Отмечают ли год после смерти. Что делать в течение года после похорон

В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том как правильно поминать усопших.

Какой молитвой поминать усопших? Как часто поминать усопших?

Умерших христиане поминают каждый день. В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Зачем поминать усопших?

Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь. Когда живы — мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие, но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем. Лучший способ изменить посмертную участь усопшего — это молитва о нем.

Когда поминают умерших? В какие дни поминают усопших? В какое время дня можно поминать?

Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи.
Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, — так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату:
Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 5 марта 2016 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста 26 марта 2016 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста 2 апреля 2016 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста 9 апреля 2016 года.
Радоница 10 мая 2016 года
9 мая — Поминовение усопших воинов
Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы). 18 июня 2016 года.
Суббота Димитриевская (суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского, который отмечается 8 ноября). 5 ноября 2016 года.
Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением — на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.

Как поминают на 9 дней? Как поминают на 40 дней? Как поминать на 
полгода? Как поминать на год?

Девятый и сороковой дни со дня смерти — особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам.
Полгода — такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться.
Годовщина — это день памяти, когда мы — те, кто любил человека, — собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18 20). И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, — это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят.

Надо ли поминать в день рождения?

Да, я считаю, что на день рождения человека поминать нужно. Момент рождения — один из значимых, великих этапов в жизни каждого, поэтому будет хорошо, если вы сходите в храм, помолитесь дома, съездите на кладбище, чтобы помянуть человека.

Можно ли отпевать самоубийц? Как поминать самоубийц?

Вопрос по поводу отпевания и церковного поминовения самоубийц — очень неоднозначный. Дело в том, что грех самоубийства — один из тяжких. Это знак недоверия человека к Богу.
Каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно, потому что самоубийства бывают разные — осознанные или неосознанные, то есть в состоянии тяжелого психического расстройства. Вопрос, можно ли отпевать и поминать в храме крещеного человека, который покончил с собой, целиком лежит на ответственности правящего архиерея. Если трагедия случилась с кем-то из ваших близких, вам необходимо прийти к правящему архиерею той области, где жил почивший, и попросить разрешение на отпевание. Архиерей рассмотрит этот вопрос и даст вам ответ.

Что касается домашней молитвы, то вы, безусловно, можете поминать человека, который покончил с собой. Но самое важное — в его честь и память творить добрые дела.

Чем можно помянуть? Можно ли помянуть водкой? Почему поминают блинами?

Тризны, поминальные трапезы, пришли к нам из глубины веков. Но в древности они выглядели по-другому. Это было угощение, застолье не для родственников умершего, а для нищих, калек, сирот, то есть тех, кто нуждается в помощи и никогда сам себе не сможет устроить подобную трапезу.
К сожалению, со временем тризна превратилась из дела милосердия в обычное домашнее застолье, причем часто с обильным употреблением алкоголя…
Разумеется, такие возлияния никакого отношения к настоящему христианскому поминовению не имеют и никак на посмертную судьбу покойного повлиять не могут.

Как помянуть некрещеного?

Человек, который не захотел соединить себя с Церковью Христовой, естественно, в храме поминаться не может. Его посмертная участь остается на усмотрение Господа, и мы здесь повлиять на ситуацию никак не можем.
Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их честь и память. Стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верными Христу, вспоминая все хорошее, что сделал за свою жизнь тот, кто умер некрещеным.

Как поминают мусульман? Как поминают евреев? Как поминают католиков?

В этом вопросе нет разницы, мусульманин ли был умерший, католик или иудей. Они не находятся в лоне Православной Церкви, поэтому поминаются как некрещеные. Их имена нельзя писать в записках на проскомидию (проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет), но в их память можно творить добрые дела и молиться дома.

Как в храме поминать усопших?

В храме поминаются все те умершие, кто сочетал себя с Христовой Церковью в Таинстве Крещения. Даже если человек по каким-то причинам не ходил в храм в течении жизни, но крещен был, его можно и нужно поминать. Вы можете перед Божественной Литургией подать записочку «на проскомидию».
Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».
В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».
Также в храмах проходят специальные поминальные службы — панихиды.

Можно подать отдельно записку на панихиду. Но важно не только подать записку, но и постараться лично присутствовать на службе, где она будет читаться. О времени этой службы можно узнать у служителей храма, которым подается записка.

Как поминать усопших дома?

В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Как поминать в пост?

Во время поста бывают особые дни поминовения усопших — Родительские субботы и воскресный день, когда служатся полные (в отличие от сокращенных в другие дни поста) Божественные Литургии. Во время этих богослужений совершается проскомидийное поминовение умерших, когда за каждого человека из большой просфоры вынимается частичка, символизирующая его душу.

Как поминать новопреставленного?

С первого дня упокоения человека над его телом читается Псалтирь. Если умерший — священник, то читается Евангелие. Псалтирь надо продолжать читать и после похорон — до сорокового дня.
Также новопреставленный поминается на отпевании. Отпевание положено совершать на третий день после смерти, и важно, чтобы проводилось оно не заочно, а над телом почившего. Дело в том, что на отпевание приходят все те, кто любил человека, и молитва их — особая, соборная.
Помянуть новопреставленного можно и жертвой. Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи — одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.

Когда поминать родителей?

Особых дней, когда нужно поминать именно родителей, тех, кто дал нам жизнь, в Церкви нет. Родителей можно поминать всегда. И на Родительские субботы в храме, и ежедневно дома, и подавая записочки «на проскомидию». К Господу можно обращаться в любой день и час, Он обязательно вас услышит.

