Что означает возлюби ближнего как самого себя. Две "новые" заповеди иисуса христа

Евангельские заповеди это: Заповеди Христовы - изложенные в рамках Нового Завета заповеди, данные ученикам Иисусом Христом. Эти заповеди являются основой христианской морали и самого христианского вероучения. Важнейшей частью этих заповедей считаются Заповеди о блаженствах, данные в Нагорной проповеди.

Заповеди любви.

Заповеди любви - две заповеди Ветхого Завета, объявленные в Евангелии как основа для всего Божественного Закона и как предопределяющие все остальные заповеди. Обе заповеди объявлены Иисусом Христом наиважнейшими в ответ на вопрос о высшем законе для человека. Духом этих двух канонов проникнуто все Евангелие.
Новый Завет рассказывает, как законник-фарисей спросил Христа: «Какая первая из всех заповедей?», на что получил ответ от него:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф.22:37-40)»

В ответе на вопрос книжника о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос называет наибольшими две заповеди, о любви к Богу и о любви к ближнему как к самому себе. Духом этих двух заповедей пронизано всё мессианское учение Христа.

37 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.
38 Сия есть первая и наибольшая заповедь.
39 Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
От Матфея 22:37-40

Заповеди Блаженства.

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное..
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
(Евангелие от Матфея. Глава 5, стихи 3-12.)

Другие заповеди Нагорной проповеди.

Нагорную проповедь иногда считают аналогом провозглашения Моисеем Десяти заповедей на горе Синай. Христиане верят, что Иисус Христос принёс людям Новый Завет (Евр.8:6).
Нагорная проповедь - собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа.
Самая известная часть Нагорной проповеди - Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь «не противиться злому» (Мф.5:39), «подставить другую щёку», а также Золотое правило. Также часто цитируются слова о «соли земли», «свет мира», и «не судите, да не судимы будете».
Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. Также считается, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет * брату своему: `рака", подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь * против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Мф 5, 21-48)

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
(Мф 6, 1, 3, 6, 14-21, 24-25)
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
21 Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
(Мф 7, 1-5, 21)

Важнейшая заповедь Евангелия «возлюби ближнего твоего, как самого себя», на первый взгляд, является простейшим правилом, не требующим толкования. Тем не менее, именно вокруг этих простейших слов Христа мудрецы (и не только мудрецы) обожают вести интеллектуальные споры.

Прочитав ряд высказываний многих философов толкователей (от Ф. Ницше до отца Сергея Булгакова или Василия Розанова или Льва Красавина), верующий человек и сам может впасть в заблуждение. Перед ним неизбежно встанут вопросы, в одночасье превращающиеся из простых и понятных ─ в сложные и трудноразрешимые:

Кто есть ближний христианину , которого ему следует возлюбить?

Как именно следует любить ближнего – как самого себя?

Золотая заповедь христианской этики

Ведь в Евангелии действительно можно найти многократные упоминания Христом, что «много званых, да мало избранных», «враги человеку ─ близкие его» (от Матфея,10-39). «Нехорошо отнять хлеб у детей и давать его псам» (а женщине хананеянке, молившей о помощи, Мф., 15-26).

Следовательно, те, кого следует любить ─ вовсе не все окружающие христианина люди, но некие избранные? При этом » возлюбить ближнего своего как самого себя» Библия обозначает важнейшим условием Спасения? И как же «любить самого себя»?

Недавно пришедший к христианству человек, если не читает толкований Отцов Церкви и не ведет бесед со своим духовником, может усомниться и в том, что именно есть христианская любовь по отношению к самому себе. Несмотря на риторические спекуляции, верующий поймет, что «любить себя» в евангельском духе ─ вовсе не означает позволять себе новые роскошные автомобили, разнообразить стол фуа-гра и экзотическими фруктами. Напротив, из любви к себе следует вырвать себе «соблазняющий глаз», «оставить», а порой и «возненавидеть отца и мать » (от Луки,14-26).

