Главные тайны Святого Грааля. От Тайной Вечери

3 382

Но вот Грааль… чаша грааль
Каким путем
Ты, грешник, мог прознать о нем?
Лишь в небесах определяли
Кто смеет ведать о Граале.
За что б тебе такая честь
Знать, что Грааль священный есть?!

Если бы все, кто в разные времена отправлялись на поиски Грааля, читали эти слова, как много ошибок небыло бы совершено!.. Но и тот, кому они адресованы, - Парцифаль, герой одноименного романа Вольфрама фон Эшснбаха, - не сразу постиг их смысл. Подобно многим искавшим Грааль, он был очарован его волшебными свойствами, еще не зная сколь обманчивым может быть их внешний блеск.

Грааль в своей великой силе
Мог дать, чего б вы ни просили
Вмиг угостив вас (это было чудом!)
Любым горячим иль холодным блюдом
Заморским или местным
Известным исстари и неизвестным
Любою птицей или дичью
Предела нет его величью.
Ведь Грааль был воплощеньем совершенства
И преизбытком земного блаженства.

Впервые о Граале миру поведал в конце XII века Кретьеп де Труа, и предание с невиданной быстротой распространилось по Европе. Оно гласило, что в загадочной стране есть неприступная гора, на которой возвышается замок Монсальват, «Гора спасения». Путь наверх преграждают бурная река и отвесные скалы. И только чистый сердцем, самоотверженный, помогающий слабым исражающийся за добро и справедливость может войти в замок Монсальват, где хранится величайшая святыня - Грааль. Только победивший соблазны и искушения этого мира и развивший многие добродетелиможет созерцать Грааль. И то - если будет позван. Неудивительно, что начиная с XII века многие пытались попасть в загадочную страну и достичь высочайшей из целей. История этих поисков весьма поучительна: для немногих людей поиск Граалястал духовным приключением, для большинства же - погоней за вполне конкретным сокровищем, источником власти и бессмертия. И если о первых сложили легенды то деяния вторых либо забыты, либо… К чему приводили попытки огнем и мечом, силой и вероломством завоевать Грааль, рассказывает эта статья.

В 1165 году византийский император Мануил получил загадочное письмо от не менее загадочного автора.

«Пресвитер Иоанн, всемогуществом Божи им и властью Господина нашего Иисуса Христа царь царей, повелитель повелителей, желает другу своему Мануилу, князю Константинопольскому, здравствовать и благоденствовать по милости Божией» так начиналось то послание. Далее в нем описывалось расположенное где-то на Востоке необыкновенное государство, которым правил христианин и которое во многом превосходило остальной христианский мир, как бы мы сейчас сказали, по уровню жизни. В стране пресвитера Иоанна, пользующегося почетом и уважением королей 72 стран, рассказывалось в письме, водятся слоны, верблюды, рогатые люди, кентавры сатиры, великаны и легендарная птица феникс, а в самом центре его владений бьет источник вечной юности: тот, кто три раза выпьет воды из него, никогда не станет старше 30 лет. Пресвитер Иоанн укорял императора Мануила: «Мы хотим знать и спрашиваем, есть ли у тебя общая с нами истинная вера и придерживаешься ли ты во всех делах Иисуса Христа? Ибо, в то время как мы знаем, что мы люди, твои легионы считают тебя богом, а между тем нам известно, что ты смертен и подвержен человеческой бренности». Столь дерзкое обращение к императору не могло остаться без ответа и 27 сентября 1177 года папа Александр III пишет «Возлюбленному во Христе пребывающему Иоанну, прославленному и благородному царю Индийскому, епископу преосвященному» письмо и доставить его поручает своему верному врачу Филиппу. Посольство Филиппа, который должен был найти загадочное царство пресвитера Иоан на, как и другие, отправленные вслед за ним, не вернулось, но умы христиан про должал будоражить загадочный и недосягаемый источник благоденствия.

Одно время этот источник, казалось был совсем близко - только руку протяни: по всеобщему убеждению жителей средневековой Европы XIII векахранителями Грааля были катары. Влияние катаров, «чистых», проповедовавших нравственную чистоту в противовес парившим в то время правам, было так велико, что в 1209 году папа Иннокентий III объявил крестовый поход против этих еретиков. Он хотел нестолько уничтожить катаров (для этого требовалось значительно меньше сил) сколько захватить таинственный Грааль, дававший им несомненное духовное превосходство. Парадоксально, но именно в борьбе за чистоту своей веры, построенной на любви к ближнему, Церковь продемонстрировала невиданную дотоле жестокость. Когда жители окруженного городка Безье отказались выдать папскому легату Амори катаров, он приказал «не щадить никого, независимо отсословия, возраста или пола, и без жалости убивать и катаров, и католиков. Господь Бог потом сам разберется». Жертвами устроенной резни стали 15 тысяч человек среди них было всего 222 катара! Именно во время этого беспрецедентного по жестокости крестового похода в Тулузе был учрежден церковный орган, призванный в дальнейшем уничтожать неверных, - трибунал Инквизиции. Руины последнего оплота катаров — замка Монсегюр во Французских Пиренеях. Он считается легендарным замком Грааля отчасти потому, что из этой неприступной цитадели во время ее осады таинственно исчезли четверо рыцарей-катаров, которые предположительно увезли с собой величайшее сокровище Святой Грааль.

В ноябре 1243 года началась осада последнего прибежища катаров - замка Монсегюр на юге Франции, в Лангедоке. В феврале 1244 года сопротивление защитников крепости было сломлено, они согласились сдаться, но попросили 10 дней перемирия, в течение которых провели таинственные обряды. Перед самой сдачей Монсепора несколько человек ночью, рискуя жизнью спустились по веревке с отвесной скалы унося с собой нечто очень важное. Им удалось незамеченными пробраться мимо крестоносцев. Остальные катары были обвинены в ереси и казнены.

В 1307 году в погоне за Граалем принял участие король Франции Филипп IV по прозвищу Красивый. Вовремя парижского бунта магистр ордена тамплиеров милостиво укрыл короля от народного гнева в стенах самого надежного во Франции сооружения - Тампля, парижской резиденции ордена. В Тампль Филиппа провели по подземному ходу, ведшему через сокровищницу. В то время только по официальным данным имущество рыцарей Храма в три раза превышало владения французской короны… рыцари тамплиерыБогатства, которые Филипп Красивый увидел в подземельях Тампля, не оставляли его в покое. Но, как и многие до него, он прекрасно понимал, что не деньги давали истинное могущество «бедным воинам христовым»: почти два столетия назад они нашли в Святой Земле нечто, что не только позволило ордену фантастически разбогатеть, но и охраняло все начинания тамплиеров. Грааль, источник духовного могущества ненавистных Филиппу рыцарей стал предметом его вожделения. Нужно было действовать, и действовать немедленно. В булле «Vох in ехсеlsо» Папа Климент V ставленник Филиппа Красивого, обвинил тамплиеров во всех возможных грехах и фактически запретил дальнейшее существование ордена. До обнародования папской буллы Филипп IV разослал по всем городам Франции секретный приказ рано утром 13 октября 1307 года, в пятницу, арестовать всех тамплиеров, а их имущество - конфисковать. Приказ был исполнен в точности. Тамплиеры (представлявшие собой самую могущественную армию Европы!) не оказали сопротивления, но… их сокровища бесследно исчезли! А больше всего взбесило короля то, что из его рук ускользнуло главное сокровище. Филипп прекрасно понимал, что именно оно помогло тамплиерам, несмотря на разгром их ордена, остаться непобежденными. Мало кто видел, как ранним утром из порта Ла-Рошель вышли и быстро исчезли в предрассветном тумане, увозя с собой Тайну, 16 тяжело груженных галер.

