Грехопадение. Люди – Адам и Ева

Первые слова хитреца Еве (Быт. 3:1-5), которая символизирует женскую часть каждого из нас, были в форме вопроса. Подобное человеческое усомнение в заповеди Господа - клин, вбитый в эфирное тело Евы. Вопрос Змея: «Подлинно ли сказал Бог: „не ешьте ни от какого дерева в раю"?» прозвучал с целью запугать ее невинную душу. Он был задан для того, чтобы заронить в ней сомнение в Слове и Законе Гуру. Это запугивание души, это оспаривание авторитета Майтрейи было призвано побудить Еву по-иному истолковать Слово Гуру, заявленное как Закон на пути посвящений:

«И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Ева абсолютно точно цитирует слова Закона. Она знает, что есть праведно, а что неправедно. Ей известны законы правостороннего пути. Она знакома с правилами игры и знает, какое наказание ждет тех, кто их нарушит.

Теперь Змей готов впрыснуть в ментальное тело Евы собственную версию Закона Майтрейи. Он знакомит женщину с алогичной логикой Падшего, с антиподом Логоса: «Нет, [верно] не умрете».

Что это означает? «Вы умрете, но не наверняка»? Или это вопрос: «Верно ли вы не умрете»? Или это намек на то состояние, которое не назовешь ни жизнью, ни смертью, подземельное, подсознательное существование, в которое Змей хотел ввергнуть Еву? Это астральное состояние, когда душа, более не живущая в Христе, умирает, становится невосприимчивой к Слову Бога, хотя и продолжает влачить свое квазисуществование, синтетическое существование синтетического «я».

Змей на этом не останавливается и делает следующий ход: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Змей приводит Еве тот же аргумент, который Люцифер выдвинул ангелам, когда толкнул их поступиться своим космическим пламенем чести.

Змей разъясняет, что падшие ангелы стали богами, не пройдя через тяготы христических посвящений и все же вкусив от света Христа. Они украли этот свет – так почему бы и Еве не сделать то же самое? Именно этим похвалялись люцифериане сначала перед детьми Бога, а потом, много позже, перед Адамом и Евой в саду: они хвастались, что им открылось знание добра и зла, что они стали вершителями судеб целых жизневолн в этой и других системах миров, что они – часть огромной иерархической цепочки, простирающейся даже в галактику Андромеды. И вот – как до падения Люцифера, так и после – люди восхищенно смотрят на него, его когорты и их механистическое творение как на величественных существ, а некоторые упорно продолжают верить в их величие и по сей день.

Настоящий «первородный грех»

Вопреки лжи, популяризированной Архиобманщиком человечества, первородный грех совершили не Адам и Ева, а сам Люцифер. И этот первородный грех заключался в осквернении Христа, единородного Сына Бога, «полного благодати и истины» (Ин 1:14).

Первородный грех люцифериан состоял в их отказе поклониться Христу, Сыну Бога. Их мятеж был направлен именно против Сына и сознания Сына. Они уже являлись сотворцами с Господом Богом; с какой стати – они сказали – им оказывать почтение Его Сыну? И тем более склоняться перед светом Христа в детях Бога, которые стояли намного ниже их в эволюционной и иерархической цепочке?

Падшие ангелы презрели Закон. И в самом деле, сотворив человека, Господь «не много умалил его пред ангелами [в иерархической цепочке]», однако поскольку человек наделен сознанием Сына, после прохождения своих посвящений в Христосознании он может быть увенчан большей «славою и честью», чем ангелы (Пс 8:5). Настанет день, и человек, к которому люцифериане отнеслись с таким презрением, растоптав образ Сына, воспрянет, дабы утвердить суд Господень над их великим мятежом против Господа Христа и сонмов Господних.

Три искушения Евы

Падший ангел Змей уготовал мужчине и женщине искушение, предложив им использовать по своему усмотрению священный огонь и трехлепестковое пламя прежде того, как они пройдут посвящения этим огнем под покровительством Гуру Майтрейи. Прельстив Еву, падший ангел Сатана толкнул ее (Быт 3:6) вкусить от энергий Отца, Сына и Святого Духа – силы, мудрости и любви Бога – и использовать их для увековечивания эгоцентричного существования вне Бога.

Через пытливый взгляд Змея женщина видела, что (1) дерево было «хорошо для пищи». Аспект силы может быть использован для получения всех материальных благ в мире, обретения богатства и всего того, что удовлетворяет запросы и прихоти материалиста.

