Главный архитектор собора св петра в риме. Собор Святого Петра — величайшая христианская церковь в Риме

Две тысячи лет назад, когда Италией правил Нерон, здесь был расположен амфитеатр, в котором погибло немало христиан. В 67 г. схватили, судили, вынесли смертельный приговор и привели сюда апостола Петра. Тот, не желая умереть именно так, как погиб Христос, попросил казнить его иным методом. Распяли его вниз головой и похоронили недалеко от места смерти. А через три столетия в месте его захоронения возвели сооружение – там сейчас находится собор Святого Петра.

Расположен собор Святого Петра в Ватикане, в северо-западной части Рима, столицы Италии (на карте храм можно отыскать по следующим координатам: 41° 54′ 7″ с. ш., 12° 27′ 11″ в. д.).

Собор этот является самым крупным храмом Ватикана и до недавних пор был крупнейшей христианской церковью в мире: площадь превышает 22 тыс. м. кв., высота – 133 м, длина вместе с портиком – почти 212 м. Базилика рассчитана на 60 тыс. верующих, ещё четыреста тысяч христиан способна вместить, расположенная перед собором площадь.

Размеры этого храма превышает лишь возведённый в 1990 году в Ямусукро, столице Кот’д Ивуар, собор Пресвятой Девы Марии Мира, площадь которой составляет около 30 тыс. кв. м. Правда, несмотря на свои громадные размеры, вместить она способна лишь 18 тыс. прихожан.

История, воплощённая в камне

Возведённая по приказу Константина, базилика имела довольно-таки скромный вид, долгое время ничем особенным не отличалась и простояла одиннадцать столетий. До тех пор, пока в 1506 году папа Римский не велел на месте старой церкви, возраст которой превышал одиннадцать веков и пребывавшей к тому времени в аварийном состоянии, построить собор Святого Петра.

Сооружение затмило бы не только все языческие храмы, но и уже существующие христианские церкви, став при этом центром католичества и символом власти понтифика. Тот факт, что именно на этом месте нашёл свою мученическую кончину апостол Пётр, сыграл в выборе первосвященника немаловажную роль.

Для строительства храма были приглашены лучшие скульпторы, архитекторы и художники со всей Италии. Учитывая, что время возведения собора относится как раз к эпохе Возрождения, во время которой жили и творили такие деятели искусств, как Микеланджело, Джованни Лоренцо Бернини и другие известные личности, не удивляет то, что план удался на все сто процентов.


На протяжении всего строительства (а в общей сложности длилось оно не одно столетие) за работы отвечали разные люди, которые постоянно вносили кардинальные изменения в планировку храма, что оказало серьёзное влияние на архитектуру этого храма:

  • Первым архитектором собора был Донато Браманте – он предложил построить храм, форма которого была бы похожа на греческий крест с одинаковыми сторонами (строительные работы начались в 1506 г.)
  • Когда он умер, архитектором назначили Рафаэля Санти, который видоизменил план, придав храму форму римского креста (с более длинной четвёртой стороной).
  • Следующий архитектор, Бальдассаре Перуцци предпочтение отдал первоначальному плану.
  • А вот Антонио да Сангалло поддержал идею второго архитектора.
  • Микеланджело над собором в Италии начал работать с 1546 году. Он вернулся к первоначальному плану Браманте, но проект все же видоизменил: предусмотрел наличие на востоке от здания портика с огромным количеством колонн, несущие конструкции сделал массивнее и определил центральное пространство (как выглядела базилика во времена Микеланджело можно увидеть с западной стороны храма).Также Микеланджело успел построить барабан основного купола, строительство над которым пришлось заканчивать следующему архитектору, Джакомо делла Порта (он придал куполу более продолговатую форму). Микеланджело планировал окружить основной купол четырьмя меньшими, но архитектор Виньола решил возвести лишь два, расположив их по бокам от центрального.


  • Карло Мадерна в начале XVII ст. по приказу папы Павла V, вернувшись к римскому варианту, увеличил длину креста с восточной стороны. Также он возвёл фасад высотой в 48 м (без скульптур) и шириной около 120 м, полностью скрыв купол, который потерял своё доминирующее положение. Наверху фасада были установлены шестиметровые скульптуры Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и почти всех апостолов, кроме Петра.
  • Довольно скоро из-за огромного наплыва верующих стало очевидно, что перед собором необходимо построить площадь. Строительные работы доверили Джованни Лоренцо Бернини.

Двери храма

Перед центральными дверями установлены скульптуры апостолов Павла и Петра, в руках которых находятся ключи от Царства Небесного. В храм ведёт пять бронзовых дверей.

При этом самая крайняя, расположенная справа, замурована и открывают её лишь раз в 25 лет, в Святой год, в канун католического Рождества (в это время существует возможность отпущения наиболее тяжких грехов). Когда этот год заканчивается, святые двери снова закладывают бетоном.