То ж самое касается и любви к «ближнему твоему «, если уж она уподобляется любви к себе. Следует оберегать объект любви от излишеств, помогать, даже направлять с любовью на верный путь, не позволять усомниться в заповеди и Библии.

Чтобы избежать подобной пагубной путаницы, и следует знать толкования Святых отцов и просто церковных авторитетов на эту простейшую заповедь.

По своей сути, заповедь христова «возлюби ближнего твоего как самого себя» включает в себя, как и постулаты из Ветхого Завета, в частности, книги Иакова: «хорошо поступаете, любя ближнего, как самого себя (Библия, Иак., 2, 8) и современного золотого правила этики в положительном прочтении: «поступай с другими так, как хочешь, чтоб они поступали с тобой». В этом заповедь Христа ─ вторая по важности, после любви к Богу, ─ всеобъемлюща и проста.

Но необходимо отметить, что христианство резко различает «всех» близких людей (например, достающуюся человеку вне зависимости от его желаний родню или коллег), и истинных «близких».

В притче о пострадавшем от разбойников , прямо отвечая на вопрос «кто есть ближний христианину», сам Иисус подчеркивает эту разницу. ─ Человек был ограблен и избит бандитами, лежит на дороге. Мимо проходят те, кто должны бы позаботиться о нём: родич по племени и учитель законов (в применении к сегодняшним реалиям – кузен и народный депутат или даже недостойный батюшка). И только один из трех, человек неведомого племени («самарянин» во времена Христа или случайный кореец в нынешней ситуации), останавливается и помогает жертве налета. Из этой притчи становится ясно: кого, в первую очередь, имел в виду Христос под понятием «ближнего» . Но не только!

Кто же есть для человека «ближние его»?

Если внимательно читать Евангелия , то «ближними» христианину становятся те, кто, как и он исповедует истинную веру, сам следует . При этом важно понимать, что таким может оказаться вовсе не близкий по жизни в миру человек. Даже не родственник: « Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф., 12-50).

Тем не менее даже не любя родителей, ─ так как любовь есть чувство от Бога, и ей крайне сложно возникнуть в отношении тех, кто сбивает с пути праведного, или злословит на учение Христа, ─ настоящий православный должен почитать отца и мать.

Очень хороший, чёткий ответ на этот вопрос даёт св. Иоанн Златоуст в своём толковании о «боголюбии и человеколюбии». Даже брат или жена (муж) , даже если они «любят» тебя телесной любовью, но не заботятся о твоём христианском самосовершенствовании, поощряют — например, лень и — не являются «ближними» в евангельском смысле слова.

Ближние по крови и по духу в Евангелии и Библии

Но нельзя забывать, что заповедь о любви к ближнему является второй по значимости, первая же ─ о любви к Богу. Из этого богословы делают вывод, что настоящий христианин, воспитанный в духе слов «Возлюби Господа от всего сердца, души и разумения», несмотря ни на что, сам должен стараться увидеть в каждом создание божие, относится, как отнесся самарянин к ограбленному, искать в сердце силы помочь самому заблуждающемуся, сделав того «ближним» своим. Нужно найти в сердце отзыв на страдания любого существа, и оно станет ближним твоим.

Тем более что слова Евангелия «возлюби ближнего твоего как самого себя» Библия многократно ставить в число важнейших заповедей и Ветхого Завета, например: книга Левит.19:18.

Вот краткий перечень трудов православных отцов церкви, в которых дается наиболее ясное толкование не только заповеди «возлюби твоего ближнего» но и того, кем должен является этот ближний (расширенный список литературы вы сможете найти на сайте Оптиной пустыни или на ресурсе «Азбука Веры» http://www.optina.ru/ , https://azbyka.ru/).

  • «Толкование на Святого Матфея» Св. .
  • «Заповеди Божии» епископа Южно-Американского из Буэнос-Айреса Александра Милеанта.
  • «О любви к Богу и ближним» преподобного Иоанна Кронштадтского.

