За что сняли митрополита иону астраханского. Никон, митрополит Астраханский и Камызякский (Фомин Николай Геннадьевич)

(Карпухин Юрий Алексеевич; род. 13.06.1941, Москва), митр. Астраханский и Камызякский, глава Астраханской митрополии. Из семьи рабочего. С детства был прихожанином Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве. После окончания средней школы, несмотря на противодействие со стороны местной власти, в 1959 г. принят в Московскую ДС, к-рую окончил по 1-му разряду, в 1963 г. поступил в МДА. 1 сент. 1965 г. зачислен послушником в Троице-Сергиеву лавру . 21 сент. 1965 г. пострижен в монашество с именем Иона в честь Киевского и всея Руси митр. свт. Ионы . 6 февр. 1966 г. рукоположен во диакона. В 1967 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Учение святого Иоанна Дамаскина о соединении двух естеств в лице Иисуса Xpиста» и был оставлен в академии профессорским стипендиатом. 5 мая 1968 г. рукоположен во иерея. С 1967 г. был сотрудником Церковно-археологического кабинета при МДА и помощником инспектора Московской ДС. С 1970 г. преподаватель МДАиС. Написал неск. методических пособий по литургике. С 1970 по 1991 г. был благочинным Покровского храма при МДА. Летом 1971 г. возведен в сан игумена. 14 окт. 1981 г. возведен в сан архимандрита. С 1 марта 1991 г. настоятель Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве (с 1992 по наст. время почетный его настоятель) и благочинный Троицкого окр. Москвы.

20 окт. 1992 г. Свящ. Синодом РПЦ определен быть епископом Астраханским и Енотаевским, с тем чтобы наречение и хиротония были совершены в Астрахани в ходе патриаршего визита в епархию. 24 окт. 1992 г. наречен во епископа в Покровском кафедральном соборе, 25 окт. хиротонисан в Успенском архиерейском соборе Астраханского кремля. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . При И. епархии были переданы Успенский собор, соборная Пречистенская колокольня, часовня во имя игум. Кирилла, собор равноап. кн. Владимира, в к-ром ранее располагался автовокзал. C 1992 по 2002 г. число действующих церквей в епархии увеличилось с 17 до 70. С сент. 1996 г. ежемесячно выходит газ. «Свет Православия», с апр. 1999 г. издается бюллетень отдела религ. образования и катехизации «Хоругвь». Под рук. И. в епархии ведется социальная и катехизаторская работа в вузах, воинских частях, больницах, детских приютах. С 2001 г. И. является председателем созданного им Астраханского обл. межконфессионального совета. 25 февр. 2002 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. назначен главой Астраханской митрополии. Присвоен титул «Астраханский и Камызякский».

Награжден орденами св. кн. Владимира 3-й (1991) и 2-й (2001) степени, прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1995), св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1999), прп. Серафима Саровского 2-й степени (2006), орденом Антиохийской Православной Церкви. В 1998 г. удостоен памятного знака «Защитник Отечества» общероссийского движения «Россия Православная». В 2000 г. И. присвоено почетное звание «Благодетель Астраханской губернии» за осуществленные под его руководством дела милосердия и благотворительности. 16 янв. 2001 г. награжден гос. орденом Дружбы за сохранение и укрепление мира и согласия между народами. Также награжден медалью «В память 850-летия Москвы», орденом «За заслуги перед Астраханской областью» (2006). Является почетным гражданином г. Астрахани (2006).

Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. назначен главой Астраханской митрополии с присвоением титула «Астраханский и Камызякский».

Решением Свящ. Синода от 15 июля 2016 г. почислен на покой по состоянию здоровья в связи с достижением 75-летнего возраста.

Соч.: С молитвой против смуты: Cвт. Иосиф Астраханский в судьбах России. Астрахань; СПб., 2002 (рец.: Максимова Е. // ЖМП. 2002. № 4. С. 74-76); Литургика: (Учебное пособие) / Под ред.: М. В. Бахтин. М., 2004.

Дата рождения: 13 июня 1941 г. Страна: Россия Биография:

В 1959 году окончил среднюю школу.

В 1959-1963 гг. учился в Московской духовной семинарии.

С 1967 года — сотрудник Церковно-археологического кабинета при МДА, помощник инспектора МДС. С 1970 года — преподаватель Московских духовных школ. В 1970-1991 гг. — благочинный Покровского храма при МДА.