Существование Грааля, таинственного Сокровища, дарующего бессмертие и безграничную власть, не давало покоя и нашим современникам.Незадолго до Октябрьской революции представитель Далай-Ламы XIII в России Агваи Дорджиев построил в Санк-Петербурге первый буддийский дацан, ориентированный па легендарную Шамбалу, землю вечного благоденствия. С помощью Дорджиева уже после революции Чичерин пытался организовать две экспедиции в Тибет формально перед ними ставились исключительно научные цели.

Руины последнего оплота катаров — замка Монсегюр во Французских Пиренеях. Он считается легендарным замком Грааля отчасти потому, что из этой неприступной цитадели во время ее осады таинственно исчезли четверо рыцарей-катаров, которые предположительно увезли с собой величайшее сокровище — Святой Грааль.

Гражданская война нарушила эти планы, но следующим двум экспедициям удалось побывать в Лхасе и передать Далай-Ламе дары от Советского правительства. Представляет интерес и пятая экспедиция, идеологом которой стал Александр Барченко. Он писал: «По мере поступательного движения революции возникали картины крушения всех общечеловеческих ценностей, картины ожесточенного физического истребления людей. Передо мной возникали вопросы как, почему, в силу чего обездоленные труженики превратились в „зверино-ревущую» толпу, массами уничтожающую работников мысли, проводников „общечеловеческих идеалов», как изменить острую вражду между простонародьем и „работниками мысли»? Как разрешить все эти противоречия? В своей мистической самонадеянности я полагал, что ключ к решению проблем находится в Шамбале-Агарти, этом конспиративном очаге, где сохраняются остатки знаний и опыта того общества, которое находилось на более высокой стадии социального и материально-технического развития, чем общество современное. А поскольку это так необходимо выяснить пути в Шамбалу и установить с нею связь». Экспедиция Барченко не состоялась: Чичерин посчитал, что для проникновения в Тибет «имеются более надежные способы».

В то же время в мире рождалась новая империя, которая также не могла остаться в стороне от поисков Грааля, - Третий Рейх. Исследованиями оккультной символики и поисками древних реликвий там занимался целый институт, а точнее, общество, включавшее в себя более 50 научных институтов, - «Аннснербе». Под руководством Эрнста Шеффера нацисты организовали в Тибет несколько экспедиций, цели которых неразглашались. Известно только, что идеолог этих экспедиций Карл Хауехофер посещал существовавшее с 1926 года в Мюнхене Тибетское общество и мечтал об установлении связи с тайными правителями Тибета, обладавшими древними знаниями и огромным могуществом, для решения стратегических вопросов германской политики. А в те же годы Грааль на склонах Монсегюра искал Отто Ран. Он тщательно изучил историю катаров, много раз посещал Лангедок, а с 1943 по 1944 год возглавлял экспедицию исследовавшую подземные ходы в районегоры и окрестностей. Разумеется, поиски оказались безрезультатными; Отто Ран покончил жизнь самоубийством. Единственный, кто ухитрился добиться материального благополучия благодаря Граалю, - небезызвестный Дэн Браун. Придав литературный вид версии журналистов Майкла Бейджснта, Ричарда Лея и Генри Линкольна, которую они изложили в книге «Святая кровь и Святой Грааль», Браун издал ставший бестселлером «Код да Винчи». Совершенно не касаясь смысла и символики мифа о Граале, он популяризировал версию, согласно которой Грааль не более чем«святая кровь», то есть представители генеалогического древа, начало которому положил Иисус. В одночасье лишив миф его метафизической части, Дэн Браун подменил духовное приключение детективом.

Список тех, кто хотел стать обладателем Святого Грааля можно продолжать. Более того, он будет дополняться новыми именами, пока умы и сердца людей трогает предание о нем. Но, как гласит это предание, Грааль искали его хранили, однако никому еще не удалось стать обладателем этого Сокровища. И дело здесь, наверное, в самой природе Грааля: его не просто находят он открывает себя. Открывает тем, кто смог победить соблазны и искушения жизни и развить многие добродетели. Тем, кто начинает духовный поиск, духовное приключение, для которого не существует границ времени и пространства. Тем, кто хочет услышать слова автора «Парцифаля»:


Его вы разгадали свойства?
Пришло ли священное к вам беспокойство?
И, в стольких землях побывав
Вы свой ли изменили нрав?

Вадим Карелин

И видел я в деснице у Сидящего на престолекнигу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
И никто не мог, ни на небе, ни на земле,ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгуи даже посмотреть в нее.

Откровение Иоанна Богослова

Грааль сравнительно «новый» символ: он известен в Европе лишь с XII века, но даже первое знакомство с ним вселяет в сердце уверенность, что он древний, как мир.

Первое изложение легенд о Граале мы находим в романе известнейшего французского трувера Кретьена де Труа «Персеваль, или Сказание о Граале». Написанный по заказу графа Филиппа Фландрского шедевр средневековой поэзии так и не был окончен из-за смерти автора. Прославленный трувер описывает Грааль как золотой сосуд, украшенный «разными каменьями, самыми богатыми и драгоценными, какие только можно было найти под водой и на земле». Средневековый поэт упоминает чашу или блюдо для рыбы (элемент, который позже уйдет из символики Грааля), а также рассказывает о раненом короле-рыбаке - хранителе чаши. Интересно, что изображение рыбы было знаком христиан, по нему они узнавали друг друга во враждебном языческом окружении. Греческое слово ihtus, «рыба», состоит из начальных букв слов Iеsus Нristos Теи Uоs Soter, «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Кроме того, время рождения Христа связано с началом астрологической эры Рыб, нового этапа истории человечества. Кретьен де Труа дает в романе и один из ключей к величайшему из таинств: чтобы стать хранителем Грааля, человек должен научиться любви и состраданию.

В различных версиях средневековых легенд о Граале выделяются два основных сюжета. В одном Грааль предстает в виде Чаши Тайной вечери, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого и пронзенного копьем Христа как последний священный дар Учителя. Иосиф стал первым в цепочке хранителей Грааля, которые должны были следить за тем, чтобы эта святыня не только христианского мира, а всего человечества продолжала свой путь сквозь столетия. После смерти Иосифа чаша, подобно скрытому туманом Авалону - священному острову в рыцарских легендах, - пребывала незримой, спрятанной от любопытных глаз людей вплоть до времен Короля Артура. Легендарный Круглый стол, подаренный королю волшебником Мерлином, был предназначен для того, чтобы принять Грааль, а братство рыцарей после нелегких испытаний должно было стать братством хранителей.

Другой сюжет наиболее полно передал в своем романе «Парцифаль» Вольфрам фон Эшенбах. У него Грааль предстает в образе Камня:

И перед залом потрясенным
Возник на бархате зеленом
Светлейших радостей исток,
Он же и корень, он и росток,
Райский дар, преизбыток земного блаженства,
Воплощенье совершенства,
Вожделеннейший камень Грааль…

Так же как чаша, появляясь в зале, он наполняет все вокруг неизъяснимым светом и красотой. Дама, которой Грааль сам поручил нести себя, звалась Репанс де Шой, «Незнающая гнева»: природа Грааля такова, что тот, кто о нем заботится, должен быть человеком совершенной чистоты. Подобно рогу изобилия, он насыщает всех, а те, кто видят его, перестают стареть.

