Религия как соц институт план. Конспект урока по обществознанию "религия как социальный институт"

Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях развития общества. Ввиду чрезвычайной сложности указанного вопроса, ограничимся описанием основных типов религиозных верований. Исторически первичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных обществах. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами, Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотем обладает мистической силой, способствующей сохранению первобытной общины. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении .

Вступление человечества в эпоху цивилизации знаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально стратифицированных обществ сопровождалось формированием политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии, миром управляют множество богов, каждый из которых покровительствует определенным сферам жизнедеятельности человека: Аполлон - бог искусства, Гермес - торговли. Марс - войны и т.п. На вершине Олимпа восседает Зевс. Политеистические религии являлись культурной и мировоззренческой основой национально-государственных образований.

Другим известным типом религиозных верований выступает монотеизм, возникший в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-V вв. до н.э.), христианства (1 в.) и ислама (VII в.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей различных социальных групп, государств и национальностей. Монотеизм означает веру в единого бога как высшее духовное существо, хотя в трех мировых религиях существуют разнообразные вариации в отправлении религиозного культа и толковании единобожия. В христианстве, например, бог един в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух.

Как уже было сказано ранее, рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.

С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система философской верой двух взаимосвязанных уровней: 1) ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными и 2) структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований.

Ценностно-нормативный уровень религии представляет собой сложную совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях. В христианской религии, например, источником ценностей и знания выступает Библия, в мусульманстве - Коран и т.п. Эти священные тексты являются для верующих источником знаний о мире, природе, космосе, человеке и обществе. Эти знания тесно переплетаются с художественно-образным, подчас фантастическим изображением земной жизни. Своеобразие религиозных понятий и идей заключается в том, что они оказывают сильное воздействие на психику и эмоции верующих, порождая у людей чувства радости, надежды, скорби, греховности, смирения, наряду с чувством любви к Богу, которое в совокупности с остальными формирует у верующего особое “религиозное чувство”.

Религиозные верования и знания могут быть рассмотрены как ценностные системы, занимающие особое место в духовной культуре общества, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось выше. Наряду с этим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.

Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике, такой как крест и распятие Христа, само церковное строение, символизирующее устремление верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п. Все религиозные действия, связанные с отправлением религиозного культа, проведение церковной службы и молитвы, различные обряды и празднества обязательно происходят с использованием религиозной символики. Ее художественное оформление призвано служить, с одной стороны, символом того священного мира, с которым соприкасается верующий во время культовых действий, а с другой - призвано вызвать у верующих соответствующие религиозные чувства и настроения.

Характерной особенностью религиозных образцов поведения и действия, резко отличающей их от нормативных образцов поведения в других сферах человеческой деятельности, является преобладание в них эмоционально-аффективных моментов. Это дает основание относить “религиозное действие” к типу нелогичного, нерационального социального действия, которое в значительной мере связано с эмоционально-чувственной, бессознательной сферой человеческой психики. Однако проблема взаимоотношения рационального и нерационального аспектов человеческой деятельности в социологической и философской литературе нередко однобоко интерпретируется - заостряется на противопоставлении двух полярных типов - науки и религии.

Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Именно благодаря культовым действиям формируется религиозная группа. К культовым действиям относятся религиозные обряды и церемонии, проповеди, молитвы, богослужения и т.п. Культовые действия рассматриваются верующими как акт непосредственного взаимодействия, контакта со священными объектами или божественными силами, которым они поклоняются. Различают два основных вида культовых действий: магическое (колдовское) и умилостивительный культ.

Магические элементы присущи любой религии, как уже отмечалось, они занимали большое место в первобытных религиях. В мировых религиях магические действия наполнились новым содержанием и оказались подчиненными умилостивительному культу. Значение последнего заключается в том, что верующие в ходе совершения культового действия обращаются к объектам поклонения с различными просьбами и пожеланиями, относящимися к личным судьбам верующих и событиям, происходящим в окружающем мире. В любой достаточно развитой религиозной организации существует особая группа лиц (жрецы, священнослужители и т.п.), которые выступают посредниками между божественными, священными силами и объектами, и группой верующих. В первобытных религиях культовые действия, как правило, совершались коллективно, с участием всех взрослых членов рода или племени. В более развитых религиозных системах разрешается индивидуальная культовая деятельность, как например, молитва верующего у себя дома.

Важную роль в социологическом исследовании религии отводят изучению структуры религиозной организации, Последний термин может использоваться как в широком смысле слова, когда она отождествляется с социальной системой, и в узком - когда под организацией понимают внутреннее устройство религиозных общин и способы управления, руководства ими. Именно в этом смысле слова термин “религиозная организация”, наряду с понятиями “религиозного сознания” и “религиозного культа” использовался для описания и анализа природы религии в марксистской социальной философии.

Основной формой современной религиозной организации выступает церковь. Это такое объединение верующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его ветви, как например, православная или католическая церковь.) В качестве институционализированной социальной организации деятельность церкви находится в определенных официально-правовых отношениях с государственными органами. Церковь претендует на универсализм, на то, чтобы распространить влияние своего вероучения на все общество. Как известно, в эпоху средневековья католическая церковь в Европе оспаривала политическую власть у королей и императоров.