В центральной части главных дверей изображены Павел и Пётр, над ними – сидящие на троне Иисус и Мария.

Снизу запечатлены фрагменты, изображающие суд и казнь подвижников Христа (Петра распяли вверх ногами, Павлу отрубили голову). Над дверями – изготовленный из мрамора барельеф Бернини с надписью: «Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного».

Как выглядит храм изнутри

Внутри собор Святого Петра в Риме удивляет своими невероятными размерами и чрезвычайно богатым дизайном – тут находится огромное количество статуй, колонн, алтарей, усыпальниц, которые были выполнены самыми именитыми мастерами своего времени.

Одним из таких шедевров является «Оплакивание Христа» («Пьета»), мраморная скульптурная композиция Микеланджело, единственная скульптура мастера, которая была им подписана.

Композиция Микеланджело являет собой статую Марии, которую скульптор изобразил молодой женщиной, на коленях которой лежит погибший Спаситель. На все вопросы современников, почему мать Иисуса так молода, Микеланджело отвечал, что матерь Бога не стареет.

Внутри храма находится алтарь с никогда не гаснущими лампадами, мессу служить с которого имеет право только Святой Отец. Поставили этот алтарь в том же месте, что и предыдущий, который установили когда-то над могилой Петра (интересный факт: несмотря на принятые каноны, обращён он не на восток, а на запад). В полу возле него было прорублено небольшое «оконце», через которое можно увидеть могилу св. Петра (о том, что она там действительно есть, доказали раскопки, проведённые в сороковых годах прошлого столетия).

Под куполом храма над центральным алтарём размещён ещё один шедевр Бернини (в середине собора существует немало его скульптурных работ): бронзовый балдахин (киворий) высотой в 29 м – расположен он на четырёх колоннах, где установлены фигуры ангелов.

Сквозь киворий просматривается кафедра св. Петра – кресло апостола, которое поддерживают скульптуры четырёх Святых Отцов, и над их головами парит Святой Дух.

Возле алтаря находится изготовленная из бронзы скульптура сидящего на папском престоле святого Петра, в руках которого – ключи от рая. Каждый католик считает своим долгом дотронуться до его ступни – многие верят, что если искренне попросить об исполнении своего желания, оно обязательно сбудется.

Купол храма

Купол собора Святого Петра является самым высоким в мире: его высота снаружи составляет почти 137 м, изнутри – 119 м, а диаметр – 42 м. На своде купола можно увидеть изображения евангелистов с животными, которые в «Откровениях» Иоанна Богослова находились возле Божьего престола: возле Марка – лев, Луки – вол, Иоанна – орёл. А вот Матвей изображён с ангелом, который водил его рукой во время написания Евангелия.

На вершину купола можно подняться двумя способами: сначала до его нижней части подъехать на лифте, а потом преодолеть 320 ступенек. Или обойтись без подъёмника и дополнительно подняться ещё по 231 ступени. Сначала подъём довольно лёгкий: ступеньки низкие и подниматься легко и единственное, что вызывает дискомфорт, так это постоянное движение по кругу, отчего кружится голова.

Затем подъём усложняется: ступени постепенно становятся меньше, круче и уже, а на самом верху ширина между противоположными стенами не составляет и метра. Тот, кто найдёт в себе силы и сможет дойти до цели не пожалеет – открывшаяся перед ним панорама Рима и Ватикана никого не оставит равнодушным.

Маленького государства на территории Рима. Этот католический собор является крупнейшей христианской церковью в мире.

На площади собора могут поместиться около 400 000 человек, внутри же могут одновременно находиться до 60 000 человек. В строительстве собора Святого Петра были заняты такие мастера своего дела как Микеланджело, Карло Мадерна, Виньола, Рафаэль Санти, Бальдассаре Перуцци, Донато Браманте, то есть единого автора собора Святого Петра просто не существует. Собор получился таким неимоверным именно благодаря тому, что вместил в себя все мысли и образы самых талантливых творцов того времени.



Архитектура собора Святого Петра очень красива и гармонична, богатство оформлений поражает воображение. Внутри есть множество произведений искусства, алтарей, статуй и надгробий. Есть в этом соборе работа Микеланджело, сделанная в двадцатилетнем возрасте. Это скульптура называется «Оплакивание Христа», она высечена из сплошного куска белого мрамора. Микеланджело работал над скульптурой два года, он изобразил Пресвятую Деву Марию, у которой на коленях лежит ее мертвый сын Иисус. Скульптура сделана в полную величину и настолько реалистична, что даже не верится что это холодный кусок мрамора.


Также в соборе есть скульптура самого Святого Петра. Ее выполнил в бронзе еще в IV веке неизвестный скульптор из Сирии. С этой скульптурой связан очень древний обычай. Чтобы молитва была услышана, достаточно дотронутся до статуи. Из-за большой популярности этого обычая, скульптура Петра слегка затерта.

