Заблуждение и его источники. Заблуждение - это то же, что и ложь

Словарь Ушакова

Заблуждение

заблужде ние , заблуждения, ср. (книж. ).

1. Ошибка, неправильное, ложное мнение. «Зритель, зыблемый сомненьем меж истиной и заблужденьем.» Жуковский . Наука стремится рассеять укоренившиеся заблуждения. Искоренять заблуждения.

2. Состояние заблуждающегося человека. Впасть в заблуждение. Быть, находиться в заблуждении относительно чего-нибудь. Это обстоятельство ввело меня в заблуждение. Простите, я невольно ввожу вас в заблуждение.

3. Порок (поэт. устар. ). «Был жертвой бурных заблуждений и необузданных страстей.» Пушкин . «Он (свет) не карает заблуждений, но тайны требует для них.» Пушкин .

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Заблуждение

представление, мысль или ход мысли, не соответствующие истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат законам логики (формальная ошибка). Источниками заблуждения могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; ограниченный познавательный материал; предрасположенность; пристрастия; опрометчивые обобщения и т. д.

Словарь финансовых терминов

Заблуждение

термин, употребляемый в гражданском праве для обозначения неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило. При заключении сделки под влиянием ЗАБЛУЖДЕНИЯ воля заблуждавшегося формируется под влиянием ошибочного представления об обстоятельствах, имеющих существенное значение для сделки. Сделка, совершенная под влиянием ЗАБЛУЖДЕНИЯ, рассматривается как разновидность сделок с пороками воли, и по иску стороны, действующей под влиянием ЗАБЛУЖДЕНИЯ, она может быть признана недействительной. ЗАБЛУЖДЕНИЕ не обязательно связано с виной участников сделки; оно может возникнуть вследствие случайных обстоятельств. Для признания сделки недействительной сторона, действовавшая под влиянием ЗАБЛУЖДЕНИЯ, обязана доказать наличие ЗАБЛУЖДЕНИЯ, а также его существенное значение, т.е. что при отсутствии ЗАБЛУЖДЕНИЯ сделка не была бы совершена. Закон не устанавливает, в каких случаях ЗАБЛУЖДЕНИЕ признается существенным; это решается судом или арбитражным судом. На практике существенным ЗАБЛУЖДЕНИЕМ признается неправильное представление о предмете сделки, о другом ее участнике, о ее юридической природе. ЗАБЛУЖДЕНИЕ, касающееся мотивов сделки, не может служить основанием для признания сделки недействительной. В случае признания сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все, полученное при сделке, а при невозможности возместить в натуре - возместить стоимость полученного. При этом сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения расходов, утраты своего имущества или его повреждения, если докажет, что ЗАБЛУЖДЕНИЕ возникло по вине другой стороны. Если это не будет доказано, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне расходы, утрату имущества или его повреждение, возникшее в связи с признанием сделки недействительной. Сделки, совершаемые под влиянием ЗАБЛУЖДЕНИЯ, следует отличать от сделок, заключаемых под влиянием обмана, так как при обмане одна из сторон преднамеренно сообщает другой стороне неверные сведения о важных элементах сделки либо умалчивает об их действительном существе.

Словарь антонимов русского языка

Заблуждение

точность

Словарь Ожегова

ЗАБЛУЖДЕ НИЕ, я, ср.

1. Состояние того, кто заблуждается, ошибается. Ввести в з. Впасть в з.

2. Ложное мнение. Распространённое з.

Словарь Ефремовой

Заблуждение

  1. ср.
    1. Состояние по знач. глаг.: заблуждаться.
    2. Ошибочное, ложное убеждение, представление о чем-л.
    3. Ошибка, оплошность.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Заблуждение