Из этих (и многих других сочинений или просто беседы со вдумчивым батюшкой), станет понятно, что истинный христианин должен считать «ближними своими»

  • тех, кто нуждается, кому он в силах помочь,
  • тех, кто хоть раз помог ему советом, наставлением или делом.
  • Но, в первую очередь тех, кто, как и он сам пытается постичь любовь к Господу, тех, кто близок ему по христианскому духу.

Остальных людей, особенно «злоречивых» , христианин (если он не открыл в себе дара проповедовать и самому нести слово Божие) должен скорее избегать: «знайте, что вы и через брата будете (имеется в виду не «брат по Вере, но «брат по крови») выслушивать глубины » (старец Амвросий Оптинский).

«Имейте общение с теми, кто Боится Господа и дает душе вашей утешение».

Пахомий Великий.

Для тех, кто хочет изучить проблему более углубленно, рекомендуем труд Н. Бердяева «Дух и реальность» или сочинение о. Павла Флоренского «Столп Веры».

Какой должна быть христианская любовь к себе и ближнему?

Никакое высокое, настоящее возвышенное духовное чувство не может прийти к человеку даром. Философ о. Сергей Булгаков писал: «любовь, даже дружба, приходят после духовного подвига, аскезы». Любовь к ближним, пришедшая христианину, должна быть достаточно суровой (как и к самому себе), чтобы стать чувством, способным уберегать ближнего — как и себя самого — от искушений, помочь удалиться от «делающих зло», спасти от ада .

Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца

еп. Игнатий Брянчанинов

Это чувство ни в коем случае не должно оказаться потаканием: «ах, ближний мой хочет миллион долларов, надо помочь». Христианская любовь в истинном православии, не смешанном с лютеранской теорий «успеха в жизни мирской», должна быть достаточно строгой. В примере с миллионом долларов христианин, скорее должен не помочь заработать ближнему этот миллион, а указать опасности для его души, поджидающие на пути стяжательства.

Но и видеть в каждом ином человеке подобие божие, настоящий православный тоже должен. И помогать, по силам своим, своей любовью выйти из пагубных заблуждений на ту дорогу, с которой его столкнули разбойники из притчи. Любите ближнего как самого себя и никогда не отчаивайтесь!

Новый Завет

Главная заповедь Иисуса Христа - любовь к Богу и ближнему

Не один раз люди спрашивали Иисуса Христа, что самое главное в Его учении, чтобы получить вечную жизнь, в Царстве Божием. Одни спрашивали для того, чтобы узнать, а другие, чтобы найти против Него обвинение.

Так вот, однажды иудейский законник (т. е. человек, занимавшийся изучением Закона Божия), желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: "Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?"

Иисус Христос ответил ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ".

Это значит: все, чему учит Закон Божий, о чем говорили пророки, все это целиком содержат в себе эти две главные заповеди, то есть: все заповеди закона и учение его говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы и нарушить все остальные заповеди, так как все они есть отдельные части заповеди о любви. Так, например, если мы любим ближнего, то мы его и не можем обидеть, обмануть, тем более убить, или ему позавидовать, и, вообще, не можем пожелать чего-либо худого ему, а, наоборот, жалеем его, заботимся о нем и готовы жертвовать для него всем. Потому Иисус Христос и сказал: "Другой большей заповеди, чем эти две, нет " (Марк. 12 , 31).

Законник сказал Ему: "хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что любить Бога от всей души и любить ближнего, как самого себя, есть больше и выше всех всесожжений и жертв Богу".

Иисус же Христос, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: "недалеко ты от Царствия Божия".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 23 , 35-40; от Марка, гл. 12 , 28-34; от Луки, гл. 10 , 25-28.

Возлюби ближнего как самого себя,
и себя как ближнего своего.

Последние годы стала очень популярна фраза «возлюби себя». Что только люди не вкладывают в эту фразу. Наиболее популярный, несколько скрытый смысл – ублажай себя, не обращай особого внимания на окружающих.

