Морские сирены русалки. Откуда берутся мифы и легенды о русалках? Встречи с русалками

Сирены - в греческой мифологии демонические существа, унаследовавшие от матери-музы божественный голос, а от отца дикую стихийность. Число их колеблется от двух-трех до целого множества. Они обитают на скалах, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых Сирены заманивают пением, сводящим все живые существа с ума. Мимо острова Сирен проплыл Одиссей, привязав себя к мачте корабля и залив воском уши своих товарищей. Когда аргонавты плыли мимо острова Сирен, Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на лире.

В десятой книге „Республики“ Платона восемь сирен управляют движением восьми концентрических небесных сфер.

В одном откровенно грубом словаре: „Сирена - вымышленное морское животное“.

С течением времени образ сирен менялся. Первый их историк, Гомер, в двенадцатой песне "Одиссеи" не описывает их наружность. В "Одиссее" говорится, что сирены завлекают моряков и топят суда и что Улисс, дабы слышать их пенье и все же остаться живым, заткнул уши своим спутникам воском, а себя приказал привязать к мачте. Сирены,

соблазняя его, обещали ему всеведение:

Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец,

Сердцеусладного пенья на нашем лугу не послушав;

Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав,

Знаем мы все, что случилось в троянской земле и какая

Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян;

Знаем мы все, что на лоне земли благодатной творится.

Песнь двенадцатая, 187 - 191. (Пер. - А.Жуковский)]

У Овидия это птицы с красноватым опереньем и лицами юных дев;

У Аполлония Родосского они кверху от пояса женщины, а нижняя часть туловища у них, как у морских птиц;

У испанского драматурга Тирсо де Молины (и в геральдике) они "полуженщины, полурыбы".

Не менее спорен и их характер:

Лэмприр в своем классическом словаре называет их нимфами; в словаре Кишера они чудовища, а в словаре Грималя - демоны. Живут они на каком-то западном острове, вблизи острова Кирки, однако мертвое тело одной из них, Партенопы, было прибито волнами к берегу Кампаньи и дало имя славному городу, ныне называемому Неаполь. Географ Страбон видел ее могилу и наблюдал игры, периодически справлявшиеся в ее память.

В одной легенде, записанной знатоком мифологии Аполлодором [Аполлодор (II в. до н.э.) - древнегреческий писатель и историк] в его "Библиотеке", говорится, что Орфей на корабле аргонавтов пел слаще, чем сирены, и по этой причине сирены побросались в море и были превращены в скалы, ибо им было суждено умереть, когда их чары окажутся бессильными. Также и сфинкс, когда его загадку отгадали, бросился в пропасть.

В шестом веке в северном Уэльсе поймали сирену и окрестили ее, и в некоторых старинных календарях она значится как святая под именем Мерджен. Другая сирена в 1403 году проскользнула через брешь в плотине и жила в Харлеме до самой своей смерти. Ее речей никто не мог понять, однако она научилась ткать и как бы инстинктивно поклонялась кресту. Некий хронист шестнадцатого века утверждает, что она не была рыбой, ибо умела тыкать, и не была женщиной, ибо могла жить в воде.

В английском языке различается классическая сирена и русалка с рыбьим хвостом. На создание образа русалки, возможно, повлияли тритоны, младшие божества в свите Посейдона.

Русалка: - Женщина с хвостом рыбы. Говорят, что они были дочерьми Бога морей Тритона. Песня русалки вводит моряков в транс.

„Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как впрочем и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб. День-деньской играли принцессы во дворце, в просторных палатках, где росли живые цветы. Раскрывались большие янтарные окна, и внутрь вплывали рыбы, совсем как у нас ласточки влетают в дом, когда окна стояли настежь, только рыбы подплывали прямо к маленьким принцессам, брали из их рук еду и позволяли себя гладить. И у всех принцесс были дивные голоса.“

Г.-Х. Андерсон „Русалочка“

„Эти водяные - вовсе не омерзительные чудовища с рыбьими хвостами. Необычного в них только то, что на ногах у них перепонки между пальцами, вроде лягушачьих, да глаза очень уж большие да раскосые, и еще у их мужчин не растут усы и борода, а волосы у всех водяных зеленые или синие. „

Пол Андерсон „Дети водяного“

Или поедет он кататься по озеру, которое когда-то вскипятил дракон и где русалки с тех пор такие смирные. Они не только никого не топят, а даже торгуют, сидя на мелком месте, спасательными поясами. Но они по-прежнему прекрасны, и солдаты любят болтать с ними. И расскажет русалкам этот глупый солдат, как заиграла веселая музыка, как все заплакали, а дракон повел меня к себе. И русалки примутся ахать: „Ах, бедная Эльза, ах, бедная девушка, сегодня такая хорошая погода, а ее нет на свете“. Не хочу

Русалки – широкий образ, включающий в себя множество черт. Одни народы изображали их как полуженщин-полурыб, половина тела которых была покрыта чешуей, другие же говорят о русалках как об обыкновенных с виду . Однако в любом случае эти существа всегда непосредственно связаны с водой и зачастую именно в ней они и обитают.

Даже эти водные существа могут подолгу бывать на суше. Например, полуденицы – дневные русалки – подолгу гуляют в полях.

Как правило, русалок изображают как очень с длинными распущенными волосами. Последний элемент образа особенно важен, поскольку создает контраст с обычными , плетущими косы или прячущими волосы под платком или другим головным убором. Для сирен такой контраст не играет роли, поэтому он не подчеркивается.