Противоположно понятию истины и по содержанию близко к понятию ошибки. Хотя русский язык и не всегда вполне точно отличает З. от ошибки, но можно подметить разницу между ними. З. обозначает более общее родовое понятие, ошибка - более конкретный, частный случай. З. глубже коренятся в душе человека и более сознательны, чем ошибки. Коротко говоря, З. есть ошибка относительно предметов принципиальных. Вопрос об источниках и характере З. принадлежит философа, вопрос об ошибках - логике и психологии. Человек ошибается, когда он ложно толкует факты внутреннего и внешнего мира. Сами по себе ощущения и восприятия не обманывают человека; самообман, ошибка коренится в ложном толковании ощущений. Иллюзия, напр., есть неправильно истолкованное ощущение; галлюцинация - ощущение, истолкованное в смысле восприятия. Ошибки могут быть при определении и разделении понятий, а также при доказательстве положений; во всех этих случаях ошибка является вследствие нарушения формальной стороны мысли; источник ошибки и тут заключается в волевом моменте, ибо формальная сторона рассудка сама по себе точно так же, как и ощущение, не способна к ошибке. Материальная сторона, т. е. образование неправильных посылок, и есть З. Известное сочинение Аристотеля "О софистических доказательствах", равно как и 18-я и 19-я главы третей части знаменитой Порерояльской Логики касаются ошибок, а не З. - С другой стороны, от З. должно отличать ложь, или намеренный обман, как акт воли данного субъекта, вводящего других в такие З., от которых он сам свободен. Невнимание к этому различию, заставляя видеть в самых невинных З. произведение злой наказуемой воли, причинило человечеству множество бедствий. Впрочем, даже по основным вопросам веры сами богословы признают в принципе возможность безгрешных и ненаказуемых З., происходящих от непобедимого неведения (ignorantia invincibilis). Бэкон дал первую классификацию З., которые он называл идолами (idola specus, tribus, fori, theatri). Некоторые его указания имеют значение и для настоящего времени; он первый указал на З., в которые человек впадает по необходимости вследствие своей организации (мысль родственная антиномиям Канта); он указал на З., связанные с человеческой речью (стремление слово принимать за реальность) и с господствующими ходячими теориями. Но Бэкон дал лишь описание главнейших З., не коснувшись более глубокого вопроса о происхождении З.: Декарт и Спиноза - главные представители двух возможных решений этого вопроса. Декарт находит, что З. проистекают из различия объемов воли и познания; наше познание ограничено, воля безгранична. На З. Декарт смотрит как на нечто положительное, а не только как на простое отрицание или ограничение познания; источник этого положительного характера З. он видит в воле. Спиноза не может искать причины З. вне разума, ибо воля для него есть только абстрактное понятие. Человеческий разум непогрешим, поскольку он есть часть Бога. Мысль, адекватная бытию, - истина; З. соответствует небытию. Единственный источник З. (и ошибок) - воображение. "Тот, кто ошибается при сложении цифр, имеет в уме другие цифры, чем те, которые написаны на бумаге. Само по себе и воображение не может создавать ложных образов, поэтому заблуждаться не значит воображать себе то, чего нет, а представлять себе то, что есть, но не в полноте. З. само по себе - лишь ограничение и отрицание". На сторону Декарта стал Шопенгауэр, который - с иной, правда, точки зрения - доказывает подробно Декартову мысль о том, что в воле следует искать источники З. (см. "Die Welt als Wille und Vorstellung", глава о примате воли перед интеллектом). Полная теория заблуждений может быть дана лишь в зависимости от анализа понятия истины. См. Ferrari, "De Ferreur" (П., 1840), Brochard, "De l"erreur" (П., 1879).

Что такое "Заблуждение"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Заблуждение термин, употребляемый в гражданском праве; обозначает неправильное представление лица о сделке, в которую оно вступило. Воля заблуждавшегося формируется под влиянием ошибочного представления об обстоятельствах, имеющих существенное значение для сделки. Последняя рассматривается как разновидность сделок с пороками воли, и по иску стороны, действовавшей под влиянием 3., она может быть признана недействительной. 3. не обязательно связано с виной участников сделки; оно может возникнуть вследствие случайных обстоятельств. * * * (англ. error, mistake, misconception, delusion; фр. donner le change - ввести в заблуждение) - в гражданском праве неправильное представление лица о совершенной им сделке. При заключении сделки под влиянием 3. воля заблуждавшегося формируется под влиянием ошибочного представления об обстоятельствах, имеющих существенное значение для сделки. 3. имеет место тогда, когда у лица без умысла с его стороны или со стороны др. лиц возникает не соответствующее действительности представление о каких-либо фактах и обстоятельствах. Сделка, совершенная под влиянием существенного 3., рассматривается как разновидность сделок с пороками воли, и по иску стороны, действовавшей под влиянием 3., она может быть признана судом недействительной (см. Недействительность сделок). Все правовые системы исходят из презумпции знания права участниками гражданского и торгового оборота. Поэтому незнание или неправильное представление об объеме прав и обязанностей, порожденных договором, в который вступает лицо, не является основанием для признания договора недействительным. Однако 3. об объеме прав, вытекающих из договора, не следует путать с 3. о виде договора, который предлагается стороне для заключения. Напр., лицо полагает, что вещь, переданная ему во владение, была подарена, в то время как собственник, передавая вещь, имел в виду заключение договора имущественного найма. Для признания договора недействительным 3. должно быть существенным, т.е. неправильные представления должны возникнуть по таким условиям договора, при получении достоверной информации о которых заблуждающаяся сторона не вступила бы в договор. К числу таких условий судебная практика относит и 3. относительно личности контрагента, если с ней связано исполнение обязательства (напр., личности художника). Несущественное 3. не дает права на признание договора недействительным, однако по праву Англии и США сторона, оказавшаяся в таком 3., не может требовать принудительного исполнения обязательства в натуре, а может получить только денежную компенсацию. По гражданскому законодательству РФ существенное значение имеет 3. относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. 3. относительно мотивов сделки не имеет существенного значения (ст. 178 ГК РФ*). Сделки, совершаемые под влиянием 3., следует отличать от сделок, заключаемых под влиянием обмана (ст. 179 ГК РФ), т.к. при обмане одна из сторон преднамеренно сообщает др. стороне неверные сведения о важных элементах сделки либо умалчивает об их действительном существе. См. также Основания недействительности сделок.