В церковной организации выделяются две основные социальные группы: 1) клир - служители церкви, священники и 2) миряне - рядовые члены церкви. Священнослужители, таким образом, представляют особую статусную группу, призванную обеспечивать отправление религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность в церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии - епископы, патриархи и др. Надо отметить, что не все религиозные объединения признают необходимость церковной иерархии. Баптисты, например, отрицают деление верующих на клир и мирян, считая, что каждый верующий обладает способностью совершать богослужение, то есть быть священником .

С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе:

  • 1) интегративную;
  • 2) регулятивную;
  • 3) психотерапевтическую;
  • 4) коммуникативную.

Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.

Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей .

Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.

Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.

Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и “небожителями”, и в плане их общения друг с другом. “Богообщение” считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с “ближними” приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Указанные четыре функции религии как социального института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной практики.

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что религия как социальный институт - это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Религия как социальный институт характеризуется:

  • - наличием цели своей деятельности;
  • - набором социальных позиций и ролей;
  • - конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.

Социальная сущность религии. Заметную роль в жизни общества играет такой институт, как религия. На первый взгляд кажется понятным, что собой представляет религия. Однако на деле оказывается чрезвычайно сложно дать определение этого феномена. Одним из первых обратился к этой проблеме Э. Дюркгейм. Он усматривал специфику религиозного в обращении к священным вещам. При этом священными являются не сами по себе определенные объекты, а те, которые считаются таковыми какой-либо группой. Религия, таким образом, предстает как способ соотнесения действий людей со «священными» или социально значимыми вещами. Каждое сообщество вырабатывает о священных явлениях свои представления, образующие систему верований, которые регулируют поведение людей в обществе.

Социологический подход к изучению религии, предложенный Э. Дюркгеймом, был воспринят и другими социологами. Так, Т. Парсонс связывает существование религии с неподконтрольными личности событиями (смертью, голодом, стихийными бедствиями и т.п.). Она позволяет обеспечить человеку защиту от многочисленных угроз непонятного и враждебного мира. Такая защита становится возможной с помощью упорядочивающего истолкования непонятных явлений, создания норм, утверждения и поддержки сложившегося порядка.

Структура религии . Религия включает символическую систему, верования (мифы), ритуалы (культ), этос (система норм и ценностей группы), мировоззрение (совокупность религиозных догматов), религиозные организации (церковь, религиозные общины, секты и т.п.).

Символ – это обобщающий знак, содержащий указание на какие-либо стоящие за ним явления и вызывающий одинаковую реакцию у большой группы людей. Основная функция любого символа – коммуникационная. Для того чтобы ее выполнять, символ должен быть хотя бы интуитивно понятен определенному кругу людей. В религии символы выполняют и интегрирующую функцию, объединяя людей и группы, формируя единый эмоциональный настрой. Символами могут выступать религиозные догматы, святые и мученики, пророки и вожди, эпохальные события, культовые и ритуальные действия и т.п.

Миф – способ понимания природной и социальной действительности, опирающийся на обобщенные верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного прошлого, настоящего и будущего. Мифология возникает тогда, когда социальная группа сталкивается с новыми, непонятными и неподконтрольными ей явлениями, несущими в себе явную или тайную угрозу ее существованию. С психологической точки зрения творение мифа связано с невозможностью логически объяснить происходящие социальные изменения и связанным с этим защитным возвратом индивида к раннему жизненному опыту восприятия мира и взаимодействия с ним.

Ритуал (обряд) – способ обращения и доступа к святыням; символическое, регулярно повторяющееся действие, целью которого является формирование и воспроизводство значений и установок по отношению к чему-либо. Если миф ориентирован на объяснение действительности, то ритуал нацелен на закрепление норм и отношений к священным явлениям. Символические значения, которыми пропитаны ритуалы, связаны с конкретной социальной ситуацией и чрезвычайно важны для членов группы. Это действия пробуждают у участников сходные сильные эмоциональные переживания, проявляющиеся порой в форме религиозного экстаза. Коллективно переживаемые чувства позволяют укрепить единство и сплоченность внутри группы, продемонстрировать свою веру и убедиться в вере других.

Этос – совокупность норм и ценностей, задающих и поддерживающих определенные «образцы» социального поведения и социального взаимодействия. В религии, в отличие от светской культуры, ценности и нормы обретают сакральный (священный) характер, становясь абсолютными и неизменными. По мере развития светской культуры, значение религиозных норм и ценностей может уменьшаться.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Наряду с обыденными воззрениями верующих религиозное мировоззрение включает в себя религиозную философию и теологию, которые представляют собой систематизированное изложение религиозного учения и его обоснование.

Формы религиозной организации. Развитие религии с необходимостью приводит к появлению специалистов в области хранения, передачи и трактовки религиозного знания, отправления сложных и значимых для большого круга людей ритуалов и культов. Уже на ранних стадиях развития религии появляется дифференциация ролей. Прежде всего, это роли «учителя», «учеников» и «последователей». «Учителю» доступны высшие откровения и основы вероисповедания. «Ученики» не только непосредственно воспринимают Слово «учителя», но и распространяют его, вербуя новых сторонников своей веры.

