Монастырь пантократор. Монастырь Пантократор: расположение, история основания, интересные факты, фото

Монастырь Пантократор

Игумен монастыря архимандрит Виссаирон. Тел.:(30-23770) 23253. Факс:(30-23770) 23685

В плане монастырские здания составляют неправильный многоугольник, который окружает крепостная стена, а на западной стороне его возвышается крепостная башня. Большинство построек монастыря появились в более позднее время.

Соборный храм посвящен в честь Преображения Господня. Храм относится к XIV веку и сложен из белого мрамора. В 1847 году из такого же мрамора был сделан пол. Иконостас собора этого монастыря, вероятно, самый древний на Святой Горе (XIV век). Среди святынь монастыря в храме находится чудотворная икона Божией Матери, называемая «Геронтисса», т.е. «Старица».

Относительно небольшой собор, в котором похоронены оба ктитора монастыря Алексий и Иоанн, находится в северной части мощенного плитами двора. Архитектура его следует общему афонскому типу, хотя имеет и некоторые особенности, проявляющиеся в расстоянии между хорами для певчих и алтарной частью: это расстояние больше, чем в других соборах. Кроме того, професис и диаконикон образуют две небольшие башни с куполами. При этом, в 1847 году оба нартекса соединили друг с другом и пристроили новый застекленный наружный нартекс. В то же время на средства архимандрита Мелетия была построена примыкающая к нартексу башня звонницы.

Созданные в XIV веке фрески храма в настоящее время находятся под слоем более поздних росписей, которые были сделаны в 1854 году агиографом Матфеем Иоанном из Наусы. Из ранних фресок можно увидеть изображения Успения Богородицы, Моления и некоторых святых.

Постройки монастыря

Фиал водосвятия в том виде, в котором он известен в большинстве афонских монастырей, в Пантократоровом монастыре отсутствует.

Трапезная встроена в сторону, на которой располагаются кельи, напротив фасада собора. она была построена в 1741 году и, спустя 8 лет, украшена фресками довольно посредственными живописцами.

Кроме центрального храма, в монастыре есть 8 часовен на территории внутри монастырских стен, а также еще 7 других часовен в различных экзартимах. Наиболее значительная из них – Успенская часовня, слева от литийного притвора, в соборе, с фресками 1538 года, которые были покрыты новым слоем живописи в 1868 году. Другие часовни с фресками – Святого Николая у входа в монастырь и Иоанна Предтечи в его южном крыле.

Скиты и кельи монастыря

По дороге из монастыря в Карею находится поселок Капсалы с большим числом монашеских калив, 36 из которых принадлежат Пантократорову монастырю, а другие – другим монастырям. В Карее и ее окрестностях разбросано еще 15 келий, из которых выделяется бывший монастырь, а ныне келья Равдуха (Жезлоносца), посвященная Введению во храм Пресвятой Богородицы и занимавшая в начале XIV века четырнадцатое место среди монастырей того времени.

Однако этот монастырь существовал, по крайней мере, с Х века – этим временем датируются изображения (два креста) старого собора в подземелье нынешнего храма: они относятся к нижнему слою фресковой живописи, т.е. предшествовавшему слою, на котором изображены апостолы Петр и Павел и который датируется ХII веком. Еще одна келья того же монастыря – Успенская келья, называемая также «Axion esti» («Достойно есть») и связанная с одноименной чудотворной иконой Богородицы, которая находилась ранее здесь, а ныне хранится в алтарной части храма Протата.

Пантократорову монастырю принадлежит также русский общежительный скит Пророка Ильи, стоящий на возвышенности напротив монастыря, на расстоянии около получаса ходьбы. Здесь находилась ранее келья, отданная в 1757 году выдающемуся украинскому монаху и великому реформатору Паисию Величковскому.

Аскеты, главным образом молдаване и украинцы, постепенно становились его учениками, и поскольку число их все возрастало, Паисий Величковский преобразовал келью в скит и при том общежительный, что вообще имело место среди скитов Афона впервые, Затем скит находился в руках русских монахов, число которых весьма возросло, что привело к необходимости построить ряд новых больших зданий, похожих на церковь Святого Андрея.

В итоге это вызвало беспокойство патриархии, Священного Кинота и главенствующего монастыря. Поэтому между скитом и Пантократоровым монастырем пошли нескончаемые судебные разбирательства, конец которым положила грамота патриарха Неофита VIII от 1892 года. Новейшая, весьма впечатляющая главная церковь (kyriakon) скита была открыта в 1900 году. В ней хранятся две ценные иконы Богородицы – Млекопитательницы и Лиющей Слезы.

Географическое местоположение

Пантократор - один из православных монастырей на горе Афон. Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров.

Он находится в двух часах пути от Кареи на северо-востоке полуострова, неподалёку от развалин древнего города. Расположен в часе ходьбы от монастыря Ставроникиты.

Святыни

В монастырском соборе хранится чудотворная икона Божией Матери «Геро́нтисса», т. е. «Старица». Богородица на этой иконе изображена в полный рост в преклонном возрасте, без Богомладенца Христа; на массивной серебряной ризе, изготовленной в России, изображён сосуд с изливающимся через край елеем. Многократно Матерь Божия через этот образ изъявляла Свою особую попечительность об умирающих старцах, отчего и закрепилось за иконой её название.