Как поминать животных?

Животных в христианстве поминать не принято. Учение Церкви говорит о том, что жизнь вечная уготована только человеку, так как душа, о которой мы молимся, есть лишь у человека.

Человек не умер - просто вышел...

Человек не умер, просто вышел...
Он оставил в доме всё, как есть...
Просто он не видит и не слышит,
Хлеб земной ему уже не есть...

Просто стал он не таким, как люди,
Он открыл другой... астральный путь...
Где иная жизнь... иная мудрость
Где иная соль... иная суть...

В книжице останется закладка
На странице о его любви...
На столе записка... очень кратко:
«Вспоминай, но только … не з о в и...»

Человек не умер... просто вышел
И развёл воздушные мосты
Между берегами прошлой жизни
И ещё невидимой черты...
Елена Громцева.

В год после смерти человека считается, что душа умершего уже нашла успокоение. За год, который прошел со дня смерти человека, считается, что его душа воссоединилась с душами предков и теперь можно поминать всех усопших. По христианским обычаям существуют специальные родительские дни (радоница), когда поминают всех усопших.

Важно!!!

В день, когда исполняется год после смерти человека, Близкие и родственники в первой половине дня посещают могилу усопшего и заказывают в церкви заупокойную службу.

По христианским обычаям на могилу кладут только живые цветы и венки из них. Традиция украшать могилу живыми цветами восходит к древним римлянам, которые в мае приносили на могилы предков букеты живых цветов. В России в 1889 году Синод Православной церкви запретил на похоронах, проводимых по христианским обычаям, использовать венки и надписи на них. Запрет объяснили тем, что все эти цветики-веночки отвлекают верующих от основного занятия на похоронах - молитвы о спасении души усопшего. Запрет до наших дней изжил себя. Сегодня традиционно кладут на могилу живые цветы и венки, полагая, что человек, как и цветок никогда не умирает бесследно и ему даровано воскресение и вечная жизнь, так как душа человека бессмертна.


Памятник

К годовщине обычно устанавливают на могиле памятник с краткой эпитафией по усопшему. После того, как в церкви будет отслужен молебен, родственники идут на кладбище, где украшают могилу цветами и жгут поминальные свечи. Всех присутствующих приглашают на поминальный обед, который может быть организован дома или в кафе.

В чем разница поминок на годовщину смерти от поминок сразу после похорон?

Разница в том, что к годовщине на могиле устанавливают памятник и считается, что душа усопшего уже нашла успокоение.


Смысл поминок

В меню поминального обеда традиционно включены кутья, блины и яйца. Из остальных блюд подают самые привычные и те, которые любил покойник. Не перегружайте стол излишествами в виде икры и огромных тортов. Из алкоголя выпивают, не чокаясь, только одну рюмку водки на помин души. Вино и другие алкогольные напитки не подают.


Поминки на 1 год после смерти правила проведения

Рассмотрим номерологическим (числовым) методом событие, которое связано с уходом человеческого существа из жизни, т.е. состояние смерти. Пребывание в невидимом мире занимает какое-то время, которое на условном языке землян видимого мира обозначено в сорок дней. Это число 40 стало для нас важным знаковым числом, его мы приписываем Душе человека, продолжающего своё бытие в другой реальности.

Обратим внимание на действия, совершаемые нами в память по ушедшим близким людям, друзьям, знакомым, называемые – поминки.

То, что мы делаем.

Возвратясь с кладбища (или из крематория), мы собираемся вместе, чтобы в этот день почтить память об умершем человеке.

Это первые поминки.

На девятый день мы собираемся второй раз и это уже вторые поминки.

Третьи поминки – приходятся на сороковой день.

Пользуясь номерологическим языком (методом познания) попробуем объяснить правильность наших действий во время смерти близкого нам человека, знакомого или любого другого.

Номерология – это наука, объясняющая смысл происходящих событий. Она указывает на точность, выявляя ошибки, заблуждения (что происходит от незнания) в чём-либо. Эта точность позволяет правильно совершать любые действия, согласованные с Природой, чтобы не уклоняться от гармонии.

Пояснение.

Смерть – состояние перехода (от жизни к другому состоянию бытия), который занимает определённый отрезок времени. Методом аналогии мы можем найти подобие смерти в нашей жизни. Время смерти придётся на ночную часть суток, когда «умирает» прошедший День (утро, день, и вечер – триединство). Ночь для нас будет являться временем перехода, а сон – смертью.

Утро мы можем принять за начало своей жизни, если будем так рассматривать всю жизнь; день – это вся наша жизнь до старости, а вечер – наша старость и завершение жизни. Ночь – наша смерть и уход из жизни.

Нумеруя по порядку части суток, получим: 1 – утро, 2 – день, 3 – вечер, 4 – ночь. Число 4 окажется переходным: от одних суток к другим, а значит, и от одной жизни к другой.

Наши сновидения, являющиеся символом смерти, окажутся «поминками» для нас, т.к. чаще всего в сновидениях вспоминаются события земной жизни, и это утро, день и вечер. Эти поминки совершаются в состоянии перехода от одних суток к другим, чем является ночь.

Переход получил у нас свой символ – это число 4. Таким образом, то, что предшествует переходу, т.е. старость, конец, вечер – будет символично числом 3.

Умерший человек проходит свой смертный путь в невидимом для нас, но не для него, мире также от 1 до 4. И там есть начало пути, словно утро, продолжение пути – день и завершение его – вечер. Далее переход – ночь.