Летом 1971 г. возведен в сан игумена.

С 1 марта 1991 г. — настоятель Крестовоздвиженского храма в Алтуфьево (с 1992 г. и по настоящее время — почетный настоятель).

20 октября 1992 г. на заседании Священного Синода избран епископом Астраханским и Енотаевским. Хиротония состоялась 25 октября 1992 г.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. () назначен главой . Присвоен титул «Астраханский и Камызякский».

Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. () почислен на покой по состоянию здоровья в связи с достижением 75-летнего возраста. Местом пребывания Синод определил г. Москву.

Образование:

1963 г. — Московская духовная семинария.

1967 г. — Московская духовная академия.

Награды:

Церковные:

  • 1991 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 1995 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
  • 1999 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2006 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • 2016 г. ― прп. Серафима Саровского I ст;
  • орден Антиохийской Православной Церкви.

Светские:

  • государственный орден Дружбы;
  • медаль «В память 850-летия Москвы»;
  • 2006 г. — орден «За заслуги перед Астраханской областью».

25 октября исполняется 25 лет епископской хиротонии владыки Ионы (Карпухина), митрополита Астраханского и Енотаевского, с 2013 года - Астраханского и Камызякского. Более полувека ныне пребывающий на покое архипастырь служит в священном сане, окормляет народ.

Как спасались при советской власти и какая возможность оставлена нам - вспоминает и подсказывает архиерей-юбиляр.

Главная Победа

- Владыка Иона, вы из верующей семьи?

Да, у меня мама Евдокия Ильинична (в девичестве Никитина) глубоко верующей была. Родился я за девять дней до начала Великой Отечественной войны, так что пока я в люльке лежал, отец мой Алексей Филиппович буквально в первые дни начала сражений ушел на фронт. Остались мы, четверо детей, у матери на руках. Старшему брату тогда уже 10 лет было, и еще две сестренки помладше. Мама всю войну горячо за отца молилась и нас, детей, учила просить Бога, чтобы он вернулся - так он и зашел в дом в 1945-м году живым и невредимым.

Папа тоже был верующим. Но ему много трудиться приходилось. Постоянно по командировкам разъезжал. В те годы, когда колхозы после военной разрухи вновь обустраиваться стали, в сельской местности надо было то там, то тут скважины бурить, а он этим как раз и занимался. Колесил по всей России.

Родом у меня родители из Тулы, прадеды - крестьяне. Еще до войны отец, часто работавший в Подмосковье, семью в деревню Алтуфьево перевез. Тут, недалеко от Крестовоздвиженского храма, у нас дом находился. Тогда это еще была сельская местность, но настоятель нашей крестовой церкви, протоиерей Стефан Андрусенко, мне еще маленькому говорил, что тут будет город с огромными домами. Он многое предсказывал...

- В округе тогда народ верующим был? Как это запомнилось по детству?

Всякий тут народ был. Из Алтуфьево в Крестовоздвиженский храм постоянно всего человек 10 ходили, большинство прихожан было из Бибирево - оттуда человек 30 на воскресные службы приезжали, а остальные из других окрестных деревень пешочком подтягивались. На Преображение, помню, распахивали окно, туда ставили ящик, и вокруг храма была полная площадь народа, все стояли, внимали богослужению.

- В смысле, богослужение транслировалось?

Милая моя, да кто тебе тогда его бы дал транслировать! Просто открывалось окно, ящиком подпирали раму, а люди стояли во дворе и молились. Храм тогда еще не очень вместительный был, потом уже, когда меня в 1991-м году назначили сюда настоятелем по благословению Святейшего Алексия II, я достраивал его. К тому времени Алтуфьево уже в городскую черту включили, - столько народу тогда в Церковь приходило! Надо было расширять храм.

Да и по детству помню - на праздники много верующих собиралось. Однажды меня из школы отправили в больницу делать прививку. Иду мимо храма, а двери его открыты, и пар оттуда так и валит. «Что это?» - удивляюсь. «Так сегодня же Николин день!» - мама объяснила. И правда: 19 декабря. Народа уйма, а на улице холодно, все и набились в храм. Тогда никакой вентиляции не было. Надышат внутри, и чтобы как-то проветрить, просто двери открывали. А потом «Верую» все как запоют! Очень мощно, в один голос раньше эти общие молитвы пели. Так же и «Отче наш».

