Св кирилла и мефодия. Иконография святых равноапостольных кирилла и мефодия

Издревле на Руси детям давали имена в честь православных святых, и связь имени с покровителем таким образом не была нарушена. Но в настоящее время о своем духовном учителе знает лишь воцерковленный человек, в семье которого во главе угла стоят духовные ценности.

Роль святого Кирилла в христианстве

Святой Кирилл (в миру Константин) проживал со своим братом Мефодием в IX веке в Салониках - городе, в котором жили одновременно две культуры - славянская и византийская. Впоследствии братья стали одними из самых известных и значимых в истории России фигур, ведь именно они первыми составили славянскую азбуку и перевели Библию на славянский язык.

Икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Предназначением обоих братьев стало нести христианство в люди через перевод священных текстов на славянский язык . Им приходилось много странствовать и терпеть многие лишения, в результате которых Кирилл (тогда еще Константин) тяжело заболел и перед самой смертью принял схиму.

В каких храмах есть икона святого

Икона святого Кирилла хранится в храмах таких стран, как Чехия, Македония и Болгария. Все эти иконописные изображения датируются XIX веком, причем самый древний из них лик написан в 1893 году. Эта икона находится в Храме Василия Великого, что расположен в Талице.

Также образ святого Кирилла представлен на южном приделе церкви апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге. В некоторых храмах Москвы также имеются иконы этого святого.

Икону святого Кирилла писали несколько раз и на каждой из икон он представлен по-разному. На более ранних иконах святой Кирилл запечатлен в одежде монаха со свитком в руках, по одним данным, это Священное писание, по другим - алфавит. Более ранние иконы представляют образ святого Кирилла иначе - правой рукой он благословляет верующих, а в левой - держит свиток.

Как защищает икона

Говоря о защите, исходящей от иконы, важно понимать, что только освещенная и намоленная икона является мощным оберегом. Та икона, которую не освятили в церкви, является скорее предметом интерьера. Пожилые люди, говоря о помощи иконы в каком-либо деле, часто говорят, что помогает, прежде всего, искренняя вера в то, о чем молишься.

Икона святого равноапостольного Кирилла

Это означает, что если в сердце нет веры в помощь свыше, то никакое обращение к святому образу не поможет. Здесь уместно упомянуть известную мысль о том, что человеку кажется, что Бог следит за его внешними поступками, но Господь видит, прежде всего, сердце человека.

Как молиться перед иконой святого Кирилла

Прежде чем затронуть вопрос молитвы перед иконой, следует сказать, что тем, кто имеет в своих квартирах какие-либо иконы, не должны относиться к ним, как к украшению, книге или сувениру. Для верующего человека икона - это, прежде всего напоминание о христианских добродетелях и помощь в бедах.

Считается, что кроме того, что икону для себя подбирают в соответствии с именем, так важно еще знать жизнь того святого, помощи у которого собираетесь просить.

Важно! Святые отцы уверяют - жизнь святого человека, великомученика, должна находить отклик сердце человека, молящийся должен ощущать близость своей жизни и жизни своего покровителя.

К святому Кириллу чаще всего обращаются с молитвами люди, так или иначе связанные с получением знаний и подачей информации - учителя, студенты, люди, занимающие высокие посты. Дело в том, что святой Кирилл также когда-то учительствовал и произносил речи перед язычниками, не испытывая страха.

Молясь перед иконой этого святого, просят о мудрости, красноречии и удаче. Не стоит при этом беспокоиться о том, как именно и откуда придет помощь, как правило, молитва помогает тем, кто в нее верит. Кроме того, любая молитва должна идти и сердца и не приносить никому зла.

К святому Кириллу чаще всего обращаются с молитвами учителя и студенты

Интересно! Считается, что самые сильные по действию молитвы бывают в день памяти святого. Среди прихожан из уст в уста передается история о том, как несколько раз во время молитвы людям являлся перед иконой образ святого Кирилла.

Молитва святому Кириллу

Навряд ли найдется в современном мире человек, никогда не видевший икон и не слышащий молитв. По словам верующих людей, через молитвенное обращение действует Бог, а искренняя молитва от сердца творит чудеса. Обращение к иконе своего Святого покровителя дает самую сильную духовную поддержку и помощь. Конечно, существует канонизированный текст молитвы, но если молящийся с ним не знаком, а молится «своими словами», но из самого сердца, то нет в этом никакой беды.

