Псалом 16 на русском языке. Псалтирь

Псалом Давида, 109

1 Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не повергну врагов Твоих к подножию ног Твоих!»

2 Жезл власти дарует Тебе Господь с высот Сиона, и господствуй над врагами Твоими!

3 Ты явишь могущество в день славы Твоей, в сиянии святых Твоих. «Из чрева Моего до зари мироздания рожден Ты».

4 Клялся Господь и не отречется от слов Своих: «Ты священник навеки по чину Мелхиседекову!»

5 Господь пред Тобою низверг царей в день гнева Своего;

6 Судить будет Он народы, устелит землю телами павших, сокрушит головы врагов Своих;

7 Из потока на пути Своем будет пить; и высоко поднимет Он чело Свое.

Аллилуия, 110

1 Прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете и сонме праведных.

2 Великие дела Господни, прекрасны все деяния Его;

3 Слава и великолепие присущи делам Его, и правда Его живет вовеки.

4 Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и щедр Господь.

5 Пищу даровал боящимся Его; помнит вечно завет Свой;

6 Могущество Свое явил Он народу Своему, даровал ему достояние язычников.

7 Дела рук Его исполнены истины и правды, непреложны заповеди Его,

8 Утверждены навеки, сотворены по истине и правде.

9 Избавление послал Он народу Своему, заповедал навеки завет Свой. Свято и грозно имя Его.

10 Начало премудрости - страх пред Господом; всем, кто живет в ней, разум светлый дарован. Слава Божья пребывает вовеки.

Аллилуия, Аггеево и Захариино, 111

1 Блажен муж, боящийся Господа, возлюбил он заповеди Его.

2 Сильны будут на земле потомки его, род праведных благословен будет;

3 Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает из века в век.

4 Воссиял во тьме свет праведным. Милостив и щедр праведник.

5 Добрый щедро дает взаймы; будет оправдан он на Суде и вовеки не поколеблется.

6 Навеки памятен будет праведник.

7 Дурной молвы не убоится он.

8 Готово сердце его уповать на Господа; непоколебимо сердце его, не устрашится он, взирая на врагов своих.

9 Расточил он имущество свое, раздал убогим; правда его пребудет из века в век; достоинство его вознесется в славе.

10 Грешник увидит это и разгневается, зубами своими скрежетать будет он и чахнуть; надежды его погибнут.


Аллилуия, 112

1 Восхваляйте, отроки, Господа, восхваляйте имя Господне!

2 Да будет имя Господне благословенно отныне и вовеки!

3 От востока до запада да восхвалят имя Господне.

4 Вознесен над всеми народами Господь; слава Его превыше небес.

5 Кто подобен Господу Богу нашему? Он на высотах живет,

6 И взирает на смиренных на небесах и на земле.

7 Возвышает Он над землей нищего, из грязи поднимает убогого,

8 И посадит его с князьями, с князьями народа Своего;

9 Поселит Он неплодную в доме Своем, как мать, радующуюся о детях своих.

Аллилуия, 113

1 По исходе Израиля из Египта, рода Иаковлева из страны варваров,

2 Стала Иудея святыней его, Израиль - областью его.

3 Море, увидев, отхлынуло, Иордан возвратился вспять;

4 Горы взыграли, точно овцы, и холмы, точно ягнята.

5 Что стало с тобой, море, что отхлынуло ты, и что стало с тобой, Иордан, что возвратился ты вспять?

6 Что взыграли вы, горы, точно овцы, а вы, холмы, будто ягнята?

7 От взора Господня поколебалась земля, от взора Бога Иаковлева;

8 Где были камни, создал Он озеро полноводное, из недр скалы несокрушимой по воле Его возник источник вод.

9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даруй славу, по милости Твоей и по истине Твоей!

10 Да никогда не скажут язычники: «Где их Бог?»

11 А Бог наш на небесах и на земле все, что восхотел, сотворил.

12 Идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих;

13 Уста имеют, и не заговорят; очи имеют, и не увидят;

14 Уши имеют, и не услышат; ноздри имеют, и не обоняют;

15 Руки имеют, и не будут осязать; ноги имеют, и не пойдут; не подают голоса гортанью своей.

16 Да уподобятся идолам создавшие их и все надеющиеся на них!

17 Дом Израилев уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им.

18 Дом Ааронов уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им.