Она видела, что (2) оно «приятно для глаз». Гордый очами стремится ублажить свои эмоции, предаваясь чувственным удовольствиям, взаимодействуя эмоционально с другими людьми и тем самым обмениваясь с ними энергией на уровне человеческих привязанностей.

Наконец, она видела, что (3) это дерево «вожделенно, потому что дает знание». Чтобы контролировать экономики мира и мировое сообщество, она вожделела использовать энергии Христа для покорения интеллектуальных вершин, для реализации политических амбиций, а также обретения смертных сил плотского ума – блестящего манипулятора, вооруженного смертоносной логикой и дедукцией.

Еву искусили ступить на пути мира. Ее искусили (как пытались искусить и Иисуса) пасть и поклониться плотскому уму в лице Змея и Сатаны, которые посулили ей владычество и силу над всеми царствами мира и над всем, что она возжелала получить, над всем, чем ей хотелось управлять в людях. Когда она увидела, что именно ей откроется через злоупотребление священным огнем, «она взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

Итак, Адаму и Еве – единственным в саду – была дана возможность избрать духовное единство с Богом через послушание Христу или же путь падшего Архангела через послушание закону греха. Использовав дар свободной воли, данный им Богом, они предпочли тьму свету. Они сделали выбор в пользу преходящих удовольствий этого мира, поступившись непреходящей радостью благодати нынешнего и грядущего миров.

Злоупотребив священным огнем и трехлепестковым пламенем, Адам и Ева исказили энергии Бога в нижних чакрах. Поэтому когда Адам услышал голос Господа Бога «в саду» (копии чакры сердца Бога), он убоялся. Его энергии опустились до уровня солнечного сплетения. Именно там впервые на пути посвящений он познал страх – страх Закона и Законодателя перед лицом собственного греха. Он был наг, поскольку вследствие его поступка с души было сорвано одеяние праведности – праведного использования Закона.

Адам и Ева лжеиспользовали силу Отца в теле желаний и высвободили ее в виде негативной воронки страха в солнечном сплетении. Обещанная мудрость обернулась знанием души о том, в каком плачевном состоянии она находится, оставшись без Бога. Это и есть плач и скрежет зубовный, который настает, когда мужчина и женщина отходят от внутреннего света чувств души и вступают во внешнюю тьму, воспринимая жизнь исключительно через мир физических чувств.

Понимая суть духовного брака, Адам взваливает на себя бремя Евы

На самом деле именно женщина пала первой и вышла из состояния божественности. Мужчина, оставшись в одиночестве на плане совершенства, осознанно, по собственному желанию спустился до уровня несовершенства женщины, памятуя слова своего Гуру: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника» (Быт 2:18).

Мужчина последовал за женщиной, пойдя на сделку с Лжецом и его ложью. Он не был одурачен алогичной логикой Падшего. Ева пала через вожделение вкупе с невежеством, а Адам пал через непослушание по собственной свободной воле. Адам предвидел наказание, которое понесет Ева, однако остался верен завету их единства – переплетению кадуцея мужчины и женщины, сотворенных Господом, близнецовых змей кадуцея, которые суть проявление тайцзи сферы Духа Бога Отца-Матери в Материи.

Возрождение божественного единства в Материи – вот истинное значение брачного завета близнецовых пламен, опечатанного Майтрейей: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». Это тот самый завет, который Иисус увенчал словами: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Быт 2:24, Мф 19:6).

Брачный завет представляет собой опечатывание в огненном кольце энергий кадуцея мужчины и женщины. Они едины, подобно Богу Отцу-Матери, – как на земле, так и на небесах. Как Вверху в Духе, так и внизу в Материи, энергии близнецовых пламен вновь переплетаются для того, чтобы тело Господа в проявлении обрело целостность.

В этом единстве близнецовые пламена разделяют бремя света своих Каузальных Тел – свернувшегося в клубочек змея сфер Духа, включая карму Бога, которую они каждый по отдельности сделали своей собственной. Они также разделяют бремя тьмы своих электронных поясов – свернувшегося в клубочек змея сфер Материи, включая карму человечества и массового сознания, которую они каждый по отдельности сделали своей собственной.