Заблуждение - противоположно понятию истины и по содержанию близко к понятию ошибки. Хотя русский язык и не всегд... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Заблуждение - ЗАБЛУЖДЕНИЕ, заблуждения, ср. (книжн.). 1. Ошибка, неправильное, ложное мнение. Зритель, зыблемый со... Толковый словарь Ушакова

Заблуждение - ср. 1. Состояние по знач. глаг.: заблуждаться. 2. Ошибочное, ложное убеждение, представление о чем-... Толковый словарь Ефремовой

Заблуждение - 1-й источник: ЗАБЛУЖДЕНИЕ – представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существу... Философский энциклопедический словарь

Заблуждение - в гражданском праве - обозначение неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило.... Словарь бизнес терминов

Заблуждение - ? представление (о чем) ? ложный заблуждение - неадекватное представление; обманчивое, неправильное,...

Батюшка, я хотела покаяться: каждый день любуюсь собой в зеркало

и никак не могу налюбоваться — как я красива! какой грех, какой грех!..

— Не волнуйся, дочь моя, это не грех, это заблуждение.

Заблуждаемость – склонность ошибаться в своих представлениях или суждениях, заблуждаться.

Человек, готовый отдать жизнь за свои убеждения, здорово рискует. Его убеждения, как правило, оказываются заблуждениями. Тому в истории мы тьму примеров слышим. Коммунистические убеждения (читай – заблуждения), потребовали миллионные жертвоприношения наших соотечественников. Если было бы возможно воскресить всех погибших за свои убеждения и показать результаты их борьбы в нашей «веселой» жизни, они бы раздавленные, шокированные и униженные моментально б пожелали вернуться назад. Наши сегодняшние убеждения, как правило, – это необнаруженные заблуждения. С хвостом годов с наших теперешних убеждений облупится штукатурка неопровержимости, и мы будем с недоумением восклицать: «Неужели я в это верил?»

Вслушайтесь в слова наших предшественников, и вы удивитесь глубине их заблуждений: 640КБ должно быть достаточно для каждого.(Bill Gates, 1981 г.); 100 миллионов долларов — слишком большая цена за Microsoft. (IBM, 1982 г.); Ни у кого не может возникнуть необходимость иметь компьютер в своем доме. (Ken Olson — основатель и президент корпорации Digital Equipment Corp., 1977 г.); Такое устройство, как телефон имеет слишком много недостатков, чтобы рассматривать его, как средство связи. Поэтому, считаю, что данное изобретение не имеет никакой ценности. (из обсуждений в компании Western Union в 1876 г.); Летающие машины, весом тяжелее воздуха невозможны! (Lord Kelvin — президент Королевского Общества — Royal Society — 1895 г.); Бурение земли в поисках нефти? Вы имеете в виду, что надо сверлить землю для того, чтобы найти нефть? Вы сошли с ума. (ответ на проект Эдвина Дрейка в 1859 г.); Самолеты — интересные игрушки, но никакой военной ценности они не представляют. (Марешаль Фох, профессор, Ecole Superieure de Guerre); Живот, грудь и мозг всегда будут закрыты для вторжения мудрого и гуманного хирурга. (Сэр Джон Эрик Эриксен- британский врач, назначенный главным хирургом королевы Виктории, 1873 г.).