Сосуд же на ризе изображён в память чуда, сотворённого Пресвятой Богородицей. Некогда в обители подошли к концу запасы оливкового масла, столь необходимого в монастырской жизни. Братия во главе с игуменом непрестанно усердно молилась перед чудотворным образом Божией Матери, и их упование не было посрамлено: один из сосудов настолько переполнился елеем, что масло даже выливалось на пол.

И сегодня можно увидеть этот сосуд, он находится у задней стены соборного храма. Во время разорения Пантократора турками образ был брошен в колодец, серебряные ризы украдены. По дороге святотатцы, поражённые слепотой, и сами поняли, что понесли кару заслуженно. Восемьдесят лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи в колодце обрели образ невредимым.

Ещё одно чудо Богородица совершила во время страшного пожара 2 декабря 1948 года. Над монастырём появилась туча, пролившая дождь, потушивший огонь.

В иконостасе параклиса Успения Пресвятой Богородицы можно поклониться ещё одной чудотворной иконе вмч. Георгия. Этот образ XVI века был перенесён в Пантократор в 1982 году из находящейся неподалёку кельи.

В Пантократоре и его окресностях подвизались: свт. Феона архиепископ Солунский, прп. Феофил Мироточивый, свт. Каллист, патриарх Константинопольский, свт. Григорий Палама, свт. Иосиф, митрополит Тимишоарский, и прп. Паисий Величковский.

В обители пребывают: часть хитона Спасителя, частицы Животворящего Креста Господня и мощей апп. Андрея Первозванного и Тита, свт. Игнатия Богоносца, св. Феодора Стратилата, мц. Фотины Самаряныни, св. Никифора, равноапп. Константина и Елены, свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмчч. Меркурия и Прокопия, вмц. Марины, мцц. Анастасии и Евфимии, сщмчч. Антипы и Харалампия, свтт. Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия, патриарха Иерусалимского, прп. Иоанникия Вифинского, прав. Иоанна Милостивого и других святых. В монастырской библиотеке есть замечательная редкость – Евангелие, принадлежавшее св. Иоанну Кущнику.

В Мир Моря Солнца Вершин Олимпа!

«… не ищи Бога в кигах и менеях, его там нет, ищи его внутри себя…Сердце твое, возлюбленный, создано Богом для того одного, чтоб оно любило Его единого и служило ему обителью…»

Преподобный Никодим Святогорец

[[[,],,"and"]]

1 Step 1

Осн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня. Игумен: архим. Виссарион. Тел. (30-377) 23253. Факс (30-377) 23685.

Пантократор

Пантократоров монастырь стоит на скале, о которую бьются волны обычно бурного моря, на северо-восточной стороне Афона. Монастырь празднует праздник Преображения Спасителя (6 августа).

Основателями монастыря считаются два мужа – «великий стратопедарх» («начальник лагеря») Алексий и «великий примикирий» («первый сановник») Иоанн, которые жили приблизительно в середине XIV века и поначалу были монахами в келье Пантократора, которая существовала ранее на этом месте и постепенно была преобразована в монастырь. Впрочем, их начинаниям в значительной степени способствовал византийский император Иоанн V Палеолог, который был родственником Иоанна и подарил новосозданному монастырю подворье на острове Лемнос. Помощь монастырю продолжали оказывать и последующие императоры.

Пантократор

После турецкого завоевания монастырь стал переживать экономический кризис, преодолеть который тем или иным способом помогали различные греки или греческого происхождения господари придунайских княжеств. Как это имело место и в случаях с другими монастырями, затем последовала помощь от России, а именно дар и привилегии, данные Пантократорову монастырю Екатериной II в 1762 году, позволившие монахам собрать деньги в России.

Монастырь пережил два разрушительных пожара – в 1773 году и относительно недавно – в 1948 году. Значительный труд по восстановлению монастыря после первого пожара проделал его ризничий Кирилл, а последствия второго пожара были ликвидированы Реставрационной Службой.

В плане монастырские здания составляют неправильный многоугольник, который окружает крепостная стена, а на западной стороне его возвышается крепостная башня. Большинство построек монастыря появились в более позднее время.

Собор монастыря

Относительно небольшой собор , в котором похоронены оба ктитора монастыря Алексий и Иоанн, находится в северной части мощенного плитами двора. Архитектура его следует общему афонскому типу, хотя имеет и некоторые особенности, проявляющиеся в расстоянии между хорами для певчих и алтарной частью: это расстояние больше, чем в других соборах. Кроме того, професис и диаконикон образуют две небольшие башни с куполами. При этом, в 1847 году оба нартекса соединили друг с другом и пристроили новый застекленный наружный нартекс. В то же время на средства архимандрита Мелетия была построена примыкающая к нартексу башня звонницы.

Созданные в XIV веке фрески храма в настоящее время находятся под слоем более поздних росписей, которые были сделаны в 1854 году агиографом Матфеем Иоанном из Наусы. Из ранних фресок можно увидеть изображения Успения Богородицы, Моления и некоторых святых.

