Вопросы священнику мнительность. Как избавиться от мнительности — советы психолога

Подозрительность, как раковая опухоль, охватила все дятловедение. Мы подозреваем свидетелей, мы подозреваем друг друга, мы не верим никому. Неудивительно, что и разгадка нам не дается, поскольку ведем себя не так, как хочет Бог. Есть такой постулат: подвергай все сомнению. Но подвергая, проверяй, где были слова свидетеля, и где уже пошли наслоения и выдумки передающих звеньев. И если находишь доказательства и свидетельства, противоречащие твоим "любимым" версиям, твоим сомнениям, и если замечаешь, что твои аналитические способности тебя подводят, то лучше и правильнее поверить свидетелю, лучше ошибиться, чем впасть в более страшный грех - дьявольскую подозрительность.

Подозрительность становится причиной враждебности, неприязни, недоброжелательности к окружающим людям, которых мы, как правило, подозреваем в тех же качествах.

Подозрительный человек - обычно гордый человек, имеющий о самом себе высокое мнение. Недоверчивость и подозрительность - очень опасное состояние души. Если это качество не замечать в себе и с ним не бороться, то со временем человек приобретает параноидные черты характера, которые могут вылиться в бред и шизофрению. Что наглядно можно заметить на ниве дятловедения.

Святые Отцы предостерегали от подозрительности, как от разрушительной страсти, губительной для души человека и наносящей вред окружающим его людям. "Лучше ошибиться в человеке, лучше подумать о нем хорошо, чем обидеть его подозрительностью" - говорили они.

"В спокойное время подозрительность бывает от непонимания и волнения. Подозрительность никогда не может различить правду, даже если глаза видят ее. Подозрительность все искажает, и порабощенный ею склонен видеть скорее ложь, чем правду, во всем, что видит.

Подозрительность - это лживый и искажающий все фотограф, который, фотографируя, меняет вид объекта.

Бегите, братия от подозрений, рождающих чудовищ.

Насколько грех этот кажется маленьким и незначительным, настолько, с другой стороны, если его не пресечь, он может разрастись и принести ужасные последствия.

Изобретательный змий обычно подсовывает эту страсть недоверчивым душам, глупым и тщеславным, по той причине, что всегда завидуют и помнят чужие ошибки.

Поэтому, когда кто-либо из братии начинает уступать этой страсти, то, прежде всего, в нем проявляется ненужное любопытство, а позже, что бы ни представлялось ему в воображении, он рассматривает это как совершившийся факт...

Когда эта страсть овладеет человеком, враг внушает ему всяческие фантазии, чтобы сбить его с пути истинного. И так получается, что он теряет разум, от чего спаси нас Всеблагий Господь...

Чтобы предотвратить такую гнусную страсть, христианин должен с самого начала остерегаться ее, как смертельного яда, разоблачить же ее можно просто - при помощи исповеди и трезвения.

(Духовные советы и поучения старца Даниила (избранное из трудов его, записей и писем)

Вот в чем надо бы нам всем подумать, тем, кто считает себя христианами и занимается исследованиями трагедии дятловцев...

Не верь, не бойся, не проси - девиз врага рода человеческого.

Верь Богу, верь людям, проси у Бога и у людей, бойся Бога оскорбить грехом, бойся обидеть человека подозрительностью. Только доверчивый к людям человек способен по-настоящему верить в Бога, потому что верить способно лишь сердце, которое умеет доверять.

Бедный Юдин. Человек, в адрес которого высказывались и высказываются самые невероятные измышления, вплоть до того, что он жив и инсценировал свою смерть, чтобы уйти от надоевших ему распросов. Что греха таить, я тоже ударилась (и сейчас продолжаю ударяться) в подозрения по поводу многих показаний свидетелей, не смогла критически подойти к имеющимся документам. До сих пор я считаю, что Ю.Е. Юдин скрыл от нас некоторые факты. Но в то же самое время я знаю, что не наше дело - судить его, скрыл так скрыл, значит, имел на то право. И если на самом деле Юдин нам все сказал, что знал, ничего не утаивая, то это мой грех - что я еще думаю, что он что-то скрыл. Но я не осуждаю, а понимаю: значит, он был поставлен в такие условия. И кто бы из нас и как поступил бы на его месте, когда тебе выкручивали руки...

Я не верю некоторым показаниям вдовы Патрушева - В. Гаматиной. В той части, что выдают за достоверность ее показаний, я вижу домыслы и простое человеческое ошибочное мнение самой вдовы. То, что Патрушев ничего не знал о причинах гибели дятловцев, и так ничего и не сказал своей жене - она упоминает об этом сама, но мало кто обращает внимание на эти слова. Все внимание переключается совсем на другие моменты.

Та же ситуация с показаниями М.-П. Солтер. Человек стал рассказывать о дятловцах на склоне жизни, и по имеющейся видеозаписи ее показаний, можно все увидеть и заметить самим, в чем верить Солтер, а в чем на ее воспоминания о работе в морге наложились воспоминания о других случаях из ее практики. Ведь помимо Солтер, в больнице работали и другие люди, и никто никогда не рассказывал, что дятловцев было 11 человек, которых привезли в один и тот же день. Пока показания Солтер остаются в графе "сомнительные". Таких показаний в моей личной коллекции очень много. Некоторые из них озвучены, например, о ядерном взрыве в районе Отортена, о трясении горы Холат -Чахль. Но это не означает, что им надо верить безоговорочно.

В деле дятловцев вносится очень много дезоинформации, вольной и невольной. И надо много трудиться, умственно и духовно, чтобы отличать дезинформацию от достоверных фактов. Когда открывается доселе неизвестный нам факт, например, обнаружение ростовчан, то надо просто вычеркивать этот пункт из паутины подозрений - будто бы вместе с дятловцами погибла группа ростовчан. То же самое и с другими неизвестными, якобы найденными в ручье вместе с последней четверкой дятловцев, будто этот факт скрывается всеми поисковиками и следствием. Подозрительность и неверие словам поисковиков, присутствующих при вынимании из ручья погибших дятловцев - вот чем смущают души неофитов некоторые дятловеды. И если где-то около перевала и его окрестностей погибла еще какая-то группа, то нам пока это неизвестно, на самом ли деле такое было или это только наши предположения. А ростовчан я лично вычеркиваю из этого списка предполагаемых погибших. Но продолжать твердить, что ростовчане пропали и погибли, и все, что рассказал их руководитель Игорь Фоменко о том походе - это деза, я лично считаю дьявольской подозрительностью, развивающейся болезнью маниакальности. Заблуждаться в своих предположениях может каждый. Но упорствовать в заблуждении может только глупец.

Относительно "дел прокурорских"...

Георгий Лесных ответил кратко и просто на присланные ему вопросы, но его ответы один "специалист-профессионал" женского пола и широкого профиля, посчитал неверными, этот человек вообще усомнился в существовании следователя Георгия, внес в души доверяющим ему людям яд подозрительности и клеветы. Но вот что я увидела впоследствии: путем долгих косноязычных разговоров и заплетения извилин, в итоге этот специалист пришел к такому же выводу, что и Георгий, а именно "Дело, возбужденное военной прокуратурой, могло потом передаться по подследственности в простую прокуратуру и довольно официально. А могло, конечно, если имелись основания на это, идти и два параллельных расследования в разных ведомствах." Только Георгий был честен с самого начала: он свои предположения обозначил словом "могло". Как профессионал-практик, без выпендрежа перед аудиторией. Но невнимательные люди даже не заметили этой игры - манипуляции их сознанием "опером с двумя юридическими образованиями". Об прочих подозрениях, вынесенных в адрес Георгия, я все же надеюсь, что будут принесены извинения.

О тех, кто промолчал. Обычно мне нравится "тот, кто не стрелял". Но тут эта фраза не совсем точна. Стреляли несведущие, не ведали, что творили. Меня же очень удивило молчание тех людей, которые знали, что я общалась со следователем. Я им сообщила заранее, спрашивала, будут ли какие вопросы к следователю по поводу нашего дела. Несколько человек прислали свои вопросы, ответы на которые они получили. С некоторыми людьми я общалась в личке. Причем меня спрашивали: а что говорит твой следак по тому или иному поводу? Их вопросы и ответы Георгия я тоже поместила в этой работе.