З аблуждение – это убеждение или верование, относительно которых хотя и существует уверенность в их правильности, тем не менее, они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). Заблуждение – это искаженное отражение действительности. Если мы заблуждаемся, значит, заблудились, шли и потеряли правильное направление. Источниками заблуждений могут быть: предубеждение, манипуляция, поспешность, недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочная обработка информации, опрометчивые обобщения и т.д.

В парном катании по жизни заблуждение выступает совместно с истиной. «Река истины протекает через каналы заблуждений», — говорил Р. Тагор. Истина и заблуждение – несомненная дуальная пара. В какой-то мере их можно считать противоположностями. Как и с убеждением, разница между ними может быть вопросом времени. Истина – это заблуждение-долгожитель. Пока этого не обнаружено заблуждение является отклонением от истины, принимаемым нами за истинное суждение.

Путь к истине прокладывают заблуждения. Они сыграли выдающуюся роль в нашем познании. На первый взгляд, всякое заблуждение, как Сусанин, уводит нас в сторону от истины. Но, взять того же Сусанина, — заблуждения заблуждениям – рознь. Процесс познания мира часто идет методом проб и ошибок. Настоящий ученый должен предполагать, что его умственное детище ошибочно. Но, в силу человеческой субъективности, он думает, что пришел к истине. Тем не менее, его заблуждение становится важной ступенькой, опираясь на которую мы еще на шаг приближаемся к истине. Заблуждение редко бывает целиком не верно. Какая-то доля правды в нем всегда присутствует. В этом и есть опасность заблуждений. В поисках истины работают сотни ученых. Чем больше число претендентов, тем к более глубоким заблуждениям приводят эти поиски. Б. Пастернак писал: «Шаг вперёд в науке делается по закону отталкивания, с опровержения царящих заблуждений и ложных теорий». Возьмем, к примеру, алхимию. Целая наука оказалась заблуждением, но в ее фарватере родилось множество великих идей. Алхимии мы обязаны открытием свойств многих элементов и созданием предпосылок рождения действительной науки – химии.

Заблуждение нельзя считать ошибкой. Ошибка является результатом нашего познания или действия. Заблуждение – следствие ошибки. Оно не считает ошибку ошибкой. Наоборот, ошибка считается истиной. У заблуждения нет сомнений в своей истинности, ведь оно не распознало ошибку. Это добросовестное заблуждение. Таких заблуждений большинство. Находясь в искреннем неведении о совершенной ошибке, человек может долго пребывать в состоянии блаженного заблуждения, самообмана.

Между заблуждениями и обманом, манипуляциями существует тесная связь. Мы часто встречаемся с осознанным введением человека в заблуждение. Посредством намеков, умолчания, недоговоренностей, мимики и жестов можно любую самую невинную фразу преподнести с другой смысловой нагрузкой. Например: «Меня в коллективе уважают», — говорите вы и получаете ответ: «Ты заблуждаешься настолько глубоко, что заблуждаешься даже насчёт глубины своего заблуждения. Ты обратил внимание, как на тебя сегодня начальник посмотрел?». Начальник о вас даже и не думал – у него хватает других проблем, но вы потеряли покой и душевное равновесие.

Однако, в самообмане скрыта тонкая грань между добросовестным и недобросовестным заблуждениями. Допущенная ошибка напоминает о себе. Человек становится перед выбором: либо признать ошибку, либо заниматься самообманом. Если он становится на путь самообмана, заблуждение становится недобросовестным. В основе самообмана лежит страх. Человек думает «авось пронесет», ему страшно заглянуть в свой внутренний мир. Он уже понимает, что совершил ошибку, но занимается самогипнозом, внушает себе, что все не так. Если ошибка чревата серьезными последствиями для людей или окружающей среды, такой самообман недопустим. Добросовестное заблуждение плавно переходит в недобросовестное, то есть такое, когда человек ложь называет правдой. Рубикон пройден. Мы имеем дело с преднамеренным обманом.

Петр Ковалев

Состояние того, кто заблуждается, ошибается; ложное мнение.

Заблуждение

Неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической...

Неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов. С гносеологической т. зр. понятие “З.” фиксирует состояние знания, качественно отличное как от истины, так и от лжи. В противоположность истине 3. есть одностороннее, иллюзорное воспроизведение действительности. В отличие от лжи 3. есть непреднамеренное искажение действительности (субъективно заблуждающийся верит, что постиг истину). 3. может быть следствием как непродуманных, поспешных субъективных выводов, предубеждений, так и необоснованных экстраполяции истины за пределы ее применимости. Научные 3. не абсолютны (напр., понятия “теплород”, “флогистон”, “эфир” и т. п.). Лишенные объективных прообразов (референтов), в нек-рых отношениях они все же схватывают реальные качества мира. Так, теплород функционировал в теории как носитель свойств теплоемкости, теплопроводности, что и обеспечивало его согласование с законами теплофизики. Ненаучные же 3. объективно-истинностных моментов не несут.

Заблуждение

Представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее...

Представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). Источниками заблуждений могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочная обработка, плохое знание источников ошибок, опрометчивые обобщения и т. д. От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать заблуждения, вызываемые намеренно, являющиеся самообманом или обманом другого. Психологически заблуждение выглядит в высшей степени субъективным или несовершенным толкованием явления (см-. Обман чувств), субъективным или неправильным заключением о явлении – той самой физической действительности, которая посредством этого явления дает о себе знать.

Заблуждение

Несоответствие знания действительности, обусловленное ограниченностью практики и наличного знания либо абсолютизацией...

Несоответствие знания действительности, обусловленное ограниченностью практики и наличного знания либо абсолютизацией отдельных моментов познания или сторон действительности.

Заблуждение

неточное представление, мысль, ход мысли или действие, ведущее к ошибке – интеллектуальной или моральной. Заблуждение...

неточное представление, мысль, ход мысли или действие, ведущее к ошибке – интеллектуальной или моральной. Заблуждение не является обманом, познающий не осознает, что следует неверным путем, уводящим его от истины. Заблуждение состоит в утверждении того, чего нет. Различают заблуждение и иллюзию: «Когда палка, опущенная в воду, кажется надломленной – это иллюзия, а не заблуждение» (Спиноза).

Заблуждение

Гносеологическая оценка знания, выражающая его ограниченный характер. Марксистская гносеология и методология научного...

Гносеологическая оценка знания, выражающая его ограниченный характер. Марксистская гносеология и методология научного познания используют четыре истинностные оценки знания: истина – ложь, относительная истина – абсолютная и с т и н а. Первая пара понятий используется при анализе структуры научного знания в некоторый период его развития при проверке, подтверждении и опровержении законов и теорий, при установлении их соответствия действительности. При таком подходе все научные утверждения и теории разделяются на два класса – истинные и ложные, соответствующие действительности и не соответствующие ей. Когда мы переходим к рассмотрению развития знания, пара понятий “истина – ложь” уже не может служить для истинностной оценки. В самом деле, как квалифицировать экономическую теорию Д.Рикардо или астрономическую теорию Н. Коперника? Их нельзя назвать истиной, ибо во многих своих частях они ошибочны, но эти теории трудно квалифицировать как просто ложные, ибо они были большим шагом вперед в развитии науки и внесли в нее много новых идей, получивших признание и подтверждение. Такие теории называются относительно истинными, т. е. неполными, неточными, исторически ограниченными истинами, на смену которым приходят более точные истины.

Иногда под 3. понимают ложь, которая ошибочно принимается за истину. Такое понимание не вполне удовлетворительно, ибо приводит к абсурдному выводу, что вся история познания представляет собой доходящую почти до наших дней цепь ошибок.

Категория 3. используется при диалектическом рассмотрении познания, когда она добавляется к понятиям относительной и абсолютной истины. Всякая истина объективно становится 3. после того, как обнаружился ее относительный характер. Геоцентрическая система вовсе не была 3. во времена Птолемея и в течение почти полутора тысяч лет после ее создания. Она соответствовала общим мировоззренческим представлениям эпохи, уровню развития общественной практики и подтверждалась наблюдениями с использованием существовавших инструментов. Она была истиной. Как истина она играла прогрессивную роль и в практике, и в развитии астрономического знания. Только после того как выяснилась ее ограниченность, т. е. после победы гелиоцентрической системы, система Птолемея объективно превратилась в 3.

Момент, когда относительная истина превращается в 3., трудно зафиксировать. В течение пятидесяти лет после появления труда Коперника не было объективных оснований квалифицировать концепцию Птолемея как 3. Лишь постепенно, после изобретения телескопа, появления ранее неизвестных данных, результатов Галилея и Кеплера, система Птолемея стала рассматриваться как 3.