Многие девочки смотрели мультфильм «Ариэль» о прекрасной русалке или замечательный фильм «H2O Просто добавь воды» о трех удивительных девочках, и мечтала стать русалкой по настоящему. Мифы и легенды о загадочных существа с телом девушки и хвостом вместо ног живут в памяти многих народов, а рассказы о чудесных превращениях завораживают слушателей. Над вопросом, как стать русалкой по-настоящему, особенно часто задумываются юные девушки, еще не разучившиеся верить в чудеса.

Какие они – настоящие сирены и русалки?

А вот в старых легендах и народных сказках эти сказочные существа мечтают стать настоящими девушками, очень страдают от своей участи и они наверняка были бы весьма удивлены, если бы вдруг узнали, что кто-то хочет превратиться в русалку: в полнолуние эти красавицы часто губили молодых парней на берегу водоема, потому что очень мечтали о любви, тосковали о ней и верили, что в душе молодого человека возникнет это чувство.

Сила русалки: правда или вымысел?

Старые легенды не отрицают, что сила русалки действительно существует, но взамен они вынуждены платить высокую цену – эти существа неспособны полюбить, они не могут вызвать это чувство и к себе.


Но все же многие молоденькие девушки и сегодня продолжают мечтать о том, чтобы хотя бы раз в жизни испытать это состояние необыкновенной силы и легкости в управлении стихиями, которые стали доступны девушкам из сериала « Н2О Просто добавь воды», после того, как они испытали силу полнолуния.


Каждый из нас может верить или нет в то, что существуют эти сказочные существа, но ведь существует множество преданий и заклинаний из старых сказок, как происходит превращение в русалку.

Как превратиться в русалку

Как стать русалкой по-настоящему. Самый надежный способ – искупаться в полнолуние в водоеме, в котором отражается полная луна. Если получится проплыть по лунной дорожке, этот ритуал сулит еще и бодрость, и хорошее здоровье, которое подарит сила полнолуния.


Ритауал по народным обычаям. На праздник Ивана Купалу девушки должны плести большие зеленые венки, закрывающие лица. Они распускают и расчесывают длинные волосы, из зеленых березовых веточек плетут арку, сквозь которую нужно трижды проходить навстречу друг другу и . Так к ним приходит сила русалки.Девушки-подружки должны весь праздник держаться за руки и обязательно искупаться в водоеме, после чего девушки расчесывают волосы друг другу красивыми гребешками и поют мелодичные песни. Когда праздник заканчивается, венки расплетают и пускают по реке, волосы заплетаю в косы. Так заканчивается ритуал. Считается, что после этого девицы быстро находят . Для этого ритуала сила полнолуния не нужна.


Как стать настоящей сиреной русалкой. Самые настоящие ундины водятся в холодных озерах Шотландии – достаточно девушке оказаться на любой водоеме, где, по уверениям местных жителей, живут эти сказочные существа, и попросить о том, чтобы они приняли ее в свою стаю, она тотчас становится русалкой. Так рассказвается в местных легендах.


Правда, все способы, описывающие, как стать русалкой, действуют лишь тогда, когда девушка искренне верит в свое предназначение. Но вот не ошибается ли она? А вдруг ее предназначение – не холодный свет Луны, а тепло солнечных лучей?

В традиционной славянской мифологии русалкой считается человекоподобное существо женского, реже мужского, пола, которое сбивает с дороги путников, заводя их в лесную чащу или утаскивает под воду и топит в болотах и реках. Наиболее часто русалки изображаются обнаженными, с длинными распущенными волосами и с мощным рыбьим хвостом. В различных сказках и мифах можно выделить несколько видов русалок, различающихся по месту обитания.

Речные русалки

Русалки, по мнению древних славян, живущие на дне рек относятся к речным русалкам. Они могут выглядеть очень эффектно: молодые зеленоглазые девушки с хорошей фигурой, распущенными ухоженными волосами, верхняя половина их тела имеет человеческий облик, нижняя – имеет вид покрытого зеленой чешуей рыбьего хвоста. Они способны своим голосом и песнями наводить чары (морок), попавшего в западню человека утаскивают под воду ради развлечения или от скуки. В отдельных случаях фольклор указывает на то, что русалки питаются плотью людей, хотя, это утверждение больше характерно для западной мифологии. Русалками становятся молодые не венчанные девушки, утонувшие или утопленные водяным в каком-либо водоеме. Поэтому под общим названием «речные русалки» также подразумеваются озерные русалки и русалки, которые водятся в колодцах. Также встретить их можно в поймах рек и тенистых заводях.
Отличить русалку можно по бледному цвету кожи, холодным рукам и волосам с зеленоватым отливом.

Древесные русалки

Другой вид обитает на раскидистых ветвях деревьев, чаще всего дубов, ив. Такую русалку можно увидеть в знойный летний день в лесах и рощах вдали от населенных пунктов. Она более безобидна, нежели ее речные сестры, не на людей, просто сидит на ветках, свесив хвост и расчесывает гребнем свои волосы. Этот вид водяных дев часто помогает сбившимся с пути, но иногда, когда им скучно, любят поиграть с живыми людьми, указывая неверное направление, заводя в лесную чащу. Они смеются над путником, гордясь своим умением очаровывать всех, кто попадает под их чары.