О Теле человека.

В такие «ночи-переходы» мы можем поминать ушедших из нашей жизни людей.

Для того чтобы понять: что собою представляют эти периоды, надо знать устройство человеческого существа. В этом мире, где живём мы, у нас есть Тело, которое всем видно. Но оно лишь качество , отражающее невидимое количество . Это количество – есть невидимые три тела: эфирное – жизненное тело, астральное – чувствительное тело и ментальное – мыслительное тело. Вместе с физическим видимым Телом все тела составляют одно существо человека. (1 + 2 + 3 + 4 = 10, а 10 = 1 + 0 = 1 – единица).

С окончанием жизни (а конец – это число 3) умерший начинает прощаться со своим Телом плоти, которое имеет четыре тела: три невидимые количественные и одно видимое качественное (начинает «прощаться» с каждым телом по очереди).

Первое тело, которое оставляет усопший – это физическое, качественно -видимое Тело. Т.к. оно качественное , то оно не делится на части и не измеряется по отдельности. Проживая части Суток (утро, день и вечер), Тело остаётся единым, но четвёртым по счёту, а считаются три количественных тела невидимого мира.

Так же и время ночи, являясь четвёртой частью – едино для сновидений, где бывает всё поочерёдно: и утро, и день, и вечер.

Это означает: что три тела – это три единицы (1 1 1), которые отображаются в четвёрке своим триединством. Для того чтобы это представить, надо вообразить треугольник (полу квадрат), который отражается точно таким же треугольником, при этом мы уже получаем новое качество в виде квадрата, а не двух треугольников.

Число четыре – 4 отличается от числа три – 3 одной единицей, которая добавляется как «единство» двух треугольников. (Два треугольника, соединённые – это квадрат, или четырёхугольник при различных углах треугольников.)

В момент смерти усопший, оставляя Тело, теряет сначала качественное физическое Тело (квадрат) и функции (треугольник, который отражал другой треугольник). Начинается жизнь без Тела, но она уже кратковременна, т.к. без Тела видимого качественного не может существовать количественное тело (состоящее из трёх). Эта жизнь определяется числом 3, т.к. тройственность вещей мира – это основа, первокирпичик всей жизни (треугольник – первая замкнутая фигура после линии и угла, которые считаются числами 1 и 2).

В Номерологии все составные части чего-либо рассматриваемого соединяются знаком «плюс» (+), а функция частей (действие, работа, сила…), производящая какой-либо результат – это знак «умножения» (х). Этими знаками придётся воспользоваться, чтобы объяснить то, что происходит после того, как усопший оставляет физическое Тело.

Что происходит.

Попав в эфирный мир – первый по счёту, человек начинает воспринимать мир эфирным зрением. В отличие от качественного физического Тела, где зрение не является качественным , а меняется на обратное – количественное , поочерёдное, это тело даёт преимущество качественного восприятия: вся жизнь земная здесь «на ладони», т.е. просматривается целиком. На Земле она была прожита во времени, где события сменяли одно другое (по частям).

По земному времени это происходит три дня (трое суток). На четвёртые сутки (ночь-переход) усопший оставляет первое эфирное тело, оставшись в теле втором – астральном. В этом отрезке пути происходит чувственное восприятие (стыд, гордость, мучения, совесть, радость, восхищение, огорчение, спокойствие и т.д. – всё это возникает от созерцания ранее прошедшей жизни; это вроде Суда, где отмечаются в различии хорошие и плохие поступки). Это восприятие происходит девять дней (как 3 х 3, т.е. удвоенная тройка, т.к. мир и тело – вторые по счёту).

То, что мы не делаем, но то: как надо делать.

Таким образом, поминки по усопшим мы можем совершить в первый раз в день похорон, т.е. на четвёртый день (4 – переход).

Во второй раз мы уже прибавим (+) пребывание в двух мирах (первом эфирном – 3 дня и втором астральном – 9 дней), получая при этом время второй астральной смерти, т.е. 3 + 9 = 12 (12 = 1 + 2 = 3). И не на девятый день от смерти физического тела, а (через девять) – уже на тринадцатый, мы можем поминать ушедшего человека, т.к. предел жизни астрального тела – это 12 дней (3 + 9), а переход произойдёт в следующее земное время, т.е. на день четвёрки (13 = 1 + 3 = 4).

Третье тело ещё остается жить, и эта жизнь занимает время трёх троек (3 х 3 х 3) трёх миров, т.е. двадцать семь дней (27).

Человек в это время понимает ментальным телом (телом мысли) всё, что касается жизни на Земле. Понимает то, зачем он вообще воплощался, и разочаровывается, если не вспомнил свою космическую задачу, прожив жизнь только удовлетворяя своё Тело (сексом, деньгами, едой, работой, воспитанием других людей или детей), не работая над собой, над своей Душой.

Предел пребывания в мире ментальном, третьем – 27 дней, а в сумме с другими мирами (сложение частей – знак «+») получается число 39 = 3 + 9 + 27 (а число 39 – это 3 + 9 = 12 = 3). А на следующий земной день произойдёт переход в другую реальность, где пребывает Душа человека, освободившаяся от четырёх тел. Это третья четвёрка – день сороковой (40).

Записав в одну строчку путь усопшего по дням переходов, мы получим:

(3) + (3 х 3) + (3 х 3 х 3) = 3 + 9 + 27 = 39,

или 3 + 3 (в квадрате) + 3 (в кубе) = 39,

а, прибавив качество –1 (единство), получим число 40, как полное число осуществления процесса смерти.

