Собор святого семейства описание. Саграда Фамилия в Барселоне: история, фото, как добраться

Конечно же вы уже все и всё знаете про этот собор. Читали про его историю и рассматривали с разных сторон. Но для того, чтобы как то окружить информацией этот великолепный виртуальный полет над Барселоной и строением (с залетом внутрь), который вы могли наблюдать и участвовать в нем нажав на картинку в начале поста, я еще вам напомню немного информации и фотографий по этому поводу.Барселона - непостижимый и дерзкий город Испании, символ каталонской культуры и современного искусства, странным образом объединяющий автентику и неоготику, рьяно защищающий свои традиции и смело бросающий вызов устоявшимся взглядам… Столица Каталонии является едва ли не крупнейшим туристическим центром Европы, предлагая посетителям не просто богатый выбор достопримечательностей.

От великолепного холма Монжуика с Национальным дворцом, музеем искусств, «Испанской деревней» и Магическим фонтаном до легендарной «Барселоны Гауди», этот город умеет очаровывать и поражать воображение. Именно работы выдающегося архитектора-каталонца, ярким пятном реющие над всей историей искусств, превратили Барселону в мекку художников и дизайнеров со всего мира. Причудливые фонари на Королевской площади и фантастические образы усадьбы графа Гуэля (сейчас на территории поместья находится библиотека местного университета) и сегодня удивляют не менее, чем в день своего создания, а дворец около бульвара Рамбла, дом Висенс, Дом Бальо и Каса Мила наравне с Парком Гуэля являются частью мирового наследия ЮНЕСКО. Но главный символ во многом противоречивого и до сих пор неразгаданного гения - это, безусловно, Саграда Фамилиа, легендарный Собор Святого Семейства.

“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Для строительства этого храма был выделен свободный участок земли, который находился к тому монету в нескольких километрах от города. Проект храма был разработан архитектором Франческо дель Вильяра. Лпан архитектора заключался в возведении церкви в неоготическом стиле, однако, он успел отстроить лишь крипту над апсидой. После него в 1891 году главой проекта выступил Антони Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен, поэтому до сих пор остаётся загадкой, почему же строительство было доверено именно ему. Тем не менее, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и внёс значительные изменения в его первоначальный замысел. На 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал его созданию все свое время, он даже жил в нем.

Саграда-Фамилия - дерзкая попытка в почти уже безбожном XX веке повторить на новом уровне сознания классические стройки католического Средневековья, такие, как Миланский и Кельнский соборы. Сам Гауди понимал, что он не сможет дожить до воплощения мечты. Соборы строят веками - это только Софию в Константинополе и храм Христа Спасителя в Москве возвели за пять лет, поскольку на них работала целая система. В западном гражданском обществе, где считают каждую копейку, такое не проходит. К тому же Саграда-Фамилия изначально строилась только на частные пожертвования. А Гауди на этот счет был ироничен, говоря: «Мой клиент не торопится», имея в виду Бога.

Саграда-Фамилия строилась на основе готических канонов, однако Гауди в эту форму внес свое неповторимое содержание. Гауди - это смесь математика и мистика. Он до предела насытил свое творение христианскими символами, иногда вплоть до паранойи. Собор должен иметь три фасада (Рождества, Страстей и Воскресения) и по четыре башни с каждой стороны - получается 12, по числу апостолов, и высота их должна быть 100 метров. В настоящее время только четыре из них поднялись ввысь (одна при жизни Гауди, три остальные - в 1926-1936 годах, под руководством одного из его ассистентов). Еще запланировано 4 башни, посвященные евангелистам (они повыше, чем предыдущие 12), башня Девы Марии (еще выше), и, наконец, центральная башня Иисуса с гигантским крестом должна быть 170 метров высотой, что на метр ниже холма Монтжуик - по словам Гауди, нельзя претендовать на высоту большую, чем подразумевал сам Бог. Четыре колокольни евангелистов должны быть увенчаны символическими фигурами - бык (Святой Лука), крылатый человек (Святой Матфей), орел (Святой Иоанн) и лев (Святой Марк). Что же касается мелких деталей строения, то они уникальны - Гауди не признавал никаких классических канонов и смело устанавливал свои стандарты.

Фасад Рождества, законченный при жизни Гауди, насыщен довольно сюрреалистическими скульптурами Святого Семейства, ангелов, птиц, грибов, растений и животных. Под колоннами фасада - фигуры черепах, которые являются символами Иосифа и Марии. Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса, а двери внутреннего портика отображают христианские заповеди. Второй фасад Страстей, противоположный первому, должен, наоборот, рассказывать о смерти Иисуса на Кресте. Там с 50-х годов трудится скульптор Жозеп Мария Субиракс. Его творения у многих вызывают споры и неприятно, считаются извращением, но чтобы составить свое собственное мнение, вам нужно посмотреть на все это воочию… Идея строительства нового храма пришла в 1882 году в голову консервативному крылу католической общины (иосифлянам), которые считали, что Барселона погрязла в грехе и декадансе и что горожанам необходимо новое место, где они могли бы каяться. Для этого они избрали самый непрестижный участок тогдашней Барселоны - пустырь, использовавшийся для выпаса коз. Строительство несколько раз прерывалось из-за нехватки средств. Собственно, в середине 20-х годов фонды на строительство собора закончились, и сам Гауди жил отшельником прямо в недостроенном храме. 7 июня 1926 года Гауди попал под трамвай, возвращаясь со стройплощадки и засмотревшись на силуэт собора. Он скончался спустя три дня тяжелой агонии в больнице для бедных - никто из врачей и прохожих не распознал в нем архитектора Саграда-Фамилии.