Я видела, что эти люди заходили на форум и читали тему, где озвучилась клевета и измышления на Георгия и на мое имя. Почему они промолчали, я не знаю.

Но знаю, что все случающееся с нами, неслучайно, и если подойти к этому правильно, по-христиански, случается ради нашей духовной пользы.

Поздравляю всех с Рождеством Христовым! И желаю нам всем больше терпения, доверия и доброжелательности друг к другу.

Мы всегда будем сомневаться, так создан человек, но давайте сомневаться честно, без клеветы, в рамках благоразумия.

И нахрен эту маниакальную подозрительность.

42 453 4 К чему каждый из нас стремиться в жизни? На этот вопрос можно получить самые разные ответы: счастливой семье, головокружительной карьере, домику с видом на море и т.д. К чему-то такому, что сделает нас счастливыми, ведь так? А что мешает нам достичь этого состояния счастья? Одной из преград на пути к счастью является наша с вами мнительность, а проще говоря – постоянные тревожные опасения. Почему мы становимся мнительными, как повышенная мнительность влияет на нашу жизнь и как избавиться от этого чувства, делающего нас неуверенными?

Мнительный человек – это человек, постоянно находящийся в тревожных опасениях о том, что с ним обязательно случиться что-нибудь плохое. Негатив, негатив и еще раз негатив: всё вокруг плохо, я ничего не смогу, все вокруг предатели – именно такие негативные мысли постоянно крутятся в голове у мнительного человека. В итоге это доходит до полного абсурда, когда вскочивший на лбу прыщ начинает расцениваться как смертельная болезнь.

Изначально мнительность является неотъемлемой чертой характера, портящей жизнь своему обладателю. Такие люди склонны к обидчивости и постоянной тревоге, закомплексованы, не уверены в себе, а своим негативом сводят с ума не только себя, но и своих близких.

Если мнительный человекне борется со своим «недугом» самостоятельно или не желает, чтобы ему в этом помогли, то последствия могут быть самые серьезные. И вот тогда мнительность перерастает в настоящую болезнь: в «запущенных случаях» не только развивается паранойя и мания преследования, но и подрывается физическое здоровье.

Мнительность и тревожность: в чем различие?

Вы спросите: «Если я тревожусь о том, как у меня сложатся отношения с коллективом на новой работе или о том, как пройдет давно запланированная поездка, это тоже повышенная мнительность и мне пора обратиться к врачу?». Конечно, нет. Чувство тревоги характерно для каждого из нас, и, конечно, все мы можем тревожиться по тому или иному поводу. Но у всего есть свои пределы. Когда ваше временное волнение перерастает в постоянную тревогу по поводу и без, пора задуматься о своем состоянии.

Чувство постоянной тревоги и приводит к формированию у человека мнительности, то есть мнительность человека является следствием его постоянно тревожного состояния.

Постоянная мнительность: откуда она берется?

Основных причин повышенной мнительности всего две:

  • Пониженная самооценка , причем неважно, по какой причине она сформировалась.

Как часто говорят психологи: низкая самооценка и мнительность сочетаются так же как пониженный иммунитет и грипп. Если у вас плохой иммунитет, то во время стандартной эпидемии гриппа зимой вы обязательно заболеете. Так же и с мнительностью: если у вас , то мнительность будет одной из основных черт вашего характера.

  • Несклонность к анализу окружающей ситуации – если вы по какой-то причине не можете адекватно оценить окружающую вас обстановку, то чрезмерная мнительность по поводу и без станет вашей постоянной спутницей.

Что делать в этих случаях? В первом – работать над собой и повышать свою самооценку, следуя советам специалистов, во втором – на время стать занудой, то есть анализировать каждую ситуацию со всех возможных точек зрения, чтобы убедиться, что вам ничего не угрожает.

К группе риска относятся дети и подростки, одинокие пожилые люди, а также взрослые, у которых за плечами остался груз нерешенных юношеских проблем. Мнительность может проявиться еще в детстве и оставаться стабильным явлением на протяжении всей жизни человека, обостряясь в юношестве и в пожилом возрасте. Согласно наблюдениям, мнительными чаще бывают женщины, а не мужчины.

Последствия негативных мыслей и мнительности в нашей жизни

Как мнительность мешает нам жить ? Сначала плохие мысли на постоянной основе «прописываются» в нашей голове, потом они превращаются в негативные эмоции, преследующие нас во всех сферах жизни, в итоге – мы сами своими мыслями и поведением притягиваем к себе неприятности, неудачи и проблемы.

Особенно часто мнительность находит свое проявление в вопросах, связанных со здоровьем, карьерой и отношениями. Например, мнительность к болезням может перерасти в настоящую паранойю, когда мы будем постоянно искать у себя признаки серьезных заболеваний – и, главное, находить их и внушать самим себе, что неизлечимо больны.

Мнительность портит жизнь не только нам, но и окружающим людям. Согласитесь, что вам было бы тяжело общаться с человеком, который любой пустяк раздувает до проблем вселенского масштаба. Такой человек притягивает к себе неприятности, считает себя полным неудачником и никак не добавляет позитивного настроения ни себе, ни окружающим.

Часто мнительность связана как раз со здоровьем. Пример поиска у себя всех возможных смертельных заболеваний, который мы приводили – не шутка. Для многих такое поведения – образ жизни. В медицине людям с подобным поведением есть определение «ипохондрики».

Мнительный человек, как и ипохондрик, не имитирует свои страхи, он находится под воздействием самовнушения — он «заражается» своим страхом, как вирусом.

Постоянная мнительность постепенно затягивает в свои сети: вы весь окружающий мир воспринимаете только в негативном свете, вы не живете, а существуете под гнетом своих страхов. Кроме того, мнительность может перерасти к психосоматическим проблемам, в том числе:

  • Заболеваниям органов дыхания;
  • Постоянной раздраженности;
  • Подавленности;
  • Затяжной депрессии.

Мнительный человек заранее уверен в отрицательном результате, поэтому он не станет даже прилагать особых усилий для достижения целей в жизни. Зачем напрягаться, если все будет плохо?

В результате всего этого качество жизни человека ухудшается:

  • Мы лишаемся покоя, постоянно находимся в напряжении;
  • Можем совершать необдуманные поступки;
  • Уходим под власть навязчивых мыслей;
  • У нас сужается круг общения, так как одни люди отсеиваются как подозрительные, а другие сами пропадают, не желая стать таким же мнительным;
  • Ухудшается здоровье: появляются мигрень, гипертония, заболевания ЖКТ, нервные расстройства;
  • Из жизни пропадает позитив и положительные эмоции.

Избавиться от негативных мыслей и страха мнительный человек может самостоятельно. Очень важно, что свое «мнительное» состояние мы можем заметить сами. И вот тут не следует пускать ситуацию на самотек. Чем раньше вы начнете работать над собой, тем скорее в вашу жизнь вернется счастье!

Удалить мнительность из своей жизни можно самостоятельно, но для этого нужно:

  1. Осознать свое положение и понять, что у вас действительно есть проблемы с мнительностью;
  2. Быть готовым постоянно анализировать свою жизнь.

А теперь, если вы готовы, приступаем к конкретным мерам. Вот что нужно сделать обязательно:

  • Всегда ищите в себе положительные качества, ориентируйтесь на свои успехи, а не на ошибки, подчеркивайте свои наилучшие черты.
  • Настраивайте себя на позитив: для начала достаточно просто улыбнуться с утра себе в зеркале и сказать, какой вы хороший. Дальше больше – старайтесь отыскивать позитивные моменты в каждой мелочи.
  • Попробуйте посмеяться над собой: это довольно сложно сделать, но постараться все-таки можно.

Совет № 1 : запишите свои страхи на стикерах и приклейте их на стене в том месте, где вы их будете постоянно видеть. Вскоре вы привыкните к ним и поймете, что бояться таких вещей действительно смешно. По мере привыкания к этим стикерам вы будете меньше переживать, а, значит, и мнительность будет постепенно исчезать.

Совет № 2 : Изобразите свой страх на рисунке, а еще лучше – в виде комикса. Этот прием также поможет вам воспринимать свой страх шутя, а не тревожась.