Пантократор

Фиал водосвятия в том виде, в котором он известен в большинстве афонских монастырей, в Пантократоровом монастыре отсутствует.

Трапезная встроена в сторону, на которой располагаются кельи, напротив фасада собора. она была построена в 1741 году и, спустя 8 лет, украшена фресками довольно посредственными живописцами.

Кроме центрального храма, в монастыре есть 8 часовен на территории внутри монастырских стен, а также еще 7 других часовен в различных экзартимах. Наиболее значительная из них – Успенская часовня, слева от литийного притвора, в соборе, с фресками 1538 года, которые были покрыты новым слоем живописи в 1868 году. Другие часовни с фресками – Святого Николая у входа в монастырь и Иоанна Предтечи в его южном крыле.

По дороге из монастыря в Карею находится поселок Капсалы с большим числом монашеских калив, 36 из которых принадлежат Пантократорову монастырю, а другие – другим монастырям. В Карее и ее окрестностях разбросано еще 15 келий, из которых выделяется бывший монастырь, а ныне келья Равдуха (Жезлоносца), посвященная Введению во храм Пресвятой Богородицы и занимавшая в начале XIV века четырнадцатое место среди монастырей того времени. Однако этот монастырь существовал, по крайней мере, с Х века – этим временем датируются изображения (два креста) старого собора в подземелье нынешнего храма: они относятся к нижнему слою фресковой живописи, т.е. предшествовавшему слою, на котором изображены апостолы Петр и Павел и который датируется ХII веком. Еще одна келья того же монастыря – Успенская келья, называемая также «Axion esti» («Достойно есть») и связанная с одноименной чудотворной иконой Богородицы, которая находилась ранее здесь, а ныне хранится в алтарной части храма Протата.

Пантократор

Пантократорову монастырю принадлежит также русский общежительный скит Пророка Ильи, стоящий на возвышенности напротив монастыря, на расстоянии около получаса ходьбы. Здесь находилась ранее келья, отданная в 1757 году выдающемуся украинскому монаху и великому реформатору Паисию Величковскому. Аскеты, главным образом молдаване и украинцы, постепенно становились его учениками, и поскольку число их все возрастало, Паисий Величковский преобразовал келью в скит и при том общежительный, что вообще имело место среди скитов Афона впервые, Затем скит находился в руках русских монахов, число которых весьма возросло, что привело к необходимости построить ряд новых больших зданий, похожих на церковь Святого Андрея. В итоге это вызвало беспокойство патриархии, Священного Кинота и главенствующего монастыря. Поэтому между скитом и Пантократоровым монастырем пошли нескончаемые судебные разбирательства, конец которым положила грамота патриарха Неофита VIII от 1892 года. Новейшая, весьма впечатляющая главная церковь (kyriakon) скита была открыта в 1900 году. В ней хранятся две ценные иконы Богородицы – Млекопитательницы и Лиющей Слезы.

Предание.

Икона Божией Матери Геронтисса

Некогда в Пантократорском монастыре проживал благочестивый старец, игумен. Господь послал ему великую скорбь - он был тяжело болен. Во время болезни он узнал о своей скорой кончине. Перед тем, как покинуть дольний мир, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. С этой просьбой он обратился к седмичному иеромонаху, чтобы тот поспешил исполнить это Святое Таинство. Однако иеромонах не обратил особого внимания на важность просьбы. Вскоре во время совершения Божественной литургии он услышал от иконы Богоматери грозный голос, повелевающий ускорить ход службы и немедленно исполнить волю старца.

С тех пор эта икона получила символическое название Старицы. Многие люди считают ее покровительницей всех стариков.

Ныне она располагается в Соборном храме обители возле восточной колонны левого хора. Икона отреставрирована и заключена в серебряный оклад. Сосуд, изображенный на иконе, тоже связан с преданием – о чудесном умножении елея в обители по молитвам некоего игумена.

Есть и еще один рассказ, повествующий о чуде…

Во времена сарацинского нашествия на обитель эта икона была брошена захватчиками в колодец недалеко от монастыря. Впоследствии она была найдена по указанию родственников одного из варваров. Несчастный, лишившись разума, захотел расколоть святую икону и использовать ее для растопки кальяна. Но он тут же ослеп. Раскаявшись в своем безумии и надеясь получить облегчение посмертной участи, сарацин повелел родным после того, как он умрет, отправиться на Афон и найти в колодце образ, не сомневаясь, что он обретается там в сохранности и целости. Родственники, исполняя это повеление, прибыли на Святую Гору и указали монахам место, где (по описанию) икона находилась. Она была в колодце! - и братия с почестями извлекла ее оттуда и водворила в храм.

>

  • E-mail >
  • На крутой скале высотой в 30 метров расположился монастырь Пантократор. К нему можно добраться как по суше (со стороны монастыря Ватопед или из Кариеса), так и с моря на корабле. Построен монастырь приблизительно в конце 14 века великим военачальником Алексием и благочестивым Иоанном (братья Стратигопуло). Мавзолей, где они похоронены, датируется 1363 годом.

    Соборный храм монастыря посвящен Преображению Спасителя и празднует свой день 6 августа. Монастырь был расписан в 1538 году.