19 Боящиеся Господа уповали на Господа; Податель помощи и Защитник Он им.

20 Господь помнит нас и благословил нас; благословил Он дом Израилев, благословил дом Ааронов,

21 Благословил боящихся Его, малых и великих.

22 Да умножит Господь блага вам, вам и сыновьям вашим!

23 Благословляет вас Господь, Творец неба и земли.

24 Небо, что превыше небес, обитель Господа, землю же даровал Он сынам человеческим.

25 Не мертвые восхваляют Тебя, Господи, и не те, кто нисходит во ад;

26 Но мы, живые, благословим Господа отныне и вовеки!

Аллилуия, 114

1 Возрадовался я, ибо услышал Господь моление мое,

2 Ибо Он приклонил ухо Свое ко мне; и я во все дни жизни моей призывать буду Его.

3 Объяли меня болезни смертные, беды адовы постигли меня; познал я скорбь и болезнь и призвал имя Господне.

4 О Господи, избавь от бед душу мою! Милостив Господь и праведен, милует нас Бог наш.

5 Хранит младенцев Господь; смирился я, и спас Он меня.

6 Обрети покой, душа моя. Ибо Господь сотворил благо тебе!

7 Ибо избавил Он душу мою от смерти, очи мои от слез и стопы мои от преткновения.

8 Угождать буду Господу на земле живых.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Аллилуия, 115

1 Веровал я и говорил себе: «Смирился я глубоко».

2 Сказал я в исступлении моем: «Всяк человек лжив!»

3 Чем воздам я Господу за все, что даровал Он мне?

4 Чашу спасения приму и имя Господне призову;

5 Обеты, что дал я Господу, исполню пред всем народом Его.

6 Честна пред Господом смерть праведников Его.

7 О Господи, я раб Твой, я раб Твой и сын рабыни Твоей! Расторг Ты узы мои.

8 Тебе принесу жертву хвалою и имя Господне призову.

9 Обеты, что я дал Господу, исполню пред всем народом Его,

10 Во дворах дома Господня, в ограде твоей, Иерусалим!

Аллилуия, 116

1 Славьте Господа, все народы, восхваляйте Его, все люди!

2 Ибо непреложна милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовеки!

Аллилуия, 117

1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, и навеки милость Его!

2 Да скажет так дом Израилев: Он благ, и навеки милость Его.

3 Да скажет дом Ааронов: Он благ, и навеки милость Его.

4 Да скажут боящиеся Господа: Он благ, и навеки милость Его.

5 В скорби призвал я Господа, и Он услышал меня и даровал сердцу моему простор.

6 Господь подает мне помощь, и я не устрашусь: что сотворит мне человек?

7 Господь подает мне помощь, и я буду взирать без страха на врагов моих.

8 Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека;

9 Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей.

10 Все народы окружили меня. Но именем Господним боролся я с ними.

11 Обступали, окружили меня, но именем Господним боролся я с ними.

12 Окружили меня, будто пчелы соты, и яростью пылали, точно огонь в терновнике, но именем Господним боролся я с ними.

13 Низринут был я и едва не упал, но Господь поддержал меня.

14 Крепость моя Господь, Его воспеваю, и был Он мне во спасение.

15 Клики радостные спасенных слышны в обителях праведников: десница Господня явила силу.

16 Десница Господня вознесла меня, десница Господня явила силу.

17 Не умру, но жив буду и поведаю дела Господни.

18 Наказывая, поучал меня Господь, смерти же не предал меня.

19 Отверзите мне врата правды! Войдя в них, я прославлю Господа.

20 Вот врата Господни; только праведники войдут в них.

21 Прославлю Тебя, ибо услышал Ты меня и явил мне спасение.

22 Камень, что отвергнут был строителями, встал во главу угла;

23 От Господа был он, и дивен взорам нашим.

24 Сей день сотворен Господом, возрадуемся же и возвеселимся!

25 О Господи, спаси нас! О Господи, поспеши помочь!

26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня!

27 Бог наш Господь, и явился Он нам. Соберитесь во множестве на праздник в храме перед жертвенником!

28 Ты Бог мой, и прославлю Тебя; Ты Бог мой, и превознесу Тебя; прославлю Тебя, ибо услышал Ты меня и явил мне спасение.