Кроме того, есть определенные молитвенные правила:

  • если молиться своему покровителю утром, то на весь день можно получить защиту от недоброго окружения, конфликтов и настроиться духом на добрые дела;
  • помолившись вечером, человек получает защиту во сне от негативных влияний и колдовства, также вечерняя молитва способствует появлению пророческих снов.

Для заучивания можно предложить небольшой тропарь ангелу-хранителю:

Ангел Божий, хранитель мой святой, жизнь мою сохрани в страхе перед Христом Богом, ум мой утверди в истинном пути, и к любви высокой направь душу мою, дабы получил я от Христа Бога великую милость. Аминь.

Существует также молитва Кириллу и брату его Мефодию перед экзаменом, но не стоит думать, что помолившись, можно забросить всю подготовку, полагаясь только на молитву.

Молитва дает большую поддержку во время подготовки, но не вместо нее. Конечно, текст молитвы немного сложен, но для тех, кто истинно верит не составит труда его заучить либо зачитать.

Молитва Кириллу и Мефодию

О святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле! Ныне к вам усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся: молите Господа, да наставит и обратит нас, на путь спасения. Не оставите нас, недостойных чад ваших (имена), дадите нам, молитвами вашими, о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и тако в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога, прославим во веки веков.

Внимание! При молитве очень важно понимать, что икона - это изображение святого лика, поэтому молиться нужно не самой иконе, а обращаться к тому, кто на ней изображен.

В чем помогает святой лик

Не только о хорошей учебе и карьере оратора молятся святому Кириллу. Родители, имеющие мальчика с этим именем, могут просить о здоровье ребенка, о защите от бед в каждом дне. Особенно действенными считаются молитвы родителей в день рождения ребенка.

Икона святого Кирилла

Обращение к образу, изображенному на иконе, помогает преодолеть многие ситуации:

  • побеждает страх;
  • оберегает от бед и врагов;
  • очищает душу;
  • открывает молящемуся его предназначение.

Часто люди просят своего святого о том, чтобы он отмолил его грехи перед Богом, ведь духовный покровитель своего рода посредник между Богом и человеком.

Где разместить икону

Конечно, нет особой разницы, где поместить святой образ. С давних времен на Руси существовал обычай расположения икон в красном углу, который также назывался домашним иконостасом. Так, согласно традиции, иконы в доме или квартире следует разместить в восточном углу либо в том месте, который наиболее близко к восточной стороне дома, предположительно это связано с тем, что с этой стороны восходит солнце, поэтому лик иконы должен быть расположен именно туда.

Но очевидно, что сегодня во многих квартирах нет такой возможности, поэтому иконку можно просто разместить в шкафу либо на полочке, где кроме иконы могут быть расставлены другие предметы, к примеру, свечи, духовные книги, цветы, либо другие иконы.

Вообще, люди верующие советуют иметь иконы в каждой комнате квартиры, особенно на кухне, где готовится пища, которая у воцерковленного человека всегда освящается молитвой.

Молитва святым равноапостольным Мефодию и Кириллу

В начале отпадения западной церкви от Православной вселенской Церкви наблюдается особенное стремление славян к принятию христианской веры. Господь, видимо, призвал их в восполнение Своей Церкви и воздвиг для них великих проповедников веры в лице равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Кири лл (в миру Константи н) и Мефо дий родились в Македо нии в городе Солу ни. Мефодий после окончания образования поступил на военную службу и был правителем одной славянской области. Вскоре, однако, он решил оставить светский образ жизни и принял монашество в обители на горе Олимп. Константин с детства высказывал удивительные способности и получил превосходное образование вместе с малолетним императором Михаилом 3-им при царском дворе, где их учил знаменитый Фо тий, впоследствии патриарх Константино польский. После окончания образования, Константин мог иметь блестящие успехи в свете, но сердце его пламенело любовью к Богу, и блага мира его не прельщали. Некоторое время он преподавал в главном константинопольском училище любимую свою науку – философию, но вскоре оставил Константинополь и поселился в монастыре с братом своим Мефо дием. Здесь они вместе подвизались в посте и молитве, пока Промысл Божий не вызвал их на дело проповеди славянским племенам.