Посему близнецовым пламенам дается наставление: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». И даже с учетом этого, когда приходит суд и отмеривается карма, «каждый понесет собственное [кармическое] бремя» (Гал 6:2, 5). Понимая этот закон, Адам добровольно разделил карму Еву, ибо в противном случае нарушил бы завет их единства.

Э. К. Профет
"Взойти на высочайшую вершину" Книга II.

С другой стороны, в нескольких местах Нового Завета ясно указывается на реальность этих двух первочеловеков. Так, в двух книгах Нового Завета, в Послании к римлянам и в Первом послании к коринфянам, где св. апостол Павел говорит о связи человеческой греховности с Адамом, довольно сложно под словом «Адам» понимать лишь обобщающий термин (Рим. 5: 12–14; 1 Кор. 15: 47). Более того, в Послании к римлянам св. Павел несколько раз еще более конкретно говорит о грехе «одного человека».

Загадочный змей-искуситель

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете;

Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 1–5).

Итак, причиной Грехопадения человека стал Змей. Но, возлагая ответственность за столь грандиозное событие на Змея, Библия тем не менее уделяет этому существу относительно очень мало внимания. Поэтому природа Змея остается довольно загадочной. Хотя кое-какие особенности этого создания можно все же установить путем логических размышлений, а также исходя из толкований святых Отцов.

Так, по ряду внешних признаков, например, по своему названию, по принадлежности к животному миру, также по тому, что он наказан Богом ползанием по земле, – Змей, безусловно, изображается в Библии обычным представителем пресмыкающихся. Однако многие другие его особенности, к примеру, такие, как способность разговаривать, осведомленность о запрете вкушать плод с древа познания, невероятная хитрость и коварство, говорят о том, что Змей – существо разумное. Более того, он, скорее всего, существо высшего порядка.

Очень важны для понимания сущности Змея слова из «Откровения» св. Иоанна Богослова: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 9). Скорее всего, этот «древний змий» и уговорил Еву вкусить запретный плод. А так как, прежде чем оказаться на земле, Змей жил на небесах, он – существо духовное.

Грехопадение. Капитель каталонского монастыря. Конец XII в.

Поэтому, наверное, Змея следует представлять как существо, в котором соединены в единое целое все его особенности, указанные выше. Святой Иоанн Златоуст об этом единстве говорит следующее: «Всегда следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману своей завистью, а этим животным воспользовался, как удобным орудием к тому, чтобы, прикрыв обман свой приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом чрез нее и первосозданнаго» (И. Златоуст. Беседы на книгу Бытие. Беседа 16).

При внимательном чтении третьей главы Бытия можно заметить, что если строго следовать категориям современной зоологической науке, то описанный в Библии Змей до искушения Евы не имеет четких признаков пресмыкающегося и отнесен к этому классу животных исключительно в соответствии со своим названием. Более того, по «классификации» Бытия, Змей-искуситель относится к «полевым зверям»: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3: 1); «проклят ты пред всеми скотами и… всеми зверями» (Быт. 3: 14).

Действительно, если Змей – пресмыкающееся, то на каком основании он дважды упоминается именно со скотами и зверями, да к тому же перед ними он и проклят?

Продолжая изучать текст Шестоднева, мы снова убеждаемся, что первоначально Змей имел иное, не свойственное змеям, строение, и только по повелению Бога обрел характерные для пресмыкающихся внешние особенности. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 14).

Таким образом, все приведенные выше цитаты из Бытия, посвященные Змею, очень ясно говорят, что первоначально он был в близком родстве со «зверями и скотами». Довольно сложно предположить, что пророк Моисей мог спутать «полевого зверя» с рептилией. И святой Иоанн Златоуст также говорит, что Змей первоначально был «зверем», и лишь после того, как его проклял Бог, он стал пресмыкающимся.

Но какой именно это был зверь? – узнать невозможно. Это является еще одной тайной Шестоднева.

Не менее любопытен вопрос: почему Змей обманул человека? Какие мотивы побудили его лишить человека тех благ, которые предоставил ему Бог в эдемском саду? В Библии об этом ничего не сказано. Хотя причины, скорее всего, у Змея были.

Каковы они? – сказать трудно. Ведь на первый взгляд от своего обмана никакой выгоды он не получал. Наоборот, этот коварный поступок стоил Змею многих потерь. И, прежде всего, он был проклят Богом.