У нас дома ни одно дело без молитвы не начиналось

- Старшее поколение рассказывает, что тогда, когда дома и хлеба могло не быть, совершенно по-другому слова молитвы: Хлеб наш насущный даждь нам днесь - переживались…

Безусловно. В тяжелые голодные годы удалось продержаться только благодаря собственному хозяйству: огородик обрабатывали, курочек держали, у нас своя коровка была, еще всякая скотинка. Мы сами для живности траву косили, корма заготавливали. Бедно тогда люди жили, но дружно. Мама тоже, как и отец, труженица была. У нас дома ни одно дело без молитвы не начиналось.

- К вере вас в основном мама приобщала?

Да, она была очень благочестивой. Я с малых лет в Церкви. Крестили меня во время войны в Покровском храме, в Медведково. Назвали в честь великомученика Георгия Победоносца Юрием. Все люди жили тогда ожиданием Победы, мы всю войну о ней и стар и млад молились. И потом всегда вернувшихся с войны, а многие пришли покалеченными, о здравии поминали, погибших - за упокой.

Уже после войны, когда мне было шесть лет, меня особенно поразила Пасхальная служба - это же Победа Христа над смертью, главная Победа! С этого момента я уже прислуживал в алтаре. Опекавший меня протоиерей Стефан Андрусенко, настоятель, мне еще в детстве сказал, что я буду учиться в семинарии, и даже архиерейство предрек.

- Вы сразу после школы поступили в семинарию?

Незамедлительно, я в этом желании уже был укреплен. В 6-м и в 8-м классах я ходил пешком к преподобному Сергию. Мне очень понравилась тогда монашеская служба. А как-то раз еще мы с бабулечками, которые в нашем поселке жили, отправились в лавру на Похвалу Пресвятой Богородицы. Ой, как на меня тогда повлияло братское богослужение! Я так возлюбил Церковь и службу, что с того времени уже часто-часто ходил в храм: чуть только время выдастся, сразу бегу!

Препятствия-то чинили, но им ничего не удавалось. Я твердо решил Богу служить

- А тогда какие-то препятствия при поступлении в семинарию чинились?

Еще какие! Как только на меня местные власти надавить ни пытались, вызывали, угрожали. В конце концов в газете вышла разоблачительная статья «Отдали без боя», что, мол, комсомольская организация школы не смогла из меня атеиста вылепить. Препятствия-то они чинили, но им ничего не удавалось. Я твердо решил Богу служить. Господня воля, видимо, на мою учебу в семинарии была. Кто тут помешает?!

Как шестиклассник взрослого человека «на лопатки уложил»

- Чем запомнились годы учебы в Московской духовной семинарии и академии?

Любовью! Все у нас было с любовью (ср. 1 Кор. 16, 14). Как говорил тогда один монах: «Покрывай всех своей мантией» - то есть любовью.

- В ад каждый идет сам по себе, в рай можно войти только с другими?

Самое главное, чтобы зла не было внутри. Это самое существенное, чему нас учили.

- Любить всех?

- Владыка Иона, как вы монашество решили принять?

Когда я уже в Большой келлии преподобного Сергия, как называли Московскую духовную школу, учился, меня потрясло, с каким ожесточением в те хрущевские годы вновь стали закрывать храмы. «Что же я, - думаю, - буду семью заводить, когда родные в такой опале окажутся...». Да и не каждый, особенно по младости лет, мог выдержать этот натиск и давление. Были уже тогда такие случаи, когда сын приходил из школы и говорил священнику-отцу: «Я проклят». - «Почему же, сынок?» - «Потому что отец мой - поп!» Вот так все переворачивали. Детей тогда, бывало, очень жестко обрабатывали советские учителя. Я уже ко времени моей учебы в семинарии многого понаслушался.

Да и самому за Церковь пережить кое-что пришлось. Всюду в стране насаждалась коммунистическая идеология. В 10-м классе у меня в школе классным руководителем ярый коммунист стал. Вот он меня донимал! Все говорил, что ждет не дождется, когда Церкви придет конец. Его самого уже давно нет в живых, а храмы возрождаются.

В старших классах меня то и дело к директору из-за веры «на ковер» вызывали. Но за меня одноклассницы заступались. Да и учителя не все такими безнадежными неверами были.

