День святых бориса и глеба. Первые святые: кто такие Борис и Глеб и почему их канонизировали? Почему Бориса и Глеба канонизировали

Народный праздник Борис и Глеб Сеятели отмечается 15 мая 2019 года (по старому стилю - 2 мая). В православном церковном календаре эта дата посвящается перенесению святых мощей братьев-великомучеников князей Бориса и Глеба. Праздник прозвали «Сеятелем», поскольку на Руси с этого дня начинали сеять тыкву и огурцы.

История

Борис и Глеб погибли от рук наемников, которых послал старший брат Святополк после смерти их общего отца Владимира I. Это первые русские, которых причислили к лику святых. Они считаются защитниками русской земли.

Первым погиб старший из братьев, Борис. Его тело слуги, которые совершили убийство, тайно доставили в Вышгородский храм Василия Великого. Тело младшего брата, которого убили спустя месяц, находилось непогребенным в районе Смоленска.

Через четыре года Ярослав Мудрый победил старшего брата-убийцу. Тот убежал в Польшу. После этого новый князь Киевский отыскал останки Глеба, перенес их в тот же храм и предал земле рядом с братом Борисом.

Спустя некоторое время храм сгорел, но мощи святых остались невредимыми. В том лично удостоверился митрополит Иоанн, который открыл гроб. Тела Бориса и Глеба оставались целыми, и от них исходило благоухание. На время постройки нового храма мощи страстотерпцев перенесли в часовню. На месте прежней церкви возвели новую, большую пятиглавую. Со всеми полагающимися почестям перенесли останки великомучеников. После этого освятили новый храм.

Традиции и обряды

С этого дня начинает заливаться трелью соловей. В народе говорят, что таким образом он провожает весну и встречает лето. Люди верят, что если поймать эту птицу с белым опереньем, то она принесет семье счастье.

Торговцы просят помощи у святого Бориса в делах и хорошей выручки. По поверью, если 15 мая торговля хорошо идет, то и весь год будет удачным.

Начинается посадка огурцов и тыквы.

Целители и знахари в этот день лечат нервные расстройства.

День благоприятен для покупки мелкой домашней живности, поросят и цыплят.

На Бориса и Глеба начальство не может отказать. Для закрепления успеха перед разговором стоит прочесть специальный заговор.

Приметы

Если весь день тепло - урожай зерновых будет хорошим.

На закате солнце хорошо видно - летом будет мало дождей.

На черемухе распустился цвет и слышно соловья - следует готовиться к похолоданию на 14 дней.

Всю ночь слышно соловья - днем будет солнечно.

Если услышать пение соловья раньше кукушки, то лето пройдет удачно.

В православной религии есть множество святых, которых церковь ежегодно вспоминает в определенные даты. Почитание страстотерпцев Бориса и Глеба, которым молятся прихожане, проходит ежегодно 6 августа.

Святые Борис и Глеб являются покровителями тех, кому дали такие же имена при рождении. Эти святые помогают верующим справиться с недугами , а также защищают от любого зла. Молитвы, искренне вознесенные 6 августа, обязательно помогут страждущим решить свои проблемы.

История праздника

Князья Борис и Глеб первыми удостоились чести быть канонизированными церковью не только Русской, но и Константинопольской. За свои добрые деяния и прославление Господа они почитаются как целители и защитники Отечества от нападок врагов. Родились братья незадолго до Крещения Руси и были воспитаны родителями в строгости. В юности братья были милосердны, проводили дни в молитвах и помогали по мере сил всем, кому требовалась поддержка. Князь Борис был мудрым правителем Ростова, заботился о жителях города и всячески поддерживал православную веру. Князь Владимир призвал его в Киевское княжество, чтобы направить в военный поход на печенегов, но брат Святополк усомнился в честности Бориса и приказал убить его. Несмотря на то что честного князя ростовского предупредили о вероломном заговоре, он встретил смерть как и подобает святым мученикам, вознося молитвы Господу. После этого Святополк также поступил с Глебом, вызвав его из Муромского удела. Глеб, зная о том, насколько вероломен был Святополк и как поступил он с Борисом, предпочел также принять смерть, чтобы не идти войной на брата. Убиенные братья были мудры и терпеливы, поэтому церковь признала их святыми и приурочила дату почитания к смерти первого из братьев.

Святые мощи братьев Бориса и Глеба были захоронены в Вышгороде, и в церковных записях осталось множество подтверждений святости убиенных святых. Чудеса, происходившие на месте захоронения, свидетельствовали об истинной святости мучеников, и паломники после вознесения молитв чудесным образом избавлялись от тяжелых недугов. В летописях сохранилось упоминание о том, что князья являлись к русским воинам, всячески помогая им защищать Отечество, в том числе видели их перед Куликовским сражением в 1380 году, а также перед битвой на Неве в 1240 году.

Традиции праздничного дня

В церкви братьев почитают трижды в год: 15 мая, когда мощи святых перенесли в церковь-усыпальницу; 6 августа, в день, когда убили князя Бориса; 18 сентября, когда церковь почитает память князя Глеба.