После смерти Гауди собор продолжали строить еще десять лет, пока в 1936 году каталонские анархисты в своей безбожной ярости не устроили в соборе погром, уничтожив все модели архитектора. Только после победы Франко в 1940 году работу продолжила группа самых уважаемых зодчих Барселоны. Однако ввиду не слишком большой симпатии каудильо к каталонцам и Барселоне и из-за явной нехватки средств строительство шло вяло. Масштабность и оригинальность замысла Гауди просто поражает. По его проекту собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них.

Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа: рождение и жизнь, предательство и распятие, и самый важный – воскресение из мёртвых. Потому портал Воскресения по замыслу автора самый величественный и грандиозный.Есть в архитектуре собора Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать – как двенадцать апостолов.В центральной же части будут построены четыре часовни, символизирующие четырёх евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.

Из-за огромного количества окон и ниш поверхность здания выглядит как тонкое ажурное кружево. Кажется, что воплотить такое изящество в камне просто невозможно. В то же время собор общий вид собора массивен и величественен, а его загадочная аура завершает неизгладимое впечатление, которое производит Саграда Фамилия на каждого, кто его увидел.Внутреннее убранство собора не уступает по оригинальности и фантастичности внешнему фасаду. Здесь особенно ярко проявляются природные мотивы в творчестве Гауди.Гигантские колонны, разветвляющиеся вверху, и украшенный необычной лепкой свод напоминают кроны древних деревьев, подпирающих звёздный небосвод. Резные витражи сходны с неземными цветами, а винтовые лестницы – с огромными улитками.

Уникальная акустика, над которой творец работал несколько лет, предполагает наличие большого хора. Кроме того, Гауди предусмотрел в соборе Саграда Фамилия места для тридцати тысяч молящихся. Пока все эти идеи еще не претворены в жизнь, но, возможно, через пару десятков лет храм все же будет достроен, и его красота приобретет, наконец, законченный и совершенный вид.После посещения храма Святого Семейства остается ощущение нераскрытой тайны. Будто приподнялся занавес и уголок этой тайны уже виден, ещё чуть-чуть и всё станет понятным и очевидным… но нет.Все самое главное остается за гранью понимания, мы никогда не сможем до конца понять гениальный замысел Гауди, как и никогда не узнаем, каким получился бы собор Саграда Фамилия, если бы архитектор дожил до его завершения

Явное оживление на стройплощадке произошло в 80-х годах. Сейчас работы возглавляет Хорди Бонет. Согласно планам, к 2026 году, т.е. к столетней годовщине смерти архитектора, строительство будет завершено. Но есть и другое мнение. Более 400 деятелей культуры Испании призвали в 2008 году остановить работы. По их мнению, строители «предали дух Гауди», что строящийся собор всего лишь карикатура на гениальный замысел. Проблема в том, что Гауди всегда импровизировал по ходу, гибко меняя свои первоначальные замыслы. Поэтому он сам присутствовал на площадке. Ныне же Саграду-Фамилию нельзя назвать творением Гауди - слишком много индивидуального и нового внесено его последователями, взять того же скульптора Субиракса. Однако же, если вспомнить историю возведения великих храмов Средневековья, то ничего удивительного в этом нет - романский стиль был усовершенствован готикой, а потом добавляли еще и фасады с колокольнями в стиле барокко. Соборы, где выдержан один первоначальный стиль, можно пересчитать по пальцам.

Созданию этого самого посещаемого и известного символа Барселоны, Гауди посвятил большую часть своей жизни, но и этого было мало: окончание строительства грандиозного «храма нового века» ожидается только к 2030 году, когда наконец-то будет завершен один из фасадов и центральная колокольня. Величие и удивительная аллегоричность - главные характеристики этого неповторимого шедевра. Архитектор мечтал создать здание, которое бы полностью передавало аллегорию Рождества Христова, и вряд ли найдется критик, который скажет, что ему это не удалось. Здание удивительным образом соединяет в себе три фасада: западный фасад, один из самый знаменитых, открывает нам аллегорическое воплощение Рождества, восточный - Страсти, южный - Смерти и Вознесения. Наиболее ценным с точки зрения искусства, считается центральный фасад Храма Искупления Грехов (или Искупления Святого Семейства), известный также как Фасад Рождества, соединяющий удивительные четыре башни, благодаря необычной веретенообразной форме, напоминающие песчаные замки и абсолютно оригинальные орнаменты и силуэты.

