Что означает слово квинтэссенция. Квинтэссенция человеческой жизни

Само слово «квинтэссенция» происходит от латинского словосочетания «quinta essentia» с сохранением его фонематического звучания. Его дословный перевод – «пятая сущность». Откуда пришло к нам это выражение, как менялось его значение со временем и что оно обозначает в наши дни? Об этом пойдет речь в данной статье.

Происхождение слова относят к временам античности, приписывают Аристотелю.

Античный период

В философии античности центральное место занимала теория о четырех веществах – воде, воздухе, огне и земле. Из них состоит мир, все живое и неживое, в том числе человек, космос, звезды. Аристотель в своих трудах дополнил теорию, считая, что существует высший элемент, из которого состоят далекие звезды, надлунный мир. Это вещество вечно, оно не создается и не исчезает, не портиться и не стареет, ему присуще движение по кругу.

Оно дает миру важнейшие свойства: вечность, неизменяемость, неучтожимость. С этим понятием связано представление о Космическом Боге, считавшимся живым существом. Согласно учению Аристотеля квинтэссенция – это реально существующее вещество, впоследствии значение слова связывалось все больше с божественными, магическими, ирреальными смыслами.

В то же время начались диспуты о его существовании. Многие философы считали, что для объяснения существования мира достаточно четырех элементов, а звезды состоят из огненной стихии. Основными оппонентами учения Аристотеля были Теофласт, Ксенарх.

Выражение же прочно вошло в разные языки мира.

Возрождение

В периоды Ренессанса и Возрождения, когда идеи античности снова обрели популярность, слово «квинтэссенция» возродилось в новых значениях, связанных с божественным происхождением мира:

  1. Теперь под ним подразумевали некую сущность, связывавшую физическое тело и душу, иногда его называли астральным телом. Эту теории поддерживали мыслители и ученые того времени – Джордано Бруно, ф. Бэкон.
  2. Особый невидимый элемент, эфир, который связывает все остальные элементы.
  3. Квинтэссенция в алхимии. Особое место понятие «квинтэссенция» занимала в трудах алхимиков, считавших ее высшим божественным элементом, составной частью мира. Кроме того, квинтэссенцией называли философский камень, главное вещество мира, которое обладает уникальными свойствами и может давать бессмертие. Именно философский камень был главной целью алхимиков, наряду с мечтой о создании золота.
  4. Человека, как главное творение Господа, также иногда называли «квинтэссенцией» всего живого.
  5. Божественный эфир, душа считалась частью этого вещества, осколком квинтэссенции.
  6. Вещество, из которого состоят воскресшие. Это значение связано с представлениями о Великом суде, когда все умершие воскреснут и предстанут перед Божиим судом.

Наряду с такими высокими значениями слово стало употребляться с ироническим смыслом. Например, в сочинении Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» упомянут автор-писатель «извлекатель квинтэссенции».

Здесь наблюдается проявление в значении современных смыслов как нечто самое важное, главное.

Квинтэссенция в современном мире, в русском языке наших дней

Данное слово в современном русском языке является многозначным. Употребляется оно в разных областях жизни и науки. Все его значения имеют общую семантический элемент, являющиеся отголоском античного происхождения, обозначающим “суть, экстракт чего-либо”. Основные значения:

  1. Основное, главное, самое важное, концентрат какого-либо понятия. Например, можно услышать такие выражения: квинтэссенция юмора, войны, доброты.
  2. Сущность какого-либо понятия.
  3. В физике слово стало научным понятием. Оно обозначает одну из темных энергий, которые приводят к расширению вселенной.
  4. В химии: квинтэссенцией называют чистый элемент, вещество без примесей, полученное химическим способом.

Квинтэссенция в гадании и эзотерике

Понятие «квинтэссенция» используется в практике гадания на картах Таро. Это понятие обозначает сложение нумерологических значений всех карт, которые участвовали в раскладе. Считается, что данная величина помогает расшифровке смысла гадания.