Полевые русалки

Полевые навки очень сильно отличаются от других видов русалок. Они не имеют хвоста, ходят на двух ногах, часто обнаженные или в длинной белой рубашке с неизменно длинными распущенными волосами. Они водят хороводы в полях и на полянах под луной, поют песни, плетут венки из цветов, ведут «стайный» образ жизни. Встретить такую русалку крайне непросто, людей они боятся и стараются заблаговременно уйти с дороги. За русалочьими хороводами можно лишь подсмотреть из-за деревьев или кустов. Русалки человека могут и не видеть, но они его чувствуют и, пока он не представляет для них опасности, позволяют на себя смотреть, но почуяв неладное они либо разбегаются, либо растворяются в воздухе, превращаясь в предрассветный туман.
Отношение к русалкам в большинстве своем хоть и негативное, но уважительное. В славянских заговорах матери просят русалок не трогать их детей, взамен предлагаемого подарка.

Морские русалки

Морские русалки, их еще называли сиренами, распространены в западной мифологии. Они похожи на речных славянских ундин: также красивы и агрессивны, их главное отличие в том, что они не являются утопленницами, морские русалки – дочери подводного царя Тритона. Кроме того, эти водные нимфы любят настоящие украшения в виде ожерелий и драгоценных камней. Существует масса легенд, согласно которым русалки своим пением заставляли капитанов кораблей направлять судно на рифы и камни, суда терпели крушение и уходили на дно, а моряков топили русалки.

Представление о русалках у многих формируется благодаря прекрасной и трагичной сказке Андерсена «Русалочка». У ее героини – рыбий хвост вместо ног, и для того чтобы принять человеческий облик, ей приходится отдать морской ведьме свой чудесный голос. Между тем, в славянской мифологии встречаются совершенно иные русалки.

Настоящие русалки обитают в пресной воде, море – это среда обитания морских дев. Именно они наделены рыбьим хвостом, у русалок же – обычные человеческие ноги, ведь когда-то все они были земными девушками и ходили по земле. Прекрасная панночка из повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», погибнув по вине злой мачехи-ведьмы, становится предводительницей русалок. Гоголь описывает их как бледнолицых и прекрасных девушек в длинных белых рубашках, чьи прозрачные тела как будто изнутри. По ночам они водят хороводы и резвятся на берегу.


Следует отметить, что русалками становятся далеко не все утопленницы, а лишь некоторые из них. Прежде всего, те, кто подобно гоголевской панночке по собственной воле бросился в воду. Затем - девушки, которые утонули, купаясь без креста на теле, а также умершие некрещенными новорожденные девочки. Порой русалки сами находят себе новых подруг: увидят девушку, имевшую неосторожность в одиночку отправиться в лес, закружат ее в хороводе и увлекут за собой.


В отличие от морских дев, которые, если верить Андерсену, живут 300 лет, век пресноводных русалок недолог. Им отпущено всего 7 лет, и с каждым годом они становятся все бледнее и прозрачнее, пока совсем не растворятся в воде. Однако жалеть их не стоит: русалки коварны и очень опасны. Любого повстречавшегося им во время лесных прогулок при Луне путника они защекочут или закружат в хороводе до смерти.


Одно из любимых занятий русалок – качаться на ветвях деревьев, особенно на гибких ветках плакучей ивы. На ветвях сидит и русалка из знаменитого предисловия к поэме Пушкина «Руслан и Людмила». А потому неправы те многочисленные художники, которые привыкли изображать ее в облике морской девы с рыбьим хвостом.

Русалки – это мифологические существа. Из века в век о них складывалось целое множество разных легенд. То ли женщины, то ли духи по-разному описывались и трактовались в тех или иных литературных произведениях. Как бы там ни было, а эти вымыслы и легенды, по всей видимости, появились не просто так!

У разных народов и в разных культурах эти существа описывается по-своему. Чаще всего русалки – это довольно , имеющие человеческое женственное тело до талии, а ниже – рыбий хвост. Но не все культуры именно так описывают . Представления о , как -полурыбах свойственно преимущественно западным культурам.

Исконно-русское представление об этих существах совсем другое: в русских преданиях хвостатые русалки практически не встречаются. В большинстве случаев они ничем не отличаются от обычных людей, вот только места их обитания – хрустальные чертоги, а все потому, что русские русалки – это -утопленницы, живущие на дне реки или озера. Нередко местом жительства русской русалки становится колодец. В нем она хранит влагу бессмертия.

Согласно представлениям древних славян, русалки – это умершие некрещеные или девушки-утопленницы. Именно под водой суждено коротать им свой век, поэтому в их сердце живут два чувства: любовь к смертному прекрасному и ярое желание мести за свою загубленную судьбу.

Откуда берутся мифы и легенды о русалках?

Легенды и мифы о русалках были широко распространены еще в эпоху средневековья. Например, одно из первых литературных упоминаний об этих созданиях датируется 1366-м годом: о русалках говорится в «Романе о розе», который написал Джеффри Чосер. Там можно прочитать такие строки: «То было чудо, подобное пению морских русалок». Вообще легенды о русалках – это настолько завораживающее и популярное явление, что сами «виновницы торжества», будучи порождениями человеческих фантазий, превратились уже в вечный и узнаваемый символ.

В современном мире легенды и мифы о русалках складываются на основании чьих-либо историй, проверить подлинность которых не представляется возможным. Большинство легенд слагают моряки, которые якобы встречали русалок на пути хода своих кораблей. Например, некоторые источники описывают события со слов тех или иных матросов, которые якобы видели русалок в море и даже пытались заговорить с ними, однако те не произнесли ни слова.