Таким образом, в поминальных днях участие принимают четвёрки – 4. А вот наше невежество приводит к искажениям типа «испорченного телефона», и мы впадаем в «не точность», что характерно для нашей жизни (а точность даёт знание Номерологии!), и при «не точности» время поминок переместится (что и происходит) с тринадцатого дня (13 = 4) на девятый. Значит, мы поминаем как будто бы живых, а не умерших, совершаем действия ранее положенного дня.

Число 13.

Однако дошло до наших времён «переходное» число 4 в виде трёх четвёрок вместе с единицей, их единством: 4 – четвёртый день поминок, 4 – тринадцатый день поминок и 4 – сороковой день, т.е. 4 + 4 + 4 = 12 + 1 = 13. Число 13 является для нас «опасным» не случайно. Оно осталось в нашей памяти (уже не от испорченного телефона) из древних времён, когда знание о тайном и невидимом мире было открыто людям.

Но число 13 (4) переходное не только в смерти, но и в рождении. Сорок (4) недель – и человек рождается в видимый мир, поэтому число 13 – двойственно по своей сути (важно направление пути: к видимому миру, или к невидимому).

Откуда знать родившемуся человеку о том, что собою представляет не только число 13, а и другие числа, которые «живут» вместе с нами? Кто задумывался над вопросами «почему» и «как» что-то происходит? Многие принимают мир в виде вопроса «что это?» и получают в ответе только название вещей и явлений, вроде как знакомство с тем, с чем придётся жить.

(Информацию о числе 13 можно прочесть на странице Форума данного сайта: http://nomer7777.ucoz.ru/forum/2-4-1).

Глядя на этот Круг Универсума можно понять о днях Перехода, это каждый четвёртый Круг:

Если мы хотим обрести себе спутника жизни, то нам мало знать лишь его имя. Нам важно его проявление, т.е. манера его поведения, свойства, присущие Душе, которые через Тело только отражены. Нам важнее Душа, т.к. Тело бывает красивым, но поведение напоминает моральное уродство. Тело лишь может симпатизировать нам (быть приятным для глаз – зрение), но любим мы за внутреннее качество, которое выражается количеством знаковых выражений через тело, (манеры двигаться – походка, жестикуляция, выражение мысли, манера говорить – всё то, что является личным достоинством человека, его качествами Души – всё это знаки, её отражающие).

Поминки на 1 год после смерти правила проведения

Поминки являются воплощением живой Идеи, у которой мы знаем только имя – ритуал. Повторяя бессмысленные действия, отвечающие на вопрос «что» (надо делать после смерти человека), мы похожи на робота, на какое-то бездумное существо.

Мы во многих вещах повторяем за теми, кто родился раньше нас, т.к. не задаём вопросов: «как» (правильно) и «почему» (надо делать что-либо, что могло быть поставлено вопросом «что это перед нами?»). Мы следуем бездумно, а потом спрашиваем «почему нам снится умерший?», на что получаем ответ в виде совета: «Свечу поставь!». Так при помощи сновидения и умершего в нас рождается вопрос «почему». Уже можно понять это как знак на отсутствие связи , т.к. память – это связь времён: того, что ушло в прошлое и унесло близкого человека, и того, что приходит из будущего, которое мы, живущие сегодня, воспринимаем настоящим.

Ритуал провожания.

Поминки как событие имеют свою внутреннюю жизнь, т.к. то, что мы совершаем – это внешнее проявление (ритуал). Но проявление может быть совершенным (хорошим) и несовершенным (плохим). И если мы уж совершаем во имя Памяти свои действия, то желательно добиться эффекта в сделанном, что будет связью с умершим, который либо провожается нами в свой дальнейший путь (при числе 4), либо не провожается (при числе 3).

А пока получается: мы пришли провожать на вокзал человека, поезд которого будет завтра. Человека нет возле поезда, но мы слепо совершаем ритуал провожания. А завтра он поедет один… Не простившись во время, он будет опечален нашим отсутствием. Эту печаль может неосознанно (в земном мире и теле) чувствовать Душа живущих людей (хотя в своём мире она чувствует осознанно). Но разве у нас есть органы, чтобы видеть что-то внутреннее и слышать его, если мы слепы и глухи? Мы являемся теми, о ком можно сказать – «не имеющие глаз, чтобы видеть», и «не имеющие ушей, чтобы слышать». Нам необходим целитель, чтобы мы обрели Прозрение во многих вещах.

Новая тема.

Лично для меня таким целителем явилась Номерология, т.к. это наука о Цельности Мира, о его, не делённом на части, Естестве.

Всегда надо помнить, что конечная Цель (цельность) нашей жизни – это смерть. Но смерть – это не Конец (не число 3).

Смерть – это переход (число 4), но переход куда?

Метод Номерологии позволит ответить на этот вопрос, но это уже будет новая тема. В ней я постараюсь осветить путь, по которому продолжится наше дальнейшее существование, связанное с числом 5, т.к. четвёртые поминки мы отмечаем спустя год, а год равен числу 365, как количество суммарных последовательных дней. Данное число указывает на число 5, как сумма 365 = 3 + 6 + 5 = 14 = 1 + 4 = 5.

