Логика как наука ее объект предмет специфика. Логическое мышление - развитие логики

Логика является философской дисциплиной, и философы, изучая процесс познания, установили, что каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект – это реальность или ее часть, на которую направлено познание. Все науки изучают реальный мир, сосредоточиваясь на каких-то определенных объектах. Предмет науки – это то, что изучает данная наука в объекте, что она мысленно выделяет в реальности. Объекты отдельных наук могут и совпадать: человек, например, является объектом для многих наук – философии, психологии, физиологии, антропологии, педагогики и т.д. Но вот по предметам науки никогда не совпадают, потому что каждая выбирает в объекте свой ракурс рассмотрения, исследует отдельную сторону объекта.

Как видите, сущность науки и ее отличие от других заключаются в предмете науки, поэтому вхождение в научную дисциплину начинают с определения ее предмета.

За время существования логики как науки ее предмет подвергался весьма значительным изменениям. Специфика логики заключается в том, что она изучает не объективный мир природы и не субъективный мир переживаний, а мышление, посредством которого человек познает и то, и другое. Задачей этой науки является исследование форм и законов самого мышления. Естественный исторический ход человеческого познания характеризуется тем, что сперва развивается познание внешнего объективного мира, и лишь после того, как в результате этого познания человечество достигло известной степени совершенства, возникают проблемы, связанные с самим процессом познания. Потребность разрешения этих проблем и вызвало к жизни теорию познания и логику.

Логика – одна из древнейших наук, возникла в рам­ках философии более 2300 лет назад в трудах древнегре­ческого философа Аристотеля, который впервые систематизировал формы и правила мышления. Он оставил нам первые крупные произведения по логике, объединенные впос­ледствии под общим названием «Органон». Логика, основы которой заложил Аристотель, носит название традицион­ной формальной логики. Формальная – значит, связанная с формой (это то, как мы мыслим), изучающая как нечто отдельное, обособленное от содержания (это то, о чем мы мыслим). Огромный вклад в развитие формальной логики внесли русские ученые. Оригинальные логические концепции в России разрабатывались в XVIII веке и связаны с именами М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева. Расцвет же логических исследований в нашей стране относится к концу XIX века. Это, прежде всего, такие ученые, как М.Каринский, Л.Рутковский, С.Поварнин. Логика изучает мышление. Познание мира как его отражение в сознании осуществляется в двух формах: чувственное и абстрактное познание.

Чувственное познание протекает в таких формах, как ощущение, восприятие, представление и является непос­редственным отражением внешнего, единичного на уровне явлений. На уровне абстрактного мышления, протекающего в форме понятий, суждений, умозаключений в процессе отражения мышление проникает в сущность изучаемых явлений и объектов, носит обобщенный и опосредованный характер, неразрывно связано с языком. Логика не изучает чувственные формы познания, она изучает формы абстрак­тного мышления. Логика в наиболее широком понимании ее предмета исследует и структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. Абстрактное мышление, обобщенно, опосредованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знания не только о содержании мыслей, но и об их форме, о законах мышления. Логика пользуется искусственным языком, который создан с помощью формализации, означающей, что в логике операции с мыслями заменяют действиями со знаками. Основными знаками формальной логики являются слова, а сложными – предложения естественного языка. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач.

Мышление изучается многими науками. Предметом изучения логики являются формы мышления, законы выводного знания, законы связи мыслей. Логика изучает формы правильного рассуждения. Традиционная фор­мальная логика исследует законы связи между сложив­шимися мыслями, методы оперирования ими.

С середины XIX столетия на базе формальной, традиционной логики начинает развиваться математическая (символическая) логика. Идеи ее были высказаны немецким ученым Г.Лейбницем (1646–1716 г.). Это идеи о возможности и продуктивности сведения рассуждений к вычислениям. Дальнейшее ее развитие связано с именами Дж.Буля, А. М.Де-Моргана, Ч.Пирса, Г.Фреге и др. Значительный вклад в развитие символической логики внесли русские ученые П.С.Порецкий, Е.Л.Буницкий. Символическая логика исполь­зует для анализа форм и законов мышления средства и методы, по традиции считающиеся принадлежащими мате­матике. Сущность математической логики русский логик П.Порецкий видел в том, что она «по предмету своему есть логика, а по методу – математика».

