Скажите, пожалуйста, читаются ли акафисты в Великом посту? Великий пост. На вопросы читателей отвечает прот

Акафистом называют хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери, святых или каких либо праздников (событий).

Любой акафист состоит из 25 песен (в соответствии с греческим алфавитом). Тринадцать из них называются кондаками (хвалебная песнь), а двенадцать - икосами (пространная песнь), которые дают объяснение сущности праздничного события. Именно из-за этого икос никогда не читают самостоятельно, а только после чтения кондака. Все икосы, за редким исключением, заканчиваются словом «радуйся», а в завершении кондаков всегда можно услышать «аллилуйя», что означает «хвалите Бога». После чтения кондака всегда идет икос, который, как правило, разделен на две части. Последний кондак считается обращением к тому, кому посвящен акафист. По традиции он повторяется три раза подряд. После акафиста всегда следует чтение молитвы.

Акафисты не являются уставным, обязательным Богослужебным чином. На богослужениях в храмах обязательно читается только Акафист Пресвятой Богородице "Взбранной Воеводе..." в Субботу Похвалы Пресвятой Богородицы, на пятой седмице Великого Поста. В современной практике Великим постом так же употребляется Акафист Страстем Господним в чинопоследовании Пассии, которая служится в Воскресенье вечером во 2-5 седмицы Великого Поста.

Акафисты в честь праздников иногда читают на Утрени праздничного богослужения или на Молебне в самый день праздника. Вообще на молебнах часто прибегают к чтению акафистов. Так сложился порядок чтения Параклисиса Божией Матери, где на молебне после шестой песни канона читают акафист Божией Матери (или ее иконам).

Призывая в помощь в житейских нуждах святых угодников Божиих читают акафисты им, иконам Божией Матери.

Нет особых указаний в Уставе на чтение акафистов в храме и при келейной (домашней) молитвы. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты , кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым. Во все другие дни года чтение акафистов разрешено.

Сам же акафист имеет особую последовательность. Так 13 кондак читается трижды, а сразу после него вновь повторяется первый икос, после которого читается первый кондак. По окончании акафиста читается молитва.

Какие акафисты читать в житейских нуждах
(на всякую потребу)

Акафисты иконам Божией Матери

  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица»
    Чудесная помощь Пресвятой Богородицы, подаваемая верующим от этой иконы, проявляется в исцелении от раковых болезней, в избавлении от пристрастия к оккультизму, в помощи родителям за своих чад, ушедших из дома и оказавшихся в плену наркомании и многих других прельщений нашего времени
  • Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Воспитание»
    Название свое чудотворный образ получил от того, что благодатная помощь Пречистой Богородицы особенно часто изливалась на родителей, молящихся пред ним и печалующихся о судьбе своих чад
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Млекопитательница»
    О помощи в родах и воспитании младенцев
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неопалимая Купина»
    Имеет особую благодать защищать от огня и пожара, а также помогать невинно обвиненным и покровительствовать семейному благополучию
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неупиваемая Чаша»
    Через чудотворную икону сию Пресвятая Богородица являет особую помощь в избавлении от недуга пьянства, курения и наркомании всем с верою прибегающим к Ее помощи
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Казанская»
    Имеет особую благодать помогать в победе над врагом, покровительствует христианским бракам, исцеляет различные недуги, в особенности глазные болезни
  • Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
    Икона Покрова Пресвятой Богородицы изображает событие, бывшее в конце X века в Константинополе. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, молясь во Влахернской церкви с учеником Епифанием, удостоились видения Божией Матери с собором ангелов и святых. Пречистая распростирала над миром Свой омофор и покрывала им всех верных христиан. Икона и праздник Покрова особенно почитаются на Руси. Многие старцы советовали христианам последних времен особенно усердно призывать Покров Божией Матери для избавления от искушений и сетей антихристовых
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Скоропослушница»
    Икона находится на Афонской горе. Через этот образ Пресвятая Богородица множество раз подавала мгновенное исцеление от различных недугов
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Утоли моя печали»
    На иконе Божия Матерь будто прислушивается к молитвам верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Образ известен с XVII в., находился в одном из подмосковных храмов. Летописи хранят множество случаев чудесной помощи людям, совершившихся от иконы «Утоли моя печали»
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Умягчение злых сердец»
    Читается на умягчение злых сердец и у миротворение враждующих. Число семь в данном случае означает полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были перенесены Пресвятой Богородицей в Ее земной жизни
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Целительница»
    Образ происходит из Грузии и получил свое название от чудесного исцеления, поданного тяжело больному при явлении ему Пресвятой Богородицы. Пред иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных недугов