29 Прославляйте Господа, ибо Он благ и навеки милость Его!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

По надписанию в евр. и славянской Библиях этот псалом принадлежит Давиду и представляет в своем содержании молитву к Богу об избавлении от испытываемых им бедствий. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает как исповедание Давидом своей невинности пред Богом (Пс.16_1, 2, 3, 4, 7), так и указание на нечестие (Пс.16_9, 13) и ярость врагов, стремившихся лишить его жизни (Пс.16_11, 12) и своими преследованиями Давида противящихся Божественному о нем определению (Пс.16_4, 13).

Услышь, Господи, мою молитву о помощи и спаси меня, праведного и в мыслях и в делах (1–4). Спаси меня, как зеницу от многочисленных, хитрых и сильных врагов (5–9). Они – всюду, и стремятся лишить меня жизни (10–12). Восстань, Господи, и низложи их, а я буду воспевать Тебя (13–15).

. Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

«Правду мою» – мою справедливость, мою невинность пред Тобою и людьми в переживаемых бедствиях. Моя «из уст нелживых» , – она искренняя, нет в ней лжи и преувеличений.

. От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

"Суд" – определение, решение. Произнеси, Господи, Свой суд надо мною и моими врагами, и, так как я незаслуженно страдаю, то своим приговором, осуждением моих врагов, дай возможность восторжествовать правде («да воззрят очи Твои на правоту» ).

. Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.

«Посетил меня ночью» , ночь – символ бедствий; несмотря на испытываемые бедствия, Давид остался верен "правде" , своему влечению и преданности Богу, и не отступал от Его заповедей. Его слова были верным выражением его мыслей, в нем не было лицемерия.

. В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

«В делах человеческих» . Под делами человеческими, как обычно в Библии, разумеются привязанности человека к земному, к тому, что только в глазах людей имеет особенную ценность, напр., богатство, покровительство сильных и т. п. – «По слову уст Твоих» – согласно с Твоими заповедями «я охранял себя от путей притеснителя» – Давид в (своих) обыкновенных, житейских отношениях к людям зорко следил за собою, чтобы ни в чем не оказаться притеснителем своего ближнего. Такое отношение к ближнему было исключительным, так как на Востоке насилие было обыкновенным направлением жизни.

Под "слов ами уст" можно разуметь и Божественное назначение Давида на царство, послужившее основной причиной гонений на него со стороны Саула. В этом случае означенный стих можно передать так: вследствие Твоего помазания и назначения меня на престол, я мог бы составлять партии и собирать вокруг себя сторонников для насильственного низложения Саула, но я избегал быть начальником, притеснителем.

. Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

Давид молит Бога, чтобы и на последующее время Господь не оставлял его своей защитой, давая ему тем возможность укрепляться в преданности Ему («утверди шаги мои на путях Твоих» – заповедях), чтобы ему неуклонно, без колебаний следовать Ему, а не "дела м человечески м".

. Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.

«Яви дивную милость» – равносильно чудесно избавь, что указывает на тяжелое и безвыходное положение Давида во время этих гонений. Под "деснице ю Божией» разумеется определение Бога относительно Давида, по которому он получил помазание на царство и должен быть царем еврейского народа.

Противящимися этой деснице были Саул и его приближенные, видевшие в Давиде не помазанника Божия на царство, а незаконного соискателя престола.

. они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.

Враги, нападающие на Давида, т.е. причинившие ему страдания, покушаются на его жизнь; «они заключились в туке» , закрыли свой жир; «надменно говорят» . Этими словами характеризуются враги Давида, пользовавшиеся полным довольством, от которого ничего не давали бедным («заключились в туке» ). Вследствие сосредоточенности в их руках довольства и силы они сделались гордыми и заносчивыми.

. На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

«Они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю" – напрягают зрение, изыскивают способы свалить Давида на землю, низвергнуть, погубить его. Известны разнообразные попытки Саула схватить и убить Давида.

. они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

К числу этих попыток, помимо открытого преследования, относятся и скрытые, тайные выслеживания и подстерегания Давида, приравнивающие врагов Давида к хищным животным, выслеживающим свою добычу.

. Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,

«Воскресни, ...предупреди и низложи », – восстань Господи, на мою защиту, предупреди нападения врагов и тем помешай их успеху надо мною.