Кроме того, подобное понятие связывают с некоей магической энергией мира, к которой обращается человек, проводящий магические ритуалы.

Пятый элемент

Дословный перевод латинского выражения «пятый элемент» также укрепился в русском языке и стал устойчивым выражением, обозначающим главную суть понятия. Также пятым элементом называют самого человека, который считает себя высшим творением мира.

Слово «квинтэссенция» прочно вошло в русский язык, часто употребляется в основном значении: суть чего-либо. Встречается в названиях художественных произведений, в СМИ. Для разговорной речи оно не характерно, так как имеет окраску высокого стиля.

от лат. quinta essentia - пятая сущность), в антич. философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о к-ром впервые было разработано в платоновской Академии (см. «Тимей» 55 с, где корпускулы К. обладают формой правильного додекаэдра). Аристотель превратил теорию пятого элемента (он сам наз. его «первым телом», «первым элементом», «первой сущностью», а также «божественным», «вечным», «горним», «круговращающимся» телом и «эфиром») в краеугольный камень своей космологии (трактат «О небе»), синтезировав ее с теорией гомоцентрич. сфер Евдокса-Каллипа. Согласно Аристотелю, К., или эфир - субстанция всего надлунного мира (как светил, так и несущих их «сфер»); в отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных «возникновению и уничтожению» (циклич. взаимопревращению) и наделенных свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения - пространств. перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает постулат Платона о душах - двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абс. неаффицируемость служат обоснованием несотворенности мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают ему свойства вечного и блаженного живого существа - космич. бога.

В дальнейшем К. все более отождествлялась с субстанцией бога и души и толковалась как нематериальная субстанция (уже у Аристотеля К. «не имеет материи, из к-рой она возникла», «О небе» 270 а 25). В эллинистич. эсхатологич. представлениях о небеснобожеств. происхождении «эфирной» души и ее возврате после смерти на астральную прародину аристотелевская К. смешалась с платонич., стоич. и фольклорными элементами (особенно 1-я кн. «Тускуланских бесед» и «Сон Сципиона» Цицерона); уже у Гераклида Понтийского, Критолая (Академия, 2 в. до н. э.) душа отождествляется с К.; Филон Александрийский отождествлял К. с «художеств. огнем» стоиков и определял душу как осколок эфирной К. Представители вост. патристики опровергали учение Оригена, согласно к-рому тела воскресших состоят не из четырех элементов, а из К.

Особое развитие учение о К. получило в неоплатонич. представлении об эфирной «колеснице» (ср. опорные тексты Платона-Тимей 41 d-е, Федр 247 b), или бессмертном астральном теле души, к-рое она получает при своем «нисхождении» в земную жизнь (Плотин, Эннеады IV 3, 15; Порфирий, О пещере нимф II; Макробий, Комм, к «Сну Сципиона» I 12; Ямвлих, О мистериях III 14; Прокл, Начала теологии 205-209). Этот неоплатонич. тезис о существовании эфирного медиума между духом и телом (как на макро, так и на микрокосмич. уровне) выступил на первый план в философии Возрождения. Так, согласно Агриппе Неттесгеймскому, божеств. дух (активное начало) не может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, к-рый обладал бы смешанной духовно-телесной природой («De philosophia occulta» I 14); этот медиум есть «дух мира», К., оживляющая тела (алхимич. аспект: К. обладает протяженностью и может быть извлечена из тел). Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит К. - «панацея», филос. камень и эликсир жизни. Эфирный «дух мира», К. встречаются у Бруно, Ф. Бэкона и др. Представление об «эфирном», или «астральном теле», как связующем звене между земным, материальным телом и бестелесной бессмертной душой укоренилось в оккультизме.