Акафисты святым

  • Акафист всем святым, от века Богу Благоугодившим
    Все они являются нашими заступниками перед Богом во всякой скорби и нужде
  • Акафист святому Архангелу Михаилу
    Архистратиг Михаил (в пер. с евр. - «кто как Бог») поставлен Господом над всеми девятью Ангельскими чинами. С древних времен прославлен он на Руси. Пресвятая Богородица и Архангел Михаил - особые предстатели за русские города. Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом
  • Акафист святому Ангелу Хранителю
    Каждому христианину Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел хранитель - скорый помощник в любой нужде и болезни
  • Акафист святому Предтече Господню Иоанну
    Как проповеднику покаяния, ему молятся о даровании чувства покаяния. На Руси святому молились о покровительстве посевов и плодородии, при освящении пчельника
  • Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иноках Алексию
    Святой благоверный князь Александр, прозванный за победу над шведами Невским, положил все силы на священное дело защиты земли Русской. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нашествия иноплеменников и иноверных
  • Акафист святому мученику Вонифатию
    Святому мученику Вонифатию молятся об избавлении от недуга пьянства и чревоугодия
  • Акафист святым мученикам Гурию, Самону и Авиву
    Святым мученикам молятся о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье
  • Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу
    Егорий Храбрый, как простонародно называют этого святого, - покровитель Русской земли, государственности и военной мощи, семьи, детей, помощник в скорби и напасти. Особо ему молятся об опасности нападения диких зверей. Святой вмч. Георгий - защитник стад, домашнего скота
  • Акафист святому благоверному великому князю Даниилу, московскому чудотворцу
    Нестяжанием, любовью и братолюбием он возвысил Москву, положил начало объединению Руси в единую мощную державу. Многие, прибегающие в молитвах к святому князю Даниилу, получают и помощь в разных нуждах
  • Акафист святому пророку Божию Илии
    Об этом угоднике сказано: «Помолися, и небо и дождь и даде». Ему молятся также о помощи во время голода, в тяжких жизненных и материальных обстоятельствах
  • Акафист святому Праведному Иоанну Кронштадскому
    В детстве святому прав. Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Среди прочих молитв к великому чудотворцу, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе
  • Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину
    Святой Иоанн Воин, посланный преследовать и убивать христиан, оказал большую помощь гонимым. Всю свою жизнь он посвятил служению ближним. Воин-мученик изобличал в краже воров. Ему молятся об отыскании украденного, от воровства, от обидчиков
  • Акафист святой блаженной Ксении Петербургской
    Блаженная Ксения - скорая помощница в житейских нуждах, в семейных делах. По молитвам блаженной избавляются от болезней, скорбей, нестроений и бед
  • Акафист Святителю Николаю
    Святитель Николай, один из самых почитаемых на Руси святых, прославлен от Бога даром чудотворений, исцелений. Ему молятся о помощи в разных бедах, в нужде, устроении судьбы детей, о благополучии в пути по суше и по морю
  • Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
    Ко многим его чудесам относятся чудеса исцеления больных, помощи страждущим. Еще при жизни святой прославился кротостью, добротой, странноприимством и трудолюбием. На Руси святитель Спиридон почитался наравне со святителем Николаем
  • Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу
    Великий наставник, утешитель и целитель, преподобный Серафим - скорый помощник всем, притекающим к его помощи
  • Акафист преподобному отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу
    В детстве преподобному Сергию трудно давалось учение, но после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни
  • Акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону
    Всю жизнь он посвятил страждущим, больным и убогим. Он «безмездно лечил всех», обращавшихся к нему, исцеляя раны, врачуя все болезни
  • Акафист святому страстотерпцу Царю-мученику Николаю
    Небесный заступник Отечества нашего, имеет особую благодать исцелять различные недуги
  • Акафист святителю Луке (Войно-Ясенецкому), исповеднику, архиепископу Крымскому
    Святителю Луке молятся об избавлении от всякой немощи и болезни
  • Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице
    Великомученице Анастасии Узорешительнице молятся об исцелении разных недугов и об освобождении из плена и заточения
  • Акафист святым мученикам Киприану и Устинии
    Молятся о прогнании лукавых духов от людей и животных, против вреда со стороны экстрасенсов, колдунов, волшебников, злых людей
  • Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу
    Великим учителям Православия молятся об умножении веры. Святому апостолу Петру молятся об исцелении - Спаситель исцелил тещу апостола, «лежащу и огнем жегому». Апостолу Петру молятся также о благополучной ловле рыбы, об успехах в рыболовстве
  • Акафист преподобной Матроне Московской
    Святой Матронушке молятся о помощи в многоразличных житейских обстояниях и об исцелении в болезнях
  • Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
    Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии молятся в скорбях и напастях, о непоколебимости в вере
  • Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу
    Святителю особо молятся о жизненном устройстве детей
  • Акафист святой Великомученице Варваре
    Святая просила Господа, чтобы каждый перед своей кончиной покаялся и причастился. По молитвам святой вмц. Варвары посылаются обильные врачевания. Святой молятся также о детях, о помощи в унынии, грусти, утешении в печали
  • Акафист святой Великомученице Екатерине
    На Руси святой вмч. Екатерине особенно молились девушки - чтобы попался хороший жених. К помощи святой прибегали и при трудных родах
  • Акафист святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне
    Эти святые до самой старости несли горькое неплодство, потом по благословению Божию родили Пресвятую Богородицу. Им молятся в супружеском неплодстве или бесчадии. С давних пор на Руси этим святым молились перед началом сева, о покровительстве посевов, плодов, урожая

Чтение акафистов в течении седмицы

Службе каждого дня недели соответствует воспоминание того или иного события или святого. В соответствии с этим правилом появилась практика читать акафисты в течении недели, подражая богослужебному седмичному кругу:

День недели Воспоминаемое событие Традиция чтения
Воскресенье (воспоминание Светлого Христова Воскресения) Акафист Воскресению Христову
Понедельник (Памяти честных Небесных Сил Бесплотных) Акафист Архистратигу Михаилу Акафист Ангелу Хранителю
Вторник (В память пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) Акафист Иоанну Предтече
Среда (Воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы) Акафист Иисусу Сладчайшему Акафист Пресвятой Богородице
Четверг (Святых апостолов и святителя Николая Чудотворца) Акафист апостолам Петру и Павлу Акафист святителю Николаю
Пятница (Воспоминание Крестных Страданий Спасителя и Креста Господня) Акафист Страстем Господним Акафист Честному и Животворяшему Кресту Господню
Суббота (Всех святых и поминовение усопших) Акафист всем святым от века Богу благоугодившим Акафист Пресвятой Богородице Акафист о усопших

Порядок чтения акафистов.

Чтение акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами) .

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды) .

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз) .

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон) .

Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон) .

Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон) .

Псалом 50.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Затем акафист (читается после 6-й песни канона).

По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу акафиста. Затем:

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды) .

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь .

Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста

Если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных

Чтение акафиста – это особое молитвенное воззвание ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божьим. Многие христиане читаю акафисты ежедневно, соприкасаясь с Богом, Богородицей и святыми.

Но когда наступает Великий пост, происходит что-то непонятное. Многие люди прекращают читать акафисты, заменяя их чтением псалтыри, или вовсе ничем не заменяют. И все основано на неграмотном домысле: мол “Радуйся” (а в акафистах это слово часто употребляется), читать в пост нельзя. Ведь радоваться – это нехорошо…

Священник Димитрий Синявин, отвечая на вопрос посетительницы нашего сайта: “Можно ли читать акафисты в Великий пост? Наш приходской священник не благословляет.”, пишет следующее:

“Е сли ваш приходской батюшка является вашим духовным отцом, то вы должны его слушать, прав он или нет. Если же вы просто у него исповедуетесь, то вы можете спрашивать совет не только у него, но и у других священников.

Я закончил Нижегородскую Духовную Семинарию. Учился 5 лет на очном обучении. Нам преподавали учение, согласно Церковному Уставу – “Типикону”. Я сейчас даже специально проверил, нет ли в Типиконе запрещения на чтение акафистов в Великом Посту. Не нашел никаких запретов.

У меня есть много старинных книг. В молитвослове есть предписание для готовящихся к причастию:в субботу подобает читать акафист Спасителю, в воскресенье Божией Матери неотложно. Если человек, по доброй традиции, читает акафист в каждый день, по очереди Спасителю и Божией Матери, тогда пусть в субботу и в воскресенье читает тот акафист, который выпадает на этот день. Про Великий Пост ничего не сказано.