Самым высоким в мире является купол Собора Святого Петра — его высота насчитывает почти 137 метров. Измеряют купол от верхушки венчающего креста и до пола базилики. Диаметр купола составляет почти 42 метра. С купола открывается потрясающий вид на площадь города. Но это не самый крупный купол в Италии. К примеру, диаметр купола Флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре составляет 44 метра, а диаметр купола древнеримского Пантеона– 43,3 метра.


В 1590 году, завершилась постройка купола. Это был последний год правления Сикста V. Именно в его честь внутри фонаря на куполе сделана надпись. Купол завершили Доменико Фонтана и Джакомо Делла Порта.


В середине XVIII века появились первые трещины на куполе собора Святого Петра. Его скрепили с помощью четырех металлических цепей. Они обжимают конструкцию и скреплены между оболочками купола.

Собор Святого Петра в Ватикане является истинным шедевром искусства и наиболее популярным местом для туристов и паломников, которые приезжают из самых дальних уголков нашей планеты.

Храм Святого Петра в Риме считается крупнейшей в мире церковью, обладающей сакральным значением для христианства. Роскошное оформление убранства собора олицетворяют дань уважения к апостолу Петру, прах которого покоится в храме. Собор состоит из многочисленных капелл, украшенных скульптурными композициями и религиозными реликвиями.

В I веке нашей эры императором Римского государства являлся Нерон. Его правление ознаменовалось высоким ростом экономики и благосостояния граждан, а также проявлением жестокого нрава. В Риме были воздвигнуты новые жилые районы плебеев, роскошные дворцы для аристократов, бани и цирки. Оставался лишь нетронутым участок земли на высоком холме по другую сторону Тибра. Место использовалось для проведения казней людей, осуждённых по законам античного Рима.

В 64 году Рим охватил разрушительный пожар. Нерон обвинил в этом христиан, которых подверг ужасным гонениям. В это время столицу великой империи посещает некий странник из Иудейской провинции, носивший имя Симон. Он являлся учеником Иисуса, от которого получил прозвище «камень» (по-гречески - петрос). Его стали называть Петром. Последователя Христа обвинили в проповеди новой веры, за что римские власти приговорили апостола к распятию вниз головой. Казнили осужденного на вершине холма, где и предали тело земле. Впоследствии, на месте захоронения христиане установили мемориальную стену.

В IV веке император Константин легализует христиантво. Над могилой Петра была заложена небольшая базилика. В 1500 году храм Константина снесли из-за ветхости стен. Папа Юлий II предпринял возведение новой базилики. Архитектором был назначен Донато Браманте. По его проекту предполагалось воздвигнуть грандиозное здание, увенчанное массивным куполом. Преждевременная кончина архитектора остановила строительство. Последующие зодчие, не смогли окончательно определить внешний вид собора.

В 1546 году строительство базилики возглавил Микеланджело, который хотел воплотить идею Браманте. Храм должен быть представлен в виде греческого равностороннего креста. Вся конструкция собора от подножия до вершины купола должна покоиться на высоком барабане, который окружён стройными колоннами. Пришедшая эпоха барокко оставила свой след в архитектуре храма. Требовалось широкое пространство, способное вместить большое скопление верующих. Было принято решение удлинить неф базилики и пристроить несколько капелл. В 1626 году папа Римский Урбан VIII торжественно освятил собор Святого Петра.

Описание и архитектура

Эллипсовидная площадь, окаймлённая изящными шестнадцатиметровыми колоннами, ведёт к собору Святого Петра. В центральной её части возвышается обелиск, высота которого 240 метров. Грандиозные размеры храма также впечатляют. Его длина составляет 211 метров, а высота купола - 136 метров. Собор может вместить 60 тысяч человек. Центральным элементом конструкции церкви является купол с крестом на вершине. Это массивное произведение архитектурного искусства считается символом Ватикана. Купол с шестнадцатью рёбрами опирается на массивный барабан, украшенный коринфскими колоннами. В полусфере расположены шестнадцать окон.

Фасад собора, построенный в XVII веке архитектором Карлом Модерна, декорирован пилястрами и состоит из двух ярусов с аттиком. В нижней части расположены пять бронзовых ворот, панели которых украшены изображениями ветхозаветных сюжетов. Каждый портал имеет своё название: Врата Добра и Зла, Смерти, Таинств, Филарета и Святые врата. Над ними видны девять окон, три из которых с балконами. Аттик окаймлён балюстрадой и увенчан громадными пятиметровыми статуями Христа и апостолов. По сторонам фасада возвышаются скульптуры Святых Петра и Павла. Пётр держит в руках ключи от Царства на Небесах, вручённые ему Господом. Апостол Павел держит в руках обнажённый меч.