Для нас, русских, достойно примечания, что перед этим призванием Господь привел великих братьев быть в пределах нашей страны. В 858 г. хазары, кавказское племя, кочевавшее на юго-востоке нынешней России, просили у императора Михаила проповедников веры. По поручению патриарха Фотия, святые братья прибыли в Херсон. Здесь они жили около двух лет, изучая хазарский язык и открыли мощи священномученика Кли мента, епископа Римского, сосланного сюда в конце первого века.

Первым из славянских народов, обратившихся к христианству, были болгары. В Константинополе находилась в виде заложницы сестра болгарского князя Богориса (Бориса). Она приняла крещение с именем Феодо ры и была воспитана в духе святой веры. Около 860-го года она возвратилась в Болгарию и стала склонять своего брата к принятию христианства. Борис крестился, приняв имя Михаил. Святые Кирилл и Мефодий были в этой стране и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.

После того, как были просвещены Болгария и Сербия, в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой: “Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей.” Император и патриарх обрадовались и, призвав святых солунских братьев, предложили им идти к моравам. Для большего успеха проповеди, святой Кирилл почитал необходимым перевести на славянский язык священные и богослужебные книги, ибо “проповедовать только устно, по словам святого Кирилла, все равно, что писать на песке.” Но прежде перевода нужно было еще изобрести славянские буквы и составить славянскую азбуку. К этим великим трудам святой Кирилл, по примеру апостолов, готовился молитвой и сорокадневным постом. Как только азбука была готова, святой Кирилл перевел на славянский язык избранные места из Евангелия и Апостола. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, писанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: “Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово.”

В 863-ом году святые братья отправились в Моравию со своими учениками Гораздом, Климентом, Саввой, Наумом и другими. Совершение богослужения и чтение Евангелия на славянском языке скоро привлекли к ним сердца моравов и дали им перевес над немецкими проповедниками. Этим успехам завидовали немецкие и латинские проповедники и всячески противодействовали святым братьям. Они распространяли в народе мнение, что слово Божие можно читать только на трех языках, на которых была сделана надпись на кресте Господнем, а именно: на еврейском, греческом и латинском, называли Кирилла и Мефодия еретиками за то, что святые братья проповедовали на славянском языке и, наконец, принесли на них жалобу папе Николаю.

Папа пожелал видеть славянских благовестников. Уважая папу, как одного из патриархов, и надеясь найти у него помощь для своего святого дела, святые братья отправились в Рим. Они несли с собой часть мощей равноапостольного Климента, папы Римского, и переведенные ими священные книги. Папа Николай 1-й, не дождавшись их скончался. Преемник его папа Адриан, желавший умиротворения Церкви, принял святых проповедников с великим почетом. Он вышел к ним навстречу за город, сопровождаемый духовенством и множеством народа, принял от них святые мощи и с благоговением положил их в церковь святого Климента, а книги, переведенные на славянский язык, освятил на престоле древнейшей римской базилики, называемой Марии Большой. Вскоре по прибытии в Рим, Кирилл опасно занемог. Он завещал продолжение великого дела своему брату и мирно скончался (14 февраля 869 г.).

Святой Мефодий исполнил завещание брата: возвратившись в Моравию уже в сане архиепископа, он трудился здесь 15 лет. Из Моравии христианство еще при жизни святого Мефодия проникло в Богемию. Богемский князь Боривой принял от него святое крещение. Его примеру последовала его супруга Людмила (ставшая потом мученицей) и многие другие. В середине 10-го века польский князь Мечислав женился на богемской княжне Домбровке, после чего он и его подданные приняли христианскую веру.

Впоследствии эти славянские народы усилиями латинских проповедников и немецких императоров были отторгнуты от Греческой церкви под власть Римского папы, за исключением сербов и болгар. Но у всех славян, несмотря на истекшие столетия, и до сих пор жива память о великих равноапостольных просветителях и той православной вере, которую они старались насадить среди них. Священная память святых Кирилла и Мефодия служит соединяющим звеном для всех славянских народов.

