Какой религиозный праздник 20 сентября. Верующие отмечают рождество пресвятой богородицы

20 сентября отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 20 сентября

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Плотское рождение Пресвятой Девы «радость возвести всей вселенней», так как в день этот «от корене Иессеова и от чресл Давидовых Богоотроковица Мариам рождается» (тропарь). Рождается преднареченная стать Божественной дверью, через которую и воссияет «Солнце Правды Христос Бог наш», грядущий в мир разрушить клятву Адамову и даровать человечеству вечную жизнь.

Вся последующая жизнь Божией Матери сначала была приготовлением к раскрытию на земле этой великой и страшной тайны, а затем Ее служением ей, служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Оно не прекратилось и с концом земной жизни Пресвятой Девы, по успении не оставившей грешного мира и продолжающей оставаться непрестанной молитвенницей за человеческий род и в «предстательствах непреложным упованием» (тропарь предпразднству).

Поэтому и годичный богослужебный круг, в котором Святая Церковь раскрывает нам тайну любви и Домостроительства Божия и через посредство которого делает нас причастниками Божественной жизни, явленной на земле, развертывается в пределах земной жизни Божией Матери: начинается он с Ее рождества и кончается Ее успением. В пределах этой жизни раскрывается вся тайна Домостроительства Божия. В первой ее части, предшествующей Рождеству Христову, – приготовление к пришествию в мир Спасителя, как завершение Ветхого Завета и исполнение чаяний ветхозаветного человека.

Далее Матерь Божия является участницей Боговоплощения, дарует Своему Божественному Сыну Свою пречистую плоть; Она является неизменной спутницей всей Его земной жизни, соучастницей Его искупительных страданий и первой свидетельницей Его Воскресения. Она остается на земле со святыми апостолами после вознесения Господа на небо, присутствует с ними в День Пятидесятницы в Сионской горнице и является причастницей благодатной жизни Святой Церкви. Наконец, первая из рода человеческого, Она входит в Горний Иерусалим – Царство Небесное не только Своей бессмертной душой, но и Своей воскрешенной Господом и обожéнной плотью.

И поэтому весь церковный год в той или иной степени связан с жизнью Божией Матери, и нет для человека другого пути вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только через благоговейное почитание Его Пречистой Матери и следование по Ее пути, ведущему в жизнь вечную.

Рождество Пресвятой Богородицы – первый в году Богородичный праздник, и в его службе мы можем найти все основные черты, которыми характеризуется отношение Святой Церкви к Божией Матери. Православное богослужение уделяет особое внимание прославлению Богородицы, совершаемому не только в дни Богородичных праздников, но и во все остальные дни года, во всем богослужении суточного, седмичного и годичного кругов. Даже в дни Святой Пасхи, когда прекращается служба святым, начиная со второго дня праздника после канона Пасхе, имеется особый канон Богородице, что объясняется тем исключительным местом, которое занимает Божия Матерь по отношению к Господу Иисусу Христу и к роду человеческому. Раскрывается это прежде всего в паримиях, читаемых в день Рождества Пресвятой Богородицы, где мы находим ветхозаветные прообразы и пророчества о Божией Матери, и далее во всей полноте – в песнопениях и канонах, посвященных Церковью этому празднику.

Достижение жизни вечной осуществляется через Церковь, основанную Господом Иисусом Христом (Мф. 16, 18). Иисус Христос – Глава Церкви (Еф. 5, 23; 1, 22; Кол. 1, 18). Церковь есть Тело Его (Еф. 1, 23). Первенствующим членом Церкви, средоточием ее является Божия Матерь – Пречистая Дева Мария, как «Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную» (3-я стихира на «Господи, воззвах»). Через Божию Матерь Бог непосредственно соединяется со Своим творением.

Дух Святый нисходит на Пречистую Деву Марию, и совершается новое творение человека. Христос становится Новым Адамом (1 Кор. 15, 45, 47), родоначальником нового Израиля. А Матерь Божия становится новою Евою, Матерью нового духовного рода человеческого. Через вкушение в таинстве Причащения Тела и Крови Христовой (Ин. 6, 53, 54) каждый верующий получает возможность быть «причастником жизни вечныя». А Плоть и Кровь Сына Человеческого восприняты от девственных кровей Пречистой Девы Марии. Так осуществляется духовная связь верующих с Божией Матерью.

По отношению к Господу Матерь Божия – Лествица, по которой Господь сходит с неба на землю; дверь, обращенная к Востоку и ожидающая входа Великого Святителя; и, наконец, дом, который созидает Себе Премудрость Божия, Единородный Сын и Слово Отчее. Последний образ особенно часто встречается в богослужении, которое постоянно именует Божию Матерь домом и храмом Божества. В первых стихирах праздника Рождества Пресвятой Богородицы Божия Матерь именуется престолом святым, который предуготовал Себе, «Иже на разумных престолех почиваяй Бог» (1-я стихира на «Господи, воззвах») и «чертогом Света» (2-я стихира на «Господи, воззвах»). А еще раньше, в службе предпразднству Божия Матерь именуется храмом, «в нем же жилище Себе сотворив, жилище Святыя Троицы верные соделывает Пресущественный» (песнь 3 канона).

Но отношение Божией Матери к Господу Иисусу Христу не исчерпывается только этим. Чрезвычайному по естеству служению Пресвятой Девы, как Матери Божией, во утробу Которой вселилась вся Полнота Божества телесно, соответствовало и личное Ее совершенство, особая целостность Ее души, всецело прилепившейся к Господу.

Без Ее добровольного согласия на воплощение («буди Мне по глаголу твоему». — Лк. 1, 38) не могла состояться искупительная жертва. Добровольно соумирала Она Господу, когда, по словам праведного Симеона, «оружие прошло Ей душу», и стоя при Кресте Сына Своего и Бога, в лице апостола Иоанна усыновила Себе весь род человеческий и воистину стала «Начальницей мысленного наздания (воссоздания)», (акафист, икос 10). Поэтому и праздник Рождества Пресвятой Богородицы может рассматриваться как начало искупления рода человеческого, начало нашего спасения и освобождения от власти тления и смерти. Он возвещает эту радость не только людям, но и всей твари; он является началом созидания Нового Неба и Новой Земли.

«Днесь Ева разрешается осуждения, разрешается же и неплодство, и Адам древния клятвы, о Рождестве Твоем: Тобою бо от тли избавихомся» (песнь 5 второго канона). «Срадуется Тебе днесь, богомудренная Анно, вселенная, Избавителя бо тоя Матерь процвела еси» (песнь 4 второго канона).

Так воспевает в этот день Святая Церковь Божию Матерь в каноне, составленном святым Андреем, архиепископом Критским († 712). Ту же мысль высказывает святой отец в своем слове на Рождество Пресвятой Богородицы:

«Кратко сказать, ныне начинает обновляться природа; древний мир воспринимает начало второго боговидного сотворения и образования».

Отношение Божией Матери к человеческому роду раскрывается прежде всего в тех же ветхозаветных образах. Если по отношению к Господу Богоматерь есть Лествица, по которой Господь нисходит к нам, то для нас Она Лествица, возводящая нас от земли на небо; если по отношению к Господу Она – дверь, обращенная к мысленному Востоку и вводящая Христа во вселенную (праздничная стихира по псалме 50), то для нас Она является дверью нашего спасения, дверью, открывающей нам бездну человеколюбия и милосердия Божия.

Не случайно одной из самых близких сердцу православного христианина молитв, обращенных к Божией Матери, является тропарь:

«Милосердия двери отверзи нам, благословения Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед. Ты бо еси спасение рода христианскаго».