  • Прогоните страх прочь. Прогнать нужно именно страх, а не мысли. Стараясь прогнать навязчивые негативные мысли , вы только усилите их воздействие на себя.

Совет № 3 : Психологи советуют сказать своему страху: «Иди сюда, что ты там опять придумал? Сейчас мы с тобой разберемся!»

  • Старайтесь мыслить рационально, думайте о приятном, а не о плохом.

Совет № 4 : Найдите себе хобби. Любимое занятие 100% позволяет отвлечься от негативных мыслей.

Как побороть мнительность за 17 шагов

Ниже представлена одна из техник, с помощью которой вы можете справиться с мнительностью самостоятельно. Она состоит из 17 последовательных шагов. Итак, в чем ее суть?

Действие шага

Дополнительные меры

1 Признайте существование проблемы Постарайтесь понять проблему. Проанализируйте свое поведение. Вы везде ищите скрытый смысл? Вам постоянно кажется, что все вас обманывают? Вы постоянно подозреваете близких в измене и не умеете прощать даже мелкие обиды? Вы ? Вы ощущаете неуверенность? Ответьте на вопросы и сравните их с мнением близких вам людей – поддерживают они вас или нет?
2 Осознайте природу мнительности Мнительность многие путают с депрессией, фобиями, побочным эффектом лекарств, паническими атаками, биполярным расстройствам. Если вы уже получаете помощь специалиста по одному из этих поводов, расскажите ему о проблеме с повышенной мнительностью. Вы не должны этого стесняться.
3 Поговорите со своим психиатром или психотерапевтом Без самостоятельной работы над собой вы от мнительности не избавитесь, но и помощь со стороны не будет лишней. Особенно это важно, когда мнительность уже переросла в стадию паранойи. Поймите, что люди готовы вам помочь, если вы им это разрешите.
4 Подумайте, почему вы не доверяете людям Записывайте свои ощущения. Делайте записи всегда, когда считаете, что вас обидели, унизили, предали – старайтесь найти причины. Так вы и успокоитесь, и поймете, чем вызваны ваши эмоции.
5 Попробуйте думать о людях по-другому Поймите, что в точно таких же условиях живут и другие люди. Ставьте себя на место другого человека, посмотрите на ситуацию его глазами. Лояльно относитесь к чужим ошибкам и не зацикливайтесь на обыденных ситуациях.
6 Не переносите в настоящее и будущее ошибки прошлого Не позволяйте прошлому влиять на вашу жизнь сейчас. Опыт, пусть и отрицательный, должен добавить вам мудрости при принятии решений в будущем, но никак не стать грузом, тянущим на дно. Будьте открыты к новым возможностям.
7 Перестаньте думать, что вам все хотят нанести вред Как бороться с мнительностью ? Научитесь доверять себе, а потом и окружающим людям. Одиночество усиливается, если вы отталкиваете людей из-за собственного недоверия – это замкнутый круг, который нужно разорвать.
8 Научитесь контролировать свой гнев Вы можете сердиться на кого-то, но не переносите свой гнев на всех подряд.
9 Выработайте привычку сохранять спокойствие и мыслить логично Старайтесь руководствоваться здравым смыслом, оценивайте ситуацию с точки зрения логики. Не выдвигайте необоснованных предположений и обвинений.
10 Приведите в норму свою жизнь Высыпайтесь, занимайтесь спортом, правильно питайтесь –это помогает избежать физического и морального истощения. Отличной помощью станет медитация.
11 Перестаньте винить во всем подряд других людей Часто проще переложить вину на кого-нибудь, чем досконально разобраться в ситуации – такого быть не должно. Научитесь скептически воспринимать все обвинения.
12 Составьте план действий и действуйте Если вы хотите победить проблему, то с ней надо бороться, то есть действовать! Составьте план – и вперед! Принимайте помощь окружающих, не лишайте себя дружбы, иначе снова окажетесь один на один со своей мнительностью.
13 Меняйте поведение и позволяйте себе расти Работайте над самооценкой, в помощь – книги и советы психологов.
14 Перестаньте быть наивным Вам никто и ничего не должен, поймите, что успех и уважение нужно заслужить.
15 Прислушивайтесь к своим чувствам, а не к мнению окружающих Научитесь составлять мнение о других на основе своих суждений, а не на мнении чужих людей.
16 Сохраняйте оптимистичный настрой Занимайтесь любимым делом, общайтесь с позитивными людьми, которые могут вас чему-либо научить. Старайтесь использовать открывающиеся перед вами возможности.
17 Разговаривайте о своих проблемах с другими Рассказывайте о своих проблемах, близкий человек поможет посмотреть на вашу проблему со стороны.

Боремся с мнительностью с помощью дневника

Еще одним способом того, как самостоятельно избавиться от мнительности , является ведение дневника. Специалисты называют этот способ – «путь зануды». Почему именно так? Потому что в дневник следует записывать абсолютно все до самых мелочей: ваши переживания, ощущения, то, как разрешилась ситуация, а также делать анализ своего поведения. Когда вы станете записывать, почему вы так себя вели, стоило ли это того, какие чувства вы испытывали, то поймете, что в большинстве случаев, вы зря переживали, и ваша мнительность была не оправдана.

Рассуждать в дневнике можно и на такие темы как: меня действительно хотели обидеть, или я все придумал ? важно ли это настолько, чтобы переживать ? и так далее. Рассуждая о ситуации, вы сами поймете, что переживать было не о чем, а ваша мнительность будет постепенно снижаться.

Ведение дневника позволяет замедлиться и не принимать быстрых негативных умозаключений. Так вы научитесь отслеживать шаги, которые очень часто в нашей голове делаются автоматически.

Тревожно-мнительный тип личности в психологии

Тревожно-мнительная личность – это отдельный тип личности, существующий в психологии. Боль, страх, тревога и депрессия независимо от причин своего появления составляют тревожный ряд, который высоко тревожные люди переживают несколько иначе, чем все остальные. Главной особенностью является то, что мнительные люди испытывают эти переживания постоянно на протяжении всей своей жизни. Тревога у них всегда беспредметна, но из-за мнительности человек сам ищет этот предмет тревоги. Причем, если предмет тревоги так и не будет найден, то просто тревога сменяется страхом.

Сам феномен тревоги имеет несколько форм:

  1. Тревожность как общее настроение , или свободно плавающая тревога;
  2. Ипохондрическая настроенность – когда чувство физического дискомфорта перерастает в подозрение о наличии заболевания, о котором мы не знаем;
  3. Тревожная ажитация – проявляется в виде неспособности человека промолчать (ему надо высказаться прямо здесь и сейчас) или усидеть на месте;
  4. Паническая атака – беспричинная тревога, сопровождающаяся напряженностью, боязливостью и двигательной скованностью;
  5. Раптус –когда человек не может быть ответственен за свои поступки, нуждается в надзоре и лечении.

Для тревожно-мнительного типа личности характерны:

Поведение тревожных людей можно отследить с детства . На каждой стадии взросления проявляются разные признаки такого типа личности:

  • В детстве они проявляют робость и боязливость: боятся темноты, сказочных героев, незнакомцев. Часто встречается страх потери родителей, избегание новых компаний.
  • В подростковом периоде такие люди концентрируются на своих недостатках, находят их все в больших количествах. Из-за мнительности и низкой самооценки у них запаздывает начало половой жизни. Все это в дальнейшем не способствует формированию устойчивых партнерских отношений в будущем при построении семьи.
  • В качестве профессии люди такого типа выбирают то, что сказали родители или идут учиться «за компанию» с кем-то из знакомых. В зрелом возрасте они постоянно тревожатся за близких, имеют склонность к гиперопеке над собственными детьми.

Что делать, если рядом с вами есть такой человек и вы хотите ему помочь ? Вот несколько советов, которые помогут вам с ним общаться, а ему понять, как перестать быть мнительным :

  • Зарекомендуйте себя как надежного человека – часто для этого достаточно не опаздывать, отвечать на звонки и письма, выполнять обещания;
  • Показывайте ему, что сложившаяся ситуация не так уж страшна – например, опаздываем на поезд, значит, предупредим родных о том, что задерживаемся, и поедем на следующем поезде;
  • Шутите, но мягко и доброжелательно – не раздражайтесь и никогда не издевайтесь над высоко тревожным человеком;
  • Предложите ему сходить к специалисту – возможно, даже вы захотите его поддержать на первом приеме.