Обычно это рекомендуется людям, имеющим много комплексов, неуверенным в себе. Но как можно советовать полюбить себя, если человек не знает, кто он? И всегда ли слово «любовь» подразумевает потакание слабостям? Разве, если вы по-настоящему любите ребенка, вы позволите ему есть, что он хочет и сколько хочет? Или, если вы любите свое тело, разве вы будете вести вредный для него образ жизни и пытаться удовлетворить все его прихоти? Это очень большая и важная тема.
Эта статья, поможет разобраться вам в этом вопросе, по-настоящему полюбить себя и стать гармоничным.

Как человек может полюбить ближнего своего как самого себя, если он себя не умеет любить?

Для того, чтобы научиться любить себя, давайте сначала разберемся, что это значит.

Кого именно надо любить, когда любишь себя?

Кто этот Я?

Что такое любовь?

Как любить себя?

Я – это часть этой Вселенной.

Я – это часть Бога.

В каждом из нас есть божественное начало – наша душа, которая исходит из Бога и является его частью.

Раз мы все исходим из одного источника, и у нас у всех есть души, то получается, что мы все равны и едины на более тонком уровне.

Наша точка единства и соединения – это Бог.

Раз мы все едины, и Бог проявляется частично в каждом, то если мы кого-то не любим (себя или кого-то другого), то значит, мы не любим Бога. Поэтому, чтобы полюбить себя и ближнего своего, и весь этот мир с любыми его ситуациями, надо научиться видеть Бога во всем и во всех, ВКЛЮЧАЯ СЕБЯ. Потому что Он стоит за всем и всеми.

А Он ничего, кроме любви, нам не желает, потому что любовь – это та субстанция, которая все и всех объединяет. А основная цель нашей души – это слиться с Творцом, вернуться к Нему, но без любви к Нему это невозможно. Разве вы захотите обняться с кем-то, кого вы ненавидите? Когда любишь кого-то, то хочешь с ним объединиться и слиться в одно, именно это происходит в момент объятий возлюбленных.

Поэтому мы приходим в этот мир, чтобы научиться любить и прочувствовать эту любовь к Богу через Его проявления.

Вы спросите: «Если за всем происходящим стоит Бог, и в каждом Он присутствует, и мне все это надо любить, то как же я могу полюбить, например, убийцу? Легко полюбить того, кто нас все время гладит по головке. Для этого большой любви не надо. Но полюбить того, кто нам причиняет боль, куда трудней. А ведь настоящая любовь – бескорыстна и безусловна.

Бог нас любит и принимает безусловно, какими бы мы ни были, и Он делает все, чтобы приблизить нас к Нему, развивая в нас чувство любви, чтобы мы пришли к Нему. Но это уже наша свобода воли, какой выбор мы сделаем в момент боли – в сторону любви или в сторону ненависти, гордыни, раздражения, гнева, обвинения, уныния и т.д. Например, представьте себе ребенка, который лезет в розетку. Ему, конечно, хочется, чтобы родитель ему это разрешил, ведь это так интересно – посмотреть, что же это за две дырочки и опробовать их. Но родитель знает лучше, надо туда лезть или нет, и не разрешает ему.

А если ребенок все равно делает рывок к розетке, то родитель подбегает и отталкивает ребенка. Конечно же, ребенок начинает плакать и считает, что родитель его не любит, раз он так несправедливо (по его мнению) поступает, да еще и больно сделал, толкнув его. Ребенок не видит и не понимает полной картины и не имеет тех знаний, которые имеет родитель, поэтому он делает свои ограниченные выводы. Мы – как этот ребенок: не знаем, что для нас действительно хорошо, а что плохо.

Бог – в более высокой позиции, как родитель, который знает, что для нашего же блага можно позволить, а что – нет.

И нам может казаться очень несправедливым (с нашей точки зрения) и даже обидным то, что нас отталкивают от очередной розетки, в которую мы так хотим залезть. Но если мы упорно продолжаем биться, спорить и настаивать на своем, то иногда нам могут позволить все-таки испытать на себе то, к чему мы так рвемся.

Но потом мы пожинаем плоды своего упорства и натыкаемся на очередную розетку.

