Что означает слово квинтэссенция. Квинтэссенция человеческой жизни
Само слово «квинтэссенция» происходит от латинского словосочетания «quinta essentia» с сохранением его фонематического звучания. Его дословный перевод – «пятая сущность». Откуда пришло к нам это выражение, как менялось его значение со временем и что оно обозначает в наши дни? Об этом пойдет речь в данной статье.
Происхождение слова относят к временам античности, приписывают Аристотелю.
Античный период
В философии античности центральное место занимала теория о четырех веществах – воде, воздухе, огне и земле. Из них состоит мир, все живое и неживое, в том числе человек, космос, звезды. Аристотель в своих трудах дополнил теорию, считая, что существует высший элемент, из которого состоят далекие звезды, надлунный мир. Это вещество вечно, оно не создается и не исчезает, не портиться и не стареет, ему присуще движение по кругу.
Оно дает миру важнейшие свойства: вечность, неизменяемость, неучтожимость. С этим понятием связано представление о Космическом Боге, считавшимся живым существом. Согласно учению Аристотеля квинтэссенция – это реально существующее вещество, впоследствии значение слова связывалось все больше с божественными, магическими, ирреальными смыслами.
В то же время начались диспуты о его существовании. Многие философы считали, что для объяснения существования мира достаточно четырех элементов, а звезды состоят из огненной стихии. Основными оппонентами учения Аристотеля были Теофласт, Ксенарх.
Выражение же прочно вошло в разные языки мира.
Возрождение
В периоды Ренессанса и Возрождения, когда идеи античности снова обрели популярность, слово «квинтэссенция» возродилось в новых значениях, связанных с божественным происхождением мира:
- Теперь под ним подразумевали некую сущность, связывавшую физическое тело и душу, иногда его называли астральным телом. Эту теории поддерживали мыслители и ученые того времени – Джордано Бруно, ф. Бэкон.
- Особый невидимый элемент, эфир, который связывает все остальные элементы.
- Квинтэссенция в алхимии. Особое место понятие «квинтэссенция» занимала в трудах алхимиков, считавших ее высшим божественным элементом, составной частью мира. Кроме того, квинтэссенцией называли философский камень, главное вещество мира, которое обладает уникальными свойствами и может давать бессмертие. Именно философский камень был главной целью алхимиков, наряду с мечтой о создании золота.
- Человека, как главное творение Господа, также иногда называли «квинтэссенцией» всего живого.
- Божественный эфир, душа считалась частью этого вещества, осколком квинтэссенции.
- Вещество, из которого состоят воскресшие. Это значение связано с представлениями о Великом суде, когда все умершие воскреснут и предстанут перед Божиим судом.
Наряду с такими высокими значениями слово стало употребляться с ироническим смыслом. Например, в сочинении Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» упомянут автор-писатель «извлекатель квинтэссенции».
Здесь наблюдается проявление в значении современных смыслов как нечто самое важное, главное.
Квинтэссенция в современном мире, в русском языке наших дней
Данное слово в современном русском языке является многозначным. Употребляется оно в разных областях жизни и науки. Все его значения имеют общую семантический элемент, являющиеся отголоском античного происхождения, обозначающим “суть, экстракт чего-либо”. Основные значения:
- Основное, главное, самое важное, концентрат какого-либо понятия. Например, можно услышать такие выражения: квинтэссенция юмора, войны, доброты.
- Сущность какого-либо понятия.
- В физике слово стало научным понятием. Оно обозначает одну из темных энергий, которые приводят к расширению вселенной.
- В химии: квинтэссенцией называют чистый элемент, вещество без примесей, полученное химическим способом.
Квинтэссенция в гадании и эзотерике
Понятие «квинтэссенция» используется в практике гадания на картах Таро. Это понятие обозначает сложение нумерологических значений всех карт, которые участвовали в раскладе. Считается, что данная величина помогает расшифровке смысла гадания.
Кроме того, подобное понятие связывают с некоей магической энергией мира, к которой обращается человек, проводящий магические ритуалы.
Пятый элемент
Дословный перевод латинского выражения «пятый элемент» также укрепился в русском языке и стал устойчивым выражением, обозначающим главную суть понятия. Также пятым элементом называют самого человека, который считает себя высшим творением мира.