Интерьер

Залы собора поражают своим богатым убранством и огромными размерами. Стены и потолки украшены барельефами и скульптурами. Двадцатитрёхметровые арочные своды ведут к многочисленным капеллам и драгоценным церковным реликвиям. Собор - место погребения Пап, гробницы которых расположены вдоль нефов. Одним из шедевров, находящийся в соборе святого Петра, является скульптурное произведение Микеланджело - Пьета. Мастер изобразил Деву Марию, плачущую над телом Христа. Женщина держит на коленях Иисуса. Художник подчеркнул неразрывное единение матери с сыном. Ваятель высек фигуры из одной мраморной глыбы. Скульптура защищена пуленепробиваемым стеклом.

В нишах громадных пилястр под куполом установлены статуи, напоминающие о мучениях Христа. Там можно увидеть Святого Лонгина, держащего копьё, которым он пронзил грудь Иисуса. Неподалёку Святая Вероника показывает платок с изображением лика Христа. Рядом высится Святая Елена с массивным крестом. Внутренняя поверхность купола украшена изображениями апостолов с их символами: Марка со львом, Иоанна с орлом, Матвея с ангелом, Луки с волом.

На фризе позолоченная фраза на латыни гласит о напутствии Христа своему ученику Петру. Бронзовое изваяние Святого Петра, сидящего на троне, является высокопочитаемой скульптурой для прихожан. Апостол держит в левой руке ключ, а правая рука поднята в жесте благословения. Стопа Петра немного выдвинута вперёд за основание пьедестала, чтобы проходящие мимо верующие могли её поцеловать.

В соборе находится великолепные мавзолеи ваятеля Бернини, которые обрамлены колоннами и рельефными орнаментами. Одно из надгробий посвящено папе Римскому Урбану VIII, скульптура которого представлена с поднятой правой рукой вверх. Вторую гробницу мастер создал для папы Александра VII. Его скульптурный образ молится в окружении аллегорических статуй молодых дев, символизирующих истину, справедливость, милосердие и благоразумие. Красочный алтарь Преображения Христова производит неизгладимое впечатление. Он состоит из великолепного панно, выполненного по мотивам знаменитого произведения Рафаэля Санти. Картина изображает Иисуса, поднимающегося ввысь, в окружении своих учеников.

В глубине апсиды храма расположено гигантское хранилище, сооружённое для ценных реликвий. Здесь можно увидеть сложную скульптурную композицию. Она представляет собой деревянную кафедру, над которой буквально парит старинный стул. Согласно преданию, на нём сидел апостол Пётр во время своей проповеди. Трон окружён статуями богословов - учителей латинской и греческой церкви. Над кафедрой виден голубь Святого Духа, окружённый ангелами на фоне облаков и солнечных лучей.

В одной из капелл собора покоятся мощи папы Римского Льва I Великого. Над ракой возвышается рельефное изображение из белого мрамора. Панно описывает легендарную сцену, как папа Лев, выйдя навстречу к войску гуннов, с одним только крестом в руках обратил варваров в паническое бегство. Заслуживает особого внимания капелла Святого Себастьяна. Здесь находится картина в обрамлении мраморных пилястр. Панно выполнено по эскизам знаменитого живописца Доминикино. Произведение описывает мученичество римского легионера Себастьяна, которого обвинили в вероисповедании христианства.

Исповедальня (гробница) святого Петра

Главной ценностью собора является гробница великого мученика Петра. В центре храма возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Под ним находится могила апостола, к которой ведут две полукруглые мраморные лестницы. Они спускаются до уровня античной Константиновской базилики, ранее стоявшей на этом месте. В 1939 году здесь начались археологические раскопки, инициированные папой римским Пием XII. В процессе исследования был обнаружен некрополь, в котором найдены останки тела апостола Петра. Сейчас они хранятся в гробнице, именуемой «Исповедальня святого Петра». Алтарь украшает балдахин, выполненный скульптором Бернини в 1624 году. Он установлен на четырёх бронзовых витых колоннах, высота которых составляет 29 метров. На вершине сооружения высятся скульптуры ангелов.

Где находится и как добраться

Собор святого Петра расположен на одноимённой площади в Ватикане. До него можно добраться на метро (станция Ottaviano). В нескольких метрах от площади находится автобусная и трамвайная остановка.

Собор Святого Петра в Риме на карте

49,361 просмотрели

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) и большая площадь, окруженная колоннами - религиозный центр Ватикана (Stato della Città del Vaticano).

Ажурный кафедральный собор был построен в 17 веке грандами Высокого Возрождения и Барокко: (Giovanni Lorenzo Bernini), (Michelangelo Buonarroti), Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi). С тех самых пор и по нынешние времена базилика является самым значительным католическим храмом на планете, ежегодно привлекая миллионы прихожан к службам, отправляемым самим Папой Римским.