Поминки как слово (сумма порядковых номеров букв алфавита) указывают на число 4, т.к. П 17 + О 16 + М 14 + И 10 + Н 15 + К 12 + И 10 в итоге дают сумму = 94, а это 9 + 4 = 13, или 1 + 3 = 4

Для Русской Православной Церкви обряды погребения и поминовения умершего очень важны. Христиане верят, что после смерти душа человека расстается с телом, но не умирает, а отправляется в Царствие Божие. Поэтому Православная Церковь указывает на большую значимость помин. Таким образом люди отдают дань усопшему - брату, другу, мужу, папе, матери, молятся об упокоении его души, о прощении грехов.

Когда поминают усопших

После смерти человека его останки предаются земле. Там тело покоится до тех пор, пока не настанет всеобщее воскресение - второе пришествие Иисуса Христа, который свершит суд над человечеством. Но и после похорон церковь не прекратит заботиться о душе умершего. Она молится за упокоение души и приносит Бескровную Жертву.

Русские традиции включают особые поминальные дни - третий, девятый и сороковой. Их считать положено со дня кончины человека - день смерти будет первым. Поминание в эти дни выступает древним церковным обычаем.

В первые два дня человеческая душа остается на земле. В этот период времени с Ангелом она проходит по тем местам, которые манят ее к земным воспоминаниям: радости, горя, добрых или злых дел.

Всё это время грешная душа, которая не может отвыкнуть от тела, скитается возле своей земной обители. Она, словно птица, ищет себе гнездо. Если душа добродетельная, она видит те места, где происходили хорошие дела, что приносит покой. На третий день она возносится в Царствие Божие и поклоняется Господу.

9 дней

На девятый день душа вместе с Ангелом достигает райских ворот и наслаждается несказанной красотой окружающего мира. В этом состоянии она остается 6 дней. За данный период душа забывает о скорби, которую она испытывала в теле и 2 дня после его оставления.

Если она грешна, то скорбь не исчезнет. Душа укоряет себя, что, будучи в человеческом обличии, провела жизнь неправильно и не служила Господу. На 9 день Бог снова позовёт её на преклонение. Перед Всевышним она испытывает страх и трепет.

После этого Ангелы показывают душе ад. Там она созерцает муки и страдания грешников.

40 дней

На сороковой день душа снова отправляется на преклонение Богу. На данном этапе решается её участь, в зависимости от дел, вершившихся на земле.

Поэтому важно в эти дни проводить поминки и беспрерывно читать молитвы, чтобы навсегда упокоить душу новопреставленного.

Годовщина

Церковь совершает молитвы в годину смерти (годовщина, 1 год со дня кончины). Священники утверждают, что достаточно отметить эту дату сердечным поминовением. Это означает, что совершать посиделки с родственниками необязательно.

Церковью установлены еще дни, в какие поминают усопшего человека - родительские субботы, вселенские панихиды:

  • Мясопустная Суббота. В этот день поминают всех членов семьи, особенно, если они умерли внезапно.
  • Троицкая Суббота . Молятся о прощении грехов живых и усопших. Святой Василий Великий акцентирует, что Господь принимает молитвы и об умерших, находящихся в аду.
  • 2, 3, 4 субботы святой Четыредесятницы - дни Великого поста. Церковь призывает быть тесными в любви с живыми и умершими.
  • Радоница . Молиться за усопшего родственника следует во вторник по прошествии Фоминой недели. В этот день родные усопшего приходят к нему на могилу, чтобы рассказать о Воскрешении Иисуса Христа.

Ходить на кладбище разрешается Церковью в первый день Пасхи. В остальные дни это светлого праздника поминки не проводят.

О том, делают или нет поминки на полгода со дня смерти, стоит сказать, что необязательно, однако во многих семьях это практикуется. С утра читается 17 кафизма перед иконой, зажженной свечой и фотографией усопшего. Затем нужно сходить в храм, заказать Бескровную Жертву, поминание на проскомидии, положить пожертвование. Далее отстоять панихиду, поставить свечку за упокой и приобрести ещё одну.

Затем отправляются на могилку усопшего, зажигают купленную в церкви свечу и читают молитву об упокоении души умершего. По желанию, организовывают поминальный стол.

Что касается 20 дней со дня смерти, то специально поминки в это время не устраивают, хотя предки считали по-другому. Оказывается, люди на 20 день отправлялись на кладбище на могилку умершего, чтобы позвать его на собрание. Совершался обряд до заката. Покойник приглашался за общий стол специальными молитвами и заговорами.

Накануне готовились различные блюда: пироги, кисель. Родственники умершего за стол не садились. Еда готовилась только для усопшего. В процессе приготовления пелись молитвы, произносились поминальные стихи. Затем вечером покойника провожали из дома, читая молитвы и говоря прощальные слова.

Можно ли отмечать раньше или позже

Часто дата поминок выпадает на религиозный или другой праздник, на будний день, когда подготовка является практически невозможной (работа, неотложные дела и так далее). Отсюда возникает вопрос о том, можно ли переносить дату поминок, делать их заранее или позже.

Священники считают, что устраивать поминальную трапезу именно в годовщину смерти нельзя, если это:

  • неделя Пасхи;
  • Страстная неделя;
  • сочельник - 7 января, дату поминок лучше перенести на день позже - на 8 января, это выступает хорошим знаком.

Переносить поминовение по собственной инициативе нельзя. Для этого существуют специально отведенные дни. А вот сходить в храм и помолиться за усопшего в церкви, поставить свечу за упокой можно в любой день.

Если траурная дата выпадает на воскресенье или понедельник, это не выступает преградой для поминок. Церковь говорит, что можно молиться об усопших в любой день недели, лишь бы он не выпадал на большие христианские праздники.