Исторически первоначальной формой распределения религиозных ролей выступала община – локальное объединение сторонников данной веры, непосредственно взаимодействующих с «учителем». Трансформация «откровений» в религиозные традиции, усиление миграционных процессов породило потребность в выработке новых организационных форм религии. Одной из таких форм стала церковь . Эта религиозная организация может объединять приверженцев уже не «учителя», но веры и в масштабах не локальной общины, а большого сообщества. Для сохранения и передачи сакрального знания, поддержания традиций, отправления усложняющихся ритуалов требуется уже специализированная группа профессионалов, или духовенство . Внутри этой группы распределяются роли, власть и авторитет, а значит, появляется иерархия. Определенные нормы становится абсолютными, не подвергаются сомнению, и превращаются в догмы. Различное толкование «учениками» основ вероучения приводит к образованию различных конфессий. Социологи отмечают, что процессы догматизациии и конфессионализации – неотъемлемые спутники развития религии и церкви.

В социологии церковь рассматривается как один из механизмов социального контроля. В пользу этой точки зрения свидетельствует соблюдение религиозных норм и догматов: обязательное участие в отправлении определенных ритуалов, посещение культовых заведений и мест, демонстрация приверженности вере и т.п.

Наряду с церковью существует еще одна форма религиозной организации – секта . Различия между церковью и сектой проанализировал М. Вебер. Им было предложено три критерия анализа религиозных организаций: 1) отношение к «миру»; 2) критерий членства; 3) организационная структура.

В случае, когда религиозная организация не противопоставляет себя существующей культуре и обществу, стремится к универсализму, речь идет о церкви. В случае, когда религиозная организация открыто противопоставляет себя «миру», осуждая его нормы и ценности как «ложные», подчеркивает свою избранность и специфичность, можно говорить о секте.

Церковь как универсальная организация предъявляет умеренные требования к своим членам. Достаточно соблюдать лишь общие религиозные нормы и участвовать в наиболее значимых ритуалах, чтобы оставаться в лоне церкви. Секта же требует беспрекословного подчинения ее нормам и авторитетам. Нравы здесь суровы, любое их нарушение жестоко карается. Достаточно часто участие в сектах требует отказа от всего личного и «растворения» человека в делах общины.

В отличие от церкви, организация которой строится по бюрократическому принципу, секта основывается на харизме основателя, вере в его необыкновенные качества. Она менее формализована, ее ритуалы допускают элементы спонтанности и зачастую обладают большей эмоциональностью, чем те, которые осуществляются в рамках церкви.

Наряду с церковью и сектой некоторые исследователи выделяют промежуточную форму религиозной организации – деноминацию. Обладая схожими с сектой признаками, она отличается меньшей элитарностью и большей открытостью. Не противопоставляя себя «миру», деноминация отличается от церкви меньшей связью с широкими слоями общества. Американский социолог Р. Нибур высказал интересное предположение, согласно которому секта – деноминация – церковь не что иное, как этапы эволюции организационных форм религии. Согласно его наблюдениям, секта существует не дольше жизни одного поколения, затем она постепенно трансформируется в деноминацию. Процесс же перехода от деноминации к церкви оказывается более длительным.

Этапы развития религии. Религия как важнейший социальный институт прошла в своем развитии несколько исторических этапов, число и содержание которых по разному оценивается наукой. Заслуживает внимания периодизация, предложенная Р. Беллом. Основываясь на критерии степени дифференциации системы религиозных символов, он выделил пять этапов:

1) этап примитивной религии , на котором существуют только две символические формы – ритуал и миф. Мирское и священное мыслятся как два взаимосвязанных способа мироздания. Религиозная организация как специфическая разновидность организации отсутствует. Верования и обряды существуют в пределах рода, клана, семьи. Первым религиозным институтом, возникающим в этот период, является шаманство, роль которого сводится к выполнению необходимых ритуальных услуг.

2) этап архаической религии , характеризуется появлением ранних форм религиозной организации, и, прежде всего культа. На этом этапе мифы и ритуалы систематизируются, а их толкование и исполнение закрепляются за определенными ролями. Примером специфической религиозной роли этого периода может служить роль жреца, требующая определенных знаний и навыков, обретаемых в результате специальной подготовки.

3) этап исторической религии – третий и поворотный в эволюции. Он характеризуется окончательным разделением сакрального и мирского. В этот период происходит становление основных религий – иудаизма, буддизма, индуизма, конфуцианства, христианства и ислама. Окончательно оформляются религиозные догматы. Возникает и укрепляется институт церкви. Историческим религиям присущи: идея единого бога; отсутствие ориентации на конкретную группу (универсализм); стремление индивида к спасению, которое мыслится как бегство от мира; отделение религиозной организации от других форм социальной организации.

4) этап раннесовременной религии – четвертый этап, отличается сдвигом ориентаций к посюстороннему миру. Спасение уже мыслится не как бегство от мирской суеты, а как определенная модель поведения в миру. Система верований этого периода переформулируется таким образом, что она не препятствует, а способствует социальным изменениям.

5) этап современной религии рассматривается как период смены носителя веры. Им становится не церковь, а сама личность, несущая ответственность за свои действия и самостоятельно решающая вопросы смысла жизни. Преодолевая неприятие мира, религия стремится разрешить противоречие между посюсторонним и потусторонним мирами. Главной функцией религии, полагает Белл, становится развитие культуры и индивидуальных ценностей.

Секуляризация . Под секуляризацией понимается процесс уменьшения роли религии и усиления рационализации общественной жизни. Это процесс лишения религиозных институтов социальных функций, высвобождения всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния, вытеснение светскими нормами норм религиозных. В результате секуляризации религия становится частным делом граждан, а представления о мире все более обретают логический и научный характер, теряя магические и мистические черты.