Бог испытаний не по силам не дает.

И все испытания, которые нам посылаются, предназначены для того, чтобы мы развили в себе больше любви, научились видеть Бога во всем и в конце слились с ним.

Поэтому все происходит для нашего же блага. Это может быть неприятным для нашего тела или ума, но это путь к освобождению и очищению нашей души.

Я придумала для себя три этапа развития Божественной любви, которые мне помогают:

1. Научитесь видеть Бога во всем происходящем.

2. Примите любую происходящую ситуацию.

Поймите, что за всем происходящим есть какой-то смысл, который вам может быть непонятен. Все происходит для вашего блага и развития как гармоничной и любящей личности. Даже если урок неприятный. Принятие ситуации – это состояние смирения. Принимать мы должны на внутреннем и эмоциональном плане. На внешнем уровне мы можем действовать, меняя ситуацию, но главное при этом – сохранять в себе чувство любви, не раздражаясь, не унывая, не обижаясь, видя за всем происходящим Творца, который кроме того, чтобы приблизить нас к себе, ничего не желает.


3. Полюбите все происходящее, ведь оно для того и происходит, чтобы вы видели за этим Бога и любили Его.


Если реализовать эти три пункта, то любой урок для вашей души будет наслаждением, и при его прохождении вы будете чувствовать любовь. Поэтому, чтобы полюбить себя и ближнего своего, надо, прежде всего, полюбить Бога. А настоящая любовь – она безусловна и бескорыстна, все и всех примет.
Помните, что если вы не любите себя, то вы ущемляете то Божественное, что есть в вас. А если не любите другого, то ущемляете Божественное в другом. Любить надо и себя, и других, принимая их и себя такими, какие есть, безусловно и бескорыстно. Вы, как и каждый другой, тоже являетесь частичкой Бога. Любите и уважайте Бога в себе и в других и, соответствующим образом действуйте.


По образу и подобию

Человек создан по образу и подобию Бога. В каждом человеке есть своего рода мини-Вселенная по образу и подобию всей Вселенной. В нас есть целые нации (клетки определенного вида) и государства (зоны определенных органов, в которых клетки живут).

Мы состоим из тех же элементов, из которых состоит и этот мир. У каждой клетки есть какая-то роль – ее можно также назвать предназначением или профессией, для которой была рождена эта клетка.

Приведу в пример клетки иммунной системы, которые, как армия, стоят на обороне нашего организма. Есть разные виды клеток иммунной системы с разными обязанностями. Некоторые, как полиция, сначала распознают «преступника» (например, вирус), вторгшегося в наш организм, и начинают бить тревогу, другие отслеживают «преступника» и убивают его.

В наших клетках заложен механизм самопожертвования (самоуничтожения) на благо сохранения всего организма. Бывает, что какая-то клетка заболела или повреждена, и ее уже вылечить нельзя, или она уже очень старая, и ей надо освободить место для новой клетки, а если она продолжит размножаться, то породит плохих потомков, которые навредят организму.

Такая клетка «понимает», что ей придется пожертвовать своей жизнью ради блага всего организма. Или другой пример: когда у ребенка, развивающегося в утробе матери, формируются пальчики, между ними сначала образуются перепонки. Получаются ласты.

Чтобы сформировались нормальные человеческие пальцы, клетки, которые составляют перепонки, должны умереть. Oни умирают сами, а иммунная система убирает их трупы. Это явление в биологии называется «апоптоз».

Клетка «кончает жизнь самоубийством» на благо всего организма. Она начинает разваливаться и выставляет на себе «табличку», которая призывает иммунную систему ее убить и очистить от нее место. Наши клетки умеют жить очень гармонично сами с собой, с их окружением и со всем организмом. Каждая клетка заботится о себе и о других клетках.

Она выделяет разные вещества, которые частично употребляет сама, отдает «соседям» или даже клеткам, находящихся в других органах и системах нашего тела. Также она может выделять различные вещества для функционирования наших органов — например, пищеварительный сок, необходимый для поддержания существования всего организма. Но для выполнения этого служения клетка должна заботиться о себе.