Есть традиция, которую поддерживают многие священнослужители, не читать акафист в Великом Посту. Эта традиция основана на постовых церковных службах. В Великий пост преимущественно читается Псалтирь и покаянные молитвы для того, чтобы настроить человека на покаяние.

Да, я согласен, что в посту нельзя радоваться, нужно больше думать о своих грехах и скорбеть. В
акафисте много раз повторяется слово ” Радуйся”. Но это слово относится не к нам, а к святому, которому читается акафист. Святые люди находятся в Раю и у них там вечная радость, вечная Пасха. Там нет уже место для печали. Читая акафист, мы обращаемся к святому, восхваляем его и просим его нам помочь.

Мой отец покойный, протоиерей Михаил Синявин, Царство ему Небесное, всегда читал акафисты, особенно в Великом Посту. Читал в день по 5 акафистов. Он закончил Московскую Духовную Семинарию и Академию, был очень строгий к Церковному Уставу. Старался неукоснительно ему следовать, но в домашних молитвах постоянно читал акафисты, в Великом Посту не прекращал их читать, и даже увеличивал.

В субботу 5-й недели Великого Поста даже в храмах по уставу положено читать акафист Благовещению Пресвятой Богородице на богослужении. То есть, Церковный Устав не запрещает читать акафист в Великом Посту, а даже предписывает, когда это нужно.

Если на Пасхальной неделе есть предписания замены молитв, акафистов, псалтыри и канонов – Пасхальным правилом (Пасхальными часами и пасхальным каноном), то на дни Великого Поста ничего подобного нет.

Я считаю, что в том, чтобы участвовать в общей соборной молитве, в чтении акафистов в период Великого Поста, не только нет греха, но есть душеполезное и благодатное дело!

Исключение я бы хотел сделать на две недели:

На Страстной неделе акафист стоит заменить чтением Евангелия (по 2-3 главы за акафист).

Также, на Пасхальное неделе давайте заменим чтение акафиста Пасхальным каноном.

Потому что по Типикону святые не поминаются за богослужением от Лазаревой Субботы до окончания пасхальной недели. То есть всего 2 недели во всем Церковном году.

Есть еще одно доказательство разрешения чтений акафистов в Великий пост. В храмах, на постовых богослужениях, поминаются те святые, память которых выпадает на сей день. У многих святых есть кондак, который ему и читается за богослужением. В этих кондаках встречается слово “Радуйся”.

Мир всем и Божие благословение!

О. ДИМИТРИЙ СИНЯВИН

(61 голос : 4.79 из 5 )

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица,чтобыпоказаться людям постящимися»
().
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»
().
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»
().
«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами»
().

Справка: В пятую субботу Великого Поста на богослужении в храме читается акафист Божией Матери, а также при совершении Пассии – Акафист Божественным Страстям Христовым.

Обычно против чтения акафистов в пост выдвигают 2 аргумента:
— возглас «радуйся» не соответствует настроению поста;
— в храме в пост обычно акафисты не читают.
Однако оба эти возражения не выдерживают вдумчивой критики. Церковный Устав как раз именно на Великий Пост .
Вопрос задаётся прихожанами о домашнем чтении, а не об общественном храмовом богослужении.

Есть мнение, что Акафисты читать в пост нельзя. Думаю, это предрассудок. Мы помним, что именно в посту совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Интересно, что у нас этот акафист поют лишь один раз (на пятой седмице), а греки еженедельно. То есть, например, у греков именно пост считается самым приоритетным временем для Акафистов.

Не вижу логики запрещать чтение и пение Акафистов. Ладно, не будем петь в храме, где по преимуществу в дни Поста исполняются покаянные песнопения, но дома читать Акафисты считаю возможным.

протоиерей Владимир Головин, г. Болгар

Можно ли читать акафист в пост? — Мы об этом говорили много раз. Акафисты — это область молитв, которая появилась в истории Церкви довольно-таки поздно, где-то с IX–X вв., т.е. 1000 лет не было формы такой молитвы. Потом эта молитва появилась, но уже сложилась уставная структура богослужения — храмовая, и поэтому акафист является келейной (домашней) молитвой, не храмовой. Но в храме за богослужением акафист читается — по просьбе верующих, по желанию настоятеля, а обязательно — только один раз в год, в пятую субботу Великого Поста. Вот и ответ: говорит, именно в пост читать и надо!

протоиерей Николай Агафонов:

— Некоторые священники говорят, что в пост лучше не читать акафисты, так как там все время звучит: «радуйся!» — и это сбивает с покаянного постового лада… Другие же, напротив, считают, что акафисты не мешают проведению поста. А вы что скажете?

— Акафист — это не уставная служба. Об акафистах в пост в Уставе ничего не сказано. Чтение акафистов — это просто благочестивый обычай. Некоторые думают: раз в церкви в Великий Пост акафисты не читают, то и дома читать нельзя. Но это не так.

священник Стефан Домусчи:

Хотя в народном сознании действительно существует определенное смущение по поводу чтения акафистов в пост, ничем в действительности оно не обосновано. Чтение акафиста в пост, как и в любое другое время, регламентируется только желанием самого молящегося.

Поиск по публикациям (нестрогое соответствие) :

Документов, удовлетворяющих Вашему запросу: 58 [показано 5]

  1. Степень соответствия запросу: 51,76%
    Фрагменты текста статьи:
  2. Степень соответствия запросу: 4,4%
    Фрагменты текста статьи:

    Богу можно молиться, только если мы утвердились в состоянии устойчивости и внутреннего мира, внутренней примиренности перед лицом Божиим...