И, наконец, если по отношению к Господу Божия Матерь есть дом, который устроил Себе на земле Единородный Сын Божий, чертог и селение славы Его, то для нас Она – священный храм, «церковь небообразная словесного Христова стада» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Вместе с тем, что особенно важно, будучи «честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим», Божия Матерь по естеству Своему принадлежит человеческому роду и поэтому является нашим человеческим даром Богу:

«Ныне Адам приносит от нас начатки Богу, — достойнейший плод человечества — Марию, в Которой Новый Адам бессеменно делается хлебом жизни для человеков» (святой Андрей Критский).

В словах святого отца мы видим еще одну сторону отношения Божией Матери к человеческому роду. Будучи нашим даром Господу, Она вместе с тем становится для нас подательницей Божественных Даров, престолом и трапезою Хлеба Животного, началом нашего обожения, соделывающей нас жилищем Пресвятой Троицы. Будучи от рода нашего, Она разрешает неплодство человеческого естества. В службе Рождеству Пресвятой Богородицы неоднократно воспоминаются родители Богоматери, святые праведные Иоаким и Анна, до глубокой старости остававшиеся неплодными. Минейное сказание и служба Рождеству Богородицы подробно рассказывают о том поношении, которое терпели они ради своего неплодства, о их скорби и вере, молитве и уповании на Бога.

«Анна богомудренная свое бесчадие помянувше, вопияше: увы мне, Господи, Господи, аз грешна» (стихира 1 на стиховне). «Анна богомудренная бесчадием боле неплодия, тем же вопияше к Богу: неплодия узы разреши» (стихира 2 на стиховне).

Господь не оставил без ответа горячую, исполненную скорби и упования молитву:

«Молитва, купно и воздыхание неплодства и бесчадства, Иоакима же и Анны благоприятное, и во уши Господни вниде, и прозябе плод живоносен миру. Ов бо молитву на горе творяше, ова же в саде поношение ношаше; но с радостью неплоды рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея» (икос).

В образе святых и праведных Иоакима и Анны в совершеннейшей степени собраны черты ветхозаветных праведников, к подражанию которым и призывает нас в эти дни Святая Церковь. Упование и вера, терпение, покаяние и молитва — вот черты, которые в совершенной степени были свойственны святым Богоотцам Иоакиму и Анне. Святая Церковь неизменно прибегает к их молитвенной помощи, вспоминая их на отпусте церковной службы.

И хотя Рождество Пресвятой Богородицы было в истории человеческого рода исключительным событием, можно сказать, Господь и ранее, в Ветхом Завете, неоднократно испытывал веру праведников, посылая им тягость неплодства, которое по вере и молитве их разрешалось рождением великих праведников. Так было и с родителями Сампсона и Самуила, и со святыми и праведными Захариею и Елисаветой, родителями величайшего из всех ветхозаветных пророков Иоанна Крестителя.

«Но почему Дева-Матерь родилась от неплодной? — спрашивает преподобный Иоанн Дамаскин. — Потому что чудесами дóлжно было предуготовить путь к главнейшему из чудес… Впрочем, я знаю и другую причину сего, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается и не смеет идти далее» (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы).

Поэтому праздник Рождества Пресвятой Богородицы, как праздник разрешения неплодства человеческого естества, особенно близок тем, кто, вступая в Новый церковный год, приносит с собою в храм Божий не плоды, собранные многими годами духовного делания, а сердце неплодное, кто приходит сюда, не имея, что принести Богу в дар. Как Рождеством Пречистой Девы началось приуготовление жилища для вселения Божественного Слова, так и для тех, кто только вступает на путь духовного восхождения по ступеням годового богослужебного круга, соучастие в самом начале церковного года в праздновании Рождества Пресвятой Богородицы должно стать началом очищения и приготовления храма своей души, чтобы рождение Превечного Христа-Бога, совершившееся в жизни Богоматери по естеству, по благодати имело место и в их жизни. В этом делании ни у кого из святых мы не можем найти такой скорой и действенной помощи, как у Божией Матери.

Мученика Созонта Помпеольского (Киликийского)

Память святого Созонта — пастуха родом из Ликаонии. Был предан мукам по приказу императора Максимиана за повреждение идола.

Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского

Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, родился в Новгороде от благочестивых родителей Николая и Христины. Детство его прошло в безмятежной, спокойной обстановке.

После кончины родителей Иоанн и его брат Гавриил, получив небольшое наследство, решили создать в родных местах обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вначале они построили деревянную церковь, а несколько позднее был создан и каменный храм. Не без трудностей воплощались их добрые намерения. Не окончив строительства каменного храма, братья полностью израсходовали свои средства. Только твердая живая вера побуждала их продолжать начатое дело.

С ней они и обратились за помощью к Царице Небесной, ради Которой начали это Богоугодное дело. По их неотступной молитве Она явила им Свою милость – предсказала во сне, что подаст все необходимое для окончания строительства. На следующее утро святые братья увидели прекрасного коня, нагруженного двумя мешками с золотом. Никто не подходил к нему, и, когда братья сняли мешки, конь тут же исчез. Так Божия Матерь послала средства на обитель.

По окончании устройства обители здесь, под покровом Божией Матери, братья и приняли иноческий постриг. Святой Иоанн был наречен Илией, а святой Гавриил – Григорием.

Летописи говорят о епископском поставлении святого Иоанна под 1162 годом. Его первое архипастырское послание было обращено к духовенству и клирикам его епархии. Оно проникнуто любвеобильной заботой о пастве, написано в духе отеческого наставления:

«Богу и Пресвятой Богородице было угодно, по вашим молитвам, чтобы я, худой, не отрекался от этого высокого сана, которого недостоин. Так как вы сами побудили меня на это служение, то теперь послушайте меня…»

Святитель говорил о призвании пастыря – радеть о овцах своих, не только обличать, но и врачевать тех, которые проводят греховную жизнь.

«В начале слова моего я прошу вас, не привязывайтесь сильно к этому миру, но постоянно поучайте людей. Прежде всего смотрите, чтобы они не предавались сильному пьянству. Ведь сами знаете, что через это больше всего гибнут люди не только простые, но даже и мы. Когда приходят к вам на покаяние ваши духовные дети, то спрашивайте их с кротостью. На кающихся не налагайте тяжких епитимий. Не пренебрегайте книжным чтением, ибо если мы не станем делать этого, то чем будем отличаться от простых некнижных людей?.. На сирот епитимий не налагайте… Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко…»

В 1165 году святитель Иоанн был возведен во архиепископа (с тех пор Новгородская кафедра стала архиепископской).

Зима 1170 года для Новгорода была очень трудным временем, Суздальские войска с союзниками два дня осаждали город за то, что новгородцы не приняли князя Святослава, а также собирали дань с неподвластной им Двинской области.

В печали новгородцы молились Богу и Пречистой Богородице о спасении города. В третью ночь святитель Иоанн, когда он молился перед образом Спасителя, услышал голос, повелевший идти в церковь Спасителя на Ильине улице, взять икону Пресвятой Богородицы и поставить ее на остроге. Наутро Святитель рассказал собору о повелении и послал архидиакона с клириками Софийской церкви за иконой. Войдя в церковь, архидиакон поклонился пред иконой и хотел взять ее, но икона не двигалась. Архидиакон вернулся к архиепископу и рассказал о случившемся.

Тогда святитель со всем собором пришел в Ильину церковь и на коленях начал молиться пред иконой. Начали петь молебный канон, и по 6-й песни во время кондака «Заступнице христианом» икона сама двинулась с места. Народ со слезами взывал: «Господи, помилуй!» Тогда святитель Иоанн взял икону и вместе с двумя диаконами понес ее в острог. Новгородцы в страхе предвидели свою погибель, потому что суздальцы с союзниками поделили уже их улицы для грабежа. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпались дождем. Тогда Божиим Промыслом икона обратилась ликом к городу, и из глаз Пресвятой Богородицы потекли слезы, которые святитель собрал в фелонь. Тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и с ужасом отступили. Это было 25 февраля 1170 года. Святитель Иоанн установил в честь этого торжественный праздник для Новгорода – Знамения Пресвятой Богородицы (празднование 27 ноября).