Еще один исторический факт описывает встречу с русалкой в Нидерландах. Якобы семья, живущая в одной из голландских деревень, приютила русалку, которая прожила у них более 15-ти лет. Когда она , то ее якобы похоронили как крещеную.
Согласно некоторым источникам, встречи с русалками имели место быть и в Великую Отечественную Войну. Описывается случай встречи с каким-то неизвестным земноводным существом, напоминающим человека. Якобы солдат, отставший от своего взвода, шел по лесной дороге и увидел, как на ней что-то или кто-то лежит.

С виду это был бородатый мужчина, но весь в рыбьей чешуе. Вместо пальцев у него виднелись перепонки. Когда солдат перевернул это существо на спину, то понял, что лицо у него – человеческое. Существо знаками показывало солдату, куда его следует отнести: это было небольшое лесное озеро. Солдат выполнил желание чешуйчатого создания, после чего оно благополучно скрылось в глубине.

славяне называли все чистое и светлое. Возможно, название возникло потому, что русалки всегда жили в воде, а вода тогда была необыкновенно чистой и прозрачной.

Кто такие русалки?

Согласно древнеславянским верованиям, русалки – это фантастические обитательницы всех вод и источников Земли. Считалось, что русалками становятся девушки, умершие, так и не успев вступить в брак, особенно просватанные невесты; либо младенцы, умершие некрещенными.

Отличительные черты русалок – гладкая белоснежная кожа и длинные зеленые волосы. При свете Луны они поют удивительные песни своими волшебно прекрасными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Могут завлечь русалки и случайного прохожего, особенно когда в лунную ночь выплывают из воды, садятся на ветку плакучей ивы и расчесывают выточенным из рыбьей кости гребешком свои чудесные зеленые кудри. Лишь одно нужно русалке от человека: защекотать его до смерти и утопить.

Встречи с русалками

Летом, начиная с Троицына дня, русалки гуляют по земле. В это время ни одна девушка не решится пойти в лес в одиночку, ведь если встретятся ей русалки, то завлекут, заманят ее к себе, и обратного пути ей уже не будет.

В лесу русалки обитают на плакучих березах, поэтому девушки в Русальную неделю ходили в лес – березки завивать. Они связывали разноцветными лентами березовые ветви, делая качели для русалок.

Если все же повстречать в лесу русалку, отвадить ее можно при полыни. Нужно успеть бросить эту в глаза русалке, и тогда она навсегда оставит человека в покое.

В более поздние времена представления о русалках существенно . Веселые речные девушки превратились в весьма неприглядных, злобных и мстительных существ.

Поверья о русалках нашли отражение и в повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Правда, в ней превратившаяся в русалку панночка приносит главному герою Левко только добро. В благодарность за то, что он помог найти и наказать ее мачеху-ведьму, панночка помогает Левко жениться на любимой девушке Ганне.

Стали русалки и персонажами русских – Ивана Крамского, Константина Маковского и Константина Васильева.

Какими бы ни были русалки – прекрасными или отталкивающими, добрыми или злыми, поверья о них, как и многие другие поэтические верования славян, существенно обогатили русскую культуру.

Связанная статья

Под русалками понимают совокупность всех упоминаемых в фольклоре и в сообщениях очевидцев разнообразных человекоподобных существ или духов, ведущих водный или полуводный образ жизни. Русалки могут внешне почти не отличаться от людей, а могут иметь в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы.

Восточнославянские русалки по преимуществу — женщины (утопленницы), западноевропейские — обычно женщины с рыбьими хвостами (антропоморфные существа, по внешнему виду наследники древнегреческих тритонов и сирен). В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

Женщинами с рыбьими хвостами иногда изображались сирены, персонажи древнегреческой мифологии, обладательницы прекрасных голосов.

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia.

Мужчины с рыбьими хвостами - тритоны, Нерей. Дочери Нерея - нереиды, зачастую хвостатые, входили в процессию Посейдона и Амфитриты.

В озёрах и реках жили нимфы (человекоподобные, без хвостов). Древнегреческий и римский каноны очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.

Было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море.

Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море.

Сказка Андерсена "Русалочка" (1836) популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.

Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки — человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками.

Германская русалка - ундина - обычно без хвоста, с красивыми волосами. По преимуществу,обитает в речных водах.

Персонаж немецкого фольклора и литературы Лорелея (Loreley) - красивая девушка, которая сидит на одноименной скале над Рейном, расчесывает волосы и заманивает пением рыбаков. Сюжет обработан Гейне, существует балет и опера.

Русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и др. — один из низших духов в славянской мифологии, обычно вредоносный.В русалок превращаются умершие девушки, приемущественно утопленницы, люди, купающиеся в неурочное время, те, кого нарочито утащил водяной к себе в услужение, некрещеные дети.

Чаще всего русалки живут в воде, но иногда в полях — полуденицы, или на деревьях — «древесные русалки». Обычно женщины, хотя бывают рассказы о русалках-мужчинах. Иногда русалка выступает в качестве берегини, спасающей утопающих.

Представляются в виде красивых девушек с длинными волосами (ср. южнославянских вилы, западноевропейских ундины), реже — в виде косматых безобразных женщин (у северных русских).

Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут.

Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и карнавальных персонажей (типа Костромы, Ярилы), смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и связь русалок с миром мертвых: по-видимому, под влиянием христианства русалки стали отождествляться лишь с вредоносными покойниками, умершими неестественной смертью.