Социологи усматривают причины секуляризации в рационализации социальных отношений, которая способствует сокращению области священного. Это явление было проанализировано еще Вебером и получило название «разволшебствования» мира. Наряду с указанной причиной секуляризации способствует нарастающая дифференциация общества, разделение его на относительно автономные подсистемы, каждая из которых выполняет специфические функции. Религия все более превращается в один из институтов, занимающий в современном обществе важное, но не доминирующее положение.

Существующие оценки процесса секуляризации являются подчас диаметрально противоположными. Одни усматривают его результаты в упадке нравов, разрушении моральных устоев, в усилении социального хаоса и дезорганизации общества. Другие видят в секуляризации важнейшее и необходимое условие модернизации, процесса перехода от традиционного общества к современному.

Вместе с тем секуляризация не означает полного исчезновения религии. Некоторые социологи даже прогнозируют в ХХI в. религиозный «ренессанс» или религиозный бум. Однако независимо от того, сбудутся их предсказания или нет, очевидно одно: религия занимает и будет занимать важнейшее место в жизни общества, оставаясь одним из необходимейших социальных институтов.

Религия – это особая составляющая часть культуры, которая является одним из древнейших социальных институтов. Она регулирует духовную жизнь людей путем формирования смыслообразующего стержня бытия.

Базовым положением любой религии является разделение мира на две части. Одна – это мир обыденного, каждодневной мирской жизни. Другая – это мир священного (горний). Священными могут быть боги, книги, особые слова, животные. Особенность священного состоит в том, что оно требует специфического отношения: уважения, почитания, трепета, особых сакральных действий. Сам термин «религия» в переводе с латинского означает связывание. Через религию человек устанавливает связь с миром священного, выходит в сферу непознанного. Повседневная жизнь – это частные интересы и обычные занятия, священное – отдельная сфера, состоящая из особых явлений, предметов и действий, которые наделены особым моральным авторитетом и властью.

Кратко религию можно определить как совокупность верований и ритуалов, которые определяют отношение человека к священному.

Как социальный институт религия имеет свою структуру, общую для разных конфессий, в которой можно выделить три составляющих. Религиозное сознание (теории, учения, предания), ядром которого является вера в священное; это сознание эмоционально окрашено, вызывает чувство умиления, трепета, восторга и т.д. и подкреплено системой нравственных норм и поведенческих правил. Например десять заповедей христианства, нормы шариата в исламе и т.д.

Второй составной частью религии как социального института являются религиозные действия. Это, прежде всего религиозные ритуалы, связанные с различными нормами, ценностями, значимыми событиями в жизни человека (крещением, венчанием, религиозными обрядами, богослужением и т.д.). Культовые действия рассматриваются верующими как способ непосредственного взаимодействия с божественными силами. Посредством ритуала верующие, как бы вводят себя в мир священного. Э. Дюркгейм рассматривал религиозные действия (практики) как основную черту этого социального института. Они в свою очередь бывают двух видов: магические и умилостивительные. Кроме религиозной деятельности религия осуществляет и нерелигиозные практики - милосердные акции, обучение в школах и т.д.

Третьим элементом религии являются организации , упорядочивающие жизнь религиозных общин. Эти организационные структуры возникают не сразу в жизни обществ, а значительно позднее и представлены они прежде всего культовыми организациями, которые характеризуются специфическим способом руководства религиозной общиной и определенным характером взаимоотношений с обществом и государством. Среди этих религиозных структур выделяют во-первых «церкви». Слово церковь в переводе с греческого буквально означает божий дом. Церковь – это крупные религиозные организации, которые возникли в определенных исторических условиях как способ упорядочения религиозной жизни верующих и установления взаимоотношений с государством и светскими организациями. Церковное управление осуществляется по бюрократическому типу, с четко организованной иерархической статусно-ролевой структурой, подчинением низших священнослужителей высшим, мирян – клиру.

Наряду с церковной организацией институт религии имеет и другие структуры. Это – деноминации и секты. Деноминации выросли из небольших религиозных общин, сумели распространить свое влияние в обществе и сохранить самостоятельность, но еще не достигли ни численности, ни влияния церкви. Они вписаны в жизнь общества, но их связи с государством и гражданскими структурами общества гораздо слабее, чем у церкви, им свойственна терпимость к различным точкам зрения на религию, умеренность в ритуальной деятельности. Секты, напротив, характеризуются тем, что эти общины отгораживаются от общества, противопоставляют себя господствующей церкви и отвергают основы ее учения. Для сект характерны специфические ритуалы, а управление осуществляется харизматическим лидером. Особо закрытые секты, требующие от членов полной преданности и запрещающие выход из нее, называются тоталитарными.

Кроме названных культовых организаций институт религии располагает и внекультовыми организациями и учреждениями – приютами для бездомных, воскресными школами для детей, издательскими учреждениями и т.п.

По вопросу об истоках религии есть разные точки зрения. Одна из них (четко выраженная антропологом Э. Тейлором) исходит из того, что религия берет свое начало в индивидуальном сознании. Беспомощность перед явлениями природы и космоса, неспособность их объяснить породили у людей анимистический взгляд на мир, предполагающий веру в одухотворенность природы. Душой наделялись все вещи, все явления, вся природа. Постепенно душа в сознании людей абстрагировалась от своей земной основы, наделялась антропоморфными качествами (т.е. похожестью на человека, но более мудрого, всесильного). Так появилось представление о богах.

