Молитва - общение с Богом и подготовка пути Господу. Поскольку вы здесь…

Очень часто перед человеком, только-только начинающим делать свои первые шаги на пути к Богу, встает вопрос: «А почему я должен молиться? Что такое молитва, об обязательности и необходимости которой так часто говорят верующие люди? Разве не достаточно просто верить, признавая существование Высшего Разума? Неужели во что бы то ни стало надо ежедневно читать какие-то малопонятные слова? Разве Богу нужна наша молитва?»

Действительно, Бог в нашей молитве не нуждается. В ней нуждаемся мы сами. И чтобы осознать всю первостепенную важность молитвы в духовной жизни человека, мы должны разобраться в том, что же такое молитва.

Молитва - это разговор человека с Богом. И этот разговор необходим для самого человека как выражение веры. Ведь отличительной особенностью христианства является невозможность рационалистической констатации факта существования Божества, признания возможности бытия Бога. Христианство говорит не просто о Боге. Оно раскрывает перед нами тайну Бога любящего, любящего человека настолько, что ради избавления нас от последствий греха Бог Сам, без всякого посредничества творения, становится человеком, в Себе Самом исправляя древнее повреждение человеческой природы.

Христианство - это религия любви, она учит, что Бог возлюбил нас еще до того, как мы стали достойны этой любви, возлюбил настолько, что ради любви к нам Он, став человеком, претерпел распятие на Кресте, ужасные муки и позорную смерть.

Но вера в такого Господа, несомненно, предполагает некий ответ на Его жертву. Невозможно просто констатировать факт жертвы со стороны Бога, нельзя просто признавать реальность Голгофского Креста, невозможно отмахнуться от такого дара. Можно либо озлобленно удалиться, отвернуться, заставить себя поверить, что это все неправда, либо, признав подлинность Евангельской истории, прийти ко Христу любящему и ответить на Его Божественную Любовь. Ответ на любовь может быть только один - любовь. Если я знаю, что Христос любит меня, любит меня жертвенной любовью, любит до смерти, я не могу в ответ не любить. Но любовь с необходимостью требует для себя выражения, и одним из свидетельств любви является необходимость общаться.

Когда юноша стремится как можно чаще встречаться с девушкой, подольше быть с ней, разговаривать или просто смотреть в ее глаза, окружающие могут сделать вывод - он любит эту девушку. Если мы любим Бога, то мы тоже хотим общаться с Ним, высказать Ему наши проблемы, пожаловаться на неприятности, порадоваться успехам, поблагодарить за подарки, как хочется любящим детям чаще общаться со своими родителями. И Бог, Сам разрешивший нам именовать Себя Отцом, дарует нам такую возможность в молитве.

Молитва - это ни что иное, как разговор с Богом, как раскрытие перед небесным Отцом своего сердца, и такой разговор есть первейшая потребность верующей души. В молитве мы приобретаем возможность поблагодарить Господа за все его милости, которыми Он постоянно одаривает нас - такая молитва называется благодарственной. Она диктуется обычным человеческим чувством справедливости. Если мы считаем своим долгом сказать «спасибо» любому, оказавшему нам помощь, то это правило справедливо и по отношению к Богу. Поэтому благодарственная молитва очень часто звучит в устах верующих христиан.

В молитве мы получаем возможность излить перед Богом наши прошения, попросить Его всесильной помощи, исходатайствовать все, необходимое для нашей жизни, то, что мы можем назвать «хлебом насущным». Это молитва просительная.

Но существует еще и молитва покаянная, в которой мы просим у Бога прощения за наши грехи и проступки, подобно тому, как непослушные дети, не исполнившие родительских пожеланий и советов, осознавая свою вину, просят у родителей прощения за причиненные неприятности и обиды. Точно так же и мы, когда преступаем заповеди Божии и совершаем грехи, именно в молитве приобретаем возможность попросить у небесного Отца прощения.

Молитва - первейшая потребность верующего человека, и отсутствие желания помолиться свидетельствует о многом. Ведь и внутри межчеловеческих отношений нежелание общаться свидетельствует об охлаждении любви.

Так и в духовной жизни нежелание молиться говорит о глубоком духовном кризисе, о глубокой духовной болезни, которая, как правило, требует длительного лечения. Поэтому, если мы чувствуем, что молитва наша становится холодной, что в нашем сердце отсутствует желание помолиться, мы должны спросить себя: почему так происходит, в чем причина нашего духовного кризиса, что нужно поменять в нашей духовной жизни, чтобы к нам вновь вернулась радость молитвы, радость богопредстояния, радость общения с Богом - нашим Творцом, Промыслителем и Спасителем, нашим небесным Отцом.

Тема №6. МОЛИТВА.

ВСТУПЛЕНИЕ.

После того, как мы родились свыше, Бог стал нашим Отцом. Мы стали членами Божьей семьи. В семье всегда есть свои обычаи и традиции. В семье Бога доброй традицией является постоянный диалог с Богом - молитва. Почему? Представьте себе детей, которые не разговаривают со своими родителями! Наверно, такое поведение скажет нам, что в семье конфликт, людям не о чем говорить, да, наверное, они и не желают этого. Поэтому если мы являемся детьми Бога и неразговариваем с Ним, то есть не молимся, это говорит также о нашем конфликте с Ним. Молитва - это путь отношений с Богом, по которому нам обязательно нужно идти. Углубляясь в этом пути все дальше и дальше, познавая глубину этого пути, идя этим путем, мы обязательно дойдем до цели.

ПРИМЕРЫ МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В БИБЛИИ.

Библия придает огромное значение молитве. В ней мы читаем о молитве, служащей выражением хвалы, благодарности, просьбы, исповеди, обращенной к Богу. Без молитвы невозможно представить себе жизнь великих людей Ветхого и Нового Завета. С нее начинались все славные деяния в истории христианской церкви. Все ценное в Царствии Божьем начинается с молитвы и зиждется на ней.

1. Илия - молитва управляла силою природы Иак 5:17-18 . Мы зачастую даже не подозреваем, насколько велик потенциал молитвы, сколько Божьего управления и власти может прийти в нашу жизнь, если мы будем молиться.

2. Еврейский Царь Езекия 4 Царств 19:14-19 — молитва изменяла ход политических и военных событий, молитва может менять обстоятельства нашей жизни.

3. Даниилу молитва могла стоить жизни Дан. 6:1-24 , молитву он ценил выше жизни - хороший пример верности Богу.

4. Сила служения Иисуса таится в Его молитвенной жизни. Матф 6:46, Map 1:35 . Евангелие подчеркивает, что Иисус - Богочеловек - молился немало. Это учит нас молиться так, как молился Сын Божий.

Апостолы: кем они стали, и что они сделали - родилось в молитве.

ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА?