Полемика против космологич. гипотезы К. велась уже в древности: вероятно, Теофраст и, несомненно, Стратон из Лампсака отказались от гипотезы пятого элемента и говорили об огненной, а не эфирной природе светил. В 1 в. до н. э. перипатетик Ксенарх из Селевкии написал спец. трактат «Против К.» (критику Ксенарха опровергают Александр Афродисийский и Симпликий в комм. к трактату «О небе»). Систематич. критику учения Аристотеля о К. с позиций креационизма дал Иоанн Филопон в трактатах «О вечности мира против Прокла» и «Против Аристотеля о вечности мира».

КВИНТЭССЕНЦИЯ, и, ж. (книжн.). Основа, самая сущность чего-н. К. рассказа. К. события. Толковый словарь Ожегова

  • квинтэссенция - -и, ж. книжн. Основа, самая сущность чего-л. Подхалюзин не представляет собой изверга, не есть квинтэссенция всех мерзостей. Добролюбов, Темное царство. [От лат. quinta essentia - пятая сущность (в античной и средневековой философии: основная сущность вещей)] Малый академический словарь
  • квинтэссенция - Квинтэссенции, ж. [от латин. quinta essentia – пятая сущность – у античных и средневековых философов название пятой стихии, эфира, признававшегося основной сущностью всех других] (книжн.). Основа, главная сущность предмета. В диалектике квинтэссенция марксизма. Большой словарь иностранных слов
  • КВИНТЭССЕНЦИЯ - КВИНТЭССЕНЦИЯ (от лат. quinta essentia - пятая сущность) - основа, самая суть чего-либо; в античной натуральной философии - эфир, введенный Аристотелем, тончайший пятый элемент (стихия) наряду с водой, землей, воздухом, огнем... Большой энциклопедический словарь
  • Квинтэссенция - (от лат. quinta essentia - пятая сущность) в древнегреческой философии - некий тончайший элемент (или стихия), эфир, противополагавшийся остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признававшийся основной сущностью. Большая советская энциклопедия
  • квинтэссенция - КВИНТЭССЕНЦИЯ -и; ж. [от лат. quinta essentia - пятая сущность] 1. В античной и средневековой философии: основная сущность вещей. 2. Книжн. Основа, самая сущность чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  • квинтэссенция - сущ., кол-во синонимов: 8 альфа и омега 30 душа 59 основа 56 субстанция 16 суть 42 сущность 46 экстракт 27 эссенция 10 Словарь синонимов русского языка
  • квинтэссенция - орф. квинтэссенция, -и Орфографический словарь Лопатина
  • квинтэссенция - квинтэссенция I ж. Эфир - наряду с водой, воздухом, землей и огнем - как тончайшая субстанция в натуральной философии Аристотеля. II ж. Самое главное, самое существенное; основа, суть чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  • квинтэссенция - Квинтэссенция, квинтэссенции, квинтэссенции, квинтэссенций, квинтэссенции, квинтэссенциям, квинтэссенцию, квинтэссенции, квинтэссенцией, квинтэссенциею, квинтэссенциями, квинтэссенции, квинтэссенциях Грамматический словарь Зализняка
  • Квинтэссенция - (Quinta essentia или Quintum corpus, πεμπτόν σώμα, пятая сущность или пятое тело) - так у римских и у средневековых философов назывался эфир... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • КВИНТЭССЕНЦИЯ

    КВИНТЭССЕНЦИЯ

    1) концентрированный или самый чистый экстракт к.-л. вещества, полученного химич. путем; 2) самая суть чего-либо.

    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

    КВИНТЭССЕНЦИЯ

    [лат. quinta essentia - пятая сущность] - самое главное, основное, истинная сущность чего-л.

    Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

    КВИНТЭССЕНЦИЯ

    лат. а) У алхимика Феофраста Парацельса, пятая эссенция, которая была будто-бы духом или силою натурального тела. b ) Теперь, главная сущность мысли.

    Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

    Квинтэссе́нция

    (лат. quinta essentia пятая сущность)

    1) в античной философии - эфир, пятый элемент (или стихия), основной элемент небесных тел, противополагавшийся четырем земным элементам (воде, земле, огню и воздуху); в средневековой философии в алхимии - тончайший элемент, составляющий якобы сущность вещей;

    2) самое главное, важное, наиболее существенное.

    Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

    Квинтэссенция

    квинтэссенции, ж. [от латин. quinta essentia – пятая сущность – у античных и средневековых философов название пятой стихии, эфира, признававшегося основной сущностью всех других ] (книжн.). Основа, главная сущность предмета. В диалектике квинтэссенция марксизма.

    Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

    Квинтэссенция

    и, ж. (нем. Quintessenz, фр. quintessence лат. quinta essentia пятая сущность).
    Самое главное, наиболее существенное, важное; то же, что эссенция . К . искусства .
    | В античной философии к. - эфир, пятый элемент - основной элемент небесных тел, противополагавшийся четырем земным: воде, земле, огню и воздуху.

    Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "КВИНТЭССЕНЦИЯ" в других словарях:

      Квинтэссенция … Орфографический словарь-справочник

      - (от лат. quinta essentia пятая сущность, перевод греч.), в антич. философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о котором впервые было разработано в платоновской Академии (см. «Тимей»… … Философская энциклопедия

      См … Словарь синонимов

      квинтэссенция - и, ж. quintessence f., нем. Quintessenz <лат. quinta essentia пятая сущность. В античной и средневековой философии некий пятый элемент (стихия) противополагался остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признавался основной сущностью … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      - (Quinta essentia или Quintum corpus, pempton svma,пятая сущность или пятое тело) так у римских и у средневековыхфилософов назывался эфир, который в пифагорейской школе был присоединён,в качестве пятой стихии (или пятого простого тела), к четырём… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      - (от лат. quinta essentia пятая сущность) основа, самая суть чего либо; в античной натуральной философии эфир, введенный Аристотелем, тончайший пятый элемент (стихия) наряду с водой, землей, воздухом, огнем; позднее тончайшая субстанция вообще,… … Большой Энциклопедический словарь

      КВИНТЭССЕНЦИЯ, и, жен. (книжн.). Основа, самая сущность чего н. К. рассказа. К. события. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      В древнегреческой философии (от лат. quinta essentia пятая сущность) некий тончайший элемент (или стихия), эфир, противополагавшийся остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признававшийся основной сущностью. В переносном значении… … Словарь бизнес-терминов

      Квинтэссенция - (от латинского quinta essentia пятая сущность), основа, самая суть чего либо; в античной философии эфир, введенный Аристотелем, тончайший пятый элемент (стихия) наряду с водой, землей, воздухом, огнем; позднее тончайшая субстанция вообще,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      - (от лат. quīnta essentia пятая сущность) многозначный термин: В Викисловаре есть статья « … Википедия

    Книги

    • Квинтэссенция решения. На примере Карибского кризиса 1962 года , Г. Аллисон, Ф. Зеликов. Книга "Квинтэссенция решения" впервые вышла в 1971 году и сразу же попала в число бестселлеров. Работа Грэма Аллисона содержала глубокий и всесторонний анализ решений, принимавшихся…

    Такое красивое и малопонятное для многих слово – «квинтэссенция»… обычно мы называем им основной смысл, главную сущность какого-либо явления, суть системы взглядов – так, например, Бернард Шоу, написав статью об основных идеях творчества норвежского драматурга Г.Ибсена, назвал её «Квинтэссенция ибсенизма». Между тем, термин этот очень древний – и смысл его гораздо глубже и интереснее.