Другая точка зрения, связанная с именем Э. Дюркгейма, заключается в том, что религия – продукт не индивидуального, а общественного сознания. Появляясь на свет, человек застает готовое общество, которое наделяет человека всем: языком, навыками, коллективными представлениями, способами взаимодействия. Общество как бы стоит над индивидом и для человека оно - высшая сила, нечто священное, определяющее его судьбу, Бог. Значение религии для общества как раз и заключается в том, согласно Э. Дюркгейму, чтобы обеспечить влияние коллектива на индивида. Эту мысль он подтверждал тем, что разным обществам в разные исторические периоды свойственны разные религии. Французский антрополог А. Леви-Стросс отмечал, что структура общества зеркально отражает структуру религии. Так племена Австралии, у которых отсутствует вертикальная стратификация, не ранжируют своих богов, они у них все равны. Чем больше развивается вертикальная стратификация, тем больше и иерархия Богов. Так Зевс у греков стоял на вершине Олимпа. Подтверждает точку зрения на религию как на порождение общества и тот факт, что всегда боги завоевателей стояли выше богов завоеванных народов.

За тысячелетия своего существования человечество знало множество религий. Для удобства анализа религий их классифицируют. В настоящее время существует много систем классификации. Одна из них касается сущностных характеристик религии. По сущностным характеристикам социологи выделяют четыре типа религий:

Первый тип - архаические верования и религии, свойственные человечеству на начальных ступенях развития. Для них характерен ярко выраженный анимизм (одухотворенность всей природы), многобожие, мифотворчество, первоначальное отсутствие специальных священнослужителей, т.е. все религиозные действия (пение, танцы, заклинания и т.д.) выполнялись всем родом, всем племенем. Посредники (жрецы, шаманы) появляются позднее, на стадии распада архаических верований. Элементы архаических религий сохраняются в современном мире как составная часть этнических субкультур.

Второй тип религий – это народностно-национальные. Они возникали как составляющий основу жизни отдельных наций и народностей, распространялись в нескольких, обычно соседних странах и обретали региональный характер. К ним относятся конфуцианство и даосизм, возникшие в Китае, индуизм, со всеми его разновидностями (брахманизм, джайнизм, сикхизм и т.д.) – возникший в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм – религия еврейского народа рассыпанного по миру, но не утратившего своей идентичности и исторической памяти. Эти религии оказали большое влияние на государственное структурирование, на социальную стратификацию (как, например, индуизм на кастовое устройство Индии), на национальную культуру и образ жизни своего народа и народов соседних стран.

Третий тип составляют мировые религии . К ним относятся буддизм (возник в VI веке д.н.э. на севере индийского субконтинента), христианство (возникло в I веке н.э. на ближнем Востоке и Палестине), ислам (возник в VII веке н.э. на Аравийском полуострове). Мировыми эти религии называются потому, что носят над- и межэтнический характер, выходят далеко за пределы стран и регионов, встречаются на разных континентах.

К числу признаков мировых религий относятся: огромное число последователей: христиан более 1 млрд, мусульман около 0.8 млрд., буддистов – 0.7 млрд. Всем мировым религиям свойственны высокая пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц, исповедующих иную). Все мировые религии эгалитарны, т.е. проповедуют равенство всех людей и обращаются к представителям всех социальных групп.

Если дать краткую характеристику каждой мировой религии, то следует отметить, что буддизм очень терпим ко всем иным религиям, исходит из того, что все люди придут рано или поздно именно к буддизму, но не насильственно, а путем размышлений и сравнений, т.е. отличается высокой толерантностью и терпимостью. Эта религия впервые обратилась к личности, а не к социальному месту человека, проповедуя так называемый восьмеричный путь совершенства, который включает простые и понятные каждому человеку установки и принципы: иметь правильные взгляды, намерения, правильную речь и правильные действия, правильный образ жизни и сосредоточение и т.д., что приведет, в конечном счете, к просветлению человека. Буддизм – миролюбивая религия с упором на медитацию, сострадание и добрые дела. Буддизм распространен в Тибете, Северной Индии, Китае, большие группы буддистов есть во всех развитых странах мира. В России буддизм исповедают буряты, калмыки, тувинцы.

Говоря о второй мировой религии - христианстве , следует иметь в виду, что в его основе лежит социальное движение, возникшее в рамках иудаизма под руководством палестинского пророка Иисуса. Греческий перевод древнееврейского слова «миссия» звучит как Христос, отсюда имя пророка Иисус Христос, а его учение стало называться христианством. Изначально христианство, приверженцами которого были представители низших и маргинальных слоев античного общества, характеризовалось верой в установление социальной справедливости через пришествие на землю Бога, но при этом было достаточно радикально. Со временем христианство было приспособлено к целям правящих классов и превратилось в IV веке в официальную религию Римской империи, став более консервативным. Однако космополитизм этого учения, миссионерская деятельность, нивелировка классовых и национальных различий, всеобщность и абстрактность общественно-политических и нравственных принципов способствовало быстрому распространению христианства в мире.

В процессе своего развития христианство распалось на три основные ветви: католичество, православие и протестантизм. В свою очередь в каждом из них выделились различные течения и направления.