Благодаря стилистическому решению, получившему название неоготического направления, кажется, будто башни возвышаются из общего, цельного скального основания, «вырываясь» из основы в высь. Скульптурные группы и необычные барельефы являются основными средствами выражения смысловой задумки, но не только в причудливых образах воплотился невероятно масштабный проект этого собора. Башня Христа, увенчанная колокольней, достигает около 170 метров в высоту, а нижняя церковь, во многом скрытая за великолепными фасадами, скрывает роскошные арки, абрисы которых не повторяются нигде в мире и великолепные гротескные витражи. Гротескное воплощение религиозного фанатизма и безусловно самое оригинальное религиозное строение в мире, Саграда Фамилиа и сегодня остается одним из самых спорных шедевров архитектуры. После завершения строительства Собор будет увенчан восемнадцатью башнями, выполненными в том же причудливом веретенообразном стиле.

Каждый год собор посещает два с лишним миллиона человек, и по популярности Саграда-Фамилия соперничает с мадридским музеем Прадо. Извечное испано-каталонское «эль-класико» продолжается и здесь.

Этапы строительства.

Саграда Фамилия – это поистине великая культурная достопримечательность не только испанского города Барселоны, но и всего мира. Удивительно, что до сего дня храм не вошел в число чудес света, ведь узнаваемый силуэт «песчаной» постройки вызывает не меньший восторг, чем пирамида Хеопса. Примечательно, что это произведение искусства было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя само по себе здание еще не закончено.

Храм Святого Семейства – это одна из самых посещаемых достопримечательностей Барселоны. Ежегодно здесь бывает свыше трех миллионов туристов. А если у кого-то все же не получается посмотреть на храм воочию, сейчас есть огромное количество видео и картинок здания во многих средствах массовой информации. Так что вряд ли можно встретить на земле человека, который бы ни разу не слышал о храме Святого Семейства. Но, как говориться, лучше все увидеть своими глазами: на фоне города величественная Саграда Фамилия выглядит и правда весьма внушительно!

В связи с неточными переводами названия, а также из-за некоторой неграмотности в терминологии, многие ошибочно называют храм Святого Семейства собором, хотя фактически это церковь. Строительство здания ведется на территории, не принадлежащей Церкви и чисто на пожертвования. Поэтому в Барселоне епархиальным собором является собор Святого Креста и Святой Евлалии. А Саграда Фамилия – это церковь, которая, кстати, была освящена относительно недавно (7 ноября 2010 года) Папой Римским Бенедиктом XVI.

История строительства Sagrada Familia

Сама идея строительства Искупительного храма возникла в 1874 году, так как неожиданно было пожертвовано большое количество денег. И уже в 1881 году в нескольких километрах от Барселоны была выкуплена земля для постройки храма. Да, в то время храм начал строиться за городом… это сейчас Барселона так разрослась.

Под руководством архитектора Франсиско дель Вильяр 19 марта 1882 года стали закладывать фундамент церкви. По сути, это и есть День зарождения храма Святого Семейства.

Несмотря на большое количество прекрасных задумок архитектора и наличие средств для воплощения проекта в жизнь, к концу 1882 года Вильяр отказался участвовать в постройке здания. По официальным источникам причина такого поступка дель Вильяра — отсутствие согласия между ним и заказчиками.

Но на этом, к счастью, история строительства такого великого сооружения не закончилась. К делу подключился полный сил и энтузиазма архитектор Антонио Гауди. Он сильно изменил проект строящегося храма, благодаря чему храм должен был получиться очень ажурным, в стиле модерн. Внешне проект напоминал паутинку, а по трудоемкости работ и вообще превосходил паутинку в несколько сотен раз. Сооружение должно было быть усыпано множеством устремляющихся ввысь башен, все же остальные декорации как снаружи, так и внутри, должны были отражать некоторые элементы Евангелия (рождение, распятие и воскресение Иисуса Христа) или другие церковные обряды католической церкви. Согласно проекту, Саграда Фамилия должна быть похожа на замок из песка. Да, именно такой замок, который любят строить дети, сидя на берегу водоема. По идее Гауди, центральный шпиль здания в виде креста должен быть высотой 170 метров, не достигая метра до вершины Монтжуика (гора в Барселоне), чтобы не превзойти совершенное Божье творение.

Саграда Фамилия имеет три фасада: Рождества, Страстей и Славы Христова. Гауди уделял огромное внимание декору каждой башни. Кропотливо и не щадя своих сил он трудился над воплощением в жизнь всех своих задумок относительно данного проекта. Многие не понимали, зачем он тратит на это столько времени, сил, денежных средств, ведь концы башен даже не видны с земли. На что архитектор отвечал: «Не увидят люди, так увидят ангелы».

Архитектор понимал, что его грандиозный замысел ему одному не удастся завершить в столь короткий срок, как человеческая жизнь. Поэтому ему пришлось выбирать, какой фасад построить в первую очередь (Страстей или Рождества). В 1892 году было принято решение строить первым фасад Рождества, так как некоторые жестокие сцены распятия Христа могли отпугнуть жителей. А мнение общества было очень важно в данном случае, так как, напомним, строительство велось исключительно за счет пожертвований.