    В монастырской библиотеке, находящейся в крепости, 317 рукописей, из которых 68 пергаментных кодексов 11-14 веков, 185 кодексов, написанных на бумаге, 15-19 веков, 2 пергаментных свитка и 3.500 печатных изданий. Среди святынь монастыря правая голень Святого Андрея Протоклита и часть мощей Святых Козьмы и Дамиана; Евангелие Иоанна Коливити (Кущника), которое хранится в Агио Вима, размером 0,17 на 0,12 см. Оно написано мелким почерком и украшено 12 миниатюрными иконами и кусочком щита Святого Меркурия, который стал мучеником в 225 году во время царствования Валериана и Галиния.

    В 15 веке к монастырю были присоединены монастыри Факину, Фалакру, Сотира, Святого Димитрия, Килоподари: Святого Авксентия и Равдоха. Среди других святынь в монастыре хранится и икона Богородицы "Геронтиссы" (Старицы), которая находится в Соборном храме монастыря на левой колонне, ближе к востоку. (Когда-то она находилась внутри, в алтаре). Богородица изображена в полный рост. Икона была восстановлена и отделана резьбой по серебру. Монастырь имеет 8 часовен на территории монастыря и 7 – вне ее. Недалеко от монастыря находится поселок Капсалас со множеством монашеских хижин.

    Скит Ильи Пророка монастыря Пантократор. Святой Скит Пророка Ильи, принадлежащий монастырю Пантократор, находится в часе ходьбы от Кариеса и в 25 минутах от главного монастыря Пантократор. Был создан в 1839 году, а в 1881 году завершилось строительство его прекрасного храма, посвященного Илье Пророку. Среди святынь Скита хранится великолепный артофор (поднос для освященного хлеба), ризы, предметы литургии и многое другое. Большой интерес представляет позолоченный деревянный иконостас Скита.

    Использование материалов возможно
    при условии указания активной гиперссылки
    на портал «Русский Афон» ()

    Смотри также:

    Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. Нез

    Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет пои

    Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей день

    В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (ег

    На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь был основан в 10 веке т

    Монастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и обязан своим названием – «сжатый". По преданию, монастырь был

    Пантократоров (Пантократор по-гречески означает Вседержитель) монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, занимает седьмое место в иерархии Святой Горы.

    В соответствии с древним монастырским преданием, основание обители связывается с византийским императором Алексеем I Комнином (1081-1117). Эта точка зрения подкрепляется тем фактом, что уже в XI веке вблизи от места, где построен Пантократоров монастырь, находилась небольшая обитель Христа Спасителя. Тем не менее, исторические источники относят основание монастыря ко второй половине XIV века и связывают его с двумя братьями, Алексием и Иоанном, связанными узами не кровного родства с византийским императором Иоанном V Палеологом, который стал первым крупным благотворителем обители.

    Первым большим испытанием монастыря был пожар 1392 года, который вызвал значительные разрушения. И всё же существенные пожертвования от двух братьев, Алексия и Иоанна, и тот факт, что в состав монастыря были включены некоторые более древние небольшие обители, такие как Равдуха, святого Авксентия, Дорофея, Факина, Фалакра, способствовали его восстановлению. Тем не менее, монастырь Пантократор пережил ещё немало бед, таких как экономические тяготы времен турецкого господства, ограбления и еще один разрушительный пожар в 1773 году. В 1948 году его будущее снова оказалось под угрозой из-за пожара, но как и раньше, монастырь преодолел все испытания. И уже совсем недавно, в 1992 году, обитель смогла вернуться к общежительной системе. Её новый настоятель, старец Виссарион (1992-2001), осуществил реорганизацию и способствовал её развитию настолько, что был признан новым ктитором.

    Кафоликон обители посвящён Преображению Спасителя (отмечается 6 августа), начало его строительства относится к эпохе основания самой обители. Позже последовали ещё два этапа строительства, которые датируются, соответственно, 1614 и 1847 годами. Растянутое по времени строительство имело результатом то, что, хотя в целом собор в настоящее время относится к классическому афонскому типу, у него имеется при этом одно основное отличие, связанное с удлинением восточной арки и двумя дополнительными сооружениями по углам алтаря.

    Изначальная фресковая роспись храма относится ко второй половине XIV века (1360-1370), и сохранившаяся её часть принадлежит, по мнению исследователей, школе Панселина. Несмотря на это, как и в случае со строительством самого кафоликона, фрески также датируются разными историческими периодами, к тому же большей частью они в 1854 году были закрашены росписью иконописца Матфея Иоанна из Науссы. Богато украшенный позолоченный резной деревянный иконостас кафоликона создан в 1640 году мастером Хрисанфом Клиендом. В кафоликоне хранится чудотворная икона Богородицы «Геронтиссы» («Старицы»), впечатляюще больших размеров (1,96 х 0,76 м), на которой Божия Матерь изображена в полный рост.

    Кафоликон находится на северной стороне двора, а прямо к нему пристроена колокольня обители, возведенная в XIX веке архимандритом Мелетием. Пантократоров монастырь не имеет фиала водосвятия в том виде, как это принято в большинстве обителей Святой Горы.