Молитва - это разговор с Богом. Вы обращаетесь к Богу, а Бог обращается к вам. Молитва не должна быть односторонней, например, когда в беседе с Богом говорите только вы. Позвольте Богу говорить с вами.

Существует целый ряд причин для молитвы. Вот некоторые из них.

а). Чтобы получить помощь от Бога (Мтф. 7:7, 8 ).

б). Необходимость общения с Богом (Прит. 15:8 ).

в). Господь заповедал нам молиться (1-е Фес. 5:17 ).

г). Чтобы приблизиться к Богу.

д). Потому что Иисус тоже молился.

КОМУ Я ДОЛЖЕН МОЛИТЬСЯ?

Когда Иисус жил на земле, Он молился Богу Отцу. Мы должны следовать Его примеру. Можно также молиться Иисусу или Духу Святому. Можно молиться всем трем личностям Божества. Прекрасная возможность объяснить взаимоотношения между тремя личностями Господа представляется во время молитвы. Вы молитесь Богу Отцу во имя Иисуса Христа посредством силы Духа Святого.

КАК МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ?

1. Пользуйтесь простым языком. Беседуйте с Богом, как со своим знакомым. Для молитвы не существует специальных, особых слов. Ведите разговор с Богом так, как вы вели бы его с другом. Однако уделяйте при этом должное внимание благоговению перед Господом.

2 . Будьте искренни перед Богом. Когда вы молитесь Богу, оставайтесь самими собой! Бог знает вас лучше всех, поэтому не пытайтесь от Него что-либо скрыть. Ваши молитвы должны представлять собой абсолютно откровенный и честный разговор с Богом. Если вы разгневаны, расстроены или подавлены, скажите об этом Богу. Расскажите Ему о своих чувствах и мыслях.

4 . Положение вашего тела не имеет значения. Когда вы молитесь, положение вашего тела не имеет значения, в отличие от состояния вашего разума и духа. Когда вы молитесь, думайте о том, что вы говорите Богу. Ваше положение во время молитвы должно быть удобным. Однако убедитесь в том, что вы бодрствуете!

ЧТО Я ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ.

1. Прославлять Бога. Скажите Богу о своей любви к Нему, поблагодарите Его. Восхваление Бога является лучшим способом прославить Его. Восхвалять Бога можно, цитируя Писание, например, псалмы.

2. Просите Бога простить все грехи. Если вы проявили непослушание Богу или поступили неправильно, очень важно попросить у Бога прощения.

3. Благодарите Бога. В 1Фес. 5:18 сказано: « За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе ». Благодарите Его за помощь, которую Он вам оказал. Благодарите Бога за все, что Он совершил для вас.

4. Молитесь обо всем. В Флп. 4:6 сказано: «В молитве и прошении... открывайте свои желания пред Богом ». Молитесь за ваши нужды, а также за нужды других людей.

КАК ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТЫ НА МОЛИТВУ?

1. Ожидайте ответа от Бога. Если Христос управляет вашей жизнью, вы можете ожидать ответ Господа на ваши молитвы (1Ин. 5:14, 15 ). Когда вы молитесь, молитесь конкретной молитвой, чтобы потом вы могли убедиться, ответил Бог на вашу молитву или нет. Если вы не ожидаете ответ от Господа на свои молитвы, Он, вероятно, и не ответит (Иак. 1:6:7 ).

2. Принимайте Божий ответ. Иногда люди убеждены в том, что Бог просто сидит на небесах и отвечает «да» всякий раз, как только они попросят Его о чем-либо. Когда вы просите Бога о чем-либо, знайте, что Он может дать вам один из трех ответов. Он может сказать «да», «нет» или «подожди». Примите любой ответ Господа.

КОГДА Я ДОЛЖЕН МОЛИТЬСЯ?

1. «Непрестанно молитесь». В 1Фес. 5:17 сказано: «Непрестанно молитесь ».Это означает, что вы должны быть уверены в том, что Господь всегда с вами. Помните, что вы можете беседовать с Ним в любое время. Вы должны иметь отношение молитвенника.

2. Молитесь регулярно. Молитва должна стать вашим стилем жизни, чтобы внедрить ее в свою жизнь. Постарайтесь запланировать определенное время на каждый день, когда вы сможете уделить несколько минут, чтобы побыть наедине и помолиться (Мтф. 6:6 ). Помните о важности регулярной молитвы - это будет побуждать вас молиться.

3. Время молитвы должно занимать главное время в нашем распорядке. Лучшее время для молитвы - раннее утро, до того как в наш день войдут заботы. День после встречи с Господом пойдет совершенно по-другому. Мы будем готовы принять все то, что принесет нам день, зная, что обо всем этом знает Господь. Нужно помнить принцип отдавать Богу все самое лучшее, в том числе и время. Хорошо установить и придерживаться определенной продолжительности времени в молитве: это удержит плоть от сокращения времени нашего общения с Богом, приучит к дисциплине характер.

ЧТО БУДЕТ С НАМИ, ЕСЛИ МЫ НЕ БУДЕМ МОЛИТЬСЯ ?

1. Конфликт с Богом. Если мы не молимся - мы не разговариваем с Богом. А из-за этого мысли, желания и воля Бога для нас недоступны. Душа не открыта Господу, не секретничает с Ним, не раскрывается для Него, напротив, ожесточается, погружаясь в состояние конфликта.

2. Обремененность проблемами. Наша жизнь непременно связана с большим количеством нужд, забот, решений. Если их не отдавать Господу в молитве, они будут стеснять наше сердце, напрягая всю нашу жизнь, забирая у нас мир, покой, радость. Есть только одна альтернатива: быть или в молитве, или в заботах (Фил. 4:6-7) . Начнем молиться, и наши заботы убегут в большие руки Отца, Он избавляет нас от этого бремени. Бог борется за наше свободное радостное сердце. Он ждет молитвы о всякой заботе.

3. Дефицит роста. Все мы знаем, что человек социальное существо. Он растет и развивается в окружении людей. Общаясь с ними, он познает себя и мир. Становится таким, как и те, с кем он общается. Удалить общение из жизни ребенка, значит удалить рост и развитие. В нашей духовной жизни дефицит диалога с Богом приводит к отсутствию духовного роста. Мы не научимся слышать и понимать Бога. Не будем таким как Он. Не будем теми, кого Он будет избирать делать Его работу. Хотите роста в вере - тогда молитесь.