    ... можно просто ждать, чтобы оно настало... ... И в этом смысле можно быть совершенно устойчивым и всё же двигаться во времени, потому что время само движется... ... можно читать, можно думать, можно просто отдыхать... ... Затем (хотя в то мгновение я не продумывал всё это с точки зрения философии времени) я постепенно понял еще одну очень интересную вещь: будущее есть постольку, поскольку можно предвидеть, чт о будет дальше, за минуту до того, как оно случится, или на вершок прежде чем его достигнешь... ... Что же для этого можно делать... ... Вот первое, в чем можно упражняться, когда вам абсолютно нечего делать, когда ничто не тянет вас назад и не подталкивает вперед, и когда вы можете использовать пять минут, три минуты или полчаса на досуг, на то, чтобы ничего не делать... ... Разумеется, настанет мгновение, когда вам понадобится какое-то средство защиты, потому что можно сидеть спокойно две минуты, даже если звонит телефон или кто-то стучится в дверь, но пятнадцать минут могут оказаться слишком долгими и для телефона и для того, кто стоит за дверью... ... В действительности, вы очень скоро обнаружите, что прекрасно можно отложить это на три, пять и даже десять минут, и ничего от этого не случается... ... А если то, что делаешь, требует особого внимания, то вы убедитесь, насколько лучше и быстрее это можно сделать потом, спустя эти три, пять или десять минут... ... Поэтому в свой первый приемный день я старался как можно скорее осмотреть пациента... ... Можно просто быть полностью сосредоточенным на человеке или на деле, которое перед тобой... ... Это странно, но это так, даже если, судя по тому, как мы себя ведем, можно подумать, будто пять минут могут промчаться за тридцать секунд... ... Научившись не ёрзать, не суетиться, можно делать что угодно в каком угодно темпе, с какой угодно степенью внимания и скорости и не чувствовать при этом, что время от тебя убегает или тебя уносит... ... можно быть быстрым или медлительным, без всякого ощущения времени, потому что делаешь только то, что делаешь, и нет напряжения целенаправленности... ... И тогда увидишь, что можно молиться абсолютно в любой обстановке, что нет таких обстоятельств, которое могут помешать молиться... ... " Этого можно достичь, только научившись до некоторой степени молчать... Подробнее:
  3. Степень соответствия запросу: 3,5%
    Фрагменты текста статьи:

    По каким причинам можно не допустить человека к причастию...

    ... - Нарушение поста само по себе не относится к таким тяжким грехам и состояниям, при которых человек должен быть запрещен в причастии Святых Христовых Тайн... ... Церковные правила, в том числе и о посте, это дар Церкви ее чадам, а не обуза, которую приходится с тоскою нести, чтобы батюшка не ругал... ... Всем нарушителям поста и других подобных церковных установлений я советую не отлучать себя от причастия самовольно, а прийти на службу и вынести вопрос на решение духовника... ... Что касается поста перед причастием, я считаю, вообще отменять его не следует, но строгость и продолжительность поста должны соответствовать ситуации: разным людям в разных обстоятельствах должны даваться разные советы... ... Самое плохое в решении вопросов о посте - это формализм... ... Что касается причащения на Светлой седмице и в Святые дни после Рождества, то, разумеется, если в Церкви служится литургия, то причащаться можно ... ... Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи... ... Формально - блуд, но по факту его не всегда можно назвать таковым... ... Можно ли их допускать до причастия Святых Христовых Тайн... ... Не надо считать причастие подвигом - Как часто, на ваш взгляд, надо причащаться мирянину... ... Можно ли на святках или Светлой седмице причащаться каждый день... ... Только не нужно причащение Святых Христовых Тайн считать подвигом... Подробнее:

Можно ли читать акафисты в Великий Пост

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица,чтобыпоказаться людям постящимися»

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»

«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»

«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами»

Справка: В пятую субботу Великого Поста на богослужении в храме читается акафист Божией Матери, а также при совершении Пассии – Акафист Божественным Страстям Христовым.

Обычно против чтения акафистов в пост выдвигают 2 аргумента:

Возглас «радуйся» не соответствует настроению поста;

В храме в пост обычно акафисты не читают.

Однако оба эти возражения не выдерживают вдумчивой критики. Церковный Устав как раз именно на Великий Пост устанавливает чтение Акафиста.

Вопрос задаётся прихожанами о домашнем чтении, а не об общественном храмовом богослужении.

священник Константин Пархоменко:

Есть мнение, что Акафисты читать в пост нельзя. Думаю, это предрассудок. Мы помним, что именно в посту совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Интересно, что у нас этот акафист поют лишь один раз (на пятой седмице), а греки еженедельно. То есть, например, у греков именно пост считается самым приоритетным временем для Акафистов.

Не вижу логики запрещать чтение и пение Акафистов. Ладно, не будем петь в храме, где по преимуществу в дни Поста исполняются покаянные песнопения, но дома читать Акафисты считаю возможным.

протоиерей Владимир Головин, г. Болгар

Можно ли читать акафист в пост? - Мы об этом говорили много раз. Акафисты - это область молитв, которая появилась в истории Церкви довольно-таки поздно, где-то с IX–X вв., т.е. 1000 лет не было формы такой молитвы. Потом эта молитва появилась, но уже сложилась уставная структура богослужения - храмовая, и поэтому акафист является келейной (домашней) молитвой, не храмовой. Но в храме за богослужением акафист читается - по просьбе верующих, по желанию настоятеля, а обязательно - только один раз в год, в пятую субботу Великого Поста. Вот и ответ: Церковь говорит, именно в пост читать и надо!

протоиерей Николай Агафонов:

Некоторые священники говорят, что в пост лучше не читать акафисты, так как там все время звучит: «радуйся!» - и это сбивает с покаянного постового лада… Другие же, напротив, считают, что акафисты не мешают проведению поста. А вы что скажете?

Акафист - это не уставная служба. Об акафистах в пост в Уставе ничего не сказано. Чтение акафистов - это просто благочестивый обычай. Некоторые думают: раз в церкви в Великий Пост акафисты не читают, то и дома читать нельзя. Но это не так.

Хотя в народном сознании действительно существует определенное смущение по поводу чтения акафистов в пост, ничем в действительности оно не обосновано. Чтение акафиста в пост, как и в любое другое время, регламентируется только желанием самого молящегося.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Можно ли читать акафисты в Великий пост?

Чтение акафиста – это особое молитвенное воззвание ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божьим. Многие христиане читаю акафисты ежедневно, соприкасаясь с Богом, Богородицей и святыми.

Но когда наступает Великий пост, происходит что-то непонятное. Многие люди прекращают читать акафисты, заменяя их чтением псалтыри, или вовсе ничем не заменяют. И все основано на неграмотном домысле: мол “Радуйся” (а в акафистах это слово часто употребляется), читать в пост нельзя. Ведь радоваться – это нехорошо…

Священник Димитрий Синявин, отвечая на вопрос посетительницы нашего сайта: “Можно ли читать акафисты в Великий пост? Наш приходской священник не благословляет.”, пишет следующее:

“Е сли ваш приходской батюшка является вашим духовным отцом, то вы должны его слушать, прав он или нет. Если же вы просто у него исповедуетесь, то вы можете спрашивать совет не только у него, но и у других священников.

Я закончил Нижегородскую Духовную Семинарию. Учился 5 лет на очном обучении. Нам преподавали учение, согласно Церковному Уставу – “Типикону”. Я сейчас даже специально проверил, нет ли в Типиконе запрещения на чтение акафистов в Великом Посту. Не нашел никаких запретов.