Изучающий логику часто затрудняется в различении понятий: содержание мысли и форма мысли, форма мышления и законы мышления. Содержание мыслей составляет отражаемые в мысли связи предметов и явле­ний действительности, т.е. соответствие содержания мыс­ли предмету. Логика не изучает содержание мыслей, она изучает формы, т.е. способы соединения частей мысленно­го содержания, как части мысленного содержания расположены одна относительно другой. Переход от одной формы мысли к другой, при сохранении правильной логи­ческой связи между частями мысленного содержания, обес­печивается соблюдением законов логики. Формально-ло­гические законы – это связи между мыслями, при кото­рых истинность одних с необходимостью обуславливает истинность других мыслей. Логические законы отражают общие, внутренние, необходимые, существенные связи между мыслями и их элементами. Это отражение происходит в процессе практической деятельности людей. Логика мышления представляет собой определенный способ отра­жения действительности. Именно соблюдение логических законов делает мышление правильным, т.е. способным при выполнении ряда условий достигать истинного знания. Таким образом, логика изучает то общее, что связывает мысли в их движении к познанию истины.

История логики дает большое разнообразие взглядов на предмет и задачи логики, в частности можно упомянуть о споре между психологизмом и антипсихологизмом в логике. Психологическая логика сводила предмет науки логики к изучению психологии мышления и, таким образом, упраздняла логику как самостоятельную науку со своими специфическими задачами. С позицией психологизма выступают Н.Грот, Т.Липпс и др. Напротив, Гуссерль резко отмежевывает логику от психологии и развивает методологию антипсихологизма как основы для построения логических теорий. «Конциннизм» логики Зигварта, Вундта, Эрдмана и Цигена тесно связывает логику с психологией, не растворяя логику в ней; однако психология, которая здесь широко используется, является идеалистической.

Сегодня развитие формальной логики идет в двух основных направлениях:

1. разработка новых систем неклассической логики (логики императивов, оценок, вопросов, индуктивной логики, теории логического следования и т.д.), исследование свойств этих систем и отношений между ними, создание их общей теории;

2. расширение сферы применения формальной логики. Важнейший конечный результат, полученный на этом направлении научного поиска, есть то, что формальная логика стала, по выражению М.М. Новоселова, не только инструментом точной мысли, но и «мыслью» первого точного инструмента – электронного аппарата, непосредственно в роли партнера включенного человеком в сферу решений интеллектуальных задач.

Логика стала неотъемлемой частью человеческой культуры. Ее достижения используются в самых разнообразных областях деятельности людей. Она широко применяется в психологии, лингвистике, теории управления, педагогике, юриспруденции, менеджменте, этике. Ее формальные разделы являются теоретической основой кибернетики, вычислительной математики и техники, теории информации. Без принципов и законов логики немыслима современная методология, познание и общение.

Каждый специалист выделяет в логике свой аспект, находит полезной для себя некоторую часть накопленного в ней разнообразия знаний. Есть проблемы, представляющие интерес для специалиста любого профиля. Это, например, проблемы, касающиеся общения между людьми. Общение – неотъемлемое свойство человеческой жизнедеятельности. Человеческая сущность проявляется только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия Я и ТЫ. Межличностные диалогические отношения являются действительной реальностью общественных отношений.

Особого внимания заслуживает логика в коммуникативной подготовке руководителей производства, юристов, журналистов, политических деятелей и всех, для кого вербальное общение является едва ли не единственным каналом выполнения социальных функций. Разработка логических основ процесса общения – важнейшая задача современной логики, она непосредственно связана с вопросом о наиболее эффективных средствах коммуникаций между людьми, оформления мыслей с целью их правильного понимания и убеждения в их истинности.

Еще одна важнейшая сфера применения логики – создание новых систем искусственного интеллекта. Наука об искусственном интеллекте подошла к такому рубежу, когда нужно решать проблемы манипулирования знаниями в компьютерных системах не только при парадигме «знания + вывод», но и в комплексе «знание + вывод + понимание». Все больше внимание исследователей привлекают проблемы рассуждений по аналогии, рефлексии, построения моделей метафорических суждений.

Логика – это наука о мышлении. Основатель науки Аристотель.

Логика – наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности.