Христианство (в частности протестантизм) оказало большое влияние на жизнь общества в целом. Макс Вебер, подчеркивая эту сторону христианства, утверждал в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма», что протестантизм с его проповедью умеренности, бережливости, добросовестного выполнения профессиональных обязанностей прямо способствовал возникновению капитализма. Позднее другой ученый – Э. Галеви, объясняя феномен социальной и политической стабильности Англии, видел его тоже в протестантизме, влияющем на умы и образ жизни англичан. В современном мире христианство в целом является основной религией в развитых странах Европы, Америки, а так же в России и имеет в своих рядах больше верующих, чем другие мировые религии.

Третья мировая религия - ислам. Она самая молодая (VII век н.э.) и очень активная, распространена во многих странах арабского Востока, Северной Африки, Средней Азии, Европы. В России ислам исповедует население Северного Кавказа, Татарстана, Башкортостана и других республик. Сам термин «ислам» буквально означает – покорность Богу – и предполагает абсолютную верность этой религии.

Ислам как религиозная система опирается на пять столпов веры: знание Корана, богослужение (пятиразовая ежедневная молитва), благотворительность, пост и хадж (паломничество в Мекку), хотя бы раз в жизни. Основатель этой религии Мухаммед, родился в 570 году н.э. и впоследствии, как считают последователи ислама, стал получать божественные откровения и передавать их людям. Так родилась священная книга мусульман – «Коран». Мухаммед и его сторонники активно насаждали ислам на Аравийском полуострове: боролись с идолопоклонничеством, отрицали таинства христианства (крещение, исповеди, отпущение грехов). После смерти Мухаммеда произошел раскол ислама на суннитов (большинство) и шиитов. В XX веке во всем мусульманском мире появляются движения исламского фундаментализма, которые при своем возникновении имели антиколониальную направленность, а впоследствии – антизападную, ставя своей конечной целью сделать весь мир мусульманским.

Четвертый тип религий - это так называемые нетрадиционные религии или секты. Слово «секта» в переводе с латинского означает учение, образ мысли. Секты – небольшие закрытые группы, куда люди входят добровольно. Появились они не сегодня, а несколько веков назад. Старорусские секты возникали в феодальную эпоху (хлысты – XVII век, духоборцы, молокане – XVIII век), как протест против гнета помещиков и духовенства. Отвергая авторитет церкви, они признавали авторитет «духа» и чтили Библию. После реформы 1861 г. стали появляться секты протестантского типа: баптисты, адвентисты, пятидесятники и др. Они появляются как реакция на господствующую религию или на действия церкви. В своем развитии нетрадиционные религии могут вырасти в самостоятельные церкви, как например, баптисты и адвентисты Седьмого дня, а могут принять форму секты.

Отличительными чертами сект является то, что они («Свидетели Иеговы», «Кришнаиты», «Белое Братство», «Аум сенрике» и др.) отгораживаются от общества: запрещают своим членам общаться с семьей, друзьями, участвовать в выборах, служить в армии, отмечать памятные даты. Управляются секты по типу авторитарной организации с харизматическим лидером во главе, власть которого абсолютна, ибо он приравнивается к Богу. В сектах господствует жесткая дисциплина, осведомительство, ежедневные отчеты о делах и поступках. Активно используются практики различного вида психологического воздействия на человека, в результате чего личность исчезает, появляется робот покорный главе секты. Все их учения, службы, обряды, ритуалы носят мистический характер, пронизаны идеями исключительности и избранности. Например, обряд «Торонтское благословение» состоит в том, что в течение нескольких часов практикуется смех, лишающий людей способности здраво мыслить и вести себя, что, якобы, приближает их к Богу.

Опасность сектантства заключаться в том, что оно изолирует человека от реальности, не предоставляя никакой возможности вернуться к нормальной жизни. Учение сект отличает религиозная и философская эклектичность, а практическая деятельность на современном этапе удачно маскируется под группы укрепления физического и душевного здоровья. В современном мире - сект великое множество. Например, в одних только Соединенных Штатах Америки насчитывается более 3000 различных сект.

Религия, как показывает история, сопровождает человечество с самого его существования, она постоянно востребована, а значит функционально – целесообразна. Выделяют следующие функции религии как социального института:

Прежде всего - это уникальная функция, несвойственная другим социальным институтам, психотерапевтическая, или как ее еще называют компенсаторно – утешительная. Суть ее в том, что вера в Бога укрепляет людей в трудные минуты, примиряет с мыслью о смерти, вознаграждает за страдания и лишения при жизни обещанием «царства Божья» в ином мире.

Регулятивно - нормативная (воспитательная) функция заключается в том, что религия, являясь мощным социальным организатором, укрепляет и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения. Эти нормы в любой религии представляют собой целостную систему ценностных ориентиров, правил, норм, обычаев, регулирующих общественную и личную жизнь человека. Религия вошла в образ жизни людей, в очередность работы и отдыха, в строении семьи, в трудовой календарь.

Очень важной функцией является коммуникативно – интегративная. Религия связывает единоверцев и по горизонтали (живущих сейчас) и по вертикали (с умершими и будущими поколениями), способствует упрочнению, сплочению общества. В результате постоянного общения, люди, исповедующие одну религию, не только осмысливают себя как некую единую общность, но и, общаясь друг с другом, обмениваются положительными эмоциями - радости, успокоения, сочувствия и т.д., формирующими установку на продолжение в дальнейшем контактов и взаимодействий.