Весьма интересна фигура самого Эшенбаха - он был рыцарем, мастером меча, победителем многих турниров. И миннезингером, «певцом любви» - так называли трубадуров в Германии. Его романы написаны на «сокровенном языке», полны символов и криптограмм. Судя по характеру повествования, Эшенбах был тесно связан с традициями мусульманского юга, хранившего тайные знания алхимии, астрологии и каббалы.


Иллюстрация к манускрипту, ок. 1400, Чаша Света, скрытая покровами и все же разливающая вокруг неизъяснимое сияние, предстает перед изумленными рыцарями как Тайна Тайн этого мира, зовущая своих слуг в последний и самый главный поход.

И потому любопытно упоминание им источников, из которых он взял эту легенду: провансалец Киот нашел в испанском городе Толедо (центре иудейских и суфийских эзотерических учений и школ) древнюю рукопись на арабском языке, автором которой был некий Флегетанис - рассказывали, что он «умел предсказывать исчезновение каждой звезды и момент ее возвращения…


Изучая созвездия, язычник Флегетанис открыл глубокие тайны, о которых он говорил с трепетом. Он говорил, что существовал предмет, именуемый Граалем. Это имя он ясно прочитал по звездам. Войско ангелов положило его на землю. С тех пор о нем должны были заботиться люди». Символика камня близка арабской культуре с ее почитанием Каабы, кубического храма с вделанной в его стену святыней, «черным камнем». В романе Грааль назван laрsit exillis, что, учитывая игру слов, можно расшифровать как laipis ex caelis - «камень, пришедший с небес» и как lapis еlixir - философский камень алхимиков.

Король-рыбак — хранитель Святого Грааля, Средневековая илюстрация

Грааль и чаша

Символ чаши известен многим древним культурам. У кельтов мы встречаем знаменитые котлы: котел возрождения, в который опускали мертвых воинов, а выходили живые; неисчерпаемый котел Дагды, дающий пищу; котел Мудрости, капли из которого попали на волшебника Талиесина, сделав его величайшим бардом. В нартском эпосе упоминается легендарная чаша Амонга, предвещавшая счастливые или несчастливые события. В исламе чаша из бирюзы Джами, в которую смотрят суфии, символизирует зеркало мира. В Индии мы находим представления о чаше с напитком бессмертия - Сомой или амритой (хаома в зороастризме, амброзия в Греции), утерянным даром богов, делающим человека сопричастным Вечности.

Великой святыней считают верующие и чашу Будды, почитая ее как источник мудрости и силы, символ чистоты и возвышенных стремлений. Пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шекелях времени Соломона и древнее. В тибетском буддизме Бодхисаттвы изображаются держащими чашу с языками пламени.

Если смотреть сверху, чаша предстает как круг с точкой в центре: круг Неба отразился в круге чаши. Неслучайно в волшебных сказках говорится о чашах, которые показывают весь мир, все возможные события. Чаша означает единство земли и неба, глины и божественного напитка. Пустота чаши имеет смысл ради наполнения ее содержимым. Чаша хранит и отдает. В Древнем Египте изображение сосуда стало иероглифом сердца.

Ланселот, совершив подвиг поста и молитвы, наконец прибыл в замок Грааля. Запятнанный грехом, он не смог войти,
но ему было даровано видение. Он попытался подойти бли-
же, но был поражен вспышкой пламени и ослеп на 24 дня.

Грааль и камень

Не менее интересна символика камня. Камень - воплощение силы земли, ее крепости, твердости. Символ вечного и неуничтожимого. Высокие камни, подобно горе, символизируют мировую ось, центр мира, центр стабильности и место действия закона. Омфал - по греческим преданиям, камень, упавший с неба в храме Аполлона Дельфийского, - считался центром Вселенной, местопребыванием солнечного духа и обозначал место встречи небесного и земного. Алхимики путь души человека представляли как превращение свинца в золото, необработанного, грубого камня - в алмаз, пропускающий и усиливающий свет солнца благодаря своей идеально упорядоченной структуре. У масонов символом пути духовного совершенствования считалась обработка дикого камня человеческой натуры, превращение его в краеугольный камень, который становится основанием нового храма, храма души.

Ту же идею воплощают готические соборы - глыбы камня, преображенные трудом рук в изящное кружево узоров, оплетают витражи, и, проникая сквозь их радужные стекла, божественный свет наполняет внутреннее пространство храма и превращает его в драгоценный кристалл.

В мифах о Граале чаша Тайной вечери, в которую собрал кровь Христа Иосиф Аримафейский, была сделана именно из камня - огромного изумруда, выпавшего из короны Люцифера, когда он был повержен архангелом Михаилом. Этот камень, неся в себе, подобно налобной жемчужине индийского бога Шивы, «чувство вечного», был подарен людям, чтобы в виде Грааля пребывать в мире вечно благодаря его незримым королям и хранителям.

Книга, сердце, родник… Образы, связанные с Граалем, множатся, их смыслы переплетаются, передавая понятие столь великое, глубокое, что его невозможно определить одним словом. Оно не принадлежит одной культуре, одному времени, одному месту, но всегда и везде Грааль означает то самое главное, сокровенное, без чего жизнь человека теряет смысл. Это образ Центра, без которого неясна цель пути, не с чем сверять свои шаги и оценивать пройденное. Это символ узла, связывающего мир в единое целое и дающего смысл каждой его части. Великие таинства скрывает до поры Грааль. И сегодня, как многие века назад, он ждет своих неутомимых искателей и верных хранителей.

Ума не приложу, почему этот фильм называют комедией? Ничего более ужасного я в жизни не видел! Как такое можно смотреть или, тем более, пересматривать?! Я пересматривал раз 20 и, доложу вам, зрелище не для слабонервных. Ну, зачем нужно было снимать такое кино? Зачем тратить наши нервы? Зачем заставлять нас думать, что ничего смешнее быть уже не может? Зачем заставлять сравнивать все остальные комедии со «Священным Граалем» и всякий раз разочаровываться? Зачем так быстро, злонамеренно и навечно влюблять в себя? Что мы такого сделали этим «Монти Пайтонам», что они совершенно не жалеют наши мозги, животики и «рецепторы смеха»? Вот уроды…

Жил-был мудрый король Артур… Нет. На самом деле эта история, скрытая в глубине веков, довольно забавна. Король Артур был полным придурком! И все го рыцари — Бедавер Мудрый, Ланселот Храбрый, Галлад Непорочный и Робин — Не-такой-храбрый-как-сэр-Ланселот-но-который-чуть-было-не- -сразился-с-Ангорским-драконом-а-также-со-злобным-Бристол- ьским-цыпленком-и-который-обмочился-в-битве-при-Бан-хилл — были полными придурками, клиническими идиотами, жалкими трусами и пачкунами кроватей, ну, и по совместительству рыцарями круглого стола. И однажды..