А вот на вопрос о том, как отмечается день рождения умершего, присутствует другое мнение. Считается, что поминая душу человека в день его земного рождения, родные притягивают ее обратно в прежнее существование, не давая приобрести покой. Поэтому этот день не отмечают. Вспоминать усопшего следует только в ту дату, когда его душа отошла в мир иной, то есть в третий день его рождения.

Подготовка к године смерти

Подготовка к годовщине очень важна. Приглашать нужно только тех людей, которых приснопоминаемый точно желал видеть за столом.

Не стоит делать акцент на украшении помещения. Достаточно порядка, тишины и фотографии усопшего на видном месте, перетянутой чёрной лентой. Рядом зажигаются свечи и расставляются иконы.

Родственникам умершего следует запастись сладостями. Угощать нужно всех, кого хорошо знал усопший. При передаче просят помянуть умершего добрым словом и пожелать ему Царствия Божьего.

В годовщину смерти раздают вещи усопшего нищим и нуждающимся людям.

Как правильно одеться

Одежда имеет немаловажное значение. Женщинам нужно не забыть прихватить с собой платок на голову. Стиль в одежде также важен. Никаких ярких тонов - только чёрные, серые и коричневые цвета. Никаких шорт, юбок выше колен, глубоких декольте, платьев с открытыми плечами также быть не должно. В одежде и обуви приветствуются строгость, закрытость.

Молитва

На годовщину смерти говорят слова кафизмы № 17, что читается только в дни поминовения усопших. Называется она «поминальной». Особенно важно произносить кафизму в третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. Состоит она из тропаря и 118 псалма.

Чтение не доверяют другому человеку за отдельную плату или иное вознаграждение. Молитва будет сильнее, мощнее, чище и искреннее, если произносит её родной и близкий человек - это равносильно тому, что сам умерший просит помилования у Господа.

Кафизма № 17 отображает блаженство праведных христиан, которые старались жить по законам Божьим. В псалме № 118 говорится, что жизнь на земле - это путешествие, странствие, которые совершаются человеком для достижения Отечества и вечного местопребывания.

Скорее, в последних словах речь идет не о земной жизни, а загробной. Поэтому из этой фразы можно сделать вывод: существование человека на земле - это некая подготовка к загробной жизни рядом с Господом, к которой приводит только праведный путь, соблюдение заповедей Божьих. И если им следовать безукоснительно, то душа после расставания с телом никогда не заблудится и достигнет рая.

Молиться родные усопшего должны ежедневно 40 дней после смерти и за 40 дней до годовщины. Читается только Псалтырь об усопших.

Сколько по времени произносить молитвенные слова решает сам человек. Если времени не хватает, можно обойтись одной кафизмой в день.

Что заказывают в церкви

Поминать умершего человека в церкви следует как можно чаще и необязательно только в установленные дни. Среди служб, какие нужно отстоять, выделяют мольбу об упокоении усопших, которую в храме совершают на Божественной литургии. Для этого приносится Бескровная жертва Иисусу Христу.

Чтобы совершить обряд, следует заблаговременно (рано утром до начала литургии, либо накануне вечером) подать в церковь записку с именем усопшего - вписывать туда можно только крещеного в Православной Церкви.

На проскомидии (первая часть литургии, подготовка к евхаристии) от хлебов (просфоров) отламываются кусочки. Затем они окунаются в чашу с красным вином: омываются Кровью Сына Божьего. Обряд обладает мощной силой и это максимум, что родные могут совершить для усопшего человека.

Когда заказывают Бескровную Жертву, вверху записки должен находиться православный крест с восемью концами. Далее указывается, для каких целей проводится обряд («об упокоении»). Имя усопшего пишется крупными буквами, разборчиво и обязательно в родительном падеже (если это ребёнок, то рядом указывается слово «младенец»). Имена указываются только в церковной интерпретации: Артём - Артемий, Люба - Любовь, Алексей - Алексий и так далее. При подаче записки родные вносят пожертвование на нужды храма.

Молитва об усопших будет действеннее, если читающие ее слова сами причастятся и исповедаются.

После окончания литургии нужно отслужить панихиду. Совершается она перед кануном - столиком, на котором изображено распятие и расположен ряд подсвечников.

Очень важно после того, как близкий умер и в годовщину смерти заказать в церкви сорокоуст. Это беспрерывное поминовение в течение сорока дней после литургии. По окончании его можно заказать вновь. Есть и продолжительные сроки поминания - 6 месяцев, 1 год, 3 года, 5, 10 лет, а также вечное поминовение (пока стоит храм). Заказывать сорокоусты можно в нескольких Православных Храмах.

Посещение кладбища

В первую половину дня нужно сходить на кладбище. Лучше это делать после посещения храма. На могилу можно пригласить священника. Он совершит чин литии и зачитает акафист. Проведённый обряд - важная часть поминания, при котором усопшему прощаются все грехи.

Родственники, пришедшие на могилу, должны произносить добрые слова, мысленно извиняться за плохие поступки и дела.

Обязательно приносят живые цветы. Никакой еды, спиртных напитков, крошек, сигарет. Это признак язычества. Лучше принести свечи, лампады. Православной церковью запрещается кушать на могилке и употреблять алкогольные напитки. Это тоже языческий обряд.

В годовщину смерти убраться на могилке усопшего, посадить деревья - берёзу, тую, хвою или калину.