. от людей – рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

Господи, спаси «от людей мира, которых удел в этой жизни" , т. е. враги Давида преследуют его не из высших побуждений, а земных и житейских интересов, все они привязаны и стремятся к временным и личным выгодам, их удел – земля даже тогда, когда Ты «наполняешь их чрево" сокровищ Твоих, когда они и так полны богатства и довольства. Этих благ у них столько, что они как сами пользуются ими, так, и после себя оставят большое количество их своим потомкам. Таким образом, все содержание стиха представляет молитву Давида к Богу о том, чтобы Он спас его и его приверженцев от врагов, хотя бы последние были многочисленны и обладали силой и богатством, чего лишен Давид в настоящее время.

. А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

Преследование Саула и вынужденное бегство Давида лишают последнего возможности безбоязненно и открыто посещать скинию («взирать на лице Твое» ). Невозможность для Давида посещать богослужение была большим и тяжелым для него, как человека благочестивого, лишением; в спасении от врагов он получит возможность удовлетворить своим религиозным запросам «насыщаться образом» Божиим, быть и молиться при скинии.

Псалом сей, как показывает и надписание его – Молитва Давиду , т.е. , внушенная Давиду Духом Святым, – содержит в себе жалобу человека, гонимого врагами и оттого находящегося в сильной скорби и молящегося об избавлении от врагов. Некоторые из древних церковных толкователей (блж. Иероним, Августин) видят в псалме этом моление Иисуса Христа и Его Святой Церкви о помощи среди гонений; по такому характеру псалма сего, он, без сомнения, и внесен в состав церковного богослужения, мы слышим его первым из трех псалмов на 3-м часе, ежедневно читаемом перед литургией. Гонимый врагами, в особенности же преследуемый от Саула, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь правосудного и всесильного Бога, и свою молитву к Нему начинает так:

Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.

Под именем правды , по мнению толковников, пророк разумеет здесь не праведность свою, или добродетель, а справедливость дела, о котором просит. Ты, Господи, видишь, как бы так говорит он, за какую вину враг мой преследует меня; Тебе видно, на чьей стороне правда; а потому обрати внимание на мое справедливое прошение и выслушай молитву мою, которую приношу Тебе из уст правдивых, не ложных, не во устнах льстивых .

От лица Твоего судба моя изыдет: очи мои да видита правоты.

Судба значит «суд, судебное определение», или «законное постановление». Правоты то же, что прямизны, прямое направление, или «справедливость, честность, справедливое решение». Продолжая моление свое ко Господу, пророк говорит: ниоткуда не могу я получить справедливого суда о притеснении меня врагами моими, кроме Тебя, Господи; от лица Твоего да изыдет суд надо мною: Сам Ты суди меня, и очи мои да увидят справедливость Твоего приговора.

Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда.

Искусил еси – значит: Ты, Господи, испытал мое сердце, узнал, каково оно; кому же и знать его, как не Всеведущему ()? Посетил ecи нощию – по мнению толковников, Давид в этих словах упоминает о той ночи, в которую он, бегая и скрываясь от преследований Саула, нашел его спящим в его палатке посреди приближенных к нему воинов, и не только сам не убил его, но и другим запретил это делать (). После такого испытания его праведным судом Божиим Давид дерзновенно мог говорить Богу: Ты, Господи, искусил сердце мое ; Ты допустил в одну ночь подвергнуть меня такому тяжкому испытанию, в котором трудно было устоять и удержаться от греха мстительности врагу за причиненные обиды посредством убийства, на которое склоняли меня мои спутники; и после всех допущенных Тобою искушений, – могу сказать, – не нашлось во мне неправды против Саула; не обретеся во мне неправда .

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.

Под делами человеческими, о которых не желает и говорить, Давид разумеет, без сомнения, причиняемые ему врагами оскорбления, всякое зло и вообще – грешные дела. Пути жестоки , т.е. пути трудные, суровые пути самоотвержения, добродетели Давид сохранил потому, что они изречены или заповеданы устами Божиими: заповеди Божии о том, чтобы не судить ближнего, не злословить или не хулить его, были хорошо известны Давиду, и он свято исполнял их; а потому так смело и говорит о том в молитве к Богу: из благоговения к закону Твоему я уклонялся от пересуда злых дел человеческих ; ради слова уст Твоих, ради Твоих повелений я держусь строгих путей добродетели.

Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя.