Тропарь : Я ко апо столам единора внии и Слове нских стран учите лие, Кири лле и Мефо дие богому дрии, Влады ку всех моли те, вся язы ки слове нския утверди ти в Правосла вии и единому дрии, умири ти мир, и спасти души наша .

Святой Кирилл внёс огромный вклад в развитие православной культуры и утверждение христианства на Востоке. Он родился в семье благочестивого мещанина в греческом городе Салоники. Он был младшим из семи детей, при крещении его назвали Константином, имя Кирилл он получил уже во взрослом возрасте при пострижении в монахи. Он с детства отличался незаурядными умственными способностями, за что получил прозвище Константин-философ.

Святой Кирилл знал несколько языков, имел познания в различных областях науки того времени. Но главным делом всей его жизни стало создание славянской азбуки вместе со своим братом Мефодием. До этого церковное богослужение в христианских храмах велось исключительно на древнегреческом и латинском языке. Прежде чем в 863 году отправится в путь в Македонию, братья-миссионеры перевели на славянский язык молитву «Отче наш» из Евангелия от Матфея и начало Евангелия от Иоанна «В начале было слово…».

Святой Кирилл с детства отличался умственными способностями и учился он вместе с малолетним императором Михаилом у самых лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. По окончании обучения святой Кирилл принял сан иерея и был назначен заведующим патриаршей библиотекой при храме Святой Софии, но спустя несколько лет он тайно покинул столицу и ушел в монастырь.

Церковное пение и евангельское слово благодаря Святым Кириллу и Мефодию сразу зазвучало на понятном языке для каждого славянина

Духовный подвиг святого Кирилла, которого позже Православная церковь канонизировала как святого равноапостольного «учителя словенского», имел огромное значение для формирования славянской культуры и письменности. Они дали людям богослужебную литературу, Святое Писание, доскональный перевод которого практически равноценен оригиналу. Это был первый значительный шаг в передаче нам, славянам всей суммы религиозных знаний.

Изображение Святого равноапостольного Кирилла на иконах

На иконе святой Кирилл изображен в монашеском одеянии со свитком в руках, на котором изображены буквы славянского алфавита. Значение данного образа для всех славян очень велико.

Перед иконой святого Кирилла молятся о даровании разума и премудрости, к нему обращаются отроки, которые плохо обучаются. Так же за молитвенной помощью и предстательством к Святому равноапостольному Кириллу обращаются учителя, преподаватели, студенты во время сдачи сессий.


Как молиться перед иконой Святого Кирилла Ангела хранителя

В наше время нет людей, даже детей, которые бы не видели икон. Перед иконой человек молится, обращаясь к святому угоднику, он рассказывает о своих проблемах, скорбях, мыслях, желаниях. Слово «икона» от греческого происхождения, в переводе означает «образ». Через священные иконы прославляется сам Бог, и при них Он неотступно живет и творит от них Свои чудеса для спасения верующих в Него людей. Святой образ для православного человека то же самое, что и Священная книга: там можно прочесть святые слова, а на святой иконе можно созерцать образ святого, который ведёт нас к Богу, помогает нам достучаться до небес.

Особенно сильной бывает молитва в день почитания памяти святого и в дни религиозных праздников. В эти дни перед образом Святого равноапостольного Кирилла зажигают свечи, лампады. Есть множество случаев, когда во время молитвы перед иконой люди видели живой образ на ней.

Значение иконы заключается в том, что людям, которые обращаются к Святому Кириллу как к своему небесному покровителю (ангелу хранителю) этот святой оказывает незамедлительную помощь.

В случае особой нужды перед иконой служатся молебны священнослужителями по просьбе прихожан, читаются акафисты. Акафист Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию можно читать и самостоятельно дома (келейно) с благословения духовного отца или священника.