Исходя из вышесказанного, трудно поверить, что самое хитрое существо на земле изменило всю будущую жизнь рода человеческого без всякой для себя пользы. Вероятнее всего, спровоцировав изгнание Богом Адама и Евы из Рая, Змей впоследствии воспользовался теми самыми благами, которые потерял человек по его наущению. Почему, например, не предположить, что, уговорив первых людей попробовать плод от древа познания, сам он вкусил плод от древа жизни и, таким образом, обрел бессмертие. Некоторые толкователи Библии предполагают, что не сам Бог предупредил Адама и Еву, чтобы они не пробовали плодов от дерева добра и зла, а послал с этим предостережением Змея. Змей же извратил слова Всевышнего, сказав, чтобы Ева, наоборот, вкусила плоды от древа познания. Глупая женщина так и поступила: причем не только сама отведала роковые плоды, но и уговорила сделать это своего мужа…

Но, помимо мотивов, толкнувших Змея на обман, существуют и другие вопросы, касающиеся этого коварного существа. Например, как он оказался в Раю? Или – почему Бог позволил Змею соблазнить Еву?

Что касается первого вопроса, то ответить на него не составит большого труда, если вспомнить, что Змей по классификации Бытия относится к полевым зверям. А в Рай, как известно, были допущены лишь звери и птицы. И, как и все эти животные, Змей получил свое имя в Раю. По этому поводу св. Ефрем Сирин пишет: «Творец… рабу предоставил наречь имена животных, чтобы помнил он… что сам дал имя змию». Возможно, ему, как самому «умному» из всех тварей, обитавших в Эдеме, и первому было дано имя?

На второй вопрос ответить тоже не трудно. Дело в том, что Бог, сотворив человека, дал ему право выбора того или иного пути. Посему он не мог воспрепятствовать Еве сорвать плод с дерева познания. И она, поддавшись уговорам Змея-искусителя, нарушила запрет Творца.

Тайна грехопадения

История грехопадения Адама и Евы, рассказанная в 3 главе книги Бытия, на первый взгляд довольно проста.

Сотворив человека и поселив его в Раю, «…заповедовал Господь Бог человеку, говоря, от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2: 16–17).

Но Змей уговорил Еву нарушить запрет Божий. И она «…взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковые листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3: 6–7).

«Внешнее око, – по глубокомысленному замечанию греческого теолога Оригена, – открылось после того, как закрылось духовное».

Змей (Змей-искуситель , ивр .Нахаш ) - как описано в Торе, подстрекал Первого человека Адама и его жену Хаву (Еву) нарушить заповедь, данную им Б-гом - запрет есть плоды Древа познания добра и зла, растущего в Райском саду (Ган Эдене). Змею удалось убедить Хаву съесть эти плоды, и она дала их также Адаму. Так был совершен грех, который часто называют термином . В результате весь мир опустился на принципиально более низкую ступень, человек лишился бессмертия и был изгнан из Ган Эдена. Змей также был наказан: у него были отняты ноги, он стал ползать на брюхе и питаться землей; между ним и человеком появилась смертельная вражда.

Подчеркнем, что распространенное христианское понимание «Первородного греха» и роли Змея-искусителя, как правило, не согласуется с тем, как это понимает иудаизм и еврейские мудрецы Торы.

В чем состоял грех Первого человека?

По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луццатто, первая половина XVIII в.), Вс-вышний создал человека, как творение, которое будет получать благо Свыше не даром, а за духовный труд, вложенный им в свои действия и поступки. Именно поэтому, кроме инстинктов, как у других живых существ, человек был наделен свободой выбора - способностью обдумывать и выбирать, как ему поступить.

Поместив Первого Человека (Адама) в Райский Сад (Ган Эден), Б-г дал ему указание не есть плодов дерева, находящегося в середине сада - Древа познания добра и зла (Берешит, 2:16-17 ). По отношению к этому запрету Адам должен был впервые осуществить свой выбор - выполнить или нарушить приказание Вс-вышнего. Из Торы мы знаем, что он согрешил, т.е. сделал неверный выбор.

Рамхаль объясняет, что у того, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. «Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов вэ-ра . Другой перевод «Эц а-Даат» - «Древо соединения», т.к. слово «даат» на иврите также означает аспект «соединения» - например, «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1 ) - в оригинале звучит «Ве-а-Адам яда эт Хава» («яда» - форма прошедшего времени корня «даат» ). Плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.