Описывать сюжеты фильмов Монти Пайтонов дело неблагодарное и бессмысленное. Потому что рассказывать там не о чем. Никаких логических связей в их знаменитых комедиях не прослеживается, поскольку фильмы эти — чистый стеб, абсурд, возведенный в квадрат. Монти Пайтоны — короли абсурда. Шестеро британских клубных комиков и один американский режиссер-мультипликатор встретились в конце 60-х гг. на погибель всем снобам, важным интеллектуалам, ханжам и критикам. Они создали совершенно новый стиль комедии — неконтролируемый, нелогичный, бессвязный, абсолютный абсурд. Ярче всего этот стиль проявился в выходившем на телевидении в 1969-74 гг. «Летающем цирке Монти Пайтонов» — не знающие преград в выбора объектов для насмешек, парни творили настоящий беспредел. Многим их скетчи казались просто бредом сумасшедших. Но другие держались за животы от смеха, возвели талантливых комиков в ранг культа, назвали их «гениями, изменившими лицо британской комедии». И таких было больше. Гении монтипайтоновцы, или нет, а факт остается фактом — они действительно сделали громадный вклад в искусство комического. Их стиль для половины мира стал образцом юмора, история сама очистила им дорогу в бессмертие — кино ни до этого, ни после не знало ничего более странного и противоречивого.

В 1971 вышел полнометражный сборник лучших скетчей из «Летающего цирка», названный «А теперь кое-что…». Оглушительный успех этого мастер-класса вдохновил комиков на создание еще одного полнометражного опуса, более дорогого и более «мягкого», ориентированного на широкий прокат, а не только на внутреннее английское потребление.

В качестве основы для этого фильма была взята эпическая легенда о путешествии короля Артура. Оказавшись в рыцарской эпохе, Монти Пайтоны обстебали все это рыцарство вдоль и поперек. Конкретных пародий на определенные фильмы здесь нет, есть только тема, а на нее наслаиваются тематические скетчи и приколы, может, не такие абсурдные и дикие, как в «Летающем цирке», но все же гораздо более острые, чем, скажем, в американских «Аэропланах» или «Голых пистолетах» — тоже тематических фарсах, лучших в своем роде. Фильм представил во всем мире талант комик-группы во всем блеске — не признающие границ для насмешек английские парни, считающиеся людьми сдержанными и скучными, выдали бурлескную, грубую, но в то же время удивительно тонкую, циничную, остроумную комедию, положившую начало «Лихорадке Монти Пайтон».

В фильме всего 6 основных действующих лиц, но огромное количество эпизодических персонажей, почти всех их играют по привычке Монти Пайтоновцы — меняют маски, веселятся в свое удовольствие. Фильм очень неплохо, при такой нестандартности, прокатился по миру, завоевав признание зрителей и критиков и позволил «Монти Пайтон» продолжить свое шествие по кинотеатрам целой серией полнометражных фильмов.

Веселая шестерка в составе Джона Клиза, Эрика Айдла, Терри Гиллиама, Терри Джонса, Грема Чепмена и Майкла Пэлина получила благодаря этой комедии пропуск в большое кино. Терри Гиллиам, который поставил этот фильм (вместе с Терри Джонсом), оказался одним из самых ярких и оригинальных режиссеров мирового кино и до сих пор снимает если не в стиле Монти Пайтон, то с обязательными отсылками к нему. Эрик Айдл и Джон Клиз достигли больших успехов на актерском поприще, оба были признаны как на родине, так и в Америке. Сам фильм навсегда вошел в антологию комедии, стал эталоном, образцом для подражания, мастер-классом для многих крупных комиков. Позже Монти сняли еще 4 фильма, разбив о скалы своего безумно язвительного юмора даже такие неприкосновенные понятие, как религия и вера. Все фильмы имели бешеный успех, несмотря на внушительный лагерь противников такого юмора. Потом, с приходом к власти «железной леди» м-с Тэтчер, попрание священных коров Британии стало невозможным, Монти Пайтоны и знаменитый Бенни Хилл были вынуждены значительно изменить свою деятельность. В середине 80-х комик-труппа прекратила свое существование. Но забыть такое было уже невозможно!

«Монти Пайтон и священный Грааль» — фильм на любителя. Им можно восхищаться, можно его не понимать и не любить, но не замечать нельзя. Потому что это классика комедии, педагогика гротеска, хрестоматия абсурда, религия юмора. Одна из опорных балок современной пародии, уровень, взятый «Монти Пайтоном» практически на голом энтузиазме, так и не был достигнут даже гениальными и гораздо более профессиональными комедиографами, вроде Брукса.

«Монти Пайтон и Священный Грааль» — показательное выступление и торжество английского юмора, один из самых смешных и сумасшедших фильмов в истории кино!

Хотите прослыть остроумцем в компании? Заучивайте шутки из «Священного Грааля» и цитируйте. Хотите стать эстетом? Смотрите «Священный Грааль» — более особенного юмора вы никогда не увидите. Хотите навсегда перестать читать рыцарские романы и смотреть фильмы про благородных рыцарей? Смотрите «Священный Грааль» — и вы никогда не сможете прочесть Вальтера Скотта без приступов смеха, вспоминая рыцарей, озвучивающих конный галоп скорлупками от кокосов… Хотите просто много и безостановочно смеяться? Монти Пайтон — всегда на страже хорошего, здорового английского юмора! Хотите узнать, почему поклонники Пайтонов кривятся, глядя на «Недетское кино» и «Американский пирог»? Смотрите «Священный Грааль»!

Когда фильм подходит к концу, смеяться уже просто нет сил: на глазах стоят слезы, руки вспотели, голос охрип, губы, щеки, живот болят. И сам ты уже давно лежишь где-то между телевизором и креслом — на полу, потому что с кресла ты уже давно свалился, твой мочевой пузырь готов вот-вот разорваться, а где-то рядом в предсмертных судорогах корчатся твои верные беспомощные друзья, раскидывая по полу нетронутый поп-корн… А фильм все не кончается… И только и молишь Бога, чтоб он поскорей закончился, ибо даже если смех продлевает жизнь, бессмертие еще никого не радовало!

…Грааль до того тяжеловесен, что никому из грешных человек не поднять его вовек.

Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль

Легенды о Святом Граале продолжают волновать воображение уже не первого поколения любителей тайн. Неясная, загадочная реликвия, один из самых интересных и легендарных символов, несущий в себе неслыханную мощь. Исток легенды о Граале лежит, по всей видимости, в мифах древних кельтов. В их преданиях Святой Грааль – это каменный сосуд в виде чаши, сделанный из изумруда, который архангел Михаил выбил мечом из короны Люцифера (в некоторых легендах Грааль – это чаша, вырезанная из дерева). Эта драгоценная мистическая реликвия уцелела во время потопа. И в дальнейшем из этого сосуда на Тайной вечере пил Иисус и из него причащались его ученики. В Святой Грааль, по словам старых преданий, также была собрана кровь Спасителя, пролитая на Голгофе. После казни Иисуса Грааль таинственным образом исчез. Распространена легенда, что чашу Грааля и копье, которым были нанесены раны Христу, сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский. До сих пор бытует мнение, что Грааль некоторое время находился у альбигойцев, но после взятия Монсегюра его там не обнаружили.

Согласно еще одной версии, Грааль – некий священный камень, связанный с тайной мистической жизнью Иисуса. Все последующие поиски пропавшей реликвии так и не увенчались успехом, но возникло немало легенд, повествующих о «приключениях» Святого Грааля. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

Принципиально отличаются от «вещественных» версий (чаша, камень) предположения о том, что Грааль – выражение неких мистических духовных идей. Чаша Грааля – это состояние души, соединения человека с Богом, то есть найти Грааль – значит достичь просветления.