В 6-м классе меня также стала классная руководительница допрашивать: «Юра, ты веришь в Бога?» - «Верю». - «Ну, покажи, где Бог?» А что я, подросток, этой взрослой тетеньке отвечу? «Бога, - говорю, - надо везде видеть: и в природе, и в небе, и во всем живом мире». Прошло много лет, я уже закончил семинарию и академию, сам там, в Московских духовных школах в лавре, преподавателем стал, а ко мне моя учительница со своими родными приезжает и спрашивает: «Помнишь, как ты мне ответил?! Ты, шестиклассник, меня, взрослого человека, тогда на лопатки уложил».

- Она уверовала?

Да, и воцерковилась. Потом, когда меня назначили настоятелем родного храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево, - у меня еще тогда мама жива была, - ко мне на службы стали приходить мои бывшие учителя! Сейчас уже многие из них умерли. А одноклассники до сих пор ко мне на богослужения ходят, когда я сюда на покой с Астраханской кафедры вернулся.

Одноклассники с детства были верующими или уже потом уверовали, когда вы иеромонахом, а после и епископом стали?

Потом. Из школы, я помню, один сюда в храм ходил. В каком-то смысле времена сейчас для Церкви попроще. Храмы открыты, можно ходить, причащаться. Священникам никто не препятствует открыто крестить и в храмах, и на дому, панихиды служить на могилах. Раньше священник только и знал: храм и церковный двор, - и больше ничего. Если куда-то пойдет, узнают, то всё: отбирали регистрацию - иди рудники копай, а то и сошлют в лагерь.

Кому Господь Свои тайны открывает?

Папе отца Валериана Кречетова, отцу Михаилу, именно в лагере на Соловках Небесный мир наяву открылся. При советской власти священниками становились только те, кто ничего ради Господа не боялся?

Естественно. Мученики, исповедники.

Тогда только самые преданные в Церковь шли Богу служить

Кто-то из старшего поколения отцов сравнивал прессинг безбожной власти с утюгом, который вшей выпаривает, - что, в общем-то, говорил батюшка, в каком-то смысле было неплохо.

Да, тогда только самые преданные в Церковь шли Богу служить.

- Как на вашей памяти советская власть противодействовала Церкви?

Сначала после войны, - это то время, которое я уже лично застал и помню, - про священников стали в газетах писать всякие кляузы: они-де пьяницы, крохоборы, такие-сякие. Всюду старались про пастырей страшные нелепицы распространять, по радио, а после и по телевидению устраивали порочащие духовенство передачи. Ничего у них не получилось! В храме как было много людей, так и оставалось.

У нас тут в Альтуфьево, еще по детству помню, на службе не протолкнуться. Раньше и при советской власти люди еще царские были. Даже у тех, кто веру утерял, все равно по инерции сохранялось четкое разграничение добра и зла. Тогда народ еще был нравственно покрепче, его так просто, как сейчас, посредством телешоу и инсинуаций в прессе, было не провести. В большинстве своем даже советские граждане понимали, что клевету на Церковь возводят. Не то что из коммунистических убеждений, а просто уже по своей собственной лени и соглашательству человек уже мог не ходить в храм, но почтительное отношение к батюшкам и даже просто верующим оставалось.

Тогда советская власть пошла по другому пути. Стали при Крещении требовать отчетности, предписали крещаемым предъявлять документы: кто отец, кто мать. Потом проверяли, если, допустим, отец коммунист, то его вызывали в соответствующие органы и начинали там распекать: «Что это ты своего сына крестить удумал?» - «Да вот, - оправдывался тот, - бабушка пошла да покрестила, а то иначе, говорит, не буду с ним, нехристем, сидеть. Что я тут поделаю?» - разводил он руками.

Но все равно власти на этой внедряемой ими же самими системе якобы наушничества играли: мол, вы в Церковь креститься идете, а попы вас сдают, все докладывают. На это и было все рассчитано. Конечно, человек поинтересуется: «А кто вам сказал?» - «Так ваши же попы вас и предали!» А на самом деле в каждый храм ставили старост из райисполкома. Они-то как раз все записывали и «куда надо» доносили. Вот так пытались у населения доверие к священникам подорвать.

А сейчас многие верующие - это бывшие коммунисты. Ходить-то они в храм ходят, а благоговения нет. Я не говорю, разумеется, про всех, но очень многие атеистическим «воспитанием» внутренне перековерканы. В былые времена, помню, когда я маленький был, прихожане готовы были священнику ноги целовать, - такая была чистота душ, что Господь им Свои тайны открывал.