Чего делать не стоит? В общении с человеком тревожно-мнительного типа не следует:

Даже если вы не мнительный человек, да и среди вашего окружения нет личностей тревожно мнительного типа, негативные мысли все равно есть у каждого из нас. И они тоже портят нам жизнь: портят настроение, вызывают чувство некоторого беспокойства, заставляют переживать. От негатива надо избавляться. Если мы хотим быть счастливыми, то нам нужен только позитивный настрой!

Как убрать негативные мысли из головы ? Вот несколько техник, которые в этом помогут:

  1. Отрезание : как только в вашей голове появляется негативная мысль – отрезаем ее и выкидываем, а на ее место ставим что-то другое. Не анализируем, не спорим с ней, а просто отрезаем раз и навсегда.
  2. Этикетка : негативную мысль согласно этой технике следует не отрезать, а отодвинуть от себя на некоторое расстояние и наблюдать за ней со стороны. Вы как бы определяете ее место, наклеивая ярлык, но не позволяете овладеть вами.
  3. Преувеличение : появившуюся негативную мысль нужно преувеличить до абсурда, сделать ее смешной.
  4. Противостояние : вы превращаете негативную мысль в противоположную ей позитивную. Думать одновременно и о плохом, и о хорошем нельзя, поэтому вы просто заменяете негатив на позитив и все – думаете только о хорошем.

Как уйти от негативных мыслей с помощью этих техник ? Специалисты советуют использовать их все по очереди, как боксёр применяет на ринге имеющиеся в его арсенале приемы: сначала проводим первую технику, если она не дала результат, то бьем по негативу второй техникой и так далее до победы в бою.

Причина негативных мыслей никогда не бывает в чем-то одном . Их может вызвать и какая-то неудача на работе, и неприятная новость, и плохая погода и что-нибудь еще, что для вас достаточно важно. Главное, вовремя избавиться от негатива, так как негативная энергия мысли все-таки имеет свойство материализовываться. Когда мы постоянно думаем о плохом, то сами притягиваем к себе проблемы.

Чтобы научиться контролировать негативные мысли, примите за правила своей жизни следующие советы:

  • Не позволяйте негативу распространяться в вашей жизни;
  • Не сплетничайте о других;
  • Придумайте свою собственную мантру, которую будете проговаривать каждый раз, когда к вам приходит негативная мысль;
  • Делайте каждый день дыхательные упражнения – это успокаивает и расслабляет;
  • Благодарите за что-нибудь каждый прожитый день;
  • Слушайте любимую музыку, гуляйте на природе, занимайтесь бегом;
  • Визуализируйте свои желания;
  • Старайтесь чаще улыбаться;
  • Стремитесь общаться с позитивными людьми;
  • Следите за своей речью – часто в ней сосредоточено очень много негатива;
  • Перестаньте придумывать негативные сценарии, мечтайте о чем-либо в положительном ключе;
  • Найдите себе любимое дело – хобби, увлечение, благотворительность;
  • Старайтесь всегда отвечать за свои действия, не взваливайте на свои плечи то, что не можете контролировать;
  • Не попадайте под влияние настроения другого человека и не позволяете сбивать себя с толку;
  • Воспринимайте прошлое как опыт, а не как груз, который тащится за вами в будущее;
  • Научитесь прощать и отвечать добром.

Если вы будете соблюдать эти советы, то легко научитесь избегать негативных мыслей, а значит, устраните из своей жизни негатив, тревоги и мнительность. Только позитивный человек может быть счастливым!

Полезные советы об избавлении от мнительности! Это стоит посмотреть и взять себе на заметку.

Будет прославлен в лике святых в ближайшее время, сообщает сайт «Святая гора». Недавно состоялась канонизация старца Порфирия Кавсокаливита; ожидается прославление и других афонских подвижников. Старец Паисий особенно любим в России - книги с его поучениями разошлись огромными тиражами. Предлагаем вашему вниманию беседу старца Паисия о подозрительности и борьбе с ней.

- Геронда, что поможет мне прогнать помыслы подозрительности?

А ты уверена, что все действительно обстоит так, как тебе это представляется? Раз ты обычно видишь во всем плохое, то после каждого своего помысла всегда ставь вопросительный знак. А кроме того, чтобы не согрешать в своих суждениях, включай в работу и добрый помысл о других. Если ты станешь ставить после своих помыслов не по одному, а по два вопросительных знака, будет еще лучше. А если по три, то совсем хорошо. Поступая так, ты будешь умиротворяться и получать пользу. И не только сама - ты окажешь пользу другим. В противном же случае, принимая помыслы «слева», ты приходишь в раздражение, волнуешься, расстраиваешься и наносишь себе духовный вред. Если будешь относиться ко всему, что происходит вокруг, с добрыми помыслами, то спустя немного времени увидишь, что дело в действительности обстояло так, как ты это увидела, включив в работу добрые помыслы. Расскажу тебе один случай, чтобы ты поняла, что может наделать «левый» [недобрый] помысл.

Как-то раз ко мне в каливу пришел один монах и сказал: «Старец Харалампий - колдун. Я сам видел, как он ворожил». - «Что же ты говоришь, глаза твои бесстыжие! - отчитал я его. - И не стыдно тебе такое нести!» - «Да! Да! - настаивал он. - Я сам видел, как однажды ночью при луне Старец мычал: „М-м-ме… М-м-ме…“ - и при этом лил в кусты какую-то жидкость из большой оплетенной бутыли!». Ну что ж, выбираю я свободный день и иду в каливу Старца Харалампия. «Ну, - спрашиваю, - отче Харалампие, как твои дела? Как житье-бытье? Чем занимаешься? Тут один увидел, как ты что-то лил в кусты из большой бутыли, да еще и мычал: „М-м-ме!“». - «Там в зарослях, - показал мне Старец, - растут несколько лилий, вот я и поливал их. Напевая „Рáдуйся, Невéсто Неневéстная!“, я выливал немного водички на один цветок, потом опять пел: „Рáдуйся, Невéсто Неневéстная!“ - и выливал немного воды на другой… Потом наполнял бутыль, возвращался к цветам и снова их поливал…» Видишь как! А другой увидел все это и принял Старца за колдуна!..

Какие же добрые помыслы имеют некоторые мирские люди! А другие - несчастные - так страдают от вещей, которые не просто не существуют в природе, но которые и сам диавол не смог бы выдумать! Однажды, когда после страшной засухи пошел дождь, я почувствовал такую благодарность Богу, что, сидя в каливе, без остановки восклицал: «Боже мой, благодарю Тебя миллионы, миллиарды раз!» Я не знал, что в это время под окном стоял один мирской человек и слушал. Потом, встретившись со мной, он признался: «Отец, а ведь я соблазнился. Я услышал про все эти «миллионы», про все эти «миллиарды» и подумал: «Вот оно как! Каков фруктик этот отец Паисий!» И что ему было объяснять? Я имел в виду [многие] благодарения Богу за дождь, а этот человек подумал, что я считаю деньги. А окажись на его месте кто-то другой, так мог бы еще и прийти ночью, чтобы меня ограбить! Мне досталось бы по первое число, а он в конечном итоге так ничего бы и не нашел.

А в другой раз ко мне пришел отец больного ребенка. Я провел его в церковку моей каливы, выслушал его горе и, желая ему помочь, сказал: «Для того чтобы твой ребенок стал здоров, ты и сам должен что-то сделать. Но что? Поклонов ты не кладешь, постов не соблюдаешь, денег, чтобы творить , у тебя тоже нет… Обратись-ка ты к Богу вот как: «Боже мой, у меня нет ничего достойного, чтобы принести жертву ради здоровья моего ребенка, но я постараюсь, по крайней мере, бросить курить». Эти слова тронули несчастного отца, и он пообещал, что последует моему совету. Пока я, выпуская его из каливы, возился с замком, он, вынув из кармана зажигалку и сигареты, положил их под иконой Спасителя в храме. Я этого не заметил. Следующим посетителем оказался некий юноша, которому надо было что-то мне сказать. После беседы, не успев даже выйти из каливы, он достал сигарету и закурил. «Здесь, парень, курить нельзя, - сказал ему я. - Отойди подальше в сторону». - «А тебе в церкви курить можно?» - спросил он в ответ. Увидев в церкви пачку сигарет и зажигалку, этот малый «смастерил» помысл, будто я курю! И не стал я его разубеждать, дал ему уйти со своим помыслом. Ну ладно, даже если бы я и в самом деле , то неужели я делал бы это в храме? Видите, что такое помысл?