Молитва святым равноапостольным Кириллу и Мефодию

О преславнии просветителие словенских язык, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, ваших письмен и учений светом просветившеся и в вере Христовой наставльшеся, яко чада ко отцем, усердно ныне прибегаем и сокрушением сердечным молимся: аще и завет ваших не соблюдохом, о угождении бо Богу небрегохом и от братняго единомыслия в вере отпадохом, обаче якоже древле в земном житии вашем, сице и ныне грешных и недостойных не отвратите тщи, но, яко имуще велие ко Господу дерзновение, прилежно Того молите, да обратит нас в путь спасения, да умирит раздоры единоверных, да приведет к единомыслию отпавших и всех нас духом любве да соединит Единей Святей, Соборней и Апостольстей Церкви! Вемы бо, яко много может молитва праведных по благосердию Владыки. Не оставите убо нас, унылых и недостойных, чад ваших, ихже ради грехов паства ваша, враждою разделяема и соблазнами инославных прельщаема, умалися, овцы же словесныя, разрываемы, восхищаются волки губительными. Подаждьте убо нам молитвами вашими ревность Православия, яко да отеческая преда­ния добре сохраним, каноны церковные верно соблюдем, всяких лжеучений странных отбежим и, тако в житии богоугодном преспевающе, жизни райския на Небеси сподобимся, идеже купно с вами прославим в Троице Единаго Бога во веки веков. Аминь.

С вятой равноапостольный Константин (Кирилл) родился в г. Солуни (Фессалоники) в 827 году.Родитель святого равноапостольного Кирилла - знатный и богатый вельможа, по имени Лев, и мать его Мария жили благочестиво, исполняя заповеди Божии. Константин - имя царственное - был седьмым сыном. Когда мать, по рождении, отдала его кормилице, чтобы та вскормила его, он никак не желал питаться чужим молоком, но - только молоком матери..

В городе Солуни проживало многочисленное славянское население, язык которого был с детства знаком святому Кириллу. Существуют предположения, что святой Кирилл был славянином и называется в источниках греком по принадлежности к Греческой Церкви. Семи лет от роду Константин видел сон и рассказал его отцу и матери, в следующих словах: «Воевода, стратиг нашего города, собрал всех девиц города и сказал мне: «Выбери себе из них кого хочешь на помощь и в сверстницы себе». Я, оглядев, посмотрел их всех и приметил одну, прекраснейшую из всех, с лицом светящимся, украшенную многими золотыми монистами и жемчугом и украшениями; имя ей было София. Ее я избрал». Родители поняли, что Господь дает отроку Деву Софию, т. е. Премудрость, возрадовались духом и со старанием стали учить Константина не только книжному чтению, но и Богоугодному добронравию - премудрости духовной. «Сын,- говорили они Константину словами Соломона,- чти Господа- и укрепишися; храни заповеди- и поживеши; словеса Божии напиши на скрижали сердца своего; нарцы (призови.- Ред.) Премудрость сестру тебе быти, Разум же знаемь (т. е. близким, родным) сотвори себе (Притч. 7, 1-4). Премудрость сияет светлее солнца, и если ее будешь иметь своей помощницей, она избавит тебя от многого зла».

Известно, какие успехи показал этот отрок в науках, особенно в изучении творений святого Григория Богослова. Он изучил Гомера, геометрию, диалектику и философию под руководством логофета дрома Феоктиста и будущего Патриарха Фотия. Еще в юности святого Константина называли Философом. Кроме того, он изучил риторику, арифметику, астрономию, музыкальное искусство и другие светские науки, а также знал языки латинский, сирийский и другие.

Хотя святой Константин воспитывался при царском дворе, вместе с юным императором Михаилом, и мог занять высокое положение, он помнил о своей Подруге, поэтому и отказался от знатной и прекрасной невесты.

Когда святой Константин был возведен в иерейский сан, его одновременно поставили библиотекарем при храме Святой Софии. Вот от этого-то избранника Софии и получило свое начало Русское Православие.

Апостольская миссия у славян была для святого Кирилла вершиной подвига, к которому он был подготовляем Промыслом Божиим и Святой Софией всю жизнь. После принятия священства святой Кирилл, стремясь к уединению, оставался в Царьграде недолго: он тайно ушел и скрылся в одном из монастырей на побережье Золотого Рога. Только через полгода императору удалось найти его и уговорить быть учителем философии в главном Константинопольском училище. Святой Кирилл возвратился в Царьград. Со времени вступления на проповедь и общественно-церковное служение проявилась его строгая ревность в утверждении православия.