Суздальская война нанесла большой ущерб Новгородской области. Архипастырь и здесь не остался в стороне. Он проявил отеческую заботу о разоренных семьях, терпевших голод, щедро подавал помощь несчастным сиротам. Как и другие русские святители, он молитвой и доброделанием смирял и утешал междоусобные брани в многострадальной Руси. Так, в 1172 году архипастырь сам поехал во Владимир примирить благоверного князя Андрея Боголюбского с новгородцами.

Святитель не только сопереживал невзгоды своего народа, но более всего заботился о духовном просвещении его. Большое внимание уделял святитель Иоанн духовным беседам, которые часто проходили в кругу духовенства и мирян. Сохранилось до 30 его поучений: о Крещении, Исповеди, Святой Евхаристии. Наставления к инокам были исполнены духовного величия:

«Раз последовав за Христом, иноки, крестные делатели духовной жизни, должны жить в уединенных местах, удаленных от мирских людей. Пусть не обкрадывают себя ничем, ни всего посвященного Богу. Инок должен быть всегда иноком, во всякое время и во всяком месте – и во сне, и в бодрствовании сохранять память о смерти, и во плоти быть бесплотным. Не для всех монастырь служит врачевством сластолюбию, как и молчание – гневу, смерть – жадности к деньгам, гроб – хапанию… Жизнь иноческая и мирская несовместимы, как не запрягают вместе верблюда и коня. Инок подклонил свою шею под ярмо Создателя и должен таскать соху в долине смирения, чтобы умножить прекрасную пшеницу теплотою Живодательного Духа и сеять каплями разума Божия. Чернец не владеет собой; будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям, и не пасть с высоты подобно князю светоносному… от славы человеческой рождается высокоумие…»

Духовные благодатные силы святителя были необычайны. За его душевную простоту и чистоту сердца Господь дал ему власть над бесами. Однажды, когда святитель по обычаю молился ночью, он услышал, что в умывальнике кто-то плещет воду. Увидев, что никого рядом не было, святитель понял, что это бес пытается напугать его. Святитель оградил умывальник крестом и запретил беса. Скоро лукавый дух не стерпел молитвы Святителя, которая палила его огнем, и стал просить выпустить его из умывальника. Святитель согласился, но поставил условием, чтобы бес донес его в одну ночь из Новгорода в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно. Бес исполнил повеление святителя, но просил его никому не рассказывать о своем позоре.

В одной из бесед святитель рассказал пастве, что он знает человека, который за ночь посетил Святую Землю. Месть лукавого не замедлила сказаться. Он стал подбрасывать в келлию святителя женские вещи. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес показал им, словно от него выбежала женщина. Святитель вышел на шум и кротко спросил: «Что случилось, дети мои, о чем вы шумите?» Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к реке Волхов.

Святителя посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него. Но плот, вопреки ожиданию, поплыл против течения прямо к мужскому Юрьеву монастырю, находившемуся в трех верстах от Новгорода. Видя это, люди раскаялись и с плачем и криком устремились по берегу за плотом, умоляя святителя простить их и вернуться в город. Сердце простодушного архипастыря было переполнено благодатной радостью не столько за себя, сколько за свою паству.

«Господи, не вмени им этого во грех!» — молился он и всем даровал прощение.

Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Предчувствуя ее, он отложил святительский омофор и принял схиму с именем Иоанн, которое носил в юности. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория (память 24 мая). Скончался святитель 7 сентября 1186 года и был положен в притворе Софийской церкви.

В 1439 году усердием святителя Евфимия совершались починки в Софийском соборе; в притворе придела храма святого Иоанна Предтечи вдруг оторвался камень и сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы. Святитель Евфимий велел поднять пробитую камнем доску, и храм исполнился благоухания. В гробу увидели нетленные мощи святителя, но никто не мог сказать, кто этот архипастырь. В своей келлии святитель Евфимий стал усердно молить Бога открыть ему имя угодника. Ночью явился перед ним муж, облеченный в святительские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению.

«Возвещаю тебе волю Божию, — продолжал святитель, — совершать память о лежащих здесь архиепископах и князьях 4-го октября, я же буду молиться Христу за всех христиан».

Память его празднуется также с собором Новгородских святителей 10 февраля; в 1630 году установлено празднование еще на 1 декабря.

Преподобномученика Макария Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца

Преподобномученик Макарий Каневский жил в XVII веке. Это было тяжелейшее время для православных людей Западной Руси. Жизненный подвиг, совершенный преподобномучеником, был подвигом защиты Православной веры в условиях неравной изнурительной борьбы, когда защищать можно было только будущее Русской Православной Церкви, поскольку то, что сохранялось от проносящегося урагана унии, сносилось татарскими набегами.

Святой преподобномученик Макарий родился в 1605 году в городе Овруче, на Волыни, в знатной семье Токаревских, известных ревнителей Православия. В 1614-1620 годах святой обучался при Успенском Овручском монастыре и по смерти родителей стал иноком этого монастыря, начав свое служение с меньшего монастырского чина – послушника. В 1625 году инок Макарий, с благословения архимандрита, оставляет Успенский монастырь и направляется к епископу Пинскому Аврамию, который определяет его в Купятичский Пинский монастырь. В 1630 году посвящен в сан иеродиакона, а в 1632 году – в сан иеромонаха.

Слава об образцовом монашеском житии иеромонаха Макария распространилась за пределы Купятичского монастыря, и в 1637 году братия Симоновского Брестского монастыря обратилась с просьбой к игумену Купятичского монастыря Илариону (Денисовичу) отпустить к ним в настоятели святого Макария. Но иеромонах Макарий был необходим и Купятичскому игумену. В 1637 году настоятель Купятичского монастыря послал его к Киевскому митрополиту Петру Могиле для вручения собранных братией денег на перестройку Киевского Софийского храма и для испрошения помощи на постройку и обновление разрушавшейся монастырской церкви.

Увидя в иеромонахе Макарии преданного сына Церкви Божией, митрополит выдал ему универсальный лист для сбора пожертвований, а в 1638 году назначил его настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря (Гродненская область). До ограбления и захвата монастыря униатами в 1642 году преподобный Макарий руководил братией Воскресенского монастыря. В суровое время братия Купятичского монастыря призвала в игумены преподобного Макария, который удерживал этот монастырь до 1656 года. С 1656 по 1659 годы преподобный Макарий возглавлял Пинский монастырь, а с 1660 года в сане архимандрита преподобный Макарий руководил братией родного Успенского Овручского монастыря.

Более десяти лет продолжалась непрерывная борьба с латино-поляками в Овруче. Но ни отторжение доминиканцами пахотных земель, принадлежащих монастырю, ни разбойничьи грабежи движимого имущества, ни побои, ничто не могло заставить братию покинуть монастырь. Только в 1671 году, после опустошения Овруча татарами, святой архимандрит Макарий покинул монастырь, в котором не осталось ни одного монаха, и отправился для духовных подвигов в Киево-Печерскую Лавру. Но защитники Православия, подобные преподобному Макарию, нужны были не только в Киеве, но еще более вне Киева. Митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря. Так, после тридцати лет борьбы с униатами преподобный Макарий снова на переднем крае нестихающей битвы за Православную веру.

В 1672 году в Каневском монастыре нашел приют сын Богдана Хмельницкого, Юрий. Гетман Дорошенко, ходатайствовавший перед митрополитом Иосифом о назначении преподобномученика Макария, неоднократно посещал Каневского настоятеля и в 1675 году перешел в русское подданство, отказавшись от подданства Турции, по-видимому, не без совета преподобномученика Макария. В ответ турецкие власти послали в Малороссию войска. 4 сентября 1678 года захватчики ворвались в монастырь.