У меня есть много старинных книг. В молитвослове есть предписание для готовящихся к причастию: в субботу подобает читать акафист Спасителю, в воскресенье Божией Матери неотложно. Если человек, по доброй традиции, читает акафист в каждый день, по очереди Спасителю и Божией Матери, тогда пусть в субботу и в воскресенье читает тот акафист, который выпадает на этот день. Про Великий Пост ничего не сказано.

Есть традиция, которую поддерживают многие священнослужители, не читать акафист в Великом Посту. Эта традиция основана на постовых церковных службах. В Великий пост преимущественно читается Псалтирь и покаянные молитвы для того, чтобы настроить человека на покаяние.

Да, я согласен, что в посту нельзя радоваться, нужно больше думать о своих грехах и скорбеть. В

акафисте много раз повторяется слово ” Радуйся”. Но это слово относится не к нам, а к святому, которому читается акафист. Святые люди находятся в Раю и у них там вечная радость, вечная Пасха. Там нет уже место для печали. Читая акафист, мы обращаемся к святому, восхваляем его и просим его нам помочь.

Мой отец покойный, протоиерей Михаил Синявин, Царство ему Небесное, всегда читал акафисты, особенно в Великом Посту. Читал в день по 5 акафистов. Он закончил Московскую Духовную Семинарию и Академию, был очень строгий к Церковному Уставу. Старался неукоснительно ему следовать, но в домашних молитвах постоянно читал акафисты, в Великом Посту не прекращал их читать, и даже увеличивал.

В субботу 5-й недели Великого Поста даже в храмах по уставу положено читать акафист Благовещению Пресвятой Богородице на богослужении. То есть, Церковный Устав не запрещает читать акафист в Великом Посту, а даже предписывает, когда это нужно.

Если на Пасхальной неделе есть предписания замены молитв, акафистов, псалтыри и канонов – Пасхальным правилом (Пасхальными часами и пасхальным каноном), то на дни Великого Поста ничего подобного нет.

Я считаю, что в том, чтобы участвовать в общей соборной молитве, в чтении акафистов в период Великого Поста, не только нет греха, но есть душеполезное и благодатное дело!

Исключение я бы хотел сделать на две недели:

На Страстной неделе акафист стоит заменить чтением Евангелия (по 2-3 главы за акафист).

Также, на Пасхальное неделе давайте заменим чтение акафиста Пасхальным каноном.

Потому что по Типикону святые не поминаются за богослужением от Лазаревой Субботы до окончания пасхальной недели. То есть всего 2 недели во всем Церковном году.

Есть еще одно доказательство разрешения чтений акафистов в Великий пост. В храмах, на постовых богослужениях, поминаются те святые, память которых выпадает на сей день. У многих святых есть кондак, который ему и читается за богослужением. В этих кондаках встречается слово “Радуйся”.

Пост. Ответы священников на вопросы

Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Этим же вроде бы не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно "убивать своё тело", свои желания? Зачем такая несвобода?

Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы и не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках. Например, легко сказать: "Я не люблю себя", но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: "Я люблю Бога", но только нет ничего легче слов, – любовь познается из дел. И если мы, по крайней мере, хотим любить Бога, ограничим себя в том, что нас удаляет от Бога. Нет такой цели – ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются, – не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют и то, что имели. Иерей Михаил Немнонов.

Как быть с постом у детей? Ограничивать ли их в пище также как и себя, либо можно дать слабинку растущим организмам?

Мы для своих детей определили следующие ограничения – никаких конфет и мультфильмов. Во всем остальном ограничивать деток в 5-ти и 3-х летнем возрасте мне кажется неразумным. Хотя есть и родители-жесткачи, но это их дети. Этих ограничений на данный момент вполне достаточно, чтобы они стали понимать, что всё не просто так. Иерей Димитрий Карпенко.

Что такое Великий Пост и как его провести?

Сегодня много людей, тянущихся к вере, решают вступить в христианскую жизнь с того, что начинают поститься и особенно Великим постом. При этом в храм они не ходят и молитв не читают, и получается из такого поста одна сплошная диета, от которой, может быть, и есть польза, но только для желудка, да и то весьма относительная. А пост имеет смысл как воздержание Христа ради – и в телесных удовольствиях, и в душевных развлечениях. И суть поста не в самом воздержании как таковом, а в том, что мы делаем это ради послушания Церкви и верности Христу. Мы не просто не едим мясомолочные и рыбные продукты в Великий пост, но, воспитывая свою волю в малом, являем верность Богу и готовность для испытаний, которые могут нас постигнуть и в большом. При этом, конечно, если человек постится, он должен помнить, что освобождающиеся у него силы (так как меньше времени проводится за обеденным столом или у телевизора) очень важно обратить на духовную жизнь и на пользу других людей. Ведь даже если он не смотрит телевизор, но просто праздно нежится на диване, то пользы от такого воздержания не будет. Так что каждому, вступающему в Великий пост, следует подумать, чего он хочет достигнуть и чем может себя ограничить ради Христа, ради своих ближних, и в конце поста отдать себе трезвый отчет – что из этого выполнено? Протоиерей Максим Козлов .

Чем отличается время поста от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять постом? Ксения.

Здравствуйте, Ксения! Пост – особое время познания собственной немощи и преодоления собственного "я". Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас, мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями – эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у Вас есть ощущение, что пост даётся Вам легко, то посоветуйтесь с духовником или с тем иерейом, у которого постоянно исповедуетесь: Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей – есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста – несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его. С уважением, иерей Алексий Колосов .

Можно ли в пост есть соевые продукты? Елена.

Здравствуйте, Елена! Употребление в пост соевых продуктов вполне допустимо. Однако, и здесь следует соблюдать известную осторожность: с какими чувствами, с каким настроением мы их вкушаем? Мы воздерживаемся от скоромного не потому что оно "плохо" или "скверно", а ради приобретения навыка послушания Церкви и владения собой – следовательно, и в отношении соевых продуктов надо соблюдать воздержание, как в отношении количества, так и качества, избегая лакомства или самоугождения. С уважением, иерей Алексий Колосов.

Можно ли поститься только первую и последнюю неделю поста?

Если речь идет о человеке тяжко болящем, страдающем сахарным диабетом, туберкулезом в третьей степени, дистонией, малокровием, то конечно же, для таковых Церковь знает смягчение дисциплины поста. Но от прочих, сознающих себя православными христианами, ожидает исполнения поста не выборочного, а всякий раз, когда это предписывает Уставы церковные. Протоиерей Максим Козлов.