Первые прения у святого Кирилла были с вождем еретиков-иконоборцев Аннием. Престарелый Анний был побежден и посрамлен юным философом святым Кириллом.

В 851 году святой Кирилл по повелению императора отправился к сарацинам, чтобы доказать им истинность христианского учения о Святой Троице. Это было первое миссионерское путешествие святого, совершенное им в 24 года.

Святой Кирилл так умело отстаивал истинность православной веры и так обличал ложность учения мусульман, что сарацинские мудрецы, не зная, что ему отвечать, пытались отравить святого. Но Господь сохранил Своего раба невредимым. По возвращении от сарацин святой Кирилл отказался от почетной должности учителя философии и поселился в монастыре на Олимпе, где подвизался его старший брат святой Мефодий (815-885, память 6 апреля). Несколько лет святой Кирилл провел в иноческих подвигах, молитве и чтении творений святых отцов. На Олимпе он стал изучать славянский язык, познакомился с древнееврейской и коптской письменностью.

В 858 году в Царьград пришли послы от хазар с просьбой прислать к ним ученого мужа, чтобы он обличил неправду сарацинских и еврейских проповедников, стремившихся обратить хазар в свою веру. Император Михаил III направил к хазарам для проповеди Евангелия святого Кирилла. Вместе с ним отправился и его святой брат Мефодий. По пути святые братья на некоторое время остановились в Крыму, в греческой колонии Херсонес. Там святой Кирилл изучил еврейскую грамматику. Тогда же святой Кирилл ознакомился с Евангелием и Псалтирью, написанными русскими буквами.

В Херсонесе святые братья участвовали в открытии мощей священномученика Климента, Папы Римского. Взяв с собой часть святых мощей, они продолжили свое путешествие.

В хазарской земле, победив в споре иудеев и мусульман, святой Кирилл многих обратил в христианство. Отказавшись от богатых даров, предложенных хазарским каганом, святые Кирилл и Мефодий просили взамен отпустить всех греческих пленников. По их просьбе 200 человек были отпущены на свободу и возвратились на родину. В Царьграде святых братьев встретили с великими почестями, как апостолов. Святой Мефодий удалился в свой монастырь, а святой Кирилл поселился при церкви святых апостолов и начал работу по составлению славянской азбуки и переводу Богослужебных книг на язык славян.

Через некоторое время святой Кирилл вместе с братом отправился для проповеди христианства в Болгарию.

В 862 (или 863) году от моравского князя Ростислава пришли в Царьград послы с просьбой прислать христианских учителей. Выбор императора пал на святого Кирилла, подготовленного Промыслом Божиим к тому времени к великой миссии среди славянских народов. Несмотря на болезнь, святой Кирилл с радостью взялся за исполнение послушания. Как и всякое дело, он начал подвиг просвещения славян с молитвы, а затем наложил на себя сорокадневный пост. В скором времени Бог, слушающий молитвы рабов Своих, исполнил то, о чем просил Его верный слуга: святой Кирилл составил азбуку для славян (глаголицу), а затем с помощью брата и учеников продолжил перевод греческих Священных Книг на славянский язык. Первой переведенной святым Кириллом книгой было Евангелие от Иоанна. Была переведена также Следованная Псалтирь (включавшая тексты тропарей и кондаков праздников и святых), различные тексты Священного Писания и Богослужебных книг. Этот славный подвиг святого Кирилла явился основой великого дела приобщения славян к христианской вере и культуре. С тех пор для славян настала новая жизнь, явилась возможность самобытного духовного развития под благотворным действием проповеди и Богослужения на родном славянском языке.

Борьба святого Кирилла за самостоятельность славянских народов усложнялась тем, что дело просвещения славян было начато в Моравии - стране, находившейся под римским влиянием. Немецкие священники, стоявшие во главе христианских церквей в Моравии, всячески препятствовали введению Богослужения на славянском языке, считая, что оно должно совершаться только на трех языках: еврейском, латинском или греческом. Святые Кирилл и Мефодий, обличая их неправду словами Священного Писания, неутомимо готовили служителей новой Церкви. Под руководством святых братьев Моравский князь Ростислав начал постройку храмов и собрал много отроков для обучения славянской азбуке и чтению переведенных книг. В короткое время святой Кирилл со своими учениками перевел церковное чинопоследование и ввел в обиход все Богослужения по уставу. Этим было положено начало образованию самостоятельных славянских Церквей.