Для выяснения предмета логики можно использовать несколько методов, каждый из которых дает определенный-результат . Первый метод этимологический . Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки. Термин «логика» восходит к древнегреческому слову «логос», означавшему слово, мысль, понятие, рассуждение и закон. Этимология слова «логика» показывает, что это наука, имеющая отношение к человеческому мышлению, обосновывает рассуждения с помощью оснований, которые впоследствии стали называться логическими законами. Недостатком данного метода является многозначность слова «логика». В повседневной жизни, в популярной, общенаучной и философской литературе это слово используется в большом спектре значений. Оценки «логично» и «нелогично» могут использоваться для характеристики человеческих действий, оценки событий и т. п. Второй метод справочно-академический . Он заключается в том, что ответ на вопрос мы ищем в словарях и энциклопедиях. В большинстве словарей и учебников логика определяется как наука о законах и формах правильного мышления, а предметом данной науки признается человеческое мышление . Однако логика рассматривает не только правильное мышление, но и ошибки, возникающие в процессе мышления: парадоксы и т. д.

Предмет логики – человеческое мышление. Сам термин «мышление» является достаточно широким и не дает возможности определить специфику логики по отношению к другим наукам.

Значение логики состоит в следующем:

1) логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных).

2) формальная логика применяется в науке и технике.

3) традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения;

4) логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.

2. Формы мышления

Формами мышления явл : понятие, суждение, умозаключение.

Мышление начинается с форм чувственного познания мира – ощущения, восприятие, представление.

Мышление – это высшее по отношению к чувственной форме отражение бытия.

Понятие – это логическая мысль о каком-либо предмете с опред набором существенных признаков.

Суждение – это форма мышления, в кт утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними.

Умозаключение - это форма абстрактного мышления, посредством которой из ранее имевшейся информации выводится новая. При этом не задействуются органы чувств, т.е. весь процесс умозаключения проходит на уровне мышления и независим от получаемой в данный момент извне информации.

Логика занимает особое место в системе наук. Особенность положения определяется тем, что логика, как и философия в целом, выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных (общечеловеческих) формах и методах мышления.

В отечественной литературе методология понимается двояко.

Во-первых, как совокупность методов, используемых и той или иной науке. В этом смысле правомерно говорить о методологии физики, химии, биологии и других наук, поскольку каждая наука пользуется той или иной совокупностью методов, не имея в своем содержании специального учения о них. Методы этих наук основываются на тех простейших, которые логикой-то и исследуются, хотя могут формироваться и как комбинации из них; приспособленные же к специфическому предмету своих наук они приобретают своеобразие и видимость независимости от логических.

Во-вторых, как учение о методах. В этом смысле методологией обладают только философия и логика, ибо философия исследует универсальный метод практической и теоретической деятельности человека, а логика исследует основные общечеловеческие и общенаучные интеллектуальные методы. Поскольку метод есть система правил, система нормативных положений, то методологическое в этом смысле - не только имеющее отношение к методам, но и определяющее, указующее, нормативное, метрическое, т.е. сходное с методами. Именно такую роль для всех наук и выполняет логическое учение о формах и методах мышления.

В чем полезность, практическая ценность логики? Конечно, логика может пониматься как определенный интеллектуальный инструментарий, владеть которым полезно при мыслительной деятельности. Но она может пониматься и как конечный результат исследования форм мысли, с которым как с наработанным человечеством опытом полезно познакомиться. Однако, логика не есть ни просто инструмент, ни просто результат. Она содержательно богаче того и другого, она требует полного овладения собой и только тогда дает свободу действий, приносит практическую пользу, демонстрирует методологическую свою ценность. Овладение наукой сложно, интеллектуально трудоемко. Многие же относятся к ней как к некому продукту, результату, инструментарию, который стоит только взять в руки и им уже можно эффективно пользоваться и получать ощутимые плоды. Но это далеко не так. Наука требует большего, но только после этого она может дать своим хозяевам свободу действий, т.е. практическую полезность и ощущение ценности полученных знаний.

Между тем, основная масса молодых людей формируется у нас, все-таки, не как теоретики, не как мыслители, а скорее как практики, экспериментаторы; в теории они в большинстве своем выступают начетниками, умеющими находить из известных источников ответы на заранее сформулированные вопросы. Такая учебная практика мыслителей не формирует. Они появляются в этих условиях лишь в виде исключения, как случайность, иногда же в силу индивидуальных черт характера, заставляющих индивида противопоставлять себя распространенной практике. Большинство боится науки, ибо крепок "гранит" ее для усвоения. Другие, наоборот, не боятся ее, ибо не знают ее и поэтому пренебрежительно относятся к ней, полагая, что стоит только за нее взяться, так она и поддастся. С наукой такого не бывает. За нее следует браться в свое время и не порывать с ней всю жизнь, потому что только в этом случае динамичные ее внутренние изменения не пройдут незамеченными. Иного способа овладения наукой, как только в процессе многолетнего, постоянного, настойчивого и интенсивного интеллектуального труда, нет. Вот поэтому, «школьное» прохождение университетского или вузовского образования дает более значимые, заметные результаты по овладению логикой, чем спонтанные, (наскоковые или атаковые) самодеятельные попытки овладения ею. Поскольку логика есть наука, то дилетантского отношения к себе вряд ли простит. Своим учением об основных формах и методах мышления она методологична как по отношению к другим наукам, так и по отношению ко всем мыслящим.