Стопы моя , т.е. движения ног, шаги мои; в духовно-нравственном смысле под стопами нужно разуметь мысли, или намерения, относительно того или другого образа жизни. Во стезях Твоих – под стезями, или тропинками, Бога разумеет пророк те пути жестоки , о которых сказал прежде, т.е. пути добродетели, которые бывают так же скользки, трудно проходимы, как тропинка на горах или в трудных местах. Таким образом, сказав раньше, что он сохранил, ради исполнения заповедей Божиих, трудные пути добродетели, теперь словами: соверши стопы моя во стезях Твоих – просит Господа Бога, чтобы утвердил и благоустроил хождения его по пути искушений; да не подвижутся стопы моя – да не поколеблюсь я в моих хождениях, т.е. в мыслях, желаниях и делах моих.

Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя.

По вере в живого Бога Давид, как и другие псалмопевцы, проникнут был живым и непрестающим сознанием того, что в молитве происходит личное взаимообщение между молящимися и Богом, причем человеческому призыву и просьбе соответствуют Господни слушание и ответ. Чтобы молитва была услышана, необходимо далее влечение сердца к Богу и желание правого в Его очах дела. Все это псалмопевец Давид и выразил в первых пяти стихах псалма, а в настоящем стихе он как бы удостоверяет испытанное им действие молитвы. Повторяя свое прошение словами: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя , говорит Давид, что и раньше: «я призывал Тебя и был услышан Тобою» – Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже . Таким образом, чем усерднее Давид молился, тем с большею охотою желал молиться еще, уверенный опытом в милости Божией к нему, и вместе видя новые искушения и трудности для себя среди гонений врагов. его основывалась на твердой вере и глубоком уповании на Бога, и это упование и эта вера питались искреннею и неослабною молитвою.

Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей: сохрани мя, Господи, яко зеницу ока: в крове крилу Твоею покрыеши мя от лица нечестивых острастших мя.

Удиви , показав явно для всех дивную милость Твою ко мне спасением от противящихся деснице Твоей , т.е. сохрани меня от Саула и от других врагов моих, которые противятся Твоему определению о мне – быть мне царем; яви сию милость ко мне, потому что Ты спасаешь всех уповающих на Тебя. Яко зеницу ока – как зрачок глаза; в крове крилу Твоею – под кровом Твоих крыльев, т.е. под Твоею всесильною защитою; от лица нечестивых острастших мя , т.е. спаси, или защити, меня от людей, которые обижают, подвергают меня страданиям. Таким образом, все приведенные изречения псалма могут быть выражены в такой речи: Господи Боже мой! Ты, Который спасаешь всех истинно уповающих на Тебя, покажи дивную милость Твою ко мне и спаси меня от всех, дерзающих сопротивляться Твоему определению о мне; сохрани меня, как хранят зрачок в глазу, и укрой, защити меня под кровом Твоим, как птица укрывает крыльями птенцов своих и сохраняет их от хищных птиц и непогоды, – спаси и сохрани меня от нечестивых врагов моих, причиняющих мне страшные обиды.

Врази мои душу мою одержаша, тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню.

Душу мою одержаша , т.е. окружили, стеснили меня враги мои; тук значит «жир, толщина» – оттуда употребительное и в русском языке слово «тучный, жирный»; на языке Священного Писания тук означает бесчувственность, огрубелость, а также – богатство, изобилие, среди коего люди забываются. Тук свой затвориша – значит: среди изобилия и благоденствия враги мои забылись, заградили свое сердце от чувства братолюбия и жалости, сделались бесчувственными и жестокими; устами своими произносят слова гордости: уста их глаголаша гордыню . Таким образом, изображая злобу и жестокость врагов своих, псалмопевец говорит: враги стеснили меня, закрыли свое сердце от помыслов и чувств жалости и милосердия, говорят гордо и высокомерно; они не только бесчеловечны и немилосерды, но и с гордостью ругаются надо мной.

Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных.

Продолжая речь о злобе и коварстве врагов, Давид сначала говорит, что они, не довольствуясь изгнанием его из дома и отечества, окружили его со всех сторон, как охотники окружают добычу: изгонящии мя ныне обыдоша мя ; а потом сравнивает их с хищными зверями, с голодным львом и со скимном, т.е. со львенком. Очи свои возложиша уклонити на землю , т.е. все свои мысли и намерения устремили на землю, к тому, чтобы коварно погубить меня. Подобно голодному льву, готовому схватить добычу, или молодому львенку, скрывающемуся в тайном месте, они окружили меня, как свою добычу, и приготовились погубить меня.

