Праздники христианские сергий радонежский. Библиотека Русской веры

Почему святой считается покровителем России. Какие чудеса сотворили мощи праведника и как их скрывали от коммунистов.

Ежегодно православные россияне отмечают 18 июля — день обретения мощей Сергия Радонежского. Этот святой благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Он дал ему в помощь двух своих иноков Ослябю и Пересвета и предрек победу в день Рождества Богородицы . Когда все свершилось по словам пророка, его стали считать небесным заступником нашего отечества.

Зачем мощи подняли из гроба

Ровно 30 лет спустя после своей смерти (8 октября по новому стилю 1392) святой явился к одному из мирян и повелел передать игумену Троицкой обители, что его тело утесняет вода. Монахи раскопали домовину и увидели, что она действительно доверху заполнена грунтовыми водами. При этом мощи Сергия и его одежда остались в сохранности.

18 июля по новому стилю (5 июля по старому) мощи подняли из земли и стали отмечать этот день как самостоятельное церковное торжество. Святыню разместили в Троицком соборе, где по велению царя Иоанна Грозного изготовили для нее серебряный ларец с позолотой. Впоследствии царица Анна Иоанновна установила над ковчегом драгоценный балдахин, на изготовление которого было истрачено более 25 пудов серебра.

Издавна к мощам Сергия Радонежского приходили толпы богомольцев. Они верили, что такое паломничество сотворит чудеса и излечит самые страшные болезни. Именно здесь наследники московского престола в 15-16 веке получали таинство крещения. У гроба преподобного купцы скрепляли важные договоры, целуя крест и произнося клятву вести дело честно и по совести.

Мощи радонежского святителя покидали территорию монастыря в 1746-ом году, когда вокруг Троице-Сергиевой лавры и расположенных рядом посадах начался огромный пожар. Пламя опустошило всю южную часть территории и тогда монахи вынесли мощи на пустырь к северо-востоку, куда продвигалась огненная стихия. Вскоре после этого пожар был потушен, а на том месте где находились мощи выстроили церковь Всех Святых.

Как монахи спасали останки Сергия при коммунистах

После революции в России началась коммунистическая кампания по вскрытию мощей, находящихся в храмах. В 1919-ом году Совет рабочих и крестьян Сергиева Посада признал останки «средством эксплуатации малосознательных масс и способом агитации черного духовенства». Во избежание столкновения с монастырской братией в составе 180 служителей, власти мобилизовали конную милицию и курсантов для проведения этого мероприятия. В течение двух часов, пока вскрывали ковчег, шла документальная киносъемка. Затем составили акт и выдали монахам предписание оставить мощи в прежнем состоянии, но сделать над ними стеклянную крышку. Таким образом, они стали музейным достоянием.

В последующие годы монахам приходилось не раз отстаивать целостность реликвии, когда в 1920-ом году активисты атеистического движения выступили с идеей устроить показательное сожжение останков. Они хотели доказать, что нетленные мощи святых сгорят также как и простые смертные.

Однажды священнослужителям пришлось своровать голову Сергия и подменить ее черепом из фамильного склепа князей Трубецких (их захоронение как раз расположено на территории лавры). Это произошло опять же в 1920-ом году, когда стало известно об опасности изъятия святыни для крупного столичного музея.

Сохранением головы Сергия Радонежского занимался член Комиссии по охране памятников истории и старины Юрий Олсуфьев. Он перенес голову к себе домой в хозяйственной сумке, прикрыв сверху газетой будто бы кочан капусты, а потом захоронил в ларце в саду.

Снова собрать воедино мощи святого удалось за несколько месяцев до победы в Великой отечественной войне. Тогда в Троице-Сергиеву лавру должны были приехать церковные иерархи из-за рубежа, ковчег благоустроили и облачили останки святого в его прежние покровы. Передача церкви настоящей головы Сергия произошла в 1945 году, когда наследница Олсуфьева через схиархимандрита Илариона вернула важную частицу мощей обратно.

17.07.2015 16:00

Преподобный Сергий Радонежский - один из самых почитаемых русских святых. Он помогает студентам, школьникам и...