Организм заботится о клетке, снабжая ее кислородом, пищей и другими необходимыми веществами. Также он забирает ее отходы, а клетка принимает ту заботу, которую ей дает организм.

Если клетка будет только служить, не умея принимать то, что ей дает организм, она погибнет.

Если же клетка откажется от служения и будет жить только для себя, она превратится в раковую клетку, которая только потребляет.

Масса таких клеток образует опухоль, и чем выше у них будет уровень потребления, тем более злокачественной она будет.

Поэтому часто рак – это болезнь, которая, прежде всего, вызывается эгоизмом, концентрацией только на себе и своих потребностях, то есть негармоничным отношением к себе и обществу.

Тогда человек полностью изолирует себя от Вселенной и перестает чувствовать единство с ней – как и раковая клетка, переставшая чувствовать единство с организмом.

Эгоизм и потребительство ни к чему хорошему не приводят – хотя вначале раковая клетка (или эгоист-потребитель) может выигрывать и наслаждаться, но, в конечном итоге, это губит весь организм, и клетка умирает вместе с ним.

Поэтому все, что исходит из эгоизма, имеет разрушительный эффект.

Причиной серьезных проблем может стать и неверно понимаемый человеком чрезмерный альтруизм.

Такое часто случается с людьми, всю жизнь посвятившими кому-то или чему-то в ущерб собственным потребностям и желаниям — в конце жизни они также могут заболеть раком или другим тяжелым заболеванием.

Где же логика? – скажете вы. А подумайте, кем эти люди сделали того, кому они посвятили всю свою жизнь? Потребителем и эгоистом.

Кстати, такие чрезмерные альтруисты часто накапливают внутри много обид и раздражения в адрес тех, кто не оценил по достоинству их помощь и настойчивое желание «догнать и причинить добро».

Сейчас все больше современных исследователей приходят к выводу, что обида – это один из главных факторов, вызывающих рак и другие серьезные заболевания. Чтобы обидеться, нужно накопить много гордыни, а гордыня происходит от эгоизма и большой концентрации на себе. В нас целый живой мир.

И наши клетки тоже общаются между собой (только не с помощью слов, а через химические элементы) и гармонично живут в этом общении внутри нас, исполняя свое предназначение.

Если каждая клеточка в нашем теле умеет жить гармонично, исполняя свое предназначение, служить и жить на благо всего организма, при этом не забывая о себе, то почему мы забыли, как это делается?

Этот потенциал и заложен в нас на уровне каждой клетки, нам надо лишь перестать противиться естественному течению жизни, внутренне открыться Вселенной и начать жить гармонично. Альтруизм в нас должен превышать эгоизм, клетка рождается для того, чтобы служить организму, а не себе, но для того, чтобы служить организму, она должна не забывать и о себе.



Показатели того, что человек по-настоящему любит себя:


1. Он (она) четко знает, что он есть вечная душа, время от времени воплощающаяся в этом материальном мире для прохождения определенных уроков, отработки кармических последствий прошлой деятельности.

2. Он с любовью, уважительно и бережно относится к своему телу, имеет здоровый образ жизни, правильно питается. Душа, ведущая себя подобным образом, подобна хорошему водителю, внимательно следящему за состоянием своей машины.

4.Не позволяет обращаться с собой грубо и неуважительно, и сам, в свою очередь, общается с другими уважительно и вежливо. Избегает критики, обвинений и особенно осуждения как себя, так и других. Не оправдывается.

5. Он сам планирует и строит свою жизнь, внимательно относится к чужому мнению или советам, но решения принимает самостоятельно.

6. Очень внимательно относится ко времени, понимает, что прошедшую секунду не вернуть и за миллионы долларов. Избегает пустого и бессмысленного времяпровождения.

7. Постоянно занимается самообразованием и саморазвитием. Умеет и любит оставаться в одиночестве, у него отсутствует зависимость от толпы, телевизора, Интернета.