6 августа в церквях и храмах проходят службы, во время которых каждый прихожанин может попросить у страстотерпцев защиты и покровительства. В этот день священнослужители призывают верующих отказаться от ссор и провести время со своей семьей. Молитвы святым можно возносить и дома, приобретя икону с их изображением . Помолиться можно не только за себя, но и за всех людей, живущих на земле, а также за воинов, которые защищают Отчизну от проникновения врагов.

«Святые князья Борис и Глеб! Внемлите молитве моей, да не оставьте меня (имя), раба Божьего, без своего покровительства. Помогите обрести веру истинную, уберегите от злословия и мыслей алчных да не дайте свернуть с пути истинного. Исцелите душу мою и недуги телесные, дабы прославлял я Слово Божие. Аминь».

В народе есть несколько примет на этот день, которые помогают обрести удачу и процветание. Так, на Бориса и Глеба старались поймать птицу с белым оперением, чтобы удача была рядом весь год. В праздничный день поутру читают молитвы, очищающие душу от негатива , а затем умываются святой водой, чтобы избавиться от сглаза и порчи. У святых просят помощи в сборе урожая и даровании хорошей погоды.

В день памяти святых в 2018 году можно посетить церковь всей семьей, чтобы вознести общую молитву со всеми прихожанами. Святые слова обязательно помогут обрести душевный покой и исцелиться от болезней. Счастья вам и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

05.08.2018 05:05

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего...

Сегодня 6 августа (24 июля по старому стилю) - Церковный, Православный праздник сегодня:

* Мученицы Христины (304). *** Мучеников и страстотерпцев Российских благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (1015).
Святых Анатолия; Фантина чудотворца; блаженного Измарагда, армянского чудотворца; Папы; Илариона Твалэли, Грузинского (XI). Преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского, в Ближних пещерах почивающего (1182). Мучеников Капитона; Именея; Ермогена; Феофила Хиосского (1635). Преподобного отрока-схимонаха Боголепа Черноярского, Астраханского (1667). Мученика Афанасия Икийского (1670). Священномученика Алфея диакона (1937); святых Николая (Понгельского), Ярославского (1942), и Иоанна (Калинина) (1951) исповедников, пресвитеров.

Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида

В этот день прославляются благоверные князья Борис и Глеб. После смерти великого князя Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя - Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве - Борису и Глебу. Не желая междоусобицы, Борис признал верховную власть брата своего Святополка и распустил свою дружину со словами: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Но убийцы вошли к нему, молящемуся в шатре, и закололи копьями. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса. А сестра Предслава предупреждает и Ярослава Мудрого, что их брат Святополк собирается устранить и его. Жестокий брат его, Святополк, шлёт гонца к брату Глеба: болен отец и желает видеть его - Глеба. И вот, опечаленный скорбью, князь плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». Главарь разбойников Голясер отдал приказ, и повар Глеба, по имени Торчин, зарезал своего господина ножом. В 1071 году церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба.

Мученица Христина

Мученица Христина происходила из г. Тира от богатых и знатных родителей. Она отличалась замечательной красотой, и отец хотел определить ее в языческие жрицы.
Чтобы приготовить к сему, отец поместил ее в особой части своего дома, где поставил множество золотых и серебряных идолов. Но в своем одиночестве часто любуясь природой - созерцая, например, небо, усеянное звездами и планетами, - св. Христина задумывалась: кто же сотворил такой прекрасный мир? Неужели наши безжизненные истуканы? А если не они, то кто же сотворил? Где та религия, которая ясно и вразумительно решала бы все вопросы о мире, человеке и Творце их? Спрашивала об этом своих прислужниц. Те ввели к ней христианских учителей, которые разрешили все ее вопросы. Христина крестилась и побросала идолов. Когда ее отец узнал об этом, то страшно разгневался, убил всех служанок, а ее саму жестоко мучил и заключил в темницу. Сюда приходила к Христине мать и слезно умоляла отречься от Христа; но Христина оставалась твердой. На другой день отец приказал вывести дочь из темницы и начал ласково уговаривать отречься от Христа; но, видя ее непреклонность, приказал снова мучить ее и затем утопить в море. Ангел спас Христину от потопления, и она явилась перед отцом. Отец решил на следующий день отсечь ей голову, но не успел, потому что в ночь сам умер. Мучил ее и новый начальник города, но и он был наказан смертью. Его преемник приказал посадить святую в разожженную печь и затворил ее там, но она 5 дней была в печи и осталась живой и невредимой. Мучитель бросил ее к змеям, но и те не коснулись мученицы. Наконец, закололи ее мечами и пиками. Жила святая мученица около 300 г., при Диоклетиане.

Преподобный Поликарп

Преподобный Поликарп был архимандритом в Печерской обители святых Антония и Феодосия, жил в XII в. Постриг он принял в этой же обители.
Св. Поликарпа уважали не только иноки, но и высокопоставленные люди, даже великий князь Ростислав, за его строгую жизнь и духовную рассудительность. Князь часто приглашал его к себе, и сам бывал у него для беседы. После смерти Ростислава св. Поликарпу пришлось пострадать от своих недоброжелателей, так что он был осужден на заточение. Во время его заточения в 1169 г. Киев был взят и разграблен князем Мстиславом, и киевляне видели в этом наказание за невинно осужденного Поликарпа. Святой был возвращен и управлял обителью до глубокой старости. Скончался в 1182 г. Погребен в ближней пещере, где и теперь почивают его нетленные мощи.