- Геронда, а какой ущерб могут причинить душе подозрительность, недоверчивость и мнительность?

Какого рода подозрительность, такого рода и ущерб. А недоверчивость и мнительность приносят [духовную] болезненность, худосочие.

- Чем же исцелить эту немощь?

Добрыми помыслами.

Геронда, а если человек однажды увидит, что в чем-то промахнулся, то есть, что его подозрения не подтвердились, то разве это не поможет ему осознать свою ошибку?

- Геронда, а как быть, если помысл подозрения о ком-то подтвердится на деле?

Если такой помысл однажды и окажется верным, то неужели это значит, что подобные помыслы будут оказываться верными постоянно? А кроме того, откуда ты знаешь: может быть, Бог попустил такому помыслу оправдаться на деле ради того, чтобы человек, которого ты подозревал, сдал экзамен на смирение?

Конечно, и нам самим необходимо быть внимательными. Мы не должны давать людям повод приходить к ошибочным заключениям. Например, если у человека возник о тебе «левый» [недобрый] помысл, то причиной этого может быть как его собственная недоброжелательность, так и то, что ты сам дал ему повод плохо о тебе думать. Но если человек думает о тебе плохо, несмотря на то что ты ведешь себя со вниманием, то прославь Бога и помолись о нем.

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. «Слова». Том II I. «Духовная борьба». Издательский дом «Святая Гора», М., 2008

О.Серафим: В наше время, по причине всеобщего духа самости и гордыни, в людях очень сильно возросло самомнение. По этой причине, мой тебе совет, борись с самомнением и мнительностью, ибо ты очень часто приписываешь человеку то, чего у него нет в голове, и о чем он даже и не думает. Причина этому – самомнение, мнительность. Но ты как раз с этими главными страстями и не борешься, и по этой причине подпадаешь под чары бесовские, и начинаешь видеть то, чего в реальности нет; и потом с этим, нарисовавшимся в твоем уме, начинаешь воевать. Если ты не будешь бороться с этим, то все познания, которые ты будешь приобретать, будут употребляться тобою на то, чтобы двигаться в обратную сторону.

Мне приходилось и приходится наблюдать очень многих людей, которые приобретали обширные познания, или которые проходили путь борьбы со страстями, но так как они не освободились от самомнения и мнительности, то в дальнейшем впали в духовную прелесть. Они пришли к этому потому, что бес через самомнение накручивал им в уме то, чего в реальности нет, а они же с этим не боролись; и таким образом, они попали под чары бесовские. Доказать человеку что-то, когда он в таком состоянии, – невозможно. Я обычно, видя такое, и не навязываюсь со своими наставлениями или доказательствами, а устраняюсь и просто молюсь, ибо знаю, что это все бесполезно.

Я видел с самого начала это же самомнение, мнительность и властолюбие в тебе, но надеялся и надеюсь на то, что ты когда-то начнешь от них избавляться. Ибо от этого у тебя очень многие беды, в твоей личной жизни, страдания и несчастья. Если ты избавишься от этого, то тебе станет намного легче, процентов на 80-90, и жизнь станет счастливее. Вот и сейчас, они в очередной раз ввели тебя в страстное состояние, и ты от этого потеряла покой в духе, и начались внутренние муки и страдания. В этом страстном состоянии: духовное видение искажается, и человек смотрит уже через призму этого духа. Мне часто приходилось наблюдать, как у тебя в уме рисуется враг, вот с такими-то неправильностями, и ты с ним начинаешь воевать. Это и есть бесовские чары и обольщение, которые находят на человека по причине одержимости самомнением и мнительностью, которые в конечном итоге могут привести человека к духовной прелести.

Наше время такое, что бесы наводят на людей свои чары, и именно через самомнение и мнительность. И когда человек подпадает под это, то доказать ему невозможно то, на чем он зацикливается. И если человек будет оставаться одержимым этим самомнением и мнительностью, то, рано или поздно, бесы его на чем-либо поймают, что и происходит со всеми. Это и есть бесовское обольщение, в конце времен, под которое подпадают все люди, не искореняющие в себе самомнение и мнительность – этот корень греха. На этом основании и будут совершаться антихристовы чудеса, и люди будут видеть то, чего на самом деле в реальности нет.

“Многочисленные произведет он (антихрист) знамения, но ложно, а не действительно. И в присутствии многолюдной толпы, которая будет восхвалять его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: все народы, познайте мою силу и власть! В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но все это обманом и мечтательно, а не действительно; впрочем, прельстит мир, обманет взоры всех, многие поверят и прославят его, как крепкого Бога” (преп.Ефрем Сирин, т.2, «Слово на пришествие Господне…»). Причина этого обмана и самообольщения – самомнение и мнительность, одержимость духом самости и гордыни.

Для того чтобы произносить правильный суд, надо избавляться от самомнения и мнительности. О чем я выше написал. Для того чтобы избавиться от самомнения, то самое первое правило состоит в том, что надо научиться не верить своему видению и ощущению, а подвергать их сомнению. Ибо к нашему видению и ощущению примешана самость, которая искажает наше видение. И доколе человек не избавится от этого духа самости, в видении и ощущении, дотоле он не может произносить правильный суд. Хочешь, не хочешь, но от неправильного суда не избавишься дотоле, доколе не встанешь на путь избавления от самомнения и мнительности.
Человеку естественна способность суждения, и он все время проявляет ее, совершая тот или иной суд, в отношении чего-либо. Богом запрещен не сам по себе суд, который есть проявление способности суждения, а запрещен только лишь суд неправедный: “судите судом праведным”
(Иоан.7:24). Об этом

Разница состоит в том, что видение и ощущение естественно человеку, но к ним примешана самость, первородный грех. Когда человек видит и ощущает с примесью этого духа самости, то это видение искаженное. Когда же человек, в личной жизни, через борьбу с этим духом самости, освобождается от него, тогда видение и ощущение у него становятся свободными от примеси этого духа. И тогда он может видеть правильно и делать верные выводы, т.е. произносить правильный суд.

Духовное видение объяснить словами невозможно. Это не видение каких-то видений или явлений. Это похоже в какой-то степени на ощущение, но не совсем так. Если понаблюдает за собой человек, то проявления этого сможет увидеть, в каких-то случаях. Но одно дело – это видение соединенное с духом самости; а другое дело – когда это видение свободно от него, тогда оно свободно от самомнения и мнительности. Отсюда и разница в видении. Собственно говоря, решение всех возникающих проблем и вопросов зависит от этого. И все споры вокруг этого и вращаются. В этом выражается природа человеческая, и уйти от этого невозможно. Весь вопрос только в направленности, в окраске, в этих проявлениях природы.

Логически это так, как я тебе сказал, а на деле это знает и ощущает только тот, кто это опытно проходил. И кому-либо “на пальцах” объяснить это – практически невозможно.

Я очень часто наблюдал и наблюдаю: приходившим людям, не имеющим никакого понятия о внутренней жизни, даешь наставления, вводишь их во внутреннее делание, на уровне умовом, рассудочном объясняешь им понятия о внутренней жизни, они всё это познают. А потом, по причине того, что в личной жизни они не искореняют из себя самомнения и мнительности, духа самоуверенности, то начинают всеми этими познаниями и борьбой со страстями действовать, по отношению к ближним, исходя из самомнения и мнительности, ища самоутверждения, по настрою своего духа. При этом, они этого не видят. И, таким образом, заходят в состояние духовной прелести.

Ты спрашиваешь: “Как же увидеть это самомнение и мнительность в себе? Если это как душевнобольной, – для всех окружающих он больной, а сам он этого не видит? И правильно ли внутреннее побуждение во всём сомневаться, испрашивая у Господа, так ли я поступаю, даже в мелочах, согласно ли это с волей Божией? Или это тоже мнительность?”