Преподобноисповедник старец Гавриил (Ургебадзе) говорил: «Если бы вы видели, какая благодать сходит на литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо! » Так же и про священников: если бы вы только узрели, в какой славе служит предстоящий престолу...

Да! А сейчас как только не придираются к священнослужителям! Тот, кто сам в своем сердце и помыслах нечист, всюду, как муха, гадость найдет. Господь предостерег искателей сучков в чужих глазах (ср. Мф. 7, 3-5).

- В чем осудишь, в том сам побудешь.

Раньше люди все-таки нравственно почистоплотнее были. Да и в духовенство-то не откуда-то, а из самого же народа и идут служить.

Осуждающие не понимают, что за времена: тогда и сейчас

Это до революции существовало духовное сословие, когда в семинарии поступали в основном сыновья же священников...

Но тогда и такой повальной критики не было! Однажды - я читал, это еще в царской России происходило, - вызвали батюшку в суд, зачитывают ему обвинение, и вдруг кто-то встает в зале суда: «Да как так можно? Он нам столько грехов отпустил! А мы, что же, судить его будем?!» Вот так! Было еще трезвомыслие.

А потом сколько домов Божиих по всей стране разорили. Я когда заканчивал Московскую духовную академию, - храмы да монастыри ой, как закрывали! На Преображенской площади был столь любимый москвичами храм Преображения Господня, - уничтожили действующую церковь!

Против Церкви ведется непрекращающаяся война!

- Как верующие тогда все это воспринимали? Что делали?

Писали во всякие инстанции, возмущались. Просили не закрывать церкви, оставить. В свое время, кстати, приостановил закрытие храмов митрополит Никодим (Ротов). О нем много всего говорят. Я нес послушание в лаврской гостинице, он у нас часто останавливался. Я видел, как он воевал с советскими чиновниками-безбожниками, чего это ему стоило. Ему пеняют на его поездку к Папе Римскому, но он не то что хотел воссоединения с римо-католиками, а желал помочь положению Русской Православной Церкви. Там просто в Ватикане надо было высоко в горку подниматься, прием в 12.00, а такси не найти, и он в гору сам пешком пошел, сердце сдало. У него к тому времени уже было несколько инфарктов. Против Церкви же ведется непрекращающаяся война! Его ошибочно принимали за «католического посла». Я очень близко общался с митрополитом Никодимом. Он болел за Церковь.

Люди сейчас просто не понимают, что тогда за времена были. При Святейшем Алексии I-м ему разрешали служить только в Елоховском Богоявленском соборе и раза два за весь год приезжать на службу в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Это Патриарху-то! А что говорить про то, как простое духовенство притесняли.

А знаете, что чинуши в лавре вытворяли? То и дело какие-то пакости устраивали. На память преподобного Сергия, например, в обители соберется множество народа, и огромная очередь стоит за водой к источнику Надкладезной часовни, и вдруг власти перекрывают подачу воды. Секретарь горисполкома, поясняют, лично распорядился. Пришел ко мне наместник: «Что делать?» «Давай, - усаживаю его, беру трубку, - сейчас позвоним». Набираю номер горисполкома, объявляю: «У нас тут на празднике присутствует секретарь Всемирного совета Церквей... Сейчас же опозоримся на весь мир! Что вы делаете?!» Сразу воду дали!

Потом власти стали закрывать Почаевскую лавру, издевались там уже над монахами. Мы тогда с отцом Марком (Лозинским) тоже передали об этом информацию во Всемирный совет Церквей, Би-би-си уже через пару часов вещала на весь свет об этих безобразиях. И сразу все поутихло, решили монахов не обижать.

Сейчас тоже Святейший встречался с Папой Римским, и тут же всякие пересуды пошли. Он же даже не в Ватикане, а где-то в аэропорту Кубы пересекся с ним и поднимал вопросы защиты верующих православных, в том числе на Западной Украине, а также гонимых и убиваемых на Ближнем Востоке христиан.

Как спастись тем, кто разучился трудиться

- Владыка Иона, какова была монашеская школа в лавре во времена принятия вами монашества?

Богословие я в Московской духовной школе изучал. Тогда преподаватели могли все только по конспекту говорить...

- Нет, я спрашиваю, как вы именно монашеству учились?

Ты думаешь, что так тебе тогда про монашество открыто в академии и говорили? «Ребятки, постригайтесь в монахи», - так, что ли, да? Скажи тогда только что-то подобное, тем более молодым, сразу бы из академии выгнали и посадили! Во, в какое время мы жили!