Иные Православные праздники и Святые угодники:

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец. 19 декабря. Православный церковный календарь
Преподобный Герасим Иорданский. Князь Даниил Московский. 17 марта. Православный церковный календарь
Мученицы Агапия, Ирина и Хиония. Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. 29 апреля. Православный церковный календарь
Священномученика Ипатия. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси. 13 апреля. Православный церковный календарь
Мучеников Мануила, Савела и Исмаила. Мученики Мануил, Савел и Исмаил. 30 июня. Православный церковный календарь

Православный журнал Фома

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц. Мы расскажем о жизни князей-страстотерпцев, об их церковном почитании и народных традициях, связанных с днем их памяти.

Кто такие Борис и Глеб

Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — это первые святые, канонизованные Русской Церковью. До них них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — младшие сыновья киевского великого князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После смерти Владимира в 1015 году на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за земли и великокняжеский престол. Бориса и Глеба убил их старший брат — Святополк, прозванный в народе Окаянным.

История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах, знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца.

Когда празднуется память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Память святых Бориса и Глеба празднуется несколько раз в году:

15 мая по новому стилю — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде.

Житие Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образовал, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.

Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.

Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.

Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.

После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.

Сказание о Борисе и Глебе

Сказание о Борисе и Глебе — это памятник древнерусской литературы, который посвященн истории убийства сыновей князя Владимира — святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Как считают историки, написан он, скорее всего, Иаковом Черноризцец.

Сказание создано в середине XI века, во время правления Ярослава Мудрого. Позднее в книгу добавилось «Сказание о чудесах», написанное в 1089—1115 годах. Существует более 170 списков «Сказания о Борисе и Глебе», один из самых известных содержится в составе Успенского сборника конца XII-начала XIII веков.

Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси

Борис и Глеб — первые канонизированные русские святые. Точная дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают, что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба.

Но большинство исследователей считают, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а также киевского митрополита Георгия.

Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как заступников русской земли.

За что канонизировали Бориса и Глеба

Бориса и Глеба канонизировали как страстотерпцев. «Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется.

Икона Бориса и Глеба

Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразу после их канонизации. Нестор-летописец пишет об их образе в своем «Чтении о святых Борисе и Глебе» и уточняет, что повелел написать образ Ярослав Мудрый.Но, скорее всего, как считают исследователи, иконография святых братье выработалась не раньше 1070-х годов, т. к. из более раннего периода не сохранилось ни одной иконы или фрески с их изображением. А вот вXI-первой половине XII веков мы уже видим образы Бориса и Глеба, например, на крестах-мощевиках.Традиционно Бориса и Глеба изображают на иконах вместе, они стоят в полный рост, одетые в княжеские одежды. В руках они держат крест — символ мученичества, или крест с мечом (меч — указание на то, что они князья и воины). Еще братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, словно беседующих друг с другом.Со второй половины XIV века на Руси стали писать житийные иконы Бориса и Глеба. А в послемонгольский период их нередко изображают сидящими на конях.

Народные традиции, связанные с днем памяти святых Бориса и Глеба

День памяти святых Бориса и Глеба в народе называли по-разному:Борис и Глеб Летние, Борис и Глеб бессонники, Борис и Глеб паликопны (гроза жжет копны), Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа. Почти все традиции, связанные с этим днем, можно отнести к земледельческим.

Стихотворение о Борисе и Глебе.

Ночью черниговской с гор араратских,

шерсткой ушей доставая до неба,

чад упасая от милостынь братских,

Плачет Господь с высоты осиянной.

Церкви горят золоченой известкой,

Меч навострил Святополк Окаянный.

Дышат убивцы за каждой березкой.

Еле касаясь камений Синая,

темного бора, воздушного хлеба,

беглою рысью кормильцев спасая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Путают путь им лукавые черти.

Даль просыпается в россыпях солнца.

Мук не приявший вовек не спасется.

Киев поникнет, расплещется Волга,

глянет Царьград обреченно и слепо,

как от кровавых очей Святополка

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынька ждет их на выжженных пожнях,

нет им пристанища, будет им плохо,

коль не спасет их бездомный художник

бражник и плужник по имени Леха.

Пусть же вершится веселое чудо,

служится красками звонкая треба,

в райские кущи от здешнего худа

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Бог-Вседержитель с лазоревой тверди

ласково стелет под ноженьки путь им.

Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.

Чад убиенных волшбою разбудим.

Ныне и присно по кручам Синая,

по полю русскому в русское небо,

ни колоска под собой не сминая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

<1977 год Борис Чичибабин >

6 августа - День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015)

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Однако, коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (по старому стилю) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба.

Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором строится духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые». Празднования в честь святых Бориса и Глеба совершаются три раза в год - по новому стилю это даты: 15 мая - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, 6 августа - празднование обоим святым и 18 сентября - память князя Глеба.

Loading...Loading...