Воскресни, Господи, предвари я и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея.

Описав злобу гонителей, пророк просит Бога, чтобы пришел на помощь и сохранил жизнь его от злоумышления врагов. Воскресни значит: восстань, помоги; предвари я – то же, что «предупреди их, предотврати козни и замыслы их»; запни им – значит «воспрепятствуй, низложи их, не допусти исполнить злой умысел». Оружие Твое (нужно подразумевать здесь слово «изми») от враг руки Твоея , – отними силу и власть у врагов. Враги Давида стали и врагами Божиими, как непокоряющиеся власти Его. Таким образом, вся речь сего стиха может быть выражена так – восстань, Всесильный Господи, и не замедли помощью Твоей; предупреди мою беду и низложи моих врагов, воспрепятствуй их злоумышлениям; спаси мою жизнь от главного врага моего Саула и отними оружие из рук прочих врагов, которые дерзают не покоряться власти Твоей; отними у них власть и силу, которыми они злоупотребляют.

Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим.

В новом издании Псалтири («Учебная Псалтирь» 1897 г.) к словам: от малых от земли раздели – сделано примечание, которым допускается замена сих слов напечатанными на поле словами: от малых на земли разлучи ; каковою заменою отчасти уясняется неудобопонятность славянского чтения сего стиха. Уясняется она также и контекстом речи, т.е. сопоставлением предыдущего чтения с последующим. Прося Господа о том, чтобы лишил силы и власти нечестивых врагов его, которых множество, пророк вместе с тем умоляет Его, чтобы это множество нечестивых Господь разлучил от малых на земли , от малого стада избранных Своих, чтобы те беззаконным житием своим не развращали добрые нравы незлобивых. И Господь Иисус Христос благочестивых избранников называет малыми, также малым стадом , и за развращение, за соблазн единаго от малых сих , угрожает горем и погибелью (), а малому стаду избранных обещает блаженство в Царстве Отца Небесного (). И сокровенных Твоих исполнися чрево их. Сокровенных от слова: сокровенная, – то же, что сокровища или блага мира сего, земные блага, сокрытые в щедрой руке Божией, которая отверзается для насыщения всякого животного (; ). Нечестивые не имеют понятия о духовной жизни, а живут только для земной жизни и заботятся только о благах или сокровищах мира сего тленного, которых, по благости Божией, и исполняется чрево их, т.е. они вполне наслаждаются сокровищами земными. Насытишася сынов (в вышеозначенном издании «Учебной Псалтири» против слова сынов на поле стоит: Сынове и оставиша останки младенцем ). Это значит, что нечестивые, или люди века сего, в таком изобилии пользуются вещественными благами (сокровенных Твоих ) мира сего, что после отцов блага эти, их богатства, по преемству и наследству, переходят к сыновьям и внукам их (оставиша останки младенцем своим ).

Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей.

То есть пусть враги мои кичатся своим богатством, пусть пресыщаются благами мира сего, забывая о Подателе всех благ, но что касается до меня, то я буду держаться одной только правды: правдою явлюся лицу Твоему ; в том одном мое насыщение и удовольствие желаю иметь, чтобы жить праведно и непорочно. Хотя бы в сей временной жизни пришлось терпеть алчбу и жажду и разные нужды материальные, но я уверен, что ни в чем не буду нуждаться, вполне насыщуся тогда, внегда явитимися славе Твоей , Господи, Сыне Единородный, в ней же царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки, аминь.

В те времена, когда на престоле Израиля еще сидел Саул и искал его смерти. Те песни отличаются отчаянием, которое просматривается сквозь строки, ведь против псалмопевца тогда ополчились все сторонники и приближенные Саула и найти помощь можно было только в Господе.

Монастырская лавка. ВЫБЕРИТЕ освященный подарок для души

СКИДКИ до конца недели

История написания

Надписание текста свидетельствует о том, что псалом был написан рукой самого Давида, это подтверждает оригинал на иврите и греческий перевод Псалтыря.

Другие псалмы царя Давида:

В псалме 16 Давид надеется на то, что Господь услышит его и будет справедлив

Большое количество песен этого периода позволяет сделать вывод, что гонения имели продолжительный характер - Саул не желал отступать и преследовал своего слугу долго и упорно.