    Появилось это слово в античной философии, и первым употребил его Аристотель. В то время существовало учение о четырёх стихиях, созданное философом и врачом Эмпедоклом: всё в мире (и человеческий организм в том числе) состоит из четырёх превоэлементов – воды, огня, воздуха и земли, различие между чем-либо (например, между животными и растениями) заключается в их соотношении, степени выраженности, преобладании того или иного элемента. Аристотель же добавил к этим четырём началам пятую сущность – quinta essentia (квинтэссенция), которую он назвал эфиром. Но этот эфир-квинтэссенция не дополняет собой четыре основных элемента, а противопоставляется им: из них состоит область между центром Земли и орбитой Луны (т.н. «подлунный мир», низший) – а небо и звёзды («надлунный мир») состоят из того самого пятого элемента – тончайшего и совершеннейшего. Он – в отличие от других четырёх элементов – не подвержен возникновению и уничтожению.

    Учение о квинтэссенции было унаследовано средневековой философией, а затем и алхимией – как представление о некоем тончайшем элементе, представляющем собой сущность вещей. Но особенно интересовались этим понятием в эпоху Возрождения – во времена всеобщего колоссального интереса к античности, алхимии и… магии. Да-да, всплеском интереса к магии, оккультным наукам отмечено вовсе не «дикое» Средневековье – а Ренессанс, который мы привыкли представлять «золотым веком» пробуждения человеческого разума! В Средние века такое было невозможно – церковь бы не позволила, причём не с помощью костров инквизиции (костры запылали как раз ближе к эпохе Возрождения), а в качестве мировоззренческого «стержня», без которого человек Средневековья не представлял себе жизни – а вот Возрождение, когда стараниями многочисленных ересей церковь в человеческом сознании потеснилась…

    Как же представляется квинтэссенция мыслителям эпохи Возрождения и начала Нового времени? Прежде всего, это было «воскрешение» идей неоплатонизма (философского направления, возникшего на исходе античности на основе идей Платона) – в котором квинтэссенция представлялась неким «духом мира», оживляющим тела, из которого состоит астральное тело – посредник между физическим телом и нематериальной бессмертной душой. В таком ключе говорят о квинтэссенции Дж.Бруно, Ф.Бэкон, а также Агриппа Неттесгеймский, который полагал, что божественный дух неспособен влиять на косную материю непосредственно – нужно некое связующее звено, каковым и является квинтэссенция, обладающая смешанной природой (одновременно духовной и телесной). Идею же об «астральном теле» прочно усвоил оккультизм – и продолжает развивать эту тему до сих пор.

    Правда, идея квинтэссенции подвергалась критике ещё в античности – так, философ и физик Стратон из Лампакса считал, что звёзды состоят из огня, а не из эфира, а Ксенарх из Селевкии даже написал трактат, который так и называется – «Против квинтэссенции» – но это не мешало философам и алхимикам Возрождения эту идею развивать. Они полагали, что квинтэссенция может быть извлечена из тел – сближаясь с представлением о философском камне и эликсире жизни… Так толкует понятие квинтэссенции, например, Теофраст Парацельс – который был не только выдающимся медиком, но и алхимиком: квинтэссенция присутствует во всех элементах как их сущность, экстракт, сам Бог извлёк в гигантской алхимической лаборатории, которой является вся Вселенная, пятый элемент всего сущего в мире, и эта квинтэссенция – человек…

    Что-то знакомое, не так ли? Именно такая идея положена в основу фильма Люка Бессона «Пятый элемент», созданного в 1997 г. – где тоже присутствует образ совершенного человеческого существа, царящего над четырьмя стихиями – именно это, а вовсе не создание золота из ртути было главной целью алхимиков! И именно в эпоху Возрождения, объявившую человека «мерой всех вещей», могло родиться такое понимание квинтэссенции – и идею Парацельса подхватил кинорежиссёр на исходе второго тысячелетия… вот такая связь времён!

    Между тем, понятие квинтэссенции есть и в современной науке – так называется одна из моделей тёмной энергии (феномена, объясняющего ускорение расширения Вселенной)… и пока что современная наука знает о тёмной материи не намного больше, чем философы античности – о таинственном эфире… но ведь горизонты познания безграничны!

    Loading...Loading...