4. Власть греха и искушений. Иисус призывал молиться, чтобы грех не брал над нами верх (Лк. 22:40) . Без молитвы мы бессильны против греха. Почему? Потому что греху может противостоять только наполненный Богом наш дух, а без общения с Христом он слаб, без молитвы дух не дышит, не живет. Хотите быть свободными от греха - наполняйте свое сердце силой святости - молитесь, наполняйте себя Жизнью Бога. Все это говорит о невозможности иметь жизнь духа, без молитвы. Жизнь без молитвы - это смерть, это засыхание, это голод, это крах для возможностей Бога в нас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Если мы хотим жить с Богом и служить Ему - молитва будет для нас основным средством к такой жизни. По преданию Апостол Фома был убит стрелой из лука в Индии во время молитвы. Апостол Иаков, написавший послание Иакова, был таким молитвенником, что его коленки не заживали от постоянной молитвенной нагрузки. Он был сброшен с крыши храма.

У нас с вами есть примеры достойные подражания - будем молиться, подчиняя весь уклад нашей жизни молитве.

На вопрос читательницы отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Сергий Гусельников.

Почему молитвенное правило (утреннее и вечернее) такое длинное? Также длинны молитвы для подготовки ко Причастию (каноны и проч.) А Господь в Евангелии сказал, что не нужно быть многословным, и привел в пример молитву «Отче наш». Приблизительно такой риторический вопрос задала сегодня мама (она не Православная), а я не знала, что ответить.
И еще: чем жизнь Православного человека отличается от жизни неправославного? Ведь часто посылается одинаковое количество скорбей и милости.
Заранее благодарю Вас за все ответы!
Вера.

Уважаемая Вера!
Утреннее и вечернее правила совсем не длинные. Это вам только кажется от отсутствия опыта молитвы. Для их исполнения требуется всего 15-20 минут (без подробного поминовения о здравии и упокоении). Между тем, человек тратит часы на смотрение телевизора, телефонные разговоры, пустословие, а вот времени на беседу с Богом у него почему-то нет. Если человек любит другого человека, то старается как можно больше общаться с этим человеком, беседовать с ним, это доставляет ему утешение и радость. Если же человек испытывает к кому-то неприязнь, то, наоборот, старается избегать общения с ним и как можно меньше разговаривать. Человек, любящий Бога, не удовлетворяется краткими утренними и вечерними молитвами, включает в свое молитвенное правило чтение Псалтыри, Нового Завета, канонов, акафистов, особых молитв и беседует с Богом по часу и больше. Это доставляет ему духовную радость. Он молится не только за себя, но и за близких. Если же у кого-то не хватает по объективным причинам времени на утренние и вечерние молитвы, он читает Серафимово правило - 3 раза «Отче наш», 3 раза «Богородицу» («Богородице Дево, радуйся…») и Символ веры, а в течение дня в уме творит Иисусову молитву (до обеда) и «Богородицу» (после обеда). То есть старается непрестанно беседовать с Богом.
Господь в Евангелии говорит о многоглаголании во время молитвы совсем в другом смысле. Он говорит о язычниках: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны, не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6; 7-8). Христос имеет в виду то, что язычники молились многим богам и просили у них много ненужного. А у Отца Небесного нужно просить только главное: хлеба насущного, прощения грехов, избавления от искушений и воздействия дьявола. Все это есть в молитве «Отче наш». Это во-первых. Во-вторых, когда Господь давал эту молитву «Отче наш», еще не прославились среди людей Матерь Божия, Апостолы, святые угодники, предстатели за нас перед Богом. После основания Церкви Христовой Христиане стали молиться Пресвятой Троице, отдельно каждому Ее Лицу (Отцу Небесному, Сыну Божию, Святому Духу), Пресвятой Богородице и святым угодникам. Так что вы, к сожалению, пока далеки от Христианского понимания молитвы как разговора с тем, кого любишь.
Правило к Причастию включает в себя самое необходимое: канон и молитвы к Причастию, канон покаянный ко Господу, канон молебный к Божией Матери и канон Ангелу-Хранителю. Что здесь можно сократить? Некоторые, напротив, добавляют еще акафист Иисусу Сладчайшему (кроме постов). Раньше люди готовились к Причастию (это называлось говением) неделю, а сейчас и три дня с трудом выдерживают.
Это свидетельствует об охлаждении веры и любви к Богу. Человек, которого тяготит молитва, много думает о себе (поглощен собой) и мало - о Боге.
В честь Величайшего праздника Пасхи Церковный Устав заменяет на Светлой седмице обычное молитвенное правило на пасхальное: вместо утренних и вечерних молитв мы читаем Пасхальные часы, а при подготовке к Причастию вместо трех канонов - Пасхальный канон.
Жизнь Православного человека отличается от жизни неправославного тем, что неправославный человек, как правило, возмущается посылаемыми ему скорбями и болезнями («за что?») и ропщет на Бога, а подаваемые ему милости считает заслуженными. Православный человек благодарит Бога за всё - и за скорбь, и за радость - благодарит за неприятности, болезни, смиренно и терпеливо их переносит и считает себя недостойным никакой милости Божией. Гордым Бог противится и разрушает их «вавилонские башни», а смиренным помогает и подает благодать. Поэтому гордые рано или поздно приходят к разбитому корыту, а смиренные наследуют Царство Небесное.

Молитва – это путь к Богу, ведущий нас к святости и свободе. Молитва является мощным оружием в борьбе с нашими пороками и невзгодами. Молитва животворит, лелеет и вразумляет. Она нас одухотворяет или рождает Свыше: безумного делает мудрым, лживого правдивым, жадного милосердным, злобного добрым, недовольного смиренным. Молитва творит чудеса. Все мы знаем из Святых писаний, какие чудеса творили : повелевали стихиями, изгоняли бесов, оживляли мертвых, воду превращали в вино, умножали хлеба и рыбу, больных исцеляли, и т. д. Все чудеса святые творили через обращение к Богу, а говорить Всевышнему – это и есть молитва .

Рассмотрим один поучительный случай из жизни святого Серафима Саровского. В одной семье тяжело заболел ребенок. Отец, взяв ребенка на руки, понес его к Серафиму Саровскому за помощью. Дорога была дальней, и когда он шел, ребенок умер. Войдя в избу, отец положил ребенка на пол. В это время Серафим Саровский молился Богу, и он почувствовал чье- то присутствие, что ему кто-то мешает пребывать в уединении. И обернувшись, увидел такую картину, что лежит возле него ребенок, отца он не приметил, и Святой проголосил: «встань и выйди вон». Ребенок воскрес из мертвых, встал и пошел. Отец упал в ноги Святому и начал благодарить его за воскресения из мертвых ребенка. И тут Серафиму Саровскому стало все ясно, что произошло, и он взмолился Богу: «Господи, помилуй меня грешного, что я своею волею и силою воскресил из мертвых дитя». Из этой истории следует вывод: никому, в том числе и святому не позволено своею волею и силою что-либо изменять в судьбе человека без . Иначе б Святой Серафим Саровский не просил бы прощения, даже за свое благое деяние, потому что Он знал, что нарушил закон Божий. В наше время много распространено своеволия. Многие маги, экстрасенсы, целители, не прислушиваются к Воле Бога. Дает ли Господь Свое на наши деяния? Нужно задуматься над этим и исключить из своей жизни вседозволенность.