Это приходит только с опытом, при правильно-проходимом внутреннем делании. То есть, когда это делание, по настрою духа, не будет основываться на духе самости. Ошибки и падения здесь неизбежны, но все зависит от благоразумия и осторожности. Это все из опыта, и правильных выводов из своих ошибок и падений.

Мнительность – это самомнение цепляющееся за какие-либо вопросы от которых оно не может оторваться, по причине своей одержимости, зацикленности, так как через эту зацикленность, на чем-либо, ищется дух самоутверждения.
Самомнение – это мнение, которое не в согласии с волей Божией, в зависимости от ситуации и обстоятельств. То есть, в каждом конкретном случае необходимо учиться различать волю Божию и действовать в соответствии с Ней, – это и будет исполнение заповедей Божиих. Для вспомоществования они нам даются в письменном виде, т.е. это воля Божия выраженная, в общем, внешне. Но применение их к частностям, зависит от нашего духовного видения воли Божией, в той или иной ситуации, жизненных обстоятельствах.

Мнительность начинается с самомнения, которое ищет дух самоутверждения через посредство зацикления на чем-либо. А самомнение – это мнение, которое не в согласии с волей Бога, в конкретный момент времени.
Точно так же мнительность может проявляться и через сомнение. Сомнение естественно человеку по природе. Но когда человек проявляет его не к месту, не к времени или без меры, тогда оно переходит в грех. Это случается тогда, когда через сомнение ищется дух самоутверждения. – Когда происходит зацикление на чем-либо через сомнение, которое проявляется не к месту, не к времени, без меры, тогда и получается мнительность. А когда это переходит в привычку, тогда образуется страсть мнительности. Когда это случается иногда, то это не так страшно. Но когда это становится системой, привычкой, тогда это уже мучительная страсть мнительности, погибельная для души.

Первое с чего я начинал учить, когда мы еще жили общиной, то это то, чтобы научиться не совершать суда основанного на самомнении. Для этого я всегда повторял два правила, когда о чем-то или о ком-то пытается судить человек.

Надо задать себе вопросы:
1).”А надо ли это мне лично, для моего спасения, – судить вот об этом деле или об этом человеке”. И если не надо, то все помыслы на данную тему отсекать.

2). “А знаю ли я все обстоятельства и нюансы данного дела, чтобы произносить правильный суд. Может я чего-то не знаю, каких-либо обстоятельств, а потому могу совершить суд неправильный”.

Поэтому, если есть в этом нужда, то надо оставить это как предположение, а не как убеждение. Предположение говорит: “это вот так-то, но впрочем может быть я ошибаюсь, не зная каких-либо обстоятельств данного случая или дела”. Предположение, – это не окончательное решение, – это решение растворенное сомнением.

Те, которые находили своим судам и убеждениям самооправдания, или если их обличали, и они свой неправильный суд постоянно оправдывали тем, что я не знал, мол, обстоятельств, поэтому и неправильно рассудил. То они продолжали воспитывать в себе и возгревать самомнение, дух самости и гордыни, и таким образом заходить в состояние духовной прелести. Хотя иногда и приходили в раскаяние, но потом, по навыку, по привычке, опять впадали в то же. В конечном итоге, это все повылазило. Ибо ничто не проходит бесследно.

Те же, которые научились отсекать свое самомнение, по этим двум пунктам, обрели некое спокойствие в помыслах и душе. И таким образом избавились в личной жизни от многих проблем.

Все разбирательства между расколами в синодах не могут разрешиться именно по этим причинам, а так же по причине того, что привязанны к обрядам, буквам канонов и правил и организациям. И на этом самоутверждаются и полагают свое спасение. Христианство, православие – не ощущается как дух: «Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Дух есть слава христиан (см.Ин.7:39). Где нет Духа, там нет православия» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, “Поучение в неделю Торжества Православия”). На сегодняшний момент времени, христианство, православие – потеряли, как дух. В этом и вся проблема.

При таком положении вещей, нормализации церковной жизни не будет никогда, никакой; а будет, дальше, еще большее расшатывание всего. Бог попускает это, чтобы выбить стоящий в основании дух самоутверждения, стабильности, основанной на духе самости. – Чтобы привести всех в состояние нестабильности, в ощущение своей немощи, беспомощности. Это попускается потому, что у современного человека, именно, отсутствует ощущение немощи, а вместо него присутствует, в ощущении, дух самоутверждения. А заменить христианство, – которое есть дух, – обрядами, канонами и правильными догматическими формулировками – не получится.

Преп.Исаак Сирин сказал: “Кто не знает своей немощи, тому недостает смирения” (сл.61), т.е. в нем неизбежно будет самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни. И этим духом будет растворена вся его деятельность, в том числе и подвижничество. Такая деятельность и такое подвижничество, вычитывание молитв и служб, без опытного познания своей немощи, еще более возгревает в человеке самомнение и дух самости, и соединяет его, по настрою духа, не с Богом, а с демонами; приводит к вечной погибели. Вот она причина нестабильности в современном обществе и церковных организациях: самомнение, дух самости и гордыни.

Ты спрашиваешь: Как объяснить явление фанатизма, с которым приходится сталкиваться, в наше время, в современной жизни?

Иногда приходится слышать, что мученники, которые шли на смерть за Христа, – это фанатики. Но в другие моменты, к примеру, во время войны, когда требуется народный патриотизм, чтобы кто-то умирал за родину, за какие-то идеи, за светлое будущее, то это, говорят, – не фанатизм, это – нормально, это – героизм. А если за Отечество Небесное, за Христа, то это, мол, фанатизм.

Но здесь необходимо определиться с терминами и значением данного понятия.

Мученики, на самом деле, не были фанатиками, ибо они поимели силу ревности, свободную от духа самости. То есть, они проявили силу ревности и задействовали ее в согласии с волей Божией: к месту, ко времени и в меру.

Фанатизм – это сила ревности, проявляемая не к месту, не ко времени, не имеющая меры, не в должном настрое духа. Фанатизм может сопровождаться кровяным разгорячением, а может быть и хладнокровным.

Сама по себе, сила ревности не есть грех, ибо она свойственна человеческому естеству, – это сила души, ее энергия. Да и разве может человек хотя бы один день прожить без задействования силы ревности? Чтобы решиться на какое-нибудь дело, необходимо поиметь силу ревности – эту энергию души, которая передается и телу. Она приобретает окраску в зависимости от того, с какой целью, с каким намерением человек употребляет ее.

Сила ревности – это свойство нашего естества, заложенное Богом, при сотворении человека. При помощи ее можно искоренять страсти, греховные навыки, привычки; или наоборот, – искать удовлетворения их.

Когда человек молится перед иконами, кладёт поклоны, то он тоже задействует силу ревности, кровяное разгорячение. Но это не грех. Грех будет тогда, когда человек начнёт искать услаждения в этом, или когда через это станет возгревать в себе самомнение, душевное и телесное сладострастие, дух самости и гордыни.

Если человек задействует силу ревности в смиренном и сокрушенном настрое духа, старается ничего себе этого не вменять, не поставляет целью искание душевного сладострастия, – то тогда его сила ревности будет правильно направляться и действовать, т.е. не страстно: проще говоря, будет иметь своё время, место и меру.

Когда люди не к месту, не ко времени употребляют силу ревности, совершают какие-то поступки, приносящие вред; не имея при этом благоразумия, духовной рассудительности, – то вот и получаются фанатики.

Благоразумие, духовное рассуждение и отсекают действие силы ревности, когда она действует не по разуму, т.е. когда она омрачает рассудок и ум.

И это не только в области религии, ибо то же самое и в политике, и в быту, и просто в общении между людьми. Сила ревности безумная и бестолковая, омрачившая сознание и ум, может привести к каким-либо абсолютно фанатичным действиям.

Можно быть фанатиком крайне правым, отсюда явление крайнего нацизма и фашизма. Но можно точно так же быть и фанатичным либералистом. А можно так же, фанатично начать преследовать фанатиков, стараясь уничтожить фанатизм. То есть, можно быть фанатиком, как крайне правым, так и крайне левым.

В основании фанатизма стоит одержимость самомнением. Фанатизм – это мнение не свободное от духа самости, приносящее дух самоутверждения. То есть, человек в своем произволении хранит сочувствие к самости в мнении, к духу самости и гордыни. А на чем зациклить это самомнение – это не имеет значение. Можно на чем угодно, хотя бы на том же либерализме.