Слово «квинтэссенция» прочно вошло в русский язык, часто употребляется в основном значении: суть чего-либо. Встречается в названиях художественных произведений, в СМИ. Для разговорной речи оно не характерно, так как имеет окраску высокого стиля.
от лат. quinta essentia - пятая сущность), в антич. философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о к-ром впервые было разработано в платоновской Академии (см. «Тимей» 55 с, где корпускулы К. обладают формой правильного додекаэдра). Аристотель превратил теорию пятого элемента (он сам наз. его «первым телом», «первым элементом», «первой сущностью», а также «божественным», «вечным», «горним», «круговращающимся» телом и «эфиром») в краеугольный камень своей космологии (трактат «О небе»), синтезировав ее с теорией гомоцентрич. сфер Евдокса-Каллипа. Согласно Аристотелю, К., или эфир - субстанция всего надлунного мира (как светил, так и несущих их «сфер»); в отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных «возникновению и уничтожению» (циклич. взаимопревращению) и наделенных свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения - пространств. перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает постулат Платона о душах - двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абс. неаффицируемость служат обоснованием несотворенности мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают ему свойства вечного и блаженного живого существа - космич. бога.
В дальнейшем К. все более отождествлялась с субстанцией бога и души и толковалась как нематериальная субстанция (уже у Аристотеля К. «не имеет материи, из к-рой она возникла», «О небе» 270 а 25). В эллинистич. эсхатологич. представлениях о небеснобожеств. происхождении «эфирной» души и ее возврате после смерти на астральную прародину аристотелевская К. смешалась с платонич., стоич. и фольклорными элементами (особенно 1-я кн. «Тускуланских бесед» и «Сон Сципиона» Цицерона); уже у Гераклида Понтийского, Критолая (Академия, 2 в. до н. э.) душа отождествляется с К.; Филон Александрийский отождествлял К. с «художеств. огнем» стоиков и определял душу как осколок эфирной К. Представители вост. патристики опровергали учение Оригена, согласно к-рому тела воскресших состоят не из четырех элементов, а из К.
Особое развитие учение о К. получило в неоплатонич. представлении об эфирной «колеснице» (ср. опорные тексты Платона-Тимей 41 d-е, Федр 247 b), или бессмертном астральном теле души, к-рое она получает при своем «нисхождении» в земную жизнь (Плотин, Эннеады IV 3, 15; Порфирий, О пещере нимф II; Макробий, Комм, к «Сну Сципиона» I 12; Ямвлих, О мистериях III 14; Прокл, Начала теологии 205-209). Этот неоплатонич. тезис о существовании эфирного медиума между духом и телом (как на макро, так и на микрокосмич. уровне) выступил на первый план в философии Возрождения. Так, согласно Агриппе Неттесгеймскому, божеств. дух (активное начало) не может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, к-рый обладал бы смешанной духовно-телесной природой («De philosophia occulta» I 14); этот медиум есть «дух мира», К., оживляющая тела (алхимич. аспект: К. обладает протяженностью и может быть извлечена из тел). Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит К. - «панацея», филос. камень и эликсир жизни. Эфирный «дух мира», К. встречаются у Бруно, Ф. Бэкона и др. Представление об «эфирном», или «астральном теле», как связующем звене между земным, материальным телом и бестелесной бессмертной душой укоренилось в оккультизме.
Полемика против космологич. гипотезы К. велась уже в древности: вероятно, Теофраст и, несомненно, Стратон из Лампсака отказались от гипотезы пятого элемента и говорили об огненной, а не эфирной природе светил. В 1 в. до н. э. перипатетик Ксенарх из Селевкии написал спец. трактат «Против К.» (критику Ксенарха опровергают Александр Афродисийский и Симпликий в комм. к трактату «О небе»). Систематич. критику учения Аристотеля о К. с позиций креационизма дал Иоанн Филопон в трактатах «О вечности мира против Прокла» и «Против Аристотеля о вечности мира».
КВИНТЭССЕНЦИЯ, и, ж. (книжн.). Основа, самая сущность чего-н. К. рассказа. К. события. Толковый словарь Ожегова
КВИНТЭССЕНЦИЯ
КВИНТЭССЕНЦИЯ
1) концентрированный или самый чистый экстракт к.-л. вещества, полученного химич. путем; 2) самая суть чего-либо.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .
КВИНТЭССЕНЦИЯ
[лат. quinta essentia - пятая сущность] - самое главное, основное, истинная сущность чего-л.
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .
КВИНТЭССЕНЦИЯ
лат. а) У алхимика Феофраста Парацельса, пятая эссенция, которая была будто-бы духом или силою натурального тела. b ) Теперь, главная сущность мысли.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .
Квинтэссе́нция
(лат. quinta essentia пятая сущность)
1) в античной философии - эфир, пятый элемент (или стихия), основной элемент небесных тел, противополагавшийся четырем земным элементам (воде, земле, огню и воздуху); в средневековой философии в алхимии - тончайший элемент, составляющий якобы сущность вещей;
2) самое главное, важное, наиболее существенное.
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .
Квинтэссенция
квинтэссенции, ж. [от латин. quinta essentia – пятая сущность – у античных и средневековых философов название пятой стихии, эфира, признававшегося основной сущностью всех других ] (книжн.). Основа, главная сущность предмета. В диалектике квинтэссенция марксизма.
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .
Квинтэссенция
и, ж.
(нем.
Quintessenz, фр.
quintessence лат.
quinta essentia пятая сущность).
Самое главное, наиболее существенное, важное; то же, что эссенция
. К
. искусства
.
|
В античной философии к. - эфир, пятый элемент - основной элемент небесных тел, противополагавшийся четырем земным: воде, земле, огню и воздуху.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .
Синонимы :
Смотреть что такое "КВИНТЭССЕНЦИЯ" в других словарях:
Квинтэссенция … Орфографический словарь-справочник
- (от лат. quinta essentia пятая сущность, перевод греч.), в антич. философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о котором впервые было разработано в платоновской Академии (см. «Тимей»… … Философская энциклопедия
См … Словарь синонимов
квинтэссенция - и, ж. quintessence f., нем. Quintessenz <лат. quinta essentia пятая сущность. В античной и средневековой философии некий пятый элемент (стихия) противополагался остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признавался основной сущностью … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (Quinta essentia или Quintum corpus, pempton svma,пятая сущность или пятое тело) так у римских и у средневековыхфилософов назывался эфир, который в пифагорейской школе был присоединён,в качестве пятой стихии (или пятого простого тела), к четырём… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- (от лат. quinta essentia пятая сущность) основа, самая суть чего либо; в античной натуральной философии эфир, введенный Аристотелем, тончайший пятый элемент (стихия) наряду с водой, землей, воздухом, огнем; позднее тончайшая субстанция вообще,… … Большой Энциклопедический словарь
КВИНТЭССЕНЦИЯ, и, жен. (книжн.). Основа, самая сущность чего н. К. рассказа. К. события. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
В древнегреческой философии (от лат. quinta essentia пятая сущность) некий тончайший элемент (или стихия), эфир, противополагавшийся остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признававшийся основной сущностью. В переносном значении… … Словарь бизнес-терминов
Квинтэссенция - (от латинского quinta essentia пятая сущность), основа, самая суть чего либо; в античной философии эфир, введенный Аристотелем, тончайший пятый элемент (стихия) наряду с водой, землей, воздухом, огнем; позднее тончайшая субстанция вообще,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- (от лат. quīnta essentia пятая сущность) многозначный термин: В Викисловаре есть статья « … Википедия
Книги
- Квинтэссенция решения. На примере Карибского кризиса 1962 года , Г. Аллисон, Ф. Зеликов. Книга "Квинтэссенция решения" впервые вышла в 1971 году и сразу же попала в число бестселлеров. Работа Грэма Аллисона содержала глубокий и всесторонний анализ решений, принимавшихся…
Такое красивое и малопонятное для многих слово – «квинтэссенция»… обычно мы называем им основной смысл, главную сущность какого-либо явления, суть системы взглядов – так, например, Бернард Шоу, написав статью об основных идеях творчества норвежского драматурга Г.Ибсена, назвал её «Квинтэссенция ибсенизма». Между тем, термин этот очень древний – и смысл его гораздо глубже и интереснее.