3. не может играть прогрессивной роли в познании. Защищать 3. – значит выступать против истины. Конечно, всегда находились люди, которые в силу субъективной слепоты или социального интереса пытались ставить 3. на место истины. И всегда такие попытки лишь тормозили прогресс, но не могли остановить его.

Заблуждение можно передать как искаженное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждение следует отличать отолжи (сознательного искажения истины) и от возникающих вследствие неправильных действий индивида ошибок. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т. д.
Являясь неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как безусловность результатов познания отдельных ее сторон.
То или иное понимание заблуждения связано с исходными принципами теории познания.
Домарксистские философы, например, отождествляли заблуждение с ошибкой, порожденной недостатком познавательных способностей человека. Догадки о природе заблуждения, о соотношении истины и заблуждения возникают лишь по мере формирования диалектического подхода к познанию. Так, Гегель, рассматривая истину как процесс, считал заблуждение не абстрактной противоположностью истине, а лишь ее моментом, исторически ограниченной (конечной) формой движения сознания к истине.
В марксистской философии заблуждение рассматривается как результат ограниченности практики или ее понимания. Т. е. процесс познания выглядит как абсолютизация результатов изучения отдельных сторон действительности, моментов истины. Поэтому заблуждение — не просто иллюзия; в нем фиксируется то, что лежит на поверхности явлений, исторически — ограниченные характеристики этих явлений превращаются в «естественные», а потому — вечные и абсолютные.
59

Заблуждения затрудняют освоение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса.
Заблуждения многообразны по форме. Следует например различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские (эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм) и др.
Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются либо превращаются в истинные знания. Преодолеть заблуждения возможно, изменив и усовершенствовав породившие их социальные условия, усовершенствовав наблюдения и эксперименты, развивая и углубляя знания и методы его получения.
В философских учениях понятие «заблуждение» рассматривается в совокупности с истиной. Часто это едᴎʜϲтво рассматривают на основе изучения шкалы истинности. Знание, информация как совокупность сведений постоянно возрастают. Рост знания означает, что человечество перемещается по шкале истинности слева направо (противоположностью истины является заблуждение; ложь — это преднамеренное искажение истины). Следовательно, установление истины или заблуждения требует другой трактовки. Теории сменяют друг друга, но они иначе трактуют истину. Абсолютная истина оказывается недостижимой.

Лекция, реферат. 28. Заблуждение - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.


24.04.2010/реферат

Современные подходы к проблеме истины и заблуждения. Правда и ложь как объекты философского анализа. Истина как философская категория для обозначения меры отражения объекта познающим субъектом. Основные различия между категориями "заблуждение" и "ложь".

14.06.2010/контрольная работа

Корреспондентская или классическая концепция истины в античном мире. Понятие истины в философии. Заблуждение как такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Особенности оценки критериев истинности.

6.10.2010/реферат

Диалектико-материалистическое понимание заблуждения, рационалистическая и иррационалистическая модели. Логическое доказательство как вспомогательный критерий истины. Категории обмана и самообмана в философской трактовке и в литературных произведениях.

12.09.2009/реферат

Виды заблуждений на пути познания. Метафизический способ мышления естествоиспытателей в философии. Бэконовская индукция как средство познания природы. Теория познания Гоббса, синтезирующая функция дедукции. Принцип материалистического сенсуализма Локка.

14.06.2010/контрольная работа

Представление об истине и ее критериях в истории философии: классическая, когерентная, прагматическая, семантическая концепции. Основные характеристики истины: объективность, противоречивость, процессуальность, конкретность. Истина, заблуждение и ложь.

15.04.2010/контрольная работа

Определение соотношения понятий истины, ошибки, лжи, представления, воображения и фантазии с точки зрения философии. Рассмотрение закономерностей заблуждений в процессе познаний. Проведение сравнительного анализа социальной философии и социологии.

17.03.2010/реферат

Формирование знания и его оценка в процессе познания. Истина как знание, соответствующее своему предмету. Свойства истины: объективность, конкретность, относительность и абсолютность. Проблема критериев истины. Как отличить истину от заблуждения или лжи?

22.12.2009/реферат

Важнейшие отличительные черты философии Нового времени по сравнению со схоластикой; новаторство, поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки. Рационализм Декарта; Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений.

Loading...Loading...