8. Его отношения с другими людьми строятся по принципу: ты выигрываешь – я выигрываю или мы не вступаем в какие-либо взаимоотношения вообще. Или «я – о’кей и ты – о’кей».

9. Живет осознанно, не вступает в различные манипуляционные игры. Не входит в роль спасателя, жертвы или агресора.

10.Принимает себя таким, какой он есть. Не гордится своими сильными сторонами, у него отсутствуют какие-либо комплексы относительно своих мнимых и настоящих недостатков. Но, вместе с тем, он работает над своими недостатками, слабостями и развивает свои сильные стороны, свои таланты.

11. Он занят в жизни тем, что ему нравится, в соответствии со своими талантами и психофизической природой. Для него очень важно делать то, что приносит окружающим людям благо и делает их счастливыми и здоровыми.

12. Он осознает в себе духовное Божественное начало, часть Единого Духа, и видит во всех, в первую очередь, душу. Любовь к себе проявляется у него в том, что он безусловно любит всех, любит Бога. Он знает, что высшее проявление любви к себе – это бескорыстное, смиренное служение миру.

Снизить нервно-психическое напряжение, тревожность и обрести внутренний ресурс для работы над преодолением внутреннего дискомфорта.

Осмыслить, проработать и отпустить психологические травмы детства.

Освоить эффективные методы прощения и принятия себя, избавляясь от эмоционального груза прошлого.

Улучшив свое самочувствие, стать намного счастливее и успешнее.

Улучшить (или восстановить) отношения с близкими людьми.

Получить огромный заряд энергии для решения других личностных проблем.

Представьте себе: на улице вы увидели, как с каким-то человеком стало плохо или, допустим, к нему пристают негодяи, но вы прошли мимо как ни в чем не бывало - а потом вдруг выясняется, что это был ваш родственник или близкий человек, которого вы просто в тот момент не узнали. Уж как тогда будет стыдно! Суть же этого примера заключается в том, что к другим надо относиться так, как если бы это были близкие нам люди.

В сказке Андерсена «Девочка со спичками» рассказывается про девочку, которая пыталась согреть себя, зажигая спички одну за другой. И с каждой вспышкой ей в ее детском воображении представлялись удивительные картины: теплая печь с блестящими медными шариками и заслонками, жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идет к ней, новогодняя елка с игрушками, покойная бабушка - так вплоть до того момента, пока она не замерзла. Ей всего лишь надо было обогреться, а никто не пришел на помощь. У Достоевского есть, кстати, очень похожий рассказ - «Мальчик у Христа на елке»: ребенок замерз, потому что холоден мир людей. Но ведь эти два литературных персонажа - отражение наших реалий, того жестокого отношения к ближним, которое рождается в эгоистичном и безжалостном сердце.

Люди еще бывают способны к героизму и самоотверженной помощи в исключительных обстоятельствах. Помню, как вместе с близким священником, отцом Сергием, и его тремя детьми мы ездили на святой источник в Малинники. На обратном пути, переезжая через железнодорожные пути, машина батюшки заглохла, и тут же закрылся шлагбаум, трезвоня о приближающемся поезде. Автомобиль категорически отказывался заводиться, времени на спасение оставалось не очень-то много. Возле шлагбаума стояли еще две машины, из которых сразу же вышли люди и помогли нам вывезти автомобиль с путей.

Если бы мы были так же внимательны друг к другу в своей будничной жизни! Собственно, христианство призвано преображать наши будни, и Христос проповедовал Евангелие, чтобы оно было реализовано не где-то в экстремальных ситуациях или на войне, куда далеко не всем нам дается попасть, а в наших буднях, в повседневном общении с ближними.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34), - вот слова Спасителя. Конечно, и в Ветхом Завете Господь повелевал любить ближних (см.: Лев. 19: 18, 34). Да и сама наша совесть, данная нам Богом, всегда свидетельствует о необходимости любви. Тем не менее, придя на землю, Господь обрел эту заповедь совсем забытой. Забываем ее и мы. Она и для нас, эта заповедь, всегда новая.