Толкование псалма

Единственной своей защитой псалмопевец считает Господа, которого и призывает выступить в его защиту и рассудить. Каждый стих псалма - это обращение к Всевышнему:


Важно! Весь псалом - это ярко выраженная надежда псалмопевца на Бога. Он понимает, что только Всевышний может избавить его от бед и преследований, даровать жизнь тихую и безмятежную.

Правила чтения

Читая в храме псалом на церковнославянском языке, христианин должен понимать, что это прекрасная молитва:

Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. От лица Твоего судьба моя изыдет, очи мои да видита правоты. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя. Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже, приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей. Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока, в крове крилу Твоею покрыеши мя. От лица нечестивых, острастших мя, врази мои душу мою одержаша. Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи Свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов, и яко скимен обитаяй в тайных. Воскресни, Господи, предвари я, и запни им, избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея. Господи, от малых от земли раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их, насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим. Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей.

Вначале следует проанализировать свою жизнь, ведь Давид подтверждает, что вел праведный образ жизни и не держал зло на своего врага. Он полностью отрицает свою вину, потому что уверен, жил праведно и исполнял закон Божий. Затем он призывает следить читателей за своими словами и жизнями, не давая греху места. Далее он излагает свою проблему - преследование врагами и только потом просит Бога помочь.

Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы пошлет Тебе Господь от Сиона и господствуй среди врагов Твоих. С Тобою власть в день силы Твоей в блеске святых Твоих. “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя”. Клялся Господь и не раскается: Ты – священник во век по чину Мелхиседека. Господь одесную Тебя поразит в день гнева Своего царей. Совершит Он суд над народами, наполнит (землю) трупами, сокрушит головы многих на земле, Из потока на пути будет пить, посему поднимет главу.

110. Аллилуия.

Исповедаюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим в собрании и сонме праведных. Велики дела Господни; изысканы во всем желания Его! Хвала и великолепие – дело Его, и правда Его пребывает в век века. Памятными соделал Он чудеса Свои. Милостив и щедр Господь: Пищу дал боящимся Его, будет помнить вечно завет Свой. Силу дел Своих возвестил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников. Дела рук Его – истина и правда, верны все заповеди Его, Утверждены они на век века, начертаны по истине и правоте. Избавление послал Он народу Своему, заповедал на век завет Свой. Начало премудрости – страх Господень, разум добр у всех, руководящихся им. Хвала Ему пребывает в век века.

111. Аллилуия. Псалом.

Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит весьма. Сильно на земле будет семя его, род правых благословится. Слава и богатство – в доме его, и правда его пребывает в век века. Воссиял во тьме свет правым: он милостив и щедр и праведен. Добрый муж, щедро дающий, устроит дела свои на суде, так что во век не поколеблется. В память вечную будет праведник, Худой молвы не убоится. Сердце его готово уповать на Господа, непоколебимо сердце его, не убоится, пока не увидит (погибели) врагов своих. Он расточил: дал нищим, правда его пребывает в век века, мощь его вознесется во славе. Грешник увидит (сие) и разгневается, зубами своими поскрежещет и растает. Желание грешника погибнет.

Слава

112. Аллилуия.

Хвалите, отроки, Господа, хвалите имя Господне. Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. От востока солнца до запада славно имя Господне. Высок над всеми народами Господь, выше небес слава Его. Кто, как Господь Бог наш, на высоте живущий И на смиренных взирающий на небе и на земле, Поднимающий с земли нищего и от гноища возвышающий убогого, Чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего, Поселяющий неплодную в дом матерью, веселящейся о детях своих.

113. Аллилуия.

По исходе Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа, Иудея стала святынею Его, Израиль – областью Его. Море увидело и побежало, Иордан возвратился вспять. Горы прыгали, как овны, и холмы, как ягнята у овец. Что с тобою, море, что ты побежало? И что с тобою, Иордан, что ты возвратился вспять? (Что с вами) горы, что вы запрыгали, как овны, – и холмы, как ягнята у овец? От лица Господа подвинулась земля, от лица Бога Иаковлева, Обратившего камень в озёра воды и нерассеченный – в источники вод. Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, по милости Твоей и истине Твоей! Пусть никогда не говорят язычники: “где Бог их?” Бог же наш на небе и на земле: все, что захотел, сотворил. Идолы язычников – серебро и золото – дела рук человеческих: Уста имеют, но не проговорят, глаза имеют, но не увидят; Уши имеют, но не услышат; ноздри имеют, но не обоняют; Руки имеют, но не осяжут; ноги имеют, но не пойдут; не издадут голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них! Дом Израилев уповал на Господа; Он помощник и защитник для них. Дом Ааронов уповал на Господа; Он помощник и защитник для них. Боящиеся Господа уповали на Господа, Он – помощник и защитник для них. Господь, вспомнив о нас, благословил нас: благословил дом Израилев, благословил дом Ааронов, Благословил боящихся Господа, малых и великих. Да приложит Господь (благ) вам, вам и сыновьям вашим! Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю. Превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим. Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, не все нисходящие во ад, Но мы, живые, будем благословлять Господа отныне и до века.