Но враги дела просвещения славян продолжали им препятствовать: они донесли на святых Кирилла и Мефодия папе Римскому Николаю I, обвинив их в ереси. Папа вызвал святых братьев в Рим. Взяв с собой часть мощей священномученика Климента, они отправились в новое путешествие, очень неблагоприятное для здоровья святого Кирилла. Путь их лежал через славянские земли. В Паннонии, по просьбе князя Коцела, они обучили его и 50 юношей славянской азбуке. При прощании князь хотел одарить святых проповедников. Но святые Кирилл и Мефодий не пожелали взять от Коцела, так же, как и от Ростислава Моравского, ни серебра, ни золота. Евангельское слово они проповедовали безвозмездно и только испросили свободу у обоих 900 греческим пленникам.

В Венеции братья сделали еще одну остановку. Там святой Кирилл снова вел горячие споры с «трехъязычниками». Он доказывал право каждого народа на свою письменность и ссылался на Священное Писание и опыт ряда народов (армян, персов, грузин, готов, аваров, хазар арабов, сирийцев и др.), издавна имевших свою письменность.

Перед прибытием святых в Рим умер Папа Николай I. Новый Папа Адриан II был настроен к святым братьям дружелюбно и встретил их торжественно, тем более, что они несли мощи священномученика Климента. Папа Адриан II признал славянский язык в Священном Писании и Литургии, однако отпускать братьев для дальнейшей проповеди в славянские земли не спешил.

Изнуренный трудами и долгим путешествием, святой Кирилл тяжело заболел. Во время болезни Господь открыл ему о приближении смерти, и святой Кирилл принял схиму. Оставшиеся 50 дней своей жизни он посвятил покаянной молитве и беседам с учениками и братом, наставляя и поучая их, заповедав вернуться в славянские земли и завершить начатое дело. 14 февраля 869 года святой Кирилл предал душу свою Богу, прожив всего 42 года. Тело его погребли в церкви святого Климента в Риме. Память равноапостольного Кирилла отмечается также 11 мая вместе с памятью святого брата Мефодия.

В иконографическом предании древних Церквей святой равноапостольный Кирилл изображается в святительских одеждах, как например на фреске XI века Софийского собора в Киеве, или фреске IX века в церкви святого Климента в Риме, где изображается посвящение святого Кирилла во епископа. Эти факты свидетельствуют о том, что святой Кирилл был в сане епископа.

Преподобные Кирилл (ок. 827-869) и Мефодий (820-885) происходили из семьи благочестивой и знатной, жившей в греческом городе Солуни (ныне – Салоники). В семье было семь братьев, из которых святой Мефодий (предположительно до пострига его мирское имя было Михаил) был самым старшим, а Кирилл (до пострига – Константин) – самым младшим. Происхождение семьи сегодня спорно – есть версии, что они были греческого рода, другие исследователи полагают их болгарами или вовсе не славянами, а булгарами (протоболгарами). Но важно ли это по сравнению с их духовным и просветительским опытом, который они принесли славянскому миру?

Поначалу святой Мефодий был определен в воинское дело, служил правителем в подчиненной Византийской империи Болгарии, где и выучил славянский язык. В Болгарии этот праздник – один из самых широко празднуемых. Мефодий пробыл на своем посту 10 лет, после чего удалился в монастырь на горе Олимп, что в Малой Азии, и принял там монашество.

Святой Константин не обладал завидным здоровьем, оттого старший брат опекал и защищал его в малолетстве и потом оберегал всю жизнь, но, как часто водится, с раннего детства отличался большой тягой к знаниям, был способным учеником. Он учился у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского, вместе с малолетним императором Михаилом, постиг все науки, которые уже существовали к тому времени, несколько языков, тщательно изучал творения святого Григория Богослова, когда ему едва исполнилось 15 лет. За любовь к просвещению, выдающиеся познания и незаурядный ум он получил прозвание «Философ». По окончании учения, отказавшись от выгодного брака и высокого административного назначения, святой принял сан иерея, вступил в должность хранителя патриаршей библиотеки при Софийском храме в Константинополе, но вскоре тайно ушел в монастырь. Его разыскали и определили в Высшую Константинопольскую школу учителем философии. Вскоре по повелению императора оба брата были направлены к хазарам для евангельской проповеди.