Главная причина фанатизма – это одержимость самомнением. Если человек избавится от самомнения, то никакой фанатизм не пристанет к нему. Самомнение, так же, – есть начало шизофрении. Шизофрения – это и есть одержимость самомнением. В зависимости от степени этой одержимости бывает и разная степень шизофрении. Причина того, что в современном обществе, «сплошь и рядом», люди больные шизофренией – это и есть одержимость самомнением, а в настрое духа – дух само-утверждения, одержимость духом самости. Избавиться от фанатизма можно только через борьбу с самомнением, с духом самости и гордыни. Другого пути избавления и излечения от него – нет. То же самое относится и к окончательному избавлению и излечению от шизофрении.

Помоги тебе Господи, на твоем пути к спасению, в борьбе с самомнением и духом самости.

Мнительность можно охарактеризовать как недоверие человека ко всему миру и даже самому себе. Мнительным называют того, кто все перепроверяет, избегает ситуаций выбора, ожидает провала, прорабатывает множество исходов событий, постоянно боится и тревожится.

«А вдруг?», «Как бы чего не случилось», «Давай в другой раз» (которого не будет), «Ты уверен?» и множество подобных фраз присутствует в речи мнительного человека ежедневно. Но существует ли мнительность как самостоятельный феномен или это комплекс психологических проблем? А если отдельная проблема, то какой она носит характер: норма, патология, заболевание, черта характера, врожденная особенность? Предлагаю вместе разобраться.

Как я выяснила, найти определение мнительности можно не в каждом психологическом словаре, несмотря на то, что как симптом расстройств или компонент неврозов этот термин фигурирует часто. Но мне удалось найти и самостоятельное определение.

Мнительность – «это подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия близких для него людей» (словарь психологического консультирования, авторы – преподаватели и студенты ПГУ им. М. В. Ломоносова).

От определения проще не стало, сразу возникло множество синонимов:

  • ипохондрия,
  • тревога,
  • фобии,
  • страхи,
  • неуверенность,
  • недоверчивость.

Пожалуй, на интуитивном уровне даже далекий от профессиональной психологии человек осознает, что мнительность балансирует на стыке ряда психологических проблем. Скажу вам: более того, она еще и на стыке наук находится (философия, психиатрия, психология, социология, конфликтология). Вот и выходит, что бороться нужно сразу с несколькими микропроблемами.

Мнительность в психиатрии

Под мнительностью понимается черта личности, врожденное свойство характера. И трактуется как «склонность к тревожным опасениям по различным поводам, значение которых часто переоценивается» (В. М. Блейхер, И. В. Крук). То есть это элемент, от которого нельзя избавиться, но можно контролировать его проявления и влияние на жизнь человека.

В классификации характеров С. А. Суханова значится тревожно-мнительный тип. От того и исходит эта концепция. Если ваша мнительность имеет врожденный характер, то рекомендую обратиться к психотерапевту.

Причины мнительности

«Мнить» в переводе с церковного значит «думать». То есть все беды мнительного человека от того, что он думает (за всех и обо всем, даже о том, чего быть не может). Из чего могут вытекать такие думы (нет, это не обязательно случай «горя от ума»)?

  1. Комплекс неполноценности (непринятие себя).
  2. Низкая самооценка.
  3. Неуверенность в себе.
  4. Невроз, психическое расстройство.
  5. Пережитая травма, болезнь (психологическая, физическая).
  6. Неопределенность в жизни (потеря смысла).
  7. Старые обиды.
  8. Высокая подверженность внушению и самовнушению.
  9. Впечатлительность, или на языке мнительных людей «я все принимаю близко к сердцу».
  10. Кризис (возрастной, духовный, личностный).

Все проблемы родом из детства

Мнительность – не исключение из правила. Разрушающий стиль родительского воспитания способен сформировать у ребенка мнительность как элемент личности. Что это за «вредные инструменты» в руках родителей?

  • Завышенные требования, которые в дальнейшем могут трансформироваться в самотребования.
  • Преобладание наказания над поощрением.
  • Акцентирование внимания на неудачах и недостатках ребенка.
  • Выставление ребенка виновным в любой ситуации («мы развелись из-за тебя», «из-за тебя я бросила учебу»).
  • Оскорбления, унижения, навешивание ярлыков, постановка диагнозов («ну, и дурака воспитала!»).

Мнительность как самозащита

Не всем удается достойно выйти из стрессовых ситуаций или жизненных потрясений и научиться жить с негативным опытом. Предшественниками мнительности являются:

  • предательства;
  • обманы;
  • сплетни;
  • смерть или уход близкого человека.

Чтобы снова не смогли использовать и предать, индивид становится никем. Он ничего не стоит, не значит и не представляет собой, а значит, ему ничего не угрожает. Правда, как и счастливая жизнь.

Чем опасна мнительность, и почему с ней нужно бороться

Мнительность загоняет человека в угол, лишает социальных контактов, семьи, работы. Под удар в первую очередь попадает , а что остается в жизни без него? Ничего. Мнительность делает человека:

  • робким,
  • агрессивным,
  • пассивным,
  • тревожным,
  • неинтересным.

Она связывает по рукам и ногам, превращает жизнь в существование.

  • Избавляйтесь от вредных привычек. Об этом – в статье . К слову, сама мнительность – чем вам не привычка? К избавлению от нее можно подойти с теми же рекомендациями.
  • Не бойтесь возможностей и собственного мнения. Научитесь оценивать ситуацию своим здравым умом, а не чьими-то глазами или ощущениями.
  • – ваша слабость. Найдите для себя хобби, отдушину, безопасное место, наполняющее вас жизненной силой.
  • Выходите из своей . День за днем, шаг за шагом. Избавление от страхов требует сознательного прохождения страхов, налаживание контактов с людьми – активного общения. По-другому преодолеть мнительность не получится. Нужно только действовать.

В современном мире у каждого человека имеется своя гора проблем. Поверьте, незнакомым людям просто некогда следить за тем, как вы выглядите, что делаете, как это делаете. Перестаньте думать, что все только и делают, что ждут вашего провала. Нет, эти люди заняты своими жизнями.

Прощаем и доверяем

Если причина мнительности кроется в детстве или предательстве во взрослой жизни, то выход у вас один – простить. Простить и научиться доверять.

  • Вы уже давно не ребенок и можете посмотреть на все другими глазами. Были ли вы виноваты в том, что повесили на вас родители? Были ли вы виноваты в чьей-то смерти? Вы ли виноваты, что от вас ушел друг, любовь? Нет.
  • Но вы виноваты в том, что переложили на эти факторы ответственность за свой неуспех. Важно осознать, что вы сами строите жизнь. Подробнее об этом в предыдущем пункте.

Что касается доверия, то важно не переусердствовать и не стать наивным. Вам никто и ничего не должен. Вы сами всего добьетесь.

Развить адекватное отношение к людям поможет письменный разбор каждой ситуации. Поверьте, когда материал структурирован вами же в письменной форме, мысли складываются совсем по-другому. Опишите:

  • суть вопроса;
  • свои эмоции;
  • свое видение ситуации;
  • реальные слова и действия оппонента.

Подумайте: верно ли вы восприняли ситуацию, не зря ли вы обиделись, обозлились. Может быть, у человека были свои проблемы и он не мог помочь именно в эту минуту, но с удовольствием сделает это завтра?

Общаемся

Поддержка важна в любом вопросе. Разрывайте порочный круг , одиночества и мнительности – начинайте общаться. Контактируйте с теми, кто может поспособствовать вашему развитию, научить чему-то полезному.

Убиваем страхи и тревоги

Визуализируйте свой страх, а лучше составьте из него (них) комиксы. Нарисуйте страх и себя в образе врага и рыцаря. Или нарисуйте только страх и добавьте ему комичности (забавная шляпа нелепый инструмент в руках).

Ведите дневник тревог. Каждый день фиксируйте все, что вас за день напугало. Это поможет вам увидеть масштаб проблемы, а во-вторых, позволит оценить, сколько из придуманного вами действительно сбылось. Заглядывайте в конце каждой недели в свой список тревог и страхов. Не удивлюсь, если не сбудется ничего из написанного. Ведите такой дневник до тех пор, пока сами не осознаете бессмысленность переживаний о будущем.