В 4 веке н.э. при императоре Константине I (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в Риме была возведена романская базилика. От раннехристианских построек уцелел только монумент, отмечающий средину площади Святого Петра, расположенную перед храмом.

Согласно христианским летописям, апостол Петр (греч. Απόστολος Πέτρος) принял мученическую смерть около 64-67 г. н.э. в Риме. Над могилой последователя Христа в 313 году был воздвигнут первый алтарь первой базилики.

Базилика Константина пережила несколько реконструкций и к 16 веку значительно обветшала. Понтифик Юлий II (лат. Iulius II) поставил перед Донато Браманте интереснейшую задачу - восстановить древний христианский храм и по возможности сохранить его изначальный потенциал. По задумке архитектора, обновленная базилика должна была представлять собой большой крест, увенчанный куполом.

Просторное здание с высокими сводами должно было воплотить небесную легкость храма, однако смерть Браманте в 1514 году отодвинула воплощение проекта на неопределенное время.

Еще при жизни Браманте в 1513 году вторым архитектором храма стал Рафаэль Санти. В помощь знаменитому мастеру был послан Фра Джокондо (Fra Giocondo), а его в свою очередь сменил Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo). История создания храма была омрачена удивительным фактом: за 6 лет работы над проектом умерли три именитых мастера. Начиная с 1506 года Собор Святого Петра получил только фундамент и частично, нижний стеновой ярус, который позже был разобран.

В течение 40 лет, чертежи собора трансформировались на бумаге, меняя форму здания от греческого равностороннего креста до латинского и, наконец, остановились на форме базилики, предложенной Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1546 году да Сангалло умирает и Папа Павел III ангажирует Микеланджело на роль куратора возведения храма. С учетом нагромождения архитектурных идей предшественников, Буонарроти решает вернуться к изначальному плану Браманте, упростив, и одновременно, усилив конструкцию.

Массив базилики было решено выполнить в виде центрально купольной постройки , вход в которую скрывал портик, задрапированный колоннами, по примеру античных храмов. Также по традиции древних строителей, центральный вход храма расположили на восточной стороне.

При жизни Микеланджело строительство продвинулось значительным образом, был даже выстроен барабан купола.

Однако завершить свой грандиозный проект гений не успел , в 1564 году смерть прервала труды Буонарроти.

Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) продолжил работу над собором, внеся свои коррективы в план Микеланджело. Появились элементы протобарокко, более вытянутые формы , что особенно заметно на чертежах барабана купола. Задумки Буонарроти были реализованы в чистом виде только в ходе возведения западной части храма.

К 1588 году дела Порта в содружестве с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) реализовали план подготовительных работ к возведению купола Собора Святого Петра. В последующие 2 года все силы инженеров и строителей были сосредоточены на создании главного свода храма . Уже в мае 1590 года Папа Сикст V провел торжественную мессу в свеже выстроенном соборе.

За летние месяцы была выстроена колоннада из 36 декоративных колонн, однако, Сикст V не успел полюбоваться внешней отделкой церкви , скончавшись в августе 1590 года. Золотой фонарь в форме шара и большой крест над куполом храма были установлены уже при Клименте VIII (лат. Clemente VIII).

Вдохновителем следующего витка строительства Собора Святого Петра стал Папа Павел V (Paulus V). В 1605 году он призвал Карло Модерно (Carlo Maderno) переработать план собора.

Греческий крест , в облике здания, воплощенный Микеланджело, был превращен в латинский , за счет удлинения продольной части.

Также были пристроены боковые нефы, таким образом, храм превратился в трехнефную базилику. Обновленная церковь приобрела совершенно другой вид от первоначально задуманного Микеланджело – сегодня стоя в центре площади у обелиска вы увидите только часть купола, а подойдя ближе к собору можно подумать, что это дворец, а не церковь.

Описание

Собор Святого Петра отличается впечатляющими параметрами: порядка 211 метров в длину и высотой, с учетом купола - 132 м, общая площадь храма - 23 тысячи м 2 .

Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки.

Фасад

Современный фасад собора был исполнен архитектором Карлом Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину - 118 м и высоту - 48 м.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра . Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них - Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu). Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.

Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в 18 в. Августино Корначчини (Agostino Cornacchini) и императора Константина, работы Бернини (1670 г.). Еще одна жемчужина экстерьера храма - фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии.

Интерьер

Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м 2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников .

Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола. Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии.

Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века.

Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии , потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел . Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне почитается одним из главных христианских святых.

Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона.

Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини - обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. πάνθειον).

И по сей день в Риме ходит поговорка: «Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини».

Над балдахином возвышается кафедра, посвященная Святому Петру, также созданная Бернини.

Если прогуляться по центральному нефу собора, то в нишах можно полюбоваться статуями святых: Терезы, Елены-Софии Барат, Святого Винченцо де Паоли, Иоанна, Святого Филиппа Нери, Святого Иоанна-Баттиста де Ла Сале, Святого Иоанна Боско.