- А как вы перенимали монашеский опыт?

Смотрели на старцев и перенимали.

- А кто тогда были старцами?

Архимандрит Тихон (Агриков). Очень он был харизматичен. К нему все, и те, кто постарше, за советом обращались, и молодежь тянулась. На него за это душепопечение очень сильно враг восстал. Всюду за ним еще и какие-то странные люди стали бегать, преследовали его. Даже лестницу приставляли и пытались к нему в келлию залезть. Были среди них и якобы монашки, но явно ряженные, подставные.

Архимандрит Серафим (Шинкарев) у нас тогда еще старчиком в лавре был. Такой хороший-хороший! «Мир, - говорил, - на волоске держится, все зависит от нашего покаяния».

- Еще про схимонаха Селафиила (Мигачева) часто вспоминают по тем временам.

До схимы он был отцом Зосимой. Но до монашества он был женат, постригся уже после того, как умерла супруга.

Потом на смену старшему поколению старцев отцы Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин) возвысились. Вот на них мы и смотрели, перенимали опыт. Общались с ними. Отцу Кириллу меня вручили от Евангелия при постриге. Он был моим духовником. Скажет слово, а оно у тебя потом всю жизнь сбывается. Вот какие были старцы!

Тогда вообще мало монастырей было. Власти не давали разрешения на их открытие. В скорбях старое духовенство жило! Не как нынешнее.

- Что это внутренне давало?

Ревность по Богу! Тогда очень сильная у притесняемых молитва развивалась. Скорбями спасалось то поколение. Не было такого церковного подъема и размаха, как сегодня. Каждая мелочь через силу давалась. Чтобы вешалку в храме установить, и то надо было кучу согласований пройти. Все наше делание было здесь (показывает на сердце) .

- Про новомучеников, про Царскую семью тогда ничего не говорили?

Нет, тогда все, точно набрав в рот воды, вынужденно молчали. Про царя никто не решался говорить. Тогда вообще пастыри молчаливые были. Это сейчас современное духовенство совсем другое.

- Чего сейчас не хватает?

Смирения! И побольше бы всем любви.

У преподобного Иоанна Синайского в «Лествице» любовь следует за смирением: смирись и полюбишь. А как смирение обрести?

Сажай капусту вверх корешками - и будет тебе смирение. Запомни: труд, смирение и любовь спасут человека. Трудись и терпи. Еще смирение - в молчании. Чем меньше говоришь, тем лучше.

Владыка Иона, а если ты и желал бы помолчать, а вокруг тебя людям общения хочется. Молчишь - обижаются. Как быть?

Сейчас все на всех обижаются. Потому что советская власть людей набаловала своей идеологией: твое - мое, мое - твое. «Обобществление» это у них называлось. Сейчас народ такой зародился, работать не хотят, только «каждому по потребностям» подавай. Болтать - это пожалуйста. А сельское хозяйство разорено. Раньше такого не было, работящие были.

- Сейчас, говорят, жены не хотят спасаться чадородием (ср. 1 Тим. 2, 15), мужчины - трудиться в поте лица (ср. Быт. 3, 19), монахи - молиться. При такой апатии и души погибают?

Конечно.

- Как современнику спастись?

Умирал в монастыре один игумен. Собралась вся братия, и говорят: «Что ты такой веселенький сидишь, ты же умираешь?» - «Да, я умираю, - отвечает тот невозмутимо, - но я к Богу иду». - «Да откуда ты знаешь, - цепляются к нему, - что ты будешь с Богом да в вечности?» - «Буду». - «Почему ты так уверен?!» - «Потому что я в своей жизни никого не осуждал».

- Неосуждение - без труда спасение.

Точно! Вот этого читателям и желаю.

Преемник: Никон (Фомин) Имя при рождении: Юрий Алексеевич Карпухин Рождение: 13 июня (1941-06-13 ) (77 лет)
Москва Принятие священного сана: 6 февраля 1966 года Принятие монашества: 21 сентября 1965 года Епископская хиротония: 25 октября 1992 года Награды:

Митрополит Ио́на (в миру Юрий Алексеевич Карпухин ; 13 июня , Москва) - архиерей Русской православной церкви на покое, бывший митрополит Астраханский и Камызякский .

Биография

Родился 13 июня 1941 года в Москве, в семье рабочего. В 1959 году окончил среднюю школу. В 1959-1963 гг. учился в Московской Духовной семинарии . В 1963 году поступил в Московскую Духовную академию .