Испытывать периодически чувство тревоги нормально, но нельзя позволять этому состоянию овладевать вашей жизнью. Подробнее о тревожности и способах борьбы с ней читайте в статье . О страхах и избавлении от них в статье .

Находим цель и смысл жизни

Находитесь в постоянном движении. Найдите цель и смысл жизни. Они должны быть настолько сильными, чтобы у вас не осталось времени и желания обращать внимание на мнимые трудности. Подробнее об этом читайте в статье и .

Верим в себя

Не бойтесь ошибиться. Отрицательный опыт – тоже опыт. Он дает нам знания. Подробнее о способах восстановления веры в собственные силы можно прочитать в статье . Несмотря на обращение к женщинам, для мужчин в ней тоже найдется информация.

Постарайтесь рационализировать любую ситуацию. Вам нужно понять, что страх и неуверенность рождаются извне и совершенно не соответствуют обстоятельствам. Успокойте себя с помощью саморегуляции и здраво взвесьте причину ситуации, суть. Подумайте, существуют ли реальные угрозы.

Избавляемся от чрезмерной эмоциональности

Чрезмерная эмпатия тесно связана с низкой самооценкой, неуверенностью и чувством вины. Проживая жизнь за всех, в том числе целую страну, вы стараетесь компенсировать неуверенность, добиться значимости, причастности, загладить вину. Возможно, вы сами этого не осознаете, но роль жертвы и страдальца занимают люди, нуждающиеся в любви, внимании, принятии. Для решения проблемы нужно принять себя и избавиться от одиночества. Тогда и избавление от болезненных эмоций произойдет само собой.

  • Осознайте, что есть факторы, на которые вы при всем желании не можете повлиять. Например, вы не можете остановить дождь. Но неужели нужно из-за этого переживать? Нужно надеть удобную обувь, взять зонт и идти покорять вершины.
  • Откажитесь от просмотра телевизора, в частности новостей. Замечали ли вы, что негатива показывают гораздо больше? Зачем? Чтобы держать население в страхе. Это выгодно государству, экономике, потребительству. Освободите свой разум, сами выбирайте то, что хотите знать (новости из интернета).
  • Создайте свой мир и охраняйте его, концентрируйтесь на себе и ближайшем окружении.

Любим себя и повышаем самооценку

Прекратите говорить о себе в негативном ключе даже в шутку. Но научитесь смеяться над своими страхами.

  • Начните использовать свою внушаемость себе во благо. Вам наверняка известен трюк с «принудительной улыбкой». Ежедневно осознанно наносите эту маску (лучше перед зеркалом).
  • – второй способ помощи. Человеку свойственно вести себя так, как о нем говорят. Чем хуже вы о себе говорите, тем больше соответствуете образу неудачника. Попробуйте наоборот говорить «я сильный», «я справлюсь». Зафиксируйте на листе свои достоинства. И не говорите, что их нет. Вот прямо сейчас напишите 10 положительных качеств (профессиональных, деловых, личностных – не важно). Если сами сформулировать не можете, то спросите у знакомых (вот вам, кстати, первый вызов по налаживанию контактов и доверия). Если вы не всегда были мнительны, то запишите себя прежнего и успехи из прошлой жизни. Теперь внимательно посмотрите на список. Да, это вы. И почему вы этого достойного человека загнали в капкан мнительности, которая сродни изоляции? Почему вы запрещаете себе быть счастливым? За что вы себя наказываете?

Учимся противостоять манипуляциям

Явная проблема мнительных людей – внушаемость. Научитесь распознавать и противостоять им. Такое умение – новый этап в развитии личности. Освоив это искусство, вы сами увидите, сколько сомнительной информации кружится вокруг вас. А потом и удивитесь, как вы могли не замечать этот мусор и добровольно принимать его. Реклама – площадка для оттачивания мастерства по выявлению и противостоянию манипуляциям.

Таким образом, нужно признать проблему мнительности, определить ее конкретные компоненты и причины. Решить, от чего именно вам нужно избавиться:

  • ревность;
  • страхи;
  • тревоги;
  • эмоции;
  • чрезмерная доверчивость;
  • вредные привычки и так далее.

Аутотренинг для избавления от мнительности

Проводить эту тренировку по самовнушению лучше перед сном в момент измененного сознания. Займите удобное положение, вдохните и выдохните 10 раз, закройте глаза, произнесите следующий текст (вдумывайтесь в каждое слово, проживайте его, представляйте, чувствуйте).

«Мне нравится иметь ясный ум, который может сосредоточиться на решениях. Я принимаю эту ситуацию такой, какая она есть. Испытания открывают двери возможностям. Я – могущественный создатель своего жизненного опыта. Я чувствую себя спокойным, расслабленным, любящим. Я могу выбирать позитивные мысли, дающие силы. Я могу справиться со всем, что встает у меня на пути. Я могу все преодолеть. Я могу со всем справиться. Ощущение хорошего самочувствия усиливается с каждым глубоким вдохом. С каждым днем я становлюсь все более умиротворенным. Любая неудача временна и относительна, любая трудность решаема. Я намереваюсь быть спокойным и счастливым. Когда я спокоен, решения сами приходят ко мне. Теперь я чувствую себя спокойно. Мне нравится ощущение того, что я расслабился и мне хорошо. Я могу выбрать то, о чем хочу думать. Я делаю все, что от меня зависит. Я отвечаю за свои мысли и свою жизнь. Мои испытания помогают мне расти. Сегодня мои возможности безграничны. Я силен, я находчив, я успешен и умен. Каждый момент дает мне выбор. Я выбираю позитивное мышление и активные действия. У меня предостаточно умений, навыков и возможностей» (автор не известен).

Вы можете сократить этот монолог или изменить, составить свой. Но важно повторять его ежедневно и верить в то, что вы говорите. Ваша внушаемость в этом случае пойдет только на пользу.

Если мнительны не вы, а ваш друг: как помочь?

Без желания самого человека оказать помощь ему будет не просто. Но кое-что можно сделать:

  1. Заслужите доверие. Для этого нужно всегда отвечать на звонки, реагировать на поведение мнительной личности, вербализировать его состояние («я вижу, тебя угнетает эта ситуация»), вовремя приходить на встречи и так далее.
  2. Личным примером показывайте решаемость и несерьезность любых проблем. Всегда можно управлять ситуацией. Например, если вы задерживаетесь – позвонить и предупредить человека, извиниться.
  3. Снисходительно и с юмором относитесь к мнительности друга. Не стоит злобно звать его параноиком, паникером или «трясогузкой». Слова типа «уникальный», «ранимый», «чувственный», «ответственный» подойдут больше. Будьте терпимы, ему нужно внимание и понимание.
  4. Не заразитесь сами тревожностью.
  5. Не озвучивайте свои тревоги. Они есть у всех, но мнительный тип воспримет их остро.
  6. Избегайте неожиданностей. Помните, что это может спровоцировать испуг и новый страх, оттолкнуть от вас мнительного друга.
  7. Не обсуждайте плохие новости, акцентируйте внимание на позитивных событиях (мира, страны, города, вашего окружения).
  8. В удобный момент предложите посетить специалиста и скажите, что с удовольствием все организуете и составите компанию.

Эпилог

У любой проблемы есть две стороны медали. Считаю своим долгом озвучить вам противоположную сторону мнительности.

  • Если увлечься избавлением от эмоций, в частности от сочувствия, то можно стать совершенно безэмоциональной машиной. А это так же разрушающе влияет на жизнь человека, как и мнительность.
  • Противоположность нездорового пессимизма, характерного для мнительности – нездоровый оптимизм, граничащий с безответственностью и игнорированием реальных опасностей.

Какую бы природу не имела мнительность (посттравматический синдром, тяжелая болезнь, тревожность, страхи и другое), бороться с ней можно и нужно. Но необходимо делать это разумно и не уходить в другие крайности.

В статье представлен план избавления от мнительности, ваша задача – выполнить его. Постепенно решая подзадачи, избавляясь от отдельных компонентов мнительности (пессимизм, недоверие, обиды, неуверенность и другое), вы достигнете главной цели – избавитесь от мучающей проблемы.

Loading...Loading...