Правый неф

Пьета

В правом нефе храма расположена скульптурная группа « » (Оплакивание Христа) авторства молодого Микеланджело (1499 год).

Чтобы уберечь произведение искусства от пагубного влияния температурных колебаний, пыли, влажности, а также нерадивых посетителей, статуя накрыта прочным стеклянным колпаком. В 1972 году религиозный фанатик нанес серьезные повреждения шедевру молотком!

Памятник понтифику Льву XII

По соседству с Пьетой располагается памятник понтифику Льву XII работы Джузеппе де Фабриса (19 в) и монумент Кристине, принцессе Шведской выполненный Карлом Фонтаной в 17 веке.

В капелле Святого Себастьяна (Cappella di San Sebastiano) можно полюбоваться мозаикой, выполненной Пьером Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari), по эскизам самого Доменикино (Domenichino). Свод часовни украшает мозаика Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona).

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Уникальный памятник - усыпальница маркграфини Матильды Каносской, выполненный Бернини. Аристократка являлась первой женщиной, погребенной в храме .

Часовня Святого Причастия

Часовня Святого Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento) украшена декоративной решеткой, созданной по наброскам (Francesco Borromini). Внутри часовни - работа по бронзе Карло Модерно, зодчество Борромини.

Левый неф

Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)

Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи (Chigi). Ансамбль, выполненный из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия . Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти.

В руке скелета находятся песочные часы - метафора окончания земной жизни понтифика.

Барочный ансамбль наполнен театральной драматичностью и полон тайного смысла. Так, одна из добродетелей изображена стоящей на земном шаре. Отнюдь не случаен тот факт, что каменная стопа закрывает собой Англию. К 17 веку раскол между католической и англиканской церковью достиг своего апогея. Британские монархи из рода Стюартов отреклись от короны ради того, чтобы сохранить верность католической вере. Вся эта противоречивая ситуация была художественно обыграна Бернини в камне. Гробница Стюартов сейчас находится внутри собора слева от входа.

Часовня Крещения

В левом нефе располагается часовня Крещения (Cappella del Battesimo), спроектированная Карлом Фонтаной и украшенная мозаиками Бачиччо (Baciccio). Рядом находится усыпальница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobieski), украшенная скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) в 18 веке. Соседствует с ней мемориал Стюартам, авторства Атонио Канова (Antonio Canova, 19 в). Интересна работа флорентийского зодчего 15 столетия Антонио Поллайло (Antonio Pollaiolo) - гробница понтифика Иннокентия VIII.

Центр

Центральное пространство собора, ограничено четырьмя столпами, поддерживающими купол. Эта часть храма была реализована в соответствии с задумками Микеланджело . В самом сердце церкви можно увидеть множество мозаичных картин, выполненных по эскизам Доменикино.


Особый трепет вызывает мемориал Пию VII, выполненный в 19 столетии не католическим творцом - Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Собор Святого Петра имеет Григорианскую капеллу (Gregoriana Cappella), которая напоминает о том, кто дал человечеству григорианский календарь . Многочисленные гробницы понтификов и богато украшенные капеллы производят неизгладимое впечатление на прихожан.

Купол

Представляет собой грандиозное произведение искусства. Максимальная высота - 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики - 117,57 м, внутренний диаметр - 41,5 м, общий вес - 14 тысяч тонн! Изображение купола уже несколько веков является эмблемой кафедрального собора и одним из распространенных символов Ватикана.

Микеланджело, создавший архитектурный план купола в своей работе вдохновлялся и (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции.

Высокий барабан купола призван обеспечить устойчивость массивной постройке. В нем выделяются 16 окон, разделенных колоннами, и ровно 16 ребер жесткости. Изнутри устойчивость конструкции придают 4-е мощные столба.

В соборе хранятся макеты и эскизы купола, предполагаемого к постройке: Микеланджело, Сангалло и Браманте. Все они имели в основе более округлую форму, стремящуюся к параметрам идеального шара . Однако же строительство свода было поручено Джакомо дела Порта, который реализовал несколько иную модель. Изменения были внесены для того, чтобы обеспечить большую надежность и устойчивость куполу, особенно с учетом того факта, что конструкция вышла на 7 метров выше изначально запланированной.

Несмотря на все ухищрения архитекторов и строителей, уже в 18 веке купол стал разрушаться под собственным весом и воздействием ветров . Четыре прочных цепи стянули свод, чтобы придать ему дополнительную жесткость. Изнутри купол украшен мозаичными картинами Джованни де Веки (Giovanni De Vecchi).

Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором.

Могила Святого Петра

В 1939 году по распоряжению Бенито Муссолини (Benito Mussolini) под полами собора проводились обширные археологические исследования – был обнаружен древний некрополь, одно из захоронений которого имело особый статус. Удалось выяснить, что в 1-2 веках н.э. одна из могил была особенно почитаема .