Как поститься, если тяжело больному человеку врачи настоятельно рекомендуют хорошо питаться?

Церковь, конечно же, устанавливает телесный пост как меру воздержания для людей здоровых или хотя бы относительно здоровых, имея в виду, что он есть средство, прежде всего, воспитывающее нас духовно, а, во-вторых, некоторым образом смиряющее наши телесные страсти. Человек серьезно болящий в значительной мере и так уже смирен немощами своего естества, поэтому, конечно, в случае тяжелого или хронического или вдруг возникшего заболевания мера телесного поста Церковью и канонами церковными всегда смягчалось и смягчается. Поэтому, можно порекомендовать не отказываться хотя бы от тех или иных видов пищи, которые рекомендуют врачи, а заместительно усугубить свой духовный пост. Или, предположим, отказаться от тех видов пищи, которые медицински не необходимы, но к которым есть пристрастие. Протоиерей Максим Козлов.

Разрешается ли во время поста заниматься спортом и смотреть спортивные передачи? Димитрий.

Дорогой Димитрий! Я думаю, что на первой, на Крестопоклонной и на Страстной седмице Великого Поста не стоит заниматься спортом. Спортивные передачи я бы не рекомендовал Вам смотреть во все время Великого Поста. Посоветовал бы Вам побольше думать о душе, а не о теле. Как бы не окончились спортивные состязания, кто бы не победил – "Спартак", "ЦСКА" или "Динамо" – для спасения души это ведь не важно. А вот как закончится наше духовное состязание, духовная борьба – очень и очень важно, от этого зависит наша вечная участь. Я бы советовал Вам поговорить со иерейом на исповеди о Вашем увлечении спортом, о том, в какой мере и степени это допустимо для Вас. Храни Вас Господь! С любовью о Христе, протоиерей Аркадий Шатов

Мама против того, что я соблюдаю пост, я от нее завишу, как мне быть? Она верующая, но в церковь не ходит, считает, что достаточно лишь быть хорошим человеком. Анастасия.

Дорогая Анастасия! Первое, что приходит в голову – готовьте сами на себя и на близких: этим Вы послужите своим родным, приобретете опыт домоводства, столь полезный в семейной жизни, и избежите поводов для размолвок. Если же это по каким-либо причинам невозможно, подумайте о том, что Ваша мама побуждаема к таким упрёкам искренней заботой и беспокойством о Вас – будучи нецерковным человеком, она пока не может понять истинных мотивов Ваших действий и это её раздражает: утешьте её любовью, знаками внимания, добрым словом. Будьте хорошей дочерью, как то и подобает православной христианке. Скажите ей, что "всё позволительно, но не всё полезно" – объясните ей настоящий смысл поста, как укрепления воли в малом, чтобы оказаться достойным Господа в большом. Больше же всего заботьтесь о кротости – вспомните заповедь о почитании родителей: хоть мы их и не выбираем, но почтением обязаны! Мир Вам и благословение Божие! Иерей Алексий Колосов

Здравствуйте! Будьте так добры, расскажите, каким должен быть пост для беременных и кормящих женщин? Читая православную литературу, столкнулась с довольно большим разнообразием "указаний", но все заканчиваются фразой о том, что все изменения и послабления должны производится "по согласованию с духовником". Елена.

С духовником надо советоваться для того, чтобы избежать самочиния в определении меры поста. Самочиние может привести к двум опасным крайностям: пренебрежению к посту по сластолюбию и невоздержанности или к неумеренному посту по гордости, тщеславию и неразумию.

В Москве опытные духовники по совету с православными врачами часто разрешают беременным и кормящим вкушать в посты все, кроме мяса. Это относится и к однодневным, и многодневным постам. Более строго советуют поститься на первой седмице поста и на страстной. В среду и пятницу во время многодневных постов некоторые духовники по возможности советуют избегать и молочной пищи.

В отдельных и исключительных случаях, когда беременность осложняется какими-то заболеваниями, по рекомендации православных врачей возможно вкушение в пост и мясной пищи, которая принимается не как пища, а как лекарство. Я пишу "православные врачи", потому что врачи неправославные, не признающие пользы поста, очень часто совершенно необоснованно настаивают на его отмене.

Болезни, неудобства и труды, связанные с беременностью являются заменой поста. Для кормящих матерей, если молоко есть в избытке, возможен пост в полном объеме. К сожалению, в наше время большинство женщин не может похвастаться отменным здоровьем, и поэтому смягчение поста чаще всего бывает необходимым.

В отношении увлечений (телевизора, кино, других светских увеселений) пост может не смягчаться, а ужесточаться. Частое причащение Святых Таин, усердная молитва, чтение Священного Писания и душеполезных книг, конечно же, во время поста должно быть обязательным для беременных и кормящих. Наверное, допустимо не выстаивать всю всенощную или приходить с младенцем не к началу Литургии, часть правила читать дома сидя. С другой стороны, женщина, готовящаяся к рождению ребенка, или мать, начавшая воспитание младенца, должна усерднее молиться, жить чище, ревностней относится к исполнению заповедей, более взыскательно относиться к себе, искоренять страсти, потому что Господь возложил на нее большую ответственность, призвал к высокому служению. Поэтому внутренний пост, при допустимости внешнего послабления, должен быть более строгим. С любовью о Христе, протоиерей Аркадий Шатов.

Великим постом в храме читается акафист Божией матери (в пятую субботу поста), а также при совершении Пассии – акафист страстям Христовым. Это не позволяет нам говорить о том, что в пост акафисты вообще не читаются. Но, по традиции, их чтение Великий пост значительно умаляется по сравнению с другими временами церковного года. Иерей Михаил Немнонов.

Можно ли во время поста отпраздновать с неверующими членами семьи юбилей отца? Наталья .

Ваш отказ участвовать в семейном торжестве огорчит Ваших близких. На мой взгляд, нужно поддержать этот праздник, от всей души поздравить близкого Вам человека. Чтобы не нарушить поста, старайтесь кушать постные блюда. С уважением, иерей Александр Ильяшенко

У меня день рождения в это году попадает на Страстную неделю. Естественно, ни о каком застолье и веселье не может идти и речи, но на работе у нас традиция, что в этот день именинник приносит какое-то угощение, обычно это торты или фрукты. Как мне лучше поступить: проигнорировать это событие вряд ли получится, да и неудобно как-то перед коллективом. И еще, как быть, если специально на мой день рождения ко мне приедут люди из другого города, не соблюдающие пост? Марина.