Поминальный обед

Как поминать усопшего за столом решают родственники. Приготовить нужно больше блюд, чем на заявленное количество гостей. Это важно, если на поминки придет незваный коллега или забытый родственниками старый друг усопшего.

Что касается поминального стола, то этот момент также очень важен. В некоторых семьях поминки превращаются в лишний повод встретиться с родственниками, обсудить насущные проблемы, поесть и так далее. Однако христиане за столом молятся об упокоении усопшего и только.

Перед принятием пищи проводят литию - краткую панихиду. Если на это нет времени, следует хотя бы прочесть псалом № 90 и «Отче наш».

Первое и основное блюдо на поминках - кутья (оно является и обязательным). Зерна, присутствующие в этом блюде, символизируют воскресение души, а мёд и изюм - наслаждение праведников в загробном мире.

Кутья должна обязательно освятиться особым чином. Если такая возможность отсутствует, окропить блюдо священной водой.

Нельзя ставить на стол спиртные напитки, в том числе вино. Последнее олицетворяет земную радость, поэтому на поминках его пить не разрешается. Не должно являться исключением даже пристрастие умершего к алкоголю.

Не нужно готовить слишком пестрые блюда. Это указывает на желание хозяйки выделиться, продемонстрировать кулинарные качества. А поминки - это постоянные мысли и воспоминания об усопшем, добрых делах, поступках родного человека. Поэтому лучше, помимо кутьи, приготовить:

  • блины;
  • пироги;
  • кисель;
  • борщ;
  • лапшу;
  • соленья;
  • мясную нарезку.

В некоторых семьях приветствуется обычай, когда на стол ставится кусок чёрного хлеба поверх стакана, наполненного водкой. Ничего общего с православием этот обряд не имеет.

Поминки проводятся в первой половине дня.

Почему нельзя вспоминать умерших на ночь, обусловлено тем, что думая о них перед сном, человек притягивает их душу обратно на землю. Кроме того, покойный может появиться во сне, что станет причиной кошмаров.

Слова в память об умершем человеке

Речь в память об умершем человеке произносится за поминальным столом и наедине с родственниками. Разрешается вручить пожелание семье усопшего, написанное в открытке.

Вариант 1

Речь может быть такой: «Соболезную вам и вашей семье от чистого сердца. Ваша мама (отец, брат и т. д.) была хорошим человеком. Нам будет её не хватать. От души желаю вам найти мир и утешение. Мы будем молиться за вас и вашу семью».

Вариант 2

В прозе: «Друзья, сегодня мы собрались, чтобы почтить память дорогого нам человека. Было время, когда мы вместе с усопшим сидели за одним столом, радовались, обсуждали последние новости. Сегодня мы скорбим совместно с вами и провожаем его в последний путь. Мы навсегда сохраним память о нашем друге в сердцах. Давайте помянем его добрым словом».

Вариант 3

«Дорогие (имена), мы глубоко сожалеем о смерти вашего дедушки. Он был замечательным человеком, примером для подражания, помощником в тяжелых делах. Это самый чистый, добродушный и открытый человек из тех, кого мы когда-либо знали. Мы скорбим вместе с вами. Желаем, чтобы вы быстрее оправились после потери. Если вам нужна помощь, мы всегда готовы оказать поддержку».

Вариант 4

Поминальные слова в стихах.

Когда родители от нас уходят,

То меркнет свет в окне,

Пустеет отчий дом

И, может, чаще снится мне.

Вариант 5

Мы знаем, тебя невозможно вернуть,

Твоим делам - вечная память,

И только душа твоя чистая с нами,

И ты озаряешь наш жизненный путь.

Вариант 6

Спасибо, родной, что ты жил на этом свете,

Спасибо, что сердцем ты меня любил,

Спасибо за годы, что мы были вместе,

Хочу, чтобы меня ты не забыл.

Родственники могут заказать некролог в газету - сообщение о смерти человека с краткой биографией и эпитафии на памятник.

Как подавать милостыню

Как говорил Товит при наставлении сына: «Подавай для упокоения души праведников, а не грешников». Но христианская любовь безгранична и уничтожает установленные праведником рамки. Церковь советует давать милостыню даже за тех, кто покончил жизнь самоубийством. И чем тяжелее грехи усопшего, тем больше подаяний совершают родственники.

Полезно, если в день годовщины смерти давать милостыню нищим с просьбой помолиться об умершем человеке. Обычно несут одежду, пищу, сладости. Исключение - мясо, алкогольные напитки (помимо красного церковного вина).

Есть и другой вид милостыни - духовная. Сейчас про неё мало кто вспоминает. Это доброе слово, совет, напутствие, сострадание, соболезнование. Если материальную помощь оказать невозможно, можно просто помолиться за человека. Это духовная милостыня. При этом необязательно в молитве произносить конкретную просьбу, Бог знает, кто в чём нуждается. Нужно попросить смилостивиться и отпустить грехи нуждающемуся.

В народе говорят, что человек умирает тогда, когда о нем перестают говорить и вспоминать любящие его при жизни люди. Сохранить светлую память о близком родственнике - задача, которую необходимо понять и принять вне зависимости от скоротечности нашего времени и боли утраты. Любовь и благодарность за все благие дела трудно передать словами, и чтобы правильно почтить память усопшего, необходимо разобраться, для чего и как организовывают поминки в его честь.

Когда нужно проводить поминки?