Тщательное изучение церковных хроник и повторные раскопки позволили с большой долей вероятности предположить, что в земле под Собором Святого Петра покоится могила апостола. О чем в 1968 году торжественно объявил Павел VI.

Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)

Грандиозный кафедральный собор, построенный в 16 веке, требовал соответствующей оправы. Ватикан постановил, что плохо спланированный прямоугольник столичной земли у подножья храма должен был обрести изящную форму. Кроме того, требовалось обустроить дорогу от Апостольского дворца (Palazzi Apostolici) к базилике.

Джан Лоренцо Бернини создал Площадь Святого Петра за 11 лет , начав строительство в 1656 году.

Архитектурный план Бернини имел два крупных элемента: овальную плоскость самой площади, окруженную полумесяцами галерей и трапециевидные аллеи, ведущие к площади и собору.

С высоты птичьего полета площадь, аллея и собор выглядят как ключ , за что и были названы «ключом Святого Петра». Овал площади, покоится в чаше из двух галерей, оснащенных колоннами. Колоннада из 284 дорических колон и 80 столпов из травертина увенчана аттиком, на котором красуются 140 скульптур святых и десяток церковных гербов. В дни больших католических праздников Площадь Святого Петра вмещает порядка 400 тысяч посетителей!

  1. На площади собора есть 2 геометрических центра с которых все 4 ряда колонн прячутся одна за другой.
  2. По легенде на вершине обелиска хранился прах , но когда обелиск переносили в 16 веке оказалось, что там ничего нет.
  3. Итальянская полиция может войти в собор только по специальному приглашению.
  4. Идею построить часть площади в форме трапеции Бернини подсмотрел у Микеланджело.
  5. Более 1000 лет Ватикан и собор святого Петра не считались центром христианства – папы переехали туда только в 15 веке из Латеранской базилики.
  6. По традиции ни одно здание в Риме не может быть выше купола собора святого Петра.

Практическая информация

  • Адрес : Piazza San Pietro
  • Время работы : летний период (с 1 апреля по 30 сентября) - с 07:00 до 19:00, зимний период (с 1 октября по 31 марта) - с 07:00 до 18:30.
  • Посещение купола : летний период (с 1 апреля по 30 сентября) - с 08:00 до 18:00, зимний (с 1 октября по 31 марта) - с 07:00 до 18:00.
  • Стоимость билета : полностью пешее восхождение (551 ступенька) - 6 евро, лифт + пешее восхождение (320 ступеней) - 8 евро, детям до 12 лет - бесплатно.
  • Индивидуальные экскурсии:
  • Посещение могилы Святого Петра и некрополя под собором : допустимо после предварительного бронирования мест по почте: [email protected] или по телефону: +39 06 69873017. Стоимость индивидуального билета – 13 евро. Время работы: пн-пт: с 09:00 до 18:00, сб - 09:00 до 17:00.
  • Официальный сайт Ватикана : www.vatican.va

Для посещения собора, купола и археологических раскопок потребуется соблюдение дресс-кода: длинные юбки и брюки, покрытые плечи, головные уборы, удобная обувь.


Как добраться

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям) или San Pietro (ближе к площади);
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: № 23, 32, 81, 590, 982, N11, остановка Risorgimento, №64 и 40 экспресс-маршруты от (Termini) к собору Святого Петра, №116, остановка Terminal Gianicolo.

Собор Святого Петра в Ватикане - самый величественный храм во всем христианском мире. Он является ключом к Ватиканской тайне, которая была заложена в поручении, данном Иисусом Петру для управления Церковью, когда доверил ему ключи от Царства Небесного. Об этом гласит надпись на карнизе купольного барабана собора: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою” . Только Собор Святого Петра может гордиться тем, что он воплощает слова Христа.

Согласно провидению, апостол Петр пришел в Вечный город в 43 году, чтобы стать главой христианской общины. Он находился в Риме на протяжении 25 лет. Во времена преследований христиан, между 64 - 67 годами, он претерпел мученическую смерть в цирке Нерона на склоне Ватиканского холма и был погребен в земле, на кладбище, недалеко от прилегающей к цирку дороге. Могила Святого Петра и есть точка опоры Ватикана, единственная причина и суть всех его строений. Если бы здесь не было могилы бывшего Галилейского рыбака, свидетеля воскресения Христова, который был уверен в том, что тоже будет распят, то не возник бы на этом месте великолепный храм и не существовал бы ныне прекрасный город-государство Ватикан.

Могила Святого Петра стала культовым местом: около 160 года здесь были построены первые оградительные стены и маленький мраморный памятник. В 322 году, десять лет после признания религиозной свободы христиан, император Константин повелел построить первую базилику. Она была в сущности храмом-мавзолеем Апостола. В VI веке Святым Григорием Великим был построен престол для совершения Мессы. В 1120 году папа Каллист II построил алтарь над этим престолом, названный Конфессией .