В русальную неделю (следующую за троицей), русалки выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг - ручальичин велик день. Поэтому в эту неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни необходимо было брать с собой полынь, которую русалки якобы боятся.

Некоторые миссионеры в Анголе рассказывали о встречах с русалками, живущими в местных реках и озёрах, которых туземцы отлавливали и поедали, что также было описано миссионерами. Стоял вопрос о том, есть ли у этих существ душа и можно ли рассматривать поедание их как каннибализм, хотя истории эти весьма сомнительны в своей правдивости.

В исландских хрониках XII века упоминается о полуженщине-полурыбе, наблюдавшейся возле острова Гримсей (у берегов Гренландии). «Чудовище это имело совершенно отталкивающий лик: широкие брови, пронзительный взгляд, огромный рот и двойной подбородок».

Из исландской летописи «Speculum Regale» (XII век): «У берегов Гренландии встречается чудовище, которое люди называют „Маргигр“. Существо это до пояса выглядит, как женщина, у неё женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у неё во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе — у неё рыбий хвост, чешуя и плавники».

Также в других хрониках отмечалось, что «в 1161 году в море близ Орфорда на английском побережье был пойман дикий человек без хвоста, с телом, покрытым волосами, но лысый, которого бросили назад в море. Это случилось после того, как никто не смог заставить его говорить».

По книге Сиго де ля Фонд «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное», в Голландии «в 1403 году после ужасной бури, разорвавшей плотину ВестФрисландскую, на лугу нашли морскую женщину», запутавшуюся в водорослях. «Привезли оную в Харлем, одели, научили вязать чулки» и кланяться перед распятием. «Употребляла она человеческую пищу и жила нескольких лет (по другим источникам — до 15 лет), не научившись говорить». Утверждалось, что она часто безуспешно пыталась бежать в море; её похоронили по христианскому обычаю.

Х.Колумб во время первого плавания (1492—1493гг.) писал, что видел у побережья Гвианы трёх русалок.

Из корабельного журнала Г.Гудзона, которые он вёл, плавая у берегов Нового Света: «Сегодня утром один из моей команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Тогда он стал звать остальных, и пришёл ещё один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя, волна её опрокинула. Вверх от пупка её грудь и спина были как у женщины… у неё была очень белая кожа, длинные чёрные волосы свисали назад. Когда она нырнула, они увидели её хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещрённый пятнышками, как у макрели. Имена матросов, которые её видели: Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.»

Из мемуаров капитана английского флота Ричарда Уитбурна: «Не могу не сказать несколько слов о странном существе, которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное существо очень быстро подплыло ко мне, радостно глядя мне прямо в лицо. У него было лицо женщины; глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы. На голове её было много синих полосок, напоминавших волосы, но, несомненно, это не были волосы. Я и человек из моего экипажа, что был тогда со мной и который жив и сейчас, разглядывали существо это довольно долго. Когда оно приблизилось к нам поближе, я, опасаясь, чтобы оно не бросилось на меня, отступил назад, оставаясь от него на длину копья… Существо же это, заметив, что я отступил, нырнуло и поплыло к месту, где я высадился какое-то время назад. При этом оно часто оборачивалось на меня. Я же теперь смог рассмотреть его плечи и спину до пояса, которые были квадратны, белы и гладки, как у человека. Каким тело его было спереди, от шеи и ниже, я рассмотреть не смог.

Какое-то время спустя это же существо подплыло к лодке, в которой был в тот момент мой слуга Хоридж, ныне капитан Ост-Индийской Компании. Существо ухватилось двумя руками за край лодки и пыталось в неё забраться. Бывшие в лодке перепугались, и один из них со всей силы ударил его по голове. Тогда оно оставило их в покое. Позднее оно приблизилось ещё к двум лодкам в той же гавани, которые стояли у берега».

Имеется статья Н. Н. Непомнящего «Существуют ли люди-рыбы?» о том, что испанский журналист Икер Хименес Элизари нашёл церковные документы о легендарном Франсиско дела Веге Касаре, якобы жившем в Лиерганесе (Кантабрия) и с детства показывавшем способность плавать лучше других. В них сообщается, что когда Франсиско исполнилось 16 лет, он уехал в бискайский город Лас-Аренас, чтобы учиться на плотника. В 1674 г. он во время купания был унесён сильным морским течением и пропал без вести. В феврале 1679 г. возле бухты Кадиса рыбаки поймали гуманоида, наблюдавшегося на протяжении нескольких дней в воде. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Отмечалось, что он ревел и рычал; 12 человек требовалось, чтобы его удержать. Три недели существо пробыло в монастыре францисканцев, где над ним производили обряд экзорцизма. В январе 1680г. его повели в Кантабрию, где мать пропавшего Франсиско Касаре и его братья признали в существе своего сына. Когда он жил в посёлке, то питался сырым мясом или рыбой, почти не разговаривал. В 1682г. он вырвался и навсегда скрылся в воде.

В 1682г. также возле города Сестри (Италия) был пойман «морской человек», на которого ходили посмотреть. «В течение дня его усаживали на стул, что убедительно говорит о том, что его тело достаточно гибко и имеет суставы, чего нет у рыб. Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и всё это время ничего не ел и не пил».