Готовясь к проповеди, святые Кирилл и Мефодий остановились в городе Корсунь, где, как свидетельствует «Житие», чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, Папы Римского (память его совершается 25 ноября/8 декабря). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.

После этого святые братья отправились на проповедь к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий, отказавшись от сана архиепископа, получил игуменство в монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где подвизался прежде.

В Моравии немецкие епископы всячески сопротивлялись введению в богослужение родного славянского языка, утверждая, что служение в храме должно вестись только либо на латинском, либо на греческом, либо на иврите. Моравский князь Ростислав прислал в Византию послов с просьбой от него прислать учителей, которые вели бы богослужение на родном для славян языке. Император призвал Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит».

Святой Константин с постом и молитвой приступил к подвигу. В 863 году он составил с помощью святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Послания апостолов, Псалтирь и избранные службы, без которых невозможно богослужение.

После этого братья направились в Моравию, были приняты там с почестями и стали учить славянских священников богослужению на славянском языке, чем вызвали лютую злобу немецких епископов. Святой Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки». Немецкие епископы не нашли, что возразить, но подали жалобу в Рим, куда затем их призвали для разрешения этого дела. Святые братья взяли с собою мощи св. Климента и отправились в Рим. Но всё обернулось не в пользу немецких епископов: узнав, что святые идут с мощами св. Климента, Папа Андриан вышел им навстречу со всем клиром. Приняв святых Константина и Мефодия с почетом, он утвердил богослужение на славянском языке и повелел положить книги, переведенные братьями, в римских церквах и совершать по ним литургию.

В Риме святой Константин занемог. Господь в чудесном видении известил его о приближении кончины, и за 50 дней до того срока он принял схиму с именем Кирилл. Святой равноапостольный Кирилл скончался 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял Папу дать разрешение отвезти тело брата на родину, но тот категорически отказал. Мощи святого Кирилла были положены в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла Папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Андроника.

В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию Папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед Папой, сохранив в чистоте православное учение, и был снова возвращен в Велеград. Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда (Из «Настольной книги священнослужителя»).

После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию. В 885 году, в год смерти Мефодия, Папа Римский запретил славянское богослужение.

Ежегодное празднование в честь святых Кирилла и Мефодия 11/24 мая установил в 1863 году Российский Святейший Синод. 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности в день памяти святых братьев.

Значение иконы

Подвиг святых братьев Солунских неоценим для православия, и не только для него. Вдумаемся: прототипом букв, которые мы сейчас пишем и прочитываем, был созданный ими буквенный код, он пережил уже не века – эпохи и останется одной из основ современной славянской лингвистики. Потому к первому празднованию Дня славянской культуры и письменности, отныне неотделимого от этих славных и дорогих нам имен, во многих городах России воздвигнуты памятники двум замечательным святым, высоко почитаемым всеми славянскими народами.

Сегодня духовная ценность их подвига все более актуальна. С экранов телевизоров, в Интернете, в печатных органах СМИ, особенно бульварного толка, выступают прорицатели, экстрасенсы и те, кто себя выдает за них. Все они одинаково опасны для духовного просвещения, поскольку захватывают огромную аудиторию в область суеверия, неконтролируемой магии и прочего, что имеет совершенно не Божественное, антихристианское происхождение. Чудо чуду рознь. Чудеса, творимые во славу Божию, – истинны и благословенны. Так называемые чудеса с языческими или просто оккультными истоками, направленные на самые разные области человеческой жизни – материальные, бытовые, оздоровительные, есть лишь искушения, которых стоит опасаться, поскольку речь идет о препятствии спасению человеческой души.

В этом случае молитва перед иконой Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, – одна из серьезных и действенных возможностей воспрепятствовать потере веры. Только искренняя вера, подкрепленная горячей молитвой каждого, желающего спасения себе и православному сообществу, может серьезнейшим образом способствовать объединению и укреплению православия в современном российском обществе и христианского мира в целом.

Loading...Loading...