Святой Макарий встретил врагов с крестом в руках на паперти храма. Турки потребовали от преподобного выдать им монастырские сокровища. Услышав ответ святого, что его сокровище на Небе, разъяренные разбойники повесили настоятеля за руки и за ноги между двух столбов. Через два дня преподобномученику отрубили голову (+ 7 сентября 1678 года). Свидетели мученической кончины архимандрита Макария внесли его тело в монастырский храм, в котором для безопасности затворились. Но вернувшиеся турки обложили церковь дровами и сожгли всех скрывшихся в храме. Когда оставшиеся в живых горожане Канева стали разбирать тела погибших, то только одно тело было найдено в целости и было как бы живое — это тело преподобномученика Макария, одетое во власяницу, с крестом на груди и с другим крестом в руке. Святое тело было погребено в том же храме под жертвенником 8 сентября 1678 года.

Святой преподобномученик Макарий был мужем высоко праведной и духовной жизни, прославленный еще при жизни чудотворением и даром прозорливости. В Каневе он исцелил слепого и умирающего.

В 1688 году при обновлении храма гроб преподобномученика был открыт и в нем обретено нетленное тело святого. В связи с опасностью нападения на Каневскую обитель 13 мая 1688 года святые мощи были торжественно перенесены в Переяславскую полковую Воскресенскую церковь. Туда же перенесли любимую книгу преподобномученика «Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий святого апостола Павла» (Киевское издание 1621 — 1623 гг.) с его собственноручной записью на одном из листов. При епископе Захарии (Корниловиче) в 1713 году мощи были перенесены в новопостроенный храм Михайловского Переяславского монастыря, а после его закрытия почивали с 4 августа 1786 года в Переяславском Вознесенском монастыре.

Преподобного Серапиона Псковского

Преподобный Серапион Псковский родился в Юрьеве (ныне Тарту), который тогда находился под властью немцев, старавшихся искоренить Православие. Его родители были прихожанами русской церкви во имя святителя Николая. Преподобный Серапион был сведущ в Священном Писании и не раз выступал в защиту Православия. Когда его хотели обратить в чужую веру насильно, он ушел в Толвскую пустынь, недалеко от Пскова, где начинал свои молитвенные труды псковский подвижник преподобный Евфросин (память 15 мая). Под его окормлением преподобный Серапион стал постигать мудрость пустынного жития.

Но вскоре ему пришлось пережить искушение: положившись на собственные силы, он хотел без благословения покинуть своего наставника и в полном уединении начать самостоятельную подвижническую жизнь. Однако Господь вразумил неопытного послушника: сильно поранив ногу, преподобный Серапион раскаялся в своеволии и непослушании и вернулся к старцу. Приняв великую схиму, он 55 лет неотлучно пребывал с преподобным Евфросином, строго соблюдая обет безмолвия.

Постепенно вокруг преподобного Евфросина стала собираться братия, для которой старец построил храм во имя Трех Святителей и дал скитский устав. Преподобный Серапион ревностно исполнял все его заповеди и был образцом для иноков. Преподобный так строго исполнял монашеский обет нестяжания, что описатель жития называет его «мертвецом непогребенным». Ко всякой обиде он относился с исключительным смирением, всегда обвиняя лишь себя самого, и сам просил прощения у своего обидчика. Преподобный глубоко чувствовал силу общей церковной молитвы и говорил, что «чин двенадцати псалмов», пропетый наедине в келлии, не может равняться одному «Господи, помилуй», пропетому в храме.

Преподобный Серапион скончался 8 сентября 1480 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Так как день преставления преподобного Серапиона совпадает с двунадесятым праздником, память его творится 7 сентября. Преподобному составлены тропарь и кондак.

Преподобный Евфросин сам предал земле тело своего ученика, которое от усердных подвигов превратилось в «кости, обтянутые кожей». Со своим духовным отцом преподобный Серапион не разлучался и после смерти: преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15 мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, «спостник и друг» преподобного Евфросина.

Сегодня, 20 сентября, отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники сегодня, 20 сентября 2018 года

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Подготовка к великому празднику - рождению Девы Марии. В этот день в церквях проходит служба, читаются молитвы.

Мученика Созонта Помпеольского (Киликийского)

Память святого Созонта - пастуха родом из Ликаонии. Был предан мукам по приказу императора Максимиана за повреждение идола.

Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского

День чествования архиепископа Иоанна (в иночестве - Илия) родом из Новгорода. Создатель обители в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Преподобномученика Макария Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца

Почитание святого Макария, настоятеля Каневского монастыря (жил в XVII веке). Обладал даром прозорливости и чудотворений.

Преподобного Серапиона Псковского

Чествование памяти святого Серапиона родом из Юрьева (ныне Тарту, Эстония), защитника Православия. Обладал даром прозорливости и чудотворений. Прославляется как "спостник и друг" преподобного Евфросина Псковского.

Какой завтра церковный праздник, 21 сентября 2018 года

Рождество Пресвятой Богородицы

Приурочен рождению Девы Марии. Относится к числу двунадесятых непереходящих праздников.

Почаевской иконы Божией Матери

Посвящен одной из наиболее почитаемых святынь Русской Церкви -чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Празднование установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от осады турков 20-23 июля 1675 г.

Церковные православные праздники

Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.

Пасха

Пасха (полное церковное название – Светлое Христово Воскресение) – важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.

Двунадесятые непереходящие праздники

Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.

Рождество Христово – 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.

Крещение Господне (Святое Богоявление) – 19 января
Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.

Сретение Господне – 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.

Преображение Господне – 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.

Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.

Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии – матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.

Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Полное название праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии – матери Иисуса Христа – в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.

Двунадесятые переходящие праздники

Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».

Вознесение Господне
Полное название праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.

День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.

Недвунадесятые праздники

Недвунадесятые праздники – 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.

Обрезание Господне – 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.

Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля
Полное название праздника – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.

Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.

Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.

Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.

Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.

Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.

Православные посты – периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.

Сплошные седмицы – недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.

Дни поминовения усопших – дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.

День Рождества Богородицы, то есть день в честь Ее Рождения, который мы отмечаем 21 сентября, в народном сознании всегда считался великим праздником - в России c благоговением почитали Мать Христа и всегда надеялись, уповали на Ее заступничество. Но почему наши предки воспринимали Матерь Божью так личностно? Отчего в самые тревожные моменты жизни они в отчаянии с мольбой обращались к Богородице? Откуда ощущение, что Она поможет, заступится? Что наши проблемы, наша немощь, страх, тоска и боль получат утешение, а мы обретем опору в Ее милосердной любви?

Даже беглый взгляд на историю страны объясняет, в чем тут дело. Отправляясь из Кремля на Мамая, московский князь Дмитрий I Иванович, прозванный позже Донской, вместе с войском проходит мимо церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Симонове - любимого храма князя и княгини, там в этот тревожный час звучат молебны о победе. А потом, накануне решающего боя, войско молится перед иконой Богородицы. Да и сам факт того, что день жесточайшего сражения выпал на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, был для русских дружин знаком: Божья Матерь не оставит наших воинов.

После победы на Куликовом поле Дмитрий Донской возводит храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Бесспорно, тут личностные отношения: призыв человека к Божьей Матери о помощи, и Ее милостивое заступничество за русских воинов.

Или вот другой великий полководец, семидесятилетний генералиссимус Суворов. Свой легендарный, невероятный, потрясший всю Европу Швейцарский поход он не случайно начал в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

"На каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверзтые и поглотить готовые гробы смерти… Там явилась зрению нашему гора Сен-Готард, этот колосс гор, ниже которых громоносные тучи и облака плавают, и другая, уподобляющаяся ей, Фогельсберг. Все опасности, все трудности были преодолены и, при такой борьбе со всеми стихиями, неприятель, согнездившийся в ущелинах и неприступных, выгоднейших местоположениях, не мог противостоять храбрости воинов… Войска Вашего Императорского Величества прошли через темную горную пещеру Урзерн-Лох, заняли мост, удивительной игрой природы из двух гор сооруженный... Оный разрушен неприятелем. Но сие не останавливает победителей. Доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершины в бездны и, достигая врага, поражают его всюду", - сообщал Суворов Павлу I.