    Трапезная монастыря расположена на первом этаже западного корпуса, её фрески датируются 1748 годом. Кухня находится рядом с трапезной и недавно была отремонтирована. Кельи монахов разбросаны по всем корпусам обители, за исключением восточного. В восточном корпусе расположены архондарик и комнаты для посетителей обители. Пантократоров монастырь имеет свою больницу, аптеку, швейную и иконописную мастерские, а также мастерскую по реставрации реликвий.

    К обители относится достаточно много часовен. Одной из наиболее значительных является пареклис святого Георгия Фанеромена, в которой хранится одноимённая икона. Рядом с кафоликоном находится часовня Успения Богородицы с фресками 1538 года, покрытыми новым слоем живописи в 1868 году. Фресками украшены также пареклисы святого Иоанна Предтечи и святого Николая Угодника.

    В ризнице и хранилище икон обители имеется исключительно ценная коллекция переносных икон, среди которых и древнейшая переносная икона преподобного Афанасия Афонского, основателя организованной монашеской жизни на Святой Горе, а также очень редкая по тематике икона, на которой изображены Божия матерь с Младенцем и обращённый к Ней святой Иоанн Креститель. Основная часть этой уникальной коллекции находится в хранилище икон, где насчитывается около 700 переносных икон. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, в настоящее время хранится образ Христа Пантократора (Вседержителя), который, по-видимому, была подарен обители её ктиторами, Алексием и Иоанном.

    В ризнице хранится также много других замечательных реликвий, одной из самых важных из которых считается византийский эпитафий, также являющийся даром монастырю от его основателей, Алексия и Иоанна. Весьма ценной регалией является покрытый эмалью фрагмент щита святого Меркурия (13-14 век), кроме того здесь имеется немало других реликвий: священные сосуды, кресты и очень редкий керамический фиал освящения XVI века. Наконец, среди важнейших реликвий обители
    особое место занимают мощи святых, хранящиеся в богато украшенном железном сундуке XVIII века.

    В библиотеке монастыря хранится более 3.500 печатных книг и около 400 рукописей. Точнее, имеется 68 кодексов на пергаменте, три пергаментных свитка XIV века, четыре кодекса на шёлке, 9 арабских рукописей, а также несколько румынских музыкальных кодексов. Но самыми ценными из них считаются пергаментный Псалтирь под номером 61, который является одним из трёх сохранившихся в мире иллюстрированных Псалтирей начала IX века, и пергаментный кодекс под номером 234, так называемое «Евангелие святого Иоанна Коливита», великолепно иллюстрированная рукопись XI века.

    Обители принадлежат скит пророка Илии, более чем 30 калив в местечке Капсала, несколько кафизм и достаточное число келлий, среди которых особое место занимают келлия Успения Богородицы, известная и как «Аксион эсти » («Достойно есть»), откуда была взята одноименная чудотворная икона Божией Матери, ныне пребывающая в храме Протат, и исторический бывший монастырь, а в настоящее время келлия, Равдуха (Жезлоносца). Видимо, это самая древняя обитель на Афонском полуострове, основанная в IX веке и с XII по XIV, как минимум, век занимавшая 14-ое место в святогорской иерархии той эпохи.

    В монастыре имеется также два значительных акведука, соответственно на север и на запад от него, один из которых представляет собой редкое византийское строение XIV века, второй же датируется XVIII веком.

    Пристань обители состоит из нескольких построек, обслуживающих разнообразные потребности монастыря.

    Пантократоров монастырь насчитывает сегодня в общей сложности около 60 иноков братии, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

    • Почтовый адрес, индекс – 63086 Кариес Святая Гора Афон
    • Телефон монастыря - (+30) 23770 23253
    • Факс - (+30) 23770 23685
    • Телефонный центр - (+30) 23770 23792
    • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 23770 23945
    • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310 241749
    • Факс -
    • Престольный праздник – Преображение Господне
    • Дата основания – 11-12 век
    • Иерархическое место – 7/20
    • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Ивирон, Пандократор, Филофей, Симона Петра.
    • Общежительный строй монастыря с – 1992 года
    • Игумен – Священно Архимандрит Гавриил (2001)
    • Количество монахов – 20 монастырских, 42 келлиотов
    • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – Скит Пророка Илии (общежительный), 12 Келий, Кафисмы.

    История и современность

    Пантократор находится в 2 часах пути от Кареи на северо-востоке полуострова Афон, неподалёку от развалин древнего города. Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров. Пантократор представляет собой четырёхугольную крепость с бойницами и разделяется внутри на два двора. На первом: гостиные кельи, разные мастерские и высокая башня с придельной церковью при ризнице; на втором - главный храм Преображения, колокольня и трапезная.

    Монастырь был основан двумя греческими аристократами, здесь окончивших жизнь в иночестве: стратопедарх Алексий и брат его Иоанн, саном примикирий. Однако существует легенда, что монастырь основал император Алексий Комнин.

    Византийский период

    Монастырь, находящийся на северо-восточном побережье полуострова, был основан в середине XIV века военачальником Алексием, освободителем острова Тасос от турецких набегов, а также его братом Иоанном. Два брата, одержав победу над турками в регионе, сформировали свое небольшое государство на Тасосе.