В 1452 году первоначальный собор решили перестроить, но лишь в 1506 году начались серьезные работы. Строительство храма продолжалось почти сто лет, с 1506 по 1616 год, при 18 папах, от Юлия II до Павла V, вписавшего свое имя на фасаде. Многие важные работы поощряли папы Урбан VIII и Александр VII. Непроста и судьба проекта, осуществленная и измененная 12 великими архитекторами. Наиболее известные из них: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Модерно. Новый Собор Святого Петра был освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года.

Собор занимает более 44.000 кв.м., длина его около 187 м., ширина 114,5 м., почти как футбольное поле, а высота 46 метров. О необъятности храма красноречиво говорят пометки на мраморном полу в центральном нефе. Здесь указаны размеры других больших христианских соборов, которые уступают ему по величине. Убранство Собора ошеломляет обилием золота, мозаик, величественных статуй святых, надгробными памятниками папам, а главное, изумительными творениями и молодого Микеланджело.

Выберите отели поблизости:

Starhotels Michelangelo Rome
Apartment Bonifacio"s House Roma
Emmaus
Sant" Anna Hotel
Bed & Breakfast Armonie Romane
Key To Italy Apartments
Residenza Paolo VI
Borgo Pio 91
Palazzo Cardinal Cesi
Relais Vatican View
Sweetly Home Roma
B&B San Pietro Alle Fornaci
Opera Inn Suites B&B and Apartments
Holiday a San Pietro
Excel Passetto Suites
B&B Carpe Diem
B&B Alle Fornaci A San Pietro
Dolcefarniente
Vatican Bed And Breakfast
San Peter Rome B&B
Residenza Risorgimento

Собор Святого Петра в Ватикане. Видео.

В главном входе в Собор Святого Петра, находятся пять дверей: Дверь Смерти (мастер Джакомо Манцу, 1964 год) - дар монсеньора Джорджио ди Бавьера, каноника Собора святого Петра; Дверь Добра и Зла (Люччиано Мингуцци, 1977 год); Дверь Филарете (1445 год) - она была выполнена для древней Константиновской базилики; Дверь Таинств (Венанцио Крочетти, 1964 год) и Святая дверь (Вико Консорти), дар швейцарских католиков к Юбилею 1950 года.

Оплакивание Христа

В первой капелле правого нефа находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà). Скульптура была высечена из единого блока белого мрамора из Каррары, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец”. Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына – Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром Микеланджело.

Виртуальные туры

Совет : Используйте мышь для навигации по панорамным изображениям

Виртуальный тур: Оплакивание Христа

Виртуальный тур: панорамные съемки внутреннего убранства Собора Святого Петра

Виртуальный тур: Собор святого Петра - алтарь

Над куполом Собора Святого Петра трудились несколько известных мастеров. Купол был задуман Донато Браманте в начале новой конструкции, но для воплощения задуманного сперва были сооружены пилястры, поддерживающие своды. Пилястры закончили в 1514 году, периметр каждого из них составлял 71 м. На пилястры опирались арки, их высота составляет 44,8 м. С 1546 года и до самой смерти (1564 г.) Микеланджело работает над сооружением барабана купола, а Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана в 1590 году заканчивают круглый свод, а на следующий год - и фонарь купола. Высота купола от пола до верхушки креста составляет 136,57 м., а его внутренний диаметр – 42,56 м. Мозаики внутри купола, выполненные мастером Кавальеро д’ Арпино, представляют сцены Рая с изображением Бога на самом верху.

”Кафедра во Славе", выполненная Бернини в 1666 году, содержит трон, который, по преданию, принадлежал Святому Петру. У ее основания расположены четыре статуи Отцов Церквей, двух западных - Амвросия и Августина, с митрами на головах, и двух восточных - Афанасия и Иоанна Златоуста. Кафедра, или трон Апостола, представляет собой великую ценность для верующих, она помещена в хранилище реликвий - футляр из бронзы и серебра. Вся Кафедра во Славе освящена символикой Святого Духа.

Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы в IV веке неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, и мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

Эти элементы из описания убранства Собора святого Петра составляют лишь малую толику всего богатства, многообразия и неповторимой красоты, очарования и невысказанной благодати, которая таится там.

Собор Святого Петра неоднократно описан множеством источников, но ни один из них не может передать то священное и почтительное чувство, которое возникает при его непосредственном зрительном восприятии.

P.S. Напомним вам, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в . Будьте готовы к волнующей встрече с прошлым и обсудите с гидом варианты вашего маршрута.

Примечание: При подготовке этого материала были использованы ссылки на официальный сайт Ватикана.

Loading...Loading...