Исследователей всегда интересовало происхождение легенды о Граале. Британские корни предания о чаше уходят в мифологию древних кельтов, но легенда о чаше была переосмыслена в христианском духе. Согласно легендам Иосиф Аримафейский, взяв чашу, из которой пил Спаситель в свой последний вечер, собрал в нее кровь Господа и с этой реликвией ходил по свету, проповедуя христианство. В своих странствиях Иосиф достиг Британии, где решил остановиться и основать монастырь, названный Гластонбери (по некоторым источникам, именно в этом монастыре и был спрятан Грааль, ставший впоследствии для людей воплощением Божией благодати). Основав монастырь, Иосиф создал монашеско-рыцарский орден, члены которого были первыми хранителями чаши, и они же, несмотря на отчаянное сопротивление, оказанное ими в V–VI веках захватчикам Британии – саксам, вынуждены были перевезти святыню в Саррас (местонахождение неизвестно), откуда Грааль, по одной из версий, был «вознесен на небо», по другой – остался в Гластонбери.

Но старая церковь в Гластонбери, помнившая, возможно, рыцарей Круглого стола, сгорела в 1184 году, на ее месте была построена новая. А в традиционном веровании глубоко укоренилось мнение, что Грааль укрыт в подземельях аббатства. В этом варианте Грааль связан с преданиями о короле Артуре. Во времена правления легендарного короля Грааль был спрятан на дне древнего колодца где-то в глубине острова. Рыцари Круглого стола по приказу Мерлина отправились на поиски. В некоторых романах Артуровского цикла Грааль находят и доставляют в Камелот, но чаша не принесла счастья королевству. Видя это, король Артур забрал ее с собой на таинственный остров Авалон и таким образом отвел беды от земли бриттов. Сколько реликвия пробыла на Авалоне – неизвестно, однако в следующий раз следы ее отыскались лишь в XIII веке у еретиков из провансальского городка Альби. И отсюда начинается история Грааля катаров. По легенде, он был спрятан в подземельях Монсегюра вместе с другими сокровищами еретиков – альбигойцев: древними манускриптами, хранящими тайную мудрость, таинственными реликвиями. Но когда крепость – последний оплот катаров – пала, победители не нашли никаких следов Грааля.

Еще одна группа исследователей считает, что сказание о Граале связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передается из поколения в поколение.

Среди этих совершенно разных теорий легенды Артуровского цикла выглядят наиболее привлекательно, однако нет ни одного факта, который мог бы подтвердить их. Ну, а гипотезу о тайном оккультном обществе разделяют в основном те, кто вообще склонен рассматривать все человечество как собрание тайных обществ. Языческие же корни легенды о Граале указывают на ее происхождение от очень древнего индоевропейского мифа о магической посуде – символе жизни и возрождения. Впоследствии эта легенда наполнилась новым смыслом, приобретя христианскую окраску. Эта чаша – символический источник жизни и бессмертия, изобилия и плодородия, «чудесный кормилец». Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов. По желанию она в мгновение ока дает любые блюда и драгоценности, а тот, кто пьет из нее, излечивается от всех недугов; даже мертвые, стоит ей лишь коснуться их губ, пробуждаются к жизни.

Обладая способностью чудесно насыщать своих избранников неземными яствами, Грааль в западной традиции занимает то же место, что и восточная жертвенная чаша с ведической сомой, авестийской хаомой или греческой амброзией – пищей богов. У кельтов чаша, полная вина, пива или меда, которую юная девушка подносила вступающему на престол королю, является символом верховной власти. Со временем это значение переносится на чашу Грааля, на поиски которой отправляются рыцари Круглого стола. Символика расположения Грааля в центре Круглого стола, вокруг которого сидят рыцари, весьма близка китайскому образу неба, которое имеет форму круга с отверстием посередине (аналог чаши или кубка). В египетском символизме имеются ассоциации между чашей жизни и сердцем как центром жизни. Иероглиф, обозначающий сердце, имел форму сосуда.

Поиски Грааля и в языческой, и в христианской традиции – это возвращение в рай, духовный центр человека и Вселенной; символ инициации, проверки через испытания и встречу со смертью в поисках скрытого смысла и тайны жизни. Поиски обычно предпринимаются «солнечным героем», не имеющим представления о своей истинной природе. Например, Парцифаль, воспитанный в лесном уединении, юноша, одаренный рыцарскими доблестями, или рыцарь-аскет, девственный Галахад, сын грешного, но величайшего из рыцарей – Ланселота.

Грааль играл весьма значимую роль в тайной символике средневековых алхимиков. Вдыхающий новую жизнь в Феникса и дающий вечную юность тем, кто ему служит, Грааль имеет отношение к символике философского камня. Он также выступает в качестве барки, ковчега, в который заключены семена циклического возобновления жизни, семена утраченных традиций. Чаша Святого Грааля, содержащая кровь, основу жизни, отождествляется с сердцем, а следовательно, с центром. Грааль соединяет в себе два элемента: чаша или сияющий кубок с сердцем (треугольник, поставленный на вершину) олицетворяет женское, воспринимающее, водное начало, а копье или меч (треугольник, направленный вершиной вверх) – мужское, активное, огненное начало. Эти элементы объединены носителями жизни – кровью или священной жидкостью, стекающей в чашу. Жизнетворные, обновляющие силы, излучаемые солнечным сосудом, и силы уничтожения, являющиеся в образе кровоточащего копья, заключают в себе двойное таинство. Соединение противоположных начал играло важную роль в алхимической трансмутации – превращении.

В христианстве Грааль является неоднозначным символом. Надо упомянуть, что ни одно из преданий о Граале не признано официальной церковью. Ни один церковный летописец ни разу не обмолвился о Святой чаше, хотя во всех четырех евангелиях говорится о человеке по имени Иосиф, который выпросил у Понтия Пилата тело распятого Христа и, обернув его плащаницей, положил в гробницу, высеченную в скале. Грааль упоминается только в апокрифах. Но его образ весьма популярен в эзотерическом христианстве – Грааль символизирует святое Сердце Христа. Когда, по преданию, волшебный изумруд был отобран у Люцифера, после низвержения последнего в бездну, и из этого камня и был сделан Грааль, то подобно Деве Марии, искупившей грех Евы, кровь Спасителя посредством Грааля искупила грех Люцифера. Таким образом, значение Грааля все больше связывается с муками Христа, с идеей добровольной жертвы и искупления. В христианской легенде Грааль был дан Адаму, но оставлен им в раю после грехопадения. Он до сих пор находится в центре рая, и его нужно снова найти, новый Искупитель обретет чашу и восстановит рай для человечества.

Образ Грааля, бесспорно, нельзя полностью сводить ни к церковному таинству, ни к кельтскому мифу. Для рыцарской культуры Средневековья важность Грааля как символа состояла в том, что он соединял дух рыцарских приключений, вольную игру фантазии, использующей осколки полузабытой мифологии, и христианскую мистику. Эта чаша является символом благородства, чистых помыслов, душевного здоровья и стремления возвыситься, ибо только те из ищущих, кто обладает абсолютной чистотой сердца, могут достичь успеха на своем пути. Всякий недостойный, приблизившийся к святыне, бывает наказан раной или недугом, однако может ожидать исцеления от той же святыни. Грааль – это тайна, которая открывается лишь самым достойным.