Появилось это слово в античной философии, и первым употребил его Аристотель. В то время существовало учение о четырёх стихиях, созданное философом и врачом Эмпедоклом: всё в мире (и человеческий организм в том числе) состоит из четырёх превоэлементов – воды, огня, воздуха и земли, различие между чем-либо (например, между животными и растениями) заключается в их соотношении, степени выраженности, преобладании того или иного элемента. Аристотель же добавил к этим четырём началам пятую сущность – quinta essentia (квинтэссенция), которую он назвал эфиром. Но этот эфир-квинтэссенция не дополняет собой четыре основных элемента, а противопоставляется им: из них состоит область между центром Земли и орбитой Луны (т.н. «подлунный мир», низший) – а небо и звёзды («надлунный мир») состоят из того самого пятого элемента – тончайшего и совершеннейшего. Он – в отличие от других четырёх элементов – не подвержен возникновению и уничтожению.
Учение о квинтэссенции было унаследовано средневековой философией, а затем и алхимией – как представление о некоем тончайшем элементе, представляющем собой сущность вещей. Но особенно интересовались этим понятием в эпоху Возрождения – во времена всеобщего колоссального интереса к античности, алхимии и… магии. Да-да, всплеском интереса к магии, оккультным наукам отмечено вовсе не «дикое» Средневековье – а Ренессанс, который мы привыкли представлять «золотым веком» пробуждения человеческого разума! В Средние века такое было невозможно – церковь бы не позволила, причём не с помощью костров инквизиции (костры запылали как раз ближе к эпохе Возрождения), а в качестве мировоззренческого «стержня», без которого человек Средневековья не представлял себе жизни – а вот Возрождение, когда стараниями многочисленных ересей церковь в человеческом сознании потеснилась…
Как же представляется квинтэссенция мыслителям эпохи Возрождения и начала Нового времени? Прежде всего, это было «воскрешение» идей неоплатонизма (философского направления, возникшего на исходе античности на основе идей Платона) – в котором квинтэссенция представлялась неким «духом мира», оживляющим тела, из которого состоит астральное тело – посредник между физическим телом и нематериальной бессмертной душой. В таком ключе говорят о квинтэссенции Дж.Бруно, Ф.Бэкон, а также Агриппа Неттесгеймский, который полагал, что божественный дух неспособен влиять на косную материю непосредственно – нужно некое связующее звено, каковым и является квинтэссенция, обладающая смешанной природой (одновременно духовной и телесной). Идею же об «астральном теле» прочно усвоил оккультизм – и продолжает развивать эту тему до сих пор.
Правда, идея квинтэссенции подвергалась критике ещё в античности – так, философ и физик Стратон из Лампакса считал, что звёзды состоят из огня, а не из эфира, а Ксенарх из Селевкии даже написал трактат, который так и называется – «Против квинтэссенции» – но это не мешало философам и алхимикам Возрождения эту идею развивать. Они полагали, что квинтэссенция может быть извлечена из тел – сближаясь с представлением о философском камне и эликсире жизни… Так толкует понятие квинтэссенции, например, Теофраст Парацельс – который был не только выдающимся медиком, но и алхимиком: квинтэссенция присутствует во всех элементах как их сущность, экстракт, сам Бог извлёк в гигантской алхимической лаборатории, которой является вся Вселенная, пятый элемент всего сущего в мире, и эта квинтэссенция – человек…
Что-то знакомое, не так ли? Именно такая идея положена в основу фильма Люка Бессона «Пятый элемент», созданного в 1997 г. – где тоже присутствует образ совершенного человеческого существа, царящего над четырьмя стихиями – именно это, а вовсе не создание золота из ртути было главной целью алхимиков! И именно в эпоху Возрождения, объявившую человека «мерой всех вещей», могло родиться такое понимание квинтэссенции – и идею Парацельса подхватил кинорежиссёр на исходе второго тысячелетия… вот такая связь времён!
Между тем, понятие квинтэссенции есть и в современной науке – так называется одна из моделей тёмной энергии (феномена, объясняющего ускорение расширения Вселенной)… и пока что современная наука знает о тёмной материи не намного больше, чем философы античности – о таинственном эфире… но ведь горизонты познания безграничны!