18 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник обретения мощей одного из самых почитаемых на Руси святых - преподобного Сергия Радонежского.
Основатель Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преобразователь монашества в центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии. У Варфоломея было два брата - старший Стефан и младший Петр.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали обучаться грамоте, но она плохо давалась мальчику. Ему приходилось тяжело: родители переживали, учителя наказывали, а одноклассники смеялись над ним. Варфоломей усердно молился Богу о даровании ему разума. Однажды в лесу он встретил ангела в образе старца-монаха. Узнав о его печали, старец благословил мальчика и сказал, что теперь Варфоломей будет понимать книжное учение лучше других. Так и случилось.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа, где основал маленькую лесную обитель на горе Маковец. Сначала братья построили келью, а потом небольшую церковь, посвященную Святой Троице. Не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием - будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.


Троице-Сергиева лавра

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство, угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена. В молитвенном монашеском подвиге преподобного очевидна преемственность традиции исихазма.

Житие преподобного Сергия рассказывает о нем: «Он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова… толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата».

Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, одевались и питались так, как позволял личный достаток. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вслед за обителью Сергия повсюду стали появляться общежительные (киновиальные), монастыри, где имущество, вплоть до книг и мелких бытовых вещей, становилось общим, а трапеза - совместной. Общинное начало дало мощный толчок для развития. Общежительным монастырям охотно жертвовали землю и другие угодья, а доход с них шел на храмовое строительство, благотворительность и нужды духовного просвещения. Общежительные монастыри становились центром книгописания и церковной живописи. Никто из монахов не мог присваивать себе все материальные блага, происходившие от такого уклада.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, со словами: "Я не достоин".

Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Святой предсказал победу русского войска в предстоящей битве. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Сергий Радонежский сам "отправил" Пересвета и Ослябю в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона.

Сергий Радонежский просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище, но с разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, совершилось открытие мощей святого. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

Помимо Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Высоцкий монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и другие, а его ученики учредили до 40 обителей.

Из среды троицкой братии выходили светочи русского монашества, становившиеся настоятелями крупных монастырей и архиереями. Так, учениками преподобного были святитель Феодор Симоновский, будущий архиепископ Ростовский; святой Андроник - основатель знаменитого Спасо-Андроникова монастыря под Москвой; преподобный Савва Сторожевский, игуменствовавший недолгое время в Троице-Сергиеве монастыре, а затем основавший Саввино-Сторожевскую обитель близ Звенигорода; преподобный Павел Обнорский, прославившийся крайним аскетизмом, и множество других светильников «иноческого делания».

Русская Православная Церковь отмечает память Сергия Радонежского в день кончины, а также 18 (5 по старому стилю) июля, в день обретения мощей.

Сергий Радонежский: дата рождения - 3 мая 1314 года, дата смерти - 8 октября 1392 года.

Биография Сергия Радонежского: жизнь и подвиги

(краткая биография)

Он родился в селе Варницы под Ростовом 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с двумя его братьями - старшим, Стефаном, и младшим, Петром, - отдали учиться. Братья учились успешно, а Варфоломей отставал, хотя учитель и помногу занимался с ним. Однажды отец послал Варфоломея в поле за лошадьми. По дороге тот встретил под дубом среди поля старца, который совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы. Монах благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: - Всей душой я желаю научиться грамоте.

Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: - Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников. При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: - Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Столетия спустя той судьбоносной встрече посвятит свою знаменитую картину великий русский художник Михаил Нестеров. Ныне она в собрании Третьяковской галереи.

Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Кирилл и Мария с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел Варфоломею читать Псалтирь. Он стал читать, и родители удивились перемене, совершившейся с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа».

С тех пор Варфоломей без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного богослужения. Уже в том раннем возрасте он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы не- подалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял монашество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они построили деревянную келью, а потом - небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил Варфоломея. Он отправился в московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием - будущим митрополитом Московским, также прославленным ныне в лике святых. Варфоломей же 7 октября 1337 года принял от игумена Митрофана пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия и посвятил жизнь во славу Святой Троицы.

Постепенно Сергий Радонежский стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный всех принимал в лесной пустыньке с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, вы- пекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы.

Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия дошла до Константинополя. Патриарх Филофей прислал Преподобному Благословенную грамоту, крест, параман и схиму и советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию, митрополиту Московскому, и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный Сергий вынужден был покинуть обитель.