Важной функцией религии является культурно – транслирующая . Она заключается в том, что этот институт тщательно хранит и передает из поколения в поколение богатое, накопленное за тысячелетия наследие исторических традиций, представлений о мире, преданий, музыкальных, архитектурных, художественных шедевров. Религиозные деятели зачастую выполняли роли служителей не только Богу, но и людям, переписывая книги, создавая библиотеки, просвещая людей.

Институт религии имеет еще одну, очень противоречивую функцию – стабилизирующую по отношению к ингруппе и дестабилизирующую по отношению к аутгруппе. Сплачивая единоверцев, одновременно с этим религия может противопоставлять их народам других конфессий, что часто является причиной многих несправедливостей, конфликтов и войн на религиозной почве.

Активность религии в обществе выражается двумя разноправленными процессами. С одной стороны, институт религии может расширять и углублять свое влияние: тогда говорят о сакрализации общества. Обычно это происходит в кризисные периоды или когда снимаются запреты на исповедание религиозных взглядов, как это произошло в России в годы перестройки. С другой стороны, влияние церкви может суживаться под влиянием процессов демократизации общества, а также под влиянием того, что сам социальный институт религии модернизируется: ослабляет церковные ограничения, делает акцент на некультовых формах деятельности. Этот процесс называется секуляризацией , что в переводе с латинского означает обмирщение, переход чего-либо церковного в светское.

Таким образом, религия как всякий социальный институт не только устойчива, но и динамична.

Социология изучает институт религии не только по типам, функциям, динамике этого института, но и еще по двум важным показателям - уровню и степени религиозности социальных субъектов. Когда речь идет об уровне религиозности исследуется коллективный субъект (группа, страта, поселение и т.д.) и методом опроса (сплошного или выборочного), выявляется соотношение верующих и неверующих в данной структуре. Выяснено, что уровень религиозности выше там, где господствующей религией является ислам, а если брать классовую структуру общества, то религиозность выше в верхних и нижних слоях по сравнению со средним классом (хотя мотивация обращения к вере у них, конечно, разная).

По показателям степени религиозности исследуется насколько для данного человека вера важна. Здесь выявляются три степени религиозности. Истинно верующие - это люди, жизнь которых полностью детерминируются верой, что предполагает знание истории религии, священных писаний, обрядов и ритуалов, отправление служб, соблюдение постов, словом, весь образ жизни человека подчинен вере. Этот слой составляет приблизительно 10% от всех верующих. Ко второй группе относятся верующие, жизнь которых определяется не столько верой и религиозными канонами, сколько национальной культурой, обычаями и традициями. В процентном отношении эта группа больше первой (≈20-25%). Самой многочисленной является третья группа. К ней относятся так называемые «верующие на всякий случай». Эти люди, формально относящие себя к верующим, (если брать христиан, то крещеные), повседневно живут светской жизнью, вне религии. Они не знают ни вероучений, ни религиозных обрядов, не соблюдают заповедей, не посещают церковь и только в значимые минуты жизни обращаются к Богу.

Религия как социальный институт

Введение

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

Религия – это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

1. Причины возникновения религии и ее функции

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования социальные, гносеологические и психологические.

Социальные причины – это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие – с отношениями между людьми.

Отношение людей к природе опосредовано имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Слишком ограниченными средствами обладал первобытный человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам. Английский этнограф Б. Малиновский, исследовавший быт племен Меланезии, заметил, что магия предваряет и сопровождает те виды труда островитян, где нет уверенности в результатах и большую роль играет случай. Магия в таких случаях выступала как заменитель реального воздействия человека на природу.

В более поздние эпохи отношения между людьми продолжали складываться стихийно. В этом случае законы развития общества выступают как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифицируются. Все это послужило предпосылкой появления религии.

Гносеологические причины – это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т.е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания. Способность вычленить общее и существенное в мышлении и фиксировать их в языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее; но она же создает также возможность превращения общих понятий в некие «самостоятельные сущности», которые рассматриваются как существующие вне и независимо от материального мира. Тем самым абстрагирование в мышлении от действительности становится гносеологической предпосылкой формирования религиозных представлений.

Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции – чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.

Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.

2. Структура и функции религии

Религия – явление полифункциональное, она выполняет множество функций, затрагивая самые разные стороны общественной жизни. Единого принятого перечня функций религии нет, да и быть не может, поскольку придется перечислять практически все значимые сферы жизни человека. Поэтому остановимся лишь на тех, которые в религиоведении упоминаются наиболее часто.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

Религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т.п.);

Религиозные отношения (культовые, внекультовые);

Религиозные организации.

Основные функции (роли) религии:

Мировоззренческая – религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная – общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Регулятивная – осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная – позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая – лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная – религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т.п.).

Дезинтегрирующая – религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.

Психотерапевтическая – религия может быть использована как средство психотерапии.

3. Современные мировые религии

Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма к современным мировым религиям.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.

Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности – позволила относительно легко встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их. Все мировые религии обещают верующим справедливое к ним отношение, но только в потустороннем мире и в зависимости от благочестия в этом.

Буддизм – одна из первых мировых религий. Возник в VI–V вв. до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Достоверных источников об основателе буддизма нет. Но буддийские теологи считают, что им был сын индийского царя по имени Сидцхартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике Типитака. Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога брахманизма – Брахму. Все боги делятся на добрых и злых.

По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения драхм, духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т.е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.