Молитва — это место встречи, где встречаются человек с Богом . Встретиться с самим Живым Богом, это самое великое событие в нашей жизни. Молитва в нашей жизни должна занимать особое место, и не в коем случае не следует нам относиться к ней как плюс ко всему остальному, обычным житейским вещам. Ведь молитва – это как праздник, который требует особого приготовления, настроения и отношения.

Молитва — это выход человека на беседу с Всевышним. В начале мы говорим Богу, а затем Бог нам отвечает на безмолвном языке вибраций.

И нам нужно быть внимательным, присутствовать там, где мы есть, чтобы уловить, не упустить Его ответ, отклик. В молитве не достаточно будет только нам говорить Богу, но при этом, не услышав ответ, отклик в виде Благодати Божьей, приносящей ясность, спокойствие, утешение и т. д. В такой молитве отсутствует диалог. Многие люди, по неведенью, так и делают, прочитали молитву и на этом конец, а самый важный момент в молитве упускают – слушать ответ Бога. Это все равно, что при беседе с человеком только мы одни будем говорить, тут отсутствует диалог и это выглядит нелепо.

Глубокий разговор происходит тогда, когда людей связывает, что- то общее. А при встрече в молитве с Богом человек тоже должен найти что-то общее, возвышенное – это намерения, соответствующие Его Воле (благие намерения). Благие, искренние намерения являются важным условием для близкого разговора человека с Богом. Это есть ключ, которым мы можем, в полной мере, открывать Небеса.

Между людьми существуют несколько видов отношений, которые нас связывают:

а) формальное отношение – поверхностное, где не затронуто сердце человека;

б) идейное отношение (на уровне ума), где связывает нас в наших отношениях общие идеи, мысли, планы, цели;

в) чувственное отношение (на уровне наших чувств, эмоций), где связывает нас какие-то желания, чувства, эмоции;

г) сердечное отношение (на уровне сердца), где связывает людей слепая, безумная любовь;

д) духовные отношение (на уровне Духа и Божественной Любви), где связывает нас открытость и доверие, искренность и Любовь, милосердие и сострадание, благоразумие и Воля Бога.

Все виды отношений в человеке смешаны, не бывает так, что бы у нас присутствовал только один вид наших отношений с людьми. Но исключение этому – Святость человеческая. Святой человек имеет только духовные отношения со всем окружением. В большей мере мужчина опирается в своих отношениях на идеи, а женщина на чувства. Эгоцентричный человек строит свои отношения только на лживости и ради своей корысти. Какие отношения строит человек с людьми, такие же отношения у него и с Богом. Наши отношения с людьми влияет на качество нашей молитвы, на отклик Бога. Люди часто говорят: «я молюсь, но Бог мне не помогает». Какое же можно ожидать от Бога милосердие, если мы сами не проявляем милости к людям? Какое может быть исцеление, если мы сами отнимаем здоровье у «ближнего», своим невежеством (ссорами, злостью, ненавистью, завистью и ). Вот по этому поводу и говорит Слово Божье – Библия: «Молитва праведника доносится до Небес».

Молитва по своему назначению бывает:

а) прошения – эту молитву мы используем, когда в чем-то нуждаемся;

б) покаянная – эту молитву мы применяем, когда наша душа отягощена грехами и при этом нас мучает совесть;

в) благодарения – эту молитву мы доносим Богу в знак благодарности;

д) прославления – эту молитву мы произносим или воспеваем слова, прославляющие Всевышнего.

Некоторые люди считают, что молитвы прославления выше по значимости, чем молитвы прошения. Но это не так. Для Бога все молитвы важны и Он их все одинаково принимает. Молитва — это встреча, прежде всего, души человеческой с Богом, и у нее есть свои потребности. Душа сама определяет, что ей нужно сказать Богу. И нам необходимо в молитве, предоставить ей право говорить. В голосе души всегда звучит — искренность и нет там никакого лукавства. Душа не будет просить что-то, когда в ней возникла нужда в покаянии. Душа не будет прославлять, когда в ней появилась нужда в благодарении. Если ребенок проголодался, то он всегда скажет: «Мама, дай мне кушать». В этот момент он не будет просить игрушку. А лишь затем, когда поест, он скажет: «Спасибо мама, ты очень вкусно приготовила». Молитвы распределены четко по потребности души и жизненных нужд человека. И что выше, а что ниже рассуждать может только глупец. Если мы читаем молитву прославления, но в этом нет потребности нашей души, то это ничто, лишь пустые слова.

Бог при встрече с человеком всегда нацелен на нашу . На удовлетворение ее вечных потребностей, нужд и освобождения от плена. Исходя из уст эго, наше говоренье, в молитве Богу, запеленяет голос души. Тут возникает: двойственность, конфликт, хаос, и это влияет на качество нашей молитвы. Что бы в молитве не было двойственности, чтобы молитва не исходила из нашего ума и чувств нужно, прежде всего, попросить у Бога благословение на молитву. Если Бог нас благословляет, то на нас снисходит . И нам нужно в этот момент только внимательно созерцать. При нашем внимании начинает открываться Дух человеческий, который помогает Святому Духу проникнуть в глубину нашей души. Святой Дух проявляет наше негодование, и нам становится ясно в нашем разумении, о чем нужно говорить Богу, какая возникла потребность души. В это же время Дух Божий нас успокаивает, утешает, настраивает на молитву. Ведь спокойная, смиренная молитва сильна. А затем в один голос с душой молиться Господу Богу. Это и есть моленье Живою Душою, со всей своей искренностью. И только такая молитва нас приведет к истинной свободе.

В разных течениях христианской религии существует множество молитв, которые собраны за много веков и записаны в молитвословах. Это молитвы Святых отцов, духовных подвижников, настоятелей церквей, которые при своей жизни обрели победу над собой – а это Святость. В этих молитвах заключена их целая жизнь. Каждое слово имеет глубокий смысл, духовную зрелость и Святость. В каждом слове звучит голос их Души. И когда мы произносим слова Святых Отцов с доверием и открытостью, то перед нами проявляется их вся жизнь, которая начинает благостно влиять на нас. Когда благость окутывает нас, то по закону подобия к нам устремляется Святой Дух, который выполняет свою работу по освобождению нашей души. И при соприкосновении этих двух сил мы не только слышим свою душу и что с ней происходит, но и Душу того Святого, которому принадлежат эти слова. Мы начинаем испытывать на себе его , милосердие и сострадание. Ощущаем то, что он чувствовал во время молитвы к Богу. Какую испытывал боль за нас грешных. Мы начинаем понимать его мудрость. Практикуя молитву Святого, наступает момент, когда доверие переходит в молитве в Веру. Вера рождает ясность (осознанность), с ясностью приходит смирение, а смирение открывает третью силу – нашего Духа. И наша душа в один голос с душой Святого доносит молитву Богу. Вера в молитве играет большую роль. Библия по этому поводу говорит: «по вашей вере и будет дано».