114. Аллилуия.

Я радуюсь, что слышит Господь глас моления моего, Что Он приклонил ко мне ухо Свое. Посему во дни мои буду призывать (Его): Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня, скорбь и мучение я обрел и имя Господне призвал. О, Господи, избавь душу мою! Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. Хранит младенцев Господь. Я смирился, и Он спас меня. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя, Ибо он избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду благоугоден Господу в стране живых.

Слава

115. Аллилуия.

Я веровал, посему и говорил: я весьма смирился. Я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив. Что воздам Господу за все, что Он даровал мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Обеты мои Господу исполню пред всем народом Его. Честна пред Господом смерть преподобных Его. Господи! Я – раб Твой, я – раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои, Тебе принесу жертву хвалы и имя Господне призову. Обеты мои Господу исполню пред всем народом Его, Во дворах дома Господня, среди тебя, Иерусалим.

116. Аллилуия.

Хвалите Господа, все народы, похвалите Его, все люди, Ибо непоколебима милость Его к нам, и истина Господня пребывает во век.

117. Аллилуия.

Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажет (сие) дом Израилев, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажет (сие) дом Ааронов, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажут все боящиеся Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его. В скорби призвал я Господа, и Он услышал меня, (изведши) на простор. Господь мне помощник и не убоюсь: что сделает мне человек? Господь мне помощник, и я воззрю на врагов моих. Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей. Все народы окружили меня, но именем Господним я воспротивился им. Со всех сторон окружили меня, но именем Господним я воспротивился им. Окружили меня, как пчелы сот, и разгорелись, как огонь в терниях, но именем Господним я воспротивился им. Низринутый, я готов был упасть, но Господь поддержал меня. Крепость моя и пение мое – Господь, и Он был мне спасением. Глас радости и спасения в селениях праведных: десница Господня явила силу. Десница Господня возвысила меня, десница Господня явила силу. Не умру, но жив буду и поведаю дела Господни. Научая, наказал меня Господь, смерти же не предал меня. Отворите мне врата правды: вошедши в них, я исповедаюсь Господу. Это – врата Господни: праведные войдут в них. Исповедаюсь Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла: От Господа было это, и дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный. О, Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословили мы вас из дома Господня. Бог – Господь и явился нам. Соберитесь на праздник многолюдными толпами, (доходящими) до рогов жертвенника. Ты – Бог мой, и я буду славить Тебя. Ты – Бог мой, и я буду превозносить Тебя. Буду исповедаться Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его.

Слава

Молитвы после 16 кафизмы:

По 16-й кафисме, Трисвятое. Таже тропари, глас 1:

Ин мiр тебе, душе, ожидает, и Судия хощет твоя обличити тайная и лютая. Не пребуди убо в здешних, но предвари вопиющи Судии: Боже, очисти мя и спаси мя.

Слава

Яко прегрешеньми многими и язвами безмерными облежимь есмь, Спасе, согрешаяй молю Твое благоутробие, Христе: врачу недугующих, посети, и исцели, и спаси мя.

И ныне

Душе моя, что нерадиво живеши ленящися? Что не печешися о злых, иже содеяла еси в житии? Потщися исправитися прежде даже дверь не заключит тебе Господь. Богородице притецы, припади и возопий: Упование ненадеемых, спаси мя, много к Тебе прегрешивша, Владычице Пречистая.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Святый, в Вышних Живый, и всевидяшим Твоим оком Призираяй на всю тварь, Тебе приклоняем выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, словом или делом. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы духовныя от души, во очищение многих наших грехов, даруй велию Твою милость на мир Твой и на ны недостойныя рабы Твоя. Яко благословено и препрославлено есть имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Loading...Loading...