В течение двух лет (1909-1910 гг.), опять же по задумке архитектора, при храме была построена церковно-приходская школа. Так как школа изначально строилась как временное здание, в ней нет несущих стен, а внутренние перегородки легко убираются. Благодаря этому можно легко менять планировку пространства здания. К сожалению, точного изображения школы до наших дней не сохранилось.

30 ноября 1925 года был полностью закончен фасад Рождества и архитектор собирался приступать к возведению остальной части здания. За более чем сорок лет строительства храм был украшен текстами из Евангелия и литургий, церковными католическими символами и скульптурами.

И все было бы прекрасно, если бы не злополучный день 7 июня 1926 года, когда произошел несчастный случай с талантливым архитектором Антонио Гауди. В возрасте 73-х лет его сбил трамвай, когда Гауди шел на службу в церковь. Из-за того что он был очень бедно одет, перевозчики не удосужились отвезти его в больницу, поэтому шансов на выздоровление не оставалось никаких. 10 июня 1926 года Гауди скончался, немного не дожив до своего 74-летия. Похоронили архитектора в еще незаконченном здании церкви Святого Семейства.

Строительство храма Саграда Фамилия после смерти Антонио

Продолжил строительство Саграда Фамилия один из самых талантливых учеников мастера - Доменек Суграньес, работавший под руководством Гауди с 1902 года. К 1930 году было завершено строительство двух остальных фасадов храма. Они также очень насыщенны скульптурами, текстами Священного Писания и росписями.

Фасад Страстей Христовых прекрасно и правдоподобно изображает описанную в Библии историю. По центру вверху мы видим скульптуру распятого Иисуса Христа, чуть ниже воинов, его распинавших. Однако в данном фасаде уже нет такого большого количества сложных элементов скульптуры, как на фасаде Рождества Гауди.

Третий фасад занимает центральный сюжет жизни Христа – Его воскресение. Этот факт положен в основу всего христианского вероучения. Однако этот фасад еще не достроен.

Из-за недостатка денежных пожертвований, а также надвигающихся гражданский и мировых воин строительство Sagrada Familia практически остановилось вплоть до 1952 года. И даже не смотря на то, что строительство храма Святого Семейства ведется непрерывно уже несколько десятилетий, до завершения окончательного замысла Гауди еще далеко.

Предстоит завершить строительство еще четырех 120-метровых башен, посвященных евангелистам Матфею, Марку, Луке и Иоанну. На каждой башне будут разные скульптуры. На 170-метровой башне Иисуса Христа будет располагаться крест, на четырех остальных гроздья винограда (как символ Причастия).

Если строительство будет идти строго по плану и не произойдет никаких непредвиденных обстоятельств, то к 2026 году величайшая постройка, начавшая свое существование под солнцем еще в прошлом столетии, наконец-таки будет завершена. Денежных средств на строительство сейчас хватает, так как к пожертвованиям прихожан добавились деньги от людей других конфессий, которые с нетерпением ждут окончания грандиозного строительство. Как ни странно, последнее время наблюдается достаточно значительный приток пожертвований из Японии.

Внутреннее убранство Sagrada Familia

Собор Саграда Фамилия в Барселоне привлекателен и неотразим не только снаружи, но и внутри. Внутренне убранство церкви отличается большим количеством цветных витражей и шикарных скульптур. Из-за обилия окон, различных по форме и размеру, а также неотразимой витражной лепнины здание всегда наполнено светом, а в солнечные дни здесь игриво переливаются солнечные лучики. В церкви нет ни одной поверхности, которая не была бы украшена разнообразными фресками, скульптурами, росписями, мозаиками. Все это выполнено в очаровательной гармонии и выдержано в теме Евангелия и католических обрядов.

Category

Достопримечательности испанских городов Города Испании Балеарские острова Канарские острова Туры Sort by Title Relevance

В Барселоне, столице Каталонии, есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже 120 лет. Но все когда-нибудь кончается. Заложенный в 1882 году грандиозный Искупительный храм Святого Семейства («Саграда Фамилия») постепенно приобретает вид завершенного творения. Такого, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди .

История строительства храма Саграда Фамилия

Заказ на строительство, точнее, на его завершение (храм начал возводить другой архитектор), Гауди получил, когда ему едва исполнился 31 год. На его счету тогда была всего одна постройка – цех для отбеливания хлопка. «По легенде сеньору Букабелье, председателю Общества Святого Иакова, которое выступало главным заказчиком храма, однажды приснилось, что собор Саграда Фамилия возведет блондин с голубыми глазами. Как понимаете, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда Букабелья увидел Гауди, он сразу понял: это тот самый человек», рассказывала искусствовед Анжела Санчес-и-Гаргальо. На самом деле заказчики остановили свой выбор на Гауди скорее всего из соображений экономии – маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование, так как уже в первые годы смета была превышена многократно.

Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстрактны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. На вопрос, где он находит для себя образцы, архитектор отвечал: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник – Бог» . Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В храме Саграда Фамилия он « насадил» целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.


Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды храма Саграда Фамилия, – железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал сам Гауди. Колонны уходят под землю на глубину 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибалльное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.