В некоем издании 1717г. изображено существо, похожее на русалку, о котором написано: «Похожее на сирену чудовище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину 1,5 метра, телосложением похоже на угря. Прожило на суше 4 дня и 7 часов в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мышиный писк. Предложенных моллюсков, крабов, морских раков есть не стало…»

В 1737г. в журнале «Gentleman’s magazine» писалось о том возле английского города Экстер рыбаки, вытаскивая на берег сеть, обнаружили, что в ней запуталось неизвестное существо в 4 фута с хвостом, «как у лосося», и забили его палками. «Тварь эта, умирая, стонала, как человек. Глаза, нос и рот у неё оказались тоже как у человека. Нос, правда, слегка был приплюснут». Тело выставлялось в Экстере.

Журнал «Scot’s magazine» за 1739г. сообщал, что команда корабля «Галифакс» поймала на побережье острова Маврикий несколько русалок, зажарили и съели их. Их мясо они сравнивали с телятиной.

Летом 1797г. школьный учитель Уильям Манро (Монро, Мунро) шёл по пляжу в городе Сурсо (графство Кейтнесс) по направлению в Сенсайд Хед (Северная Шотландия). Внезапно он заметил на труднодоступной, выступающей из моря скале, плавать возле которой смертельно опасно, наполовину погружённое в воду существо: «моё внимание привлекла фигура, напоминавшая обнажённую женщину; она сидела на выступающей из моря скале и расчёсывала свои светло-коричневые волосы, рассыпавшиеся по плечам. У неё был круглый лоб, пухлое лицо, румяные щёки, обычные, как у всех людей, рот и губы. Зубов я не видел, поскольку рот был закрыт. Грудь, живот, руки и пальцы как у нормального взрослого человека; судя по тому, чем русалка занималась, перепонок на пальцах у неё не было, хотя за это я не поручусь. После того, как я увидел её, она просидела на скале ещё 3—4 минуты, расчёсывая свои волосы, длинные и густые, которыми она, похоже, гордилась, а потом нырнула в море и больше уже не показывалась. Я прекрасно рассмотрел её, поскольку стоял близко и прямо над той скалой, где она сидела, а солнце светило ярко». 8 сентября 1809г. сообщение Манро было напечатано в газете «Times». В письме к газете он писал: «Должен заметить, что до того, как я увидел это собственными глазами, мне нередко случалось слышать такие рассказы, причём от лиц, в чьей правдивости я никогда не позволил бы себе усомниться. Но тогда, как и многие, я не был склонен верить этим свидетельствам. Должен признаться, что только когда я увидел сам этот феномен, я убедился в его реальности. Я буду рад, если это моё свидетельство будет способно в какой-то степени утвердить факт реальности этого феномена, который натуралистам представляется невозможным, или поколебать скептицизм других, готовых оспаривать всё, если только они не видели этого собственными глазами».

В 1819г. в Ирландии в прибое, возле берега, заметили русалку. На берегу стало собираться много людей, пока один из них не выстрелил в существо, которое «с пронзительным криком ушло под воду».

В 1823г. в Дании была создана королевская комиссия по изучению сообщений о русалках.

В трактате Александра Кармайкла (англ. Carmichael) «Carmina Gadelica» (1900г.) упоминается, что в 1830г. на острове Бенбекьюла в Гербидах (Великобритания) местные жители, собирая водоросли, заметили в воде, возле берега, существо, «представляющее собой как бы женщину, только в миниатюре». После неудачных попыток его поймать, кто-то запустил в него камень. Через несколько дней к берегу на расстоянии 3 км прибило труп неизвестного существа. Местный житель так его описал: «Верхняя часть этого существа была, как у хорошо упитанного ребёнка трёх-четырёх лет, но с ненормально развитыми грудями. Волосы — длинные тёмные и блестящие, кожа белая и мягкая. Нижняя часть тела представляла собой хвост, как у лосося, но без чешуи». Много людей засвидетельствовало наличие этого трупа, местным шерифом Дунканом Шоу было приказано сшить для него саван и изготовить гроб. Очевидно, Кармайкл получил эти сведения от самих очевидцев; он посещал те места. Уже в XX веке была предпринята попытка отыскать могилу существа, которая окончилась неудачей.

31 октября 1881г. в американских газетах писалось, что на берегу было найдено неизвестное существо. Репортёр бостонской газеты, сам наблюдавший труп, описал его так: «Это морское чудо хорошо сохранилось. Голова и тело её убедительно показывают женское её начало. Черты лица, глаза, нос, зубы, руки, груди и волосы — всё это совершенно человеческое. Волосы на голове светлые, шелковистые, несколько дюймов в длину. Кисти рук завершаются, однако, не пальцами с ногтями, а когтями, напоминающими когти орла. Выше пояса она представляет собой полное подобие женщины. Ниже пояса тело этого существа совершенно такое же, как у кефали, что водится в здешних водах: чешуя, плавники и точно такой же хвост».

В 1900 г. на севере Шотландии некто Александр Ганн видел с расстояния 6-7 футов облокотившееся на риф существо, напоминающее женщину с волнистыми золотисто-рыжими волосами, зелёными глазами и дугообразными бровями.