Еще по теме § 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГИКИ:

  1. 2. 3. МЕСТО ЛОГИКИ СТОИКОВ В ИСТОРИИ ЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ОТНОШЕНИЕ К ЛОГИКЕ МЕГАРЦЕВ, АРИСТОТЕЛЯ И К СОВРЕМЕННОЙ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКЕ

Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.

Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.

Причины этих заблуждений кроются в принципах развития и формирования основ логического мышления людей, которые закладываются еще в детстве. Обучение логическому мышлению не ведется целенаправленно, а отождествляется с уроками математики (для детей в школе или для студентов в университете), а также с решением и прохождением разнообразных игр, тестов, задач и головоломок. Но подобные действия способствуют развитию только малой доли процессов логического мышления. Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий. Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.

Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.

Что такое логическое мышление?

Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.

Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.

Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.

Это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:

Образно-логическое мышление

Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление ) - различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.

Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»

Тест Равена - это шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления, разработанная в 1936 году Джоном Равеном в соавторстве с Роджером Пенроузом. Данный тест может дать максимально объективную оценку IQ тестируемых людей, независимо от их уровня образования, социального сословия, рода деятельности, языковых и культурных особенностей. То есть можно с большой вероятностью утверждать, что данные, полученные в результате данного теста у двух людей из разных точек мира будут одинаково оценивать их IQ. Объективность оценки обеспечивается тем фактом, что основу этого теста составляют исключительно изображения фигур, а поскольку матрицы Равена относятся к числу невербальных тестов интеллекта, его задания не содержат текста.

Тест состоит из 60 таблиц. Вам будут предложены рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, она дается внизу картинки среди 6-8 других фигур. Ваша задача - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер правильной фигуры, выбрав из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности, в то же время усложнение типа заданий наблюдается и от серии к серии.

Абстрактно-логическое мышление

Абстрактно-логическое мышление - это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление )— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.

Применение логики

Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.

Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:

  • Точнее подобрать нужный способ, который позволит прийти к правильному выводу;
  • Мыслить быстрее и качественнее - как следствие из предыдущего пункта;
  • Лучше излагать свои мысли;
  • Избежать самообмана и логических заблуждений,
  • Выявлять и устранять ошибки в умозаключениях других людей, справиться с софистикой и демагогией;
  • Применять нужную аргументацию для убеждения собеседников.

Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.

Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:

  1. Знание теоретических основ логики.
  2. Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
  3. Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  4. Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
  5. Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).

Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.

Как этому научиться?

Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.

Теоретическая логика , которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.

Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.

Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.

По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса - научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.

Уроки логики

Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.

Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме - логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка - это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

Логическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.

В первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики - помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык - умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.

Логическое суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.

Перед тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой - в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.

Умозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция - это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.

Этот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.

В предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, - представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.

Как проходить занятия?

Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.

Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по , чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.

Дополнительный материал

Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:

  • Логические задачи;
  • Тесты на логическое мышление;
  • Логические игры;
  • Самые умные люди России и мира;
  • Видеоуроки и мастерклассы.

А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.

Книги и учебники по логике

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

  • «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
  • «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
  • «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
  • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
  • «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;

Тот факт, что предмет логики не совпадает с предметом естествен­ных наук, таких, например, как физика, химия или биология, вполне очевиден. Трудности в понимании предмета логики возникают лишь при сравнении ее с философией, психологией и математикой, так как философия и психология традиционно считаются науками о мышлении в его различных аспектах, а математика, так же как и логика, изучает общие взаимосвязи между определенными абстрактными объектами.