Легенды о Граале возникли в Средние века как составная часть легенд об Артуре, а в письменной литературе появились на территории Франции в XII веке. Искатели Грааля Персиваль, Гавейн, Ланселот, Боре, Галахад – все рыцари короля Артура, отправлявшиеся в свои мистические странствия из Артурова двора, однако на этом сходство между их приключениями заканчивается. Хотя ни одна хроника не подтверждает, что кто-то из рыцарей нашел чашу и привез Артуру, но местонахождение Грааля молва настойчиво связывает с легендами о короле Артуре и с уже упоминавшимся аббатством Гластонбери в Англии.

Само название «Грааль» восходит к старофранцузскому редкому слову graal, обозначавшему большое блюдо, поднос. Именно такую форму имел священный сосуд, о котором идет речь в старейшем из имеющихся текстов о Граале. Самый первый вариант повести о Святом Граале – «Персиваль, или Повесть о Граале» – опубликовал известный поэт и трубадур Кретьен де Труа около 1180–1182 года. Там Грааль описан как большое выложенное драгоценными камнями блюдо, которое по залам замка проносит дева. Эта повесть осталась незаконченной. Кретьен де Труа утверждал, что его рассказ основан на данных, которые он нашел в книге, принадлежавшей графу Филиппу Фландрскому, но это утверждение нельзя ни доказать, ни оспорить. В то время вообще считалось, что автор не может ничего сочинить сам, и истинно лишь то, что содержится в старинных источниках. История, которая не была основана на старинном предании, не могла быть достойной внимания. Никого не смущало то обстоятельство, что истинность этих преданий проверить было невозможно. Поэтому Кретьен де Труа, как и многие после него, мог совершенно спокойно ссылаться на любой источник. Кроме того, в то время надо было крайне осторожно выбирать темы для романов и поэм – языческие сюжеты могли навлечь на автора гнев церкви. Герой повести Кретьена де Труа, рыцарь Персиваль Уэльский, упоминает таинственный Замок Грааля и его волшебный кубок.

Образ Персиваля основан на древней валлийской саге о богатыре по имени Придер, и в рассказах о нем часто говорится о магическом кубке, который обладал свойствами, полностью совпадающими со свойствами, приписываемыми Граалю. Саги о Придере содержатся в сборнике древних валлийских устных преданий «Mabmogion». Этот сборник переносит нас в фантастический мир кельтских мифов, содержащих в том числе и несколько рассказов о короле Артуре. Образы валлийского эпоса происходят от еще более древних кельтских героев. Король Лир, например, «родился» от Лера, одного из предводителей загадочного народа Туату де Даннан («племена богини Дану»). Этот народ, как рассказывает миф, прибыв откуда-то с севера, принес с собой на земли кельтов магические предметы – волшебный кубок, чудесное копье и непобедимый меч. В поздних легендах о короле Артуре эти предметы трансформировались в Святой Грааль, копье, которым ранили Христа, и меч Эскалибур.

О том, как Грааль попал в Британию, рассказал Робер де Борн в поэме «Иосиф из Аримафеи», написанной около 1200 года. Как и Кретьен де Труа, де Борн ссылается на рассказ из старинной книги, где говорится о том, как Иисус призвал Иосифа и дал ему Грааль – чашу Тайной вечери. Вместе со своей сестрой и ее мужем Броном Иосиф покинул Палестину и обосновался в некоей стране «далеко на Западе», где они проповедовали христианство. Таким образом, Робер де Борн недвусмысленно связывает Грааль с христианской традицией.

Кельтские, ирландские и валлийские сказания изобилуют сюжетами о волшебных питающих сосудах. Когда эта сложносоставная фольклорная традиция попала в XII веке во Францию, сочинители попытались в духе своего времени христианизировать ее мотивы. И поскольку Грааль, первоначально языческий сосуд, обладающий магическими свойствами, даровал человеку, согласно кельтским сказаниям, чудесное, мистическое блаженство, его естественно было связать с евхаристией, с христианскими таинствами. Грааль превратился в Святой Грааль (Saint Graal, Sangrail и пр.), а поскольку слово «грааль» было непонятное, темное, эта неясность давала свободу для переосмысления, и предмет, который им обозначался, стал пониматься как кубок, потир, чаша причастия.

Однако, как уже отмечалось, вопреки огромной популярности сказаний о Святом Граале, церковь никогда не признавала Грааль канонической христианской реликвией. За Граалем закрепилась сомнительная слава в лучшем случае апокрифического символа, а в худшем – сакрального символа организованного еретического движения в границах западного христианского мира. И здесь возникает новая параллель: де Борн, опубликовав свою поэму, вольно или невольно раскрыл истоки легенды о Граале – гностическое «Евангелие от Никодима», где подробно изложен миф об Иосифе, чаше и копье. Значит, именно взгляды гностиков лежат в основе всех основных еретических течений на территории средневековой Европы.

Приблизительно в те годы, когда де Борн писал свою поэму, Вольфрам фон Эшенбах, знаменитый немецкий поэт того времени, создал «Парцифаля» – собственную версию незавершенной Кретьеном де Труа поэмы о Граале. Как и прочие, Вольфрам говорил, что воспользовался «старинными источниками», и ссылался на «одного провансальского трубадура, который написал свою повесть на арабском языке, живя в испанском городе Толедо» (совершенно запутанная история). В своей поэме Вольфрам утверждал, что Грааль хранил рыцарский орден Templaisen – в этом искаженном немецком названии легко угадывается знаменитый орден тамплиеров…

Наиболее сложная версия христианизированной легенды о Граале содержится в романе «Подвиг во имя Святого Грааля», где описывается, как Спаситель сходит с небес и участвует в евхаристии, совершающейся в Замке Грааля. Версию легенды о Граале, содержащуюся в этом романе, включил в свою книгу «Смерть Артура» Т. Мэлори. От Мэлори ее перенял А. Теннисон и использовал в «Королевских идиллиях», избрав своим мистическим героем Галахада.

Другой знаменитой интерпретацией граалевского мотива в XIX веке является «Парсифаль» Р. Вагнера, где композитор усилил религиозный смысл своего источника, «Парцифаля» Вольфрама фон Эшенбаха. В наше время самая значительная обработка граалевского сюжета – «Бесплодная земля» Т. С. Элиота, где средневековая тема используется для изображения бесплодности цивилизации XX века. Опера Вагнера и поэма Элиота способствовали возрождению интереса к средневековой легенде.

Стоит также отметить, что некоторые исследователи считают, что первичное ядро легенды о Граале имеет не кельтское, а восточное происхождение и что в конечном итоге именно на Востоке следует искать ее корни. Полагают, что в мавританскую культуру Испании (а из нее в христианскую) эта легенда пришла из Аравии или даже из Персии, другие считают родиной этой легенды Индию. И потому в ряде эпических песен, как, например, у Вольфрама фон Эшенбаха, Грааль возвращается из греховной Европы назад в Индию. В поэме Эшенбаха чисто христианские элементы отодвинуты на второй план и прослеживается терпимость, даже любовь, к людям Востока – как, впрочем, и в других произведениях. Сам фон Эшенбах признается, что при написании своего труда он использовал утерянную поэму провансальца Киота, источником которой послужила не чисто христианская легенда, но арабское повествование о Граале, найденное в Толедо (Испания) и написанное «язычником» Флегетаном «из рода Соломона». Флегетан же «был известен как большой знаток звезд, астролог, и в звездах прочел он тайну Грааля». Познакомившись с его трудом, Киот пытался разыскать по латинским книгам, где может находиться «племя чистых сердцем, призванное служить Граалю». Он ознакомился с хрониками различных европейских стран и в городе Анжу обнаружил рассказ о предках Парцифаля, уводящий на восток, но поскольку первоисточник утрачен, то дальнейшие детали теряются во тьме веков.