Из книги Майи Быковой «Легенда для взрослых» (1990): "В 1952 году я, М.Сергеева, работала на лесозаготовительном участке «Балабановск» в Западной Сибири. Заготовляли лес зимой, а весной сплавляли по реке Карайга. Местность вокруг болотистая… Много здесь и озёр. Одно из них, Порасье, километрах в двенадцати от участка. На него-то 4 июля мы и отправились: я, старик сторож с племянником Алексеем и Таня Шумилова… До места добрались уже в одиннадцатом часу вечера… Когда мы утром проснулись… я заметила, что недалекоза деревьями вроде бы ещё одно озеро виднеется… Мы с Таней и Алексеем решили наведаться к тому озеру, благо до него всего метров двести… Спутники мои решили искупаться, а я сняла платок, положила на корягу и присела на бережку. Алексей был уже в воде и звал Таню, когда та вдруг вскрикнула, схватила одежду и бросилась в лес. Алексей стоял неподвижно и смотрел перед собой округлившимися глазами. И тут я увидела, как к его ногам тянется чья-то рука. Под водой к Алексею плыла девушка. Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными чёрными волосами, которые тут же убрала с лица. На меня глянули её большие синие глаза, девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я заорала, вскочила, рванула его за волосы из воды. Заметила, как при этом зло сверкнул взгляд водяной девушки. Она схватила мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду".

20 декабря 1977г. корреспондент южноафриканской газеты «Pretoria news» сообщал, что в пригороде Лусаки (Замбия), после разлива реки в коллектор для сбора воды занесло русалку, которая выглядела, «как белая женщина».

В августе 1992 г. рыбаки из посёлка Ки-Бич (Флорида) в километре от берега увидели лежащих на воде «полулюдей-полутюленей» с большими головами, похожими на человеческие, крупными глазами и длинными руками, оканчивающимися перепончатыми кистями. При виде баркаса, отплыли в сторону и описали возле него круг, а затем ушли на глубину. Когда рыбаки через час вытащили сеть, то заметили, что в нескольких местах она порезана.

Вот некоторые теории, объясняющие явление:

1 . Согласно некоторым легендам, русалки являются бесами, питающимися человеческим мясом. Моряков они завлекают своими пением и музыкой или же запахом своего тела.

2 . Широко распространено мнение, что рассказы о русалках навеяны наблюдением таких животных, как сирены (дюгони, Морские коровы и ламантины), дельфины и ластоногие, якобы издалека неотличимые от людей. В частности, считается, что морская корова, поедающая водоросли, может быть похожа на серого получеловека-полурыбу с зелёными волосами. Вокруг подобных идей строятся некоторые из приведённых ниже. Данная версия всё же неспособна объяснить все вышеозначенные случаи наблюдения русалок, когда криптиды наблюдались с близкого расстояния, но всё же вполне применима к фольклору и суевериям, связанным с русалками.

3. В 1981г. канадские учёные В.Лен и И.Шредер попытались объяснить описанные в средневековых скандинавских рукописях сообщения о наблюдении русалок сильно искажёнными в результате преломления света в атмосфере изображениями морских зверей.

4. По мнению психотерапевта Линды Картер-Эйк, океан, воздействуя на подсознание человека, вызывает у него в воображении образ русалки. Существует также мнение, что во время долгих плаваний моряки, страдающие от скуки и полового воздержания, могли принимать морских млекопитающих за женщин.

5. Также есть мнение, что рассказы о водяных людях происходят от различных кожных заболеваний, при которых человек покрывается образованиями, похожими на чешую. Примером подобного заболевания может служить псориаз.

6 . Известны истории о сфабрикованных телах русалок, изготовленных из сшитых верхней части тела примата и нижней части рыбы. Одна из таких «русалок», утверждают, была изготовлена в XVII веке. Также известно, что Ф. Т. Барнум однажды зарабатывал тем, что выставлял фальшивый труп русалки.

7. В 1991г. в журнале «Наука и жизнь» (№ 4) был помещён реферат статьи Карла Банзе под названием «Основы биологии русалок», где на основе сообщений различных эпох делается попытка описать русалок и представить их неизвестными зоологической науке водными млекопитающими, обитающими в прибрежных водах тёплых морей. По мнению Банзе, существовало три вида русалок:

  • Русалка обыкновенная обитала в Средиземном море и у атлантических берегов Испании и Португалии».
  • Русалка индийская. «Этот вид жил у атлантического побережья Америки».
  • Русалка эритрейская обитала в Красном и Аравийском морях, а также в Индонезийском архипелаге».

«Несмотря на крупный мозг и способность трудиться, — пишет Банзе, — культура русалок не была высокоразвитой. Использованию огня, а значит, получению металлов и керамики, мешала водная среда обитания. Отсутствие в морях растений с волокнами, пригодными для прядения, помешало русалкам изобрести ткачество и одежду». Автор статьи полагает, что снижение количества сообщений о русалках могло быть следствием усовершенствования водного транспорта, позволившего «морякам перейти от плавания у берегов, где можно было встретить русалок, к плаванию в открытом море», а также вымиранием русалок. «Причина этого вымирания — главным образом усиление рыболовства в прибрежных зонах и загрязнение моря. В результате усиленно размножаются медузы, а русалки, с их нежной кожей, особенно в верхней половине тела, не могли перенести нападения жгучих медуз».

В 1960г. член Королевского общества профессор Элистер Гарди предположил, что человек произошёл не от других приматов, а от обезьяноподобных существ, живущих под водой. Элайн Морган (англ. Morgan) развила эту идею в книге «The Aquatic Ape» (1982г.).

Впрочем, такая идея высказывалась ещё в XVII веке, когда часовой на крепостной стене Булоня (Франция), заслышав в море шум, пристрелил мужеподобного гуманоида с хвостом, как у рыбы. Когда автор описывал его, он заключил, что он является предком всех людей белой, чёрной и жёлтой рас.