    Прот Святой Горы и парламент передали успешным полководцам разрушенную пиратскими набегами обитель Равдуху в 1357 году, рядом с которой они основали новый монастырь. И Алексий, и Иоанн были похоронены в монастыре, в мраморных мавзолеях в главном храме.

    Без сомнения, ктиторы позаботились о благосостоянии монастыря, но поддержку также оказали и представители императорской семьи Палеологов. Именно благодаря этой поддержке стало возможно восстановление монастыря после страшного пожара 1393 года, принесшего с собой многие разрушения. Монастырь обладал землями на островах Лемнос и Тасос, а также в других регионах Греции. Со временем он присоединил к себе другие небольшие обители, которые из-за набегов турок не могли существовать автономно. Впоследствии Пантократор достигает экономического и духовного пика своего развития, но к тому времени Греция переходит во владычество Оттоманской Империи.

    Турецкое владычество

    Благодаря присоединению небольших обителей и соседству со столицей полуострова Карьесом, в 1574 году Пантократор находится на 7 месте в иерархии монастырей Афона. Благодаря щедрым пожертвованиям правителя Молдавии Пантократору удается провести ряд реставрационных работ и даже завершить строительство водопровода и укрепить крепостные стены. Несмотря на то, что эта обитель никогда не отличалась своим благосостоянием, ей удалось избежать значительного упадка в период турецкого владычества. Пантократор обладал земельными угодьями на островах Тасос и Лемнос, а также на полуострове Халкидики. Перепись 1808 года относит к Пантократору 128 монахов, из которых 40 жили в его стенах.

    Наши дни

    Направляясь на северо-запад, паломник встречает на своем пути монастырь Пантократор, высокую башню которого в окружении других зданий можно увидеть издалека.

    Главный храм монастыря находится в западной части узкого двора и, как и другие храмы Святой Горы, относится к типу крестово-купольного храма. Два нартекса храма объединились в 1847 году. Иконостас был создан в 1640 году. Храм был расписан в четырнадцатом веке по завершении строительства, - это яркий пример македонского искусства, но, к сожалению, большинство из фресок были утеряны, так как храм был расписан вновь в 1854 году. В главном храме Пантократора хранится одна из важнейших чудотворных икон Богородицы Святой Горы, так называемая, "Геронтисса".

    Из 8 часовен монастыря наиболее примечательной является часовня, посвященная Успению Богородицы, расписанная фресками критской школы, датируемыми 1538 годом, скрытыми под изображениями 1868 года. Неподалеку от неё расположилась часовня Святого Николая, которая находится рядом с входом в монастырь.

    Из-за небольшой площади узкого двора, трапезная монастыря находится в непривычном для обителей месте, на верхнем этаже юго-западной стороны и обращена на северо-запад. Эта часть монастыря была отремонтирована в 1741 году, тогда же была построена трапезная, украшенная фресками. Очевидно, что старая трапезная находилась на первом этаже во дворе, но была оставлена, так как не могла вмещать большое число монахов. Библиотека также расположена на первом этаже восточной стороны.

    Монастырю подчиняется скит Пророка Ильи, находящийся над обителью, в получасе ходьбы от неё. Главный храм скита был заложен русским адмиралом Вириловым и вместе с остальным комплексом представляет собой яркий пример русской архитектуры. К скиту относятся ещё 5 часовен.

    К монастырю также относится около 15 келий, расположенных в разных местах района Карьеса и Кутлумуша. Самая примечательная из них, с исторической точки зрения, это келья Равдуху, которая когда-то являлось одним из древнейших монастырей Святой Горы, занимавшим в иерархии Афона в четырнадцатом веке 14 место между двадцатью пятью существовавшими тогда монастырями. Храм кельи был построен на месте старинного главного храма и на основании его архитектурного плана, поэтому здесь сохранились части старинных фресок, датируемых XII веком. Другая примечательная келья - так называемая "Достойно Есть", в которой раньше хранилась икона Богородицы, находящаяся сегодня в Протате. Одна из келий используется как представительство монастыря в Карьесе.

    Реликвии: мощи великомученика Феодора Стратилата,мощи бессребреников Космы и Дамиана, частица Животворящего Креста, часть щита великомученика Меркурия, иконы XIV века (иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне), икона Богородицы Геронтисса (покровительница монастыря) - одна из наиболее почитаемых чудотворных афонских икон.

    Путеводитель по монастырю

    Вход в обитель располагается в юго-западном углу монастырского комплекса. Это монументальное сооружение украшено изображением Христа Вседержителя. Напротив - находится беседка, постройка основателей монастыря, откуда открывается великолепный вид на восточное побережье и Фракийское море. Чуть дальше - причал монастыря. Справа от входа - мраморное сооружение источника 1781 года. Источник украшен растительным орнаментом в стиле рококо. В 1992 году при очищении источника появилась на свет надпись: "О, источник, освежи моё тело и мой разум, как я этого хочу". Над источником - фреска, изображающая Преображение Господне.

    Во время проведения строительных работ в юго-западном углу монастыря был создан новый вход в обитель в северо-западном углу, для чего пришлось частично разрушить старую пекарню.