До греха у Адама не было дурного начала; существующие в мире силы зла находились вне его. После того, как он съел запретный плод, он стал воспринимать зло не со стороны (чисто рациональным путем), а эмоционально - как собственное желание. Сегодня мы говорим о наличии в человеке двух начал - йецер а-тов и йецер а-ра - тяготении к добру и тяготении ко злу.

«Первый грех» также кардинально изменил состояние всего мира: добро и зло смешались в нем, как смешались в человеке.

Почему Адам совершил грех?

Как указывает рав Десслер в книге «Михтав ми-Элияу» , до совершения греха область свободы выбора была у Первого человека была невелика. Поскольку он не был близко знаком со злом, ему не стоило большого труда отказаться от него. Не так обстояло дело в случае нарушения запрета. Опустившись на более низкий уровень, войдя в область греха, он должен был совершить гораздо более серьезную духовную работу, чтобы победить существующие в мире злые силы. А это открывало новые возможности для служения Б-гу, к чему и стремился Адам.

Однако он не представлял себе, в какую тьму ввергнет себя и весь мир тем, что «познает зло».

Змей-искуситель: животное или ангел?

До того, как был совершен грех, злое начало существовало вне человека. Оно пришло к жене Адама Хаве (Еве) в лице Змея.

Тора рассказывает: «А Змей был хитрее всех животных полевых, которых создал Господь Б-г. И сказал он жене: Верно, сказал Б-г: Не ешьте ни от какого садового дерева?»

В самом вопросе Змея уже можно рассмотреть хитрость и уловку: он спрашивает с заведомым преувеличением, мол, верно ли, Б-г запретил есть от всех деревьев сада?

«И сказала жена Змею: От плодов садового дерева можем есть. Но, от плодов дерева, которое среди сада, - сказал Б-г, - не ешьте от него, и не касайтесь его, как бы вам не умереть.

И сказал Змей жене: Преданы смерти не будете. Но знает Б-г, что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г (и) ведающими добро и зло.

И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глази что оно вожделенно для глаз . Как сказал ей: “… откроются ваши глаза” ., и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел».

Кем на самом деле был Змей, уговоривший Хаву съесть запретный плод?

На этот счет существует целый ряд мнений комментаторов.

Это касается и ангелов. Они также не обладают свободой выбора и делают лишь то, что им приказывает Вс-вышний. Искушение, таким образом, было послано Адаму и Хаве Свыше, и они не выдержали этого испытания. (См. также статьи «Адам» и «Первородный грех» на сайте в разделе «Темы»).

Как и почему был проклят Змей?

Описывает наказание, которое получил Змей за то, что подстрекал Адама и Хаву к совершению греха: Вс-вышний сказал змею: «Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен» .

1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе. (Как следствие этой кары Змей потерял способность говорить ).

2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны .

3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных .

4. И более всех зверей .

(т.е. твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей ).

5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу .

6. Тебе придется ползать на брюхе. Таково воздаяние за то, что ты навлек на людей смерть и заставил их горько оплакивать своих мертвецов .

7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах .

8. Смертельный яд будешь ты носить в своей пасти .

9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову .

10. И, наконец, ты умрешь .

Почему Змей, который не обладал свободой выбора и делал лишь то, что ему было приказано Свыше, был все-таки наказан?

Как объясняет рав Гирш, то, что произошло со Змеем - наглядный урок человеку: вот что бывает, когда кто-то провоцирует нарушение - он лишается всех своих привилегий и способностей и подвергается проклятью.

Последствия греха и его будущее исправление

В результате Первого греха было уменьшено величие человека (его рост, его мудрость), он лишился бессмертия, ему пришлось зарабатывать на хлеб «в поте лица своего», женщине стало труднее производить жизнь - переносить беременность и роды, воспитывать детей.

Была также упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему ?!» (Берешит раба, 24:5 ).

Грех был совершен за два часа до наступления Первой Субботы. Мидраш говорит, что в шабат запрет плодов Древа познания был бы снят - Адам и его жена должны были съесть их в качестве кидуша. Это не имело бы тех последствий, какие имело их преждевременное использование в будний день, т.к. сама суббота защитила бы Первых людей от «соединения» со злом. Наоборот, человек немедленно достиг бы своего совершенства.