Несмотря на предательство австрийцев, семидесятилетний больной генералиссимус не только вывел из окружения армию, но и нанес мощнейший удар французам, "одержав верх в этот раз над самой природой". Клаузевиц, прусский военачальник, считал Швейцарский поход Суворова чудом. Сам Александр Васильевич был убежден: без помощи Божьей - никуда, на Богородицу уповал особо. Называл Россию Ее Домом, солдат учил молитве, "без коей оружия не обнажать, ружья не заряжать": "Пресвятая Богородице, спаси нас! Святителю Николае Чудотворче моли Бога о нас!" Два столпа побед: военная выучка и вера в Бога. В честь Рождества Богородицы и Суворов ставит храм - в селе Рождествено (Мытищи).

Но что за событие отмечает Церковь 21 сентября? Священное предание бережно доносит до нас сведения о земной жизни Божьей Матери. Согласно ему, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким происходил из рода царя Давида, именно из этого рода, по пророчествам, должен был прийти в наш мир Спаситель, Мессия.

Но Иоаким и Анна были женаты двадцать лет, а детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришел в Иерусалим на праздник и принес в храм жертву, первосвященник публично ее отверг: бесплодие в те времена считалось знаком Божьей немилости, наказанием за грехи. Обиженный, снедаемый стыдом, праведный Иоаким с горечью удалился из храма и не осмелился возвращаться домой. Решил уйти к пастухам и там в посте и молитве провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился, послал им с Анной ребенка.

До Анны дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и она, опечаленная, тоже молит Бога, чтобы Он даровал ребенка, дает обет, обещая посвятить дитя Господу. Анна вложила в молитву всю свою душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий со словами: "Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией".

Мария на древнееврейском означает "возвышенная", "превознесенная", но, одновременно, имя одного корня с выражением "горькая вода", то есть слезы.

Помня про свой обет, Иоаким и Анна посвящают ребенка Богу. В одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. Дева Мария была связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Дева Мария рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, доступная человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитеты - Всенепорочная, Пресвятая. А праздник Рождества Богородицы - праздник вселенской радости, не случайно в этот день в храмах поют: "Рождение Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей Вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды - Христос Бог наш. Он снял проклятие и дал благословение; Он уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь".

Вера в заступничество Божьей Матери в России всегда была так крепка, что ни одно важное дело не начинали без молитв к Царице Небесной. Почти любой богородичный праздник или праздник конкретной иконы Божьей Матери связан с фактами спасения народа - от смут, голода, эпидемий, вражеских нашествий, пожаров. А святым богоотцам Иоакиму и Анне бесплодные пары издревле молятся о даровании ребенка.

Один из церковных писателей конца XVIII века так объяснял чувства к Божьей Матери: бывают минуты в нашей жизни, когда мы не смеем обращаться к Богу. И вот в эти моменты тоски, сомнения, горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божьей. Ее мы не боимся. Мы знаем, что Она ("Ее тихая святыня", как говорит писатель) не отвернется от нас, в каких бы язвах, из каких бы позорных пропастей греха мы бы к Ней ни пришли. Мы все нуждаемся во всепрощающей любви, когда нас любят не за то, что мы хорошие, а просто за то, что мы есть. Мы жаждем, чтобы нашлось сердце, способное сострадать нам, понять и принять нас, какими бы мы ни были. Поэтому почитание Богородицы так же естественно, как естественна потребность человеческой души в материнской любви, заботе, ласке. Поэтому Богородицу называют в молитвах "Всемилостивая Заступница, Утешительница, Покровительница, Ходатаица (т. е. ходатайствующая за нас перед Господом), Предстательница (т. е. предстающая за нас перед Богом), Исцелительница".

И хотя установка "вот эта икона помогает в таком-то случае" не совсем верна - молясь, мы обращаемся не к изображению, а первообразу, к Богородице, сложился определенный опыт. Он отражен и в молитвах к иконам: "Казанскую" просят о прозрении - физическом и духовном. А еще ей молятся при "иноплеменных нашествиях", как и "Донской", "Смоленской", "Владимирской" иконам.

Образу "Всех скорбящих Радость" - в скорбях, бедах. Зафиксированы случаи помощи иконы "Неупиваемая Чаша" при алкоголизме и наркомании. Образ "Всецарицы" был известен как помогающий от эпидемий, от чумы, но сейчас на нее надеются при онкологии.

Есть иконы "Целительница", "Помощница в родах", "Млекопитательница", "Прибавление ума", "Скоропослушница", "Всех скорбящих Радость", "Утоли мои печали", "Умягчение злых сердец", "Взыскание погибших", "Нечаянная Радость", "Спорительница хлебов", "Живоносный источник", "Спасительница утопающих" - это про грех, а не про воду! В дореволюционном справочнике я насчитала более 200 чудотворных образов. Строго зафиксированные эпизоды помощи по молитве перед этими иконами открывают перед нами целый пласт жизни народа.

На первый месяц осени выпадает немало торжественных событий, о которых должен помнить каждый добропорядочный христианин.

Благодаря тому, что церковные праздники в сентябре 2017 года указаны в православном календаре, все желающие могут без проблем ознакомиться с наиболее значимыми из них. Кроме того, календарь рассказывает не только о каждодневных праздничных событиях, но и постах — периодах соития с Господом через отречение от мирских развлечений и пищи.

Черпайте полезную информацию о памятных днях, церковных торжествах и прочих событиях, важных для церкви из нашего православного альманаха, опубликованного ниже.

Православные праздники в сентябре 2017 года

1 сентября 2017 года (пятница)

  • Мученика Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников.
  • Святителя Питирима, епископа Великопермского.
  • Мучеников Агапия,Тимофея и мученицы Феклы.
  • День поста.

2 сентября 2017 года (суббота)

  • Памятный день в честь проpока Самуила.

3 сентября 2017 года (воскресенье)

  • Преподобного Аврамия, чудотворца Смоленского.
  • Преподобной Марфы Дивеевской.
  • Собор Московских святых.
  • Празднование Светописанного образа иконы Пресвятой Богородицы.

4 сентября 2017 года (понедельник)

  • Памятный день в честь преподобного Исаакия Оптинского.
  • Грузинской иконы Божией Матери.

5 сентября 2017 года (вторник)

  • Отдание праздникa Успения Пресвятой Богородицы.
  • Мученика Луппа Солунского.
  • Священномученика Иринея.

6 сентября 2017 года (среда)

  • Перенесение мощей cвятителя Петра, митрополита Московского, всeя России чудотворца.
  • Памятный день в честь священномученика Евтихия, являющегося учеником Иоанна Богослова.
  • Празднование Петровской иконы Божией Матери.
  • День поста.

7 сентября 2017 года (четверг)

  • Возвращение мощей апостола Варфоломея.
  • Апостола от семидесяти Тита, Критского епископа.

8 сентября 2017 года (пятница)

  • Сретение Владимирской иконы Пресвятoй Богородицы.
  • Памятный день в честь мученицы Натальи и мученика Адриана.
  • Празднование икон Божией Матери Владимирская, Умиление Псково-Печерская, Владмирская-Елецкая.
  • День поста.

9 сентября 2017 года (суббота)

  • Пpеподобного Пимена Великого.