В настоящее время многие люди не задумываются над тем, что существуют определенные знания о молитве, влияющие на ее качество. Ведь для этого в мире и существует много Святых писаний о молитве и нужно прислушиваться к ним. Людские молитвы, по не знанию, в основном звучат от ума, поверхностно, формально, без понимания того, что мы говорим Богу. Без понимания всегда молчит наша душа, ибо в этот момент говорит эго, а разум молчит. Без понимания в нашем существе говорит категоричность (узость восприятия и понимания). Ведь функцией разума является открывать двери души, позволять голосу души говорить. Из этого следует вывод:

а) прежде всего, чтобы молиться Богу нужно понимать смысл молитвы;

б) чем больше мы понимаем суть молитвы, тем больше более она звучит;

в) для того чтобы пришло понимание нужно встретиться с молитвой один на один и внимательно созерцать ее, размышлять о ней, пока молитва не станет одно целое с нами;

г) и когда молитва сольется снами воедино, она зазвучит как произнесенная из уст Святого.

Молитва – это путь к Богу длиною в целую жизнь. Мир молитв многообразен и красочен. В каждой религии существуют свои подходы к молитве. Но не имеет разницы, молимся ли мы молитвами Святых Учителей или своими словами, с крещеными ногами или сидя на коленях, воспеваем Имена Бога или просто молчим в безмолвии. Главное, чтобы мы в молитве позволяли говорить голосу нашей Души, а все остальное приложится с избытком.

«Блаженны установившие связь с Небом»

– Геронда, что значит для Вас молитва?

– Посылаю сигнал, прошу помощи. Постоянно прошу помощи у Христа, у Божией Матери, у святых для себя самого и для других. Если не буду просить, то и не получу. Помню, во время гражданской войны нас окружили мятежники, тысяча шестьсот человек. Наших было только сто восемьдесят. Мы укрепились за горой. Если бы мятежники нас захватили, то поубивали бы всех. Я пытался установить антенну, чтобы связаться с центром. Но ничего не получалось: её сбивало огнём. Капитан кричит: «Бросай, давай сюда, помогай таскать гранаты». Иногда он отбегал к пулемётам, проверить как там дела. И только он уходил, я тут же бежал к рации. Пока он отдавал приказы, я пробовал установить антенну, а потом снова бежал помогать таскать ящики, чтобы командир не ругался. В конце концов, с помощью палки и сапёрной лопатки я смог поднять антенну и установить связь. Сказал всего два слова. И всё, этого было достаточно! Утром подоспела авиация, и нас спасли. Шутка, сто восемьдесят человек были в окружении у тысячи шестисот и смогли выбраться?

Тогда-то я понял великую миссию монаха – помогать молитвой. Мирские говорят: «Чем занимаются монахи? Почему не идут в мир помогать людям?» Это всё равно, что говорить радисту: «Ты чего возишься с рацией? Бросай её, бери винтовку и иди стреляй».

Даже если мы установим связь со всеми радиостанциями мира, не будет нам от этого никакой пользы, если не будем иметь небесного общения с Богом, просить и получать от Него помощь. Блаженны установившие связь с Небом и по благочестию пребывающие в общении с Богом.

Христос даёт нам возможность общения с Ним

– Геронда, мои боль и печаль – это молитва. Я сильно в ней отстаю. Что мне делать?

– Говори со Христом, Божией Матерью, ангелами и святыми просто и не задумываясь, на любом месте, и проси чего хочешь. Говори: «Господи, или, Матерь Божия, Ты знаешь мой настрой. Помоги мне!» Вот так просто и со смирением говори с Ними о том, что тебя беспокоит, а уже потом произноси молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

– Геронда, я не молюсь со вниманием.

– Когда молишься, думай, с кем говоришь. Ты говоришь с Богом! Неужели это неважно? Когда кто-то говорит с каким-нибудь высокопоставленным чином, то с каким вниманием произносит каждое слово! Следит, чтобы не сказать какой глупости, порой даже дар речи теряет от смущения. Если с человеком мы с таким вниманием говорим, то с каким вниманием надо говорить с Богом? Малое дитя, когда идёт говорить с отцом или каким-либо взрослым человеком, испытывает смущение. А когда собирается сказать что-то учителю, которого к тому же немного побаивается, то смущается ещё больше. А мы говорим

с Самим Богом, Божией Матерью, святыми и этого не понимаем?

– До прихода в монастырь, геронда, я монашество связывала с молитвой. А теперь мне трудно молиться и я считаю, что это самое тяжёлое и утомительное дело.

– Ты вроде филолог по образованию? Тебе нравится говорить и ты не устаёшь от разговоров с людьми. А со Христом, Который удостаивает тебя беседы, тебе говорить трудно. Это уж как-то слишком. Всё равно, что сказать: «Ох, нужно идти говорить с царём. Неохота, да делать нечего. Придётся идти». Христос даёт нам возможность общаться с Ним постоянно в молитве, а мы этого не хотим? Вот это да! И удивительно то, что Он Сам хочет нам помогать, лишь бы мы к Нему обращались, а нам лень!

– Геронда, я часто впадаю в пустословие, а потом огорчаюсь.

– Разве не лучше разговаривать со Христом? Кто говорит со Христом, никогда не раскаивается. Конечно, пустословие – страсть, но если пользоваться им в духовных целях, то оно может стать началом молитвы. Другим даже лень говорить. А в тебе есть сила и порыв к разговору. Если будешь использовать это в духовных целях, то твоя душа освятится. Постарайся с людьми говорить только о необходимом и всё время говорить со Христом. Стоит тебе завести с Ним смиренную беседу, как перестанешь замечать, что происходит вокруг: таким сладким и интересным будет это общение. Меня разговоры даже и на духовные темы утомляют, а я в молитве по-настоящему отдыхаю.

Молитва – это разговор с Богом. Я иногда завидую людям, жившим во времена Христа, ведь они видели Его своими глазами и слышали своими ушами, даже могли с Ним говорить. Но думаю, что мы находимся в лучшем по сравнению с ними положении, потому что они не могли часто беспокоить Его своими нуждами, а мы можем в молитве постоянно общаться со Христом.

Желание молитвы

– Геронда, как нужно молиться?

– Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом

с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью. означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом. «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим» , – говорит Священное Писание . Когда человек любит Бога и имеет общение с Ним, ничто земное его не прельщает. Он делается словно безумный. Поставь безумцу самую лучшую музыку: она его не трогает. Покажи самые прекрасные картины: он и внимания не обратит. Дай самые вкусные блюда, самую лучшую одежду, самые прекрасные ароматы: ему всё равно, он живёт в своём мире. Так и человек, имеющий общение с миром небесным: он весь там и ни за что не хочет с ним расстаться. Как нельзя ребёнка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Что чувствует ребёнок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитём, может это понять.

Я знаю людей, которые, когда молятся, ощущают себя маленькими детьми. И если кто-то услышит, что они говорят во время молитвы, то скажет, что это маленькие дети. А если увидит, какие делают при этом движения, то скажет, что эти люди сошли с ума! Как дитя бежит к отцу, хватает его за рукав и говорит: «Не знаю как, но ты должен сделать, что я прошу». С такой же простотой и дерзновением эти люди просят Бога.

– Геронда, может ли наше желание молитвы родиться от некоей эмоциональной потребности в общении, в утешении?

– Даже если оно родится от какой-нибудь доброй эмоциональной потребности в Боге, разве это плохо? Однако, похоже, что ты всё пребываешь в забывчивости и только в нужде обращаешься к молитве. Ясно, что для того попускает случаться у нас разным нуждам и затруднениям, чтобы мы прибегали к Нему, но лучше, когда по любви ребёнок бежит к своему отцу или матери. Возможно ли представить ребёнка, знающего, как его любят родители, которого приходилось бы силой заставлять идти на руки к матери или отцу?

Бог есть нежный Отец, и Он любит нас. Поэтому нужно с нетерпением ждать часа молитвы и никогда не насыщаться общением с Ним.

Глава 2. Потребность молитвы

Будем чувствовать потребность в молитве

– Геронда, у меня нет крепкой веры и я чувствую себя слабой.

– Знаешь, что сделай? Прилепись к Богу, как ребёнок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надёжность и силу.

– Геронда, я чувствую потребность опереться на Бога, но затрудняюсь.

– Тяни руки вверх, так они у тебя постепенно вырастут, и ухватишься за Бога.

– Геронда, когда мало времени, и я молюсь торопливо, может, ворую время, которое должна посвятить Христу?

– У Христа всего много, сколько ни воруй, Он ни в чём не имеет нужды, а ты вот не получаешь пользы. Не Христу нужна наша молитва, а нам нужна Его помощь. Мы молимся, потому что так общаемся с Богом, Который нас сотворил. Если не будем этого делать, то впадём в руки диавола, и тогда горе нам. Видишь, что говорит авва Исаак? «Бог не спросит с нас, почему мы не молились, но почему не пребывали с Ним в общении и таким образом дали право диаволу мучить нас» .

– Геронда, как мне полюбить молитву?

– Почувствуй потребность в молитве. Как телу, чтобы жить, нужна пища, так и душа, чтобы жить, должна питаться. Если она не будет питаться, то ослабеет, а потом наступит духовная смерть.

– Геронда, что нам мешает в молитве?

– Нам трудно молиться только тогда, когда мы не чувствуем в молитве

потребности. Кто не понимает смысла молитвы, не ощущает потребности в ней, тот считает её повинностью, уподобляется неразумному дитю, которое отворачивается от материнской груди, материнской нежности и потому растёт слабым и болезненным

Молитва – это защита

– Геронда, как почувствовать в себе необходимость в молитве?

– Нужно было бы вам побывать на войне, чтобы мы могли понять друг друга! На фронте во время войны, если мы постоянно находились на связи с центром, то чувствовали себя в большей безопасности. Когда выходили на связь каждые два часа, чувствовали себя в безопасности. Если связывались всего два раза в день, утром и вечером, то чувствовали себя покинутыми. То же и с молитвой. Чем больше человек молится, тем больше чувствует духовной уверенности. Молитва – это защита.

Если мы постоянно находимся «на связи» с Богом, то будем предупреждать любое зло. Как-то раз в автобусе ехал один монах , он молился с закрытыми глазами, и поэтому все думали, что он спит. Вдруг грузовик, который ехал по встречной полосе, врезался в столб, машины с разных сторон начали сталкиваться, и произошла серьёзная авария. Автобус же каким-то образом оказался в нескольких метрах от дороги, как будто его перенесла какая-то невидимая рука, и никто из пассажиров не пострадал. монаха их спасла.

– Геронда, часто миряне спрашивают, как приобрести навык постоянной молитвы.

– Видишь ли, раньше некоторые из тех, кто посвящал себя монашеству и имел твёрдый характер, уходили и подвизались на неприступных скалах, в пещерах, в языческих гробницах или в жилищах демонов. Там им угрожало множество опасностей – мог сорваться камень со скалы, рычали бесы и т. д. – и страх вынуждал их постоянно вопиять: «Христос, Матерь Божия...» Так в них постоянно жил добрый навык непрестанной молитвы. Сегодня, с ночными увеселениями, наркотиками и пр., многие из тех, кто садятся за руль, себя не контролируют. Отправляется человек на работу и не знает, вернётся ли домой живым или окажется покалеченным в больнице. Разве это не повод, чтобы постоянно вопиять: «Христос, Матерь Божия...»? Если бы миряне использовали во благо страх тех опасностей, что им угрожают, то они бы и нас монахов превзошли в молитве и самих бы опасностей избежали.

Как-то пришёл ко мне в каливу один человек. Он был сильно расстроен, потому что по невнимательности сбил на дороге ребёнка «Я преступник», – повторял он. «А ты молился в это время?», – спросил я его. «Нет», – ответил он. «Ты виноват не столько в том, что сбил ребёнка, сколько в том, что не молился». И я рассказал ему один случай. Я знал одного человека, служащего, который достиг большой меры добродетели. Он молился постоянно: и на работе, и в дороге, – везде. у него стала самодвижущаяся, и вслед за славословием у него лились слёзы радости. В офисе, где он работал, все бумаги орошал слезами. Поэтому он подумывал оставить работу, уйти на пониженную пенсию, и приехал ко мне в каливу за советом. Я ему сказал: «Не уходи, а когда товарищи по работе станут тебя спрашивать, почему ты плачешь, отвечай, что подумал о своём умершем отце». Так вот, однажды он ехал за рулём и вдруг на дорогу выскочил ребёнок. Он стукнул его так, что тот отлетел как мячик, но при этом ничуть не пострадал. Бог сохранил, потому что в это время человек

Мобилизация молитвы

– Геронда, будет война?