Гауди не разделял элементы своих построек на функциональные и декоративные, ведь в природе такого деления не существует. Опоры спроектированного им акведука в Парке Гуэля выглядят, как древние окаменевшие древесные стволы. Обычным трубам и выходам вентиляционных шахт на крыше доходного дома Каса Мила он придал облик призрачных воинов и стилизованных деревьев. Каса Мила, сразу прозванный барселонцами «Ла Педрера» , то есть « Каменоломня» , замечателен не только своей непохожестью ни на что созданное ранее. Это был первый в истории дом с подземным гаражом. Кроме того, в нем впервые был применен принцип, через десятки лет названный « свободной планировкой» .


Признание Антонио Гауди и его трагическая смерть

На Гауди обратили внимание, когда он уже начал возводить храм Саграда Фамилия, и вовсе не в связи с этим проектом. В 1878 году он выстроил летнюю виллу для фабриканта Мануэля Висенса. План дома был чрезвычайно прост, но архитектор облицевал виллу разноцветной глазурованной плиткой и украсил таким количеством пристроек и декоративных элементов, что она превратилась в сказочный мавританский дворец. Первые проекты Гауди привели в восхищение богатого мецената графа Эусеби Гуэля. По его заказам Гауди построил несколько замечательных зданий и спланировал городской парк. Хотя заказы сыпались на него со всех сторон, с 1914 года Гауди целиком посвятил себя храму Саграда Фамилия.


7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Лишь одно событие омрачило тот праздничный день – через несколько часов после открытия движения под колеса вагона попал какой-то нищий старик. Его отвезли в больницу, где он вскоре скончался. Тело уже собрались отправить в общую могилу. Но одна из сотрудниц госпиталя опознала тело. Это был Гауди... Похоронили архитектора в крипте Саграда Фамилия – храме, который он считал главным делом своей жизни.

Анжела Санчес-и-Гаргальо писала: «Гауди понимал, что у него вряд ли хватит времени, ч тобы завершить строительство храма. Поэтому в последние годы он отступил от своего принципа и стал делать эскизы и чертежи для тех, кто придет после него. Много было споров, следует ли продолжать строительство. Победили те, кто считал, что оставить творение мастера незавершенным – значит предать его память» .

Многие в Испании считали кощунством вмешиваться в замысел гения. « Это все равно что приделывать руки статуе Венеры Милосской» , – возмущался архитектор Хосе А себильо. Сальвадор Дали высказался еще категоричнее: « Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать собор... Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом» . Так или иначе, но строительство продолжалось.

В 1936 году, когда в Испании разгорелась гражданская война, возведение храма прервалось. Анархисты, которым в тот период фактически принадлежала власть в городе, уничтожили почти все макеты и чертежи Гауди. Интересный факт: находившийся тогда в Барселоне знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл отнесся к этому акту вандализма вполне положительно. Храм, по его мнению, вообще следовало бы взорвать.

Архитектура храма Саграда Фамилия

Согласно планам Гауди храм должен иметь три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Над каждым возвышаются 12 башен, по числу апостолов. Еще 6 башен должны быть возведены над центральным нефом: 4 – в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице, и самая высокая, стасемидесятиметровая – Христу. При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов. Отделке башен архитектор уделял особое внимание, стремился сделать так, чтобы, по его собственному выражению, «ангелам было бы приятно на них смотреть». Поэт Лорка, увидев башни храма, спросил у Гауди: «Вы что, создаете оргaн для Господа?» Гауди согласно кивнул. Его мечтой было заставить башни резонировать во время ветра так, чтобы в храме звучала музыка Творения.

Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. На фасаде точно воспроизведены растения, характерные для Палестины и Каталонии , а между башнями высится рождественское дерево.


Противоположный фасад Страстей Господних, построенный уже в наше время по проекту современного архитектора, барселонцы недолюбливают и называют «Звездными войнами». На месте жилого квартала на улице Майорка будет построена третья, заключительная часть храма Саграда Фамилия – фасад Воскресения Христова. То, что собор Саграда Фамилия достраивают другие архитекторы, для европейской истории скорее правило, чем исключение. Многие грандиозные готические соборы возводились столетиями. Так, строительство собора в Реймсе заняло 270 лет, в Милане – 550, а в Кельне – 632 года.

Как и в Средневековье, храм Саграда Фамилия возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на те евро, которые туристы платят за осмотр памятника. В последнее время каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро. На данный момент строительство завершено на 70%, предполагается, что полностью храм будет достроен к 2026 году.

7 ноября 2010 года папа римский Бенедикт XVI в рамках визита в Испанию провел обряд освящения храма Саграда Фамилия.


Цены на билеты в храм Саграда Фамилия на 2016 год

Без экскурсии: 15 евро.

С гидом: 24 евро (на испанском, английском, французском, немецком языках).
С аудиогидом: 22 евро (на русском, испанском, английском, французском, немецком, итальянском, португальском, китайском языках).
С аудиогидом и осмотром башен: 29 евро.

Время работы храма Саграда Фамилия

Ноябрь – февраль: с 9.00 до 18.00.
Март: с 9.00 до 19.00.
Апрель – сентябрь: с 9.00 до 20.00.
Октябрь: с 9.00 до 19.00.