В 1967 году окончил академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Учение Святого Иоанна Дамаскина о соединении двух естеств в лице Иисуса Xpиста». Был оставлен профессорским стипендиатом и сотрудником Церковно-археологического кабинета.

С 1 марта 1991 года - настоятель Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве и благочинный Троицкого округа Москвы. По его инициативе уникальный храм середины XVIII века был реконструирован и расширен, что вызвало нарекания архитекторов.

Архиерейство

24 октября 1992 года за всенощным бдением в Покровском кафедральном соборе города Астрахани совершён чин наречения архимандрита Ионы во епископа.

25 октября 1992 года, в Успенском патриаршем соборе Кремля совершена хиротония во епископа Астраханского и Енотаевского. Чин наречения и хиротонии совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин) , архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров) , архиепископ Краснодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) , архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман (Тимофеев) , архиепископ Истринский Арсений (Епифанов) , епископ Дмитровский Филарет (Карагодин) , епископ Ульяновский и Мелекесский Прокл (Хазов) , епископ Уральский и Гурьевский Антоний (Москаленко) , епископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) .

25 февраля 2002 года возведён в сан архиепископа .

15 июля 2016 года почислен на покой на покой по состоянию здоровья в связи с достижением 75-летнего возраста .

Награды

Церковные

  • 1991 год - Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени;
  • 1995 год - Орден преподобного Сергия Радонежского III степени;
  • 1999 год - Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени;
  • 2001 год - орден преподобного Сергия Радонежского III степени;
  • 2006 год - Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени ;
  • 2012 год - Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени ()
  • орден Антиохийской православной церкви ;
  • 2016 год - Орден святого преподобного Серафима Саровского I степени .

Светские

  • государственный орден Дружбы ;
  • Орден «За заслуги перед Астраханской областью» ()
  • Почётный гражданин города Астрахань ()

Напишите отзыв о статье "Иона (Карпухин)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Иона (Карпухин)