– Вы молитесь? Я с весны по осень провожу мобилизацию молитвы, без шума, молюсь, чтобы нас помиловал, чтобы нам избежать войны и мобилизации. Мне было такое извещение: «Усиленно молитесь, чтобы туркам помешали, потому что в воскресенье 16 октября они собираются на нас напасть» . Слава Богу, пока Богородица нас хранит, будем надеяться, что будет нас хранить и дальше.

– Геронда, теперь, когда у нас опасность миновала, нужно продолжать молиться об этом?

– Что, в других местах нет войны? Что значит «у нас» и «у них»? И там, где сейчас война, наши братья. Разве все мы люди не от и Евы? Но семья наша разделилась: одни люди здесь, другие там. С другими православными мы братья и по плоти и по духу, а с остальными людьми братья только по плоти. Значит, ещё один повод больше за них молиться, потому что они несчастней нас.

– Геронда, сейчас в трудное для Греции время я больше молюсь, но в то же время думаю, что спасение Греции не зависит от моей молитвы.

– Не в том дело, что спасение Греции зависит от твоей молитвы, но в том, что, если ты думаешь о трудностях, которые переживает Греция, значит болеешь за родину и просишь Бога о помощи; и только Он один может помочь.

– Судя по тому, что Вы говорите, геронда, нам нужно всё оставить и все силы направить на молитву.

– Конечно, как же ещё! Весь мир кипит как большой котёл. , государство, народы – всё перевернулось вверх дном! И к чему всё это ведёт, не знает никто. Будем надеяться на помощь Божию! Монахам нужно усиленно молиться. Им нужно оставить все свои, даже срочные дела и заняться молитвой.

По мере сил молитесь со смирением за мир, который дал лукавому большие права над собой и страдает. Не забывайте, что мы стали монахами и ради спасения своей души и для того, чтобы помогать миру молитвой. Будем стараться стать добрыми монахами, будем молиться, творить поклоны за себя и за мир, потому что монах этим помогает людям.

Глава 3. Чтобы Бог слышал нас

Страсти – помехи в общении с Богом

– Геронда, если во мне есть страстность, может ли моё сердце поработать в молитве?

– Как сердце станет работать в молитве, когда в тебе есть страсти? Возьми-ка ржавый провод и присоедини к телефону. Можно будет по нему говорить? Связь будет то и дело прерываться, и в трубке услышишь только треск. Так и человек, когда у него внутри ржавчина, страсти, то в его духовной жизни случаются замыкания, по его же собственной вине. Нужно беречь себя от гордости, эгоизма, своеволия, наглости. Потому что когда человеком обладают страсти, его не может посетить благодать Божия и он не в силах помолиться. Ему нужно очистить свои «провода» от ржавчины, чтобы они хорошо проводили ток, и он мог бы общаться с Богом. А чем больше человек будет очищаться от страстей, тем больше будет преуспевать в молитве.

Страсти – это помехи, мешающие нашему общению с Богом. Если помехи не исчезнут, то как общаться с Богом? На фронте радист, когда слышал помехи, говорил тому, кто его вызывал: «Не слышу вас, слышимость “ноль”» или «Слышимость “единица”, проверьте связь и повторите попытку». Из-за помех человека не было слышно. Слышимость должна была быть выше «трёх». Слышимость «пять» считалась очень хорошей. Иначе радист кричал, а его не было слышно из-за помех. Сначала он должен был настроить передатчик и приёмник своей рации, а потом настроиться на одну частоту с центром. Так и для того, чтобы настроиться на одну частоту с Богом, необходимо свой передатчик настроить на частоту любви, а приёмник на частоту смирения; чтобы слышал нас и чтобы мы Его слышали, ведь Его частота – это любовь-смирение. Человек должен трудиться, сколько может, чтобы поймать эту частоту. Тогда он войдёт в общение с Богом, и его ум будет постоянно пребывать в Боге. Желаю вам войти в это общение. Аминь.

Корысть препятствует общению с Богом

– Геронда, Вы сказали, что мне нужно зарядить мою батарею духовным содержимым. Как это сделать?

– Старайся приобрести духовное благородство, любочестие, чтобы ушла корысть. Корысть препятствует молитве, потому что разлучает человека с Богом, поставляет непроницаемую стену. Знаешь, что значит непроницаемая стена? Словно тебе говорит: «Чадо, я тебя не понимаю!».

– Геронда, может ли монах быть последовательным в исполнении своих монашеских правил, но при этом страдать отсутствием жертвенности и любви к братиям?

– Конечно, может. Если он думает только о себе, то может молиться, подвизаться и т. д., но при этом иметь большое о себе мнение и быть равнодушным к другим. Но тогда он всегда будет оставаться нищим. Ведь пока человек занят собой, не в смысле заботы об искоренении своих страстей, а в том, чтобы делать, что ему нравится, что удобно, он не может преуспевать.

– Значит, геронда, и в послушании, во всём, всегда и везде нужно быть хорошим.

– Во всём! Чтобы иметь общение со Христом, нужно быть во всём угодным Христу. А Христу угодно, чтобы мы угождали нашему ближнему в хорошем смысле. Поэтому я обращаю особое внимание на духовное благородство, на жертвенность. Ведь если монах исполняет правило, а на другое – жертвенность и т. д. – не обращает внимания, то и правила его стновятся бесполезны. Когда я пришёл в монастырь , меня как новоначального поставили помогать трапезарю. Тогда один престарелый монах восьмидесяти лет, совсем дряхлый, попросил, чтобы я ему в келью носил суп. Я заканчивал послушание и носил ему суп. Как-то раз это увидел один брат и сказал мне: «Не приучай его особо, а то потом станет просить то одно, то другое и совсем не даст тебе покоя, не сможешь даже правила своего исполнять. Со мной знаешь, что произошло? Помог я ему как-то раз, когда он болел, так он меня потом вообще в покое не оставлял, то и дело стучал в стену: “Окажи любовь, сделай чай” или “Окажи любовь, помоги повернуться”. Потом через несколько минут опять, тук-тук: “Окажи любовь, положи мне горячий кирпич” . Кирпич – чай, кирпич – чай, какие уж тут правила, так что под конец я стал уже выходить из себя!» Ты только послушай! Кошмар! Старый человек страдает, стонет, просит его о помощи, а ему неохота идти, чтобы не прерывать правила! Бред какой-то. Для Бога гораздо важнее «кирпич – чай», чем все его поклоны и чётки, сотворённые... со всяческим прилежанием! С одной стороны, говорил: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», – а с другой: «Оставь меня в покое»!

– Геронда, как может человек получить благословение Божие?