Официальный сайт: http://www.sagradafamilia.org/en/

Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите эти достопримечательности – бесценное наследие Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» , и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии по незабываемым творениям Антонио Гауди.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Храм Саграда Фамилия – визитная карточка Барселоны и всей Испании.

Архитектурный шедевр, который приводит в изумление с первого взгляда и завораживает навсегда.

Собор Святого Семейства — творение великого Гауди.

В этом величественном сооружении угадывается грандиозная фигура из морского песка. Высоченные башни, словно сталагмиты невидимой пещеры.

Посреди обыкновенных построек, домов с красными крышами и типичных строений , этот гигант кажется чем-то нереальным.

Храм Саграда Фамилия.

Кто построил собор: странный и неповторимый гений Антонио Гауди

История создания храма начинается в 1882 году, именно в это время было начато строительство — в основу базилики лег первый камень.

Основателем проекта был архитектор Франциско де Вильяр . У него было довольно типичное представление о том, каким должен быть храм – в неоготическом стиле и духе церковной архитектуры.

Но, по счастливой для Барселоны и всего мира, случайности, главным архитектором строительства церкви через некоторое время был назначен талантливый и непредсказуемый, безрассудный и гениальный Антонио Гауди.

Считая готический стиль «мертвым», автор полностью переделал проект.

Собор должен был всей своей сущностью устремляться в небеса, но делать это грациозно и легко.


Творение Антонио Гауди в наши дни..

Внутренние колоны Гауди сделал спиральными, а тысячи окон по высоте 170 метровых главных башен, должны были «светиться, словно звезды», говорил архитектор.

Эскизы того, что он не успел воплотить в жизнь, до сих пор хранятся.

Макет люстры, которая должна была украшать собор, только сейчас удалось воспроизвести с помощью компьютерной графики и 3D-моделирования.

Интересно, что даже в самый разгар строительства, у Гауди, порой, не было четких эскизов и проектов того, что он хотел видеть в камне. Фантазия выдвигала идеи быстрее, чем их можно было «положить» на бумагу.

Сегодня в храме Саграда Фамилия есть музей, в котором хранятся наброски, чертежи, рисунки, схемы и, не всегда понятные, остальные задумки странного архитектора.


Главный вход со стороны Carrer de la Marina.

Фанатично преданный своему делу, Гауди, провел за строительством собора 43 года, он буквально жил своим творением.

Интересные факты :

Поселившись в небольшой пристройке, он работал день и ночь.

На улице его часто принимали за нищего бродягу, ведь он не следил за своей одеждой и внешностью.

Гауди было важно только его детище – собор, строительство которого он считал главным предназначением жизни.


Искупительный храм: «Библия в камне»

По задумке Гауди, высота собора должна была быть 170 метров, не меньше, ни больше.

Ведь, творение человеческих рук не может быть выше творения Божьего – .

В основе Собора Святого Семейства – крест. Но на этом, казалось бы, религиозная тематика заканчивается.

Весь собор, каждая его деталь – это воплощение необыкновенных задумок архитектора. Поэтому, внутреннее убранство очень непохоже на церковь в традиционном понимании:

  • витиеватые колонны, словно деревья, поддерживают стрельчатую форму куполов;
  • потолок — это причудливый танец узорчатых рисунков.

Комплекс Собора Святого Семейства в проекте включает 18 башен:

  • 12 символизируют святых апостолов;
  • 4 – евангелистов;
  • самый пиковый – Иисуса Христа.

Фасадов у храма Саграда Фамилия – три:

  1. «Рождество».
  2. «Страсти Христовы».
  3. «Воскресение».

Это вехи земной жизни Иисуса Христа.

Фасад и интерьер украшен сложнейшей резьбой и гипсовыми изваяниями.

Эта, потрясающе тонкая работа, служит единственной цели – донести католический символизм до каждого, кто обратит свой взор к монументу.


Колокольная симфония храма

Отдельное внимание архитектор уделил перезвону колоколов. Он досконально продумал все тонкости создаваемого им сооружения, в том числе и акустику, которая имела особенное значение.

Сложно себе это представить, но колокола в 170 метровом соборе должен был приводить в движение ветер!

Гауди, будучи для многих, «не от мира сего» не обращал внимание на мнения и взгляды других.

Во снах он видел законченный, красивый собор, возвышающийся над Барселоной, своими стрельчатыми сводами, взмывающий вверх, к Создателю.


Как добраться

Сооружение находится по адресу: Carrer de Mallorca, 401.

Главный вход расположен со стороны Carrer de la Marina напротив фасада Рождества.

Добраться можно тремя способами:

  • метро (станция «Sagrada Familia» — L2 и L5);
  • автобусами по маршруту № 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51, B20 и B24 (остановка «Sagrada Familia»);
  • туристический автобус (остановка «Sagrada Familia»).

Туристам на заметку

Стоимость посещения величайшего творения 20-го века в Барселоне – храма Саграда Фамилия — 15-29 евро.