Любовь, принесенная в мир Христом, имеет и действительно новый, более возвышенный смысл - это любовь по примеру Самого Христа, жизнь свою полагающая за ближних.

Все мы, конечно, хотим, чтобы другие люди поступали с нами хорошо: были бы к нам добры, приветливы и услужливы. Вот именно так поступать с другими людьми призывает нас Спаситель: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Поэтому перед каждым своим поступком стоит подумать: я хочу сделать для другого человека то и то, а приятно ли было бы, если бы кто-то это сделал мне? Если сердце подскажет «да», тогда нужно делать, если же «нет», следует воздержаться.

А хотите определить, есть ли у вас любовь к вашему ближнему? Если у вас есть что-то очень нужное вам, и, когда это понадобится вашему ближнему, вы с радостью предложите ему, не ожидая взамен чего-либо, то вы любите ближнего. Причем это относится не только к какому-нибудь предмету, но и к самому времени, которого всем так не хватает и которым, конечно, всегда пожертвуешь ради того, кого любишь.

Понаблюдайте за собой, и вы точно поставите диагноз своим собственным внутренним чувствам. Суть же сказанного такова: радость о чужой радости есть верный признак любви к нашему ближнему.

Как еще заметить в себе христианское отношение к ближним? Если вы порадовались о ближнем, что ему, в отличие от вас, скажем, существенно повысили зарплату, что у него наступил в жизни успех, тогда как у вас неприятности, и вы прославили Бога за ближнего своего, то это, можно сказать, первые ростки христианской любви в вашей душе.

Напротив, отсутствие любви к ближним очень хорошо определяется по наличию в душе зависти. Зависть - всегда внутренний бунт: почему другой получил то, чего я не имею? Зависть - это самое очевидное, наглядное выражение эгоизма: всё только мне, а другим ничего. Так согрешил первый ангел, обладавший высочайшим могуществом и славой, но позавидовавший славе Творца и из-за этого всё потерявший. Так постоянно грешат и люди, думая, что кому-то лучше, чем им. В конечном итоге зависть есть самоуничтожение, ибо зависть - это неудовлетворенность заботой Божией о тебе и протест против того реального места, на которое Господь поставил тебя в твоей жизни. Потому среди десяти заповедей последняя направлена как раз против зависти: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5: 21). Итак, зависть - самая наглядная противоположность любви.

Без любви к ближнему невозможно любить Бога, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20). А без любви к Богу невозможно спасение.

Значит, кто не любит ближних, тот человек погибший?

Не будем отчаиваться. По крайней мере, если любви нет, ее можно взращивать. Каким же образом? Это объясняет преподобный авва Дорофей: «Спаситель говорит: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22: 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: “Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?” Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание - тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: “Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?..” Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39)».

Собственно, путь христианской жизни к этому и ведет, и автор не раз видел, как люди, ранее холодные, жесткие сердцем и беспринципные, воцерковляясь, изменялись даже лицом - в их глазах появлялись добро и любовь. А объяснял это так: «Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце - в доброе. И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе - так и истинный Художник - Господь - украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души».

Вот почему в жизни каждого из нас так важна аскеза, внутренняя работа над собой. Бог смотрит, прежде всего, на сердце человеческое, и значит, важно уделить внимание внутреннему очищению, чтобы в глубинах нашей души не затаились гордость, своенравие, жестокосердие и чтобы злые, нечистые мысли, словно разъяренные псы, не грызли наше собственное сердце. По внешнему виду мы все добропорядочны и вряд ли похожи на откровенных преступников, но в своей подлинной сути человек таков, каким он является, прежде всего, в своем сердце. Поэтому надо честно всматриваться в глубины собственной души, дабы увидеть тех внутренних церберов, которые превращают нашу душу в мрачный аид. А церберы эти проявляются в нас, когда мы общаемся с ближними.

Освобождая душу от оков страстей, мы освобождаем в сердце место для любви. Чистое сердце относится и к ближним чисто. Когда преодолено себялюбие, только тогда и возможна любовь к другим.

Loading...Loading...