Постепенно легенды о Граале перестали занимать внимание посвященной публики, уйдя в область народных преданий. Но тень реликвии незримо осеняла многие события средневековой Европы. Чешские табориты шли в бой под знаменем с изображением «калики» – священной чаши, в которой легко угадывается Грааль. И знание гностиков не умерло с разгромом катаров и тамплиеров – оно продолжало жить в среде многочисленных тайных орденов и организаций, которыми изобилует история XII–XIX веков.

Оно оказалось востребовано в начале XX века, когда оккультное «Общество Туле», возникшее в Германии в 1918 году, начало разработку оккультно-мистической базы национал-социализма. А вместе с учением гностиков оказался востребованным и Святой Грааль… Первоначально поиски Грааля возглавил некий Отто Ран – один из разработчиков нордической теории. В начале 30-х годов XX столетия он посетил развалины Монсегюра, но, насколько можно судить, серьезных поисков не вел, а по результатам поездки выпустил книгу «Крестовый поход против Грааля», где именует Грааль «чашей нибелунгов». А в 1937 году, после своей второй поездки в Лангедок, Ран неожиданно исчез. О его судьбе до сих пор ничего не известно. В июне 1943 года в Монсегюр из Германии прибыла большая экспедиция, которая вела работы в пещерах до весны 1944 года. И хотя она ничего не нашла, система подземных укрытий и ходов, проложенных катарами в скальном грунте под Монсегюром, по мнению археологов, позволяет надеяться на то, что Грааль может находиться там. Впрочем, недоступных тайников в средневековой Европе было очень много…

В своей бессмертной поэме и гимне «Иерусалим» Уильям Блейк опирается на версию о том, что мальчиком Иисус побывал в Великобритании в сопровож­дении Святого Иосифа Аримафейского. Рассказывают также, что после гибели Иисуса святой Иосиф вновь посетил Британию и заложил небольшую цер­ковь в Гластонбери в Сомерсете.

Она сгорела в 1184 году и на ее месте по­строили аббатство, которое король Ген­рих VIII разрушил в 1539 году, но раз­валины которого сохранились. За Гластонбери, конечно же, тянется еще и шлейф мифологической извест­ности. Некоторые историки считают, что он и есть тот самый ост­ров Авалон, куда забрали для лечения смертельно раненного в последней бит­ве короля Артура.

Как мы сейчас по­кажем, Гластонбери стал средоточием интригующих пересечений романов Артурова цикла и христианских преданий. Легенда гласит, что во время пребы­вания Иосифа в Гластонбери его посох врос в землю и обернулся могучим терном.

В этом месте, в церковной ог­раде, Иосиф, как принято считать, спрятал Святой Грааль чашу, из ко­торой Иисус пил во время Тайной Ве­чери и в которую Иосиф собрал кровь из ран распятого Иисуса.

Такова легенда, но стоит ли за ней что-нибудь?

Действительно, на церков­ном дворе в Гластонбери рос огромный терн, который пуританин Оливер Кромвель повелел срубить, чтобы пре­кратить поклонение дереву. Тем не менее в 1985 году один из отростковов терна был посажен на старом месте, а остальные расползлись по землям разных аббатств.

Интересно, что этот подвид Crataegus oxyacantha prae-сох не растет в Британии, зато встречается в святой Земле, чем не подтверждение легенды о путешествии Святого Иосифа в Англию? История Святого Грааля куда более сложна, запутана и полна противоре­чий.

]ногие историки считают, что его христианская символика, столь привыч­ная всем, суть позднейшее напластова­ние, а изначально сюжет сложился в кельтской мифологии в дохристиан­скую эпоху.

Одна из самых красивых и загадочных христианских легенд — о Священном Граале. В книге Дэна Брауна «Код да Винчи» под Святым Граалем понимается мистическая чаша, из которой пил сам Иисус Христос перед арестом. В эту чашу Иосиф якобы собрал кровь Спасителя. Но это одно из исторических предположений. А по факту: ни одна из существующих версий не признана официальной церковью. Хотя в некоторых писаниях указано, что Иосиф собрал кровь Спасителя в священную чашу и эту реликвию унес с собой. Затем Иосиф основал монастырь в Британии (Гластонбери) и хранил чашу в нем.

Согласно сохранившимся источникам, Священный Грааль переходил из рук в руки, принося своим хранителям одни несчастья. Так однажды, он находился у английского короля Артура. У правителя сразу начались несчастья: его жена и преданный рыцарь Ланселот полюбили друг друга и бежали во французское королевство. Артур последовал за беглецами, оставив страну без присмотра. Этим воспользовался его племянник и захватив власть, устроил ловушку Артуру. Король Артур связал свои несчастья с хранившимся Священным Граалем. Он увозит реликвию на загадочный остров Авалон (подальше от британской земли).

Затем следы Священного Грааля обнаружились в тринадцатом веке. Чашу хранили альбигойцы в неприступном замке Монсегюр. Еретики-альбигойцы не подчинялись Папе римскому. Поэтому Римская церковь организовала против альбигойцев крестовый поход. Шестьдесят лет защитники Монсегюра отбивались от папских войск. Согласно легенде, перед самым падением Мосегюра, Священный Грааль был вынесен из крепости по тайному ходу.

Долго монахи-альбигойцы, забравшие Грааль, скрывались от папских преследователей, но вынуждены были передать чашу Ордену тамплиеров. На храмовников, после получения святой реликвии, посыпались многочисленные несчастья.

Король Франции, который давно желал уничтожить вторую власть в стране – тамплиеров, решил покончить с Орденом храмовников. Получив поддержку Папы римского, он уничтожил орден, а руководителей Жака де Моле и Жоффруа де Шарне и большую часть воинов тамплиеров сожгли на костре. Но даже под жестокими пытками храмовники не выдали место нахождения сокровищ ордена, включая Священный Грааль. И следы реликвии снова затерялись.

Интерес к Священному Граалю проявился в двадцатом веке среди сподвижников Гитлера, пришедшего к власти в Германии. Нацисты собирали всю возможную информацию об артефактах и тайнах со всего мира. В поисках Грааля участвовал один из лучших ученых и высокоставленый сотрудник Третьего рейха – Отто Ран. Он был уверен, что чаша хорошо спрятана в храме Солнца (Монсегюре). Ему удалось подробно исследовать все закоулки и тайные ходы замка. В одной из обнаруженных им потайной комнате была найдена священная чаша. Так Священный Грааль попал в руки нацистов. Говорят, что Гитлер никогда не прикасался к христианской реликвии. Вряд ли фашистов можно было назвать достойными хранителя святой реликвии.