Узнать точную цену и купить входной билет лучше всего онлайн, через интернет на официальном сайте , чтобы не тратить время в очередях. Либо воспользуйтесь услугами туристической компании, представленной ниже.

Следует знать, что продажа билетов прекращается за 30 минут до времени закрытия комплекса.

Время и режим работы по месяцам:

Если уж полностью хотите погрузиться в атмосферу великого Гауди — остановитесь в одном из одноименных отелей — «Sagrada Familia».

Извечный вопрос: когда достроят

В храме проводятся богослужения, вместе тем, он по-прежнему в стадии возведения.

Да, это чудо архитектуры достигает совершенства уже на протяжении 130 лет.

Гауди строил собор на пожертвованные горожанами деньги.

Когда он умер, его ученики продолжили великое дело мастера.

По оценкам специалистов, только в 2026 году можно будет лицезреть окончательный вариант этого шедевра.

То есть, только через полтора века от дня первого заложенного камня, мир увидит собор таким, каким он был во снах и мечтах великого Гауди.

(Источник — ARCHICRAFT).

Храм Саграда Фамилия в Барселоне, или как его еще называют собор Святого Семейства — это, пожалуй, самое известное строение великого испанского архитектора Антонио Гауди.

В 2005 году это сооружение внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь является действующим религиозным объектом несмотря на то, что строительство ее все еще продолжается. Такой долгий срок объясняется тем, что храм строится исключительно за счет пожертвований, сохраняя изначальную идею искупительного храма.

Начатый еще в 1882 году, храм Святого Семейства стал одним из самых известных в мире долгостроев и главной достопримечательностью Испании. Посмотреть на необычную архитектуру здания ежегодно приезжают миллионы туристов. Закончить возведение храма планируется в 2026 году, к 100-летию со дня смерти Гауди.

История строительства

Решение о создании храма Саграда Фамилия было принято еще в 1874 году. Для этого в районе Эшампле был приобретен участок земли, где в 1882 году был заложен первый камень в фундамент новой церкви. Работа над проектом была поручена архитектору Франциско дель Вильяра, который представил проект базилики в виде латинского креста. Из-за споров с заказчиками Вильяра вскоре отказался от участия в строительстве, и руководителем назначили Антонио Гауди, на счету которого, к тому времени, был всего один заказ.

Изначально мастер хотел просто закончить проект своего предшественника, но получив большое пожертвование решил полностью переделать церковь. Будучи очень набожным человеком Гауди задумал создать шедевр архитектуры, который стал бы воплощением Нового Завета. С 1918 года и до своей смерти в 1926 году знаменитый архитектор отказывался от всех заказов и целиком посвятил себя работе над храмом. В последние годы он жил в комнатке на территории недостроенной церкви. Именно в Саграде Фамилии он создал большинство чертежей и набросков своих идей. К сожалению, многие из них были уничтожены анархистами во время гражданской войны в Испании, что сделало работу по завершению базилики еще более сложной, ведь Гауди не оставил подробного плана строительства.

После смерти архитектора мнения насчет возведения церкви среди представителей культуры разделились. Одни считали, что достроить храм — значит отдать дань уважения великому мастеру. Другие, напротив, говорили, что достройка — это издевательство над задумкой Гауди. Тем не менее строительные работы ведутся по сей день, а по оценкам экспертов здание закончено на 70%.

В 2010 году папа римский Бенедикт XVI провел обряд освящения храма Святого Семейства и объявил его готовым к ежедневной службе.

Особенности архитектуры

Согласно новому плану Гауди, базилика должна содержать три фасада: Вознесения Христова, Страстей Господних и Рождества Христова. При жизни архитектор успел построить лишь последний из них. Над фасадами должны были возвышаться 12 башен, в память об апостолах и еще 6 башен — над центральным нефом.

Самая высокая среди них, 170-метровая башня, посвященная Христу, сделала бы Саграду Фамилию самым высоким храмом в мире.

На чертежах эти башни напоминают орган, и действительно, по задумке Гауди во время ветра башни должны были резонировать, создавая уникальную музыку Творения. К настоящему времени из задуманных 18-ти, построено всего 8 башен-колоколен.

Фасад Рождества Христова над которым мастер работал при жизни, разделяется на три портала: Надежда, Вера и Милосердие. Он украшен многочисленными украшениями и скульптурами, изображающими сцены из библейской истории. Все детали декора архитектор придумал и сделал сам, вдохновляясь изучением живой природы.

Современники Гауди не принимали его архитектурных решений и считали, что конструкция храма крайне неустойчива. Однако новейшие исследования показали, что он не ошибся в своих расчетах. Уникальные колонны, спроектированные им, имеют высоту 90 метров, 20 из которых находится под землей. Эта конструкция так крепко держит свод базилики, что способна выдержать сильное землетрясение.

Если рассмотреть храм Святого Семейства подробнее, что можно убедится, что это математически выверенное сооружение со сложными геометрическими формами. Это поражает: ведь вычисления, которые современные архитекторы делают с помощью сложных компьютерных программ, Гауди производил в уме.