Конечно, дорогая Марина, я думаю, не будет никакого греха, если Вы по традиции угостите коллег фруктами в понедельник Страстной седмицы. Если вас это смущает, можно перенести празднование Вашего дня рождения на Светлую седмицу, объяснив причину заранее. Если к Вам гости придут неожиданно, их, конечно, нужно принять и оказать гостеприимство, а если об их приходе известно заранее, то можно пригласить их к себе в один из дней Светлой седмицы. С наступающим днем Вашего 30-летия! Многая лета! С любовью о Христе, протоиерей Аркадий Шатов.

Когда идешь в гости во время поста или постного дня что делать, если на столе почти нет постных блюд? Хозяйка может обидеться, что мы ничего не едим. Лариса.

Здравствуйте, Лариса! Чтобы не обидеть хозяйку, которая старалась и готовила для Вас либо ешьте те блюда, которые являются постными, либо просто воздержитесь в пост от посещения этих людей, навестите их в другое время. С уважением, иерей Александр Ильяшенко.

Скажите пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают).

Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост. Иерей Михаил Немнонов

Можно ли воздержаться от соблюдения поста юноше 15 лет, ведь в школе идет подготовка к экзаменам, и это требует большой активности? Денис.

Здравствуйте, Денис. Пост – время покаяния и усиленной молитвы для борьбы с грехом и проявлением первородного греха в природе человека страстями, а воздержание в пище – лишь одно из средств нашего приближения к Богу, возвращения блудного сына к Отцу. Церковь в одном из своих песнопений поет: "От юности моея мнози борют мя страсти". В 15 лет человек должен быть готов бороться со страстями, поэтому пост надо соблюдать.

А как держать пост в Ваших обстоятельствах должен установить духовник. Степень поста зависит от многих причин. Не обязательно пребывать в сухоядении, но обязательно молиться больше и чаще, чем обычно, а главное ограничивать себя в развлечениях (не смотреть телевизор, не принимать участие в шумных развлечениях, ограничить себя в сладостях), не осуждать ближнего, исповедываться и причащаться. Помоги Господи, иерей Димитрий Лин.

У меня дочке полтора года, я ее кормлю грудью. Пыталась держать пост, но у меня стали портиться зубы, и сейчас я пост не держу, права ли я? Евгения.

Здравствуйте, Евгения! Пост, установленный Церковью, никто не вправе отменять, даже иерей, даже патриарх. Но надо не забывать, что пост заключается не только в пище. Поэтому, в отношении пищи, беременным и кормящим чаще всего иерейи все разрешают, что требуется, ведь цель поста не здоровье повредить, а победить страсти. В таких случаях пост может заключаться в том, чтобы меньше слушать музыку, меньше смотреть телевизор, и прочие развлечения ограничить. Зато, по возможности, больше читать что-то духовное, творить про себя молитву, удерживать в себе дурные эмоции и нести прочие доступные подвиги. Так что ешьте молочное, это требуется не чревоугодием, а материнством. Более подробно об этом можно расспросить своего приходского иерея. Помогай Вам Господь! Иерей Павел Ильинский.

Я в пост стараюсь исключить просмотр развлекательных программ по телевизору. А можно ли смотреть в пост образовательные программы, например, фильмы БиБиСи о природе, культуре и цивилизациях, об истории?

Мы с детьми смотрим в пост такие фильмы, и думаю, что их действительно можно смотреть в пост (исключая Страстную седмицу). С уважением, иерей Михаил Немнонов.

Как надо накрывать стол на поминках, после кладбища? Чем кормить? Имеет ли это значение в дни поста? Негде прочитать это. Очень многих интересует .

Есть только одно обязательное требование к поминальной трапезе – чтобы за ней не напивались, и чтобы люди расходились по домам, твердо стоя на ногах и в ясном уме. Пост ради поминок не отменяется – если они случаются в постный день, то и стол должен быть постным. Что именно будет стоять на столе – не так уж важно. На душу усопшего это не влияет никоим образом, а мы будем исходить из своих возможностей и из того, что умеем готовить. С уважением, иерей Михаил Немнонов.

В каких случаях можно отнести себя к путешествующим, кому послабляется пост?

Согласно правилам церковным, что пост для путешествующих смягчается. Но, безусловно, смягчается он в тех случаях и тогда, когда путешествующему реально невозможно или крайне затруднительно выполнять указания поста. Скажем, нельзя отправиться специально в путешествие, чтобы не поститься. Если мы едем поездом до Санкт-Петербурга, и там нам подкладывают сухой ужин с колбасой, и мы представляли, что так будет, то возьмем с собой бутерброд с огурцом, к примеру, заранее. Тогда не будет нужды нарушать пост. Поэтому там, где это непреодолимо, пост смягчается; а там, где его можно исполнить, нужно потерпеть и исполнить. Протоиерей Максим Козлов.

Подскажите, как правильно подготавливаться к причастию? Всегда ли необходим пост как перед причастием, так и непосредственно в день причащения? Я слышала, что даже воду утром пить нельзя и зубы чистить. И если по слабости нет возможности выдержать строгий пост перед причастием, можно ли к нему приступать? И что больший грех – долгое отсутствие причастия по причине несоблюдения поста или причащение без должной подготовки? Спасибо! С уважением, Елена.

Здравствуйте, Елена! Подготовка к Причастию должна быть посильной, но мера ее устанавливается в личной беседе со священником. По общему правилу, необходим пост в течение 3 дней перед Причастием (воздержание в пище от мясных и молочных продуктов, яиц; воздержание от развлечений – просмотров фильмов, телепередач, и т. п.). Дни подготовки к причастию называются говением, и в этот период следует увеличить молитвенное правило, а по-возможности и бывать в храме на богослужениях. Перед причастием необходимо прочитать покаянный канон, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю, а также последование ко Святому Причащению. Чтение канонов может быть разделено на несколько дней. Приступать к Причастию нужно строго натощак, чистить зубы можно. После причастия пост соблюдать не нужно (если только Вы не причащаетесь в период многодневного поста или в постный день). Регулярно причащающимся людям, либо болящим, пост перед причастием может быть ослаблен или сокращен по благословению священника.

Причащаться следует регулярно 1-2 раза в месяц с благоговением, сознанием своего недостоинства, страхом Божиим, верою и любовью. С уважением, иерей Александр Ильяшенко.

В Послании к римлянам Апостола Павла есть слова: "Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь….Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер". Во время постов и постных дней на работе в светском коллективе, принято отмечать дни рождения, другие нецерковные праздники и угощать сослуживцев. Как в таких случаях не нарушить Церковную дисциплину в отношении поста и в то же время поступить по любви, а не по человекоугодию? Евгений.