    Проход завершается двойной аркой, которую поддерживает изящная колонна. Вымощенный двор не обладает крупными размерами. В его северной части, вокруг главного храма, завершается тропинка. В таком узком дворе было трудно разместить купель. В левой части двора есть ещё один источник 1819 года, также работа ризничего Кирилла. Главный храм не занимает чётко центральное место во дворе, это произошло вследствие расширения монастыря на юго-восток.

    Кафедральный собор обители следует афонскому типу: это крестово-купольное сооружение с боковыми помещениями. Храм расположен в северо-западной части двора и был построен в 1362-3 году. Два помещения по бокам от алтарной части были расширены, чтобы обрести округлую форму и купольную крышу. Эти помещения датируются 1614 годом, когда главный храм был расширен на восток. Выбор посвящения храма Преображению Господню, скорее всего, не случаен и связан с движением исихастов.

    Внешний притвор окружает западную и южную сторону притвора. Окна главного храма, также как и внешний притвор, датируются 1847 годом. В северной части внешнего притвора возвышается колокольня, работа архимандрита Мелетия. Трон рядом со входом притвора напоминает об эпохе, когда монастырь был особножительным.

    Притвор храма не очень большой. Он был отреставрирован в 1847 году на средства того же архимандрита. Верхний этаж поддерживается колоннами и имеет три купола. Над вратами в главный храм изображается Деисус XIV века. Считается, что это самая большая фреска на всей Святой Горе Афон. Лица Христа, Богородицы и Честного Иоанна Предтечи предстают в своём первозданном виде, так как никогда не были покрыты другим слоем изображений. Фрески были созданы художником по имени Матфей Иоанну из города Науса в 1854 году. Также стоит обратить внимание на изображение вселенских соборов.

    У левой стены притвора находится гробница основателей. Она была перенесена сюда в 1847 году, ранее она находилась у южной стены. Соответственно, у северной стены есть фреска, изображающая основателей. Монах Иоанникий держит в руках макет храма. Ларец с мощами содержит в себе останки основателей и членов их семьи.

    Главный храм также украшен фресками. Отличительной чертой храма является то, что восточная арка была расширена, вследствие чего алтарная часть сильно отдалена от центра главного храма. Четыре мраморных колонны поддерживают центральный купол. В правом мраморном проскинитарии находится икона Преображения 1896 года, а в левом - икона особо почитаемая в монастыре . Это крупная икона высотой 2м, где Божья Матерь изображается без Иисуса Христа. Икона украшена серебряным окладом. Сосуд у ног Богородицы напоминает о чуде, когда она наполнила маслом все сосуды монастыря. Название Старица обуславливается ещё одним чудом, когда Богородица обличила священнослужителя, не желавшего поторопиться, чтобы причастить находящегося при смерти старца игумена монастыря. Эта же икона была брошена пиратами в колодец обители и была найдена там после по прошествии 80 лет, благодаря указаниям одного из этих пиратов, который ослеп, когда пытался разрубить икону на кусочки. Когда нашли этот колодец, перед иконой горела неугасаемая лампада. Икона почитается 2 декабря великим праздником в память о чуде, когда во время пожара 1948 года появилось небольшое облачко, несущее дождь, и зависло прямо над монастырем, чтобы потушить пожар.

    Деревянный резной иконостас был отреставрирован в 1640 году и заменил старый мраморный иконостас. Интересно, что на иконостасе существует надпись, где в первый раз используется именно это слово "иконостас". Этим словом определялась перегородка, разделяющая алтарную часть от главного храма и сам иконостас. Главенствующие иконы Иисуса Христа Вседержителя и Богородицы Одигитрии датируются первой половиной XVIII века и являются работой Феофана Критского. Пространство алтарной части очень просторное.

    Фрески главного храма приписываются, согласно преданию, самому . Археологи, тем не менее, датируют изображение периодом после Панселина, 1360-1370 год. Эти великолепные фрески были покрыты новым слоем изображений при реставрации храма в 1854 году. Фрески куполов являются работой Матфея Иоанну. XIV веком датируются фрески главного храма: Успение Богородицы на западной стене и фигуры святых на стенах храма и на арках (Антоний, Евфимий, Феодосий, Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов).

    В северной стороне притвора находится часовня Успения Богородицы. Согласно соответствующим надписям она была построена в 1538 году и расписана в 1868 году. Сохранился более ранний слой изображений, в основном в алтарной части, который, очевидно, датируется 1538 годом; несмотря на то, что существует мнение, что речь идет о работах XV века. В 1982 году в иконостас поместили , которая происходит из одноимённой кельи.

    У входа в монастырь находится часовня Святого Николая с фресками XVIII века. В северо-восточном углу располагается часовня святых Андрея и Иоанникия 1781 года, а прямо над ней - часовня Архангелов также 1781 года. На вершине башни располагается часовня Вознесения. В западном крыле, где ранее также существовала башня, находится часовня Честного Иоанна Предтечи с фресками XVIII века. В башне над входом в монастырь находится часовня Святого Пантелеймона. За территорией монастыря, на скале, в стороне моря, на юго-востоке, находится часовня Святого Афанасия Афонского. Это постройка XIV века, предположительно, основателей монастыря, которая ранее действовала как кладбищенский храм. В его подвале до сих пор находится костница. Это небольшой храм, с одним помещением. При его строительстве использовалось большое количество фрагментов архитектурных сооружений раннехристианской эпохи.