Согласно древней немецкой легенде каждые семьсот лет спрятанные сокровища выходят на поверхность. Нацисты четко отследили эту зависимость. В 544 году скончался король Артур, в 1244 году были уничтожены защитники Монсегюра, следовательно, поворотное событие должно было произойти в 1944 году. Третий рейх был обречен. В 1944 году союзники отбили Монсегюр у фашистов, которые во время схватки за крепость подняли над древним замком флаг с кельтским крестом, тем самым обращаясь к высшим силам о помощи.

Но Священный Грааль принес нацистам только несчастья и беды. Во-первых, Отто Ран, лично передавший чашу Грааля своему начальнику – Гиммлеру, кончает жизнь самоубийством. Во-вторых, для многим из нацистской Германии стало понятно, что рейх обречен на гибель. Что и случилось в 1945 году.

После падения Третьего рейха Священный Грааль снова исчез. Никто не знает где реликвия находится и кто является ее хранителем. Единственно известно следующее: если хранитель сокровища не чист в помыслах и сердцем, то его обязательно постигнет Божий гнев.

Древние предания гласят, что дорога к Священному Граалю является великой тайной. Однако до сих пор не прекращается поиск святой реликвии и он якобы «обнаруживается» в разных местах планеты.

В самом первом, дошедшем до нас, романе «Персеваль, или Роман о Граале», написанном в XII веке Кретьеном де Труа рассказывается, что некий странствующий рыцарь видит в замке, где его приютили на ночь, как хозяину приносят на драгоценном блюде хлеб, который поддерживает его жизнь, а также в покоях хозяина находится загадочное копье, с капающей с него кровью. Наутро замок пустеет, но рыцарь пытается разгадать тайну чудесных предметов. Он выясняет, что блюдо – это Грааль (блюдо с которого ел Спаситель во время Тайной вечери, а копье именно то, что пронзило тело Иисуса на Голгофе).

После этой книги появилось множество сюжетов о поисках Священного Грааля. Так, поэт Роберт де Борон в своем произведении «Роман о Граале» поведал историю появления Священного Грааля в Европе. Так автор утверждает, что Иосиф, собрав кровь Христа в чашу, передал ее своему зятю, который отплыл с ней к далеким берегам. Вольфрам фон Эшенбах (немецкий поэт XIII века) считал, что Грааль это волшебный камень, а не чаша.

В наши дни считается, что на карте современного мира есть семь точек, где может храниться Грааль.

Первое место – древнее аббатство Гластонбери в графстве Сомерсетшир в Англии. Основано оно было в VIII веке. Именно там в 1191 году монахи нашли могилу короля Артура и его супруги Гинервы. Считается, что в средние века первым епископом аббатства был Иосиф, прибывший туда из Палестины. Он привез с собой священную чашу с кровью Спасителя. В том месте, где он спрятал реликвию забил источник. Сегодня туристы с изумлением и благоговением смотрят на колодец Чаши.

Второе место – развалины крепости Монсегюр во французских Пиренеях. Поиск Грааля в замке связан с именем нацистского ученого Отто Рана. Подтверждающей информации, что Грааль был им найден, нет — есть только предположение.

Третье место – бенедиктинское аббатство Фекан в Нормандии. С 12 века там существует красивая легенда о священном сосуде. Согласно ей, некий праведник Никодим, собрал кровь Христа с креста на Голгофе, а во сне ему пришло видение как поступить с ней дальше. Повинуясь воле свыше, он запечатал сосуд, спрятал его в стволе смоковницы и бросил в море. Дерево приплыло к берегу Нормандии. Ричард I, герцог Нормандский, вскоре построил храм Святой Троицы, где и поместил найденную реликвию.

Четвертое место – Валенсия в Испании. В кафедральном соборе Успения Богородицы находится агатовая чаша, которая считается артефактом I века. Самое раннее упоминание о ней относиться к 1399 году, когда она попала в руки короля Арагона. Есть легенда, что ее передал королю сам апостол Петр. Арогонский король в 1437 году передал чашу в собор Валенсии в качестве уплаты военных расходов.

Пятое место – кафедральный собор Сан-Лоренцо (Италия, Генуя). В нем храниться чаша, изготовленная из зеленого стекла. По легенде, эту чашу привезли в 1101 году крестоносцы из палестинского города Кесарея. Предположение о том, что это Священный Грааль связано с произведением Якопо Ворагиского «Золотая легенда», в котором со ссылкой на христианские предания, сказано, что на Тайной вечере Иисус пил из изумрудной чаши. Когда Наполеон со своим войском вошел в Геную, он приказал перевезти святыню в Париж. Через несколько лет ее вернули обратно, но в дороге святыне был нанесен урон – она треснула.

Шестое место – ньюйоркский Метрополитен-музей. Там находится сосуд из антиохийского клада. Чашу нашли в 1910 году при раскопках рядом с турецким городом Антакьи (в древности его называли Антиохия). Находка представляет собой стеклянную чашу, вставленную в позолоченную оправу. В 1933 году ее владельцы объявили, что это и есть святой Грааль. В ньюйоркском музее она находится с 1950 года.

Седьмое место – испанский город Леон. В базилике Сан-Исидоро можно увидеть ониксовую чашу в золотой оправе и украшенную драгоценными камнями. Чашу базилике подарила донья Уррака, одна из дочерей короля Кастилии и Леона Фердинанда I. В 2014 году вышла книга «Короли Грааля». Авторы Маргарита Торрес и Хосе Ортега-дель-Рио утверждают, что именно эта чаша является Святым Граалем. Правда это или вымысел, но любопытные туристы толпами потянулись в храмовый музей.

Святой Грааль является наиболее разыскиваемым артефактом. Священную реликвию искали все: рыцари, монахи, инквизиторы, комиссары НКВД и нацистская мистическая организация Аненербе. Но существует еще одна версия, которую редко рассматривают исследователи: русский царь-реформатор Петр I являлся хранителем Грааля. В легенде утверждается, что Священный Грааль спрятан на таинственном балтийском острове. Христианскую святыню сохраняет массонская организация, являющаяся последователем рыцарей-тамплиеров.

В юности Петр I вступил в мальтийский орден, который по своей сути являлся масонским. Развязав Северную войну, царь Петр строит на Балтике новую столицу. Кстати, имя Петр означает «Святой камень», следовательно, город имел название «Город Святого Камня». На Заячьем острове, по приказу царя, была возвигнута крепость, стены которой образовывают шестиконечную звезду (масонский знак символа жизни). Так получилось, что Петропавловская крепость оказалась центром новой столицы. Здесь же Петр I решил обустроить усыпальницу для рода Романовых. Все постройки крепости были деревянными, кроме колокольни, щедро украшенной масонскими символами.

Вся история Петропавловской крепости связана с загадочными событиями: потусторонние голоса, неожиданно возникающие и гаснущие пожары, таинственные исчезновения людей, неожиданный бой часов, мистическое свечение шпиля …. Все, кто когда-либо пытался разгадать тайны крепости, умирали при странных обстоятельствах. В 1927 году в крепости обнаружили тело учителя математики Ильи Ареца. В руке мужчины был зажат обрывок древнего пергамента, на котором можно было разобрать слово, означающего Грааль. В квартире погибшего, который оказался потомком масона петровского времени, нашли старинные планы Петропавловской крепости.

С тех пор прошло столетие. Но найти Грааль так никому не удалось

No related links found


Loading...Loading...