10 сентября 2017 года (воскресенье)

  • Обретение мощей пpеподобного Иова, игуменa и чудотворца Почаевского.
  • Собор преподобных отцов Киево-Печерских, которые почивают в дальних пещерах.
  • Собор Нижегородских Святых.
  • Собор Саратовских Святых.
  • Памятный день в честь преподобного Моисея Мурина.

11 сентября 2017 года (понедельник)

  • Усекновение главы Пророка, Предтeчи и Крестителя Господня Иоанна.
  • День поста.

12 сентября 2017 года (вторник)

  • Перенесение мощeй благоверного князя Александра Невского.
  • Обретение мощeй благоверного князя Даниила Московского.
  • Памятный день в честь Святителей Александра, Иоанна Постника и Павла Нового.

13 сентября 2017 года (среда)

  • Положениe честного пояса Пресвятой Богородицы.
  • Священномученика Киприана Карфагенского.
  • День постный.

14 сентября 2017 года (четверг)

  • Начинается индикт — церковное новолетие.
  • Памятный день в честь Симеона Столпника и Марфы Каппадокийской.
  • Празднование икон Божией Матери Всеблаженная, Августовская, Александрийская.

15 сентября 2017 года (пятница)

  • Пpеподобных Феодосия и Антония Печерских.
  • Калужской иконы Божией Матери.
  • День постный.

16 сентября 2017 года (суббота)

  • Блаженного Иоанна Власатого, Ростовскогo чудотворца.
  • Мученицы Василисы Никомидийской.

17 сентября 2017 года (воскресенье)

  • Обретение мощей cвятителя Иоасафа, епископа Белгородского.
  • Собор Воронежских святых.
  • Иконы Неопалимая Купина.

18 сентября 2017 года (понедельник)

  • Пророка Захарии и прaведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
  • Оршанской иконы Божией Матери.

19 сентября 2017 года (вторник)

  • Михайлово Чудо или воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшегo в Хонех (Колоссах).

20 сентября 2017 года (среда)

  • Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.
  • Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского.
  • Мученика Созонта Помпеольского.
  • День постный.

21 сентября 2017 года (четверг)

  • Рождество Пресвятой Богородицы.

22 сентября 2017 года (пятница)

  • Попразднство Рождества Богородицы.
  • Праведных Богоотец Иоакима и Анны
  • Мученика Севериана Севастийского.
  • Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца.
  • Обретение и перенесение мощей святителя Феодосия коий был архиепископом Черниговским.
  • День постный.

23 сентября 2017 года (суббота)

  • Mучеников Минодоры, Митродоры и Нимфодоры.
  • Собор Липецких святых.

24 сентября 2017 года (воскресенье)

  • Перенесение мощей пpеподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцeв.
  • Пpеподобного Силуана Афонского.
  • Преподобной Феодоры Александрийской Младшей.

25 сентября 2017 года (понедельник)

  • Отдание праздникa Рождества Пресвятой Богородицы.
  • Преподобного Афанасия Высоцкого.
  • Бояновской иконы Божией Матери.

26 сентября 2017 года (вторник)

  • Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
  • Память освящения (обновления) храма Воскресения Христовa в Иерусалиме (Воскресение словущее).
  • Дубовичской иконы Божией Матери.

27 сентября 2017 года (среда)

  • Воздвижение Честного Креста Господня.
  • Преставление Иоанна Златоуста.
  • Празднование икон Божией Матери Чернокрестная, Лорецкая, Леснинская.
  • День постный.

28 сентября 2017 года (четверг)

  • Попразднство Воздвижения Креста Господня.
  • Великомученика Никиты Готфского.
  • Новоникитской иконы Божией Матери.

29 сентября 2017 года (пятница)

  • Великомученицы Евфимии Всехвальной.
  • Празднование иконы Божией Матери «Призри на Смирение».
  • День постный.

30 сентября 2017 года (суббота)

  • Mучениц Веры, Надежды, Любови и матеpи их Софии.
  • Празднование икон Божией Матери Цареградская, Макарьевская.

Православные посты в сентябре

В первом осеннем месяце многодневных постов не наблюдается, зато есть однодневные, а именно 6, 8, 11, 13, 15, 20, 22, 27 и 29 числа. Правила таких постных дней не отличаются от правил установленных, для продолжительных постов, коими являются Великий, Успенский и т.д.

Чтобы очистить свое тело и душу необходимо отказаться от большинства привычных блюд, проводить время в молитвах и каяться в прегрешениях.

Какая пища под запретом в постные дни?

С началом поста под запретом оказываются молочные продукты, мясные блюда, жирная и сдобная пища. В некоторые дни запрещено вкушать рыбу. Но не стоит огорчаться из-за подобных излишеств, ведь в наше время придумано масса вкусных и полезных блюд.

Даже руководители ресторанов и кафе учитывают особенности постных дней, включая в свое меню блюда для тех, кто решил следовать правилам питания, установленных церковью.

Подробнее о праздниках

  • Усекновение Главы Иоанна Предтечи. Это один из великих праздников в православии. События, которые принесли его к нам, происходили во времена Нового Завета. Именно в этот день казнили Иоанна Предтечу — человека, крестившего в водах реки Иордан Сына Божьего Иисуса Христа.
  • Рождество Пресвятой Богородицы. Еще один , посвященный Матери Божьей. Христиане любят его и стараются вспоминать о нем каждый год. Установлено данное двунадесятое торжество в честь рождения Девы Марии, которая появилась в праведной семье Анны и Иоакима. Согласно преданию, супружеская пара долго не могла зачать ребенка и неистово молилась Господу, чтобы тот даровал им дитя. Их просьба была услышана и вскоре на свет появилась прекрасная Дева Мария. На сегодняшний день это церковное торжество олицетворяет достаток в семье, любовь к ближнему. Многие связывают его с окончанием сбора урожая и приходом холодов.

  • Воздвижение Креста Господня. Этот духовный праздник появился на свет благодаря раскопкам святой Елены, которая без устали искала грот, в котором покоился Сын Божий. Усилия царицы были увенчаны успехом и уже в четвертом веке место захоронения Иисуса Христа обнаружили. Крест вынули и построили в его честь прекрасный храм. Поговаривают, что подлинность креста определили при помощи больной женщины: после того как та коснулась креста Господня, произошло исцеление. Сегодня все верующие стараются прийти в церковь и предстать перед иконой Иисуса дабы помолиться за здравие своих родных и упокой тех, кто давно покинул этот мир.

Все , перечисленные в нашем календаре способны исцелить израненную душу, указать путь затерявшемуся страннику и разрешить сложную проблему.

В такие дни необходимо чаще обращаться к Господу, рассказывать ему обо всех своих переживаниях. Он никогда не оставит своих Детей в беде и обязательно придет на помощь, если узрит, что она действительно нужна.

20 сентября 2017 года - Среда, 263 день 2017 года по григорианскому календарю. 20 сентября соответствует 7 сентября юлианского календаря (по старому стилю).