На реке Киржач он основал новый монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а его прежняя обитель стала быстро приходить в упадок. Оставшиеся в ней иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы тот вернул святого. Преподобный Сергий беспрекословно повиновался архиерею, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика - преподобного Романа.

Чудеса Преподобного Сергия Радонежского

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Так, он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Исцеленные прославляли Преподобного Сергия, благоговейно почитали его наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Святитель Стефан не успевал на этот раз заехать туда, а потому остановился на дороге и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время Литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему святой Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле. Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием, митрополитом Московским. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию. Однако святой Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию - будущему святому благоверному князю Димитрию Донскому.

Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 21 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы , русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Однажды, глубокой ночью, Преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: - Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение. Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: - Пречистая грядет!

Преподобного Сергия внезапно осиял неземной свет. Он увидел Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, Преподобный благоговейно склонился перед Божией Матерью.- Не бойся, избранниче мой, - изрекла Она. - Я пришла посетить тебя, услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его… Божия Матерь стала невидима. А Преподобный Сергий долго был в оцепенении. Только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой.

Явление Божией Матери в келье Преподобного Сергия - на месте нынешней Серапионовой палаты - было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками Преподобного Сергия.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона, опытного в духовной жизни и послушании ученика. В безмолвном уединении Преподобный отошел ко Господу 8 октября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ней со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...»

Преподобный Сергий Радонежский (3 мая 1314 г. - 8 октября 1392 г.), церковный и государственный деятель Святой Руси, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, почитается величайшим подвижником земли русской. Он - идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве. Воспитал плеяду учеников и последователей.

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варницы (под Ростовом Великим) в 1314 году в семье знатных и благочестивых родителей — бояр Кирилла и Марии. Еще во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в храме во время литургии, славя Святую Троицу. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока; мяса он не ел всю жизнь. При крещении он был наречен Варфоломеем.

(Троице-Сергиев Варницкий монастырь - родина прп.Сергия Радонежского)

(Святой колодец на территории монастыря. По преданию из этого колодца пили родители Сергия - прп.Кирилл и Мария и сам прп.Серигий)

Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она не давалась ему, пока однажды в лесу он не увидел инока и не попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил отрока. С тех пор он стал успевать в науках. При этом мальчик был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его. После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве. Число иноков стало быстро увеличиваться, и таким образом основалась обитель.

(с.Радонеж)

В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский Патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял прп. Сергия за его подвижничество и дал совет ввести строгое общинножитие. Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

(Покровский монастырь в Хотьково - здесь хранятся мощи родителей Сергия - прп.Кирилла и Марии)

Прп. Сергий умел воздействовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же совершал панихиды.

В 1389 году Димитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, призванное узаконить новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью преподобный Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6/19 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Многие благочестивые мужи просияли славой в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями. Его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года в Свято-Троицком монастыре. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых. И по нынешнее время подает он помощь притекающим с молитвой к его мощам, покоящимся в Троице-Сергиевой лавре.

Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского - это его жизнь.

Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.

В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Как упоминалось выше, незадолго до смерти Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения». По сути дела в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи «высокого жития».

Проповедуя «высокое житие», Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов - богатства, власти, ненависти, насилия. Преподобный Сергий Радонежский считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. «А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим», - говорил Преподобный Сергий Радонежский.


(Троице-Сергиева Лавра - детище прп.Сергия Радонежского)

Поэтому в самом Свято-Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий Радонежский не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.

Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков - человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным - всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII-XIV столетиях.

Вскоре после смерти преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей.

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу

Молитва первая

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия.

Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Молитва вторая

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши.

Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очами нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится.

Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе, на Небеси; мы на земли, низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебе, отче наш, благоутробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих. Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая. Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели. Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси, на Небеси! Ты днесь предстоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много: не престани о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.

Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси. Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог.

Предстояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте: подвизающимся помоги, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитва четвертая

О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Тропарь преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4 (Обретение мощей)

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие; пречестная же и славная обитель твоя, юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется. Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных, яко цвет благоуханен и кадило благовонно, любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, отче преподобне Сергие, моли Святую Троицу спасти души наша.