При храме есть небольшой музей, где хранятся рисунки и чертежи Антонио Гауди, экспонаты, иллюстрирующие историю создания Саграды Фамилии, а также гробница, где похоронен этот талантивый мастер.

Виртуальный тур по Саграда Фамилия

Стоимость билетов в 2019 году

Чтобы купить билеты в храм Саграда Фамилия необходимо обратиться в кассу, либо приобрести их онлайн на официальном сайте. Туристы советуют заранее покупать билеты, это избавит вас от необходимости стоять в огромных очередях у кассы.

Покупая билеты в официальных источниках вы вносите свой вклад в завершение строительства храма, так как часть суммы от покупки перечисляется в соответствующий фонд.

В некоторые виды билетов включена услуга аудиогида. С помощью этого устройства посетители могут прослушать 45-минутную экскурсию на 12 языках, включая русский. Детям младше 12 лет пользоваться аудиогидом запрещается. Если вы не владеете иностранными языками, вариант с аудиогидом будет идеальным, так как экскурсоводы собора, как правило, не владеют русским языком.

Индивидуальные билеты:

  • Лучшие виды (вход в храм + посещение башни + аудиогид) — 29 евро;
  • Работа и жизнь Гауди (вход в храм + посещение музея Гауди + аудиогид) — 24 евро;
  • Экскурсия с гидом (вход в храм + услуги экскурсовода) — 24 евро;
  • Самостоятельный осмотр с аудиогидом — 22 евро;
  • — 15 евро.

Групповые билеты:

  • Экскурсия с гидом, группы от 10 до 35 человек (вход в храм + услуги экскурсовода) — 24 евро;
  • Лучшие виды (вход в храм + посещение башни + аудиогид) группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 23 евро;
  • Работа и жизнь Гауди (вход в храм + посещение музея Гауди + аудиогид) группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — стоимость необходимо уточнять при заказе;
  • Самостоятельный осмотр без аудиогида , группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 15 евро.

Для заказа билетов для группы необходимо написать письмо по адресу: [email protected]. Бронирование необходимо осуществлять за 15 дней.

Школьные билеты:

  • Образовательный визит с гидом , для групп от 10 до 40 человек (вход в храм + услуги экскурсовода) — стоимость необходимо уточнять при заказе;
  • (вход в храм + аудиогид) — 9 евро;
  • Самостоятельный осмотр без экскурсовода (вход в храм + посещение башни) — 16 евро.

Бесплатный вход:

  • дети до 10 лет;
  • инвалиды + 1 сопровождающий;

Студенты до 30 лет и пенсионеры могут приобрести билеты со скидкой.

Для получения скидки или бесплатного билета нужно обязательно иметь с собой документ, подтверждающий право на льготы.

Билеты, включающие осмотр башни, имеют ряд ограничений: на башни запрещено подниматься детям до 6 лет и посетителям с ограниченной мобильностью и нарушениями зрения. Дети до 16 лет, могут посетить их только в сопровождении взрослых. Восхождение осуществляется с помощью лифта. В целях безопасности работа лифтов может быть ограничена (при сильном ветре или дожде).

Храм Святого Семейства на картах Google (панорама):

Правила посещения храма:

  • на входе вас могут попросить предоставить к осмотру большие сумки, рюкзаки, чемоданы;
  • на территории церкви запрещено шуметь, курить и есть. Употреблять еду и напитки можно только за пределами здания;
  • вход с профессиональным фото-и видеооборудованием запрещен.

Поскольку Саграда Фамилия является действующим храмом, при посещении необходимо соблюдать соответствующий религиозным канонам дресс-код:

  • запрещается посещать церковь в головных уборах, за исключением религиозных и необходимых по медицинским показаниям;
  • нельзя приходить босиком;
  • запрещено приходить в прозрачной одежде, платьях и кофтах с глубокими вырезами, открытой спиной;
  • нельзя входить в шортах и юбках, которые не закрывают, по крайней мере, половину бедра.

Образовательные мероприятия

В церкви Святого Семейства регулярно проводят образовательные программы для детей и подростков. Всего предлагается 4 цикла программ для детей разного возраста:

  • Начальный цикл: от 3 до 8 лет;
  • Первый цикл: от 8 до 12 лет;
  • Второй цикл: от 12-16 лет;
  • Третий цикл: от 16-18 лет.

В ходе обучения ученики знакомятся с историей и религиозной символикой базилики, узнают архитектурные особенности и приемы великого Гауди.

Также на территории храма регулярно проходят социальные мероприятия, туристические выставки и хоровые выступления.

Как добраться

Доехать до храма Святого Семейства можно на общественном транспорте, выйти нужно на остановке «Sagrada Familia»:

  • на метро линии L2 и L5;
  • на автобусах No 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51, B20 и B24 или туристическом автобусе.

Чтобы вызвать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Hailo и Cabify.

При поездке на арендованном или личном автомобиле, просто введите в GPS-навигатор координаты храма — 41.4036, 2.17443.

Маршрут от аэропорта Эль-Прат до храма Саграда Фамилия — Google Maps

Храм Саграда Фамилия в Барселоне: реконструкция (видео)

Loading...Loading...