    Сегодняшний кладбищенский храм Святых Бессребреников 1771 года находится также за территории монастыря. Это крестово-купольный храм, лишенный фресок. Ранее это был храм одной из старых келий монастыря.

    За территорией обители находятся также часовни:

    • Святого Онуфрия, кафизма, где моно шествовал в XVI веке митрополит Салоников святой Феонас;
    • Святых апостолов (кафизма);
    • Святой Анны;
    • Святого Трифона (кафизма в саду монастыря);
    • Святого Афанасия Великого, где, согласно преданию, первый камень фундамента монастыря был заложен при Алексее первом камне носе, но икона Богородицы сторицей и все инструменты Строителей чудесным образом переносились в место, где сегодня стоит обитель.

    Трапезная находится на первом этаже западного крыла, напротив главного храма. Она была перенесена сюда в 1744 году из другого помещения. Трапезная имеет деревянную украшенную крышу и прямоугольную форму, завершаясь тремя нишами на востоке, где изображается Успение и Благовещение Богородицы, а также Преображение Спасителя. На стенах можно увидеть сцены из Евангелия, иерархов в монашеских одеяниях в полный рост и святых в медальонах. Фрески были созданы в 1749 году тремя художниками из города Яннина.

    Расходы на роспись трапезной взял на себя монах Тимофей с острова Лемнос, который также изображается в одной из сцен. Западная стена была разрушена землетрясением 1905 года и расписана вновь в 1980 году братьями монастыря.

    Башня монастыря напоминает соответствующие сооружения монастырей и , а также башню русского старого монастыря. В постройке 5 этажей, а форма фундамента - практически квадратная, размерами 10х12,5 м. Высота башни 24 м. Окружная стена имеет толщину 2 м. Вход находится в восточной стороне. Здесь находится ризница и хранилище икон монастыря.

    Библиотека насчитывает 350 рукописных кодексов и 3.500 печатных книг. 68 кодексов записаны на пергаменте, а остальные на бумаге. Самые важные кодексы, вместе с переносными иконами и другими святынями монастыря хранятся в специально созданной ризнице, хранилище икон: Псалтирь IX века с 97 миниатюрами; Евангелие святого Иоанна Каливита XII века, также здесь хранятся греческие и турецкие документы. Самый древний документ 1039 года. Особо стоит отметить иконы, датируемые периодом с XIV по XIX века:

    • икона Христа вседержителя 3 четверти XIV века, характерный пример константинопольской мастерской,
    • расписанный деревянный крест конца XIV века с изображениями Распятия, Богородицы, Честного Иоанна Предтечи и Второго Пришествия,
    • двусторонняя икона конца XIV века с редким изображением Богородицы, держащей младенца, и честного Иоанна Предтечи на одной стороне и Иоанна Предтечи на другой стороне,
    • икона Богородицы Одигитрии конца XIV века работа того же художника, что создал икону Христа Вседержителя,
    • икона Преображения первая половина XVII века Критской Школы,
    • икона Крещения Критской Школы и другие.

    В ризнице хранится небольшая часть медного счета с изображениями, согласно преданию, этот щит принадлежал святому Меркурию. Здесь же хранится поздневизантийская плащаница с изображением Христа и 4 ангелов, часть фрески с изображением пророка Иезекииля, которое, согласно преданию, происходит из трапезной, но, вероятно, происходит из частей какого-то купола. Это работа Критской Школы. Здесь же - персидский шелк, украшенный жемчужинами, датируемый 1480 годом, самая старая ткань монастыря. Одна из самых больших в мире ваз стиля Ижник.

    Причал монастыря один из самых безопасных на всём полуострове. Волнорез соединяет берег с небольшим островком, что создает своеобразный защищенный порт, аналогичный причалу . Здания причала монастыря сохранились в хорошей форме. У скалы можно рассмотреть руины византийского причала, где останавливались корабли. Здесь же находилось здание для патрулирования причала, а также для осуществления торговли. Соседнее здание считается турецкой таможней. Причал используется также для нужд скита. За зданиями причала проглядываются сады монастыря. Там находится чудотворный колодец Богородицы Старицы, который связан с главной иконой обители.

    Частицы Мощей

    Достоянием монастыря является Частица нерукотворного Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

    Честные Главы а также частицы Глав Святых, Иоаникия подвижника на Вифинийских Горах (духовный отец Святого Евфимия Нового), Иоанна Милостиваго, Феодора Стратилата, Бессребреников Космы и Дамиана.

    Частицы Мощей Святых, Апостола Андрея Первозванного, Трифона,Святой Фотинии Самаритянки, Святой Иуллиты, Святого Кирика, Иоанна Златоуста, Анастасии Узорешительницы, Святого Ермолая, Святой Параскевы, Пантелеимона, Евстафия, Святых Константина и Елены, Никифора, Модеста, Первомученика и Архидиакона Стефана, Афанасия Патриарха Константинопольского, Преподобного Феофила Пандократорского Мироточивого.

    Loading...Loading...