Дежурный флигель адъютант, встретивший князя Андрея, попросил его подождать и пошел к военному министру. Через пять минут флигель адъютант вернулся и, особенно учтиво наклонясь и пропуская князя Андрея вперед себя, провел его через коридор в кабинет, где занимался военный министр. Флигель адъютант своею изысканною учтивостью, казалось, хотел оградить себя от попыток фамильярности русского адъютанта. Радостное чувство князя Андрея значительно ослабело, когда он подходил к двери кабинета военного министра. Он почувствовал себя оскорбленным, и чувство оскорбления перешло в то же мгновенье незаметно для него самого в чувство презрения, ни на чем не основанного. Находчивый же ум в то же мгновение подсказал ему ту точку зрения, с которой он имел право презирать и адъютанта и военного министра. «Им, должно быть, очень легко покажется одерживать победы, не нюхая пороха!» подумал он. Глаза его презрительно прищурились; он особенно медленно вошел в кабинет военного министра. Чувство это еще более усилилось, когда он увидал военного министра, сидевшего над большим столом и первые две минуты не обращавшего внимания на вошедшего. Военный министр опустил свою лысую, с седыми висками, голову между двух восковых свечей и читал, отмечая карандашом, бумаги. Он дочитывал, не поднимая головы, в то время как отворилась дверь и послышались шаги.
– Возьмите это и передайте, – сказал военный министр своему адъютанту, подавая бумаги и не обращая еще внимания на курьера.
Князь Андрей почувствовал, что либо из всех дел, занимавших военного министра, действия кутузовской армии менее всего могли его интересовать, либо нужно было это дать почувствовать русскому курьеру. «Но мне это совершенно всё равно», подумал он. Военный министр сдвинул остальные бумаги, сровнял их края с краями и поднял голову. У него была умная и характерная голова. Но в то же мгновение, как он обратился к князю Андрею, умное и твердое выражение лица военного министра, видимо, привычно и сознательно изменилось: на лице его остановилась глупая, притворная, не скрывающая своего притворства, улыбка человека, принимающего одного за другим много просителей.
– От генерала фельдмаршала Кутузова? – спросил он. – Надеюсь, хорошие вести? Было столкновение с Мортье? Победа? Пора!
Он взял депешу, которая была на его имя, и стал читать ее с грустным выражением.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Шмит! – сказал он по немецки. – Какое несчастие, какое несчастие!
Пробежав депешу, он положил ее на стол и взглянул на князя Андрея, видимо, что то соображая.
– Ах, какое несчастие! Дело, вы говорите, решительное? Мортье не взят, однако. (Он подумал.) Очень рад, что вы привезли хорошие вести, хотя смерть Шмита есть дорогая плата за победу. Его величество, верно, пожелает вас видеть, но не нынче. Благодарю вас, отдохните. Завтра будьте на выходе после парада. Впрочем, я вам дам знать.
Исчезнувшая во время разговора глупая улыбка опять явилась на лице военного министра.
– До свидания, очень благодарю вас. Государь император, вероятно, пожелает вас видеть, – повторил он и наклонил голову.
Когда князь Андрей вышел из дворца, он почувствовал, что весь интерес и счастие, доставленные ему победой, оставлены им теперь и переданы в равнодушные руки военного министра и учтивого адъютанта. Весь склад мыслей его мгновенно изменился: сражение представилось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Князь Андрей остановился в Брюнне у своего знакомого, русского дипломата.Билибина.
– А, милый князь, нет приятнее гостя, – сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. – Франц, в мою спальню вещи князя! – обратился он к слуге, провожавшему Болконского. – Что, вестником победы? Прекрасно. А я сижу больной, как видите.
Князь Андрей, умывшись и одевшись, вышел в роскошный кабинет дипломата и сел за приготовленный обед. Билибин покойно уселся у камина.
Князь Андрей не только после своего путешествия, но и после всего похода, во время которого он был лишен всех удобств чистоты и изящества жизни, испытывал приятное чувство отдыха среди тех роскошных условий жизни, к которым он привык с детства. Кроме того ему было приятно после австрийского приема поговорить хоть не по русски (они говорили по французски), но с русским человеком, который, он предполагал, разделял общее русское отвращение (теперь особенно живо испытываемое) к австрийцам.
Билибин был человек лет тридцати пяти, холостой, одного общества с князем Андреем. Они были знакомы еще в Петербурге, но еще ближе познакомились в последний приезд князя Андрея в Вену вместе с Кутузовым. Как князь Андрей был молодой человек, обещающий пойти далеко на военном поприще, так, и еще более, обещал Билибин на дипломатическом. Он был еще молодой человек, но уже немолодой дипломат, так как он начал служить с шестнадцати лет, был в Париже, в Копенгагене и теперь в Вене занимал довольно значительное место. И канцлер и наш посланник в Вене знали его и дорожили им. Он был не из того большого количества дипломатов, которые обязаны иметь только отрицательные достоинства, не делать известных вещей и говорить по французски для того, чтобы быть очень хорошими дипломатами; он был один из тех дипломатов, которые любят и умеют работать, и, несмотря на свою лень, он иногда проводил ночи за письменным столом. Он работал одинаково хорошо, в чем бы ни состояла сущность работы. Его интересовал не вопрос «зачем?», а вопрос «как?». В чем состояло дипломатическое дело, ему было всё равно; но составить искусно, метко и изящно циркуляр, меморандум или донесение – в этом он находил большое удовольствие. Заслуги Билибина ценились, кроме письменных работ, еще и по его искусству обращаться и говорить в высших сферах.
Билибин любил разговор так же, как он любил работу, только тогда, когда разговор мог быть изящно остроумен. В обществе он постоянно выжидал случая сказать что нибудь замечательное и вступал в разговор не иначе, как при этих условиях. Разговор Билибина постоянно пересыпался оригинально остроумными, законченными фразами, имеющими общий интерес.
Эти фразы изготовлялись во внутренней лаборатории Билибина, как будто нарочно, портативного свойства, для того, чтобы ничтожные светские люди удобно могли запоминать их и переносить из гостиных в гостиные. И действительно, les mots de Bilibine se colportaient dans les salons de Vienne, [Отзывы Билибина расходились по венским гостиным] и часто имели влияние на так называемые важные дела.
Худое, истощенное, желтоватое лицо его было всё покрыто крупными морщинами, которые всегда казались так чистоплотно и старательно промыты, как кончики пальцев после бани. Движения этих морщин составляли главную игру его физиономии. То у него морщился лоб широкими складками, брови поднимались кверху, то брови спускались книзу, и у щек образовывались крупные морщины. Глубоко поставленные, небольшие глаза всегда смотрели прямо и весело.

Loading...Loading...