию не хотел принимать, но в итоге он был вынужден. Сразу после своего избрания, он отправился в Верону к императору Отто II., который его одобрил и вручил епископский перстень и посох. Там встретил идеологов церковной реформы. Идеи реформы церкви Адальберт распространял и дома,что вызвало конфликт, сопровождающийся борьбой за власть между Пржимысловцами и Славниковцами. В 988 году Адальберт был вынужден покинуть Чехию. Он отправился в Италию, где вступил в бенедиктинский монастырь, а после в греческий реформированный монастырь.

Неприятностью для Чехии было отсутствие епископа - не было кому посвящать церковных служащих, не было главы церковной организации. Так в 992 году князь Болеслав II просил Войтеха вернуться в Чехию. Он так и сделал, и привез с собой итальянских монахов во главе с Анастасием, которые в 993 году основали первый мужской монастырь в Чехии в Бржевнове. Однако Войтех из-за постоянных споров дворянских родов долго не пробыл в Богемии.

В 995 году по распоряжению князя Болеслава II в предательской засаде в родовом имении Либице-над-Цидлиной был истреблен весь род Славниковцев.

Между 995-996 годами Войтех жил в Римской Авентине, а затем отправился в Польшу с христианской миссией к язычникам. 23 апреля 997 года, вместе со своими сопровождающими, клириком Бенедиктом и сводным братом Радимом, попали в лес называемый Ромовское поле, возле теперешнего города Краловец, это был священный лес, куда христианам запрещено было входить. Там на него напали языческие пруссы,связали его и проткнули семью копьями, затем обезглавили. Его тело, выкупил за вес золота у пруссов польский король Болеслава I Храбрый, и похоронил в Гнездно, вскоре после этого император Отто III., возвел в архиепископы.

Адальберт был канонизирован в 999 году папой Сильвестром II.,примерно в 1000 году был основан костел св. Войтеха в Ахене. В 1039 организовал чешский князь Братислав военный поход в Польшу, взял Гнездно, украл мощи святого Адальберта и его брата Радима и приказал похоронить в соборе св. Вита.

Loading...Loading...