Если бы Первый человек устоял в испытании, мир сразу достиг бы конечной точки своего развития. Вся духовная работа, которую люди выполняют в муках и страданиях уже без малого шесть тысяч лет, была бы проделана в эти несколько часов, а сам Адам и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79 ).

Но мир пошел по другому пути. Человечество отдалилось от Б-га и сможет достичь прежнего уровня только во времена Машиаха. Путь к исправлению греха Адама лежит через Тору и заповеди. Идя путями Торы, мы вносим свой вклад в эту работу - поднимаем мир на более высокую духовную ступень.

Отличие христианского взгляда на «Первородный грех» и Первого человека от еврейского

Различия в трактовке греха Адама в христианстве и иудаизме определены в известном «Диспуте Нахманида» (на иврите «Махлокет Барселона») - в диспуте с крестившимся евреем Пабло, в котором вынужден был участвовать Рамбан (Нахмонид) в Барселоне в 1263 году.

В христианском понимании потомки Адама должны были отвечать за его грех, пока не пришел основатель их религии и не «искупил» их. Вина, таким образом, ложилась на человека при его рождении; отсюда и выражение «первородный грех» (на иврите «хэт кадмон» - «предшествующий (рождению) грех»).

Еврейский взгляд на эту проблему в корне отличается. Душа человека при его рождении чиста, он не должен отвечать за грех, совершенный кем-то другим (в том числе, его предком), и не может быть наказан за это. Лишение же бессмертия касается только его тела и не является наказанием в полном смысле слова. Как объясняет Рамбан, «казни за грех Адама - во плоти, ибо плоть моя от отца и матери. И коль было предписано им, чтобы они стали смертными, то и потомки их стали смертными по своей природе» (Диспут Нахманида, ч.1, день второй, п.43-44 . Поэтому грех Первого человека в еврейском понимании не является «первородным».

Змий-искуситель

Змий-искуситель
Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается о том, как змей (змий), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Бытие, гл. 3, ст. 1), уговорил Еву сорвать запретный плод с дерева познания добра и зла и тем самым нарушить запрет Бога.
Иносказательно: соблазнитель, вкрадчивый, коварный и опасный.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Змий-искуситель" в других словарях:

    ЗМИЙ, я, м. (стар.). То же, что змей (в 1 и 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Змий искуситель, змия искусит еля … Орфографический словарь-справочник

    Змий-искуситель - Разг. Ирон. О коварном, опасном человеке. Какая голова у вас, Виталий Кузьмич! Ах, какая голова!.. Если бы к этой голове да другой язык, цены бы вам не было… Так, змий искуситель, так! Язык мой враг мой (Мамин Сибиряк. Горное гнездо) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    змий-искуситель - змий искуси/тель, зми/я искуси/теля … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    змий-искуситель - зм ий искус итель, зм ия ис кус ителя … Русский орфографический словарь

    змий-искуситель - (2 м 2 м), Р. зми/я искуси/теля … Орфографический словарь русского языка

    ЗМИЙ, я, муж. (стар.). То же, что змей (в 1 и 2 знач.). Змий искуситель (книжн., часто ирон.) тот, кто вводит в искушение, искуситель [по библейскому сказанию о грехопадении Адама и Евы, к рых искусил змий]. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    Змия; м. Книжн. 1. = Змей (1 2 зн.). * Как вдруг, откуда ни возьмись, В окно влетает змий крылатый (Пушкин). До зелёного змия допиться, напиваться (разг.; о сильнейшей степени опьянения). Зелёный з. (разг.; о спиртных напитках, водке). 2. В… … Энциклопедический словарь

    змий - зми/я; м.; книжн. 1) = змей 1), 2) * Как вдруг, откуда ни возьмись, В окно влетает змий крылатый (Пушкин) * До зелёного змия допиться, напиваться (разг.; о сильнейшей степени опьянения) * Зелёный зми/й. (разг.; о спиртных напитках, водке) 2) В… … Словарь многих выражений

    Я; м. Книжн. Тот, кто искушает кого л.; соблазнитель. Коварный и. Змий искуситель (сатана, дьявол). ◁ Искусительница, ы; ж. Искусительный, ая, ое. И. шёпот … Энциклопедический словарь

Книги

  • Дюнас и его записки. Змий-искуситель , Богданов А.А.. В очередной книге записок путешественника Дюнаса действие происходит в конце XIX века. Покой маленького провинциального городка Большое Дно нарушен: богом забытоеместо посещает молодой…
Loading...Loading...