Тема урока : «Религия как социальный институт»
Тип урока : комбинированный урок
Цели урока:
- сформировать представление о религии, её видах, особенностях, раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе, истории происхождения мировых религий и их роли в жизни общества;

Продолжить развивать умение составлять терминологический словарь, способность анализировать, сопоставлять и обобщать, работать с таблицами и схемами, развивать навыки устной и письменной речи; мышления, памяти, внимания;

Воспитывать терпимость и уважение к различным религиям, стремление к осознанному восприятию многообразия вероисповеданий

Задачи урока:
1. Раскрыть понятие религии и историческое значение этого слова

2.Заполнить таблицу «Функции религии», информационные карты «Мировые религии» проанализировать данные, записанные в них.

3.Раскрыть понятия «культ « и «религиозный культ», выяснить какие культы перешли из архаичных религий в мировые.

4. Выявить начало мировых религий и основное отличие от архаичных религий древности

5. Закрепить полученный материал с помощью игры

6. Подвести итоги урока, дать домашнее задание.

Основные понятия : религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ
Подготовительная работа: Подготовка обучающимися дополнительно дома сообщений и материалов по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство(православие, католицизм)

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы.

Межпредметные связи : география, история, МХК.

Обеспечение урока : учебник «Человек и общество» под ред. Л.Н.Боголюбова, распечатанные глоссарии (приложение №1), ПК, проектор, доска.
Оформление доски: дата, тема урока, план урока, цели урока, сравнительная таблица «Виды религий»
Ход урока:

        1. Организационный момент

  1. Изучение нового материала :

    Мотивация к изучению нового материала

Скажите мне пожалуйста что такое социальный институт? Какие социальные институты вам известны? А какие соц. институты мы уже изучили? Сегодня мы познакомимся с еще одним социальным институтом «Религия» (слайд 1)

Постановка проблемы: и в конце урока мы должны с вами дать понятие религии как социального института.

    Целеполагание

Обратите внимание на план урока и скажите, что мы будем сегодня с вами изучать, какие цели поставим? (слайд 2)

Что такое религия? Когда появились первые религии? Что им было свойственно?

А давайте подберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия».

Вера Крест Бог Душа Секта
(ответы ребят: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности. Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад. На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей од­ного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения. Большое значение религия имеет и в наше время. Слово «религия» трактуется в двух значениях. Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров. Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия? (слайд 5)

А) Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Б) Исторические формы развития религии.

Племенные

Национальные

Мировые

Перечислите мировые религии (слайд 6)

1.Мировые религии : (запись в тетради)

А) Христианство

Б) Ислам

В) Буддизм

- Сегодня ребята подготовили нам сообщения о мировых религиях. По ходу их рассказа вы должны заполнить информационные карты, лежащие перед вами.

(Сообщения и презентация учеников (три презентации)

Проверка работ.

2.Особенности религиозной веры (слайд 7)

Учитель: прочитайте в учебнике с.385 – 386 и назовите особенности религиозной веры. Запишите в тетрадь.

1. Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

2. Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

3. Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа. Перед вами рабочие листы. Нужно заполнить таблицу «Функции религии»

Функции религии

Ее сущность

Регулирующая

она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям.

Познавательно-воспитательная

религия дает объяснение мироустройства и содержит моральные доктрины, определяя категории добра и зла.

Психотерапевтическая

различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.

Интегративная

когда люди разделяют одинаковые воззрения, они объединяются, приобретая солидарность друг к другу

Функция социализации

приобщает к культурным ценностям, осуществляет связь поколений с помощью единых разделяемых воззрений.

Коммуникативная

Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.


Обратите внимание на христианские заповеди, содержащиеся в ваших рабочих листах. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

4. Религиозные организации и объединения (слайд 11 – 16)

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

Организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций. Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

    Церковь (слайд 12) объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. Кто является главой русской православной церкви? А католической? У многих церквей есть определенная территориальная структура. Иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч. hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви

Священник

Епископ

3.Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

Крещение. Хадж (слайд 14)

4.Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Для секты характерны:

Замкнутость,

Обособленность,

Претензии на исключительность своей роли,

Абсолютная нетерпимость к инакомыслию

5.В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? (слайд 15 16)

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

¨ Православие - 75 %

¨ Ислам - 5 %

¨ Католицизм,

Протестантизм, Иудаизм, Буддизм - по 1 % и меньше

¨ Неверующие - 8 %

Свобода совести, свобода вероисповедание. (слайд 17) Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

Работа с документами

Перед вами Конституция РФ, найдите статья 28. Что в ней записано? Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в Конвенция ООН о правах ребенка (слайд 19) Ст. 14.

Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей. Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования. Какой вывод можно сделать на основе выше перечисленного? (На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

А теперь вернемся к нашей проблеме, поставленной в начале урока дать понятие религии как социального института.

Религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

4. Закрепление и обобщение: вернемся к вашим информационным картам. Кто желает озвучить? Почему данные религии названы мировыми? Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий? Каковы между ними различия?

5. Рефлексия Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам: - Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?

6.Домашнее задание

Возьмите интервью, состоящее лишь из одного вопроса, у родителей «Что они знают о мировых религиях?»

Функции религии

Ее сущность

Регулирующая

Познавательно-воспитательная

Психотерапевтическая

Интегративная

Функция социализации

Коммуникативная


Заповеди

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Loading...Loading...