Традиционным считается проведение поминок сразу после похорон, на девятый и 40 день, а также на годовщину. Поверье гласит, что в течение первых девяти дней после смерти душа усопшего находится в райских кущах, а затем отправляется на небо, чтобы предстать перед Господом Богом. Эту дату приурочивают и к девяти «ангельским чинам». Поминки на 40 день позволяют всеобщей молитвой загладить грехи, которые усопший успел сотворить за свою жизнь. Сама дата, - сороковой день, - олицетворяет вознесение Иисуса Христа на небо после воскресения. Следующим днем, когда принято почитать память усопшего, считается годовщина его смерти. На трапезу в этот день приходят лишь самые близкие люди, вспоминая о том, как жил и всё, что связано с земной жизнью почившего. Верующие христиане также отмечают день рождение и день ангела умершего. Если родственники настроены на проведение молитв, то поминки можно устраивать как спустя несколько месяцев, так и через полгода после смерти.

Посещение кладбища

Первой обязанностью в день проведения поминок считается посещение могилы усопшего. Делают это как до начала трапезы, так и после нее. На могилу привозят свежие цветы, украшают могилу искусственными венками и корзинами . Если правила позволяют, можно посадить небольшое дерево. Растения на месте захоронения являются символами вечной жизни.

В дни особых поминовений усопших следует навести порядок на близлежащей территории, убраться на могиле, очистить место от мусора, убирать лишние сорняки, покрасить ограду или обновить крест.

Чтобы душа усопшего обрела покой, православная вера предусматривает проведение специального обряда - трапезы. Перед его началом присутствующими проводится чин панихиды - литий. Если сделать это невозможно, необходимо прочитать молитву: «Отче наш», кафизму 17 либо псалом 90.

Поминальная трапеза предполагает специальную сервировку и наличие особенной еды, соответствующей православным традициям. Начинается вкушение пищи с подачи кутьи. Кутья изготавливается из цельных зерен (рис, крупа), заправляется медом и сладким изюмом, как символ сладкой загробной жизни, а также окропляется святой водой. Обязательным элементом трапезы являются блины - обрядовая еда, знаменующая земные представления о загробном мире и солнце. Далее положено подавать первые блюда: суп, борщ или щи, так как издревле поминальная трапеза устраивалась с целью накормить всех участников похорон, тех, кто помогал копать могилу, нести гроб, молился об усопшем и, конечно, святой обязанностью считалось накормить нищих или подать милостыню. Также считалось, что общая молитва во время поминальной трапезы облегчит путь усопшего в Царствие Небесное. Традицией считается подача на стол таких блюд, как кисель, рыба (преимущественно - сельдь), кулебяки, овощная и колбасная нарезки. После окончания поминальной трапезы всем присутствующим раздается печенье.

В процессе трапезы присутствующим запрещается употреблять спиртные напитки. К сожалению, многие семьи игнорируют это правило, из-за чего впоследствии за столом начинаются ненужные склоки и выяснение отношений не подобающие столь значимому событию.

Поминальный этикет

Даже в те минуты, когда сдержать себя очень тяжело, необходимо соблюдать правила этикета. Их основой, прежде всего, является достойное отношение к памяти умершего человека, уважение к чувствам близких. Итак, если вы стали участником похоронной процессии либо поминок, не стоит вести себя вызывающе, смеяться, шуметь либо активно и очень громко разговаривать. Не размахивайте руками, не прыгайте, не радуйтесь. Ведите себя сдержанно и спокойно. Нельзя нарушать порядок выступления, который сложился, согласно общепринятому траурному этикету.

Об умершем человеке необходимо отзываться только с положительной стороны. Не оскорбляйте других участников трапезы, не вступайте в конфликты, не проявляйте агрессию. Не стоит приходить на поминки без приглашения. За столом, иногда, оставляют одно пустое место для усопшего. Рядом с ним обычно ставят его портрет, обрамленный черной лентой. Первыми поминальную трапезу должны покидать знакомые покойного, сослуживцы, дальние родственники, Последними из-за стола встают самые близкие друзья и родные.

По правилам траурного этикета для мужчин целесообразным будет строгий классический костюм прямого кроя темного цвета. В качестве дополнения подойдет рубашка светлого тона и галстук. Допускается наличие неяркого и не слишком вызывающего рисунка на галстуке. Головной убор на мужчине должен отсутствовать. Исключение составляют случаи, когда он необходим в силу того или иного вероисповедания. В жаркое время года разрешено снимать пиджак. Что касается представителей военной службы, здесь приемлемо наличие парадной формы темного цвета.

Женщинам подобает быть одетыми в платье сдержанного тона и с подолом, закрывающим колени. Голова должна быть покрыта, снимать головной убор разрешается только в помещении. В качестве него может подойти вуаль или платок. Наличие всяких украшений (исключение составляет обручальное кольцо) в виде сережек и цепей на поминки одевать нежелательно. Волосы должны быть подобраны, а лицо - без яркой косметики.

Как рассаживать гостей за стол?

Вне зависимости от того, где проходит поминальная церемония (в банкетном зале либо дома) гостей необходимо рассаживать, исходя из определенного принципа. В первую очередь за стол садятся ближайшие родственники, далее присутствующие рассаживаются за стол по принципу родства. Касаемо друзей погибшего, - их садят по старшинству.

Православные поминки - это сложный ритуал, целью которого является почтение памяти ушедшего на тот свет человека и общая молитва о его душе. Наше ритуальное агентство поможет Вам в организации поминок на самом высоком уровне. Не забывайте, что помнить об усопших людях - наш священный долг

Loading...Loading...