Здравствуйте, Евгений! Если Вы внимательно прочитаете 14-ю главу послания к Римлянам, то увидите, что большая часть этой главы посвящена наставлениям о неосуждении тех, кто по той или иной причине не постится, а не об оставлении поста ради того, чтобы не огорчать непостящихся. Да, в житиях святых, патериках можно встретить ситуации, когда святые по любви к ближнему нарушали пост, но это были единичные случаи, совершалось это с глубочайшим смирением и любовью к ближнему, и носило единичный, а не систематический характер. На работе вполне можно прийти на праздник, немного побыть с коллективом, поздравить виновника торжества. Но ведь никто же не заставляет Вас есть при этом непостную пищу!

Не стыдитесь сказать коллегам о том, что Вы поститесь. Возможно, сначала это их удивит, но со временем это будет даже вызывать к Вам уважение. На столе, который собирается в честь нового года или другого общего праздника всегда можно найти что-то постное: рыбу, овощи, фрукты, оливки и т. п. Тем более, если стол собирается "вскладчину" Вы можете сами принести какую-то постную пищу. С уважением, иерей Александр Ильяшенко.

Почему нельзя венчаться в пост? В субботу и др. дни? Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна! Венчание не совершается в те дни, когда православне христиане должны воздерживаться от супружеской близости (пост, канун постных дней – среды и пятницы, и воскресенья). Кроме того, пост является временем особого покаяния в грехах, свадебное праздненство в этот период неуместно. С уважением, иерей Александр Ильяшенко.

Ответьте, пожалуйста! Я соблюдаю пост, но на работе нам не готовят постную еду, т.к. в основном никто не соблюдает его. И вот, например суп я ем без мяса, но на мясном бульоне. Вопрос: считается ли это, что я нарушаю пост? Может мне отказаться от первого блюда? Елена.

Здравствуйте, Елена! Да, пост Вы нарушаете, и если есть возможность, то лучше отказаться от первого блюда. С уважением, иерей Александр Ильяшенко.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно поступить в такой ситуации? Мы с мужем живем полтора месяца. Поженились, обвенчались. Но он хоть и принимает мое мнение о постах и жизни верующего человека, но не понимает его. Он хочет ребенка. Я пока месяц так сразу и думать не хотела: и хочу, и боязно. Теперь вот захотела. Но начался пост. Ему я сказала о своем желании иметь ребенка. Поэтому теперь он понять меня не может. Он считает, что для меня религия слишком важна. И что это ненормально в современном мире. Верить, ходить в храм, молиться, но посты… Я не хочу, чтоб у нас были ссоры. Семья же – это очень важно. Тогда она у нас будет полноценная. Заранее спасибо. Екатерина.

Здравствуйте, Екатерина! Вы правы – если отказ от супружеских отношений в пост вызывает негативную реакцию супруга и раздор в семье, то настаивать на этом не нужно. По слову апостола Павла не жена властна над своим телом, но муж, и воздерживаться от близости нужно по взаимному согласию. На будущее постарайтесь договориться с супругом о воздержании накануне Причастия и в наиболее важные дни: например, на Страстной Седмице Великого поста. Молитесь о супруге, просите, чтобы Господь даровал ему веру и привел в храм. Помоги Вам Господи! С уважением, иерей Александр Ильяшенко.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли крестить ребенка во время поста? Марина.

Здравствуйте, Марина! Да, крестить ребенка можно и во время поста. Помните, что важно не только крестить малыша, но и воспитывать его в Православии, регулярно причащать Святых Христовых Таин. С уважением, иерей Александр Ильяшенко.

Доброго дня! Можно ли жениться (регистрировать брак) во время поста (Успенский пост, свадьба назначена на 24 августа)? Анастасия.

Здравствуйте, Анастасия! Зарегистрировать брак в пост можно, но свадьбу и начало семейной жизни в таком случае лучше приурочить к венчанию, которое может быть совершено после окончания поста (после 28 августа). О венчании и подготовке к нему можно прочитать здесь. Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью! С уважением, иерей Александр Ильяшенко.

Батюшка, что делать, если трудно поститься, если к концу поста нет аппетита, хотя и хочешь есть? У нас в семье все постятся, но как пост, так начинаются проблемы с едой. Все ленятся готовить (я тоже), и получается, что все время макароны, картошка с салатом, да печенье с шоколадом. Я в начале поста себя чувствую нормально и физически пост нормально переношу, а к концу еле-еле выдерживаю. Когда в первый раз постилась в Рождественский пост – разболелась желудком, так что пост нарушила. Как питаться в пост, если во время поста заболеваешь? Ульяна.

Здравствуйте, Ульяна! Да, если возникают серьезные проблемы со здоровьем, то пост можно ослабить (с благословения священника), однако не нужно самой себя до такого состояния доводить. Ведь, судя по Вашему письму, проблемы Ваши не из-за здоровья, а из-за того, что Вы ленитесь готовить в пост. Постный стол может быть и разнообразным, и вкусным, и полезным. Для больного желудка, кстати, очень полезна овсянка, сваренная на воде – что же тут непостного? На нашем сайте есть рецепты постных блюд, есть даже специальные кулинарные книги, было бы желание готовить! С уважением, иерей Александр Ильяшенко.

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Родители моей невесты очень негативно настроены по поводу поста и постной пищи. С каждым днем ее родители давят на нее и заставляют есть мясо. Я уже стал причастен к этому, так они заботятся о нашем здоровье. Мы далеко не толстые и занимаемся интеллектуальным трудом. Дошло до того, что они сказали, что свадьбы не будет, если мы продолжим наши посты. Что сделать: есть мясо ради них и сохранит мир или идти на все более растущую конфронтацию и продолжать поститься по уставу? Александр.

Здравствуйте, Александр! К сожалению, в Вашем письме не отражены мотивы, побуждающие родителей Вашей невесты столь ревностно охранять ее здоровье. Если это антирелигиозное предубеждение – молитесь за них, поминайте церковно. Например, закажите сорокоуст об их здравии. Мир семейный пока лучше предпочесть посту. Но на исповеди обязательно каяться в нехранении поста, поясняя его причины. Возможно на исповеди священник, вникнув в ситуацию, даст Вам более конкретный и действенный совет. С уважением, священник Михаил Самохин. С уважением, иерей Александр Ильяшенко.

Фото – Лествица духовного восхождения – иллюстрация к книге св. преп. Иоанна Лествичника "Лествица" – Православный календарь с иконами и житиями – www.days.pravoslavie.ru

Loading...Loading...