Праздники 20 сентября 2017 года в России

  • День рекрутера. Каким бы непривычным и труднопроизносимым не было слово «рекрутер» (англ. recruitment - подбор кадров, набор персонала), День рекрутера неофициально отмечают в России уже более 10 лет. В 1991 году в газете «Известия» появилась статья о деятельности американского HR-агентства. Тогда автор статьи впервые использовал слово «рекрутер», рассказав о методах подбора кадров в одном из крупных американских кадровых агентств. Рекрутеры - поистине уникальные люди, ведь именно эта профессия сочетает в себе глубокие знания человеческой натуры, предприимчивость, стрессоустойчивость, аналитический склад ума, целеустремленность. Рекрутером может стать только по-настоящему сильный и успешный человек, такая профессия по силам единицам. Через 10 лет, 20 сентября 2001 года несколько кадровых агентств из России, Беларуси, Кыргызстана, Казахстана и Украины впервые отметили День рекрутера. В последние годы День рекрутера уже превратился в социально-значимое событие, в ходе которого профессионалы кадровой индустрии делятся с общественностью интересной и полезной информацией о ситуации на рынке труда. Неотъемлемой частью этого праздника является проведение семинаров, консультаций по трудоустройству, круглых столов, лекций и пресс-конференций. Стоит заметить, что на сегодняшний день пока ни один государственный ВУЗ не готовит рекрутеров. Такой профессии, как специалист по поиску и подбору персонала, еще нет в реестрах Минтруда. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что кадровая индустрия в России работает, конкурентноспособна и приносит значительные результаты.
  • День HR-менеджера. День HR-менеджера отмечается в третью среду сентября в России, Украине, Беларуси и других странах СНГ. Праздник имеет неофициальный статус. В 2017 году он проходит 20 сентября. В торжествах участвуют сотрудники отделов кадров. Подбор и мотивация квалифицированного персонала обеспечивают высокие показатели деятельности компаний. Сотрудникам, которые ищут, обучают, стимулируют, ведут учет кадров, разрабатывают перечень должностных инструкций, посвящен профессиональный праздник. В День HR-менеджера устраиваются праздничные корпоративы. Руководство награждает отличившихся сотрудников почетными грамотами и ценными подарками, выносит благодарности. Проходят семинары по подбору и управлению кадрами. В эфире средств массовой информации упоминается о празднике. История праздника началась 24 мая 1835 года, когда правительство Российской империи издало постановление, которое упорядочивало взаимоотношения между владельцами предприятий и наемными сотрудниками. Документ стал первым правовым актом, который регламентировал обязанности сторон. После распада СССР расширились обязанности сотрудников отдела кадров и появилось название «hr-менеджер». HR-менеджер (от англ. human resourses) подбирает, управляет персоналом, ведет его учет, создает мотивацию труда. Он проводит собеседования с соискателями должностей и выбирает лучших претендентов, обучает сотрудников, организует тренинги по развитию личности и корпоративы. Путь в специальность начинается с получения профильного образования в высшем учебном заведении. Менеджер по персоналу должен знать психологию, менеджмент, маркетинг, уметь принимать верные решения, иметь аналитический склад ума, быть ответственным человеком. На поиск линейного персонала HR-менеджеры России в среднем тратят три недели и проводят 9 собеседований.

Также читайте:

Праздники 20 сентября 2017 года в Украине

  • День HR-менеджера.
  • День рекрутера.

Всемирные и международные праздники 20 сентября 2017 года

  • Всемирные и международные праздники 20 сентября 2017 года - отсутствуют.

Православные праздники 20 сентября 2017 года

Установлены следующие памятные даты:

  • Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы;
  • День памяти мученика Созонта Помпеольского (Киликийского);
  • День памяти святителя Иоанна, архиепископа Новгородского;
  • День памяти преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца;
  • День памяти преподобного Макария Оптинского;
  • День памяти преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби;
  • День памяти преподобных Серапиона Псковского;
  • День памяти апостолов от 70-ти Евода и Онисифора;
  • День памяти мученика Евпсихия Кесарийского (Каппадокийского);
  • День памяти преподобного Луки Глубокореченского (Каппадокийского), игумена;
  • День памяти священномучеников Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого, пресвитеров;
  • День памяти священномучеников Евгения (Зернова), митрополита Горьковского, и с ним Стефана Крейдича, пресвитера и преподобномучеников Евгения (Выжвы), Николая (Ащепьева), игуменов и Пахомия (Ионова), иеромонаха;
  • День памяти священномучеников Григория Аверина, Василия Сунгурова, пресвитеров, преподобномученика Льва (Егорова), архимандрита.

Народные праздники 20 сентября 2017 года

  • Луков день. Народный праздник «Луков день» отмечается 20 сентября (по старому стилю – 7 сентября). В церковном календаре это день памяти преподобного Луки Каппадокийского, игумена Глубокореченского. Другие названия праздника: «Лука», «Луковница», «Созонт». На Неопалимую Купину (17 сентября) лук начинали собирать, а в этот день несли его продавать на базар. Святой Лука был родом из города Каппадокии. Он вошел в историю как третий игумен Спасовой обители, получившей в народе название «Глубокие реки». Все обитатели монастыря вели аскетичный образ жизни и соблюдали постоянный пост, граничащий с голоданием. Также их ежедневной заботой было распространение слова Божия среди людей. Святой Лука отличался от остальных особенной набожностью и справедливостью. Луков день на Руси был печален по двум причинам: во-первых, он «бабье лето» кончает, а во-вторых, бабы да девки в этот день от лука плачут, когда начинают чистить его для всяких солений. Девушки, заплетая лук в косы, как всегда, гадали. Просили святого Луку, чтобы дал он им такие же золотистые и тугие косы, какие они из лука вяжут и которые бы от времени не тускнели и всегда парней привлекали. А святой Лука специально слезы на девушек насылал - для их же пользы. Крестьяне говорили так: «Наплачешься над луком - легче с долей девичьей расставаться, замуж выходить». Ведь с Лукова дня начиналась свадебная пора. В этот день из лука готовили разнообразные блюда - например, фаршировали его куриным мясом. Для этого брали крупные луковицы, обваривали кипятком и вынимали середину. Набив луковицы фаршем, их варили в бульоне или запекали в печи. Кроме печеного лука на стол ставились луковая похлебка, луковые оладьи и даже пироги с луковой начинкой. Особенно в народе любили готовить блюда с красным и фиолетовым репчатым луком. При этом никто, даже в самые отчаянные минуты, не мог позволить себе до Созонтова дня съесть хоть одну самую маленькую луковицу нового урожая. Ведь, согласно поверью, пока весь лук собран не будет, трогать его нельзя, иначе все сгниет или высохнет. Поэтому хозяева следили за луковыми грядами с особой бдительностью, чтобы вовремя и вора, и злонамеренного шутника остановить. Не из простых и легких было это дело, потому что лук в старину многометровыми грядами сажали, измеряя собранный урожай возами. А потом, чтя традиции, отвозили свое луковое богатство в ближайший город на продажу, хотя подобная торговля никогда не считалась особенно прибыльной: «Луком торговать - мочалом подпоясываться». Да разве в этом дело, пусть не велика стоимость лука, зато ценность его высока. В народе лук пользовался большим уважением как крайне полезное растение. Его использовали как лечебное и профилактическое средство при простудных заболеваниях, прикладывали его к нарывам и опухолям. Соком смачивали ранки от укусов насекомых, например, осы. Девушки мыли волосы отваром луковой шелухи, отчего они становились сильными и блестящими. Широкое применение лук получил и в магии. Его использовали при защите от сглаза и порчи, для создания оберега от людской зависти. Если начинался падеж скота, луковицы нанизывали на нитку и вешали это «ожерелье» на шею коровам и лошадям. Для дальнейшего хранения, чтобы овощ не пропал и не загнил, его сплетали в косы и подвешивали под потолком. Оставшуюся шелуху не выбрасывали, а собирали и хранили отдельно. Не зря о луке сложили множество поговорок: «Лук - добро в бою и во щах»; «Лук от семи недуг»; «Лук да баня все исправят». С детства всем известны и загадки в разных вариациях: «Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает»; «Стоит поп на грядках, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет»; «Сидит Марфутка в четырех шубках, кто поцелует, тот сморщится».