«Кто такие русалки и сирены ? Их еще называли морскими девами. В безветрие они подплывают к кораблю, и все матросы сбегаются посмотреть на них. Но русалки держатся на почтительном расстоянии, и матросам не удается как следует разглядеть их.

У русалок длинные волосы. Иногда они поднимаются из воды до пояса и рассматривают корабль и матросов. Тело у них красивое, но только та часть его, что видна над водой. Нижняя же часть тела покрыта чешуей, как у рыб!

Вместо ног у них рыбий хвост. Иногда они выходят на сушу. Были случаи, когда русалка влюблялась в молодого рыбака, но это никогда добром не кончалось...»
Такова, стало быть, русалка - морская дева. Тысячи лет рассказывали о русалках сказки и никогда не сомневались в их существовании.

Довольно трудно было бы проследить родословную русалок. «Греки тоже их хорошо знали. Говорили, что отец русалок Нерей, морской бог, а мать - Дорида. Водились в море и мужи морские - тритоны. Это были, собственно говоря, боги низшего ранга и были у них музыкальные инструменты - морские раковины и тритонов трубы, игре на которых они с удовольствием предавались. Рассказывают также, что морской народец беспрепятственно размножался, и так могло сохраниться царство сирен, или русалок .»

Здесь, пожалуй, самое время остановиться и внести некоторую ясность в терминологию. В приведенном отрывке морских дев уже называют сиренами, а это неверно. Сирены - это птицы с человеческой головой. Они также вертелись около кораблей, соблазняя матросов и словно чайки, летали над палубой. Но со временем сиренами стали называть и морских дев. Во времена Римской империи уже хорошо знали серен (сирен), то есть морских дев.

Латинское слово «серенус» означало «ясный», «безоблачный» и использовалось применительно к погоде, но не к человеку, и мы не знаем, почему морских дев назвали
сиренами. Иногда и наяд считают морскими девами. Но с этим уже никак нельзя согласиться, поскольку наяды - это водяные феи, и живут они в родниках и небольших озерах и испытывают непреодолимое отвращение к соленой воде.

Вот что писал Плиний о морских девах: «Тело нереид (дочерей Нерея и Дориды, то есть русалок) покрыто чешуей, хотя они похожи на человека. Одну из них, действительно, видели на берегу, но она уже умирала и люди издалека слышали ее печальную песню.
Один галльский легат писал божественному Августу, что видел в тех местах скончавшуюся морскую деву.

От лиц, принадлежавших к рыцарскому , я слышал, что в океане, у Кадикса видели морского человека, все тело все тело которого походило на человеческое. По ночам он будто бы взбирается на палубу кораблей. Та часть тела, на которой сидит, скрыта под водой и если долго остается в таком положении, то совсем опускается на дно морское

Во втором веке до нашей эры Павсаннй подробно описал тритонов. Из этого описания мы узнаем, что «тело у них маленькое и покрыто твердой чешуей, волосы из водорослей. Слуховые проходы за ушными раковинами, нос нормальный, рот большой, зубы человеческие, руки тонкие. Ноги сросшиеся, и конец тела напоминает, дельфиний хвост.

В исландской хронике 1215 года о Тритонах говорилось; «... шея, голова, нос и рот похожи на человеческие с той только разницей, что голова длинная и острая. Плечи широкие, руки короткие. Тело книзу сужается и какой формы ниже пояса, видно не было. Взгляд
пристальный.»
Морские девы: «Тело до пояса как у женщины, груди большие, полосы редкие. Руки длинные с перепончатыми пальцами.»

Невозможно перечислить все описания морских дев и тритонов, но остановимся, однако, на книге Бенуа-де-Майе, вышедшей в свет в 1755 году. «Эти существа были пойманы голландцами в 1708 году у германского побережья. От людей отличаются только речью. Такие человекоподобные существа встречаются и на острове Мадагаскар. Ходят на задних конечностях так же, как мы с вами. Говорить не умеют, хотя понимают человеческую речь. Скорее всего, это люди такой породы, далекие предки которых родились из морской
пены. Со временем, но мере того, как сменялись поколения, некоторые из них научились говорить.»

Сказки о сиренах и русалках бытуют и в наши дни. Есть люди, которые уверены, что во всем этом есть какая-то доля правды. И сегодня встречаются люди, утверждающие, что своими глазами видели русалок. «Очевидцы» рассказывают, что «русалки эти некрасивые,
маленькие - не более полутора метров - существа с уродливой малюсенькой головой; волосы длинные, тело заканчивается рыбьим хвостом; встречаются они теперь все реже и реже.»

Родина этих малорослых уродливых русалок - Япония, где они появились в начале девятнадцатого века. Японские ремесленники уже в то время отличались необыкновенной изворотливостью и изобретательностью. Они изготовляли множество самых разнообразных украшений, игрушек и кукол, среди которых были и русалки. Русалку смастачили из обезьяньей головы, рыбьего тела и конского волоса.

Да так ловко, что поделка воспринимается как единое целое. Около ста лет назад такие причудливые сувениры производились в больших количествах и вывозились в Европу. Ученые долгое время верили в существование австралийского утконоса, считая его изобретением японских ремесленников. Кто еще мог приделать утиный нос к телу млекопитающего?!

Несколько столетий назад морские коровы были довольно многочисленны. Жили они в устьях рек, на мелководье и часто попадали в поле зрения моряков, так как парусники тогда ходили преимущественно вдоль побережья и часто спасались от штормов в устьях
рек.

Loading...Loading...