Тропарь, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, и паче всего возжелал еси мирскаго мятежа уклонитися: мужески в пустыню вселился еси, и чада послушания в ней, плоды смирения возрастил еси. Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, исцеления всем подавал обильно, отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля - воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392). Сергий Радонежский для православных россиян имеет особое значение: основатель Троице-Сергиева монастыря, он считается небесным покровителем России. По правде, это был первый святой, который появился на Руси после избавления от татаро-монгольского ига.

Святой Сергий Радонежский считается одним из самых чтимых православных святых. Более того, он известен как заступник Москвы. На образе изображен старец. У него узкое и требовательное лицо. Поднятая правая рука как будто благословляет нас, а левая держит свиток, символизируя тягу к познаниям и овладение науками. Существует масса вариантов исполнения православной иконы святого Сергия Радонежского - вышивка бисером, литая, из серебра или золота, деревянная, распечатанная или написанная красками. Каждая из этих икон станет настоящим оберегом, если душа и помыслы чисты. Икона святого Сергия Радонежского символизирует стойкость духа и преданность вере, кроткость и усердие. Образ стоит купить тем, кто хочет встать на путь истинный, кто хочет побороть гордыню и стать лучшим человеком. Коим и был святой в период земного бытия.

В чем помогает Сергий Радонежский

К образу святого обращается огромное количество людей и не раз перед ним происходили различные чудеса. Искренние молитвенные обращения непременно будут услышаны Высшими Силами.
В чем помогает икона Сергия Радонежского:

  • Обращаются к святому, чтобы справиться с проблемами в учебе, причем молиться могут не только учащиеся, но и их родители.
  • Помогает молитва перед образом в судебных делах, но только в праведных. Святой поможет защититься от обидчиков и отстоять свои права.
  • Молитвенные обращения позволяют найти смирение и избавиться от гордыни.
  • Обращаться к Преподобному Сергию Радонежскому следует для исцеления от разных заболеваний.
  • Молитва перед образом поможет защититься от разных проблем и найти выход из сложных ситуаций.
  • Верующие обращаются к иконе, чтобы наладить рабочие дела и получить желаемое.
  • Молитвы к Сергию направлены также на то, чтобы получить поддержку, защиту и обрести покой в душе.
  • Читать молитвы перед образом можно не только за себя, но и за близких родственников, друзей и даже врагов.

Молитвы Сергию Радонежскому:

  • о даровании разума для учения: «О преподобный Сергий Радонежский! Прости нам грехи наши вольные и невольные! О преподобный Сергий Радонежский, услышь молитву мою, прошу тебя от всего сердца, помоги рабе Божьей/рабу Божьему (Имя) сдать в учении трудном. Пошли уверенности и ясности ума, сообразительности и внимания. Помоги собраться с мыслями. На милость твою уповаю, помоги рабе Божьей/рабу Божьему (Имя). Даруй помощь во всех делах, пошли удачу. Защити. Избавь молитвами твоими от всех бед, напастей, не оставь за грехи. Преподобный Сергий Радонежский! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Аминь. Аминь»
  • в помощь учащимся, во время сдачи трудных экзаменов: «О преподобие и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно, уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем коемуждо благопотребен и вся ны спосшествующими молитвами сподоби в день Страшного суда шуия части избавится, десные же страны общникибыти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь»
  • Пресвятой Сергий не оставит в беде больных душевно и телесно людей: «О, дивный Сергий Радонежский, Пресвятой и истинный Чудотворец всея Руси! Молитва твоя укрепляла Воинства в брани и рождала источники живоносные, исходящие их чрева Матери – Земли, укрепи и мой Дух и Внутренния Воины, кои есть Господа Иисуса Присутствие и Присутствие Господа Будды, молитвами чудотворными ко исполнению Бога во всем существе моем и исторгни всю неправду, когда-либо мною творимую и запечатленную немощами, болезнями, и страданиями проживаемыми из Души и тела моего. Уповаю на тебя, Преподобный, не гнушайся меня, и помяни в молитвах своих, соверши чудо исцеления истинного во Славу Отца нашего Небесного и Матери Вечной Всемилостивой, во благо сокровенной и божественной сущности моей. Аминь и Аминь»
Loading...Loading...