– Когда человек имеет родство с Богом, тогда подаёт Своё благословение. А иначе зачем давать? Чтобы Его благословение попиралось? Я это по своему опыту знаю. Когда я ездил на Синай , была сильная засуха. За несколько лет не упало ни капли дождя, так что приходилось тяжело и монастырю, и бедуинам, которые жили рядом. Монахи молились о даровании дождя, но безрезультатно. Когда пришла пора обрезать оливы , я тоже пошёл помогать. После того как бедуины обрезали деревья, монахи толстые ветки оставили для монастыря, а тонкие отложили в сторону. Бедуины просили им отдать эти ветки, чтобы ими топить, варить на огне еду, согреваться по ночам, когда очень холодно; но монахи не разрешили и бедуины ушли расстроенные. На следующий день, когда бедуины снова пришли просить, я связал все тонкие ветки в охапки и их им отдал. Тогда один старый бедуин сказал: «Ты хороший человек; будет дождь». На самом деле, не успел я вернуться в монастырь, как пошёл дождь и шёл долго. бедуина открыла небеса. Тогда я никому об этом не сказал.

Бог не слушает молитву гордого

– Геронда, после одного некрасивого с моей стороны поступка у меня есть помысел, что моя неугодна Богу.

– Если этот помысел происходит от настоящего смирения и ты говоришь: «Я прогневляю Бога своим некрасивым поведением», тогда чувствуешь божественное утешение. Если же огорчаешься из-за эгоизма и говоришь: «Как я могла до этого дойти?» – то не получаешь утешения, потому что «Бог гордым противится» . Бог не слышит молитвы гордого, потому что гордость это преграда.

– Но чем больше проходит времени, геронда, и моя просьба остаётся без ответа, тем больше я расстраиваюсь.

– Когда мы просим чего-либо в молитве, то должны ждать с терпением. Однажды у меня опух глаз и сильно болел. Я трижды ходил к иконе Божией Матери и просил её об исцелении, чтобы я мог по ночам читать Псалтирь. Взял и масло от лампады перед иконой, помазал им глаз, но он не проходил Через несколько дней стало ещё хуже; глаз болел сильнее и опухал всё больше. Прошло пятнадцать дней. Тогда я опять со смирением пошёл к иконе Богородицы и сказал «Матерь Божия, прости меня; ещё раз Тебя побеспокою». Опять взял масло из лампадки и только помазал им глаз, как он тут же выздоровел. Не­ ужели Богородица не могла и в первый раз исцелить мне глаз? Но для моей пользы Она оставила меня пострадать. И ты проси со смирением и терпеливо жди. Молитва, которая творится с верой, болезнованием, настойчивостью и терпением, если просимое будет нам во благо, бывает услышана.

Глава 4. Подготовка к общению с Богом

Смиренная исповедь Христу

– Геронда, как нужно готовиться к молитве?

– Так же как готовимся к божественному причащению. Там божественное приобщение, здесь божественное общение. Когда причащаемся, принимаемся в себя Христа, приходит Божественная благодать. В молитве мы постоянно общаемся со Христом и иным образом принимаем Божественную благодать. Неужели этого мало! В причастии приобщаемся Тела и Крови Христовых, в молитве общаемся с Богом. Как перед причащением необходимо исповедоваться духовнику, так и перед началом молитвы нужно со смирением исповедоваться Христу. «Господи, я ничтожный человек... Не стоит Тебе со мной возиться, но прошу Тебя, помоги мне». Так приходит Божественная благодать и открывается путь к общению с Богом.

Если человек не раскается и не исповедуется в смирении Богу, то останется неподготовленным. Возникает преграда, которая препятствует его общению с Богом. Дверь остаётся закрытой и душа не находит покоя. Но если он скажет: «Согрешил, Боже мой», – то преграда падает или, лучше сказать, открывает дверь и человек принимает благодать божественного общения.

– Геронда, я читала в «Лествице», что для молитвы нужно быть облачённым в одежду, в какую облекается человек, когда собирается предстать перед царём . Что это за одежда?

– Уничижать себя перед Богом и смиренно просить прощения за свои прегрешения. «Виновата, говори, Боже мой, я – неблагодарная, я огорчила Тебя. Прости меня». Но говори это с внутренним сокрушением, не внешне. Это та одежда, в которую нужно облекаться, когда беседуешь с Богом. Если этого нет, то ты как будто говоришь Богу: «Как дела? Ну, что новенького?» Если у человека, перед которым мы прегрешили, мы должны просить прощения, то тем более нужно просить прощения у Бога за наши ежедневные прегрешения.

– Это значит, геронда, что нужно думать о согрешениях, которые я ежедневно совершаю?

– Прежде проси прощения у Бога за прегрешения, которые сотворила в течение дня, и уже потом думай о своей греховности в общем. Так ты смиряешься и уже потом начинаешь высказывать свои просьбы. Я начинаю молитву словами: «Боже, милостив буди мне грешнику» . Повторяю это несколько раз шёпотом и потом начинаю творить молитву. Как-то я просил Бога, чтобы Он научил меня молиться. И тогда мне было видение юноши семнадцати лет, который молился. Он привёл меня в совершенное сокрушение! Он так плакал и молился, что я был изумлён и потрясён. Начинал с исповеди: «Я неблагодарный, неисправимый...» Потом говорил: «Что я сам, находясь в таком состоянии, могу с собой сделать, Боже мой, если Ты не поможешь мне?» И потом начинал говорить прошения.

– Так и есть. Когда человек правильно молится, тогда есть «суд до суда» . Кто духовно здоров, если, начиная молиться, почувствует в сердце окаменение, то станет искать

причину его, чтобы устранить. «Почему я так себя чувствую, – спросит он сам себя. – Может быть, я кого-то осудил или принял помысел осуждения и сам того не заметил? Может, промелькнул помысел гордости или есть во мне какое-то пожелание, которое не даёт мне общаться с Богом?»

– А если, геронда, он ничего не найдёт?

– Исключено, обязательно что-то было. Если пороется в архиве, то есть испытает поглубже сам себя, то найдёт дело и поймёт, в чём виноват.

– Испытает сам себя или исповедуется Богу?

– Что исповедовать, если он не знает, что сделал? Сначала нужно испытать себя. А если и тогда человек ничего не найдёт, пусть встанет на колени, сделает два-три поклона и скажет: «Боже мой, в чём-то я наверняка погрешил Просвети меня, чтобы я понял, в чём именно». Только он так скажет, как тут же туман искушения развеется смирением – и он найдёт причину. Видя смирение человека, посылает Свою благодать, и человек, просвещённый ею, точно вспоминает, в чём он прегрешил, и исправляется.

– Геронда, что нам помогает находиться в постоянном общении с Богом?

– Очень помогает внутренний душевный мир. Когда душа в порядке, сама движется. Поэтому не держи в себе ни на кого зла. Если имеешь на кого-либо неправый помысел, исповедай его игуменье. Прогони также и всякий другой неправый помысел, приводя вместо него добрые помыслы. Благими помыслами очищается путь и молитва идёт легко.

Loading...Loading...