Праздники 20 сентября 2017 года в странах мира

  • Праздник в Белоруссии 20 сентября 2017 года - День таможенника. Особенность географического положения Белоруссии, заключающаяся в отсутствии выхода к морю, а также границы с пятью странами издревле способствовали развитию и укреплению в стране таможенных правил и норм. Закономерно, что в 1996 году, вскоре после провозглашения Беларусью независимости, в Республике был учрежден профессиональный праздник таможенников. День таможенника отмечается в стране ежегодно 20 сентября. 20 сентября 1991 года согласно Постановлению Верховного Совета Республики Беларусь «О таможенной службе Республики Беларусь» Белорусское управление Государственного таможенного контроля СССР было преобразовано в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Как заявил на пресс-конференции в Национальном пресс-центре Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь А.Шпилевский: «...Установив в 1996 году этот праздник, государство подчеркнуло значимость профессии таможенника и вклад таможенной службы в социально-экономическое развитие страны». С этого момента начался новый этап в развитии белорусской таможенной службы, характеризующийся становлением ее как правоохранительного органа, стоящего на защите экономических интересов страны. За время существования новой структуры были разработаны и приняты важные документы, создающие законодательную основу работы таможенной службы. В 1992 году был принят Закон Республики Беларусь «Об основах организации таможенной службы Республики Беларусь», в котором были определены правовые и организационные аспекты таможенного дела в Республике, а также основные задачи таможенной службы. Далее, в 1993 году был введен в действие Таможенный кодекс и принят Закон «О таможенном тарифе». В 1997 году была принята новая редакция Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе», а 17 июля 1998 года был введен в действие новый Таможенный кодекс Республики Беларусь. 2 февраля 2000 года было утверждено новое Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь. Одним из последних документов является новая редакция Таможенного кодекса Республики Беларусь, вступившая в силу 1 июля 2007 года. В новом Таможенном кодексе учтены принципы регулирования внешнеторговых отношений Всемирной таможенной организации и механизмы таможенного регулирования, а также изложены основные функции таможенных органов Республики Беларусь. В марте 2001 года по Указу президента Беларуси, «в целях сохранения и развития исторических традиций таможенных органов», были учреждены геральдический знак - эмблема и флаг таможенных органов Республики.
  • Праздник в Белоруссии 20 сентября 2017 года - День рекрутера.
  • Праздник в Казахстане 20 сентября 2017 года - День рекрутера.
  • Праздник в Киргизии 20 сентября 2017 года - День рекрутера.
  • Праздник в Кыргызстане 20 сентября 2017 года - День предпринимателя. Признавая весомый вклад предпринимателей в экономику Республики, учитывая значимость и важность развития предпринимательства как одной из главных движущих сил прогресса и поддерживая резолюцию I съезда предпринимателей Кыргызстана, Правительство Кыргызской Республики (Постановление от 20 октября 2000 года) установило профессиональный праздник, День предпринимателя, который ежегодно отмечается 20 сентября. Традиционно к этому дню в разных городах предпринимателями организуются различные тематические мероприятия (семинары, конференции, выставки...), связанные с вопросами ведения бизнеса, а также праздничные торжества. За годы независимости в стране, в результате проведения глубоких социально-экономических реформ, сформировалось отечественное предпринимательство, представляющее собой мощную общественно-политическую силу. 25 ноября 2002 года Президент Кыргызской Республики А.Акаев подписал Указ «О Совете по развитию предпринимательства при Президенте Кыргызской Республики». Данный документ принят в целях обеспечения проведения согласованной политики и урегулирования отношений в сфере развития предпринимательства, совершенствования механизма защиты прав и интересов предпринимателей. По Указу, Совет по развитию предпринимательства занимается проблемами создания благоприятных условий и развития предпринимательства. Также Совет ведет работу по реализации задач Республиканских конференций предпринимателей Кыргызстана.
  • Праздник в Азербайджане 20 сентября 2017 года - День нефтяников. В Азербайджане отмечается ежегодно 20 сентября День нефтяников. Этот праздник был учрежден в 2001 году, его дата посвящена годовщине подписания в 1994 году соглашения «О долевом распределении продукции», касающегося разработок глубоководных месторождений в азербайджанском секторе Каспийского моря. Соглашение 1994 года стало для Азербайджана своеобразным «контрактом века»: после его подписания в экономической жизни страны начался настоящим перелом. На разработку морских месторождений нефти на поисково-разведочные работы были выделены колоссальные суммы. Итогом разработок стало открытие в 2006 году нефтепровода Баку-Тбилисси-Джейхан, ставшего основным экспортным нефтепроводом азербайджанской нефти. Свой праздник нефтяники Азербайджана всегда отмечают очень активно. Они с удовольствием принимают поздравления от своих родных и близких, от начальства и коллег.
  • Праздник в Южной Осетии 20 сентября 2017 года - День независимости. Ежегодно 20 сентября в Южной Осетии отмечается всенародный праздник День независимости. 20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял декларацию о государственном суверенитете Юго-Осетинской советской демократической республики. В этом документе Юго-Осетинская автономная область была провозглашена «Юго-Осетинской советской демократической республикой (ЮОСДР) в составе СССР», а также утверждался «государственный суверенитет как верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». В декларации отмечалось, что «естественным и необходимым условием дальнейшего развития Юго-Осетинской советской демократической республики, как формы государственности осетинского народа, является полная независимость в решении всех политических, социально-экономических вопросов, за исключением тех, которые она добровольно передает в ведение Союза ССР после ее принятия в свой состав Верховным Советом СССР». Сегодня День независимости для жителей Южной Осетии по-настоящему значимый праздник. С 2008 года Республика является частично признанным независимым государством. Ее признали как независимую страну Россия и четыре другие государства-члены ООН (Никарагуа, Науру, Венесуэла и Тувалу). Праздник в Южно Осетии отмечается очень широко. В этот день проходят возложения венков и цветов к памятникам погибших и мемориалам памяти, устраиваются праздничные демонстрации, концерты, спортивные соревнования, и все это, конечно же, сопровождается массовыми народными гуляниями.
  • Праздник в Таиланде 20 сентября 2017 года - Национальный день молодежи. Национальный день молодежи в Таиланде празднуется ежегодно 20 сентября. Этот праздник посвящен годовщине рождения пятого и восьмого королей из династии Чакри: короля Чулалонгкорна (Рамы V) и короля Ананды Махидола (Рамы VIII). Праздник не является государственным выходным днем. Король Чулалонгкорн был пятым правителем страны из династии Чакри, в народе он заслужил любовь и глубокое уважение. Его называли «Великим Любимым Королем». Прославился король Чулалонгкорн своими реформами в пользу модернизации Сиама. Король Ананда Махидол приходился Чулангкорну внуком, он считается восьмым королем Таиланда из династии Чакри, хотя официально так и не был коронован. Ананда Махидол был провозглашен королем, когда ему было всего 10 лет, фактически страной управлял не он, а его регенты. Ананду Махидола нашли застреленным в июне 1946 года: было ли это убийство или же самоубийство - неизвестно и по сей день.
  • Праздник в Камбодже 20 сентября 2017 года - Пчум Бен - праздник предков. В Камбодже одним из государственных праздников является Пчум Бен - праздник предков, длящийся 15 дней. Кульминация празднования приходится на 15-й день 10-го месяца по кхмерскому календарю, по григорианскому календарю праздник обычно выпадает на октябрь. Этот религиозный праздник поминовения усопших предков приходится на конец буддистского поста, известного под названием Васса. Он начинается в первый день месяца убывающей луны и длится 15 дней, однако в качестве национального праздника отмечаются три последних дня. В дни праздника Пчум Бен камбоджийцы отдают дань памяти умершим предкам до седьмого колена. Считается, что в эти дни открываются врата загробного мира и повелитель царства мертвых отпускает души умерших в наш мир. Прежде чем посещать своих родных, они отправляются в храмы и монастыри, где им обязательно нужно оставить подношения в виде сваренного на кокосовом молоке риса. Если не оставить подношение, духи могут разгневаться и проклясть свою семью. Молитвы о покойных предках возносят монахи, а миряне в это время обеспечивают их едой. Пчум Бен - уникальный праздник. Несмотря на то что во многих восточных культурах существуют праздники поминовения умерших предков, в таком виде он существует только в Камбодже.
Loading...Loading...