В отличие от философии, которая часто определяется как «наука об общих принципах природы, общества и мышления», логика, во-первых, не изучает непосредственно ни природу, ни общество. Знание общих принципов природы и общества может быть получено в логике лишь опосредованно, через изучение логоса, форм и методов рацио­нального мышления. Во-вторых, логика в отличие от философии не изучает чисто субъективные, иррациональные аспекты человеческого мышления. Правомерно говорить о различных видах иррациональной (философии (например, об экзистенциализме, ницшеанстве и т. п.), но бессмысленно говорить об иррациональной логике в силу самого определения логики. Наконец, в-третьих, в отличие от философии современная символическая логика в процессе изучения рационального мышления использует не только естественный язык, но и различные формальные языки, различные методы дедуктивной формализации знании. В этом смысле можно сказать, что логика есть не что иное, как формализованная философия рационального мышления.

В отличие от логики психология непосредственно изучает не абстрактные объекты, не собственно рациональное мышление, а те специфические эмпирические объекты, в которых первоначально прояв­ляется (воплощается) мышление человека. Такими специфическими объектами являются перцепции (сенсорные образы), образующие в своей совокупности то, что принято называть сознанием, внутренним миром конкретного человека (см. гл. 12). Различие между перцепциями, воз­никающими в сознании конкретного человека, и абстрактными объ­ектами, доступными пониманию многих людей, носит весьма тонкий характер и часто не принимается во внимание. В конечном счете что приводит к психологизму - представлению о том, что логика есть якобы часть психологии. Еще в начале XX в. немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859-1938) психологизм в логике был подверг­нут обстоятельной критике. Впоследствии несостоятель­ность психологизма была подтверждена всем опытом развития логики как точной науки.

Что касается математики, то ее предметная область является частью предметной области логики. Математика (во всяком случае, классичес­кая) изучает универсальные взаимосвязи между числами и абстракт­ными объектами, производными от чисел. Поэтому ее можно считать своеобразной логикой чисел, или числовой логикой. В пользу того свидетельствует опыт развития как логики, так и математики. В силу ряда причин (в частности, в силу практических потребностей в эффективных методах счета) ма­тематика, или числовая логика, длительное время развивалась незави­симо от логики в целом и как точная наука сложилась задолго до того, как логика окончательно отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Несмотря на это, еще Г. В. Лейбницем (1646- 1716) был выдвинут тезис о том, что математика есть часть логики. Впоследствии Г. Фреге (1848-1925) показал, что основные понятия арифметики и классической теории множеств могут быть сведены к логическим понятиям. В начале XX в., в связи с обнаруженными парадоксами в основаниях классической теории множеств, работы по сведению математики к логике были прекращены и затем снова про­должены лишь в 80-е годы, после того, как было найдено объяснение парадоксов, согласующееся с основополагающими логическими прин­ципами. Помимо попыток логически обосновать матема­тику, происходит интенсивное проникновение математики в логику, совершенствуется формальный язык логики, разрабатываются точные алгоритмические методы логического вывода и доказательства, иссле­дуются проблемы применения логики в информатике.

Подводя итог, можно сказать, что логика, с одной стороны, есть точная философская наука (формализованная философия рациональ­ного мышления), а с другой стороны, она все больше сближается с математикой как своей естественной составной частью.


1. Исчисление высказываний

Предмет нашего изучения - логика, или, говоря более точно - формальная логика.

Обычно формальная логика занимается анализом предложений или суждений и доказательств; при этом основное внимание обращается на форму в отвлечении от содержания.

Формальная логика - наука о знаниях, полученных из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а только в результате применения законов и правил мышления.

Первой ступенью формальной логики является традиционная логика , которая изучает общечеловеческие законы правильного построения и сочетания мыслей в рассуждении (тождества, противоречия, законы исключенного третьего, законы достаточного основания) и формы связей мыслей в умозаключения (индукция, аналогия, дедукция).

Второй ступенью ФЛ является математическая логика , применяющая математические методы и специальный аппарат символов и исследующая мышление с помощью исчислений.

Введем понятие формальной системы логики .

Первой частью формальной системы является ее язык. Язык должен быть выбран так, чтобы структура предложений по возможности отображала их смысл. Чтобы определить язык, нужно, прежде всего, определить его символы. В случае русского языка символами являются буквы, цифры и знаки препинания. Большинство наших искусственных языков будет иметь бесконечное множество символов. Любая конечная последовательность символов языка называется выражением этого языка. Мы будем требовать, чтобы в языке некоторые выражения выделялись какформулы этого языка, под ними мы будем понимать такие выражения, которые утверждают некоторый факт.

Loading...Loading...